Батюшка говорит, что такую святую воду можно пить каждый день, ей можно умываться, а вот добавлять в ванну во время купания, не стоит. Что же делать, если запасы святой воды с прошлогоднего Крещения полностью не израсходовались?
Что делать со святой водой, оставшейся с прошлого года, и как правильно от неё избавляться
Однако, с другой стороны, как говорили о Святой воде Святые: "... Поэтому боюсь, что для меня такая вода станет самой обычной а обычную воду, которая стояла так долго, пить бы я не осмелился. Страшно пить, и в то же время страшно, что если я этого не сделаю, то Бог меня покарает за мое сомнение в его силе. Подскажите, пожалуйста, как поступить.
Идеальный вариант — стеклянные банки, которые закрывают крышками. Куда можно вылить прошлогоднюю крещенскую воду: Выливать на пол, избавляться от крещенской воды при помощи канализации нельзя. Считается, что это святыня, которая должна использоваться исключительно по назначению. Ни в коем случае нельзя выливать в место, где ходят люди, будут топтаться ногами. Поэтому идеальный вариант — вылить в водоем или реку.
Выливать в канализацию, на улицу нельзя. Однако считается, что можно полить дерево, которое растет в саду или вылить святую воду в цветочный горшок. Ведь на этой земле никто не ходит, святая вода пойдет на пользу, укрепив корни растений. Освящают воду Куда девать прошлогоднюю крещенскую воду? Основная задача крещенской воды — это лечить, помогать людям. Поэтому ни в коем случае нельзя набирать ее на всякий случай, потому что все так делают. Нельзя в больших количествах ее хранить весь год, а потом выливать. Считается, что она не любит, когда ее запирают, ведь это вовсе не святыня.
Необходимо, чтобы вода приносила пользу. Это ее основное предназначение. Куда девать прошлогоднюю крещенскую воду: Поэтому ни в коем случае не стоит набирать слишком много воды, если не планируете ее использовать. Чтобы быстрее израсходовать большое количество воды, при приближении Крещения, можно использовать ее практически во всех целях. Умывание такой водой способствует омоложению, уменьшает жирность кожи, помогает бороться с угрями. Вода дарит молодость и свежесть кожи. Рекомендуют этой водой ополаскивать волосы, чтобы они лучше росли.
В этот праздник осуществляется таинство освящения воды, символизирующее очищение и обновление. Как правило, берут ее с запасом. Верующие считают, что вода с прочитанной над ней молитвой обладает чудодейственными свойствами: способна исцелить тело и душу. Уникальность святой воды в Крещение В праздник Крещения вода становится намоленной, ее называют Великая Агиасма. Во время праздничной литургии в сочельник, в ночь с 18 на 19 января, над ней читают молитву миллионы верующих христиан, она осенена благословением священниками водосвятием и призывами к Божией благодати. Еще по теме При этом священники подчеркивают, что святая вода — это не панацея, она имеет силу лишь в том случае, если в человеке жива вера, покаяние, смирение и милосердие. Что выяснили ученые Специалисты лаборатории питьевого водоснабжения Института им. Сысина в свое премя активно занимались изучением феномена святой воды. Они установили, что состав молекул в обычной и крещенской воде совершенно разный: в дни Крещения с 18 по 20 января вода становилась мягче, рос ее водородный показатель уровень pH , что делало жидкость менее кислотной. При заморозке кристаллы воды, над которой читали молитвы, становились идеальной формы, тогда как обычная вода имела хаотичную схему.
Также остатки пасхальной трапезы можно сжечь или закопать. Что делать с ненужными иконами? Если это старая икона, которая потемнела от времени, проконсультируйтесь с реставратором — иногда икону можно восстановить. Часто бывает, что под почерневшим слоем сама икона полностью сохранилась. Необходимо тщательно подходить к выбору реставраторов: если нет уверенности, что человек имеет специальное образование, лучше отнести икону в музей. Они могут взять икону на экспертизу и дать заключение, возможно ее восстановить или нет». Ненужные иконы предаются огню. Есть и способ, который использовали в прошлых веках, — пустить образ по реке. Такая рекомендация встречается до сих пор, хотя годится скорее для малолюдной сельской местности, чем для городских рек, куда сливается канализация. Читать еще С изображениями Иисуса Христа, Богородицы и святых на любых вещах и предметах следует поступать так же, как и с иконами, то есть сжигать. Также подобные предметы можно попробовать принести на утилизацию в храм предварительно выяснив, уместно ли это сделать. При храмах обычно есть так называемые сухие колодцы, куда помещают святыни, бывшие в употреблении и пришедшие в негодность, но не всегда есть возможность отправить туда то, что приносят прихожане. Что делать с бутылочкой из под лампадного масла? Исходя из вышесказанного, пустую бутылку из под лампадного масла можно просто выбросить. Если на ней этикетка с изображением креста или иконы — этикетку следует отделить и сжечь. Еще один вариант — вымыть бутылочку, слить воду в непопираемое место, а саму тару сдать в переработку. Наконец, покупая такое масло в церковной лавке, можно поинтересоваться, нельзя ли потом принести ее в храм для утилизации. Каждый ответит на этот вопрос сам, но главное слово одно — умеренность. Лучше не взять где-нибудь освященный камешек или ладанку, чем взять и потом думать, что с этим делать. Лучше в Великую субботу освятить 10 яиц и один кулич и точно их съесть, чем освятить корзину еды и через неделю не знать, что делать с остатками.
Куда можно деть прошлогоднюю крещенскую воду, а также как её можно использовать
Но куда деть воду, если она осталась еще с прошлого празднования Крещения или внезапно испортилась? Святая вода испортилась и позеленела – что делать в таком случае? А почему так календарь старый можно уничтожить а воду старую и непригодную нельзя? Куда деть старую святую воду с прошлого года, куда ее можно вылить. Куда выливают святую воду? Иногда случается, что освященная вода испортилась, и человек опасается употреблять ее внутрь.
Крещенская святая вода: как и когда ее набирать, зачем, и что потом с ней делать
Губкин Новости Новости религии Верующим рассказали, что делать с прошлогодней святой водой. Дома есть святая вода и получилось,что на крещение взяли новую, а куда девать старую святую воду? Или, например, куда девать остатки святой воды? Батюшка говорит, что такую святую воду можно пить каждый день, ей можно умываться, а вот добавлять в ванну во время купания, не стоит.
Что делать с прошлогодней крещенской водой по советам священнослужителей
Медитации: Святая вода может использоваться во время медитации для усиления духовного опыта. Вы можете добавлять капли святой воды в чашу с водой перед началом медитации и использовать ее для очищения сознания и создания священной атмосферы. Помимо этих идей, вы можете придумать свое собственное использование святой воды в соответствии с вашими личными убеждениями и потребностями. Главное — помните, что святая вода имеет особую силу и предназначена для духовного использования. Освещение и утилизация святой воды в медицине Вода, освященная церковными служителями, имеет особую символическую и энергетическую силу.
Верующие считают, что ее использование помогает преодолеть негативные силы, принести благополучие и здоровье в дом. Кроме того, святая вода часто используется в религиозных обрядах и молитвах. Однако святая вода может быть полезна и в медицинских целях. Многие люди прибегают к применению освященной воды для лечения некоторых заболеваний и оберега от болезней.
Святая вода может использоваться для оберегания светового поля человека и очищения энергетического пространства вокруг него. Многие психотерапевты и массажисты используют святую воду для создания благоприятной атмосферы во время сеансов. Вяжущие и очищающие свойства святой воды могут помогать людям справиться с негативными энергиями и преодолеть стресс. Также святая вода может быть использована в качестве профилактического средства.
Поливание растений или питье небольших количеств святой воды может придать им дополнительную энергию и укрепить их иммунитет. Однако стоит учитывать, что святая вода не является заменой официальной медицинской помощи и не может вылечить серьезные заболевания. Отходы святой воды должны утилизироваться с особым благоговением и в соответствии с религиозными традициями. Следует избегать выбрасывания святой воды в мусорное ведро или слива в раковину, так как это не является уважительным отношением к святыне.
Лучшим способом утилизации святой воды является внесение ее в ближайшую церковь для дальнейшего распределения и использования. Не рекомендуется выпивать большие количества святой воды, так как она не предназначена для употребления в пищу и может вызвать пищевые расстройства. Если у вас есть нерастраченная святая вода, лучше внести ее в церковь, где она будет использована в религиозных обрядах. В целом, использование святой воды в медицинских целях должно быть осознанным и уважительным, в соответствии с религиозными традициями и верой каждого человека.
Символическое использование святой воды в ритуалах Святая вода имеет особое значение в религиозных ритуалах различных культур. Она символизирует очищение, благословение и покровительство свыше. Многие люди используют святую воду в различных церемониях и обрядах, чтобы призвать благословение божественных сил и защиту от зла. Одним из самых распространенных способов использования святой воды является окропление.
Церковная традиция заключается в том, что прихожане могут набрать святую воду в флакон и использовать ее для окропления себя, своих домов и своих близких. Этот ритуал является символом очищения от грехов и признания потребности в Божьей милости и защите. Символическое использование святой воды также может происходить в виде полоскания рту или обмывания рук. Это может быть частью религиозной церемонии или просто символическим жестом исповеди и обновления духовных сил.
Вода, освященная священником, символизирует очищение от грехов и возвращение к духовной жизни. Более сложные ритуалы могут включать использование святой воды в виде роспространения по телу или применения к определенным частям тела. Это может быть особенно эффективно при произнесении молитвы или заклинания, которые связаны с определенным аспектом жизни, таким как здоровье, успех или защита. Независимо от способа использования, святая вода является сильным символом веры и духовной силы.
Она утверждает связь человека с высшими силами и помогает укрепить его духовность.
Евгения Бунта сохраняет освященные предметы. Она невестка священника, живет в Глубоком с мужем и двумя сыновьями, активно участвует в жизни Полоцкой епархии и собирает отходы в специальный ящик стола. Женя выдвигает его, чтобы вспомнить содержимое.
Потом, когда накапливается много, я отдаю все мужу, и он относит в храм на сжигание. Я скорее, если сомневаюсь, положу к святому, чтоб потом было меньше проблем. Моя шуфлядка с такими вещами скорее меня радует, это дает чувство, что у меня все под контролем и я молодец. Я подстраховалась и мне так спокойнее.
И вообще, чем больше ты даешь себе послаблений, тем больше ты в них укореняешься. Я понимаю, что собирание мусора выглядит как психическое расстройство, но мне не хочется, чтобы было так, как будто я дала слабинку. Верный в малом — верный во многом. Это специальный контейнер, куда люди могут принести все, что считают достойным огня.
Ящик заполнен наполовину, на самом верху упаковка «Черноморских» вафель, видимо с панихидного стола, и тетрадный лист, на котором голубым фломастером написано «Игорь». Отец Олег не зря упоминает экологию. Я пришла к нему поговорить как раз о той части отходов, которые не экологичны, и о том, как правильно с ними поступать. Отец Олег физик по образованию, защитил диссертацию по биофизике в Голландии, и вместе с тем всегда очень ответственно относился к защите природы.
Когда был студентом, ездил только на велосипеде, сейчас на электромобиле. Сортирует мусор, и хранит не старые пакетики от просфор, а отжившую аппаратуру в надежде, что когда-нибудь разработают эффективную технологию утилизации. Считает, что со своей стороны делает возможное, а волнения по поводу сжигания мелких церковных отходов — пустое. Свято-Елисаветинский монастырь, в котором служит священник, известен тем, что производит множество церковных сувениров, утвари, печатной продукции и даже просто еды.
Так собираются средства на жизнь общины и благотворительные проекты. Люди могут трястись над чашкой только потому, что она куплена в церковной лавке. Монастырь пытается свести к минимуму такие реакции, так лет 10 назад здесь начала развиваться традиция не изображать на продукции священные образы. Может быть Елисаветинский в меньшей степени, но в целом церковь продает такие вещи.
Зачем продавать то, с чем неизвестно как следует поступать? Но мы так не смотрим на мир — не считаем, что душе станет комфортно просто от того, что мы станем жить в минимализме. Меня вот вообще раздражает, что много упаковки в мире. Зайдите в супермаркет, церковь по сравнению с ним — капля в море.
Если это такая не важная тема, то почему так болит? Он — один из самых «экологичных» священников в Беларуси, говорит, что благодаря проповедям о сохранении творения, да и просто христианскому взгляду на жизнь, его прихожане сами чувствуют важность заботы о мире.
Все зависит от желания человека и от его здоровья», — напоминает отец Иоанн.
В Церкви есть Традиции с большой буквы. Скажем, Евхаристия. Это центр богослужебной жизни христианина. Есть традиции благочестивые, в которых нет ничего плохого — наоборот, они помогают человеку приблизиться к Богу. Они не главные, и в определенные моменты могут меняться, уходить, приходить. А есть уже околоцерковные традиции, иногда даже суеверия, которые пришли из внешних сфер жизни, даже из языческого прошлого. И они как раз и могут человека увести в сторону. Вот очень яркий пример второстепенных традиций — культ источников. Святые источники есть во всех религиях мира. Это памятные места, они святы своей древностью, они святы для нас памятью о том человеке, с которым связан этот источник, но они не являются самодостаточной святыней, которая может человека привести к Богу сама по себе. Священник Виктор Гавриш И когда человек приезжает в Дивеево — я знаю такие случаи, — он не идет на литургию, он не идет на исповедь или Причастие, он вообще проходит мимо богослужения. Он бежит скорее — ему надо в этот источник окунуться, в этот, в этот, туда сходить, сюда сходить, приложиться к камешку, к дереву, еще к чему-то. Получается, что вроде и хорошее дело, но для него второстепенное становится на место главного. В этом нет личных отношений с Богом. И в самих по себе ритуалах вроде бы нет ничего плохого. Скажем, молодой человек девушке дарит цветок — это ведь тоже ритуал. Проблема в чем? Когда внешняя оболочка наполнена внутренним содержанием — это одно. Когда за внешним не стоит ничего, тогда этот ритуал теряет свой смысл. Муж и жена в напряженных отношениях, он весь год ее унижает, а на 8 Марта покупает дежурный букет. Мы чувствуем, что за этим мало что стоит. Ужасно, когда эта фальшь начинается в духовной жизни. И здесь можно найти много разных причин. Одна из них — психологическая. У человека в принципе может быть много внутренних проблем, и его повышенная тревожность нуждается в компенсации. Человек эту компенсацию находит в неких внешних действиях. И вот он выполняет иногда не совсем понятные ему действия в надежде, что тревога уйдет. Но в духовной жизни так не работает. У большинства людей понятие о благодати Божией как об электричестве. Ты включаешь вилку в розетку — если контакт нигде не нарушен, лампочка загорелась. Главное — выполнить правильную последовательность определенных ритуалов, и тогда обязательно будет благодать. Поэтому так и распространены сборники, где нужно прочитать сорок раз такую-то молитву, сделать определенное количество поклонов, съездить подать поминания по семи монастырям или даже по сорока, и тогда обязательно должен быть какой-то результат. В сорок монастырей — это чтобы ее ведрами можно было носить? И если ты выполнил все правильно, но твоя душа не чиста, Господь не то что не услышит твою молитву, Он может ее не исполнить. Как в Евангелии сказано: «…если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим». То же самое происходит в любой другой сфере духовной жизни. Мы надеемся на правильное совершение тех или иных действий, забывая о внутреннем преображении, о работе над собой. И это свойственно не только малоцерковным людям, это очень часто встречается и среди прихожан с большим стажем. Люди едут поклониться мощам, набирают этих бутонов, камешков, мешочков с землей с могил старцев, поясков и прочее. В чем принципиальное отличие таких «святынек» и амулетиков от частиц мощей? Например, мы почитаем такого-то святого, да? От него осталась одежда, остались вещи, которыми он пользовался. Они святы для нас как память об этом человеке, мы ощущаем близость этого святого, когда молимся рядом. Например, епитрахиль праведного Иоанна Кронштадтского. Когда я стоял в двух шагах от нее, я ощутимо себе представил, что сам отец Иоанн надевал эту епитрахиль, молился за людей. И у меня было желание обратиться к нему с молитвой. Но можем ли мы считать, что сама по себе эта епитрахиль по умолчанию раздает благодать? Является ли она тем самым проводом, по которому электричество оттуда с неба придет на землю, чтобы загорелась лампочка? Все зависит от человека, от его веры. Для человека верующего, который осознает, что это святыня, она может быть подспорьем в обращении к святому в молитве, но опять же не самодостаточной вещью, которая автоматически совершает чудеса. Я знаю людей, которые собирают дома целые коллекции камешков, песочка из монастырей, из разных памятных мест, водичку от разных молебнов разным святым: эта вода от Пантелеимона, эта от Неупиваемой Чаши, эта от того, эта от сего. Извините, самая высокая святыня — Евхаристия. Сам Господь в этой Чаше. Мы молимся о том, чтобы Господь вошел и был посреди нас на литургии. Как память — это понятно. Человек привозит домой камешки, я в свое время тоже привозил до определенного момента, ну как-то интересно было. Плохо, когда люди начинают приписывать этим вещам какие-то чудотворные свойства. Я лично это не приветствую. В церковной лавке должны быть иконы, Священное Писание, духовная литература в первую очередь. Когда человек обставляется огромным количеством вот этого всего, на мой взгляд, нарушается заповедь: «Не произноси имени Господа Бога твоего всуе». Когда у человека дома две-три иконы, перед которыми он молится, он относится к ним с благоговением. Когда у него тысяча и одна иконка — ламинированные, маленькие и большие, и такие, и сякие, которые он отовсюду привез, — они пылятся. Я считаю, что в этом есть определенное небрежение. То же самое, например, когда люди набирают бесконечное количество святой воды, потому что она «будет стоять дома, меня оберегать». При этом человек ее не пьет, не молится, не ходит в храм. Зачем тогда она у него стоит? На соборование его приносят банками, потом хранят. Естественно, масло портится, банки приносят назад на следующий год. Какой в нем сакральный смысл? Я, наверно, сейчас как-то сложновато выразился… Например, священник кладет епитрахиль, читает разрешительную молитву, крестит человека. Является ли возложение епитрахили само по себе гарантией прощения грехов? Это внешнее действие, которое сопутствует.
Вопрос о святой воде
Некоторые богословы придерживаются иной точки зрения. По их мнению, прощение возможно только после смирения и понимания своих действий. Купание в проруби же чревато разными проблемами. Например, из-за этого можно быстро заболеть и простудиться. Грехи прощаются во время исповеди и совершения богоугодных дел. Их также может искупить духовное совершенствование человека. Простого купания в этом случае недостаточно. Оно не приведет ни к какому очищению.
Однако сам процесс иногда воодушевляет людей, и они сворачивают со своего греховного пути. То есть в этом случае купание становится стартовым толчком ко внутренним переменам. Природа предубеждений Многие интересуются и природой появления различных предубеждений.
Куда девать старые церковные газеты и журналы? Что делать со старым Церковным Календарем? Церковное Масло испортилось, что делать? Как правильно поступить чтобы не допустить греха и проявить к ним положенное почтение...
Категорически запрещено смешивать святую воду с мирскими напитками, алкоголем. После еды ее тоже не пьют — лучше натощак. В былые времена правила запрещали пить святую воду тем, кого одолел недуг, но сегодня церковь позволяет это делать именно с целью исцеления. Не грехом будет и разбавление крещенской воды обычной.
От этого ее свойства не поменяются, ведь освящается сама суть воды, а не меняется ее химический состав. Однако бесконечно этого делать все же не стоит. Лучше освятить побольше воды, чтобы вам ее хватило на целый год.
Из моего опыта в медицине", - учил святитель Лука Войно-Ясенецкий. Как действует святая вода? Святая вода не магическая панацея, она имеет силу, только если в нас живет вера, покаяние, смирение и милосердие. В молитве на освящение воды есть такое прошение к Богу: "... Только вот автоматизма тут нет: мол, выпил святой воды, окропил ею дом - и порядок. Святитель Феофан Затворник сформулировал условия, при которых святая вода действует.
Но если этого нет, если нет сердечной, искренней веры, если нет покаяния и покаянной молитвы, если нет смирения, нет служения людям и дел милосердия, то благодать этих святынь не спасет, "она не действует автоматически, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан, лишенных этих добродетелей". Отсюда ответ на вопрос: можно ли святой водой лечить животных, например, любимого котика? Можно, - шутливо отвечают священники, - если найти животных, которые будут пить ее с благоговением и с верой. Вспомним еще раз слова из молитв на освящение воды и ключевую фразу - "… для всех, с верой пьющих…". С другой стороны, в прежние времена во время эпидемий, чтобы остановить мор, кропили святою водой и скот. Существовал даже особый молитвенный чин правило , но это была помощь человеку, ведь падеж скота обрекал целые семьи на голод.
Как принимать святую воду? Водой нужно пользоваться благоговейно. По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе, книге, фиксирующей церковные правила, сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи: "Да будет известно всем: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи".
То есть Церковь не запрещает пить святую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить ее не натощак нельзя.
Старый Оскол Новости Новости Старого Оскола и Белгородской областиВерующим рассказали, что делать с прошлогодней святой водой. Главное – пить святую воду благоговейно, прочитать молитву. Батюшка говорит, что такую святую воду можно пить каждый день, ей можно умываться, а вот добавлять в ванну во время купания, не стоит. После освящения квартиры святой водой возникает вопрос о том, как правильно распорядиться оставшейся святой водой.
Крещенская вода называется Великой агиасмой или, по-другому, великой святыней. Набрать её можно после утреннего водосвятного молебна 18 января и до вечера 19 января. В многолюдных храмах раздача воды в эти праздничные дни происходит круглосуточно. Получается, что крещенская вода «сильнее», чем обычная святая вода?
Достоверно неизвестно. Крещенскую воду можно набрать всего два дня в году, поэтому отношение к ней особое. Именно крещенскую воду Церковь определила давать в утешение тем, кто по какой-то причине отлучен от Святого Причастия.
Однако прибора, измеряющего святость, не существует, поэтому невозможно сказать, что святая вода, освящённая во время малого водосвятия, по своим благодатным свойствам чем-то уступает крещенской. Хранить святую воду нужно по-особенному? Да, к святой воде следует относиться с благоговением, поэтому хранить её стоит в специально отведённом месте, лучше рядом с иконами.
Не следует ставить бутылки со святой водой на пол.
И я сомневаюсь, что конкретно в нашем храме вам кто-то сделает замечание. Здесь все-таки прихожане в этом плане достаточно воспитанные. Знаете, есть определенные социальные традиции, которые воспринимаются уже как церковные — в плане того же платка. До революции замужние женщины ходили либо в платочке, либо в каком-то головном уборе, в берете, в шляпке. Мы можем посмотреть фотографии императрицы Александры Федоровны или, например, преподобной мученицы Елизаветы. У замужних женщин голова должна была быть покрыта, но не обязательно платком, платок — это крестьянская одежда. Сейчас стало восприниматься, что женщина обязательно должна быть в платке.
И девочка… И в юбке в пол. Можно увидеть, когда на двух—трехлетнюю девочку пытаются напялить платок. А дети в этом возрасте вообще не любят, чтобы им что-то надевали. Девочка срывает, потому что ей жарко, неудобно и так далее. Девочке десять, двенадцать, даже пятнадцать лет. Слава Богу, подросток вообще пришел в церковь, зачем на него накладывать какие-то дисциплинарные правила, которые, в общем-то, не основополагающие? Думаю, психология поменялась во время Великой Отечественной войны, в храмы хлынуло огромное количество вдов, сирот. В каких они платках приходили?
В темных. Храм для них — это место скорби. И сейчас очень часто у многих женщин, даже светских, такая подсознательная установка: платок для храма должен быть темный. Прямо как будто все вдовы с пятилетнего возраста. Подходит женщина на исповедь. Я знаю, что она замужем, что у нее никто не умер, дети есть. Говорю: «У вас все живы, здоровы? Я советую купить веселенький какой-нибудь.
Скромно — это значит, что не надо ходить в декольте, со слишком ярким макияжем. Опять же, это желательно, но не обязательно. А если в течение дня идет женщина на работу, она проходит мимо храма, решила зайти: у нее нет ни платка, ни юбки, она идет в джинсах. Ну и пусть себе идет. Знаете, я не помню даже, чтобы хоть раз сделал замечание по поводу тех же брюк, отсутствия платка… Как правило, если человек воцерковляется, он начинает сам чувствовать нюансы. Храм — это не место, где надо подчеркивать свою фигуру. Какие-то джинсы с рваными коленями или слишком в обтяжку — это просто незачем. Опять же, означает ли это, что Бог не услышит ее молитву?
Господь услышит. Здесь уже момент чисто культуры и эмпатии. Я уважаю людей, которые стоят со мной в храме, я не буду приходить в одежде, пахнущей бензином, в грязной одежде или в одежде, которая будет мешать другим молиться. Странно приходить девушке в монастырь, где люди приняли обет безбрачия, в соблазняющей одежде. А с другой стороны, если у нее что-то случилось, она пришла в первом попавшемся, — да, ну пришла и пришла. Слава Богу, пришла, а не в петлю полезла… Как-то приходит ко мне женщина, лет 35-ти. Говорит: «У нас ссора, муж не церковный, и он запрещает мне в храм ходить. Наверное, я с ним разведусь».
Я прошу: «Подождите, поподробнее… С чего все началось? Это очень хорошо. Человек старался проникнуться духом монашеской жизни. Но ей какая-то матушка сказала, что Страшный Суд может наступить в любой момент, а ты должна предстать перед Богом одетой. И ты тоже должна спать в халате и платочке, потому что должна предстать перед Богом, как в храме стоишь». Представьте реакцию мужчины, мало воцерковленного, у которого вдруг жена приехала из монастыря. Они люди молодые, и он ждет, что она наденет какую-нибудь кружевную рубашечку, которая ему нравится. А она вместо этого напяливает халат махровый, повязывает платок и ложится в таком виде.
Сказать, что я был в шоке, — это не сказать ничего, хотя я много чего слышал. Давайте определимся: со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Семья есть малая церковь. Это тоже определенная социальная ячейка. Вы тот устав сюда не несите. Принято у них так в монастыре — пожалуйста, там можете спать как угодно. Но то, как муж и жена одеваются в своей семье, что они делают в своей спальне, — это не касается никого. И не надо сюда подводить никаких религиозных мотиваций, потому что на кону стояла семья этой женщины, она трещала по швам.
А женщина была недавно воцерковленная и все воспринимала как откровения небесные. Я сказал: «Не беспокойтесь, Господь нас видел голенькими, когда мы рождались. Он нас сотворил». Говорят, что после Причастия нельзя плеваться. Соответственно, нельзя чистить зубы, есть семечки и рыбу, чтобы тоже потом не плюнуть. Они, в общем-то, вполне понятны. То есть человек принял святыню — и, конечно, чтобы не выплюнуть частички Причастия, лучше какое-то время от подобных вещей воздержаться. С другой стороны, человек же Причастие запивает.
Запивка — как раз для того, чтобы ополоснуть уста и чтобы никакие крошки не остались. Я своим прихожанам советую, что три часа после Причастия лучше все-таки не выплевывать. Но если у человека какие-то болезни, если ему приходится сплюнуть, тут я рекомендую лучше взять с собой бутылочку воды и хорошенько прополоскать рот сразу после Причащения. Но, извините, после Причастия до вечера проходит много часов. И перед сном надо почистить зубы. В общем-то, я чищу. Первые два-три часа все-таки в полости рта что-то может быть в промежутке между зубами. Это чисто практические вещи.
Опять же, вот человек пообедал, съел первое, второе, к этому моменту, думаю, он уже все частички поглотил.
Однако если на стекле имеется освященное изображение, то его следует все-таки сжечь. Если же по тем или иным поводам человек сомневается в правильности выбранного им способа утилизации, то в этом случае лучше всего обратиться за помощью к батюшке. Без христианских изображений Иеромонах Роман Кропотов сайт Боровского монастыря утверждает, что пластиковые бутылки, на которых нет никаких этикеток христианского содержания, разрешается просто выбросить в мусор. Многие священнослужители призывают православных верующих «не оценивать комара», как выражается епископ Обуховский Иона сайт «православие и мир». Имея в виду строки из Евангелия от Матфея: «Вожди слепые, оценивающие комара, а верблюда поглощающие» Мф.
Аналогичного мнения придерживается и Максим Степаненко.
Нужно, как говорится, не заполошничать и не впадать в панику, но четко и трезво осознавать, что наше спасение зависит от воли Божией и от того, насколько ревностно мы работаем над собой для искоренения греха и очищения-освящения своего внутреннего человека. Утилизировать же святую воду, которая испортилась, можно очень просто. Вылить ее куда-то под кустик или дерево, на травку или землю в чистое место, где нет мусора. Если это квартира, то вылейте ее в вазон с цветами, но не в канализацию, чтобы не мешалась святыня с нечистотами.
Если святая вода хранилась в бутылке пластиковой, то ее лучше в чистом месте сжечь, а если в стеклянной таре — ее можно хорошо несколько раз прополоскать и также вылить в чистое место. Святую воду лучше хранить не на окне и не в таком месте, где на нее попадают прямые солнечные лучи. От этого она может также испортиться. С другой стороны, нужно понимать, что изначально в освящаемой воде могут быть семена водяных растений, от которых вода может «зацвести». Есть масса естественных вариантов, когда святая вода может испортиться.
Когда святая вода становится непригодной для пития, то ею можно с ладошки окропить свое жилище, детей, родственников.
Что делать с прошлогодней крещенской святой водой?
Куда деть старую святую воду с прошлого года, куда ее можно вылить. Куда девать прошлогоднюю крещенскую воду? Известно, что святую воду категорически запрещено выливать в раковину и в другие места, куда попадает проточная вода. полить ею комнатные цветы. Главное – пить святую воду благоговейно, прочитать молитву.