Чаще всего кутья — это рассыпчатая пшеничная, перловая или рисовая каша, подслащенная медом, фруктами, сухофруктами. Православная поминальная трапеза. Зачем на поминках готовят кутью? Была на похоронах и была крайне удивлена усобшая была неверующий человек, но ей к рукам положили икону правильно ли?
Похоронные обряды и поминки у народа мари
По одной из версий, обрядовая каша пришла на Русь из Греции. Согласно другой, кутья появилась еще в язычестве, а священнослужители из Византии просто дали ей название. Какой бы ни была ее история, она по-прежнему присутствует на столах христиан в особые дни. Кутью варят не только для поминок, ее также делают в Рождественский сочельник и на Крещение. Что символизирует кутья Кутья всегда была символом, который говорит об обновлении и перехода от одного этапа к другому. Поэтому ее варят в особые церковные праздники, а также она присутствует на столе во время поминок. Зерна в поминальной кутье символизируют воскрешение.
В некоторых магазинах можно найти уже готовые смеси для приготовления кутьи или колива. Обязательный ингредиент поминального блюда. Специалисты советуют использовать именно гречишный мед, который имеет дивный аромат и сладкую горчинку. Если меда нет, можно использовать сахарный сироп. Частый ингредиент в поминальном блюде. Растительный продукт можно приобрести в любом магазине в бакалейном отделе. Перед добавлением в блюдо, мак нужно замочить и растереть. Грецкие орехи. Очищенные ядра светлого оттенка дополнят вкусовые качества блюда. Присутствует практически во всех рецептах кутьи поминальной из риса. Предпочтение нужно отдавать светлым сортам изюма. Перед добавлением в блюдо изюм замачивается на 15-20 минут в кипятке. Поминальная каша также может включать цукаты, ягоды и прочие растительные сладости. Считается, что кутья должна быть богатой на ингредиенты, поэтому можно не бояться испортить блюдо, и добавлять в рецепт желаемые продукты. Если нет возможности приготовить богатую кутью, можно воспользоваться бюджетными рецептами, которые включают рис, сахарный сироп и консервированные ягоды. Что делать, есть после поминок осталась кутья? Для поминального обеда рекомендуется готовить немного кутьи, из расчета количества гостей. По традиции, каждый пришедший помянуть покойного, должен взять три ложки кутьи из пиалы. Как правило, люди берут по пол-ложки яства три раза, а затем приступают к другим блюдам. Готовить много не рекомендуется, так как выбрасывать кутью запрещено.
Иногда в рецепт добавляют орехи, мак, цукаты, засахаренную вишню. Кутью часто путают с коливом сочивом. Эти блюда схожи в плане кулинарии, разница больше символическая: коливо готовят на Рождественский или Крещенский сочельник. Поминальная трапеза как особый ритуал Церковный устав, или Типикон, трактует поминки как продолжение богослужения через вкушение пищи. Во время поминальной трапезы мы не просто отдаем дань памяти усопшему, но и вспоминаем о том, как устроен миропорядок: все божественное вечно, а все земное — зыбко. И божественное всегда одерживает верх над мимолетным, греховным. Поминки — способ напомнить об истинно важных для любого верующего человека вещах через призму недавней потери. Кутья в этом напоминании считается ключевым символом: недаром именно с трех ложек сладкой каши начинается поминальный обед. Традиционно перед подачей на стол кутию освящают в церкви во время службы. Если такой возможности нет, можно самостоятельно окропить кашу святой водой дома. Символика кутьи Как любая ритуальная пища, кутия имеет определенное место и значение в трапезе. Символика кутьи выстроена вокруг главной темы всего православия — темы воскресения. Основой блюда является крупа — зерно, которое издревле у многих народов считалось символом возрождения. После того как зерно попадает в землю, оно дает росток, а затем истлевает по аналогии с телом покойного. Закончив свой земной путь, душа усопшего обретает истинное бессмертие, начинает новую, настоящую жизнь. Мед, сладкие сухофрукты в этом случае означают сладость пребывания в Царствии Небесном.
Об этом Имамеев написал на своей странице в Instagram. В конечном счете, такая социальная реклама достигла цели — вопрос ношения масок вновь попал в повестку дня почти каждого из нас», — отметил Имамеев. Тех, кому не понравилась такая реклама, российский градоначальник призвал не быть ханжами. По его мнению, «моральная грань пересечена не была», а, кроме того, в жизни, по его словам, есть вещи и «куда жестче по содержанию».
Рецепт кутьи на поминки
Кутья на поминках продолжает оставаться главным блюдом. Священнослужители рекомендуют поминать кутьёй усопшего за завтраком, обедом и ужином – до тех пор, пока она не закончится. Что делать с кутьей, оставшейся после поминок, похорон, отпевания, способы применения остатков кутьи, если не доели. Суеверие заключается в том, что отрицательная энергия похорон или грехи усопшего могут переходить на одежду или накликать беду в дом.
Почему на поминках первой надо есть кутью
Круговая форма блинов также символизирует цикличность жизни и переход души из одного мира в другой. Традиция поднесения блинов на поминки является еще одним проявлением уважения и любви к умершим. Этот древний обряд сплачивает родных и близких, дарит чувство единения с предками и утешает в трудные дни скорби, напоминая, что память о ушедших остается живой и вечной. Традиции поминок Традиции поминок в русской православной культуре представляют собой глубокий и древний обряд, который символизирует уважение и заботу о усопших. Этот важный религиозный обычай передается из поколения в поколение, укрепляя связь между предками и потомками, и олицетворяет веру в вечную память и духовное перерождение. Поминальные молитвы Поминальные молитвы — это особый вид молитв, совершаемых в память о умерших родственниках, друзьях или близких. Такие молитвы имеют особое значение и считаются важным звеном в связи с душами усопших. Особенно важными считаются поминальные молитвы в определенные дни поминовения, такие как троицкие и годовщины смерти. Традиционно поминальные молитвы читаются на кладбище, у могилы усопшего, или в храме, где совершается панихида. Панихида — это особое богослужение, приуроченное к поминовению умерших.
В ходе панихиды священнослужитель возглавляет молитвенное чтение, принося душевный покой и поддержку родным и близким покойного. Основная молитва, которую читают на поминальных обрядах, называется "Отче наш" или "Молитва Господня". Она сопровождается чтением "Вечной памяти", которая призывает помнить об усопшем и сохранять его в памяти живых. Дополнительно могут читаться молитвы за упокой и о спасении души умершего. Также на поминальных обрядах принято возносить молитвы и молебны в честь святых, заступников умершего, которые по верованию православных христиан могут просить у Бога милость и прощение для усопшего. Важным аспектом поминальных молитв является единение родных и близких в молитвенной памяти об усопшем. Общие молитвы сближают семью и друзей, помогая преодолеть горе от утраты и поддерживая их в трудные моменты скорби. Правила русских православных поминок находят свое отражение не только в вероучении, но и в культуре. Многие обычаи, связанные с поминками, передаются из поколения в поколение.
Это может быть прием пищи по окончании поминальных обрядов, выкладывание у могилы хлеба и зерна, а также различные символические действия, которые служат выражению почтения и уважения к памяти умерших. Традиции поминок — это неотъемлемая часть национальной культуры, которая укрепляет духовные узы с предками и помогает сохранить веру и уважение к своим корням. Важность поминальных молитв заключается не только в увековечивании памяти о тех, кто ушел из жизни, но и в единении живых в молитвенной общности и поддержке друг друга в боли и горе утраты. Подношения и символика Одним из особых аспектов этого молитвенного поминовения являются подношения и символика, которые пронизывают этот торжественный обряд, придавая ему особую глубину и значимость. Подношения на могиле Важным элементом традиций русских православных поминок является принесение подношений на могилу усопшего. Это могут быть различные предметы, которые символизируют уважение и заботу о душе умершего. Хлеб и соль. Хлеб символизирует духовное питание, а соль — очищение души усопшего и его переход в новый мир. Это также является знаком гостеприимства и доброжелательности к душе умершего.
Вода предназначена для утоления жажды души усопшего и дарит ей освежение после перехода. Вино является символом жизни, крови Христовой, и представляет собой образ духовного обновления и преображения. Цветы украшают могилу и являются выражением скорби и уважения к умершему. Родные часто выбирают цветы, которые были любимыми усопшего. Символика в поминальных обрядах Поминальные обряды сопровождаются рядом символических действий, которые укрепляют связь между миром живых и миром усопших.
Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день! Если такое, не дай Бог, случится, я советую на всякий случай отчитать человека от беды специальным заговором, который я даю в этой книге. Душа, тело, дух и все пять чувств.
Поминальная каша подается в небольших пиалах по всему столу, чтобы каждый гость мог без труда дотянуться до яства. Благодаря тому, что существует множество версий приготовления блюда и разнообразность ингредиентов, можно выбирать наиболее предпочтительные продукты. Также допускается проявление фантазии, и добавление отдельных продуктов. Рецепт классической кутьи может состоять из таких продуктов: Пшеница. Очищенные и готовые к приготовлению цельные зерна можно приобрести на рынке. Также можно использовать быстро разваривающийся булгур, который представляет собой твердые сорта пшеницы. В некоторых магазинах можно найти уже готовые смеси для приготовления кутьи или колива. Обязательный ингредиент поминального блюда. Специалисты советуют использовать именно гречишный мед, который имеет дивный аромат и сладкую горчинку. Если меда нет, можно использовать сахарный сироп. Частый ингредиент в поминальном блюде. Растительный продукт можно приобрести в любом магазине в бакалейном отделе. Перед добавлением в блюдо, мак нужно замочить и растереть. Грецкие орехи. Очищенные ядра светлого оттенка дополнят вкусовые качества блюда. Присутствует практически во всех рецептах кутьи поминальной из риса. Предпочтение нужно отдавать светлым сортам изюма. Перед добавлением в блюдо изюм замачивается на 15-20 минут в кипятке. Поминальная каша также может включать цукаты, ягоды и прочие растительные сладости. Считается, что кутья должна быть богатой на ингредиенты, поэтому можно не бояться испортить блюдо, и добавлять в рецепт желаемые продукты. Если нет возможности приготовить богатую кутью, можно воспользоваться бюджетными рецептами, которые включают рис, сахарный сироп и консервированные ягоды. Поминки по покойнику Когда покойника выносят из дома, основная часть людей едут провожать его в последний путь, а другие остаются дома, чтобы накрыть поминальный стол. Причем, те люди, которые остаются в доме, не должны выходить за гробом на улицу, а те, которые выходят за гробом, не должны возвращаться домой, это можно сделать только по приезду с кладбища. Читайте также: Основные химические и физические свойства морской воды На столе обязательно должны присутствовать основные поминальные блюда: кутья каша из риса с изюмом , блины и кисель, где кутья символизирует бессмертие, фруктовый кисель — райские плоды, а блины — солнце, именно с этих блюд начинается трапеза. В угол комнаты кладут полотенце для покойника, чтобы он мог им «вытираться», пока его душа летает на земле, на него ставится фотография и стакан с водой новый , накрытый куском черного хлеба, или кисель с блином.
На кладбище целуют последним целованием в венец на лбу и руки. Забираются живые цветы из гроба и икона. Следите, чтобы икону не схоронили. Часто спрашивают, можно ли надевать часы и золото. Если часы уже надели, то ни за что не снимайте. В том, что у покойника часы на руке, вреда нет. А вот если с мертвой руки снять часы, перевести стрелки назад, прочитать заклинание на какого-нибудь человека, то до смерти этого человека не так уж и долго ждать. В отношении украшений: если Вам не жалко, то плохого тоже ничего нет в том, что они одеты на покойника. По прощании лицо укрывается. Крышку забивают, и гроб опускают. Обычно на полотенцах. Полотенца раздаются людям. Но лучше их не брать, можете заболеть. Гроб опускают так, чтобы умерший лежал лицом на восток. В могилу бросают деньги, откуп для покойника: первыми бросают родственники. Затем бросают землю. Необходимы не только отпевание, но и помины, которые делаются по возвращении с кладбища и которые повторяются на третий, девятый и сороковой день и в год. Если вы поняли, что допустили ошибку во время похорон, обязательно отчитайте ее! Переярые мои слова, вы церковные купола, вы серебряные колокола. Не к миру моему, а к миру своему не зовите, не зрите, не ищите. Светом Божьим опояшусь. Святым Крестом открещусь. Господь мой Великий. Ныне, присно. Во веки веков. Как попросить прощения у покойника при захоронении. Иногда возникает необходимость перезахоронить покойника. Но это не так. Тело — это сосуд, где долгое время пребывала, милостью Иисуса Христа, бессмертная душа усопшего человека. Еще говорят, что покойник трудно привыкает к своему новому обиталищу. Ибо сказано: из праха вышел и в прах уйдет. О каждом умершем человеке можно рассказывать безумно много и при этом абсолютно ничего не рассказать. Придя на кладбище и вглядевшись в памятники, видя лица живых людей, хочется закричать: Боже мой! Ведь каждый из них — целый мир. И в каждом из них этот мир умер... Лучшее чем? Пусть оно покоится с миром. Кроме того, если дух мертвого будет растревожен и не примет нового места, быть беде. Читать надо, стоя в ногах могилы. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Удержи, Господи, в царствие Твоем душу усопшего раба Твоего имя. Не дай этой душе мертвой по земле ходить, не дай душе мертвой живым душам вредить.
Кутья поминальная
Например, это напрямую касается поминальных ритуалов, связанных с девятым и сороковым днями после смерти. В православном учении они обозначали посмертное странствие души. Первые два дня она находится на земле. На третий день, когда осуществляются похороны, душа возносится на мытарства частный суд и для первого поклонения Богу. После мытарств душе шесть дней показывают праведные обители и красоты рая, после чего на девятый день после смерти она возносится на второе поклонение Богу. В последующие 30 дней ангелы показывают душе ад, а на сороковой день после смерти душа третий раз поклоняется Богу, который назначает ей обитель до последнего суда. Наибольшее значение имеют поминки в день похорон, которые обозначают не только мытарства души, но и погребение тела, а также поминки на сороковой день, когда, как считается, происходит окончательное прощание души с земным миром. На сороковой день в некоторых локальных традициях на поминках даже проходила ритуальная инсценировка проводов души умершего, когда кого-то из жителей села, похожего на умершего, переодевали в его одежду, сытно кормили и поили за поминальным столом, а потом с почестями провожали до кладбища или хотя бы за пределы села. Есть ли канон блюд и что в него входит? Не только в удаленных друг от друга регионах России могли быть серьезные различия, но даже и в соседних деревнях поминальный ритуал мог иметь свои отличительные особенности.
С другой стороны, хотя про устойчивый канон традиционных русских поминок говорить нельзя, можно обозначить основные принципы поминальной трапезы, которые находят свое выражение почти во всех локальных традициях. Я бы выделил три ключевые составляющие. Во-первых, это идея совместной трапезы между живыми и умершими или умершим , которая подразумевает задабривание покойника с помощью угощения. Во-вторых, символика специальных поминальных блюд блины, кутья, кисель. В-третьих, идея «перераспределения доли», подразумевающая, что каждый участник трапезы должен получить свою порцию ритуального блюда. Скажем, почему, например, обязательна кутья? Сейчас мы привыкли к тому, что на городских похоронах кутьей называют сладкую рисовую кашу с изюмом.
Дома можно почитать Псалтирь об умершем. Чтение псалтири прекращается лишь с четверга Страстной седмицы и до конца Светлой седмицы. С четверга Страстной седмицы, Церковь проживает самые трагические события — осуждение Спасителя на смерть, Крестные страдания и погребение Господа. Поэтому в эти важные дни лучше прийти в храм и помолиться — службы в эти дни совершенно особые по молитвам и по состоянию, их, конечно, лучше не пропускать. Однако Церковь позаботилась о поминовении усопших сродников в период поста, установив три особых дня поминовения — суббота второй, третьей и четвертой недель Великого поста. Они называются родительскими. В эти дни Церковь призывает нас помянуть в общей молитве всех ушедших от нас в иной мир родных и близких православных христиан. После субботней родительской заупокойной Божественной литургии служится общая панихида. Предшествует Литургии вечернее богослужение в пятницу, на котором служится парастас — это последование Великой панихиды. Если вы хотите помянуть умерших в пост именно в храме, вы можете прийти на пятничное всенощное бдение и на Литургию Родительской субботы, подав записки на парастас и на панихиду. Когда нужно поминать умерших Время поминовения умерших строго не регламентируется в Церкви и не может быть привязано к определённому часу или времени суток. Поэтому вопрос того, когда нужно поминать умерших — вопрос личного характера. Церковь не ставит здесь четкого регламента, поскольку обстоятельства жизни у всех разные и кому-то просто будет сложно следовать четкому плану. Поминать умершего в келейной дома молитве можно в любое время суток. В православной традиции есть свои особые поминальные даты: третий, девятый, сороковой, годовщины. Первые сорок дней особенно важны для отошедшей ко Господу душе. Это время, когда душа проходит испытания, мытарства, которые заканчиваются частным судом на сороковой день. Период, когда определяется место пребывания души до Страшного суда. Поэтому поминовение в третий, девятый и сороковой дни не только желательно, но даже необходимо. Это этап, когда душа особенно нуждается в поддержке своих близких людей. А поддержать мы ее можем только молитвой. Подробнее об этом можно почитать в разделах с соответствующими названиями. Фото Владимира Ештокина Также Церковь предусматривает особые дни поминовений — родительские субботы. В церковном календаре их несколько: Вселенская родительская суббота мясопустная — за неделю перед Великим Постом. Суббота 2-й седмицы Великого поста. Суббота 3-й седмицы Великого поста. Суббота 4-й седмицы Великого поста. Радоница — ближайший вторник после Светлой Седмицы. Поминовение усопших воинов — 9 мая. Троицкая родительская суббота — накануне праздника Святой Пятидесятницы Троицы. Димитриевская родительская суббота — поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского. Поминать усопших можно, конечно, практически в любой день в церкви и ежедневно дома, но родительские субботы призваны служить нам напоминанием о том, что молитва за умерших является самым действенным и самым лучшим способом помочь как их бессмертным душам, так и нам — живым людям, чтобы унять скорбь утраты. Главное помнить, что ни пышными «поминками», ни красивыми памятниками мы не поможем бестелесной душе усопшего человека. Только молитвой. И эта молитва должна быть ежедневная, а не только в особые дни поминовения. Они настраивают нас на памятование о Страшном Суде, и плохо, когда мы вспоминаем об этом и о загробной участи наших родных только несколько раз в году. Что нужно говорить, поминая умершего Не будет новостью услышать, ходящую в народе, фразу: «О мертвых или хорошо, или ничего». На самом деле история этой фразы уходит корнями в глубокую древность, и предписывается древнегреческому политику Хилону, жившему в VI век до нашей эры. А знаем мы ее от Диогена — историка III века нашей эры. Правда, в оригинальном греческом тексте фраза имеет, несколько, иное значение: «Не злословь умерших». Более поздняя вставка, базирующаяся на латинском переводе этого текста, добавляет: «О мертвых или хорошо, или ничего, кроме правды». Что важно тут увидеть нам — современным людям? То, что, поминая умерших, нужно говорить искренне. Ведь ложь сразу станет ясна окружающим людям и это будет выглядеть фальшиво, нанесет родственникам и близким людям умершего боль. Поэтому если человеку предоставили возможность сказать что-то о покойном, стоит вспомнить его благодеяния, рассказать, что он сделал для него, его семьи. Бывает так, что собирается большое количество людей, среди которых есть те, кто усопшего либо вообще не знал, либо очень плохо. Тогда разумнее вообще ничего не говорить. Однако, если родственники настаивают, то можно сказать, что будете за него молиться. Наконец, бывает так, что про покойного нечего сказать, по каким-то причинам он запомнился близким людям лишь с негативной стороны. Православная Церковь учит нас смирению и любви к ближним и, особенно, к врагам. Поэтому если так случилось, что с усопшим были плохие отношения, то лучше просто помолиться о нем, исповедоваться, искренне забыть и отпустить все обиды. Это великая польза нашим душам, когда мы учимся прощать и молимся за обижающих нас. Поминая умершего в своих молитвах, мы должны в первую очередь быть искренними и честными перед Богом. Поэтому, первое, к чему мы должны стремиться в своих молитвах об умершем — это к открытости перед Богом. Молитвы, чтобы помянуть умершего Когда мы сталкиваемся со смертью, будь то смерть близкого человека или даже совершенно незнакомого, первое, о чем мы задумываемся — как нам помочь душе усопшего? Пока мы живем на земле, мы способны приносить покаяние, причащаться Телом и Кровью Христа, творить добрые дела и возносить к Нему свои молитвы. После смерти эти великие дары и возможности исчезают и единственное на что может уповать душа усопшего — это на наши молитвы и дела, которые мы творим в память о ней. Фото Владимира Ештокина В Церкви имеется немало молитв на поминовение усопшего. Если мы откроем утренние молитвы, то найдем в самом конце помянник с молитвами как о живых, так и об усопших. Их можно и нужно читать каждый день. Это тот минимум молитвенного правила, которое мы можем совершать на протяжении всей своей жизни. Непрестанно, изо дня в день молиться об усопших наших братьях и сестер. Также существует традиция поминовения Псалтирью. В Русской Православной Церкви издана особая редакция Псалтири, в которую включены заупокойные молитвы. В день смерти можно прочитать канон «За единоумершего» или, другое его название, «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином». После чего приступить к чтению Псалтири. Хорошо, если она читается на протяжении 40 дней по одной кафизме в день. Это великое и незаменимое утешение для усопшей души. В 3, 9, 40 дни и в годовщины можно также читать Псалтирь или, если не позволяют обстоятельства, отдельно 17-ю кафизму. Молитва о новопреставленном усопшем. Молитва об усопшем после 40 дней. Молитва об усопших родителях до 40 дней Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят или: отъята, или: отъяты бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него или: от нея, или: от них милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго усопшую незабвенную для мене раба Твоего рабу Твою , родителя моего матерь мою имя , но отпусти ему ей вся согрещения его ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им ею в житии его ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его ю и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем усопшей матери моея в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его ю в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем Твоей имя теплую молитву мою сию и воздай ему ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его ся о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им ею о мне моления пред Тобою и за все дары, им ею испрошенные мне от Тебе, воздай ему ей Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего рабу твою , чадо мое имя , и сотвори ему ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Молитва об усопшем супруге Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего имя , прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Молитва за некрещеных усопших св. Молитва об усопшем в год со дня смерти Из проследования панихиды Тропарь глас 8 Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего или: душу рабы Твоея; о многих же: души раб Твоих , на Тя бо упование возложи или о многих: возложиша , Творца и Зиждителя и Бога нашего. Слава, и ныне: Тебе и Стену и Пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. Молитва Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных имя рек в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина. Молитва об усопших воинах Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: воинов имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Молитва о прощении грехов усопшего Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего имя , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Молитвы об усопшем муже Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Молитвы об усопшей жене Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея имя , в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей имя , и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Последование литии для мирян. Можно читать на кладбище. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. И ныне и присно и во веки веков. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Поклон Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое.
На второе присутствующим можно подать картошку с мясом, плов, фаршированные перцы, котлеты или тефтели с гарниром. Десерт — чай или компот. На поминальном столе расставляют тарелки с мясными и сырными нарезками, конфетами, печеньем, булочками, а также блюда с блинами и плошки со сметаной для борща и блинов. Обычай есть на похоронах кутью дошел до наших дней из древности. Старинные названия блюда — сочиво, коливо. Традиционная кутья — сваренные рисовые или пшеничные зерна, заправленные медом, орехами, изюмом. Съесть ложку кутьи на поминках должен каждый гость перед трапезой. Рис с изюмом ставится на столы в нескольких небольших пиалах. В постные дни на первое подают овощные супы, на второе предлагают гостям грибные пироги и кулебяки, картофель, вареники. На третье — компот или кисель, постные печенья, фрукты и ягоды. Алкоголь на поминках Православная церковь категорически не приветствует спиртное на поминальных столах, тем не менее водка или вино на поминальных обедах присутствуют. Это связано со многими причинами. Алкоголь в небольших количествах помогает близким снять нервное напряжение, накопившееся за время трагических событий и организационных похоронных хлопот. Родственники также считают своим долгом поднести по стопке людям, которые выполняли тяжелые обязанности несли гроб, мыли или переносили покойного, рыли могилу и т. Обрядовое угощение вином в память об умершем — отголоски языческой тризны. Если на поминальном столе присутствует алкоголь, важно, чтобы его количество было умеренным. Обычно гостям подают небольшие стаканчики и наливают в них не более трех раз при смене блюд.
Визит на кладбище совершают на девятый и сороковой день после кончины, поскольку с этими датами в православии связаны важные этапы перехода Души в загробный мир. Эти сакральные даты считаются днями поминовения. Значение имеет и третий день после похорон. На третий день после смерти усопшего церковь молит Господа Бога воскресить усопшего для блаженной будущей жизни. Поминовение на третий день совершается, потому что умерший был крещен во имя Отца, Сына, и Святого Духа. Что делать на девятый день после смерти? В православной религии считается, что на девятый день после смерти Душа встречается со Всевышним. Ангелы приводят Душу на встречу с Господом Богом. Встреча эта может пройти по-разному: и легко, и напряженно. Здесь всё зависит от того, какую жизнь вел усопший на Земле: праведную или грешную? И поддержка родных людей в этот день сильно важна для Души покойного. В этот день нужно обязательно помянуть покойного, помолиться о нем и попросить Господа Бога принять его Душу в Царствие небесное. Молиться можно и дома, и в церкви. Господь услышит вашу молитву, где бы вы не находились. Также в этот день зажигают свечи, посещают могилку усопшего и устраивают поминальный обед. Какие обычаи существуют для поминок? На поминки не принято собирать много людей. Обычно на поминки зовут самых близких родственников и друзей. На обеде принято говорить об усопшем, вспоминать его жизнь, истории из жизни, связанные с покойным. Трапеза должна быть теплой, чтобы Душа покойного могла почерпнуть энергию для разговора с Богом. Однако слишком громкие проявления эмоций на поминках не поощряются. Поминки нельзя превращать в праздник и забывать по какому случаю все собрались. Помните, поминки — это часть традиционного траурного ритуала. Также поминальная трапеза идет на пользу и родным. Общие воспоминания, добрые слова, интересные истории, связанные с покойным, помогают близким людям унять боль потери. Вспоминать принято только хорошие дела и поступки покойного. Не зря в народе говорят: О покойном либо хорошо, либо ничего. Если на поминках присутствует алкоголь, то помните, что стопки наполняют только три раза. Обязательно на столе должна быть однотонная скатерть. В меню обязательно присутствуют такие блюда, как кутья, картофельное пюре и блины. Поминки на девятый день не принято проводить на кладбище. Еду, оставшуюся на поминках, нельзя выбрасывать. По православным традициям, оставшуюся еду раздают соседям или нуждающимся, чтобы они помянули усопшего.
Почему на поминки готовят кутью и чем она отличается от колива
поминальная кутья. Что согласно священной сути символизирует кутья на поминках. Смотрите видео на тему «Правильное Приготовление Кутьи На Похороны» в TikTok. Кутья и дальше использовалась во время похорон, на 9-й, 40-й день смерти, а также через год после печального события. Традиционная поминальная еда на похоронах в разных деревнях края может отличаться впрочем, как и остальные приметы с обычаями. Организация похорон Порядок действий Документы Подробнее Как готовят кутью, рецепты Для приготовления поминальной кутьи надо запастись следующими продуктами: зерном, сладостями, сухофруктами, ядрышками орехов. Кутья на поминки: историческое значение ритуального блюда, кутья и коливо, традиционный и современный подход к толкованию, почему и для чего готовят кутью на похороны и поминки.
Кутья из риса с изюмом "Поминальная"
Все, кто хочет высказаться, могут и должны получить слово. Траурные речи на православных поминках завершают словами: «Царствие небесное! Уходя, выражают сочувствие родным. На поминках прощаться не принято. Частые вопросы: Как правильно поминать на кладбище в день похорон? Достаточно произнести короткие прощальные слова скорби, православным — помолиться, а поминальные речи и тосты оставить на время трапезы после похорон. Подробнее: как прощаться у гроба. Что нельзя делать на поминки? Что раздают на поминки? Принято раздать еду со стола, раздавать сладости и платки.
Но эту традицию резко отменяют санитарные ограничения пандемии коронавируса. Сегодня раздавать ничего не нужно, разве что если попросят. Когда нельзя делать поминки? Нужны ли поминки на полгода? Поминки — это не черная месса, а трапеза, добрые воспоминания и молитвы. Поэтому поминки можно устраивать в любое время, и на полгода тоже. Как поминают в день смерти? Нужны ли поминки? Можно ли не делать поминки?
Для его получения первоначально нужно получить медицинское свидетельство о смерти, которое выдаётся, как правило, спустя сутки после поступления тела умершего в морг. Чтобы получить этот документ, необходимо предоставить в регистратуру морга паспорт умершего и свой паспорт. Чтобы получить гербовое свидетельство о смерти, нужно обратиться в ЗАГС или в МФЦ и предоставить следующие документы: медицинское свидетельство о смерти, документ, удостоверяющий личность умершего паспорт , и паспорт обратившегося. Гербовое свидетельство о смерти выдается в тот же день и содержит информацию о дате, месте ухода из жизни человека.
Данная услуга предоставляется бесплатно. Также следует отметить, что в некоторых регионах РФ имеется возможность подачи заявления по получению гербового свидетельства о смерти дистанционно — через портал Госуслуг. Без гербового свидетельства о смерти родственникам умершего откажут в предоставлении места на кладбище или в кремации, а также в подготовке могилы. Когда организовывать похороны?
По христианской традиции похороны проводятся на третий день после смерти. Конечно, иногда уложиться в указанный срок не получается по объективным причинам, и похороны могут быть перенесены на ближайшие дни. При этом нужно учитывать, что умерших не хоронят в великие церковные праздники — Рождество и Воскресение Христово, а ритуальные мероприятия переносят на следующий день. Если родственники усопшего принимают решение о транспортировке его тела в другой населенный пункт, регион или страну, то сроки организации похорон могут превысить традиционные три дня, и будут зависеть от местоположения пункта назначения и времени подготовки ритуальных мероприятий.
Также дата похорон может быть перенесена на более поздний срок, если смерть человека произошла от насильственных причин. В этом случае тело умершего доставляют в судебно-медицинский морг, и для захоронения родственникам покойного необходимо будет получить разрешение Следственного комитета. Отметим, что в отличие от христианства, в католической вере нет какой-то определенной даты похорон, и день погребения назначается по желанию родных усопшего, когда все организационные моменты будут ими улажены - это может занять от одной до двух недель. В исламе подготовка к похоронам строго регламентирована, начиная с подготовительных обрядов, и заканчивая правилами ношения траура — усопший должен быть предан земле до захода солнца в день смерти.
Если же смерть наступила ночью, допускается провести погребение на следующий день. Такое же правило действует и в иудаизме. Организация похорон Основным этапом проводов человека в последний путь является организация похорон.
Если говорить о поминках, то таким образом люди, собравшиеся на поминках, отдают дань душе умершего и желают ему упокоения. На поминки готовят специальную черную кутью, в которую добавляют только мед и семена мака. Орехи и сухофрукты, которые добавляют в праздники, символизируют достаток и плодородие, которые на поминках ни к чему. Кутью обязательно есть ложкой или руками. Считается, что если человек возьмет это блюдо вилкой, то может потревожить душу усопшего человека, «уколоть ее».
Тогда она будет не упокоена и может наведываться к нему.
Зачастую и в день похорон на кладбище устраивают скромную трапезу, раздавая гостям кутью.
Как появился этот обычай и как относится к нему церковь? Истоки традиции Пиршество у могилы — это дохристианская, языческая традиция, восходящая к такой седой древности, что даже сложно указать время ее возникновения. Доктор исторических наук, религиовед А.
Зубов считает, что такой поминальный обычай идет едва ли не со времен палеолита. Если рассматривать более близкие к нам времена, то можно увидеть, что застолье у могил практикуют очень многие народы. У славян они назывались тризнами.
Как именно проходила славянская тризна, сегодня сказать сложно, поскольку не сохранилось ни одного достоверного описания, однако с полной уверенностью можно говорить, что важнейшей частью тризны было угощение. Когда совершались похороны какого-либо знатного человека, на кургане, насыпанном над его могилой, приносили жертву и устраивали ритуальные игры такой вывод ученые А.
Почему на поминках едят кутью и что она символизирует?
Кашу с фруктами на похоронах подносили еще в Древней Греции, но историки считают, что обряд позаимствован у более ранних цивилизаций. Была на похоронах и была крайне удивлена усобшая была неверующий человек, но ей к рукам положили икону правильно ли? Учитывая, что кутья – основная пища после похорон на поминках, она ставится по центру стола во время трапезы. Кутья на похоронах также символизирует взаимность и помощь между живыми и умершими душами.
Поминки: зачем русские едят на кладбище
Кутья на поминки: историческое значение ритуального блюда, кутья и коливо, традиционный и современный подход к толкованию, почему и для чего готовят кутью на похороны и поминки. Согласно религии, ходить на кладбище после похорон до 40 дней можно. Кутья: Кутья, коливо, канун, сочиво — это разные названия одного поминального блюда, которое подается первым на поминках по усопшему в день его похорон. Если человек уронил на себя кутью Из письма: «С некоторых пор я стала верить в приметы, да и как им не верить, если я сама стала очевидцем того, что они сбываются. Кутья на поминки используется в похоронной церемонии еще с древних языческих времен. Общество - 17 февраля 2023 - Новости Санкт-Петербурга -
Веселые поминки или Как мы вредим душам умерших
Любую крупу перед приготовлением нужно перебирать и промывать. Даже в качественном продукте могут попадаться камушки и мелкий сор. Сухофрукты перед добавлением в кашу требуется распарить. Для этого их нужно залить кипятком, оставить на 10-15 минут, слить воду. Крупные сухофрукты обычно нарезают на кусочки размером с изюмину или чуть более крупные. Мак перед добавлением в кашу тоже часто распаривают, залив кипятком. Он набухает и сильно увеличивается в объеме. Орехи для кутьи крошат ножом и обжаривают на сухой сковороде, благодаря чему блюдо получается более вкусным и ароматным.
После смешивания всех ингредиентов кутьи ей позволяют настояться в течение нескольких часов, тогда она будет иметь более цельный и гармоничный вкус. Подается кутья к рождественскому столу обычно уже остывшей. С нее и начинают, по традиции, праздничную трапезу. Как варить пшеницу на кутью, чтобы она была мягкой Отваривать можно пшеницу без замачивания, а можно часа на 4 залить холодной водой чтобы покрыла крупу. Ингредиенты: 200 грамм пшеницы 600 мл. Пшеницу залить водой примерно на 4-5 часов, так крупа быстрее свариться, но можно варить пшеницу без замачивания, просто вариться будет чуть дольше. Купить крупу можно на рынке или в магазине, на пакетах так и написано «крупа или пшеница для приготовления кутьи».
Затем воду сливаем, крупу промываем проточной водой. Всыпаем в кастрюлю, и заливаем водой. Если говорить о пропорциях пшеницы и воды, то нужно брать 1:3. Если у вас стакан крупы, то вливаем 3 стакана воды. Ставим на плиту и включаем огонь. Доводим до кипения и снимаем пенку. Огонь убавьте на минимальный, но чтобы продолжался процесс кипения.
Пенку снимаем обязательно, и следим, чтобы при кипении «не побежало через верх», особенно когда закрыта крышка. Крышку обязательно накройте, и продолжайте варить до готовности, обычно на это уходит минут 30, и 40, если вы не замачивали водой. Но в любом случае, пробуем на вкус.
Священнослужитель Жестких правил нет, но сегодня все стараются поминать умершего кутьей, особенно если знают, зачем это нужно. Согласно церковным канонам, это блюдо обязательно должно присутствовать среди прочих на столе.
Более того, будет достаточно одного колива, если нет возможности собрать полноценное меню. История происхождения блюда История происхождения этого специфического ритуального блюда идет еще с дохристианских времен. Греческое слово, к которому восходит привычное название «кутья» кутия означает вареные зерна пшеницы. Во времена древних греков своеобразная каша из таких зерен тоже не была обыденной ежедневной пищей. Уже тогда это блюдо было особенным для языческих культов, практиковавшихся в то время.
Сакральный смысл его расшифровывался так. Главным в этом блюде было зерно. Сухие зерна пшеницы лишь выглядят «мертвыми», но стоит их посадить в землю, и дремлющая в них жизнь «воскреснет», проснется и даст росток. При этом сама оболочка зерна распадается в прах, как и тело умершего человека. Поэтому кутья символизировала жизнь и смерть как неотъемлемые части вечного цикла бытия.
Сладкий вкус блюда подчеркивал это понимание, служил добрым пожеланием. Поэтому изначально кутью готовили не только для похорон, но и для свадеб и на празднование рождения детей. Похороны в поздней античности уже не обходились без этого сакрального кушанья, его относили к обязательным поминальным дарам. Исследования историков подтверждают, что и на Руси до ее крещения князем Владимиром было принято готовить подобное блюдо. Похожие главы из других книг Молитва об усопших Молитва об усопших Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев.
Еще до прославления святого Феодосия Черниговского 1896 , иеромонах знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г. Молитва об усопших. Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского 1896 , иеромонах знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г , переоблачавший мощи, Глава 9. Молитва за ближних и усопших Глава 9.
Молитва за ближних и усопших Молитесь друг за друга. Люди, опытные в духовной жизни, советуют читать Молитва об усопших Молитва об усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей имена и всех православных христиан и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Вместо кратких молитв можно читать следующий Доброделание в память об усопших Доброделание в память об усопших Милостыню за души усопших братьев всегда приносила воинствующая Церковь Христова. Молитва за усопших необходима прежде всего нам, потому что, когда уходит близкий человек, у нас возникает естественное чувство утраты, и от этого мы Молитва за усопших внезапною скоропостижною смертию Молитва за усопших внезапною скоропостижною смертию Неисповедимы судьбы Твои, Господи!
В меню обязательно присутствуют такие блюда, как кутья, картофельное пюре и блины. Поминки на девятый день не принято проводить на кладбище. Еду, оставшуюся на поминках, нельзя выбрасывать. По православным традициям, оставшуюся еду раздают соседям или нуждающимся, чтобы они помянули усопшего.
На поминках у портрета покойного принято ставить рюмку с водой и сверху накрывать ее хлебом. За столом следует оставить покойному место и поставить его любимые блюда и напитки. Это покажет Душе усопшего, что про него помнят, любят и уважают. За поминальным столом можно читать молитвы. Только помните, что мужчины при этом должны быть с непокрытой головой, а женщины, наоборот, в платках. Черные платки допустимо носить только близким родственникам умершего. Молиться за усопших нужно, потому что наши молитвы — это продолжение отношений с покойным. Православные христиане верят, что человек не умирает, и что Господь простит все грехи усопшего по их молитвам.
Как считать девятый день? Девятый день считается со дня смерти человека. Этот день принято считать первым. Неправильно начинать отсчет со дня похорон. Почему это важно? Потому что важно помянуть усопшего на девятый день. Даже если человек по каким-то причинам не похоронен, но вы знаете дату его смерти, то нужно на девятый день зажечь свечу, заказать в церкви панихиду, помолиться и организовать поминальную трапезу. Что делать на сороковой день после смерти?
Сороковой день считается последним днем пребывания Души умершего на Земле. В это день происходит Суд Божий, на котором решается, куда отправится Душа дальше. Таким образом, в этот день определяется место пребывания Души в вечности вплоть до Страшного Суда. И родственники помогают Душе попасть в рай. Для этого они в этот день отправляются в церковь, чтобы поставить свечи за упокой Души умершего и помолиться. Особенно нужны молитвы живых об умершем, если нераскаянные грехи таковы, что в Душе нет места для светлой вечности. Тогда близкие люди могут помочь новопреставленному молитвой, милостыней, участием в таинствах. В этот день также нужно посетить могилу усопшего, зажечь свеч, принести цветы.
Дома так же нужно зажечь свечу и организовать поминки. На поминальную трапезу можно позвать не только близких людей, но и коллег, приятелей, знакомых. В этот день принято раздавать угощение, чтобы как можно больше людей вспомнили добрым словом и помянули умершего. Когда можно убраться в доме, где жил покойный? Уборку в доме по традиции проводят только тогда, когда Душа покидает земные пределы и возносится к Богу.
Церемония похорон Во все века в нашей деревне существовало оплакивание покойника с причитаниями в силу раннего обрусения марийского населения, хотя имеют место единичные случаи похорон с гармошкой и песнями. Кузнецов объясняет плач как предосудительное действие, так как «покойник в избе, душа его витает около трупа, она утратила способность понимать надлежащим образом то, что совершается дома: ей все представляется наоборот.
Потому рыдания родных кажутся вроде обидного смеха. Нужно петь веселые песни, которые при жизни любил покойный». Перед выносом гроба родственники прощаются. Берут в руки свечку, молятся перед образами и, обращаясь к покойнику, произносят примерно следующее: « Имя , прости меня, если сказал что не так, прости за все, а тебя Бог простит». Целуют после этого покойного в щеку или лоб и ставят свечку в специальную дощечку у изголовья, а вокруг гроба, как у русских, не ходят. Существовал обычай передавать через гроб детей умершего. Дети при этом говорили следующее: «Отец, оставь свое счастье нам, не уноси с собой».
Умершим приписывается божественная сила, они якобы держат в своих руках счастье детей и вообще человека. Выносят покойника ногами вперед, а перед воротами отрубают петуху голову и бросают под ноги, стараясь выпнуть машущего крыльями обезглавленного петуха за ворота, чтобы не было нового горя. Если жертва сумеет остаться во дворе — быть в доме еще горю. Данные объяснения несколько расходятся с объяснениями И. Смирнова, а именно: «Отправившемуся в другую жизнь человеку грозит, по верованиям черемис, опасность умереть, уничтожиться. Для предотвращения этой опасности перед выносом покойника из дома колют курицу, кровью которой он должен откупиться от смерти». Если учесть тот факт, как рассказывают старожилы, что человек может умереть до 7 раз, переходя из одного мира в другой, то более логичным будет второе объяснение, а первое больше похоже на примету.
Он, по их верованиям, нуждается в воздухе для дыхания, еще и поэтому открывают гроб, просят взглянуть его в последний раз на «свет белый». Хоронят наших деревенских во все века на Сердежском кладбище в семи километрах от Мари-Ушема. Кладбище находится на высоком месте, раньше оно было загорожено забором. На фоне тополей и берез видны различные надгробные сооружения: плиты, деревянные и железные кресты, памятники разных видов. Кладбище очень светлое, ухоженное. Поминки После погребения все возвращаются в дом, чтобы помянуть умершего. Поминальными днями у марийцев являлись и являются 3-й, 7-й и 40-ой дни и годовая.
Поминки нужны для того, чтобы накормить душу умершего. В народе верят, что материальное благополучие души на том свете во многом зависит от живых: если они поминают умершего в положенные дни, то их души на том свете ни в чем не нуждаются и всегда сыты. Но почему именно эти дни являются у марийцев поминальными? В 3-й день, как и у русских, поминают в честь тридневного Воскресения Христа и во образ Пресвятой Троицы, 40-й день — время окончания мытарства и решение Всевышнего о поселении в рай или ад, а вот в 7-й день поминают только марийцы, считая, что душа в течение этого времени обозревает 7 миров и способна возродиться до 7 раз. В 7-й день поминать приходят немногие: близкие родственники и копальщики. На поминки идут со своим угощением, несут вино и выпечку. Раньше в этот день поминали шире, присылали покойнику блинов на могилу.
Сороковой день отмечается более торжественно. Накануне приглашают умершего и покойных родителей в баню, для чего едут на кладбище. Обращаются с такой просьбой: «Вот и настал твой 40-й праздник, приходи на него. Все родители приходите. Помойтесь в бане с нами». С утра накрывают столы, большей частью горячей пищей и выпечкой. Когда люди приходят, начинают все вместе поминать: делают 40 поклонов и зажигают 40 свечей.
Присутствие ряженого, играющего роль покойного, обязательно. Эту свечку ставят на стол рядом с блюдом, куда кладут угощение». Лукоянова, 1932 г. Рядом с блюдом ставят череповой горшок для вина. Сначала подают человеку, который играет роль покойного, потом всем остальным. Угощать начинают родные, затем это делает каждый. Из рюмки вино раньше лишь немного отпивали и чуть-чуть наливали в горшок.
Представляющий покойного сидит за крайним столом. Когда все приглашенные угостят, смотрят, догорела ли «круглая» свеча. Её оставлять нельзя; если горит очень долго, два конца могут соединить вместе или сложить вчетверо. Люди, верящие в приметы, старались раньше эту свечку забрать себе, так как считали, что она обладает чудодейственной силой: можно зубы лечить, спасать от напастей скот и детей и пр. Когда свеча догорит, идут провожать покойника. Собирают сумку с едой и вином, стол с блюдом и горшком выносят во двор и опрокидывают, прогоняя все плохое. У нас в деревне покойника провожают до дороги, ведущей к тракту.
Здесь останавливаются, вино «покойник» выливает, а пустую бутылку обязательно разбивает. После этого он идет один, отсчитывая 40 шагов, делает 3 поклона и возвращается обратно спиной вперед. Никто не поет, лишь слышны плачевные причитания. Таким образом, сороковым днем заканчивается обязанность родных правильно снабжать покойника пищей. Во многом это описание поминок напоминает отголоски язычества, ибо сам процесс поминок вытекает из религиозных представлений об «ином мире». Приложение 1. Словарь Баравинная верёвка — трехслойная веревка, свитая из кудели.
Вожжи — ремни, веревки для управления лошадью в упряжи. Кисель — студенистое жидкое кушанье. Киндерке — блины, уложенные стопкой, сверху прикрытые творожными оладьями тугара. Кутья — каша, обычно рисовая с медом, изюмом, которую едят на поминках. Коло-сорта — свеча длиной в 1 метр, закрученная в виде спирали. Ладан — ароматическая смола, употребляемая для курения при богослужении. Новина — суровая небеленая холстина.
Обряд — совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традициии. Осырок — участок земли, отведенный для ведения личного подсобного хозяйства. Отпевание — церковный обряд, проводимый над покойником при похоронах. Подловка — помещение между потолком и крышей дома. Полати — нары для сна, устраиваемые под потолком между печью и стеной. Порен — тонкая, очень прочная нитка, используемая для вышивания узоров на подоле марийского платья. Сугуне — благословление.
Апокрифы — произведения на библейскую тему, признаваемые недостоверными и отвергаемые церковью. Поминки — обрядовый обед в память умершего. Приложение 2. Шабдарова Анна Егоровна, 1932 года рождения: «У нас, если человек умрет, его обмывают в бане. Гроб готовят дома, а покойника держат 1 или 2 ночи. На похоронах всегда играют на гармошке, песни поют, но мало. Когда в могилу опускают, играют тяжелую музыку.
Готовят гостинец, куда кладут 41 орех. Орехи надо детям или родне, которые встречают на том свете. В гроб кладут рубаху, трусы, носки, перчатки шерстяные, иголку, нитки. Когда гроб выносят, перед этим рубят петуха и отпускают. Если петух забежит во двор, то будет еще покойник. Петуха потом кладут в суп. После кладбища все едут в баню, потом домой.
Копальщикам раздают полотенца.
40 дней после смерти: что происходит с душой человека?
– Кутью после поминальной трапезы можно поставить в прохладное место или в холодильник и помянуть ею усопшего на следующий день перед едой, пока Кутья не закончится. Была на похоронах и была крайне удивлена усобшая была неверующий человек, но ей к рукам положили икону правильно ли? Мэр Благовещенска Олег Имамеев похвалил рекламу с кутьей и могильными плитами о мерах против COVID-19. Кутья на поминках продолжает оставаться главным блюдом. Кутья на похоронах также символизирует взаимность и помощь между живыми и умершими душами.