Новости святки когда начинаются

То есть начинается в то время, когда в канун Рождества появляется первая звезда, и продолжается до освящения воды на Крещение. С древних времен очень много традиций и обычаев связано с таким периодом, как Святки. Соответственно, Зеленые святки начинаются 1-го числа. Святки начинаются сразу после празднования Рождества Христова.

История Рождественских святок

  • СВЯТКИ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  • Святки в 2024 году
  • Святки 2024: что нужно сделать, чтобы потом не выплакать все глаза
  • Святки в 2024 году: история, традиции, гадания
  • 2. Ряженые, середина 1910-х гг. Сергей Судейкин.
  • Сегодня начинаются Святки:что это - традиции празднования

Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции

В России начались Святки, время особой духовной радости, когда православные верующие отмечают рождение Иисуса Христа. Принято ходить в гости, преподносить подарки, после окончания поста собираться за большим столом с угощениями. На Святки начинаются «Колядки» — гадали и рядились. 6 января с приходом сумерек и появлением в небе первой звезды начинаются Святые дни, так называемые святки. Святки, или святые дни — это время, когда христиане празднуют Рождество Христово и Крещение Господне. У православных христиан святки приходятся на период с 7 января (Рождество) по 19 января (Крещение). Две самые чудесные недели зимних праздников, которые начинаются в Рождественский сочельник и длятся до Крещенского сочельника, называются святочными днями или Святками. Святки 2022, когда проходят. В 2022 г., как и традиционно, начало Святок приходится на ночь с 6 на 7 января.

Святки: что это за праздник, христианские традиции празднования

В православном календаре Семик как... Традиционно Пасха праздновалась три дня; однако пасхальные мотивы широко представлены в мифологии и обрядности всей Светлой, предшествующей ей Страстной когда совершались приготовления к празднику и следующей за ней Радоницкой недель. По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи. В календарном цикле симметричен Рождеству Коляде. В церковной традиции праздник называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем и посвящён воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения.

У восточных славян был праздником начала весны — с кострами, хороводами, ярмарками невест, закликанием весны. Считался преимущественно девичьим праздником. Обрядовая поэзия славян — вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года. У западных славян подобные собрания не были регулярными.

Это день окончания «купальских празднований» и начала летних свадеб, прощание с весной, первая прополка и подготовка к сенокосу. Петров день отмечался два-три дня. Название происходит от имени святого Георгия Победоносца, который в народной традиции обычно назывался Егорием или Юрием. В этот день у русских на большинстве территорий проводили обряд первого выгона скота, купались в «егорьевской росе», собирали лечебные травы, устраивали ритуальные трапезы, совершали аграрные обряды и жгли костры.

По Далю «Юрий — праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою... Радоницкая неделя Радуницкая неделя, церк. Фомина неделя — праздничная неделя в народном календаре славян, начинавшаяся на Красную горку, и заканчивающаяся в субботу. У славян считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни.

Обжинки характерны прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южных славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна. Петровское заговенье рус. Канонический день посещения могил предков и других родственников, где совершается панихида. Считалось, что с Вознесеньева дня начинается полный расцвет весны и переход к лету; с этого дня начинали провожать весну.

Последнее же весеннее воскресенье именовалось «проводами весны и встречей русалок». Зелёные святки — славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый также по главному дню — Семиком. Празднование было распространено у восточных славян повсеместно. У русских часто Зелёными святками называлась неделя, предшествующая празднику Троицы, у украинцев — период с четверга в иных местах со вторника седьмой недели после Пасхи по вторник восьмой недели после Пасхи в иных местах по Троицу.

Васильев день Новый год — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 14 января. Название дня происходит от имени святого Василия Великого. Первый день нового года, начало «Страшных вечеров». У восточных славян в этот день было принято ходить посевать по домам.

Наиболее насыщенным обрядами является вечер, когда Русская православная церковь почитает навечерие Богоявления Крещенский сочельник. День строгого поста. Последний день колядований, последние святочные гадания. Под Крещение собирают снег, который, как считается, обладает особыми целебными свойствами и сохраняет свежей воду в колодцах в течение года.

В структурном и генетическом отношении народные календари у славян представляют собой сложные переплетения различных моделей: распорядка христианских праздников, постов и мясоедов; календарей солнечного... Посевание рус. Входил в состав новогодних обходов домов и включал ряд действий, относящихся к магии первого дня. Они напоминали, что приближается пора полевых работ, летят птицы и «несут весну».

Состав поминальных дней и ритуал поминовения неодинаковы в разных этнических, конфессиональных и локальных... Соблюдается с 15 28 ноября по 24 декабря 6 января. Во многом аналогичен предрождественскому периоду Адвента на Западе.

Главным святочным событием является семейный обед с кутьёй, сбитнем, ореховым печеньем и другими яствами. Также во время Святок православные готовили к Крещению проруби в виде креста. Хотя Святки — христианский праздник, к нему добавились языческие традиции.

После, в праздник Крещения, негатив смывали с себя святой водой. Гадания на Святки Лучшими для гаданий считались две ночи: с 13 на 14 января и с 18 на 19 января. Крестьян интересовало, каким будет урожай на будущий год, как сложится судьба каждого из членов семьи. Девичьи гадания отличались особенным разнообразием. Узнать о том, что предначертано в наступающем году, можно было с помощью воска, олова или свинца. Вещество растапливали, а затем выливали в воду. По форме получившейся фигурки судили о будущем. Узнать судьбу можно было и другими способами — например, наблюдая за тенью горящего комка бумаги. Константин Маковский «Святочные гадания». Источник: wikipedia. Брали четырехугольную доску, на ее углы клали корочку хлеба, уголек, кусочек глины от печи и кольцо. Четыре участницы гадания отворачивались, и кто-то накрывал доску скатертью. Затем под пение обрядовых песен девушки открывали каждая свой уголок и смотрели, что кому досталось. Хлеб означал богатство, уголь — смерть, кусок печной глины — печаль, кольцо — замужество. Ряд гаданий раскрывал, кто из собравшихся девушек раньше других выйдет замуж. Например, одновременно бросали каждая свою лепешку собаке и смотрели, чье лакомство она съест в первую очередь. Чтобы узнать, откуда жених, выходили на улицу и бросали разные вещи: кочергу, башмак с левой ноги, свернутый пояс. В какую сторону указывал упавший предмет — оттуда ждали суженого. Как отметить Святки сегодня Многие святочные традиции остались в прошлом, но и сегодня святые дни можно провести радостно и весело. Что можно сделать? Источник: hramvnukovo. Накрыть праздничный стол и позвать гостей. Пойти в гости к родным или друзьям, подарить им сувениры и сладости. Побывать в театре или кино. Пройтись по нарядным улицам. Покататься на коньках или на санках. Уделить внимание тем, кто в этом больше всего нуждается, например, пожилым, бездомным, одиноким людям. Что нельзя делать на Святки В период Святок действует ряд запретов.

Традиция колядовать и щедровать на Святки тоже сохранилась. Колядуют обычно на Рождество, славя младенца Иисуса, а щедруют на Старый Новый год, то есть 13 января, с пожеланиями благополучия и радости. Если к вам пришли колядовать или щедровать, обязательно пустите ряженых на порог, угостите чем-то вкусным можно конфетами и мандаринами и если есть возможность, дайте немного денег. Гадания на святки Еще один сохранившийся со времен дохристианской Руси обычай - это гадать на святки. Святочные дни считались наиболее благоприятным для гадания временем, поскольку стиралась граница между миром реальным и потусторонним, то есть можно было просить помощь у духов, чтобы узнать свою судьбу. В основном гадали на то, будет ли хорошим будущий урожай, ожидает ли человека долгая жизнь или смерть, а также на суженого - будущего мужа. Церковь считает гадания грехом.

Святки 2023: Гадания, приметы и обычаи

В России начались Святки, время особой духовной радости, когда православные верующие отмечают рождение Иисуса Христа. Принято ходить в гости, преподносить подарки, после окончания поста собираться за большим столом с угощениями. # У православных христиан 7 января начались Рождественские святки. Что нельзя делать в Рождественские святки. У праздничных дней, которые начались сразу после Рождества Христова, есть свои запреты. Святки – двенадцать дней «от звезды и до воды», между появлением первой звезды на Рождество и крещением воды 19 января. Отсюда и название «святки», или «святые дни». В древности святки назывались «святыми вечерами». Может быть, оттого, что христиане именно в вечера оставляли свои повседневные работы и славили Рождество Христово и Богоявление.

Сегодня начинаются Святки:что это - традиции празднования

Рождественские Святки 2024. Время праздновать, гадать и колядовать Святки являются целым периодом народных празднований и отмечаются с 6 по 18 января.
Святки: инструкция по проведению Зимние Святки праздновались в течение 12 дней, с 7 по 19 января, т.е. с Рождества Христова до Крещения Господня или, как говаривали прежде, «от звезды до воды».
Святки 2024: что нужно сделать, чтобы потом не выплакать все глаза Когда начинаются святки? Обычно первым днем святок считают сам праздник Рождества Христова, отмечаемый в Русской православной церкви 7 января по новому стилю. Рождественский сочельник — день весьма строгого поста, когда любые торжества исключены.
Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать Что нельзя делать в святки: почему не стоит тяжело работать, шить и вязать, пользоваться острым ножом, поднимать упавшую на пол ложку, мыть посуду после праздничного ужина.
Святки в 2024 году: какого числа, дата праздника Очень любят Святки незамужние девушки, которые с нетерпением ждут этих дней, чтобы погадать на суженого. Гадания на Святки начинаются ночью 6 января и продолжаются до Крещения.

Семик (Зеленые святки) в 2024 году: история и традиции праздника

Святки 2024 — дни русских святок, традиции и обряды, что это за праздник «Девичьи гадания на Святки у русских».Картина работы К. Е. Маковского.
Сегодня начинаются Святки:что это - традиции празднования Итак, еженедельно соблюдается пост в среду и пятницу (исключение составляют свободные от поста Сплошные седмицы и Святки («святые дни»), которые начинаются с приходом праздника Рождества Христова (7 января) и длятся до Крещения (19 января).
Когда будут Рождественские Святки в 2024 году и как отмечать Соответственно, Зеленые святки начинаются 1-го числа.

Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать

Кутья и узвар символизируют вечную жизнь, рождение и смерть Иисуса Христа. Кутья — блюдо, которым поминают усопших, а узвар готовится в честь рождения детей. После ужина верующие люди отправляются в храмы на всенощное бдение. На богослужениях в канун Рождества поются праздничные песнопения, освящаются хлеб, пшеница, вино и елей масло. По окончанию службы проводится помазание прихожан. Вечером 6 января молодежь устраивает колядования.

Колядовщики наряжаются в шкуры, разрисовывают лица, ходят по домам и поют обрядовые песни, в которых прославляют Иисуса Христа, членов семьи хозяина дома. За это их одаривают сладостями и деньгами. С вечера 6 января начинаются святочные гадания. В рождественскую ночь принято ворожить и загадывать желания.

Праздник включал в себя память о трех евангельских событиях: рождении Христа, поклонении волхвов и о крещении Христа в Иордане. Согласно традициям, первый день Святок нужно провести дома или у родных. Во второй день, который считался днем младенцев, все женщины, имеющие детей до года, носили их в церковь причащать.

С третьего дня начинались посещения родственников и друзей с обильным угощением. Святки насыщены магическими обрядами, гаданиями, разными прогностическими приметами и правилами поведения. Так, в течение 12 дней запрещалось работать по дому: стирать, убирать, чистить двор, рубить дрова. Также люди старались не ссориться на Святки, так как верили, что даже мелкое разногласие может перерасти в серьезную вражду. Важное место у славян занимали колядки. С наступлением вечера на улицу выходили ряженые, пели песни, водили хороводы и желали всем добра в новом году. Гадать на Святки начинали с вечера 6 января и продолжали до Крещения.

Чаще всего гадали на любовь. Девушки считали это время подходящим, чтобы узнать имя суженого. Самым популярным было гадание с зеркалами. Оно начиналось ровно в полночь. Для гадания брали большое зеркало и поменьше. Большое зеркало ставилось на столе, напротив него — маленькое. Вокруг расставлялись свечи.

В этот день принято поминать «заложенных» покойников — людей, умерших неестественной смертью. Расскажем, когда будет отмечаться Семик в 2024 году, как зародились обычаи празднования и каковы его традиции. Когда отмечается Семик в 2024 году Высчитать дату Семика несложно: после окончания Пасхи необходимо отмерить седьмой четверг, он наступает за три дня до Троицы, когда провожают весну и встречают лето.

Семик в 2024 году выпадает на 20 июня. Это будет сорок седьмой день после Пасхи. История праздника Семик При подготовке к празднику Семик в 2024 году, хорошо бы внимательно изучить его историю и традиции.

В дохристианские языческие времена, когда официального годового календаря еще не существовало, именно Семик отождествлял собой переход от весны к лету. Праздник настолько органично вошел в народные обычаи, что и после принятия христианства на Руси его продолжали почитать. Ведь поминовение умерших и ушедших из жизни всегда было у наших предков значимым ритуалом.

Эти традиции зафиксированы в архивных рукописях Императорского Российского Географического Общества и на художественных полотнах. Был распространен Семик у приволжских народов — марийцев и чувашей. Семик, или Гулянья в Марьиной роще.

Святить период между Рождеством Христовым и Богоявлением Церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Продолжительность Святок Какова продолжительность Святок? Когда они начинаются и когда заканчиваются? На эти, казалось бы, простые вопросы в церковной литературе даются разные ответы. Фактически существует 4 точки зрения на продолжительность Святок: I.

Часто такая продолжительность указывается в календарях как сплошной период, в течение которого нет постных дней.

Святки - самое время погадать на...варениках

Наряжались животными и птицами, бытовыми типами и персонажами социальной сатиры, цыганами, свадебными чинами, стариками и старухами, скоморохами, калеками, разбойниками и полицейскими, женщины — мужчинами, а мужчины — женщинами. Ряженье сливалось с игрой и представлением. Традиции народной карнавальной культуры проявлялись уже при подготовке к святочным увеселениям, когда молодежь собиралась, чтобы делать костюмы и маски. Общие принципы изготовления непременных атрибутов привычных образов повторялись в разных районах, но местная специфика и индивидуальное творчество накладывали свой отпечаток в деталях.

Вывороченная шуба и голова, обернутая овчиной, — постоянные части костюма «медведя». Нелегко было носить костюм «журавля»: вывороченная шуба набрасывалась так, чтобы рукав торчал на макушке, в него продергивалась кочерга, служившая головой и клювом, а спину надо было выгибать, подражая птице. При этом журавль выделывал смешные коленца.

В иных местах в это же время готовились и к представлениям кукольного театра — делали «Микиту» и «Хавронью». Из тряпок сворачивали две большие куклы, разрисовывали им углем глаза, брови, рот и нос, одевали в зипуны. На Хавронью повязывали красный платок, на Никиту надевали шапку.

На святочных посиделках «какой-нибудь искусный парень берет эти куклы в руки, ложится на пол, накрывается так, чтобы его не было видно, и начинают Микита и Хавронья выделывать такие штуки, что не только молодые, старые со смеху умрут». Куклы кланялись, дрались, обнимались, целовались. В Карачевском у.

Орловской губ. В ход шли «худые зипуны и полушубки, поддевки». Разъезжавший на кобыле мальчик-подросток гримировался горбатым старичком с «предлинной» бородой.

Медведя в этих местах водил на веревке цыган или солдат. В Тюменском у. Своеобразием ряжения отличалась вся связанная с «лошадью» группа в Сольвычегодском уезде.

На голову одного из двух исполнителей роли коня укладывали прялку таким образом, что лопасть ложилась вдоль, по спине, а копыл — на затылок и темя, выступая надо лбом и придавая некоторое сходство с лошадиной головой. Вывернутый полушубок закрывал лопасть прялки на спине, на лицо надевалась маска, на шею — хомут, набрасывались узда и шлея. Второй исполнитель, тоже закутанный в вывороченный тулуп и в маске, стоял сзади первого и соединялся с ним палкой, лежавшей на плечах.

На палку усаживался верхом парень, одетый старухой сарафан и платок , в соответствующей маске. А впереди «лошади» шел четвертый участник — вожак, одетый в два сшитых вместе полушубка мехом вверх и с двумя масками — «одна — на лице, другая — на затылке». В таком виде группа вступала в избу, где проходили посиделки.

Надо сказать, что святочные посиделки-игрища организовывались здесь путем братчины, то есть складчины, в течение трех первых дней Рождества, на Новый год и Крещение; но наряжались только в первые три дня Рождества. В избе «бабе» подавали в руки зажженную свечу, с которой она «ехала» по избе, приветствуя хозяев и пугая девушек. Затем «лошадь» и вожак пускались в пляс, а «старуха» при этом с трудом удерживала равновесие, придавая комедийность и остроту всему зрелищу.

Закончив свое представление, группа направлялась к хозяевам с вопросом: «Пригласите ли завтра потанцевать с вами? Это относится прежде всего к «чучеле», которую «носили по игрищам». Огромную куклу выдалбливали из бревна, лицо раскрашивали красками.

Одевали ее в сарафан, кофту и «бабью морхатку», на ноги — катаники валенки. Там же, под лентами головного убора, подвешивали колокольчик, к язычку которого привязывалась веревочка. Эту рождественскую куклу сберегали до следующего года, а иногда и дольше.

Судя по описанию Н. Иваницкого, главный эффект от появления «чучелы» на святочных посиделках состоял в том, чтобы произвести переполох. Расписывая лицо куклы, старались придать ему устрашающее выражение.

Нередко молодежь извлекала ее для летних шалостей. Когда на заливные луга собирались девушки из окрестных деревень для сбора дикого чеснока, то парни, задумав попугать чесноковок так называли сборщиц , укладывали «чучелу» на телегу и везли на луга: при виде ее девушки разбегались. В приангарских русских селениях святочные «рожи» нечисти делались из бересты, к ним прикреплялись бороды из шерсти сохатого.

В Нижнеудинском у. Тулуновская вол. Однако нарядиться нечистью с надеванием на лицо «чертовой рожи» считалось здесь, как и во многих районах России, тяжелым грехом, от которого надо было очиститься омовением в «Иордани» — проруби, где на Крещение совершалось водосвятие.

Успенский, писавший «О обычаях Россиян в частной жизни», отмечал: «По прошествии Святок, в день Богоявления Господня, простолюдины, а наипаче те, кои в продолжение Святок надевали на себя хари, несмотря на суровость зимы и лютость морозов, купаются... Такое же отношение к ношению масок, как делу греховному, описано в ряде ответов на программы научных обществ в самом конце XIX в. Местами оно распространялось и на ряженье как таковое.

Так, информатор из Костромской губернии, сообщавший, что на Святки рядятся во всевозможные костюмы, подчеркивал, что на Крещение купаются в освященной реке, «чтобы очиститься от греха ряженья». Купанье в «Иордани» считалось здесь необходимым для всех, кто рядился. Маска не была обязательным атрибутом ряженого, как полагали некоторые авторы.

Более того, в некоторых местах крестьянская этика запрещала употребление масок при сохранении традиции ряженья. Об этом свидетельствует, например, описание, относящееся к Зарайскому у. Рязанской губ.

Это наблюдения крестьянина с. Верхний Белоомут В. Материал он собрал в 1880—90-х в бывших дворцовых с.

Дединово, Любичи, Ловцы, Белоомут и др. Во время Святок девушки наряжались здесь старухами, стариками, солдатами, но маски не надевали, так как это считалось грехом. Таким образом, для части крестьянской молодежи с ряженьем была связана определенная религиозно-нравственная проблема: ношение масок нечисти в первую очередь, а также масок вообще и, наконец, любое переодевание — принятие несоответствующего своей сути образа — воспринималось как грех, требующий очищения в освященной воде.

Молодежь из семей со строгим религиозным воспитанием совсем не принимала участия в карнавальной части развлечений. Ряженые обычно ходили не по дворам, как славильщики, а по домам.

В православной и католической церквях праздную Рождество в разные даты — 7 января и 25 декабря, что объясняется разными системами летоисчисления юлианский и григорианский календари. Но основной смысл праздника из-за этого не меняется. Традиции: богослужения, святки и гадания В честь Рождества православные храмы проводят торжественные службы.

Они начинаются утром 6 января — в Сочельник. Вечером обычно в 17 часов проходит Всенощное бдение с литией, а уже в ночь на 7 января ровно в полночь начинается Рождественская заутреня и ранняя Божественная литургия. В Богоявленском кафедральном соборе праздничную службу возглавит митрополит Томский и Асиновский Ростислав. Традиционно в канун праздника на территории храмов появляются снежные Рождественские вертепы. Внутри вертепа воспроизводится сцена Рождества.

Неизменными персонажами являются Дева Мария и младенец Иисус. Святки — славянский праздник, который традиционно отмечался 12 дней от Рождества Христова 7 января до Крещения Господня 19 января. Праздник включал в себя память о трех евангельских событиях: рождении Христа, поклонении волхвов и о крещении Христа в Иордане. Согласно традициям, первый день Святок нужно провести дома или у родных. Во второй день, который считался днем младенцев, все женщины, имеющие детей до года, носили их в церковь причащать.

С третьего дня начинались посещения родственников и друзей с обильным угощением. Святки насыщены магическими обрядами, гаданиями, разными прогностическими приметами и правилами поведения. Так, в течение 12 дней запрещалось работать по дому: стирать, убирать, чистить двор, рубить дрова. Также люди старались не ссориться на Святки, так как верили, что даже мелкое разногласие может перерасти в серьезную вражду.

Хозяйки ставили на стол кутью, сбитень, ореховое печенье, маковые рулеты, блины и кисель. Так как пост был уже окончен, на столе появлялись и мясные блюда. При этом общее количество угощений обязательно было нечетным. Иногда на стол ставили приборы для родственников, умерших в прошлом году. После Святок в деревнях обычно заключалось много браков.

Дело в том, что сватовство было неотъемлемой частью праздничных гуляний. Для юношей и девушек святочные дни были одной из немногих возможностей провести время вместе без строгого надзора со стороны старших членов семьи. В последние дни Святок люди начинали готовиться к Крещению. Для этого на замерзших водоемах делали прорубь в форме креста. По краям деревенские мастера украшали ее ледяными кристаллами и деревянными узорами. Святки в 2024 году — колядование Одной из главных святочных традиций на Руси было колядование. Дети и подростки сооружали шест со звездой и ходили по домам, распевая песни в честь Христа и Богородицы. Не забывали упомянуть и хозяев дома, прославляя их доброту и щедрость. За это юные исполнители получали пряники в форме зверей, монеты, угощения со стола или небольшие подарки.

Люди верили, что колядующих нужно непременно угостить, иначе год пройдет неудачно. Святки в 2024 году — гадания На Руси также существовали различные святочные гадания. Рождественский, Васильевский и Крещенский вечера считались наиболее благоприятными для того, чтобы заглянуть в будущее. Больше всего людей интересовали темы, связанные урожаем и семейной жизнью. Гадания были одним из главных развлечений для незамужних девушек, поэтому чаще всего гадали «на суженого». При этом церковь строго запрещала проведение любых магических ритуалов в дни Святок, но желающих узнать судьбу это не останавливало.

Языческая Коляда олицетворяла начало новой жизни новый год и обновление природы. При принятии православия колядки стали отражать память об Иисусе Христе. В ночь перед светлым праздником Коляды на Руси пели песни, танцевали, жгли костры, сжигали чучело уходящего года. Люди в костюмах зверей или мифических существ ходили из дома в дом, требуя угощений. В древности было принято считать это время года благоприятным для появления призраков умерших людей. И их нужно было задобрить угощениями. Параллельно обновление природы, как и явление Сына Господня, требовало торжественности. Отсюда правило — убирать дом перед Святками, украшать жилище, готовить много вкусной еды. В это время издревле принято было гадать на судьбу в любви, на урожай, семью и на будущее. В древности эти занятия были обязанностью жрецов и шаманов, но затем стали всеобщим развлечением.

Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции

Хождение колядовщиков с «вертепом» ящиком, в котором представляли сцены, связанные с Рождеством Христа у великоруссов было менее распространено, чем у малороссов и белорусов. В Шенкурском и Вельском у. Вологодской губ. Пришедши под окны дома, сперва поют они тропарь и кондак празднику, а затем виноградье; между тем звезда беспрестанно круговращается. Пропев виноградье, поздравляют хозяина и хозяйку с праздником, наконец восклицают: на славу Божию; этим они просят себе подачи. Тогда хозяин приказывает одному из славильщиков войти к себе и дает ему денег». Колядовщиков нередко сопровождала толпа любопытствующих. Остроты, пение, сценки исполнителей, как и реакция хозяев, их угощение — все подлежало оценке зрителей, а значит, и общественного мнения селения.

Оценивалось мастерство исполнителей, их юмор, щедрость или скупость хозяев, разъяснялись намеки или прямые выпады, прозвучавшие в импровизациях. В обстановке колядования раздвигались границы допустимого в поведении: нельзя было обижаться на упреки, насмешки или озорство колядовщиков. Дополнительное оживление в обходы вносили встречи разных групп участников. Традиция вводила в определенные художественные формы и эту ситуацию. Встретившиеся партии останавливались; начинались взаимные загадки, исполнявшиеся в виде коротких песен. Ряженые появлялись на молодежных посиделках или обходили дома. Готовили костюмы и маски заранее.

Вот, например, описание Святок в селе Шельбове Юрьевского у. Владимирской губ. В течение первых трех дней празднеств, то есть на самое Рождество, когда никто не работал, молодежь здесь «рядилась». Парни — солдатами, офицерами, цыганами, стариком, бабой, а «натуральные бабы и девицы» — птицами журавлем, курицей. Популярны были также костюмы животных — медведя, волка. Ряженые «слонялись по всему селу». Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком «и при нем деревянная коза».

Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивалась попоной, так что зрители видели только ноги парней. На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя. Ближе к вечеру забавы с ряжеными сменялись играми в избе — начинались собственно посиделки. Здесь, как и в других местах, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки.

Водящего определяли, перехватываясь на ухвате. Завязывали ему глаза и отводили к двери; к водящему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью — пока не поймает замену себе. Игра «сижу-посижу» были здесь исключительной принадлежностью только святочных посиделок. По нашим материалам, это положение может быть распространено на всю территорию расселения русских. Наряжались животными и птицами, бытовыми типами и персонажами социальной сатиры, цыганами, свадебными чинами, стариками и старухами, скоморохами, калеками, разбойниками и полицейскими, женщины — мужчинами, а мужчины — женщинами. Ряженье сливалось с игрой и представлением. Традиции народной карнавальной культуры проявлялись уже при подготовке к святочным увеселениям, когда молодежь собиралась, чтобы делать костюмы и маски.

Общие принципы изготовления непременных атрибутов привычных образов повторялись в разных районах, но местная специфика и индивидуальное творчество накладывали свой отпечаток в деталях. Вывороченная шуба и голова, обернутая овчиной, — постоянные части костюма «медведя». Нелегко было носить костюм «журавля»: вывороченная шуба набрасывалась так, чтобы рукав торчал на макушке, в него продергивалась кочерга, служившая головой и клювом, а спину надо было выгибать, подражая птице. При этом журавль выделывал смешные коленца. В иных местах в это же время готовились и к представлениям кукольного театра — делали «Микиту» и «Хавронью». Из тряпок сворачивали две большие куклы, разрисовывали им углем глаза, брови, рот и нос, одевали в зипуны. На Хавронью повязывали красный платок, на Никиту надевали шапку.

На святочных посиделках «какой-нибудь искусный парень берет эти куклы в руки, ложится на пол, накрывается так, чтобы его не было видно, и начинают Микита и Хавронья выделывать такие штуки, что не только молодые, старые со смеху умрут». Куклы кланялись, дрались, обнимались, целовались. В Карачевском у. Орловской губ. В ход шли «худые зипуны и полушубки, поддевки». Разъезжавший на кобыле мальчик-подросток гримировался горбатым старичком с «предлинной» бородой. Медведя в этих местах водил на веревке цыган или солдат.

В Тюменском у. Своеобразием ряжения отличалась вся связанная с «лошадью» группа в Сольвычегодском уезде. На голову одного из двух исполнителей роли коня укладывали прялку таким образом, что лопасть ложилась вдоль, по спине, а копыл — на затылок и темя, выступая надо лбом и придавая некоторое сходство с лошадиной головой. Вывернутый полушубок закрывал лопасть прялки на спине, на лицо надевалась маска, на шею — хомут, набрасывались узда и шлея. Второй исполнитель, тоже закутанный в вывороченный тулуп и в маске, стоял сзади первого и соединялся с ним палкой, лежавшей на плечах. На палку усаживался верхом парень, одетый старухой сарафан и платок , в соответствующей маске. А впереди «лошади» шел четвертый участник — вожак, одетый в два сшитых вместе полушубка мехом вверх и с двумя масками — «одна — на лице, другая — на затылке».

В таком виде группа вступала в избу, где проходили посиделки. Надо сказать, что святочные посиделки-игрища организовывались здесь путем братчины, то есть складчины, в течение трех первых дней Рождества, на Новый год и Крещение; но наряжались только в первые три дня Рождества. В избе «бабе» подавали в руки зажженную свечу, с которой она «ехала» по избе, приветствуя хозяев и пугая девушек.

И только в 567 году, рождественские святки церковь официально причислила к праздничным дням. В эти дни принято заниматься благотворительностью: посещать больницы и детские дома, помогать малоимущим и заключённым, дарить подарки и раздавать угощения. С давних времён на Руси появилась традиция: молодёжь рядилась в костюмы медведя, лешего или шута, ходила по домам, пела рождественские песни — колядки, щедровки и посевала. В них прославляли радушие хозяина дома и желали богатства в семье. Поздравляющих угощали сладостями и одаривали деньгами. К сожалению, в наше время, многие путают, как правильно и в какой день в зимние святки проводятся обряды на счастье, достаток и благополучие.

Читайте также: гадания на святки в домашних условиях. Колядование Начинают колядовать 6 января, после появления первой звезды. В семьях начинается праздничный ужин, а ряженые ходят с песнями, прославляющими Иисуса. По традиции в деревнях, колядующие ходят к каждому дому. Но в городах они ограничиваются квартирами соседей, друзей и родственников. Обычно, группа колядников состоит из трёх человек: один звонит в колокольчик, второй читает колядки, а третий несёт мешок для подарков и угощения. Считается плохим знаком, прогонять колядников, которые зазывают в семью удачу и богатство. Щедрование Вечером 13 января, накануне Старого Нового года, небольшие группки молодёжи начинают щедрование. Но закончить его нужно до полуночи.

Щедровальники ходят по домам и квартирам, поют щедровки, желают хозяевам счастья, хорошего урожая, здоровья, богатства и процветания. Их принято одаривать сладостями или деньгами. Посевание Утром 14 января, с первыми лучами солнца, молодёжь стучится в дома или звонит в квартиры. Когда хозяева их пускают, то по традиции, первым переступить порог жилья должен мужчина.

Считалось, что в святочные дни венчаться и связывать себя узами брака — плохая примета. До Крещения не играли свадеб и не засылали сватов в дом невесты. Дело в том, что за Рождеством следует несколько больших православных праздников: Обрезание Господне, выпадающее на 14 января, и Богоявление или Крещение 19 января.

Церковь не рекомендует назначать свадьбы на дни церковных праздников, так как в это время люди приходят в храмы, чтобы помолиться. В старину считалось, что если выйти замуж в январе до Крещения, девушка может рано овдоветь или брак будет непрочным. В дни Святок было принято ходить в храмы на богослужения, совершать таинство причащения. А вот женитьба в более позднее время в январе, после 19 числа, сулит достаток и много детей молодой семье. Приметы на Святки На Руси на Святки в народе было принято кататься с горок на санях. Люди старались каждый день Святок провести весело. В наши дни в Святки можно кататься также на коньках и лыжах, ходить в гости друг к другу.

В святочный период принято наблюдать за погодой. На Святки день теплый — летом будет хлеб темный. Мокрые святки — мало урожая Если на Святки много звезд и ясная погода — жди хорошего урожая.

Это веселое время — награда за труд поста, и с 7 по 17 января в церковном календаре сплошная седмица то есть период времени, когда даже в среду и пятницу нет поста. Тем не менее, во время святок в Церкви нет венчаний — телесная, земная радость не должна затмевать радость Христову.

Читайте также: Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику?

Рождественские святки: история, традиции, приметы, описание праздника

В книге Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и масленицу» (1895), электронная копия которой размещена на портале Президентской библиотеки, рассказывается, что празднование Святок пришло из Греции. Святки: когда начинаются и заканчиваются Рождественские святки длятся 12 дней, их, как правило, отсчитывают от Рождества Христова 7 января до Крещенского сочельника 18 января (кануна Богоявления). в Крещенский сочельник, после освящения крещенской воды.

1. Русская зима, конец XIXв. Семен Федоров.

  • Традиции и обряды праздника
  • Традиции и обычаи предков
  • Народные приметы на Святки: каким будет год и что нельзя делать до Крещения
  • Святки — Википедия
  • Святки: инструкция по проведению /

Сегодня начинаются Святки:что это - традиции празднования

Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно - Российская газета Не напрасно, наши благочестивые предки дали такое название этим дням — Святки; это действительно дни святые, дни святых воспоминаний двух важнейших радостных событий из земной жизни нашего Спасителя — Его Рождества и Крещения.
Святки на Руси: история и традиции — Щи.ру это две недели зимних праздников, которые начинаются в Рождественский Сочельник 6 января и продолжаются до Крещения 19 января.
Святки - самое время погадать на...варениках После встречи Нового года у россиян начинаются Святки, особые праздники зимы. Название «Святки» произошло от глагола «святить».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий