Апокалипсис (толкование) часть 03. Протоиерей Олег Стеняев. Библейские и святоотеческие законы участия в. Слушайте и скачивайте олег стеняев бесплатно на Хотплеере в mp3 (ID: 97a0). Главная» Новости» Протоиерей олег стеняев последние выступления. Книга Бытие Глава 10 Протоиерей Олег Стеняев 3.
📺 Дополнительные видео
- Толкование Евангелие Олега Стеняева mp3 - Cлушать и Cкачать mp3
- Слушать толкование стеняева
- Какую Библию читать: О. Олег Стеняев о переводах Св. Писания (+ВИДЕО): kirk_bv — LiveJournal
- Изучаем Библию. Видео беседы прот. Олега Стеняева | Свято-Христорождественская церковь г.Кобрина
- Архивные выпуски
протоиерей олег стеняев толкование библии
Смотрите видео Протоиерей Олег Стеняев Толкование Библии Ветхий Завет в высоком качестве. Протоиерей Олег Стеняев Толкование Библии Ветхий Завет. 15.11.2022 Протоиерей Олег Стеняев в своей проповеди сказал, что война – это последствие верховенства человека в мире, в котором главой всего должен быть Бог. Электронная библиотека книг» Олег Стеняев» Беседы на Апокалипсис» Текст книги (страница 1). Продолжаем цикл лекций протоиерея Олега Стеняева по книге Бытие, по тексту Геннадиевской Библии 1499 года.
Протоиерей Олег Стеняев
Отец церковной истории — именно апостол Лука Видно, что Павел чаще общается с Иаковым, братом Господним. Таким образом, то, что не сказали Матфей и Марк, сказал Лука, собрав свидетельства наизнаменитейших из христианских лидеров того времени. Мы об этом можем прочитать в Послании к Галатам. Таким образом, Евангелие от Луки — это еще одна возможность посмотреть на Христа, вслушаться в Его наставления, бросить взгляд на Него, понять, как Его видела Пресвятая Дева, Иаков и другие знаменитейшие. Скорее всего, Павел мало что взял у Петра. Если вы внимательно читаете Новый Завет, то знаете, что у Петра и Павла были, мягко говоря, тяжелые взаимоотношения. Апостол Петр возглавлял партию уверовавших из иудеев. Павел возглавлял партию уверовавших из язычников. Он пишет: «…и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное трудное для понимания , что невежды и неутвержденные, к собственной погибели, превращают извращают, искажают , как и прочие Писания».
Во второй главе Послания к Галатам Павел очень резко высказался по поводу Петра, что он поступает не прямо по истине Евангелия, обвиняет его и Варнаву в лицемерии. Но Бог сделал так, что в смерти они оказались едины. Один и тот же император Нерон приговорил к смерти и Павла, и Петра. И мы празднуем их память в один день — день первоверховных апостолов Петра и Павла. Для нас важно понять, что свидетельство Матфея — это одно. Свидетельство Марка — это свидетельство Петра. А свидетельство Луки или Павла — это свидетельство остальных апостолов, которых опрашивал Павел, и прежде всего свидетельство Девы Марии. Евангелисты не повторяют друг друга, а дополняют.
Каждый имеет конкретную задачу. Матфей благовествует евреям, исполняя повеления Христа: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» Мф. Первое Евангелие является таковым. Марк — это проповедь в Риме, абсолютная инкультурация, краткие фразы, свойственные латинянам. Это детское Евангелие для новоначальных. Лука — это обобщение, исторический анализ. Иоанн, о котором некоторые отцы говорили: «Как небо отстоит от земли, так Иоанн выше Матфея, Марка и Луки», провозглашает Божественность Иисуса Христа, свидетельствует о Боговоплощении. Вспомним его слова: «И слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» Ин.
Таким образом, мы устанавливаем, что каждое из четырех Евангелий находится на своем месте. Одно дополняет другое, и в этом богатство нашей традиции. Я уже сказал, что предпочтение надо отдавать отцам Церкви. Почему у нас не один комментарий на Евангелие, а целая россыпь? Порой мы видим, как по-разному экзегеты толкуют одно и то же событие. Например, на вопрос о том, с кем боролся Иаков, я насчитал 12 позиций в толкованиях отцов Церкви. На самом деле, это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие экзегетические объяснения. Мне лично было бы тяжело общаться с таким православным христианином, который прочитал только один комментарий.
Например, Феофилакта и всё. Так же не видно богатства всей традиции, это очень узкое восприятие. Хотя Амвросий Оптинский говорил начинать с Феофилакта Болгарского. И я сам стараюсь раз в год перечитывать Феофилакта. Это тот фундамент, без которого нет экзегезы. Феофилакт не был отцом Церкви, но он делал компиляцию из отцов. Он убирал из трудов святителя Иоанна Златоуста то, что там было на злобу дня. Златоуст очень любит, комментируя Матфея, уйти к вопросу о ристалищах, страниц на пять, а под конец опять вернуться к Матфею.
Работа Феофилакта была колоссальна. Он вычленил из трудов разных отцов то, что относится к священным текстам. Но мы имеем четыре разных Евангелия и массу комментариев. В этом и заключается богатство традиции. И как каждый из евангелистов дополняет другого, так и каждый экзегет из Отцов Церкви дополняет других экзегетов. Чтобы лучше понять, почему могут быть разные комментарии, давайте обратим внимание на такую вещь, как драгоценный камень. Если мы держим в руке драгоценный камень, то видим слева бирюзовый цвет, по центру — янтарные блестки, справа — изумрудный оттенок. Как только я поверну этот камень, вся палитра меняется.
