Врубель, главным в творчестве которого стал образ Демона, страдал психическим расстройством. Такого о «Демоне» вы не знали. Демон (сидящий) одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой. Символ русской интеллигенции, сексуальной революции и безумной природы гениальности – так скажут о «Демоне сидящем» последующие поколения, а сам Михаил Врубель говорил просто: «Демон – дух не столько злобный. Чтобы пережить невзаимные чувства, Михаил Врубель даже истязал себя: резал ножом грудь, думая, что физическая боль сможет заглушить душевную.
«Демон (сидящий)» — одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля.
Третьяковка открыла крупнейшую ретроспективу Михаила Врубеля, призванную стать главным музейным блокбастером года. Демоны Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890), Михаил Врубель / Фото. Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Оригинал взят у gogol в Демоны Михаила Врубеля Демон поверженный и Демон сидящий Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. Ангелы и демоны Михаила Врубеля — впервые в этом столетии они собраны все вместе.
Русский музей, БФ «Система» и МТС представляют тактильный макет скульптуры М. Врубеля «Демон»
- Колдовские глаза и взрывной темперамент
- Демоны Михаила Врубеля
- «Демон сидящий» - разбор гениальной работы Михаила Александровича Врубеля
- «Демоны» Михаила Врубеля — VATNIKSTAN
- Загадка Михаила Врубеля: автор «Демонов» под конец жизни ослеп и оказался в психбольнице
- Михаил Врубель
«Демон сидящий» - разбор гениальной работы Михаила Александровича Врубеля
Русский музей в течение нескольких лет создает тактильные макеты и рельефно-графические копии произведений из своей коллекции, чтобы сделать свою коллекцию более доступной для всех категорий посетителей. Макеты скульптур представлены в Тактильной галерее в Строгановском дворце и в Инженерном замке. В Михайловском дворце в академических залах выставлены рельефно-графические альбомы с произведениями Ивана Айвазовского и Карла Брюллова. Все дворцы Русского музея оснащены тактильными макетами зданий, в которых они располагаются.
Государственный Русский музей «Шестикрылый серафим», 1904 Последняя законченная работа Врубеля выполненная маслом была выбрана Русским музеем как «лицо» всей выставки. С ней и созданы цифровые баннеры, и печатаются афиши-растяжки и открытки на память. Это и предмет гордости — она находится как раз в собственной коллекции Русского музея. Фирменные крупные мазки, будто имитирующие мозаику, выдают еще и сложное эмоциональное состояние Врубеля. С 1902 года и вплоть до смерти в 1910-м ментальные проблемы с редкими улучшениями стали вечным его спутником. Хотя состояние гомона, как при Вавилонском столпотворении, ангельских и не только голосов и спутанности сознания еще больше заметны в его оставшейся незавершенной картине «Видение пророка Иезекииля» 1906-го она тоже есть на выставке — и советуем всмотреться в нее внимательнее. Любители мистических трактовок в искусствоведении говорят, что живописец проделал путь восхождения от демонического вновь к божественному и свету. Правда, скорее метафорически и метафизически — потому что в конце жизни Врубель ослеп.
Государственная Третьяковская галерея «Жемчужина», 1904, Государственная Третьяковская галерея "Собака. В Русском музее его повторили, поставив в центр композиции ту самую чудом уцелевшую раковину, чьи перламутровые переливы в графике и пытался передать Врубель. Ее художнику подарили как пепельницу. Вокруг нее собраны рисунки-штудии, а справа если считать от входа в зал висит сама картина. Ее современники Врубеля, в отличие от предшествовавшей угольно-карандашной графики, считали не совсем удачной — из-за нимф-царевен, что возлежат внизу. Хотя художник говорил, что они будто сами там возникли, когда он стал работать красками.
Художник хотел изобразить душу, которая всегда стремится к высокому, но в то же время она не на земле и не на небе. Герой полотна, если присмотреться, будто парит в воздухе, обхватывая свои колени мускулистыми руками. Большие желтоватые глаза — единственная черта демонического в этом персонаже. Но это можно объяснить тем, что для византийской живописи характерны большие глаза, — мы наблюдаем их в различных картинах Врубеля Царевна Лебедь, Девушка на фоне персидского ковра. Синий цвет, который присутствует в большом количестве на картине, является символом чистоты и непорочности. Белые кристаллообразные мазки за спиной многие трактуют как крылья. Часто в своих работах Врубель обращался к использованию дробной, мозаичной технике, напоминающей витражи, которые он восстанавливал в Венеции. Демон Летящий Спустя 9 лет после создания первого образа Врубель возвращается к образу демона и пишет картину «Демон Летящий». По сравнению с первой работой эта не обладает детальной прорисовкой, не заслужила всемирного признания и так и осталась незавершённой. Однако картина была детально продумана — это можно судить по многочисленным эскизам, которые были сделаны для этого образа. Возможно, именно такое состояние было у художника — всё серо, непонятно и размыто.
Без сомнения, работа над новым творением вдохновляла художника. Михаил Александрович Врубель «Автопортрет», 1904 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Особенности картины Сложно дать более точное описание картины, чем это сделал сам её автор. Практически всё полотно занимает могучая фигура Демона. Атлетически сложенный молодой мужчина сцепил руки и вглядывается вдаль. Его глаза полны тревоги, поза крайне напряжённая, однако на фоне терзаний и сомнений чувствуется некая внутренняя сила, что заложена в нём. Вдали виднеются горы на фоне заката, но они не играют ведущей роли. Основа картины — фигура самого Демона. Кажется, она с трудом вмещается в рамки холста, которые слишком тесны для этого героя. После «Демона сидящего» живописец создаст «Демона летящего» со сверкающим горящим взглядом и «Демона поверженного» с опустошёнными глазами. В каждом из таких персонажей художник видел и стремился показать нечто большее, чем мифическую сущность и принадлежность к иному миру. Врубеля манило всё мистическое, и это прослеживается в его творчестве. Согласитесь, подобный подход к демоническим персонажам крайне необычен. Но и судьба самого Врубеля отличалась от многих — увы, в трагическом контексте.
Тайны Врубеля: кто прячется в образе Демона на картинах художника
На выставку-блокбастер Михаила Врубеля впервые за 60 лет в Петербург прибыли работы художника из Третьяковской галереи. Картина Михаила Врубеля «Демон сидящий» / @more_nella. Примечательно, что Академию художеств Врубель также официально не окончил. Незаконченный эскиз «Демона сидящего». Врубель, как и Лермонтов, действительно понимал горы.В России Врубель единственный живописец гор.
Демоны Михаила Врубеля
«Демоны» Михаила Врубеля | «Демон сидящий», Михаил Врубель, 1890 год. Через некоторое время Врубель уехал в Москву, где взялся за иллюстрацию лермонтовской поэмы. |
«Демон сидящий» Врубеля | Уникальная эстетика Михаила Врубеля, замешанная на мистицизме, чувственности и религиозной философии, завораживает и приковывает внимание более века. |
Демон (сидящий) (картина) — Михаил Врубель | Картина Михаила Врубеля Летящий Демон (1899 г.) на выставке Михаил Врубель, приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве. |
Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия | известнейшая картина Михаила Врубеля, закончившего свои дни в психиатрической клинике. |
Картина Врубеля «Демон сидящий» — вечная борьба мятежного духа
Репродукция/Картина/Михаил Врубель "Демон сидящий"/Интерьерная фреска на доске/40х80 см. Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Демон сидящий. «Демон сидящий» — картина русского художника Михаила Врубеля. Экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. «Демон сидящий», пожалуй, одна из лучших работ Михаила Врубеля. Репродукция/Картина/Михаил Врубель "Демон сидящий"/Интерьерная фреска на доске/40х80 см.
Статьи по теме
- Врубель М. А. Демон (сидящий) - Виртуальный Pусский музей
- Русский музей продублировал скульптуру Врубеля "Демон" тактильной копией для незрячих
- История одной картины. Демоны Михаила Врубеля
- Статьи по теме
«Демон сидящий» Врубеля
Холст, масло. Врубель 1856-1910 был универсальным художником, создавшим произведения станковой живописи и монументальные росписи, превосходным рисовальщиком и скульптором, много работал в области декоративно-прикладного искусства. Главной темой творчества Врубеля в «московский период» стала тема Демона. Фоном для картины «Демон сидящий» служит накаленно-пурпурное низкое небо.
Кстати, имела основания так писать — благодаря маме не вышла замуж Елена Прахова, хотя её руки просил будущий знаменитый художник Михаил Нестеров.
Ко всему прочему Прахова была на 7 лет старше Врубеля. Но… красота, как известно, в глазах смотрящего. Безусловно, никаких полноценных отношений возникнуть не могло, но влюблённость присутствовала. Прахов отлично это видел, но, понимая, что художнику нужно вдохновение, решил воспользоваться ситуацией по-своему.
Он поручил Врубелю написание четырёх больших икон для модерного мраморного иконостаса и отправил его делать эту работу в Италию. Не обошлось без приключений: в Вене при пересадке Врубель "загулял" в обществе петербургского приятеля, а Гайдук к слову сказать, не знавший ни слова по-итальянски , благополучно прибывший в Венецию, прождал его там два дня. Художники сняли на двоих одну студию в центре города. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло.
Жить в Италии пришлось довольно долго, плохо было с русскоязычным обществом. Правда, Врубеля посетил там Дмитрий Менделеев. Их, кстати, и дальше связывали тесные отношения, Дмитрий Иванович помогал Врубелю в опытах с красками и смесями для керамики. Ещё в Киеве, дома и на даче Праховых, Врубель сделал несколько карандашных набросков, изображающих Эмилию и Ольгу младшую дочь Праховых.
Картина писалась в уникальной технике — на листе цинка. Итальянцы воспользовались неопытностью художника и сделали основу не из одного куска цинка, а допаяли с правой стороны во всю вышину образа узкую полосу общий размер иконы — 202 на 87 см. Краски стекали с металла, поэтому художник обратился в письме к Прахову за советом. Прахов проконсультировался у профессора химии Киевского университета Сергея Реформатского, который посоветовал протравить поверхность слабым раствором соляной кислоты, чтобы краска хорошо держалась.
Однако таким образом были сделаны только три другие большие иконы местного чина "Иисус Христос", "Святой Афанасий", "Святой Кирилл". Иконографически эта икона относится к типу Панахранта Всенепорочная, Пречистая, Всемилостивая, Всецарица. Для этого типа характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с младенцем Христом на коленях. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора Вседержителя.
Думается, сам Казимир Северинович не согласился бы ни с теми, ни с другими — самая знаменитая из его супрематических картин не так проста, но и не так сложна. Икона выполнена с учётом всех канонических требований, но необычайно выразительна и, безусловно, может быть отнесена к искусству модерна. Лицо Богоматери запоминается не только необычными чертами, но и выражением страдания — она-то уже знает, для какой миссии родила ребенка… Строгий критик Михаил Нестеров оценил эту икону так: "писал он их в Венеции под впечатлением старинных мастеров и приложил к этому свой удивительный талант, и вышло нечто, от чего могут глаза разгореться. Особенно хороша местная икона Богоматери, не говоря уже про то, что она необыкновенно оригинально взята, симпатична, но главное — это чудная, строгая гармония линий и красок".
Кстати, важный момент — у Эмилии Львовны глаза были синие, у Богоматери они тёмно-карие. По мнению специалистов, образ сборный, там присутствуют черты также Елены Праховой.
Но все же нечто существенное отличало его на тогдашней европейской карте художеств, что не позволяет безоговорочно причислить художника к какому-либо из германских или австрийских подразделений Сецессиона. Взять тот же узор. Например, если салонные богини и светские дамы Густава Климта, на которых австриец накидывал прозрачные занавеси или мантии, отделанные золотом, выглядели роскошно задрапированными femmes fatales, то героини Врубеля если их так можно назвать , кажется никогда не знавшие кроя портного, просто родились из девственной природы — из переливов перламутра, морской воды, играющих самоцветов и трепета перьев вспомним «Царевну Лебедь» или «Жемчужину». У русского художника, кажется, и в мыслях не было никакой фривольности что-то отдаленно похожее на эротику появилось у него во время пребывания в клинике, да и то ненадолго. И если у героинь Климта узор — это только примета альковной игры, то у персонажей Врубеля — это знак их места в природе, в мире. Врубель, пренебрежительно относившийся к искусству служения высокой социальной миссии то есть отторгавший «передвижнический содержательный проект» , был все же исполнен идеи высокого служения опять же некой Истине, под которой нужно подразумевать Искусство и Мастерство. Возможно, отсюда его бесконечные графические штудии, которые своей сложностью свели бы с ума любого другого художника, но которые Врубеля именно что спасли, удерживали над пропастью безумия, они должны были быть свидетельствами его неугасающего мастерства.
Русское искусство почти никогда не могло жить без надрывного служения. А маэстрия художественного исполнения была как раз тем, к чему отечественные мастера стремились и в то же время к чему боялись приблизиться. Эта капризная дама не слишком-то считалась с содержанием. А случалось, и мстила. Искусство модерна, говоря по совести, не слишком-то отличалось отменным вкусом. И это порой чувствуется у Врубеля, когда он, увлеченный содержанием или формой, просто забывал о здравом смысле. Можно сколько угодно петь дифирамбы «Демону сидящему», устанавливать его якобы родственные связи с «Христом в пустыне» Ивана Крамского да простится это невольное богохульство! И напрасно.
Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка. Демоны уже позади. Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным. Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова. Врубель — наследник этой традиции. В свое время Лермонтов пытался отделаться от своего демонического героя. И этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался — стихами! Хотя вовсе не отделался. А разве Печорин не демоничен? И разве не демоничны насмешки над недалеким Мартыновым? Вот и Врубель не отделался. Картина «Демон летящий» осталась незаконченной. Но образ Демона вновь полностью владеет художником, взывая к своему новому воплощению. В декабре 1901 года появляется другая картина — «Демон поверженный». Врубель снова и снова переписывает свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге. На холсте вывернутое, словно под пытками изломанное тело. Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. Врубель был в бешенстве. Потеряв всякий такт, он откровенно оскорблял Серова, Остроухова и даже свою жену. Остроухов, член Художественного совета Третьяковской галереи, писал по этому поводу: «Врубель так истерзал меня своими сценами, что не могу спокойно смотреть еще его вещь, каждый павлиний глаз крыльев Демона точно кричит мне врубелевскими изнервничавшимися криками... Он не следовал анатомической правильности. Реализм был не важен для него. Наконец он нашел того, кого искал, — своего подлинно трагического Демона. Его вывернутое, изломанное тело — метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. В нем нет примирения, и в душе собираются силы для нового восстания. Врубель намеревается ехать в Париж и там выставить своего «Демона» под названием «Икона». В работе над этой картиной Михаил Александрович впадет в настоящее духовное помрачение. Те, кто видел его в те дни на выставке в Петербурге, были потрясены происходящим. Впрочем, лучше предоставить слово очевидцам. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее». Но кажется, дух, которым Врубель пленился и которого возвеличил, насмеялся над ним самим. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Многое сыграло свою роль в этом срыве: и непонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота к его поискам, и, конечно, изматывающая творческая борьба, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность Демона. Но Демон постоянно менялся, ускользал, и этот поединок становится наваждением для художника. А может быть, текучесть сущности и есть суть демонического. Все двоится, троится, ни в чем нельзя нащупать твердой почвы. Найденная истина вскоре оборачивается лукавым обманом. Просветление В больнице Михаил Александрович скоро теряет лоск и утонченность, в нем трудно узнать былого франта. Болезнь обезобразила его внешность. Сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге, писала: «... Это внешне. А внутри — мукой купленное просветление. Врубель окончательно расстается со своими демонами. В больнице Михаил Александрович рисует портрет своего врача, доктор Усольцева, человека очень религиозного. Теперь я должен видеть других и полноту образа моего Бога», — пишет Врубель на обороте этой картины. Начинается духовный перелом в исканиях Врубеля. Поздняя работа Врубеля «Шестикрылый серафим» — ангел, приближенный к престолу Бога. Ангел, уничтожающий всякое помрачение: Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы... Демоническая пелена спадает, и Врубель обретает вещее зрение. Таков закон всякого подлинного знания. Оно начинается с очищения и обновления. Много личного для Врубеля в картине «Голова пророка». Здесь так очевидно портретное сходство. Как много перестрадал этот человек. Взгляд, исполненный боли, но и просветленный, возвышенный.
Обзор картины Михаила Врубеля “Демон Сидящий”. Расплата за гениальность
Выставка «Михаил Врубель» проходит в Новой Третьяковке с 3 ноября 2021года по 8 марта 2022 года. И напрасно. Так вспомним этот жест: накачанный парень, чей низ прикрыт какой-то синей тканью (наш университетский преподаватель Михаил Алленов, лучший знаток Врубеля, подшучивал: «Демон в джинсах»), сидит сцепив пальцы. Михаил Врубель. «Демон поверженный». 1902. Форма для Врубеля открыта и подвижна: она длится, находя себе новые воплощения.