3 февраля 2022 года войдет в историю отечественной цифровизации как дата открытия Реестра российских операторов информационных систем, занятых выпуском цифровых финансовых активов (ЦФА). Москва, РФ — ПАО «МТС» (MOEX: MTSS), цифровая экосистема, сообщает о том, что Банк России включил в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, ООО «Блокчейн Хаб». Оператор информационной системы «Атомайз» 06.07.2023 принял решение о прекращении выпуска Цифровых прав NDM_7 в соответствии с п. 3.5.6.2 Правил информационной системы Оператора. У Банка России на рассмотрении находятся в настоящее время девять заявок на включение в реестр операторов обмена цифровыми финансовыми активами. дату внесения Банком России в реестр и исключения из реестра сведений об осуществлении оператором отдельных расчетов.
СПБ Биржа стала оператором информационных систем по выпуску финансовых активов
В последующих релизах будут реализованы остальные виды ЦФА: гибридные, на долю в непубличном акционерном обществе и права требования по эмиссионным ценным бумагам. Среди них — « ВТБ факторинг », где базовым активом для ЦФА выступит портфель обязательств, уступленных в адрес фактора, и девелопер «Джи-групп», который планирует выпустить на платформе «Мастерчейн» ЦФА с привязкой к стоимости квадратного метра строящегося жилья. Это должно создать дополнительный стимул для развития рынка цифровых финансовых активов в России. На наш взгляд, компания «Мастерчейн» обладает компетенциями, необходимыми для того, чтобы предложить рынку оригинальную блокчейн-платформу для широкого круга эмитентов ЦФА и расширить продуктовую линейку базовых активов для цифровизации », — отметил Дмитрий Ищенко , заместитель генерального директора ассоциации « Финтех », член совета директоров компании «Мастерчейн». ИТ в банках «Мы давно обсуждали с коллегами из «Мастерчейн» возможность выпуска ЦФА с привязкой к рыночной стоимости квадратного метра в жилых комплексах компании или рентного дохода с коммерческой площади наших торговых центров.
Пока мы находимся в начале пути работы с цифровыми активами, понимая, что для дальнейшего развития необходима адаптация существующей нормативной базы. В этом направлении мы готовы плотно сотрудничать с регулятором и органами исполнительной власти».
Инфраструктура платформы будет доступна также крупным компаниям, среднему и малому бизнесу, в том числе микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям, отметили в банке.
Юрлица и ИП смогут токенизировать долговые обязательства, драгоценные металлы, сырье, материалы, свои продукты и услуги, недвижимость и интеллектуальную собственность. Сейчас в реестр операторов информационных систем входят еще пять компаний: блокчейн-платформа Atomyze компания "Интеррос", входит в состав консорциума ее инвесторов , площадки Сбербанка и Альфа банка, компания "Мастерчейн", а также финтех-компания "Лайтхаус", совместно с "Трансмашхолдингом" занимающаяся разработкой цифровой финансовой экосистемы.
В случае неоднократного в течение одного года неисполнения оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, специальных экономических мер, предусмотренных статьей 3. Со дня исключения оператора информационной системы из реестра операторов информационных систем запрещается внесение изменение в соответствующую информационную систему записей о цифровых финансовых активах. Оператор информационной системы, исключенный из реестра операторов информационных систем, обязан не позднее 30 рабочих дней со дня его исключения из реестра операторов информационных систем обеспечить передачу хранящейся в информационной системе сводной информации о лицах, выпустивших цифровые финансовые активы, а также об обладателях цифровых финансовых активов, выпущенных в информационной системе, и принадлежащих им цифровых финансовых активах оператору иной информационной системы в порядке , установленном нормативным актом Банка России. Указанная сводная информация должна быть сформирована по состоянию на день исключения оператора информационной системы из реестра операторов информационных систем.
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе обратиться в Банк России с ходатайством об исключении его из реестра операторов информационных систем при условии полного исполнения обязательств лицами, выпустившими цифровые финансовые активы в соответствующей информационной системе, перед всеми обладателями цифровых финансовых активов. Банк России исключает оператора информационной системы из реестра операторов информационных систем не позднее 14 рабочих дней со дня представления им в Банк России ходатайства и документов, подтверждающих факт полного исполнения обязательств лицами, выпустившими цифровые финансовые активы в соответствующей информационной системе, перед всеми обладателями цифровых финансовых активов. Требования частей 2 в части представления в Банк России документов в отношении лиц, указанных в частях 5 и 6 статьи 5 настоящего Федерального закона и 5 в части отказа Банка России в согласовании правил информационной системы в случае несоответствия лиц, указанных в частях 5 и 6 статьи 5 настоящего Федерального закона, требованиям к квалификации, установленным частью 7 статьи 5 настоящего Федерального закона, и или требованиям к деловой репутации, установленным частью 8 статьи 5 настоящего Федерального закона настоящей статьи не распространяются на кредитные организации, организаторов торговли, профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра или депозитарную деятельность, которые осуществляют деятельность оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.
