Новости законодательства. Субъекты КИИИ: кто это, подходы к определению статуса субъекта критической информационной инфраструктуры, определение сферы деятельности субъекта КИИ и как не. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России готовит документ, в соответствии с которым субъекты телевещания признают объектами критической. Также к субъектам КИИ относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, обеспечивающие взаимодействие объектов КИИ.
Читайте также
- Категорирование объектов КИИ, ФСТЭК, примеры, акты
- Категорирование объектов КИИ (187-ФЗ) | Security
- Telegram: Contact @fstecru
- Похожие статьи
- Разделы сайта
- 24 ИЮНЯ 2024 БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ КИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ 187-ФЗ — ВсеПрофи24
Категорирование объектов КИИ
Субъекты КИИ, разработчики, производители и ответственные ФОИВ должны работать в едином информационном поле. Так как сегодня в достаточно сжатые сроки требуется. Также вспомним определение объекта КИИ, приведенное в 187-ФЗ, согласно которому объектами КИИ является некое множество ИС/ИТ/АСУ, принадлежащих субъекту КИИ. Марченко также напомнил о законодательстве в сфере КИИ – на слайдах более десятка различных нормативных документов, в том числе о проверках субъектов КИИ. нарушить правила обмена информацией об инцидентах (в частности, между субъектами КИИ). Статья про идентификацию объектов КИИ и субъектов КИИ. По таким объектам КИИ установят сроки перехода на российские продукты.
Новые требования для субъектов КИИ: Безопасная разработка прикладного ПО
Помимо субъектов в процессе обеспечения безопасности объектов КИИ принимают участие: 1 ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, при этом: осуществляет государственный контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры; ведет реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры; проверяет правильность соблюдения порядка осуществления категорирования и определения категории значимости объекта КИИ, и другое. Постановление Правительства РФ от 08. Нарушение требований действующего законодательства в области КИИ влечет за собой административную или уголовную ответственность ст. НКЦКИ — это организация, созданная для обеспечения координации деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты.
Одной из мер обеспечения безопасности информации объекта КИИ является обмен информацией о компьютерных инцидентах с Государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации далее — ГосСОПКА , в том числе посредством организации взаимодействия с Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам далее — НКЦКИ.
Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Действующее сегодня зарубежное оборудование постепенно заменят на технику и софт, зарегистрированные в реестрах российских радиоэлектронной продукции и программного обеспечения.
Для этого не надо быть филологом. Учёт и контроль - кого или чего? А как в НПА? Если мы откроем зарегистрированные в Минюсте приказы ФСТЭК России, регулирующие вопросы учёта направления сведений , ведения реестра , то увидим, что там учитывается сфера деятельности именно объекта КИИ, а не субъекта, в нумерации объектов предусмотрена ситуация: «В случае если значимый объект критической информационной инфраструктуры функционирует в нескольких сферах областях деятельности или расположен на территории нескольких федеральных округов, второй и третьей группам цифр присваивается обозначение сферы области деятельности или территории, указанные субъектом критической информационной инфраструктуры первыми.
Обозначение других сфер областей деятельности, в которых функционирует значимый объект критической информационной инфраструктуры, или территорий федеральных округов, на которых он располагается, вносится в графу Реестра, содержащую дополнительные сведения о значимом объекте критической информационной инфраструктуры ». Водоканал - субъект КИИ? Когда-то наблюдал дискуссию по отнесению или неотнесению предприятий системы «Водоканал» к субъектам КИИ. Да, сферы деятельности организации по обеспечению жизнедеятельности населённых пунктов впрямую нет. Но почему сразу надо делать вывод про субъект КИИ?
Но в таком случае есть риск понести значительные финансовые потери из-за ошибок, возникших при категорировании. Разумеется, это все отразится на итоговой стоимости средств защиты информации объектов КИИ. А можно обратиться к нашим специалистам, которые помогут определить, относится ли организация к субъектам КИИ, организуют и проведут полный комплекс мероприятий по категорированию объектов КИИ и обеспечению их безопасности. Вы сможете сэкономить время, существенно снизить стоимость работ и избежать ошибок при подготовке документов. Оставить заявку До 1 января осталось совсем немного времени!
Узнать больше о категорировании объектов КИИ и задать другие вопросы о средствах защиты информации можно нашим специалистам:.
Субъект КИИ: два подхода к определению статуса
О порядке перехода субъектов КИИ на преимущественное применение доверенных ПАК на принадлежащих им значимых объектах КИИ (ПП РФ 1912). Процесс категорирования объектов КИИ проводится внутренней комиссией по категорированию субъекта КИИ, в результате чего формируется список объектов КИИ с категориями значимости. Итак, мы с вами разобрались, что такое КИИ и кого мы можем называть субъектом критической информационной инфраструктурой.
Критическая информационная инфраструктура (КИИ)
Дополнительно требуется провести независимую экспертизу проведенных мероприятий. Создание проекта и интеграцию системы обеспечения ИБ, в которую включается совокупность мер технического и организационного характера, направленных на поддержание оптимального уровня информационной защиты. Кроме проектирования и внедрения СОИБ КИИ нужно будет подготовить ОРД, и для этого целесообразнее привлечь специалистов, чтобы не терять время и выполнить многочисленные нормативно-правовые требования. При грамотном подходе к обеспечению безопасности объектов КИИ защита информации будет на высоком уровне, что является залогом поддержания хорошей репутации, отсутствия штрафных санкций и постоянных проблем с утечкой данных. При этом сертифицированные СЗИ, приобретение и настройка которых сопряжены с существенными финансовыми и трудозатратами, необходимы не всегда. Определить наиболее удачные технические решения помогут сотрудники нашего центра, к которым можно обратиться по указанному на сайте телефону либо с помощью отправки онлайн-запроса. Другие услуги.
Выявление критических процессов, то есть тех процессов, нарушение и или прекращение которых может привести к негативным социальным, политическим, экономическим, экологическим последствиям, последствиям для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка. Определение объектов КИИ, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения критических процессов, управления и контроля ими.
Формирование перечня объектов КИИ, подлежащих категорированию. Перечень объектов для категорирования подлежит согласованию с ведомством-регулятором, утверждается субъектом КИИ и в течение 5 рабочих дней после утверждения направляется во ФСТЭК России. Оценку масштаба возможных последствий в случае возникновения компьютерных инцидентов на объектах КИИ в соответствии с показателями, указанных в Правилах.
Всего предусматривается 14 показателей, определяющих социальную, политическую, экономическую значимость объекта КИИ, а также его значимость для обеспечения правопорядка, обороны и безопасности страны. Присвоение каждому из объектов КИИ одной из категорий значимости в соответствии с наивысшим значением показателей, либо принятие решения об отсутствии необходимости присвоения категории. Категорирование должно проводиться как для существующих, так и для создаваемых или модернизируемых объектов КИИ специальной комиссией под председательством руководителя субъекта КИИ или уполномоченного им лица , его работников и, при необходимости, приглашённых специалистов ведомств-регуляторов в соответствующей сфере.
Решение комиссии оформляется соответствующим актом и в течение 10 дней после его утверждения направляется во ФСТЭК России. Предоставленные материалы в тридцатидневный срок со дня получения проверяются регулятором на соответствие порядку осуществления категорирования и оценивается правильность присвоения категории. Категория значимого объекта КИИ может быть изменена по мотивированному решению ФСТЭК России в рамках государственного контроля безопасности значимых объектов КИИ, в случае изменения самого объекта КИИ, а также в связи с реорганизацией субъекта КИИ в том числе ликвидацией, изменением его организационно-правовой формы и т.
ГосСОПКА представляет собой единый территориально распределенный комплекс, включающий силы и программно-технические средства обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак далее — силы и средства ОПЛ КА. К силам ОПЛ КА относятся: уполномоченные подразделения ФСБ России; национальный координационный центр по компьютерным инцидентам, который создается ФСБ России для координации деятельности субъектов КИИ по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных инцидентов; подразделения и должностные лица субъектов КИИ, которые принимают участие в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак и в реагировании на компьютерные инциденты.
Современные вызовы КИИ российской промышленности». Открывая дискуссию, председатель Ассоциации КП ПОО Рената Абдулина представила результаты анализа основных нормативных правовых актов, организационных и методических документов по обеспечению безопасности КИИ: в итоговую карту вошло более 20-ти документов, которые сегодня регулируют вопросы в этой сфере. Так как сегодня в достаточно сжатые сроки требуется перевести на отечественные решения все объекты КИИ, нам необходимы выверенные термины и правила, которые будут трактоваться однозначно. Чтобы производители отвечали на запрос потребителей, а заказчики в свою очередь могли выстроить приоритизацию перехода на отечественные решения.
По мнению участников Ассоциации, в целях гармонизации действующего законодательства целесообразно утвердить ключевой нормативный правовой акт, в котором будут закреплены основополагающие принципы, понятийный аппарат, критерии определения технологической независимости и доверенности в сфере КИИ и другое», — рассказала Рената Абдулина. Кроме того, представители крупнейших компаний страны озвучили запрос на информационное и консультационное сопровождение процессов импортозамещения на объектах КИИ для получения компетентных разъяснений, например, как трактовать пункты нормативных актов или как применять методические рекомендации. Сегодня Председатель Правительства поручил всем индустриальным центрам компетенций провести работу по выделению критических информационных систем и процессов, с точки зрения устойчивости к вызовам и угрозам, связанным с не утратой контроля за теми инструментами, которые мы у себя применяем. Такую работу мы проведем, типовые объекты КИИ утвердим, посоветовавшись с отраслями, после чего должны будут появиться планы перехода, которые станут отображением матрицы: что мы должны поменять, почему, на что, когда и зачем. Работа для нас понятная, ведем ее вместе со всеми отраслями», — рассказал директор Департамента цифровых технологий Министерства промышленности и торговли России Владимир Дождев. Вице-президент Транснефти Андрей Бадалов высказал обеспокоенность большим количеством отчетных показателей по импортозамещению.
Напоминаем также, что согласно требованиям пункта 19. С 21 марта 2023 года вступают в силу требования постановления Правительства N 2360 новая редакция постановления Правительства N 127 по использованию перечней типовых отраслевых объектов КИИ, мониторингу подведомственных субъектов КИИ, информированию ФСТЭК о нарушениях подведомственных субъектов КИИ, а также по изменению состава показателей критериев значимости. В случае изменения категории значимости сведения о результатах пересмотра категории значимости направляются в ФСТЭК.
Теперь все серьезно: как меняется безопасность субъектов КИИ
В качестве примера можно привести сообщения на сайтах крупных разработчиков средств защиты информации. Там публикуются сообщения, в которых дается ссылка на источник скачивания обновлений, указываются идентификаторы уязвимостей, а также даются ссылки на инструкции по устранению уязвимостей и проведению дополнительных мероприятий. Оповещение конечного пользователя об окончании жизненного цикла ПО. К примеру, в специальном разделе сайта разработчика могут быть организованы специальные «фильтры» по продуктам, которые ведут на страницы с планами по поддержке ПО в ходе жизненного цикла. На рис. Рекомендуем закладывать процессы таким образом, чтобы в дальнейшем расширять их до охвата всех необходимых этапов жизненного цикла. Далее мы рассмотрим проект по внедрению процесса БРПО в соответствии с требованиями регулятора. Когда прикладное ПО разрабатывается силами собственных разработчиков, необходимо внедрить наиболее полный состав процессов безопасности. В случае заказной разработки или использования вендорского ПО необходимо обеспечить наличие всех необходимых свидетельств по процессам безопасности, выстроенным на стороне вендора — производителя ПО, и приобщить их в проектную документацию на ЗО КИИ. Как правило, типовой проект внедрения процессов безопасной разработки ПО разделяется на пять основных этапов. На первом этапе готовится технико-экономическое обоснование для руководства с верхнеуровневыми финансовыми параметрами проекта, основными этапами работ, основными результатами, которые достигаются в ходе проекта, а также персоналом, который требуется привлечь.
На втором этапе проводится аудит текущих бизнес-процессов разработки, формируется целевое состояние процессов разработки, исходя из требований регулятора либо бизнес-потребностей, далее выявляются несоответствия и формируются рекомендации по внедрению организационных и технических мероприятий. На третьем этапе рекомендации ранжируются по степени их реализуемости и сводятся в дорожную карту. Настоятельно рекомендуем разрабатывать детальный план перехода и пояснительную записку с обоснованием принятых решений, чтобы всегда можно было поднять историю и причины принятых решений. Четвертый этап — это уже непосредственно работа проектной команды, которая движется по дорожной карте. Исходя из практики, оптимальным вариантом является тот, в котором техническое лидерство в проекте остается за разработчиками, а организационное лидерство, то есть руководство проектом, возложено на специалиста по информационной безопасности.
Главный барьер на пути к замещению импортного программного обеспечения — отсутствие полных аналогов на российском ИТ-рынке. Еще сложнее дело обстоит с целыми экосистемами, основанными на импортных решениях: в этом случае создание полного стека отечественных технологий может потребовать нескольких лет. Пока что выходом является комбинирование нескольких продуктов для обеспечения компании необходимым функционалом. Альтернативной этому решению является использование отечественного стека совместимых продуктов от нескольких российских поставщиков.
Также, переход на новое программное обеспечение требует времени. Тестирование нового решения обычно занимает от полугода до года, но перевод мощностей осуществляется постепенно и может длиться более пяти лет. Наконец, еще одна причина медленных темпов миграции — недоверие к отечественным технологиям. В мышление российских предпринимателей и потребителей вросла установка «западное происхождение товара — гарант качества», в то время как российские продукты воспринимаются как нечто сделанное наспех, не функциональное и не надежное. Зато теперь, когда государство говорит о том, что пора делать то же самое, но с отечественными решениями — осуществлять внедрение, получать обратную связь от заказчика для доработки продукта и т.
В результате стало невозможным просто так получить выписку из ЕГРН. Тогда же внесли изменения и в закон о нотариате, поскольку нотариус теперь является одним из немногих лиц, которое может получить доступ к данным о недвижимости. Поэтому включение оператора реестра недвижимости в перечень субъектов российской КИИ не сильно влияет на текущее положение дел", — подчёркивает Максим Али.
При этом он отмечает, что в сфере регистрации недвижимости этот закон вряд ли как—то критически повлияет на текущее положение дел. Поэтому это важно для достаточно узкого круга лиц", — полагает он. На объекте недвижимого имущества может быть инфраструктура, которая подвергается атакам, поэтому внесение в список КИИ тут видится логичным, убеждён Павел Катков. Возможно, депутаты пытаются защитить эти системы от хакерских атак, которые могли бы осуществляться в целях срыва этих сделок. Может, это ещё окажет воздействие на риелторов, но косвенное, ведь они не регистрируют сделки непосредственно", — рассуждает эксперт. Ценный опыт Если говорить общими словами, то раньше компания сама разбиралась со своими проблемами, связанными с безопасностью, а сейчас обязана уведомлять и информировать о них вышестоящие инстанции, комментирует законодательную новеллу Ольга Звагольская, руководитель инсорсинговых направлений ГК Itglobal. Если раньше компания могла где—то безответственно подходить к безопасности, то теперь она обязана выполнять требования к безопасности.
Также важно не забыть про вспомогательные процессы, нарушение которых может привести к проблемам в КИИ. Например, мониторинг и управление критическими процессами или управление телеком сетями в этот список также попадают». По требованиям Постановления, заниматься этой работой должна постоянно действующая комиссия, куда обязаны входить все ответственные лица: от руководителя субъекта КИИ до работников структурных подразделений по защите от ЧС. Определив объекты КИИ, можно переходить непосредственно к категорированию. Финансовым организациям в этом списке следует обратить внимание на III раздел «Экономическая значимость». Хотя в тексте есть детали, которые особенно важно не пропустить. Например, в п.
Кабмин определит перечень объектов критической информационной инфраструктуры
По нему к субъектам КИИ относятся те организации, которые для страны жизненно важны и потому должны работать при любой ситуации. В январском письме Центральный Банк призвал поднадзорные организации провести повторное категорирование субъектов КИИ и до 31 марта 2023 отчитаться о статусе работ. В решение для безопасности объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) мы объединили продукты Positive Technologies.
Категорирование КИИ
Подробный план перехода субъектов КИИ будет утвержден до 1 сентября 2024 года. Субъекты КИИ, разработчики, производители и ответственные ФОИВ должны работать в едином информационном поле. Современные вызовы КИИ российской промышленности».
Информационное сообщение ФСТЭК России от 28 апреля 2023 г. N 240/82/818
В случае использования в значимом объекте сертифицированных на соответствие требованиям по безопасности информации СЗИ : в значимых объектах 1 категории применяются СЗИ не ниже 4 класса защиты, а также средства вычислительной техники не ниже 5 класса; в значимых объектах 2 категории применяются СЗИ не ниже 5 класса защиты, а также средства вычислительной техники не ниже 5 класса; в значимых объектах 3 категории применяются СЗИ 6 класса защиты, а также средства вычислительной техники не ниже 5 класса. При этом в значимых объектах 1 и 2 категорий значимости применяются сертифицированные СЗИ , прошедшие проверку не ниже чем по 4 уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей. Функции безопасности СЗИ должны обеспечивать выполнение требований П-239. Часть 4. Требования к вышеупомянутым процессам определены в разделе 5 П-235. Внедрение организационных и технических мер защиты значимых объектов КИИ Внедрение организационных и технических мер по обеспечению безопасности значимого объекта организуется субъектом критической информационной инфраструктуры в соответствии с проектной и рабочей эксплуатационной документацией на значимый объект, стандартами организаций и включает: установку и настройку средств защиты информации, настройку программных и программно-аппаратных средств; разработку организационно-распорядительных документов, регламентирующих правила и процедуры обеспечения безопасности значимого объекта; внедрение организационных мер по обеспечению безопасности значимого объекта; предварительные испытания значимого объекта и его подсистемы безопасности; опытную эксплуатацию значимого объекта и его подсистемы безопасности; анализ уязвимостей значимого объекта и принятие мер по их устранению; приемочные испытания значимого объекта и его подсистемы безопасности. При внедрении организационных мер по обеспечению безопасности значимого объекта осуществляются: организация контроля физического доступа к программно-аппаратным средствам значимого объекта и его линиям связи; реализация правил разграничения доступа, регламентирующих права доступа субъектов доступа к объектам доступа, и введение ограничений на действия пользователей, а также на изменение условий эксплуатации, состава и конфигурации программных и программно-аппаратных средств; проверка полноты и детальности описания в организационно-распорядительных документах по безопасности значимых объектов действий пользователей и администраторов значимого объекта по реализации организационных мер; определение администратора безопасности значимого объекта; отработка действий пользователей и администраторов значимого объекта по реализации мер по обеспечению безопасности значимого объекта. При этом анализу подлежат уязвимости кода, конфигурации и архитектуры значимого объекта. Анализ уязвимостей проводится для всех программных и программно-аппаратных средств, в том числе средств защиты информации, значимого объекта.
При проведении анализа уязвимостей применяются следующие способы их выявления: анализ проектной, рабочей эксплуатационной документации и организационно-распорядительных документов по безопасности значимого объекта; анализ настроек программных и программно-аппаратных средств, в том числе средств защиты информации, значимого объекта; выявление известных уязвимостей программных и программно-аппаратных средств, в том числе средств защиты информации, посредством анализа состава установленного программного обеспечения и обновлений безопасности с применением средств контроля анализа защищенности и или иных средств защиты информации; выявление известных уязвимостей программных и программно-аппаратных средств, в том числе средств защиты информации, сетевых служб, доступных для сетевого взаимодействия, с применением средств контроля анализа защищенности; тестирование на проникновение в условиях, соответствующих возможностям нарушителей, определенных в модели угроз безопасности информации. Допускается проведение анализа уязвимостей на макете в тестовой зоне значимого объекта или макетах отдельных сегментов значимого объекта. В случае выявления уязвимостей значимого объекта, которые могут быть использованы для реализации способствовать возникновению угроз безопасности информации, принимаются меры, направленные на их устранение или исключающие возможность использования эксплуатации нарушителем выявленных уязвимостей. По результатам анализа уязвимостей должно быть подтверждено, что в значимом объекте, отсутствуют уязвимости, как минимум содержащиеся в банке данных угроз безопасности информации ФСТЭК России или выявленные уязвимости не приводят к возникновению угроз безопасности информации в отношении значимого объекта. В ходе приемочных испытаний значимого объекта и его подсистемы безопасности должен быть проведен комплекс организационных и технических мероприятий испытаний , в результате которых подтверждается соответствие значимого объекта и его подсистемы безопасности требованиям П-239, а также требованиям ТЗ на создание значимого объекта и или ТЗ частного технического задания на создание подсистемы безопасности значимого объекта. Ввод в действие значимого объекта и его подсистемы безопасности осуществляется при положительном заключении выводе в акте приемки или в аттестате соответствия о соответствии значимого объекта установленным требованиям по обеспечению безопасности. Силы обеспечения безопасности значимых объектов КИИ В соответствии с п.
При этом ежегодный план проведения плановых проверок будет утверждаться до 20 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, и выписка из плана проверок будет направляться субъектам КИИ в срок до 1 января года проведения данных проверок. Можно ли для защиты КИИ использовать несертифицированные средства? Согласно п.
Сертифицированные средства применяются в случаях, установленных законодательством РФ, а также в случае принятия решения субъектом КИИ.
Б Лицензии, сертификаты и иные разрешительные документы на виды деятельности В Учредительные документы, уставы, положения организации, где прописаны основные и вспомогательные виды деятельности. Кто контролирует выполнение требований закона о безопасности КИИ? Постановление Правительства Российской Федерации от 17. При этом, основанием для проведения плановой проверки будет являться истечение 3 лет со дня: а внесения сведений об объекте КИИ в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры; б окончания осуществления последней плановой проверки в отношении значимого объекта критической информационной инфраструктуры.
Когда прикладное ПО разрабатывается силами собственных разработчиков, необходимо внедрить наиболее полный состав процессов безопасности. В случае заказной разработки или использования вендорского ПО необходимо обеспечить наличие всех необходимых свидетельств по процессам безопасности, выстроенным на стороне вендора — производителя ПО, и приобщить их в проектную документацию на ЗО КИИ. Как правило, типовой проект внедрения процессов безопасной разработки ПО разделяется на пять основных этапов. На первом этапе готовится технико-экономическое обоснование для руководства с верхнеуровневыми финансовыми параметрами проекта, основными этапами работ, основными результатами, которые достигаются в ходе проекта, а также персоналом, который требуется привлечь. На втором этапе проводится аудит текущих бизнес-процессов разработки, формируется целевое состояние процессов разработки, исходя из требований регулятора либо бизнес-потребностей, далее выявляются несоответствия и формируются рекомендации по внедрению организационных и технических мероприятий. На третьем этапе рекомендации ранжируются по степени их реализуемости и сводятся в дорожную карту. Настоятельно рекомендуем разрабатывать детальный план перехода и пояснительную записку с обоснованием принятых решений, чтобы всегда можно было поднять историю и причины принятых решений. Четвертый этап — это уже непосредственно работа проектной команды, которая движется по дорожной карте. Исходя из практики, оптимальным вариантом является тот, в котором техническое лидерство в проекте остается за разработчиками, а организационное лидерство, то есть руководство проектом, возложено на специалиста по информационной безопасности. В этом случае происходит тесная интеграция компетенций безопасников и разработчиков. И наконец, на последнем этапе происходит контроль функционирования внедренных процессов. Через несколько месяцев после завершения внедрения производится сбор и анализ всех свидетельств и записей процессов безопасной разработки ПО на предмет их полноты и достаточности. Разумеется, подобных процессов безопасности и проверок может быть гораздо больше: сканирование на уязвимости, сканирование зависимостей, антивирусная проверка, анализ дампа сетевого трафика при динамическом анализе ПО или анализ логов при сборке проекта, любые другие виды проверок ПО на стендах или проведение пентестов. При реализации проекта по внедрению БРПО необходимо учитывать существующие процессы разработки, специфику организации и ее значимых объектов КИИ. Старт проекту должно дать руководство при полном понимании выгод от его реализации и затрат на него.
Обновлены проекты о переводе субъектов КИИ на отечественный софт
Сильнее всего бюджет на безопасность вырос среди компаний, которые относятся к критической инфраструктуре – 39% опрошенных представителей субъектов КИИ сообщили об этом. Субъекты КИИ обяжут перейти на доверенные программно-аппаратные комплексы. Соответствующее постановление Правительства РФ было официально опубликовано 14 ноября. К субъектам КИИ относятся организации, от которых зависит работа транспорта, сетей связи, функционирование финансовой системы и государственных, медицинских и прочих услуг. Все субъекты КИИ должны быть подключены к ведомственным или корпоративным центрам ГосСОПКА либо создать свой центр ГосСОПКА. Согласно документу, к субъектам критической информационной инфраструктуры (КИИ) теперь будут отнесены лица, которым на праве собственности, аренды или на ином законном.
В результате вы получите
- Часть 1. Категорирование объектов КИИ и обязанности субъектов КИИ
- Обзор законодательства РФ о критической информационной инфраструктуре
- ФСТЭК России проводит проверки субъектов КИИ
- Повышенная ответственность
- Субъекты КИИ перейдут на российский софт к 2030 году
- Читайте также
Владимир Путин подписал закон об изменении перечня субъектов КИИ
Критерии для присвоения категории значимости тут. Значимые объекты КИИ — это программы и информационные системы, атаки на которые повлекут существенный социальный, экономический или экологический вред. Критерии определения критичности вреда выделяются в Перечне показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений. К значимым объектам КИИ предъявляются дополнительные особые требования, а именно: на значимых объектах КИИ должно использоваться российское ПО; на значимых объектах КИИ должны использоваться доверенные программно-аппаратные комплексы. Что имеется в виду под российским ПО? Российское программное обеспечение — Программное обеспечение, в том числе в составе программно-аппаратного комплекса, сведения о котором включены в единый реестр российского ПО. Методические рекомендации по переходу на использование российского программного обеспечения, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. Даже если компания-разработчик — российская, ее продукты не будут считаться российским ПО, пока они не будут включены в РРПО.
Нужно сформировать перечень всех объектов КИИ, после чего у организации будет еще год для проведения категорирования и установления степени значимости. Общаясь с сотрудниками ФСТЭК, мы осознаем, что в службе только формируются подходы, регламентирующих документов много, они содержат обобщенный характер требований, а в ближайшие годы предстоит большая работа по трактовке и совместному их пониманию с регулятором. С целью выработки единых подходов ассоциация "Ростелесеть" формирует для своих участников рекомендованные документы. По мере корректировки видения этот пакет документов будет меняться и расширяться.
Сроки исполнения Большинство государственных органов и учреждений уже прошли этап создания комиссии, утверждения перечня объектов КИИ и их категорирования. Процесс активно проходит с 2017 года. Для коммерческих компаний эти даты можно рассматривать как рекомендованные, ФСТЭК уже начал рассылать запросы участникам ассоциации, а привлечение прокуратуры в качестве дополнительного контроля подсказывает, что операторам уже сейчас необходимо запускать процедуры и быть готовыми к проверкам. Помимо регуляторной нагрузки, операторы, которые реально запустили процедуры изучения процессов и безопасности своих информационных систем и телекоммуникационных сетей, говорят, что данный процесс не получится быстро закрыть.
Необходимо разобраться, какие системы присутствуют на предприятии, создать систему оценки уровня безопасности. Такая систематизация дает возможность увидеть слабые звенья, упорядочить вопрос доступов, рассмотреть слабые места и механизмы их устранения. Необходимо находить и положительные моменты в такой систематизации и работе. Поэтому рекомендуем не откладывать процесс, мы уверены, что в ближайшее время усилится контроль и появятся жесткие наказания за попустительство в вопросе КИИ.
Правовая база Указ Президента РФ от 22 декабря 2017 г.
Не только те, от которых зависит информационная безопасность и обороноспособность страны. Шохин приводит в пример частные банки, поликлиники, мобильных операторов, операторов по продаже билетов. По мнению главы РСПП, на российском рынке мало ПО и оборудования, которые могут заменить импортные аналоги, "только 49 из 3827 позиций перечня российской радиоэлектронной продукции "теоретически" могут быть использованы на производстве, указывает он, ссылаясь на анализ, проведенный представителями промышленности", говорится в статье. Бизнес опасается того, что требования будут ужесточены в процессе внедрения. То есть получается, что мы можем доказать необходимость использования иностранного ПО и оборудования на наших предприятий, но регулятор в любой момент введет дополнительные требования", — ответили в РСПП по запросу ТАСС. Что отвечают IT-компании Разработчики, то есть те компании, которые должны осуществить импортозамещение на объектах КИИ, не согласны с позицией РСПП и предприятий, выступающих против готовящихся требований. Кроме того, приведенный показатель в пять раз превышает весь рынок ПО и в 10 раз превышает IT-бюджет крупнейшего российского банка чистая прибыль "Сбера" — 760 млрд рублей , — говорит Дмитрий Комиссаров.
N 452 14 3. В случае если осуществление критического процесса зависит от осуществления иных критических процессов, предусмотренная подпунктом "е" пункта 14 настоящих Правил оценка проводится исходя из совокупного масштаба возможных последствий от нарушения или прекращения функционирования всех выполняемых критических процессов. Информация об изменениях: См. Перечень объектов утверждается субъектом критической информационной инфраструктуры.
Перечень объектов подлежит согласованию с государственным органом или российским юридическим лицом, выполняющим функции по разработке, проведению или реализации государственной политики и или нормативно-правовому регулированию в установленной сфере в части подведомственных им субъектов критической информационной инфраструктуры. По мере необходимости указанный перечень может быть изменен в порядке, предусмотренном для его разработки и утверждения. Максимальный срок категорирования не должен превышать одного года со дня утверждения субъектом критической информационной инфраструктуры перечня объектов внесения изменений в перечень объектов. Перечень объектов в течение 10 рабочих дней после утверждения направляется в печатном и электронном виде в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры. В перечень объектов в том числе включаются объекты критической информационной инфраструктуры филиалов, представительств субъекта критической информационной инфраструктуры.
Решение комиссии по категорированию оформляется актом, который должен содержать сведения об объекте критической информационной инфраструктуры, сведения о присвоенной объекту критической информационной инфраструктуры категории значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий. Допускается оформление единого акта по результатам категорирования нескольких объектов критической информационной инфраструктуры, принадлежащих одному субъекту критической информационной инфраструктуры.