Там, где был янтарный, оказался изумрудный. Там, где был изумрудный, теперь бирюзовый. Таким образом, каждый современный экзегет должен быть обречен на плагиат. Не надо бояться этого слова. Как икона делается по списку, и никто не имеет права ничего добавлять, так и нормальная современная экзегеза строится на разных взглядах на одни и те же темы. В Средние века были сборники, которые назывались катены. Это были такие цепочки текстов. Давался библейский текст и вокруг него разные объяснения отцов Церкви.
То же самое Учительное Евангелие, известное многим, — это сборник разных авторов, разных периодов отцов Церкви. В этом богатство традиции. Каждый современный экзегет должен быть обречен на плагиат. Не надо бояться этого слова Если из этого текста вы вынесете только одну фразу «назад к отцам», значит он не напрасен. Как в свое время святитель Ириней Лионский говорил: «Зачем искать истину на стороне, когда в Церкви, как в огромной сокровищнице, она собрана воедино? Это вхождение в благодатную вселенную церковной экзегезы, исчерпать которую мы не способны. Евангелие от Луки — это в некотором смысле срединное Евангелие. Таким оно будет оставаться в истории Церкви, в истории народа Божиего.
Таким мы его воспринимаем, и это очень важное положение. Евангелие от Луки впитало в себя законодательные и исторические тексты. Последнее, на что мне хотелось бы обратить внимание, это то, что каждый человек рождается в определенное время. Кто-то в 1940-х, кто-то в 1960-х, кто-то в 2000-х. Мы приходим в мир, который уже существует, и хотим понять свое положение в истории. Но мы не способны, отталкиваясь от человеческого опыта, понять, откуда и куда все это движется. Но есть книга, она называется Библия. И первые слова в этой книге — «В начале сотворил Бог небо и землю» Быт.
А конец этой книги описывает конец мира — Апокалипсис. Библия — это книга, которая объясняет, откуда и куда всё это движется.
Он соединил четыре Евангелия в один текст, который назывался Четвероевангелие, и прокомментировал его. Но Церковь решила, что Евангелий должно быть четыре, потому что Иисус сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» Мф. В Законе Божием сказано, что любое слово верно при устах двух-трех свидетелей. Четыре — это сверхмера. Иногда люди задают вопрос: почему в каких-то деталях Евангелие не совпадает? Но любой дознаватель скажет вам, что если свидетели говорят абсолютно одинаково, то налицо сговор, то есть это все фальсификация. Но они могут говорить одинаково, но расходиться в деталях. Один видел события с этой стороны, другой — с другой стороны.
И вот это уже свидетельство истинности показаний. Каждый из четырех евангелистов дал описание событий, как их видели самоочевидцы: Матфей, Иоанн, Петр в Евангелии от Марка и свидетельства Девы Марии и других, с которыми общался апостол Павел. Как я уже сказал, апостол Павел был единственным, кто имел системное образование. Он учился у ног Гамалиила. Гамалиил — это праведник своего поколения, известная фигура в иудаизме. Достаточно сказать, что его внук, Гамалиил II был тем самым человеком, который отлучил христиан от синагоги, оборвал «пуповину» между синагогой и Церковью. Праведный Гамалиил и апостол Павел. Витраж в соборе святого Винцентия монастыря Шалон-сюр-Сон Франция. Самое интересное заключается в том, что мы чтим память Гамалиила в наших святцах. Так как Гамалиил был человеком системным, то Павел был наиболее образованным.
Отец церковной истории — все-таки именно апостол Лука, который систематизировал свидетельства Павла, а Павел, в свою очередь, систематизировал свидетельства Девы Марии и других, с кем он общался. Отец церковной истории — именно апостол Лука Видно, что Павел чаще общается с Иаковым, братом Господним. Таким образом, то, что не сказали Матфей и Марк, сказал Лука, собрав свидетельства наизнаменитейших из христианских лидеров того времени. Мы об этом можем прочитать в Послании к Галатам. Таким образом, Евангелие от Луки — это еще одна возможность посмотреть на Христа, вслушаться в Его наставления, бросить взгляд на Него, понять, как Его видела Пресвятая Дева, Иаков и другие знаменитейшие. Скорее всего, Павел мало что взял у Петра. Если вы внимательно читаете Новый Завет, то знаете, что у Петра и Павла были, мягко говоря, тяжелые взаимоотношения. Апостол Петр возглавлял партию уверовавших из иудеев. Павел возглавлял партию уверовавших из язычников. Он пишет: «…и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное трудное для понимания , что невежды и неутвержденные, к собственной погибели, превращают извращают, искажают , как и прочие Писания».
Во второй главе Послания к Галатам Павел очень резко высказался по поводу Петра, что он поступает не прямо по истине Евангелия, обвиняет его и Варнаву в лицемерии. Но Бог сделал так, что в смерти они оказались едины. Один и тот же император Нерон приговорил к смерти и Павла, и Петра. И мы празднуем их память в один день — день первоверховных апостолов Петра и Павла. Для нас важно понять, что свидетельство Матфея — это одно. Свидетельство Марка — это свидетельство Петра. А свидетельство Луки или Павла — это свидетельство остальных апостолов, которых опрашивал Павел, и прежде всего свидетельство Девы Марии. Евангелисты не повторяют друг друга, а дополняют. Каждый имеет конкретную задачу. Матфей благовествует евреям, исполняя повеления Христа: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» Мф.
Первое Евангелие является таковым. Марк — это проповедь в Риме, абсолютная инкультурация, краткие фразы, свойственные латинянам. Это детское Евангелие для новоначальных. Лука — это обобщение, исторический анализ. Иоанн, о котором некоторые отцы говорили: «Как небо отстоит от земли, так Иоанн выше Матфея, Марка и Луки», провозглашает Божественность Иисуса Христа, свидетельствует о Боговоплощении. Вспомним его слова: «И слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» Ин. Таким образом, мы устанавливаем, что каждое из четырех Евангелий находится на своем месте. Одно дополняет другое, и в этом богатство нашей традиции. Я уже сказал, что предпочтение надо отдавать отцам Церкви. Почему у нас не один комментарий на Евангелие, а целая россыпь?
Порой мы видим, как по-разному экзегеты толкуют одно и то же событие. Например, на вопрос о том, с кем боролся Иаков, я насчитал 12 позиций в толкованиях отцов Церкви. На самом деле, это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие экзегетические объяснения. Мне лично было бы тяжело общаться с таким православным христианином, который прочитал только один комментарий. Например, Феофилакта и всё. Так же не видно богатства всей традиции, это очень узкое восприятие. Хотя Амвросий Оптинский говорил начинать с Феофилакта Болгарского. И я сам стараюсь раз в год перечитывать Феофилакта. Это тот фундамент, без которого нет экзегезы. Феофилакт не был отцом Церкви, но он делал компиляцию из отцов.
Он убирал из трудов святителя Иоанна Златоуста то, что там было на злобу дня. Златоуст очень любит, комментируя Матфея, уйти к вопросу о ристалищах, страниц на пять, а под конец опять вернуться к Матфею. Работа Феофилакта была колоссальна. Он вычленил из трудов разных отцов то, что относится к священным текстам. Но мы имеем четыре разных Евангелия и массу комментариев. В этом и заключается богатство традиции. И как каждый из евангелистов дополняет другого, так и каждый экзегет из Отцов Церкви дополняет других экзегетов. Чтобы лучше понять, почему могут быть разные комментарии, давайте обратим внимание на такую вещь, как драгоценный камень. Если мы держим в руке драгоценный камень, то видим слева бирюзовый цвет, по центру — янтарные блестки, справа — изумрудный оттенок. Как только я поверну этот камень, вся палитра меняется.
Там, где был янтарный, оказался изумрудный. Там, где был изумрудный, теперь бирюзовый. Таким образом, каждый современный экзегет должен быть обречен на плагиат. Не надо бояться этого слова. Как икона делается по списку, и никто не имеет права ничего добавлять, так и нормальная современная экзегеза строится на разных взглядах на одни и те же темы. В Средние века были сборники, которые назывались катены. Это были такие цепочки текстов.
Но что интересно это всего лишь плод воспаленной фантазии рассказчика. Знающий человек историю на уровне школы ССР просто разрушит все его утверждения.
Особенно была интересна чушь о сравнений царств со зверями. Прям напрашивался вопрос к сказочнику , а как же сердце царя в руке у Бога. Но это для него наверно не понятно. Ну пусть посмотрит в себя и точно уведет трех из этих зверей в себя да и четвертуй тоже там. Ну, три я могу назвать.
Но что интересно это всего лишь плод воспаленной фантазии рассказчика. Знающий человек историю на уровне школы ССР просто разрушит все его утверждения. Особенно была интересна чушь о сравнений царств со зверями. Прям напрашивался вопрос к сказочнику , а как же сердце царя в руке у Бога. Но это для него наверно не понятно. Ну пусть посмотрит в себя и точно уведет трех из этих зверей в себя да и четвертуй тоже там. Ну, три я могу назвать.
Библейские толкования протоиерея Олега Стеняева
Новости. О христианском отношении к природным катаклизмам, вере на передовой и духовном наследии великих отцов Церкви мы поговорили с протоиереем Олегом Стеняевым. Апокалипсис (толкование) часть 03 Олег Стеняев - Апокалипсис (толкование) 8lm. ЛИЕ ОТ ИОАННА в 2-х беседах. Олега Стеняева. Библия и толкования Священного Писания. Протоиерей Олег Стеняев Толкование Библии Ветхий Завет. Мир до потопа, Олег Стеняев - Нагорная проповедь.
Смотрите также
- Стеняев Олег - Апокалипсис. Толкование
- Протоиерей ОЛЕГ СТЕНЯЕВ
- Апокалипсис. Толкование (Стеняев Олег) - слушать аудиокнигу онлайн
- Протоиерей Олег Стеняев | Радонеж.Ру
- Смотрите также
Толкование Евангелие Олега Стеняева Скачать mp3
У Николая утрачена двигательная функция нижней половины тела, нарушена работа органов, ослаблен мышечный корсет. В свои 29 он прикован к постели. С ностальгией Николай вспоминает о службе в военно-космических войсках и работе шеф-поваром, но он очень хочет вновь встать на ноги ради своих родных, чтобы забирать трехлетнюю Вареньку из садика, носить любимую жену Кристину на руках и баловать их вкусными блюдами.
Специализируется в области сектоведения и сравнительного богословия. Автор программ на Радио «Радонеж». Председатель редакционного совета газеты «Миссионерское Обозрение» приложение к газете «Православная Москва» Родился в 1961 году в г. Орехово-Зуево Московской области. Окончил школу рабочей молодёжи.
Работал на заводе токарем-расточником. Служил во внутренних войсках. В 1981 году был чтецом в церкви. В 1982 году поступил в Московскую духовную семинарию.
Блаженный Феофилакт пишет: «Часто некоторые бывают праведны, но не пред Богом, а по видимости и пред людьми. Захария же и Елисавета были праведны пред Богом. Заповеди суть, например: не прелюбодействуй, не кради, а уставы суть, например: кто злословит своего отца или матерь свою, того должно предать смерти: ибо это праведно. Но знай, что и заповедь может называться оправданием, так как она делает человека праведным, и еще более есть оправдание Божие» Толкование на Евангелие от Луки. Больше ни о ком в Библии не сказано, что он был праведен пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно, то есть во всех отношениях эти люди оправдывали свое существование. Бог создал этот мир для праведных.
В самом начале Библии говорится: И сказал Бог: да будет свет, и стал свет Быт. Но потом мы видим, что этот первозданный свет куда-то пропадает. И Бог в четвертый день творит вещественные Солнце, Луну и звезды. Возникает вопрос: куда пропал первозданный свет, который был сотворен в первый день? Экзегеты объясняют, что он скрыт для праведных. Если в мире появляется праведный, первозданный свет объемлет его. Дивеевские сестры, общавшиеся со старцем Серафимом Саровским, вспоминали, что непокрытыми у него оставались только кисти рук и лицо. Он очень строго, по-монашески одевался. Но было заметно, когда он начинал говорить о божественном, как тонкие лучики света как бы пробивались через кожу рук и лица. Святые изображаются с нимбами, с неким свечением вокруг головы.
Это как раз тот самый первозданный свет, созданный для праведных. Древние экзегеты могли задаваться вопросом: почему первым Божиим творением является свет? Ведь свет не самостоятельная субстанция, он должен от чего-то отражаться, что-то высвечивать. Отвечая на это недоразумение, можно предположить, что свет является первым творением для того, чтобы обозначить цель сотворения всего. А цель одна: во свете Господа узреть свет, то есть осознать смысл своего собственного существования. Бог — первопричина существования этого мира. Он и конечная цель мира и его существования. Но можем ли мы признать, что эти люди действительно были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно? В Библии сказано: Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки: тем более — в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли Иов 4,18—19. Преподобный Исихий Иерусалимский пишет: «Истинно, быть без вины нелегко для человека.
Отсутствие вины превосходит человеческие возможности. И даже сам порядок ангелов подвержен такой слабости. Вот как говорит Елифаз: Он и слугам Своим не доверяет. Очевидно, что Бог не доверяет праведникам — таким, как ты, кто верит в себя, — потому что Он знает немощь их природы и как легко падает их плоть. Падшие ангелы дают Богу повод не доверять им, в ком усматривает недостатки. Он низверг их из прежней чести и понизил их порядком, ибо они замышляли зло против Бога. Но если так с ними, то есть теми, кто, несмотря на слабость природы, живет тем не менее наверху среди доблестных сил, если так с ангелами, которые по природе своей были выше нас, то что сказать о положении человека, то есть о том, кто еще более подвержен греху? Мы видим далее, как Захария смущается в вере от явления ему архангела Гавриила и даже наказывается за это, то есть даже самые совершенные люди допускают какие-то неточности. Человеческая святость, свет праведности человека не есть что-то самостоятельное. Луна не является источником света.
Она отражает свет Солнца и только в той степени, в какой свет Солнца падает на нее. Поэтому мы имеем разные фазы Луны. Так и со святыми. Праведность святого — это не автономная от Бога праведность: когда Божество прикасается к человеку, он меняется. Святитель Амвросий Медиоланский предлагает следующее решение: «Как Церковь, собранная из язычников, то есть из грешников, может быть непорочной из порочных, если не через Божественную благодать? Она прежде очистилась от греха, а затем воздерживалась от проступков, сохраняя безгрешную жизнь. Таким образом, она непорочна не от начала — потому что человеческой природе это невозможно, — но по Божественной благодати и по достигнутому состоянию, в котором она уже не грешит, оставаясь непорочной» Изъяснения Евангелия от Луки. То есть данная им характеристика указывает не на всю их жизнь «потому что человеческой природе это невозможно» , но на результат, к которому они пришли во дни своей старости. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных Лк. Блаженный Феофилакт пишет: «Жены праведников и сами праведные часто были бездетны, чтобы ты познал, что закон требует многочадия не плотского, а духовного.
Оба были уже в летах преклонных и по телу, и по духу, ибо по душе они состарились. То есть сделали большой успех, полагая восхождение сердца и имея жизнь как день, а не ночь, поступая благоприлично, как во свете» Толкование на Евангелие от Луки. В понимании древних, старение тела — это неизбежный физический процесс, а старение души — это опытность души. В своих комментариях на Евангелие от Матфея Блаженный Феофилакт совершенно неожиданно объясняет, почему многие святые люди рождались от пожилых родителей. Было такое понятие, как «поношение бесчадства»: когда в еврейском народе человек не имел ребенка, то его подозревали в тайных, нераскаянных грехах и рассуждали так: «Если у него нет ребенка, то это ему в наказание за какие-то преступления и грехи, о которых мы даже не знаем». Однако у Авраама и Сарры очень долгое время не было ребенка, у патриарха Исаака до шестидесяти лет не было детей, у других известных библейских персонажей очень долго не было детей. Блаженный Феофилакт, комментируя Евангелие от Матфея, отмечает, что Господь специально не попускал святым людям в молодости иметь детей, и они зачинали своих праведных детей в пожилом возрасте, не передавая им страстность юности. Оказывается, если люди зачинают ребенка молодыми, то страстность может передаваться ему, и он тоже может быть страстным. А когда зачинают пожилые родители, то никакая страстность, свойственная молодости, таким детям не передается. Блаженный Феофилакт объясняет также и другую причину: такие дети были вымоленными — в течение десятилетий родители вымаливали их у Бога; они зачинались не от случайного соития, а от множества пламенных молитв, которые их родители произносили перед Богом.
Ориген рассуждает подобно: «Прежде всего подумай, почему о многих святых женщинах в Писании сказано, что они бесплодны: сама Сарра, а теперь — Ревекка. И Рахиль, возлюбленная Израиля, была неплодна. Сказано также, что неплодной была Анна, мать Самуила. И в Евангелиях написано, что неплодной была Елисавета. Но во всех этих примерах обнаруживается, что после бесплодия то есть в старости. В наше время многие пары не сразу снимают с себя поношение бесчадства, а долгое время живут без детей. Потом они начинают молиться, и Господь по молитвам посылает им чад. Мне известна одна семья в Москве, у них ровно десять лет не было детей, а затем они стали усердно молиться, и Господь послал им сначала одного ребенка, потом второго и третьего.
Каждый понедельник в 5 часов вечера Олег Викторович присутствует на Библейских беседах, проходящих в храме Святителя Николая.
Помимо просветительской деятельности, Стеняев регулярно принимает участие в поездках миссионерского толка, занимается изданием новых книг и проповедью православного учения последователям нетрадиционных религиозных культов. Протоиерей — один из главных редакторов «Миссионерского обозрения» приложения к печатному изданию «Москва православная». В начале 2000-х годов служил в Чечне, где проповедовал христианское учение среди военнослужащих и мирного населения. Толкование об апокалипсисе Стеняев считает «Апокалипсис» или «Откровение Иоанна Богослова» самой трудной для понимания и неоднозначной библейской книгой. В ней содержатся откровения, касающиеся последних времен и знаков пришествия антихриста. Цикл бесед протоиерея записан в период с 2006 по 2007 год, когда он проводил назидательно-нравственные проповеди для прихожан. Стеняев поставил перед собой задачу осветить не столь исторические события Апокалипсиса, сколько апокалипсическую проблематику, касающуюся конкретно душ человеческих. Идея организации бесед подобного толка возникла у Олега Викторовича по той причине, что появилась масса книг об Апокалипсисе, авторство которых принадлежит людям, далеким от православия. Беседы были произнесены протоиереем экспромтом и записаны прихожанами с помощью диктофонов и видеокамер.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ, БИБЛЕЙСКИЕ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ И БОРЬБА С САТАНИЗМОМ. ВЗГЛЯД ОТЦА ОЛЕГА СТЕНЯЕВА
олег стеняев толкование библии. 35:33 Церковное учение О МЫТАРСТВАХ # 1. О ЦЕННОСТИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ. Библейские толкования протоиерея Олега Стеняева. Протоиерей Олег Стеняев. Библейские и святоотеческие законы участия в. Протоиерей Олег Стеняев.
Какая Библия верная? Протоиерей Олег Стеняев
Но и в последних православных изданиях Библий, в отличие от дореволюционных изданий, эти книги вынесены отдельно. смотреть видео на. О мытарствах рассказал протоиерей Олег Стеняев, что происходит после смерти. Евангелие от Матфея Глава 17 Протоиерей Олег Стеняев Толкование Библии Толко копия. Электронная библиотека книг» Олег Стеняев» Беседы на Апокалипсис» Текст книги (страница 1). Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Ветхого Завета. Бытие.
СТЕНЯЕВ Олег, протоиерей
Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов.
Один видел события с этой стороны, другой — с другой стороны. И вот это уже свидетельство истинности показаний. Каждый из четырех евангелистов дал описание событий, как их видели самоочевидцы: Матфей, Иоанн, Петр в Евангелии от Марка и свидетельства Девы Марии и других, с которыми общался апостол Павел. Как я уже сказал, апостол Павел был единственным, кто имел системное образование. Он учился у ног Гамалиила. Гамалиил — это праведник своего поколения, известная фигура в иудаизме. Достаточно сказать, что его внук, Гамалиил II был тем самым человеком, который отлучил христиан от синагоги, оборвал «пуповину» между синагогой и Церковью.
Праведный Гамалиил и апостол Павел. Витраж в соборе святого Винцентия монастыря Шалон-сюр-Сон Франция. Самое интересное заключается в том, что мы чтим память Гамалиила в наших святцах. Так как Гамалиил был человеком системным, то Павел был наиболее образованным. Отец церковной истории — все-таки именно апостол Лука, который систематизировал свидетельства Павла, а Павел, в свою очередь, систематизировал свидетельства Девы Марии и других, с кем он общался. Отец церковной истории — именно апостол Лука Видно, что Павел чаще общается с Иаковым, братом Господним. Таким образом, то, что не сказали Матфей и Марк, сказал Лука, собрав свидетельства наизнаменитейших из христианских лидеров того времени.
Мы об этом можем прочитать в Послании к Галатам. Таким образом, Евангелие от Луки — это еще одна возможность посмотреть на Христа, вслушаться в Его наставления, бросить взгляд на Него, понять, как Его видела Пресвятая Дева, Иаков и другие знаменитейшие. Скорее всего, Павел мало что взял у Петра. Если вы внимательно читаете Новый Завет, то знаете, что у Петра и Павла были, мягко говоря, тяжелые взаимоотношения. Апостол Петр возглавлял партию уверовавших из иудеев. Павел возглавлял партию уверовавших из язычников. Он пишет: «…и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное трудное для понимания , что невежды и неутвержденные, к собственной погибели, превращают извращают, искажают , как и прочие Писания».
Во второй главе Послания к Галатам Павел очень резко высказался по поводу Петра, что он поступает не прямо по истине Евангелия, обвиняет его и Варнаву в лицемерии. Но Бог сделал так, что в смерти они оказались едины. Один и тот же император Нерон приговорил к смерти и Павла, и Петра. И мы празднуем их память в один день — день первоверховных апостолов Петра и Павла. Для нас важно понять, что свидетельство Матфея — это одно. Свидетельство Марка — это свидетельство Петра. А свидетельство Луки или Павла — это свидетельство остальных апостолов, которых опрашивал Павел, и прежде всего свидетельство Девы Марии.
Евангелисты не повторяют друг друга, а дополняют. Каждый имеет конкретную задачу. Матфей благовествует евреям, исполняя повеления Христа: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» Мф. Первое Евангелие является таковым. Марк — это проповедь в Риме, абсолютная инкультурация, краткие фразы, свойственные латинянам. Это детское Евангелие для новоначальных. Лука — это обобщение, исторический анализ.
Иоанн, о котором некоторые отцы говорили: «Как небо отстоит от земли, так Иоанн выше Матфея, Марка и Луки», провозглашает Божественность Иисуса Христа, свидетельствует о Боговоплощении. Вспомним его слова: «И слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» Ин. Таким образом, мы устанавливаем, что каждое из четырех Евангелий находится на своем месте. Одно дополняет другое, и в этом богатство нашей традиции. Я уже сказал, что предпочтение надо отдавать отцам Церкви. Почему у нас не один комментарий на Евангелие, а целая россыпь? Порой мы видим, как по-разному экзегеты толкуют одно и то же событие.
Например, на вопрос о том, с кем боролся Иаков, я насчитал 12 позиций в толкованиях отцов Церкви. На самом деле, это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие экзегетические объяснения. Мне лично было бы тяжело общаться с таким православным христианином, который прочитал только один комментарий. Например, Феофилакта и всё. Так же не видно богатства всей традиции, это очень узкое восприятие. Хотя Амвросий Оптинский говорил начинать с Феофилакта Болгарского. И я сам стараюсь раз в год перечитывать Феофилакта.
Это тот фундамент, без которого нет экзегезы. Феофилакт не был отцом Церкви, но он делал компиляцию из отцов. Он убирал из трудов святителя Иоанна Златоуста то, что там было на злобу дня. Златоуст очень любит, комментируя Матфея, уйти к вопросу о ристалищах, страниц на пять, а под конец опять вернуться к Матфею. Работа Феофилакта была колоссальна. Он вычленил из трудов разных отцов то, что относится к священным текстам. Но мы имеем четыре разных Евангелия и массу комментариев.
В этом и заключается богатство традиции. И как каждый из евангелистов дополняет другого, так и каждый экзегет из Отцов Церкви дополняет других экзегетов. Чтобы лучше понять, почему могут быть разные комментарии, давайте обратим внимание на такую вещь, как драгоценный камень. Если мы держим в руке драгоценный камень, то видим слева бирюзовый цвет, по центру — янтарные блестки, справа — изумрудный оттенок. Как только я поверну этот камень, вся палитра меняется. Там, где был янтарный, оказался изумрудный. Там, где был изумрудный, теперь бирюзовый.
Таким образом, каждый современный экзегет должен быть обречен на плагиат. Не надо бояться этого слова. Как икона делается по списку, и никто не имеет права ничего добавлять, так и нормальная современная экзегеза строится на разных взглядах на одни и те же темы. В Средние века были сборники, которые назывались катены. Это были такие цепочки текстов. Давался библейский текст и вокруг него разные объяснения отцов Церкви. То же самое Учительное Евангелие, известное многим, — это сборник разных авторов, разных периодов отцов Церкви.
В этом богатство традиции. Каждый современный экзегет должен быть обречен на плагиат. Не надо бояться этого слова Если из этого текста вы вынесете только одну фразу «назад к отцам», значит он не напрасен. Как в свое время святитель Ириней Лионский говорил: «Зачем искать истину на стороне, когда в Церкви, как в огромной сокровищнице, она собрана воедино? Это вхождение в благодатную вселенную церковной экзегезы, исчерпать которую мы не способны.
Иногда целиком Библия издается, иногда отдельно Новый Завет или Псалтирь, но наличие благословения Святейшего Патриарха — это гарантия того, что текст не подвергался каким-то тенденциозным изменениям. Если книга издана без благословения Патриарха, значит это текст с критическими изменениями. Так что давайте внимательно относиться к слову Божию и благоговеть перед ним. Водимые Духом Святым Для нас, православных христиан, особое значение имеет церковнославянский перевод Библии: это тот текст, который является по-настоящему каноническим для Русской Православной Церкви. Когда мы пользуемся этим текстом, у нас есть особое преимущество. Давайте вспомним, что на церковнославянский язык Библию переводили равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. А в те дни никто не делал перевод в нашем понимании этого слова: делали подстрочник, переводили слово в слово. И в данном случае делался перевод с Септуагинты. Септуагинта — это перевод Ветхого Завета с еврейского на греческий, который был выполнен за несколько столетий до Рождества Христова. Святые отцы, такие как, например, блаженный Августин, настаивают на том, что как пророки Ветхого Завета были движимы Духом Святым, так и составители Септуагинты делали свой перевод под влиянием Духа Святаго. NB: «Об авторитете семидесяти переводчиков, который по сохранившимся в нем красотам еврейского стиля должен быть предпочитаем всем другим переводам, хотя были и другие переводчики, переводившие священные Писания с еврейского языка на греческий, как-то: Акила, Симмах и Феодотион; хотя существует и еще перевод, автор которого неизвестен и потому он без указания переводчика называется просто пятым изданием; однако перевод Семидесяти принят Церковью так, как если бы он был единственным, и находится в употреблении у греческих христианских народов, из которых весьма многие даже не знают, существует ли еще какой-либо другой. С перевода Семидесяти сделан и латинский перевод, используемый латинскими церквями. Еще в наше время жил пресвитер Иероним, человек ученейший, сведущий во всех трех языках, переведший священные Писания на латинский язык не с греческого, а с еврейского. Но несмотря на то, что иудеи признают его ученый перевод правильным, а перевод Семидесяти во многих местах неточным, однако Церковь Христова полагает, что никого не следует предпочитать авторитету стольких людей, избранных для этого дела тогдашним первосвященником Елеазаром, на том основании, что если бы даже и не проявился в них единый и несомненно божественный Дух, а ученые Семьдесят по человеческому обыкновению договорились между собою относительно тех или иных слов перевода, чтобы употребить такие, которые принимались бы всеми, то и в таком случае им не следует предпочитать одного, кто бы он ни был. Но коль скоро мы видим в них такой ясный знак боговдохновенности, то как бы любой другой переводчик Писаний с еврейского языка на какой-нибудь другой ни был точен, согласен ли он с Семьюдесятью или нет, за Семьюдесятью мы должны признать пророческое превосходство. Ибо тот же самый Дух, который был в пророках, когда они составляли Писание, тот же Дух был и в Семидесяти, когда они его переводили» Блаженный Августин, О граде Божием 18. Конечно, не все мы знаем греческий язык, и, читая славянскую Библию, мы читаем подстрочник Септуагинты — а это возможность для нас приобщиться к священному и очень важному во всех отношениях тексту, который делался с более древних еврейских списков книг Священного Писания, нежели тот масоретский текст, которым сейчас так увлекаются Библейские общества и редакция которого завершилась где-то к IX—X веку. Следует иметь в виду, что в масоретском тексте допускались тенденциозные неточности, хотя, конечно, не такие, как у некоторых модернистов, которые почему-то называют себя христианами. NB: Древнееврейский список не имел знаков для обозначения гласных букв и знаков препинания. Пока язык сохранялся в традиции народа, трудностей при чтении Ветхого Завета не возникало. Однако после вавилонского плена, когда евреи стали говорить по-арамейски, древний язык Писания стал непонятен для многих из них, появились разночтения и возникла необходимость сверить тексты и внести в них такие изменения, которые позволяли бы читать их в соответствии с древней традицией, а именно: вставить гласные и расставить знаки препинания. Эта работа была начата в V веке по Р. Кроме расстановки гласных и знаков препинания масореты сличили древние рукописи и толкования, установили размеры и пунктуацию стихов. Эти книги получили название масоретских. Александрийским переводом, принятым к этому времени Христианской Церковью, иудеи в своей работе не пользовались. Об этом сейчас мало вспоминают, когда в качестве «древнейшего свода» используют не греческий или славянский тексты, а масорето-иудейский, являющийся на самом деле значительно более поздним. Сами масореты считали, что еврейский текст был в восемнадцати местах искажен книжниками, которые достаточно вольно излагали и такие тексты, как Быт. Особое внимание иудейские переводчики уделяли мессианским местам Ветхого Завета. Масореты, однако, использовали еще и другой прием обработки текста, так что читалось больше слов, чем фактически было в манускрипте. Они просто добавляли лишнюю согласную. Эта буква, в отличие от остального неприкосновенного текста, стояла над строкой и поэтому называлась литера суспензиа плавающая буква. В Еврейской энциклопедии мы читаем: «Постановка одного слова вместо другого имела место еще в глубокой древности, но делалось это сначала только устно, затем стали отмечать такие места на полях частных манускриптов» ЕЭ. Самым известным описателем особенностей масоретского текста был иудейский раввин Моисей Бен Ашер 850-900. Он принадлежал к династии переводчиков из Тиверии.
Онлайн требуется установить Яндекс. Браузер Дорогие друзья Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы.
Аудиокниги слушать онлайн
Известный богослов, библеист, миссионер и проповедник протоиерей Олег Стеняев читает цикл кратких обзорных лекций, по Евангелию от Матфея. смотреть видео на. О мытарствах рассказал протоиерей Олег Стеняев, что происходит после смерти. Биография Олега Стеняева: фото, личная жизнь, последние новости 2019, проповеди, толкование Евангелия, лекции.
Видео: Олег стеняев толкование библии - 28.04.2024
- Библейские толкования протоиерея Олега Стеняева
- 12 комментариев
- «Назад к отцам», или Как читать Священное Писание
- 12 комментариев
Толкование На Евангелие Олег Стеняев - Скачать mp3 бесплатно
А четвертый это тот, который есть и не будет его. Но это наступит после смерти. Ну, если ему это тоже не понятно по пусть осветит, на один всего, лишь вопрос для чего пророчества, которые не сбылись столь длительное время. Да и не понятно сбудутся ли они в нынешнем тысячелетии, вед за два не сбылись. Ну а если не ответит то тогда пусть просто поверит, да и не мне, а своей совести, пророчество Иоанна сбудется именно тогда когда насупит смерть. Сбудется до последней буквы.
Адвентисты седьмого дня перевели этот текст так: «Я же хвалю вас за то, что вы помните всё, чему учил я и что делал, и держитесь наставлений». Как видим, здесь слово «предание», по-гречески — «парадосис», заменено словом «наставление», хотя, учитывая смысл слова «парадосис», такая замена в данном контексте неправомочна. А вот еще один текст — 2-е Послание к Фессалоникийцам, 2: 15, его адвентисты перевели следующим образом: «Стойте же, братия, твердо и держитесь тех истин, которые мы преподали вам — и устно при встречах, и в письме нашем». А теперь я напомню, как этот текст воспроизводится в Синодальной Библии: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим». Как видим, что в одном случае, в 1 Кор. Искажен и текст 2-го Послания к Фессалоникийцам, 3: 6, — адвентистами предлагается такая реконструкция этого текста: «И еще одно наставление вам: во имя Господа нашего Иисуса Христа удаляйтесь, братия, от всякого в вашей общине, кто праздно проводит время свое». Давайте вспомним синодальный перевод. Апостол Павел пишет: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию». Но есть ли места, в которых составители этого перевода, а вернее сказать — комментария, оставили слово «предание», употребленное и в греческом тексте Нового Завета? И это те места, где говорится о преданиях в отрицательном значении: об иудейских преданиях, о человеческих преданиях, — во всех таких случаях слово «предание» оставлено Мф. А в каждом из мест, где говорится именно об апостольском Предании, о предании в положительном смысле, текст Библии адвентистами намеренно искажен. Возьмем Псалтирь. Псалом 5-й, 8-й стих в синодальном переводе звучит так — и, кстати, этот перевод соответствует буквальному пониманию данного стиха: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем». Но так как адвентисты не считают, что храм — это особое место и надо по отношению к нему проявлять почитательное поклонение, то они и перевели этот текст по-своему. Открываем «свободную от узких конфессиональных ограничений» Псалтирь и читаем: «А я, по милости Твоей великой, в дом Твой смогу войти и, благоговея перед Тобою, смогу поклониться Тебе, лицом к святому храму Твоему обратившись». Здесь много лишних слов, которые даются курсивом, но которые, в понимании адвентистов, делают этот стих более соответствующим доктринам их веры. Для сравнения обратимся к современному иудейскому переводу Псалтири. Иудеям свойственен страх Божий перед буквой, они не позволяют себе таких вольностей с библейским текстом, какие позволяют себе христианские модернисты. Открываем 5-й псалом, 8-й стих: «А я, по великой милости Твоей, приду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в благоговении перед Тобою» Перевод р. Мосад Арав Кук. Здесь текст дается и в переводе, и на языке оригинала, и как видим, он соотносим с синодальным переводом, потому что тут нет попытки исказить слово Божие. NB: Как известно, адвентисты подобно саддукеям не верят в жизнь души после смерти тела. Известные слова Христа, сказанные благоразумному разбойнику на кресте, они оформили в своем издании следующим образом: «И ответил ему Иисус: «Заверяю тебя сегодня будешь со Мною в раю». Синодальный перевод имеет следующее оформление: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» Лк. Как видим, в адвентистском переводе сняты все запятые. И в ссылке на Лк. То есть «когда-то будешь», но не сегодня. Если кто-то из ваших родных и близких пользуется нестандартными переводами Священного Писания, которые опираются на критический подход к библейскому тексту, надо предупредить их о той опасности, с которой они могут столкнуться. А для новоначальных рекомендуемый перевод — Синодальная Библия. Особенность церковного издания в том, что мы имеем всегда благословение Святейшего Патриарха на тот или иной текст Библии, который выпускается в синодальной традиции. Иногда целиком Библия издается, иногда отдельно Новый Завет или Псалтирь, но наличие благословения Святейшего Патриарха — это гарантия того, что текст не подвергался каким-то тенденциозным изменениям. Если книга издана без благословения Патриарха, значит это текст с критическими изменениями. Так что давайте внимательно относиться к слову Божию и благоговеть перед ним. Водимые Духом Святым Для нас, православных христиан, особое значение имеет церковнославянский перевод Библии: это тот текст, который является по-настоящему каноническим для Русской Православной Церкви.
Иисус указал три шага, которые нужно сделать верующим: 1 Должны отречься от себя. Мы стремимся угождать не себе, а Богу. Христианские принципы отделяют нас от этого мира, поэтому мир может говорить о нас оскорбительно 1 Петра 4:4 3 Должны постоянно следовать за ним Христом.
Заповеди — в слове Божием. Читая Священное Писание, мы погружаем свое сознание в заповеди Бога. Как Давид говорил: «Слово Твое — светильник ноге моей» Пс. А если мы не погружаем свое сознание в слово Бога , то мы как во тьме ходим. Обращаясь с наставлением к юному епископу Тимофею, апостол Павел писал: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением и учением» 1 Тим. А боговидец Моисей, поставляя Иисуса Навина, говорил ему: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся к ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» Нав. Как правильно заниматься изучением Священного Писания? Я думаю, что надо начать с Евангельского и Апостольского чтений дня, указания на которые есть в каждом церковном календаре — а такие календари сегодня есть у всех. В старину было принято: после утреннего правила человек открывал календарь, смотрел, какое сегодня Евангельское чтение, какое Апостольское чтение, и читал эти тексты — они были своего рода назиданием ему на этот день. А для более интенсивного изучения Священного Писания очень хорошо время поста. Обязательно надо дома иметь Библию, подобрать для себя такой экземпляр, который будет удобен для ваших глаз, который в руках приятно держать. И чтобы обязательно была закладка. И под закладку надо читать фрагмент Священного Писания от начала до конца. Конечно, рекомендуется начинать с Нового Завета.