Новости свадебные обычаи и традиции в россии

Сегодняшние традиции свадьбы и подготовки к ней — смесь из старинных русских обрядов и обычаев, заимствованных у западной культуры. Какие свадебные традиции и обычаи существуют в России.

Несколько идей для свадьбы в традициях славянской культуры

Традиции и обряды русской свадьбы В этой статье расскажем какие свадебные традиции актуальны на сегодняшний день и от каких лучше отказаться.
Свадебные традиции в России в 2024 году: выкуп, танец, каравай Самая любимая свадебная традиция среди жителей СФО и ДФО — бросание букета невесты: этот обычай соблюдали на своей свадьбе 57 % опрошенных женатых пар.
Русские свадебные традиции и обычаи Традиции и обряды», которая готовится к открытию в филиале ГИМ в Туле, вошли 283 экспоната.

Лучшие свадебные традиции в России. Свадебные обычаи в России

Традиции и обряды». Экспозиция знакомит с забытыми и во многом утраченными свадебными традициями русского народа, напоминает об их истоках и содержании. Свадьба и рождение семьи направлены на продолжение рода, а значит, продолжение многовековой истории государства. Конечно, она должна быть посвящена свадьбе, с которой начинается семья, семейным устоям, семейному очагу.

Важно не только знать традиции, но и продолжать их с детьми и внуками. Где, как не в Туле, в Музейном квартале, рассказывать об этом? Мы делали выставку так, чтобы она была понятна всем: и старшему поколению, и юному.

Сакральный смысл этого обряда практически утерян, сейчас выкуп превратился в веселое действо, рассчитанное на развлечение гостей. Жениху приходится проявлять недюжинную смекалку, чтобы справиться со всеми заданиями, которые приготовили ему подруги невесты. Часто они помогают продемонстрировать, как хорошо будущий муж знает любимую и какую райскую жизнь он ей обещает. Если задание не выполнено, приходится откупаться деньгами или конфетами — от самых маленьких участниц.

Подмогой жениху выступают его друзья. Порой им удается прорваться, пропустив часть заданий. В любом случае выкуп — один из самых веселых обрядов. Букет невесты и бутоньерка жениха С букетом невесты связаны лучшие русские свадебные традиции и самые красивые.

Раньше жених составлял его сам. Он мог нарвать цветов в поле или попросить любого из соседей срезать понравившееся растение в саду. В такой просьбе обычно не отказывали. Сегодня редкая девушка позволит жениху заказать букет в салоне без ее одобрения, все же он является одним из главных свадебных аксессуаров и должен гармонично вписаться в образ.

Жениху же не позволяется видеть платье заранее, поэтому он вряд ли сможет подобрать цветы самостоятельно. Впервые свою роль букет играет на выкупе невесты. Когда будущий счастливый супруг преодолевает все препятствия, он дарит свой букет любимой. Выкуп прекращается в тот момент, когда она берет букет в руки — это означает согласие.

Дальше девушка должна вынуть один цветок из букета и приколоть его на грудь жениха. Отсюда пошла традиция бутоньерки. Она всегда состоит из тех же цветов и сходным образом оформлена. Обычай бросать в толпу незамужних подруг букет невесты, и второй — подвязку друзьям жениха, пришел к нам из Европы.

Не так уж часто всем известная примета срабатывает, но веселая традиция прекрасно прижилась. И гости ее с удовольствием поддерживают. Основной букет обычно берегут, для бросания заказывают второй, меньших размеров, который может забрать себе поймавшая его девушка, иногда используют искусственные цветы. Осыпание молодоженов зерном После окончания церемонии бракосочетания, обычно на выходе из ЗАГСа, гости, ожидающие молодоженов, выстраиваются по обеим сторонам выхода, образуя тоннель, сквозь который жених на руках проносит невесту, и осыпают их зерном, мелкими монетками или лепестками роз.

Это действие входит в свадебные традиции народов России и многих других стран. Могут использоваться разные предметы, но смысл обряда один и тот же. Он символизирует пожелания счастья, богатства и плодовитости новоиспеченной семье.

После того как в доме невесты было все готово и сама невеста одета, ей на голову возлагали венец — символ девичества — и вели с торжественностью в залу, где было устроено место для нее с женихом.

Впереди шли женщины — плясицы, которых обязанностью было плясать и петь песни. За ними каравайники несли на полках, обшитых богатыми материями, караваи. На караваях лежали золотые монеты, называемые в описании царских свадеб «пенязями». Потом следовали свечники со свечами и фонарщики с фонарями для свеч.

Как у жениха, так и у невесты было по свече; два свечника несли одну свечу, так она была массивна, например, женихова в три пуда, а невестина — в два пуда. На свечи надевались серебряные или серебряно-вызолоченные обручи и бархатные или атласные кошельки. Возле свеч несли обручальные свечи и Богоявленскую крещенскую свечу , которою зажигали брачные свечи. В частных свадьбах жениховы караваи, свечи и фонари несли перед ним, когда он прибывал к невесте.

За каравайниками, свечниками и фонарщиками невесты шел дружка и нес осыпало, то была большая серебряная миса или просто металлическая. В ней лежали на трех углах: хмель, собольи и беличьи меха, платки, шитые золотом, червонцы и деньги. Двое по сторонам предшествовали княгине, или невесте, и держали путь, чтобы кто-нибудь не перешел дороги. За ними две свахи вели невесту в венце под покрывалом.

За невестой следовали сидячие боярыни, составлявшие ее свадебный чин; две из них держали по мисе или по блюду. На одном лежала кика — головной убор замужней женщины с принадлежностями, как то: подубрусником или волосником, гребешком и чаркою с медом, разведенным в воде или в вине. На другом лежали убрусы, назначенные для раздачи гостям. Блюдо с осыпалом и с убрусами ставилось на столе перед главным местом, где лежала перепеча с сыром.

По бокам становились каравайники, свечники и фонарщики. Невесту сажали на место, а возле нее сажали какое-нибудь лицо, чаще всего брата или родственника, иногда мальчика возрастом. Все, составлявшие чин невесты, садились по своим местам, каждый по своему чину. Когда все занимали свои места, то как отец, так и мать невесты, как действительные, так по недостатку их нареченные, посылали дружку к жениху.

Приходя, он извещал, что время ему идти за невестой. Брачный поезд Священник первый вставал с места и провозглашал: «Достойно есть! Жених кланялся им в ноги, целовал им ноги, целовал образ и получал родительское благословение. Потом поезд отправлялся; в таком торжественном шествии впереди шли каравайники с караваями, свечники и фонарщики со своими принадлежностями, потом шел священник с крестом, потом бояре, а за ними жених, которого вел под руку тысяцкий, за ним поезжане, то есть все те лица, которые составляли чин жениха.

Они садились на лошадей или в сани. Таким образом, смотря по времени года, церемониальным шествием жених достигал двора невесты. Родители невесты выходили навстречу поезду жениха и встречали его. Жених и поезжане входили в покой, где находилась невеста.

Жених молился, ограждая себя крестом, и кланялся на все четыре стороны находящимся по углам образам. Потом вместе с дружком подходил к своему месту; но место это занималось мужчиною или мальчиком из родственников невесты, который занимал место жениха. Непременно требовалось жениху дать занимавшему его место рядом с невестой откуп, то есть несколько монет, и тот уступал свое место, а жених садился рядом с невестою и притом на одну подушку с нею. Свадебный поезд Когда, таким образом, усаживались, начинали разносить кушанья и ставить их на столы.

По словам Котошихина, гости ели, но с умеренностью и только для того, чтобы совершить чин, другими словами — оказать вежливость, внимание хозяину. Едва ставили на стол все блюда первого кушанья, как священник прочитывал «Отче наш», потом молитву «покровения». По окончании последней молитвы сваха подходила к отцу и к матери невесты и просила благословения невесту чесать и крутить. Зажигались свадебные свечи богоявленскими свечами; свечники, поставив свои свечи, держали протянутый между женихом и невестою большой кусок тафты с нашитым крестом так, что жених и его поезжане, которые сидели на одной с ним стороне, не могли видеть невесты.

Окручивание невесты Сваха снимала с невесты покрывало, потом венок; другая женщина подносила мису с кикой и гребнем. Сваха омочала гребень и чарку с медом и расчесывала невесту, потом свивала или скручивала ей волосы и надевала волосник, кику и подзатыльник и наконец закрывала иногда тем же покровом, который разделял ее от жениха. Венок отдавался на сохранение, на память о девичестве. После того подносили свахе мису с осыпалом; она осыпала невесту и жениха и опахивала сорока соболями, которые держал, как выше сказано, один из свадебных чинов, называемый держальником.

У посадских людей во время расчесывания был такой обычай: когда жених и невеста сидели, отделенные друг от друга покровом, им приказывали приложить щеки к покрову. Перед ним держали зеркальце, и жених мог увидеть в зеркало лицо будущей своей жены и дружелюбно ей улыбнуться; в то же время один из гостей подходил к ним в вывороченной шубе вверх шерстью и желал невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. Во все продолжение обряда окручивания невесты сидячие боярыни и девицы пели свадебные песни; а дружка, взяв нож, подходил к отцу и матери невесты и говорил: — Благословите резать перепечи и сыр? Дружка резал перепечу и сыр на мелкие куски, клал на большое блюдо, накладывал туда же множество ширинок и отдавал поддружему или меньшому дружке; сам получал от невесты вышитый ее руками убрус и подносил его жениху; а меньшой дружка разносил и раздавал всем гостям куски перепечи и ширинки, также посылал отцу и матери жениха, оставшимся в своем доме.

В то же время сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их гостями все, что было на осыпале, — серебряные деньги, хмель, куски материй и прочее, и всяк налету хватал, что успевал схватить. Между тем подавали другое яство, за нею подавали третье; как только оно появлялось на столе, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения — везти молодых к венцу. Церемония до ухода в церковь в брачном доме. Миниатюра «Благослови Бог!

Все вставали. Родители брали по образу, обыкновенно в окладах с драгоценными украшениями. Подле них становился священник. Новобрачные кланялись и принимали благословение.

Отец и мать разменивали их кольцами и, взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь друг другу. Наконец, отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: «По этим ударам ты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки; вместо меня за ослушание тебя будет бить твой муж! В продолжение этого обряда каравайщики и свечники выходили. За ними выступали свадебные гости.

Устилался путь кусками материй, и новобрачные шли по этим кускам к дверям. Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую. Тысяцкий устраивал порядок шествия. Между тем те, которые держали сорок соболей, взятых с места, где сидели новобрачные, клали их на то же место, а скатерть, на которой резали перепечи и сыр, складывали и отдавали ключнику.

Венчание На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг или каптанов. Когда свадьба происходила у бояр, близких особ царя, то им на этот торжественный день давались царские лошади и экипажи. Сани невесты убирались до того нарядно, как только допускал это достаток; описывают, что она поволакивалась атласом, а на седалище клалась бархатная подушка; богатый ковер спускался со спинки; под дугой привешивались лисьи и волчьи хвосты. К таким саням подводилась невеста, в санях сидело другое лицо: его следовало свести, точно так, как сводится сидевший подле невесты, вместо жениха.

Невеста садилась вместе с двумя свахами.

Среди приятных женскому сердцу мелочей встречалась и плетка — символ власти над будущей супругой. И пользоваться ей, кстати, впоследствии могли по прямому назначению. Висела такая плетка в избе на видном месте, подчеркивая статус главы семейства. Ведущая роль мужчины сохранилась и в языке: женщина выходит замуж, то есть «за мужа» и берет его фамилию.

Чем больше повозок было в его составе, тем выше статус свадьбы. При этом было важно, чтобы число лошадей оставалось нечетным, — это на удачу. Преобразившийся «свадебный поезд» есть и сегодня в виде вереницы украшенных машин. У ворот дома суженой парень платил выкуп и участвовал в драке постановочной, разумеется. Проигрыш показывал уважительное отношение к родным будущей жены.

Современные свадебные традиции в России Ни один свадебный обряд прошлого не дошел до наших дней в чистом виде — все они претерпели какие-то изменения. Тем не менее, интересно отследить, откуда пошла та или иная традиция. Белое платье и фата Белый цвет платья только сегодня трактуется как символ чистоты и невинности — в Средние века белая одежда считалась траурной. Что перекликается с такой трактовкой замужества: невеста в своем прежнем, девичьем, виде «умирала» для своей семьи. На Руси свадебные сарафаны были красного или зеленого цветов с богатой вышивкой.

Алый — традиционный цвет нарядов невест также в Китае, Индии и в других странах. Фата встречается у многих народов с древних времен. Изначально это было довольно плотное покрывало, которое носила невеста, чтобы уберечься от злого глаза. На Руси голову девушки перед венчанием покрывали платком. Это имело еще и ритуальный смысл: невеста переходит из одного мира в другой, точно так же, как мертвец, ее лица никто не должен был видеть.

Подвенечное платье белого цвета ввела в моду самая влиятельная женщина Европы XIX столетия — королева Англии Виктория. В 1840 году она вышла замуж за герцога Альберта Саксен-Кобург-Готского в платье из светлого английского шелка, украшенного цветами апельсина. Королеве стали подражать подданные по всей стране, вскоре такая мода охватила и Европу. Сегодня свадебные наряды могут быть самыми разными. Есть оригинальные платье в необычных цветах: красные, голубые и даже черные.

Бывает, что расписываются молодожены в джинсах и футболках, но это лайт-вариант — без банкетов и большого числа гостей. Но все же большинство невест, тех, что идут в ЗАГС впервые, выбирают белые платья. Не всегда длинные. А вот фата встречается все реже. У женихов остается классический костюм, но цвета в последние годы стали очень разнообразными: голубыми, серыми, зелеными.

Дмитрий Суханов ведущий свадеб с 23-летним стажем Свадебный букет Сейчас букет невесты чаще всего заказывает сама девушка. В век визуала важно, чтобы он гармонировал с платьем. Как правило, букеты небольшие, чтобы было удобно держать. Цветы — одного сорта, чаще пастельных цветов, подчеркивающие нежность образа. Хотя встречаются и яркие — все зависит от времени года.

Иногда заказывают два букета: один остается у новобрачной, а второй она бросает подружкам в конце праздничного вечера. Считается, кто поймает, та и выйдет замуж следующей. Дмитрий Суханов История букета уходит в античность: в Древней Греции и Древнем Риме считали, что травы отгоняют от невесты все самое плохое. В Средние века для защиты от нечисти перед венчанием девушки носили ожерелье из чеснока. В Испании свадебный наряд сопровождался веточкой цитрусовых — символа благополучия.

Букет популяризировала вышеупомянутая королева Виктория — впервые у невесты в руках были живые цветы. Та королевская свадьба положила начало традиции и мужской бутоньерки: герцог Альберт вынул из букета цветок и приколол на мундир. А обычай бросать букет подругам родился из-за желания гостей забрать любую деталь из нарядного образа невесты.

Белое платье

  • А как сейчас
  • Традиции свадьбы в России
  • Традиции и обряды русской свадьбы
  • Выкуп невесты
  • Как выходили замуж на Руси: 10 традиций, которые вызовут у вас улыбку
  • Свадебные традиции в России🥗 современные обычаи на Руси

Лучшие свадебные традиции в России. Свадебные обычаи в России

Первый танец жениха и невесты Семейный очаг Душераздирающая традиция, после которой будут реветь все. Надо оно вам или нет, решайте сами. Домашний очаг Бросание свадебного букета и подвязки Разжигающие споры сейчас традиции. Бросание букета и подвязки. Кто-то верит, что это все реально работает, кто-то считает это унизительным, кому-то просто такая движуха в кайф. Сейчас есть разные креативные способы реализации этих традиций. Все зависит от вашей фантазии, или опытный ведущий поможет и накидает разные варианты. Бросание букета на свадьбе Свадебный торт Одна из прекраснейших свадебных традиций, про которую сложно сказать что-то плохое. Обязательно рекомендуем.

Если все остальные традиции присутствовали не на всех свадьбах, то эта свадебная традиция есть на всех свадьбах, особенно если у вас есть банкет. Свадебный торт Бенгальские огни и фейерверк Заключительная свадебная традиция! Финальная волшебная точка. Кто на что финансово горазд. Фейерверки, светящиеся инсталляции или просто бенгальские огни. По опыту скажу, что бенгальские огни хоть и заезжанно, но беспроигрышный бюджетный вариант сделать классные атмосферные фото и ничем не уступают всему прочему. Да и фейерверк фейерверку рознь, может случиться неэффекная пукалка в темном небе. БЕнгальские огни на свадьбе Выводы про свадебные традиции Во всех пунктах мы писали о более традиционных вариантах свадьбы без углубления в ньюансы и в отдельные случаи.

Как пройдет ваш праздник, должно зависеть от вас. Пусть он принесет вам радость и вспоминается как волшебный день. Будьте фантазерами и нестандартными, пусть традиции не обременяют и приносят радость! Мы готовы обсудить варианты свадебной фотосъемки в Москве и Московской области Если у вас возникли сложности с выбором отеля, места для прогулки, места для бракосочетания или возник вопрос, где красиво сделать выездную регистрацию на природе, пишите. Порекомендуем вам подрядчиков: видеографов, ведущих, визажистов, декораторов, координаторов, организаторов. Чтобы заказать фотографа на свадьбу в Москве и получить любую консультацию свяжитесь с нами любым удобным способом ниже.

Соблюдение таких обрядов стало неотъемлемой частью праздника и теперь нельзя представить свадьбу без следующих атрибутов и ритуалов. Популярными остаются такие обряды: Семейный очаг. Это ритуал со свечками, который объединяет родителей каждого из молодоженов и олицетворяет передачу семейного тепла от родителей детям. Обряд получается настолько трогательным, что трогает сердца даже самых серьёзных гостей. Запуск букета в толпу незамужних девушек. Это важная традиция, которая проходит обычно в банкетном зале в разгар празднования. Считается, что девушка, поймавшая букет, следующей выйдет замуж. Встреча молодоженов в ресторане с иконой. Обычно встречают родители, но это могут быть другие люди, близкие сердцам молодой пары. Важно, чтобы встречающие родственники сказали искреннюю речь и вдохновили молодых на крепкую и долгую жизнь. Первый укус каравая. Этот свадебный обычай определяет, кто из молодых будет заведовать семейным бюджетом. У кого откушенный кусок каравая будет больше, тот и станет главным семейным казначеем. Гадание, кто родится первым: мальчик или девочка. Этот обряд проводят разными способами. Часто по залу запускают две коробки голубого и розового цвета. Если гости бросят больше денег в голубую коробку, то родится мальчик, а если в розовую — девочка. Редко встречается былая традиция воровства невесты на свадьбе. Современные молодожены считают этот обряд неправильным и не хотят его придерживаться. Во время банкета могут украсть туфельку невесты или вообще обойти эту традицию стороной, заменив ее различными веселыми конкурсами.

Это происходит чуть позже, по традиции, на пороге дома жениха, куда он приводит молодую жену. Сегодня благословлять молодых можно перед входом в ресторан, после бракосочетания в ЗАГСе, на поляне при выездной регистрации и т. Жених и невеста по своему желанию могут включить процедуру благословения в само торжество. На банкете ведущий даст родителям слово. Они пожелают любви и долгих счастливых лет, скажут напутственное слово. Чтобы сделать эту церемонию более трогательной и милой, можно подготовить видео с детскими фото. Традиция кричать «Горько! Существует несколько версий происхождений этого обычая. По одной из них, это слово отображает горечь расставания молодой дочери со своими родителями. Поцелуй мужа должен был скрасить эту горечь. По другой версии «Горько! Также это слово может быть напрямую связано с горькой настойкой, которую часто подавали на свадебном торжестве. Современным невестам не всегда нравится этот немного устаревший обычай. Как только начинается дружный перезвон, молодые понимают, что пришло время для поцелуя. Для жениха и невесты может стать дискомфортным момент прилюдного поцелуя. Поэтому они могут использовать забавные таблички или маски, которыми прикрывают нижнюю часть для во врем поцелуя. Обязательна ли фата на свадьбе? Фата — это не только красивые свадебный атрибут, который делает образ невесты еще более воздушным, нежным и неземным. Корнями фата уходит в далекое прошлое. Раньше ее необходимо было носить, чтобы защитить юную невесту от дурного глаза. В Древнем Риме невесту полностью закутывали в фату, оставляя лишь лицо. Этот обычай защищал девушку от злых духов. На Руси вместо легкой фаты использовали тяжелые ткани с вышивкой. Это символическое покрывало снималось только в доме жениха. Таким образом показывали, что невеста теперь жена, она отдана в другой дом. Тяжелая ткань символизировала смерть невесты для своего рода. Сегодня нет никаких четких правил в ношении фаты. Все зависит только от желания невесты. Она может выбрать многослойную длинную или невесомую фату, заменить ее шляпкой, венком из живых цветов, вуалеткой. Выкуп невесты Для жениха, гостей и невесты это развлечение, своеобразная игра, которая позволит немного расслабиться в такой волнительный день. Но истоки у подобной традиции совсем нешуточные. Выкуп подтверждал, что жених достаточно обеспечен, что он может содержать семью. В восточных странах калым, заплаченный женихом, являлся своеобразной гарантией для молодой жены. Право использовать эти деньги имела только женщина. В случае развода она их получала.

Дружка резал перепечу и сыр на мелкие куски, клал на большое блюдо, накладывал туда же множество ширинок и отдавал поддружему или меньшому дружке; сам получал от невесты вышитый ее руками убрус и подносил его жениху; а меньшой дружка разносил и раздавал всем гостям куски перепечи и ширинки, также посылал отцу и матери жениха, оставшимся в своем доме. В то же время сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их гостями все, что было на осыпале, — серебряные деньги, хмель, куски материй и прочее, и всяк налету хватал, что успевал схватить. Между тем подавали другое яство, за нею подавали третье; как только оно появлялось на столе, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения — везти молодых к венцу. Церемония до ухода в церковь в брачном доме. Миниатюра «Благослови Бог! Все вставали. Родители брали по образу, обыкновенно в окладах с драгоценными украшениями. Подле них становился священник. Новобрачные кланялись и принимали благословение. Отец и мать разменивали их кольцами и, взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь друг другу. Наконец, отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: «По этим ударам ты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки; вместо меня за ослушание тебя будет бить твой муж! В продолжение этого обряда каравайщики и свечники выходили. За ними выступали свадебные гости. Устилался путь кусками материй, и новобрачные шли по этим кускам к дверям. Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую. Тысяцкий устраивал порядок шествия. Между тем те, которые держали сорок соболей, взятых с места, где сидели новобрачные, клали их на то же место, а скатерть, на которой резали перепечи и сыр, складывали и отдавали ключнику. Венчание На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг или каптанов. Когда свадьба происходила у бояр, близких особ царя, то им на этот торжественный день давались царские лошади и экипажи. Сани невесты убирались до того нарядно, как только допускал это достаток; описывают, что она поволакивалась атласом, а на седалище клалась бархатная подушка; богатый ковер спускался со спинки; под дугой привешивались лисьи и волчьи хвосты. К таким саням подводилась невеста, в санях сидело другое лицо: его следовало свести, точно так, как сводится сидевший подле невесты, вместо жениха. Невеста садилась вместе с двумя свахами. Над нею держали соболей. Этот обряд соблюдался также и относительно жениха. У крыльца стоял его аргамак, а на аргамаке сидел другой; когда являлся жених, то этот другой вставал и шел пешком, а жених садился на аргамак и ехал к венчанию. Если же, по причине непогоды, нельзя было ехать верхом, то жених садился с тысяцким в сани или в коляску, а тот, кто прежде сидел в экипаже, шел пешком. Жених должен был ехать с своим поездом вперед и прибыть ранее невесты. В самых простых свадьбах новобрачные ездили, а не ходили пешком. В простонародных свадьбах впереди поезда пели свадебные песни и забавники отпускали шутки. Это не одобрялось Церковью, и духовные особы свадебные песни называли нелепым криком и козлогласованием. Когда молодые входили в церковь, то ясельничий со своим двумя помощниками стерег коня и сани, чтоб кто-нибудь не перешел дороги между верховым конем жениха и санями невесты и чтоб вообще лихие люди не наделали чего-либо дурного колдовством, в которое тогда сильно верили. Путь от церковных дверей до аналоя устилался кусками материй; самое место пред аналоем также устилалось, и сверх того, на нем клали соболей. Когда свадьба была вечером, то жених и невеста тотчас после прихода в церковь становились на свои места; но иногда свадьбы были после обедни: тогда жених и невеста становились у церковных столбов и слушали литургию и по окончании… становились к аналою. К свету Божьему» После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучение; в нем обыкновенно наставлял их ходить часто в церковь, слушаться духовников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал жену учить палкою, как подобает главе. Потом брал жену за руку, вручал мужу и приказывал им поцеловаться. Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж же покрывал ее полою своего платья в знак будущего покровительства и защиты. Наконец священник давал новобрачным деревянную чашу с вином; муж принимал, отпивал и давал жене; та отведывала и опять подавала мужу. Таким образом, оба пили три раза, наконец, муж допивал, бросал под ногу чарки и топтал ее разом с женою, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между ними раздор и нелюбовь». Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собою первенство пред другим. Но как ни старались в этом жены, им никогда этого первенства не удавалось [1]. Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся, а между тем тысяцкий уже посылал дружку вперед к отцам жениха невесты и к оставшимся в доме свадебным чинам известить, что молодые обвенчались в добром здоровье. Каравай В то же время дружка разрезывал каравай, и священник его вероятно, чрез того же дружку посылал отцам обоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба рода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба — хлебосолами и жить дружно, как зерна одного колоса. При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и конопли, желая счастья, другие дергали за рукав, показывая вид, будто хотят разлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому. Если венчание было вечером, из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа; у простого народа сопровождался он песнями, криками и плясками. Когда поезд прибывал в дом мужа, навстречу выходили отец и мать жениха, с образом и с хлебом-солью благословляли новобрачных. Вероятно, на свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные разъезжались по своим домам, а уже к вечере жену проводили в дом мужа, и там происходило брачное торжество. Приезд молодого от родителей в дом тестя на свадебный пир При входе в дом потешники, по распоряжению ясельничьего, играли в сурьмы и бубны чинно, благолепно, доброгласно. Тогда новобрачные садились за стол: все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать по обычаю , выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни. Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья. Когда гостям подавали третью перемену — лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту жареную курицу и обвертывал скатертью, второю из трех скатертей, положенных на постели перед новобрачными до венчания. При этом он обращался к отцу и матери и говорил: — Благословите вести молодых опочивать! Те отвечали «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, а мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник, за ним шли свечники, каравайники и ставили свечи в кадь со пшеницею, стоявшую в изголовье брачного ложа молодых. Тысяцкий, дружка и свахи вставали, жених и невеста подходили к дверям; и отец брал за руку невесту и говорил жениху: — Сын наш! Божьим повелением а если свадьба устраивалась по повелению царя, то прибавлялось и «царским желанием» и благословением нашим и матери твоей повелел тебе Бог сочетатися законным браком и понять взять такую-то. Приемли ее и держи, как повелел Бог и как Он чадолюбивый устроил в законе нашей истинной веры и святые апостолы и отцы предаша. Брачная комната Сын брал жену за руку, выходил с нею из дверей и шел из сенника; тут встречала их мать или сваха в вывороченной шубе мехом кверху, посыпала их хмелем или льняным семенем. Таким образом новобрачные входили в сенник. Гости уходили в покой, откуда вышли, и продолжали допировывать, и дружка и сваха вступали с новобрачными в сенник и раздевали — дружка жениха, а сваха невесту, и потом сами уходили, чтобы присоединиться к прочим гостям и продолжать пирушку. Когда молодые были на сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил или ездил ясельничий с обнаженным мечом для предохранения от всякого чародейства и лиходейства. По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать о здоровье новобрачных; если чрез дверь жених отвечал, что он в добром здоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчас посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье; дружка за то получал подарки, и все свадебные гости отправлялись в сенник кормить новобрачных. Кормление молодых Как жених, так и невеста ничего не ели в тот день, и теперь пищею была им та самая курица, которую дружка им приносил в сенник, обвернутая скатертью. Взявши курицу, новобрачный должен был, по старинному обычаю, отломить у ней ножку и крыло и бросить через плечо назад. По другим известиям, этот обряд совершался пред укладыванием молодых в постель. Затем подавали им и другие блюда. Во время кормления новобрачных муж подавал гостям вино, и все пили с поздравлениями.

Названы самые любимые свадебные традиции россиян. Драка в них не входит

При мытье они внимательно смотрели, нет ли у невесты физических изъянов, синяков, ссадин, кожных болячек. Достаточно ли она здорова, чтобы быть матерью, сможет ли выносить и родить детей? Вот почему так важно было, чтобы на теле девушки не было ни царапинки. Ведь если что-то могло показаться старшим женщинам подозрительным, могла расстроиться вся свадьба. А за физический изъян сваты были вправе просить увеличить размер приданого. Поэтому семья невесты с момента сватовства освобождала девушку от работы в поле и оберегала ее здоровье. Накануне свадьбы дня или рано утром в свадебный день невеста шла в баню с подругами или с родителями.

Там ее омывали как покойницу, со специальными песнями, а после одевали в праздничный наряд. Кристиан Гейслер. Невеста по дороге в баню 1801 Девичник День накануне свадьбы — последняя встреча с незамужними подружками. На девичнике подруги расплетали невесте косу и заплетали в прическу замужней женщины под песни и причитания. Корзухин «Девичник», 1889 Первый день свадьбы В самом архаичном варианте обряда утром невеста шла в баню, ее провожали подруги. Затем приезжал жених, и гости пировали.

Все оставались в доме невесты, а молодым стелили в одной комнате. На следующий день молодые венчались и ехали пировать уже в дом жениха. Рябушкин, «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» 1880 Свадебный поезд Жених приезжал за невестой с друзьями и родней. Все наряжались, старались надеть красное.

С какой лентой голубь взлетит выше, тот и ознаменует пол будущего малыша.

Девичник и мальчишник Девичьи посиделки перед бракосочетанием — давняя свадебная традиция России. Подружки ходили в баню, тщательно вымывали косу невесты, делились байками про несчастливые браки, чтобы отвести дурной глаз. Мальчишник на Руси проводить было не принято, молодой парень просто приводил себя в порядок: мылся в бане, стригся. Свадебные кольца Нанизывать друг другу на пальцы золотые и серебряные кольца — традиция всемирная. Прародителями этого события считаются древние египтяне, которые первыми внедрили красивый и романтический обычай.

Сегодня ни одна свадьба в мире не обходится без обмена кольцами. Букет невесты Прообразом кидания букета в толпу девушек на церемонии служит старый обряд передачи венка с головы невесты близкой подруге. Этот ритуал определяет будущую новобрачную. На современной свадьбе России к традиции добавился пикантный нюанс. Невеста снимает подвязку с чулка и бросает холостым мужчинам, чтобы узнать, кто из них следующий потенциальный жених.

Похищение невесты Конечно сейчас счастливую девушку никто не похищает, разве что если жених русской невесты — мусульманин.

Он обращался к подругам невесты, чтобы они вышли из-за стола, но те не обращали на него внимания, продолжая петь. Затем, они говорили, что не уступят даром свое место и хотят, чтобы дружка прислал кого-то помоложе себя и с выкупом.

После этого входил жених, а за ним вносили пряники. Жених, подойдя к столу, говорил: «ну, красные девицы, нельзя ли уступить нам это место», потом перед каждой клал по прянику или по два. Подруги невесты продолжали петь, не обращая на него внимания.

Затем к девушкам подходил крестный отец жениха со словами: «Красные девицы послушайтесь хоть того, кто постарше вас, а я вам за место заплачу». После этого он клал перед любимой подругой невесты деньги. Если подругам дар нравился, то они прощались с невестой, выходили из-за стола, а на столе оставляли елку.

Елка символизировала красоту. Невеста брала эту елку и выходила из-за стола, елку относила матери, а мать ставила елку в угол. Крестный отец невесты брал ее за руку и сажал на шубу за стол рядом с женихом, рядом садилась сваха, после чего невеста начинала плакать в последний раз.

Во время песни сваха расплетала невесте косу, подруги пели свите жениха песни и давали деньги, гости получали угощение. Маковский К. Под венец.

Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов Затем все вместе отправлялись на венчание. Выводил невесту брат или дядя после молитвы и благословения родителей. Выводящий получал благословение, брал от иконы свечку и шел в куть — задний женский угол в избе, где девушки от лица невесты пели каждому члену семейства песню о том, что она отказывается выйти без отца или матери без благословения.

Невесту выводили за конец платка, который она держала в руках. Выводящий подводил ее к столу, вместе с ней молился, обводил вокруг стола, ставил возле жениха и предавал ему конец платка, приговаривая: «У меня невеста была послушна и почетна, держи ее так, чтобы она и тебя слушала и у тебя была честна». В это время женихова сваха заходила в куть куть — угол в избе против устья русской печки и с поднятыми руками вверх говорила три раза: «Обманули — провели!

Девушки просили у дружки рыбный пирог, который он отдавал с головы, вставши на стул так, что девушки вынуждены подпрыгивать. Затем они пел песню. Когда жених получал невесту, крестный жениха угощал всех вином и первую рюмку подносил выводящему невесту, потом подносил по рюмке отцу и матери, затем всем остальным подносилось вино.

После этого угощения гости садились за стол, и подавалась закуска, состоящие из трех блюд: рыбного пирога, похлебки и челпана — каравая хлеба. Угощение подавалось под деревянными блюдами, что также было обусловлено обрядовым действом — крестный отец жениха снимал блюдо с каждого угощения, после чего мать невесты приносила челпан в знак того, что пора заканчивать закуску. Жених со свитой привозили с собой пиво, которым угощали родственников невесты и ее подруг.

После закуски подруги пели песни для жениха, свахи и гостей, затем целовали гостей, а те дарили им деньги. После этого гости становились посередине избы, а на места невесты с женихом садились родители невесты. Посидев немного, они выходили из-за стола.

Жениха и невесту благословляли хлебом и иконой, которые затем передавались свахе невесты. С собой в церковь брали пиво, чтобы угостить гостей после венчания. Но на этом действо не заканчивалось.

Подруги невесты садились на подушку или шубу, на которой за столом сидела невеста, и требовали выкуп. Выкуп уплачивал крестный отец жениха. Только после этого все выходили из избы.

Выход жениха и невесты из избы обставлялся как театрализованное действо. В разных регионах России существовали разные традиции выхода жениха и невесты. Например, в Пермской губернии происходил отъезд к венцу молодых следующим образом: на дворе жених брал в охапку невесту и сам усаживал ее в сани вместе со свахой, а сам верхом ехал вместе с тысяцким тысяцкий - должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси, первоначально военный руководитель городского ополчения.

Гости выходили во двор и усаживались. Их нужно было угостить; в это время девушки пели трогательные песни, окружив жениха и невесту. Между тем колдун или знахарь обходил кругом все сани, телеги, верховых лошадей, экипажи и все остальное, чтобы удостовериться, что нигде нет колдовства.

Наконец брат или дядя невесты отворяли ворота, и свадебный поезд отправлялся в церковь. При выезде из двора, дружки крестообразно хлестали нагайкой ворота невесты и ближайший угол дома. После этого девушки в сопровождении вытницы — женщины, причитавшей на свадьбе — возвращались в избу и усевшись на то место, где только что сидела невеста, закусывали пирогом и расходились по домам.

Когда свадебный поезд останавливался у церкви, свахи ставили жениха и невесту рядом и давали им держаться руками за концы ширинки и в этом положении вели их в церковь. Кузин С. К свету Божьему.

После венчания молодые в сопровождении гостей отправлялись в дом жениха. Свадебный поезд встречали родители жениха и его родственники. Отец выносил икону, а мать — хлеб-соль.

Братья и сестры жениха, если таковые имелись, выходили навстречу поезду с брагой и пивом. Иногда, в северных регионах России, мать жениха выходила навстречу молодоженам грязной, одетой в лохмотья. Таким образом, она хотела показаться страшной молодой жене и внушить ей боязнь к себе.

После того, как гостям подавалось вино, все заходили в избу. Отец и мать жениха вставали у стола лицом к дверям. Молодые молились на икону, которая была в руках у отца, а затем трижды кланялись и подходили за благословением.

После благословения свахи уводили молодых за печь или на женскую половину, где новобрачной заплетали две косы вместо одной и надевали головной убор. Затем молодоженов выводили к столу. Молодые усаживались лицом к дверям.

Дружка произносил молитву и начинался свадебный пир. В южных регионах России было принято, чтобы после венчания молодожены разъезжались по своим домам. Вечером молодой муж приезжал к жене и оставался ночевать в ее доме, а утром увозил ее к себе.

Свадебный пир имел огромное значение, если говорить о свадебных обрядах. Молодоженов за столом называли «князь» и «княгиня», им отводилось почетное место под иконами обязательно лицом к двери. Соблюдалась степень родства при рассадке гостей, а также мужские и женские места.

Жених и невеста не ели и не пили, перед ними ставили пустую миску, а столовые приборы перевязывали красной лентой. Этот обряд связан с представлениями о том, что жених и невеста не имеют права принимать участие в трапезе вместе с женатыми родственниками, поскольку еще к ним не относятся. Правда, такой запрет распространялся не на все регионы России.

Так, например, в Пермской губернии молодые ели одной вилкой и одной ложкой, пили из одного стакана, что символизировало их единство. Существовала круговая подача вина, ее частота определялась возможностями устроителей пира, так у богатых вино подавали после каждого блюда, а у бедных — через три блюда. Во время подачи вина молодой наливал рюмку, а молодая подносила ее на тарелке.

Гости выпивали только тогда, когда выпьют молодые. Было принято при каждой подаче высказывать пожелания молодым и дарить им деньги. Свадебный ужин состоял, как правило, из рыбного пирога, щей, холодца, жареной баранины, утки, индейки и челпана.

Если свадьба выпадала на постный день, то предлагались судак с уксусом, рыбный пирог, уха, мед и кисель. Одним из основных свадебных обрядов была брачная ночь. Именно брачная ночь, а не венчание в церкви делала жениха и невесту мужем и женой.

В некоторых северных регионах России брачная ночь проводилась следующим образом: спустя час после начала свадебного пира молодых вели спать в сопровождении отца, матери, свахи и всех поезжан, включая знахаря колдуна и дружек. Дружки приносили пирог, пиво, брагу. Отец и мать называли молодую хозяйкой и предоставляли ей право угощать всех, знахарь доставал свой пирог и подавал молодым.

Они его ели вместе, в знак того, что они муж и жена и теперь неразлучны. Поезжане пили и закусывали, целовали молодых по три раза, дарили деньги. Молодая произносила молитву, разувала мужа.

Верхнее платье молодой снимал сам. Затем гости уходили, оставались только знахарь и сваха. Раздетую до рубашки невесту сваха и знахарь просили обнять и поцеловать мужа, уложить его в постель, потом молодая ложилась сама.

Когда они ложились, сваха от радости плясала. Знахарь поправлял постель, обходил вокруг и нашептывал заговор. Затем молодых оставляли до утра.

Утром к молодым приходил знахарь и будил их. Молодая одевалась и одевала молодого в чистое белье. Второй день свадьбы начинался с того, что гостей приглашали позавтракать.

После завтрака продолжался свадебный пир. Тесть и теща очень редко приглашались на второй день свадьбы. Молодая жена приглашала всех родственников вымыть руки перед тем, как садиться на стол, этим она выражала свою покорность и смирение перед новой родней.

После умывания всем дарились подарки. Молодые кланялись отцу с матерью, а затем передавали им подарки — вино, сыр, каравай и медную монету. Этой медной монетой отец тер усы и бороду, а затем сам одаривал их деньгами, которые клал на блюдо.

Подаренные деньги молодая жена брала себе. Праздничный пир начинался примерно в три часа, потому что процедура одаривания была достаточно продолжительной. В конце обеда дружка спрашивал родителей: «Не пора ли молодых спать уложить?

Отец говорил: «Не пора».

Но при регистрации брака их присутствие уже необязательно. После регистрации молодожёнов осыпают конфетами, монетками, рисом. Новой традицией стал запуск в небо пары белых голубей, а разбивание бокалов осталось из старинной русской традиции. Новым стало проведение после регистрации свадебной фотосессии и подвешивания именных замков на перила у мостиков.

Затем все собираются в ресторане. Приглашённые гости уже ждут молодых. Родители встречают жениха и невесту с хлебом и солью. По старинной традиции молодым дают разломить каравай и определить, кто в доме будет хозяином и покормить друг друга.

Звездные гости, ведущий Басков и традиции: как прошла свадьба сына Жасмин, длившаяся неделю

Свадебный фотограф Мадина Сафарян рассказала о русских обычаях, которые все реже и реже соблюдают на свадьбах. Свадебные традиции в России — это не только выкуп и каравай. Традиции свадьбы в России можно условно разделить на: досвадебные традиции и обычаи (смотрины невесты, сватовство, обручение, девичник, посиделки жениха он же мальчишник). В тонкостях свадебных традиций народов России разбиралась «». Современные традиции проведения свадьбы в России перекликаются со свадебными обрядами Древней Руси, хотя время, как и везде, вносит свои коррективы. Традиции и обряды». Экспозиция знакомит с забытыми и во многом утраченными свадебными традициями русского народа, напоминает об их истоках и содержании.

Свадебное платье

  • Статьи по теме
  • Свадебные обряды и традиции
  • Названы самые любимые свадебные традиции россиян. Драка в них не входит
  • Русские народные свадебные традиции и обряды
  • Описание свадебных традиций и обычаев в России

Традиции русской народной свадьбы

Свадьба — это целый набор традиций и обычаев, и отдельное важное место занимает подготовка к ней. История свадебных обычаев и традиций. Свадебные обычаи имеют свою древнюю историю, которая начинается задолго до нашей эры. Традиции, обряды, сценарии» пишут, что в старину в России последний день перед венчанием называли вечерухой или надвечерьем брака.

Русские свадебные традиции и обычаи

Свадебные обряды и традиции Ныне существующие свадебные традиции в России, в своём большинстве, основаны на обычаях предков.
Традиции и обычаи русского народа – свадебные обряды Эти свадебные традиции, пожалуй, стоит исключить из списка, планируя торжество: некоторые из них просто устарели, другие могут испортить праздник.
Свадебные традиции и обычаи в 2024 году что следует знать молодоженам: какие свадебные обычаи были на Руси и что они символизируют в России; свадебные приметы для родителей жениха и невесты; чем можно заменить классические традиции оригинально и стильно!
Русские свадебные традиции и обычаи ? , соблюдаемые в [2022] & обряды русского народа Эти традиции могут напугать кого угодно: как на Руси проходили свадебные гуляния и какие ритуалы предстояло пройти новобрачным.

Свадебные традиции и обычаи

Обсуждая традиции свадьбы в России, нельзя забыть о важном обычае получения родительского благословения. Обычаи, обряды и традиции славянской свадьбы. Свадебные обычаи даже в дореволюционной России нельзя назвать дикими и неприемлемыми для современных людей. Важно помнить и чтить обряды и традиции своей страны, поэтому мы подготовили в помощь молодоженам серию статей. Свадебные традиции народов России — колоритные факты из древних обрядов у малых народностей страны.

Традиции свадьбы в России

  • Гуляли неделю
  • Свадьба в России сегодня: традиции и современные тренды
  • Современные свадебные традиции в России
  • Современные свадебные традиции и обычаи

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий