2022/23 учебный год. Нехватка квалифицированных инженеров летом 2023-го наблюдается во всех отраслях промышленности РФ. На сегодняшний день инженерные профессии, специалисты технического уровня снова популярны», – сказал генеральный директор АО «Красноярскнефтепродукт» Борис Золотарев. Рассмотрим, какие технические профессии включили в Список. Дело с техническими специальностями так плохо, что создали специальную рабочую группу.
Школьники узнали, какие инженерные специальности потребуются в ближайшем будущем
– Текущие изменения в российской экономике действительно могут привести к росту потребности в инженерных специальностях на предприятиях». (Я еле устроился на инженерную должность, без опыта работы это крайне тяжело и мне пришлось сильно снизить зарплатные ожидания, чтобы просто попасть в эту профессию. Участие в нем могут принять студенты естественно-научных и инженерно-технических специальностей. — Срок подготовки специалистов по инженерным профессиям в российских вузах могут законодательно увеличить до шести лет.
Профессия: Инженер
Основной темой диалога Владимира Гутенева со студентами стал вопрос востребованности инженерных специальностей в будущем. Когда-то инженерная школа в нашей стране была одной из лучших в мире, и во времена Советского Союза профессия инженера считалась одной из самых статусных. Он отметил, что в Петербурге 31 вуз ведет подготовку по инженерным специальностям.
Инженерные профессии
На Всероссийском открытом уроке «ПроеКтории» старшеклассникам рассказали о современных инженерах и помогли разобраться в том, какие изменения ждут профессию в будущем. В 2024 году конкурс пройдёт по пяти специальностям, и впервые в строительной сфере будут выбраны лучшие инженеры-проектировщики. Российский учёный, доктор технических наук, профессор Леонид Вайсберг рассказал, как уже в ближайшем будущем изменится профессия инженера. Рассмотрим, какие технические профессии включили в Список.
«Направления специалитета по инженерным специальностям востребованы обучающимися»
Занятия продлятся с мая по декабрь в два этапа: 1. Подготовка по программе «ТехноАмбассадор» участники проведут образовательно-просветительские мероприятия для школьников. Подготовка по программе «ТехноНаставник» участники подготовят проекты технической направленности совместно с проектными группами школьников.
Об этом сайту Lenta. Просто потому, что технику нужно обслуживать и ремонтировать. С мобилизацией речь ведь идет не только о том, что новые служащие будут участвовать в боевых действиях, но и о том, что кого-то нужно заменить, а также наладить обеспечение и ремонт оборудования», — сказал он.
Реклама Также эксперт подчеркнул важность дополнительного тылового обеспечения, в том числе продовольствием.
И вслед за этим на рынке труда массово появились вакансии программистов с функцией обучения нейронных сетей. Сложно сказать, как именно будут называться востребованные профессии будущего. Но если уже сейчас выбрать перспективное направление для обучения в вузе, можно будет быстро освоить актуальную специальность или стать первопроходцем в новой отрасли. Илона Гаранина Бортинженер карьерного взлета Комментарий эксперта: Обратите внимание на профессии в агросекторе — это направление будет очень перспективно.
И сейчас потребность в кадрах высокая — компетентного специалиста иногда приходится искать месяцами. А если это специалист на стыке IT и агро, ему вообще нет цены, потому что и в этой сфере развитие происходит за счёт цифровых технологий. В числе самых востребованных профессий на ближайшие годы — те, что находятся на пересечении IT и образования. На обучающих онлайн-платформах занимаются не только дети и подростки, но и взрослые, которые хотят построить карьеру. Будут нужны специалисты, которые автоматизируют процесс, займутся аналитикой и обработкой больших массивов данных.
Следующее направление — финансы. Банковская сфера всё больше уходит в онлайн. Людей, которые сейчас работают в отделениях, постепенно сокращают. Появляется потребность в IT-специалистах со знанием финансов. Они займутся разработкой и усовершенствованием банковских приложений, чтобы деньги клиентов были в безопасности, а пользоваться финансовыми услугами было ещё удобнее.
Такие профессии будут крайне востребованы Вот ещё несколько перспективных направлений: Медицина. Уже сейчас остро нужны врачи и медперсонал для поддержания здоровья пожилых людей и ухода за ними, ведь продолжительность жизни растёт. По расчётам ООН, сегодня человек в среднем живёт 73,4 лет, а в 1990 году этот показатель был всего 65,4 лет. Также среди самых востребованных профессий на ближайшие 10 лет — IT-медики, биоинформатики, разработчики медицинских роботов и киберпротезов, специалисты по биохакингу и инженеры, умеющие настраивать сложное медоборудование. Так как люди столкнулись с проблемой загрязнения планеты, будут нужны инженеры для создания технологий эффективного сбора и переработки отходов.
В проект попадут 100 первокурсников некоторых направлений подготовки бакалавриата четырех факультетов — энергетики и электротехники, радиоэлектроники и автоматики, информатики и вычислительной техники и машиностроительного. В дополнении к своей специальности их будут обучать проектным технологиям. В ЧГУ рассказывают, что идея встать на новые рельсы возникла не сразу. В первую очередь, в вузе начали фиксировать небольшую потерю интереса студентов технических направлений, а также школьников к техническому творчеству, учебе, говорит руководитель проекта «Высшая инженерная школа» кандидат физико-математических наук, доцент Дарья Троешестова. Затем стали отмечать, что студентам начала очень сложно даваться физика, а в дальнейшем и изучение теоретических дисциплин. И вот тут как раз и призадумались, как это исправить, и начали проводить исследования. В итоге зафиксировали несколько причин. Одна из главных — это то, что образовательные форматы, которые существуют в университете, не изменились, практически с тех пор, как существует ЧГУ.
Традиционные форматы лекций, практических занятий и лабораторных работ настоящей молодежи не подходят. Тогда поняли, что надо менять образовательный формат, и стали искать практики ведущих вузов страны, а также изучали опыт зарубежного инженерного образования. И пришли к выводу, что студентам интересно закреплять теоретические знания на практике. Причем не просто во время проведения лабораторной работы, а с целью получить какой-то результат или продукт. Таким образом, родилась мысль включить в образовательный процесс уже с первого курса проектную деятельность. Далее в вузе стали думать, чем и почему это может быть полезно в современных условиях. Поговорили с руководящим составом предприятий республики, с инженерами, разработчиками и спросили у них: дефицит каких компетенций имеется у выпускников ЧГУ и молодых специалистов. Каждый называл, конечно, свой набор.
Но из этого сложилось понимание, что нехватка кадров вызвана тем, что узкие специалисты сейчас менее востребованы, но очень нужны работники, которые разбираются в смежных областях, то есть обладают, так называемой, мультидисциплинарностью. Также существует потребность в том, чтобы выпускники, придя на предприятие, могли работать в команде, выбирать свою позицию в ней и отвечать за совместный результат работы. И третье, чего не хватает у выпускников технических направлений, — экономическая составляющая и менеджерские качества. То есть в наше время, создавая и разрабатывая продукт, невозможно не думать о том, кому он нужен и каким образом он будет продаваться, отмечает руководитель «Высшей инженерной школы». Проанализировав пожелания будущих работодателей, в ЧГУ приступили к разработке программы.
В стране приступят к формированию инженерной элиты
Достойный показатель, но он свидетельствует разве что о сужении «серого» рынка. Для прояснения кадровой ситуации в промышленности гораздо важнее знать долю выпускников, нашедших работу по специальности. На форуме «Инженеры будущего» прозвучала информация о текущем дефиците специалистов с высшим образованием в сфере оборонно-промышленного комплекса — 120 тысяч человек. Даже в благополучной с точки зрения заработков добывающей промышленности квалифицированного специалиста найти непросто.
Выпускники технических вузов предпочитают оставаться в крупных городах и работать там кем угодно, хоть официантами, лишь бы не ехать в Сибирь и на Дальний Восток, где сконцентрировано большинство месторождений» - рассказал «Форпосту» управляющий директор компании «Полюс Алдан» Алексей Носков.
Этим и занимаются IT-специалисты разных направлений. IT — это та сфера, где специальности настолько разные, что здесь найдётся место людям с разными целями, интересами и склонностями. Например, то, что айтишнику нужно быть богом математики, — просто стереотип.
Если вы больше творческий человек, то можете стать писателем или дизайнером, которые работают над играми и приложениями. И это всё ещё будет IT. Хотя все уже поняли, что в этой сфере можно хорошо заработать, на российском IT-рынке по-прежнему кадровый голод.
Несмотря на это, к большинству из выпускников у работодателей возникают вопросы. Хорошего инженера невозможно представить без хорошего фундаментального образования, которое заключается прежде всего в глубоком понимании математики, физики , химии , материаловедения. При этом с физикой у российских выпускников школ и вузов настоящие проблемы. С тех пор, отмечают представители отрасли, уровень выпускников вызов серьезно упал. Евгений Максимов, директор по развитию экосистемы и образовательных инициатив Yadro, говорит, что для подготовки инженеров требуются именно фундаментальные науки, и по этому «олдскульному» пути, например, идут на факультете вычислительной информатики и кибернетики МГУ в том числе поэтому считается, что туда поступить невозможно. А вот в МФТИ экзамен по физике сделали опциональным. Добавлю, что физика требует гораздо больших усилий по популяризации, чем, к примеру, информатика и программирование. Ее тяжело преподавать удаленно, тут нужен тот же подход, что и на уроках труда». Обеспечить вузы инфраструктурой Чтобы вывести подготовку студентов на качественно новый уровень, требуется также развитие научно-технологической инфраструктуры: оснащение вузов и научных организаций оборудованием и ПО для выполнения НИОКР по передовым направлениям, уверен Алексей Переверзев. Дело в том, что обучение будет эффективным лишь в том случае, если оно носит прикладной характер — студентам нужно осваивать современное технологическое оборудование, которое сегодня используют на предприятиях. В идеале программы обучения на нем нужно разрабатывать в кооперации с производителями этого оборудования. Важно также, уверен Переверзев, внедрять отечественные продукты в образовательный процесс при активном участии промышленности. Второй вариант — создать учебные площадки на территории предприятий, заинтересованных в притоке кадров, где студенты могли бы практиковаться и наблюдать за работой организации изнутри. Так, к примеру, поступил « Росатом », открыв на своих площадках отраслевые центры компетенций, в которых студенты партнерских вузов могут обучаться на полнофункциональном промышленном оборудовании компании. Еще один путь — компьютерные симуляторы, имитирующие работу с конкретным типом и моделью оборудования. Студенты там разрабатывают решения для развития технологий сетей пятого поколения. Разрабатывать образовательные программы вместе с предприятиями Систему подготовки кадров для разработки средств проектирования и производства можно перезапустить только в партнерстве с предприятиями, уверен Алексей Переверзев. Еще одна проблема: отрыв теории от практики. Во многих вузах на первых курсах студенты получают блок теоретических знаний и лишь на следующих — проходят практику. К началу практических занятий ребята уже успевают забыть большую часть теории и не могут эффективно ее применять. Решением бы стало параллельное преподавание теории и практики, чтобы у будущих инженеров в голове появилась единая картина прикладного применения физики и математики и знаний из других областей.
Обучаем на базе наших центров, онлайн или на вашей территории. Приедем даже при сложной логистике и на месторождения. Остались вопросы? Задайте их с помощью кнопки.
«Инженер — это игра вдолгую, профессия, которая будет лежать в основе любых трендов»
Образование - 3 июля 2023 - Новости Челябинска. Популяризация рабочих и инженерных профессий среди молодежи остается актуальной как на федеральном, так и на региональном уровне. и высококвалифицированных представителей рабочих профессий и специалистов инженерно-технического профиля. На Всероссийском открытом уроке «ПроеКтории» старшеклассникам рассказали о современных инженерах и помогли разобраться в том, какие изменения ждут профессию в будущем.
Профессии будущего: какие специалисты будут востребованы в ближайшие 20 лет
Об этом 17 мая сообщил глава Минобрнауки Валерий Фальков. Среди направлений с наибольшим приростом бюджетных мест оказались «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность» и «Машиностроение». По словам министра, такая мера связана «с требованиями ситуации и запросами работодателей». Эксперты в разговоре с Brif отметили, что на текущий момент инженерные специальности действительно востребованы на рынке труда — конкуренцию им могут составить разве что профессии IT-сферы. Основатель «Университета карьерного роста» Татьяна Минаева рассказала, что сейчас очень многие работодатели, у которых есть собственное производство, проявляют большой интерес к инженерам.
По данным Рособрнадзора, в 2020 году ЕГЭ по физике сдавали 139,5 тысячи учащихся, в 2021-м — 128 тысяч, а в 2022-м — только 100 тысяч. За год средний балл по предмету снизился более чем на два пункта — с 55,9 до 53,8. Это связано в том числе с тем, что с 2020 года Минобрнауки разрешило абитуриентам, поступающим в том числе на инженерные специальности, предоставлять на выбор результаты экзамена по физике или информатике. Для многих выпускников сдать информатику оказалось проще, в результате чего физика осталась за бортом. Такому развитию событий способствовало и снижение качества преподавания физики в школе — углублённо этот предмет изучают только 3 процента учащихся.
Вместо физико-математических классов школы стали открывать IT-направления и классы «Математической вертикали», в которых физика не является профильным предметом. Понизить значимость ЕГЭ по русскому языку для будущих инженеров предложил министр просвещения Сергей Кравцов. Минимальный балл по русскому языку для поступающих на подобные специальности должен быть установлен на уровне 24 или 36 и не учитываться в общем зачёте при поступлении, сказал он. В середине февраля грядущие изменения подтвердил министр науки и высшего образования Валерий Фальков: «Системная мера, которую мы хотим ввести с 2024 года, достаточно революционная для вузов — мы хотим принимать на инженерные специальности и направления только по математике, физике и информатике, а русский язык учитывать как дополнительный». Снижение значимости ЕГЭ по русскому языку в пользу информатики и физики может повлечь за собой большое количество изменений, многие из которых пока не очевидны даже для самих чиновников, анонсировавших реформу, считает председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам — достойное образование» Виктор Панин. Виктор Панин председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам — достойное образование» — Это не просто учебный предмет, это символ, то, что отличает наш народ от других. Именно в этом контексте не очень понятно, какая будет реакция на предложения министров со стороны патриотических сил, — пояснил «Октагону» правозащитник. Очевидное последствие такой реформы — снижение грамотности у выпускников, поступающих на инженерные специальности, добавил Панин. Если ЕГЭ по русскому языку не будет играть большой роли при поступлении, то не только подготовке к экзамену, но и самому предмету школьники будут уделять меньше внимания.
Эксперт считает, что в 2023 году востребованной в РФ будет практически любая профессия и связано это, в частности, с тем, что некоторые граждане эмигрировали. При этом на экономику по-прежнему продолжают влиять эффект пандемии и проведённая частичная мобилизация. Во всяком случае, спрос по сравнению с 2022 годом вырастет. Это прежде всего инженерные профессии.
Наиболее востребованными специалистами в промышленной сфере в 2023 году стали монтажники и регулировщики радиоэлектронной аппаратуры и приборов, слесари механосборочных работ, операторы станков с числовым программным управлением, сборщики, фрезеровщики, сварщики и специалисты по техническому контролю. Заработная плата представителей таких профессий напрямую зависит от уровня квалификации и в среднем составляет 150 тысяч рублей. Будущим сотрудникам также предлагают такие бонусы, как добровольное медицинское страхование, квартальные и годовые премии по результатам работы, компенсация расходов на транспорт и питание, дотации на аренду жилья, льготные программы кредитования, абонементы в фитнес-клубы и другие привилегии. Так, наиболее востребованными являются специалисты по работе с клиентами, повара, официанты, бариста и представители индустрии красоты. Ретейлеры ищут продавцов, администраторов торговых залов, товароведов, мерчандайзеров, кладовщиков, комплектовщиков и сборщиков заказов», — добавил Евгений Стружак.
Он также отметил, что с развитием рынка электронной коммерции растет потребность в специалистах по маркетплейсам и менеджерах интернет-магазинов. Работодатели из транспортно-логистической отрасли ведут подбор специалистов по транспортной логистике, водителей различных категорий, операторов связи, машинистов электропоездов и экспедиторов.
Самые востребованные инженерные специальности в России
Дефектоскопист – перспективная профессия, связанная с практическими исследованиями и технической диагностикой. Основной темой диалога Владимира Гутенева со студентами стал вопрос востребованности инженерных специальностей в будущем. Участие в нем могут принять студенты естественно-научных и инженерно-технических специальностей восьми вузов. Инженеры — это главная опора любого производства, но раньше эта профессия ассоциировалась только с заводами. Дефектоскопист – перспективная профессия, связанная с практическими исследованиями и технической диагностикой.