Главную партию этой оперы критики считают одной из самых трудных в репертуаре сопрано. Вот и «Норма» итальянского композитора Винченцо Беллини произвела фурор после премьерного показа. К сцене убийства Норма готовится с удивительным хладнокровием, присущем разве только настоящему убийце – она предусмотрительно расстилает на полу огромный размеров.
Билеты на спектакль
- Навигация по записям
- Величественная Каста Дива и люди в сером - Статьи - Театр - РЕВИЗОР.РУ
- Норма | Театр в кино в Москве | TheatreHD
- В МАМТе поставили «Норму» Беллини - МК
- «Норма» оперного театра
- Опера в лунном свете
В Пермском театре оперы и балета готовят премьеру «Нормы»
Музыкальный театр представляет оперу Винченцо Беллини «Норма» в постановке Адольфа Шапиро с Хиблой Герзмава в заглавной партии. Ввиду ее сложности опера "Норма" ставится театрами довольно редко, именно поэтому выбор данной оперы со стороны Оперной студии БМА стал значимым событием музыкальной жизни. Опера В. Беллини «Норма» написана по трагедии Луи Александра Сомэ, французского писателя. Опера В. Беллини «Норма» написана по трагедии Луи Александра Сомэ, французского писателя. В Петербурге 17 сентября представят оперу «Норма» итальянского композитора Винченцо Беллини в постановке основателя «Санкт-Петербург Опера» Юрия Александрова. Опера «Норма»(16+) о жертвенной силе любви по праву считается квинтэссенцией музыкального романтизма.
Звезда мировой сцены Хибла Герзмава в опере «Норма» Беллини на сцене МАМТа
Было очевидно, что певцам хорошо. А потому они выкладывались в полной мере своего вокального мастерства и драматических возможностей. Авторы оперы обозначили жанр как «лирическая трагедия», что требует серьезного прочтения. Лирическая трагедия своего рода оксюморон. Однако в музыке такой синтез, казалось бы, несовместимых жанров воплощен в полной мере. Все строится вокруг примадонны: Хибла Герзмава с первых звуков забирает в эстетический плен тех, кто пришел не поглазеть, а именно послушать. Можно подробно описывать, как красив ее тембр, как безупречна интонация, как ей удается на piano добиваться полного, объемного, летящего звука. Как при этом она убедительна в своем противоречивом образе — мифологической жрицы и в то же самое время лирической романтической героини — женственной, любящей, жертвенной. Конечно, зал ждал знаменитую Casta Diva, и, думаю, вряд ли нашелся слушатель, которого бы она разочаровала.
Основные партнеры Герзмавы — Сергей Кузьмин Поллион и Лариса Андреева Адальджиза прекрасные певцы, харизматичные артисты, технически оснащенные, тем не менее оказались в сложной ситуации — иногда возникали потери в динамическом балансе голосов. В дуэтных сценах с Герзмавой у Андреевой случались чрезмерно форсированные звуки, Кузьмину порой не хватало яркости звучания. Впрочем, это не повлияло на общую картину, и в целом спектакль оставил впечатление гармоничного ансамбля с безусловным лидером в лице Хиблы Герзмавы, как, собственно, и должно быть в этой опере. Мир музыки существовал сам по себе как некое небесное явление, неподвластное материальным козням.
Кажется, при работе над образом актриса ориентировалась скорее на техническую выверенность Бартоли, чем на эмоциональность, присущую Каллас. И осознавая это, пазл складывается воедино. Хибла Герзмава в момент исполнения легендарной каватины «Casta Diva». Сигнатурный серп Нормы из постановки пропал. Нет огня без пепла.
Как бы точно ни звучала музыка, как бы филигранно не исполнялись партии — к концу первого действия появляется стойкое ощущение «зловещей долины». Словно это не постановка, а заранее снятый ролик с 3D-моделями. На самом деле все эмоции — маска, пение — заученная запись, а вся опера — комедия дель арте. Хор «Guerra! Но в постановке МАМТ этот переломный момент смазывается. Да, эпично. Да, устрашающе. Но с последними звуками этого хора с лица Оровезо, сыгранного Феликсом Кудрявцевым, пропал и малейший намек на эмоции. Любой артист, закончивший свой номер, выглядел словно марионетка, ждущая следующего выхода.
Партию Адальжизы в спектакле исполняет Полина Шароварова, солистка-стажёр труппы с 2022 года. Шароварова, продолжающая обучение в Московской государственной консерватории, уже является обладательницей гранпри международных конкурсов и лауреатом всероссийских. В числе её ролей — партия Пажа в опере «Лоэнгрин» в постановке Большого театра России совместно с Метрополитен Оперой, а также роли в оперном театре Московской государственной консерватории. Ближайшие показы оперы на сцене МАМТа — 23 и 25 мая, 27 и 30 июня. Сцена из оперы «Норма».
Ситуацию накаляет и появление молодой соперницы. О противостоянии культур говорят декорации и костюмы героев. Римские завоеватели здесь ходят в кожаных пальто, а друиды облачились в бронежилеты. Адольф Шапиро, режиссер-постановщик: "Одна из актрис, когда мы начинали работу, сказала: "Я очень бы хотела быть в историческом костюме". Я говорю: "Конечно, если ты мне расскажешь, каким был исторический костюм в I веке до нашей эры.
В Пермском театре оперы и балета продолжаются репетиции новой постановки оперы «Норма»
Купить билеты онлайн на опера и другие мероприятия 2024 года в Санкт-Петербурге на Яндекс Афише. Несмотря на популярность «Нормы» во всем мире, в России опера Беллини ставится не так часто, а в Перми она будет представлена впервые. Краткое содержание оперы Беллини «Норма» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице. Вслед за «Сомнамбулой», «Капулети и Монтекки» и «Пуританами» прозвучала «Норма» — самая популярная и, наверное, самая великая опера вечно юного сицилийца.
Сообщить об опечатке
- Галлы, боги и выставка голосов: «Норма» – предпоследняя премьера сезона в Пермской опере
- Bel Suono «Три рояля под открытым небом»
- «Норма» вне нормативов
- ОПЕРА «НОРМА» ВИНЧЕНЦО БЕЛЛИНИ ВПЕРВЫЕ В ПЕРМИ - — КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ, НОВОСТИ
- В Перми состоялась премьера оперы «Норма»
- 01.04.2023 Концерт солистов оперы к юбилею Аллы Бростерман в Концертном зале МТ
Опера Норма
Знаменитая ария «Коста Дива», которую исполняет весь мир. В театрах эта опера встречается крайне редко. Очень трудно спеть, сложнейшие партии. Нагрузка фактически ложится на трёх персонажей, которые почти не сходят со сцены. Сейчас я испытываю чувство усталости, но оно замешано на восторге. Потому что я убедился в том, что курс, который взял театр 33 года тому назад, на профессиональную подготовку артистов и особый стиль работы, даёт конкретные результаты. У нас четыре исполнительских состава на каждую партию, пятый на подходе. Нет таких больше театров в мире. Я благодарен театру, который с восторгом работал над этим спектаклем. Это как раз резкая смена после «Электры» и Гаврилинской премьеры «Русской тетради».
Мы опять вернулись в культуру бельканто. Михаил Спичка,ведущий: Зрителей ждёт не только великая музыка и мастерство исполнителей, но и яркое зрелище? Юрий Александров,народный артист России, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера»: Конечно, мы это сделали с моим постоянным сотрудником, народным художником России Вячеславом Окуневым.
Беллини — это прежде всего мелодия. Зрителю интересно будет наблюдать за поведением Нормы. Она абсолютно не логична. У героини меняются чувства и эмоции в каждой сцене. То любовь, то ненависть, то гнев, то жажда мести и убийства, то дружба, то предательство — всё в одной женщине. Недаром Мария Каллас так любила эту партию. В Норме сосредоточено всё, что есть в женщине». Хотелось найти пространство, которое меняется вместе с музыкой, дышит и трансформируется. Главное, что хотелось для себя определить — стиль спектакля.
Фарида Мамедова в роли могущественной жрицы друидов Нормы блистала на сцене. Ее любовь и ненависть к Поллиону из-за его предательства, жалость к своим детям и решение умереть вызывало у публики сопереживание. Ее костюм и прическа были великолепны. Величественная и прекрасная Норма наполнена гневом, страстью, отчаяньем — вихрем чувств, которые превращают всемогущую жрицу в мучительно страдающую женщину. Даже дети стали для нее источником боли. Задумав их убить, чтобы они не стали рабами при мачехе, она не может этого сделать. Великое чувство материнской любви одерживает верх над оскорбленным самолюбием женщины. Рассказав о своем предательстве и любви к римлянину, она решается на смерть. Яростно бушует огонь… с головы до ног закутанная в покрывало Норма торжественно всходит на костер. Сабина Асадова статная, красивая дева-весталка в храме друидов была неподражаема. Она великолепно исполняла партию Адальжизы. Адальжиза любит Поллиона и в тоже время угрызения совести терзают ее, ведь он предал Норму и своих детей. Но она так молода и неопытна, а страсть захватила ее всю, поэтому она решается на побег с возлюбленным. Узнав, что ему грозит смерть, Адальжиза вне себя от горя. Антон Ферштандт, как и положено отцу был убедителен и исполнил свою роль превосходно. Он полностью соответствовал образу верховного жреца, ненавидящего римлян. Даже предательство дочери не остановило его, он отправил ее на костер. Адыль Ахундов в роли римского проконсула Поллиона блистал.
Я не знаю - где еще, в какой еще партии столько поют и сколько нужно красок показать, чтобы заинтересовать зрителя. Вероника Джиоева - одна из самых востребованных вокалисток - и в российских, и в зарубежных театрах. Она рассказала о секретах своей профессии. Текст оперного либретто она сама переводила с итальянского, чтобы лучше понять свою героиню, вжиться в роль. А вот стиль бельканто не очень подходит для уральского климата. На состояние голоса артиста действует всё - и холод, и влажность, и даже тополиный пух. И всё же такие оперы как «Норма» - тренируют артиста, позволяют оттачивать технику владения голосом. Вероника Джиоева, заслуженная артистка России: - Если я в год раз хотя бы, раз в сезон буду петь такие партии, то голос дольше сохранит молодость. Это каждый день маленькая жизнь. Каждый спектакль - это маленькая жизнь. До сих пор эта опера в Перми не ставилась.
МАМТ представляет премьеру оперы «Норма»
конфликт между чувствами и долгом перед Родиной. Билеты на оперу "Норма" в театре Станиславского уже доступны на нашем сайте. Купить официальные билеты на оперу Норма в музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. "Беатриче ди Тенда" [1]. В Пермском театре оперы и балета большая премьера: хореограф Максим Петров поставил оперу «Норма» Винченцо Беллини. В Пермском театре оперы и балета большая премьера: хореограф Максим Петров поставил оперу «Норма» Винченцо Беллини.
«Норма» Винченцо Беллини: опера вне пространства и времени
Композитор и автор либретто, поместив своих вполне итальянских героев в I век до нашей эры, да еще превратив их в друидов, ведущих борьбу с завоевателями-римлянами, поставили создателей спектакля перед дилеммой: попытаться, следуя ремаркам, воссоздать обычаи и обряды неизвестного племени, или, уловив звучание великих мелодий В. Беллини, отнестись к обстоятельствам времени и места действия как к условной форме. Режиссер и художник предложили артистам второй путь. Речь идет о сочинении поэтического произведения. Точнее - поэмы на главные темы, которыми занимается искусство: вера - любовь - смерть.
Постановщиком спектакля выступит лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Максим Петров — для известного российского хореографа «Норма» станет дебютом на оперной сцене. Вместе с ним над спектаклем работают художник-постановщик Альона Пикалова, художники по костюмам и свету Ирэна Белоусова и Константин Бинкин. Для Миграна Агаджаняна «Норма» станет первой постановкой в качестве главного дирижера Пермского театра оперы и балета.
У Беллини получилась языческая молитва, написанная итальянским католическим композитором.
Думаю, он хотел, чтобы каждый слушатель в этот момент обратился к своим внутренним ощущениям, к своей душе. Это сделано в рамках языческого сюжета, но на самом деле это затрагивает чувства каждого зрителя в зале. Насколько я знаю, этот номер стал настоящим хитом сразу после премьеры. Вспомните: он начинается с соло флейты, дальше вступает сопрано, потом подхватывает хор, который напоминает нам об атмосфере христианского храма. А потом у солистки начинаются эти мелизмы, украшения, характерные для бельканто. Я довольно часто дирижирую «Нормой» в Мариинском театре, где я работаю. Правда у нас не спектакль, а концертное исполнение. И у меня иногда есть ощущение, что люди приходят, чтобы послушать именно этот эпизод, после него зал аплодирует.
И потом многие с удивлением узнают, что после этой знаменитой арии, которая звучит в начале, есть еще много музыки, целая опера на полтора часа! Какой будет ее Норма? Оркестр, как я уже говорил, выполняет по большей части роль аккомпанемента, который подчеркивает красоту вокальной партии. Правда, здесь есть тоже нюансы. Все, что должно быть в Норме — внутренняя драма, большой голос, летящий звук, быстрый темп — она все это умеет. Хибла очень глубоко чувствует эту роль, и это сразу понятно. Ей близки эти эмоции, понятен весь психологический конфликт. Это именно такой случай?
Мы должны быть очень гибкими, мы должны быть готовы сохранять единый стиль и подстраиваться под разных солистов. Например, пиццикато прием игры, когда звук извлекается не смычком, а щипком струны — прим. Сухо, по-итальянски secco, или как-то иначе? Это меняется в зависимости от того, что происходит на сцене. Оркестр комментирует происходящее. И, например, в тот момент, когда разгорается конфликт — это дуэт Адальжизы и Поллиона — наш стиль должен поменяться. Иногда самые простые вещи очень сложно играть. Например, для меня самый сложный композитор, произведениями которого я дирижирую, — это Моцарт.
Какие у вас впечатления? Я слушал этот оркестр, когда театр приезжал на гастроли в Санкт-Петербург.
К премьере «Нормы» приурочена публичная программа «Лаборатории современного зрителя», которая откроется 20 июня творческой встречей с дирижером-постановщиком оперы Миграном Агаджаняном. Формат встречи «из-за рояля» представит главного дирижера Пермского театра оперы и балета одновременно в трех его ипостасях — как дирижера, певца и пианиста. Главный герой фильма — Аркадий Ипполитов. В центре повествования — миф о корабле, насквозь пронизывающий западную культуру: от Ноева ковчега до каравелл Колумба и «Титаника», от Алых парусов до алого флага на броненосце «Потемкин».
Хибла Герзмава поёт партию Нормы в новой опере Адольфа Шапиро
А потом понимаешь, что на самом деле его там изначально и не было, а вместо него был изнеженный, пресыщенный и оттого склонный к авантюрам сластолюбивый римский вельможа. При этом отнюдь не трусливый, не слабохарактерный и не подлый. В такой трактовке Поллион сразу же ожил и перестал быть просто неким условным «мужиком», который интересен лишь тем, что его не могут поделить две дамы, а самостоятельной ценности не имеет. И романтический сюжет сразу же начал выглядеть менее ходульным, приобретя психологическую достоверность и глубину. Надо сказать, что участие Осборна в этом концерте оказалось приятным и случайным сюрпризом.
Певец в самый последний момент заменил другого известного тенора — Массимо Джордано, его имя даже не успели напечатать в программке. Джордано по каким-то причинам не смог выступить, но в Лионе очень кстати оказался Осборн, который знает партию как свои пять пальцев и который сейчас репетирует здесь Гофмана в готовящейся премьере оперы Оффенбаха. Нежный тембр голоса, мягкие черты лица, длинные вьющиеся волосы и незаурядный артистизм — думаю, это будет романтический герой par excellence. Уже умираю от нетерпения и любопытства!
Итак, в данном исполнении волею судеб сошлись «аутентичный» Поллион и крайне «неаутентичная» Норма, оба при этом весьма нетипичные. Остальные же певцы были вполне «на уровне», но без неожиданностей — всё в рамках старых добрых традиций. Выдающееся меццо Соня Ганасси была во всех отношениях прекрасной Адальжизой. Возможно, она не отличается мощной харизмой, но вокально безупречна.
Её Адальжизу публика принимала даже ещё с большим энтузиазмом, чем Норму — Мошук. Другой итальянец, Энрико Иори, был представительным Оровезом — впрочем, представительным более внешне, чем вокально. Его мягкий, высокий и отнюдь не громобойный бас не слишком вязался с образом авторитетного предводителя друидов. Хотя и придраться не к чему: артикуляция, фразировка, чувство стиля — всё на месте.
Образцом этой идеальной слаженности предстал известный своей заковыристостью дуэт Адальжизы и Нормы из второго действия — форменная фантастика: нотка к нотке, без сучка без задоринки, оба голоса гармонично сливаются, но ни на мгновение не теряются друг на фоне друга. Зал просто неистовствовал. Надо сказать, второй акт вообще прошёл лучше. Поначалу певцы казались несколько отстранёнными — видно ещё не были уверены, в нужном ли направлении ведёт их властная рука дирижёра.
Артисты ведь — существа особенные. Им для полноценного питания нужны не только белки, жиры, углеводы и витамины, но ещё и такая загадочная и плохо изученная субстанция, как аплодисменты. И когда после первого действия публика неожиданно устроила им продолжительную овацию, они осмелели, раскрепостились, распелись и дальше уже, как говорится, «жгли по полной». Кстати, о публике.
Я начал эту заметку с цитаты из своей рецензии годичной давности. Закончу цитатой оттуда же. Вот какие у меня были впечатления от публики на «Пуританах»: Зал Лионской оперы был, как всегда, полон. Однако состав публики был несколько иной, чем обычно: относительно мало молодых лиц как правило, весьма тут многочисленных , а людей очень пожилых, напротив, непривычно много.
Видимо, здешняя молодёжь не слишком интересуется концертными исполнениями, предпочитая «экшн», а старики, наоборот, не жалуют современные режиссёрские эксперименты. В этот же раз всё было иначе.
Музыка, которая существует в этом спектакле, поразительна. Знаменитая ария «Коста Дива», которую исполняет весь мир. В театрах эта опера встречается крайне редко. Очень трудно спеть, сложнейшие партии. Нагрузка фактически ложится на трёх персонажей, которые почти не сходят со сцены. Сейчас я испытываю чувство усталости, но оно замешано на восторге. Потому что я убедился в том, что курс, который взял театр 33 года тому назад, на профессиональную подготовку артистов и особый стиль работы, даёт конкретные результаты.
У нас четыре исполнительских состава на каждую партию, пятый на подходе. Нет таких больше театров в мире. Я благодарен театру, который с восторгом работал над этим спектаклем. Это как раз резкая смена после «Электры» и Гаврилинской премьеры «Русской тетради». Мы опять вернулись в культуру бельканто. Михаил Спичка,ведущий: Зрителей ждёт не только великая музыка и мастерство исполнителей, но и яркое зрелище?
В одно мгновение героев окружает огненное кольцо — явный намек на оперу Вагнера. Только Брунгильду огонь оберегает, а Норма и ее возлюбленный оказываются поглощены пламенем. В Софийском театре оперы и балета прошла постановка «Нормы» режиссера Хуго де Ана, которая оставила яркий след в истории этого спектакля. Эта версия отличается от других своей музыкальностью и незабываемой игрой света. Это не случайно, ведь Хуго де Ана сам отвечает за костюмы, декорации и даже освещение. Помимо театральных постановок, «Норма» была успешно экранизирована. Первая работа в этом жанре была осуществлена в 1974 году режиссером П. Журданом, где в роли Нормы выступила несравненная М. Одна из популярнейших версий — работа режиссера Бориса Айрапетяна. Примечательно, что уже ранее он работал с этим произведением и ставил спектакль в Ереванском театре в 2003 году, позже он был с успехом поставлен на Новой сцене Большого театра. Любопытно, что его фильм-опера — это первая подобная работа, снятая в России за двадцатилетний период. Как отмечает сам режиссер, первая трудность, с которой пришлось столкнуться, это то, что солисты по привычке по время исполнения партий искали глазами дирижера. Однако ему удалось справиться с этим. Съемки фильма проходили в древнем храме в Армении, который был возведен римлянами в честь завоевания, что придавало особую атмосферу.
Это же старомодно! В «Норме» этот подход был применён даже ещё с большей последовательностью. Беллини обошёлся без пресловутой «беллиниевской воздушности и прозрачности». Внушительного объёма оркестр вовсю гремел ударными и медными, которым вторила плотная, вязкая масса струнных. Просто не верилось, что это сочное, «мясистое», в полном смысле слова романтическое а местами чуть ли не постромантическое звучание производит тот же самый оркестр, который совсем недавно, в «Диалогах кармелиток», был бесплотным и призрачным. Ну, этому как раз можно было бы не удивляться — оркестр в Лионской опере превосходный. Недавно он отмечал своё 30-летие и выпустил по этому случаю юбилейный компакт-диск с подборкой из записей разных лет. Я послушал: диапазон возможностей впечатляет. Итак, Эвелино Пидо явно вознамерился напомнить почтенной публике, что Беллини был романтиком, причём самым настоящим, вроде Шопена или Листа. Воинственный хор галлов Guerra, guerra! Стены театра тряслись, и мороз продирал по коже от вырвавшейся на свободу варварской необузданной агрессивности. Да, это прочтение несколько напоминало иллюстрацию к какому-нибудь советскому учебнику музлитературы — к тому месту, где пламенно рассказывается про «освободительную борьбу итальянского народа». Ну и что с того? Как выяснилось, такой «соцреализм» идёт музыке Беллини только на пользу, придавая ей тот драматический накал, в нехватке которого её порой безосновательно обвиняют. И уж точно красит её больше, чем бессодержательное эстетство и самозабвенный маньеризм. Вообще Пидо с его любовью к сочному, лапидарному звуку, с его способностью властно «подмять» всю оперу под себя, под свою личность, выглядит как великий «маэстро» прошлого, вроде Туллио Серафина или Марио Росси, по какой-то случайности залетевший в наше время. Но при этом его манера совершенно не кажется музейной. Напротив, музыка живёт и дышит полной грудью. Своими же повадками юркого «живчика», порывистостью, округлостью жестов и умением дирижировать не только руками, но и улыбкой, итальянский дирижёр напомнил мне Евгения Колобова — тоже, кстати, некогда большого ценителя бельканто. В общем, Беллини снова получился совершенно не «мейнстримный», нынешним «нормативам» не соответствующий, но по-старомодному свежий. Однако состав солистов был на этот раз полностью иным, нежели в прошлом году, и тоже с точки зрения общепринятых стандартов не вполне «кондиционным». Исполнители, традиционные и не очень В заглавной партии выступила румынка Елена Мошук, оставившая по себе неоднозначное впечатление. Собственно говоря, все плюсы и минусы её исполнения можно сформулировать одним предложением: Мошук — «лёгкое сопрано». Обычно она поёт Царицу Ночи, Цербинетту, Джильду и т. А тут вдруг Норма — партия, в которой она дебютировала недавно в Цюрихе и которую теперь привезла в Лион. Здесь мы имеем дело с любопытным историческим явлением. Все главные героини беллиниевских опер созданы автором в расчёте на примерно один и тот же тип голоса, который по современной классификации можно назвать колоратурным меццо-сопрано или, если угодно, драматическим сопрано с очень подвижной, мелкой техникой. Насколько мы можем судить по описаниям современников, именно таким типом голоса обладали и Джудитта Паста, и Мария Малибран, и Джулия Гризи — это был своего рода «стандарт» примадонны 1-й половины XIX века. Впоследствии на сцене воцарились певицы несколько иного типа — с голосом более мощным, но менее поворотливым, и эстетика бельканто потихоньку начала становиться историей. Тогда-то партии героинь из опер предыдущей эпохи перешли к «лёгким», высоким, колоратурным сопрано. Такая участь постигла, в числе прочих, и Амину из «Сомнамбулы», и Эльвиру из «Пуритан», и даже, скажем, Розину из «Севильского цирюльника» Россини — сегодня никого не удивит услышать эти партии в исполнении легкоголосой «канарейки».
В Пермском театре оперы и балета готовят премьеру «Нормы»
МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко решил напомнить о главном сочинении Беллини, прославившем его как мастера бельканто и чарующих мелодий – опере «Норма». Сама Норма рассматривает возможность этих детей убить, Адальжиза готова их воспитать, осеменителя-Поллиона никто особо не спрашивает. Опера «Норма» – это история о любви, предательстве и искуплении.
Специально для "Ревизора.ru" о премьере оперы "Норма" в Музыкальном театре Станиславского.
- О дне сегодняшнем
- МАМТ представляет премьеру оперы «Норма»
- О мероприятии
- Гость из прошлого
Опера «Норма»
Перед нами типично романтический сюжет, столкновение долга и чувства, — однако он до сих пор исключительно современен. Потому что конфликт внутри себя гораздо труднее разрешить, чем конфликт с кем-то. В этой внутренней борьбе Норма поднялась на какую-то неведомую высоту, преодолев личные чувства. Адольф Шапиро режиссер Ничто не вечно под луной Постановкой занимался заслуженный деятель искусств, режиссер Адольф Шапиро, который прежде работал в стенах Музыкального театра над оперой "Лючия ди Ламмермур" — тоже с Хиблой Герзмава в главной партии. В новом спектакле об античности ничего не напоминает, разве что хитон, в котором появляется Норма, и священный лес, где друиды совершают обряды, — хотя и он выглядит неожиданно. Покрытая дымкой, сумрачная роща.
Серые голые стволы деревьев заполняют все пространство сцены и уходят ввысь за ее пределы. В воздухе зависли скачущие олени кажется, в натуральную величину , сверху висит огромный белый шар, который вскоре покроется кратерами, переливами и станет луной. Она — спутник этой постановки. В разных видах луна присутствует в каждой сцене: то восходит над лесом, то виднеется из окна Нормы, то мерцает кроваво-красным, то становится фоном. В некоторые моменты задумываешься, не на ней ли происходит действие?
Когда наблюдаешь эту мглу и знаешь, что у истории будет трагичный финал, невольно проводишь параллель с последним днем Помпеи. Не считая "кровавой луны", цвет проявляется в постановке лишь дважды. В самом начале, когда Норма молча проходит в роскошном красном платье со шлейфом, и в самом конце, когда ее и Поллиона охватывает яркое пламя. После этого луна сменяется солнцем, трава становится зеленой, а небо голубым. Видеопроекцией в спектаклях сегодня не удивишь, но стоит признать, что далеко не всегда она сделана хорошо.
В "Норме" ее было не очень много, но вся пришлась к месту: пробегающие на фоне олени, ползущие лучи, которые застывая, напоминают алтари. Одной из особенностей спектакля стала смена декораций с открытым занавесом — после некоторых сцен выходили техники и преображали пространство на глазах у зрителей.
Увлекательный маршрут — знакомство с дореволюционной архитектурой: сохранившиеся дома — Смышляева, Вердеревского, Любимовых-Рязанцевых; памятник классицизма — дом Мешкова, образец модерна в архитектуре — дом Грибушина. Не меньше впечатляют и памятники советского времени, в особенности — Дом со львами на улице Монастырской, монументальное здание в стиле сталинского ампира. Туристов привлекают экстравагантные или забавные памятники, такие как «Пермяк соленые уши» на главной улице Комсомольском проспекте, и составленный из еловых бревен памятник «Пермские ворота» на улице Ленина. Обязательная культурная программа — посещение Краеведческого музея и Пермской художественной галереи, поход в Музей пермских древностей.
На сцене Музыкального театра опера «Норма» прозвучит впервые. Конфликт между долгом и чувством, положенный в основу оригинального сюжета, никогда не терял и по всей видимости не потеряет своей актуальности. Композитор и автор либретто, поместив своих вполне итальянских героев в I век до нашей эры, да еще превратив их в друидов, ведущих борьбу с завоевателями-римлянами, поставили создателей спектакля перед дилеммой: попытаться, следуя ремаркам, воссоздать обычаи и обряды неизвестного племени, или, уловив звучание великих мелодий В. Беллини, отнестись к обстоятельствам времени и места действия как к условной форме. Режиссер и художник предложили артистам второй путь. Речь идет о сочинении поэтического произведения. Точнее — поэмы на главные темы, которыми занимается искусство: вера — любовь — смерть.
Художник по свету — Константин Бинкин. Один из главных мировых шедевров музыкального романтизма, лирическая трагедия «Норма» Беллини, никогда не ставилась на сцене Пермского оперного. Да и в России этот образец стиля бельканто идёт не так часто, как скажем, в Европе. Зато беллиниевская Сasta Diva давно проживает в российском кино — знаменитую каватину любят многие кино- и театральные режиссёры, а Никита Михалков и вовсе вставлял её едва ли не в каждый второй фильм. И не только он. И если главная ария Нормы всем прекрасно известна, то либретто не грех и пересказать. Место действия — территория древних кельтов, Галлии современной Франции, Бельгии, части Швейцарии, Германии и Северной Англии , оккупированной Римской империей во времена правления Юлия Цезаря. Время действия — 50-й год до нашей эры. Галлы изнывают под гнётом захватчиков и ждут сигнала к восстанию от касты жрецов — друидов и бардов. Друиды совершают свои обряды лунной ночью в священной роще, используя кустарник омелу, который растёт на ветвях сакрального дуба. Сюжет разворачивается вокруг главной жрицы, Нормы, способной видеть будущее. Галлы ждут, когда, наконец, боги, пошлют ей знак начать войну против оккупантов. Жрица ведёт двойную жизнь. В одной она — «целомудренная дева», стоящая во главе храма, в другой — тайная жена римского проконсула Поллиона, нарушившая обет безбрачия и родившая ему двоих детей. Мир, который она проповедует, нужен, прежде всего, ей самой, поэтому боги «не шлют никаких знаков». Поллион влюбляется в Адальджизу, девушку, служащую при храме. В отчаянии Норма призывает галлов к восстанию и добровольно восходит на жертвенный костёр как преступница, предавшая родину. Потрясённый Поллион присоединяется к ней.