2024 02 01 02 Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии. Валерий Павлович первый из лётчиков вёл меткую стрельбу по воздушным целям при любом положении самолёта и, в частности, в перевёрнутом полёте. Важная дата для тех, кто ценит историю отечественной авиации — 115 лет со дня рождения выдающегося летчика-рекордсмена и испытателя Валерия Павловича Чкалова. Валерий Павлович Чкалов был летчиком, ставившим рекорды, легендой своего времени. Валерий Чкалов – Герой Советского Союза и кумир миллионов.
биография Валерия Чкалова Летчика Кратко
120 лет Валерию Чкалову — биография. Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в семье мастера-котельщика в селе Васильево Нижегородской области (ныне — город Чкаловск). Валерий Чкалов без сомнения стал одним из воздушных первопроходцев нашей страны. Важная дата для тех, кто ценит историю отечественной авиации — 115 лет со дня рождения выдающегося летчика-рекордсмена и испытателя Валерия Павловича Чкалова. Важная дата для тех, кто ценит историю отечественной авиации — 115 лет со дня рождения выдающегося летчика-рекордсмена и испытателя Валерия Павловича Чкалова. Биография Валерия Павловича Чкалова Родился 2 февраля 1904 г в с. Василево (сейчас Чкаловск) Нижегородской области. Советский летчик Валерий Павлович Чкалов, 1937 год. © / РИА Новости. 12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР.
Дата и версии гибели Чкалова
- Легенда русской авиации
- доклад Валерий Павлович Чкалов
- Что нам известно о Валерии Чкалове
- Валерий Чкалов - биография, факты, фото
- Биография Валерия Павловича Чкалова
- Чкалов Валерий Павлович — Биография
Валерий Чкалов. Краткая биография летчика-испытателя. Личная жизнь. Причина смерти
Но и тут он оказался верен себе и подготовил для зрителей сюрприз: у границы аэродрома лётчик перевернул машину вверх колёсами, продолжая полёт. Когда до земли оставалось несколько метров, самолёт совершил второй переворот и тут же приземлился на три точки. Замедленная «бочка», выполненная при планировании на посадку! Вот чему Чкалов научился на курсах!
Такого гатчинский аэродром не видел. Счастливое состояние Чкалова померкло после приземления. Комэск сделал ему положенные по инструкции замечания по целому ряду пунктов, но поблагодарил за технику полета.
А от комбрига лётчик получил 20 суток гауптвахты и 20 дней отстранения от полётов…. Первенцем в семье стал сын Игорь. В феврале 1928 года Чкалов получает повышение, и в качестве командира звена прибывает в Брянск.
Служба в Брянске была недолгой и закончилась для лётчика драматично. Он решил со своим звеном пролететь под электрическими проводами, и этот приём осуществил бы, так как все просчитал. Но провода висели недопустимо низко, и машины рухнули на землю.
Личный состав, к счастью, не пострадал, но самолёты летать уже не могли. Вот тут Чкалову припомнили всё. И крушение над «шапкой» Исаакиевского собора в Ленинграде, и пролёт там же под Троицким мостом, и «гатчинские выкрутасы».
Чкалов предполагал наказание — на строгость приказов не жалуются, да и за машину каждый лётчик в ответе. Но суда не ждал, а, тем более, приговора — год тюремного заключения. Вмешательство бывших командиров срок в Брянской тюрьме сократило до 19 дней, но за освобождением последовало увольнение из армии.
Безработный Чкалов засел за книги и учебники. Не надеясь вернуться в армию, Чкалов решил поступить в институт. Но вскоре пришла тоска по зелёному полю аэродрома, по голубому небу, по кабине самолёта.
Чкалов с удовольствием принял предложение работать в Осоавиахиме лётчиком-инструктором. Бывший военный лётчик катал пассажиров, туристов, учил летать мальчишек.. В судьбу Чкалова вновь вмешались его бывшие начальник, и лётчика возвращают в истребительную авиацию в качестве лётчика-испытателя НИИ ВВК.
Ленинградский период жизни Чкалова закончился. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Участвовал в первом вылете и испытаниях системы «Звено-1» бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях.
Провёл государственные испытания истребителя И-5, участвовал в испытаниях других истребителей. С января 1933 года — в запасе. С 1933 — лётчик-испытатель авиазавода.
Он испытывал лучшие самолёты истребители 30-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова, составивших основу истребительной авиации советских ВВС довоенного периода. Провёл испытания И-16 на штопор, а также испытания опытного истребителя И-17. Был случай, когда с одного из лётчиков начали высчитывать деньги на ремонт поломанного им самолёта.
Лётчик оказался в затруднительном положении. Чкалов, не раздумывая, уплатил за него деньги. В 1937 г.
Чкалов добился освобождения их, доказав, что авария произошла не по их вине, а из-за заводского дефекта. Чкалов Валерий Павлович. Фото С.
Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелёта Леваневского, лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский. Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров.
Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс.
Спустя год после свадьбы в семье появился первенец — сын Игорь. Через семь лет родилась долгожданная дочь, которую назвали Валерией в честь отца. Валерий Павлович любил своих детей, выкраивая время для возможности побыть с ними, поиграть, почитать. К сожалению, вторую свою дочь, получившую имя Ольга в честь матери , Чкалов так никогда и не увидел: когда жена была беременна третьим ребенком, Валерий погиб. Ольга Эразмовна, жена Валерия Павловича, прожила до 96 лет. Воспоминания о легендарном супруге, их личной жизни с Валерием Чкаловым нашли отражение в ее книгах. Новые цели Стремительное развитие авиации, самоотверженная работа авиаконструкторов, летчиков способствовали появлению новых целей и задач.
Так, 20 июля 1936 года было принято решение провести длительный перелет 9000 км. Управлять экипажем поручили Валерию Павловичу Чкалову. На острове на борт самолета была нанесена надпись — «Сталинский маршрут». Перелет прошел успешно. Экипаж — в составе командира В. Чкалова, второго пилота — Г. Байдукова, штурмана — А. Беляков — за мужество и отвагу был удостоен звания Героев Советского Союза.
Чкалову подарили личный самолет, который до сих пор хранится в музее города Чкаловска. Экипаж самолета Спустя время после удачного беспосадочного перелета Валерий Чкалов повторно обращается за разрешением к И.
Он с необыкновенным азартом испытывает всевозможные бомбардировщики и истребители. Как и прежде, Валерий не представляет свою жизнь без адреналиновых всплесков и осваивает сложные в исполнении фигуры. Первая награда В 1935 году получил высшую правительственную награду — Орден Ленина, создав лучшие истребители, в сотрудничестве с Н. Благосклонность Вождя Авиация стремительно развивалась и, чтобы показать достижения Советских конструкторов-авиаторов, 20 июля 1936 года было решено организовать очень рискованный перелет. Управлял экспедицией Чкалов. Перелет длился более двух суток. Самолет приземлился на острове, расположенном в Охотском море.
На борту самолета написали: «Сталинский маршрут». Когда в августе 1936 года самолет приземлился на Щелковском аэродроме, летчиков встречал, не скрывающий радостных эмоций, И. Данное обстоятельство принесло Чкалову всесоюзную известность. За успешный перелет, каждый член экипажа удостоился звания Героя Советского Союза и получил Орден Ленина. Чкалову подарили персональный самолет, который до сих пор храниться в музее города Чкаловска. Покорение новых высот Получив разрешение на долгожданный перелет через Северный полюс в Америку, Валерий был по- настоящему счастлив. Летчик-испытатель давно просил разрешение на этот маршрут, но руководство страны с осторожностью относилось к данной просьбе. Только после триумфального возвращения экспедиции с Дальнего Востока, И. Сталин дал свое одобрение.
С 18 — 21 июня 1937 года впервые в истории мировой авиации экипаж в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Экипаж был в воздухе 63 часа 16 минут! За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. Полет проходил в непередаваемо сложных условиях: практически нулевая видимость, обледенение… Но экипаж достойным образом преодолел 8. Наконец мечта Валерия Чкалова осуществилась. Странная смерть на взлете В 1938 году опытного испытателя вызвали для проверки нового истребителя. Он погиб во время первого вылета.
Казалось, сама судьба предостерегала летчика от этого полета. Ведь при расследовании обстоятельств гибели оказалось, что самолет имел неисправности, а температура воздуха опустилась ниже 25 градусов. Но Чкалов никогда не пасовал перед трудностями и не смотря ни на что, вылетел. Двигатель остановился, когда самолет заходил на посадку. Летчик попытался приземлиться, но самолет зацепился за провода. Во время падения, Валерий Чкалов получил тяжелую травму головы и умер по дороге в больницу. Похороны состоялись в Москве. Урна с прахом Чкалова помещена в Кремлевскую стену. Все, кто был причастен к гибельным испытаниям, были осуждены на длительные сроки.
Ссылки Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Родился 20 января 2 февраля 1904 года в Василёво Балахнинского уезда Нижегородской губернии — погиб 15 декабря 1938 года в Москве. Советский лётчик-испытатель, комбриг 1938 , Герой Советского Союза. Валерий Чкалов родился 20 января 2 февраля 1904 года в селе Василёво Балахнинского уезда Нижегородской губернии ныне город Чкаловск. По национальности — русский. Отец — Павел Григорьевич Чкалов, котельщик Василёвских казённых мастерских. Мать — Ирина Ивановна Чкалова, домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было 6 лет. В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу.
Учился средне, но выделялся отличной памятью и хорошими математическими способностями, имел спокойный, уравновешенный характер. Хорошо плавал — переплывал Волгу, нырял под плоты и пароходы. Однако из-за материальных трудностей и нехватки преподавателей в 1918 году училище было закрыто. Валерий вернулся домой и стал работать с отцом подручным молотобойца, а с началом навигации, кочегаром на землечерпалке «Волжская-1» и пароходе «Баян». В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолёт и, загоревшись мечтой об авиации, уехал в Нижний Новгород, где встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке. По его совету Валерий в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной Армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов. После её окончания в 1922 году он был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504. По окончании училища, в 1923—1924 годах, в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков, он прошёл обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, где осваивал боевые самолёты истребители Martinsyde и Junkers. Затем учился в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.
Инструктор А. Жуков дал следующую характеристику Чкалову: «Закончил обучение с аттестацией «очень хорошо». Как лётчик и человек очень спокойный. Нарушений дисциплины не наблюдалось». В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Нестерова Комендантский аэродром. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства Троицким в Ленинграде.
Для фильма «Валерий Чкалов» этот полёт совершил лётчик Евгений Борисенко. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями — 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом на один год лишения свободы за драку в пьяном виде. Затем срок был снижен до 6 месяцев. В 1926 году 1-я Краснознамённая истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка сегодня — Гатчина , где Чкалов служит с 1926 по 1928 год.
По его совету Валерий в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов в этом авиапарке. После её окончания в апреле 1923 года он был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебск во 2-ю военную школу летчиков Красного воздушного флота , где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504. По окончании училища в октябре 1923 года, в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков, Чкалов был направлен на обучение в Москву в 1-ю Высшую школу красных военных лётчиков РККА ВВФ, где он осваивал боевые самолёты истребители Martinsyde. В конце мая 1924 года Чкалов прибыл в Серпухов для обучения в Высшей военной авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания. Лётчиком-инструктором у Чкалова в Серпухове был Михаил Михайлович Громов — Герой Советского Союза, будущий основатель лётно-исследовательского института , носящего его имя в Жуковском. Московский инструктор А. Как лётчик и человек очень спокойный. Нарушений дисциплины не наблюдалось…» 14 августа 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов для дальнейшего прохождения службы прибыл в Ленинград, в «1-ю отдельную эскадрилью истребителей» Комендантский аэродром. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный опытный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства Троицким в Ленинграде [ источник не указан 2251 день ]. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями — 16 ноября 1925 года Чкалов был осуждён военным трибуналом на 1 год лишения свободы за «дискредитацию авторитета и звания командира-бойца Красной армии» вышел на службу в пьяном виде. Затем срок был снижен до 6 месяцев [13]. В январе 1925 года 1-й советской эскадрилье было присвоено почётное наименование «эскадрилья имени В. В 1926 году 1-я истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка сегодня — Гатчина. В январе 1927 года 1-я эскадрилья перестала считаться отдельной и, сохранив номер «1», вошла в состав 1-й авиабригады. В феврале 1927 года Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В конце июня 1927 года был направлен в Липецк на курсы усовершенствования лётного мастерства. В это время в Липецке обучались иностранные в основном немецкие лётчики-истребители. В показательных полётах Чкалов занял 1-е место. В честь 10-й годовщины Октябрьской революции в Москве был организован военный парад. Чкалов был среди участников этого праздника и ему было разрешено делать фигуры высшего пилотажа на малой высоте. Сын Игорь родился 1 января 1928 года.
Подготовка к полетам
Личная жизнь В 1927 году в Ленинграде Валерий заключает брак с Ольгой Ореховой, молодой учительницей, с которой познакомился на новогоднем вечере. Спустя год после свадьбы в семье появился первенец — сын Игорь. Через семь лет родилась долгожданная дочь, которую назвали Валерией в честь отца. Валерий Павлович любил своих детей, выкраивая время для возможности побыть с ними, поиграть, почитать. К сожалению, вторую свою дочь, получившую имя Ольга в честь матери , Чкалов так никогда и не увидел: когда жена была беременна третьим ребенком, Валерий погиб. Ольга Эразмовна, жена Валерия Павловича, прожила до 96 лет. Воспоминания о легендарном супруге, их личной жизни с Валерием Чкаловым нашли отражение в ее книгах. Новые цели Стремительное развитие авиации, самоотверженная работа авиаконструкторов, летчиков способствовали появлению новых целей и задач. Так, 20 июля 1936 года было принято решение провести длительный перелет 9000 км. Управлять экипажем поручили Валерию Павловичу Чкалову. На острове на борт самолета была нанесена надпись — «Сталинский маршрут».
Перелет прошел успешно. Экипаж — в составе командира В. Чкалова, второго пилота — Г. Байдукова, штурмана — А. Беляков — за мужество и отвагу был удостоен звания Героев Советского Союза. Чкалову подарили личный самолет, который до сих пор хранится в музее города Чкаловска.
При этом был установлен мировой рекорд дальности беспосадочного дальнего перелета, в результате чего Чкалов сразу стал народным героем. По воспоминаниям сына, И. Чкалова, Сталин предлагал отцу пост наркома внутренних дел, но тот остался верен летному делу. Принятый в 1936 в партию, он в ноябре 1936 участвовал в ХV Международной авиационной выставке в Париже, после которой попросил Советское правительство разрешить ему отправиться добровольцем в Испанию, но получил отказ. Был награжден двумя орденами Ленина и Орденом Красного Знамени, премирован одной из первых легковых машин, выпущенных Горьковским автозаводом. В декабре 1938 Чкалов был вызван из отпуска через несколько дней для испытания нового самолета-истребителя И-180 конструкции Н. Несмотря на то, что перед вылетом в машине было выявлено около ста дефектов во время предъявления ее летчику для испытания , а также на отсутствие согласия на вылет самого конструктора Поликарпова, приказ лететь был отдан. Однако многие историки авиации, а также друзья и коллеги летчика Байдуков, А. Серов полагали, что гибель Чкалова не была случайной. До этого на него уже совершались покушения подкладывались мелкие металлические детали в цилиндр двигателя, что дважды приводило к авариям, в которых он чудом выживал. Вину за гибель отважного испытателя возлагают на Л. Чкалов был похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. Его имя продолжало использоваться официальной пропагандой его самого именовали отныне «пилотом Сталина», членов его экипажа — «сталинскими соколами». В том же году имя летчика присвоили г. Оренбургу и области 1938—1957 , улице Земляной Вал в Москве, где Чкалов жил с семьей с 1938; старое название возвращено улице в 1990. В 1941 М.
