Новости полезно ли поститься для здоровья

Какую пользу здоровью может принести пост.

Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах

Самые строгие — у Великого поста. На протяжении семи недель верующим рекомендовано воздерживаться от мяса, рыбы, молока и яиц, в некоторые дни этого периода предписывается есть только сырую пищу, а иногда от еды надо отказаться вообще. Правила Рождественского чуть проще, хотя тоже строги. В этот период православные христиане должны воздерживаться от употребления мясных, молочных продуктов и яиц. Согласно мягкому уставу для мирян, по средам и пятницам нельзя есть рыбу, а в определенные дни нужно придерживаться сухоядения — приема пищи без растительного масла. Пища во время любого поста должна быть простой, употребление изысканно приготовленных постных блюд осуждается. Мало кто из современных людей, живущих в миру, может себе позволить строго соблюдать все каноны. Как правило, священнослужители относятся к этому с пониманием, отмечая, что самое важное — воздержание духовное.

Воцерковленные люди чаще всего постятся так, как их на то благословил конкретный священник. Как подготовиться к посту? Так, Великому посту по православной традиции предшествует подготовительный период. В последнюю неделю перед постом на нее приходится Масленица мясо нельзя есть вообще, а на предмасленичной неделе в среду и пятницу нужно отказаться от всех непостных продуктов. Как объясняет Юлия Панова, с точки зрения диетологии это отличная подготовка: организм постепенно привыкает к тому, что долгое время он будет обходиться без животного белка.

Облегчит соблюдение поста дробное питание. Организм, привыкший к богатым энергией продуктам животного происхождения, первое время может испытывать голод, который лучше утолять, разделив стандартные порции на несколько маленьких и употребляя их через примерно одинаковые промежутки времени. Огромное значение имеет грамотный выход из поста. На Пасху недопустимо объедаться: ферментов после полутора месяцев употребления постной пищи в организме мало и избыток животных белков и жиров, может не просто перечеркнуть всё то благо, которое принесло пищевое воздержание, но и стать причиной проблем с желудочно-кишечным трактом. Повышаем оздоровительный эффект поста Для того, чтобы эффект от постного питания был максимальным и долговременным, можно дополнить его физическими упражнениями, посещением плавательного бассейна или тренажерного зала. Движение ускоряет циркуляцию крови, стимулирует обмен веществ и очищение организма. Если нет времени на регулярное посещение спортзала, нужно больше гулять, устраивать небольшие походы, выбираться за город. В день человек должен хотя бы час активно двигаться — неважно, на спортивных тренажерах или на прогулке в парке. Особенно важно движение для людей, которые ведут малоподвижный образ жизни, чья работа связана с длительным сидением за столом. Также во время поста важно провести курс глубокого очищения организма энтеросорбентом. Благодаря пищевым ограничениям и усилению физической активности, организм начинает расщеплять собственные жировые депо, в которых, так уж устроен человек вместе с жиром «законсервированы» шлаки и токсины, постепенно поступавшие вместе с вредной пищей и годами накапливавшиеся в организме. Как только жир начинает активно сгорать, они выходят в кровь и отравляют организм. Проявляется такое отравление дискомфортом, который сопровождает любую диету, и питание во время поста в том числе.

Именно картошка, которую во время поста едят чаще всего, содержит много крахмала. А крахмал активирует синтез жира. Многие едят отварную свеклу и морковь в больших количествах, забывая о том, что они в вареном виде такие же по индексу гликемичности, как картофель. Картошка активирует синтез жира. Замените ее на кабачки и капусту. Картофель рекомендую заменить репой, кабачками и тыквой. Свеклу и морковь сократить, а вот капусту — добавить. Можно неограниченно употреблять все виды капусты. Постимся без аллергии Некоторые во время поста злоупотребляют экзотическими фруктами. Это может спровоцировать аллергию. Иногда полезнее съесть квашеную капусту или яблоко, чем манго, папайю или киви, нередко незрелые. Кофе — с молоком? Любители капучино или других видов кофе с молоком часто не отказывают себе в таком удовольствии и в пост. Просто они переходят на растительные виды продукции — к примеру, самые популярные виды такого молока — миндальное, кокосовое или соевое. Такое молоко может добавить организму недостающие элементы и избавит при этом от молочного сахара — лактозы. Самым полезным считается кокосовое молоко. Оно содержит сразу 24 аминокислоты, кислоты омега-3, -6, -9, витамины группы B, A, C, PP, K, E, моно- и дисахариды, медь, натрий, селен, кальций, фосфор, железо, магний, цинк, марганец, эфирные масла и прочее. Недалеко ушло и миндальное, содержащее кальций, фосфор, марганец, цинк, медь, калий, магний, а также витамины А, Е, С, B1—B9. Соевое молоко беднее, в нем лишь калий и магний, кальций, белки и жирные кислоты. Пост по замыслу своему должен делать людей здоровыми, а не больными. Избегайте религиозного фанатизма, который может нанести вред здоровью. Даже самое правильное постное меню противопоказано ослабленным больным, пожилым, беременным, детям, а также людям с заболеваниями ЖКТ, сахарным диабетом, болезнями крови. Например, люди с предъязвенными состояниями, колитами или гастритами нуждаются в кисломолочных продуктах. Дети и беременные женщины — в полноценной белковой пище мясо, яйца. Желательно не поститься пилотам, авиадиспетчерам, врачам, водителям автобусов — всем тем, от кого зависят жизни людей.

От этого страдает микрофлора нашего кишечника, которая принимает активное участие в процессе пищеварения. Ее состав во многом зависит от тех продуктов, которые мы потребляем. Если потреблять больше кисломолочных продуктов, то будет больше бифидумбактерий, а если мясной пищи, то колибактерий. Детоксикация организма Православные посты можно считать своего рода детоксом для нашего организма. В этот период человек потребляет преимущественно растительную пищу, которая переваривается намного легче, чем животная.

Как правильно поститься, кому пост вреден и другие советы диетолога

Пост и здоровье сердца. Наиболее важное преимущество поста заключается в том, что голодание также полезно для здоровья сердца, то есть у человека улучшается работа сердечно-сосудистой системы. Строгое соблюдение постов никоим образом не может повредить здоровью человека, и это подтверждается многовековым опытом миллионов верующих. Верующие постятся четыре раза в год, в сумме — около 200 дней. Вреден или полезен пост для физического здоровья человека, и нужно ли постящемуся питаться «правильно»?

Кто может "держать" пост?

  • Могут обостриться хронические заболевания. Кому нельзя поститься перед Пасхой
  • Пост. Средство обновления души (Валентина Ульянова) / Проза.ру
  • Полезно ли соблюдать пост и как это делать правильно
  • Что такое пост и для чего он необходим
  • ИСКУШЕНИЕ СЛАДОСТЬЮ
  • «Я никогда не видела вреда от воздержания»

Великий пост: для души или для здоровья?

Вреден ли Великий пост для здоровья Великий Пост отличается наиболее строгими ограничениями в пище, которые могут негативно сказаться на состоянии здоровья. В частности, избыточное употребление углеводов нагружает поджелудочную железу. Нитраты, содержащиеся в овощах и фруктах, затрудняют процесс переноса кислорода клетками крови, в результате может развиться синдром хронической усталости и другие нарушения работы организма. Резкое изменение пищевого рациона может спровоцировать развитие заболеваний органов пищеварения и негативно повлиять на состояние нервной системы. Отказ от животного белка может привести к ухудшению состояния волос, ногтей, негативно влияет на репродуктивные органы женщин. Пожилые люди при соблюдении поста рискуют получить обострения старых болячек или приобрести новые. Если пищевые ограничения противопоказаны, но есть сильное желание приобщиться к традиции, можно, например, отказаться от любимых сладостей и не переедать. Для того чтобы пост принес пользу организму, рекомендуется есть часто и понемногу, желательно, через каждые 3 часа.

Поэтому церковь и зовёт на исповедь, на причастие — потому что мы не сможем побороться с этими искушениями просто своими силами», — поясняет священник. Ноша должна быть посильной Как же поститься, чтобы благое дело не обратилось во зло? Протоиерей Игорь Подоситников говорит, что для этого нужно обязательно проконсультироваться со своим врачом, если есть ограничения по здоровью, и со своим духовником. И врач прописывает как средство оздоровления какие-то продукты — какое-то постное мясо чтобы человек ел или молочные продукты. Человек себя этого лишает, и в конце поста он отправляется в больницу вместо того, чтобы пойти в Божий храм Воскресение Христово славить», — предупреждает отец Игорь. Беременные женщины, студенты или люди, занимающиеся тяжёлым физическим трудом, не должны налагать на себя такие строгие ограничения. Храм Всех святых, в земле русской просиявших г. Как поститься современному человеку? И можно ли поститься лишь на Страстную седмицу, как делают многие? По словам протоиерея Игоря Подоситникова, даже несколько дней, проведённые в посте и молитве, будут полезными для человека, а возможно, и станут прологом для более серьёзных духовных подвигов в будущем. Если у человека есть намерение — уже хорошо. Сегодня он попостился три дня. В следующем году, может, неделю выдержит. А когда-нибудь и весь пост. Тенденция к росту числа постящихся есть. Другое меня беспокоит — что не всегда люди правильно это понимают и относятся к посту как к диете. А надо всё-таки к посту приложить ещё молитву храмовую. Тогда легче будет поститься и пользы будет намного больше», — уверен отец Игорь. Молятся, собирают травы и ждут гостей: как живёт ставропольский монастырь у святого источника По мнению священника, практически любой человек может сделать для себя ограничения на время поста. Это потребует усилий, но не чрезмерных. Например, курильщики могут сократить количество сигарет, кофеманы — количество выпитых чашек любимого напитка, а любители поговорить по телефону — уменьшить время такого общения. И это тоже будет небольшим подвигом. Открыть Библию — почитать, открыть творения святых отцов — почитать. Быть может, даже с того же телефона», — советует священник.

Есть и те, кто относится к постам крайне отрицательно, особенно к Великому посту, длящемуся 7 недель. Такие люди убеждены, что длительный отказ от мясных и молочных продуктов наносит серьезный вред здоровью. Читать ещё Можно ли есть виноград с косточками Убедительные аргументы и достоверные факты есть у обеих сторон, поэтому утверждать однозначно: «Да, вреден»» или «Да, полезен» нельзя. Это зависит от совокупности множества факторов. Рассмотрим подробнее основные моменты, которыми чаще всего оперируют сторонники поста и что по этому поводу думают их оппоненты. На Бога надейся, а сам не плошай! Особенно актуально это в холодное время года, когда организму требуется больше энергии, чтобы поддерживать необходимую температуру тела. В результате аппетит значительно возрастает и все время хочется есть. Пост помогает избавиться от «излишков» неправильного образа жизни. К перееданию приводят и многочисленные стрессы. Постоянное напряжение негативного влияет на нервную систему и может вызывать серьезное заболевание. Чтобы избежать этого, организм включает специфическую защитную функцию — компенсирует недостаток положительных эмоций едой. Пост и здесь приходит на помощь. Противоположное мнение Великий пост приходится на конец зимы — начало весны. Это самый трудный период для организма, поскольку его ресурсы уже истощены. Кроме того, весной очень интенсивно начинают работать все выделительные системы, печень, почки и поджелудочная железа.

Это и зависимость от курения, от употребления спиртного, и других вредных привычек. В процессе голодания организм избавляется от тяги к никотину, алкоголю, кофеину и другим вредным веществам. До основного приема пищи желательно выпить два стакана воды. Она притупит чувство голода и восполнит недостающую жидкость в организме. Причем, предпочтение нужно отдавать именно воде, а не сокам и каким-либо другим напиткам и уж тем более газированным, которые могут попросту вызвать раздражение слизистой желудка. Послабления в пост допускаются детям, пожилым, больным, беременным, кормящим, женщинам в послеродовом периоде и путешественникам Ученым удалось раскрыть клеточный механизм, объясняющий связь между голоданием и продолжительностью жизни у людей и других млекопитающих. Возможно, эту информацию удастся использовать для создания лекарств от болезней, связанных со старением.

Великий пост. Что важнее — аскеза или молитва?

Врачи не советуют поститься детям, беременным и кормящим, а также людям с хроническими заболеваниями. 20 основных причин пользы поста нашему здоровью организма и психологическому состоянию. Несмотря на моральную готовность соблюдать Великий пост, многие сомневаются, сможет ли их семья в этот период питаться так, чтобы не навредить здоровью. Пост подразумевает отказ от продуктов животного происхождения: мяса, рыбы, яиц, масла, молока и пр. Все эти продукты заменяются растительной пищей, которая богата клетчаткой, витаминами, полезным растительным белком.

С точки зрения здоровья: полезен ли Великий пост?

На протяжении многих лет проводились исследования, которые позволили оценить влияние поста на человека и его здоровье в целом. Ураза – мусульманский пост, который длится 30 дней. Для чего люди постились и постятся и кто вообще придумал пост? Пост – это источник телесного здоровья, при условии, конечно, соответствующего к нему отношения. А пост беременной женщины – это залог здоровья и ее будущего ребенка».

Кто может "держать" пост?

  • Сырная седмица (Масленица)
  • Что такое Великий пост?
  • С точки зрения здоровья: полезен ли Великий пост?
  • Великий пост — 2024: как правильно питаться и молиться, мнение врача и священнослужителя | 360°

Великий пост глазами врачей: как поддержать организм во время воздержания

Как только Великий пост после Масленицы достигает своей середины, в больницу начинают поступать первые пострадавшие с тяжелыми диагнозами и убитым пищеварением. Когда семья постится вместе, это производит ещё больший эффект. Возможно, кто-то думает, что пост может навредить здоровью, на самом же деле пост только укрепляет здоровье, ведь во время голодания очищается организм, выводятся шлаки, активизируется работа мозга. Приближается Великий пост, который предшествует празднованию Пасхи. Стоит ли поститься детям и в чем смысл 40-дневных ограничений, рассказали священник и гастроэнтеролог. Пост и здоровье. Многие сторонники постов в качестве контраргумента утверждают, что животный белок можно равноценно заменить на растительный: рапс, сою, бобовые.

Медицинские исследования мусульманского поста

Мясо животных может содержать гормоны, антибиотики, которые встраиваются в обмен веществ человека и приносят вред. Отказ от таких продуктов позволяет системе пищеварения и организму в целом немного отдохнуть и восстановиться. Нормализуется микрофлора кишечника, что положительным образом влияет на состояние кожи. Постное питание позволяет снизить уровни холестерина и сахара в крови, а также вывести лишнюю жидкость. Снижение веса в свою очередь благотворно воздействует на сердечно-сосудистую и опорно-двигательную системы. При заболеваниях почек отказ от белковой пищи пойдет только на пользу, так как снижается нагрузка на выделительную систему. Помогает пост и больным, страдающим различными формами аллергии: он помогает активизировать функцию надпочечников. В результате улучшается синтез глюкокортикостероидных гормонов, подавляющих аллергические процессы.

Уж где чрево пишет законы, там бог — чрево. Кому бог — чрево, тот враг Креста Христова.

Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога". Иоанн Кронштадтский: "Kто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей от невоздержания и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне постясь сорок дней и ночей , тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще через невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, — ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел. Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, по и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Kак не хотеть! Там по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков праведность и мир и радость во Святом Духе Рим. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия 1 Kор.

Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочему? Возможно ли работать Богу и маммоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и Велиару? Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть? Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы не радим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную, не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным? Из-за чего грубеет наше сердце? Из-за чего мы делаемся плотью, а не духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище, питью и прочим земным благам?

Kак же после этого говорить, что есть скоромное в посте не важно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него". Амвросий Оптинский: О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: «за неверствие ваше» Мф. Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: «почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся; Он отвечал: еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; приидут же дние, егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни» Мк. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом. Иоанн Златоуст: «Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом… Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против дьявола - пост; познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост.

Потому-то и сам Христос постился, - не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения. Служение чреву было виной грехов, бывших до крещения. Поэтому, как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и здесь Христос после крещения установил пост. И Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. Рассуждение в деле поста Святые отцы учат, что нужно, обязательно соблюдая пост, держаться среднего, умеренного, царского пути, не уклоняясь ни налево, в самовольные послабления, ни направо, в неумеренные подвиги, из которых вместо пользы возникают самомнение, высокоумие, гордость, прельщение нерассудительного и несмиренного подвижника. Пост должен соответствовать и физическим силам христианина, не подрывать здоровье, а разумным ограничением способствовать победе над плотскими и душевными страстями и укреплению смиренного воззрения на себя. Амвросий Оптинский: "Описываешь, как прежде в подобном случае пост тебе помог, и просишь благословить тебе взяться опять за то же, если брань не отойдет. А у тебя пост соединен с высокоумием и преслушанием: какая же может быть от того польза? При слабом твоем здоровье безрассудные и самочинные подвиги могут только до конца расстроить тебя и сделать ни к чему не потребною, а от брани можешь получить облегчение только смиренным покаянием и смиренным призыванием помощи Божией, при послушании и умеренном воздержании.

Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, — излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию. Готовясь к причастию, должна употреблять кроме болезни пищу без масла; накануне причастия, после повечерия, ничего не вкушается. В другие дни, после всенощной, здоровые и крепкие также не должны ничего вкушать, а слабые и немощные да соображаются с своею немощью: если могут, пусть потерпят, а если не могут, пусть вкушают мало и смиряются за это и за немощных и неисправных себя считают". Макарий Оптинский:... Спрашиваете: как проводить сей святой пост в отношении пищи? Если согласно с Типиконом, то находите, что для N. На сие вам скажу: постановление Церкви всем равно, и в употреблении пищи все обязаны исполнять, и я не смею противоречить уставу.

Но надобно иметь рассуждение, которое святые отцы называют "око некое души и светильник". Сие учит человека оставлять безмерие и путем царским шествовать... Если принять и в настоящем деле рассуждение, то найдете, что посвятившим себя на удаление от мира удобнее понести такое постановление. Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, а паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут и пребывают через то в бездействии, ответа не дадут за опущение. А которые обязаны, да еще важными делами и не терпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пиши в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее, с которым изготовленная пища более укрепляет телесный состав, нежели сухоядение. Дело другое, когда говеете, т. В самых же правилах апостольских и отеческих сказано: "кроме немощи"; и не есть ли это немощь, когда тело изнеможет от поста и неспособно будет к исполнению важных обязанностей? О времени же к употреблению пищи также должны сообразоваться с силою и крепостию тела. Иоанн Кассиан Римлянин: «Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило; поелику не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост силою не одной души, как прочие добродетели.

И потому, поелику он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется и силою тела, то … различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа. Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней, как и в утучненной плоти, вредоносный, греховный огонь». Феофан Затворник: «Закон постничества такой — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила». Диадох: «Об изгнании излишнего воздержания, чтоб тело оставалось крепким для подвигов духовных. Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием делает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою м. Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа». Игнатий Брянчанинов : "Неумеренный пост, то есть продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости. Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества.

При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его". Иоанн Златоуст говорит для тех, кто не может воздерживаться от пищи так строго, как это предписано Уставом Великого поста: "Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно и не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола. Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство — источники и мать всех зол. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток выше сказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения о них , когда не будем пользоваться врачевством поста".

Феофан Затворник: "С постом! Помоги вам, Господи, провесть его душеспасительно. Не слишком налегайте. Сил недостанет послушание исполнять и правило совершать. Все в меру. На внутреннее больше обращайте внимание и построже разбирайте все, там бывающее, при свете слова Божия с отеческими указаниями. Малая кривость там большою угрожает бедою. Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост — внешнее дело.

Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете. Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать. И то у вас постоянно великий пост. Ввиду сего зла пощение ваше не могу назвать добрым. Приведите его в меру. В текущую Пятидесятницу держите стол по уставу или применительно к нему. И на все последующее время облегчите пост.

Вам такой совершенно не нужен. Мне вас очень жаль; но говорю так о посте не из жалости, а по уверенности, что вам от него пользы особенной нет, а самопрельщение близко — беда великая и превеликая! Кто против поста? Пост — одно из первых дел монаха и христианина. Но против поста неумеренного нельзя не восставать. Этот пагубен. Только пустую молву возбуждает вне и тщеславие внутрь. Всегда так и бывает. Стань ударять на внешние подвиги, тотчас в гордыню духовную попадешь.

А врагу-то и надодь. Ну, матушка, подбавь, подбавь. И матушка из всех сил! Думает, что Богу угождает, а на деле врага потешает и чирей тщеславия раздувает и расширяет. Пишу вам все сие несладкое ради опасности, в коей находитесь. Хочу направить на умеренный пост, который бы держал вас в смиренных чувствах. А то вы не знать куда залетите. Об этом с кем хотите потолкуйте, все то же скажут. Покривить свое внутреннее неразумным внешним не долго, а опять его наладить как следует — не вдруг наладишь.

Само же пощение благословенно. Меньше есть да меньше спать — хорошее дело. Все же в меру надо. И к тому же душу должно ограждать глубоким смирением. Со святым постом поздравляю. Благослови вас, Господи, провесть его душеспасительно. Да смотрите, здоровья не расстройте. He покормишь лошадку — не повезет. Конечно, надо желать, чтоб начатое вами никогда не изменялось и обратилось в закон жизни.

Подвиги телесные тем сподручны нам, что тело ко всему может привыкнуть. Пока не привыкнет, кричит, а когда привыкнет, замолчит. Вот и предел трудов над телом. Тело — раба послушная, но надо его вышколить. Ну школьте, только в меру. Труд же над душою конца не имеет. Относительно поста действуйте с полною свободою, применяя все к главной цели. Когда приутяжелить, когда приоблегчить можно, смотря по нужде. Пост не цель, а средство.

Лучше не связывать себя в сем отношении неизменным постановлением, как бы узами: а когда так, когда иначе, только без льгот и саможаления, но и без жестокости, доводящей до изнеможения". Послабления поста Согласно 69-му Правилу апостолов для «немощных», то есть слабых здоровьем, разрешается послабление поста. Как поясняет святитель Филарет, митрополит Московский, это дозволительно, потому что «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе». Многое зависит от степени болезни и крепости здоровья человека. Вот какие советы дает святитель Феофан Затворник: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки.

А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». Никакого нет греха употреблять в пост, когда того требует состояние здоровья". Не должно привязываться даже к святым правилам, а держать себя в отношении к ним с полною свободою, распоряжаясь ими разумно. Не беда, если и еще что прибавите, только не в угоду плоти, а по нужде". И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья». В книге «Древние иноческие уставы» описывается следующий случай. В монастыре преподобного Пахомия два монаха, по болезни, дошли до истощения и попросили мяса. Ухаживающие отказали им по той причине, что монахи не должны есть мясо. Когда преподобный Пахомий узнал об этом, то отругал ухаживающих и для восстановления телесных сил больных накормил их мясом.

Если пост сильно истощает организм больного человека, то, конечно же, необходимо поддержать его пищею. Если достаточно употребление в пищу рыбы, или, скажем, молочных продуктов, то дальше не нужно послаблять. Если необходимо мясо, тогда оно будет уже лекарством. Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная». Известно, что великие подвижники и Божии угодники относились к посту не по-фарисейски и не как к самоцели. Они пользовались им, как средством. Если человек болеет и ему для поддержки телесных сил необходима рыба или скоромная пища, — то принятие их не будет нарушением поста. Если поставляется целью чисто внешнее, буквенное его соблюдение, не учитывающее состояния здоровья, — то это ложное понятие о посте, фарисейское. Нужно не буквально, по-книжнически и фарисейски, исполнять церковные постановления, а постигать их дух".

Игнатий Брянчанинов : Св. Исаак Сирский в 10-м слове говорит: "… да не простреши ноги твоея выше силы, да не отнюдь празден будеши". Этот премудрый совет великого наставника монашествующих вполне может быть приложен Вам; потому что воздержанием, несоответствующим силам Вашим, Вы можете привести себя окончательно в слабость, лишитесь церковной службы и обществу Вашему, которому теперь приносите некоторую услугу, будете служить обременением. Игумен Никон Воробьёв : "Для больных, немощных и старых нет телесного поста, да и вреден часто. Надо сделать ударение на душевный пост: воздержание зрения, слуха, языка, помыслов и проч. Это будет истинный пост, полезный всем и всегда. Сил и так нет, а пост телесный и утомление тела и вовсе не дадут силы для духовного делания. Желаю Вам здоровья и разума духовного. Господь да благословит и укрепит Вас!

Рафаил Карелин : "Пост должен быть строго соразмерен со здоровьем и силами человека. Святитель Василий Великий пишет, что несправедливо для крепкого и для слабого телом назначать одну и ту же меру поста: «у одних тело подобно железу, а у других — соломе». Пост облегчается: для беременных, рожениц и кормящих грудью матерей; для находящихся в пути и попавших в экстремальные условия; для детей и престарелых, если старости сопутствуют немощь и слабость. Пост отменяется в тех условиях, когда физически невозможно добыть постной пищи и человеку грозит болезнь или голодная смерть. При некоторых тяжелых желудочных заболеваниях в диету постящегося может быть включен определенный вид скоромной пищи, необходимой при этой болезни, но лучше всего предварительно обсудить это с духовником". При послаблениях поста их меру не устанавливают по своему желанию: больному надо обязательно учесть диагноз и предписания врача и потом взять благословение священника на послабление поста. Протоиерей Олег Стеняев объясняет, на каком основании священник даёт недугующим благословение на послабление поста: "... Протоиерей Сергий Филимонов пишет о практике применения принципа икономии в отношении поста: "Чтобы священник имел, на что опереться, принимая решение о послаблении поста, ему нужен ваш медицинский диагноз. Если точки опоры нет, он не может, не имеет права на глазок прикинуть состояние здоровья духовного чада и сказать: благословляю молоко, раз тебе так хочется.

Напоминаю, что задача священника — благословить человека на пост, чтобы Господь ему помог поститься духовно и телесно. А мера соблюдения пищевого поста определяется для конкретного человека в зависимости от имеющихся заболеваний. Вы должны всегда говорить духовнику о своих медицинских проблемах. Например: «Батюшка, если я вовремя не приму этот препарат, у меня давление повысится до 160, а это гипертонический криз — прямо на литургии мне придется вызывать скорую помощь. Благословите мне принимать препарат до начала службы». Или вот так: «Я постоянно принимаю гормональные препараты, которые выводят кальций из костей, они становятся хрупкими и могут сломаться. На фоне приема этих препаратов необходимо постоянно есть то-то и то-то. Благословите меня, пожалуйста». Объясните четко, точно, конкретно, и он все поймет.

Так принято в церкви — брать благословение. Другое дело, что все вопросы нужно задать в первую очередь не священнику, а лечащему врачу. Именно он должен оценивать схему вашего лечения. Так что лучше подходить к духовнику уже после того, как вы обсудили все медицинские детали со своим доктором. Правильная последовательность действий — сперва доктор, а уже потом духовник: «Батюшка, лечащий врач советовал мне делать то-то и то-то». И тогда священник может опираться на готовое решение профессионала. Ни в коем случае пациент не должен ссориться с лечащим врачом, перечить ему и обвинять в бездуховности, но при этом непременно должен хранить свою христианскую совесть и ценить церковную жизнь". Святые отцы учат, что даже если есть благословение духовника ослабить пост, всё равно потом следует покаяться пред Богом в нарушении устава Церкви по немощи. Священник освобождает больного человека от грехов самочиния, чревоугодия и от смущения при отступлении от устава, но правила Церкви никто отменить не может - поэтому в их нарушении по немощи надо принести покаяние.

Так учили, например, Оптинские старцы. Так, преп. Макарий Оптинский объяснял свои духовным детям: "Касательно употребления пищи в посты, непозволенной Церковью, я не могу дать вам разрешения настоящего. А когда будете употреблять оную, то принимайте в виде лекарства, от доктора предписанного, а после о сем приносите покаяние пред духовным отцом, и получите от него разрешение. Дозволять непозволенного Церковью мы не можем, а разрешать по содеянии кающимся дана власть от Бога; только не имейте никакого смущения, а успокоивайтесь духом. Быв вынуждены [по болезни] употреблять пищу в неразрешенные дни, вы оную принимайте как лекарство, а не произвольно за сластолюбие, а принужденно во врачевство, и при исповеди непременно должны исповедать духовнику и принять от него разрешение и быть спокойными. Ты всуе смущаешься, употребляя приличную пишу во время лечения, а особливо в уставленные дни... Я тебе не давал позволения... Амвросий Оптинский: "...

Как матушка N. По-прежнему или по-новому как? Нужда и немощь мудрены, хоть кого заставят смириться и покориться — снизойти. Есть старинная пословица: где бритвы нет, там и шило бреет; нужда законов не имеет. Впрочем, так думаю я только, давнишний немощный и застарелый больной. А вдруг новому немощному трудновато поддаться снисхождению. Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не телоубийцами, а страстоубийцами. Но Апостол пишет, что «кийждо своею мыслит извествуется» Рим. Спрашиваешь, если доктор и мать игуменья будут принуждать есть рыбу в Великий пост, как тебе быть?

Если будешь очень изнемогать от постной пищи, то можешь согласиться употреблять и рыбу по болезни, а после в этом должно приносить покаяние. Впрочем, смотри и на свою совесть, насколько она может вместить это разрешение.

На Бога надейся, а сам не плошай! Особенно актуально это в холодное время года, когда организму требуется больше энергии, чтобы поддерживать необходимую температуру тела.

В результате аппетит значительно возрастает и все время хочется есть. Пост помогает избавиться от «излишков» неправильного образа жизни. К перееданию приводят и многочисленные стрессы. Постоянное напряжение негативного влияет на нервную систему и может вызывать серьезное заболевание.

Чтобы избежать этого, организм включает специфическую защитную функцию — компенсирует недостаток положительных эмоций едой. Пост и здесь приходит на помощь. Противоположное мнение Великий пост приходится на конец зимы — начало весны. Это самый трудный период для организма, поскольку его ресурсы уже истощены.

Кроме того, весной очень интенсивно начинают работать все выделительные системы, печень, почки и поджелудочная железа. Ограничивая себя в белковой пище животного происхождения, человек усиливает и без того серьезную нагрузку на органы. Все это может привести и приводит к проблемам со здоровьем. Особенно тяжело переносить пост людям, вынужденным много и интенсивно работать.

Для них полностью исключать из рациона мясные и молочные продукты вообще противопоказано, поскольку такая «разгрузка» гарантирует упадок сил и серьезное истощение. В ней много клетчатки, которая улучшает пищеварение, отлично очищает кишечник и полностью выводит непереваренные остатки.

Пост не рекомендуется беременным и кормящим женщинам, людям с хроническими заболеваниями, особенно в стадии обострения. В свою очередь специалисты «СберМаркета» проанализировали спрос на постные продукты, среди которых овощи, фрукты, ягоды и крупы. Среди бобовых россияне наиболее часто выбирают чечевицу, которую покупали в 42 чаще, чем в прошлом году соответственно. С 18 марта у православных начнется самый длительный и строгий пост С 18 марта православные верующие вступают в Великий пост — самый долгий и строгий период воздержания у христиан. Это время глубокого духовного очищения и единения с Богом, которое плавно подводит человека к празднованию Пасхи. О том, почему первый день поста называют Чистым понедельником и в чем смысл говения, читайте в материале «Известий».

Пост: прекрасная возможность для очищения организма

Православный пост — это осознанные и добровольные ограничения, которые накладывает на себя человек. Тема пользы и вреда поста для здоровья — весьма обсуждаемая и востребованная в среде верующих. Польза поста для здоровья. Чем полезен православный пост? Соблюдение поста может отразиться на здоровье: как положительно, так и не очень, все зависит от того, что выбрать для питания, есть ли у вас противопоказания, насколько строго держать пост и как длительно. От чего воздержаться в пост, решайте сами.

Что говорят о посте горожане?

  • Современный врач современному человеку о посте | Журнал «Православный вестник»
  • Современный врач современному человеку о посте | Журнал «Православный вестник»
  • «Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать
  • Как поститься без вреда для здоровья
  • Пост и здоровое питание

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий