Украинские журналисты Мстислав Чернов и Евгений Малолетка, которые работают в Associated Press, удостоились Пулитцеровской премии. "Мне хотелось бы, чтобы я никогда не снимал этого фильма», — сказал режиссер Мстислав Чернов во время торжественной церемонии. М. Н. Чернова ИСТОРИЯ РОССИИ Х1Х-ХХ ВЕКА ИСТОРИЧЕСКИЕ. Документальная картина режиссера и прошлогоднего лауреата Пулитцеровской премии Мстислава Чернова «20 дней в Мариуполе» предсказуемо получила «Оскар» как лучший.
Награда за русофобию. Как американцы откупились от Украины
Премию разделили трое украинцев: документалист Мстислав Чернов, фотограф Евгений Малолетка и продюсер Василиса Степаненко, а также французская журналистка Лори Хиннант. Сотрудники AP стали последними представителями иностранных медиа, покинувшими Мариуполь, подвергавшийся массированным обстрелам. Чернов и Малолетка выбрались из города 15 марта 2022 года, успев снять последствия удара по роддому.
Хроники того, как осажденный город планомерно подвергался российским обстрелам и как в этих тяжелых условиях выживали находившиеся в городе люди, они собрали в документальный фильм «20 дней в Мариуполе». Режиссер картины Мстислав Чернов рассказал в интервью Би-би-си, почему в условиях борьбы за осмысление контекста с российскими СМИ его работа столь важна.
Предполагается, что про плохую и хорошую сторону объяснять уже не надо. На третьем году тотального промыва извилин «немотивированная агрессия России» люди Запада всё поймут правильно. Лента, снятая во время боёв за Мариуполь, показывает страдания местных жителей. Они все говорят только по-русски американская публика этого нюанса не уловит и жалуются на обстрелы и бомбардировки, не уточняя, с чьей стороны. Просто картина ужаса, а трактовка — в глазах смотрящего. По словам режиссёра, ему хотелось, «чтобы страдания, через которые прошли горожане, были понятны миру и остались в истории». Что видел, то снимал. Но так как смотрящие в свободном мире давно достигли единомыслия, фильм воспринимается ими антироссийским.
Карьера в Associated Press К июлю 2014 года Чернов уже работал независимым мультиформатным текст, фото и видео журналистом для Associated Press. Военное вмешательство России в Донбасс создало еще одну зону конфликта на Украине, и Чернов освещал войну на Донбассе в 2014 году, став одним из очень немногих журналистов, освещавших конфликт с обеих сторон. На третий день работы независимым журналистом AP в этом районе был сбит рейс 17 Malaysia Airlines , и Чернов предоставил первые фотографии инцидента. Репортажи Чернова сыграли важную роль в освещении этого события агентством Associated Press. За освещение мероприятия Чернов был награжден премией Королевского телевизионного общества «Молодой талант года». В последующие годы в качестве журналиста AP и военного корреспондента Чернов освещал войну в Сирии и битву при Мосуле в Ираке, а также европейский миграционный кризис в Греции, Македонии , Словении , Хорватии , Венгрии , Австрии и Германии. В 2017 году в Мосуле снайперская пуля пробила камеру Чернова и застряла в его бронежилете. Иракские видео Чернова стали финалистами премии Рори Пека в 2017 году и премий Королевского телевизионного общества в 2017 и 2018 годах. В 2016 году судья Королевского телевизионного общества прокомментировал, что «с учетом диапазона, объема и глобального распространения отснятого материала [Чернова] в прошлом году, возможно, были дни, когда мы целыми днями смотрели [репортаж Чернова]». Образцы документальных фотографий Чернова, 2015—2016 гг. Траур боевиков, Донецк, Украина, июнь 2015 г. Сирийские беженцы в Венгрии , сентябрь 2015 г.
Гнилой «Оскар»: как «зашкварился» режиссёр Чернов
Получая своего «Оскара», Мстислав Чернов отметил, что очень хотел бы, чтобы этого фильма не было. Belarus is in the news again, and along with it, Lithuania, where a state of emergency continues. Военкор Мстислав Чернов опубликовал видео из Нагорного Карабаха о крещении новобранцев перед боевыми действиями. Во время беспорядков в Минске избит гражданин Украины, фотограф агентства Associated Press Мстислав Чернов. Агентство Associated Press опубликовало стоп-кадр видео, на котором, как утверждает автор записи Мстислав Чернов, запечатлен момент гибели Александра РИА Новости, 15.08.2020.
Фильм «20 дней в Мариуполе» получил приз зрительских симпатий
Выдали Чернова за белое: чем любопытен документальный фильм, получивший «Оскар» | Евгений Малолетка, Мстислав Чернов, Василиса Степаненко за серию журналистских материалов об осаде Мариуполя (репортажи, фото и видеорепортажи. |
Мстислав Чернов и Евгений Малолетка получили Пулитцеровскую премию - | Мстисла́в Андре́евич Черно́в — украинский режиссёр, военный корреспондент, видеограф, фотограф, фотожурналист и писатель. Лауреат Пулицеровской премии и премии «Оскар». |
Мстислав Чернов: «Мы были единственными международными журналистами, оставшимися в Мариуполе.»
Чернов и Малолетка выбрались из города 15 марта 2022 года, успев снять последствия удара по роддому. Пулитцеровская премия в номинации «Новостная фотография» также досталась группе из семи корреспондентов Associated Press, включая Евгения Малолетку. The New York Times получила премию в номинации «Международный репортаж» за материалы о войне в Украине, в том числе расследование убийств жителей Бучи.
People cry.
People get angry. People ask what they can do. But those 20 days is just a number.
There is a day 21, 22 and 30 and 90, and right now we are almost a year in. And here we go. And all my friends are writing to me that they are in shelters, you know, hiding in the Metro stations as they just try to survive.
And the purpose of that is, obviously, to deprive people who are against this war, to deprive Russians who are against this war, of arguments, because having a second opinion, having an alternative opinion, having alternative media who shed light on crimes of Russia in Ukraine, giving people tools to argue with their government, and, therefore, I guess that is a tactic to deprive people of those arguments. But again, there are a lot of Russian journalists who are doing their work well. I have to say that currently most of the international journalists working in Ukraine on the frontlines and, of course, Ukrainian journalists, who lost their homes, who put themselves in real life-threatening situations to keep covering the loss of civilian lives and the fighting on the frontlines, their problems are kind of more urgent, I would say.
You arrived, in fact, just one day before the assault on the city began. So, explain why you went and how you knew that Mariupol would be one of the first places that would be hit. Actually, it was like one hour before the — before the bombs started to fall.
So, throughout these nine years, we dedicated a lot of time reporting on the frontlines and trying to understand the dynamics of this war, of this invasion. And Mariupol was one of the — was always one of the key targets for Russia, as it is on the way, as on a land bridge, basically, to Crimea, to the occupied territory — another occupied Ukrainian territory by Russia. And Russia tried to take Mariupol in 2014.
They failed. And on the 23rd, it became more and more clear that the invasion is imminent. There were so many small pieces of the puzzle, which we just placed together, messages from our colleagues, journalists, who were just analyzing the Russian state media, who were preparing the ground for this assault.
We concluded that the war is going to start next day, on the 24th. And it was the evening of the 23rd, and we just decided to go, not to wait and to go, because Mariupol is very close to Russian border, and we knew that it swiftly will get surrounded, so we needed to get there before that. So we did.
And it happened, got surrounded just in a few days. This shows the aftermath of the March 9th bombing of a maternity hospital there. BOY: [translated] Oh my god.
The cars are destroyed. Shh, calm down. Your legs and arms are not injured?
Everything is fine. BOY: [translated] My mom. BOY: [translated] She is … inside.
Watch out. Go, go, go. Bring it higher.
For our radio listeners, who are not watching on TV, the clip ends with a pregnant woman — this becomes a scene that is seen around the world — being brought out on a stretcher through the debris, her hands reaching towards her big, big belly, her expression frozen in shock. You would later learn her name is Irina, as the world would learn. And, Mstyslav, as you talk about this bombing of this maternity hospital, if you can also talk about what we struggle with every day in our newsroom, and that is showing the images?
Because that is this film, from beginning to end. You yourself are Ukrainian. You have two daughters.
Talk about this experience and what you chose to show, and how it was received in the world. And also producing a film out of this footage, which everybody saw but mostly without a context, helped us to show the scale of the destruction. And obviously, it impacted me as a father.
They were just staying there. They lived there with their families. Eventually, the hospital that we were at got occupied. But before that, it got surrounded, and we thought we were going to be arrested.
But, fortunately, we got rescued by Ukrainian army, that broke us out of this. And you see that story in the film. That is a pivotal moment in the film. Talk about you filming all of this, and the kind of questions or your response to what you were filming.
And also, of course, you are Ukrainian, on the ground. You are a human being. What this meant? Before we talk about your decision to leave.
This is very close to the chest. This is my home. I was born in eastern Ukraine. Our photographer is from the city which is a neighboring city to Mariupol and got quickly occupied.
His parents were also in that city. The morgues were full. So, there were trucks that were taking bodies to the cemetery and burying them, under the constant shelling, as well. But again, we are Ukrainians.
We are international journalists at the same time. But despite that documentary footage, as you know, your work, the work of AP, as well as other journalists, has been subjected to an extraordinary campaign of disinformation and discrediting by the Russian state. You say, in fact, that as you were sending, in the documentary, images and dispatches from a satellite phone, that you and your colleagues were called information terrorists, that you received multiple threats. And even after all this footage was made available, the AP photographs, as well as the video footage, people called into question the veracity of the footage and said — some suggested that these were false flag operations and that the women in fact were actresses and not really the pregnant women whom you showed.
How do you respond to those kinds of claims? So, one of the purposes of this film is to give people enough context to judge for themselves. That being said, of course, in a moment when we find out of this campaign, of this misinformation campaign that was happening against us or against AP, we were not surprised, in some way, because that was kind of expected because the similar thing happened to me in 2014, when I was one of the first international journalists who arrived at the scene of MH17 downing, which now we learned from the results of the court cases had been shot down by Russian forces that were in Ukraine at that time. And those images sparked a wave of the misinformation, too.
Our job is not to argue with anyone. Our job as AP journalists, or just people who do the work filming whatever they see, is to keep doing that, just keep filming whatever is in front of us, and send this to the international audience. I really think it is quite interesting for the audience to see how events unfold. But I would say we were very lucky, because, at the time, we were surrounded at a hospital.
We lost our car, and we had to escape without our car. So, we basically ended up by not having any means to continue our work. We could not move around the city. We did not have any place to charge our batteries, because the hospital was the main place where we could charge our batteries.
So our cameras stopped working. And fortunately, we got this help of a person you will see in the film, of a person who risked his own life and the safety of his family to help us to get through these 15 Russian checkpoints, miles and miles of occupied territory. And the main point was not just get us across those checkpoints and the occupied territory, but to have all the hours and hours of unpublished footage, which ultimately resulted in producing this film, you know, hidden in a car to get those hard drives out. That was like a mission to us to do it.
And we did it, fortunately. Unfortunately, there was a Lithuanian filmmaker, great Lithuanian filmmaker, who also tried to leave the city, and, unfortunately, he was killed. So, that could happen to us, as well.
И что, ваши аргументы принимают? Каждый ищет подтверждение своим взглядам; за все время войны на Донбассе и конфликтов в Беларуси я не встретил ни одного человека, поменявшего убеждения. Люди держатся за них до последнего, и единственное, что ты можешь сделать, — объяснить свою позицию. Но, как правило, это ни к чему не приводит. Зачем тогда романы писать? Не возникало ли у вас чувство, что литература — совершенно бесполезное занятие?
Например, о Первой мировой войне я узнал в основном из художественной литературы, из романов Ремарка. Можно сказать, что искусство формирует не настоящее, а будущее. С замиранием сердца. Харьков, 2017 г. Мне нравится вспоминать рассказ Борхеса о гипотетической истории Христа, после чего слушатели разворачиваются и уходят. Люди предпочитают притчи, поучительные истории с моралью, факты им не интересны. Важно, чтобы мы оставляли после себя истории. Сон — заглавный образ, основная метафора романа. Это больше про украинские реалии последнего времени или про мир вообще?
Человечество вступило во время снов — это ведь еще и отсылка к мифам австралийских аборигенов, которые называют временем снов период, когда мир только создавался.
Оператор Associated Press пострадал при протестах в Минске
На церемонии награждения Мстислав Чернов произнес речь и вспомнил об ударе по Харькову. Оператор Associated Press Мстислав Чернов пострадал в ходе протестов в Белоруссии, он госпитализирован. Новости ФК Спартак.
Победитель Оскар 2024. Рецензия на фильм Мстислава Чернова 20 дней в Мариуполе
Добро пожаловать на соревнование "Соревнования по программированию алгоритмическому имени Мстислава Келдыша". В конце февраля, когда стало ясно, что намечается полномасштабное вторжение России в Украину, журналист Associated Press Мстислав Чернов и. Защитник «Спартака» Никита Чернов заявил «Матч ТВ», что после смены тренера у игроков команды пропала скованность. Защитник «Спартака» Никита Чернов высказался об эпизоде в матче 21-го тура Российской Премьер-Лиги с ЦСКА (0:0). Чернов, Малолетка и Степаненко во время осады Мариуполя российскими войсками весной 2022 года были единственными представителями западных СМИ, работавшими в городе. Мстислав Чернов со своей командой снял около 30 часов видео, которые вскоре превратили в полуторачасовой документальный фильм и назвали «20 дней в Мариуполе».
Нам очень нужна ваша помощь
- Почему вырезали награждение украинцев «Оскаром»
- Почему вырезали награждение украинцев «Оскаром»
- "20 дней в Мариуполе" лучший документальный фильм или ФЕЙК? | BandF | Дзен
- Свежие записи
- Статуэтка вместо денег и оружия
Оператор Associated Press пострадал при протестах в Минске
Мстислав Чернов вместе с Евгением Малолеткой и Василисой Степаненко совершили журналистский подвиг (они единственные из представителей СМИ, которые остались в городе. Чернов, Малолетка и Степаненко опубликовали репортаж из мариупольского роддома, попавшего под российский обстрел. Организаторы премии опустили момент вручения премии режиссеру Мстиславу Чернову. Мстислав Чернов презентует фильм на Sundance Film Festival, 20 января 2023. Украинская лента «20 дней в Мариуполе» Мстислава Чернова о первых днях «спецоперации» вошла в шорт-лист номинантов на «Оскар» сразу в двух категориях — «Лучший. Все новости, где упоминается Мстислав Чернов.
Коган Мстислав - Шевалье (№04) (2024) MP3 торрент скачать
Как здесь удавалось соблюдать баланс: ведь люди были разные… — для меня было важным показать все типы реакций. Люди находятся в стрессе. Иногда они не хотят общаться с прессой. Но чем дальше заходило, чем больше было разрушений, тем лучше люди понимали, что они полностью отрезаны от мира, тогда они тянулись к нам, журналистам. И когда видели эту надписьна груди или на шлеме, они сами подходили и говорили: «пожалуйста, снимите меня. Также спрашивали, что происходит в мире, в Украине. И даже если мнение этих людей не совпадало с моим, они все равно хотели рассказать о происходящем, получить шанс высказаться. Поймите, Мариуполь был не просто в военной осаде, но и в информационной. А когда люди находятся в информационной осаде, то начинают паниковать.
Они не знают — кому и чему верить. Это тоже одна из тем фильма. Мстислав Чернов презентует фильм на Sundance Film Festival, 20 января 2023 — вы уже сказали, что работали ограниченно из-за технических моментов. А что было самым трудным именно во время съемок? Ты сидишь в подвале всю ночь, а потом понимаешь, что тебе нужно выйти на поверхность и что-то начать снимать. Ну хотя бы что-то. И ты идешь работать, под постоянными обстрелами, хотя и знаешь, что можешь вообще не вернуться. Но ты все равно уходишь.
На самом деле меня мотивировали врачи и полицейские, которые работали несмотря ни на что, волонтеры, которые продолжали помогать людям и возить воду, военные, которые защищали каждый метр, каждое окно, каждый подъезд. Поэтому никто из нашей команды не мог себе позволить отсидеться. Отправить мы их не могли, потому что была очень плохая связь.
Вот камера фиксирует очередной напряженный эпизод — героические попытки врачей спасти жизнь. Обстрелы в это время продолжаются. В коридоре возле операционной результатов попыток ждут родные раненого. Для них все заканчивается трагедией. После этого интенсивность происходящего на экране спадает: видно, что режиссеру нужно не только в очередной раз найти где-то связь, чтобы передать отснятый материал во внешний мир, но и самому выдохнуть от увиденного.
Выдохнуть необходимо и зрителю. Весь фильм построен в этом ритме: фиксация ужаса как эмоциональный пик репортажа, отступление-выдох как «отдых», нарезка того, что мы только что увидели из первых рук, в новостях по всему миру, и так по спирали, погружаясь все глубже в ад. Кстати, этот контрапункт — репортаж Чернова с места событий, который через минуту дублируется по CNN фотографией Евгения Малолетки, — добавляет их путешествию по Мариуполю дополнительный эффект достоверности, близости и масштаба. А еще он показывает, как работают журналисты в горячих точках планеты. Большую наглядность придумать невозможно. Вместе с тем видно, как внимание к человеку, гуманизм, сочувствие, которыми руководствуется Чернов как фотограф, переходят в другой медиум, который он решил попробовать — документальную ленту. Фильм 20 дней в Мариуполе полон коротких и невероятно трагических человеческих историй. Режиссер деликатно расспрашивает жителей города: что они чувствуют?
Фотографии с Анной Голубых окажутся слишком откровенными, по мнению Александры Волковой. Она приревнует жениха и устроит разборки с соперницей. Страсти продолжат кипеть и на церемонии.
Герои надеются отдохнуть, пополнить припасы и двинуться дальше к столице, но и тут все не так просто. Весь город терроризирует какая-то нечисть. Те, кто рискуют ночью выйти на улицу — пропадают, а поутру их разорванные тела находят во рву возле городских стен.
Крещение перед боем: Военкор прислал эмоциональное видео из Карабаха
Видеожурналист Мстислав Чернов и фотограф Евгений Малолетка оставались единственными действующими журналистами в Мариуполе, осажденном российскими войсками. Видеожурналист Мстислав Чернов и фотограф Евгений Малолетка оставались единственными действующими журналистами в Мариуполе, осажденном российскими войсками. Чернов, Малолетка и Степаненко опубликовали репортаж из мариупольского роддома, попавшего под российский обстрел.
Последние новости
- Футболист «Спартака» Чернов: «Игра рукой у Чалова? Думаю, что нельзя таким пенальти убивать игру»
- Оскар для Украины. Фильм "20 дней в Мариуполе" | 5 СФЕР
- Лента новостей
- фильм Мстислава Чернова 20 дней в Мариуполе