Новости кто стал первым в россии царем

В 1555-1556 годах первый царь на Руси Иван Грозный вместе с Избранной Радой разработал «Уложение о службе», способствующее увеличению численности Российской армии. Московское государство становится в 1721 году Российской империей, во главе с императором Всероссийским. Главной исторической сенсацией стало коронация Ивана IV Грозного на Московском престоле, после которой он стал первым царем России. Петр 1 создал Российскую империю, поэтому оказался последним царем всея Руси и, соответственно, первым Императором Всероссийским. С избранием царя Михаила Романова в России закончился династический кризис.

Первый русский царь в истории России

17 декабря 2018 Артур Романов ответил: Первым русским царем, как известно, был царь Иван IV, он же Иван Васильевич Грозный. – Первым из русских царей, побывал в заграничном путешествии (1697–1698 годы). Став первым русским царем Иван IV получал неограниченную самодержавную власть. Фигура царя помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (открыт в 1862, автор проекта М. О. Микешин). Нострадамус: голод в Европе и применение химоружия.

Как Земский собор выбирал нового царя?

  • Царские выборы
  • Как Михаил Романов оказался во главе Русского царства
  • Все было иначе: историки восстановили правду о Петре Великом - ТАСС
  • : новости спорта - Чемпионат
  • Пётр Первый

Кто был первым русским царем

Государь тщетно пытался найти в этом виновных и именно с этого времени начался период казней и опалы. Иван Грозный 3 декабря 1564 года покинул Москву. С собой царь забрал казну, почитаемые иконы и церковную утварь, вместе с ним столицу покинула семья и некоторые бояре. Отъезду предшествовали раздоры правителя с политической элитой. Поездив в течение нескольких недель по окрестным монастырям, царь остановился в Александровской слободе, в 120 км от Москвы. Опричнина в России началась 3 февраля 1565 года, по указу Ивана Грозного и продлилась до его смерти 28 марта 1584 года. Чрезвычайные меры в государстве сопровождались сильными репрессиями народа. Слово «опричнина» происходит от древнего «опричь», что означает «особый».

Войску опричников и впрямь были даны особые полномочия. В опричнину царь отделил часть бояр, дворян, 1000 князей, служилых и приказных людей. Им были розданы поместья в волостях. Страна разделилась на две территории, ту, которая в опричнину не вошла, стали именовать земщиной. Опричники клялись в верности государю, обещали никоим образом не общаться с земскими. Ходили в черных одеждах, как монахи, те, у кого имелись лошади, крепили к седлам отличительные знаки: метлы и головы собак. Войско опричников царь освободил от ответственности, им дозволялось грабить и убивать тех, кто не согласен с правителем.

В декабре 1569 года, подозревая новгородскую знать в заговоре с намерением предаться польскому королю, Иван в сопровождении войска опричников выступил в поход на Новгорода. По пути опричники устроили множество убийств и грабежей в Твери, Клину, Торжке и других городах. Боевые отряды опричников окружили Новгород 2 января 1570 года, сотни священников окрестностей были посажены под арест, монастыри взяты под полный контроль. Через несколько дней приехал уже сам царь. Он отстоял службу в Софийском соборе и приказал начать репрессии. Официально основано Донское Казачество 3 января 1570 года. Поводом для образования Донских Казачьих Станиц-Застав стало признание их доблести, военных заслуг, нужда в их службе Русскому государству, и наделения Казачества грамотой Ивана Грозного.

С 1570 года началось активное формирование Казачьего войска и обустройство Станиц-Застав. Опричники по приказу Ивана грозного 12 января 1570 года стали массово мародёрствовать во всем Новгороде и его окрестностях. Каратели никого не жалели, взрослых и детей пытали, избивали, а потом сбрасывали прямо в реку Волхов. Если кто выживал, то того заталкивали под лёд палками. По различным данным, в тот страшный день погибло от 2 до 10 тысяч человек. Расправившись с Новгородом, царь выступил на Псков. Царь ограничился только казнью нескольких знатных горожан и грабежом их имущества.

В то время, как гласит предание, псковский юродивый, во время обеда, протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после - грозил Ивану многими бедами. Иван Грозный приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царём его лучший конь, что произвело впечатление на Ивана. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где начался розыск о новгородской измене, длившийся весь 1570 год, пострадали многие видные опричники. В 1571 году, когда на русские земли вторгся крымский хан, опричники Ивана Грозного оказались полностью недееспособными и не смогли защитить государство. Царь разбаловал их, и они попросту не пошли на войну.

Русь как преемница Византийской империи Нужно отметить, что представления о месте Руси в христианском мире стали формироваться вскоре после того, как она приняла христианство. До этого у славян существовала языческая вера, а после их крещения Киевская Русь сравнялась с прочими христианскими странами. Но как показал исторический процесс, не всем государствам удалось сохранить веру в первоначальном виде. В 1054 году Римская церковь отделилась от Вселенского православия.

В 1439 году константинопольским патриархом была заключена Флорентийская уния с Римской церковью. А в 1453-м под натиском турок пал Константинополь. Все эти события оказали влияние на развитие не только многих европейских стран, но и Руси. С падением Византии, которая была мощной христианской державой, начинает переосмысливаться роль в событиях мировой истории и ее дальнейшем развитии правителей Руси. Московские великие князья начинают рассматривать себя в качестве преемников византийских императоров, а Русское государство стремится к тому, чтобы занять место, ранее принадлежавшее Константинополю. Теория старца Филофея о "Москве — Третьем Риме" Начиная с середины 15 века мысль о том, что Русская земля избрана Богом и имеет особое предназначение, уже не была новой. Больше того, она приобрела более глубокий смысл. Новое положение Руси оформилось в результате отступления от православия греческих правителей, а наряду с этим и стало следствием укрепления в Русской земле «истинной веры». В этой обстановке мысли об избранности Московского государства и получают свое воплощение в идее «Москва — Третий Рим». Литературное отражение она находит в посланиях старца Филофея, которые он поочередно направлял сначала Василию III, затем Мисюрю Мунехину, дьяку, и, наконец, Ивану Грозному.

Кратко основные положения данной теории можно обозначить следующим образом: Все, что происходит в жизни народов и людей, определяет Божий промысел. Русский царь — это единственный наследник власти, ранее принадлежавшей правителям двух павших государств. Таким образом, Москва рассматривается не только как мировой политический центр, но и как церковный. А Московские цари становятся преемниками императоров Византии. Особая историческая роль Московского государства Таким образом, 16 век становится в сознании людей переломным.

Правильный ответ Для понимания истории России следует знать, кто стал 1 русским царём. Венчание на царство происходило в Успенском соборе Московского Кремля.

Митрополитом тогда был Макарий.

Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700—1721 годов. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией. Также Россия должна была выплатить большую по тем временам контрибуцию 20 000 рублей. Деулинское перемирие 1618 , а затем «вечный мир» с Речью Посполитой Поляновский мир 1634. Польша и Литва сохранили за собой Смоленск и Северскую землю, но польский король и великий князь литовский Владислав IV отказался от притязаний на русский престол.

Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах. Для определения размера налогов по всей стране была произведена точная опись всех поместных земель. Был учреждён особый «приказ» канцелярия для приёма и разбора жалоб от населения «на обиды сильных людей». Преодоление тяжелейших последствий Смутного времени, восстановление нормального хозяйства и торговли. Реорганизация армии 1631—1634. Создание полков «нового строя»: рейтарского, драгунского, солдатского.

Основание первого железоделательного завода под Тулой 1632. Начало светской живописи в России: по государеву указу 26 июля 5 августа 1643 года на службу в Оружейную палату был принят житель Ругодива живописного дела мастер Иоанн Детерс , который обучал живописи русских учеников [14]. В 1616 году царю Михаилу исполнилось 20 лет. Царица-инокиня Марфа, в согласии с боярами, решилась устроить смотрины невест — царю подобало жениться и явить миру законного наследника, чтобы не было смут. Девушки съезжались в Москву на смотрины, но мать заранее выбрала сыну девушку из знатной боярской семьи, близкой к семье её родственников Салтыковых. Михаил, однако, спутал её планы: обходя ряды красавиц, молодой царь остановился перед боярышней Марией Хлоповой.

Царскую невесту поселили во дворце и даже нарекли новым именем Анастасия в память о первой жене Ивана Грозного. Вместе с девушкой ко двору прибыла и её многочисленная родня. Но внезапно девушка заболела, в течение нескольких дней у неё была частая рвота.

Первый русский царь: кто им на самом деле был

Формально пребывал он на троне 51 год — рекорд в истории России по продолжительности правления. Карамзина, в общественном сознании он ассоциировался с образом кровавого тирана, погубившего многие десятки тысяч ни в чём не повинных людей. Потому не нашлось ему и места на памятнике «1000-летие России» в Новгороде. Между тем концепция Карамзина была основана на «показаниях» диссидентов-бояр и иностранцев например, некий Горсей писал, что в одном только Новгороде царь Иван убил 700 тыс. Карамзинской концепции долгое время придерживались историки XIX века Н.

Костомаров, В. Ключевский и др. Между тем она давно опровергнута тщательными научными исследованиями. Да, политические репрессии были, но репрессии в большинстве своём оправданные, т.

Спорить можно только о методах их проведения степени жестокости. И направлены они были против боярской «номенклатуры», которая во все времена независимо от политического строя стремилась урвать себе побольше прав, привилегий и власти в ущерб государственным, а значит, и общенациональным интересам. Особенно нагло «номенклатура» распоясалась в период малолетства Монарха. Страшные впечатления детства преследовали потом Ивана всю жизнь.

Заговоры бояр продолжались и после того, как Иван надел царскую корону. И погром Новгорода был вызван не садизмом Царя, а заговором местных бояр, тосковавших о прежней вольности и независимости от Москвы и стремившихся уйти под крыло Литвы. Как писал в начале XX века выдающийся историк С. Платонов, «Великий князь двигался, куда вела его история; боярский класс действовал во имя отживших политических форм и старался как бы остановить историю.

За московского государя стоят симпатии всего населения здесь и далее выделено мной — В. Несмотря на неравенство сил, факт борьбы московского боярства с государем несомненен. Жалобы со стороны бояр начались с Ивана III, при Василии раздавались сильнее, и при обоих князьях мы видим опалы и казни бояр; но с особенной силой эта борьба разыгралась при Иване Грозном». И он же, в упрёк Карамзину и его последователям: «В этой агитации [в европейских странах] против Москвы и Грозного измышлялось много недостоверного о московских нравах и деспотизме Грозного, и серьёзный историк должен всегда иметь в виду опасность повторить политическую клевету, принять её за объективный исторический источник».

Теперь о масштабах репрессий.

Вся история человечества показывает, что бывший враг может очень быстро стать другом и наоборот. Это всегда вопрос политической целесообразности, а не какого-то непримиримого экзистенциального противостояния. Казачье лобби Это правда, что победу Михаилу Романову, против которого сначала выступало старомосковское боярство, обеспечила агрессивная поддержка казаков, которые в марте 1613 года вместе с московским простонародьем ворвались на заседание Земского собора в Кремле? На самом деле мы знаем только один источник об этом — «Повесть о Земском соборе 1613 года» неизвестного автора. Ее в свое время выявил и ввел в научный оборот замечательный историк Александр Лазаревич Станиславский, к сожалению, рано ушедший из жизни. Согласно тексту этого документа, главными сторонниками избрания на царство Михаила Федоровича Романова были казаки, которые во время проведения Земского собора составляли львиную долю всех вооруженных людей в Москве. В этой ситуации казачья верхушка имела реальную возможность диктовать свою волю делегатам, наверное, надеясь впоследствии стать новым сословием в России В «Повести» рассказывается, как казаки вели переговоры с боярином Иваном Никитичем Романовым , дядей Михаила Федоровича. Большинство современных исследователей сходятся с ее основным посылом.

Судя по всему, это было именно так, и участникам Земского собора при принятии решения приходилось учитывать настроения казаков. О каких казаках тут идет речь? Запорожских или донских? Ни тех, ни других — это были разные казаки. Донские казаки во время тех событий в основном оставались у себя на Дону , а отряды запорожцев были в армии «тушинского вора» — Лжедмитрия II. Но те казаки, что находились в Москве в 1613 году, представляли собой совершенно разношерстную публику. Дело в том, что в годы Смуты произошло крушение многих внутренних структур русского общества. До этого оно строилось строго по служебному принципу, когда всякий человек был приписан к какому-либо сословию: крестьянству, посадским людям, стрельцам, детям боярским или духовенству. Когда произошел слом всей прежней системы общественных отношений, казачество активно пополнялось за счет маргиналов — «охочих людей», поневоле выпавших из своей социальной страты.

Немало хлеба, проданного по твёрдым ценам, всё-таки попало в руки хлебных скупщиков. Новый царь, пытавшийся бороться с хлебной спекуляцией, даже велел казнить нескольких столичных пекарей, мошенничавших на выпечке хлеба. Но всё это не очень помогло. По разным сведениям, цены на хлеб за это время увеличились в 10—25 раз. Голод и обнищание провоцировали частые вспышки холеры, а в 1603 году началась эпидемия холеры. Болезнь быстро распространялась по уездам. В разных местах вспыхивали стихийные восстания крестьян. Восставшие громили усадьбы бояр и помещиков. Правительство вынуждено было направлять против разбойников войска. Для усмирения разбойников карательные отряды были отправлены в центральные уезды.

Но разбойники «гуляли» и в южных, и юго-западных уездах, и под Москвой «быша разбои велицы». Отряды разбойников сбивались в целые воинские соединения. В 1603 году к Москве двинулась разбойничья армия Хлопко Косолапа. Такое движение разбойников на Москву происходило в истории Руси впервые. В сентябре на Боярской думе принято решение направить против Хлопка «многую рать» во главе с опытным воеводой — окольничим Иваном Фёдоровичем Басмановым. В сражении с разбойниками погиб и сам Басманов. Лишь когда подошли основные годуновские полки, разбойничья армия была уничтожена. Хлопко взят в плен и, вероятно, окончил жизнь на плахе.

Кроме того, Византийского императора величали «цезарем», что на русский язык переводится как «царь». А великие князья хотели быть преемниками Византии. Официальный титул царя на Руси появился 16 25 января 1547 года, когда состоялось венчание на царство Ивана IV. Торжество прошло в Успенском соборе Московского Кремля. Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой. Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха.

Возрождение власти православных кесарей: "Венчан бысть на Царство Русское"

Это позволяло занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях, так как «царь» соответствовал латинским императору и королю. Иван Грозный, роспись Парадных сеней Исторического музея.

Георгий Манаев Public domain В России существовало два вида церемонии коронации — царей и императоров. Рассказываем о восхождении на престол царей вплоть до Петра Великого. Первым коронованным царем в России был Иван Грозный. Он венчался на царство 16 января 1547 года. Церемония венчания, однако, первой не была. Ее основу заложили еще в 1498-м, при Иване III, во время коронации его внука Дмитрия 1483—1509 , правда, короновали его в качестве великого князя. Тогда Дмитрия благословлял митрополит, затем Иван III возложил на него бармы специальные наплечные пластины с украшениями и надел шапку Мономаха.

Венчание на великое княжение Дмитрия Ивановича. Из Лицевого летописного свода Public domain Ивана Грозного — первого в истории русского царя — венчали на царство почти так же, но церемония стала сложнее: в число регалий был включен Крест честной животворящий, содержавший, как считали, частицу Креста, на котором был распят Иисус Христос. Этот крест возлагался на царя как символ его царской миссии: он отвечал за грехи своего народа перед Богом.

Некоторые историки считают, в деле появления самозванца активную роль сыграло московское боярство, враждебное Борису. С Борисом-царём нельзя было открыто бороться потому, что он был сильнее боярства, сильнее же и выше Бориса для народа была лишь династия Калиты. Свергнуть Бориса можно было только во имя её.

Для этого, якобы, и понадобился псевдо-Димитрий, псевдо-потомок Калиты. В случае «возвращения» на престол, как царевича Дмитрия, он обещал помощь Польше в войне со Швецией, а также обязался передать Польше половину Смоленского княжества и шесть городов Северской земли. В октябре Лжедмитрий переправился через Днепр и начал поход на Москву. К самозванцу примкнули разгромленные повстанцы Хлопка и многочисленные беглые. В конце октября под власть Лжедмитрия перешёл Чернигов. Лжедмитрию сдался Путивль.

Вслед за этим «лжецаря» признали Рыльск, Севск, Курск и Кромы. Новгород-Северский устоял. Новая битва состоялась 21 января 1605 года под Севском, у села Добрыничи. Лжедмитрий был вынужден отступить к Путивлю. Однако, с Лжедмитрием продолжали оставаться небольшие отряды поляков и 12 тысяч запорожских казаков. С военной точки зрения сражение при Добрыничах знаменательно тем, что в нём русская армия Мстиславского впервые применила линейный боевой порядок.

Весной 1605 года царские войска начали теснить самозванца. Но неожиданно 13 апреля 1605 года царю Борису Фёдоровичу Годунову стало плохо в Кремлёвском дворце после приёма иноземных послов. Считается, что у Бориса Фёдоровича был апоплексический удар кровь хлынула изо рта, носа и ушей.

В первые годы своего правления царь Михаила Фёдоровича грамотно расставил приоритеты. Заключение перемирия с Польшей в 1619-м году вызволило из плена его отца Филарета. Большинство русских патриархов не претендовали на светскую власть. Назначенный патриархом сразу после возвращения в Москву Филарет стал исключением. При царе-сыне владыка не просто стал влиятельной фигурой, он выступал официальным соправителем. Ни о каком противостоянии сына с отцом и речи не было. Молодой и неопытный Михаил Федорович безоговорочно признвал первенство своего родителя. Присвоенный патриарху титул звучал, как «Великий государь Филарет Никитич». В истории русского патриархата больше никто не именовался с упоминанием мирского отчества. Самостоятельные шаги Михаила Федоровича и оттепель после смуты Васнецов. Расцвет Кремля. Заморские путешественники свидетельствовали, что в Москве наблюдается изобилие всех мыслимых вещей для комфортной и богатой жизни, да ещё и продаются они по умеренным ценам. Речь шла о «русском чуде». Несмотря на открытую ситуацию с двоевластием двух государей, царя и патриарха, роль Михаила Фёдоровича и членов Боярской думы оставалась определяющей в делах. Урожденный мудрым Михаил Романов учитывал мнение отца, идя на компромиссы. Но с каждым днем и новым опытом его решениями управляли не страх и безволие, а объективная оценка политической ситуации. К слову, из сохранившейся переписки отца и сына можно сделать вывод, что в их взаимоотношениях не было место диктату. Строки пронизаны взаимным уважением и доброжелательностью. С кончиной Филарета царь и вовсе 12 лет управлял Россией самостоятельно.

Первый русский царь в истории России

Иван стал первым русским царём. Михаил Федорович — первый российский самодержец из рода Романовых. Четыреста девять лет назад произошло самое знаменательное событие в его жизни: Земский собор посадил Михаила на трон России, сделав основателем новой династии. «Польская» коронация Николая I стала первой и последней для российских самодержцев.

Первый русский царь: кто им на самом деле был

Москва» Москва, 2011 год издания Николай Викторович Клёнов проанализировал исторические документы и монеты, выпускавшиеся правителями нашей страны в разное время. Исследователь отметил, что первым титул «Господарь всея Руси» указал на отчеканенной монете Дмитрий Шемяка около 1400-1453 гг. А ранее этот внук легендарного Дмитрия Донского называл себя лишь великим князем Московским. Кстати, старославянское слово «господарь» впоследствии трансформировалось в русское «государь». Большинство историков не случайно указывают годом, когда за Иваном III официально утвердилось право именоваться правителем всей страны, именно 1493-й. Тогда был заключен союзный договор с королем Дании Иоганном Хансом I, в котором русская корона обязывалась оказывать содействие своим партнерам в борьбе со шведским регентом Стеном Стуре. В этом акте международного права московский князь был назван «пресветлейшим и державнейшим Иоанном, всея Русии императором totius Rutzsie Imperatore ». Разумеется, датская сторона, нуждавшаяся в союзниках, польстила Ивану III Васильевичу, ведь императором он никак не являлся, даже с натяжкой. Но факт остается фактом: состоялось официальное признание власти московского князя над всеми русскими землями.

Это важно, поскольку долгое время представители династии Гедиминовичей претендовали на звание великих литовских и русских князей, регулярно захватывая различные княжества. Далее наши правители лишь увеличивали свое могущество и влияние, присоединяя к Московскому царству все новые и новые земли. На монетах Ивана IV Грозного 1530-1584 гг. Впоследствии на смену Рюриковичам пришли Романовы, но это была уже совсем другая история.

Это ополчение весной 1611-го подступило к Москве, но штурм окончился неудачей, а сам Ляпунов вскоре погиб. Впрочем, нижегородский земский староста Кузьма Минин и участник неудачного штурма Москвы воевода князь Дмитрий Пожарский стали собирать 2-е земское ополчение. Ополченцы вновь подошли к Москве и в ходе нескольких яростных сражений в августе 1612-го наголову разбили польское войско гетмана Яна Ходкевича. На помощь Ходкевичу выступил сам король Сигизмунд, но, столкнувшись с яростным сопротивлением русских, вынужден был отдать приказ об отступлении. Засевшие в Кремле и Китай-городе отряды полковников Николая Струся и Юзефа Будилы, доведённые голодом до людоедства, сдались в ноябре.

Но ещё до этого поляки вышвырнули из Кремля до нитки ограбленные ими семьи русских бояр — в том числе Михаила Фёдоровича с Ксенией-Марфой. Для того чтобы окончательно возродиться, Россия настоятельно нуждалась в легитимной власти. Ведь мало того, что Сигизмунд и Владислав отнюдь не отказались от своих притязаний, так обозначился ещё один претендент на российский трон — шведский король Карл IX хотел посадить на шею россиянам своего сына Карла Филиппа, а пока удовольствовался оккупацией Новгорода. Его вскоре ликвидировали, но оставался малолетний «ворёнок» — сын убитого ещё в декабре 1610-го Лжедмитрия III и знатной польской шляхтянки Марии Мнишек Иван. Поэтому в Москве был спешно собран Земский собор, для участия в котором съехались делегаты от всех русских земель, по разным оценкам от 700 до 1 500 человек, которым предстояло выбрать законного царя. На трон претендовали представители знатных боярских родов — и в январе 1613-го начались выборы. В какой-то момент выборный процесс зашёл в тупик — слишком много оказалось знатных претендентов и у каждого были свои сторонники, ратовавшие за своего избранника. Вельможи, желавшие царствовать, подкупали людей, «дающе и обещающе многие дары». Но большинство кандидатур вызвала неприятие — ведь некоторые знатные роды чересчур запятнали себя сотрудничеством с польскими оккупантами, а, например, спасителю Москвы Дмитрию Пожарскому, напротив, не хватило родовитости и влиятельности. Михаилу же Романову, также выдвинутому в числе кандидатов, в недостаток выставляли молодость и отсутствие достаточного жизненного опыта.

Против него высказался даже собственный дядя Иван Никитич Романов — «князь Михайло Федорович ещё млад и не в полне разуме, кому державствовати? В поддержку Михаила выступили многочисленные казаки, освобождавшие Москву в составе второго ополчения. Мы хотим немедленно присягнуть царю, чтобы знать, кому мы служим и кто должен вознаграждать нас за службу». Историк Лев Гумилёв объясняет: «Казаки были настроены в пользу Михаила, поскольку его отец, друживший с тушинцами, не был врагом казачеству. Бояре помнили о том, что отец претендента из знатного боярского рода и к тому же двоюродный брат Фёдора Иоанновича, последнего царя из рода Ивана Калиты. Иерархи церкви высказались в поддержку Романова, так как его отец был монахом, причём в сане митрополита, а для дворян Романовы были хороши как противники опричнины». В конце концов на сторону Михаила стали склоняться и многие бояре, решившие, что смогут вертеть юным и неопытным государем по своему усмотрению. Решающее голосование состоялось 3 марта 1613 года — и Собор избрал Михаила на царство. Сам он находился в тот момент в Костроме. По преданию, мать, имевшая на Михаила большое влияние, пыталась отговорить его от царствования: напуганная судьбой предыдущих государей, она считала, что престол окажется для её сына гибельным.

Но Михаил согласился и вскоре выехал в Москву. Прознав об избрании Михаила, поляки направили отряд для его пленения, однако самопожертвование крестьянина Ивана Сусанина отвело от юного самодержца эту угрозу. Новое правительство энергично взялось за борьбу с внешними и внутренними угрозами. Трёхлетнего «ворёнка Ивашку» повесили, что породило легенду о том, будто его мать Марина Мнишек в отчаянии прокляла род Романовых. После того как страна вновь обрела законного царя, война с захватчиками закипела с новой силой. В итоге через несколько лет польских и шведских интервентов удалось выдворить из государства, правда в заключённых с ними мирных договорах пришлось признать серьёзные территориальные потери. И наиболее чувствительной потерей стал Смоленск, героически отбивавшийся в течение нескольких лет и взятый поляками ввиду полного истощения сил его защитников. Вернувшийся в 1618-м после перемирия с поляками в Россию Филарет вскоре стал русским патриархом и разделил с сыном всю полноту власти — они считались соправителями и оба именовались государями.

Переход на сторону короля сулил ему свободу, почести и возвращение из плена на родину, но Филарет, хотя на карту была поставлена его голова, отказался торговать интересами Отечества. О ранней жизни его сына Михаила мы знаем очень мало.

Родился он 22 июля 1596 года в Москве, отличался слабым здоровьем. Самым ярким впечатлением детства Михаила стала резкая смена роскошного боярского терема на тяготы ссылки. Конечно же, личные качества юноши играли ничтожно малую роль в его карьере. Романову досталось популярное имя», — отмечает Скрынников. В то время, когда поляки вступали в предательски сданную им Москву, подросток Михаил, получивший ранее придворный чин стольника, жил вместе с матерью инокиней Марфой в романовском подворье в Китай-городе. Патриоты России тяжело переживали факт захвата оккупантами столицы. Рязанский дворянин Прокопий Ляпунов, вдохновившись грамотами патриарха Гермогена, призывавшими к сопротивлению оккупантам, кинул клич — и начал сбор земского ополчения. Это ополчение весной 1611-го подступило к Москве, но штурм окончился неудачей, а сам Ляпунов вскоре погиб. Впрочем, нижегородский земский староста Кузьма Минин и участник неудачного штурма Москвы воевода князь Дмитрий Пожарский стали собирать 2-е земское ополчение. Ополченцы вновь подошли к Москве и в ходе нескольких яростных сражений в августе 1612-го наголову разбили польское войско гетмана Яна Ходкевича.

На помощь Ходкевичу выступил сам король Сигизмунд, но, столкнувшись с яростным сопротивлением русских, вынужден был отдать приказ об отступлении. Засевшие в Кремле и Китай-городе отряды полковников Николая Струся и Юзефа Будилы, доведённые голодом до людоедства, сдались в ноябре. Но ещё до этого поляки вышвырнули из Кремля до нитки ограбленные ими семьи русских бояр — в том числе Михаила Фёдоровича с Ксенией-Марфой. Для того чтобы окончательно возродиться, Россия настоятельно нуждалась в легитимной власти. Ведь мало того, что Сигизмунд и Владислав отнюдь не отказались от своих притязаний, так обозначился ещё один претендент на российский трон — шведский король Карл IX хотел посадить на шею россиянам своего сына Карла Филиппа, а пока удовольствовался оккупацией Новгорода. Его вскоре ликвидировали, но оставался малолетний «ворёнок» — сын убитого ещё в декабре 1610-го Лжедмитрия III и знатной польской шляхтянки Марии Мнишек Иван. Поэтому в Москве был спешно собран Земский собор, для участия в котором съехались делегаты от всех русских земель, по разным оценкам от 700 до 1 500 человек, которым предстояло выбрать законного царя. На трон претендовали представители знатных боярских родов — и в январе 1613-го начались выборы. В какой-то момент выборный процесс зашёл в тупик — слишком много оказалось знатных претендентов и у каждого были свои сторонники, ратовавшие за своего избранника. Вельможи, желавшие царствовать, подкупали людей, «дающе и обещающе многие дары».

Но большинство кандидатур вызвала неприятие — ведь некоторые знатные роды чересчур запятнали себя сотрудничеством с польскими оккупантами, а, например, спасителю Москвы Дмитрию Пожарскому, напротив, не хватило родовитости и влиятельности. Михаилу же Романову, также выдвинутому в числе кандидатов, в недостаток выставляли молодость и отсутствие достаточного жизненного опыта. Против него высказался даже собственный дядя Иван Никитич Романов — «князь Михайло Федорович ещё млад и не в полне разуме, кому державствовати? В поддержку Михаила выступили многочисленные казаки, освобождавшие Москву в составе второго ополчения. Мы хотим немедленно присягнуть царю, чтобы знать, кому мы служим и кто должен вознаграждать нас за службу». Историк Лев Гумилёв объясняет: «Казаки были настроены в пользу Михаила, поскольку его отец, друживший с тушинцами, не был врагом казачеству. Бояре помнили о том, что отец претендента из знатного боярского рода и к тому же двоюродный брат Фёдора Иоанновича, последнего царя из рода Ивана Калиты. Иерархи церкви высказались в поддержку Романова, так как его отец был монахом, причём в сане митрополита, а для дворян Романовы были хороши как противники опричнины». В конце концов на сторону Михаила стали склоняться и многие бояре, решившие, что смогут вертеть юным и неопытным государем по своему усмотрению. Решающее голосование состоялось 3 марта 1613 года — и Собор избрал Михаила на царство.

Сам он находился в тот момент в Костроме.

Правила она всего 5 лет, но сделал много полезного для государства. Первым делом Глинская ужесточила контроль над церковными землями и наложила запрет на приобретение угодий у служащих. Таким образом она перекрыла кислород нечистым на руку боярам, которые расширяли свои владения любой ценой.

Борьба Елены была направлена на то, чтобы престолонаследник Иван в будущем получил мирное, покорное и процветающее государство. Княгиня провела в стране ряд существенных реформ, важнейшей из которых стала финансовая. Именно при ее правлении в России вошла в обиход единая денежная валюта — серебряная монета в 0. На ней был отчеканен великий князь, восседающий на коне с копьем в руке.

Фальшивые деньги были постепенно выведены из оборота — все изъятые монеты были переплавлены в оригинальные. Денежная реформа существенно укрепила экономику государства. Одной из ключевых была также губная реформа, в ходе которой наместники были вынуждены передать свои земли во владение губных старост и лояльных власти деятелям, подчинявшимся Думе. В конце 1530-х Елена Глинская заключила мирное соглашение с польским монархом Сигизмундом I.

Договор был подписан с явным преимуществом в сторону Российского государства, но король противиться не стал. К тому времени польская казна была почти полностью опустошена, и соглашение с русскими давало стране некоторую передышку. В годы властвования Глинской было возведено множество военных сооружений, позволявших противостоять набегам иноземцев. Самым грандиозным из них стала Китайгородская стена, которая до наших дней не сохранилась.

В начале властвования Елены Васильевны к ней относились крайне негативно, считая самовольно захватившей власть. Однако со временем эти разговоры поутихли, особенно когда положительное действие ее реформ стало очевидным. Скончалась Елена Васильевна 4 апреля 1538 года при странных обстоятельствах. Многие считали, что женщина стала жертвой отравления, организованного боярами из рода Шуйских.

Приводятся данные исследований, согласно которым в останках княгини был обнаружен крысиный яд. Когда мать Ивана умерла, ему было всего 8 лет. С раннего детства Иван IV был окружен священниками и святыми. Крестил его митрополит Иоасаф, который будучи игуменом Свято-Троицкой Сергиевой лавры, положил новорожденного у раки преподобного Сергия Радонежского.

В детские и юношеские годы его образованием и воспитанием занимался ученейший книжник митрополит Макарий. Своим блестящим образованием Иван был обязан именно Макарию: он знал несколько языков, играл на органе, и обладал удивительной памятью - знал наизусть Библию и богослужения. Впоследствии, иностранные послы отзывались о нем как о человеке чрезвычайно, даже «неприятно» для них умном. И в настоящее время можно услышать музыкальные сочинения Ивана IV Грозного в исполнении Мужского хора Издательского отдела Московского патриархата!

Он был настолько религиозен, что прежде, чем брать в руки вещи осенял их крестным знамением, а комнаты, в которых жил окроплял святой водой. Почти ежедневно принимал участие в богослужениях, в церковном пении и сам сочинял духовные произведения стихири. При этом надо понимать, что в то время богослужения были совсем не такими, как сейчас, а старообрядческими: служба продолжалась по 5-9 часов и сопровождалась многочисленными поклонами. Так, например, на каноне «Стояние Мариино» творилось 900 метаний земных поклонов.

Австрийский дипломат Даниил Принц так описывал Иоанна Грозного: «Он до того усердно предан был благочестию и богослужению, что для того, чтобы удобнее предаваться молитвам и постам, которые он очень строго содержал, часто проживал в монастырях и тело изнурял великим воздержанием. Большую часть своих доходов он тратил на построение святых храмов и отыскивал мастеров с большим старанием». Одну за другой он «проглатывает» книги Священного писания, русские летописи, историю Римской империи. Идея о том, что государева власть дана свыше, греет юноше душу.

Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Ивана IV. Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства. Иван IV первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле — «помазанника Божия» и пожелал принять титул, который до него на Руси не был официально признан. В декабре 1546 года достигший совершеннолетия 16 лет Иван IV заявил митрополиту Макарию о своем желании исполнить «древний обряд предков» и венчаться на царство.

Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье 16 января 1547 года. Церемонию венчания на царство разработал митрополит Макарий — один из ближайших советников молодого государя. Затем правитель был помазан миром и получил благословение митрополита. Священнослужители, присутствовавшие на церемонии, читали молитву с просьбой укрепить царя духом истины и справедливости, а бояре осыпали царский трон золотыми монетами.

Обряд венчания на царство проходил в Успенском соборе Московского Кремля. Звон церковных колоколов, всеобщее ликование - все это представляло собой красочный праздник. Слово "царь" происходило от латинского слова «caesar», так на Руси издревле называли правителей Римской империи. Иван Васильевич в официальных документах стал теперь именоваться высоким титулом «Царь и Великий князь всея Руссии», что означало подтверждение самодержавной власти московских государей.

Теперь русская земля — Русским царством, а Москва- столицей царства.

Борис I Фёдорович Годунов, царь Московский и всея Руси с 1598 до 1605 год

Цари вместе. Брат Петра 1 правил месте с братом. Король Руси. Кто стал первым царем в России. Кто 1 царь.

Первые цари династии Романовых. Родственники Михаила Федоровича Романова. Сын Михаила Федоровича Романова. Вступление на престол Михаила Романова год.

Избрание нового царя после смуты. Первый царь из династии Романовых. Избрание первого царя из рода Романовых.

По схожей модели был возведен на престол в 1606 году и следующий Патриарх — Гермоген. Митрополит Филарет по существу стал называться Патриархом еще до своего избрания. Этот титул ему присвоил Лжедмитрий II. Хотя, в строгом смысле, звание «Нареченного Патриарха», присвоенное «Тушинским вором» означало нечто вроде местоблюстителя патриаршего престола. Безусловный авторитет этого владыки и тот факт, что он был отцом нового царя Михаила Федоровича, стали предпосылками к тому, что при выборе первосвятителя на Соборе архиереев 1619 года в нем участвовал также Иерусалимский Патриарх Феофан и при утверждении данного выбора царем, кандидатура Филарета была единственной. Патриарха Иоасафа, который заступил на кафедру в 1634 году, выбрал своим преемником при согласии царя сам патриарх Филарет, но установленная форма патриаршего избрания была соблюдена и над ним. Следующий Патриарх Иосиф был избран довольно необычным способом. После того, как в Москву прибыли приглашенные царём Михаилом Фёдоровичем митрополиты и архиепископы, царь, попросив их молитв, приготовил шесть жребиев с именами наиболее достойных архиереев и начальников монастырей. Испытать жребий должны были собравшиеся в соборной церкви архиереи. В 1652 году для избрания нового Патриарха царь Алексей Михайлович собрал в Москве четырех митрополитов, которым поручил составить список из «12 духовных мужей». Из этого списка митрополиты должны были выбрать самого достойного, а затем оповестить об этом царя. Патриархом был избран Митрополит Новгородский Никон. Жребий на этот раз не бросали. Процедура избрания Патриарха в 1667 году сильно напоминала ту, после которой были избраны Иов и Гермоген. На Соборе, призванном избрать Патриарха присутствовали два Патриарха — Александрийский и Антиохийский, архиереи, архимандриты, игумены и множество прочего клира. Собор при активном участии царя выбрал из 12 кандидатов трех достойнейших. Список с их именами был передан царю, который, посоветовавшись с Патриархом Антиохийским Макарием, указал на архимандрита Владимирского монастыря Иоасафа. Следующие патриархи Питирим и Иоаким, можно сказать, были прямо «назначены» царем Алексеем Михайловичем при формальной поддержке Архиерейского Собора. При избрании в патриархи последнего перед упразднением патриаршества первосвятителя Адриана произошел конфликт между ним и Петром I. Петр I хотел, чтобы патриархом стал псковский митрополит Маркелл — человек, отличавшийся ученостью и могущий поддержать нововведения царя.

Последней супругой Ивана Грозного стала Мария Нагих. Какой бы по счету она не была если не считать полулегендарных Долгорукову и Мелентьеву, то она шестая, если вычеркнуть Собакину, то пятая , этот брак никак не мог быть одобрен церковью. Скорее всего после отъезда в монастырь Анны Котловской Иван ни с кем из последующих жен не венчался. То есть формально их нельзя считать ни женами, ни царицами. Впрочем, законы, в том числе и церковные, Иван устанавливал сам. Из них пятеро умерло во младенчестве. Причем царевич Дмитрий, первый его сын в браке с Анастасией Романовой, погиб во время поездки на богомолье. Бояре уронили младенца в воду. Их второй сын - Иван Иванович 1554-1581 должен был стать Иваном V. Женат был трижды. Первые две жены были насильно пострижены в монахини. Формально из-за бездетности. Третья супруга Елена Шереметова была на сносях, когда произошла самая страшная трагедия в семье царя. По рассказу весьма информированного в русских делах папского посла Антонио Поссевино царь, увидев невестку в непотребном, как ему показалось, виде, начал ее избивать. Царевич Иван пытался помешать отцу, но получил удар посохом по голове. От чего и скончался через несколько дней. Супруга его потеряла ребенка и была прострижена в монахини Новодевичьего монастыря. Русские летописи о причине смерти царевича ничего не сообщают, ограничиваясь лаконичным «преставился». Еще один сын Ивана Федор р. Он много молился, мало вникал в дела государства, полностью доверяя правление брату любимой супруги - Борису Годунову. Годы его правления стали весьма успешными для России. Грамотная внутренняя политика Годунова вывела страну из кризиса. Система пограничных городов стала эффективным заслоном от набегов крымских татар. Среди прочих достижений было и установление патриаршества на Руси 1589. Этот брак церковью не признавался и царевич формально не мог претендовать на царский трон. Сразу после смерти Ивана Грозного царица Мария Нагая с сыном были отправлены в Углич под присмотром царских управляющих. В мае 1591 года царевич погиб. Обстоятельства его смерти остаются загадочными. Двор царицы уверял, что мальчика убили. Разъяренная толпа тут же растерзала на месте царского управляющего, его сына и еще несколько человек. Беспорядки были подавлены. Для расследования дела фактический правитель государства Борис Годунов будущий царь направил в Углич специальную комиссию во главе с Василием Шуйским будущим царем. Комиссия признала, что царевич напоролся на нож в результате приступа «черной немощи» эпилепсии. В последствии Шуйский дважды менял свои выводы о деле, а самозванцы, которые вошли в историю как Лжедмитрии, несколько раз появлялись в Смутное время. Причина смерти Ивана IV Грозного Царь Иван вступил на престол в трехлетнем возрасте, находился во главе государства 51 год, и умер в 54, это довольно серьезный возраст для XVI века. Царь много пил, имел многочисленные половые связи с мужчинами и женщинами, страдал психическими расстройствами. Учитывая уровнь тогдашней медицины, можно смело сказать, что болезней у него было много. При том, что в молодости Ивана описывают довольно высоким по тем временам около 180 см и сильным человеком, в последние годы иностранные послы отмечали его излишнюю тучность, слабость и болезненный вид, а за три года до смерти уверяли, что он не протянет и нескольких месяцев. В 1963 году советские ученые совершили вскрытие могилы Ивана Грозного в Архангельском соборе Кремля. Исследования доказали, что царь не был отравлен. Найденые в его останках следы ртути не выходят за пределы нормы и, скорее всего, являются следствием лечения. Скорее всего, по мнению ученых, царь страдал сифилисом. Правда и ложь об Иване IV Грозном 1. При жизни царя никто не называл Грозным. Это прозвище принадлежало его деду Ивану III. Мнение об Иване Грозном и его правлении поменялось после Смутного времени. Россияне, попавшие в ситуацию, когда Россия практически перестала существовать, создали легенду и «золотом веке» при грозном царе Иване.

Отец царя Алексея Михайловича. С 1624 г. Юные годы В 1601 г. Белозерск ; в сентябре 1602 г. Воспитывался тётей по отцовской линии княгиней М. Черкасской возможно, рос вместе с её сыном, своим двоюродным братом князем И. Опала с Михаила Фёдоровича и его родителей снята в 1605 г. Лжедмитрием I , тогда же его отец стал митрополитом Ростовским и Ярославским. Михаил Фёдорович получил чин стольника. В 1610—1612 гг. В конце 1612 — начале 1613 гг. В это время как один из ближайших претендентов на русский престол Михаил Фёдорович был двоюродным племянником Фёдора Ивановича , последнего царя из династии московских Рюриковичей разыскивался польско-литовским отрядом или, возможно, отрядом черкас т. Был спасён крестьянином Иваном Сусаниным , не выдавшим его местопребывание. Избран на царство на Земском соборе 21 февраля 3 марта 1613 г. Авраамий Палицын зачитывает в Богоявленском монастыре грамоту об избрании царём Михаила Фёдоровича Романова. Миниатюра из «Книги об избрании на превысочайший престол Великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Фёдоровича всея великия России самодержца». В костромском Ипатьевском во имя Святой Троицы мужском монастыре 14 24 марта 1613 г. На царском престоле Вступив на престол во время глубоких социальных потрясений, экономического и политического кризиса в Русском государстве, сумел их в целом преодолеть лишь к концу царствования. Первоначально испытывал влияние матери, инокини Марфы, и её троюродных племянников — бояр Б.

16. Первый русский царь

Иоанн IV Васильевич «Грозный» Первым из государей принял на себя титул Царя. Иван IV стал первым в русской истории царём, а Московское княжество с этого момента стало Русским царством. Первый русский царь, им стал Иван Васильевич Грозный, который венчался на царство в 1547 году. В итоге Петр стал царем в 1682 году в возрасте 10 лет. Филарет стал фактическим правителем России вплоть до своей смерти в 1633 году.[2]: 311-313. россия. РИА Новости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий