Новости осада доростола

К концу кампании русско-украинские войска вели осаду Старого Быхова и Дубровны.

Война Святослава с Византией. Битва за Преслав и героическая оборона Доростола

Задания ЕГЭ по истории, линия заданий 3. Усилия русов обезопасить стены Доростола от разрушительных действий ромейских инженерных машин дали свои плоды лишь отчасти. Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Светославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности. Героическая оборона Доростола Великий князь Святослав Храбрый.

Битва под Доростолом в 971 г.

Князь Святослав и император Цимисхий или битва при Доростоле, война двух великих После трехмесячной осады Доростола и, особенно после последней битвы, он ее потерял.
Второй болгарский поход Великого князя Светослава - 6478-6479 ЛѢТЪ Ѿ С.М.З.Х. (970-971 ГОДЫ Ѿ Р.Х.) Кульминацией войны была осада Доростола на протяжении 3 месяцев.

КОЛЬЦО СОЛОМОНА. ОСАДА РОДОСА

Только в 1123 году, уже после смерти императора Алексея I 15 августа 1118 г. Изображение: Совет Владимира Мономаха с боярами и князьями, на котором он рассказывает о храбрости предков, налагавших дань на Византию и призывает в поход на Византию, Мономахов трон, 1551. Comments 3 Доростол - город в Болгарии, сегоднья Силистра, на Дунай 09:32.

Загородив судами выход к морю, Святослав и его войска засели в крупную осаду. Пораженный дерзостью Святослава, Цимисхий приказал усилить бдительность и наблюдение за противником. В крепости же начался голод и многие болгары начали переходить на сторону византийцев.

Святослав жестко отреагировал - казнил несколько сотен знатных горожан, чтобы устрашить людей и остановить бегство. После обеда 19 июля, Святослав и его войска подожгли осадные сооружения и убили главнокомандующих. Отразив наступление врага и потеряв военачальника, Святослав начал отступать, прикрыв спину щитами.

Войска Цимисхия среди убитых русичей нашли тела убитых женщин, сражавшихся наравне с мужчинами по некоторым версиям это были жительницы Доростола. Собрав военный совет, Святослав поставил вопрос о последующих действиях. Мнения разошлись, кто-то предлагал отступить под покровом ночи, а некоторые предлагали заключить мирный договор.

После воодушевляющей речи Святослава, дружина приняла решение не покидать поле боя. Рать русов выстроилась в поле и приготовилась атаковать.

Ближе к ночи Цимисхий разделил своё войско на две части.

Один отряд, под командованием патрикия Романа и столоначальника Петра, вступив в бой, начал отступать, заманивая дружину русов на открытую равнину в стороне от города. В это время второй отряд под командованием Варды Склира атаковал русов с тыла. Начавшаяся в это время буря понесла тучи песка в глаза русов.

Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев, Святослав смог прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. Added to timeline:.

Под вечер басилевс собрал в кулак конницу и бросил её в атаку. Однако и эта атака не увенчалась успехом. Разорвать строй русской пехоты ромейские «рыцари» не смогли. После этого Святослав Игоревич отвел войска за стены. Сражение завершилось без решительного успеха ромеев или русов. Святослав не смог в решительном сражении разбить врага, а ромеи не смогли реализовать свое преимущество в численности и коннице. Началась осада крепости. Греки неподалеку от Доростола на холме возвели укрепленный лагерь.

Вырыли вокруг холма ров, соорудили вал, его укрепили частоколом. В конце дня за ворота выехала конная русская дружина. Лев Диакон в «Истории» сам себе противоречит. Он утверждал, что русы не умели сражаться в конном строю. Катафракты тяжелая кавалерия атаковали русов, но успеха не имели. После жаркой схватки стороны разошлись. В этот же день со стороны Дуная к Доростолу подошёл византийский флот и блокировал крепость по другим данным, он прибыл 25 или 28 апреля. Однако русы смогли спасти свои ладьи, на руках перенесли их к стенам, под защиту стрелков. Ромеи не решились пойти в атаку по берегу реки и сжечь или разрушить русские суда. Ситуация для гарнизона крепости ухудшилась, ромейские корабли блокировали реку, чтобы русы не могли отступить по реке.

Резко сузились возможности по снабжению войск провиантом. Князь Святослав Игоревич снова вывел войска в поле и навязал сражение врагу. Обе стороны яростно сражались, попеременно тесня друг друга. В этот день, по словам Льва Диакона, пал доблестный, огромный ростом воевода Сфенкел. По сообщению Диакона, после гибели своего героя, русы отошли в город. Однако по данным византийского историка Георгия Кедрина, русские воины сохранили за собой поле боя и остались на нём всю ночь с 26 на 27 апреля. Только к полудню, когда Цимисхий развернул все свои силы, русские воины спокойно свернули строй и ушли в город. Ромейские мастера стали налаживать многочисленные машины, баллисты, катапульты, метавшие камни, горшки с «греческим огнем», бревна, огромные стрелы. Обстрел метательных машин вызывал огромные потери у защитников крепостей, подавлял их боевой дух, так как они не могли ответить. Басилевс хотел подвинуть машины к стенам.

Однако русский полководец смог упредить противника. В ночь на 29 апреля русские воины вырыли поодаль от крепости глубокий и широкий ров, чтобы враг не мог вплотную подойти к стенам и установить осадные машины. Обе стороны в это день вели жаркую перестрелку, но сколько-нибудь заметных результатов не достигли. Святослав своими задумками попортил врагу немало крови. В эту же ночь русам удалась ещё одна затея. Воспользовавшись темнотой, русские воины на ладьях незаметно для противника прошли по мелководью между берегом и вражеским флотом. Они добыли для войска продовольствие и на обратном пути разогнали отряд византийских фуражиров, ударили по вражеским обозам. В ночной резне было перебито много византийцев. Осада крепости затянулась. Ни Цимисхий, ни Святослав не могли добиться решительного успеха.

Святослав не смог в серии сражений разбить византийскую армию, представлявшую собой первоклассную боевую машину. Сказывались недостаток в воинах и почти полное отсутствие кавалерии. Цимисхию не удалось разгромить русскую армию, вынудить Святослава капитулировать перед лицом превосходящих сил. Лев Диакон отмечал высочайший боевой дух войска Святослава на протяжении всей осады Доростола. Греки смогли преодолеть ров и приблизить свои машины к крепости. Русы понесли большие потери. Тысячи людей потеряли и греки. И все же Доростол держался. Греки находили среди убитых русов и болгар, которые дрались вместе с воинами Святослава, женщин. Эта древняя скифско-русская традиция участия женщин в войнах сохранится вплоть до XX столетия, до Великой Отечественной войны.

Русские женщины вместе с мужчинами встречали врага и бились с ним до последнего. Воины Святослава совершали чудеса стойкости и героизма, обороняя город в течение трех месяцев. Византийские хронисты также отмечали обычай русов не сдаваться врагу даже побежденными. Они предпочитали убить себя, нежели попасть в плен или дать себя зарезать, как скот на бойне. Византийцы усилили дозоры, перекопали глубокими рвами все дороги и тропы. С помощью стенобитных и метательных орудий греки разрушали укрепления города. Гарнизон редел, появилось много раненых. Большой проблемой стал голод. Однако ситуация была сложной не только для русов, но и ромеев. Иоанн I Цимисхий не мог уйти от Доростола, так как это стало бы признанием военного поражения, и он мог потерять трон.

Пока он осаждал Доростол, в империи постоянно происходили мятежи, плелись интриги и возникали заговоры. Так, брат убитого императора Никифора Фоки Лев Куропалат поднял мятеж. Попытка переворота не удалась, но ситуация была тревожной.

Война с Цимискием. [Русско-Византийская война за Болгарию. Часть 3: Осада Доростола] / Князь...

Русы выдержали 3-месячную осаду и не сдали Доростол, не проиграли ни одного боя, хотя и числом, и техникой греки имели преимущество. Задания ЕГЭ по истории, линия заданий 3. Осада Доростола затянулась до июля 971 года. Ни император Цимисхий, ни Святослав не смогли добиться быстро победы. Лев Диакон отмечал высочайший боевой дух войска Святослава на протяжении всей осады Доростола. С суши Доростол был плотно обложен сухопутной армией ромеев, путь по Дунаю перекрывали огненосные дромоны Империи.

100 великих битв Средневековой Руси

Татищева рассказывается о подвигах в Болгарии во время отсутствия там Святослава некоего воеводы Волка из других источников неизвестного. Болгары, узнав об уходе Святослава, осадили Переяславец. Волк, испытывая недостаток продовольствия и зная, что многие горожане «имели согласие» с болгарами, повелел тайно изготовить ладьи. Сам же объявил во всеуслышание, что будет оборонять город до последнего человека, и демонстративно приказал перерезать всех лошадей и солить и сушить мясо. Ночью русские подожгли город. Болгары устремились на штурм, а русские, выступив на ладьях, напали на болгарские ладьи и захватили их. Отряд Волка покинул Переяславец и беспрепятственно спустился вниз по Дунаю, а далее морем до устья Днестра. На Днестре Волк встретился со Святославом. Откуда излечен этот рассказ и насколько он достоверен, неизвестно.

Осень 969-970 год. По возвращению в Дунайскую Болгарию Святославу снова пришлось преодолевать сопротивление болгар, которые укрылись, как говорит летопись, в Переяславце. Но нужно предположить, что речь идет о Преславе, ещё неподконтрольной руссам столице Дунайской Болгарии, что южнее Переяславца на Дунае. В декабре 969 года Болгары вышли на битву против Святослава и «бысть сеча велика». Болгары начали одолевать. Встанем же мужественно, братья и дружина! В плен были взяты сыновья болгарского царя Петра — Борис и Роман. Захватив столицу Болгарского царства, русский князь вышел за пределы Добруджи, и дошел до болгаро-византийской границы, разоряя многие города и топя в крови восстание болгар.

Город Филиппополь современный Пловдив русам пришлось брать с боем. В результате древний город, основанный еще царем Филиппом Македонским в IV веке до н. Город надолго обезлюдел. Император Иоанн Цимисхий Декабрь 969 года. Заговор возглавляли его жена императрица Феофано и Иоанн Цимисхий - полководец происходивший из знатного армянского рода и племянник Никифора его мать была сестрой Фоки. В ночь с 10 на 11 декабря 969 года, заговорщики убили императора Никифора Фоку в собственной опочивальне. Причём Иоанн самолично расколол ему мечом череп надвое. Иоанн в отличие от своего предшественника не женился на Феофано, а сослал её подальше от Константинополя.

Гибель Никифора Фоки окончательно изменила положение дел на Дунае, так как новый император считал важным избавится от русской угрозы. На византийский престол взошел новый узурпатор — Иоанн, прозванный Цимисхием это прозвище, означающее в переводе с армянского языка «туфелька», он получил за свой небольшой рост. Несмотря на свой малый рост, Иоанн отличался необычайной физической силой и ловкостью. Он был отважен, решителен, жесток, вероломен и, как и его предшественник, обладал талантами военачальника. При этом он был более изощрен и хитроумен, нежели Никифор. Византийские хронисты отмечали присущие ему пороки — излишнюю тягу к вину во время пиров и жадность до телесных наслаждений опять-таки в отличие от почти аскета Никифора. Старый царь болгар не выдержал нанесённых Святославом поражений — заболел и умер. Вскоре вся страна, а также Македония и Фракия до Филиппополя подпали под власть Святослава.

Святослав заключил союз с новым болгарским царём Борисом II. По существу, Болгария распалась на зоны, подконтрольные русам северо-восток — Добруджу , Борису II остальная Восточная Болгария, подчиненная ему лишь формально, фактически — русам и не подконтрольные никому, кроме местной элиты Западная Болгария. Не исключено, что Западная Болгария внешне признавала власть Бориса, но окруженный в своей столице русским гарнизоном болгарский царь утратил всякий контакт с территориями, не затронутыми войной. За полгода во всех трёх странах вовлечённых в конфликт сменились правители. Византийские императоры во времена жизни Святослава В Византии правила Македонская династия, которая никогда насильственно не свергалась. И в Константинополе X века всегда был императором потомок Василия Македонянина. Но при малолетстве и при политической слабости императоров великой династии, у руля правления империей иногда становился сопровитель, который обладал фактической властью. Роман I Лакопин ок.

Узурпатор-соправитель Константина VII женивший его на своей дочери, но пытавшийся создать собственную династию. При нём был сожжён русский флот Князя Игоря под стенами Константинополя 941. Император учёный, автор назидательных сочинений, вроде труда "Об управлении империей". Крестил княгиню Ольгу, во время её визита в Константинополь 967. Молва приписывала ей отравление свёкора Константина Багрянородного и мужа Романа. Была участницей заговора и убийства своего второго мужа императора Никифора Фоки. Знаменитый полководец вернувший Крит под власть империи, затем византийский император женившийся на Феофано. Продолжал успешные военные действия завоевав Киликию и Кипр.

Убит Иоанном Цимисхием. Был причислен к лику святых. Иоанн I Цимисхий ок. После ухода русских из Болгарии. Провёл два восточных похода, в результате чего Сирия и Финикия вновь стали провинциями империи. Величайший император Македонской династии. Правил совместно со своим братом Константином. Вёл многочисленные войны, особенно с болгарами.

При нём Византия достигла наивысшего могущества. Но он не смог оставить наследника мужского пола и Македонская династия вскоре пала. Зима 970 года. Узнав о убийстве своего союзника Святослав, возможно подстрекаемый Клаокиром, решил начать борьбу с византийским узурпатором. Русы начали переходить границу Византии и опустошать византийские провинции Фракию и Македонию. Иоанн Цимисхий старался переговорами склонить Святослава возвратить завоеванные области, иначе грозил войной. На это Святослав отвечал: «Да не трудится император путешествовать в нашу землю: мы скоро поставим шатры свои перед византийскими воротами, обнесем город крепким валом и, если он решится выступить на подвиг, мы храбро его встретим». При этом Святослав советовал Цимисхию удалиться в Малую Азию.

Святослав усилил свое войско болгарами, которые были недовольны Византией, нанял отряды печенегов и венгров. Численность этого войска составляла 30000 воинов. Командующим византийской армией был магистр Варда Склир, она состояла из 12000 воинов. Поэтому Склиру пришлось отдать большую часть Фракии на растерзание врагу и предпочитал отсиживаться в Аркадиополе. Вскоре армия киевского князя подступила к этому городу. В битве под Аркадиополем современный Люлебургаз в Турции, примерно в 140 километрах к западу от Стамбула натиск русов был остановлен. Кажущаяся нерешительность Варды Склира, вызвала в варварах самоуверенность и пренебрежение к затворённым в городе византийцам. Они разбредались по округе, пьянствовали считая себя в безопасности.

Видя это, Варда приступил к реализации давно созревшего у него плана действий. Основная роль в предстоящей битве была возложена на патрикия Иоанна Алакаса по происхождению, кстати, печенега. Алакас напал на отряд, состоявший из печенегов. Те увлеклись преследованием отступивших ромеев и вскоре наткнулись на основные силы, которыми командовал лично Варда Склир. Печенеги остановились, изготовившись к бою, — и это погубило их окончательно. Дело в том, что фаланга ромеев, пропуская Алакаса и гнавшихся за ним печенегов, расступилась на значительную глубину. Печенеги оказались в «мешке». Из-за того, что они не отступили сразу же, было потеряно время; фаланги сомкнулись и окружили кочевников.

Все они были перебиты ромеями. Гибель печенегов ошеломила венгров, русов и болгар. Однако они успели приготовиться к сражению и встретили ромеев во всеоружии. Скилица сообщает, что первый удар по наступавшему войску Варды Склира нанесла конница «варваров», вероятно, состоявшая в основном из венгров. Натиск был отражен, и всадники укрылись среди пеших воинов. Когда оба войска сошлись, исход битвы долгое время был неопределенным. Имеется рассказ о том, как «некий скиф гордившийся размерами тела и неустрашимостью души» напал на самого Варду Склира, «который объезжал и воодушевлял строй воинов», и ударил его мечом по шлему. Тяжесть руки и закалка железа придали его удару такую силу, что скиф целиком был разрублен на две части.

Патрикий Константин, брат магистра, спеша к нему на выручку, пытался нанести удар по голове другому скифу, который хотел прийти на помощь первому и дерзко устремился на Варду; скиф, однако, уклонился в сторону, и Константин, промахнувшись, обрушил меч на шею коня и отделил его голову от туловища; скиф упал, а Константин соскочил с коня и, ухватив рукой бороду врага, заколол его. Этот подвиг возбудил отвагу ромеев и увеличил их храбрость, скифы же были охвачены страхом и ужасом. Сражение приблизилось к своему перелому, тогда Варда приказал трубить и стучать в бубны. Засадное войско тотчас, по сему знаку, выбежало из лесу, окружило с тылу неприятелей и тем поселило в них такой ужас, что они начали отступать». Возможно, что удар из засады вызвал временное замешательство в рядах русов, но боевой порядок был быстро восстановлен. Так русский летописец говорит об исходе боя. А византийский историк Лев Диакон, пишет о победе ромеев и сообщает неправдоподобные цифры потерь: русы якобы потеряли свыше 20 тысяч человек, а византийское войско потеряло лишь 55 человек убитыми и много ранеными. Видимо поражение было тяжким, а потери войск Святослава значительными.

Но всё же у него оставались большие силы для продолжения войны. А Иоанну Цимисхию пришлось предлагать дань и просить заключения мира. Так как Византийский узурпатор был ещё озадачен подавлением мятежа Варды Фоки. Поэтому пытаясь выиграть время и оттянуть войну, он вступил в переговоры со Святославом. Весной 970 года из места своей ссылки в Амасии в Кесарию Каппадокийскую бежал племянник убитого императора Никифора Варда Фока. Собрав вокруг себя ополчение, способное противостоять правительственным войскам, он торжественно и при скоплении народа и надел на себя красную обувь — являвшуюся знаком императорского достоинства. Известие о мятеже чрезвычайно взволновало Цимисхия. Немедленно из Фракии был вызван Варда Склир, которого Иоанн и назначил стратилатом предводителем похода против мятежников.

Склиру удалось склонить на свою сторону часть военачальников, находившихся в подчинении у его тезки. Покинутый ими Фока не решился на сражение и предпочел укрыться в крепости с символичным названием крепость Тиранов. Однако осажденный стратилатом, он был вынужден сдаться. Император Иоанн повелел постричь Варду Фоку в монахи и выслал его вместе с женой и детьми на остров Хиос. Дружина русского князя Получив дань, Святослав возвратился в Переяславец, откуда послал своих «лучших мужей» к византийскому императору для заключения договора. Основанием для этого была малая численность дружины, понесшей большие потери. Поэтому Святослав сказал: «Пойду в Русь приведу боле дружины так как малой численностью русов могли воспользоваться византийцы и окружить дружину Святослава в граде; а Руска земля далеча, а печенези с нами ратны», т. К Святославу прибыло из Киева небольшое пополнение.

Отряды руссов в течение всего 970 года периодически опустошали пограничную византийскую область Македонию. Войсками ромеев здесь командовал магистр Иоанн Куркуас Младший , известный лентяй и пьяница, который бездействовал, не предпринимая никаких попыток защитить местное население от неприятеля. Впрочем, у него было оправдание — нехватка войска. Но масштабного наступления против Византии Святослав уже не предпринимал. Вероятно, сложившееся положение его устраивало. Чтобы предпринять решительные действия для обуздания завоевательских нападок русов требовались значительные приготовления, окончить которые нельзя было ранее весны следующего года; да к тому же в наступившее зимнее время переход через Гемский хребет Балканы считался невозможным. Ввиду этого Цимисхий снова завел переговоры со Святославом, послал ему дорогие подарки, обещая прислать дары и весной, и, по всем вероятиям, дело закончилось заключением предварительного договора о мире. Этим и объясняется, что Святослав не занял горные проходы клиссуры через Балканы.

Весна 971 года. Цимисхий, пользуясь распыленностью войска Святослава по всей Болгарии и его уверенностью в мире, неожиданно выслал из Суды флот из 300 судов с приказанием войти в Дунай, а сам с войсками двинулся к Адрианополю. Здесь император был обрадован известием, что горные проходы не заняты русами, вследствие чего Цимисхий с 2 тысячами конных латников во главе, имея сзади 15 тысяч пехоты и 13 тысяч конницы, а всего 30 тысяч, беспрепятственно прошел страшные клиссуры. Византийская армия укрепилась на холме близ реки Тичи. Совершенно неожиданно для русов Цимисхий подошел к Преславе, занятой воеводой Святослава Сфенкелом. На другой день Цимисхий, построив густые фаланги, двинулся к городу, перед которым его ожидали на открытом месте русы. Завязался упорный бой. Цимисхий ввел в бой «бессмертных».

Тяжелая конница, выставив вперед копья, понеслась на врага и быстро опрокинула русов, сражавшихся в пешем строю. Вышедшие на помощь русские воины ничего изменить не смогли, а Византийская конница успела подойти к городу и отрезала бегущих от ворот. Сфенкелу пришлось закрыть ворота города и победители уничтожили в тот день 8500 «скифов». Ночью из города бежал Калокир, которого греки считали главным виновником своих бед. Он сообщил Святославу о нападении императора.

Сфендослава спасла кольчужная рубаха и щит, которыми он вооружился, опасаясь ромейских копий. Анемас же был окружен рядами скифов, конь его пал, сраженный тучей копий; он перебил многих из них, но погиб и сам... Издав победный клич для ушей ромеев это были «дикие, пронзительные вопли» , они начали теснить дрогнувшую фалангу ромеев.

Тогда Цимисхий, дабы спасти положение, «созвал приближенных к себе воинов, изо всех сил сжал копье и сам помчался на врагов... Стыдясь того, что сам государь идет в бой, ромеи повернули лошадей и с силой устремились на скифов». Русы, по словам Скилицы, «достойно приняли» возглавленную самим императором атаку, и сражение продолжалось с равным успехом. Не имея возможности добыть победу силой, император решил прибегнуть к воинской хитрости. Как свидетельствует Лев Диакон, Иоанн заметил, что «место битвы очень тесно» и «что по этой причине скифы теснят ромеев. Приказание было исполнено, и росы, считая отступление ромеев настоящим бегством, с военным кличем устремились за ними, подбадривая друг друга. Но когда ромеи достигли назначенного места, они повернулись и отважно ринулись на врагов. Там завязалась жестокая битва, и случилось, что стратиг Феодор из Мисфии, конь которого был сражен пикой, упал на землю.

В этом месте закипела упорная схватка, ибо росы порывались его убить, а ромеи старались защитить его. Этот Феодор, свалившись с лошади, схватил какого-то скифа за пояс и, двигая его силой своих рук во все стороны как небольшой легкий щит, прикрывался им от летящих в него копий, а сам, обороняясь таким образом, понемногу отступал, приближаясь к ромеям, которые оттеснили наконец скифов и спасли этого мужа от опасности». По-видимому, русы совсем уж сильно прижали ромеев, ибо им срочно понадобилась помощь свыше. По церковному календарю это был день мучеников Феодора и Георгия. И Лев Диакон повествует, как с неба внезапно спустился белый всадник, который стал направо и налево поражать русов. Не узнать святого Феодора было, конечно, невозможно. Правда, русы ничего такого не узрели, а заметили только, как «вдруг разразился ураган вперемежку с дождем; устремившись с неба, он заслонил неприятелей; к тому же поднялась пыль, которая забила им глаза». Сказание о небесной помощи, скорее всего, свидетельствует о том, что победа далась ромеям поистине чудом.

В «горячей битве», пишет Лев Диакон, «скифы не выдержали натиска конной фаланги.

Ночью русы вышли из города и начали подбирать своих павших воинов. Лев Диакон довольно подробно описал жуткую картину языческих похорон: русы нагромоздили трупы перед стеной, «разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Святослав совещается с дружиной миниатюра из рукописи Иоанна Скилицы Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра [Дуная]». На рассвете Святослав держал совет со старейшей дружиной о том, что делать дальше. Согласно Льву Диакону, мнения разделились. Одни воеводы настаивали на том, чтобы ночью погрузиться в ладьи и попробовать тайком проскользнуть мимо ромейских кораблей, «потому что невозможно сражаться с покрытыми железными доспехами всадниками, потеряв лучших бойцов».

Другие опасались греческого огня и советовали предварительно помириться с ромеями, взяв с них клятву не препятствовать уходу русской флотилии. Скилица пишет, что все высказались за то, чтобы так или иначе прекратить войну. Речи сторонников мира Повесть временных лет передает так: «аще не сотворим мира со царем, а увесть [узнает] царь, яко мало нас есть, пришедшие оступят ны [блокируют нас] во граде. А Русска земля далече... Итак, проникнемся мужеством, [которое завещали] нам предки, вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей! Очень похожую речь князя, обращенную к его воинам, читаем в Повести временных лет где она, правда, предваряет некую небывало победоносную битву Святослава с греками : «Уже нам некамо ся дети [некуда деться], волею и неволею стати противу; да не посрамим земле Руские, но ляжемы костью ту, мертвы бо сорома не имаеть; аще ли побегнем, то срам нам.

Не имам убежати, но станем крепко, аз же пред вами пойду: аще моя голова ляжеть, то промыслите собою [если меня убьют, то действуйте, как сами знаете]». Слова Святослава воодушевили русов. На другой день к заходу солнца все русское войско вышло из города; Иоанн со своей стороны вывел ромеев из лагеря. Скилица сообщает, что Цимисхий, желая кончить дело без лишнего кровопролития, предложил Святославу поединок. По знаку своих полководцев ромеи и русы бросились друг на друга. В бою Святослав был тяжело ранен. Согласно Льву Диакону, это случилось так: «Вот уже завязалась битва, и скифы с силой напали на ромеев, пронзали их копьями, ранили стрелами коней и валили на землю всадников.

После равного боя противники разъехались. В этот день по Дунаю поднялся к Доростолу большой византийский флот, но русы сумели спасти свои легкие лад перенесли их к крепостным стенам под защиту лучников 26 апреля произошел второй большой бой. Русы снова в шли в пешем строю, и снова была равная битва.

Они да не ушли вечером в город, а простояли на равнине всю ночь и утро, и катафракты не решились идти в бой. Только к полудню 27 апреля, когда император выступил со все своими силами, русские воины неторопливо свернули свой стан и ушли в Доростол, оставив грекам лишь догорающие костры. Закрыть Как отключить рекламу?

Многочисленные баллисты и катапульты [9] были поставлены возле византийского лагеря, мастера возились вокруг них, приводя в боевое состояние. Император хотел завтра же придвинуть осадную технику к стенам Доростола и начать обстрел. Но русы за одну ночь вырыли поодаль от стен глубокий и широкий ров, преградивши!

Князь Святослав отыскал единственно возможное средство защиты от камнеметных машин, не применявшееся ранее полководцами. Весь день 29 апреля прошел в перестрелке русских и византийских лучников через ров, не причинившей ни той, ни другой стороне сколько-нибудь существенных потерь. Ночью, воспользовавшись непогодой, русы на ладьях незаметно проплыли по мелководью между берегом и стоящими на якорях большими византийскими кораблям» и неожиданно напали на византийские обозы.

Много византийцев погибло в ночной резне, были уничтожены запасы продовольствия и оружия. Осада явно затягивалась. Недели незаметно складывались в месяцы.

Прошел июнь, на вторую половину покатился июль а над воротными башнями Доростола по-прежнему развевались русские стяги. Император Иоанн Цимисхий не мог уйти от Доростола, это было равносильно поражению, которое могло стоить трона. А на что надеялся князь Святослав, креп ко запертый в дунайской крепости?

С военной точки зрения его положение было безнадежным — византийцы явно сильнее, в кольце окружения не видно слабых мест.

Русско-византийская война 970—971 годов

Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Святославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности. Текст, приведённый в «Повести временных лет» под 6479 (971) годом, считается полным текстом русско-византийского мирного договора, заключённого в июле 971 года после осады Доростола. Затем византийцы окружили Доростол. Осада продолжалась в течение трех месяцев, сопровождаясь периодическими битвами, в которых стороны несли серьезные потери. Да, болгары начали предавать будущих русских ещё с момента Святослава, когда большенство болгар, до осады Доростола переметнулась к грекам. Более 30 тыс. человек эвакуируют из районов, которым угрожает огонь, разбушевавшийся в лесных массивах на греческом острове Родос. Об этом в субботу, 22 июля, сообщил глава.

ПОХОДЫ РУССКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА 942—972 гг.

В связи с этим Святослав решил дать византийцам последний бой. Благодаря хитроумной тактике византийцев русскому войску пришлось сражаться в окружении, однако в жесточайшем бою русские воины смогли прорвать оцепление. Каждая из армий потеряла в бою почти 15 тысяч человек.

Кроме «Повестей временных лет», существуют и другие древнерусские письменные памятники, не относящиеся к жанру летописей, но дающие ответ на поставленный вопрос: одни — косвенный ответ, а другие — прямой, четкий ответ! В числе первых, дающих косвенный ответ, труд митрополита Илариона «Слово о законе и благодати» и монаха Якова под названием «Похвала русскому князю Владимиру». Сочинение митрополита Илариона написано между 1037-1051 годами, а монаха Иакова - около 1070 года. Ученых исследователей поразило, что в обоих этих русских письменных документах нет не только мысли, но даже намека на появление послов различных конфессий, чтобы предложить князю Владимиру свою религию, и князь Владимир не отправляет своих посольств в различные народы: болгары, германцы, хазары и так далее, для изучения их веры, и не явился ему какой-нибудь греческий философ, присланный из Константинополя, чтобы разъяснить христианскую православную веру и убедить его принять ее. И Евгений Евсигнеевич Голубинский справедливо замечает, что если бы этот факт был реален, то он представлял бы в крещении князя Владимира, и Руси такое большое значение, что был бы общеизвестен и ни в коем случае эти знатные древнерусские авторы не умолчали бы о нем. Между тем они представляют совсем другое, а именно то, что Владимир смог своим умом понять, что христианство лучше язычества, и ориентироваться на восточное христианство. В то же время монах Иаков не говорил о фактическом крещении князя Владимира; ни о том, что он был крещен греками, но говорит, что молодой князь, слушая бабку свою Ольгу, воспылал желанием подражать ей, и что это доброе состязание, возгоревшееся в нем Святым Духом, сделало его христианином.

К тому же, когда князь Владимир был в Корсуни, он был уже не язычником, а христианином. Он хочет сестру византийского императора Анну в жены, чтобы «заболеть христианским законом». В обоих упомянутых документах нет упоминания о какой-либо болгарофобии, что свидетельствует о том, что они или их копии, дошедшие до нас не попали в руки греков для переработки и изменения! Среди документов, дающих прямой и ясный ответ на вопрос, как, когда и каким образом киевские славяне приняли христианство, на первом месте стоит так называемая «Иоакимова летопись». Она не дошла до нас целиком, но фрагменты ее цитировал старый русский историк Василий Никитич Татищев. В них содержится информация об участии болгар в преобразовании Киевской Руси и особенно о роли царя Симеона в этой работе. Между прочим, даже в "Повести времен" в 7 местах упоминается о победоносных походах царя Симеона на юг - на Царьград, на северо-восток - на угров, печенегов и др. Симеонова Болгария включала в себя всю Валахию, а также земли по низовьям рек Прута и Днестра, населенные в то время славянскими племенами тиверцев и угличей. Могучая Симеонова Болгария была первым славянским государством, признанным и Востоком, и Западом, и она в лице своего могущественного правителя Симеона выражала стремление к величию и к объединению разрозненных славянских племен в могучую анти- Византийская славянская империя.

Этот Симеон и великое славянское государство наложили свой отпечаток и на самые замечательные литературные памятники эпохи. Произведение Черноризца Храбаря «О грамотах» защищает не только болгарский язык и литературу, но славянский язык и литературу в целом. Автор «Вестника Евангелия» обращается ко всем славянам: «Посему слушайте, все славяне, ибо сей дар дан от Бога... А автор «Азбуки молитвы» обращается ко всем славянам «Летите теперь и славянское племя на крещение, все обратились... Между населением долин двух великих рек Восточной Европы - Дуная и Днепра существовали племенные, бытовые, хозяйственные и культурные контакты, как только в них поселились славяне. Сначала контакт был стихийным, массовым, а как только образовалось мощное славяно-болгарское национальное государство, официально объявленное при князе Борисе и при царе Симеоне христианским и проявившее тенденции к экспансии по отношению к славянским землям в всех направлений, христианство тоже - естественным образом перетекает с Балканского полуострова, то есть из Борисовской и Симеоновской Болгарии в Приднепровские славянские земли. Именно об этом свидетельствует упомянутая «Иоакимовская летопись», в которой текст написан: «Булгарский царь Симеон прислал священников, ученых и книги, которые остались довольны»! Болгарский царь Симеон почти за столетие до князя Владимира отправил на Русь: Болгария при царь Симеон 1 «ученые священники», т. Остановимся на первом сообщении: Симеон прислал на Русь «попов и ученых»!

Это, конечно, соответствует исторической действительности, потому что эти болгарские священники обучались и готовились в единственных тогда славянских школах в Преславе и Охриде учениками св. Кирилла и св. Мефодия и их преемниками. Они, а не греки, могли поклоняться, проповедовать и объяснять Евангелие на языке киевских славян, так как наш язык и их тогда почти не отличались. Эти «ученые» болгарские священники и основали, по свидетельству других летописцев, многочисленные школы в Киевской Руси. И они, а не греки, были первыми учителями славянских детей - там "книжных слов"! Потому что в "Повесть временных лет" также сказано: "Ве един язык... В цитируемом тексте говорится о «священниках», но ничего не говорится о епископе. Василий Никитич Татищев преподносит болгарскую миссию как «частное дело» царя Симеона, чтобы не противоречить другим сведениям в «Повести временных лет» об обращении Киевской Руси греческой миссией.

Но когда он описывает время князя Владимира, Татищев опять же на основании Иоакимовской летописи пишет, что князь Владимир просил Константинопольского Патриарха и Императора прислать ему митрополита, и они «очень обрадовались, и прислали к нему митрополита Михаила, очень ученый и богобоязненный человек, вместе болгарин, и с ним четыре епископа и множество священников, диаконов и домохозяев из славян». Так вот митрополит Михаил - глава миссии при официальном крещении народа князя Владимира, был болгарин "болгарская сушта" , а четыре епископа, многие священники, дьяконы и певчие были "из славян"! Иными словами, они были из той части Болгарии, которая находилась под властью императора Василия Булгарубца, то есть из Восточной Болгарии, так как в 988 году существовала Самуиловская Болгария. Столкнувшись с объявлением о преобразовании Киевской Руси болгарами, а также греками, Татищев решил вопрос компромиссом: он наконец заявил, что это было осуществлено болгарами, но по греческим предписаниям. А что обращение масс производилось болгарами и в течение длительного периода времени, свидетельствует Косма Пражский, который приносит письмо папы Иоанна XII чешскому королю Болеславу об учреждении Пражской архиепископии, написано в 972 году, в котором папа говорит, что болгары и русские исповедуют один обряд и принадлежат к одной секте... Естественно, это относится к богослужению на славянском языке и стоит в связи со Славянской Церковью, основанной св. Мефодием в Моравии. Есть и другие древние документы, говорящие о большой близости и даже взаимной военной помощи между Симеоновской Болгарией и Киевской Русью. В надписи на греческом языке для болгарской границы от 904 года имена царя Симеона и князя Олега, именуемые «Траканский», то есть «Тмутараканский», встречаются вместе.

Исторические связи русского народа с южными славянами. И есть основания полагать, что князь Олег в 903 году привез княжну Елену, то есть Ольгу, из болгарской столицы Плиски как жену своего племянника князя Игоря 912-946. По ее жизнеописанию в "Степенной книге" , она из "страны Плесковской, иже из областей царств земель русских", из "варяшкина языка", то есть она варяшка из село Выбуцко, близ немецкой границы, не из княжеского рода, а из обыкновенных простых людей, из крестьян. Князь Игорь познакомился с ней еще ребенком, когда охотился с Олегом. Когда он вырос, то вспомнил о ней и привел к себе его родственник Олег. И по ее желанию и молитвам был основан город Псков. В этом сообщении много легендарного элемента и грубых несоответствий: 1 Игорю нельзя ходить на охоту даже в детстве, причем на далекой границе между Россией и Германией. Но в некоторых старинных переписях «Повести о времени»: Радзивиловской, Московской-Академической, Троицкой, Лаврентьевской, сказано, что князь Игорь был женат на болгарской княжне Елене Плиской: «И Игорю, который вырос и пошел с Олегом, и выслушали, привели к нему женщину из Плескова Пскова, Пскова , по имени Елена.

Генрих Семирадский. Лев Диакон писал: «Русские похоронили убитых по своему обряду и, желая умилостивить своих богов, принесли им языческие жертвы: «Они нагромоздили их [мертвых] перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом, по обычаю предков, много пленных, мужчин и женщин.

Совершив эту кровавую жертву, они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов, топя их вводах Истра». Спустя некоторое время в городе начался голод, болгары стали переходить на сторону византийцев. Святослав, понимая, что если все они перейдут на сторону Цимисхия, то дела его кончатся плохо, был вынужден начать репрессии — он казнил в Доростоле около 300 «знаменитых родом и богатством мисян», остальных же заключил в темницу. Иоанн Цимисхий не был заинтересован в длительной осаде, так как в его отсутствие в Константинополе уже случилась неудачная попытка переворота. Чтобы ускорить дело, он, по словам Скилицы, предложил Святославу решить войну поединком между ними. Иоанн Скилица в «Обозрение историй» писал: «Тот не принял вызова и добавил издевательские слова, что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, а если император не желает более жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть он и изберет, какой захочет». Видя, что ситуация ухудшается, 19 июля Святослав организовал большую вылазку с целью уничтожения осадных и стенобитных машин противника. Неожиданно, после обеда, когда византийцы не ждали атаки, отряд русов напал на противника и сжег все осадные сооружения, убив начальника осадных машин. Джорджио Альбертини. Сергей Дашков в книге «Императоры Византии» писал: «В пятницу 21 июля началось последнее сражение.

Святослав, находившийся в гуще схватки, едва не погиб от руки бывшего среди ромеев Анемаса, сына последнего критского эмира. Великого князя спасли крепкая кольчуга и щит. Иоанн Цимисхий также бился среди своих катафрактов. Магистр Варда Склир обошел русских с тыла, они дрогнули, побежали, и началось избиение отступавших. Святослав, израненный стрелами, чуть не попал в плен, остатки его дружин спаслись за доростольскими стенами». Танос Василикос. Телохранитель византийского императора Анема преследует русского воеводу Икмора. Однако в этот день погиб русский воевода Икмор, который был обезглавлен Анемасом, телохранителем императора Иоанна Цимисхия, Лев Диакон описал его гибель это довольно красочно: «Тогда Анемас, один из телохранителей Государя, сын предводителя Критян, увидя храброго исполина Икмора, первого мужа и вождя Скифского войска после Святослава, с яростью стремящегося с отрядом отборных ратоборцев и побивающего множество Римлян, тогда, говорю, Анемас, воспаленный душевным мужеством, извлек свой меч, при бедре висевший, сделал несколько скачков на коне в разные стороны и, кольнув его, пустился на сего великана, настиг и поразил его в выю — и отрубленная вместе с правою рукою голова поверглась на землю. При сем его падении, поднимается у Скифов ужасный крик, смешанный с воплем, а Римляне быстро на них нападают. Они не выдержали сего напора и, чрезвычайно огорченные бедствием своего полководца, закинули щиты на спину и начали отступать к городу: наши, преследуя их, побивали».

Спасо-Преображенский кафедральный собор Храм находится на Соборной площади Одессы. Был заложен в 1794 году. Освящен 25 мая 1808 года архиепископом Екатеринославским Платоном Любарским. В 1837 году стал кафедральным. После реконструкции 1903 года собор стал одним из крупнейших храмов Российской империи и вмещал до 9 тысяч человек.

В марте 1932 года был закрыт, а в мае 1936 — взорван. Перед этим была разграблена расположенная здесь могила светлейшего князя Михаила Воронцова и его супруги.

Второй болгарский поход Великого князя Светослава - 6478-6479 ЛѢТЪ Ѿ С.М.З.Х. (970-971 ГОДЫ Ѿ Р.Х.)

Это были воины, «защищенные кольчугами и доходившими до самых ног щитами» 7, 76. Цимисхий поставил в центре боевых порядков тяжеловооруженную пехоту, за ней поставил легковооруженных воинов, на флангах расположил панцирную кавалерию катафрактариев. Возникает вопрос о наличии у Святослава конницы. Лев Диакон постоянно напоминает читателям о том, что русские не умели сражаться на конях: «Они всегда прежде шли в бой в пешем строю, а ездить верхом и сражаться с врагами [на лошадях] не умели» 7, 75. И даже не умели управлять лошадьми при помощи поводьев. Это преувеличение.

Русские постоянно воевали со степняками, что было невозможно без сильной и хорошо подготовленной конницы. Поэтому можно говорить о том, что конная дружина у Святослава была, пусть и немногочисленная. Битва долго имела неясный исход, «стена щитов» до самого вечера успешно отражала атаки византийской пехоты. Тогда Цимисхий повел в атаку панцирную кавалерию. Святослав отступил в Доростол, поле боя осталось за ромеями.

На рассвете имперская армия подошла к городу и расположилась лагерем на холме. Цимисхий опасался вражеских атак и поэтому распорядился окружить расположение войск рвом и валом. Напротив восточных ворот Доростола расположился стратопедарх Петр с воинами из Фракии и Македонии, у западных ворот стоял Варда Склир с войсками из восточных провинций. На следующее утро ромеи пошли на штурм. Русские удачно использовали стоявшие на городских стенах и башнях болгарские метательные машины, нанесли противнику большие потери и заставили отступить обратно в лагерь.

Рассказ Льва Диакона о дальнейших событиях противоречив. Историк пишет о том, как русские вышли сражаться против ромеев в конном строю, хотя перед этим внушал читателям, что они этого не умеют делать. Скилица просто констатирует сам факт появления русских всадников и ничего не пишет, что воины Святослава не умели сражаться в конном строю: «Вышли они, выстроившись в боевой порядок, и тогда в первый раз появились верхом на лошадях, в предшествующих же сражениях бились пешими» 7, 128. Вряд ли Святослав повел в конную атаку воинов, не умеющих ездить на лошадях, да и сам ход боя в изложении Скилицы об этом не свидетельствует. После продолжительного сражения панцирная кавалерия Империи отбросила русскую конницу обратно в город.

В этот же день по Дунаю поднялись огненосные дромоны ромеев и корабли с продовольствием для сухопутной армии. Опасаясь греческого огня, Святослав распорядился вытащить ладьи на сушу. Началась тесная блокада Доростола. Киевский князь не прятался за городскими укреплениями, он всё время пытался навязать Цимисхию свою тактику ведения войны. Вечером 26 апреля русская рать под командованием воеводы Сфенкела вышла из Доростола и выстроилась на равнине перед городом.

Цимисхий вызов принял, покинул лагерь и развернул армию в боевые порядки. Битва свелась к лобовому столкновению и долго шла с переменным успехом, чаша весов клонилась то на одну, то на другую сторону. Переломным моментом стала гибель Сфенкела, сражавшегося в первом ряду и погибшего в рукопашной схватке. После смерти воеводы русские стали медленно отступать к городу. Цимисхий попытался развить успех и бросил в бой катафрактариев, но русские закрылись большими щитами, отбили все атаки и ушли в Доростол.

После этого Святослав на некоторое время отказался от полевых сражений. Однажды ночью русские выкопали вокруг города глубокий ров, чем сильно затруднили наступление ромеев на Доростол. Время шло, в осажденном городе начались проблемы с продовольствием. С суши Доростол был плотно обложен сухопутной армией ромеев, путь по Дунаю перекрывали огненосные дромоны Империи. Но Святослава это не остановило.

Князь дождался темной и безлунной ночи, когда бушевала непогода, лил дождь, сыпался град, гремел гром и сверкали молнии, посадил на ладьи 2000 воинов и отправился на вылазку.

Довольно скоро у Святослава проснулся аппетит и он решил не отдавать отвоёванные земли византийцам, а самому обосноваться на Дунае: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага». В те времена Русь не была ещё государством в современном понимании - с чёткими границами и устоявшимися институтами власти.

Подобно викингам, покинувшим Скандинавию и основавшим государства в Нормандии, Англии, на Сицилии, Святослав пытался основать своё государство на Балканах, в непосредственной близости к богатым южным странам. В 970-971 годах война шла уже между бывшими союзниками - русами и византийцами. Если бы Святославу удалось одолеть византийцев, то «центр тяжести» Древнерусского государства, в соответствии с замыслами воинственного князя, переместился бы на Дунай.

В этом случае, история и облик нашей страны были бы радикально иными. Но победили византийцы, а Святослав был убит печенегами на обратном пути. Битва при Молодях 1572 г.

В то время как основные силы русской армии воевали в Ливонии, крымские татары решили воспользоваться ситуацией и напасть на беззащитное, как им казалось, Русское царство. Южные границы России защищала лишь немногочисленная пограничная стража, немецкие наёмники да донские и запорожские казаки - всего 25 000 воинов. Вторгшееся войско крымских татар со значительным отрядом турецких янычар достигало численности в 120 тысяч человек.

Учитывая прошлогодний удачный набег на Москву, крымский хан был настолько уверен в своей победе, что заявлял, что «едет в Москву на царство» и заранее поделил между своими придворными русские земли. Таким образом, в случае победы крымчаков Россию ожидало новое порабощение, как во время монголо-татарского ига. В результате умелых маневров и упорных боёв, русское войско обратило в бегство и почти полностью истребило превосходившего его противника.

Но что-то пошло не так. Бои происходили, в основном, на море, и русский флот наносил шведам поражение. На второй год войны на горизонте уже маячил выгодный для России мир, с аннексиями и контрибуциями... И тут случился второй морской бой при Роченсальме. Это было крупнейшее в истории сражение на Балтийском море, и одно из крупнейших - в военно-морской истории: с обеих сторон было задействовано до 500 кораблей. Шведский флот, умело маневрируя, нанёс сокрушительное поражение российскому, потерявшему 64 корабля - почти половина всего Балтийского флота. Шведские потери составили 6 кораблей.

Катастрофическое поражение вынудило Россию прекратить практически уже выигранную войну и согласиться на мир на условиях статус-кво. Так все победы оказались перечёркнуты одним поражением. Взятие Карса 1855 г. Крымская война, обещавшая России очередную лёгкую победу над Турцией, с вступлением в неё Франции и Великобритании приняла иной оборот - враг стал теснить Россию на всех главных фронтах: на Дунае, в Крыму, на Балтике. На этом фоне выгодно выделялся только Кавказский фронт. В 1855 году, чтобы ослабить давление на Севастополь, закавказская русская армия осадила мощную крепость Карс. Даже после того как Севастополь был взят, русские войска продолжали осаду Карса.

Начался период оккупации Болгарии византийскими войсками. Через некоторое время император на торжественной церемонии лишит царя Бориса царских регалий, а восточная Болгария перейдёт под прямое управление Константинополя. Греки хотели полностью ликвидировать Болгарские царство, однако Византия не смогла подчинить западную часть Болгарии, где образовалось самостоятельное государство. Чтобы переманить на свою сторону болгар и разрушить болгаро-русский союз, Цимисхий в разрушенной и разграбленной Преславе объявил, что воюет не с Болгарией, а Русью, и хочет отомстить за обиды, нанесенные Святославом Болгарскому царству. Это была обыкновенная для византийцев чудовищная ложь. Греки активно вели «информационную войну», объявляя черное белым, а белое черным, переписывали историю в свою пользу.

Император Иоанн I Цимисхий отправил к князю Святославу нескольких пленников с требованием сложить оружие, сдаться победителям и, попросив прощения «за свою дерзость», сейчас же удалиться из Болгарии. Города между Преславой и Доростолом, в которых не было русских гарнизонов, капитулировали без боя. Болгарские феодалы присоединились к Цимисхию. Ромеи шли по Болгарии как захватчики, занятые города и крепости император отдавал воинам на разграбление. Иоанн Куркуас отличился в грабеже христианских церквей. Византийский император Иоанн Цимисхий возвращается в Константинополь после победы над болгарами.

Святослав Игоревич оказался в тяжелой ситуации. Враг смог нанести внезапный и предательский удар. Болгария была в основном оккупирована и не могла выставить значительные силы для борьбы с захватчиками. Союзников отпустили, поэтому у Святослава было мало конницы. До сих пор Святослав Игоревич сам атаковал, владел стратегической инициативой. Теперь ему приходилось держать оборону, да еще в ситуации, когда все козыри были у врага.

Однако князь Святослав был не из тех, кто сдается на милость судьбе. Он решил испытать счастья в решительном сражении, надеясь яростным натиском сломить врага и одной битвой переломить ситуацию в свою пользу. Лев Диакон сообщает о 60-тыс. Он явно врет. Русская летопись сообщает, что у Святослава было лишь 10 тыс. Кроме того, русов поддерживало некоторое количество болгар.

С 60-тыс. Кроме того, Лев Диакон сообщил, что в битве за Преслав ромеи перебили 15-16 тыс. Но и здесь мы видим сильное преувеличение. Такое войско смогло бы продержаться до подхода основных сил Святослава. В Преславе стоял небольшой отряд, который не мог обеспечить плотную оборону укреплений болгарской столицы. Достаточно сравнить оборону Преславы и Доростола.

Имея в Доростоле, видимо, около 20 тыс. Если бы в Преславе было около 15 тыс. Необходимо также учесть, что войско Святослава постоянно сокращалось. Венгерские и печенежские союзники не успевали прийти к нему на помощь. А Русь, по словам самого русского князя, «далеко, а соседние варварские народы, боясь ромеев, не соглашались помочь им». Византийская же армия имела возможность постоянно пополняться, её хорошо снабжали продовольствием и фуражом.

Её могли усилить экипажи кораблей. Перед городом простиралась равнина, удобная для битвы. Впереди армии шли сильные дозоры, осматривавшие местность. Греки опасались засад, которыми славились славяне. Однако первую схватку ромеи проиграли, один из их отрядов попал в засаду и был полностью уничтожен. Когда византийская армия вышла к городу, русы выстроили «стену» и изготовились к сече.

Святослав знал, что ударная сила византийской армии — тяжеловооруженная конница. Он противопоставил ей плотный строй пехоты: русичи сомкнули щиты и ощетинились копьями. Император также построил пехоту в фалангу, лучников и пращников расположил позади, конницу — на флангах. Воины двух армий сошлись врукопашную, завязалась яростная битва. Обе стороны долго сражались с одинаковым упорством. Святослав бился вместе со своими воинами.

Руководивший боем с ближайшего холма Цимисхий посылал своих лучших воинов, чтобы они пробились к русскому вождю и убили его. Но они все были убиты либо самим Святославом, либо воинами его ближней дружины. Ромеев же «одолевали стыд и злоба» за то, что они, опытные воины, могут отступить, как новички. Поэтому оба войска «сражались с непревзойденной храбростью; росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые, на ромеев Лев Диакон старается принизить «варваров», но на самом деле описывает элемент боевой психотехники русов. Бой шел с переменным успехом до самого вечера. Ромеи не могли реализовать свое численное преимущество.

Под вечер басилевс собрал в кулак конницу и бросил её в атаку. Однако и эта атака не увенчалась успехом. Разорвать строй русской пехоты ромейские «рыцари» не смогли. После этого Святослав Игоревич отвел войска за стены. Сражение завершилось без решительного успеха ромеев или русов. Святослав не смог в решительном сражении разбить врага, а ромеи не смогли реализовать свое преимущество в численности и коннице.

Началась осада крепости.

Доростол: возрождение фаланги

Осада Доростола закончилась в июне, что заставило Святослава зимовать в Олешье? Оборона Доростола стала ключевым событием русско-византийской войны 970-971 гг. После ее завершения был подписан мирный договор, восстановивший статус-кво. При поддержке Мономаха и половцев лже-Диогену удалось овладеть многими дунайскими городами, но в одном из них, Доростоле, самозванца настигли двое наёмных убийц.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий