Лучше разрабатывать бизнес-план самостоятельно силами компании или обратиться в консалтинговое агентство. Сделать бизнес-план можно самостоятельно, но для этого нужны обширные знания в разных областях предпринимательства. Написание бизнес-плана. Чем детальнее проработан бизнес-план, тем проще будет начинать бизнес. Однако не стоит брать за основу образцы других бизнес-планов.
Как составить бизнес-план для социального контракта в 2023-2024 годах
Помимо базовых разделов стандарты UNIDO предусматривают такие важные блоки, как «Оценка эффективности проекта» и «Гарантии и риски компании». В разделе об эффективности указываются рентабельность бизнеса, расчеты достижения точки безубыточности, сроки окупаемости и чистый доход. В разделе «Гарантии и риски» излагается информация о том, как компания намерена гарантировать возврат привлеченного финансирования, а также пункты об основных рисках и возможных форс-мажорных ситуациях. Они актуальны для предпринимателей, желающих получить кредит для своего бизнес-проекта. Но требования подходят только для среднего и крупного бизнеса, так как минимальная сумма кредита в ЕБРР составляет от 5 млн евро.
Стандарты предусматривают расчет максимально возможного количества финансовых показателей, детальную оценку влияния изменения параметров проекта на прибыль и помесячный прогноз затрат в течение всего времени реализации проекта.
В этом разделе характеризуется ожидаемая прибыльность и финансовая устойчивость компании, что также имеет огромное значение при оценке перспективности инвестирования или кредитования. При разработке финансового плана учитывается весь комплекс расходов на запуск бизнеса и осуществление текущей деятельности. В их состав входят, в том числе, расходы на внесение платежей франчайзеру, банковские проценты и т. В разделе обязательно указываются источники финансирования, включая собственные средства, привлеченные средства инвесторов, банковские кредиты и т. При необходимости должна быть учтена динамика валютных курсов. Учитывая высокое значение раздела, неудивительно, что финансовый план содержит наибольшее количество расчетов. Здесь определяются основные показатели, на основе которых можно делать выводы о состоятельности и привлекательности проекта.
Вы можете оформить инвестиционный кредит на покупку транспорта, оборудования или недвижимости на сумму до 10 млн рублей без поручителей и с минимальным набором документов. Предположим, у вас есть ателье по пошиву одежды. Дела идут неплохо, но прибыль не растет. Как привлечь новых клиентов и заработать больше денег? Один из путей развития — создание франшизной сети. Это вид отношений, при которых компания продает свою бизнес-модель. Используя ее, компании-партнеры франчайзи могут открыть бизнес, не создавая ничего нового; они могут действовать под популярным брендом и зарабатывать по готовым методикам и разработкам.
Частая ошибка в рамках SWOT-анализа — работа с плюсами и минусами конкретного продукта, а не предприятия в целом.
Нужно анализировать бизнес в целом, а не один товар. Анализ ниши рынка Составить бизнес-план как для малого бизнеса, так и для крупного предприятия важно с учетом маркетинговой ситуации на определенном рынке сбыта. Вот что можно указать: Показатели продаж похожего продукта за значительный срок 3—6 месяцев, 7 лет. Темп роста сегмента рынка, который планируется занять. Особенности ценовой политики. Информацию о небольших компаниях и стартапах, включая их плюсы и минусы. Анализ особенностей вашей целевой аудитории, включая финансовую состоятельность: что обычно приобретает? Что хотела бы купить?
Степень влияния внешних факторов на сегмент рынка политика, экономика и т. Перспективы выбранной ниши рынка. Подробные сведения о проекте Данный раздел раскрывает суть вашего проекта более детально. Здесь следует подробно рассказать о том, насколько проект готов к запуску. Укажите наличие необходимых ресурсов, в том числе персонала. Обязательные пункты для этого раздела: Главные цели. Конкретные измеримые критерии успеха идеи на рынке. Детальное описание товара, качество которого должно быть выше, чем в среднем у аналогов.
Этапы введения нового продукта в случае действующего предприятия. Сведения об авторских правах, патентах, сертификатах соответствия. Данные о компании. Подробная схема распределения каждого транша от потенциальных инвесторов. Первичные затраты для создания организационных и маркетинговых подразделений в компании. Маркетинговая стратегия Опишите основные критерии эффективной маркетинговой стратегии для вашего продукта. Дайте подробную информацию об инструментах, которыми будут пользоваться маркетологи. Стоит также дать план работы всех сотрудников отдела маркетинга по реализации выбранной стратегии.
Приведите суммы, выделяемые из бюджета на продвижение продукта. Следующие пункты должны быть обязательно включены в данный раздел: Анализ ситуации на рынке. Улучшение характеристик товара по мере развития компании. Данные о ценообразовании и описание упаковки товара. Данные о схеме сбыта и закупок. Способы продвижения товара целевой аудитории. Количественные показатели. Данные о сервисном обслуживании.
Предполагаемые меры контроля за исполнением маркетингового плана. Единого образца, как составить бизнес-план, попросту нет. Каждый из стандартных пунктов вы можете изменять, дополнять или полностью исключать. Все зависит от стратегии и целей вашей компании. План по использованию производственных мощностей Если вы собираетесь заняться продажей уже готовых изделий, то данный пункт вполне можно пропустить. В противном случае укажите здесь все данные о будущем производстве. Учитывайте сезонность. Когда создается новое производство, важно дать полные сведения о необходимых мощностях, описать специфику процесса изготовления товара, дать перечень операций, выведенных на аутсорсинг.
Включите сюда список оборудования со стоимостью, в том числе при покупке в лизинг. Кроме того, данный пункт включает: данные о количестве м2 для организации производства; список материалов; затраты по стадиям производственного цикла. Любой фактор, который прямо или косвенно влияет на стоимость производимого товара, должен быть учтен. Этапы организационной деятельности Приведите в данном разделе план по найму сотрудников, управлению командой и распределению обязанностей. Работа по осмыслению организационной структуры будет полезна не только для вновь создаваемого предприятия, но и для уже действующего. Это помогает оценить соответствие структуры поставленным целям. Вот что следует указать: Адрес компании юридический и фактический. Матрицу управления.
Постарайтесь отразить все связи между сотрудниками и отделами, а также обязанности каждого члена команды. Данные учредителей и соучредителей. Менеджмент генеральный директор, коммерческий, по продажам и т.
Бизнес-план: как его написать?
Как составить бизнес-план: практические рекомендации, лайфхаки, необходимые шаги. О том, как составить бизнес-план, зачем он нужен и где взять готовые примеры с расчетами — в материале РИА Новости. Вам при составлении бизнес‑плана придётся провести гораздо большую работу и написать более подробный документ. Если же у вас родилась собственная необычная бизнес-идея, придется составить бизнес-план самостоятельно.
Бизнес-план: значение, виды, структура и пошаговая инструкция создания
О том, как составить бизнес-план, зачем он нужен и где взять готовые примеры с расчетами — в материале РИА Новости. Этапы разработки бизнес-плана. Чтобы составить Бизнес-план необходимо определить содержание и структуру, чтобы все было включено и понятно. Пошаговая инструкция по составлению бизнес-плана. Составление плана для дальнейшего ведения бизнеса, по словам Оганесяна, будет включать в себя следующие шаги. Составить бизнес-план самостоятельно, без помощи квалифицированных специалистов очень сложно.
С чистого листа: зачем нужен бизнес-план и как его составить
Это, например: Цель бизнеса и стратегия её реализации. Рынки сбыта и прогнозы продаж. Конкурентные преимущества. Возможные риски и способы их компенсации. Объём необходимых инвестиций. Подходящие государственные программы. Наличие разрешительных документов. Описание продукта или проекта Вам нужно проанализировать и детально описать свой бизнес.
Для этого ответьте на следующие вопросы: Чем вы будете заниматься? Нужны ли вам партнёры по бизнесу и сотрудники? Потребуется ли вам специальное помещение или вы будете работать онлайн?
Платежеспособные клиенты — это малые и средние предприятия, которым нужны сотрудники в офис или удаленно.
Сколько необходимо средств. На открытие агентства необходимо 320 000 рублей. Сюда входит: аренда помещения 20 кв. Срок окупаемости.
Выход на плановый объем прибыли ожидается через 10 месяцев после открытия. Годовой доход — 893 000 рублей, а месячный — 153 000 рублей через 9—10 месяцев после запуска проекта. Люди предпочтут знаменитых конкурентов. Опирайтесь на факты и цифры.
Уложитесь в 1-2 страницы. При прочтении оно должно заражать вашей идеей, рисовать перспективы в голове. Где я возьму денег?! Цели В этом разделе мы будем писать о том, ради чего вообще захотели стать бизнесменами.
Деньги — да. Но за воздух их же не получишь. В описании не забудьте про следующие детали: Технологические процессы. Схема производства.
Достаточно разбить все по пунктам, состоящим из 3—5 предложений. Можно добавить инфографику. Детальное описание оставьте для специального буклета. Выгоды потребителей, подкрепленные доказательствами.
Особенность, за которой к вам придут покупатели. Новая технология, низкие цены, ускоренная доставка и т. Перспективы развития. Каким вы видите предприятие через год после открытия, через 5 лет.
Что вы намерены сделать для этого. Патенты, авторские права. Они убедят банки, инвесторов в уникальности стартапа. Этот раздел на примере выращивания зелени в теплицах: Технологический процесс.
Построим 2 теплицы общей площадью 50 кв. Рассаду будем закупать у оптовиков с 15-процентной скидкой.
План-отчет о доходах и расходах. Cash flow или денежный поток, оформленный с помощью таблиц.
Баланс проекта. Срок окупаемости. Важно также указать точку безубыточности и сделать расчеты чистого дисконтированного дохода. Чтобы показать эффективность вложений в конкретный проект, будет полезным привести расчеты ряда других показателей: индекса доходности инвестиций PI и показателя внутренней нормы доходности при нескольких ставках дисконта IRR.
Проект считается нерентабельным, если получившийся индекс меньше или равен единице. Это означает, дисконтированная прибыль на каждый вложенный рубль составила всего 3 рубля — невысокая рентабельность. IRR — та ставка процента, при которой стоимость всех денежных потоков инвестпроекта равняется нулю. В этой ситуации начальные вложения отобьются, но прибыли не будет.
Анализ рисков Данный раздел должен показать, что вы осведомлены о возможных рисках для своего бизнеса. Особое внимание уделите факторам, влияющим на прибыль. Учитывайте отраслевые, финансовые, социальные и другие риски. Приведите перечень мер по предотвращению или уменьшению влияния данных факторов на проект.
Поместите в данном разделе максимально полный список возможных рисков, а также тех методов, которые вы будете использовать для купирования проблем и профилактической работы. Можно смоделировать ситуацию с нулевым ростом компании и описать шаги для выхода из этой ситуации. Дополнения Это необязательная часть бизнес-плана, но поработать над ней будет нелишним для привлечения инвестора. Здесь допускается дать ссылки на использованные внешние источники, разместить полные версии расчетных таблиц.
В этом же разделе логично поместить сертификаты и результаты исследований, а также другие документы, связанные с продукцией. Распространенные ошибки при составлении бизнес-плана предприятия Бизнес-план по сути своей является основой стратегического планирования. Именно этот документ показывает профессиональную и экономическую грамотность команды предприятия. Знакомство инвесторов с проектом начинается именно с бизнес-плана, первое впечатление может быть как положительным, так и отрицательным.
Именно поэтому так важно, как составлен этот документ. Язык описательной части плана должен быть стройным и логичным, а расчеты — показывать экономическую подкованность сотрудников команды. Аргументация о планируемых объемах реализации продуктов и услуг должна быть полной и конкретной. Распространенная ошибка — излишнее внимание вопросам отладки производственного процесса без привязки к реализации изготовленного товара.
Нельзя забывать о потенциальных потребителях. При составлении бизнес-плана важно провести полный анализ рынка, целевой аудитории и на основании всех этих факторов сделать выводы о предполагаемых объемах реализации товаров или услуг. Неясные цели бизнеса Цели должны быть поставлены четко и однозначно, к примеру: к 2020 году занять лидирующие позиции по г. Омску по количеству производимой бифидосодержащей молочной продукции, достичь объема производства в 30 тонн в месяц.
Важно доказать будущим инвестором понимание трех факторов: Текущее состояние проекта кто мы сейчас? Ясное видение того, как должен выглядеть проект в будущем какая цель? Конкретные этапы достижения цели как и что нужно делать? Ясная цель — это залог успеха проекта.
Недоработки в проекте Нельзя оставлять непроработанные моменты как, к примеру: нет информации о поставщиках сырья или оборудования; нет пошагового плана по привлечению денежных средств, нет анализа потребности в инвестициях или кредитных средствах; нет данных о балансе предприятия или ИП , о том, что может быть использовано в качестве залога при запросе кредита в банке. Заниженная стоимость проекта Как составить бизнес-план, чтобы расчет был верен? Ошибки случаются, когда составитель документа недостаточно тщательно подходит к вопросам стоимости строительства, поставок сырья и оборудования, оплаты разрешительной документации. Зачастую при расчетах забывают учесть, например, цену доставки и установки оборудования.
Из-за этого и получается необоснованно низкая стоимость строительства производственных помещений. Данная ошибка влечет за собой неправильный расчет сумм, необходимых для реализации всего проекта. На практике это приводит в лучшем случае к запросу дополнительных инвестиций и срыву сроков запуска, а в худшем — к полной остановке проекта и признанию предпринимателя банкротом. Заниженная себестоимость товаров и услуг Подобная ошибка может настигнуть предпринимателя, если вопросы организации производства были слабо проработаны.
Важно уделить внимание тому, сколько необходимо сырья и других материалов, энергоресурсов. При расчетах следует опираться на проверенную информацию. Если же из-за высокой фактической себестоимости компания потеряет свое преимущество среди конкурентов, то исправить ситуацию будет крайне сложно. В большинстве случаев для этого требуется полная замена производственной базы и использование других технологий.
Нереалистичные сроки реализации Для инвесторов и кредиторов слишком короткие сроки для реализации проекта — это настораживающий симптом. Чаще всего в этом случае предприниматель и его команда ставят себе нереалистичный срок из-за своей некомпетентности в этом вопросе. Несоразмерность заявленного начинания активам фирмы, величине уставного капитала, количеству собственных средств предпринимателя вызывает лишь недоверие возможных инвесторов. А многие банки устанавливают прямые запреты на выдачу кредитных средств при сильном превышении текущих финансовых возможностей заявителя по реализации проекта.
Нет пошагового плана продвижения Это одна из типичных ошибок. Составитель бизнес-плана зачастую фокусируется на вопросах производства товара и забывает об организационной стороне продаж и продвижения продукта на рынке.
Варианты продвижения продукции.
Данные можно взять из публикаций СМИ, Росстата и других источников, где приведены исследования рынка и ситуации в экономике и политике. Расскажите инвесторам, какой товар популярен в вашей нише, а какой не пользуется спросом. Оцените перспективы вашей идеи для города и его жителей.
Изучите конкурентов и покажите их преимущества и недостатки — с кем вы будете соперничать на равных, а до кого еще нужно «дорасти». Рекомендуем к прочтению! Узнайте, как протестировать нишу для бизнеса.
Ниже приведен хороший пример анализа отрасли с таблицами и исследованиями рынка гостиничного бизнеса. В тексте подробно разобраны потребности жителей города и приезжих. В регионе расположены крупные промышленные предприятия, в связи с этим мы наблюдаем прирост иностранных специалистов, которые приезжают в командировки на несколько дней или даже недель.
А значит, им нужно где-то жить — и самым удобным вариантом было бы открытие гостиницы. Пример анализа отрасли для гостиничного бизнеса Пример краткого анализа рынка сбыта — бизнес-план электронной торговой площадки. Здесь есть описание и исследование ниши, а также выбор ЦА.
В таком варианте информацию лучше всего использовать для внутреннего рассмотрения, так как инвестор может не разобраться в нюансах ниши и вашей идеи. Пример краткого описания рынка сбыта Функции Благодаря этому разделу мы сужаем наши исследования до внутренних процессов и больше погружаемся в проект. В «Функциях» указываем такую информацию: Направление вашей деятельности и производимые продукты.
Юридические данные об организации. Финансовые показатели — например, уставный капитал. Местоположение главного офиса и адреса магазинов или салонов.
Дополнительная информация — например, время работы и количество сотрудников. Это пример заполнения информации о предприятии, которая занимается разработкой информационных систем. Здесь указан вид деятельности, типы продукции, юридические данные, руководящие лица, персонал и банковские реквизиты.
Пример бизнес-плана по созданию отдела компьютерной безопасности. Источник Продажи и услуги В следующем разделе указывается информация о вашей продукции: Название товара или услуги. Инструкция по использованию продукта и краткое описание сегментов ЦА , на которые ориентирован товар.
Характеристики — основные и дополнительные. Преимущества продукта и его конкурентные качества. Авторские права и патенты на каждый продукт.
Лицензия — если нужно ее получить, напишите об этом. Сертификаты качества. Влияние на экологию — здоровье человека и безопасность окружающей среды.
Данные о поставках и упаковке товара. Гарантийный срок и варианты сервисного обслуживания. Эксплуатационные характеристики товара.
Варианты утилизации продукта. Пример, как можно оформить раздел с описанием продукции в бизнес-плане по строительству нового кирпичного завода. Здесь можно увидеть информацию в таблицах — виды продуктов и объемы производства, а также список новых товаров: размер кирпича, вес, тип поверхности, прочность и морозоустойчивость.
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция для начинающих предпринимателей
Вместе с тем, приведенный бизнес-план позволяет получить примерное представление о шагах, которые нужно будет предпринять для успешного запуска описываемого бизнеса. Популярные вопросы. Термин бизнес-план пошел от английского business plan. Бизнес-план - это структурированный документ описывающий этапы развития компании, ее основные направления деятельности, ее стратегии и риски.
Финансовые показатели можно предположить.
В Skillbox Media есть статьи о видах прибыли и о рентабельности. Прочитайте их, чтобы узнать, как рассчитывать показатели. Лучше разбить этот раздел на две части — анализ мирового рынка и анализ рынка страны. Анализ мирового рынка.
В этот раздел нужно включить информацию о его размерах и динамике, крупнейших участниках, основных трендах и ключевых событиях. Основное назначение этого подраздела — показать читателям бизнес-плана, что ваш проект соответствует глобальным трендам и вы учли все важные факторы. Как правило, если проект идёт вразрез с мировыми трендами, он рано или поздно разоряется. Поэтому нужно заранее избавить инвесторов от опасений.
Анализ рынка страны. Этот подраздел носит более практический характер. В него нужно включить: Показатели динамики рынка — в натуральных и финансовых показателях. Данные о российском рынке можно взять на сайте Росстата.
Данные об импорте и экспорте — тоже в деньгах и натуральных показателях. Их можно взять в таможенной статистике. Данные о финансовой деятельности конкурентов — их можно посмотреть, например, в базе налоговой.
Структура бизнес-планов может быть разной. Главное — она должна быть удобной для собственника бизнеса. Вот шесть разделов, которые можно добавить в бизнес-план при создании большинства бизнесов: Титульный лист: что за бизнес вы собираетесь открыть, что собираетесь продавать, примерная схема работы проекта. Анализ рынка и целевой аудитории: кто и при каких условиях будет покупать ваш товар или услугу, какую проблему вы решите своим продуктом. Маркетинговый план: как будете продвигать бизнес. Производственный план: сюда входит описание производственного цикла. Анализ возможных рисков: что может помешать бизнесу успешно работать. Подсчет всех расходов на открытие бизнеса. Расскажем о каждом пункте подробнее. Титульный лист. Он нужен, чтобы предприниматель мог коротко сформулировать, какой бизнес он открывает. На титульном листе нужно указать: полное название бизнеса; страну и город, где бизнес будет работать; контактные данные; организационную структуру. Такой список поможет четче определить, какой бизнес открывает предприниматель. Анализ рынка и целевая аудитория. В классическом смысле это полноценное исследование, в каком состоянии рынок, что хорошо продается, а что не очень. Стоит поискать объем рынка: на какую сумму продают похожие товары, работы или услуги за месяц или за год. Лучше оценить рынок в целом по стране и отдельно в вашем городе. Если запускаете розничный бизнес, лучше оценить рынок в отдельном районе. К примеру, если вы открываете шиномонтажку или киоск с мороженым, конкурировать с такими же компаниями на другом конце города вы не будете. Нужно также изучить конкурентов. Для этого можно зайти на страницы их социальных сетей и сайтов, прочитать отзывы и вопросы клиентов: чего они хотят, на что жалуются и чего им не хватает. После анализа рынка изучите спрос. Для этого можно использовать: Яндекс Вордстат — сервис, который позволяет оценивать интерес пользователей к определенным темам, сезонность бизнеса и географию поисковых запросов; Google Trends — сервис от поисковой системы Google. Он помогает спрогнозировать тренды и запросы среди пользователей Google. Можно также оценить сезонность, сравнить два запроса друг с другом; Компас от Тинькофф Бизнеса — сервис оценивает конкуренцию в вашей отрасли в выбранном районе города.
Дальше я спокойно выслушал рассказ о его разочаровании и негодование о том, что цена завышена в разы. На этой нейтральной ноте мы и прощаемся и Михаил исчезает сентября. Уже забыв о нём, раздается телефонный звонок с незнакомого номера и дрожащим голосом Михаил просит о срочной встрече. На встрече, за чашечкой горячего кофе, Михаил рассказывает свою историю. Истории часто одинаковые, но со своими деталями… Михаил нашёл специалиста, который согласился сделать бизнес-план за 20К рублей за неделю. Прислал готовый документ и финансовую модель Михаилу, он, радуясь такому успеху: и бизнес-план есть, и бюджет сэкономил, начал рассылать свой бизнес-план потенциальным инвесторам. Но никто не проявил должного интереса в течении месяца. Михаил через знакомых выходит на представителя одного из инвесторов и договаривается о встрече. Встреча проходит довольно компактно и совсем не так, как планировал Михаил, готовясь презентовать свой проект во всей красе. Представитель инвестора взглянув на бизнес-план, даёт несколько общих рекомендаций, которые Михаил быстро записывает на бумажке и через несколько минут, даже не допив кофе, прощается с Михаилом и кидает фразу из разряда: «Ну, как сделаете нормальный документ, приходите… Такое я даже руководителю отдела не могу показать - меня засмеют». Михаил, придя домой, сразу же написал большое «гневное» письмо своему специалисту с требованиями переделать бизнес-план, вываливает много фраз о сомнениях в его компетенциях и… получает лишь «ок» и новый счёт. После долгих дебатов и переписок, Михаил требует возврата своих «кровных» 20К за то, что документ сделан некачественно. Специалист, ссылаясь на договор и на то, что все требования формально выполнены, перестает поднимать трубку и отвечать на почту… В общем, очередной рассказ о несправедливости в этом мире, о том, как обманули мошенники и просьбой помочь внести минимальные корректировки, чтобы бизнес-план всё таки стали рассматривать. Надежда ведь умирает последней, как и понимание того, что покупая швейцарские часы на рынке по китайской цене не даёт качества швейцарского производителя. Открываем его новый документ и идём по разделам. Я задаю по нескольку вопросов по каждому вопросу о том, есть ли там информация соответствующего содержания. Получаю отрицательные ответы. Михаил уже сам осознал, что эти 20К он не потерял, а заплатил за новый опыт. Михаил сам посмеялся с того, что такой опыт стоит довольно дорого, зато объясняет доходчиво. К сожалению, в случае с Михаилом, документ нужно писать с самого начала. Получившийся документ я не читал, его читал Михаил и, не смог ответить не на один из вопросов, которые я ему задавал. То есть, те вопросы, которые обычно интересуют инвесторов… И вот мы подошли к важному вопросу: Кто виноват в том, что Михаил потерял свои деньги? Михаил сам или он стал жертвой обмана недобросовестного специалиста?
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция для начинающих предпринимателей
А вот составить убедительный бизнес-план для постороннего инвестора самостоятельно не получится, если вы не являетесь профессиональным разработчиком. Составление бизнес-плана выступает осознанным первым шагом для будущего бизнесмена практически в любом сегменте предпринимательской деятельности. Перед началом составления бизнес-плана обязательно изучите уже готовые примеры.
Как написать бизнес-план? Инструкция на простом языке!
Эффективность планирования заключается именно в том, чтобы рассчитать всевозможные риски и возможности именно в ваших условиях. Только так можно создать эффективную и продуманную систему, которая в итоге не приведет вас к банкротству. Здесь отлично поможет психологическое вливание в среду выбранного вами бизнеса. Попробуйте познакомиться и пообщаться с людьми, которые пытались или делают тоже самое, походите по их заведениям, рассмотрите их недостатки и преимущества и на основе этого выведите свою универсальную формулу. Бизнес — это занятие, в котором лучше учиться на чужих ошибках, не совершая своих. В каких случаях необходим бизнес-план, а в каких ТЭО? Есть существенная разница между бизнес-планом и технико-экономическим обоснованием. Дело в том, что второй документ ТЭО - Технико-экономическое обоснование довольно прост и предназначен для формальных, несложных процедур.
К примеру, с его помощью можно убедить инвесторов, что расширение площади магазина будет актуальным для вас и вашего дела. Бизнес-план пишется для проектов, в которых есть более высокие риски. Особенно это касается ситуаций, когда деятельность вашего предприятия привносится некая инновация или новинка. Инвесторам необходимо видеть, какие риски и выгоды они получат в итоге. Для того чтобы точно понять, какой именно документ вам необходимо создать, вы можете взять в организации, которая будет выступать инвестором, перечень требуемых для подачи заявки бумаг. Сколько стоит заказать бизнес-план? Стоимость работы вполне логично зависит от количества самой работы и предполагаемой суммы инвестирования.
Если вложения не достигают 20 миллионов, никакой информации искать не требуется и реализуемых товаров не много, свой план можно получить за сумму в 20 или 30 тысяч рублей. При этом, если сумма, на которую вы рассчитываете, доходит до 300 миллионов и вам необходимы качественные маркетинговые условия, плата может увеличиться до 100 тысяч. В целом все зависит от сложности самой задачи. Сколько времени разрабатывается бизнес план? Все зависит от исходных данных. Если его пишут профессионалы, у которых есть вся требуемая информация, то процедура будет длиться около 10 дней. Если не хватает каких-то данных, все может растянуться и до 20 дней.
Поэтому в интересах заказчика предоставить максимальное количество требуемых фатов сразу. Если же вы планируете писать план самостоятельно, то здесь процесс его создания всецело зависит только от ваших навыков и желаний. Зачем обращаться в консалтинговую компанию для разработки бизнес-плана, если я могу сделать это сам? Здесь все дело заключается в ваших знаниях и опыте. Даже если вы никогда не составляли подобных планов, однако имеете солидный опыт в работе в этой области, знаете и можете провести маркетинговые исследования, то вы вполне в состоянии составить необходимый документ. Дело в том, что инвесторы, банки, кредиторы воспринимают ваше предложение всерьез только в первый раз. Остальные презентации будут выглядеть надувательством и «подгонкой цифр».
Именно поэтому ваша идея должна выстрелить и «убить» аудиторию сразу. Если в вас нет уверенности, что вы создадите именно такой проект, подтвердите его всеми необходимыми исследованиями, статистиками и другими данными, лучше обратитесь к профессионалам. Это позволит воплотиться идее, а не залечь в дальний ящик до лучших времен. В чем особенности бизнес плана для получения субсидии на развитие бизнеса? Получение субсидий, то есть помощи от государства, требует определенных корректировок. Так как инвестором в данном случае выступает гос. Также вы должны доказать безубыточность своего бизнеса, минимальные риски.
Это в значительной мере склонит чашу весов к вам. Кроме того, нужно с интересом отнеситесь к своей задумке, вложить в нее свой максимум. Чем больше денег вы потратите сами, тем больше вам даст государство. Еще будут иметь значение количество созданных рабочих мест. Если вы будете развивать приоритетную в области отрасль, значит, ваши шансы вырастут на еще один пункт. Если планирование так важно, почему реально пишут бизнес план не многие? Это утверждение не совсем соответствует истине.
Практически все крупные компании начинают любую новую деятельность с создания бизнес-плана. Это обусловлено тем, что каждый руководитель внушительных капиталов понимает какие риски и возможности есть в бизнесе, что лучше иногда предусмотреть, чем после растерянно хлопать руками. Малый же бизнес в России являет собой полную противоположность концепции разработки бизнес-плана, действуя при этом на свой страх и риск. Так происходит из-за того, что практика такого предпринимательства относительно молода в стране и культура планировании еще не внедрилась на достаточном уровне. При этом уже сейчас наблюдается тенденция все большего развития бизнес-планирования, так как не успев начать свой бизнес, предприниматель будет изучать вопросы закрытия ООО или ИП. Он выполняет множество ответственных функций, которые не способен сделать по-другому ни один человек. С его помощью вы можете заручиться финансовой поддержкой и открыть, развить свое дело гораздо раньше, чем вы сможет насобирать значимую сумму для бизнеса.
На хороший, продуманный, написанный без ошибок бизнес-план инвесторы реагируют в большинстве положительно, так как видят в этом способ спокойного заработка со всеми придуманными и описанными неприятностями. Кроме этого, еще до открытия заведения вы видите, что вас ждет. Какие риски возможны, какие алгоритмы решения будут актуальны в той или иной ситуации. Это не только благоприятна информация для инвестора, но и нужный план, ели вы попадете в передрягу самостоятельно.
В маркетинговом плане приводятся следующие данные: ожидаемый объем продаж с разбивкой по периодам времени; описание путей повышения продаж; система поставок и сбыта продукции; система сервисного обслуживания клиентов; рекламная политика с четкой проработкой всех составляющих; меры по организации контроля за реализацией маркетинговой стратегии. ВАЖНО: При работе по франшизе маркетинговый план обязательно должен быть согласован с маркетинговой стратегией, представленной франчайзером. В большинстве случаев значительная его часть разрабатывается непосредственно владельцем франшизы и адаптируется под индивидуальные особенности конкретного проекта. Производственный план Раздел посвящен мерам и решениям по созданию производства продукции, необходимого для реализации проекта. Эта часть включается в бизнес-план в том случае, если компания или предприниматель, предусматривает ведение производственной деятельности. Обязательно указываются в этом разделе следующие показатели и сведения: необходимый уровень производственных мощностей для достижения целей, сформулированных в бизнес-плане; описание технологического процесса; оборудование и технические средства, необходимые для производства; способ приобретения или аренды оборудования; необходимая площадь производственных помещений; перечень производственных операций, которые передаются в исполнение субподрядчиков, и описание этих операций; перечень субподрядчиков и их характеристики; обеспечение производства сырьем и материалами для изготовления продукции. В случае запуска бизнеса по франшизе организация производства, как правило, осуществляется в соответствии с требованиями франчайзера.
Опытные инвесторы наверняка заметят неточность и могут сразу отказаться от проекта, даже не прочитав документ до конца. Пример, как можно заполнить и оформить резюме: Пример бизнес-плана — как оформить резюме Цели В следующем разделе важно отразить ключевые цели, которые вы перед собой ставите. Это может быть деятельность по ведению бизнеса либо конкретный продукт или услуга. Также здесь указывают: Технологические процессы. Их можно отразить схематично — в виде инфографики в майнд-картах , таблицы, картинки, или указать несколько важных пунктов. Более глубокий разбор оставьте для следующих разделов. Преимущества для потребителей с доказательствами: цифры, таблицы, исследования и тому подобное. Кратко и четко. Уникальность проекта. Укажите особенность вашей идеи — ради чего именно к вам придут потребители. Это может быть новый продукт на рынке или низкая себестоимость материалов для производства товара. Перспективы развития. Показать инвесторам, как и какими способами вы будете развивать проект после реализации плана. Например, расширение производства, обучение сотрудников или выход на международный рынок. Патенты и авторские права. Если у вашей идеи уже есть патент, покажите это инвесторам — это будет еще одним доказательством уникальности проекта. Анализ отрасли В этом разделе указывают выкладки по результатам исследования рынка и его потребителей в масштабах города, страны или мира. Данные можно указать в тексте или выделить в таблицу. Главное — чтобы в этом разделе была собрана вся доступная информация, которая подтверждает ваши цели, задачи и актуальность идеи. Показатели, которые можно включить в раздел «Анализ отрасли»: Объем рынка. Портрет клиента и описание сегментов ЦА. Влияние внешних факторов на развитие ниши. Варианты продвижения продукции. Данные можно взять из публикаций СМИ, Росстата и других источников, где приведены исследования рынка и ситуации в экономике и политике. Расскажите инвесторам, какой товар популярен в вашей нише, а какой не пользуется спросом. Оцените перспективы вашей идеи для города и его жителей. Изучите конкурентов и покажите их преимущества и недостатки — с кем вы будете соперничать на равных, а до кого еще нужно «дорасти». Рекомендуем к прочтению! Узнайте, как протестировать нишу для бизнеса. Ниже приведен хороший пример анализа отрасли с таблицами и исследованиями рынка гостиничного бизнеса. В тексте подробно разобраны потребности жителей города и приезжих. В регионе расположены крупные промышленные предприятия, в связи с этим мы наблюдаем прирост иностранных специалистов, которые приезжают в командировки на несколько дней или даже недель. А значит, им нужно где-то жить — и самым удобным вариантом было бы открытие гостиницы. Пример анализа отрасли для гостиничного бизнеса Пример краткого анализа рынка сбыта — бизнес-план электронной торговой площадки. Здесь есть описание и исследование ниши, а также выбор ЦА. В таком варианте информацию лучше всего использовать для внутреннего рассмотрения, так как инвестор может не разобраться в нюансах ниши и вашей идеи. Пример краткого описания рынка сбыта Функции Благодаря этому разделу мы сужаем наши исследования до внутренних процессов и больше погружаемся в проект.
Какая комиссия для заказчика? Как выбрать эксперта по бизнес-плану? Чтобы выбрать эксперта, зайди на страницу заказа и рядом с интересующей ставкой нажимай кнопку «нанять». Далее выбери способ и тип оплаты и нажми кнопку «перейти к оплате». После этого останется ввести данные карты, с которой планируется оплата и ввести код из смс на странице банка. Как заказать работу у определенного автора? Если хочешь заказать работу у знакомого эксперта, нужно зайти в завершенный заказ, и нажать на аватар эксперта.
10 советов, как написать бизнес план
Составить бизнес-план можно самостоятельно с нуля, воспользоваться шаблонами и типовыми примерами, либо заказать индивидуальную проработку этого документа специалистам. А вот составить убедительный бизнес-план для постороннего инвестора самостоятельно не получится, если вы не являетесь профессиональным разработчиком. Уже на этом этапе составления бизнес-плана вы должны понять, как и где будете продвигаться, чтобы получать необходимый объем продаж. Пошаговая инструкция по составлению бизнес-плана. Составление плана для дальнейшего ведения бизнеса, по словам Оганесяна, будет включать в себя следующие шаги. Пошаговая инструкция по самостоятельному составлению бизнес-плана.