Вечным такое поминовение названо, видимо, потому, что в этом случае не установлены конкретные сроки совершения молитвы, как, например, у сорокоуста или поминовения на год/полгода. 28 апреля Указом Главы Башкирии в республике объявлен Днём поминовения и почитания. «» рассказывает, что такое православные Родительские субботы, почему именно эти дни в церковном календаре отводятся под поминовение усопших и на какие числа выпадают Родительские субботы в 2024 году. Подавать записки на поминовение некрещеных усопших во время церковных служб, то есть молится о них соборно, всей Церковью, мы не можем.
О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы
Кроме сорокоуста, панихиды, домашних молитв об усопших, еще одним средством их поминовения является милостыня. Радоница – день особого поминовения усопших, один из главных родительских дней в православном календаре. Часто повторяемое поминовение способно в огромной мере облегчить их загробную участь, способно даже исходатайствовать перед Богом полное прощение их грехов» (Святитель Лука Войно-Ясенецкий).
Организация
- Какого числа будет Радоница в 2024 году
- Может ли память быть вечной?
- Зачем поминать усопших. С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ!
- Ответы на частые вопросы относительно поминовений, совершаемых в монастыре
Как провести поминки
Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни — Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии поминаются все усопшие христиане. После Литургии бывают и общие панихиды. Когда бывают родительские субботы? Суббота мясопустная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские субботы бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского 8 ноября по новому стилю бывает Димитриевская родительская суббота. Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы? Это долг живых перед усопшими, выражение любви к ним, так как сами усопшие уже не могут за себя молиться. Все субботы года, на которые не выпадают праздники, посвящаются поминовению усопших. Но молиться об усопших, подавать записки в храме и заказывать панихиды можно в любой день. Какие еще есть дни поминовений усопших?
В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница». Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 9 мая, в праздник Победы над фашистской Германией. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября по новому стилю. Зачем надо приносить в храм продукты?
Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни 3-й, 9-й, 40-й накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью — помянуть усопших. Что такое канун? Перед кануном служат панихиды.
Здесь ставят свечи и можно положить продукты для поминовения усопших. Какие продукты можно положить на канун? Запрещается приносить в храм сырое мясо с кровью и сырую рыбу. Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает? Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление. Какая душа не проходит мытарств после смерти?
Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти и все делать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. О мытарства можно почитать здесь на страничке Исповедь находящейся в разделе Воскресная школа. Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это? Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался — тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедовался и не причащался, но умер на Светлой седмице, как можно утверждать, что он получил Царствие Небесное?
Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины? Но будет хорошо, если родственники почившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаявшись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, простят ему все обиды и сами испросят прощение. Сколько дней носят траур по усопшему? Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.
Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище? День кончины — это день второго рождения, но уже для новой — не земной, а вечной жизни. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы и подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре лучше, если это будет поминание на проскомидии. Можно ли кремировать усопших? В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положительные указания христианского вероучения на иной и единственно допустимый способ погребения тел — это предание их земле см. Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существования и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью — верой в воскресение умерших.
По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим а по мирскому — покойником до воскресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии. Если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно.
Никак не может. О явном грешнике, что не подобает ему причащаться Святых Таин и невозможно приносить за него бескровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: «Нет места неверным или иномудрствуюшему».
Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и некающемся, так как это приношение бывает им во осуждение, равно как и принятие Страшных Таин недостойно и без покаяния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел См. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в день Страшного Суда Его» Сергий Четвериков. Старец Паисий Величковский. Вопрос: Какова мера ответственности священнослужителя в деле литургического поминовения людей? Святитель Симеон, митрополит Солунский: «Священник внимательно должен наблюдать, чтобы не принимать приношений и не возносить жертв за таких людей, которые, изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам священник подвергается вместе с ними осуждению.
От сего-то приключаются человеку и многоразличные искушения и скорби» Симеон Солунский. Дорогие братья и сестры! Поминовение на проскомидии оказывается не простой приходской требой, а высшим и ответственным делом, связанным с Таинством Причастия, способным очистить от греха кающегося христианина и наказать нераскаянного грешника. Христиане должны уважать свободу другого человека и знать свою веру, чтобы в благом порыве не навредить ни себе, ни другим. И если человек не просил о себе молиться как о верном, то мы и не должны этого делать.
Для помощи таким людям есть молебны — как совместное церковное обращение к Господу. Таким образом, даже невоцерковленные христиане не выпадают из сферы внимания Церкви, которая молится о них в свое время. В любые Таинства и обряды бездумно лезть, действительно, опасно. И Крещение, и Венчание, и освящение квартир имеют реальные духовные последствия. Недоумения, касающиеся проскомидии, вскрывают целый пласт серьезных проблем: они связаны не только с практическим вопросом «кого поминать, а кого нет», но с нашим отношением к святоотеческому учению о спасении.
В этом случае, по определению Страшного Суда , они могут быть избавлены от пребывания в аду. Слышат ли усопшие наши молитвы о них? Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» Лук.
Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт» 1Кор. Вопрос о том, как именно отражаются на усопших молитвы за них со стороны членов земной Церкви , не имеет в Православном Догматическом Богословии детального раскрытия. О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному поминовению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их. О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к Богу молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым.
Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры после её физической смерти , проходя через мытарства , ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия. При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств. Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель Григорий Двоеслов. В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки.
Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма. Когда в храме совершалась Евхаристия , и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей просфору и велел принести её Господу. После того как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви.
Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона. Свидетельств подобного рода известно немало, однако следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического. Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи.
С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём. Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет усиление молитвы как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне. Откуда пошел обычай поминать усопших через определенные периоды 3, 9, 40 дней после смерти? Митрополит Макарий Булгаков пишет, что «объяснение этого обычая находим у немногих, хотя неодинаковое, впрочем, вообще согласное с духом благочестия. Так в книге Постановлений апостольских читаем: «Третий день по кончине умерших должно проводить в псалмопениях, чтениях и молитвах ради Того, Кто в третий день воскрес из мертвых; девятый — в воспоминание живых и умерших; сороковой — по древнему примеру; ибо столько дней народ оплакивал Моисея; наконец, день годичный — в память самого умершего».
Макария Александрийского говорится, что в продолжение сорока дней душа умершего странствует по мытарствам, и поминовение еe в третий, девятый и сороковой день соответствует возношениям ее ангелами в эти именно дни на поклонение небесному Судии, Который, наконец, в сороковой день определяет ей известную участь до последнего суда. Евстратий, константинопольский пресвитер, и Филипп пустынник излагают следующее объяснение: в третий день творится первое торжественное поминовение усопшего в соответствие тому, что в третий день воскрес Христос и в первый раз явился ученикам своим; в девятый день творится такое же поминовение, — так как чрез восемь дней в девятый после воскресения Господь вторично явился ученикам своим; наконец, в сороковой день совершается последнее такое же поминовение потому, что в сороковой день Господь в последний раз явился Апостолам и вознесся на небеса. Писатели последующего времени представили и другие благочестивые объяснения этого древнего обычая Церкви». Является ли мнение о том, что душа после смерти 40 дней находится на земле, обоснованным? Мнение о сорокодневном нахождении душ на земле является, по словам прп.
Никодима Святогорца , «пустословием»: такие утверждения «невероятны, и никто не должен принимать их за истину». Чем можно утешиться скорбящему по умершем сроднике? У прп. Паисия Святогорца есть замечательные слова: «Мы должны понять, что в действительности человек не умирает. Смерть — это просто переселение из одной жизни в другую.
Это разлука на недолгое время. К примеру, если человек уезжает на год за границу, то его родные расстраиваются, потому что они разлучатся на один год, или, если он уезжает на десять лет, они расстраиваются из-за этой десятилетней разлуки. Подобно этому люди должны смотреть и на ту разлуку с любимыми людьми, которую приносит смерть. К примеру, если у пожилых людей умирает близкий человек, то они должны сказать: «Лет через пятнадцать мы опять встретимся». Если люди, у которых умер близкий, ещё молоды, то пусть они скажут: «Мы снова встретимся лет через пятьдесят».
Напомним, 28 апреля — первый день длинных праздничных выходных. В этот день все жители Башкирии приглашаются на уборку и благоустройство могил и памятников усопших вне зависимости от религиозной принадлежности.
О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы
Напомним, 28 апреля — первый день длинных праздничных выходных. В этот день все жители Башкирии приглашаются на уборку и благоустройство могил и памятников усопших вне зависимости от религиозной принадлежности.
Через сорок дней после своего воскресения Иисус вознесся к Богу и после своего воскресение в течение 40 дней учил последователей тайнам Царства Божьего. В 40-й день душа усопшего предстает перед Божьим престолом, чтобы услышать его вердикт по поводу своей окончательной участи. В этой связи христиане нередко заказывают сорокоуст по случаю смерти близкого человека, однако повод для службы может быть и не связан с этим числом.
Панихида В отличие от проскомидии и сорокоуста панихида — богослужение исключительно заупокойное. Церковный устав предписывает проводить ее вечером или утром после литургии в храме, однако панихида также может быть отслужена священником в другое время дня дома у покойного, в морге или на кладбище. В родительские субботы совершается панихида за всех когда-либо живших христиан или парастас. Панихида совершается перед кануном — особым четырехугольным столом с изображением распятия и подсвечниками для заупокойных свечей. Кануном также называют приставной столик, где верующие по этому случаю могут оставить подношения в память об усопших.
В молитвах панихиды участники молятся о лучшей загробной участи для близких и прощении грехов, совершенных ими при жизни и ставят на канун свечи. Накануне панихиды члены семьи усопшего готовят кутью каша из цельных зерен пшеницы , которую священник после заупокойной службы освещает молитвой. Эта кутья раздается верующим. Заупокойная лития Заупокойная лития от греч. Она совершается при выносе покойного из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении его в любое иное время.
Совершать ее могут как священники, так и миряне. Чин погребения или отпевание Отпевание — это народное название церковной службы, которая совершается над телом покойного для отпущения его грехов и снисхождения Божьего.
Брокгауза и И. Массовое уничтожение и депортация — самая трагическая страница истории армянского народа, оставившая след не только на всей последующей его истории, но и на… … Энциклопедия ньюсмейкеров Поминовение усопших — молитвенная помощь душам умерших со стороны Церкви. Согласно православному вероучению, состояние духовной сущности каждого умершего человека не определено окончательно до Страшного суда и всеобщего воскресения мертвых. Каждая душа, независимо… … Православие.
Соответствующий указ подписал Глава Башкирии Радий Хабиров. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации РБ. Другим указом Главы республики единый День поминовения и почитания в 2024 году в Башкирии переносится с 2 мая на 28 апреля.
Радоница в 2024 году: родительская суббота, традиции и запреты поминовения покойных
Тем не менее, обычное поминовение усопших продолжается на проскомидии, позволяя верующим сохранить связь с ушедшими душами и помнить их в молитвах и воспоминаниях. Димитриевская суббота, которая приходится на субботу перед 26 октября по старому календарю, имеет свое происхождение в исторических событиях и была установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Этот день изначально был посвящен поминовению православных воинов, особенно тех, кто погиб в битве на Куликовом поле. После победы над Мамаем 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович посетил Троице-Сергиеву обитель и получил благословение на борьбу с неверными от преподобного Сергия Радонежского, игумена обители. Оба инока погибли в битве и были похоронены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старо-Симонове монастыре.
После этого великий князь предложил Церкви установить ежегодное поминовение всех павших в Куликовской битве православных воинов в субботу перед 26 октября, в день святого Димитрия Солунского, который также был тезоименитством самого Димитрия Донского. Впоследствии этот день стал символизировать не только память о православных воинах, но и всех усопших в целом. Родительские субботы во время Великого поста В течение всего Великого поста верующие строго соблюдают ограничения, что символизирует их солидарность с страданиями Иисуса. Ведь в течение 40 дней Христос терпел ужасные лишения во имя спасения человечества.
В этот период православные активно стараются избавиться от грехов и молятся о прощении с надеждой на Божью милость. Регулярные походы в храм и участие в богослужениях помогают им очищать свои души. Важно отметить, что проведение панихид молебнов во время Великого поста приостанавливается. Однако для того чтобы усопшим была оказана должная почесть и чтобы им были предоставлены молитвенные воздаяния, установлены специальные дни - Великопостные субботы.
Они приходятся на вторую, третью и четвертую недели поста. Молитвы об усопших в Родительскую субботу Для православного человека посещение церковных служб является обязательным ритуалом. Однако, если по каким-либо причинам невозможно присутствовать на богослужении, то молитвы в память о усопших родственниках, включая родителей и других близких, можно совершать дома. В православном молитвослове можно найти разнообразные молитвы, подходящие для такого случая.
Обычно молитвы начинают читать с утра. Часто в этих молитвах перечисляют имена всех усопших родственников, и для удобства это можно делать с помощью небольшой домашней книжки, называемой помянником, куда записываются имена всех умерших.
Умерший мог навещать родных в определенное время, которое приходилось на дни равноденствий и солнцестояний. Кроме этого, дни поминовений часто привязывались к аграрному календарю и проводились после окончания полевых работ. Древние славяне верили, что после смерти родные и близкие становятся духами, наделенными некоторыми божественными способностями. Считалось, что они могут вызывать природные катаклизмы или посылать хороший урожай, обильный приплод скоту, благоприятную погоду. Поэтому усопших старались задобрить, устраивая в дни поминовения богатые обеды, песни, хороводы и игрища. На кладбище усопших поминали вином и яствами, часть которых оставляли, так как считали, что пища и вино могут попасть в загробный мир и доставить удовольствие умершему. Первое упоминание Радуницы как церковного праздника в Русской православной церкви относится к XIV веку, но в богослужебном уставе нет указаний на особые торжества в этот день для этого существуют специальные Родительские субботы , это, скорее, дань народным обычаям и традициям. Традиции праздника Радоница После того как христианская церковь признала празднование языческой Радоницы, ее древние традиции органично "переплелись" со многими православными обрядами.
По традиции, после литургии и панихиды верующие идут на кладбище к могилам своих близких и молятся о них. В древности поминальная трапеза на могиле усопшего была обычной традицией. В этот день готовили особую еду, которую следовало отнести на кладбище. Традиционно это были отварные яйца, окрашенные в зеленый и желтый цвета, символизировавшие грусть, а также кутья, блины как символ солнца , лепешки. Яйца разбивали о крест или закапывали под ним, это называлось "христосоваться с родными". Еще одна традиция этого дня — отдавать еду нищим и бездомным, которые специально собирались на Радоницу на кладбище, отказывать им было не принято. Вернувшись с кладбища, дома на подоконник обязательно выставляли воду с кусочком хлеба, а вечером, во время поминального ужина, на стол ставили три лишние тарелки, чтобы умершие могли позавтракать, пообедать и поужинать. Оставшуюся после трапезы еду раздавали нищим. Вечером на Радоницу растапливали баню и оставляли в ней чистую одежду, мыло, полотенца и березовые веники. Баня должна была оставаться пустой, так как считалось, что усопшие родственники придут туда ночью мыться.
Утром все домочадцы заходили внутрь и проводили обряды на оставшейся золе. Что можно делать на Радоницу Важнейшая составляющая праздника — молитва за усопших, помин души умерших близких. Поэтому в этот день верующие обязательно отправляются в церковь. Праздничные службы начинаются накануне вечером и переходят во всенощные литургии. После службы в храме на Радоницу принято бывать на кладбище, где можно самостоятельно совершить литию краткое заупокойное богослужение мирским чином или пригласить для этого священника. Если же его рядом нет, достаточно прочитать молитву "Упокой, Господи" и пропеть "Со святыми упокой" и "Вечную память".
Как делать это правильно и можно ли убираться на могиле — в материале Лайфа. Это день поминовения усопших. Дело в том, что по уставу Церкви на Пасхальной Светлой седмице, как и на Страстной, усопших не упоминают вслух во время богослужения, заметил в беседе с Лайфом священник Алексей Батаногов. Конечно, молитва продолжается, но такого поминовения вслух на службе нет.
До Радоницы — как раз в понедельник вечером — совершается уже пасхальное заупокойное богослужение, и во вторник утром пасхальная панихида совершается. Такое значение этот день имеет. Возобновляется поминовение усопших после перерыва, который был на Страстной и Светлой седмицах Священник Алексей Батаногов Почему Радоница — родительский день В церковном году есть несколько родительских дней — дней поминовения усопших. Радоница — это пасхальное поминовение усопших, приурочено к тому, что на Страстной и Светлой седмицах вслух поминовение не совершается. Ещё Радоницу называют Пасхой для усопших. Хотя это, конечно, не очень правильное название, потому что у Бога нет мёртвых.
Они проходят в память и честь чудесного воскресения Иисуса Христа на третий день и в образ Пресвятой Троицы. Первые два дня душа преставившегося остаётся на земле, находясь рядом с родными и посещая под сопровождением Ангела памятные ей места, которые притягивают её воспоминанием земных радостей и горестей, злых и добрых дел. В третий же день Господь повелевает ей вознестись на небо и впервые предстать для поклонения перед Богом [3]. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред Лице Правосудного.
Проводить поминки можно в доме усопшего или в любом другом месте. В современном мире поминальный обед зачастую устраивают в кафе или ресторане, поэтому проблем с подготовкой к кушанью обычно не возникает. Если же было принято решение поминать в доме почившего, то необходимо как следует подготовиться к этому событию. Приготовления к трапезе заканчиваются, когда гроб с телом умершего доставляют на кладбище и хоронят. В первую очередь, в доме обязательно следует навести порядок, провести тщательную уборку, причём её стараются сделать до того, как покойника опустят в могилу, хотя по времени это трудно подгадать. Расставляют мебель, моют полы, весь накопившийся за три дня мусор сметают по направлению от большого угла к порогу, собирают и сжигают. Полы требуется мыть тщательно, особенно углы, ручки и порог. После уборки комнату окуривают дымом ладана или можжевельника [4]. Когда все возвращаются с кладбища, начинается трапеза. Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом её кто-нибудь из близких читал 17-ю кафизму из Псалтири перед святыми иконами с зажжённой лампадой или свечой.
Непосредственно перед едой читают христианскую молитву « Отче наш » [4] в идеале лучше начать с чина литии , совершаемого мирянином, или прочесть 90-й псалом. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать почившего. На протяжении всего застолья вспоминают усопшего. Разговор за столом должен быть благочестивым, недопустимы смех, сквернословие, весёлые песни, воспоминания о неправедных поступках покойника и прочие разговоры на отвлечённые темы, непристойные для такого мероприятия, например, беседы о политике или на бытовые темы. Всех пришедших обычно усаживают за стол со словами «просим разделить наше горе» [5] [ неавторитетный источник ]. Прежде чем сесть за стол, каждый гость обязательно должен вымыть руки и умыться, вытереться чистым полотенцем. Нельзя приступать к трапезе, не осенив себя крестным знамением. Существует и особый порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола усаживают хозяина дома, по обе стороны от главы семьи располагаются родственники в порядке близости родства к умершему по старшинству. Детям, как правило, выделяют отдельное место в конце стола.
В некоторых случаях, по согласию с близкими родственниками умершего, их сажают рядом по обе стороны с отцом или матерью, если умер кто-либо из родителей. Место, где обычно сидел покойный, в некоторых традициях оставляют незанятым, а спинку стула украшают траурной лентой или веткой ели. Во время поминок для умершего кладут тарелку, обеденный прибор, часть блюд, которые ставятся перед его портретом. Эта традиция не является православной, как и занавешивание зеркал, скорее всего это отголосок языческого прошлого.
Ответы на частые вопросы относительно поминовений, совершаемых в монастыре
история создания, правила проведения, обычаи, на какой день правильно проводить, что едят на поминках, рецепты. Если в церкви, то заказывают панихиду, Вечное или длительное поминовение в монастырях. Традиции поминовения в исламе, как одеваться, что можно и что нельзя делать, читайте в статье «Поминки у мусульман».
О СМЕРТИ И ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ
В словаре содержится более 136 тысяч словарных статей, в которых в свою очередь вниманию читателя представлено более 250 тысяч семантических единиц, в том числе служебные части речи. Впервые словарь был издан в 2000 году и с тех пор регулярно переиздается. Одна из особенностей словаря — формирование заглавных показателей есть через связь по значению слов. Уделено внимание и омонимам. Словарь ориентирован на широкий круг читателей.
Праздники в мае Радоница в 2024 году: история и традиции В этом материале разберемся во всем, что касается Радоницы в 2024 году, окунаемся в древнеславянскую историю и вспомним традиции наших предков Радоница: история и традиции. Фото: pixabay. На девятый день после Пасхи приходится Радоница, праздник широко распространенный у многих народов восточной и южной Европы.
Поэтому у торжества множество названий на славянских диалектах, а также близких по духу традиций. Какого числа будет Радоница в 2024 году По традиции праздник отмечается в первый вторник после Пасхальной недели. Радоница в 2024 году выпадает на 14 мая. В ежегодном календаре славян поминальный день не имеет четко фиксированной даты. Праздник наступает через день после такой же популярной в Восточной Европе народной весенней даты — Красной горки. В церковном календаре праздник Радоницы также называют еще и вторником Фоминой седмицы недели. Буквально всем нам известно выражение «Фома неверующий».
Так вот, это про апостола Фому и чудо его уверения в воскрешения Христа. Святой апостол Фома являлся основателем христианских церквей на Ближнем Востоке и Индии. Выбор вторника церковниками обусловлен запретом богослужений и панихид на Красную горку, в Фомино воскресенье. Читайте также Троицкая родительская суббота: что можно и нельзя делать в этот день Народная традиция придумала для недели с Радоницей свое название. Календарь славян трактует эту седмицу как Радуницкую, Проводную Светлую, когда вспоминают умерших родственников или Мертвую неделю. Непосредственно же сам праздник Радоницы у братских нам по вероисповеданию народов может отмечаться в период с воскресенья по вторник, в зависимости от региона. История и традиции Радоницы Возникновение Радоницы имеет языческие корни, уходящие в глубину веков.
Этимология названия памятной даты у всех восточноевропейских народов своя.
Главная Новости Как в Церкви поминают усопших? Смерть человека приносит родным не только горе от потери, но и беспокойство за его судьбу в вечности. Особенно если человек не успел покаяться перед смертью или вообще был далек от Церкви. В такие моменты может помочь молитва за усопшего. Но важно понимать, как и когда в Церкви молятся об умерших. В Церкви есть заупокойный богослужебный чин — погребение его еще называют отпевание , который является частью похорон. Также усопшие православные христиане поминаются на каждой литургии.
Кроме того, есть специальная служба об усопших, панихида, которая совершается в храмах в дни особого поминовения усопших — вселенские родительские и просто родительские субботы, но может за некоторым исключением служиться и в течение всего года. В эти дни Церковь молится за всех ушедших из жизни православных христиан. Возможно, наименование «родительская» происходит из традиции называть всех усопших родителями, то есть относящимися к роду почивших предков. Согласно другой версии, этот день действительно назван в честь умерших родителей, так как дети в своих в молитвах обычно поминают их в первую очередь.
Также принято посещать кладбища, прибираться на могилах и просто поминать усопших молитвами дома. Родительские субботы Великого поста Отмечаются во вторую, третью и четвертую недели.
В 2024 году родительские великопостные субботы выпадают на 30 марта, 6 и 13 апреля. В период Великого поста мало дней для церковной молитвы об усопших. Родительские субботы в пост — это как раз возможность помолиться об умерших родственниках в храмах. Также на службу можно принести постную еду, а после оставить в церкви или раздать нуждающимся. Частные родительские субботы Радоница, или Радуница Отмечается на девятый день Пасхи — во вторник. В 2024 году Радоница выпадает на 14 мая.
В этот день верующие приходят в храмы, а после отправляются на кладбище привести в порядок могилы родных. Также принято поминать усопших дома за трапезой, не возбраняется и вино, но без излишеств. Поминовение усопших воинов ВОВ Единственный поминальный день без переходящей даты. Каждый год усопших воинов поминают 9 мая — в День Победы. Традиция сложилась в 1994 году.
Радоница в 2024 году: родительская суббота, традиции и запреты поминовения покойных
Так вот, это про апостола Фому и чудо его уверения в воскрешения Христа. Святой апостол Фома являлся основателем христианских церквей на Ближнем Востоке и Индии. Выбор вторника церковниками обусловлен запретом богослужений и панихид на Красную горку, в Фомино воскресенье. Читайте также Троицкая родительская суббота: что можно и нельзя делать в этот день Народная традиция придумала для недели с Радоницей свое название. Календарь славян трактует эту седмицу как Радуницкую, Проводную Светлую, когда вспоминают умерших родственников или Мертвую неделю. Непосредственно же сам праздник Радоницы у братских нам по вероисповеданию народов может отмечаться в период с воскресенья по вторник, в зависимости от региона. История и традиции Радоницы Возникновение Радоницы имеет языческие корни, уходящие в глубину веков. Этимология названия памятной даты у всех восточноевропейских народов своя. Общим является одно — радость о воскресении Христа. Поминальная трапеза на могиле усопших — это фольклорный обычай. Наши далекие предки — восточные славяне — и в дохристианские времена верили в то, что со смертью человек не исчезает совсем.
Они верили в загробный мир. В то, что если уважать и чтить память предков, они будут помогать своим потомкам. На Радоницу было принято устраивать трапезу на могиле предка, чтобы пировать с ним, как если бы он был живым: разговаривать с ним, произносить в его честь тосты, «угощать» умершего, рассыпая на могиле еду и поливая ее брагой. Самую первую кутью — традиционное поминальное блюдо — христиане приготовили в IV веке нашей эры в Константинополе. Случилось это так: император Юлиан-отступник повелел все товары на рынке тайно обрызгать кровью животных, принесенных в жертву языческими жрецами их богам. Христиане должны были все это съесть и как бы оскверниться через эту пищу: дело происходило во время поста. Но праведному епископу Евдосию ангел открыл все эти козни императора.
Придя к началу службы в храм, верующие подают записку с именем умершего для его молитвенного поминовения в алтаре во время литургии. Считается, что нет действенней молитвы, чем та, которая вполголоса произносится священником во время Таинства Евхаристии.
Поэтому часто за усопшего заказывают так называемые сорокоусты - молитвенные поминания во время Таинства Евхаристии, творимые в течение сорока дней. После Божественной литургии в храмах на Радоницу служат вселенскую или родительскую панихиду. Во время панихиды мы, уповая на милосердие Божие, испрашиваем усопшему прощение его согрешений и блаженную вечную жизнь. Панихиды - это специальные заупокойные богослужения, совершаемые как до погребения умершего, так и после - в 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, в дни его рождения и годовщины смерти. Важно не просто отстоять панихиду, но и молитвенно участвовать в ней. На Радоницу наши предки приезжали на кладбище только после церкви и молитвы в ней. Зачем молиться за усопших? Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых.
Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире". Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи.
Но самое главное — помянуть в этот день своих предков и посетить их могилы. За своих родных также принято подавать милостыню, и делать добрые дела. Молитва об усопших в родительские дни начинается накануне вечером. На всенощных вечерних службах служится Парастас, или Великая панихида.
Парастас по-гречески значит «ходатайство». Это последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам. На ней надо присутствовать лично и молиться о своих усопших родных. На этой всенощной службе можно подготовить и написать поминальные записки об упокоении и подать их для того, чтобы родных помянул священник утром, за литургией. Читайте также Приметы на Радоницу: что можно и нельзя делать в день поминовения Поминальные дни в 2024 году по православному календарю Первая родительская суббота по календарю — Мясопустная суббота , приходится на 9 марта, за неделю до Великого поста. Далее следуют Родительские субботы Великого поста, их три: Вторая неделя Великого поста — 30 марта. Третья неделя Великого поста — 6 апреля. Четвертая неделя Великого поста — 13 апреля.
Пятый поминальный день этого года — Радоница, 9-й день после Пасхи, или вторник Фоминой седмицы — 14 мая. Шестой поминальный день — День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны — 9 мая. Седьмой поминальный день — Вселенская Троицкая родительская суббота — в субботу перед праздником Святой Троицы — 22 июня. Восьмой поминальный день в календаре 2024 года — День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных — 11 сентября. Девятый поминальный день 2024 года — Димитриевская родительская суббота — 2 ноября. Посвящена памяти павшим в битве на Куликовом поле.
Это связано не с тем, что в эти 40 дней молитва какая-то более действенная, а с особенным периодом загробной жизни души: прохождением мытарств, восхождением к Богу на поклонение и др. В эти дни душе более всего необходима наша поддержка молитвой, милостыней и делами милосердия. И великая радость для души, если с первого дня отхождения в иную жизнь, близкие и родственники собираются в единой молитве о ее спасении. Поэтому наша молитва никогда не будет «лишней» или «неправильной» только потому, что была вознесена раньше третьего дня или других поминальных дней. Фото Владимира Ештокина Поминать можно начинать и до отпевания, панихиды и других поминальных служб. В день смерти хорошо бы почитать канон «За единоумершего» или другое его название «Проследование по исходе души от тела, читаемое мирянином». После чего начать читать Псалтирь по умершему у гроба или отдельно 17-ю кафизму. Можно ли поминать умершего раньше похорон Да, умершего можно поминать раньше похорон. Церковь не закрепляет молитву к определённым дням, но призывает нас сугубо молиться о наших умерших родственниках и друзьях со дня их преставления и в последующие 40 дней. Однако и после этих 40 дней продолжать возносить молитвы о спасении души и совершать милостыню в память о человеке. Как можно помолиться келейно подробнее описано в предыдущем вопросе, главное, что нужно помнить — что молитва должна быть не по принуждению, а идти от сердца. В день смерти можно также заказать сорокоуст в храме или подать обедню записку. Оба вида поминовения совершаются за Литургией, что является наиболее важной молитвой, которую только можно вознести к Богу за умершего. Хорошо, если в день похорон вы сможете позвать священника отпеть умершего или отслужить по нему панихиду. Можно ли поминать умершего раньше 9 дней Да, умершего можно поминать раньше 9 дней. Однако, на девятый день будет очень желательно отслужить панихиду или литию на могилке у умершего, подать обедню записку и келейно дома помолиться о спасении его души. Первые 40 дней очень важны для души, отошедшей к Богу, и наше молитвенное поминовение облегчает ее загробный путь: мытарства, искушения, частный суд и др. Можно ли поминать умершего раньше 40 дней Поминать умершего раньше 40 дней не считается грехом или ошибкой. Более того, до сорокового дня наша молитва особенно необходима душе, это самое действенная и самое важная помощь для ее спасения. Поэтому поминать можно и раньше 40 дней, но и не забывать помолиться о ней в сороковой день со дня кончины. Можно ли поминать умершего раньше полугода Да, поминать усопшего раньше полугода можно. И всегда благостно для души, если о ней не забывают после 40-го дня, но продолжают молиться и творить милостыню в память о ней. Можно ли поминать умершего раньше годовщины Да, умершего можно поминать раньше годовщины. Можно заказать обедню, отслужить панихиду или литию на могилке умершего. А также никогда не будет лишним почитать Псалтирь или отдельную 17-ю Кафизму. Как помянуть умершего на кладбище Когда мы говорим о поминовении на кладбище, то почему-то сразу представляем объедение или водку на столе у могилки. Конечно, общая трапеза является важным элементом поминовения. Никогда не будет лишним собраться с близкими и вспомнить умершего родственника добрым словом, рассказать самые теплые и важные моменты связанные с ним. Это хороший инструмент для утешения и поддерживания памяти об отошедшем от нас родственники. И на кладбище тоже можно совершить трапезу и тепло погрузиться в воспоминания о дорогом человеке. Не нужно при этом пить алкоголь или объедаться. Однако, если мы говорим о душе человека, то самыми важными и полезными в деле ее спасения являются молитва и милостыня. Приходя на кладбище, мы, в первую очередь, хотим, чтобы душа умершего не чувствовала себя за пределами земной жизни одинокой, мы, словно, утешаем ее своим вниманием. И самыми важными и ценными утешениями для нее являются именно наше молитвенное единение и милостыня. Традиция оставлять еду на кладбище после трапезы сейчас обросла различными языческими верованиями — будто бы «там» человек может нуждаться в еде или в воде, а мы, будто, улучшаем условия его пребывания «там», или еда может каким-то образом «задобрить» Бога. Конечно, ничего общего с христианством это не имеет. Изначально еда оставлялась или раздавалась родственниками как милостыня нуждающимся. И в этой мотивации уже нет ничего языческого. К сожалению, иногда поминание едой на кладбище становится важнее молитвы. Конечно, такой подход Церковь не приветствует. Ни еда, ни водка, ни какие-то другие «особенные» гастрономические изыски никогда не заменят главного — молитвы и совершения добрых дел ради умершего. На кладбище можно отслужить поминальные службы: литию и панихиду. Отслужить литию можно, пригласив священника. Если же священника сложно найти по разным причинам, то литию можно отслужить и самому. Литию по мирскому чину можно найти в расширенной версии молитвослова. Если вы хотите отслужить панихиду по умершему, то в этом случае все-таки нужно будет постараться найти священника. Как правильно поминать умершего В день смерти читается канон «За единоумершего» или другое его название «Проследование по исходе души от тела, читаемое мирянином». Этот текст легко можно найти в интернете. Читается он единожды — в день смерти. После канона можно начинать читать Псалтирь. Существует специальное издание Псалтири и молитв по усопшим. На Руси издревле распространена традиция чтения Неусыпаемой Непрерывной Псалтири с первого дня смерти. Неусыпаемой она называется потому, что непрерывно читается и днем, и ночью. Хорошо, если в чтении принимают участие все родственники и близкие умершего поочередно сменяя друг друга. Если такой возможности нет или вы по состоянию здоровья не можете сразу приступить к полноценному чтению Псалтири, то можно почитать отдельно 17-ю кафизму, в народе ее называют еще «поминальной». Чтение Псалтири по одной кафизме в день можно продолжать до сорокового дня. Фото Владимира Ештокина Помимо этого, в день смерти можно подать заупокойный сорокоуст. Это литургическое поминовение усопшего в течении 40 дней после его смерти. Данное поминовение охватывает если оно подано в день смерти весь путь души с момента ее преставления и до частного суда. Важно помнить, что сорокоуст не должен становиться заменой нашей домашней молитвы за усопшего. Наша сугубая и искренняя молитва в первые сорок дней очень ценна для души умершего. Это не только проявление нашей любви к человеку, но и ходатайство перед Творцом, чтобы были прощены прегрешения усопшего и его душа обрела покой в Раю. На 3 день в день похорон обычно совершается чин отпевания. Это особое богослужение, в котором священник и присутствующие люди просят прощения грехов и упокоении души умершего в Царствие Небесном. Существует также и другие формы поминовения умерших. Как пишет свт. Иоанн архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, самое главное и важное поминовение умершего — это поминовение на Божественной Литургии. Чтобы нашего близкого человека помянули на Литургии, надо подать обедню — записку с его именем. Лучше всего это сделать накануне Литургии. Например, если служба в воскресенье, то лучше всего прийти на вечернее богослужение в субботу и подать обедню записку , а в воскресенье прийти на Литургию и вместе со всеми помолиться о спасении души усопшего и прощении его грехов. Отличие от сорокуста заключается лишь в том, что обедня — это разовое поминовение усопшего, т. Важно, однако, помнить, что в записке и в обедне, и в сорокоусте должны быть указаны имена людей, которые были крещены. Также в записку не следуют включать самоубийц, раскольников, иноверцев. За них вы можете всегда помолиться келейно дома. Помимо поминовения дома и на Литургии, существует и специальные заупокойные богослужения: панихида и лития. Их обычно служат в поминальные дни: в 3, 9, 40, в годовщины. Но это не строгое закрепление за датами. Вы можете отслужить и панихиду, и литию в любое время. Панихида служится священником как в храме, так и на могиле умершего. Лития — краткий чин панихиды — может совершаться на кладбище, в храме и дома. Совершать это богослужение могут и священники, и миряне. Найти проследования литии можно в расширенном молитвослове или в интернете под названием: «Лития, совершаемая мирянином дома и на кладбище». Важно также не забывать поминать умершего в ежедневных молитвенных правилах, их можно найти в молитвослове. У всех форм поминовения есть важная часть — наше искренность и сокрушение сердце. Молитва, исходящая от смиренного и сокрушенного сердца никогда не будет забыта Богом. Какую бы грешную и тяжелую жизнь не прожил умерший, мы всегда должны продолжать молиться за него, уповать на Божью милость и прощение его грехов. Наша молитва в деле его спасения никогда не будет «лишней» или «неправильной». Поэтому молитва, милостыня и совершение добрых дел ради умершего — это не профанация, а наиболее действенный способ изменить его посмертную участь. Поминают ли умерших в пост Поминовение во время Великого поста не запрещено Церковью. Келейное домашнее поминовение можно совершать в период всего поста, однако порядок литургического поминовения в этот период меняется. Дома можно почитать Псалтирь об умершем. Чтение псалтири прекращается лишь с четверга Страстной седмицы и до конца Светлой седмицы. С четверга Страстной седмицы, Церковь проживает самые трагические события — осуждение Спасителя на смерть, Крестные страдания и погребение Господа. Поэтому в эти важные дни лучше прийти в храм и помолиться — службы в эти дни совершенно особые по молитвам и по состоянию, их, конечно, лучше не пропускать. Однако Церковь позаботилась о поминовении усопших сродников в период поста, установив три особых дня поминовения — суббота второй, третьей и четвертой недель Великого поста. Они называются родительскими. В эти дни Церковь призывает нас помянуть в общей молитве всех ушедших от нас в иной мир родных и близких православных христиан. После субботней родительской заупокойной Божественной литургии служится общая панихида. Предшествует Литургии вечернее богослужение в пятницу, на котором служится парастас — это последование Великой панихиды. Если вы хотите помянуть умерших в пост именно в храме, вы можете прийти на пятничное всенощное бдение и на Литургию Родительской субботы, подав записки на парастас и на панихиду. Когда нужно поминать умерших Время поминовения умерших строго не регламентируется в Церкви и не может быть привязано к определённому часу или времени суток. Поэтому вопрос того, когда нужно поминать умерших — вопрос личного характера. Церковь не ставит здесь четкого регламента, поскольку обстоятельства жизни у всех разные и кому-то просто будет сложно следовать четкому плану. Поминать умершего в келейной дома молитве можно в любое время суток. В православной традиции есть свои особые поминальные даты: третий, девятый, сороковой, годовщины. Первые сорок дней особенно важны для отошедшей ко Господу душе. Это время, когда душа проходит испытания, мытарства, которые заканчиваются частным судом на сороковой день. Период, когда определяется место пребывания души до Страшного суда. Поэтому поминовение в третий, девятый и сороковой дни не только желательно, но даже необходимо. Это этап, когда душа особенно нуждается в поддержке своих близких людей. А поддержать мы ее можем только молитвой. Подробнее об этом можно почитать в разделах с соответствующими названиями. Фото Владимира Ештокина Также Церковь предусматривает особые дни поминовений — родительские субботы. В церковном календаре их несколько: Вселенская родительская суббота мясопустная — за неделю перед Великим Постом. Суббота 2-й седмицы Великого поста. Суббота 3-й седмицы Великого поста. Суббота 4-й седмицы Великого поста. Радоница — ближайший вторник после Светлой Седмицы. Поминовение усопших воинов — 9 мая. Троицкая родительская суббота — накануне праздника Святой Пятидесятницы Троицы. Димитриевская родительская суббота — поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского. Поминать усопших можно, конечно, практически в любой день в церкви и ежедневно дома, но родительские субботы призваны служить нам напоминанием о том, что молитва за умерших является самым действенным и самым лучшим способом помочь как их бессмертным душам, так и нам — живым людям, чтобы унять скорбь утраты. Главное помнить, что ни пышными «поминками», ни красивыми памятниками мы не поможем бестелесной душе усопшего человека. Только молитвой. И эта молитва должна быть ежедневная, а не только в особые дни поминовения. Они настраивают нас на памятование о Страшном Суде, и плохо, когда мы вспоминаем об этом и о загробной участи наших родных только несколько раз в году. Что нужно говорить, поминая умершего Не будет новостью услышать, ходящую в народе, фразу: «О мертвых или хорошо, или ничего». На самом деле история этой фразы уходит корнями в глубокую древность, и предписывается древнегреческому политику Хилону, жившему в VI век до нашей эры. А знаем мы ее от Диогена — историка III века нашей эры. Правда, в оригинальном греческом тексте фраза имеет, несколько, иное значение: «Не злословь умерших». Более поздняя вставка, базирующаяся на латинском переводе этого текста, добавляет: «О мертвых или хорошо, или ничего, кроме правды». Что важно тут увидеть нам — современным людям? То, что, поминая умерших, нужно говорить искренне. Ведь ложь сразу станет ясна окружающим людям и это будет выглядеть фальшиво, нанесет родственникам и близким людям умершего боль. Поэтому если человеку предоставили возможность сказать что-то о покойном, стоит вспомнить его благодеяния, рассказать, что он сделал для него, его семьи. Бывает так, что собирается большое количество людей, среди которых есть те, кто усопшего либо вообще не знал, либо очень плохо. Тогда разумнее вообще ничего не говорить. Однако, если родственники настаивают, то можно сказать, что будете за него молиться. Наконец, бывает так, что про покойного нечего сказать, по каким-то причинам он запомнился близким людям лишь с негативной стороны. Православная Церковь учит нас смирению и любви к ближним и, особенно, к врагам. Поэтому если так случилось, что с усопшим были плохие отношения, то лучше просто помолиться о нем, исповедоваться, искренне забыть и отпустить все обиды. Это великая польза нашим душам, когда мы учимся прощать и молимся за обижающих нас. Поминая умершего в своих молитвах, мы должны в первую очередь быть искренними и честными перед Богом. Поэтому, первое, к чему мы должны стремиться в своих молитвах об умершем — это к открытости перед Богом. Молитвы, чтобы помянуть умершего Когда мы сталкиваемся со смертью, будь то смерть близкого человека или даже совершенно незнакомого, первое, о чем мы задумываемся — как нам помочь душе усопшего? Пока мы живем на земле, мы способны приносить покаяние, причащаться Телом и Кровью Христа, творить добрые дела и возносить к Нему свои молитвы. После смерти эти великие дары и возможности исчезают и единственное на что может уповать душа усопшего — это на наши молитвы и дела, которые мы творим в память о ней. Фото Владимира Ештокина В Церкви имеется немало молитв на поминовение усопшего. Если мы откроем утренние молитвы, то найдем в самом конце помянник с молитвами как о живых, так и об усопших. Их можно и нужно читать каждый день. Это тот минимум молитвенного правила, которое мы можем совершать на протяжении всей своей жизни. Непрестанно, изо дня в день молиться об усопших наших братьях и сестер. Также существует традиция поминовения Псалтирью. В Русской Православной Церкви издана особая редакция Псалтири, в которую включены заупокойные молитвы. В день смерти можно прочитать канон «За единоумершего» или, другое его название, «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином». После чего приступить к чтению Псалтири. Хорошо, если она читается на протяжении 40 дней по одной кафизме в день. Это великое и незаменимое утешение для усопшей души. В 3, 9, 40 дни и в годовщины можно также читать Псалтирь или, если не позволяют обстоятельства, отдельно 17-ю кафизму.
Поминовение усопшего – что такое «вечное поминовение»
Поминки после похорон проводятся прежде всего для души усопшего. Такое поминовение может длиться 40 дней (Сорокоуст), а также полгода, год, или даже быть«вечным», то есть до тех пор, пока действует данный храм или монастырь. В Башкирии 28 апреля проходит День поминовения и почитания, утвержденный указом Главы Республики Башкортостан. Позаботьтесь о том, чтобы поминовение было организовано по всем правилам и проходило в храме. Есть хорошая новость — подать непрестанное поминовение можно в Свято-Георгиевском Катерлезском женском монастыре!