Новости кто прорвал блокаду ленинграда

Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году. Но главное – прорыв блокады со всей очевидностью продемонстрировал немцам, что о планах по принуждению Ленинграда к сдаче они теперь могут забыть. День прорыва блокады Ленинграда Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего поселка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция "Искра"). Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Так политологи интерпретируют участие президента в мероприятиях, посвященных 80-летию прорыва блокады Ленинграда 18 января.

Блокада Ленинграда

Традиционно считается, что осенью 41-го года было две попытки прорыва блокады - в сентябре и октябре, - говорит Вячеслав Мосунов. Прорвать блокаду Ленинграда советским войскам удалось только в январе 1943 года. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.

Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны

Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году. 12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда прорвана! К 80-летию прорыва в Музее обороны и блокады Ленинграда обновили экспозицию. 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда.

Подарок от Красной армии

  • Подарок от Красной армии
  • Прорыв Блокады Ленинграда. 74 года прошло
  • Сообщить об опечатке
  • Соотношение сил перед прорывом

Смотрите также

  • «Прорыв»: герои и потомки
  • Предпосылки блокады
  • Но ведь блокаду можно было снять раньше?
  • Блокада Ленинграда: сколько дней, когда освободили, как люди выживали: Общество: Россия:
  • Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год
  • Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»

Прорыв Блокады Ленинграда. 74 года прошло

Эти посетители — самые строгие судьи. Именно здесь, на нашей земле, они потеряли своих родных — отцов, братьев, дедов. Одним из наиболее ярких событий стал неожиданный приезд на панораму Натальи Владимировны Сапловой — дочери старшины Владимира Девяткина. Его образ и лицо были воссозданы скульпторами по сохранившемуся фотоснимку.

И теперь Владимир Девяткин спустя 70 лет вновь на поле боя — его фигура встречает посетителей на экспозиции одной из первых. Судьба реального Девяткина столь же героическая, как и созданного персонажа: в эпизоде, запечатленном в «Прорыве», он, 19-летний командир, ведет за собой солдат на бой со значительно превосходящим по численности противником. Информацию об этом бое поисковики собирали по крупицам.

Наталья Владимировна узнала о «Прорыве» из телевизионного сюжета и сразу же засобиралась в Кировск. Она приехала из Санкт-Петербурга рано утром 9 февраля, чтобы прикоснуться к образу отца и возложить цветы к этому своеобразному памятнику его героизму.

Это была пятая по счету попытка прорыва блокады Ленинграда, и права на ошибку уже не было. Подготовка велась в условиях абсолютной секретности на Ленинградском и Волховском фронтах. Форсировать Неву планировали на лыжах. Бойцы должны были уметь двигаться быстро.

Одной из проблем была немецкая колючая проволока. Прочная, квадратная в сечении, с плотной посадкой колючек. Обычные кусачки ее не брали. Тогда умельцы придумали насадку на автомат, чтобы перебивать проволоку выстрелом. Перед атакой провели мощную артподготовку. Но абсолютно все предусмотреть не смогли.

Фильм основан на рассекреченных документах и воспоминаниях спасшихся. После того, как 8 сентября немцы замкнули кольцо блокады, единственная дорога на Большую землю лежала через Ладожское озеро. Со многими ехали члены их семей. Всего почти полторы тысячи человек. Идти решили под покровом ночи на барже «752» в некоторых источниках указывается «725». Капитан буксира отказался вести ветхую баржу через штормовую Ладогу. Но приказ есть приказ! Через несколько часов пути начался 9-балльный шторм. Старое судно развалилось на части. Появились немецкие самолёты, которые стали расстреливать тонущих.

Погибло более тысячи человек. До 2004 года материалы об этой трагедии хранились под грифом «Секретно». Я служил шифровальщиком на подводной лодке, имел доступ к совершенно секретным документам, и могу сказать, что многие катастрофы, произошедшие по вине руководства, засекречивались. Думаю, что и с баржей «752» было то же самое. За такое разгильдяйство нужно было отдавать под суд. Отправлять ветхую полусгнившую баржу, разместив там чрезмерное количество людей, да ещё в 9-балльный шторм по коварной Ладоге, где постоянно тонули корабли, не иначе как вредительство. Эта катастрофа входит в список 50 крупнейших катастроф во всём мире. По количеству погибших эту баржу называли «ладожским титаником». На «Титанике» погибло 1500 человек, на барже — более одной тысячи. На Неве потом вылавливали плавающие вещи тех, кто погиб в той трагедии.

Воспоминания 240 человек, которым удалось спастись, легли в основу фильма. Однако не все ужасы той трагедии были воплощены в фильме режиссёра Алексея Козлова «Спасти Ленинград». Например, молодой лейтенант, когда понял, что баржа тонет, застрелил свою жену и ребёнка и после этого застрелился сам. Моего отца тоже было эвакуировали на барже по Ладожскому озеру в июле 1942 года. Ему было 10 лет. Отец рассказывал мне, как их — детей — посадили на верхней палубе. Появился немецкий самолёт, и начал пикировать на баржу. Отец испугался, что немец начнёт сейчас стрелять. Но лётчик не стал стрелять в детей. Автор — петербургский историк, переживший ребёнком блокаду Ленинграда, ныне профессор, доктор исторических наук Геннадий Леонтьевич Соболев.

По подсчётам доктора исторических наук, профессора Г. Соболева количество захороненных в Ленинграде составило примерно 1 млн. В детстве я прочитал роман «Блокада» Александра Чаковского. Анализируя исторические и литературные источники, я пришёл к выводу: то, что Ленинград оказался в блокадном кольце, виноват не только немецкий блицкриг, но и руководство страны, допустившее непростительные ошибки. Результатом таких ошибок стала гибель более миллиона человек. Сообщали число дивизий на советской границе — 80 дивизий вермахта, а потом ещё 40. Десятки разных сообщений поступали отовсюду. Указывали точный срок наступления: 20-22 июня 1941 года. Всё это известно. Но интересно и другое.

Спустя полвека историки решились — опубликованы данные о том, что Красная Армия к началу войны имела превосходство над противником по танкам — в три раза, по самолётам — в два с половиной раза. Армия имела 180 дивизий. С такими силами можно было дать немцам по зубам и погнать их вплоть до Берлина…» с. Получилось, что его провоцировали на упреждающий удар. За первые три недели Красная Армия потеряла 28 дивизий и половину состава 70 дивизий. Фактически Красной Армии не стало. Легенда о внезапности — чистая демагогия, запущенная Кремлём. Как-то пытались оправдать самонадеянность великого корифея. Он, Сталин, не представлял себе, что Гитлер мог перехитрить его, переиграть, оказаться умнее его, гениального провидца — это немыслимо. Можно считать, что Сталин стал жертвой своего культа».

Для входа подготовлен 50-й армейский корпус, выделена полицейская дивизия «SS» и службы безопасности «SD». Это 16 сентября. Через несколько часов взят Пушкин. Мы уходим. Немцы за нами. Но, судя по записям в дневниках, Лееб не отказывается от своих намерений. И в Берлине решают — подождать. Ленинград должен сдаться. И мы должны были проиграть эту войну. Ничего, никаких застав не было.

Почему они не вошли? Я с этой загадкой окончил войну и жил много лет». Во время отступления Даниилу Гранину пришлось покомандовать 347 стрелковым полком в составе дивизии, заменив полковника И. Лебединского, получившего тяжёлое ранение. Я, помню, сел на трамвай, приехал домой и лёг спать. Ленинград заминировали. Поэтому Гитлер приказал не штурмовать город, во избежание больших потерь. Изначально блокада не планировалась ни немцами, ни советским руководством. Но поскольку Ленинград взять штурмом не удалось, немцы приняли решение вынудить город сдаться посредством голода. Планировалось, что население за зиму вымрет, и весной можно будет войти в город без потерь.

В архивах обнаружили приказ по первой немецкой дивизии, которая была под Петергофом в 20 километрах от центра Ленинграда, о том, что в случае попыток гражданского населения прорыва из кольца блокады, по ним открывать огонь. Что оставалось ленинградцам? Либо победить, либо умереть! Не только наши историки, но и некоторые современные немецкие историки считают блокаду Ленинграда военным преступлением Германии и союзных армий. По архивным немецким документам, немцы планировали применение химического оружия под Ленинградом. Когда германское командование осознало, что захватить Ленинград скорее всего не удастся, количество артиллерийских снарядов, выпущенных по городу, увеличилось примерно в 6 раз. Немцы сбросили несколько тысяч зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары. Тысячи тонн продуктов сгорели. Один ветеран мне рассказывал, как они мальчишки собирали пропитанную сахаром землю, чтобы хоть как-то продержаться. Началась блокада.

Быстро форсировав Неву, части дивизии взломали передний край обороны противника и к исходу 12 января продвинулись на 3—4 километра. Удачно действовала в первый день наступления 268-я стрелковая дивизия. К исходу дня дивизия продвинулась до 3 километров и создала угрозу окружения городокского узла обороны и 8-й ГЭС. Не так благоприятно складывалась обстановка на флангах. Не подавленные огневые точки в полуподвалах здании и на пристанях вынудили ее подразделения залечь на льду Невы.

Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H. К исходу первого дня наступления войска 2-й ударной армии продвинулись на 3 километра. Разведчики Ленинградского фронта во время боя у проволочных заграждений. Фотография сделана во время первого дня операции по прорыву блокады Ленинграда 13 января 1943 года С утра бои приняли особенно упорный и ожесточенный характер. К исходу второго дня операции войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к рубежу намеченной встречи с войсками Волховского фронта.

Последние за 13 января продвижения практически не имели. Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии. Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию. Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось.

За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом.

Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год

Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра» | АиФ Санкт-Петербург Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г.
Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра» | АиФ Санкт-Петербург Когда был осуществлен прорыв блокады Ленинграда, люди, впервые за 900 дней получившие свежий хлеб, нередко от счастья падали в обморок.
80-летие прорыва блокады Ленинграда Тренер СКА Ротенберг назвал победу над «Северсталью» прорывом блокады Ленинграда.

Подарок от Красной армии

  • Разорвать кольцо: как 18 января 1943 года прорвали блокада Ленинграда - Новости
  • Новости проекта
  • Main navigation
  • Прорыв блокады Ленинграда
  • Ротенберг после победы над "Северсталью": произошёл прорыв блокады Ленинграда
  • Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа

РАССЕКРЕЧЕННАЯ ПРАВДА О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА

РАССЕКРЕЧЕННАЯ ПРАВДА О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА — Back in the USSR (Николай Кофырин) — NewsLand Тренер СКА Ротенберг назвал победу над «Северсталью» прорывом блокады Ленинграда.
«Быт, который уносится с собой в могилу»: как выживали и от чего умирали в блокадном Ленинграде И очень важной, потому что без прорыва блокады о стабильном положении Ленинграда говорить не приходилось.

18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

Традиционно считается, что осенью 41-го года было две попытки прорыва блокады - в сентябре и октябре, - говорит Вячеслав Мосунов. В ходе операции "Искра" по прорыву блокады Ленинграда зенитчики ПВО сбили 32 самолета противника. Фото: РИА Новости/Александр Бродский Это действительно была незабываемая встреча — встреча двух фронтов, прорвавших блокаду Ленинграда. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить.

18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год)

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.) Когда был осуществлен прорыв блокады Ленинграда, люди, впервые за 900 дней получившие свежий хлеб, нередко от счастья падали в обморок.
Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта Главный тренер СКА Роман Ротенберг после победы над "Северсталью" (4:1) сравнил окончание пятиматчевой серии неудач армейцев с прорывом блокады Ленинграда.
Как советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда в 1943 году | РЕН ТВ | Дзен Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить.
Кто виноват в блокаде Ленинграда Сводка Совинформбюро, посвященная прорыву блокады Ленинграда. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.
Как советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда в 1943 году | РЕН ТВ | Дзен Когда Жуков доложил о прорыве блокады Ленинграда Сталину, реакция последовала незамедлительно – через два часа Георгию Константиновичу присваивают звание Маршала Советского Союза.

Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?

В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника. Его потери составили свыше 13 тыс. Около 19 тыс. От всего сердца желаем ветеранам и детям блокадного Ленинграда здоровья, счастья и мирного неба над головой!

Прорыв положил конец мучительным 872 блокадным дням. Где произошел прорыв блокады Ленинграда? И кто смог его совершить? Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда?

Блокада Ленинграда длилась 872 дня и ночи. Она началась 8 сентября 1941 года, когда немецкие войска захватили Шлиссельбург, а Ленинград оказался без связи. Некоторые специалисты утверждают, что это число было в разы больше - не менее 1 миллиона человек. Когда был прорыв блокады Ленинграда? Операция "Искра" проводилась с 12 по 30 января 1943 года, тогда войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов приступили к Ленинградско-Новгородскому активному наступлению.

Чёрные копатели ищут здесь монеты, ордена, медали, если повезёт — то и пригодное к стрельбе оружие. Их гоняет полиция, но следы раскопок появляются то там, то тут. Даже под памятником «Рубежный камень» роют. В отличие от них поисковики ищут останки солдат — находят и с почестями хоронят. Историки считают, что на Невском пятачке погибло не менее 60 тысяч красноармейцев.

Около 13 тысяч похоронены здесь же, ещё 35 тысяч — на противоположном, «нашем» берегу Невы, где стояли госпитали. То есть не похороненных бойцов в земле пятачка и сейчас лежит около 15 тысяч. В 60-е годы красные следопыты вскрыли один квадратный метр Невского пятачка и вынули 10 килограммов металла. На том поле до сих пор ничего не растёт, там сплошное железо и фосфор. Только недавно появился хоть какой-то подлесок». Правда, главный удар наших войск шёл не с Невского пятачка, а в восьми километрах севернее, возле деревни Марьино — там красноармейцам удалось форсировать Неву по льду под огнём противника. А когда они разобрались, было уже поздно». Сейчас на месте деревни — музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Перед входом стоят танки, по которым с удовольствием, даже в мороз, лазает ребятня. Эти машины поисковики подняли со дна Невы и из окрестных болот.

Рядом растёт 150-летняя липа, свидетельница боёв. Она инвалид: её крона снесена снарядом. В этом году к 27 января, годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады, музей открыл новое здание с панорамой, рассказывающей о сражении на Невском пятачке 13 января 1943 года. Пока её видели только журналисты, ветераны и президент Владимир Путин — его отец тоже воевал на пятачке. Кто-то дошёл до Берлина». Панорама — это, по сути, стоп-кадр сражения. Посетители идут по траншеям, заваленным оружием и амуницией, и смотрят, что происходит вокруг, причём глазами поисковиков: по позам найденных тел, по положению предметов поисковики понимали, что происходило в каждой точке боя — и воссоздали это в зале. Некоторые фигуры даже имеют имена. Например, солдат Ибрагимов за тот бой получил орден Красной Звезды — по нему его и опознали, когда он погиб. А рядовому Владимиру Девяткину спас жизнь маленький рост: начался артобстрел, и измученная санитарка успевала вытащить из-под огня только одного раненого — и выбрала его, самого лёгкого.

Многие предметы в зале настоящие, найденные поисковиками, но они убраны на дальний план, чтобы посетители до них руками не дотянулись. А то, что поближе — это реплики, их можно трогать, крутить. Оглушительно так, что хочется пригнуться и спрятаться. Нам-то это и так знакомо, но всё равно впечатляет.

В течение 1942 года Красная Армия дважды предпринимала попытки прорыва блокады. Однако и Любанская, и Синявинская наступательные операции не увенчались успехом. Район между южным побережьем Ладожского озера и поселком Мга так называемое «бутылочное горлышко» , где расстояние между Ленинградским и Волховским фронтами было наикратчайшим 12—16 км , был по-прежнему занят частями немецкой 18-й армии.

В этих условиях Ставкой ВГК был разработан план новой операции. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предписывалось «разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, разбить осаду г. Ленинград» и к исходу января 1943 года закончить операцию и выйти на линию река Мойка—Михайловский—Тортолово. На подготовку операции был отведен почти месяц, за который в войсках развернулась всесторонняя подготовка к предстоящему наступлению. Особое внимание было уделено организации взаимодействия между ударными группировками для чего командование и штабы двух фронтов согласовали свои планы, установили линии разграничения и отработали взаимодействия, проведя ряд военных игр на основе реальной обстановки. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4 900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов. Со стороны Вермахта оборону шлиссельбургско-синявинского выступа осуществляли основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов 18-й армии, численностью примерно 60 000 солдат и офицеров, при поддержке 700 орудий и минометов и около 50 танков и САУ.

Ввиду значительного превосходства советской армии в живой силе и технике, немецкое командование рассчитывало удержать позиции, прежде всего, за счет мощи своей обороны: большинство поселков являлись опорными пунктами, передний край и позиции в глубине обороны были огорожены минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дзотами. На Ленинградском фронте огненный смерч бушевал 2 часа 20 минут. На Волховском фронте во 2-й ударной армии артподготовка продолжалась 1 час 45 минут. Артподготовка перед операцией «Искра» В 11 часов 50 минут был дан последний залп гвардейских минометов, и на невский лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона Ленинградского фронта. Наибольшего успеха в первый день добилась 136-я стрелковая дивизия командующий генерал-майор Н. Симоняк в районе деревни Марьино. Быстро форсировав Неву, части дивизии взломали передний край обороны противника и к исходу 12 января продвинулись на 3—4 километра.

Удачно действовала в первый день наступления 268-я стрелковая дивизия.

Ротенберг после победы над "Северсталью": произошёл прорыв блокады Ленинграда

Блокады именно города Ленинграда в действительности не было. 80 лет тому назад, 18 января 1943 года, советские войска освободили Шлиссельбург, прорвав блокаду Ленинграда. Вокруг этой деревни и разворачивались основные события, связанные с попытками прорыва блокады в 1941-1942 годах. Назад к списку новостей.

Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны

Некоторые открылись весной 1942 года. К осени того же года в городе работал 21 кинотеатр. Это была своеобразная попытка «вырваться за пределы», поэтому показывали в основном развлекательные картины. Появлялись на экранах и пропагандистские ленты — про оборону Москвы зимой 1941-го и про оборону Ленинграда. Но в большинстве жители хотели смотреть развлекательное кино», — рассказывает Асташкин. Во время подготовки знаменитой Седьмой симфонии приходилось искать оркестрантов по всему городу. Многие музыканты к тому времени умерли от голода и холода. Про эвакуацию детей в 1941 году В сентябре массовая эвакуация стала невозможна из-за движения фронта, рассказывает Дмитрий Асташкин.

По его словам, еще летом 1941-го многие жители не хотели покидать город, так как верили сообщениям советского правительства о том, что противник будет разбит в ближайшее время. В связи с этим в начале осени частота упоминания эвакуации детей снижается. В декабре, когда установился лед, власть вновь подняла эту тему — обсуждался пеший переход по льду Ладожского озера. За осень ленинградское общество познало множество страданий, отмечает Асташкин. Это изменило отношение матерей к эвакуации. Авторы дневников отмечают это резкое изменение за три месяца. Километров 200 надо идти путь через Ладогу.

Нелегкое путешествие, но многие соглашаются даже с детьми, лишь бы прочь из Ленинграда. А как приходилось уговаривать людей 3 месяца тому назад, как все упирались! Теперь же, когда дети стоят вплотную рядом с голодом — другой разговор. А детей в Ленинграде невероятно много, будто их и вовсе не вывозили. Очень страшно за них», — писала ленинградка Ирина Зеленская 5 декабря 1941 года. По пути пешком женщины и дети пытались просить помощи у шоферов грузовиков.

Так, например, 22 октября объединённая эскадра попыталась захватить остров Сухо, чтобы тем самым закупорить "бутылочное горлышко", однако вылазка эскадры была отбита с большими потерями для неё, и очередная попытка прервать снабжение города не удалась. Вот свидетельство из захваченных донесений итальянских офицеров, участвовавших в боевых действиях на Ладоге в скобках примечания советского военного : "Последующие выходы катеров MAS... Между тем движение на наших коммуникациях не прекращалось, конвои по большой трассе шли беспрерывно. Безрезультатными были также боевые походы совместно с немецкими вооружёнными паромами, а также выходы для выполнения других задач... Выходов катеров на выполнение боевых заданий было очень много, но результатов весьма мало: один сторожевой катер противника, застигнутый на рассвете на близком расстоянии от побережья 200 метров , был потоплен огнём артиллерии береговой обороны; другой сторожевой катер получил повреждения от попадания снарядов во время боя с нашим катером MAS, но не затонул; обстреляна была также канонерская лодка". Вообще разговоры о пассивности финских войск сильно преувеличены. Трусливыми они были, а вот пассивными стали только в 44 году, когда наши войска взяли Выборг. Дело в том, что за два с половиной десятка лет, прошедших после отделения Финляндии от России, эта северная страна прошла через стремительную нацификацию. Самые оголтелые, агрессивные лозунги самых правых, фашиствующих партий о построении "Великой Финляндии до Архангельска" и даже до Урала повторялись на самом высоком уровне. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, что ни на какой "старой границе" войска Маннергейма не остановились. Напротив, они продвинулись глубоко на восток и юг, а возглавлявший их Карл Густав Маннергейм навсегда покрыл свою седую голову несмываемым позором, приказывая создавать концентрационные лагеря для этнических русских в Карелии, снова и снова бросая подконтрольные ему части на то, чтобы уже двойным кольцом охватить и без того погибавший от голода многомиллионный город, в котором он когда-то проходил службу. Чтобы перерубить единственную нить, связывавшую "блистательный Петербург" со страной. Дорогой жизни шёл к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим. Ещё не знают на земле страшней и радостнй дороги, — как писала Ольга Берггольц. Где есть жизнь, там есть и смерть — простая диалектика, оборачивавшаяся тысячами смертей и трагедий для тех, кто встал на Дорогу жизни. Говорят, в хорошую погоду кое-где до сих пор можно видеть сквозь толщу ладожской воды лежащие на дне полуторки. Они сотнями уходили под лёд — сколь ни были суровы морозы 1941-го, даже они не могли проморозить Ладогу настолько, чтобы по ней беспрепятственно прошли тысячи тонн грузов, необходимых городу. Периодически трасса менялась: льду давали схватиться по новой, щели заливали водой. Вообще на Дороге жизни работали десятки тысяч людей, в том числе тех, кто буквально жил на льду. Тем не менее вовсе исключить трагедии не удавалось. Но самые страшные из них связаны со временем рождения Дороги жизни — летней и осенней навигацией 1941 года. На борту баржи кроме 408 курсантов Дзержинки находилось ещё около 800 человек — из Военно-морской медицинской академии и Главного гидрографического управления, Военно-инженерного, Гидрографического и нескольких ремесленных училищ. Некоторые ехали с семьями — жёнами, детьми и стариками. Ничто не предвещало беды. Но около трёх часов ночи разразился шторм, доходящий до девяти баллов. Деревянная посудина не выдержала напора стихии, её корпус треснул, в трюм, где находились люди, хлынула вода. Несколько часов, наполненных ужасом гибнущих людей, открытыми навстречу смерти глазами тонущих женщин, мужчин, детей. Каждый час ознаменовывался новой трагедией. Множество женщин и детей, чтобы защитить их от волн, собрали в шкиперскую рубку баржи, по сути — в сруб, установленный на палубе. Но в какой-то момент всю рубку целиком просто смыло за борт, она камнем ушла в воду. Отдавший буксирный трос "Орёл" постоянно слал сигналы SOS, но первыми на них среагировала немецкая авиация. К неистовству волн добавились бомбы, сброшенные с немецких штурмовиков. Всего капитану "Орла" удалось спасти 162 человека. Позже пришла на помощь канонерская лодка "Селемджа", которая подняла из воды и спасла ещё 26 человек. Остальные погибли в неверных волнах бушующей Ладоги. Никакой современный мегаполис не может выживать без электричества, топлива и связи с внешним миром. Со связью сложности у Ленинграда создались, когда 30 августа немецко-фашистские войска захватили станцию Мга и проводная связь по самой современной в СССР постоянной воздушной линии, построенной от Ленинграда через Волхов и Лодейное поле перед самой войной, оказалась прерванной. По воспоминаниям наркома связи СССР, начальника Главного управления связи Красной армии Ивана Терентьевича Пересыпкина, к началу сентября единственным направлением проводной связи от Ленинграда к левому берегу Невы, а следовательно, к Москве, оставался подводный кабель, проложенный в районе Шлиссельбурга. Но 8 сентября прервалась и эта линия. Попытки отбить Шлиссельбург у противника не увенчались успехом, и в дальнейшем связь блокированного нацистами города с "большой землёй" осуществлялась исключительно по кабелям, проложенным по дну Ладожского озера. Однако полевые кабели не всегда пропускали силу тока, достаточную для связи по аппарату Бодо — на тот момент основному средству связи Ставки ВГК с фронтами. Проблема вскрылась при назначении Георгия Константиновича Жукова в качестве представителя ставки на Резервный фронт. К этому времени ситуация под Ленинградом стабилизировалась, и воля и решимость "главного пожарного" Сталина потребовались под Москвой.

We think the video contains. View Remove superfluous tags and confirm the rest if they are determined correctly Removed from tags0 Cancel «Ступени Победы 10. Прорыв блокады Ленинграда. Но часто нестандартные тактические ходы не только помогали выиграть малый бой, но и влияли впоследствии, на исход крупномасштабного сражения. Талантливые и нешаблонные решения военных находили неожиданное применение разным типам оружия. В этой серии: Что генерал Леонид Говоров считал главным при прорыве блокады? В сентябре 1941 года Ленинград окружили войсками противника; немцы постоянно обстреливали город из дальнобойных орудий, раз за разом пытаясь взломать оборону. Советские артиллеристы отвечали встречным огнем.

Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий