В-четвертых, реформа КНД отличается серьезным методологическим основанием и тщательной методологической проработкой. Минэкономразвития обещает новую реформу в сфере контрольно-надзорной деятельности. Запустило реформу КНД послание президента Федеральному собранию 2019 года.
Путин поручил к 15 октября подготовить новый этап реформы КНД и отменить проверки бизнеса
Требования к защищенному подключению к ГИС ТОР КНД. «В ходе реализации поручения Президента Российской Федерации о проведении реформы КНД и «регуляторной гильотины» Комиссией СФ совместно с Минэкономразвития РФ проводится. Реформа контрольно-надзорной деятельности КНД перешла на новый уровень. Статья автора «Коммерсантъ» в Дзене: Запустило реформу КНД послание президента Федеральному собранию 2019 года. Правительство готовит следующий этап реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД). Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил концепцию ее совершенствования в следующие.
Новости реформы КНД
- Новости реформы КНД | Реформа контрольно-надзорной деятельности
- НОВОСТИ РЕФОРМЫ КНД
- Другие новости по теме
- Как в России повышают эффективность проверок бизнеса
- Реформа контроля и надзора не заработает без внимания власти и бизнеса - ИА "Финмаркет"
- Путин поручил к 15 октября подготовить новый этап реформы КНД и отменить проверки бизнеса - ТАСС
Утверждена Концепция совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года
Сделано уже много, реформа сопровождается внедрением новых цифровых решений, направленных на усовершенствование единой модели данных и позволяющих ускорить и упростить, а также сделать прозрачным взаимодействие контролируемого лица и контролера. Основным инструментом надзора должна стать профилактика нарушений. Последние записи:.
Согласно данным индекса, общее количество проверок в Российской Федерации в прошлом году стало выше — это последствия временной отмены запрета на внеплановые проверки: за прошлый год показатель составил 973,37 тысячи, а в 2020-м было проведено 534,19 тысячи проверок. При этом 75 процентов проверок приходится на федеральные органы. В прошлом году только два из восьми проверенных ведомств — Росздравнадзор и Ространснадзор — продемонстрировали уменьшение показателя. У остальных количество проверок увеличилось значительно.
Речь идет о штрафах и приостановках деятельности. По данным индекса, в минувшем году суммарное количество проверок в Российской Федерации увеличилось — сказалась временная отмена моратория на внеплановые проверки. Общее число проверок в 2021 году выросло до 973 370, против 534 190 в 2020 году. В минувшем году только два из восьми исследованных ведомств Росздравнадзор и Ространснадзор продемонстрировали падение этого показателя. Остальные надзорные органы нарастили число проверок в прошлом году.
Отказ от избыточного контроля должен привести к большей экономической оправданности добросовестного ведения бизнеса по сравнению с нелегальной деятельностью в нарушение установленных требований соблюдение требований должно быть экономически выгоднее их несоблюдения ; - формирование четких правил организации контроля и защита прав предпринимателей. Понятные и прозрачные правила организации контроля позволяют обеспечить необходимый уровень защиты прав предпринимателей при принуждении их к соблюдению обязательных требований и прогнозируемость административного бремени при ведении бизнеса; - создание равных условий ведения бизнеса. Справедливое распределение мероприятий по контролю и объема предъявляемых для обязательного исполнения требований в отношении аналогичных лиц и объектов позволяет обеспечить конкуренцию и равные условия ведения бизнеса в том числе при формировании затрат на соблюдение обязательных требований и на взаимодействие с органами контроля надзора. При этом плановые проверки сохранены только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности. Проведение внеплановых контрольных мероприятий допускается лишь в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Заработала обновленная версия сайта реформы КНД
Бизнес-омбудсмен Москвы Татьяна Минеева заявила, что реформа контрольной и надзорной деятельности (КНД) уже приносит свои плоды. Герман Зверев обратил внимание кураторов реформы КНД в аппарате Правительства РФ и Минэкономразвития России на появление «прокси-КНД». Премьер-министр Михаил Мишустин может изменить масштабы реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД), начатой бывшим главой правительства Дмитрием Медведевым. Министерство экономического развития РФ подготовило ряд видеороликов о реформе контрольно-надзорной деятельности. «Реформа КНД идет, но ее реализацией надо управлять»,— говорит она, отмечая упорядочивание в концепции трех важных процессов.
Главконтроль представил инициативы в сфере контрольно-надзорной деятельности на ПМЮФ-2023
При реализации реформы контрольно-надзорной деятельности встает вопрос о том, как обеспечить соблюдение обязательных требований и сформировать доверительную среду в отношениях между контролерами и бизнесом. Елена Клименко рассказала об использовании дифференцированного подхода управления рисками и о возможных подходах к исполнению предписаний. Юлия Урожаева предложила развивать Реестр обязательных требований, которые необходимо соблюдать бизнесу, в более масштабном направлении и выстраивать многоуровневую систему.
Зато чиновникам стало легче. Также отметим, что скорость с которой проводилась реформа, конечно, привела ко многим противоречиям и усложнениям, а не к упрощению. Тут, конечно, много факторов сыграло свою роль. Так, не в последнюю очередь, на результаты реформ сказалось пандемии COVID-19, которая по времени совпала с окончанием реформы. Одновременно, конечно, были так или иначе удалены или отдалены представители бизнеса, которые должны были отстаивать интересы бизнеса. Близкие к государству «организации поддержки» только кивали и соглашались этой реформой.
Реальные критики были либо устранены или даже выдавлены из страны. Как результат, чиновники сами завершили реформу КНД, поэтому законодательство в этой сфере стало фактически больше защищает чиновников, которые проверяют предпринимателей, а не защищает бизнес. Итоги реформы контрольно-надзорной деятельности Итогом эти реформ 2016 — 2022 гг.
Государственным структурам выполнять такие задачи сложно, порой невозможно. Поэтому партнерство социального предпринимательства и государства — важный принцип системного подхода к решению социальных проблем». По ее мнению, существует множество инструментов и технологий, формирующих площадки для эффективного взаимодействия представителей социального предпринимательства, органов власти и общественных организаций. Важно уметь создавать инструменты, отвечающие запросам быстро меняющегося мира и быть готовым к новым вызовам. Руководитель департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Василий Воробьев рассказал о возможностях для субъектов МСП на территории, грантах для социального и молодежного предпринимательства. А исполнительный директор Национальной премии «Бизнес-Успех» Сергей Соболев — о номинациях премии для социальных предпринимателей. На площадке сессии Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов участники обсудили тему «Бизнес в современных условиях: законопроектные чтения». Руководитель Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов Забайкальского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Ирина Филиппова подняла вопросы возможности применения согласительных процедур при разрешении налоговых споров и разработки новых принципов для примирительных процедур, совершенствования законодательной базы. А заместитель Краснодарского отделения сообщества Мурат Дударев остановился на необходимости законодательного определения понятия «рейдерство» и улучшении механизма правового регулирования ответственности за него. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Игорь Якимчик уделил внимание нарушению прав предпринимателей при рассмотрении исков об изъятии объектов недвижимости и земельных участков в собственность РФ. По его словам, при пересмотре итогов приватизации игнорируются права добросовестных предпринимателей.
Руководителем указанной рабочей группы является Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. С начала реализации Реформы КНД Управление достигло значительных показателей, по оценке эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности. Так, по итогам работы за 9 месяцев 2019 года по показателям эффективности и результативности основных направлений деятельности, включая осуществление государственного земельного надзора, Управление занимает 2 место среди Управлений Росреестра по субъектам РФ. С момента пересмотра подхода к осуществлению надзорных полномочий и изменения концепции госконтроля с карательной функции на предупредительную и сервисную произошло двукратное сокращение проводимых инспекторами Управления проверок соблюдения земельного законодательства с практически неизменным количеством выявляемых нарушений.
Открытие Конференции «Реформа КНД: новый госконтроль на практике»
Полные тексты документов в последней редакции. Аналитические профессиональные материалы. Новости законодательства РФ. Заместитель председателя правительства — руководитель аппарата правительства России Дмитрий Григоренко доложил президенту РФ о ходе реформы. Первое этапы реформы показали, что при грамотном использовании профилактических мероприятий качество контроля на фоне уменьшения числа проверок не снижается. Это будет одним из этапов реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) в России — её главными задачами являются отказ от «палочной» системы госпроверок и внедрение. Стандарт зрелости управления результативностью и эффективностью КНД doc (82 кб).
Реформа КНД
Все обязательные требования, подлежащие проверке, должны быть собраны органами контроля, отсортированы по видам контроля и размещены в сети «Интернет» для всеобщего доступа. Органы контроля должны постоянно анализировать практику применения обязательных требований, наиболее частые нарушения и при необходимости выступать с инициативами по изменению законодательства и подзаконных правовых актов. Мостиком между обязательными требованиями и бизнесом станут руководства по соблюдению обязательных требований - официальные разъяснения, издаваемые органами контроля, в том числе по всем вновь принимаемым или изменяемым обязательным требованиям. Важнейшим новшеством законопроекта «О государственном контроле...
Прежде чем начать новый проект, перестроить деятельность предприятия, бизнес сможет получить позицию органов контроля по вопросам соответствия планируемых изменений обязательным требованиям. В рамках механизма «регуляторной гильотины» законопроектом «Об обязательных требованиях...
Сотни предложений от конкретных предпринимателей позволили учесть их интересы и отмести излишние требования. Это должно стать фундаментом для дальнейшего построения партнёрской модели отношений между властью и бизнесом. Заложив основы в этом году, участники реформы готовятся к ещё более интенсивной работе в 2018 году. Также экспертами Аналитического центра были представлены результаты «нулевых» замеров двух индексов, которые позволят отслеживать динамику реформы. Это Индекс административной нагрузки на бизнес и Индекс качества администрирования контрольно-надзорных органов.
Основным инструментом надзора должна стать профилактика нарушений. Последние записи:.
Григоренко отметил, что реформа КНД подразумевает не только отмену норм, ведь это создало бы правовой вакуум. Уже приняли 450 новых актов на смену отмененным. Систему КНД начали обновлять в 2016 году, и вице-премьер считает это одной из важнейших реформ последних двух десятилетий. Особенно важной составляющей этой реформы Григоренко назвал закон об обязательных требованиях , который вводит обязательный пересмотр нормативов и требований каждые шесть лет. Проверять будут, в частности, и соразмерность затрат на выполнение этих норм тем рискам, которые они призваны предотвратить.
Главконтроль представил инициативы в сфере контрольно-надзорной деятельности на ПМЮФ-2023
Суть в том, что риск ориентированный подход предполагает обнаружение риска в конкретной точке и адресное проведение проверок», — сказал он. По его словам, эффективная публичная система индикаторов риска позволит предпринимателям избегать нарушений. Депутат также считает, что успешная реформа контрольной системы станет основой новой экономической реальности в России. Он считает, что изменения ключевого подхода к госконтролю коснется каждого потребителя, позитивно скажется на качестве товаров и услуг, станет стимулом для расширения производств, снижению цен и росту числа рабочих мест.
В целях повышения клиентоориентированности создан функциональный личный кабинет контролируемого лица на портале госуслуг, позволяющий в режиме "одного окна" взаимодействовать с контрольными надзорными органами. В личном кабинете на портале госуслуг реализованы сервисы юридически значимого уведомления и информирования обо всех контрольных надзорных и профилактических мероприятиях с соответствующими документами, а также об объектах с присвоенной категорией риска в форме отображения сведений в отдельном разделе. В 2024 году будет завершена разработка базовой функциональности взаимодействия контролируемых лиц и контрольных надзорных органов на портале госуслуг, в частности личный кабинет и вся его функциональность будут доступны физическим лицам. Вместе с тем в 2024 году личный кабинет контролируемого лица на портале госуслуг пополнится новыми средствами, такими как направление уведомлений о начале ведения отдельных видов предпринимательской деятельности, появятся новые формы уведомлений, расширяющие перечень жизненных ситуаций взаимодействия бизнеса и инспекторов. Оперативное взаимодействие контролируемого лица с контрольным надзорным органом в электронном формате обеспечивается с помощью личного кабинета на портале госуслуг и сервисов запроса документов и их направления в электронном формате, отказа от профилактического визита и оценки его проведения, подачи заявлений на осуществление профилактического визита и консультирования, а также новых возможностей механизма досудебного обжалования. На базе единого реестра видов контроля создан справочник оснований проведения контрольных надзорных мероприятий, справочник поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации о проведении внеплановых контрольных надзорных мероприятий, проверок. Кроме того, категорирование объектов осуществляется в едином реестре видов контроля, реестр объектов контроля переведен на реестровую модель, приказы о категорировании более не применяются.
Реестр объектов контроля интегрирован с единым реестром контрольных надзорных мероприятий, который использует объекты из единого реестра видов контроля для плановых контрольных надзорных мероприятий в обязательном порядке, что позволяет обеспечить прослеживаемость данных. В рамках доработки реестр объектов контроля получит раздел "Предлагаемые к категорированию", в котором будут отображаться данные, в том числе на основании поданных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями уведомлений в рамках уведомительных режимов единый реестр уведомлений также реализуется на базе единого реестра видов контроля. Во всех информационных системах для целей осуществления государственного контроля надзора используются сведения об обязательных требованиях из реестра обязательных требований с учетом исключения для муниципального уровня , внесение обязательных требований инспектором в ручном режиме должно быть исключено уже исключено на федеральном уровне. Информация о количественных данных передается из единого реестра контрольных надзорных мероприятий. Аналитика на основании этих данных производится в информационной панели в государственной автоматизированной информационной системе "Управление" далее - система "Управление". С введением в продуктивную среду новой версии вида сведений "Размещение сведений в едином реестре контрольных надзорных мероприятий" версии 6. При этом такое расширение набора данных не требует дополнительного изменения действующих нормативных правовых актов. Необходимо обеспечить полноценную интеграцию реестра обязательных требований с единым реестром видов контроля и единым реестром учета лицензий разрешений для получения справочников. Все ведомственные системы, используемые в сфере контроля надзора , а также единый реестр контрольных надзорных мероприятий и подсистема досудебного обжалования государственной информационной системы должны быть интегрированы с реестром обязательных требований и получать справочники обязательных требований. Также реестр обязательных требований должен выступать в качестве единой цифровой площадки для формирования проверочных листов и проведения самообследования.
Опыт организации деятельности органов государственной власти и хозяйствующих субъектов в условиях действия ограничительных мер, связанных с предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 , показал, что применение технологий дистанционного взаимодействия не только необходимость, но и способ снижения издержек. Контрольные надзорные органы столкнулись с необходимостью контроля за деятельностью контролируемых лиц в дистанционном формате в условиях ограничения проведения контрольных надзорных мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом. Федеральный закон "О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации" предусматривает проведение ряда контрольных надзорных мероприятий с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. При этом дистанционное взаимодействие требует как соответствующего технического и технологического оснащения, так и адаптации процессов организации и осуществления контрольных надзорных и профилактических мероприятий контрольными надзорными органами с учетом особенностей и ограничений данного формата взаимодействия. В целях обеспечения дистанционного взаимодействия разработано мобильное приложение "Инспектор", которое позволяет с любых мобильных устройств и стационарных компьютеров дистанционно осуществлять оценку соблюдения обязательных требований, проводить профилактический визит и контрольное надзорное мероприятие. Подтверждение устранения нарушений будет осуществляться в том числе с использованием мобильного приложения "Инспектор". Для контролируемого лица чек-лист на основании перечня нарушений будет формироваться автоматически на основании единого реестра контрольных надзорных мероприятий. Если представлены материалы для подтверждения устранения нарушения, они должны быть оценены до назначения повторной проверки. Для осуществления контроля и профилактики создаются ведомственные информационные системы либо используется государственная информационная система, которая позволяет оформлять все действия и формировать все документы внутри системы единообразно и с интеграцией с системой Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Разработана система по ведению дел об административных правонарушениях, созданная на базе государственной информационной системы, что позволяет завершить формирование цифрового контура информационных систем.
Внедрение такой системы позволит реализовать сквозной процесс - от проведения контрольного надзорного мероприятия до привлечения к ответственности за выявленные нарушения обязательных требований, что в целом повысит качество подготовки материалов дела путем стандартных шаблонов, справочников и заполнения полей на основании ранее введенных данных , сократит сроки их подготовки и передачи, позволит обеспечить учет и систематизацию дел об административных правонарушениях, в том числе для целей отслеживания, обобщения и анализа результатов рассмотрения дел об административных правонарушениях, формирования правоприменительной практики, а также определить наиболее нарушаемые обязательные требования для целей их последующего анализа и оценки необходимости пересмотра. Вместе с тем весь процесс осуществления контроля в цифровом виде осложняют несколько факторов. Отсутствует единая система прослеживаемости завершения процесса контроля, в частности производства по делам об административных правонарушениях, что не позволяет собирать информацию о налагаемой ответственности за нарушения обязательных требований и допускает возможность ошибки при назначении наказаний за те или иные правонарушения. Не налажен полный сквозной процесс осуществления контроля во всех контрольных надзорных органах. Некоторыми контрольными надзорными органами проводятся контрольные надзорные и профилактические мероприятия без использования информационных систем, обеспечивающих такой сквозной процесс. Наличие множества информационных систем разного уровня в контрольных надзорных органах не позволяет обеспечивать быстрый обмен данными между их инфраструктурой и, соответственно, допускает нарушения нормативных сроков ведения таких систем. Отсутствует единый личный кабинет инспектора, который бы позволял работать в единой инфраструктуре всех систем со сквозной верификацией. Инспекторский состав должен иметь возможность работать в одной информационной системе, обеспечивающей все функции контрольного надзорного органа, а в условиях удаленной работы - в специальном мобильном приложении. Такое мобильное приложение должно также обеспечивать возможность проведения мероприятий в формате видео-конференц-связи, подтверждение устранения нарушений без проведения проверок. Накопленный массив данных о контрольной надзорной деятельности должен быть структурирован на информационных панелях для руководителей и специалистов разного уровня.
Смежные с контрольной надзорной деятельностью процессы, такие как административное делопроизводство, также должны быть включены в сквозной процесс. Практически отсутствует цифровая фиксация инцидентов, влекущих за собой риск причинения вреда ущерба охраняемым законом ценностям. Таким образом, помимо необходимых совершенствований отдельных функций существующих систем, необходимо перевести цифровой контур информационных систем на единую цифровую платформу Российской Федерации "Гостех" далее - платформа "Гостех" для возможности масштабирования функционала по осуществлению контроля надзора. Инфраструктурный перевод на платформу "Гостех" информационных систем позволит сократить издержки на их содержание, а также исключить ошибки при передаче данных из одной системы в другую, ускорить обновления интеграций при доработке модели данных. Одновременно с этим необходимо актуализировать процессы при осуществлении контроля надзора в контрольных надзорных органах и при отсутствии у них информационной системы полного цикла переводить такие органы на государственную информационную систему. В этой связи в рамках платформы "Гостех", объединяющей информационные системы в сфере контроля, необходима подсистема координации контрольной деятельности государственной информационной системы, которая будет являться агрегатором всей информации о контроле перед ее направлением в единый реестр контрольных надзорных мероприятий и позволит повысить эффективность работы контрольных надзорных органов за счет внедрения системы единых справочников и логических контролей. Взаимодействие платформы "Гостех" с единым реестром контрольных надзорных мероприятий должно осуществляться путем прямой интеграции через систему межведомственного электронного взаимодействия 4-й версии. Указанные процессы цифровой трансформации должны совместно координироваться как со стороны органа, осуществляющего полномочия по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере государственного контроля надзора и муниципального контроля, так и органа, осуществляющего полномочия по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере информационных технологий. Повышение компетенций и статуса инспекторского состава Для качественного решения проблематики трансформационного периода в сфере контрольной надзорной деятельности необходимы специалисты высокой квалификации, мотивированные на достижение результата, амбициозные и ответственные.
С начала реформы создана федеральная информационная система, проведена инвентаризация обязательных требований и правил ведения бизнеса. Устаревшие или избыточные нормы отменены, остальные — актуализированы. Также усовершенствовано проведение контрольных мероприятий, сообщил зампред правительства. В 2021 году количество проверок снизилось почти в два раза по сравнению с 2019 годом. На едином портале госуслуг ЕПГУ запущен сервис обжалования решений контрольных органов. Время рассмотрения жалобы — 10 дней.
Часть правительства считала проблемами состояние законодательства множество устаревших требований , отсутствие систем управления рисками, нечетко определенные поля контроля разных госструктур и их пересечения последствия — от внутренних конфликтов в органах власти до избыточной траты ресурсов на КНД и неэффективность КНД как таковой. Наконец, позже выявились более системные сложности: исправление конкретных проблем КНД было, по сути, разовым, а управлять этой деятельностью как чем-то единым было невозможно из-за отсутствия общей информации о происходящем и дороговизны и сложности тотальной цифровизации всей КНД. Со второй половины 2020 года реформа, из-за пандемии почти выпав из общественного поля зрения, вошла в новую стадию. Так, в рамках «регуляторной гильотины», охватывающей 190 видов госконтроля и почти 500 тыс. Установлены и постоянные механизмы консультаций с бизнесом и экспертами по введению новых обязательных требований. Законодательство в этой сфере было обновлено, велась и унификация подходов к проверкам и к системам управления рисками в органах КНД. Наконец, создавались интерфейсы взаимодействия проверяемых и проверяющих, включая цифровые.
Более 12 000 актов отменили в рамках «регуляторной гильотины»
Первое этапы реформы показали, что при грамотном использовании профилактических мероприятий качество контроля на фоне уменьшения числа проверок не снижается. 28 ноября в Калуге в министерстве дорожного хозяйства области в рамках реализации программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» состоялись публичные. Первоначальные этапы реформы контрольно-надзорной деятельности практически реализованы. В результате проводимой правительством РФ реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) издержки бизнеса от проведения проверок за последние пять лет снизились десятикратно.