Ректору Московского государственного университета Виктору Антоновичу Садовничему — 80 лет. Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Исполнилось шестьдесят лет со дня рождения ректора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, действительного члена Российской Академии наук, профессора Виктора Антоновича Садовничего. Исполнилось шестьдесят лет со дня рождения ректора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, действительного члена Российской Академии наук, профессора Виктора Антоновича Садовничего.
Виктору Садовничему исполнилось 85 лет: легендарный ректор МГУ опередил время
Директор Института математических исследований сложных систем при МГУ 1995. Организатор отдела космического землеведения в Музее землеведения. Лауреат Ломоносовской премии МГУ 1973. В Московском университете более 30 лет читает на механико-математическом факультете основные курсы лекций по математике «Математический анализ», «Функциональный анализ» и др. Основатель и руководитель общемосковского семинара по спектральной теории 1967. Садовничий известный специалист в области математики, механики и информатики. Государственные награды и премии других стран орден Республики ПМР, 9 октября 2000 года — за активную деятельность, проявленную при создании отделений социологии и политологии в Приднестровском государственном университете имени Т. Разница в возрасте между супругами — менее года, они создали семью в день получения дипломов и пригласили однокурсников на свадьбу с вином и колбасой. Все трое детей математиков пошли по родительским стопам.
Средняя дочь Анна с отличием окончила мехмат МГУ, а затем сосредоточилась на риск-менеджменте и актуарных расчетах в страховании. В 2012 году Анна Викторовна стала членом совета директоров банка «Пересвет», но после санации финансового учреждения в 2017 году свое место в правлении утратила. Младшая Инна с 2017 года заведует кафедрой фундаментальной и прикладной математики на факультете космических исследований Московского государственного университета. Оппоненты ректора упрекают Садовничего в клановости и сравнивают его династию с семьей петербуржца Михаила Пиотровского, отец которого, как и он сам, руководил Эрмитажем, а сын Борис Пиотровский 15 января 2021 года стал заместителем губернатора Северной столицы. Ходят слухи о несметном состоянии и элитной недвижимости Садовничего-старшего, зарплата которого в качестве ректора с 2014 по 2018 год увеличилась почти в 5 раз остальные доходы возросли в меньшей степени.
И чем ближе к экзаменам, тем чаще задумывались профессора: кого из абитуриентов обеспечить оценкой, а кого нет. Схема выстроена, надо сказать, крайне грамотно. По крайней мере, с юридической стороны к высоким чинам ВУЗа теперь никак не подберешься, — деньги у них оказываются в самый последний момент и передаются они крайне осторожно, через третьи, а то и через пятые руки. Делят деньги следующим образом: большая их часть достается ректору примерно половина , вторая половина делится между дочерней фирмой именно она подвергается опасности со стороны правоохранительных органов , деканами и принимающими экзамены педагогами. Как происходит само зачисление? Понятно, что в основном, поступающие за деньги — это дети богатых родителей. И большинство таких детей совсем не являются гениями, к тому же благосостояние родителей обычно негативно сказывается на их детях — они чаще других становятся наркоманами, алкоголиками. Плохо учатся они уже в школе, так как знают, что родители дадут деньги кому надо, и они поступят в любой институт. Если вы зайдете в общественный мужской туалет здания на Моховой, то обнаружите в урнах огромное количество использованных шприцев. Это оставляют студенты, будущие журналисты. Процент наркоманов среди студентов журфака очень высок. Один из преподавателей так ответил автору этого материала на вопрос о том, стоит ли ребенку поступать на журфак: «Если хотите лишиться своего ребенка, пускай поступает в МГУ! С этого момента фамилия абитуриента ставится на специальный контроль — преподаватели на всех экзаменах ставят этому абитуриенту не ниже тройки. Так он доходит до конца экзаменов. Естественно, что сразу троечника зачислить не могут, поэтому ректором издается приказ о дополнительном наборе, под который выделяются места. И на эти места как раз принимают тех самых абитуриентов, а родители отдают вторую половину суммы. Согласитесь, все гениальное - просто! Точно такая же ситуация с платным приемом сложилась и в других государственных ВУЗах. Разница лишь в ценах, которые часто ниже, чем в МГУ. Мориса Тереза — от 6 тысяч. А вот, например, для того, чтобы стать слушателем экономического отделения МГИМО надо выложить около 17 тысяч «зеленых». Тут, как говорится, действует вечный престиж марки дипломатической школы. Кроме вышеперечисленных сумм родителям приходится нести значительные расходы по подготовке к экзаменам. Так час занятий с репетитором сегодня стоит от 50 до 100 долларов за час. Теперь подведем итог. Для того, чтобы ваш сын или дочь гарантировано поступили в высшее учебное заведение вам, в среднем придется выложить 10-15 тысяч долларов. У вас есть такие деньги? Глава 2. Гамлет 2000: давать или не давать? Непременный «участник» школьной программы Родион Раскольников, подобно многим, нуждался в деньгах. Намереваясь поправить свое финансовое положение и удостовериться попутно в собственной исключительности, он совершил то, что в нынешней криминальной хронике называют двойным убийством. Согласно классику, молодой человек был студентом юридического отделения Петербургского Университета, временно прервавшим занятия по причине денежных затруднений. Достоевский, описывая сомнения своего персонажа, упоминает разнообразные доводы, которыми Родион Романович оправдывает запланированное мероприятие. Единственное, пожалуй, что не приходило бедняге в голову - это необходимость оплатить обучение. Ибо требуемая сумма была незначительной и вполне покрывалась несколькими десятками рублей в год, присылаемыми из дома. Ныне просвещение не столь доступно для небогатых дарований. Разумеется, официально оставаясь бесплатными, государственные Вузы вынуждены устраивать ежегодные экзамены. Но передовым преподавателям МГУ, МГИМО и других престижных учебных заведений, путем многолетних экспериментов удалось разработать поистине не имеющую мировых аналогов систему отсеивания «посторонних» абитуриентов. Основной целью, преследуемой составителями экзаменационных вопросов, является превращение их в хитроумно спланированные минные поля. Пробраться через такую полосу препятствий, не обладая специальной подготовкой и поддержкой «с тыла» практически невозможно. Бывает, что иной выпускник школы, опрометчиво размахивая своей золотой медалью, несется напролом. Но прогрессивные преподаватели не верят в разнообразные талисманы и обереги, которые для них всего лишь предрассудок. На противника сбрасывают вопросы небывалой сложности, обычно не имеющие отношения к теме его билета и, в целях маскировки, называемые общими. Если же абитуриенту, всю сознательную жизнь засыпавшему под шуршание учебников и словарей, удается уйти от обстрела, то, сообразуясь с тактической обстановкой, применяются вопросы, запрещенные всеми правилами здравого разума. Они способны озадачить даже академика. Выживают лишь единицы. Психика их навеки искалечена подобными испытаниями. Встречая любого, в ком наблюдается малейшее сходство с экзаменатором, «счастливые студенты» начинают рыдать или неестественно смеяться. Многие, помня об участи этих несчастных, предпочитают неформальные методы поступления, давно уже являющиеся основной дорогой в любой приличный вуз. Зачем, казалось бы, требуется столь утомительная формальность, как экзамены, если списки почти всех первокурсников большинства престижных факультетов можно составлять за год до их фактического поступления по рейтингу взяток. Конечно, попасть в Лесотехническую академию или областной пединститут имени Крупской не представляет особой сложности для каждого школьника, слегка знакомого с модными ныне сборниками сочинений и шпаргалок. Если такие люди станут студентами, а затем аспирантами, то они, чего доброго, могут потеснить нашу геронтократическую профессуру, большая часть которой давно перевалила за 70 и чрезвычайно близка к маразму. Ведь мало того, что и денег-то для оплаты репетиторов то есть на прибавку к жалованию тем же преподавателям у них нет. Такие люди оказываются способны спорить с нашей, почти столетие неподвижной, «передовой» мыслью. Вспомним, например, слова Льва Толстого: «Дело университетов состоит в том, чтобы оправдывать отжившие основы жизни, это хуже для молодого человека, чем для девушки — проституция». К слову. Однажды ректор МГУ заглянул на кафедру, где справлялся день рождения одного из профессоров. Самому юному участнику посиделок как раз исполнилось 65 лет. Ведь разве есть у молодежи уважение к титулам и бирюлькам, полученным еще при коммунистическом царе горохе, она даже и на собственное мнение способна, а всем известно, что подобная вольность позволительна лишь после шестидесяти. Лучше уж пусть все эти подозрительные молодые люди сразу увязнут в нашей системе. Поэтому, принимать их следует только по знакомству и непременно за деньги. Дрожащие родители ожидают своих «отличников», пишущих сочинение в зашторенных изнутри аквариумах аудиторий первого гуманитарного корпуса. Неподалеку от них университетский шпиль, завершающийся аляповатой пентаграммой в оправе из металлических колосьев, щекочет влажные шеи московских облаков, смешавших с ливнями полную таблицу Менделеева. Виктор Антонович Садовничий, бессменный ректор с 1992 года, c высоты своего стометрового «графина», усеянного окнами, благодушно наблюдает за новыми поступлениями. Недавних выпускников школы в этот момент вряд ли способны тронуть привычные увещевания Садовничего, обещающего всем кристальную честность экзаменаторов, «нравственность которых непоколебима». О беспрецедентной коррупции на вверенной ему государственной территории ректорат предпочитает не распространяться. Несчастные подростки в этот момент переживают сильнейший стресс. Силы их стремительно улетучиваются, память, несмотря на все попытки вспомнить что-нибудь по теме билета, подло снабжает несчастных словами популярных песенок. Вспоминаются скорее картины в квартирах многочисленных репетиторов и изрядные суммы, уплаченные родителями за обучение, но только не описание этого чертового дуба в «Войне и Мире», около которого стрелялись Онегин с Ленским… или они там принимали Базарова в декабристы… все перепуталось… и сладко повторять… вот дьявол! Но это лишь в художественной литературе бесы обычно за все в ответе. Значительная часть преподавателей вынуждена заниматься подготовкой поступающих, поскольку средняя зарплата преподавателя или научного сотрудника, вполне достаточная для прокорма пары кошек, не устраивает взрослого человека, тем более семейного. Уровень которых сообразуется со связями и средствами поступающего. Простейший и наиболее обширный слой — многочисленные курсы, которыми обильно облеплен любой институт или университет. Некоторые курсы представляются как официально созданные при ВУЗе, другие о своем происхождении скромно умалчивают. Определенный прок от таких новообразований все-таки возможен, поскольку заведениям с катастрофически низким конкурсом приходится порой засчитывать экзамены курсов за вступительные. Но средний уровень подобной подготовки обычно невысок, ибо основная цель не дать необходимый объем знаний, а заставить раскошелиться небогатое большинство. Один мой знакомый, по недомыслию связавшийся с одной из этих контор, рассказывал про оригинальную манеру чтения лекций преподавателем истории. Тот, совершенно позабыв о своем предмете, увлеченно делился со студентами подробностями из брошюры, повествующей о разнообразных способах казней в Древнем Китае. На следующем занятии историк обнаружил немалую осведомленность в устройстве парников. На третью лекцию никто не пришел. Второй круг — занятия с репетитором. Здесь многое зависит от степени близости вашего знакомства с преподавателем а также от его личного положения во внутреннем табеле о рангах. Разумеется, заниматься следует с работником того вуза, в который Вы намерены поступать. Это может быть и библиотекарь или младший научный сотрудник, главное — его связи поскольку неприметный лаборант порой оказывается сыном заведующего кафедрой. Ведь отнюдь не преемственность поколений способствует тому, что дети самих сотрудников вуза обычно проходят курс наук на том же факультете, где работает их родственник. Однажды дочь известного университетского историка, по странному стечению обстоятельств обучавшаяся именно на истфаке МГУ, сдавала курсовой экзамен. Принимавший, опрометчиво не посмотрев в зачетку, громко возмущался ее незнанием предмета: «Вы же ничего не выучили, девушка! Как Вам только не стыдно! Назовите свою фамилию, и я Вас отправлю на пересдачу». Бедолага преп поперхнулся и вышел из аудитории. Как правило, репетитор набирает группу из 4-10 человек. Количество учеников определяется им путем деления желаемой суммы вознаграждения на приличествующую должности стоимость урока. Пристроить ребенка к действительно «полезному специалисту» довольно сложно, поскольку спрос, увы, превышает предложение. В первую очередь принимаются родственники и дети хороших знакомых, дабы можно было спокойнее обсуждать финансовые тонкости экзаменационного процесса. Профессора и прочие «члены комиссий» дерут втридорога, однако если Вы желаете получить серьезные гарантии поступления своего чада, придется оплачивать подобную услугу дополнительно. Так как сдавать приходиться 3-4 экзамена, необходимо наличие у репетитора устойчивых межфакультетских связей. Вас интересует прейскурант? Поскольку «расценки» постоянно меняются и сильно зависят от степени родства с оказывающим «протекцию», не станем составлять прайс-лист. Приведу лишь пару примеров, дабы ознакомить интересующихся с общим уровнем цен. Борис Пастернак, выбрал юридический факультет МГУ «ввиду его легкости». В 1908 году, он был зачислен туда без экзаменов, что было «при царизме» естественно для любого выпускника гимназии. В 1997 году за поступление через «черный ход» просили 15 тыс. Другого пути на этот факультет, кстати, не предусмотрено. Недавно цены выросли. Мой друг детства, Алексей П. Узнав о его желании учиться на одном из престижных отделений Университета, отец обрадовался: «Давай, сын, я тебя поддерживаю». Благо, их дачным соседом был декан факультета, смежного с избранным. Можно заменить на: «чуть ли не сам ректор». С ним состоялась беседа, после которой друг мой возмущенно рассказывал: «Представляешь, экспонат этот «полтан» 50 тыс. Раньше деньги занимал, рабочие наши ему камин на халяву отгрохали, а как попросили его помочь, — сразу счет открыл». Отец Алеши, обидевшись, решил, что: «Нечего у таких жаб учиться». Он отправил сына в Швейцарию, тем более что стоимость обучения там мало отличалась от затребованной местными «умами» суммы. На социологическом факультете МГУ просят несколько меньше. Однако 8 тыс. Он, собрав через год требуемые деньги, решил перестраховаться, используя для поддержки сразу два независимых «канала». Получилась досадная накладка, поскольку за его сочинением начали охоту одновременно несколько экзаменаторов. Пытаясь отобрать друг у друга нужные листы, они привлекли внимание прочих членов комиссии, принявших самое деятельное участие в разрешении ситуации. Приятеля ожидал потом пре неприятнейший разнос: «Из-за Вас мы, точно дети в песочнице подрались! Подобные истории известны во множестве, почти любой сталкивался с взятками в системе образования. Ведь возможно, что и Ваш ребенок штурмует в этом году один из таких ВУЗов. Остаются вопросы, — отчего официально бесплатное государственное образование давно уже стало привилегией только богатого и влиятельного меньшинства? Почему любое престижное учебное заведение, созданное для просвещения талантливой молодежи, заполняется в первую очередь детьми самих же преподавателей, их родственников и знакомых? Может ли руководство ВУЗа, при котором взяточничество расцветало в течение восьми лет, в одночасье остановить его? Неужели оно не замечает происходящего под носом, поскольку давно уже наблюдает себя не в зеркале, а по телевизору. Скорее всего, прекрасно обо всем осведомленные, люди эти существующую систему приема поддерживают и укрепляют. И что, наконец, станет с наукой в стране, где на первый курс приходят не наиболее одаренные, но самые обеспеченные и влиятельные. Если бы сегодня простой крестьянский мальчик из Архангельской области, везущий в столицу рюкзачок с книжками и тетрадями, приехал поступать в Университет, шансы его были бы пректически равны нулю. Но талант и желание учиться ценились только во времена дремучего крепостничества. Ныне предпочтение отдается твердой валюте. Ведь именно участь рядовых абитуриентов является подлинным критерием для проверки соблюдения изначальных демократических традиций.
В 1981—1982 годах возглавлял кафедру функционального анализа и его приложений факультета вычислительной математики и кибернетики [6]. С 1982 года и по сей день является заведующим кафедрой математического анализа механико-математического факультета [7] [8]. Работал в МГУ на следующих должностях: заместитель декана механико-математического факультета по научной работе, заместитель проректора, проректор 1982—1984 , первый проректор 1984—1992. В 1970—1980-е годы занимал ответственные посты в приёмной комиссии для абитуриентов на вступительных экзаменах в МГУ. Александр Шень , Джордж Шпиро [en] и другие математики включали Виктора Садовничего в число основных проводников дискриминационной политики на механико-математическом факультете МГУ , выражавшейся в недопущении массового поступления на мехмат абитуриентов еврейского происхождения [9] [10] [11] [12] [13]. Переизбирался в 1996, 2001, 2005 годах на безальтернативной основе. В его Ельцина окружении меня относили к «красным директорам» — я ведь был членом парткома университета. А такой человек не должен стать ректором. Ректором должен был стать реформатор. МГУ имени М. Удостоен звания почётного доктора многих университетов мира. Возглавляет Российский Союз ректоров [18]. С 1989 года являлся членом Совета Ассоциации университетов СССР после преобразования в 1992 году — Евразийская ассоциация университетов , с 1992 года — возглавил Ассоциацию [19]. Входит в редакционные коллегии научных журналов «Проблемный анализ и государственно управленческое проектирование» [20] , «Квантовые компьютеры и квантовые вычисления» главный редактор [21] , «Высшее образование в России» [22] , « Фундаментальная и прикладная математика » [23]. Под научным руководством Садовничего подготовлено более 65 кандидатских и 15 докторских диссертаций в том числе учёных из других стран [24]. С декабря 2002 года является членом политического совета московского регионального отделения партии « Единая Россия » [25].
Виктор Антонович, безусловно, обладает уникальным талантом научного предвидения и умеет точно определить перспективные и актуальные направления, которые соответствуют свежим тенденциям и отвечают вызовам времени. Так, по его личной инициативе были созданы 10 новых факультетов, среди которых такие специальности, как фундаментальная медицина, государственное управление, искусствоведение, биоинженерия и биоинформатика и т. Виктор Садовничий - ректор МГУ - также является создателем научного парка, который в кратчайшие сроки завоевал славу не только в России, но и во всем мире. К тому же на протяжении многих лет Московский университет входит в рейтинг 100 лучших вузов мира. Виктор Садовничий: биография Родился будущий академик и ректор весной 1939 года на Украине в селе Краснопавловка Харьковского района, за несколько месяцев до начала Второй мировой войны. Его родители - Антон Григорьевич и Анна Матвеевна - работали на колхозе. Детство у Виктора было сложным: война, голод, холод, лишения. В 1946 году он пошел в первый класс, в школе был старательным учеником. Однако в старших классах перевелся в вечернюю школу, а днем работал на шахте "Комсомолец" в городе Горловка Донецкой области в качестве грузчика. Несмотря на постоянную занятость, он учился хорошо и окончил школу с отличием. Сдав экзамены на "отлично" юноша вскоре стал студентом механико-математического факультета. Будучи от природы наделенным организаторскими и лидерскими качествами, он вступил в ряды студенческого совета, а затем возглавил комитет. Виктор Садовничий также был главой комсомольской организации математического факультета. В 1963 году он с красным дипломом окончил мехмат, и его направили учиться в аспирантуру, которую он окончил досрочно, блестяще защитив диссертацию. Карьера После защиты он был оставлен на кафедре в качестве ассистента.
Госдума разрешила Садовничему остаться во главе МГУ после 80-летия
Биография Виктора Садовничего. Академик РАН, ректор Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий родился 3 апреля 1939 года в селе РИА Новости, 03.04.2024. Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. САДОВНИЧИЙ Виктор Антонович Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
85-летие ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего
Биография Виктора Садовничего. Академик РАН, ректор Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий родился 3 апреля 1939 года в селе РИА Новости, 03.04.2024. Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова академик Виктор Антонович Садовничий награжден медалью Столыпина П. А. I степени за «большие заслуги в области науки, образования и подготовку квалифицированных специалистов». Садовничий, Виктор — Ректор МГУ, вице президент Российской академии наук Ректор Московского государственного университета имени Ломоносова, заведующий кафедрой математического анализа механико математического факультета МГУ. Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Ректору МГУ Виктору Садовничему исполняется 85 лет
Под научным руководством Садовничего подготовлено 40 кандидатских и 10 докторских диссертаций в том числе учёных из других стран. С декабря 2002 года является членом политического совета московского регионального отделения партии « Единая Россия » [1]. Лидер на выборах в 2003 по Москве списка Единая Россия. Являлся доверенным лицом Путина на президентских выборах. Участвовал в праймериз 2011 года. В 2004 году Садовничий был назван «Человеком года» в номинации «Образование и наука» проекта «Люди года» [2]. Виктор Антонович женат. Жена — Наталья Александровна [4] по другим источникам Ада Петровна [5] , его бывшая однокурсница. У пары трое детей: сын Юрий [6] и две дочери — Инна и Анна. Все они закончили механико-математический факультет МГУ.
Садовничему принадлежат разработки математического обеспечения тренажеров для космонавтов, благодаря которым впервые удалось осуществить имитационное моделирование всех этапов аэрокосмического полета, включая невесомость. Автор и соавтор 780 опубликованных научных статей, 191 книги, 70 докладов на конференциях, 19 патентов, 17 учебных курсов. Читайте также: Валентин зубков биография личная жизнь Общая сумма декларированного дохода за 2013 г. Отмечен благодарностями президента РФ 2003, 2006. Удостоен ряда наград зарубежных стран, в т. Лауреат Государственной премии СССР 1989; за работы, посвященные проблемам динамической имитации управления движением космического корабля, летательного аппарата , Государственной премии РФ 2001 г. Среди наград ученого — премия им. Ломоносова МГУ 1973 , золотая медаль им. Келдыша РАН 2006. Почетный члeн Российской академии образования, Российской академии художеств, иностранный члeн Национальной академии наук Республики Казахстан. Почетный доктор и профессор многих отечественных и зарубежных университетов. Почетный гражданин Москвы 2008 , Харьковской области Украина, 2009. Личные сведения Женат, трое детей. Сын — Юрий род. Дочь — Инна род. Дочь — Анна род. Увлекается садоводством. Ректор Московского государственного университета имени М. Ломоносова Интервью с ректором Из рабочего графика ректора Ректор Московского государственного университета имени М. Ломоносова с 1992 года. Действительный члeн РАН по Отделению математических наук, секция прикладной математики и информатики 1997. Член Президиума РАН с 1996. Садовничий родился 3 апреля 1939 г. Краснопавловка Харьковской области. Трудовую деятельность начал в 1956 г. Горловка, Донецкая область. Окончил механико-математический факультет в 1963 г. Кандидат физико-математических наук 1967. После окончания аспирантуры работал в МГУ ассистентом, доцентом, профессором, заместителем декана механико-математического факультета по научной работе, заведующим кафедрой функционального анализа и его приложений факультета вычислительной математики и кибернетики 1981—1982. Доктор физико-математических наук 1974. Профессор 1975. Профессор, и. Первый заместитель первого проректора 1980—1982. Проректор по учебно-научной работе естественных факультетов 1982—1984. Первый проректор 1984—1992. Директор Института математических исследований сложных систем при МГУ 1995. Более 30 лет читает на механико-математическом факультете основные курсы лекций по математике «Математический анализ», «Функциональный анализ» и др. Основатель и руководитель общемосковского семинара по спектральной теории 1967.
Избран ректором МГУ 23 марта 1992 г. Советом Ученых Советов Московского университета на альтернативной основе. Избран ректором МГУ на новый срок 17 сентября 1996 г. Действительный член ряда научно-общественных профессиональных академий, в т. Международной академии астронавтики, Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Президент Союза ректоров России, объединяющего почти 700 университетов и высших учебных заведений страны 1994. Член редколлегий многих отечественных и международных научных журналов, в т. Серия «Математика.
Откровенно говоря, мы даже не очень и рассчитывали на ответ, тем более столь скорый: Виктор Антонович согласился дать интервью скромной харьковской телестудии. Съёмочную группу хозяин поразил приветливостью истинного земляка и, к большому смущению гостей, уделил им времени больше запланированного — пока там, за дверями кабинета, накапливались посетители ведь занятость у ректора и академика действительно огромная. Но как не вспомнить золотые годы своей юности? Это истинное и нечастое удовольствие даже для очень занятого человека. Хотя юность Виктора Антоновича вовсе не была безоблачной. Он был тогда малышом, но хорошо помнит войну: его отец ушёл на фронт, родное село несколько раз переходило из рук в руки, хата Садовничих стояла в ста метрах от железной дороги, которую бомбили немцы; он помнит, как бежали от бомбежки в чистое поле… Краснопавловка была основательно разрушена, и когда в первый послевоенный год он пошёл учиться, вся сельская школа представляла собой лишь маленький домик с одной комнатой для занятий.
Садовничий Виктор Антонович
Я пришел на 15-й этаж. И читаю списки зачисленных. И вижу, среди зачисленных Садовничий Виктор Анатольевич. И я так понял, что я не зачислен, потому что я не Анатольевич. Бегу к инспектору, дрожа, говорю: «Это кто? Я или не я? Это вы», — делится он моментами поступления в МГУ. С тех пор Садовничий не покидал стен МГУ, не переставал учиться.
Критически отнёсся к решению Министерства образования РФ начать с 2002 года подготовку к присоединению России к Болонской декларации , согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны быть приведены в соответствии с европейскими. В частности, это предполагало обязательное введение вместо одноуровневого высшего образования двухуровневое, включающее бакалавриат и магистратуру , а также замену аспирантуры докторантурой. Садовничий призвал министерство подойти к вопросу о вступлении России в Болонский процесс более обдуманно.
Он отметил, что для системы российского технического и естественнонаучного образования действовавшие стандарты были оптимальны и введение других могло разрушить сложившиеся научные школы. Ректор МГУ посоветовал чиновникам отказаться от принципа обязательности изменений и предоставить вузам возможность самим решать этот вопрос. Неоднократно выступал против введения Единого государственного экзамена ЕГЭ. Садовничий заявлял, что новый экзамен не может быть формой поступления ни в один университет, поскольку таит в себе очень много случайностей. Кроме того, Садовничий скептически отнесся к ведению государственных именных финансовых обязательств ГИФО. По плану правительства, за каждым выпускником школы в зависимости от того, сколько баллов он набрал на ЕГЭ, должны быть закреплены бюджетные деньги в размере от 5 до 17 тысяч рублей. Однако Садовничий отметил, что обучение одного студента в МГУ обходится более чем в 100 тысяч рублей, следовательно, выделенных сумм будет недостаточно. В связи с этим ректор МГУ много раз выражал опасение, что реформа образования закончится повсеместным введением платного обучения в вузах, что, по его мнению, недопустимо. В 2006 году под давлением В. Садовничего и значительной части ректорского корпуса в этом документе были предусмотрены исключения, позволяющие некоторым университетам, и в первую очередь МГУ, принимать студентов, помимо процедуры ЕГЭ, например по итогам специализированных всероссийских олимпиад.
В ноябре 2006 года правительство Москвы сообщило о проведении летом 2007 года ЕГЭ по русскому языку во всех столичных школах. Экзамен был объявлен обязательным для приёма во всех столичных вузах системы Министерства образования и науки.
Садовничий Виктор Антонович родился 3 апреля 1939 г. Краснопавловка Лозовского района Харьковской области. Окончил механико-математический факультет МГУ 1963. Специальность: математика. Доктор физико-математических наук 1974. Профессор 1975. Заведующий кафедрой функционального анализа и его приложений факультета вычислительной математики и кибернетики 1981-1982. Заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета 1982.
Научные результаты Внес существенный вклад в разработку спектральной теории дифференциальных операторов. Получил окончательные результаты в теории следов таких операторов, вошедшие в соответствующие разделы современного функционального анализа. Под его научным руководством разработаны математические методы обработки космической информации, позволившие существенно продвинуться в разрешении проблемы расшифровки распознавания образов космических съемок. Получил существенные результаты по математическому обоснованию некоторых подходов в релятивистской теории гравитации. Разработал новое направление в анализе сложных процессов — проблема динамической имитации управляемых полетов и движений, в частности, управление движением космического корабля и летательного аппарата.
Ему принадлежат уникальные разработки математического обеспечения тренажеров, благодаря которым впервые в практике мировой космонавтики удалось осуществить сквозное имитационное моделирование последовательно всех этапов аэрокосмического полета, включая невесомость. На тренажерах прошли предполетную тренировку свыше пятидесяти отечественных и зарубежных космонавтов. Исследовал математическую теорию сложных систем — одно из самых актуальных и одновременно самых трудных в математическом отношении направлений современного естествознания. Под его руководством проведена работа «Управление движением при сенсорных нарушениях в условиях микрогравитации и информационное обеспечение максимального контроля качества визуальной стабилизации космических объектов», отмеченная Государственной премией РФ за 2001 год. Подготовил более 65 кандидатов и 15 докторов наук.
Автор более 330 научных работ, в том числе 60 монографий и учебников. Член редколлегий многих ведущих отечественных и международных научных журналов по математике и информатике, в т. Механика», «Труды семинара им. Петровского», «Информатика и образование».
Садовничий, Виктор
Исполнилось шестьдесят лет со дня рождения ректора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, действительного члена Российской Академии наук, профессора Виктора Антоновича Садовничего. ректор. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. В 1963 году окончил механико-математический факультет Московского государственного университета им. сова (МГУ им. сова).
Садовничий Виктор Антонович – биография
На тренажерах прошли предполетную тренировку свыше пятидесяти отечественных и зарубежных космонавтов. Исследовал математическую теорию сложных систем — одно из самых актуальных и одновременно самых трудных в математическом отношении направлений современного естествознания. Под его руководством проведена работа «Управление движением при сенсорных нарушениях в условиях микрогравитации и информационное обеспечение максиминного контроля качества визуальной стабилизации космических объектов», отмеченная Государственной премией России. Садовничий подготовил более 65 кандидатов и 15 докторов наук, среди которых ученые Югославии, Болгарии, Алжира, Египта и других стран. Также является автором более 450 научных работ, в том числе 60 монографий и учебников, широко используемых во многих вузах у нас в стране и за рубежом. Среди наиболее известных работ: неоднократно переиздававшийся учебник по функциональному анализу «Теория операторов», классический учебник по математическому анализу: «Математический анализ», «Курс математического анализа», трехтомный задачник по курсу математического анализа и два задачника с материалами математических олимпиад студентов университетов, а также монографии «Математические задачи динамической имитации полета», «Спектральный анализ многочастичного оператора Шредингера». За годы ректорства Виктора Садовничего Московский университет получил статус российского самоуправляемого высшего учебного заведения, возобновлена деятельность Татианинской церкви, принят новый устав МГУ и Федеральный закон, закрепляющий особый статус МГУ как уникального научно-образовательного комплекса. В ходе президентских выборов 2018 года входил в инициативную группу, выдвинувшей кандидатуру Президента России Владимира Путина. Также вошел в список доверенных лиц кандидата в Президенты Российской Федерации. Президент России 29 октября 2019 года провел рабочую встреча с Виктором Садовничим. Академик рассказал Владимиру Путину о проектах университета в России и в мире.
Ректор также отметил, что в 2019 учебном году вуз принял на первый курс 10 тысяч студентов, причем средний балл поступивших: около 90, средний конкурс на одно бюджетное место в МГУ 9 человек. Еще одной темой беседы стала реализация проекта научно-технологической долины МГУ. Награды и премии за вклад в науку и образования Премия имени М. Ломоносова за цикл работ «Обратные задачи спектрального анализа» 1973 ; Государственная премия СССР за работы в области математики и механики 1989 ; Государственная премия РФ за работу «Управление движением при сенсорных нарушениях в условиях микрогравитации и информационное обеспечение максимального контроля качества визуальной стабилизации космических объектов» 2001 ; Государственная премия России в области науки и техники 2002 ; Золотая медаль имени М. Келдыша РАН за работы по спектральной теории операторов 2006 ; Две премии Правительства Российской Федерации в области образования 2006, 2012 ; Премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники 2011. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. Ленина»; Два ордена Трудового Красного Знамени 1980, 1986. Государственные награды Российской Федерации Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»: Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени 16 апреля 2019 года — за выдающийся вклад в развитие отечественного образования и многолетнюю научно-преподавательскую деятельность. Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени 25 января 2005 года — за выдающийся вклад в развитие отечественного образования и многолетнюю научно-преподавательскую деятельность; Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени 2 апреля 1999 года — за заслуги в научной деятельности, подготовке высококвалифицированных кадров и многолетний добросовестный труд; Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени 30 марта 2009 года — за большие заслуги в области науки, образования и подготовку квалифицированных специалистов; Орден Александра Невского 5 марта 2014 года — за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, заслуги в гуманитарной сфере, укреплении законности и правопорядка, реализации внешнеполитического курса Российской Федерации, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность. Благодарность Президента Российской Федерации 14 января 2003 года — за активное участие в организации и проведении основных мероприятий Года Украины в Российской Федерации.
Благодарность Президента Российской Федерации 30 июня 2006 года — за активное участие в подготовке и проведении Первого форума творческой и научной интеллигенции государств — участников Содружества Независимых Государств, состоявшегося в г. Москве 14-15 апреля 2006 г.. Награды Московского университета юбилейный знак «225 лет Московскому государственному университету имени М. Ломоносова» 1980 ; почетное звание «Заслуженный профессор Московского университета» 1999 ; юбилейный знак «250 лет Московскому государственному университету имени М.
Президент российского союза ректоров, председатель совета школьных Олимпиад.
Виктор Садовничий родился 3 апреля 1939 года. Его отец, Антон Григорьевич, был обычным рабочим, а мать, Анна Матвеевна, работала в колхозе. В 1958 году Виктор поступает учиться в МГУ, на механико-математический факультет. В процессе учёбы был лидером в студенческом комитете МГУ, занимался общественной работой. Поступает в аспирантуру и досрочно ее заканчивает.
В 1974 году Виктор Садовничий успешно защищает диссертацию, становится доктором наук, а через год, в 1975, становится профессором МГУ.
Сейчас, согласно Трудовому кодексу, предельный возраст для пребывания в должности ректора вуза - 65 лет. При этом по представлению ученого совета ректор может остаться на должности до 70 лет.
Там же есть общежития, там люди занимаются по вечерам, фанзона мешала людям вести их обычный образ жизни. В принципе, никто не против того, чтобы какой-нибудь один человек долго был на одном месте, если он переизбирается законно: проводятся выборы, он представляет программу, он заинтересован в том, чтобы университет процветал, и он опять переизбирается, переизбирается и переизбирается. В данном же случае человек делает всё, чтобы просто оставаться на удобном для него месте. По мнению Полины, за последние года в МГУ не произошло никаких глобальных улучшений.
По мнению Александры, атмосфера в университете недостаточно свободная. Девушка напоминает о случаях, когда студенты подвергались давлению со стороны университетской администрации за свою гражданскую и политическую активность: — Студентки журфака собирали поручительства за политического заключенного, аспиранта МГУ Азата Мифтахова, и им сейчас угрожают отчислением. Их принудили к созданию поддельных справок, они пытались уйти в академический отпуск, но сейчас их по политическим мотивам пытаются отчислить. Скоро у них будет комиссия на сдаче экзаменов, о дальнейшем развитии событий мы пока что не знаем.
Несколько лет назад было жестко разогнано полицией мирное собрание студентов около университета. Мне кажется, что принцип управления также влияет на эту ситуацию. Тем временем тема выборов и студенческого самоуправления сейчас активно развивается на механико-математическом факультете МГУ. Студенты выступают за возможность влиять на принятие решения о том, кто станет деканом мехмата, и организовали на эту тему референдум, — рассказал Радио Свобода глава факультетского студсовета Андрей Клюев: — Декан мехмата не менялся 13 лет.
Сейчас объявлены выборы декана, и организаторов кампании "За декана" беспокоит, что в них участвует не ученый совет факультета, а ученый совет МГУ, куда входят представители всех факультетов.
Как живет ректор МГУ Виктор Садовничий? Расследование «Проекта»
Серия «Математика. Механика», «Труды семинара им. Петровского», «Информатика и образование». Ломоносова МГУ, 1973. Область научных интересов: математика, прикладная математика, информатика.
Основные результаты: дано окончательное решение задачи теории следов для обыкновенных дифференциальных операторов, решена задача получения формул регуляризованных следов для некоторых общих классов дискретных операторов, в том числе операторов с частными производными; созданы системы алгоритмического и программного обеспечения подвижных тренажеров, осуществляющих динамическую имитацию управляемого аэрокосмического полета на всех его этапах, включая невесомость, результаты анализа и синтеза этих процессов использованы для практической подготовки космонавтов на действующих тренажерах; разработаны алгоритмы обработки космической информации; построены эффективные методы фрагментации изображения, основанные на выделении особенностей, и алгоритмы восстановления изображения, использующие значения функции только на границах областей фрагментации. Около 30 лет читает на механико-математическом факультете основные курсы лекций «Математический анализ», «Функциональный анализ» и др. Руководит общемосковским семинаром по спектральной теории, созданный им в 1967 г.
Несмотря на плотный график, за сезон ученому удается сделать все необходимые садовые работы. А объем у них немалый: на даче растет около 50 фруктовых деревьев и 30 кустов, и все ежегодно плодоносят. Кроме того, ректор МГУ любит читать классическую литературу и исторические книги, а также признается, что в любую погоду каждый вечер гуляет полтора часа перед сном, даже после самого позднего заседания. По мнению ученого, в этом кроется в том числе секрет здоровья и долголетия. Через тернии к звездам За 27 лет, в течение которых Виктор Садовничий находится на своем посту, в Московском университете изменилось очень многое. Сегодня МГУ — это крупнейший классический университет страны, в котором обучается более 45 тысяч студентов из разных регионов России. За последние 25 лет в вузе были открыты 22 новых факультета. При участии Виктора Садовничего при университете был возрожден свой собственный храм Святой Татьяны, покровительницы всех студентов. Кроме того, университет получил миллион квадратных метров новых площадей. В том числе были построены Ломоносовский и Шуваловский корпуса, корпуса юридического и экономического факультетов, а также библиотека. Также впервые при классическом университете был создан собственный медицинский центр. В последние годы огромное внимание в вузе уделяют проектам, связанным с космосом, уже несколько лет в вузе работает космический факультет. В стенах университета был изобретен и создан собственный компьютер «Ломоносов», который уже сейчас может решать более 600 задач одновременно. Кроме того, в вузе уже несколько лет действует своя собственная «виртуальная обсерватория», в которой можно наблюдать за звездами с помощью уникального телескопа. Ученые института принимают участие и в работе с большим адронным коллайдером, это одно из уникальнейших исследований последних лет. Московский университет остается абсолютно открытым для всех. Любой школьник, даже из самого удаленного уголка России, при должном желании и старании имеет все шансы стать студентом лучшего вуза страны. И доказательством этому служит сама история бессменного ректора вуза Виктора Антоновича Садовничего: «Если будешь хорошо учиться — далеко пойдешь». Благодаря олимпиаде уже более пяти тысяч школьников, в том числе из отдаленных уголков нашей страны, смогли исполнить свою мечту и стать студентами лучшего вуза страны. Мы очень счастливы, что смогли стать частью одного из блестящих проектов университета!
Это была очень высокая награда. И мы создали тренажер. Около 60 космонавтов, почти все, кто летал, прошли на нем тренировки. Потом мы продолжили эту работу. Заметили, что в невесомости глаз устанавливается на полторы секунды позже. То есть сначала человек может сделать, только потом увидеть в невесомости. Была авария из-за этого эффекта и хотели наказать космонавта, что он поломал, а он не виноват, потому что он не тренирован был. И мы взялись за эту работу и начали с институтом космических исследований изучать вот это запаздывание зрения. Установили тоже этот вестибулярный конфликт зрения — вторая Госпремия. И затем мои ученики, ученицы есть, которые далеко продвинулись дальше. Они предложили гальваническую стимуляцию этих процессов, то есть выстрелом небольшого тока можно сделать то же, что в невесомости — это называется гальванически стимулировать. Сейчас вот эти работы вовсю продолжаются. Это дальше связано с виртуальной реальностью... Виктор Лошак: Самое интересное, что если сказать человеку, обычному человеку, что вот изучается этот вопрос, никто не подумает о математиках. Виктор Садовничий: Да, а это математика. Мы буквально на днях сделали хорошую работу с Аскаром Акаевичем Акаевым. Он прекрасный математик. Так вот эта работа она сейчас находится на столе руководства страны. Мы сделали математическую модель прогноза вируса, ковида: течение, его возможного уже затухания; и способов управления экономикой... Виктор Лошак: Простите, это модель его распространения? Или модель его проживания, что ли? Виктор Садовничий: Это всего. Есть модель его распространения; мы взяли меры, которые принимаются и дали математический прогноз окончания — начало 2023 года наш прогноз. Виктор Лошак: Это вы сейчас сенсацию просто оглашаете? Виктор Садовничий: Нет, это мы направили всюду. Я уверен, что так будет. Потом мы впервые увидели и предсказали пилообразные графики вируса, всплески. Конечно, математическая модель — это не жизнь. Потому что просто есть условия, мы считаем, что они будут такими и есть результат. Это математика, тут все строго, модель. Жизнь сложнее. Понятно, что могут быть повороты в мутациях там в разных и т. Но обычно наши модели с Аскаром Акаевичем всегда были точны. С их помощью мы с ним предсказали и кризисы, и они совпадали. Виктор Лошак: Виктор Антонович, а вот эта книга «Теория операторов», вы, кстати, ее захватили, я как раз хотел вас о ней спросить: что вы такое открыли, что она постоянно переиздается на русском и английском, как учебник? Виктор Садовничий: Дело вот в чем. Это новая ступень познания. Функциональный анализ; теорию операторов по-другому можно назвать функциональный анализ. Мы привыкли жить в трехмерном пространстве. Вот мы с вами находимся: вот одно измерение, вот второе измерение и третье. И обычный анализ, математический анализ, математика — это в основном как бы в этом пространстве. Ну, о чем я говорю? Числа, вот один, два, три — это ось. Функция, синус Х — это плоскость. Ну и дальше интеграл, производная. Таким образом, азы математики — это математический анализ. И этот курс, вот я сейчас заведую этой кафедрой математического анализа, и я его читал десятки лет, это букварь математики. Это трудный двухлетний курс. Но в конце XIX, в начале XX века немецкий математик Гильберт впервые систематически сказал: «а есть же такая абстракция, что не три измерения, а бесконечно много». Трудно представить. Но вот представим сейчас, что не три, а есть четвертый, пятый и так бесконечно. Тогда что в этих пространствах будет? Это пространства называются Гильбертовы по его имени. И вот эти Гильбертовы пространства бесконечномерные — это новая ступень познания. Она связана с космосом, с бесконечностью. И все вот эти понятия, функции, действия в этих пространствах меняются. И вот эти функции, действия уже называются функциональный анализ или теория операторов. Такие курсы были, такие учебники были; Банах написал, Рудин — американский математик, Колмогоров, Фомин написали. Ну, я вот молодой математик взялся его дополнить. Я нашел недоказанные факты, теорему Егорова так называемую, выдающегося математика. Я решил взглянуть на этот предмет по-новому и написал вот такую маленькую брошюрку. Но она была замечена, и вдруг поступает предложение от английско-американского издательства... Это 1991 год. В то время это был успех. Она была издана на английском и на русском она переиздается; это учебник, как бы следующая ступень над классическим математическим анализом. Виктор Лошак: Как вы видите границу научную и моральную разработки искусственного интеллекта? Виктор Садовничий: Ну, сначала сам термин. Искусственный интеллект, я думаю, это иногда где-то понимается иногда, как искусственный мозг. По искусственному мозгу я могу рассказать свою беседу со Стивом Возняком — это руководитель Apple. И я говорю: «Стив, вот когда будет искусственный мозг? Так оценивает создание искусственного мозга. Виктор Лошак: Вы согласны с таким прогнозом? Виктор Садовничий: Ну, я думаю, только человек может создать мозг. Виктор Лошак: Конечно. Виктор Садовничий: Теперь искусственный интеллект — это я больше понимаю, как те алгоритмы, способы, которые приближают оценку действий к тому, что сделал бы и человек. Но никогда до конца они не могут повторить функции мозга. Ну, это роботы, это переводы, то что сейчас везде называется искусственный интеллект. Он вызывает очень большой интерес. Но это, конечно, такой этап развития, это модернизация, это как бы приближение к тому, что человек раньше делал сам вручную. Сейчас вот эти машинки всякие. Это другое понятие. Это как бы этапы автоматизации и приближение действий механизмов или каких-то алгоритмов к тому, что сделал бы человек. Почему я думаю, что мозг бесконечен, так как и космос? Потому что он очень сложно устроен, он живой, он изменяется, он имеет сложную структуру. Там не цифровая между собой передача информации, там другие способы. И это никогда не под силу постичь до конца. Это бесконечность. Может быть со мной кто-то не согласен, но я как математик и хорошо понимающий, что такое бесконечность, считаю, что до конца мозг познать невозможно. Виктор Лошак: Кто-то назвал орхидею «Академик Садовничий». За этим есть какая-то история? Виктор Садовничий: Нет. Это Ботанический сад, и там прекрасная женщина, коллекционер и она выводит растения. Приносит мне цветок и говорит: «Это «Академик Садовничий»». Виктор Лошак: Ознакомьтесь. Виктор Садовничий: Я сам садовод и попросил кустик. Она дала, и он у меня лет десять был. Но он требует ухода и на зиму. Думаю, повторить просьбу. Виктор Лошак: Вы собирались поступать в сельскохозяйственную академию, с одной стороны. Виктор Садовничий: В Белорусскую, да. Виктор Лошак: В Белорусскую. А с другой стороны, вы всегда говорите о своем саде, как о своем большом успехе таком личном. Это что-то в этом связано? У вас есть талант к земле, вы чувствуете какую-то тягу? Виктор Садовничий: Да. Вы знаете, еще раз. Я же рос в голодные послевоенные годы, 1946. И главным у нас было выжить. И что было? Коза у нас была и несколько кур. И козу пас я. Вот во время этой моей работы я прочитал все книги, которые были. Ну что значит, пасти? Берешь ее куда-то в степь и там целый день...
В декабре 2023 года вошел в состав команды поддержки Путина на предстоящих президентских выборах. После окончания сельской школы некоторое время работал на шахте Комсомолец в г. Горловка Донецкая обл. В 1958 году поступил на механико-математический факультет МГУ. Во время учебы занимался общественной работой, возглавлял студенческий комитет университета и комсомольскую организацию факультета. В 1963 году с отличием окончил мехмат по специальности «Математика». Был направлен в аспирантуру и в 1966 году окончил ее досрочно, защитив кандидатскую диссертацию тема — «Регуляризованные суммы собственных значений общих задач для обыкновенных дифференциальных уравнений». После аспирантуры остался ассистентом. Докторскую диссертацию защитил в 1974 году тема — «О некоторых вопросах теории обыкновенных дифференциальных уравнений, зависящих от спектрального параметра».