Был десятым ребенком в семье. Чкалов — от слова «чка», что значит плавучая, все сокрушающая на своем пути льдина. Именно там, на берегу великой русской реки, в семье Павла Григорьевича Чкалова и его жены Арины Ивановны родился мальчик, нареченный Валерием. Прадед Валерия Павловича был бурлаком, дед тоже много лет таскал баржу. От него мальчик унаследовал силу и храбрость. Мальчик рос крепким, подвижным, ловким. Он быстро научился плавать, нырять, часами проводил в воде. Там где-то затон Василёвский и дом, И седенькой матери мирная старость, Там каждая улица помнит о нем, Там все бесшабашное детство осталось; В мальчишеских драках, задорных снежках, В полетах на лыжах по снежным обрывам, В вечерних кострах, в рыболовных сачках, В саженках широких, в далеких заплывах. Учеба Когда Валерию исполнилось 7 лет, его определили в сельскую начальную школу. Учился он легко, любил больше всех предметов математику. Валерий рос большим непоседой, в школе шалил немало, устраивал со сверстниками потасовки, чтобы помериться силой. После окончания Василёвской школы, осенью 1916 года, Валерий Павлович поступает в Череповецкое ремесленное училище. Учится он как всегда с удовольствием, успешно. В 1919 году Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт. Валерию очень захотелось поступить в авиационную школу, чтобы стать летчиком. Занимаясь сборкой отремонтированных самолетов, внимательно изучал их, усиленно читал, беседовал со знакомыми летчиками и авиационными мотористами. С августа 1921 началось исчисление его летного стажа. Затем была Егорьевская теоретическая школа, далее Борисоглебская школа летчиков. После Борисоглебской школы, которую Чкалов закончил в первом выпуске, была еще Школа высшего пилотажа. В 19 лет Чкалов стал летчиком-истребителем. Летчик — истребитель В 1924 году военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую истребительную авиаэскадрилью имени П. Ему 20 лет, он молод, энергичен.
В январе 1927 года 1-я эскадрилья перестала считаться отдельной и, сохранив номер «1», вошла в состав 1-й авиабригады. В феврале 1927 года Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В конце июня 1927 года был направлен в Липецк на курсы усовершенствования лётного мастерства. В это время в Липецке обучались иностранные в основном немецкие лётчики-истребители. В показательных полётах Чкалов занял 1-е место. В честь 10-й годовщины Октябрьской революции в Москве был организован военный парад. Чкалов был среди участников этого праздника и ему было разрешено делать фигуры высшего пилотажа на малой высоте. Сын Игорь родился 1 января 1928 года. Чкалову — 23. В Брянске Чкалов совершил аварию. На перелёте из Гомеля в Брянск в составе звена он был левым ведомым. Ведущий звена, старший лётчик И. Козырев, вёл звено на предельно малой высоте, меняя её в зависимости от высоты местных предметов и доводя до 3-5 метров. При подлёте к железной дороге Унеча — Орша Чкалов врезался в железнодорожные провода и потерпел аварию. В приказе начальника ВВС Белорусского военного округа были определены виновники аварии: ведущий Козырев и ведомый Чкалов, но командование авиабригады решило строго наказать только Чкалова. Он был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на 1 год лишения свободы, а также был уволен из Красной армии [13]. Из письма Чкалова к жене Ольге: «Вчера был мне суд. Судили без свидетелей и защиты в закрытом заседании. Присудили к одному году лишения свободы … Сегодня беседовал с военкомом бригады, он очень удивлен приговором и завтра едет в Смоленск для выяснения и ходатайства о снятии с меня приговора … Военком бригады говорит, что мы вас во что бы то ни стало сохраним для воздушного флота … Вины никакой за собой не чувствую и объясняю это так, как сказал один командир здесь. Будь это не Чкалов на моем месте после аварии, то не было бы ничего. Значит, я им бельмо на глазу, от которого хотят избавиться в том отношении, чтобы Чкалов никогда не лез со своими указаниями на их неправильные действия …» Отбывал наказание Чкалов не год, а 16 дней, с 3 по 19 января 1928 года. По ходатайству Я.
Подвиг чкалова краткое содержание
Кроме того, Чкалову был подарен личный самолет У-2. Сейчас этот самолет находится в музее в Чкаловске. Перелет через Северный полюс 18—20 июня 1937 с тем же экипажем Чкалов совершил перелет из Москвы до Ванкувера США через Северный полюс 8504 км за 63 часа 16 минут. Экипаж был награжден орденами Красного Знамени. В 1938 году получил звание комбрига. Сталин лично предложил Чкалову занять должность руководителя НКВД, но тот отказался, предпочитая заниматься летной испытательной работой.
Причина смерти Валерия Чкалова Чкалов погиб очень молодым, в возрасте 34 лет, при испытаниях нового истребителя «И-180» конструкции Поликарпова, 15 декабря 1938. При заходе на посадку у самолета отказал мотор. Уходя от столкновения с жилыми домами, летчик врезался в высоковольтную опору, получил травмы и через 2 часа скончался в Боткинской больнице. Документация о расследовании катастрофы получила гриф «Совершенно секретно». Гибель Чкалова до сих пор окутана завесой тайны.
Споры о том, по чьей вине случилась трагедия, ведутся и сейчас. Сын Чкалова, Игорь Валерьевич, был убежден, что гибель отца была преднамеренным убийством: «Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина». Семья В 1920-х годах за Чкаловым закрепилась слава «воздушного хулигана» в небе и отчаянного ловеласа на земле. Жена Валерия Чкалова Но все изменилось в 1924 году, когда на занятиях драмкружка он встретил свою вторую половинку, Ольгу Орехову. Между воздушным хулиганом и прекрасной учительницей русского языка и литературы сразу вспыхнули нежные чувства.
Ольга долго не могла решиться выйти замуж за Чкалова.
Чкалов стал душой дружной ватаги. В 1917 произошла революция, потом началась гражданская война. В училище то и дело прерывались занятия, не было дров для отопления, стали уходить преподаватели. Двери училища закрылись.
Чкалов уехал в Василёво и встал с кувалдой к молоту рядом с отцом. Подростку было очень тяжело, у него от переутомления висли руки, сильно болела спина, но он не сдавался. Прошло немного времени, и однажды отец похвалил его. Это было большим достижением. Валерий был счастлив.
Однако работа была однообразной, и с разрешения родителей юный Валерий Чкалов перешёл работать на землечерпалку, а потом устроился кочегаром на пароход «Баян», который перевозил красноармейцев из Нижнего в Астрахань. Работа была тяжёлая, но юноше нравилось изучать паровую машину, которая казалась ему чудом техники. Со всеми вопросами о его устройстве он обращался к механику. Юность В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолёт. Он зачарованно стоял и смотрел на сверкающее стальное чудо, пока самолёт не превратился в точку и не исчез.
Благодаря протекции односельчанина Владимира Фролищева Валерия взяли на работу слесарем по ремонту в Канавинский авиационный парк. Здесь он с удовольствием разбирал моторы, чистил от грязи и ржавчины детали. Каждое прикосновение к самолёту приводило юношу в неописуемый восторг. Однажды ему доверили доставку техники до парка. Дело было зимой.
Молодой человек был одет в будёновку и обмотки, голодал, но самолёты пришли точно в назначенный час в полной сохранности. Для его сопровождения были выделены три человека, но Чкалов всё сделал сам, несмотря на серьёзные проблемы в пути. Он старался выполнить без сучка и задоринки любое сложное поручение, несмотря на совсем юный возраст. Валерий Чкалов мог собрать любой узел, но ему ещё не доверяли серьёзных дел. А он всё твердил себе: «Буду летать!
Валерий просил командира парка Хирсанова отправить его в лётную школу, но тот отказывал, ссылаясь на возраст. Тогда Владимир Фролищев стал просить Хирсанова. Наконец командира уговорили. Подписывая путёвку в Егорьевск, Хирсанов дал доброе напутствие юноше, которое тот запомнил навсегда: «Ты отличный слесарь и человек. Стань отличником лётчиком!
Служба в авиации После Егорьевской теоретической школы авиации в 1923 году Валерий Чкалов был зачислен в Борисоглебскую лётную школу Красного воздушного флота. Сидя в кабине даже макета, он получал наслаждение, а запах авиационного бензина кружил романтику голову. Фантастическое упорство помогло Чкалову научиться управляться с самолётом быстрее товарищей. После учебных занятий с инструктором Валерию самому первому разрешили самостоятельный вылет. Лечу один!
Характеристику по месту службы ему написали максимально суровую: "Недисциплинирован как в воздухе, так и на земле. Не признаёт никакого начальства: особенно это выделяется по отношению к непосредственным его командирам… Воспитательная мера на него никакая не действует". Трибунал приговорил его к году заключения. Однако там он провёл лишь несколько недель. Однако он не мог восстановиться в армии, откуда его уволили во время суда.
Почти два года он проработал в Осоавиахиме инструктором, прежде чем его восстановили в звании. Но в действующей части восстановиться не удалось. Зато ему подыскали работу, которая лучше подходила его темпераменту. Работа была связана с риском, поскольку летали на новейших самолётах. Это отлично подходило темпераменту Чкалова.
Чкалов совершал демонстрационные полёты на новом истребителе на глазах у приехавшей государственной делегации, в числе которой был и Сталин. Тем не менее в 1933 году Чкалова в очередной раз уволили из армии после нескольких дисциплинарных проступков. Это был один из первых в мире монопланов большинство самолётов были бипланами , и его появление должно было стать революцией в советской промышленности и обеспечить превосходство советских ВВС как минимум на несколько лет. Но самолёт был крайне тяжёл в управлении, и мало кто из пилотов решался сесть за его штурвал. К его испытаниям было приковано большое внимание, для инспекций регулярно прибывали важные вельможи, в один из таких визитов Чкалов и познакомился со Сталиным лично.
Газеты пестрят портретами Чкалова. Тогда же ему предлагают принять участие в важном пропагандистском деле — полёте из Москвы на остров Удд в Охотском море и обратно. Лётчики должны были лететь над Северным Ледовитым океаном, добраться до острова и вылететь обратно в Москву. Полёт имел важное значение. Менее десяти лет назад американец Линдберг перелетел Атлантику, проделав путь в 5800 километров, и стал главной мировой звездой.
Советским лётчикам предстояло пролететь 9374 километра. Первоначально планировалось лететь в Америку, но Сталин не разрешил. Полёт прошёл успешно и стал значимым событием, все советские газеты писали о нём, а лётчики стали общесоюзными знаменитостями. Когда они возвращались в Москву, Сталин встречал их лично. Все трое членов экипажа получили звание Героя Советского Союза.
Летом 1937 года та же команда в составе Байдукова, Чкалова и Белякова вылетела с подмосковного аэродрома, взяв курс на Ванкувер. Через 63 часа самолёт благополучно приземлился в Америке. После возвращения Чкалов получает звание комбрига, мандат депутата Верховного Совета, орден Красной Звезды, а его родной посёлок Васильево переименовывают в его честь. Его начинают приглашать на кремлёвские банкеты. Однажды Сталин даже лично провозгласил тост в честь Чкалова, назвав его "талантливым человеком, каких мало не только в СССР, но и во всём мире".
Тем временем к испытаниям готовился новый самолет И-180, который должен был стать более совершенным продолжением уже начинавшего устаревать И-16. Самолёту уделялось первостепенное внимание, однако на заводе не успевали подготовить новинку к полётам. Тем не менее летом 1938 года нарком оборонной промышленности Каганович настоял на том, чтобы провести испытания до окончания года. В начале декабря Чкалова вызвали из отпуска для испытаний. При этом заводской технический контроль отказывался подписать акт о готовности, ссылаясь на множество дефектов.
Вашингтон протяженностью свыше 12 000 км за 63 часа 25 мин. При этом был установлен мировой рекорд дальности беспосадочного дальнего перелета, в результате чего Чкалов сразу стал народным героем. По воспоминаниям сына, И. Чкалова, Сталин предлагал отцу пост наркома внутренних дел, но тот остался верен летному делу. Принятый в 1936 в партию, он в ноябре 1936 участвовал в ХV Международной авиационной выставке в Париже, после которой попросил Советское правительство разрешить ему отправиться добровольцем в Испанию, но получил отказ. Был награжден двумя орденами Ленина и Орденом Красного Знамени, премирован одной из первых легковых машин, выпущенных Горьковским автозаводом. В декабре 1938 Чкалов был вызван из отпуска через несколько дней для испытания нового самолета-истребителя И-180 конструкции Н. Несмотря на то, что перед вылетом в машине было выявлено около ста дефектов во время предъявления ее летчику для испытания , а также на отсутствие согласия на вылет самого конструктора Поликарпова, приказ лететь был отдан. Однако многие историки авиации, а также друзья и коллеги летчика Байдуков, А. Серов полагали, что гибель Чкалова не была случайной.
До этого на него уже совершались покушения подкладывались мелкие металлические детали в цилиндр двигателя, что дважды приводило к авариям, в которых он чудом выживал. Вину за гибель отважного испытателя возлагают на Л. Чкалов был похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. Его имя продолжало использоваться официальной пропагандой его самого именовали отныне «пилотом Сталина», членов его экипажа — «сталинскими соколами». В том же году имя летчика присвоили г. Оренбургу и области 1938—1957 , улице Земляной Вал в Москве, где Чкалов жил с семьей с 1938; старое название возвращено улице в 1990.
Рыцарь пятого океана. К 110-летию со дня рождения советского летчика В.П. Чкалова
Летчик-испытатель, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года в селе Василево Нижегородской. Валерий Павлович Чкалов был летчиком, ставившим рекорды, легендой своего времени. Лётчики Валерий Чкалов (в центре), Георгий Байдуков (слева) и Александр Беляков сидят около самолёта после приземления на острове Удд (впоследствии остров Чкалова) в Охотском море из-за штормовой погоды во время беспосадочного перелёта Москва — Дальний Восток. 120 лет Валерию Чкалову — биография. Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в семье мастера-котельщика в селе Васильево Нижегородской области (ныне — город Чкаловск). Валерий Павлович Чкалов — это целая эпоха в истории нашей авиации.
Чего боялся перед смертью знаменитый Валерий Чкалов?
Но глава государства Иосиф Сталин запретил этот проект, заменив маршрут на Москва — Петропавловск-Камчатский». Экипаж самолета отдыхает после приземления на остров Удд Этот рекордный по тем временам полет был осуществлен вышеупомянутой командой без каких-либо проблем. Протяженность так называемого «сталинского маршрута» составила более 9 тысяч километров. За этот подвиг летчики получили звание Героев Советского Союза, а Чкалов как командир дирижабля стал любимцем жителей страны. Правительство даже подарило ему личный самолет марки У-2. На волне популярности Валерий Павлович снова рискнул обратиться к Сталину с первоначальным предложением, и на этот раз получил зеленый свет. А 18 июня 1937 года Чкалов и его спутники вылетели из Москвы и, несмотря на плохие условия видимости, успели вовремя добраться до американского города Ванкувер, штат Вашингтон. Перелет через Северный полюс превратил Чкалова в народного героя, в живую легенду. Рекорды и всемирная известность Летчик С.
Леваневский один из героев спасения экипажа парохода «Челюскин», застрявшего во льдах Арктики в 1933 году на приеме в Кремле в начале 1935 года попросил у Сталина разрешения совершить беспосадочный перелет из столицы СССР в США через Северный полюс. Получив положительное решение, экипаж, в состав которого входил пилот Байдуков Г. В 1936 году Сталин разрешил летчикам Байдукову, Чкалову и Белякову совершить рекордный полет, но по маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский. После 56 часов полета Валерий Павлович из-за большого остекления самолета был вынужден совершить посадку на машине на острове Удд в Охотском море, мастерски выполнив это на поле между оврагами и камнями. За этот полет всему экипажу было присвоено звание Героя Советского Союза. С острова летчики вылетели по деревянному мосту, построенному специально для ANT 25. Имя Чкалова и членов экипажа стало широко известно в Советском Союзе. Они продолжали просить разрешения на полет в США.
Наконец, весной 1937 года он был утвержден. Пройдя около 12000 километров за 63 часа полета, иногда находясь на грани смерти из-за замерзания самолета, экипаж приземлил машину 20 июня в военном аэропорту США в Ванкувере. Рекордный перелет советских летчиков через Северный полюс вызвал восхищение у американского народа и всего мира. Слева направо: Беляков, Чкалов, Байдуков — пролетевшие над Северным полюсом Валерий Чкалов родился 20 января 2 февраля 1904 года в простой рабочей семье: его отец Павел Григорьевич служил котлами, мать Ирина Ивановна хозяйкой дома. В 6 лет мальчик потерял мать. Детство и юность Маленькая Валера ничем не отличалась от сверстников: в 7 лет ходила в начальную школу, любила проводить время с друзьями, летом любила плавать на Волге. По судоходной реке постоянно курсировали плоты, баржи, пароходы, большие и малые. Ребята нырнули на пари и поплыли под кораблями.
Чкалов тоже любил это развлечение. В школе учителя отметили прекрасную память Валерия и его навыки в точных науках. В 1916 году школу закрыли, и Валерий пошел учиться в Череповецкий техникум. Он проучился там всего два года: учебное заведение провалилось и закрылось в 1918 году. Чкалову пришлось вернуться в родное село и помочь отцу. Он зарабатывал деньги тяжелым физическим трудом: в кузнице и в кочегарке. Переломным моментом в биографии будущего пилота стала первая встреча с самолетом. Он впервые увидел самолет в 1919 году и решил для себя, что обязательно станет летчиком.
Зрелость и профессионализм С ноября 1930 года Валерий Павлович был восстановлен в звании и отправлен в Московский научно-исследовательский институт ВВС, где два года участвует в испытаниях нового самолета: за это время он совершил около 800 полетов, освоил технику полета пилотирует 30 типов самолетов. Вместе с А. В 1935 году авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за самоотверженный труд и вклад в оборону страны были удостоены высшей награды СССР — ордена Ленина. Чкалов был спешно вызван из очередного отпуска для проверки нового истребителя. Несмотря на многочисленные неисправности самолета, было принято решение о взлете. Казалось, что все идет относительно хорошо, но незадолго до приземления заглох двигатель, и самолет начал стремительно терять высоту. Опытная рука водителя до упора держала руль, уводя машину от жилых домов. Казалось, что все работает, но в последний момент самолет взлетел на электрические провода и, резко повернувшись, врезался в склад для дров.
После падения Валерий Павлович был выброшен из такси вместе со стулом, получил тяжелую травму головы и скончался через 2 часа в Боткинской больнице. Похороны прошли в Москве. Все участники судебных процессов получили длительные тюремные сроки. И по сей день идут споры о том, кто был главным виновником гибели пилота, кому эта смерть была полезна, почему именно Чкалова отозвали с праздников. Осталось много вопросов… Время должно расставить все по своим местам. Но главное, как сказал близкий друг семьи Чкаловых, поэт Василий Васильевич Каменский, память о «легендарном герое неба Валерии, нашей национальной, общечеловеческой» всегда будет с нами. Летчик Его профессиональная карьера началась в 1924 году. Его отправили в авиационную эскадрилью в Ленинграде.
Следует отметить, что Чкалов всегда отличался не только смелостью, но и наглостью. Он часто совершал очень рискованные полеты, за что ему неоднократно звонили начальство и даже признали виновным в неосторожности с воздуха и приговорили к нескольким месяцам тюремного заключения. Существует легенда, хотя и недокументированная, что Валерий Чкалов на пари под Троицким мостом в Ленинграде.
Существует версия, что жалюзи были срезаны. Об этом мог бы рассказать бортмеханик Куракин, но он очень кстати бесследно исчез. Валерий Чкалов с женой Ольгой и сыном Игорем на отдыхе, 1936 год. И не случись она, Валерий Павлович все равно бы погиб. Например, это могло бы произойти на охоте. Как рассказывали родственники летчика, в ноябре 38-го Чкалов взял отпуск, чтобы отправится к себе на родину под Нижний Новгород тогда Горький и поохотиться. И там ему подарили пачку патронов.
Но Чкалова вызвали из отпуска на испытания «И-180», и подарком он воспользоваться не успел. А патроны потом отдали кому-то из родственников. И позднее выяснилось, что они были с самовзрывателем. Брат мужа сестры Чкалова пошел на охоту, увидел лису. Выстрелил — осечка, второй — снова осечка. В недоумении мужчина опустил ружье, и вдруг прозвучали выстрелы. От гибели его спасло то, что он не стал переламывать ружье. Иначе получил бы выстрел прямо в лицо. Супруга Чкалова Ольга Эразмовна рассказывала детям, что в последние месяцы своей жизни Валерий Павлович спал с пистолетом под подушкой. Но чего боялся летчик-герой, так и останется загадкой.
Это была роковая ошибка... Позже выяснилось, что в самолете было 48 различных дефектов Имя Валерия Чкалова в советские времена носили станции метро и пионерские дружины, пароходы и военные эскадрильи. Даже остров в Охотском море и планета Солнечной системы под номером 2692 были названы в его честь. В числе дорогих реликвий его фотография отправилась на борт Международной космической станции. Бронзовый бюст летчика установлен перед входом в офис фирмы «Боинг» в Сиэтле. Трудно поверить, что этот человек прожил всего 34 года... Так много он успел. Чкалов окончил несколько летных школ, дважды был приговорен к тюремному заключению, трижды уволен из рядов РККА. Он совершил беспосадочный трансполярный перелет по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер, был чествован Рузвельтом в Белом доме, удостоен звания Героя Советского Союза, избран депутатом Верховного Совета. По нему, мужественному красавцу, который виртуозно управлял самолетом, вздыхали все женщины СССР.
О нем шептались в кулуарах: Чкалов — любовник жены Ежова, у него роман с Марлен Дитрих... Летчик, успешно совершавший длительные беспосадочные перелеты, погиб при рядовых испытаниях самолета, в котором оказалось 48 различных дефектов. Но перед последним полетом его заверили, что самолет исправен и к испытаниям готов. До сих пор идут споры о причинах его гибели. О своей версии рассказывают его дочери Валерия и Ольга. Наверняка спрашивали у мамы: где папа, почему его нет? Это заслуга мамы — Ольги Эразмовны. Она была очень умной и мужественной. Она никогда не говорила нам: «Вы должны быть хорошими, потому что ваш отец — Валерий Чкалов». Просто поддерживала в доме атмосферу его присутствия.
Рабочий кабинет отца в нашей квартире на Земляном валу был всегда открыт для всех желающих. Мама вообще вела большую просветительскую работу. К 70-летию ее даже наградили за это орденом Трудового Красного Знамени. Валерия: — Нет, мне было лишь три с половиной года, когда он погиб. Нашему брату Игорю — 10 лет. Вот кому повезло! В отличие от других детей Игорь не ходил, а летал с отцом на прогулки. У папы был личный самолет «По-2» — подарок от правительства. Ему как депутату приходилось часто встречаться с избирателями в Приволжском округе, а дороги там были плохие. Ныне эта машина стоит в Музее Чкалова на родине отца.
Через год состоялся беспосадочный перелет через Северный полюс в США, длившийся уже 63 часа. Даже сегодня, когда летать на самолете так же привычно, как ездить трамваем, понимаешь, насколько это было опасно. Ваша мама, наверное, очень переживала? Валерия: — Точной даты перелета через Северный полюс она не знала. Женам вообще запретили появляться близ аэродрома. Правда, мама не смогла справиться с волнением и вечером 17 июля 37-го года отправилась в Щелково. Там она узнала, что на рассвете отец улетает, но с ним не виделась — почти до рассвета просидела неподалеку от аэродрома... По ее словам, жены летчиков не спали до тех пор, пока не узнали, что 20 июня самолет приземлился в Ванкувере. В том полете случалось всякое — около люка навигационного прицела обнаружили масло, которое стекало внутрь фюзеляжа, самолет не раз попадал в зону циклонов, что привело к значительному перерасходу горючего. Но все обошлось: путь длиной 8582 километра экипаж успешно преодолел.
Начальник Ванкуверского военного округа генерал Маршалл любезно предоставил летчикам свой трехэтажный особняк. Дом его напоминал филиал универмага — повсюду лежали пакеты с костюмами, рубашками, носками, ботинками. Все это было привезено летчикам в подарок из Портленда. Взамен американцы просили на несколько дней их летные костюмы, чтобы поместить в витринах своих магазинов, — это была для них лучшая реклама. Как узнала семья о гибели Валерия Павловича? Ольга: — Кажется, с утра мама была в поликлинике. Она ведь ждала ребенка, то есть меня. Около двух часов дня стала разбирать почту и готовить ответы на многочисленные письма избирателей на имя депутата Верховного Совета Чкалова. Часто звонил телефон. Спрашивали Валерия Павловича.
Она потом вспоминала, что неизменно отвечала: «Его нет. Придет сегодня поздно»... Иногда ей казалось, что без причин спрашивают о самочувствии. По-видимому, многие уже знали о трагедии... Пришел летчик, сын Василия Ивановича Чапаева мы жили в одном доме. Разговор с ним маму насторожил: но мужества довести разговор до конца ему, видимо, не хватило. И снова зазвонил телефон... Сотрудница аэродрома, которую вся семья хорошо знала, сказала коротко: «Здравствуйте, я к вам сейчас приеду». Когда она вошла, мысль моментально созрела. Мама бросилась к ней: «Разбился?
Та опустила голову.... Валерия: — Ольга появилась на свет через семь месяцев после гибели отца. Перенеся тяжелейшее потрясение, мама никак не могла родить. Несколько раз ее отвозили в роддом и опять привозили на дачу. Поддержать ее старались и соседи по дому: пианист Нейгауз, Кукрыниксы, летчики Юмашев, Данилин и Громов... Ольга: — Думаю, да, но мы с ней никогда не обсуждали эту тему. А вот своя версия у меня есть. Моя работа была связана с техникой — я всю жизнь занималась полупроводниковыми приборами и хорошо знаю, как торопит начальство, чтобы сдать работу в срок, как закрывает глаза на многочисленные недоделки. Самолет, на котором разбился отец, был «сырой». Папа об этом, скорее всего, знал, но был абсолютно уверен в себе.
Моя сестра Валерия поднимала архивные документы... Оказывается, в плане Наркомата авиационной промышленности самолет И-180 не стоял вообще. В декабре 38-го его решили испытать, чтобы включить в план следующего года. Отца даже специально отозвали из отпуска... Валерия: — Мама умерла в 97-м, ей было 96 лет. В том же году я написала заявление на рассекречивание архивных материалов. Благодаря тому, что по роду работы я имела так называемую «вторую форму допуска», мне удалось узнать многое. Теперь я не сомневаюсь, что смерть отца не была случайностью. Когда читала документы, меня пробивала дрожь. Сотрудница архива спросила: «Вам холодно?
Я ответила: «Мне страшно». Надо учесть, что на 38-й год приходится пик репрессий в авиационной промышленности и в целом по стране. Испытания самолета И-180, на котором отец разбился, изначально были намечены на 12 декабря. Следующим утром тот энкавэдист явился к Усачеву домой лично и снова предупредил: по их данным, у опытного образца самолета много дефектов. Но полет не был отменен! Восемь руководящих чиновников различного ранга знали о неготовности И-180 к первому полету! Тем не менее они проводят совместное совещание за закрытой дверью: как осуществить испытание?! Думаю, что так выполнялось указание НКВД обеспечить выполнение полета, но «мягкими действиями», не при молчаливом согласии, а «в бурных дебатах». Мне удалось прочитать секретное письмо Берии, только что назначенного наркомом внутренних дел, Сталину. Он ставил вождя в известность, что 12 декабря в 12 часов дня летчик-испытатель, Герой Советского Союза, комбриг Чкалов отправится в первый полет на самолете И-180, и подтверждал, что, по данным источника, возможна катастрофа в воздухе.
Аналогичные письма были направлены Молотову и Ворошилову. Для предотвращения этого полета вождь никаких мер не принял и своим молчанием, по сути, дал добро на убийство, как тогда писали, «сталинского сокола». Но катастрофа, запланированная на 12 декабря, сорвалась: из-за невыявленного дефекта отказала тяга нормального газа в начальной фазе первого полета — самолет вернулся в ангар. Коварный замысел был осуществлен чуть позже — 15 декабря. Ольга: — После гибели Валерия Павловича начались разбирательства. Причину назвали сразу — отказ мотора, с которого накануне почему-то были сняты детали, предохраняющие его от переохлаждения. Представителя Запорожского завода, где мотор был изготовлен, спасло от расправы лишь то, что за день до трагедии он обнаружил отсутствие деталей и категорически запретил полет. Их освободили через несколько лет досрочно и со снятием судимости — такое нечасто случалось в те годы. Но вспомните, какое это было время, — Сталин уничтожил героев гражданской войны, которые долго оставались символами государства. Значит, на смену старым героям должны были прийти новые.
Не случайно после эпопеи спасения челюскинцев возникло восторженное отношение к летчикам. Это на самом деле были самоотверженные, бескорыстные люди, честно делавшие свое дело. Правительство умело пользовалось их профессионализмом для собственного возвеличивания, для сокрытия своих темных дел. Обстановка в стране была настолько ужасная, что, быть может, именно подвиги летчиков, гордость за них давали силы людям жить в этом ужасе. Но так как у нашего вождя был иезуитский мозг, он каждому из героев отвел свой шесток. Отец был неординарным человеком, очень обаятельным, прекрасным оратором. Когда после знаменитого беспосадочного перелета через Северный полюс в Америку его экипаж приземлился в Ванкувере, папа сразу наладил контакт с американцами, хоть и не знал ни слова на английском. Когда его выдвинули в депутаты Верховного Совета СССР, он ездил по Приволжскому округу, встречался с людьми и, видимо, приобрел известность гораздо большую, чем позволял тот шесток, на который он был посажен. Валерия: — Совершив беспосадочный трансполярный перелет через Северный полюс в США, отец увидел, что в этой стране люди живут совсем иначе. Марк Галлай, Герой Советского Союза, вспоминал, как после аварии одного из самолетов НКВД арестовал несколько человек, причастных к его испытаниям, а позже комиссия разобралась, что они невиновны.
Чкалов поехал в НКВД и стал хлопотать об их срочном освобождении. Этих людей выпустили, и Валерий Павлович лично развозил их по домам. В марте 38-го отца пригласили на суд над Бухариным и Рыковым. Понятно, какое впечатление на него мог произвести этот откровенный фарс. В перерыве отец подошел к Вышинскому и прямо заявил: не верит он в то, будто соратники Ленина вдруг стали врагами народа. Вышинский снисходительно усмехнулся ему в лицо и совершенно спокойно ответил: «Какой вы все-таки человек, Валерий Павлович. Да разве же в этом дело? Был бы человек, а статья найдется! Ольга: — Георгий Филиппович Байдуков, папин друг и второй пилот его экипажа, рассказывал маме, что во время кремлевского приема отец, обратившись к Сталину на ты, преподнес ему полный бокал водки и предложил выпить на брудершафт. Все присутствующие затаили дыхание, Чкалов осушил свой бокал до дна, а Сталин — лишь пригубил.
Думаю, это была роковая ошибка отца. Отношение Сталина к Чкалову очень точно передает один анекдот. Сталин читает Пушкина: «Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит одиноко со мной наравне... Вот орла и убрали. Хотя какие у них могли быть счеты? Один всемогущий вождь, второй — просто летчик, на какое-то время ставший известным. Почему посадили Туполева? Наверное, в его глазах появилось самоуважение, ведь именно на его самолетах совершены столь успешные перелеты. А Сталину было на это наплевать. Он ставил галочки, кого убрать, а кого оставить, по принципу, понятному только ему самому.
Я читала, что Чкалов сослался на необходимость закончить важные испытания, а потом, мол, будет видно... Ольга: — В архивных документах никакого подтверждения тому, что отцу предлагали возглавить НКВД, найти не удалось. И мама об этом никогда не говорила, от нее мы слышали лишь то, что отца звали на государственную службу. Но если попытки слепить из летчика-профессионала с отличной репутацией некое подобие Ягоды, Ежова или Берии все-таки предпринимались, это лишний раз говорит о подлости Сталина. Только у мерзавца мог родиться такой дьявольский план. Ольга: — Да. Мама рассказывала, что перед поездкой на родину, в отпуск, отцу — заядлому охотнику! Мама передала патроны кому-то из родственников, и когда тот попытался пустить их в ход, выяснилось, что они с самовзрывателем. Иными словами, когда охотник переламывал ружье, патроны стреляли сами. Наш родственник тогда выжил чудом.
Кстати, мама рассказывала, что в последнее время перед сном отец под подушку клал револьвер. Значит, знал, что ему грозит опасность. Ольга: — Скорее всего, так и случилось бы. Отец был справедливым человеком, говорил то, что думал. Когда посадили его товарищей по Горьковскому авиационному заводу, он ездил туда, просил за них, но услышал в ответ: «Вы летаете, вот и летайте. А мы тут сами разберемся». Не удалось ему спасти и своего друга журналиста Ефима Бабушкина... Дескать, Сталин был увлечен женой Ежова Евгенией, она же «стала ежедневно встречаться с Валерием Чкаловым, который, словно магнит, притягивал окружающих, дружили они открыто, на людях появлялись вместе. Через неделю после того, как это дошло до Сталина, знаменитый летчик разбился при загадочных обстоятельствах». У Валерия Павловича действительно был такой роман?
Ольга: — Не знаю, откуда это известно Семенову, но лично я ничего подобного не слышала. По словам мамы, ему часто звонили незнакомые женщины, и однажды какая-то из них заявила, будто у нее от Чкалова ребенок. Отец ответил: «Вот и отлично. Я очень люблю детей. Везите его скорее!
До побития рекорда оставалось совсем немного, когда на борт самолета поступила радиограмма: «Приказываю прервать полет. Сесть при первой возможности. Скоро показалась группа островов: скалистый Кэос, уставленный жильем Лангр и относительно плоский Удд. Он побоялся, что при посадке самолет может перевернуть и хоть экипажем увеличил вес хвоста. Байдуков вспоминал, как виновато смотрел на них Чкалов, а они бросились его целовать. Остров встретил летчиков настороженно. Люди, подошедшие к самолету, были вооружены». Штурман Беляков вел бортовой журнал. Полет начался в 4 часа 05 минут по московскому времени 18 июня. В 17 часов 30 минут произошло событие, которое заставило весь экипаж испытать острое волнение. Около люка навигационного прицепа было обнаружено масло, которое текло внутрь фюзеляжа. Байдуков вытер масло, использовав подвернувшийся под руку мешок, чтобы определить будет ли масло опять течь. Масло больше не текло. В 20 часов 13 минут Байдуков сделал запись о легком обледенении. Первый циклон застиг экипаж нал Баренцевым морем. Снаружи температура была 24 градуса. Высота 4000 метров. Пришло время смены. Чкалова сменил Байдуков. Держали курс на остров Рудольфа. Началась тряска. Самолет стал покрываться прозрачным льдом. Открыв кран до отказа, Байдуков добился прекращения обледенения на винте. Четвертый циклон, застигший самолет над долиной реки Маккензи, экипаж проходил на высоте 6100 метров. Летчики меняются каждый час. У Чкалова пошла носом кровь. Кислород кончился, и летчики вынуждены снижаться. Снизившись до 4 000 метров, экипаж видит внизу воду. Значит, самолет летит над Тихим океаном. А дальше через Северную Америку на юг. Успешная посадка была произведена в городе Ванкувер в 16 часов 20 минут по Гринвичу. Пройден путь 8582 километра. В воздухе пробыли 63 часа 16 минут. На высоте 4100 километров экипажу удалось вырваться из объятия циклона. Следующий циклон пришлось обходить после земли Франца-Иосифа. Но мощные облака закрыли от летчиков землю. Только через 15 минут они смогли увидеть необозримые ледяные поля. Следующие два циклона застигли самолет у островов Мелвилла и над рекой Маккензи, заставив самолет в нарушение утвержденных графиков движения лезть на высоту 5100-5700 километров, что привело к большому расходу кислорода. Стена облачности у третьего циклона была высотой 6500 метров. Самолет час шел на высоте 5700 метров в сплошной облачности при температуре мину 30 градусов. Сантиметровым слоем льда абсолютно белого цвета был покрыт весь самолет. Борьба с циклоном сопровождалась катастрофической ситуацией: кончилась антиобледенительная жидкость винта, замерз трубопровод, воды в системе охлаждения мотора не было. Да и вся питьевая вода в резиновых мешках замерзла. Для охлаждения мотора в дело пошел чай из термосов, оставшиеся несколько литров незамерзшей воды из середины резиновых мешков, жидкость из шаров-пилотов, которую летчики должны были сдать врачам для анализов. Эта «адская» смесь предотвращает катастрофу. Чкалов: « В упорной, напряженной борьбе с циклонами потеряно много времени, много горючего и еще больше физических сил, но мы летим первыми. История нас не осудит». Начальник военного округа генерал Маршалл любезно предоставил летчикам свои апартаменты — трехэтажный особняк, где они смогли отдохнуть и отоспаться за все три бессонные ночи. Уже были получены телеграммы от Сталина, Рузвельта и Холла. Америка встречала советских летчиков восторженно и сердечно. Трояновскому: «С большим удовлетворением я узнал об успешном завершении первого безостановочного перелета из Союза Советских Социалистических Республик в Соединенные Штаты. Мастерство и отвага трех советских летчиков, блестяще осуществивших этот исторический подвиг, заслуживает величайшей похвалы. Пожалуйста, передайте им мои горячие поздравления». Газета «Правда». В честь победителей устраивались приемы, шествия: в Нью-Йорке 28 июля — чествование научными авиационными кругами, 2 августа — широко задуманное чествование в Филадельфии с шествием по городу и 5-тысячным митингом. На приеме в честь советских летчиков, устроенном «Клубом исследователей» и «Русско-американским институтом 30 июня 1937 года Чкалов в своей речи произнес: «Полет через Северный полюс был осуществлен не только тремя летчиками, а всем советским нардом. В наших трех сердцах мы принесли вам сердца 170 миллионов людей…» Пресса всего мира восторженно отзывалась о перелете. В советских газетах писали о победе советской науки и техники, о величайшем завоевании XX столетия, о новой главе в анналах авиации, о событие исторической важности.
В 1935 году под командованием аса был совершен перелет длиной более 9 тысяч километров по маршруту Москва - Петропавлоск-Камчатский, а в 1937 году — исторический полет из Москвы в Соединенные Штаты Америки через Северный Полюс. Погиб легендарный летчик 15. Успешно подняв машину в воздух и пролетев два круга, Чкалов начал заходить на посадку, когда в самолете неожиданно отказал двигатель. Пытаясь посадить истребитель вне аэродрома, он зацепил провода, в результате чего самолет упал в кучу дровяного мусора, а сам Чкалов получил травму головы, от которой позже скончался в Боткинской больнице. Существует версия ее придерживаются дети летчика , что роковой полет был подстроен, потому что руководству страны стал неудобен столь популярный и любимый народом герой. Местом рождения легендарного летчика-испытателя является город Чкалов ранее село Василево , расположенный в Новгородской области. В 1904 году в семье заводского рабочего родился сын. Материнской любви мальчик почти не помнил, так как женщина рано умерла. Учеба в местной приходской школе давалась ему легко. Ответственный ученик мог похвастаться хорошей памятью и отличными знаниями в математике. Финансирование Череповецкого технического училища, куда юноша поступил после семилетки, лишило его возможности завершить до конца обучение. Заведение преждевременно было закрыто. Молодой человек вынужден был работать напарником отца. Он выполнял работу кочегара на судне.
120 лет со дня рождения Валерия Чкалова: чем известен нижегородец и как живут его потомки
Здесь учиться было интересней, чем в школе, но ему очень хотелось домой. Одноклассники полюбили Валерия за его честность, открытость и доброту. Мальчик не наушничал, а один раз взял вину на себя за одного проказника. Чкалов стал душой дружной ватаги. В 1917 произошла революция, потом началась гражданская война. В училище то и дело прерывались занятия, не было дров для отопления, стали уходить преподаватели. Двери училища закрылись. Чкалов уехал в Василёво и встал с кувалдой к молоту рядом с отцом. Подростку было очень тяжело, у него от переутомления висли руки, сильно болела спина, но он не сдавался. Прошло немного времени, и однажды отец похвалил его. Это было большим достижением.
Валерий был счастлив. Однако работа была однообразной, и с разрешения родителей юный Валерий Чкалов перешёл работать на землечерпалку, а потом устроился кочегаром на пароход «Баян», который перевозил красноармейцев из Нижнего в Астрахань. Работа была тяжёлая, но юноше нравилось изучать паровую машину, которая казалась ему чудом техники. Со всеми вопросами о его устройстве он обращался к механику. Юность В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолёт. Он зачарованно стоял и смотрел на сверкающее стальное чудо, пока самолёт не превратился в точку и не исчез. Благодаря протекции односельчанина Владимира Фролищева Валерия взяли на работу слесарем по ремонту в Канавинский авиационный парк. Здесь он с удовольствием разбирал моторы, чистил от грязи и ржавчины детали. Каждое прикосновение к самолёту приводило юношу в неописуемый восторг. Однажды ему доверили доставку техники до парка.
Дело было зимой. Молодой человек был одет в будёновку и обмотки, голодал, но самолёты пришли точно в назначенный час в полной сохранности. Для его сопровождения были выделены три человека, но Чкалов всё сделал сам, несмотря на серьёзные проблемы в пути. Он старался выполнить без сучка и задоринки любое сложное поручение, несмотря на совсем юный возраст. Валерий Чкалов мог собрать любой узел, но ему ещё не доверяли серьёзных дел. А он всё твердил себе: «Буду летать! Валерий просил командира парка Хирсанова отправить его в лётную школу, но тот отказывал, ссылаясь на возраст. Тогда Владимир Фролищев стал просить Хирсанова. Наконец командира уговорили. Подписывая путёвку в Егорьевск, Хирсанов дал доброе напутствие юноше, которое тот запомнил навсегда: «Ты отличный слесарь и человек.
Стань отличником лётчиком! Служба в авиации После Егорьевской теоретической школы авиации в 1923 году Валерий Чкалов был зачислен в Борисоглебскую лётную школу Красного воздушного флота. Сидя в кабине даже макета, он получал наслаждение, а запах авиационного бензина кружил романтику голову.
Дело нужное. Но не для военного летчика. Правда восторжествовала, и 11 ноября 1930 года Чкалов был зачислен в штат на должность летчика-испытателя. Из всех больших имен геройских, Что известны нам наперечет, Как-то по особому, По свойски, Это имя называл народ … И казалось так, Что эта слава — Не года — Уже века живет. Что она из повестей старинных Поднялась сквозь вековую тьму, Что она от витязей былинных По наследству перешла к нему. Пусть же по наследству и по праву В память о делах твоих, пилот, Чкаловское мужество и слава Чкаловским питомцам Перейдет!
На первомайском параде 1 мая 1935 года в воздушном параде над Москвой приняло участие 8 самолетов, демонстрируя мощь молодой советской страны. В конце парада Чкалов провел над Красной Площадью пятерку скоростных истребителей. Крылом к крылу, клином. Они сверкнули над Спасской башней и ушли в высоту. Чкалов демонстрировал на своем истребителе фигуры высшего пилотажа. Сталин был доволен. А имя Чкалова узнала вся страна. Полет на Дальний Восток стартовал 20 июля. Три человека летели над архипелагами Франца-Иосифа и Северной земли; над тайгой, безлюдными, пустынными областями; над Северным Ледовитым океаном.
Лётчикам досаждали циклоны и частые обледенения, туманы и плохая видимость. Полет продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2. Чкалов добивался разрешения лететь в США. Погода по пути в Америку была очень плохая. Приходилось подолгу — иногда по 5-6 часов подряд — лететь в сплошных облаках, не видя ни земли, ни неба, ни горизонта, а только серую мглу, со всех сторон окружающую машину.
Но уже при подходе увидел, что самолет не перелетит через жилые дома. Поэтому он отвернул в сторону и врезался в высоковольтную опору. После страшного удара Чкалова выбросило из самолета на кучу металлолома, он упал на обрезок трубы, пробивший ему насквозь грудь. К нему боялись подойти — вдруг самолет взорвется. Хоронили его с помпой — в кремлевской стене, в похоронах принимали участие руководители партии и правительства. Потом комиссия во главе с заместителем Берия Меркуловым расстрелян позже по делу Берия сделала следующий вывод: «15. В 12 часов 58 мин. Причиной этой вынужденной посадки назвали отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом. За выпуск в полет самолета с многочисленными дефектами было арестовано более 60 руководителей авиационного завода. Такова официальная версия гибели Валерия Чкалова. Но кроме этой официальной версии существует и другая, более реальная версия. По мнению дочери Валерия Чкалова, изложенном в фильме «Охота на Чкалова» из программы «Пятое измерение» в цикле «Искатели» , к его гибели причастно было НКВД, сознательно подводившее Чкалова к гибели во время испытательного полета например, разрешение на вылет неисправного самолета, срезанные жалюзи у мотора. Эксперты подтверждают, что жалюзи могли быть неисправны только в одном случае — если они были специально срезаны или подрезаны.
Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обмерзание и т. После легендарного перелета Чкалова через Северный полюс в США он был награжден легковым автомобилем. А личная машина в те годы была редкостью, и Чкалов никогда один не ездил на ней. Он или на аэродроме брал с собой друзей, или по дороге останавливался и сажал в машину попутчиков. Чкалов был выдающимся летчиком, но никогда не ставил себя выше других. Даже в Америке в беседе с корреспондентами он, рассказывая о своем экипаже, сказал, что его второй пилот Байдуков — летчик более высокого класса, и что именно он вел самолет «вслепую» в облаках. На такое признание способен далеко не каждый летчик. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск. Чкалову предлагали занять государственную должность, но он продолжал заниматься испытательской работой. Учитывая выдающиеся заслуги В. Чкалова, ему были присвоены внеочередные воинские звания: в июле 1937 г. Став знаменитым летчиком, Чкалов остался самим собой и снова пошел на завод, чтобы испытывать самолеты. К началу 1938 г. Конструкторское бюро Поликарпова начало готовить новый истребитель И-180. Его схема мало чем отличалась от И-16, но скорость и потолок его были выше чем у И-16. Гибель Чкалова[ ] Испытания И-180 Чкалов начал 15-го декабря 1938 г.
Чкалов и его женщины. «Он не такой был!» Неизвестные факты из жизни летчика Валерия Чкалова
В 1937 году, ещё при жизни Валерия Павловича, после рекордного перелёта в США, Василёво переименовали в Чкаловск. Каких только версий биографии Валерия Чкалова не создавалось с момента его загадочной и трагической гибели, да и при жизни. Валерий Чкалов без сомнения стал одним из воздушных первопроходцев нашей страны. Приведенные версии гибели Валерия Чкалова нельзя назвать взаимоисключающими друг друга. Биография Валерия Павловича Чкалова. Детство. Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василево (ныне город Чкаловск). Краткая биография валерия чкалова | краткие биографии.