Характеристика Челкаша в рассказе Горького "Челкаш", образ, описание.
Научная работа по литературе на тему:>(По рассказу М.Горького >)
Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом - грош ему цена - да он твой. У тебя земля своя - и того ее горсть - да она твоя! Король ты на своей земле!.. У тебя есть лицо... Ты можешь от всякого требовать уважения к тебе... Так ли? Слайд 24 - Ну, а еще раз поехал бы? Да ведь это - как тебе сказать? Из-за какой корысти?.. Это можно...
А как душу-то загубишь?.. Слайд 25 Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он - вор, гуляка, оторванный от всего родного - никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!.. Едем мы сюда... Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться - как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать? Почему Челкаш презирает Гаврилу?
По причине повреждения ноги не смог составить компанию своему приятелю-вору и выбыл из повествования. Посетители кабака — несколько ярких фоновых образов в эпизоде, где Гришка и Гаврила посещают кабак. Перед взором Гаврилы предстает «пьяный рыжий человек в матросском костюме», очевидно, не русский, урчащий, икающий, пытающийся напевать песню себе под нос. Здесь же мимолетно замечены две черноволосые молдаванки, «скрипящие» песню пьяными голосами. Описание разношерстного и своеобразного контингента прибрежной забегаловки важно для представления читателя о мире, который окружает героев. Пересказ произведения «Челкаш» по главам Рассказ начинается с небольшого вступления, содержащего красочное описание морской гавани и жизни порта, который под пером Горького представляется промышленной громадой. Шумный и огромный порт — творение рук человеческих, но он как будто «поглощает» человека, на его фоне суетящиеся люди смотрятся «жалкими», среди шума, в череде множества разных звуков человеческие голоса едва слышны.
Стоял жаркий день. Зной «пек изнури». Атмосфера напряжена так, что кажется, что вот-вот «разразится катастрофа», взрыв, после которого будет дышаться легко, наступит спокойствие и умиротворение. Двадцать мерных ударов в колокол — специальный сигнал, известивший о начале обеденного перерыва, в порту всё на время затихает, голоса людей становятся слышней. I глава Грузчики «рассыпались по гавани», ринулись шумными группами к торговкам, покупать у них разную снедь и приступили к трапезе. Во время обеда в порту появляется хорошо известный здешнему люду матерый вор Гришка Челкаш. Своим обликом он разительно выделялся на фоне портового контингента.
Гришка Челкаш, старый травленый волк… заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся… Челкаш явился сюда, чтобы найти своего друга и подельника по имени Мишка. Он поравнялся с группой рабочих, в их числе был «коренастый малый» со следами побоев. Гришка беседует с ним, справляется о Мишке, но парень ничем не может ему помочь: «Давно не видал! Далее Челкаш встречается с портовым сторожем Семенычем. Исполняя свои обязанности по обеспечению безопасности, Семеныч стремится выпроводить Челкаша с территории порта.
В ответ на его расспросы делает вид, что не знает никакого Мишки. Челкаш продолжает диалог с ним, заговаривает зубы сторожу, и ему удается выведать информацию о приятеле. Оказывается, Мишка сломал ногу и угодил в больницу. Двое солдат выпроваживают Челкаша с территории порта. В голове вора созрел очередной незаконный план обогащения. Он собирается идти на дело, но для этого ему нужен напарник. Сноровки у Челкаша достаточно, но одному ему всё равно не справиться.
Мишка сейчас был бы очень кстати, но коль он покалечился, нужно искать ему замену. На улице возле кабака Челкаш встретил молодого паренька, разговорился с ним. Молодой человек родом из деревни, старушка-мать болеет, отец давно умер. Он сильно нуждается в деньгах, рассказывает Челкашу о своих бедствиях, сетует на жизнь. Полторы сотни рублей ему бы хватило, чтобы встать на ноги. В реалиях конца XIX века, когда Горький писал свой рассказ, 150 рублей считались приличной суммой Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой.
Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно. Дабы исправить своё бедственное положение, парень даже подумывал «пойти в зятья», то есть жениться на дочери зажиточного человека. Челкаш смекнул, что эту встречу можно обернуть в свою пользу и решает нанять паренька, не посвящая в курс дела. На вопрос собеседника о своей деятельности, Челкаш отвечает, что он рыбак. Грести будешь», — так Челкаш в общих чертах описывает суть предлагаемой работы. Парень не особо-то верит, что встреченный им субъект зарабатывает на жизнь честным трудом. Больно ты закомурист… темен ты», — выражает он сомнения в честности нанимателя.
И, тем не менее, он соглашается работать на Челкаша. Новоявленные подельники наконец-то познакомились. Парень представился Гаврилой. Вместе Гаврила и Челкаш отправляются в трактир. Вор ведет себя в заведении по-свойски, фамильярно. Он заказывает водки, щей, мяса и чаю, но расплачиваться не собирается, и просит буфетчика записать всё в долг. Эта ситуация побуждает Гавриилу думать, что несмотря на жуликоватый вид, его новый знакомый пользуется авторитетом, его уважают.
Недоверие Гаврилы к Челкашу постепенно рассеивается. Челкаш ненадолго оставляет своего нового напарника. Гаврила оглядывается по сторонам. Описывается обстановка и посетители грязного трактира, в котором оказались герои. Заведение размещалось в подвале, где было темно и сыро. В ходе трапезы Гаврила с подачи Челкаша «наклюкался». Вор чувствует себя хозяином, имеющим власть над своим новым напарником.
В какой-то степени ему становится даже жалко паренька, чья жизнь оказалась в его цепких «волчьих лапах». II глава Гришка и Гаврила отправляются на дело, выходят в море на лодке. Челкаш очень любит море, оно привлекало вора своей мощью и ощущением свободы. А вот Гавриле в лодке было немного не по себе, парень вел себя боязливо. Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь от борта судов о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах.
Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день. Страх спутника забавлял Челкаша. Гаврилу всё ещё терзали сомнения и в добросовестности мероприятия. На рыбалку ли они едут? Он спрашивает у Челкаша, где же снасти?
Вор отговорился, что снасти на корме. Ему стало неудобно лгать этому наивному парню. Челкаш грубо осек собеседника. Мол, не твоё дело, тебя наняли чтобы грести, вот и греби. Раздались крики. Это охрана. Челкаш требует у спутника грести быстрее и говорит, что если бы их догнали, им бы пришел конец.
Гаврила окончательно удостоверился в том, что ввязался в темное дело и пожалел о том. Никаких денег Гавриле было уже не надо. Он просит нанимателя отпустить его, но Гришка не внемлет его просьбе, Гаврила тихо всхлипывает. Челкаш велит ему «не ныть» и молчать, коли он «жив быть хочет». Тем временем подельники подплывают к молу, где возвышалась гранитная стена. Гаврила по указке Челкаша ведет лодку вдоль стены. Челкаш велит остановиться, перехватывает весла и забирает у Гаврилы котомку, в которой у парня лежал паспорт, чтобы боязливый напарник не сбежал.
Челкаш исчез из виду, проник через стену, в лодку посыпались тюки с награбленным товаром. Теперь напарникам оставалось «проплыть у чертей меж глаз» и дело будет сделано.
Гаврила — молодой крестьянин, у которого впереди вся жизнь. Ему еще только предстоит выбрать путь, по которому он пойдет. Композиция Рассказ Горького построен на антитезе, перед глазами читателя вырисовывается принципиальная разница между двумя героями. Полному раскрытию их характеров служит композиция произведения.
Действие начинается с вступления. Все происходит в морском порту. На фоне мощной техники, где все гремит и лязгает, ничтожно и мелко выглядят людишки. Они копошатся, как муравьи, подчиненные огромной силе, созданной их руками, и их поработившей. Возможно, вам также будет интересна статья: В первой части идет речь о Челкаше. Это всем в порту известный человек, смелый и находчивый вор.
Несмотря на его непривлекательное занятие, он пользуется уважением среди портовых рабочих. Челкаш собирается на «дело», ему нужен напарник. На его пути попадается Гаврила, молодой деревенский парень. Поговорив с Челкашом, он соглашается ему помочь. Во второй части рассказа неожиданно раскрывается внутренний мир свободолюбивого вора. Челкаш и Гаврила отправились в море.
На морских просторах Челкаш чувствует себя вольно и свободно, вид моря очищает его душу от житейской грязи. Гаврила напротив, боится этой огромной стихии, море действует на него угнетающе. Описание моря вырисовывает все хорошие качества, заложенные в Челкаше. В сравнении с ним, трусливый и подленький Гаврила выглядит полным ничтожеством, готовым бросить своего напарника в опасную минуту. Третья часть произведения — кульминация и развязка. Удачно провернув «дело», Челкаш делится с подельником деньгами.
Тут наступает кульминация. В Гавриле, этом бесхребетном и робком увальне, просыпается алчность. Вид денег пробудил все те низменные качества, которые были спрятаны под личиной богобоязненного парня. Ради того, чтобы завладеть всеми деньгами, он совершает попытку убить своего старшего товарища. Гаврила настолько ничтожен и мелок, что без всяких зазрений совести забирает деньги, брошенные ему Челкашом. В развязке произведения и выявляется его низменная сущность и величие души прожжённого вора.
Жанр Небольшое по объему произведение, с небольшим количеством героев, относится к жанру рассказа. Описаны действительные события, что отвечает направлению реализма. Живое описание моря и облагораживание героя-бродяги, придает реалистическому направлению нотки романтизма. Горького «Челкаш». Это одно из лучших произведений писателя и яркий образец позднего русского романтизма. Рассказ поражает психологическими коллизиями и неординарными образами.
Изучают его в 8 классе. Облегчить подготовку к уроку, посвященному рассказу, поможет анализ произведения, созданный по общепринятому плану. Краткий анализ Год написания - 1894 г. История создания - В основе произведения - история реального человека. В 1891 г. Горький лежал в больнице, сосед по палате рассказал ему о своей судьбе, а через три года появился «Челкаш».
Тема - В произведении можно выделить широкую тему — судьба человека и узкие - преступление, взаимоотношения между людьми с разными взглядами на жизнь. Композиция - Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Особенность композиции - обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря. Жанр - Рассказ. Направление - Реализм.
История создания История создания произведения «Челкаш» берет начало в 1891 году. Тогда М. Горький попал в больницу. Его соседом по палате оказался босяк. Он поведал писателю о своей жизни. Эта история легла в основу рассказа, созданного в 1894 г.
Готовое произведение М. Горький передал В. Коллега по перу одобрил рассказ и помог опубликовать его в журнале «Русское богатство». Критика положительно отреагировала на произведение молодого писателя, к М. Горькому начали серьезно относиться в литературных кругах. Тема В анализируемом произведении отобразились мотивы, достаточно распространенные в литературе.
Тем не менее, автор сумел оригинально интерпретировать традиционные образы, углубившись в психологию. В центре произведения — тема человеческой судьбы , в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, истинных и ложных ценностей, свободы, выбора и др. Основа проблематики - моральные ценности. Система образов неразветвленная, поэтому внимание читателя постоянно сконцентрировано на двух героях - Челкаше и Гавриле. Начинается рассказ описанием утра в южном порту. Автор описывает людей, акцентируя внимание на их ничтожности в сравнении с «железными колоссами».
Человек в этом эпизоде предстает жалким рабом, который тяжело трудится в ужасных условиях. Начало играет важную роль для донесения идеи. В такой обстановке знакомимся с Челкашом - пьяницей и вором. С его фамилией связан смысл названия рассказа. Автор сразу подсказывает читателю, на кого обратить внимание. Челкаш замышляет дельце и ищет помощника.
Мужчина замечает крестьянина и решает подговорить его. Челкаш узнает, что Гаврило - так зовут крестьянина - хочет заработать денег, чтобы купить свой дом, хозяйство, создать семью. Обманом Челкаш впутывает парня в кражу. Гаврило сначала сопротивляется, но, почувствовав вкус легких денег, втягивается. Челкаш гордится, что сделал парня своим рабом. Но в конце оказывается, что Гаврило - раб не вора, а своих желаний.
Ради денег он готов убить. Челкаш же оказывается более достойным человеком, чем Гаврило. Этот вывод напрашивается после наблюдения за жалким поступком парня. Интересно, что Челкаш тоже выходец из крестьян, когда-то он имел семью, был гвардейцем. Воспоминания о прошлом вызывают у него тоску, но возвращаться к рабской жизни он не хочет. Уж очень мужчина любит свободу.
Понаблюдав за героями, нетрудно заметить, что в произведении представлены внутренний и внешний конфликты. Внутренний - сомнения вора и крестьянина, внешний - драма между мужчинами. Идея произведения - показать, насколько важно быть свободным от обстоятельств и денег, уметь достойно выходить из любых обстоятельств. Основная мысль: мы сами делаем себя рабами. Композиция Формально рассказ состоит из трех глав. Экспозиция - утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка - поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий - попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация - ссора между ворами; развязка - Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит.
В развязке наиболее ярко проявляется то, чему учит автор. Особенность композиции произведения М. Горького «Челкаш» - обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря. Жанр Жанр произведения - рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Челкаша, главных героев всего два. Направление «Челкаша» - реализм. Тест по произведению Рейтинг анализа Средняя оценка: 4.
Всего получено оценок: 231. Оно соединило в себе черты нескольких направлений и предвосхитило появление особого течения в литературе — соцреализма, в рамках которого автор будет развиваться в дальнейшем. Написан рассказ был в 1894 году в Нижнем Новгороде. Весьма одобрительно отнёсся В. Короленко к этому сочинению и в 1895 году посодействовал его публикации в журнале «Русское богатство». С этого момента о Горьком серьезно заговорили в литературных кругах как о талантливом молодом писателе, а в 1898 году его рассказы были опубликованы в двух томах.
В основу сюжета легко откровение одного босяка, услышанное писателем в больнице. Познавший немало невзгод и трудностей в своей жизни, Горький хорошо понимал, о чём рассказал ему сосед по палате. Вдохновившись услышанным, он за два дня написал «Челкаша».
Таким образом, Челкаш — это яркий персонаж, который стал символом лицемерия и корыстолюбия. Его образ запомнился читателям и остается популярным и сегодня. Кто такой Челкаш? Челкаш — это литературный персонаж, придуманный писателем Антоном Чеховым. Он впервые появляется в рассказе «Челкаш», опубликованном в 1885 году. Это название было присвоено главному герою рассказа, который был гостеприимным и добродушным, но также и очень ленивым и несколько глупым человеком. Челкаш стал знаменитым благодаря рассказу Чехова. В дальнейшем, его имя стало употребляться в переносном смысле для обозначения ленивых и недалеких людей. Также, это имя иногда используют для обозначения человека, который легко и безосновательно занимает долги или скрывает свои истинные намерения.
Создание рассказа “Челкаш”
- Характеристика образа Челкаша в рассказе «Челкаш»
- Научная работа по литературе на тему:>(По рассказу М.Горького >)
- Челкаш - чувствительный вор, гуляка и оторванник из народа -
"Челкаш", Максима Горького. Краткий пересказ
Рассказ «Челкаш», анализ которого представлен в статье, написан в 1894 году. Смотрите видео на тему «Челкаш Горький Краткое Содержание» в TikTok. «Челкаш» — одно из первых значительных произведений Горького, которое стало одним из самых знаменательных творений позднего романтизма. Yutaka Sakamoto. Челкаш, Чт. 4. Челкаш приглашает Гаврилу пообедать, причём берет еду в долг, и Гаврила сразу преисполняется уважения к Челкашу, «который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием». Кто такой Челкаш?
«Челкаш» анализ произведения М. Горького
«Челкаш» анализ произведения Горького – конфликт, тема, история создания, жанр рассказа | Образ и характеристика Челкаша из рассказа Максима Горького «Челкаш» с цитатами помогут читателю понять, насколько неординарным человеком являлся главный герой произведения. |
Читать бесплатно книгу «Челкаш» Максима Горького полностью онлайн — MyBook | Максим Горький, «Челкаш» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Максим Горький, Россия, знания на развлекательном портале |
Характеристика Челкаша в рассказе Горького "Челкаш", образ, описание
Кто такие люди дна? "Челкаш" | В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Гаврилы в рассказе «Челкаш» Горького: описание внешности и характера героя. |
"Челкаш": анализ рассказа Горького М. - Горький М. - Литература 20 века | Кто такой Челкаш? |
Анализ произведения «Челкаш» М. Горького | Читать онлайн книгу «Челкаш» автора Максим Горький. Впервые напечатано, при содействии Короленко, в журнале «Русское богатство», 1895, номер 6. Первое произведение Горького, напечатанное в журнале. |
Характеристика Челкаша в рассказе Горького "Челкаш", образ, описание | Челкаш приглашает Гаврилу пообедать, причём берет еду в долг, и Гаврила сразу преисполняется уважения к Челкашу, «который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием». |
Образ и характеристика Челкаша из рассказа «Челкаш» | Yutaka Sakamoto. Челкаш, Чт. 4. |
Предварительный просмотр:
- Характеристика
- Челкаш — чувствительный вор, гуляка и оторванник из народа
- Максим Горький “Челкаш” – анализ произведения
- Образы героев в рассказе “Челкаш” М. Горького
Челкаш это кто такой?
В рассказе «Челкаш» Максим Горький рассуждает о том, что делает человека таким, какой он есть. Подробную характеристику главных и второстепенных героев повести Челкаш читайте в этой статье. Кто такой челкаш. Главные герои произведения: вор, гуляка Челкаш и крестьянин Гаврила. В рассказе «Челкаш» Максим Горький рассуждает о том, что делает человека таким, какой он есть.
Челкаш смысл рассказа. Анализ произведения «Челкаш» М
Видеть Гаврилу таким Челкашу еще не доводилось, однако вы-вод для себя он опять сделал такой, какой легко вписывался в уже сложившиеся представления о ‘парне’. Одним из наиболее ранних романтических произведений Горького принято считать его рассказ «Челкаш». Значение слова ЧЕЛКАШ. «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. Короленко. Челкаш повеселел; он тихо посвистывал сквозь зубы и, засунув руки в карманы штанов, шел медленно, отпуская направо и налево колкие смешки и шутки. Главная мысль рассказа «Челкаш», которую автор хотел донести до читателей, что такие люди, как Челкаш, не хуже простых крестьянских работяг, а иногда даже наоборот, являются по сравнению с ними более нравственными и добросовестными людьми. Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в журнале «Русское.
Образы героев в рассказе “Челкаш” М. Горького
Краткое содержание: «Челкаш» - ReadRate | Челкаш назвался рыбаком и пригласил Гаврилу с собой править лодкой, пока Гришка будет рыбачить. |
Ответы : Кто такой челкаш | Кто такой челкаш. |
Характеристика Челкаша в рассказе Горького "Челкаш", образ, описание | “Челкаш почувствовал это раздражающее жжение в груди, являвшееся всегда, чуть только его самолюбие — самолюбие бесшабашного удальца — бывало задето кем-либо, и особенно тем, кто не имел цены в его глазах.”. |
История создания челкаш кратко | Главные герои произведения: вор, гуляка Челкаш и крестьянин Гаврила. |
Кто такой челкаш в рассказе горького - Граматика и образование на | Читать онлайн книгу «Челкаш» автора Максим Горький. Впервые напечатано, при содействии Короленко, в журнале «Русское богатство», 1895, номер 6. Первое произведение Горького, напечатанное в журнале. |
Анализ произведения Максима Горького «Челкаш»
Гаврила гребет изо всех сил обратно, чтобы миновать охрану и навсегда расстаться с новым знакомым. Из-за внезапного появления огромного огненно-голубого меча парень падает на дно лодки. Оказывается, что так светил фонарь на таможенном крейсере, и сообщники спокойно плывут дальше к берегу. Челкаш увлеченно рассказывает Гавриле, что в эту ночь «тяпнул полтысячи», а то и больше. Парень при этих словах задумывается о своем убогом хозяйстве, а в Челкаше видит равного себе крестьянина. Вор также мысленно обращается к своему прошлому: вспоминает родные места, детство, родителей, супругу, как отец гордился им, гвардейским солдатом.
За разговорами мужчины добираются до барки и остаются в ней на ночлег. Разбудив Гаврилу, он сказал, что пора возвращаться на берег. Парень с интересом спросил о выручке. Показав 540 рублей, Челкаш отдал 40 из них Гавриле, а остальное оставил себе. После того как сообщники сошли на берег, разыгрываются следующие события: Гаврила бросается Челкашу в ноги и валит того на землю, умоляя отдать ему все деньги.
Вора охватывает изумление и злоба. Он вскакивает и со смесью жалости и ненависти на лице бросает в парня купюры. Гаврила с восторгом прячет деньги за пазуху и признается, что на воде задумал ударить сообщника веслом, чтобы избавиться от него и отобрать добычу. Со злостью Челкаш хватает Гаврилу за горло, требуя деньги назад, отбирает их и уходит. Парень вдогонку бросает в него камень, Челкаш падает, схватившись за голову.
Гаврила вначале убегает, а затем возвращается и просит прощения. Челкаш пытается его прогнать прочь, но безуспешно. Чтобы отделаться от парня, он отдает ему все деньги, кроме одной купюры. Герои расходятся — так заканчивается произведение «Челкаш».
Григорий готов с ним поделиться. Но меняет о нем мнение, когда Гаврила пытается его убить ради денег. Хотя Гришка и вор, но у него есть свой кодекс чести. Обычный крестьянин, который мечтает найти хорошее место для заработка. Это поможет ему заиметь состроенное хозяйство.
Имеет чистый и немного наивный взгляд. Наивный и легко поддается чужому влиянию. Парень боится идти на воровское дело, но не может отказать Гришке, которого опасается. Ему страшно от того, что придется поплатиться за воровство. Во время вылазки трусит, отчаянно молится. Но, заполучив куш, в крестьянине просыпаются низменные черты. Душу раздирают алчность и жадность. У него появляется мысль убить Челкаша, чтобы завладеть всем награбленным.
С его помощью автор доносит до читателя важную мысль: суть человека не то, кто он есть. Важно то, что для каждого из нас свобода, и совершаемый нами выбор. В 1891 году Горький попал в больницу города Николаева. Там он услышал от соседа по палате, одесского босяка, историю его скитаний. Один из рассказанных им эпизодов послужил основой для «Челкаша». Горький перенёс исповедь случайного знакомого на бумагу лишь в 1894-м, по просьбе Владимира Короленко, писателя и главы журнала «Русское богатство». Тот верил в талант начинающего автора, и Горький его не разочаровал. Короленко оценил в черновике произведения, написанном всего за два дня, его силу и целостность. Рассказ «Челкаш», краткое содержание которого вы сейчас прочтёте, поделён на три части: знакомство Челкаша с будущим напарником, ночная морская поездка на «дело» и расставание героев. По сигналу грузчики устраиваются на обед. В это время на горизонте появляется Гришка Челкаш — свой человек среди местных, безработный босяк и контрабандист. Герой не в духе, он ищет своего приятеля и подельника. Таможенный сторож говорит ему, что бедолага в больнице: он сломал ногу. Челкашу срочно нужна для него замена. На улице вор примечает молодого крепкого паренька, явно из крестьян. Они знакомятся. В разговоре юноша жалуется новому знакомцу, что недавние попытки найти заработок в городе провалились, а ему нужны деньги. Потом он спрашивает, чем занимается Челкаш.
Гаврила кинул вслед ему крупный камень, который разбил Челкашу голову. Он упал лицом в песок, а Гаврила бросился бежать, но вскоре вернулся и начал просить прощения. Из пачки денег Челкаш только сотню положил себе, а остальную сумму отдал Гавриле со словами: «Бери, не бойсь! Не стыдись, что человека чуть не убил! За таких людей, как я, никто не взыщет. Ещё спасибо скажут, как узнают». В этом повествовании смешаны два литературных направления: реализм с его правдивым описанием обыденной жизни и романтизм, явивший читателям героя-одиночку, бунтаря и индивидуалиста. Его герой живёт по своим собственным правилам, он устремлён к свободе и не признаёт общественных стереотипов. В русской литературе уже были такие люди-«сверхчеловеки»: Родион Раскольников, Иван Карамазов у Достоевского, Печорин у Лермонтова и другие, для которых свобода, дающая «полноту жизни», важнее традиционной морали — «рабской», по их мнению. Вера в Бога для них — также фактор ограничения их свободы. Челкаш, вор и пьяница, олицетворяет у Горького «свободного человека». Для Гаврилы же понятие «свобода» ассоциируется с деньгами, что и делает его в глазах Челкаша «жадным рабом». Собственное отношение к свободе возвышает романтического героя в своих глазах и наполняет «жалостью и ненавистью» по отношению к «рабу». Но Гаврила «раб» считает Челкаша ненужным на земле. Таким образом, идея сверхчеловека у Горького преломляется по-русски: с одной стороны, это понимание «человеческого превосходства», с другой — понимание ненужности таких людей. Вывод Челкаш — романтический герой со своими моральными ценностями. Он лишён такого качества, как жадность. Может испытывать жалость и сочувствие: вначале он по-отечески жалеет молодого парня, попавшего «в его волчьи лапы», но затем, узнав его получше, испытывает к нему чувство брезгливости.
«Челкаш» анализ произведения М. Горького
Гаврила стал слезно просить Челкаша отдать все деньги ему, так как простому крестьянину они нужнее, чем вору. Он сможет на них наладить хозяйство. Гришка был удивлен тем, насколько жаден оказался этот «безобидный» на первый взгляд паренек. Со злобой он достает деньги из кармана и бросает в Гаврилу бумажки. Жри… — крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу. Челкаш отметил, что и сам хотел дать Гавриле больше, так как он его разжалобил. Гаврила не мог нарадоваться исходу — он теперь богат.
На радостях парень признается, что подумывал избавиться от Челкаша, ударить его веслом и утопить в море, а всю прибыль забрать себе. Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!.. Едем мы сюда… думаю… хвачу я его — тебя — веслом… рраз!.. Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться — как да кто.
Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать? Тот хотел вырваться и убежать. Между ними завязывается ожесточенная драка. Вор отобрал у Гаврилы награбленное и двинулся прочь.
Гаврила бросил ему вслед увесистый камень, угодив прямо в голову. Поняв, что он мог погубить Челкаша, Гаврила перепугался и решил удрать с места преступления. Пошел дождь, смывая оставшиеся на песке следы драки. Раскаянье охватило Гаврилу, он вернулся. Слава богу, Челкаш жив. Парень стал просить у вора прощения.
Челкаш сжалился над ним, отдав ему все вырученные деньги, оставив у себя лишь одну радужную бумажку. Не даром работал! Бери, не бойсь! Не стыдись, что человека чуть не убил! За таких людей, как я, никто не взыщет. Еще спасибо скажут, как узнают.
На, бери! На сем герои разошлись в разные стороны. Каждый пошел своей дорогой. На пустынном берегу не осталось ничего, что бы напоминало о «маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми». Анализ произведения Как появился рассказ Горького «Челкаш», какие темы он поднимает, и каковы литературные особенности. Ниже представлена информация по истории создания и краткий анализ рассказа.
История создания Сюжет рассказа взят Горьким из реальной жизни. В его основу положена история, которую рассказал ему одессит, лежавший с ним в одной палате в больнице города Николаева. Николаев — город на территории современной Украины, стоит на реке Южный Буг, недалеко от Черноморского побережья. Во времена, когда Горький писал свой рассказ, входил в состав Российской империи. На больничную койку Горький угодил после того, как вступился за девушку, был избит и чуть не погиб. Его посчитали мертвым и спрятали в кустах.
На счастье, он был случайно обнаружен проезжающими. Этот драматичный эпизод найдет отражение в творчестве Горького в другом его рассказе «Вывод». Однако на атмосферу и содержание «Челкаша» эта история тоже могла оказать некоторое влияние. О своём соседе по палате Алексей Максимович вспоминал: «…Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе «Челкаш». Об этой истории автор вспоминал спустя три года, в 1894 году, когда он проживал в Нижнем Новгороде. Рассказ обрел законченную форму всего за 2 дня, так как Горькому, в раннем возрасте ушедшему «в люди» и жившему в бедности, было понятно и близко то, о чем он писал.
Считается, что воплотить на бумаге историю, «привезенную с Юга», Горького побудил его приятель и коллега — известный писатель В. Он высоко оценил произведение Алексея Максимовича и способствовал тому, чтобы оно вышло в печати. В некотором смысле Короленко можно считать «крёстным отцом» «Челкаша». Публикация состоялась на страницах журнала «Русское богатство» в номере 6 за 1895 год. Жанр и направление «Челкаш» — небольшое по объему прозаическое произведение с одной сюжетной линией и малым количеством центральных персонажей, его жанр определяется как рассказ. Ранее творчество Максима Горького являет собой пример сочетания романтизма и реализма в русской литературе конца XIX столетия.
В рассказе «Челкаш» присутствуют черты обоих литературных направлений. Сюжет описывает эпизод реальной жизни, важное место в контексте повествования занимают социальные аспекты. Подобно писателям-реалистам, Горький описывает действительность без прикрас. В то же время в рассказе присутствуют романтические мотивы: образ моря, играющий важную роль в повествовании, приключенческая составляющая в сюжете, колоритная атмосфера южного края, представленная в ярких и образных описаниях. Композиция Рассказ написан в соответствии с канонами традиционной композиции. В структуре повествования выделяются следующие элементы: Экспозиция — вводная часть, предшествующее первой главе — описание морского пейзажа, порта и побережья гавани.
Завязка — появление Челкаша в порту, знакомство главных героев, Гришки и Гаврилы, их договоренность о совместном предприятии. Развитие событий, по ходу которых раскрываются образы и характеры героев, описываются во второй главе Кульминация — дележка добычи и драка героев Развязка — Челкаш бросает Гавриле деньги, герои расходятся. Концовка — описание морских волн, смывших следы «маленькой драмы», конфликта, разыгравшегося между героями. Особенность композиции рассказа — обрамление. В начале и в конце повествования описание морской стихии. Тематика Жизнь городских низов «Босяки», то есть обездоленные, нищие, оказавшиеся по тем или иным причинам на дне жизни, — частые герои произведений Максима Горького.
Эта тема очень волновала автора, она была актуальна для того времени и того общества, в котором жил и творил Горький, не утратила она свой актуальности и в наши дни. Тема жизни городских низов занимает важное место в творчестве писателя и является одной из центральных в рассказе «Челкаш». Судьба человека Отталкиваясь от «босяцкой тематики», на примере одного крошечного эпизода Горький затрагивает такую глобальную, общефилософскую тему, как судьба человека. Как известно, пути Господни неисповедимы, но многое в жизни зависит и от самого человека. Почему тот или иной персонаж оказывается на дне жизни? Был ли это его осознанный выбор или необходимость?
Человек-функция Семеныч, крепкий парень грузчик, чью повседневность составляет адский труд и портовые драки, свободолюбивый «честный вор» Челкаш и жадный, безвольный и жалкий крестьянин Гаврила — за каждым образом просматривается непростая судьба, и у каждого из героев своё отношение к тому положению, которое он занимает в обществе. О дальнейшей судьбе центральных персонажей — Гришки и Гаврилы — читатель может только догадываться. Горький не дает ответов, а дает лишь почву для размышлений. Проблематика Рассказ Горького охватывает обширное проблемное поле, сквозь повествование автор поднимает как вечные, так и злободневные проблемы. Свобода и рабство Проблема свободы — одна из основных в мировой литературе, к ней нередко обращались писатели-романтики. В произведении «Челкаш» она занимает центральное место, что сближает этот рассказ с романтизмом.
Что такое свобода и несвобода — эти вопросы поднимает Горький в своем рассказе. Он противопоставляет стремление к свободе Челкаша и рабскую психологию Гаврилы. Гаврила — свободный человек, но он не способен сам построить свою жизнь, вырваться из нищеты. Возможным выходом из бедственного материального положения ему видится удачная женитьба, он говорит о том, что ему придется «пойти в зятья». Сама эта формулировка очень четко расставляет акценты и приоритеты персонажа. Женитьба представляется не как жизнь с любимой женщиной, а как опека богатого родственника, то есть зависимость от тестя.
Согласившись работать на Челкаша, Гаврила оказывается в состоянии раба, что подчеркивается в тексте рассказа. Сам Челкаш выходец из крестьянской среды. Он вспоминает, что отец его на селе был первым богатеем, послужил Гришка в гвардии, успел жениться на красавице Анфисе. Глядя на согнутого работой отца, Челкаш не захотел повторить его жизнь. Он оставил старых родителей, жену, рванул к морю в босяцкую жизнь за волей и приключениями. И в этой жизни свобода была относительна.
Одинокий, озлобленный Челкаш в диалоге с Гаврилой вдруг с увлечением говорит о преимуществе крестьянской жизни: свобода — на своём клочке земли крестьянин король. Так говорит он о жизни, утраченной им безвозвратно. Какой свободы он хотел? Свободы от нелёгкого крестьянского труда? От обязательств перед семьёй? В этом мире у человека есть только свобода выбора.
Гордец и лодырь, искатель лёгких денег, Челкаш сделал свой выбор. За романтическим флёром воровской жизни героя скрывается пустота, бесцельность существования, отсутствие близких людей, грязь, нечистоплотность. Уже в самом начале рассказа автор задаёт тон повествованию, поднимает проблему несвободы, изображая, насколько ничтожно смотрится рабочий люд на фоне шумного побережья и величественного морского пейзажа, тем самым показывая людей как «рабов собственной жизни». В окружающей жизни автор видит готовность «разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом». Он полагает, что после этой катастрофы воздух освежится, и станет кругом «тихо, ясно, славно». Проблема человеческого характера «Человеческая душа — потемки», — гласит известная пословица.
За внешним обликом и ярлыками, которые навешивает общество, может скрываться совсем не тот человек, каким он кажется на первый взгляд. Именно в этих постулатах заключается основная мысль произведения Горького, раскрытая на контрасте образов Челкаша и Гаврилы. Нередко в жизни бывает так, что считающийся порядочным человек оказывается подлецом, а заклеймённый обществом негодяй в определенный момент совершает благородный поступок. Горький не случайно уделяет большое внимание внешности фоновых персонажей. Описывая тех или иных героев, выхватывая их из толпы, он позволяет читателю догадываться о том, что скрывается за этим внешним описанием, каковы эти люди на самом деле. В рассказе встретились два разных, противоположных характера: сильный, хищный Челкаш и добродушный, слабохарактерный Гаврила.
Между ними установились отношения господина и раба. Слабохарактерность опасна тем, что человек легко поддаётся искушению. В данном случае деревенский увалень с детскими голубыми глазами Гаврила не устоял перед соблазном ухватить весь куш и чуть не убил прожжённого вора. Он способен унижаться, в нём нет достоинства. Не злодей, но человек неприятный. На фоне Гаврилы этот разбойник привлекателен.
У Челкаша свои принципы, он смел, любит риск, полон достоинства, точнее — гордости, которой и повреждён. Герою нравится испытывать чувство превосходства над другими. Он отдаёт Гавриле все деньги не по доброте — делает широкий жест и тем утверждается в собственных глазах. Нравственная проблематика Высвечивая сложность человеческого характера, Горький поднимает нравственные вопросы, обличая такие человеческие качества как алчность, жадность и эгоизм. Носителем этих пороков выступает Гаврила. Сумев относительно легко заработать денег, он проявляет свои худшие черты, представляется в негативном свете даже на фоне вора-контрабандиста.
Челкаш тоже не образец нравственности. Он эгоцентрист и одержим гордыней, он никого не любит, ни к кому не привязан, живёт только для себя. В его босячестве никто, кроме него, не виноват. Есть ли у вора нравственный стержень? Он легко берёт чужое, может и убить недрогнувшей рукой. Роль пейзажа Рассказ Горького изобилует красочными описаниями: образный язык — одна из ярчайших художественных особенностей произведения.
Автор уделяет немало внимания пейзажу, что играет роль в смысловой нагрузке произведения. Пейзажные описания, с которых начинается и которыми заканчивается рассказ, дополняют и раскрывают одну из центральных проблем рассказа — проблему свободы. Любовь к морю подчеркивает свободолюбие героя. Природа, в данном случае морская стихия, — часть окружающего нас мира, она красива. Экранизации По мотивам рассказа Горького было снято несколько короткометражных фильмов. Текст Горького переработал под киносценарий Алексей Симуков.
Недавно рассказом Горького как первоисточником для фильма вдохновились сербы. Короткометражка вышла в 2019 году, режиссером выступил Ружица Тадич. Скачать обзор: Источник История персонажа В произведениях Максима Горького удивительно гармонично сочетаются реализм и романтизм. Короткие рассказы, направленность которых критики определяли как соцреализм, занимают особое место в творчестве писателя. Произведение «Челкаш» относится к их числу. История создания Сочинение написано в 1894 году.
За основу истории Горький взял рассказ, переданный ему соседом по палате в больнице города Николаев. Спустя год рассказ опубликовал журнал «Русское богатство». Писатель Максим Горький Произведение пронизано духом романтики, скрывающимся в описании природы. Этот ход характерен для всех ранних сочинений автора.
Часто это ты запиваешь-то? Хочешь сегодня ночью работать со мной? Говори скорей!
Чего заставлю… Рыбу ловить поедем. Грести будешь… — Так… Что же? Работать можно. Только вот… не влететь бы во что с тобой. Больно ты закомурист… темен ты… Челкаш почувствовал нечто вроде ожога в груди и с холодной злобой вполголоса проговорил: — А ты не болтай, чего не смыслишь. Я те вот долбану по башке, тогда у тебя в ней просветлеет… Он соскочил с тумбочки, дернул левой рукой свой ус, а правую сжал в твердый жилистый кулак и заблестел глазами. Парень испугался.
Он быстро оглянулся вокруг и, робко моргая, тоже вскочил с земли. Меряя друг друга глазами, они молчали. Он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик, — за всю его жизнь прошлую и будущую, а больше всего за то, что он, этот ребенок по сравнению с ним, Челкашем, смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна. Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя. Парень смотрел на Челкаша и чувствовал в нем хозяина. Мне все равно, у кого работать, у тебя или у другого. Я только к тому сказал, что не похож ты на рабочего человека, — больно уж тово… драный.
Ну, я ведь знаю, что это со всяким может быть. Господи, рази я не видел пьяниц! Эх, сколько!.. Говори цену. Какая работа будет. Какой улов, значит… Пятитку можешь получить. Но теперь дело касалось денег, а тут крестьянин хотел быть точным и требовал той же точности от нанимателя.
У парня вновь вспыхнуло недоверие и подозрительность. Челкаш вошел в роль: — Не толкуй, погоди! Идем в трактир! И они пошли по улице рядом друг с другом, Челкаш — с важной миной хозяина, покручивая усы, парень — с выражением полной готовности подчиниться, но все-таки полный недоверия и боязни. Когда они пришли в грязный и закоптелый трактир, Челкаш, подойдя к буфету, фамильярным тоном завсегдатая заказал бутылку водки, щей, поджарку из мяса, чаю и, перечислив требуемое, коротко бросил буфетчику: «В долг все! Тут Гаврила сразу преисполнился уважения к своему хозяину, который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием. Пока ты посиди, а я схожу кое-куда.
Он ушел. Гаврила осмотрелся кругом. Трактир помещался в подвале; в нем было сыро, темно, и весь он был полон удушливым запахом перегорелой водки, табачного дыма, смолы и еще чего-то острого. Против Гаврилы, за другим столом, сидел пьяный человек в матросском костюме, с рыжей бородой, весь в угольной пыли и смоле. Он урчал, поминутно икая, песню, всю из каких-то перерванных и изломанных слов, то страшно шипящих, то гортанных. Он был, очевидно, не русский. Сзади его поместились две молдаванки; оборванные, черноволосые, загорелые, они тоже скрипели песню пьяными голосами.
Потом из тьмы выступали еще разные фигуры, все странно растрепанные, все полупьяные, крикливые, беспокойные… Гавриле стало жутко. Ему захотелось, чтобы хозяин воротился скорее. Шум в трактире сливался в одну ноту, и казалось, что это рычит какое-то огромное животное, оно, обладая сотней разнообразных голосов, раздраженно, слепо рвется вон из этой каменной ямы и не находит выхода на волю… Гаврила чувствовал, как в его тело всасывается что-то опьяняющее и тягостное, от чего у него кружилась голова и туманились глаза, любопытно и со страхом бегавшие по трактиру… Пришел Челкаш, и они стали есть и пить, разговаривая. С третьей рюмки Гаврила опьянел. Ему стало весело и хотелось сказать что-нибудь приятное своему хозяину, который — славный человек! Но слова, целыми волнами подливавшиеся ему к горлу, почему-то не сходили с языка, вдруг отяжелевшего. Челкаш смотрел на него и, насмешливо улыбаясь, говорил: — Наклюкался!..
Дай поцелую тебя!.. На, еще клюкни! Гаврила пил и дошел наконец до того, что у него в глазах все стало колебаться ровными, волнообразными движениями. Это было неприятно, и от этого тошнило. Лицо у него сделалось глупо восторженное. Пытаясь сказать что-нибудь, он смешно шлепал губами и мычал. Челкаш, пристально поглядывая на него, точно вспоминал что-то, крутил свои усы и все улыбался хмуро.
А трактир ревел пьяным шумом. Рыжий матрос спал, облокотясь на стол. Гаврила попробовал подняться, но не смог и, крепко обругавшись, засмеялся бессмысленным смехом пьяного. Гаврила все хохотал, тупыми глазами поглядывая на хозяина. И тот смотрел на него пристально, зорко и задумчиво. Он видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы. Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть ее и так и этак.
Он мог разломать ее, как игральную карту, и мог помочь ей установиться в прочные крестьянские рамки. Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала испить ему, Челкашу… И он завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его… И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен. Тогда Челкаш взял Гаврилу под мышки и, легонько толкая его сзади коленом, вывел на двор трактира, где сложил на землю в тень от поленницы дров, а сам сел около него и закурил трубку. Гаврила немного повозился, помычал и заснул. II — Ну, готов? Уключина вот шатается, — можно разок вдарить веслом?
Никакого шуму! Надави ее руками крепче, она и войдет себе на место. Оба они тихо возились с лодкой, привязанной к корме одной из целой флотилии парусных барок, нагруженных дубовой клепкой, и больших турецких фелюг, занятых пальмой, сандалом и толстыми кряжами кипариса. Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь от борта судов о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен.
Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день. Ты на-ко вот, нутро помочи, может, скорее очухаешься, — и он протянул Гавриле бутылку. Господи благослови!.. Послышалось тихое бульканье. Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь среди судов… Вдруг она вырвалась из их толпы, и море — бесконечное, могучее — развернулось перед ними, уходя в синюю даль, где из вод его вздымались в небо горы облаков — лилово-сизых, с желтыми пуховыми каймами по краям, зеленоватых, цвета морской воды, и тех скучных, свинцовых туч, что бросают от себя такие тоскливые, тяжелые тени. Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые… Что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс.
Казалось, что там, на краю моря, их бесконечно много и они всегда будут так равнодушно всползать на небо, задавшись злой целью не позволять ему никогда больше блестеть над сонным морем миллионами своих золотых очей — разноцветных звезд, живых и мечтательно сияющих, возбуждая высокие желания в людях, которым дорог их чистый блеск. Только боязно в нем, — ответил Гаврила, ровно и сильно ударяя веслами по воде. Вода чуть слышно звенела и плескалась под ударами длинных весел и все блестела теплым голубым светом фосфора. Экая дура!.. Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной. И ему было обидно слышать такой ответ на вопрос о красоте того, что он любил.
Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади. На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену. По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты… — А снасть-то где? Челкаш вздрогнул. Она у меня на корме. Но ему стало обидно лгать пред этим мальчишкой, и ему было жаль тех дум и чувств, которые уничтожил этот парень своим вопросом.
Он рассердился. Знакомое ему острое жжение в груди и у горла передернуло его, он внушительно и жестко сказал Гавриле: — Ты вот что — сидишь, ну и сиди! А не в свое дело носа не суй. Наняли тебя грести, и греби. А коли будешь языком трепать, будет плохо. На минуту лодка дрогнула и остановилась. Весла остались в воде, вспенивая ее, и Гаврила беспокойно завозился на скамье.
Резкое ругательство потрясло воздух. Гаврила взмахнул веслами. Лодка точно испугалась и пошла быстрыми, нервными толчками, с шумом разрезая воду. Челкаш привстал с кормы, не выпуская весла из рук и воткнув свои холодные глаза в бледное лицо Гаврилы. Изогнувшийся наклоняясь вперед, он походил на кошку, готовую прыгнуть. Слышно было злое скрипение зубов и робкое пощелкивание какими-то костяшками. Ну же, греби!..
Раз, два! Пикни только!.. Лодка плавно повернулась и пошла назад к гавани, где огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. Теперь голос был дальше, чем в первый раз. Челкаш успокоился. Кабы эти дьяволы погнались за нами — конец тебе. Я бы тебя сразу — к рыбам!..
Теперь, когда Челкаш говорил спокойно и даже добродушно, Гаврила, все еще дрожащий от страха, взмолился: — Слушай, отпусти ты меня! Христом прошу, отпусти! Высади куда-нибудь! Про-опал я совсем!.. Ну, вспомни бога, отпусти! Что я тебе? Не могу я этого!..
Не бывал я в таких делах… Первый раз… Господи! Пропаду ведь я! Как ты это, брат, обошел меня? Грешно тебе!.. Душу ведь губишь!.. Ну, какие дела? Его забавлял страх парня, и он наслаждался и страхом Гаврилы, и тем, что вот какой он, Челкаш, грозный человек.
Что я тебе?.. Милый… — Ну, молчи! Не нужен был бы, так я тебя не брал бы. Но Гаврила теперь уже не мог удержаться и, тихо всхлипывая, плакал, сморкался, ерзал по лавке, но греб сильно, отчаянно. Лодка мчалась стрелой. Снова на дороге встали темные корпуса судов, и лодка потерялась в них, волчком вертясь в узких полосах воды между бортами. Буде спросит кто о чем — молчи, коли жив быть хочешь!
Гаврила от этого шепота потерял способность соображать что-либо и помертвел, охваченный холодным предчувствием беды. Он машинально опускал весла в воду, откидывался назад, вынимал их, бросал снова и все время упорно смотрел на свои лапти. Сонный шум волн гудел угрюмо и был страшен. Вот гавань… За ее гранитной стеной слышались людские голоса, плеск воды, песня и тонкие свистки. Упирайся руками в стену! Тише, черт!.. Гаврила, цепляясь руками за скользкий камень, повел лодку вдоль стены.
Лодка двигалась без шороха, скользя бортом по наросшей на камне слизи. Дай весла! Дай сюда! А паспорт у тебя где? В котомке? Дай котомку! Ну, давай скорей!
Это, мил друг, для того, чтобы ты не удрал… Теперь не удерешь. Без весел-то ты бы кое-как мог удрать, а без паспорта побоишься. Да смотри, коли ты пикнешь — на дне моря найду!.. И вдруг, уцепившись за что-то руками, Челкаш поднялся на воздух и исчез на стене. Гаврила вздрогнул… Это вышло так быстро.
Воровство стало для него способом убедиться в своей значимости и способностях. Челкаш стремился доказать себе и окружающим, что он тоже способен на что-то и может достичь успеха в своей жизни. Отсутствие альтернатив Возможности для получения образования и нахождения приличной работы ограничены, а зарплаты невысоки. В таких условиях, когда острыя необходимость в деньгах не может быть удовлетворена законным способом, многие люди, как Челкаш, обращаются к незаконным практикам, чтобы обеспечить себя и свою семью. Кроме того, у Челкаша может отсутствовать поддержка со стороны государства или общества вообще. Он может не иметь доступа к программам помощи, образованию или трудоустройству, что существенно увеличивает его безысходность и отчаяние. При отсутствии альтернативных возможностей и перспектив на лучшую жизнь, Челкаш может ощущать, что ему нечего терять и что воровство является единственным путем выживания. Это создает внутреннюю дилемму между моральными принципами и прагматичными соображениями. В конечном счете, отсутствие альтернатив и ощущение безысходности могут побудить Челкаша к принятию решения о становлении вором, несмотря на возможные последствия. Потеря нравственных ориентиров Потеря нравственных ориентиров играет значительную роль в формировании личности и мировоззрения каждого человека. Когда Челкаш оказался без нравственных ориентиров, это превратилось в одну из основных причин, побудивших его к воровству. Нравственные ориентиры — это социально-психологические нормы и ценности, которые определяют правильные и неправильные поступки. Они формируются в обществе и включают общепринятые правила морали и этики. Когда эти ориентиры теряются, человек чувствует себя потерянным и становится более склонным к негативным поступкам, таким как воровство. Для Челкаша потеря нравственных ориентиров произошла по ряду причин. Прежде всего, его окружение было избитым и коррумпированным. Он вырос в неблагополучной среде, где правила и законы не имели значения. Это сильно повлияло на его воспитание и мировоззрение. Вторым фактором, способствующим потере нравственных ориентиров, стало отсутствие альтернативных путей самоутверждения. Челкаш видел, что в его окружении преуспевают только те, кто когда-то попал на преступный путь.
Длинные, кривые и цепкие пальцы, сходство со степным ястребом, хищная худоба, прицеливающаяся походка, плавная и покойная с виду, но внутренне возбужденная и зор-кая, как лёт хищной птицы. Б Портрет Гаврилы: стр. Какой художественный приём положен в основу портретов героев? А Жизнь Гаврилы: стр. Жить — надо. А как? Пойду я в зя-тья в хороший дом. Кабы выделили дочь — то!.. Марфу « не выделят», на Кубани «не выгорело»…Своим хозяйством не справится. Б Жизнь Челкаша: стр. Жена — черноглазая Анфиса, с длинной ко-сой, полная, мягкая, веселая. Сам красавец, гвардейский солдат, усатый, здоровый, лов-кий. Снова отец, уже седой и согнутый работой. Мать, морщинистая, осевшая к земле. К чему стремится каждый из них? А Челкаш мечтает о том, как прокурить полученные деньги. Совет Б Гаврила хотел пустить то, что ему выделил Челкаш, на укрепление и подновление хо-зяйства. Он ярче, сильнее, интерес-нее. Можем ли мы считать Челкаша романтическим героем? Давайте вспомним опре-деление романтизма — романтизм открыл необычайную сложность, внутреннюю глубину человеческой индивидуальности. Человек в романтизме — микрокосм, малая вселенная. Аб-солютизация личностного начала, философия индивидуализма. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обще-ству, его законам и морально — нравственным нормам. Чем он вам интересен? В чем правда жизни этого героя? Он анархичен — добровольно отказался от жизни в обществе, по-своему, диковато, красив, ловок, постоянно рискует, способен видеть красоту, жалеть, любить.. К этому персонажу сам автор испытывает неподдельную симпатию, докажите это. Всякая личность — если это духовно здоровая величина — должна стремиться к миру, а не от мира — вот мудрость жизни. Безусловно, такие характеристики, как: «дубина стоеросовая», «теля», «гнус» — сильно снижают его образ. Но Горький, как писатель-гуманист как вы по-нимаете это определение? В чем вы её видите? Гаврила проще Челкаша. Он боится и подельщика, и моря, и прожектора таможенного катера. Страх опустошает его, выматывает душу, вымывает «все человеческое. И истоки страха не в том, что он крестьянин, а в отсутствии собствен-ного, выстраданного и осмысленного отношения к жизни. Понятие «хозяин» он свя-зывает со свободой, которую определяет так: «сам себе хозяин, пошел — куда хошь, делай — что хошь». Только вот неуклюжий Гаврила неуклюже формулирует свои мысли. Гораздо лучше его это делает Челкаш: «Король ты на своей земле! У тебя есть лицо… Ты можешь от всякого требовать уважение к себе…». Характер Гаврилы сложнее, чем может показаться. Искренне он любит свою деревню, жалеет Челкаша, кается в «мысленном гре-хе», боится, что не будет прощен. И достоин если не любви, то сочувствия. Ощущаем ли мы, читатели, что драма эта, действительно, маленькая? Нет, не ощущаем, происходящее воспринимается нами как поистине страшная трагедия, и наше ощущение подкрепляется даже на уровне построения композиции. Почему это происходит? Давайте обратимся к композиции рассказа. Какова его экспозиция? Только этот пейзаж не так экзотичен, как в «Старухе Изергиль», «Песне о соколе». Горький рисует каторгу, адскую тяжесть труда. И обратите внимание на имя греческого бога — Меркурия. О чем оно говорит?
Краткое содержание: «Челкаш»
Когда Челкаш отсчитывал деньги, то его неприятно поразил жадный блеск в глазах деревенского парня. Краткое содержание рассказа Челкаш, Главные герои Челкаш и Гаврила, Сравнительная характеристика героев антиподов. Образ и характеристика Челкаша в рассказе Максима Горького «Челкаш»: внешность, характер, положительные и негативные качества персонажа, отведенная роль в произведении. Челкаш видел, что в его окружении преуспевают только те, кто когда-то попал на преступный путь. Кто окажется благороднее и честнее: вор и пьяница Челкаш или простой деревенский парень, возвращавшийся домой с Кубани?
Что привело Челкаша к воровству: история и причины
- «Челкаш»: краткое содержание
- Челкаш — герой комедии Гоголя «Ревизор»
- Челкаш: что это такое и откуда пошло?
- Краткое содержание рассказа “Челкаш”, анализ произведения
- Характеристика Челкаша в рассказе "Челкаш" Горького
Челкаш: значение и особенности сленга
Кто такой Челкаш? Челкаш — это литературный персонаж, придуманный писателем Антоном Чеховым. Он впервые появляется в рассказе «Челкаш», опубликованном в 1885 году. Это название было присвоено главному герою рассказа, который был гостеприимным и добродушным, но также и очень ленивым и несколько глупым человеком.
Челкаш стал знаменитым благодаря рассказу Чехова. В дальнейшем, его имя стало употребляться в переносном смысле для обозначения ленивых и недалеких людей. Также, это имя иногда используют для обозначения человека, который легко и безосновательно занимает долги или скрывает свои истинные намерения.
Челкаш — главный герой рассказа Чехова; Персонаж, которого отличает большая душевность, гостеприимство, лень, глупость; Имя Челкаша используют в переносном смысле для обозначения ленивых и недалеких людей. В целом, имя Челкаш стало символом определённого типа человека.
Из-за какой корысти?.. Это можно... А как душу-то загубишь?.. Слайд 25 Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он - вор, гуляка, оторванный от всего родного - никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!.. Едем мы сюда... Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться - как да кто.
Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать? Почему Челкаш презирает Гаврилу? Слайд 26 Гаврила рванулся раз, два, - другая рука Челкаша змеей обвилась вокруг него... Треск разрываемой рубахи - и Гаврила лежал на песке, безумно вытаращив глаза, цапаясь пальцами рук за воздух и взмахивая ногами. Челкаш, прямой, сухой, хищный, зло оскалив зубы, смеялся дробным, едким смехом, и его усы нервно прыгали на угловатом, остром лице. Никогда за всю жизнь его не били так больно, и никогда он не был так озлоблен. Слайд 27 - Бери! Не даром работал!
Бери, не бойсь! Не стыдись, что человека чуть не убил! За таких людей, как я, никто не взыщет.
Анализ произведения без их характеров не будет полным. Гаврила Не таков Гаврила.
Моря, темноты, возможной поимки он безмерно боится. Он труслив, алчен. Эти качества толкают его на прямое преступление, когда утром он первый раз в жизни увидел большие деньги. Сначала Гаврила падает на колени перед Челкашом, выпрашивая деньги, потому что он всего лишь «подлый раб». Главный герой, испытывая к мелкой душонке брезгливость, жалость и ненависть, бросает ему все деньги.
Узнав, что Гаврила хотел его убить, Челкаш приходит в ярость. Он впервые так сильно зол. Григорий забирает деньги и уходит. Гаврила, не в силах совладать с жадностью, стремится убить подельника, но от этого ничтожной душонке становится страшно. Он снова вымаливает прощение у главного героя — человека широкой души.
Челкаш бросает деньги жалкому Гавриле. Он, пошатываясь, навсегда уходит. Рассмотрев главных героев, можно проанализировать рассказ в целом. Анализ произведения «Челкаш» Максим Горький Вначале идет подробное описание порта и его жизни. Далее появляются герои.
Горький подчеркивает холодные серые глаза и нос, горбатый и хищный, и гордый свободный нрав. Гаврила — добродушный парень, который верит в Бога, как оказалось, готов на все ради денег. Сначала кажется, что злодей Челкаш заставляет свернуть с прямого пути на воровскую дорожку простодушного Гаврилу. Море — важный и значимый компонент рассказа. Оно, как лакмусовая бумажка, выявляет натуры героев.
Возникшие между ними отношения хозяина и подчинённого завершаются драматически. Челкаш выбрал свободу. Воровское житьё полно приключений, деньги даются за одну рискованную ночь и спускаются так же быстро. Однако он несчастлив: раздражение, злоба на мир тяготят его душу. Разговорившись с напарником о деревне, он вдруг почувствовал себя одиноким, вырванным навсегда из того мира, с которым связан своими корнями. Вор за время босяцкой жизни не утратил способности к состраданию: ему жаль глупого деревенского парня, он готов поделиться с ним. Однако униженное поведение Гаврилы, а потом его попытка убить из-за денег отвращают Челкаша. Он делает широкий жест: оставив себе одну ассигнацию, отдаёт всю добычу подельнику. Гаврила — молодой селянин, мечтающий заработать, чтобы не жить в зятьях, а самостоятельно вести своё хозяйство.
У него по-детски чистые голубые глаза, он коренаст, широкоплеч, наивен, ограничен, по душевной слабости закономерно попадает в зависимость от сильной личности. Парень вроде бы беспокоится о пагубности для души бесчестного предприятия, но боится по-волчьи отважного Гришки, чувствует себя его рабом. Персонаж сильно трусит во время ночной вылазки, богобоязненно молится. Когда дело благополучно завершилось крупным кушем, он как слабая личность легко впал в искушение: появилась мысль убить босяка и завладеть всей поживой. Образ Челкаша романтизирован. Писатель показал моральное превосходство люмпена над мелким собственником — крестьянином. Обычное презрение разбойника к деньгам выглядит благороднее хозяйственной жадности, доводящей человека до низости. Семёныч — таможенный сторож, который комично старается казаться грозным в диалоге с Челкашом. Он не может не протянуть авторитетному жулику руку в ответ на его приветствие и одновременно озирается по сторонам, как бы начальство не увидело.
Сторож не пускает собеседника в гавань, но безуспешно: тот всё делает по-своему. История создания Три года спустя писатель В. Короленко побудил Горького создать рассказ: Жанр и направление В рассказе между собой смешиваются два литературных направления.