Включение в реестр операторов персональных данных станет обязательным для большинства
При предпроектном обследовании исследуются объекты классификации. При этом анализируются отечественные, иностранные и международные аналоги классификаторов и соответствующая документа- ция. На этапе обследования определяются задачи, при решении кото- рых должен использоваться разрабатываемый классификатор. По результатам обследования готовятся предложения по разработке общегородского классификатора, обосновывается необходи- мость его разработки. При этом отражаются следующие вопросы: - описание исходного множества объектов классификации; - обеспечение соответствия с общероссийскими и международными классификациями; - общее состояние работ по классификации и кодированию объек- тов данного вида информации; - предлагаемая структура классификатора; - источники для сбора объектов классифицируемого множества; - методы классификации и кодирования; - основные признаки классификации; - предложения по организациям обязательного согласования; - предложение по регламенту ведения и обслуживания пользователей. К предложениям прилагается фрагмент проекта разрабатываемого классификатора. Предложения по проекту классификатора направляются Оператору. На стадии разработки проекта общегородского классифи- катора проводятся следующие работы: - классификация заданного множества объектов; - унификация построения и написания наименований объектов; - кодирование заданного множества объектов; - определение порядка ведения классификатора. Классификация заданного множества объектов предусматривает: - выделение признаков классификации; - определение методов классификации; - определение глубины классификации.
Кодирование заданного множества объектов предусматривает: - выбор метода кодирования; - выбор алфавита и длины кода; - построение структуры кода; - кодирование объектов классификации, их группировок и признаков. По результатам данного этапа представляются: - проект общегородского классификатора; - проект положения о ведении классификатора; - пояснительная записка. Общегородской классификатор содержит следующие струк- турные элементы: титульный лист, содержание, введение, перечень позиций классификатора. Положение о ведении общегородского классификатора оп- ределяет: - функции организаций, участвующих в ведении классификатора; - порядок внесения изменений в общегородской классификатор; - способ публикации классификатора. В пояснительной записке приводится: - основание для разработки; - краткая характеристика классификатора; - сведения о взаимосвязи с другими классификаторами; - особенности ведения классификатора; - сведения о рассылке классификатора на отзыв. На стадии согласования проекта общегородского класси- фикатора осуществляется рассылка проекта классификатора и проекта положения о ведении классификатора в организации обязательного согласования от лица и по списку Оператора. По итогам согласования готовятся окончательные редакции классификатора и положения о ве- дении классификатора для их утверждения. Общегородские классификаторы по согласованию с Генераль- ным конструктором городской целевой программы "Электронная Москва" утверждаются Правительством Москвы или по его поручению Операто- ром.
Одновременно утверждаются положения о ведении общегородских классификаторов, назначаются организации, ответственные за ведение каждого конкретного общегородского классификатора, утверждается план мероприятий по изданию и внедрению классификаторов. Городские отраслевые ведомственные классификаторы и классификаторы городских предприятий и организаций разрабатываются одновременно с разработкой соответствующих информационных ресурсов и систем и утверждаются в процессе принятия информационных ресур- сов и систем в эксплуатацию. В состав комиссии по приемке информа- ционных ресурсов и систем в эксплуатацию включается представитель Оператором. После утверждения общегородские классификаторы подлежат регистрации в Едином реестре информационных ресурсов и систем г. Каждому общегородскому классификатору присваивается обозначение, состоящее из обозначения его категории - ОГК, отде- ленного пробелом трехзначного регистрационного номера и отделенно- го тире года принятия общегородского классификатора, записываемого четырьмя цифрами. Для общегородского классификатора, построенного на основе полного аутентичного текста международного или общероссийского классификатора, а также гармонизированного с ним, указываются в скобках обозначения этих классификаторов после обозначения катего- рии общегородского классификатора. Для общегородского классификатора, построенного на основе международного или общероссийского классификатора, их обозначения указываются в скобках после обозначения общегородского классифика- тора. После приема в эксплуатацию информационных ресурсов и систем, содержащих городские отраслевые ведомственные классифи- каторы или классификаторы предприятий и организаций, данные клас- сификаторы подлежат регистрации в Едином реестре информационных ресурсов и систем г.
Москвы в составе соответствующих систем. Порядок обозначения городских отраслевых ведомственных классификаторов и классификаторов городских предприятий и органи- заций устанавливают органы, утвердившие данные классификаторы. Учет классификаторов различных категорий, используемых при функционировании городских информационных ресурсов и систем, осуществляется в метабазе данных по классификаторам в составе Еди- ного реестра информационных ресурсов и систем г. Порядок внесения изменений в общегородской классифика- тор определяется положением о ведении конкретного общегородского классификатора. При пересмотре общегородского классификатора раз- рабатывается новый классификатор взамен действовавшего в соответс- твии с настоящим документом. Порядок ведения классификаторов. Ведение системы общегородских классификаторов обеспечи- вает Оператор. Присвоение идентификатора наименование и код объекту классификации осуществляется организацией, отвечающей за первичную регистрацию и учет соответствующего объекта классификации.
Каждый классификационный признак группа признаков , ис- пользуемый для описания объектов в различных информационных систе- мах, имеет один первоисточник значений. Поддержание общегородских классификаторов в достоверном и актуальном состоянии включает разработку, согласование и утверж- дение изменений, вносимых в общегородские классификаторы, их офи- циальную публикацию, а также автоматизированное внесение изменений в электронные версии общегородских классификаторов. Изменениями в общегородских классификаторах являются: - аннулирование позиции классификатора; - изменение позиции классификатора; - включение новой позиции в классификатор; - включение классификационной группировки; - аннулирование классификационной группировки. Изменения к общегородским классификаторам после их сог- ласования с заинтересованными организациями утверждаются Операто- ром. Информационное обслуживание пользователей в части конк- ретных общегородских классификаторов и вносимых в них изменений обеспечивают организации, ответственные за их ведение. Пользователям общегородских классификаторов предоставля- ются следующие виды информационных услуг: - предоставление контрольного экземпляра классификатора; - обеспечение изменениями к контрольному экземпляру классифи- катора; - предоставление отдельных разделов классификатора; - предоставление копий контрольного экземпляра классификатора; - предоставление выборочной информации из классификатора; - проведение консультаций. Указанные услуги предоставляются в виде документов на бумаж- ном носителе, в электронном виде, с использованием каналов связи. Условия информационного обслуживания пользователей клас- сификаторами, порядок предоставления услуг на основе классификато- ров определяются Законом города Москвы от 24 октября 2001 года N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы", а также положениями о ведении конкретных общегородских классифика- торов.
Информация о принятии, отмене, замене общегородских классификаторов, внесенных в них изменениях, а также тексты этих изменений публикуются на соответствующем Интернет-сайте Оператора. Выполнение технологических функций по ведению общего- родских классификаторов и обслуживанию ими пользователей может быть возложено на договорной основе на государственное унитарное предприятие или государственное учреждение г. Ведение общегородских классификаторов должно произво- диться в документарной и автоматизированной форме. Автоматизированное ведение общегородских классификато- ров осуществляется с использованием автоматизированной системы ве- дения общегородских классификаторов. Эксплуатация автоматизированной системы ведения общего- родских классификаторов осуществляется Оператором в установленном порядке. Ведение городских отраслевых ведомственных классифи- каторов возлагается на организации соответствующих Комплексов го- родского управления, назначаемые руководителями Комплексов. Ведение классификаторов городских предприятий и органи- заций осуществляется этими предприятиями и организациями. Порядок ведения городских отраслевых ведомственных классификаторов, классификаторов городских предприятий и организа- ций определяют утвердившие их органы власти города, ведомства и организации.
Задачами контроля за функционированием ЕСККМ являются: - выполнение руководящих и нормативных документов в области ЕСККМ в городе; - обоснованность разработки применения классификаторов той или иной категории в городе; - минимизация дублирования разработок классификаторов; - качество разрабатываемых классификаторов; - эффективность функционирования системы ведения классифика- торов; - эффективность системы обслуживания городских пользователей классификаторами; - результаты внедрения классификаторов; - обязательность применения различных категорий классификато- ров в соответствующих для их использования областях. При контроле за функционированием ЕСККМ используются следующие механизмы: - согласование планов и программ по разработке и модернизации городских информационных ресурсов и систем; - паспортизация и учет городских информационных ресурсов и систем; - инвентаризация городских информационных ресурсов и систем в части использования классификаторов; - согласование проектных документов по разработке городских информационных ресурсов и систем в части классификаторов; - согласование проектов общегородских классификаторов; - участие в комиссиях по приему информационных ресурсов и систем в эксплуатацию; - анкетирование заказчиков, разработчиков и пользователей го- родских информационных ресурсов и систем; - анализ описаний информационных ресурсов и систем в части используемых классификаторов при их регистрации в Едином реестре информационных ресурсов и систем города Москвы; - анализ метабазы классификаторов. Служба ведения общегородских классификаторов. Служба ведения общегородских классификаторов далее Служба создается в своем составе государственным унитарным предп- риятием или государственным учреждением г. Москвы, выполняющим тех- нологические функции по ведению общегородских классификаторов и обслуживанию ими пользователей. В своей деятельности Служба руководствуется федераль- ными и городскими законами, постановлениями и распоряжениями Пра- вительства Москвы, основными положениями Единой системы классифи- кации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации Российской Федерации ПР 50. Пользователями информационных услуг Службы являются в установленном порядке п. Москвы и организа- ции, разрабатывающие и эксплуатирующие городские информационные системы и ресурсы.
Основными задачами Службы являются: 10. Обеспечение единой политики в области: - использования общероссийских и отраслевых классификаторов; - разработки, внедрения и ведения общегородских, городских отраслевых ведомственных классификаторов и классификаторов го- родских предприятий и организаций; - информационного обслуживания международными, общероссийски- ми и общегородскими классификаторами технико-экономической и соци- альной информации. Обеспечение условий интеграции городских информацион- ных ресурсов и систем посредством создания и развития Единой сис- темы классификации и кодирования технико-экономической и социаль- ной информации, включающей: - комплекс взаимоувязанных нормативно-технических и методи- ческих материалов; - комплекс взаимоувязанных международных, общероссийских, об- щегородских, городских отраслевых ведомственных классификаторов и классификаторов предприятий и организаций; - автоматизированную информационную систему ведения классифи- каторов и обслуживания пользователей; - систему контроля за разработкой, внедрением и использовани- ем классификаторов в городе. Обеспечение сопоставимости общегородских классифика- торов с городскими отраслевыми ведомственными классификаторами и классификаторами предприятий и организаций, контроль за использо- ванием общегородских классификаторов при обмене информацией между городскими информационными системами. Функции Службы. Аналитическая деятельность. Сбор, анализ и обобщение информации об используемых классификаторах в городских информационных системах. Ведение мета- базы используемых классификаторов.
Сбор, анализ и обобщение данных о потребностях го- родских информационных систем в различных классификаторах, предло- жений по изменению их состава и структуры. Ведение метабазы разра- батываемых и планируемых к разработке классификаторов.
В 2017 году компания начала разработку собственной платформы «Мастерчейн». Ранее в реестр операторов информационных систем по выпуску цифровых финансовых активов ЦБ РФ включил четыре компании: блокчейн-платформу «Атомайз», Сбербанк, финтех-компанию «Лайтхаус» и Альфа-банк.
Это, считают в регуляторе, «повышает инвестиционную привлекательность и ликвидность финансового продукта». Ранее, в июне 2023 года, Банк России включил СПБ биржу в реестр операторов информационных систем, что позволило торговой площадке предоставлять возможность другим организациям выпускать и обращать цифровые права в своей инфраструктуре. Статус оператора обмена позволяет обеспечивать совершение операций с ЦФА, выпущенными не только в собственной информационной системе, но и других системах», — следует из пресс-релиза площадки.
Регулятор признал правила информационной системы компании и техническую реализацию платформы соответствующими законодательству, поясняется в сообщении ЦБ. Согласование правил и внесение в реестр позволяют компании обеспечивать клиентам возможность выпуска цифровых финансовых активов ЦФА на своей платформе и получения новых видов продуктов в токенизированной форме, указано в релизе Центробанка. Организация также сможет самостоятельно осуществлять операции обмена внутри своей платформы, поскольку в правила информационной системы заложены положения правил обмена ЦФА.
У цифровых активов размножились операторы
Банк России внес ООО «Системы распределенного реестра» в реестр операторов информационных систем по выпуску цифровых финансовых активов (ЦФА), список зарегистрированных операторов ЦФА увеличился до пяти. «Тензор» включили в реестр операторов ЭПД, допущенных к промышленной эксплуатации. ЦБ внес "Тинькофф банк" в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов (ЦФА). Минтранс определил порядок, согласно которому юрлиц будут включать в реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов. Банк России расширил реестр операторов информационных систем по выпуску цифровых финансовых активов (ЦФА) до восьми, новым оператором стала ПАО "СПБ биржа", следует из информации на сайте регулятора.
Банк России рассматривает девять заявок на включение в реестр операторов обмена ЦФА
Атомайз — первая в России платформа цифровых финансовых активов ЦФА. В феврале 2022 г. Решение Атомайз позволяет бизнесу быстро и удобно привлекать финансирование и управлять свободной ликвидностью через выпуск ЦФА.
Через платформу в конце 2020 г. Активы были нужны для перевода в цифровой формат части контрактов с промышленными партнерами компании — Traxys SA и Umicore SA, пояснили тогда в «Норникеле». На сайте Atomyze говорится, что она представляет собой площадку для цифровизации активов и процессов на базе технологий распределенных реестров. Платформа обеспечивает выпуск и обращение ЦФА, обменивает последние на аналоги или фиатные деньги, реализует выпуск цифровых прав. При этом Atomyze не работает с цифровыми валютами, в том числе биткойном.
Чуть ранее были утверждены правила обмена электронными перевозочными документами , предваряющие запуск с осени 2022 года Госсистемы ЭПД.
Новый Приказ для операторов ЭДО также вступает в силу с 1 сентября 2022 года и будет действителен 6 лет. Что нужно для включения в Реестр Оператор ЭДО должен подать заявление на включение в Реестр через онлайн-порталы ведомства. Вместе ним приложить копии документов, которые подтверждают нормативные требования, а именно: справку об уплате необходимых налогов, сборов, взносов и т. Пакет документов должен быть подписан УКЭП руководителя.
В последующих релизах будут реализованы остальные виды ЦФА: гибридные, на долю в непубличном акционерном обществе и права требования по эмиссионным ценным бумагам. Среди них — « ВТБ факторинг », где базовым активом для ЦФА выступит портфель обязательств, уступленных в адрес фактора, и девелопер «Джи-групп», который планирует выпустить на платформе «Мастерчейн» ЦФА с привязкой к стоимости квадратного метра строящегося жилья. Это должно создать дополнительный стимул для развития рынка цифровых финансовых активов в России. На наш взгляд, компания «Мастерчейн» обладает компетенциями, необходимыми для того, чтобы предложить рынку оригинальную блокчейн-платформу для широкого круга эмитентов ЦФА и расширить продуктовую линейку базовых активов для цифровизации », — отметил Дмитрий Ищенко , заместитель генерального директора ассоциации « Финтех », член совета директоров компании «Мастерчейн». ИТ в банках «Мы давно обсуждали с коллегами из «Мастерчейн» возможность выпуска ЦФА с привязкой к рыночной стоимости квадратного метра в жилых комплексах компании или рентного дохода с коммерческой площади наших торговых центров.
«Такском» включён Минтрансом в реестр операторов ИС ЭПД
"Банк России включил "Мастерчейн" в реестр операторов информационных систем по выпуску ЦФА. Главная Новости законодательства Федеральное законодательство Внесены изменения в порядок ведения Банком России реестра операторов информационных систем, реестра операторов обмена цифровых финансовых активов. Приказ Министерства транспорта РФ от 25 мая 2022 г. N 200 "Об утверждении Порядка включения юридических лиц в реестр операторов информационных систем электронны. Банк России внес ООО "Системы распределенного реестра" в реестр операторов информационных систем по выпуску цифровых финансовых активов (ЦФА), список зарегистрированных операторов ЦФА увеличился до пяти. Сейчас проводится проверка готовности взаимодействия информационных систем претендентов на статус ОРД с Единым реестром интернет-рекламы (ЕРИР). Реестр операторов информационных систем, которые выпускают ЦФА, будет вести Банк России.
ЦБ РФ внес СПб-биржу в реестр операторов информационных платформ по выпуску ЦФА
ЦБ расширил список операторов информационных систем, через которые можно выпускать цифровые финансовые активы (ЦФА): в него добавились «Сбер» и финтех-компания Lighthouse. Утвержденными правилами установлено, что реестр ведет Минтранс в электронном виде. Компания Мастерчейн (ООО «Системы распределенного реестра») получила статус оператора информационной системы. Минтранс определил порядок, согласно которому юрлиц будут включать в реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов. "Банк России включил первую организацию ООО "Атомайз" в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов (ЦФА)", – говорится в сообщении. Регулятор внес ООО «Системы распределенного реестра» в перечень операторов информационных систем по реализации цифровых финансовых активов.