Новости ссср административное деление

Но дело в том, что за 28 лет после распада СССР административное деление во многих странах ближнего зарубежья претерпело значительные изменения; кроме того, появилось 6 непризнанных. Территориальное деление Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Карта ссср административное деление

Общие показатели Динамика изменения количества республик в составе СССР Список союзных республик с датами образования и вхождения в состав СССР Изменение административно-территориального деления СССР и РСФСР Политическая карта СССР с. Административное деление СССР. На территории бывшего СССР существовало 15 советских республик и три вида автономных образований: республики +карта, области, округа. Союз Советских Социалистических Республик — историческое федеративное государство, существовавшее с 1922 по 1991 год. Читать тему online: Эволюция административного деления в СССР по предмету Государство и право. Три месяца на разгром СССР: как Запад ждал победы Гитлера в июне 41-го.

File:Soviet Union Administrative Divisions 1989.jpg

Административное деление СССР — деление территории Союза Советских Социалистических Республик (Союза ССР, СССР, Советского Союза). 4. Административно-территориальное деление Союза ССР. Административно-территориальное деление Союза ССР [с изменениями с 15 нояб. 1930 г. по 1 окт. 1931 г.]: Районы и города СССР / ЦИК СССР, Всерос. Уже после образования Советского союза эта административная единица была переименована в Казакскую АССР, а затем и в Казахскую ССР. Статья "Административно-территориальное деление в СССР в 1940–1970 гг." Журнал "Землеустройство, кадастр и мониторинг земель / Land Management, Monitoring and Cadastre". Таким образом, Советский Союз состоял из союзных Советских Социалистических Республик, которые, в свою очередь, имели разнообразное административное-территориальное деление.

1. Политико-административное деление союза СССР

При этом не были проведены процедуры, прописанные в законе СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР». Межреспубликанские территориальные передачи[ ] С момента образования СССР по тем или иным причинам некоторые территории передавались из одной союзной республики в состав другой.

Между тем, на Западной Украине, входившей в состав Австро-Венгрии, еще до распада этой империи, в 1918 году, объявили о создании Западно-Украинской народной республики. В ее состав вошли Галиция, Закарпатье и северная Буковина. В ноябре украинские войска заняли Львов, после чего вспыхнула война с Польшей, также претендовавшей на Галицию. К лету следующего года поляки взяли под контроль этот регион. Манифестация после освобождения города от интервентов и белогвардейцев в апреле во время Гражданской войны. Украинская Народная Республика, Одесса. А конце 1918 года новое наступление начала Красная армия. Война продолжалась до 1921 года, когда в марте советские власти и Польша подписали Рижский мирный договор.

По нему Польша получила западно-украинские земли и признала Советскую Украину на востоке. По условиям сепаратного Брест-Литовского мира, заключенного в марте 1918 года, большевики уступили Германии часть Беларуси, однако после поражения немцев в Первой мировой войне отказались от данных обещаний. Белорусские националистические движения давно боролись за создание независимого национального государства, особенно заметной эта борьба стала после революции 1905 года. Наконец, в период немецкой оккупации была провозглашена Белорусская демократическая республика март 1918. Однако после вывода немецких войск большевики объявили о создании Белорусской Советской Социалистической республики январь 1919 со столицей в Минске. Вскоре западную часть новоиспеченной республики захватила польская армия. Война между Польшей и Россией закончилась подписанием Рижского мирного договора март 1921 , по которому западные регионы Белоруси как и Украины , вошли в состав Польши.

Медиаконтент иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы может быть использован только с разрешения правообладателей.

Столица Литвы была перенесена в Каунас бывш. Ковно , который рассматривался в качестве временной резиденции литовского правительства вплоть до возвращения Вильнюса в 1939 г. В 1923 г. Литва приняла в свой состав Клайпедскую Мемельскую область, до 1920 г. После некоторого периода стабилизации, с 1939 г. В марте этого года Германия, готовившаяся к вторжению в Польшу, силой вернула себе Клайпеду Мемель с окрестностями, а в сентябре Литва получила своеобразную компенсацию за эту потерю — Виленский край. При этом граница между Литвой и Белоруссией прошла значительно ближе к Вильнюсу, чем это было в 1918—1920 гг. Сувалки в составе Польши. В июне 1940 г. В 1941 г. После освобождения Прибалтики снова произошли некоторые подвижки границ. В 1944 г. В результате этих дискутируемых в современной прибалтийской прессе изменений границ были восстановлены былые дореволюционные очертания западных границ Петроградской и Псковской губерний. В 1945 г. Клайпеда с окружающими ее территориями окончательно вошла в состав Литовской ССР. После войны на территориях прибалтийских республик взамен бывших уездов были образованы административные районы. В 1950—1953 гг. Областное деление в прибалтийских республиках не прижилось, и области-эфемеры были довольно быстро упразднены. Районное деление прибалтийских республик к концу 80-х годов стабилизировалось: в 1987 г. После провозглашения в 1990 г. В Литве в 1995 г. В Латвии сохранились 26 районов и 7 муниципальных районов бывшие города республиканского подчинения. Белоруссия 9 марта 1918 г. Спустя некоторое время, 1 января 1919 г. Изначально в состав БССР входили центральные и восточные уезды дореволюционной Минской губернии западные уезды отошли по Рижскому договору 1921 г. В 1924 г. В начале 1927 г. В январе 1938 г. В декабре 1939 г. В сентябре 1944 г. В это же время центр Вилейской обл. По договору с Польшей от 16 августа 1945 г. Советский Союз передал этой стране основную часть Белостокской области. Таким образом, с конца 1945 г. В январе 1954 г. В 1960 г. Областное деление стабилизировалось и остается неизменным и по сей день. Украина и Молдавия 25 декабря 1917 г. Противостояние двух моделей развития Украины закончилось установлением на большей части этой территории Советской власти. РФ , северные некрымские уезды Таврической, восточную часть Волынской запад был захвачен Польшей , Путивльский уезд Курской, а также придонбасскую часть области Войска Донского. Первой столицей советской Украины стал Харьков. Как уже указывалось, в августе 1925 г. Они были заменены округами и районами. В 1927 г. Бахмут , Луганске, Макеевке, Мариуполе. В октябре 1924 г. К 1931 г. Позже все они были упразднены. В 1932 г. В июне 1934 г. В 1937 г. В июне 1938 г. В январе 1939 г. Серьезно изменилась политико-административная карта Украины в 1940 г. Здесь были образованы совсем небольшие Черновицкая Буковина и север Бессарабии и Измаильская юг Бессарабии области. Значительная часть территории этой бывшей автономии 4,6 тыс. В годы Великой Отечественной войны гитлеровским войскам удалось оккупировать всю территорию УССР, здесь был образован рейхскомиссариат «Украина». В зоне оккупации румынских войск были созданы два так называемых губернаторства, формально входивших в государственную территорию Румынии: Бессарабия территориальные единицы Украинской и Молдавской ССР между Прутом и Днестром и Транснистрия междуречье Днестра и Южного Буга, центром провозглашен Тирасполь; позже центр переместился в Одессу. Освобождение территории Украины и Молдавии в 1944 г. Так, 30 марта 1944 г.

Административно-территориальное деление в СССР в 1940–1970 гг.

Таковы изменения внешних границ. При рассмотрении внутренних политических и административно-теориториальных перегруппировок, произведенных в РСФСР, нужно различать губернии и области России и национальные автономии, т. В частях бывшей Российской империи, населенных самоопределяющимися национальностями, прежние губернские границы стирались и создавались национальные организации различных видов. Остальная часть РСФСР делилась на губернии, уезды и волости, сохраняя большей частью прежние границы. Рядом с образованием национальных республик и выделением национальных губерний-областей, начали образовываться новые губернии. Вокруг сильных промышленных центров образованы были губернии: Иваново-Вознесенская, Екатеринбургская, Брянская, Ново-Николаевская и др. В период "власти на местах" шло усиленное дробление низовых административных единиц. Мало-мальски крупное село, представляющее значительный центр, становилось центром новой волости. Это дробление административных единиц в то время приняло большие размеры.

Отсюда, естественно, должна была явиться мысль о проведении административно-хозяйственного районирования, т. Маломощные в хозяйственном отношении дореволюционные волости, измельченные еще более в результате происшедшего дробления, требовали укрупнения. Таким образом, происходящяя внутри РСФСР административно-территориальная перегруппировка шла в двух направлениях: по пути экономического районирования и укрупнения административных единиц. В основу экономического районирования кладется совокупность признаков экономического, производственного и энергетического. При разделении страны на хозяйственные районы проводится и новое административное деление. Согласно проекта Госплана, первым крупным членением такого административно-хозяйственного строения является область, обнимающая довольно большой район с сильным торговым и промышленным центром. Следующими членениями являются округа и районы. Окончательному проведению экономического районирования должно предшествовать выполнение научных исследований в проектируемых районах и увязка экономического районирования с организацией административного управления.

Нажатием клавиш пишущей машинки Спор о том, на каких принципах должен строиться СССР, развернулся между Лениным и Сталиным еще осенью 1922 года. Будущий вождь предлагал автономизацию, при которой меньшие республики вводились бы в состав Советской России на правах внутренних образований. Ленин был против, считая национальную тему слишком деликатной. Идея сформировать государство, в названии которого вообще отсутствовало бы слово "Россия", отстаивалась именно им. От части современников ускользала суть этих трений. Благодаря победе в Гражданской войне Красная Армия контролировала территории всех советских республик. Но пока бои продолжались, большевики провозгласили независимость Украины и Белоруссии, чтобы добиться поддержки части местного населения. После победы суверенитет республик можно было отменить, ведь средств осуществлять его у них не было.

Но Ленин настоял на противоположном: республики сохранить, заключить межгосударственный договор с ними, включив в него пункт о праве на отделение. Идя на это, кремлевский вождь протягивал руку националистически настроенным местным коммунистам: повышал их значимость и добавлял прав в надежде на дальнейшую лояльность. Кроме того, коммунистическая партия получала возможность продемонстрировать свой принципиальный интернационализм. В записке от 30—31 декабря 1922 года Ленин показал, как далеко готов зайти в этом вопросе: посоветовал ограничить общую компетенцию СССР военной и дипломатической сферами, оставив все остальные полномочия на местах. Если бы не приступ болезни, лишивший вождя работоспособности в 1923-м, его аппаратного веса вполне хватило бы, чтобы провести в жизнь концепцию, имевшую все признаки центробежности. Иногда ленинские взгляды на государственное устройство называют конфедералистскими. Такая точка зрения имеет право на существование, однако действительность была более сложной. Четыре страны или одна?

Чтобы уяснить нюансы политической игры 1922 года, следует принять в расчет принципы формирования советской власти. Названная так в честь органов народного самоуправления, в действительности она предусматривала лишь косвенную многоступенчатую демократию. Чтобы быть избранным на Первый съезд Советов, горожанину требовалось получить мандат двух-трех промежуточных съездов.

Такие же решения приняли Всеукраинская и Всебелорусская соборные конференции. Этим решениям предшествовала острая дискуссия по вопросу о вхождении республик в единое союзное государство. Защитники плана автономии, разработанного И. Сталиным , выступали за сильную централизацию власти при сохранении национально-культурной автономии республик. План В. Ленина , поддержанный большинством участников процесса консолидации, напротив, предполагал создание федеративного государства при сохранении суверенных прав республик.

Последний был взят за основу. Декларация определила основные принципы объединения: равноправие и добровольность объединения, право свободного выхода из состава СССР и право присоединения к нему других советских социалистических республик. Договор определял отношения между республиками и центром. Союзные органы ведали вопросами внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальные сферы контролировались союзными республиками.

Как следствие, всё чаще там проявлялись факты откровенной русофобии, росло отчуждение между русскими и представителями северокавказских национальностей особенно в Чечено-Ингушетии, в ряде районов Дагестана, Калмыкии. В середине 1950-х - середине 1980-х этот регион, включая Калмыкию, покинуло свыше половины русских и русскоязычных жителей, проживавших там в 1944-1956 гг. Вот выдержка из доклада Северокавказского федерального округа «Северный Кавказ — русский фактор 2012 г. Эти события наглядно продемонстрировали, что этнизм как фактор присутствует в советской действительности, и его игнорирование сулит самые тяжкие последствия. Не удивительно, что экономика и социальная сфера «экс-русских» районов постепенно приходили в запущение в отличие от других территорий в нацавтономиях. Пожалуй, наиболее яркий пример тому — Черноземельный прикаспийский район Калмыкии, который до середины 1950 гг. Можно сказать, что с конца 1950-х похожие проблемы сопровождают социально-экономическую ситуацию, в частности, северного прикаспийского Дагестана и «Кизлярщины» северо-западного Дагестана , точнее, - территорий, отсоединенных в тот период от Грозненской области и Ставропольского края. По данным исследовательского Фонда «Кумыкский мир» 2012 г. А присоединение Кизлярщины мотивировалось тем, что нацменьшинства, которые даже не назывались конкретно, чувствуют себя там не очень комфортно, что… они органически чужды русским в плане духовной и материальной культуры…». Причем особо отмечено, что «включение в состав Дагестана Кизлярщины с русским населением, проживающим там с XVI века, было противоречивым историческим актом: так как расширение административных границ автономной республики в советское время было там воспринято как расширение границ этнических. Позднее, в результате заселения Кизлярщины переселенцами с гор, осложнились отношения между коренным населением и горцами. И эта проблема требует своего разрешения…» Упомянутое «расширение этнических границ» - отнюдь не преувеличение. Быстрый рост численности автохтонного населения с середины 1950-х в той же Чечено-Ингушетии, прежде всего, в Дагестане вскоре потребовал «дополнительных» территорий и в сопредельных регионах, особенно в Ставрополье.

Административное деление СССР на 1 января 1927 года

СССР. Административно-территориальное деление союзных республик. 11197. Название: СССР. Административное деление СССР. На территории бывшего СССР существовало 15 советских республик и три вида автономных образований: республики +карта, области, округа. Заметным событием, непосредственно затронувшим интересы административно-территориального деления страны, явилось образование на рубеже 50 – 60-х годов, так называемых совнархозов. Территория Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Административно-территориальное деление республик, входивших в состав СССР, развивалось по тем же законам, что и в России, характеризовалось одинаковым набором административных единиц, испытывало сходные волны укрупнений и разукрупнений. Республики СССР: сколько было республик в составе СОбза, когда и как они были присоединины, таблица с главными параметрами республик.

Изменение административно-территориального деления СССР

Советский Союз берет свое начало в русской революции 1917 года. Тогда страна активно пересматривала свое административно территориальное деление, было оформлено большинство республик СССР. Административно-территориальное деление Москвы 1968 г. просуществовало до 1993 г. с некоторыми изменениями.

Вы точно человек?

Советскому Союзу в наследство от Российской империи достались некоторые административные единицы специального характера. Так было сохранено деление страны на военные округа. Старые судебные округа тем не менее были ликвидированы благодаря тому, что судебная система в СССР строилась исключительно на основе административно-территориального деления страны. Последнее мероприятие, надо это признать, ослабляло "судебную власть", ставя ее в подчинение не от единого общесоюзного центра, а от многочисленных местных начальников. К сожалению, современная Россия унаследовала этот глубоко порочный принцип организации судебной власти. Напоследок напомним, что союзные республики получили право самостоятельно определять вопросы собственного административного устройства только по конституционной новелле 1957 г. Население России после 1917 г. Понравилась статья?

Это не структурное свойство административно-территориального деления, а функциональное, связанное в первую очередь с тем, что в городах базировались промышленные предприятия союзного и республиканского подчинения, а потому более значимые с точки зрения Центра. В то же время, в районах базировались этноспецифичные и потому более значимые для руководства республик производства. В целом система административно-территориального деления была построена так, чтобы минимизировать количество и типы конфликтов, разрешаемых на низших уровнях административно-территориальной иерархии. Отношения между двумя любыми смежными уровнями административно-территориальной иерархии были конфликтными, так как каждый Центр союзный центр по отношению к республиканскому уровню, республиканский по отношению к областному или районному, и так далее по отношению к любой периферии выступал как институт отчуждения и концентрации производимого периферией продукта и орган распределения отчужденных у непосредственных производителей ресурсов. Органы управления нижележащего уровня стремились отдать Центру меньше, а получить из централизованных ресурсов больше. Политика любого Центра, естественно, была противоположной, он стремился взять от подчиненной территории больше, а отдать меньше. Конфликты между смежными уровнями иерархии решались переносом их на более высокий уровень, выступающим в роли третейского судьи и верховного распорядителя ресурсов.

Возможность переноса конфликтов на более высокие уровни иерархии обеспечивались руководящей ролью КПСС, аппарат которой "стягивал" иерархию административного устройства в жесткую конструкцию, стержнем которой он и был. В аппарате КПСС конфликты между смежными уровнями административно-территориальной иерархии трансформировались во внутренние конфликты в подразделениях советского, контрольно-репрессивного и планово-финансового аппаратов территориального управления. Бюро парткомитетов были институтами, в которых конфликты легализовывались и трансформировались в формы, приемлимые для системы в целом. Отчуждение этой функции от бюро парткомитетов в ходе перестройки и последующая ликвидация самих бюро привели к тому, что латентные конфликты между смежными уровнями административно-территориальной структуры между областями и республикой, между областями и городами-областными центрами, между городами и административными районами, и т. Однако объем ресурсов, которые можно было отчуждать и распределять, постепенно уменьшался как вследствие исчерпания ресурсов, так и того, что органы управления всех относительно нижележащих уровней нашли способы "избегания" выполнения планов производства продукции и поставок ее государству. Логику распада СССР и регионализации России можно представить как функцию самого административно-территориального устройства, почти инвариантную относительно идеологической и политической окраски конфликтов, сопровождающих его распад. Для описания отношений в иерархии административно-территориальных единиц рассмотрим ее предельно идеализированную схему, включающую только номинальные обозначения этих единиц: Россия -- республики -- области края -- города -- районы -- поселения сельсоветы.

Каждый элемент более высокого ранга включает в себя элемент низшего ранга и представляет его интересы перед элементом высшего по отношению к нему ранга. Прямые отношения между несмежными уровнями иерархии исключены. Теперь предположим, что теснота связи между смежными элементами ослабла и стали возможны отношения между несмежными элементами.

По прошествии нескольких десятилетий стало очевидным: повысить эффективность экономики в пределах совнархозов не удалось, а барьеры между предприятиями, находившимися в ведении разных субъектов управления, не только не ослабели, но даже укрепились. Появились тенденции к местничеству и прямой натурализации хозяйства. Хрущевская административно-хозяйственная реформа явно провалилась. Перед распадом Советского Союза в его состав входили 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей, 10 автономных округов, 6 краев и 114 административных областей. Впоследствии в адрес национально-территориального принципа устройства Советского государства высказывалось много критики. Но никто не может отрицать, что и спустя 18 лет после распада СССР действующие на его территории независимые государства, а также государственные образования и автономии внутри них в основном развиваются в границах, «нарезанных» советской властью.

Уральская область, включавшая в свой состав Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Тюменскую губернии и Тобольский Совет. Северокавказский край, в который вошли Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии и национальные автономии: Горская, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Адыгей-Черкасская и Карачаевская; позднее в его состав вошли Шахтинский и Таганрогский Округа; 3. Сибирский край с центром в Новосибирске, объединивший Новониколаевскую, Омскую, Томскую, Иркутскую губернии, а также Ойратскую автономную область; 4.

Дальневосточный край в составе бывших Амурской, Приморской и Забайкальской губерний; 5. Ленинградская область, включавшая Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Череповецкую и Мурманскую губернии; 6. Центральная черноземская область с центром в Воронеже, объединившая Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую губернии, а также Часть территорий соседних губерний; 7. Нижневолжский край с центром в Саратове в составе Саратовской, Астраханской и Сталинградской губерний; 8.

Средневолжская область, в которую вошли Ульяновская, Пензенская, Самарская и Оренбургская области, а также часть Саратовской губернии; 9. Северный край с центром в Архангельске, объединивший Архангельскую, Вологодскую и Северодвинскую области и автономную область Коми; 10. Западная область с центром в Смоленске, включившая в свой состав Смоленскую, Брянскую, Калужскую губернии и часть Тверской; 11.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий