Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны. Советские люди в тылу, как и на фронте, выдержали это испытание с честью.
Советский тыл в Великой Отечественной войне
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Кагановича шли круглосуточно. Рабочая смена длилась по 16-18 часов, нормы её перевыполнялись в 1,5-2 раза. Он состоял из 17 вагонов, которые обслуживало 74 человека. Всего для спасения раненных наркоматом путей сообщения было выделено 6000 вагонов, санитарные составы, постоянные и временные, формировались как полноценные госпитали на колесах. Отметим, что разная колея в СССР и Европе не позволила захватчикам оперативно продвигать грузы вслед за наступающими войсками в 1941 г. За все время они не научились работать на наших паровозах, и не смогли обеспечить надежную эксплуатацию своей техники, особенно в условиях зимы.
Урал - кузница победы. На 4-х листах. Художник Адливанкин С. Конец 1941 - начало 1942 гг. Бумага, краска; трафарет. Плакат выпущен по итогам первого военного года и призывает уральцев во имя победы воевать и трудиться так, как их земляки: герои доблестной уральской 3-й гвардейской стрелковой дивизии, завоевавшие почетное звание в боях. Сталевар Нурулла Базетов, неоднократно добивавшийся рекордных плавок стали. Фрезеровщик Дмитрий Босый, ставший родоначальником движения тысячников: 12 февраля 1942 г.
Называются имена и других героев труда. Искренний настрой тружеников тыла на героическую работу выразил Нурулла Базетов: «Только тогда отойду от печи отдыхать, когда скажут: "Базетов, война кончилась, Родина наша свободна от фашистов, бери отпуск! Отражена в плакате традиция военных лет, когда накануне нового года уральцы отправляли Верховному Главнокомандующему И. Сталину новогодние рапорты и клятвы, в которых отчитывались за сделанное для фронта и брали обязательства на грядущий трудовой год.
В таком же немыслимом темпе, круглосуточно, в считаные дни было демонтировано и отправлено в советский тыл промышленное оборудование, готовая продукция и кадры 19 наиболее крупных предприятий в Полесской области. В те суровые дни, невзирая на чудовищно тяжелую прифронтовую обстановку, непосредственно под вражеским огнем наступавшего врага, белорусский народ спас благодаря эвакуации в советский тыл промышленное оборудование и кадры 109 крупных предприятий из них 39 союзного и 70 республиканского подчинения и 15 металлообрабатывающих предприятий местного подчинения.
Это были наиболее крупные, хорошо организованные производства, оснащенные современной для того времени техникой, укомплектованные высококвалифицированными кадрами. Они определяли экономическое лицо республики, выпуская до войны значительное количество промышленной продукции металлорежущие станки, торфодобывающее оборудование, сложную сельскохозяйственную технику и т. Основными районами размещения белорусской промышленности стали Поволжье 40 предприятий , Урал 24 предприятия. В меньшей степени оборудование и кадры осели в средней полосе России 18 предприятий , Западной Сибири 8 предприятий и Средней Азии 2 предприятия. Они сыграли не последнюю роль как в перестройке советского тыла на военный лад, так и в производстве военной продукции для фронта. Героизм аграриев Не меньший героизм проявили в первые недели войны труженики сельского хозяйства Беларуси.
Их работа отличалась особой сложностью. Техника белорусских МТС и колхозный скот двигались пешим ходом. Это накладывало отпечаток на все. Каждую деталь, каждый винтик осматривали и отбирали с особой тщательностью. Все годные к дальней дороге машины комплектовали в тракторные бригады, закрепляя за ними водителей. Удалось вывезти машинный парк и оборудование 36 МТС.
Особенно тяжелой и сложной была эвакуация комбайнов. Эти громоздкие, малоподвижные машины не могли двигаться быстро. Полностью демонтировать их в тех условиях было практически невозможно. И все-таки в Полесской и Гомельской областях эти машины с помощью тракторов подтягивали к железной дороге, там вручную разбирали на части, снимали самые ценные детали, грузили их на прицепы к тракторам, а затем на железнодорожные платформы. Всего за несколько дней эвакуации был разобран и отправлен в советский тыл 6651 трактор, 4221 комбайн, а также 223 мотора к комбайнам, 117 молотилок, 150 станков и двигателей. Не меньшим драматизмом был окрашен процесс эвакуации поголовья скота.
В дальнюю дорогу отбиралось практически все, исключая только свиней, которые не могли перенести долгий и опасный путь. Постановление Совета Народных Комиссаров Белоруссии от 7 июля 1941 года обязывало руководителей колхозов и совхозов проводить убой свиней прямо на фермах с последующей засолкой мяса и отправкой его в глубокий тыл. Скот каждого колхоза и совхоза сбивали в отдельный гурт в размере 300 голов крупного рогатого скота и до 1000 овец. Гурты сопровождались группой гонщиков 1 гонщик на 20 голов скота. Гонщиков снабжали деньгами, запасом хлеба, продуктов, а также кормом для скота. Из числа районных активистов назначались ответственные лица — начальники трассы, которые следовали за скотом на протяжении всего пути.
Спасению подлежало также конское стадо и рабочие волы. По неполным данным, из Гомельской и Могилевской областей удалось вывезти в тыл свыше 10. Перегон скота был невероятно тяжелой, предельно изнурительной работой, которая требовала огромной самоотверженности и подлинного героизма. В пути гурты скота подвергались непрерывной бомбежке. Особенно трагичной была проблема водопоя, поскольку именно здесь, у воды, гурты несли большие потери. Уже после войны смоленский зоотехник Д.
Марченков вспоминал: «... В пойме реки Вихра мы заметили еще одно большое стадо скота. Недоеные коровы беспокоились, протяжно ревели. Голодные телята мычали, просили пойла. Это был гурт белорусского скота. Гнали его трое легко одетых мужчин с вещевыми мешками за плечами…» Начиная со второй половины июля, по мере приближения линии фронта маршруты перегона скота стали меняться.
С момента удлинения этих маршрутов остро встал вопрос о целесообразности дальнейшего перегона. Значительное количество белорусского поголовья составлял молодняк, для которого долгий и трудный перегон был губительным. И белорусский скот стали сдавать по пути местным хозяйствам — в Курске более 20. Одновременно с эвакуацией сельхозтехники и общественного скота спасали посевы, зерно, муку, фуражные фонды. Под обстрелами и бомбежками врага на полях днем и ночью буквально кипела работа по уборке нового урожая и его обмолоту. Часть зерна сдавали Красной Армии, часть вывозили в тыл 81.
А то, что спасти не удавалось, сжигали, чтобы не досталось врагу... Рабочие Гомельского паровозоремонтного завода за ремонтом паровоза. Урал, 1943 г. Спасители-путейщики Из четырех магистралей, проходивших по территории Беларуси, две выбыли из строя уже в первый день войны. Весь объем тяжелейшей работы выполняли коллективы двух железных дорог — Западной и Белорусской. С 18 часов 24 июня был введен график, предусматривающий продвижение на фронт в первую очередь воинских эшелонов.
Во всех железнодорожных отделениях в Могилеве, Орше, Климовичах, Мозыре закипела работа — были оборудованы передвижные мастерские по ремонту танков и военной техники, приспособлен подвижной состав для перевоза воинских частей, вооружения и мирного населения. Более 20 дней действовал Оршанский узел, которым руководил в те дни инженер К. Заслонов, а также начальник дистанции связи, волевой и знающий свое дело специалист Е. Григорьев, начальник службы движения А. Один из машинистов этого узла К. Грищенков вспоминал: «Враг ожесточенно бомбил дорогу, приходилось то и дело вступать в настоящий поединок с фашистскими самолетами — маневрировать составом, маскировать паровоз и т.
И я видел, сколько страдания и горя причинял каждый такой налет на станции и разъезды. В обратный рейс, как правило, мы увозили эшелоны с тяжелоранеными... За быструю доставку воинских грузов на фронт он неоднократно получал благодарности военного командования. Удивительным мужеством обладал машинист Гомельского депо К. Жарин, не покидавший свой паровоз по 5 — 6 суток подряд. Во время боев под обстрелами гитлеровцев он умудрялся благополучно проскакивать самые опасные места, доставляя на фронт боеприпасы.
Много примеров самоотверженного исполнения долга в архивных документах. В докладных и рапортах, присланных с мест по горячим следам, имена лучших машинистов и работников Белорусской железной дороги тех дней: по станции Осиповичи — В. Романов; по станции Жлобин — А. Пашкевич, В. Молодьков, И. Раковский, А.
Бабич, И. Бредихин; по станции Кричев — В. Макаренко… «Работали мы как одержимые — всю боль свою, всю ярость к проклятым фашистам топили в работе… Смена закончится, а мы и не думаем уходить. Подремлешь где-нибудь в углу минут 30, ополоснешь лицо холодной водой — и снова на паровоз». Ежедневно с риском для жизни бригады путейщиков разбирали завалы после бомбежек и восстанавливали путь, засыпая воронки, укладывая заново рельсы, подвешивая провода. Объем работ можно было сравнить с прокладкой в мирное время новой железнодорожной линии.
И все это в день-два, под вражескими обстрелами и бомбежкой. По данным Наркомата путей сообщения и военного командования, фашистская авиация с июня по декабрь 1941 года в среднем совершала по 33 налета ежесуточно! На Белорусской железной дороге, например, с 24 июня по 25 августа движение прерывалось 49 раз. По мере приближения врага железнодорожники приступали к эвакуации своего путевого хозяйства. Работу ряда узлов пришлось свернуть прямо в первые дни войны: Осиповичи — с 24 июня; Могилев — с 27 июня, Жлобин — с 1 июля. Всего в советский тыл удалось вывезти 1333 вагона с оборудованием автоматической блокировки, сигнализацией, связью.
Всего из Беларуси в советский тыл было эвакуировано 1,5 млн населения, более 17. Гитлеровцы не менее ожесточенно бомбили не только железные дороги, но и транспортные речные трассы. Большая часть барж в мирное время предназначалась для перевозки навалочных грузов песка, зерна, соли, угля. Их палубные крепления были недостаточно прочны для размещения воинских орудий, танков, грузовых машин, тракторов и станков. Баржи надо было срочно переоборудовать. Команды судов «Бригадир», «Юный ленинец», «Марат» и других перевозили боеприпасы и продовольствие, раненых и мирное население исключительно в ночное время при полном отсутствии звуковых и световых сигналов — на всем длинном пути до Херсона, Запорожья и других мест назначения!
В самом начале военных действий на участках Брест — Пинск, Пинск — Домантово только благодаря личному мужеству судовых команд были погружены и вывезены в советский тыл 11. Настоящее мужество и невероятную находчивость проявили в те дни кадровые речники — капитан судна «Бригадир» В. Мельников, механик Г. Медин; капитан судна «Орел» Т. Викторчик, механик В. Во время бомбежек транспортные средства то и дело получали серьезные пробоины.
Экипаж ценою жизни трех своих товарищей практически на ходу сумел задраить эти отверстия и доставил весь груз в Днепропетровск. А также 60 научно-исследовательских институтов, 20 вузов, 6 театров, 121 отделение Госбанка, 116 районных и центральных сберкасс и 568 млн денежного фонда республики. Размещение на новых базах Эвакуированные предприятия и население размещались в разных уголках Союза — в Поволжье, нечерноземной полосе России, на Урале, в Западной Сибири, в республиках Средней Азии. По неполным данным, на февраль 1942 года в Куйбышевской области проживало 18. За считаные недели городское население в тылу выросло в разы — численность, например, Казани увеличилась в 1,5 раза, Саратова — в 1,3 раза. Основную массу эвакуированных заселяли в квартиры к местному населению.
Общее горе сблизило. Хозяева даже плату за квартиру ее давали по линии райсовета брать отказались. А вернувшись после освобождения, мы еще много лет не теряли связи, и даже их сын приезжал к нам в Витебск в гости…» Бывший начальник пошивочного цеха фабрики «Знамя индустриализации» М. Фридман также вспоминал: «…На первых порах нас разместили в здании средней школы города Вольска на Волге. Но потом всех устроили на частные квартиры. Выехали мы без ничего — ни обуви, ни одежды теплой, никаких запасов, в чем стояли.
Помогали нам все — материально и морально». Ульяновск, 1943 г.
У тех людей были иные потребности.
Питьевая вода, хотя бы относительно чистая. Хлеб хотя бы раз в три дня. Вторая смена одежды.
Принципиальная возможность попасть к врачу и добыть настоящее лекарство. Возможность помыться раз в неделю. Как вам доклады ротных командиров, что новобранцы из деревни в 20 лет впервые увидели мясо?
Про обладание землей или минимальные права даже говорить нечего. Представьте себя на месте этих людей. И вдруг приходит к вам агитатор, который говорит, что "все люди равны", "каждому по труду" и все прочее.
Вам реально дают землю и не заставляют ее выкупать по цене космического корабля. Ваш ребенок может не просто у местного дьячка "пройти науку", а поступить в университет и стать инженером, сменить социальный статус. Это невозможно сравнить ни с чем.
Вы просто переходите в иную реальность, без шуток. И вот, на той стадии, когда ваши самые смелые мечты для нас незамечаемая низкая обыденность-питьевая вода в избытке или центральная канализация... Это потом государственное стало ничье, а тогда каждый завод или библиотека были построены тобой или твоим сыном!
Для тебя, сына, внука, правнука... Отсюда вытекает высочайшая мотивация граждан СССР. Была ли советская идеология ущербной, плохой или отличной-это неважно.
Важно, что люди считали её основополагающей для своей хорошей жизни. Потому что она имела реальное воплощение. Жили крайне плохо, стали по-человечески.
Обещали землю? Обещали доступное образование? Обещали лучше жить?
То есть подавляющую часть населения сделали приоритетной для развития страны и они это поняли на конкретных, уже воплощенных примерах. Как же за это не сражаться из последних сил, если в качестве альтернативы тебе предлагают немецкое рабство или возвращение к скотскому состоянию РИ??? Почему приходится остановиться на этом подробно.
Отрицать это глупо, но гораздо глупее утверждать, "так было везде". Новое государство строилось в их интересах, а не для комфортного проживания "любителей хрустнуть булкой". Естественно, что в отношении бывших "любителей" нередко пощады не знали.
Учитывая некоторые особенности дореволюционной жизни, скорее удивляет, что удерживались от мгновенной расправы на месте. Да, для этих людей была безусловная трагедия. Вполне возможно, что советская модель государства была жестока с "врагами народа".
Ну так а предыдущая, ИХ модель ведь была куда "звериней", по отношению к подавляющему большинству, ставшему реальной властью. Есть отличная книга " Виктор Земсков. Почему не было восстания ".
Очень советую почитать перед спором о "миллионах безвинных". Потому что идеология-это не просто анекдот и очень многое объясняет! Люди видят конкретные кардинальные улучшения и бьются за них.
То есть токарь вытачивает больше гайек не под страхом наказания или хотя бы по требованию начальства, а потому что стремится выточить побольше, искренне старается. Каждая гайка для него-это лучшая жизнь для его сына. Не абстрактное обещание очередного депутата, а эта конкретная гайка...
Если у него не получается, он идет к инженеру или более опытному рабочему и буквально требует его научить!!! Не стоит и пытаться оценить с современной точки зрения. У нас сегодня все есть и мы работаем над улучшением жизни, на получение средств роскоши или более качественных услуг.
Те люди работали на само получение элементарных услуг для подавляющей части населения, на принципиальную доступность медицины или пенсионного обеспечения, ведь ничего этого не было и в помине. Все эти понятия развивались коммунистической пропагандой. Плохая идея данных ценностей была или хорошая, повторюсь, это не важно.
Она работала, была во много раз лучше бывшей "веры в царя" и в нее искренне верили подавляющее большинство граждан! Очень удивительно, когда "совковой идеологией" называют факты. Ваня, ты же коммунист!
И пулемет застрочил с удвоенной силой! А если так: на тульском заводе взяли обязательство сделать в день на сто патронов больше, но перевыполнили план и дали фронту тысячу патронов сверх плана. Пулеметчик Ваня просто зарядил следующую ленту и немцы не смогли преодолеть "последние 100 метров до Москвы".
Только потому, что рабочие тульского завода верили в "Ленина и мировой коммунизм". Разве это плохо?! Шли в атаку немецкие "суперлюди Дасрайха" и им навстречу поднялся обычный сибирский полк, под "Интернационал", в штыки.
И "истинные арийцы", первый раз увидев сибиряков далеко не 2-х метровых громил с цветными глазами , в основном подохли на этом поле, их командир потерял глаз жалко не голову. А было бы принципиально лучше, если бы наши солдаты поднимались под "Боже, царя храни"? Да и поднялись бы в последний бой под такое...
Но идеология объясняет лишь высокую мотивацию населения, а как это организовывалось? С началом войны, большая часть работников Наркоматов "убыла на места". Зачем и как это помогло на войне?
В "обычном режиме" любое предложение завода проходило много инстанций. Все это тщательно оценивалось на многих заседаниях, обсуждалось и только потом принималось решение "на высшем уровне", спускаемое "на места". Теперь ответственность возлагалась на конкретных людей.
Без всяких проволочек, они обязаны были решать, что нужно делать, с чем можно подождать. Вводилось военное положение, когда один "тылоначальник" представитель Наркомата категорически определял буквально все.
Тыл в годы войны
Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии. После чего советская пехота перешла в наступление и выбила немецкие части из посёлка. Сурский и другие оборонительные рубежи: подвиг тружеников тыла как мерило понимания советской эпохи. В Сборник вошли приказы, директивы, сводки, доклады, донесения и другие документы боевого управления, характеризующие работу Тыла Красной (Советской) Армии в годы Великой. Проведенная в первые месяцы Великой Отечественной войны эвакуация советских промышленных предприятий в глубокий тыл стала безусловным подвигом.
Хроника Великой войны.
так высоко оценивал маршал Советского Союза, полководец Георгий Жуков вклад трудового фронта в разгром фашистских захватчиков в ходе. В нём будут истории о наших современниках, которые трудятся в тылу и помогают в решении задач специальной военной операции. Советская культура в конце 20-начале 30 гг. Проведенная в первые месяцы Великой Отечественной войны эвакуация советских промышленных предприятий в глубокий тыл стала безусловным подвигом.
Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре
В короткое время народное хозяйство СССР было переориентировано на потребности фронта. Учащиеся пришли к выводу, что весь советский народ объединяла общая цель — сохранить свободу и независимость своей Родины! Ещё в этом разделе.
Практически в фронтовых условиях было демонтировано и вывезено около 320 тысяч тонн оборудования, металлоконструкций и других ценных грузов. Наряду с этим проводилась эвакуация работников завода, строителей, их семей. Это создало предпосылки для быстрейшего возрождения мощностей Запорожского завода на востоке страны. В последних числах декабря 1941 года перед строителями была поставлена задача на базе эвакуированного из Подмосковья оборудования завода "Электросталь" построить на Урале, в Чебаркуле, крупное предприятие черной металлургии и ввести его в действие не позднее 15 марта 1942 года, то есть построить завод за 75 дней. В пусковой комплекс завода входили 7 основных производственных цехов, 11 вспомогательных сооружений, железнодорожные пути, водовод с двумя насосными станциями и водозабором, воздухопроводы высокого и низкого давления, паропровод и другие инженерные сооружения и коммуникации. Конечно, по привычным меркам решить такую задачу за 75 дней невозможно. Но жизнь показала, что даже в крайне сжатом графике строительства можно отыскать резервы и сделать то, что казалось невозможным.
Многие строители трудились самоотверженно, перевыполняя нормы в 2-3 раза, что в конечном итоге обеспечило выполнение поставленной задачи в назначенные сроки. Советские строители показали примеры героического труда не только в районах глубокого тыла, но и непосредственно в прифронтовой зоне. Одним из таких ярких примеров, вошедших в историю строительства, является сооружение подводного трубопровода протяженностью 30 км по дну Ладожского озера. По этой жизненно важной артерии в блокадный Ленинград поступало горючее. Решение о строительстве подводного трубопровода было принято ГКО весной 1942 года. Проект его был подготовлен с участием представителей Наркомстроя, проектных и других заинтересованных организаций. Строительство трубопровода поручили ОСМЧ-104. Впервые в практике строительства подводных трубопроводов применяли сварку стыков прежде их соединяли муфтами , поэтому была привлечена большая группа высококвалифицированных сварщиков во главе с М. Недужко и Г.
На строительство трубопровода, включая подготовительные работы, было отведено всего полтора месяца, хотя трасса трубопровода, пересекавшая Ладожское озеро, проходила вблизи линии фронта и находилась в зоне активных действий вражеской авиации и артиллерии. Частые бомбежки, обстрелы из орудий приводили к значительным задержкам, нередко были и человеческие жертвы. Однако, несмотря на многочисленные трудности, задача была решена за 50 дней. Специальная комиссия по приемке трубопровода отметила в акте отличное качество произведенных работ, особенно сварку труб. Из 4500 сварных стыков дефекты обнаружили лишь в одном стыке. Использование трубопровода в течение 20 месяцев, вплоть до прорыва блокады Ленинграда, подтвердило высокое качество сооружения. Здесь уместно напомнить, что строительство подобного трубопровода через Ла-Манш осуществлялась западными специалистами более двух лет. Наша промышленность к началу войны выпускала более 50 самолётов в день. В июле 1941 года изготовили 1807 самолётов, это около 60 в день.
В сентябре 1941 года сделали 2329 боевых машин - более 70 в день. Правда, позднее в связи с эвакуацией заводов в глубокий тыл количество выпускаемых самолётов стало снижаться, поэтому перед рабочими и инженерно-техническими работниками авиационной промышленности сразу же после переброски заводов на новые места была поставлена задача в кратчайшие сроки смонтировать оборудование и начать выпуск самолётов. На первый план выдвигались требования повышения производительности труда, сокращения трудоёмкости производства.
Как будто не знают, что это «следопытство», этот «скаутизм» создавались и развивались теми, кто в эмиграции приветствовал нацизм в 1930-е и пошёл на службу Гитлеру в его походе на нашу Родину! Именно поэтому я буду говорить не о политике, не о том, что составляло военные, внутриполитические и международные обстоятельства, в которых шло строительство, в частности, Сурского и Казанского оборонительных рубежей, не о самих этих рубежах, а о людях, которые самоотверженно их строили, об их мировоззрении и нашей памяти о них. О том, что к этой памяти нельзя относиться поверхностно. В сборнике статей по итогам состоявшейся 22 июня в Чебоксарах конференции моё внимание привлекла статья научного сотрудника Чувашского государственного института гуманитарных наук Артема Гаврилова. Он затронул как раз эту проблему — проблему сохранения исторической памяти о трудовом подвиге строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей [2].
Автор изложил основные вехи исследований проблемы сохранения исторической памяти, указал на её, прежде всего, коллективный характер, привязанность к общей памяти общественных групп или народа в целом. Наша память о Великой Отечественной войне имеет всеобъемлющий, не просто общенародный, но международный характер, и именно в таком качестве мы должны её беречь. Но важно не только это — важно понимание, что эта память должна не только растекаться, так сказать, «по горизонтали», но и жить в вертикали, она должна уходить вглубь и подниматься ввысь. Важную для этой вертикали мысль приводит Артем Гаврилов. Она принадлежит историку Пьеру Нора и сводится к тому, что, в отличие от истории, которая «взывает к анализу и критическому дискурсу», память «помещает воспоминание в священное». Она, добавлю здесь от себя, создаёт мифы, но мифы не в общеупотребительном сегодня, а в хорошем, правильном смысле слова: описания образцов выдающегося поведения в чрезвычайных обстоятельствах, которые не могут быть поняты рационально и должны просто благоговейно приниматься в качестве, скажем так, сверхобразца. Александр Алов, Владимир Наумов. Это так, но не совсем так.
Для правильного понимания исторических событий и хранения памяти о них мы должны быть способны видеть их через призму того времени, времени, в которое они происходили, стараться взглянуть на них через умы и сердца участников тех событий. Другими словами, важны не только «музеи, архивы, кладбища, коллекции, праздники, годовщины, монументы, храмы…», о которых говорится в статье и на которых сосредоточено внимание в современной российской политике памяти. Важно понимание, что думали герои изучаемых событий, как они сформировались, что послужило основой их воспитания, сделавшего их именно такими: самоотверженными, героями, патриотами. Строили оборонительные рубежи не «следопыты» и «скауты», а пионеры и комсомольцы. Нас было не так много. Старшие ребята работали на лесозаготовках.
Таким образом, был учреждён новый приказ, который в соответствии с титулом его начальника стал именоваться Провиантским, положено начало централизованному обеспечению войск продовольствием. В этот же день царским указом был образован «Особый приказ» впоследствии получивший название Военного иногда его называют ещё «Комиссариатским» , на который было возложено снабжение войск обмундированием, снаряжением и жалованием, а также оружием и лошадьми. В 1711 году по указу Петра I снабженческие органы вошли в состав действующей армии. В её полевом управлении был создан комиссариат, ведавший всеми видами снабжения.
В дивизиях организация снабжения была возложена на обер-комиссаров и обер-провиантмейстеров, а в полках, соответственно, на комиссаров и провиантмейстеров. Причём полки обзаводились собственным войсковым хозяйством. Ответственность за обеспечение войск возлагалась на командующего армией генерал-фельдмаршала , а непосредственное руководство её снабжением — на генерал-кригскомиссара , в обязанности которого, в частности, входило снабжение войск деньгами, вещевым имуществом, провиантом, оружием и лошадьми. Медицинское обеспечение осуществляли: в армии — доктор при высших генералах, в дивизиях — доктор и штаб-лекарь, в полках — лекарь , в роте — цирюльник фельдшер. Получил развитие транспорт подвоза, разработана система эшелонирования запасов, создана единая интендантская служба. В Первую мировую войну сформировались фронтовые и армейские базы снабжения, стали функционировать фронтовые распределительные станции, обеспечивавшие приём железнодорожного транспорта из тыла страны, а также корпусные выгрузочные станции. С окончанием Гражданской войны Центральное управление снабжения реформируется в Управление снабжения, которое вскоре было ликвидировано. Службы продовольственного и вещевого снабжения были объединены в одном Военно-хозяйственном управлении.
Советский тыл 1941-1945. Повседневная жизнь в годы войны
Большая часть материалов войдёт в печатное издание и постепенно будет размещена на сайте. В электронной версии искать статьи можно по алфавитному указателю или карте региона. Есть отдельная рубрика для отправки новых материалов. Сбор данных продолжается.
К концу года число трудоспособных колхозников по сравнению с довоенным временем сократилось вдвое, уменьшился машинный парк МТС и совхозов, не хватало горючего, сократилось производство минеральных удобрений. Все это сказывалось на производстве сельскохозяйственной продукции. Перед тружениками деревни была поставлена задача: освоить новые земли на востоке.
За короткое время были увеличены посевные площади на 2,8 млн. Советский тыл на завершающем этапе войны Основой побед Советских Вооруженных сил являлись: рост военно-экономической мощи Советского Союза, целеустремленная работа всего народа. Он предусматривал полное обеспечение потребностей Красной Армии, хотя в целом удельный вес производства военной промышленности сократился. Военные расходы продолжали занимать значительное место, однако по сравнению с предшествовавшим годом они сократились с 52,2 до 42,9 процентов всех расходов государства. С начала 1945 года еще шире развернулось Всесоюзное социалистическое соревнование, стимулировавшее развитие технического прогресса и повышение производительности труда. Исключительно большое значение имело внедрение опыта новаторов.
Только в танковой промышленности широкое применение передового опыта фронтовой бригады Е. Агаркова позволило за четыре с половиной месяца высвободить 6087 человек, а по 23 областям около 19 тыс. Большое распространение получило соревнование среди колхозников, работников совхозов и МТС. Весной в него включилось 22450 тракторных бригад. В первом полугодии значительные результаты были достигнуты в промышленности. Ускоренными темпами продолжала развиваться энергетика.
Успехи в области строительства и восстановлении энергетической промышленности СССР позволили увеличить выработку электроэнергии. По сравнению со вторым полугодием 1944 года производство в стране основных видов промышленной продукции значительно выросло. Так, было добыто угля больше на 8,6, железной руды на 15,4, выпуск чугуна на 5, стали на 1,7, проката на 5,1 процентов. На развитии сельского хозяйства, как и на развитии других отраслей, сказались тяжелые последствия вражеского нашествия, и прежде всего тяжелый урон, нанесенный гитлеровцами сельскохозяйственным районам европейской части страны. В разоренных, сожженных, разграбленных деревнях повсеместно не хватало рабочих рук, особенно механизаторов, а также машин, техники, скота, семян, удобрений. Восстановление сельского хозяйства на освобожденной от врага территории проходило с огромными трудностями.
Однако благодаря колоссальному труду в основном женщин, стариков и подростков , активной помощи рабочих сельское хозяйство постепенно набирало силу. Успехи в восстановлении народного хозяйства страны позволили Советскому государству уже в 1945 году увеличить производство машин, горючего и минеральных удобрений для сельского хозяйства. Несмотря на позднюю весну, труженики села организованно провели посевную компанию. При этом впервые за годы войны колхозники сумели выполнить государственный план сева яровых, а работники совхозов даже перевыполнить его. Самоотверженный труд советского крестьянства, усилие механизации в сельском хозяйстве позволили довести посевные площади в последний военный год до 113,8 млн. Сергей Гаврилович Тюленин родился 12 августа 1925 года в селе Киселёво Новосильского района Орловской области.
В 1926 году семья Тюлениных переехала на Украину в посёлок Сорокино с 1938 — город Краснодон Ворошиловградской ныне Луганской области. С июня 1941 года Сергей Тюленин работал на шахте, затем на строительстве оборонительных рубежей. Молодая гвардия С начала немецкой оккупации Краснодона сентябрь 1942 года Тюленин член штаба и начальник боевой группы созданной патриотической организации, которая по его предложению получила название «Молодая гвардия». Успешно выполнял боевые задания штаба организации: участвовал в распространении листовок, сборе оружия, боеприпасов, взрывчатки. В ночь на 6 декабря 1942 года участвовал в поджоге биржи труда 2 тысячи молодых краснодонцев были избавлены от угона в Германию. Похоронен в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона, где сооружён мемориальный комплекс «Молодая гвардия».
В честь Сергея Тюленина во многих городах бывшего Советского Союза были названы улицы, пионерские дружины, теплоходы, рабочие коллективы, установлены памятники. О жизни и подвиге Героя рассказывают материалы музея «Молодая гвардия». Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени — фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К.
Симонов, А. Многие погибли: А. Гайдар, Е. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству.
Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова 1915—1979 «Жди меня». Огромную популярность приобрел Василий Теркин — герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского 1910—1971 , простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями например, «Землянка» А. В прозе создавались произведения, посвященные войне К. Симонов «Дни и ночи»,А.
Фадеев «Молодая гвардия». На передовую выезжали театрально-концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики «Секретарь райкома» реж. Пырьев, «Нашествие» реж. Роом, «Два бойца» реж. Луков и др.
Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» реж. Эйзенштейн , вышедшей на экраны в 1945 г. Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет! Много работали в жанре плаката Кукрыниксы М.
Куприянов, П. Крылов, Н. Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. Дейнеки «Оборона Севастополя» 1942 г. Пластова «Фашист пролетел» 1942 г. Герасимова «Мать партизана» 1943 г.
В симфонической музыке событием стала премьера героическойСедьмой симфонии Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде. Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. Из бюджета на образование выделялись большие средства больше, чем до войны: 2,3 млрд. К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна.
Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки.
Война стала народной. Наши воины героически сражались на фронтах Великой Отечественной, наши труженики ковали победу в тылу. Дети, женщины, старики, военные специалисты, люди, не подлежавшие мобилизации, были призваны на трудовой фронт, работа на котором была равна подвигу. В тяжелейших условиях они растили и убирали хлеб, строили заводы, выпускали снаряды, танки, самолеты, одевали наших солдат и офицеров, перестраивали науку на военные нужды. Люди нашей страны были едины в своем стремлении — выжить, победить и восстановить разрушенное фашистами.
Непростая судьба выпала на долю этой несгибаемой женщины. Жизненный путь Назибы был нелегким, но она никогда не утрачивала оптимизма. В этот торжественный юбилейный день собрались не только родные и близкие Назибы, но и представители администрации города и Советского района, Управления социальной защиты населения по городу Югорску и Советскому району, совета ветеранов г.
В адрес юбиляра звучали слова благодарности и пожелания здоровья на долгие лета от Президента Российской Федерации Владимира Путина и Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Натальи Комаровой.
Эвакуировать Советский Союз: как спасли промышленность
Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны и обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и. Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны. Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны и обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и. Научная статья на тему 'Тыл советских вооруженных сил в сражениях. Об этом и многом другом читайте в материале, посвященном подвигу советского тыла.
Трудовая доблесть тылового города
Трагедия уникального завода и его кадров, когда военное производство было свернуто, стало его личной трагедией. Но сделанного им для завода и города хватило бы на десяток жизней. И это только один наш завод, а всего до октября 1941 года было эвакуировано в тыл 505! Заводы словно перелетали с места на место по мановению волшебной палочки. Но не было никакой палочки. Были люди — удивительные люди. Такие как Петр Александрович Атоян и сотни других. Сталинская репрессивная машина была, конечно, хорошим «машинным маслом» для производственников. Но на одном страхе такого великого дела, как создание мощного тыла для армии, не сделаешь. Маршал авиации Голованов в своих воспоминаниях приводит один разговор Сталина с наркомом станкостроения Ефремовым, который просил увеличить управленческий аппарат своего ведомства до 800 человек. Никто этого не знал.
Бугров был известным на всю Волгу мукомолом. Все мельницы принадлежали ему. Лишь его мука продавалась в Поволожье. Ему принадлежал огромный флот. Оборот его торговли определялся многими миллионами рублей. Как вы думаете, каким штатом располагал Бугров для управления всем своим хозяйством? Никто не знал и этого. Вот и весь штат. А ведь капиталист Бугров мог набрать и больше работников. Сталин никогда не носил всех своих орденов.
Те, что на его портретах — пририсованные. Единственная награда, которую он никогда не снимал — звезда Героя Социалистического Труда. По легенде ее приколола к кителю в день рождения дочь Светлана. И он ее никогда не снимал. Ноги растут из Геббельса Борис Яковлевич Трохименко, приехавший в Уральск в числе первоцелинников, в годы войны был ребенком. Но запомнил, как вошли первые подразделения немцев в их деревню под Полтавой. Жили фашисты и в избе его деда с бабкой.
В тяжелейших условиях они растили и убирали хлеб, строили заводы, выпускали снаряды, танки, самолеты, одевали наших солдат и офицеров, перестраивали науку на военные нужды. Люди нашей страны были едины в своем стремлении — выжить, победить и восстановить разрушенное фашистами. Ко Дню Победы в Центральной городской библиотеке оформлена книжная выставка-просмотр «Трудом ковавшие Победу», посвященную героическим будням тыла. На ней представлена литература общего характера, раскрывающая роль тыла в Великой Отечественной войне, книги и журнальные статьи о детях и подростках, которым довелось работать в военные годы, о тяжести труда, упавшей на женские плечи. Наш читатель найдет на выставке литературу о перестройке экономики, эвакуации заводов, о роли науки в разработке нового оружия в годы великой войны 1941 — 1945 годов.
Например, были переселены немцы Поволжья, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары. Культура В военные годы изменилось отношение власти к церкви. В сентябре 1943 г. Патриархом избран митрополит Сергий. Патриарх объявил войну священной, его поддержал лидер советских мусульман, объявивший фашистам джихад. Не могла не отозваться на такое страшное событие, как война, и культура. Советские писатели и поэты творили и в годы войны, часто будучи на фронте. Многие из них работали военными корреспондентами. Глубоко близки народу были произведения А. Твардовского, В. Гроссмана, К. Симонова, О. В годы войны постоянно издавались и печатались плакаты рис. Наиболее известны плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет! Образец военного плаката Ничто так не помогает пережить горе, как хорошая музыка. Советские композиторы написали в годы войны бессмертные произведения, ставшие народными: песня «Священная война» А. Александрова на стихи В. Лебедева-Кумача, «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича, песня «Темная ночь», исполненная М. Бернесом в фильме «Два бойца». Поддерживали людей на фронте и в тылу исполнением песен выдающиеся певцы Л.
Они трудились рядом с линией фронта. Основной задачей 1943-44 годов был переход на выпуск только форсированных моторов. Сергей Ильюшин, создавая модернизированный штурмовик Ил-10, рассчитывал на новый микулинский АМ-42. Его создание шло сверхвысокими темпами. Все понимали, что война движется к концу, и новый самолет должен успеть попасть на фронт, чтобы поддержать наступление наших войск. И вот мотор передали для испытаний в воздухе. За 1944 год таких выпустили более 500, плюс 10 330 моторов АМ-38Ф. Война закончилась, и многие эвакуированные фрунзенцы остались в Куйбышеве. Они создали на волжской земле мощное предприятие, которое сейчас работает и на авиацию, и на космос. Эти люди задали нам, потомкам, высокую планку трудовых достижений. Тыл — фронту 22 июля 1941 года было принято решение об эвакуации из Москвы в Куйбышев 1-го Государственного подшипникового завода. Оборудование начали привозить в наш город 8 сентября. Доставляли его по железной дороге и по Волге на баржах. На новом месте производство развернули на территории Линдовского городка. Срок изготовления первой партии подшипников был назначен на 20 ноября. Она составила почти 10 000 штук. Уже 21 ноября 1941 года на танковый завод Челябинска из Куйбышева были отправлены первые 3000 подшипников для танков Т-34. В декабре 1941-го собрали уже 62 000 изделий, а к концу 1942-го полностью обеспечивали оборонные предприятия страны не только танковыми, но и авиационными подшипниками. Всего за военные годы на заводе, который стал называться 4 ГПЗ, было выпущено около 50 млн единиц продукции. В марте 1942 года был собран первый танковый подшипник на куйбышевском заводе 9 ГПЗ. А всего за годы войны здесь изготовили 2 млн подшипников для Т-34. Это обеспечило комплектование 30 тысяч танков ежегодно. Завод также выпустил 630 тысяч авиационных и 260 тысяч автомобильных подшипников. Плюс к этому 70 тысяч минометов, 5 млн артиллерийских снарядов, 500 тысяч гильз для снарядов, 2,5 млн гранат, 45 тысяч тонн литья для мин. На параде 7 ноября 1941 года в Куйбышеве вслед за военными расчетами и техникой в колоннах шли и посланцы завода имени Масленникова — предприятия, которое было построено в Самаре в 1911 году как трубочный завод для выпуска взрывателей к артиллерийским снарядам. В июне 1941-го его перевели на казарменное положение. После выпуска в 1920-е и 1930-е годы гражданской продукции в цехах вновь вернулись к военной номенклатуре. На станках, где еще недавно обрабатывали детали для доильных аппаратов и часов, начали точить мины, изготавливать взрыватели для снарядов и авиабомб и освоили выпуск снарядов для знаменитых «катюш». В нашей области тогда создавался мощнейший куст боеприпасных промплощадок. И немалую их часть — на заводе имени Масленникова. Что касается снарядов для «катюш», их выпуск наш завод освоил первым. В начале 1932 года в Самаре развернулось строительство карбюраторно-арматурного завода. Для создаваемой в то время отечественной автомобильной промышленности нужны были свои комплектующие, а не купленные за рубежом за валюту. К куйбышевской производственной базе присоединили эвакуированных специалистов и станки Ленинградского карбюраторного завода и Московского завода автотракторного электрооборудования. В декабре 1941 года в Куйбышеве на территории бывшего Центрального механического завода был образован Мехзавод Наркомата авиационной промышленности на базе профильных эвакуированных предприятий — подольского, ижорского, таганрогского и сталинградского. Здесь началось производство бронекорпусов для самолетов. С июня 1942 года заводчане выдавали не менее 33 таких в сутки. Детали были не только мелкие, но и крупногабаритные, по 80 и 100 кг, очень сложные в исполнении.
«Политика памяти»: подвиг тыла как мерило понимания советской эпохи
Под руководством Павла Журбина женщины занимаются гуманитарной деятельностью. Самой младшей участнице волонтерского движения "Тыл фронту" 8 лет. Советский тыл охватывал огромную территорию, от прифронтовых районов Кольского полуострова до побережья Тихого океана на востоке. Невиданный подъём советского патриотизма в тылу нашёл своё яркое выражение в социалистическом соревновании, которое приняло в годы Великой Отечественной войны. Советский тыл на завершающем этапе войны. Основой побед Советских Вооруженных сил являлись: рост военно-экономической мощи Советского Союза, целеустремленная работа. 4 мая 2023 года в Дальневосточной государственной академии физической культуры проходила работа круглого стола «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл. Поэтому рассказать о подвиге тыла глазами советских фотокорреспондентов именно здесь для нас и большая честь, и ответственность", – рассказала Наталья Тюрина.