29 ноября 2020. Майя Плисецкая: биография, личная жизнь, советы, фото, факты. Личная жизнь Майи Плисецкой. Со своим мужем, легендарным композитором Родионом Щедриным, Майя Плисецкая познакомилась у Лили Брик.
Майя Плисецкая: причина смерти. Последние годы жизни балерины
Балерина Майя Плисецкая: биография, интересные факты, личная жизнь, муж, дети | В 2012 году, за три года до ухода Майи Плисецкой из жизни, в большом зале Московской консерватории юбилей её мужа Родиона Щедрина праздновался концертом. |
Майя Плисецкая: биография, личная жизнь, фото и видео | Биография Майи Плисецкой. Майя Плисецкая – величайшая русская балерина, более сорока лет служившая сцене Большого театра. |
Майя Плисецкая - биография, личная жизнь, фото, балет, причина смерти и последние новости | Последующие 50 лет в жизни Майи Плисецкой были неразрывно связаны с самым престижным театром столицы. |
Майя Плисецкая: биография, личная жизнь, фото :: | Биография Майи Плисецкой будет неполной без сведений о личной жизни. |
Преследование КГБ, вражда с Григоровичем и другие конфликты Майи Плисецкой
Биография Майи Плисецкой. Майя Плисецкая. 2 мая на 90-м году жизни скончалась балерина Майя Плисецкая – Самые лучшие и интересные новости по теме: Плисецкая, СССР на развлекательном портале Творчеству Плисецкой посвящены книга "Майя Плисецкая" Натальи Рославлевой, многочисленные фотоальбомы с тем же названием.
Жизнь и творчество балерины Майи Плисецкой
Немного позже Кеннеди позвонил лично. Майя Михайловна понимала его с трудом и мучительно искала в памяти несколько известных ей английских слов… По пути на репетицию она столкнулась с очередным посланцем Роберта, который принес ей коробку вина. Майя Плисецкая в балете «Ромео и Джульетта», 1961 год. Через год, в очередной день рождения балерины, заместитель премьера СССР Анастас Микоян, только что вернувшийся из Америки, привез Плисецкой букет искусно выполненных фарфоровых гвоздик. Во время следующей встречи они обнялись и поцеловались, как старые знакомые. На следующий день после ланча Кеннеди повел ее осматривать Нью-Йорк, купил ей в подарок… будильник в знаменитом магазине «Тиффани» — явный намек на ее опоздание на встречу… Еще пару раз Кеннеди забегал в театр, когда там танцевала Майя Плисецкая. Ей намекали, что он слыл записным донжуаном. Игра не игра.
Зов не зов… Что-то нас взаимно влекло друг к другу… Мы были друг другу интересны». Он позвонил ей в гостиницу и сказал, что отправляется в предвыборную поездку по нескольким штатам. Просил, чтобы она оставила для него вечер 11 июня. А 5 июня на него было совершено покушение в Лос-Анджелесе. Через день американский друг Майи Плисецкой скончался… У советской прима-балерины в этот день был назначен концерт в «Метрополитен-опера». На афише значилась «Спящая красавица». Перед поднятием занавеса представитель дирекции театра сообщил публике: «В знак траура по Роберту Кеннеди, в честь его памяти, Майя Плисецкая станцует «Умирающего лебедя».
Весь зал в едином порыве встал. Когда-то, в конце 1960-х, она несмотря ни на что добилась своего — станцевала Кармен в Большом, и это стало событием в мире хореографии. Балет «Кармен-сюита» поставлен для Плисецкой Альберто Алонсо. Муж блистательной Майи, композитор Родион Щедрин, оригинально обработал бессмертную музыку Ж. Майя Плисецкая на площади Киевского вокзала после гастролей, 2000 год. В успехе «Кармен» сомневались многие, в том числе Галина Уланова. Даже Дмитрий Шостакович не решился вступить в рискованное предприятие: «Лучше Бизе не напишешь.
Я боюсь Бизе». Отказался и Арам Хачатурян… Оставался тот композитор, который жил в одном доме с балериной — Родион Щедрин. И тогда он выбрал жанр транскрипции… С тех пор «Кармен-сюита» едва ли не так же популярна в мире, как сама опера «Кармен». Познакомившись в гостях у Лили Брик, композитор и балерина вроде бы не слишком заинтересовались друг другом может, отпугнула разница в возрасте? В данном случае на семь лет старше оказалась Плисецкая , но через три года стали встречаться, провели вместе отпуск в Карелии. И Майя ответила мне взаимностью». В октябре 1958 года они поженились.
Свадебным подарком от матери явилась выхлопотанная двухкомнатная квартира на Кутузовском проспекте. Им никогда не было скучно друг с другом. Несмотря на протесты Щедрина, Майя Михайловна в свое время не решилась родить ребенка и бросить сцену.
До конца жизни она оставалась стройной, гибкой, в отличной форме и в бодрости духа. Лучшая диета, как считала балерина, более всего любившая хлеб с маслом и селедку — это «меньше жрать».
Одним из увлечений Майи было коллекционирование смешных фамилий. Едва наткнувшись на подобную в одном из журналов или газет, балерина сразу ее вырезала и добавляла в коллекцию. Плисецкая всегда выглядела «на все сто» и одевалась с иголочки. Вопреки тому, что в советское время делать это было сложновато, наряды Майи всегда были заметны. Так заметны, что даже Хрущев однажды поинтересовался на приеме — не слишком ли богато живет Плисецкая для балерины.
Балерина тепло дружила с Робертом Кеннеди, познакомившись с ним во время тура. У них был один день рождения на двоих, и политик, не скрывавший своих симпатий, часто поздравлял Майю с праздником и дарил дорогие подарки. Майя жизни своей не представляла без жирных питательных кремов. Густо намазав крем на лицо, она раскладывала пасьянсы на кухне — иногда до глубокой ночи, страдая от постоянной бессонницы. Майя часто не могла обойтись без снотворного.
Несмотря на нежную и крепкую любовь к Родиону, Майя не спешила замуж. Данная идея пришла к ней вместе с мыслью, что власти наконец-то выпустят ее за рубеж, если она свяжет себя со Щедриным узами брака. За границу Плисецкую не выпускали до 1959-го года. Чтобы пуанты крепче сидели на ногах, Майя перед каждым выступлением наливала в пятки туфель теплую воду. И страшно боялась забыть о своем отражении в зеркале перед выходом на сцену, ведь плохо накрашенная балерина — это «бесцветная моль».
Плисецкая обожала футбол и яростно болела за любимую команду — ЦСКА. Майя никогда не курила, не любила самих курильщиков и с алкоголем особой дружбы тоже не водила. Балерина танцевала аж до 65-ти лет! И после еще раз снова вышла на сцену, уже в 70 лет, да к тому же в качестве исполнительницы главной балетной партии!
Плисецкая была многогранной натурой.
Нельзя не отметить, что прима проявила себя в качестве талантливого хореографа. Ее постановки в Большом театре, Римском театре перевернули классическую трактовку «Федры», «Раймонды» и «Айседоры». Плисецкая во время зарубежных гастролей сдружилась со знаменитой оперной певицей М. Кабалье , и они обе участвовали в новаторской постановке балета-оперы «Вилисы». Личная жизнь Плисецкую всегда окружали мужчины, их внимание и любовь балерина воспринимала как должное.
Среди ее поклонников были известные танцоры, режиссеры, музыканты и композиторы. Как признавалась сама прима, ее отношения рушились потому, что ни один мужчина не хотел быть вторым после балета. Очередной поклонник думал, что Плисецкая откажется от театра, родит ребенка и посвятит себя семейному очагу, но Плисецкая и не собиралась этого делать. Рекомендуем: Биография Марины Цветаевой Первая история любви в жизни Плисецкой случилась, когда прима встретила Мариса Лиепу, вскоре они поженились, однако через три месяца расстались. Второй муж Майи Плисецкой — Родион Щедрин — стал ее верным спутником до конца жизни, он во всем поддерживал балерину и никогда не требовал от нее отказаться от балета.
Встретились они случайно, на вечеринке, которую организовала Лиля Брик, но тогда интереса друг к другу не проявили. Несколько лет спустя Майя Плисецкая и Родион Щедрин провели вместе отпуск в одном из живописных уголков Карелии, а позже поженились. Майя Плисецкая признавалась, что супруг не только вдохновлял ее, но и давал силы творить, танцевать на пределе возможностей. Как писала в своей автобиографии сама Майя Плисецкая, дети могли разлучить ее с балетом, поэтому она не решилась рожать. Щедрин хотел малыша, но не настаивал и не принуждал к этому жену, прекрасно понимая последствия.
В 2000 году, в день своего 75-летия, Плисецкая все еще танцевала. На сцене Большого театра балерина исполнила номер «Аве, Майя», который специально для нее создал французский балетмейстер Морис Бежар. В ноябре 2015 года в Большом театре планировали провести юбилейный концерт в честь 90-летия балерины. Но, к сожалению, до своего юбилея Майя Плисецкая не дожила: она скончалась от инфаркта 2 мая 2015 года. Балерина завещала воссоединить свой прах с прахом мужа, Родиона Щедрина, после его смерти и развеять его над Россией. Бонус: цитаты Майи Плисецкой «Люди не делятся на классы, расы, государственные системы.
Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок неба». Самое важное — как. Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало.
Тогда это настоящее, иначе никак». Но молодящийся старичок или старушка — это смешно. Знаете, есть старый сад и новый сад. Но ухожены они или нет — это уже совсем другое дело. То же самое с лицом человека: всегда видно, ухожено оно или запущено». Меня послушайте.
Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда — воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте... До последнего мига боритесь. Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба».
ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ
Именно тогда она и написала две книги воспоминаний (» Я, Майя Плисецкая» и «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах» – Правила жизни), снабдив их фотографиями рукописи, — чтобы никто не усомнился в авторстве. О дружбе Пьера Кардена и Майи Плисецкой давно уже ходят легенды. 1950-е Плисецкая в партии Одетты в балете «Лебединое озеро» в постановке Асафа Мессерера.
Жизнь и творчество балерины Майи Плисецкой
Специально для нее ставились балеты, миниатюры и танцевальные спектакли. В 1966 г. Плисецкая поставила свою подпись в письме 25 деятелей культуры и науки против реабилитации Сталина. Она не забыла того, по чьей вине расстреляли ее отца, а также с чем пришлось столкнуться ее матери. Майя Плисецкая блестяще себя проявила и как балетмейстер, поставив балеты «Анна Каренина» 1972 , «Чайка» 1980 и «Дама с собачкой» 1985. Во всех этих постановках она исполнила ключевые женские партии.
Любопытно, что она никогда не считала себя хореографом. В 80-х годах Майя часто находилась за рубежом, работая художественным руководителем Римского театра оперы и балета и Испанского национального балета. В 1990 г. Юрий Григорович уволил ее и некоторых других артистов из Большого театра, что вызвало бурю негодования в обществе. Пьер Карден с Майей Плисецкой Однако Плисецкая не опустила рук, продолжив участвовать в концертах и давать показательные уроки мастерства.
В середине 90-х она стала председателем международного балетного конкурса «Майя», который начал проходить каждый год. Также Майя Михайловна снялась во многих кинолентах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера. О ее творческой и личной биографии были сняты десятки кинофильмов Примечательно, что Плисецкая была одной из «муз» французского модельера Пьера Кардена. Специально для русской балерины он пошил десятки сценических костюмов, вечерних платьев, аксессуаров и прочих вещей, не беря за это никакой платы. Однако, когда Майя начала хорошо зарабатывать, она по собственному желанию оплатила Кардену все его подарки.
Личная жизнь В собственных мемуарах Майя признавалась, что у нее были любовные отношения с солистами балета Вячеславом Голубиным и Эсфендьяром Кашани. Ее первым официальным мужем был Марис Лиепа, который также являлся солистом балета.
Сама Майя в 7 лет тоже начала заниматься балетом, в Москве ее отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской. Родные братья Майи, Александр и Азарий, повзрослев, стали балетмейстерами. Так что за исключением родителей Майи советская власть к Мессерерам-Плисецким была достаточно благосклонна. Да и карьера Майи как балерины с первых же шагов складывалась успешно. После окончания хореографического училища в 1943 году девушку сразу взяли в Большой театр. Когда ушла со сцены Галина Уланова, Плисецкая стала примой-балериной Большого театра. Английская шпионка При Хрущеве начались поездки наших артистов за рубеж. В 1956 году, когда балет Большого театра собрался в Лондон, оказалось, что прима Плисецкая - «невыездная»!
В чем дело? Позже узнала: Иван Серов председатель КГБ в 1954-1958 годах назвал ее агентом английской контрразведки. Потому, мол, ее выпускать нельзя ни в коем случае. Дело было в том, что в это время Плисецкая познакомилась и несколько раз встречалась с Джоном Морганом, вторым секретарем английского посольства в Москве. Для чекистов, как отмечала сама Майя Михайловна, это стало сигналом: либо Плисецкая останется в Англии и попросит политического убежища, либо она шпионка, новая Мата Харри. За ней 24 часа в сутки начала следовать машина КГБ. Об этом знала и она сама. Возможно, там были не только доносы завистников и недоброжелателей, но и сообщения ее лучшей подруги Лили Брик, у которой не раз бывала балерина на протяжении многих лет. Лиля содержала модный салон, где собиралась избранная публика - поэты, артисты, художники и …чекисты. Очень многие из них позже попадали на Лубянку и больше не возвращались.
Возможно, Лиля, имевшая удостоверение сотрудника КГБ, не обходила особым вниманием и приму-балерину Большого театра. Во всяком случае, отношения пары Плисецкая — Щедрин и Лили Брик внезапно прекратились по неизвестным причинам, а Брик покончила с собой в возрасте 86 лет в 1978 году. Майя Плисецкая в балете «Ромео и Джульетта», 1961 год.
Этого она не могла простить. Конфронтация началась с банальной истории, а закончилась настоящей войной. Обиды росли как снежный ком.
Он ссорился с людьми, принесшими ему славу», — написал Плисецкий. Он подчеркнул, что каждый новый балет Григоровича был слабее предыдущего — хореографу не удалось повторить успех «Каменного цветка» и «Легенды о любви», которые позволили ему стать балетмейстером Большого. Визитными карточками театра надолго стали соцреалистские «Спартак» и « Иван Грозный ». Последней постановкой Григоровича на сцене Большого стал «Золотой век». В последние годы партии балетов на музыку мужа Плисецкой Родиона Щедрина состояли преимущественно из адажио, во время которых балерину носили на руках и почти не ставили на пол. При этом благодаря движениям корпуса, выразительности рук, харизме и самому присутствию Плисецкой зрители были в восторге.
Ей к тому времени уже было за 60, а Васильева и Максимову выгнали из театра, когда им было по 40 лет. В своей книге «Я, Майя Плисецкая» она назвала тот период «годами странствий». Выбор места жительства она объясняла хорошим воздухом, качественной медициной, комфортным бытом и близостью многих европейских столиц.
Когда Майе едва исполнилось 25 лет она уже имела мировую известность, вследствие чего начала выступать на крупнейших сценах мира. В 1959 г. Балерина обладала фантастической пластикой и прыжком, а также легким шагом и тонкой музыкальностью. Интересен факт, что она ввела в балетную лексику такой вид прыжка, как — «кольцо». Плисецкая основала свой уникальный стиль, которому были присущи изящность, четкость и законченность движения, позы и всей композиции в целом. Во всех ее телодвижениях присутствовала гармония. Стоит заметить, что она достигла больших высот в качестве трагедийной актрисы. Русская балерина не боялась экспериментировать, проявляя живой интерес ко всему новому. Балет был для ее не работой, а способом самовыражения. Возможно именно поэтому она выходила на сцену даже в 70-летнем возрасте. Специально для нее ставились балеты, миниатюры и танцевальные спектакли. В 1966 г. Плисецкая поставила свою подпись в письме 25 деятелей культуры и науки против реабилитации Сталина. Она не забыла того, по чьей вине расстреляли ее отца, а также с чем пришлось столкнуться ее матери. Майя Плисецкая блестяще себя проявила и как балетмейстер, поставив балеты «Анна Каренина» 1972 , «Чайка» 1980 и «Дама с собачкой» 1985. Во всех этих постановках она исполнила ключевые женские партии. Любопытно, что она никогда не считала себя хореографом. В 80-х годах Майя часто находилась за рубежом, работая художественным руководителем Римского театра оперы и балета и Испанского национального балета.
Великая русская балерина Майя Плисецкая
Во всех ее телодвижениях присутствовала гармония. Стоит заметить, что она достигла больших высот в качестве трагедийной актрисы. Русская балерина не боялась экспериментировать, проявляя живой интерес ко всему новому. Балет был для ее не работой, а способом самовыражения. Возможно именно поэтому она выходила на сцену даже в 70-летнем возрасте. Специально для нее ставились балеты, миниатюры и танцевальные спектакли.
В 1966 г. Плисецкая поставила свою подпись в письме 25 деятелей культуры и науки против реабилитации Сталина. Она не забыла того, по чьей вине расстреляли ее отца, а также с чем пришлось столкнуться ее матери. Майя Плисецкая блестяще себя проявила и как балетмейстер, поставив балеты «Анна Каренина» 1972 , «Чайка» 1980 и «Дама с собачкой» 1985. Во всех этих постановках она исполнила ключевые женские партии.
Любопытно, что она никогда не считала себя хореографом. В 80-х годах Майя часто находилась за рубежом, работая художественным руководителем Римского театра оперы и балета и Испанского национального балета. В 1990 г. Юрий Григорович уволил ее и некоторых других артистов из Большого театра, что вызвало бурю негодования в обществе. Пьер Карден с Майей Плисецкой Однако Плисецкая не опустила рук, продолжив участвовать в концертах и давать показательные уроки мастерства.
В середине 90-х она стала председателем международного балетного конкурса «Майя», который начал проходить каждый год. Также Майя Михайловна снялась во многих кинолентах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера.
Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской. В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли, подозревая в шпионаже. Еще через несколько месяцев арестовали и его жену Рахиль. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь.
Рахиль Плисецкая-Мессерер получила 8 лет тюрьмы как жена врага народа. Ее вместе с новорожденным ребенком младшим сыном Азарием поместили в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Только благодаря стараниям своих близких родственников ее вначале перевели на вольное поселение в Чимкент. И только в 1941 году ей смягчили приговор и позволили вернуться в Москву. Среднего сына Александра приютил дядя Асаф, а 12-летную Майю удочерила ее тетя Суламифь. Добрая родственница приняла у себя осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу. Она требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее. Первые выступления Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер.
Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения. В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.
Однако уникальная грация движений не сразу принесла ей ведущие роли: например, в спектакле «Спящая красавица» пришлось станцевать две второстепенные партии, прежде чем прима получила главную. Позже Плисецкая получает практически все главные роли, а статус примы ей присваивают после того, как Уланова уходит на заслуженный отдых. Практически сразу начинается многолетнее противостояние Плисецкой с главным балетмейстером, которое закончится уходом балерины из театра. За свою долгую карьеру Плисецкая станцевала практически все ведущие партии, объездила с гастролями весь бывший СССР, участвовала в постановках итальянских, французских и испанских мэтров.
Краткая биография Вся биография Майи Плисецкой заложена внутри искусства: и в творческом, и в личном плане. Фамилия Плисецкой и балет — два неразрывно связанных понятия, друг без друга не существующих. Сразу по возвращению из ссылки, мать Майи увезла детей в Свердловск. Продолжать практиковаться в балете в эвакуации было проблематично, но именно здесь юная танцовщица впервые исполнила прославившую ее на весь мир партию умирающего лебедя в постановке тети Суламифь. Майя вместе со всеми родственниками приезжает назад в Москву. Перспективная балерина получает красный диплом об окончании хореографического училища. В числе многих однокурсников, Майя принимает приглашение в кордебалет Большого театра, получив возможность раскрыться и продемонстрировать талант в сольных номерах. Ее умирающий лебедь покорил столицу. Начинающей балерине доверяют основные партии в серьезных спектаклях: Маша в «Щелкунчике», Мирта в «Жизели», фея осени в «Золушке», Китри в «Дон Кихоте» и, наконец, вожделенные партии Авроры в «Спящей красавице», Одетты и Одилии в «Лебедином озере».
Майе Плисецкой, готовившейся к международным гастролям в Великобританию вместе с труппой Большого театра, было отказано в выезде. Чиновники отыскали компрометирующие факты из жизни балерины. Состоялся первый заграничный гастрольный тур с участием Майи Михайловны. СССР в то время был впереди планеты всей, пал «железный занавес», и Россия предъявляла миру лучшее, доказывая собственное превосходство. А лучшее в балете, несомненно, Плисецкая. Зарубежные политики и звезды мечтали о знакомстве с ней. Став преемницей Галины Улановой, Плисецкая назначается официальной прима-балериной Большого театра. По возвращению из международного тура, вдохновленная новыми впечатлениями, Плисецкая инициирует создание новых театральных и балетных постановок, выступая в роли режиссера-постановщика. Музыку к ее произведениям неизменно сочинял ее супруг, Родион Щедрин.
Карьера Плисецкой попала под удар после подписания письма против реабилитации И. Плисецкая очень востребована в мировом искусстве. Звезда успела поработать в Испании директором римского театра оперы и балета и главным балетмейстером национального балета. Плисецкая участвует в международном гала-концерте в честь Марты Грэм в Нью- Йорке вместе с мировыми звездами балета. Наступил переломный момент в конфликте с руководством Большого театра, в результате которого руководитель театра Ю. Григорович уволил нескольких именитых танцовщиков, в т. Общественный резонанс не смог повлиять на ситуацию. Чета Плисецкая — Щедрин уезжают в Германию. Балерина продолжает выступать, совмещая танцы с работой репетитора и постановщика спектаклей.
Плисецкой был организован ежегодный международный конкурс балетного мастерства «Майя», где она сама стала председателем. В газете «Московский комсомолец» появляется скандальная статья, в которой утверждается, что у Майи Михайловны есть внебрачная дочь Юлия, рожденная в порочных отношениях с агентом КГБ. После долгих судебных разбирательств и тяжб, многочисленных проверок и анализов, было установлено, что детей у Плисецкой нет. Газета дала опровержение за подписью главного редактора. Не стало блистательной балерины. Причиной смерти стал инфаркт миокарда. После себя звезда оставила богатейшее наследие в виде образов, ею сыгранных, спектаклей, ею созданных, и книг, ею прожитых. Майя Михайловна Плисецкая Внешность и стиль Майя Михайловна не была высокой, ее рост достиг отметки 167 см. Но при этом на фото танцовщица кажется выше, чем есть на самом деле.
Она в любом возрасте была стройной и статной, держалась уверенно и гордо, чем вызывала восхищение. Неповторимый стиль Плисецкой был заслугой Пьера Кардена, который одевал музу не только для выступлений, но и для публичных выходов. Многие наряды из повседневного гардероба Майи Михайловны были переданы в коллекцию Александра Васильева, а сценические костюмы выставлены в Театральном музее Александра Бахрушина. Там же представлен флакон любимых духов балерины — ей нравился аромат Bandit, созданный Жерменом Селье. Факты о Майе Плисецкой В пору восстановления независимости Литвы литовское гражданство в виде исключения получали жители других стран, в том числе — России. Это в основном были видные деятели общественной жизни, культуры, искусства, а также спортсмены и предприниматели. Первыми из россиян этой привилегией воспользовалась пара — Родион Щедрин, уже в 1991 году получили литовские паспорта. В честь Майи Плисецкой назван астероид 4626 Плисецкая , открытый 23 декабря 1984 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной. Астероиду 4625 тем же первооткрывателем дано имя 4625 Щедрин.
Портрет длина — 16 метров, ширина — 18 метров находится на стене дома по адресу: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 16, корпус 2. Майя Михайловна Плисецкая — великая балерина, талантливая, необычная женщина, покорившая весь мир своим творчеством. Биография Майи Плисецкой полна взлетов и падений, карьера примы была настоящим восхождением по крутой лестнице, а личная жизнь пестрит любовными интригами. За свою долгую жизнь прима не только танцевала балетные партии, но и снималась у известных кинорежиссеров, участвовала в постановках, посвященных фламенко, была хореографом, балетмейстером в нескольких театрах мира. Великая балерина Майя Плисецкая посвятила всю свою жизнь и отдала всю энергию балету без остатка.
Если его нет, то деятельность балерины или актрисы бессмысленна. В мировоззрении Майи не существовало разделения людей на расы и народы. Она лишь считала, что человечество разделяется на добрых и злых людей, причем хорошие личности — это своеобразный подарок с Неба. Благодаря своим долголетним наблюдениям, Майя сделала четкий вывод, что бездеятельность губительна для человеческой фигуры. Если люди будут постоянно лежать на диване и ничего не делать, то они станут ленивыми и потеряют хорошую форму тела. Плисецкая понимала, что от естественного процесса старения и образования морщин на лице никуда не деться. Но рекомендовала людям до последнего бороться со старостью и оттягивать данный процесс как можно дольше. Краткая биография Майи Плисецкой, личная жизнь, дети, муж - это все всегда интересовало ее поклонников. Пришло время поговорить и об этом. Майя Плисецкая. Биография, личная жизнь, дети Первый брак Плисецкой оказался неудачным, ведь в замужестве с Марисом Лиепой она прожила всего три месяца, после чего пара вынуждена была расстаться. Однако в 1958 году Майя выходит замуж во второй раз. Ее спутником по жизни стал композитор Родин Щедрин. Таким образом был создан своеобразный творческий семейный дуэт. Причем Родин был понимающим и любящим супругом, который никогда в жизни не требовал от Майи бросить балет. Он прекрасно понимал, насколько большое значение в жизни занимает ее любимое занятие. Как признавалась сама Майя, Щедрин был главным ее вдохновителем на творческие свершения, он придавал ей моральные силы для сложных балетных танцев, всегда поддерживал ее добрым словом. Детей у Майи Плисецкой и Родиона Щедрина никогда не было, так как балерина отвергла идею о потомстве как таковую. Несмотря на то что изначально Родион был не в восторге от этого решения своей супруги, он вынужден был его принять как должное и смириться. Фактически, он никогда не перечил своей жене и всегда старался быть для нее настоящей мужской опорой по жизни. Книги о выдающейся балерине О таких известных людях, как Майя Плисецкая, пишут книги и снимают документальные и художественные фильмы. Не стала исключением и выдающаяся балерина СССР. Среди наиболее популярных книг, которые пользуются огромной славой среди читателей, выделяют литературные труды «Я, Майя Плисецкая», а также «Тринадцать лет спустя». В книге «Я, Майя Плисецкая», написанной самой балериной в 1994 году, повествует о ее широком творческом пути и обо всех творческих достижениях. Также в ней приведены подробные разъяснения, почему всемирная слава Большого театра России постепенно идет к упадку.
Великая русская балерина Майя Плисецкая
это все всегда интересовало ее поклонников. Полная биография танцора Майи Плисецкой. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, спектакли театра на портале «». Уже в 14 лет Майя Плисецкая впервые вышла на сцену в Свердловске с партией «Умирающий лебедь». Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства. Майя Плисецкая – легендарная балерина, которая прожила очень интересную и яркую жизнь. Звезда умерла в возрасте 89 лет в Мюнхене.
Биография и творчество Майи Плисецкой
Майя Плисецкая признавалась, что балет «не был страстью ее жизни». Впервые Майя Плисецкая и Родион Щедрин встретились на вечеринке у Лилии Брик в начале 50-х. Впервые Майя Плисецкая и Родион Щедрин встретились на вечеринке у Лилии Брик в начале 50-х. Майя Плисецкая – выдающаяся советская балерина с мировым именем, родилась 20.11.1925 года, коренная москвичка.
Майя Плисецкая - биография, личная жизнь, фото, балет, причина смерти и последние новости
Возможно, благодаря своему таланту и артистизму, она не нуждалась в бесконечных тренировках, чтобы оставаться в форме и продолжать танцевать до 65 лет, а на сцену выходила даже в 70 лет. Майя Плисецкая на сцене Большого театра Российская газета Майя Плисецкая была известна не только как отличная танцовщица, но и как талантливый хореограф и балетмейстер. Она поставила множество спектаклей на сцене Большого театра, исполняя многие главные роли. К сожалению, в конце 80-х годов балерина была вынуждена покинуть главную балетную площадку страны из-за конфликта с руководством. Балеты Майя Плисецкая, в качестве художественного руководителя, сотрудничала с другими хореографами и режиссерами, чтобы создать балеты, такие как «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка» и «Дама с собачкой». Она была руководителем Римского театра оперы и балета, а затем Испанского национального балета. Фильмы и книги Майя Плисецкая, как и любой талантливый человек, не ограничивалась только балетом, хотя он был ее главным занятием. Она снялась во многих фильмах, включая драматические роли, экранизации балетных постановок и отдельные номера. Майя Плисецкая в фильме «Анна Каренина» Культура Несколько документальных фильмов были созданы о жизни и судьбе балерины, а она сама написала и опубликовала серию мемуаров, в которых откровенно и объективно описала свою жизнь.
Ведь у балетных крайне редко бывают проблемы с сердцем. У них либо суставы, либо онкология, либо еще что-то, но чтобы вот так от сердца и в одночасье?
У меня шок до сих пор. А когда вы с ней познакомились? Так получилось, что все мое отрочество и молодость прошли в доме Рахили Михайловны, ее покойной матери, — она была совершенно уникальная, святая женщина. А театр — это ведь всегда интриги, проблемы, амбиции и подсиживания — в советском театре этого было сполна. Но в Большом было два человека, которых любили все — начиная от гардеробщиков и кончая актерами — это Сергей Яковлевич Лемешев и Майя Михайловна Плисецкая. Мы ведь знаем, что в Большом творилось и раньше, да и сейчас… — Конечно, были люди, которым она как бы невольно переходила дорогу своим появлением. Вот эти три дамы, конечно, не были заинтересованы в ее молниеносном продвижении. Ведь она ворвалась на сцену, как метеор, как вихрь. От театральной публики я слышал, что когда ее тетка, Суламифь Михайловна, танцевала Китри в «Дон Кихоте», а Майя танцевала вторую прыжковую вариацию в Гран па в финале, то после этой вариации Майю вызывали больше 10 раз. Вместе они возвращались домой в машине молча, а когда подъехали, Суламифь сказала, выходя из машины: «Ну, дорогая племянница, больше я с тобой в одном спектакле танцевать не буду».
Балетоманы — очень пристрастны и экзальтированны. Я как-то был с Майей, матерью и теткой у них на даче. Я тогда спросил Суламифь, насколько это верно, но она резко так рукой махнула. А мать Майи мне подтвердила, что все это «правда, было! Однажды она получила разрыв мениска, сделала операцию и два года не танцевала. Да и после, первое время, она долго снимала все прыжки, чтобы лишний раз не травмировать ногу. И вот после большого перерыва она решила возобновить «Дон Кихот». Это был, если мне не изменяет память, наверное, 63-й год. Вы не представляете, что творилось у касс, в фойе перед началом! А на спектакле!
С правой кулисы на сцене шла высокая лестница, с которой она и должна была спускаться. И когда она с веером только появлялась там, в зале раздался шквал аплодисментов, как на стадионе! И дальше 45 минут, то есть весь первый акт, аплодисменты не стихали! И дирижер Файер потом говорил, что весь первый акт он не слышал, что играет: стоял стон, публика орала! Вот такие у нее были спектакли! Балет «Конек-Горбунок», 60-е годы. У остальных такого успеха и близко не было… Она вообще перевернула все представление о возможностях балерины, представление о танце! Конечно, сейчас все ушло вперед, и те фокусы, которые балерины вытворяют на пуантах, она не делала и даже о них и не слышала. Но, скажем, по тем временам у нее был бешеный прыжок тогда прыжка практически не было ни у кого. В сцене «Сна», которую она танцевала с Риммой Карельской Повелительница дриад , была такая диагональ… Сначала шла Римма, а за ней летела Майя!
Так зал просто рыдал — такого прыжка, такой растяжки, такого баллона по тем временам не было ни у кого. Леля Лепешинская имела, например, хороший баллон, но у нее не было никакой растяжки. Знаете, мужчины и женщины тогда прыгали «домиком», то есть у них ноги были, как крыша у дома, — не в шпагате, как сейчас. Но самое главное — у Майи был такой энергетический посыл в зал, что невольно у человека, который пришел в балет случайно, начиналось волнение внутри, любого в зале она брала, как говорится, за грудки! Вот я помню, как в 58-м к нам в первый раз приехала Парижская опера на большие гастроли… А в Театре оперетты он тогда был филиалом Большого шел «Фауст», где Майя танцевала «Вальпургиеву ночь»… А у парижан в этот же день заключительный гала, и все так торопились отыграть, чтобы успеть попасть на «Вальпургиеву ночь». На улице жуткий дождь, и французы, которые только что отыграли и переоделись, и публика из Большого, с цветами понеслись в Оперетту. А там вот-вот должна начаться «Вальпургиева ночь»… И артисты смотрят со сцены в зал и ничего не могут понять: полпартера пустого. А все билеты скуплены. Но вот врывается какой-то сумасшедший народ, мокрый, со всех течет… Но быстро расселись в партере, и, когда кончилась «Вальпургиева ночь», премьер Парижской оперы Мишель Рено перебросил огромный букет через оркестр прямо к ногам Майи. Но это не совсем так: она ездила в Прагу, в Будапешт, в Индии была… Ее не пускали в капстраны.
Но мне кажется, что причина заключалась в том, что Галина Уланова в тот момент уже сходила с дистанции, а Майя наступала ей на пятки — поэтому ее старались не допустить. Я не утверждаю, но мне так кажется… В то время театром руководил Леонид Михайлович Лавровский, а он был очень предан Галине Сергеевне. А когда готовились первые гастроли в Америку, в это время шли репетиции «Лауренсии» с Майей и Вахтангом Чабукиани. А гастроли проводил Соломон Юрок, и Майю, как обычно, на гастроли не взяли — ехала Уланова… Но нашлась какая-то добрая душа, которая где-то поймала этого Юрока и сказала: «Вот самое лучшее, что есть, не показывают. Пойдите в такой-то класс и посмотрите». И он тихо поднялся в класс, открыл дверь и увидел репетицию «Лауренсии».
Особенно гордилась она такими перлами , как Денис Непейпиво и Дамочкин-Визжачих. Балерина обожала питательные кремы для лица. Ей нравилось сидеть на кухне, густо ими намазавшись, и раскладывать пасьянсы. Майя Плисецкая во время репетиции в Театре Колон, Аргентина. Балерине 51 год. Плисецкая писала правой рукой, хотя все остальное делала левой. Писать левой рукой она могла лишь зеркально, в противоположном направлении. Балерина была ярой футбольной болельщицей и всю жизнь болела за ЦСКА. Но это событие не заставило артистку оставить сцену — с выступлениями она объездила почти весь мир, работала в Италии, Испании, Франции, Японии. После распада СССР Плисецкая вместе с мужем уехала из страны и в 1991 году получила гражданство Литвы, хотя большую часть времени проводила в Мюнхене там у Щедрина была работа. Родиной балерина по-прежнему считала Россию и часто сюда приезжала. В 2000 году, в день своего 75-летия, Плисецкая все еще танцевала. На сцене Большого театра балерина исполнила номер «Аве, Майя», который специально для нее создал французский балетмейстер Морис Бежар. В ноябре 2015 года в Большом театре планировали провести юбилейный концерт в честь 90-летия балерины. Но, к сожалению, до своего юбилея Майя Плисецкая не дожила: она скончалась от инфаркта 2 мая 2015 года. Балерина завещала воссоединить свой прах с прахом мужа, Родиона Щедрина, после его смерти и развеять его над Россией. Бонус: цитаты Майи Плисецкой «Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок неба». Самое важное — как. Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало.
Балет в итоге разрешили. В 1968 даже вышла его экранизация, в которой также задействовали Плисецкую. Еще десять лет спустя Феликс Слидовкер снял одноименный фильм-балет, снова с Плисецкой в главной роли. Из-за конфликта с Григоровичем Майя ставила спектакли со своими друзьями и Щедрином. Первым из них стал «Анна Каренина» — балет снискал огромный успех у публики в 1972 году. Следующие попытки Майи в балетмейстерской карьере не вызвали такого же сильного принятия. Карьера за рубежом Плисецкая снискала себе славу самой выдающейся балерины по всему миру и в советское время активно гастролировала с Большим театром. В 80-ых ее пригласили стать руководителем балета Римской оперы. Плисецкая прожила в Италии полтора года, за которые из-под ее крыла вышли «Федра», «Айседора» и другие постановки. По словам ее младшего брата Александра, который также очутился в Италии в то время он тоже был солистом балета , Майя не очень любила административную работу. Все, что когда-либо ее интересовало — был танец. И в своих постановках она почти всегда выходила на сцену в главной роли. Публика любила ее, и имя Плисецкой на афишах непременно вызывало ажиотаж. В Риме Майя также вышла на сцену в «Раймонде», которую адаптировали для открытой сцены в 1984 году. После Италии была Испания. Тогда же она познакомилась и стала работать с Монсеррат Кабалье, под пение которой выступила со своим умирающим лебедем. Это была первое исполнение Лебедя под аккомпанемент человеческого вокала. В 1990 году возрасте 65 лет она была уволена Григоровичем из Большого театра «на пенсию», и снова была приглашена в Европу, где выходила на сцену, несмотря на беспрецедентный для балерины возраст — почти всегда только в главных ролях. Специально для Плисецкой в разное время выдающиеся хореографы мира разрабатывали новые версии старых или абсолютно новаторские постановки. Сама Майя признавалась, что только в Большом выходила на сцену в образе Одетты-Одиллии больше 800 раз, и затрудняется сосчитать, сколько раз «Лебединое озеро» с ее участием давали заграницей. В России она стала президентом «Имперского Русского Балета» — труппы, которая была создана некогда с ее подачи. На сцену Большого театра Плисецкая выходила еще несколько раз в рамках своих юбилейных концертов. Один из них прошел в 1995 году, и Плисецкая показала на сцене номера из своих любимых балетных постановок, в столь серьезном возрасте не утратив гибкость и грацию примы-балерины. Майя Плисецкая в фильме Анна Каренина В день своего рождения в том же году она представила публике номер «Аве Майя», который для нее поставил Бежар. Также с ней выходит много документальных фильмов, в которых Плисецкая давала интервью, где высказывалась откровенно о своем прошлом, о советской власти и о том, чем занимается сейчас, и почему предпочла жить заграницей. Кроме того, Майя стала еще и автором нескольких книг-воспоминаний. Ее издавало АСТ. Мемуары «Я, Майя Плисецкая», «Читая жизнь свою…» и «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки» выпустились небольшими тиражами, однако снискали большую популярность среди поклонников ее творчества. Также, в Санкт-Петербурге Плисецкая организовала конкурс «Майя», который проводился каждый год и привлекал артистов балета со всего мира. Последние годы жизни Майя жила на три страны сразу — в Мюнхене со своим мужем, в Россию приезжала по зову сердца и танца, и ездила в Литву, где у четы была дача. Личная жизнь Первые любовные похождения балерины были, очевидно, с солистами балета.
Как она стала Плисецкой. Было ли предопределено величие балерины?
Майя Плисецкая: почему «неправильная балерина» всю жизнь не могла заснуть ночами. Биография Майи Плисецкой. Майя Плисецкая. Брат отца Майи Плисецкой — Израиль Менделевич Плисецкий – в 1912 году всё же сумел эмигрировать в Америку, где он стал Лестер Плезент (1895—1955). 29 ноября 2020. Майя Плисецкая: биография, личная жизнь, советы, фото, факты.
Плисецкая, Майя
Майя Плисецкая - биография, личная жизнь, фото, балет, причина смерти и последние новости | Майя Плисецкая: путь в мир искусств. |
Великая русская балерина Майя Плисецкая | Уже в 14 лет Майя Плисецкая впервые вышла на сцену в Свердловске с партией «Умирающий лебедь». |
Редкие фото и интересные факты из жизни Майи Плисецкой
Несмотря на то что Плисецкая сразу понравилась членам приемной комиссии, они не сразу решились взять ее — согласно школьным правилам, детей принимали только с 8 лет. Но Суламифь Мессерер смогла убедить преподавателей зачислить девочку на курс. Тетя растила Майю как родную дочь, делала все, чтобы та ни в чем не нуждалась. Именно Суламифь подготовила для Плисецкой знаменитого «Умирающего лебедя» и придумала выход спиной к публике, который помог продемонстрировать красоту и изящество рук начинающей балерины.
Майя Плисецкая в 26 лет. Вскоре семью Плисецких эвакуировали в Свердловск сегодня Екатеринбург. В эвакуации у Майи не было возможности заниматься у балетного станка.
Испугавшись, что на этом с мечтой о театре можно будет попрощаться, Майя решилась на отчаянный шаг : без согласия матери отправилась в Москву. К счастью, удача улыбнулась будущей балерине: в столицу она добралась целой и невредимой. Там она с особым рвением возобновила занятия.
В 1943 году Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра, в котором служила более 45 лет, вплоть до 1990 года. Хотя дядя Плисецкой руководил театром, главных ролей он ей не давал, считая, что продвигать племянницу по карьерной лестнице неприлично. Зарплата у Плисецкой была минимальная.
Когда Майя впервые увидела свою фамилию напротив небольшой роли одной из 8 нимф в опере «Иван Сусанин», она была возмущена. Каждый прыжок сопровождался крещендо аплодисментов. Я и сама не предполагала, что этот маленький трюк придется так по душе зрительному залу», — вспоминала в мемуарах Майя Михайловна.
Именно на этом спектакле Плисецкую впервые заметила знаменитый педагог Агриппина Яковлевна Ваганова , работа с которой перевернула все представления балерины о технике и законах танца. Вскоре Плисецкой стали давать сольные роли. Балерина блистательно исполняла главные партии в таких спектаклях, как «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Конек-горбунок», «Шурале», «Спящая красавица», «Дон Кихот».
Балерина много гастролировала по стране, но лишь в 1953 году ее вместе с другими артистами Большого театра отправили в 2-месячную поездку в Индию. Однажды, когда большая часть труппы отправилась в Лондон, а Плисецкая осталась в Москве, она решила поставить «Лебединое озеро», в котором впервые выступила балетмейстером и хореографом одновременно. Извержение Везувия», — вспоминала потом Плисецкая.
В 1960 году Майя Михайловна стала прима-балериной Большого театра.
Не всегда получалось фуэте, иногда выходило, иногда — нет. Ну и что! И даже сейчас я думаю, что благодаря своей лености я сохранила ноги, — кокетливо улыбаясь, заявляла почти в конце жизни. Не любила повторов на сцене, и если могла что-то изменить, не мешая работе партнеров, меняла. И довольно часто. Режиссерам-постановщикам приходилось мириться с подобным. Обязательно завалят, передержат, поторопятся.
Ведь она всегда говорила только то, что думала. Порой специально, порой случайно слетало с языка. И, как правило, приносило большие неприятности. Майя Михайловна повторяла: — Щедрин дарил мне не бриллианты, а балеты, и удержал меня на плаву. Но в то же время не забывала об одном из разговоров с Лилей Брик, когда ее муж произнес: — Я все делаю для Майи, все! В картине «Замок Наины» Майя танцевала Деву, и чуть не каждая ее обольстительная поза, диагональ и прыжки с невиданным баллоном вызывали гром аплодисментов. Позже Брик узнала, что половина зала пришла не слушать «Людмилу», а смотреть танцы Девы. Поразительное чувство позы и необыкновенная красота линий!
И этот эротический подтекст в адажио, — заметила тогда Брик в антракте. Через какое-то время, раздобыв телефон незнакомой ей Майи, позвонила и пригласила к себе встречать новый, 1949 год. С того вечера, затянувшегося до пяти утра, Брик взяла молодую балерину под свое крыло: не пропускала ни одного ее спектакля, знакомила с знаменитыми людьми, давала дельные советы — как вести себя в театре, что делать с осаждавшими «сырами» и «сырицами», как добиваться тех ролей, для которых создана. Зная, что у молоденькой Плисецкой практически нет денег, Лиля Юрьевна дарила ей то французскую кофточку, то трикотажное испанское платье с бахромой. Делала это с большим тактом, чтобы ни в коем случае не обидеть балерину. На новый, 1959 год она преподнесла Майе флакон Bandit, и с тех самых пор шокирующее творение Жермен Селье, совершенно мужские духи, созданные для женщин, которые, по утверждению самой Майи Михайловны, «пахли сексом» и которые так любила Марлен Дитрих, станут для балерины незаменимыми. Когда у Плисецкой появилась возможность доставлять Лиле Юрьевне радость, она в долгу не осталась. Причина окажется нелепейшей.
Щедрину предложили написать к нему музыку. Он сразу сказал, что не сможет, поскольку к тому времени, когда надо будет это сделать, начнет работать над другим произведением. Отказаться не получится — у него уже есть договор. Щедрин отказать не смог и поставил в заявке свою подпись. Гром грянул ровно через год.
Суламифь после ареста сестры удочерила Майю, чтобы девочку не отправили в детский дом. Майя Плисецкая "Умирающий лебедь" под аккордеон В 1939 году 14-летняя Плисецкая в первый раз исполнила партию умирающего лебедя — в казахстанском Чимкенте, куда была сослана мать. Мама настояла, чтобы я явилась на публику.
Не забывай, ты должна стать хорошей танцовщицей. У тебя есть талант". Какой-то понурый ссыльный играл мне на аккордеоне попурри из балетов Чайковского. Я импровизировала, вставала на пальцы, ломала торс, чередовала арабески. Туманное предвосхищение будущего "Умирающего лебедя", но в ссыльном чимкентском варианте, под аккордеон. Успех сорвала, — писала артистка в своей автобиографии "Я, Майя Плисецкая". Майя Плисецкая и Николай Фадеечев "Умирающий лебедь" стал впоследствии визитной карточкой балерины. Красота ее движений буквально гипнотизировала зрителей.
А вдохновляться, чтобы исполнить эту партию, Майя отправилась... Несколько раз ездила туда с единственной целью — подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи, — рассказывала она. В 1941 году, когда началась война, семью эвакуировали в Свердловск. В эвакуации у Майи не было возможности выступать, балеты здесь не ставились. Год спустя девушка вернулась в Москву, выпустилась из училища, после чего ее приняли в труппу Большого театра. Поначалу она, конечно, танцевала в кордебалете, но вскоре ей стали давать сольные партии — а потом и главные роли. В балете "Спящая красавица" она исполняла роли феи Сирени, феи Виолант и Авроры, станцевала все женские партии в "Дон Кихоте". Блистательно сыгранную Плисецкой роль Китри в этом балете назвали открытием в исполнительском искусстве.
Балерина с характером Шаг за шагом Майя шла к званию самой яркой звезды советского балета и к мировой славе. Ее восхваляли и награждали, но при этом власть мешала ей выступать там, где она хотела: в 1950-е Плисецкая была невыездной. Позже балерина узнала, что в КГБ рассматривали ее дело по обвинению в контрреволюционной деятельности и работе на британскую разведку. Ей настойчиво советовали вступить в партию, но Плисецкая дала себе обещание, что не сделает этого. Советскую власть она ненавидела — за расстрел отца, арест матери и страдания всей семьи. Балерина честно говорила — характер у нее не сахар: Я очень требовательная. И к себе тоже. А если считают, что это плохой характер, что я могу поделать?
Измениться труднее, чем за волосы себя поднять. Больше всего Плисецкую, по ее словам, всегда раздражала неправда "и в искусстве, и в жизни", она всячески пыталась бороться против несправедливости. Артистка не боялась высказываться против власти и делала это всю свою жизнь. Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда — воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте... До последнего мига боритесь...
Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба, — писала звезда в своей книге. Мужчины В своих мемуарах артистка признавалась, что у нее случались романы с коллегами по балетной сцене. Первым мужем звезды также стал солист балета — Марис Лиепа. Ему тогда было всего 20, Майе — 31. Брак оказался совсем коротким: пара развелась спустя три месяца после свадьбы.
Смирновым-Головановым , «Чайка» 1980 , «Дама с собачкой» 1985 , сама исполняла в них главные женские партии. По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости». Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном, другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом она себя не считала, говоря: «я импровизатор, я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику». В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета 1983-1984 , а затем Испанского национального балета в Мадриде 1988-1990. В 1990 году, в возрасте 65 лет, вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами была уволена из Большого театра Юрием Григоровичем, что вызвало большой общественный резонанс. После этого не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 75-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром. Начиная с 1994 года Майя Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге. В 1956 году вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу, но через три месяца они развелись. В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина род. В самом начале их отношений со Щедриным в 1958 году Плисецкая забеременела, но сделала аборт. Детей у них не было.