Что можно и нельзя делать в Великий пост — 2024. Пост накладывает определенные ограничения не только на привычки в еде, но и на образ жизни.
Великий пост 2022: календарь питания по дням, что можно и нельзя делать в эти дни
Первый из двух летних постов, Петров пост, начнется для православных верующих сразу после Троицкой недели, 12 июня. Реформация и здесь совершила переворот, но в скором времени пост в Библии и его понимание было предано забвению. Объяснили, чего нельзя есть в пост на примере каждого из четырех больших постов года.
Что можно и нельзя есть в течение Страстной недели?
Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире. 2 марта у православных христиан начался Великий пост, который продлится 47 дней и 19 апреля закончится Светлым Воскресением Христовым. Великий пост в 2022 году начнется у православных христиан 7 марта после Масленицы. В пост нельзя употреблять алкогольные напитки, в том числе и пиво. При каких заболеваниях нельзя соблюдать пост? В 2024 году главный праздник православных христиан в России приходится на 5 мая, а Великий пост будет длиться с 18 марта по 4 мая.
Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года
Что нельзя есть в пост? Вот и наступил Великий пост христианский. Что нельзя есть? Мясо, птица, любые субпродукты, колбаса, молоко и любые молочные продукты, а также яйца под запретом. Растительное масло и рыба тоже, за исключением некоторых дней. Придется отказаться и от майонеза, сладкой выпечки, шоколада, алкоголя. Есть особый смысл в том, чтобы воздерживаться от лакомства, придерживаясь принципа «чем пища проще, тем лучше».
Предположим, вы приготовите вкуснейшую семгу, которая стоит дороже мяса и очень аппетитна. Даже если в этот день разрешено есть рыбу, такое блюдо станет нарушением поста, ведь постная пища должна быть дешевой и не возбуждать страсти чревоугодия. И конечно, не нужно переедать. Церковью предписывается принимать пищу один раз в сутки и не досыта. Послабления во время поста Все эти правила соответствуют монастырскому уставу. Для постящихся в миру существует множество оговорок.
Посильный, нестрогий пост соблюдают беременные женщины и кормящие мамы, дети, а также нездоровые люди. Послабления делаются тем, кто находится в пути и не имеет постной пищи, чтобы утолить голод. Людям, не готовым к посту духовно, также нет смысла соблюдать строго все предписания. Настолько ограничить себя в еде, как предполагает монастырский устав, очень сложно тому, кто не готов к этому морально. Поэтому начинать нужно с чего-то малого. Для начала отказаться только от мяса.
Или от какого-нибудь любимого блюда или продукта. Отказаться от переедания, от лакомств. Это очень сложно, и смысл заключается именно в победе над собой, в соблюдении какого-нибудь ограничения. Тут важно не переоценить свои силы и выдержать баланс, который позволит вам оставаться в благодушном настроении и добром здравии. Лучше уж съесть скоромное, чем раздражаться или злиться на близких людей. Вегетарианство и его отличие от христианского поста На первый взгляд, христианские посты много общего имеют с вегетарианством.
Но между ними существует большая разница, которая заключается в первую очередь в мировоззрении, в причинах ограничения в питании.
За Четыредесятницей следует Страстная седмица, или Страстная неделя. Это заключительные семь дней поста в 2024 году — c 29 апреля по 4 мая. В эту неделю вспоминаются страдания Христа на кресте, и от верующих требуется особенное воздержание в еде и усердие в молитве. Зато после Страстной недели следует Пасха — праздник, когда верующие разговляются впервые едят непостную пищу и поздравляют друг друга с воскресением Христа. Но, поскольку пост — это не диета, а духовное испытание, то есть и другие ограничения: нельзя переедать; не рекомендуется посещать развлечения, много времени проводить в соцсетях, смотреть юмористические шоу; нужно стараться меньше поддаваться злости, зависти, тоске и другим негативным эмоциям; нельзя употреблять крепкий алкоголь; нельзя ссориться и держать обиду на близких; запрещено венчаться, вступать в брак; по некоторым канонам, супругам запрещено заниматься сексом, но лучше посоветоваться на этот счет с вашим духовником. Что можно есть в Великий пост Простым ответом будет: «Всё, что не запрещено», но мы решили помочь вам в составлении рациона и перечислить продукты, которые разрешается употреблять во время самого строгого поста. Это крупы, макароны обращайте внимание на состав , овощи, фрукты и сухофрукты, орехи, бобовые, выпечка без яиц и молока, морепродукты — мидии, кальмары и креветки, грибы. Можно есть соевые продукты: «мясо», сыр тофу, пить растительное молоко — овсяное, миндальное. Соленья и маринады, чай и кофе, кисели и компоты.
Если хочется чем-то полакомиться, можно съесть немного горького шоколада или мёда.
Кроме того, было непонятно, как считать субботы и воскресенья — дни, когда пост отменяется. В итоге пришли к единому мнению: соблюдать Великий пост в течение 48 календарных дней так, чтобы этот период занял «десятину», то есть десятую часть года. С IV-V веков Великий пост считается обязательным для каждого христианина. В прежние времена верующий, который не соблюдал воздержание от пищи в этот период, мог быть даже отлучен от церкви на какое-то время. У многих пост ассоциируется в первую очередь с ограничениями в пище, но это не так.
В церкви неоднократно подчеркивают, что нынешний устав ни от кого не требует таких строгих пищевых ограничений. Главная цель поста заключается в том, чтобы поменять свою жизнь к лучшему: изменить чувства, поскольку духовная природа человека неразрывно связана с физической, а состояние тела влияет на состояние души. Результатом поста должна стать глубокая перемена в человеческих мыслях: в его отношении к окружающим, мировоззрении и восприятии ценностей, в понимании того, что в мире непреходящее, а что — второстепенное. Каждый год даты начала и окончания Великого поста меняются. Согласно православным канонам, он начинается ровно за семь недель до Пасхи и длится 48 дней — до субботы, предшествующей Христову Воскресению.
А так, конечно, пост в разных странах учитывает особенности климата и национальных традиций. Приведу вам такую историю. Один греческий архимандрит сказал, что Великим постом можно пить пиво каждый день, вино в уставные дни, а водку нельзя совсем. Вы думаете, это указание можно перенести на русскую почву? От нашего пива можно быстро захмелеть, а греческое пиво совсем не похоже на наше традиционное пиво, оно невероятно легкое, пьется как вода, и в нем алкоголя не больше, чем в нашем квасе. Греки пьют свое пиво, как мы с вами пьем квас. И по поводу пить «неподогретое питье» повторюсь: руководствуйтесь только календарем Патриархии. Великим постом верующий может пить как квас, так и горячий чай. Что в пост точно есть нельзя и что в какой-то мере допустимо? Все остальное — по человеческим и финансовым возможностям. К примеру, в некоторых случаях можно молочное, но кому? И только с разрешения духовника. В свое время Патриарх Алексий II всем учащимся разрешил в пост есть творог и молоко. Даже семинаристам. Кстати, в семинарии Великим постом разрешается и рыба. Но благочестивые семинаристы ее не едят, а те, кто послабее, вкушают. Если бы мы с вами были святы, вопросы еды нас так не волновали бы. Вот вам еще одна история из патерика. Однажды святые старцы пришли в гости к местному царю, и царедворцы решили над ними подшутить — подали им на обед мясо. Святые старцы его съели, и царедворцы начали над ними насмехаться: «Как же так? Вы святые, а едите мясо». На что старцы ответили, что они не ведали, что едят мясо, и были уверены, что им подали овощи. Для человека святого абсолютно все равно, что есть. Сам он мясо не выберет, а если ему подсунут, то он и не заметит, что съел мясо. Хочу подчеркнуть один важный момент: для поста еда — не главное. Она вообще не важна! Вопрос: для чего мы постимся? Едим мы что-то или не едим — это нас не приближает к Богу и не отдаляет от Него. Еда — это только средство, а не самоцель. И не стоит думать, что голодающий человек ближе к Богу. Я могу вам расписать постный стол таким образом, что вы будете сыты и при этом не нарушите канонов. Немало есть блюд питательных и вкусных и в то же время постных. Когда я прихожу к себе на подстанцию «Скорой помощи» и приношу с собой свою постную еду, то мои коллеги смеются, говоря: «Так, как питается наш батюшка, никакого мяса не нужно». Работа на «Скорой» очень тяжелая, и на одних финиках далеко не уедешь. Постный стол можно сделать очень разнообразным: каши, макароны, картошка, грибы в разных видах, соленья, овощные рагу, фаршированный рисом и овощами перец… В воскресные и праздничные дни всякие омары-кальмары… — Кстати, по поводу «омаров, кальмаров»... Греки их в пост едят. А для нас они допустимы — все эти креветки, мидии, кальмары, омары? Если, конечно, человеку они по средствам. На Благовещение и Вербное допустима рыба. Греки, кстати, во все дни едят неочищенную рыбную икру. А в другие дни верующему остаются каши, картошка, макароны… — …Отец Феодорит, простите, что перебиваю. А если человеку по здоровью мучное противопоказано. Сразу выпадают макароны, хлеб и прочее. Как тогда ему питаться? Кто мешает ему есть кабачки, баклажаны, овощное рагу? Надо только понимать: Богу нужно наше сердце, а не наш больной желудок. Не надо себя изводить, чтобы в пост оказаться в больнице, но не надо искать себе и лишних поблажек. Вот я, к примеру, диабетик и не могу есть булки. Так я легко приготовлю себе тушеные баклажаны или овощное рагу. При каждом заболевании существует своя определенная диета. Если у человека, к примеру, больной желудок, то он, как минимум, должен часто питаться, и в этом случае монастырское правило вкушать пищу один раз в день для него категорически не подходит. Если человек по медицинским показаниям должен пить куриный бульон или есть творог, то он должен так питаться и во время поста. Зачем вредить своему организму и вгонять себя в гроб? При этом верующий должен понимать, что раз он — пусть и по медицинским показаниям — идет на ослабление поста телесного, то должен усилить свой пост в чем-то другом: в молитве, помощи ближнему… Порой мы забываем еще об одном важном нюансе. Во время поста мы не только меняем свою пищу качественно, но и количественно. И те деньги, которые не тратим на еду, мы можем отдавать на благотворительность, на помощь другим людям. И совсем уж глупо, когда человек накупает себе каких-то сверхдорогих продуктов только потому, что они постные. Одно дело, если омара ест французский рыбак, только что выловивший его в море.
12 рецептов: что можно есть в пост
На шестой неделе Великого поста нельзя употреблять скоромную пищу, то есть блюда из продуктов животного происхождения. Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно. Современный взгляд на пост: ограничения ради духовности. Сегодня православная церковь выделяет четыре главных многодневных поста – Великий, Рождественский, Петровский и Успенский. Как соблюдать христианский пост. Пост – это сакральный период времени, когда христиане воздерживаются от пищи и других удовольствий, чтобы сосредоточиться на Боге. Что можно и нельзя есть во время Великого поста? 18 марта у православных в России начинается Великий пост.
О Великом посте
Венчание в подготовительные к Великому посту недели и иные сплошные седмицы не запрещены, но нежелательны; во время 4-х многодневных постов: Великого, Апостольского, Успенского и Рождественского; в дни и накануне строгого однодневного поста: Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября и Воздвижения Креста Господня — 27 сентября; ночью. Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем епископом. Если венчание уже совершено в день, когда это запрещено церковным Уставом, то это не делает таинство недействительным. Можно ли расписаться в ЗАГСе во время поста? Ответа на этот вопрос в правилах и канонах Церкви нет, поскольку в то время, когда они составлялись, ЗАГСов просто не существовало.
Поэтому можно услышать разные мнения священников и духовников на сей счет, порой диаметрально противоположные. С одной стороны заключение брака — это радостный повод для сугубого торжества, каким обычно является свадьба. Но свадьбы в посту не играют, о чем было сказано выше. С другой стороны, если регистрация в ЗАГСе не будет продолжена свадебным торжеством, то это просто формальное подписание документа и не более.
Запрещать такое нелогично. Можно ли ходить в гости во время поста? В гости ходить, конечно же, можно. А вот предаваться там безудержному веселию, напиваться и объедаться — нет.
Этого лучше в принципе не делать, ведь не только в посту нужно бороться со своими страстями. Но пост — это как раз самое время для сугубого воздержания. Что делать, если пригласили в гости, а на столе — скоромная пища? Если приложить небольшое усилие, то на столе практически всегда можно найти постную пищу.
Гнушаться видом мяса и других скоромных продуктов не стоит, Церковь не запрещает находиться за одним столом с теми, кто не постится, при этом не нарушая собственного поста. Если не удается вкушать исключительно постное и хозяева недоуменно смущаются тому, что гость не хочет вкушать предложенное угощение, то не исключена возможность действовать по ситуации. Нередко бывает, что хозяева дома не в курсе того, что их гость постится и предлагают специально приготовленные для гостя скоромные блюда. Тогда, возможно, ради любви к ближнему, уместно будет нарушить пост, восполнив это потом усилением поста и сугубой молитвой в другой день.
Но в то же время нельзя злоупотреблять такой установкой, оправдывая любовью частые посиделки с друзьями или свое личное желание отведать вкусные блюда. Порой проще отказаться от похода в гости, чем, сев за стол, смущать хозяев, смущаться самому или размышлять: «Есть или не есть? Вот в чем вопрос! Стоит отказаться от похода в гости и в том случае, если хозяева, заведомо зная о том, что гость постится, нарочито не готовят для него подходящее угощение, мотивируя это тем, что «ничего страшного, можно и нарушить пост».
Допустима ли супружеская близость во время поста? Интимные отношения супругов — это то, о чем в Типиконе нет ни слова. Это не удивительно, поскольку в монастырях, где формировался устав, нет и быть не может никакой интимной жизни супругов. Получается, что супружеская близость у супругов есть, а что делать с этим в посту, указаний нет?
Церковь не оставляет своих верных чад без рассмотрения данного вопроса, разрешение которого есть в Священном Писании и церковных правилах. Апостол Павел в послании к христианам Коринфа пишет: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1Кор. Как видим, апостол, указывает на то, что супругам не должно уклоняться друг от друга, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, и при этом указывает условия, при которых стоит уклониться от близости — пост и молитва. Воздержание, то есть пост, а также молитва, помогают успешно бороться с искушениями.
Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени. Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше. У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями.
Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней. Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие. Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором.
В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней. В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т.
Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой».
Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане.
В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве.
Любые виды орехов и семечек.
Фасоль, чечевицу, сою, горох, бобы. Любые виды круп. Особенно богаты полезными микроэлементами рис, пшено и гречка. Все виды овощей и фруктов.
Соусы домашнего приготовления, без содержания яичного порошка, растительного масла. Некоторые священнослужители утверждают, что для работающих и занятых умственной деятельностью мирян допустимы послабления в виде рыбы, икры. Есть еще некоторые отличия в рационе, что едят в пост миряне, от монастырского меню. Монастырское постное меню на каждый день Несмотря на ограниченный список продуктов питания, монастырское постное меню содержит необходимые для организма витамины, минералы, микроэлементы.
Монастырское меню на неделю, что можно есть в пост: Понедельник. Завтрак — овсяные хлопья, залитые кипятком, с добавлением измельченных орехов, фиников, изюма, инжира. Обед — картошка, запеченная в духовке, кислая капуста, постные хлебцы. Ужин — винегрет.
Завтрак — манная каша на воде. Обед — овощной крем-суп из тыквы, ржаной хлеб.
Меру поста человек определяет сам или вместе со своим духовником, но общие принципы — исключение из рациона пищи животного происхождения: мяса, молочных продуктов, яиц и так далее. Великий пост отличается своей строгостью, поэтому ограничивается употребление рыбы и морепродуктов. Духовные упражнения схожи с физическими: невозможно без тренировок поднять рекордный вес, поэтому к определению физической меры поста нужно подходить разумно, чтобы не причинить вреда своему телу и не надорвать душевных сил. Этому будет способствовать память о главной цели поста — преуспеть в любви.
Не менее популярный вопрос о том, можно ли проводить обряды крещения в период поста. Ответ на него прост — конечно, абсолютно никаких препятствий для этого в священном писании нет. Еще два вопроса касаются интимной сферы жизни людей.
Что это такое? Это значит, что можно есть сырые овощи, фрукты, хлеб, мед, орехи, пить воду, чай. Хотя особо рьяные постящиеся не пьют даже чай. Сухоядение — это сухая пища, которую не подвергали тепловой обработке. То есть сырые овощи, сырые фрукты, орехи, сухофрукты и так далее.
В пятницу первой недели Великого поста в первый раз разрешается горячая растительная пища. Но без растительного масла. Это строгий пост. Еду уже можно готовить — допустим, варить крупы и овощи, но употребляются они без растительного масла. В первую субботу и воскресенье поста уже можно есть горячую пищу с растительным маслом, а в воскресенье даже вино благословляется. Потому что это неделя торжества православия. Воскресный день — день, в который ничего не делают, — посвящен Богу. Таким образом, неделя торжества православия — это первое воскресенье поста, на трапезе благословляется немного употребить вина.
Если поститься по монастырскому уставу, то каждую неделю режим такой: понедельник, среда и пятница — сухоядение, вторник и четверг — горячая пища без масла. Суббота и воскресенье — всегда горячая пища с растительным маслом.