"Споры за территории между Арменией и Азербайджаном были, есть и будут всегда. Азербайджан сначала попытается заманить Армению дешевым газом, но потом будет использовать его как экономическую дубину против Еревана, сказал в эфире "Абовян Тайм" на радио @SputnikARM глава Аудиторской палаты Наири Саркисян. Новости Армении, Арцаха, Армянской Диаспоры, Южного Кавказа и мира: Арменпресс- твой источник достоверной информации. "Споры за территории между Арменией и Азербайджаном были, есть и будут всегда.
Основная навигация
- Переживёт ли Армения теперь уже политический геноцид
- «Шансов нет». Баку начал последнюю фазу карабахской войны с расчистки неба
- Однодневная война: армянский Карабах сложил оружие. А что дальше?
- Чем для России опасен новый конфликт между Арменией и Азербайджаном - Новости
- Курсы валюты:
- Главные новости
Азербайджан и Армения готовятся к войне: на чьей стороне должна выступить Россия
К акции протеста в армянском приграничном селе Киранц Тавушской области, где местные жители требуют остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном, присоединились военнослужащие ВС Армении. Как таковой войны между армянами и азербайджанцами никто не допустит. Этим Тегеран показывает Баку недопустимость очередной военной операции против Армении и демонстрирует возможность вхождения в Нахичеванскую Автономную Республику в случае войны. Есть мнение, что новая война между Азербайджаном (при поддержке Турции) и Арменией (которая рассчитывает на Иран и США) может начаться уже в сентябре этого года. "Споры за территории между Арменией и Азербайджаном были, есть и будут всегда.
«Шансов нет». Баку начал последнюю фазу карабахской войны с расчистки неба
В итоге премьер-министр Армении Никол Пашинян признал регион частью Азербайджана. С другой — чтобы попытаться в случае, если конфликт начнется и приобретет опять военную форму, обвинить Россию, что она не помогает своему партнеру по ОДКБ. Почему между Азербайджаном и Арменией вновь разгорелся конфликт У Армении и Азербайджана еще остались споры, считает эксперт. Есть определенные реваншистские круги в армянском обществе, которые считают, что у Армении есть свой потенциал, чтобы противостоять Азербайджану. Они надеются, что при помощи Запада, в частности Франции, им удастся взять реванш», — отметил собеседник агентства. По его словам, Запад пользуется сложившейся ситуацией и пытается возобновить боевые действия. Была вначале попытка спровоцировать армяно-азербайджанскую войну — не получилось.
Азербайджан оказался на голову сильнее.
Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны.
Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов.
Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции.
К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения.
Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было.
Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены.
Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах. Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году.
Во-первых, французский президент в 2020 году, пообещав вступить в войну на стороне Греции, сорвал план своего турецкого коллеги Реджепа Эрдогана получить часть шельфа богатых полезными ископаемыми греческих островов, которые находятся вблизи территории Турции. А во-вторых, Макрон развернул борьбу с французскими радикальными исламскими проповедниками, что воспринимается в Анкаре как борьба с исламом вообще и с Турцией в частности. Что касается России, то Пашинян еще осенью фактически растоптал с ней отношения, отозвав своего представителя из ОДКБ, ратифицировав Римский статут Международного уголовного суда и пойдя на резкое сближение с Украиной.
Однако недавно выяснилось, что в отличие от англичан, которые уходят не прощаясь, Пашинян, распрощавшись и громко хлопнув при этом дверью, думает, что остался в гостях: он снова начал спекулировать членством Армении в ОДКБ и присутствием российских солдат, в частности пограничников, в своей стране. Дескать, «торг уместен» и он к нему готов, но явно не смог вызвать ответный интерес у Москвы, которая терпеливо наблюдает за нестандартным внешнеполитическим поведением Еревана. А предложение Макрона отправить французские войска на Украину для противодействия российской армии сделало и без того крайне шаткое положение Армении еще более неустойчивым. Год назад Макрону представлялось, что Армения — это лакомый кусок, оставшийся без присмотра. А недавно он подумал, что шаткую ситуацию на Украине он может переломить, не прилагая особых усилий, лишь с помощью угрозы отправить туда французскую армию.
Память и предупреждение». О Дне памяти жертв Геноцида армян извещают билборды на улицах... Билборды на улицах краевого центра, сообщающие о приближающейся памятной дате — Дне памяти жертв Геноцида армян в Османской Турции, размещены местным отделением Союза армян России города Краснодара.
Информационные стенды, установленные в различных частях города, напоминают о страшной трагедии, унесшей жизни более полутора миллионов армян в 1915-1922 годах. Антироссийские санкции начинают расшатывать армянскую экономику Антироссийские санкции, которыми сполна в своих интересах вот уже два с лишним года пользуются власти Армении, начинают оборачиваться для увлеченного рисованием красивых цифр правительства Пашиняна оборотной, не слишком приятной стороной.
Ильхам Алиев: «Армения — это наша земля!» Война в Нагорном Карабахе все ближе
Российские миротворцы, сопровождавшие азербайджанских пограничников для установки флага на государственной границе, попали под обстрел армянских солдат. В результате предпринятых армянской стороной мер было предотвращено продвижение азербайджанских военнослужащих и попытка водружения флага на территории Республики Армения", — заявили в Ереване. Премьер-министр Армении Никол Пашинян обвинял российскую сторону в том, что ее миротворцы не выполняют своих функций по договоренностям от 9 ноября 2020 года - а именно по контролю над Лачинским коридором.
Ничего подобного бы не произошло, если бы не фактическое признание Карабаха территорией Азербайджана, сделанное Пашиняном во время переговоров в Праге. Для Армении это будет потерей гораздо худшей, чем текущая карабахская катастрофа. Пашинян собственными руками ведет свою страну к полной потере ключевых опор суверенитета. Фактически он вольно или невольно добивает все то, что после распада СССР создали его предшественники. Устойчивая конфигурация Южного Кавказа с «большой» Арменией и независимым Карабахом получилась в ходе первой карабахской войны.
Она была создана так называемым карабахским кланом политиков и военных, которых в результате своего прихода к власти сверг и растоптал Пашинян. Представители «карабахского клана» были устранены. Частично посажены, частично отстранены от политики, а большинство огульно опозорены через подконтрольные Пашиняну СМИ «наркоманы», «казнокрады», «мошенники». Тридцати лет жизни целого поколения, которое голыми руками выиграло одну из самых кровопролитных войн на постсоветском пространстве, случившихся после распада СССР, просто не стало. Все это сделал несколькими движениями руки один человек — Никол Пашинян. В этом смысле Пашинян несомненно уникален. С другой стороны, напрашивается сравнение, близкое к российской истории.
Действующий премьер-министр Армении, как ни покажется парадоксальным, более всего похож на Бориса Николаевича Ельцина. При всей разнице и личностей, и политических условий, у них есть главное объединяющее начало. Они оба чуть ли не в одиночку и под улюлюкание уличной группы поддержки разрушили нечто гигантское и фундаментальное, что до них десятилетиями или даже столетиями создавали другие. Конфигурация Советского Союза продержалась заметно дольше, но рухнула под серией ударов, которую нанес ей в том числе и Борис Ельцин, руководствовавшийся стремлением к неограниченной личной власти. Социальные и политические силы, а также отдельные люди, которые строили этот Советский Союз и пытались его сохранить, точно так же были Ельциным сметены. Сегодня армянское общество и государство пребывают в том же психологическом нокауте, в котором пребывало российское общество и государство образца 1992 года.
Протестующих поддерживают представители Армянской апостольской церкви и парламентской оппозиции. Они говорят людям, что земли, которые Ереван отдает Баку, на самом деле армянские, поэтому их нужно защищать. Кроме того, противники правительства поддерживают мнения, согласно которым армяне и азербайджанцы в принципе не могут жить вместе. На Южном Кавказе начинается новый этап. На фоне российско-украинского конфликта, растущей напряженности на Ближнем Востоке и противостояния между Израилем и Ираном достигнутые 19 апреля соглашения выгодны всем. Утверждение границы исключит любую угрозу безопасности армян и азербайджанцев, проживающих на сопредельных территориях. Следующим этапом станет интенсификация переговоров по Зангезурскому коридору», — рассказал «НГ» руководитель азербайджанского Центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу. Армяно-азербайджанскому конфликту больше 30 лет, за это время народы привыкли видеть друг друга через призму множества стереотипов. Кроме того, около полугода назад была ликвидирована самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика, в результате чего свыше 100 тыс. До сих пор в азербайджанской тюрьме сидят бывшие лидеры НКР, включая экс-премьера и известного филантропа Рубена Варданяна.
Опять же, ничего странного в этом нет. У многих небольших народов, только-только получивших государственность а Азербайджану, напомню, всего 30 лет есть такие карты. Периодически о них вспоминают — например, когда придумывают историю своей государственности или же играют на разжигание местного национализма. Очевидно, он имеет в виду Иран? Есть ли угроза Ирану? В Азербайджане действительно немало деятелей, которые хотели бы отобрать регион у Ирана? В Тегеране очень опасаются роста азербайджанского национализма среди иранских азербайджанцев — как из-за победы Азербайджана во Второй Карабахской войне, так и из-за подрывных действий Турции, чьим вассалом на сегодняшний день является Баку. Это и угроза России, учитывая пантюркисткие интересы Анкары и ее претензии на контроль за мусульманскими регионами России. Северным Кавказом, Поволжьем и другими. При этом надо понимать, что самому Азербайджану это не сильно надо. Богатое, светское государство — пусть и с нацистской идеологией — не управляется глупыми людьми, желающими ссориться со своими большими соседями. Однако, еще раз, Азербайджан тут несамостоятелен в принимаемых решениях. Алиев серьезен, когда говорит, что «Занзегур и Ереван наши земли»? Другое дело что он понимает все сложности получения этих территорий — Армения все-таки страна-член ОДКБ. С другой стороны, у власти в Армении находится Никол Пашинян, который сначала сдал Карабах, а теперь сдает часть армянских земель куда зашли азербайджанские войска. Ничего не делает для того, чтобы защитить суверенитет страны. А значит, у Алиева есть шанс.
Армянские военные присоединились к акции протеста в Тавушской области
Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что РФ выступает за продолжение контактов между Азербайджаном и Арменией. Военнослужащие-контрактники присоединились к акции протеста в армянском селе Киранц с требованием остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном. "15 июня около 08:40 (07:40 по МСК) группа военнослужащих пограничной службы Азербайджана предприняла попытку продвинуться в направлении моста Хакари с целью установки флага на территории Республики Армения. Через несколько дней после распада СССР между самопровозглашенной Республикой Арцах (Карабах), поддержку которой оказывала Армения, и Азербайджаном началась война, продлившаяся больше двух лет.
Азербайджан и Армения непосредственно приступили к делимитации границ.
В Нагорном Карабахе появились засланные в основном из Армении вооруженные группы и террористы, занимавшиеся деструктивной деятельностью. Территориальные притязания против Азербайджана выдвигались не только националистическими группами, но и властными структурами Армении. Армения пыталась любой ценой захватить часть территории Азербайджана. В результате победы Армянского общенационального движения на парламентских выборах, проведенных в Армении в мае 1990 года, к власти в республике пришли ультранационалистические и шовинистические силы, пропагандирующие войну. Это ускорило начало армянской стороной агрессорской войны. Направив все усилия на создание неформальных воинских соединений и их вооружение, Армения предпочла решить проблему путем применения силы в соответствии с собственными целями.
Именно поэтому Армения никогда не относилась к переговорному процессу всерьез, пыталась воспользоваться им только для создания видимости в международном общественном мнении. Как накануне войны, так и в последующий период позиция Азербайджана была абсолютно справедливой с точки зрения Конституции СССР и норм международного права. Однако бездеятельность политической элиты Азербайджана в тот период, отсутствие политического лидера в республике еще больше осложняли ситуацию. Дальновидная личность, выдающийся государственный деятель, общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, который мог всесторонне анализировать ход процессов, руководствовался волей народа, его принципиальной позицией в решении вопросов, был способен мобилизовать население вокруг единой цели, в тот период находился в вынужденной отставке. Отдаление его от политики оказало непосредственное влияние на дальнейшее углубление конфликта, как того хотели армяне.
Волна мощного давления После ввода в Баку советских войск 20 января 1990 года и учинения кровавой Январской трагедии Кремль и лично Президент Михаил Горбачев полностью утратили авторитет. Вслед за Баку советские войска совершили убийство гражданских лиц в Нефтчале и Лянкяране. В целом, во время январских событий в стране были убиты 150 человек. Трагедия 20 Января сыграла важную роль в кардинальном изменении отношения азербайджанского народа к СССР и реализации идей национальной независимости. В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии.
Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение.
В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев.
В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны.
Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами.
О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права.
В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1.
Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2.
С чем связаны заявления двух лидеров и ждать ли очередного военного конфликта, «МК» рассказал политолог Александр Искандарян: — Риск войны сохранялся на протяжении последних 30 лет, если не больше. И он не исчезает до сих пор. Время от времени происходят эскалации и военные акции на границе. Но что касается временных рамок о начале нового полномасштабного конфликта, то эта методология не очень ясна. Скорее всего, предупреждение Пашиняна — политическое заявление. Тем не менее вероятность войны очень велика. Но тут проблема в том, что именно называть войной. На границе с Азербайджаном регулярно происходят какие-то провокации и эксцессы.
Недавно был убит армянский военный. Но мне не кажется, что может быть попытка захвата серьезных территорий. Сегодня идет процесс, в результате которого элиты и официальный Ереван собираются передать часть территорий, которые страна контролирует в Тавушском регионе, Азербайджану. При этом о возвращении Армении территорий, которые оккупировал Азербайджан, речи не идет.
Во-вторых, поднять вопрос обязательного учета концепции "жизненной важности" с точки зрения защиты прав человека при обмене в случае с Арменией — сдаче территорий. То есть, нужно показать международному сообществу, жизненно ли необходима для Азербайджана та или иная территория, и насколько опасна ее потеря для приграничного населения Армении. Например, по его словам, возникает вопрос: когда Азербайджану сдавался участок дороги Горис-Капан, был ли он критически важен для Баку или для приграничного населения Армении. Все эти вопросы могут не поднять представители Армении, которые скованны и испытывают элементарный страх перед противником. Ананян заявил, что в последние годы Пашинян упустил возможности для ухода, так как думал не с точки зрения государства и народа, а - собственной безопасности и существования, власть же он использовал в качестве гарантии личной безопасности.
Армянские военные присоединились к акции протеста в Тавушской области Армянские военные поддержали протесты из-за делимитации границы с Азербайджаном К акции протеста в армянском приграничном селе Киранц Тавушской области, где местные жители требуют остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном, присоединились военнослужащие ВС Армении. Об этом в социальных сетях сообщили представители инициативы "Тавуш во имя Родины". Продолжается борьба против лжи и фальши во имя истины и справедливости", — говорится в сообщении.
Армения готовится к войне: Пашинян решил «увести» страну от России к США
Противостояние между Арменией и Азербайджаном за непризнанную республику шло больше 30 лет. Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил об угрозе начала войны с Азербайджаном уже в конце этой недели. Происшествия - 19 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - В непризнанной республике Нагорный Карабах началось новое обострение конфликта между Азербайджаном и Арменией. Как заявили 19 сентября в Минобороны Азербайджана, на мине подорвался грузовик с военнослужащими — в этом ведомство обвинило ВС Армении.
Угроза новой войны Армении и Азербайджана
Как заявили 19 апреля в аппарате армянского лидера, между Арменией и Азербайджаном впервые будет демаркированная государственная граница в районе четырех сел в Тавушской области. Вангую, что если новый виток конфликта между Арменией и Азербайджаном начнется, то Пашинян снова во всём Россию обвинит. Как заявили 19 апреля в аппарате армянского лидера, между Арменией и Азербайджаном впервые будет демаркированная государственная граница в районе четырех сел в Тавушской области. Россия подстрекает Азербайджан к агрессии против Армении, однако президент Ильхам Алиев опасается последствий полномасштабной войны из-за угрозы санкций со стороны западных стран, считают эксперты. Он утверждает, что Армения не будет участвовать в столкновениях с Азербайджаном, и если это действительно так – Азербайджан заберет Карабах, что станет самым позитивным сценарием, говорят эксперты.
Армения готовится к войне: Пашинян решил «увести» страну от России к США
Комментируя происходящее, власти Армении заявили, что военная полиция уже устанавливают личности контрактников, участвующих в политической акции в Киранце. Напомним, жители Киранца перекрыли дорогу в знак протеста, после чего начались столкновения с полицией. Стражи порядка применили светошумовые гранаты. Медицинская помощь потребовалась пятерым протестующим, в том числе четырем женщинам, и нескольким сотрудникам полиции.
Однако осенью прошлого года его заблокировали азербайджанские боевики, а весной нынешнего — регулярные части ВС Азербайджана. Таким образом основной путь снабжения Карабаха оказался перекрыт. В регионе начался гуманитарный кризис — перебои с топливом, медикаментами, а затем и с продуктами питания. Никол Пашинян в связи с этим сделал ряд заявлений, основная суть которых сводилась к тому, что российские миротворцы не выполняют своих обязанностей и что ставка на Россию в вопросах безопасности была ошибочной.
Недавно ВС Армении провели миротворческие учения с американским военным подразделением. При этом сами российские солдаты теперь подвергаются провокациям и с армянской стороны. Кроме того, Пашинян, видя, что напряжение на линии соприкосновения растёт, предпочёл обсуждать это с западными политиками, а не с Россией. Начиная с 2020 года армянская сторона не предприняла никаких значимых усилий в деле подготовки к новой войне. В этой ситуации представляется очевидным, что официальный Ереван обвинит в произошедшем Россию, которая «не смогла защитить» Армению. Также нельзя не упомянуть о том, что начало подготовки к новой агрессии против Нагорного Карабаха совпало с выходом России из «зерновой сделки», в продлении которой была крайне заинтересована Турция.
Кроме того, до 1 июля текущего года Ереван и Баку обещают согласовать проект о совместной деятельности государственной комиссии по делимитации всей границы. Причем они сделают это, основываясь на Алма-Атинской декларации от 1991 года, как и хотели армянские власти. Премьер-министр Армении Никол Пашинян призвал соотечественников воздержаться от завышенных ожиданий, но все-таки подчеркнул ее важность. Впервые Армения и Азербайджан решили вопрос за столом переговоров», — сказал он. Международное сообщество высоко оценило достигнутое соглашение. Глава Совета ЕС Шарль Мишель подчеркнул, что соглашение основано на Алма-Атинской декларации, что было ключевым элементом армяно-азербайджанских переговоров в Брюсселе. То же самое сделал глава Госдепа США Энтони Блинкен, подчеркнув, что был сделан шаг на пути к заключению прочного и достойного мирного соглашения. Однако по крайней мере часть жителей армянских приграничных сел все это не воодушевило. Например, в селе Киранц граница должна пройти в 100 м от школы. Местные говорят, что боятся отправлять своих детей учиться в непосредственной близости от азербайджанских пограничников.
В январе 1988 года с изгнания азербайджанцев из Гафана между странами начался армяно-азербайджанский конфликт, в ходе которого Армения оккупировала Карабах и еще семь других районов Азербайджана. Конфликт был урегулирован только в ноябре 2020 года, после победы Азербайджана и капитуляции Армении в Карабахской войне. Постепенно, в ходе послевоенного урегулирования встал вопрос о необходимости делимитации и демаркации границы, без чего стабильный мир на Кавказе был невозможен. В мае 2021 года стало известно о создании совместной комиссии Баку и Еревана о делимитации границы. Первая встреча комиссий прошла через год, в мае 2022 года. Точкой отсчета для делимитации стали переговоры президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Праге 6 октября 2022 года, когда главы государств в совместном заявлении подтвердили приверженность Уставу ООН и Алматинской декларации от 21 декабря 1991 года о присоединении Азербайджанской Республики и Республики Армения к СНГ. Это означало взаимное признание территориальной целостности и суверенитета, а также согласие в выборе точки отсчета для делимитации границы. Окончательно свою территориальную целостность Азербайджан восстановил в результате антитеррористической операции 19-20 сентября 2023 года. Запуск делимитации азербайджано-армянской границы 19 апреля 2024 года состоялась историческая встреча Госкомиссий по делимитации, в ходе которой Армения согласилась вывести войска из 4 сел Газахского района. Во время нее были также окончательно согласованы границы между ними и прилегающими к ним населенными пунктами на территории Армении — то есть, фактически впервые был делимитирован участок госграницы. К 26 апреля была выполнена примерно треть из запланированных на начальном этапе работ, размещено 28 столбов.
«Око за око». Что сделает с Арменией Азербайджан после вывода миротворцев
Армения обратилась за военной помощью к ОДКБ. Соглашение между Баку и Ереваном о возвращении Азербайджану четырех оккупированных сел и делимитации части границы двух стран используется реваншистскими силами как предлог для планов государственного переворота в Армении. Под занавес уходящего 2023 года в прогнозах о скором подписании мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном не было недостатка. После последней войны между Азербайджаном и Арменией, Ереван очень обиделся на Россию и сейчас публично пытается показать, что готов сотрудничать с Западом.