Именно египетское письмо было родоначальником древнейшего алфавита в Африке. Папирус в древнем Египте различался по качеству.
Папирус как прототип бумаги
- Письменность в Древнем Египте
- Доклад на тему Письменность древних египтян 4, 5 класс сообщение
- Древнеегипетская письменность и ее потомки
- Египетский папирус | Египет 2023
Секреты Древнего Египта: какова технология изготовления папируса?
Так древний язык египтян исчез в их родной стране, и вместо него восторжествовала арабская речь завоевателей, которая в одном из диалектов сохранилась в качестве языка современных египтян. Древняя технология изготовления материала, заменявшего египетским жрецам и чиновникам бумагу, на протяжении многих веков пребывала в забвении. Система египетского письма очень древняя, она изменялась и совершенствовалась на протяжении веков. Иератическое письмо — одна из форм египетского письма, применявшихся для записи текстов на египетском языке. Древнее царство — период в истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов III—VI династий. Долгое время египтяне наносили письмо на глиняные таблички. Особенности египетского письма: Древние египтяне научились пиктографическому письму у шумеров и смешали его с идеографическим.
Конспект урока истории в 5 классе на тему «Письменность в Древнем Египте»
После этого шкуры сушили, разглаживали, а также натирали мелом и полировали. В итоге должна была получиться чистая, ровная и тонкая кожа, имеющая желтоватый оттенок. Данный материал окрашивали в нужный цвет. Чем тоньше был пергамент, тем он дороже стоил. Первоначально из пергамента формировали свитки, но позднее научились из его листов сшивать книги. Такие качественные материалы, как папирус и пергамент были дорогими, поэтому также для письма использовали кору деревьев, пальмовые листья, ткани, а также восковые дощечки.
Основа для восковой дощечки изготавливалась из дерева реже из слоновой кости , в которой делалось специальное углубление — в него заливали растопленный воск. По застывшему воску писали стилем — металлической палочкой. Текст можно было легко стереть ее тупым концом. Однако данный материал не обеспечивал длительное сохранение текста.
Клинопись древнего Востока. Телль Амарнская переписка. Демотика древнего Египта. Демотическое письмо Египта. Иератика Египет письменность. Демотика Египетская письменность. Иероглифы Священные письмена в Египте. Письменность древнего Египта иероглифы с переводом. Иероглифы Священные письмена. Письмо иероглифами древнего Египта. Написать письмо иероглифами древнего Египта. Египетское письмо иероглифы. Древняя письменность. Письмо древних. Идеография Египта. Древнеегипетская пиктография. Иероглифы египетские древнее царство. Особенности письменности древнего Египта. Древний Египет 2 письменность. Древние письменность Египта. Буквенная система письма в древнем Египте. Древняя Планета. Древняя Египетская письменность. Иератическое письмо в древнем Египте. Египетские иероглифы. Кто расшифровал египетские иероглифы. Достижения письменности в древнем Египте. Достижения египтян в письменности. Письменность у народов в Египте. Иероглифическое письмо. Иероглифическая письменность. Первая письменность в Египте. Стела начальника Гончаров Пепи. Пиопи II Неферкара. Клинопись- вид письма в Египте?. Клинопись и иероглифы Египет и Междуречье. Иероглифы в древнем Египте клинопись. Иератика и демотика. Египетское демотическое письмо. Каирский Манускрипт. Древние манускрипты Египта. Манускрипт Египет Египетский. Древнеегипетская письменность иероглифика.
Именно её вырезали на каменных стенах древнеегипетских храмов. Благодаря декоративности иероглифов, это смотрелось очень эффектно и монументально. Иероглифика являлась рисуночным письмом с добавлением фонетических знаков. То есть, отдельный значок или рисунок мог обозначать звук, слог, слово или целую фразу. Но развивалась письменность постепенно.
Листы склеивали таким образом, что край одного листа покрывал край следующего, при этом место склейки составляло около 1-2 см. Чем писали Древние египтяне использовали кисточки для письма на папирусе. Делали ее из стебля болотного растения каламус. Знания древних египтян Они обладали знаниями в различных областях, но особенно развиты были: Астрономия: благодаря наблюдениям за звездами египетские жрецы смогли определить продолжительность года. Кроме того, они умели предсказывать солнечные и лунные затмения, составляли карты звездного неба. Математика и геометрия: древние египтяне умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях. Знания геометрии использовались для строительства пирамид и других грандиозных сооружений. Медицина: одним из величайших достижений египетской медицины было открытие кровообращения и понимание важности сердца в этом процессе. Врачи в Древнем Египте специализировались в разных областях. Кто-то занимался лечением желудка, кто-то — глаз, кто-то — зубов и так далее. В Древнем Египте был достигнут значительный уровень хирургии, о чем свидетельствуют найденные археологами хирургические инструменты в гробницах. Самыми образованными людьми в Древнем Египте были жрецы. Каждый храм имел свою библиотеку, где хранились и переписывались свитки.
Глава 11 Египетские иероглифы
Папирус использовался преимущественно для письма и служил отличным материалом, на котором египтяне фиксировали свои астрономические познания, навыки в медицине и математике. В Древнем Египте для ведения успешной хозяйственной деятельности появилось иероглифическое письмо. Папирус, как материал для письма, начали применять в Древнем Египте (III век до н. э.). Свое название материал получил благодаря болотному растению Cyperus papyrus, из которого его изготавливали. Материал, на котором писали древние египтяне, очень разнообразен.
Где растёт папирус
- 12.3. Египетское письмо
- Письменность в Древнем Египте
- Материалы для письма до изобретения бумаги
- Материалы - предшественники бумаги
Рассказ письменность древнего египта
Развитие способов документирования и разгадка тайны египетского письма - Управление персоналом | Самым удобным и обычным материалом для письма в Египте был папирус158, приготовлявшийся из сердцевины исчезнувшего теперь в Египте водяного растения (ег. папиур – «нильский»). |
Материалы и принадлежности для письма — Студопедия | Древние египтяне использовали несколько различных материалов для написания своих текстов и записей. |
История древнего Египта, Язык и письмо - Борис Александрович Тураев - читать, скачать | Самым удобным и обычным материалом для письма в Египте был папирус158, приготовлявшийся из сердцевины исчезнувшего теперь в Египте водяного растения (ег. папиур – «нильский»). |
Иероглифы. Письменность древних египтян • Образавр | Папирусные письма и документы представляют богатейший материал для изучения истории христианской церкви в Египте, в особенности монашества. |
Секреты папируса | Язык Древнего Египта достаточно сложен, далеко не все египтяне владели письмом, это была прерогатива знатных людей, и, прежде всего фараона, жрецов и конечно писцов. |
Папирус - свиток длиною в пять тысячелетий
В истории письменности древнего Египта одновременно с иероглифическим письмом существовало иератическое. Египетское письмо (егип. «слова бога») — это письменность, использовавшаяся в Древнем Египте в течение 3500 лет с начала 3-го тысячелетия до нашей эры. Более доступный материал для письма был придуман в Древнем Риме.
12.3. Египетское письмо
Демотическое письмо эпохи Птолемеев. Папирус Эберса. Около XVI в. Они взяты из Библии, где упоминаются потомки сыновей Ноя — Сима Сема , Хама и Иафета, которые считались родоначальниками всех народов. После перечисления потомков Сима в Писании сказано: «Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их».
Виды письма Иероглифическая письменность возникла около 3400 г. Иероглифический текст обычно писали справа налево, иногда наоборот — в виде горизонтальной строки, но существует и начертание в виде столбцов. Текст наносили без пробелов и знаков препинания. Строчку следовало начинать читать с той стороны, в какую смотрит изображение человека, животного либо птицы.
Все иероглифы делились на фонограммы и идеограммы. Фрагмент стелы с надписью египетскими иероглифами, посвященной Рамзесу II.
О двух видах египетского письма писал и другой древнегреческий историк Диодор Сицилийский. А известный богослов и писатель II века Климент Александрийский насчитывал у египтян три вида письма: иероглифику — священное письмо, высеченное на камне, иератику — священное письмо жреческих книг и эпистолографику — письмо для повседневного употребления.
Иероглифика — рисуночное письмо, самый древний вид египетской письменности. Иератика — то же, что скоропись, - развивалась из иероглифического письма. Этим видом письма записывались жреческие книги, составлялись военные донесения, счета, деловые письма и т. Эпистолографика — народное письмо - появляется в VII в.
Розеттский камень — ключ к расшифровке египетской письменности. В 1799 г. Неподалеку от города Розетты в дельте Нила во времена земляных работ один из солдат Наполеона, копавший по приказу офицера окоп, неожиданно ударил лопатой о плоский камень. На поверхности камня разными знаками письменности были начертаны три текста.
Самый нижний оказался греческим. Приглашенные лингвисты прочитали интересную историю. Надпись рассказала о том, как жрецы из всего Египта собрались в городе Мемфисе, чтобы прославлять царя. Камень был черного базальта.
Верхняя часть текста, несомненно, написана иероглифами, «священными буквами», и она должна, как об этом говорится в греческом тексте, совпадать с нижней, греческой частью. Розеттский камень стал ключом для разгадки египетского иероглифического и демотического письма. Однако до «эпохи Шампольона» лишь очень немногим ученым удалось продвинуться в расшифровке высеченных на нем текстов. Главным препятствием было отсутствие понимания системы египетской письменности в целом, поэтому все частные успехи не давали никакого «стратегического» результата.
К примеру, англичанин Томас Юнг 1773—1829 сумел установить звуковое значение пяти иероглифических знаков Розеттского камня, но это ни на йоту не приблизило науку к расшифровке египетской письменности. Эту неразрешимую, как тогда казалось, задачу смог разрешить только гений Шампольона. Путь ученого к желанной цели не был прямым. Несмотря на фундаментальную научную подготовку и потрясающую интуицию, Шампольону пришлось то и дело утыкаться в тупики, идти неверным путем, поворачивать назад и снова пробиваться к истине.
Конечно, большую роль сыграло то, что Шампольон владел доброй дюжиной древних языков, а благодаря знанию коптского он мог более, чем кто-либо иной приблизиться к пониманию самого духа языка древних египтян. Прежде всего Шампольон исследовал и полностью отверг более ранние исследования, представленные в «Иероглифике» Гораполлона и все попытки расшифровки, основанные на его концепции. Гораполлон утверждал, что египетские иероглифы — это не звуковые, а только смысловые знаки, знаки-символы. Но Шампольон еще до открытия Юнга пришел к выводу, что среди иероглифов были знаки, передающие звуки.
Уже в 1810 году он высказал мнение, что такими фонетическими знаками египтяне могли писать чужеземные имена. А в 1813 году Шампольон предположил, что для передачи суффиксов и префиксов египетского языка также использовались алфавитные знаки. В 1820 году Шампольон правильно определяет последовательность видов египетского письма иероглифика — иератика — демотика.
Из папируса изготавливали несколько продуктов: ткани, коврики и шнуры, изготавливали лекарства, делали корзины, мебель и даже лодки. Все шло в дело. Корень и стебель папируса кушали как овощи, а ствол шел на строительство дома. Большую известность папирус получил в качестве бумаги для письма. Именно египетское письмо было родоначальником древнейшего алфавита в Африке. Папирус в древнем Египте различался по качеству. Грубый папирус использовали в качестве упаковки, а папирус самого высокого качества использовали, чтобы пистать на нем религиозные или литературные тексты.
С давних времен до нас дошло множество древних папирусов. Например папирус Райнда, который унаследовал свое название от своего покупателя, Александра Генри Райнда, шотландского антиквара.
Таким образом, сформировалась новая письменность — иератическая. Время ее рождения - эпоха Древнего царства. В иератическом письме знаки уже мало походили на предметы или животных.
Древнее царство славилось расцветом ремесленничества, архитектуры, строительства. Дабы сохранить все имеющиеся техники приготовления тех или иных продуктов, египтянам приходилось это записывать. Поэтому в оборот вошли новые иероглифы и знаки иератического письма. Но иероглифика не перестала употребляться, а параллельно существовала на протяжении всей истории Древнего Египта. Более того, каждый вид письменности нашел свои отдельные функции в обществе.
Египетское письмо
Только богатые люди могли позволить себе достойное погребение. Для предстоящего путешествия в загробный мир они размещали в своих гробницах мебель, ювелирные украшения, всевозможные предметы роскоши. Тела знатных умерших подвергали мумификации — процессу удаления из тела всех внутренностей, для создания из него мумии. С особой пышностью провожали в загробный мир фараонов, ведь они являлись не только правителями государства, но и считались сыновьями богов. Еще при жизни фараоны строили себе роскошные гробницы — пирамиды. Многие из древнеегипетских пирамид сохранились до сегодняшних дней. Боги Древнего Египта Египтяне верили во многих богов, каждый из которых отвечал за свою сферу, стихию природы. Верховным среди них считался Амон-Ра — Бог Солнца. По мнению египтян, Амон-Ра являлся создателем всего мира, был благосклонен к людям, помогал им в различных ситуациях. Его изображали в виде человека с соколиной головой, на которой красовалась корона в форме солнечного диска. Древнеегипетские жрецы утверждали, что каждый из фараонов - сын верховного бога Амона-Ра, ниспосланный на землю для управления людьми.
Бог Сет олицетворял зло, засуху, войну, разрушения. Ему поклонялись как повелителю плохой погоды и песчаных бурь, чтобы Сет не направлял против людей подвластные ему силы. Египтяне изображали его в образе человека с головой осла. Бог Анубис заведовал погребальными обрядами, провожал души умерших в мир мертвых. Анубиса изображали в образе человека с головой черного шакала, так как черный цвет символизировал смерть, ночь, загробный мир. Не только бесчисленных богов, но и богинь почитали жители Древнего Египта. Богиня Нут олицетворяла звездное небо, космос. Согласно верованиям египтян, ночью Нут проглатывала Солнце, а к утру рождала его снова. Богиню изображали в виде женщины или коровы, которая огибала своим телом все небо, укрывая, таким образом, обитателей земли. Богиня Маат почиталась как покровительница мудрости, истины, порядка, справедливости.
Египтяне верили, что в прошлом крылатая Маат жила среди людей, но их склонность ко лжи, воровству, злобе заставила богиню покинуть землю и вернуться в царство богов, возглавляемое ее отцом — Амоном-Ра. Богам Древнего Египта жители долины Нила постоянно подносили жертвы, строили статуи, храмы. Египтяне верили, что если не умилостивить богов, они нашлют на людей свои проклятья, лишат их своей милости, накажут неурожаем, войной, болезнями. Но напрямую обращаться к богам с молитвами могли только жрецы. И чтобы попросить о милости того или иного бога, человек должен был вручить жрецам подношение: ювелирное украшение, фрукты, красивую одежду, животное. Только жрецы имели права входить на территорию храма, подносить богам жертвенные дары. Древнеегипетские жрецы пользовались большим уважением среди всего населения, к их советам прислушивались даже фараоны.
Именно поэтому греки называли его «священное письмо». Стела с иератической надписью, в которой описывается дарение надела земли храму. Метрополитен-музей, Нью-Йорк США Демотическое письмо стало применяться для записи текстов на поздних стадиях египетского языка. По сравнению с иератическим оно имело меньшее количество символов, было ориентировано на запись слов алфавитными знаками, в нем прослеживались попытки передачи гласных на письме. Брачный контракт, написанный демотическим письмом. Метрополитен-музей, Нью-Йорк США Для лучшего понимания Жан-Франсуа Шампольон-младший стал записывать демотическим алфавитом собственные дневники, которые после его смерти один французский академик выдал за древние рукописи II в. Бог письменности Изобретателем и покровителем письменности в Древнем Египте считался бог Тот. Существовала даже молитва писцов, в которой они обращались за помощью к этому божеству: «Приди ко мне, Тот, ибис прекрасный, бог, любящий Гермополь, писец писем эннеады богов, великий в [городе] Уну. Приди ко мне и дай мне советы, сделай [так], чтобы искусен был я в должности твоей. Прекраснее должность твоя, чем любая [другая] должность, [ибо] возвеличивает [человека] она: найденный искусным в ней становится вельможей». Материалы для письма Для письма в Древнем Египте использовали различные материалы: камень, дерево и, конечно, папирус. Лучше всего сохранились тексты на камне, поскольку он менее подвержен разрушению. Записи делались с помощью долота. Чуть позже появился обычай предварительно покрывать каменные стены грунтовкой, на которую впоследствии наносили тексты и красочные рисунки. Надписи и рисунки храма Хатхор. Дендер, Египет Наиболее известным материалом для письма был папирус, который изготавливался путем прессования стеблей одноименного растения. Папирус не просто добывали, его специально выращивали на плантациях, причем условия сдачи таких плантаций были довольно суровыми. Кроме высокой арендной платы, арендатор не мог свободно распоряжаться выращенным папирусом, а также пасти скот в его зарослях. Он должен был чистить каналы и поддерживать слой земли на берегах. Записи на папирусе делали тростниковой ручкой, которую обмакивали в угольный пигмент для черного цвета и в охру — для красного. Палетка и кисти принцессы Менетатей. Около 1353-1336 гг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк США Интересно, что понятие «красная строка» существовало и в Древнем Египте: первые несколько слов писались красным цветом. Однако папирус считался очень дорогим материалом, поэтому довольно часто текст смывали или соскребали и наносили записи повторно. Такие свитки назывались палимпсестами. Для ежедневных бытовых записей, а также для обучения в школе использовались обычные глиняные черепки — остраконы. Источник Древнеегипетская письменность и ее потомки Первые памятники египетского письма датируются примерно 3000 до н. Это письмо было в ходу примерно до 1 в. По мнению многих ученых, письменность Древнего Египта развивалось не постепенно, как клинопись, а было специально разработано. К моменту его появления существовала только одна письменность — клинопись, что и послужило стимулом к созданию египетского письма. Между этими двумя системами имеются существенные различия, но базовые принципы их построения примерно одинаковы. К периоду, предшествовавшему появлению египетского письма, относятся несколько находок, являющихся образцами описательно-изобразительного способа визуальной коммуникации. Самая известная из них — палетка Нармера, датируемая ок. В ряде начертаний, представленных на этой палетке, некоторые видят связь со знаками более позднего письма, но строение изображения в целом не позволяет говорить о нем как об образце какой-то письменности, и невозможно доказать, что оно действительно является предтечей египетского письма. Существуют три вида египетского письма: иероглифическое, иератическое и демотическое. Иероглифическое [рисуночное] письмо применялось главным образом в культовых целях, в надписях на стенах гробниц и храмов, где знаки высекались в камне и затем прокрашивались, и в книгах с ритуальными текстами. В иероглифическом письме все знаки — даже те, что не выражают ничего, кроме звуков языка, — с точки зрения своего внешнего облика, являются пиктограммами — аккуратно выполненными, подробными и вполне узнаваемыми рисунками людей, животных и предметов. Эти знаки сохранили свой рисуночный характер неизменным на протяжении всего времени употребления египетского письма. Иератическое и демотическое письмо использовались в хозяйственных документах и письмах, написанных на папирусе. Знаки иератического и демотического письма произошли от иероглифических пиктограмм, но имеют характер скорописи, лишенной рисуночной изобразительности. Однако язык все три вида письма передают одинаковым способом, несмотря на имеющиеся между ними изобразительные различия. Египтяне никогда не пользовались для письма глиной. Папирус, конечно, далеко не столь долговечен, как глина, и число имеющихся в нашем распоряжении документов на папирусе не идет ни в какое сравнение с тем, что мы имеем в случае клинописи, да и тематика египетских текстов уже. Разделы страницы о письменностях Древнего Египта: Древне-египетская письменность Применение древнеегипетского письма другими народами Производные древнеегипетской иероглифики Большинство рисунков с образцами письменности на этой странице взяты с замечательного сайта Ancientscripts. На эту страницу имеется ссылка в Википндии статья о мероитском письме.
Верхняя строчка: Здесь три одноконсонантных знака: d d - глагол «говорить»,. Таким образом, вся группа читается:d d. Эти знаки читаются: jnk nb qd «Я — владыка характера», то есть «я обладаю крепким характером». В 1799г. На нем были сделаны записи в трех системах письма: иероглифической, демотической и на греческом языке. Этот камень, названный Розеттским, оказался одной из наиболее важных находок для египтологов, поскольку он содержал ключ к пониманию иероглифическую письма. Сопоставляя греческий и иероглифический тексты, француз по имени Ж. Шампольон сумел в конце концов разгадать тайну иероглифов. Это произошло в 1822г. Последовавший затем перевод письменных документов дал нам огромное количество информации о Древнем Египте. Мифы, легенды, сказки — все это с трепетом и уважением передается из поколения в поколение. И одной из таких тайн всегда считались письменность и знания древних египтян. Современному человеку невдомек, как при тех примитивных технологиях, которыми владели древние общества, египтяне смогли добиться таких значительных успехов в области анатомии и архитектуры. Все наслышаны о чудесах египетских пирамид и о мумиях фараонов Египта. Но мало кто задумывается, что кроме этих диковинок, Древний Египет подарил человеческой цивилизации самый главный подарок — письменность. Масштабы знаний, накопленных человечеством за многовековую историю существования, колоссальны. Мы владеем практически всеми технологиями, которые позволяют обществу динамично развиваться и преодолевать цивилизационные трудности. А началось все с того, что древние люди нашли способ передавать накопленное знание из поколения в поколение, запечатлевая его на письме. Исключительно благодаря этому изобретению древних египтян современный человек достиг нынешних высот. Египтяне стремились зарисовать то, что хотели запомнить. Так возникли знаки-рисунки. Со временем рисунки стали изображать не только отдельные слова солнце, дом, быка и т. Египетская письменность представляла собой набор знаков, передающих звуки произносимых слов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов иероглифическое письмо. В египетском языке было более 700 иероглифов. Время возникновения Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н. Как развитая система сложилась ко времени Среднего царства. Глава 2. Виды египетского письма Иероглифическая письменность. Она представляет собой расположенные в определенном порядке картинки, которые снабжены знаками-инструкциями, указывающими на то, как нужно читать представленную группу иероглифов. Иероглифами оформлялись боковые части египетских табличек, на которых изображались сцены из мифов и давались пояснения о запечатленных событиях. Позже иероглифами покрывались стены египетских строений, их архитектурные части и даже посуда. Иероглифическое письмо стало базой для развития многих направлений в архитектуре и живописи. Иератическое письмо. Чиновники и жрецы со временем научились сокращать громоздкие иероглифы до курсивных форм, которые уже чем-то напоминали современную письменность. Таким письмом составлялись государственные бумаги и велись летописи. Украшать храмы этим видом письма запрещалось, так как оно не имело сакрального смысла, а годилось только для бытовой жизни. Вид письма, который возник в самую последнюю очередь, когда египтяне уже умели не только считать, а и производили сложные вычисления, пользуясь замысловатыми египетскими формулами. Демотическое письмо развилось благодаря вхождению в повседневный обиход египтян иератической письменности. Знаки письма приобретали более упрощенные очертания. Демотикой было удобно пользоваться для быстрого записывания больших текстов и для написания литературных произведений. Только с появлением демотического письма в Древнем Египте обучение мальчиков в школах приобрело массовый характер. До этого обучались только избранные. Начальные письменность и знания древних египтян во многом похожи на письменность и знания древних славян.
Иногда отпечатки настолько малы, что для их чтения приходится пользоваться лупой. Чтобы письмо было ровным, табличку расчерчивали, прикладывая к мягкой глине туго натянутую нить. Зачастую табличку исписывали с обеих сторон, а то и по торцам. Готовый документ сушили на солнце или обжигали. Обожженная табличка становилась черной, серой или розовой. Если писец не успевал нанести весь текст в один прием, он заворачивал табличку в мокрую тряпку, чтобы она не затвердела. Ну, а как выглядела в Междуречье книга? Ведь достаточно длинный текст невозможно уместить на одной табличке. Шумерская или вавилонская книга состояла из десятков пронумерованных глиняных таблиц. Еще ниже записывали название произведения и номер таблицы. Обычно названием служили начальные слова самой книги. В различных музеях и библиотеках мира хранится множество памятников письменности Древнего Востока. Это литературное наследие позволяет судить о том, какова была тематика книг Древнего Востока, кто их писал и кто читал, как они распространялись. И в древнеегипетской, и в шумерской литературе, особенно в начальный период, ощутимо сильнейшее влияние устного народного творчества. Однако заметную роль играет и религиозная идеология жрецов и магов. Большинство тогдашних литературных произведении представляют собой художественное переложение мифов, легенд, религиозных догм. Кроме прославленного «Сказания о Гильгамеше», шумеры создали и другие эпические произведения. Истоки лирической поэзии следует искать в различных религиозных гимнах и молитвах. Богатая литературная традиция Шумера и Вавилона была унаследована другими народами Древнего Востока, в том числе евреями, а от них некоторые элементы шумерской литературы вместе с христианством вошли и в культуру европейских народов. Египтяне не создали такого величественного эпоса, как «Сказание о Гильгамеше», однако и их литературное творчество богато и разнообразно. Нам известны народные песни, сказки, басни, созданные во времена Раннего и Среднего Царств, многочисленные дидактические произведения, «поучения». Временами в художественную литературу проникали мотивы социального протеста. Характерен в этом отношении «Разговор разочарованного со своей душой» - древнейший из дошедших до нас памятников свободомыслия. В нем отчетливо выражена идея: «Не верь в жизнь загробную, ищи радости в земной жизни». Вавилонские писцы. Человек Древнего Востока высоко ценил литературу. Со своими любимыми произведениями египтяне не хотели расстаться даже после смерти 294 , 16. В могилу к умершему принято было класть папирусные свитки. Если же умирал школьник, то в могилу укладывали переписанные его рукой упражнения - литературные произведения. Какими путями распространялась книга в странах Древнего Востока? Авторами книг в государствах Древнего Востока являлись в основном жрецы, чиновники, писцы. Они либо посвящали свои произведения монархам, или же дарили написанное, либо оставляли книги в храмовых библиотеках. Впрочем, в последнем тысячелетии до н. Больше сведений у нас о библиотеках Древнего Востока 506 ,9-10. Французский египтолог Э. В надгробной надписи среди прочих его титулов был указан такой:«... Так что этот Шепсескафанх может считаться первым известным нам библиотекарем. Первые библиотеки в Египте и Шумере представляли собой скорее архивы для хранения документов. Грек Диодор, посетивший Египет в I в. Собственными собраниями книг располагали и государственные учреждения. Так, ведомство иностранных дел эпохи Рамзесов хранило не только всю деловую переписку, но и нужную для работы литературу. При всей скудости данных о библиотеках Древнего Египта можно, однако, предполагать, что возникли они как архивы документов, совмещая функции архива и библиотеки. О высокой престижности библиотеки в Египте говорит хотя бы то, что ее покровителями были бог луны и мудрости Тот и богиня письма Сешат. Библиотеки существовали при дворцах фараонов, государственных учреждениях, школах. Фонды, как правило, были невелики. Свитки обычно хранили в специальных сундуках или стенных нишах. Для информации читателей на стенах, рядом с нишами, или на сундуках прикреплялись списки имеющихся книг. Для лучшей сохранности каждый свиток укладывали в деревянную шкатулку, к которой прикреплялась алебастровая этикетка с заглавием книги и «экслибрисом» владельца. Многие элементы библиотечного дела в Египте переняла впоследствии античная библиотека: хранение книг в стенных нишах, статуи богов-покровителей как обязательный атрибут и т. Если бы древние египтяне в течение тысячелетий не накопили громадный опыт библиотечного дела, вряд ли смогла бы возникнуть такая гигантская и великолепно ухоженная библиотека, как знаменитая Александрийская. Полнее и конкретнее наши знания о библиотечном деле в Месопотамии. Дело в том, что большая прочность обожженной глины по сравнению с хрупким папирусом обеспечила сохранность целых собраний книжных и архивных, созданных еще во II, а то и в IV тысячелетии до н. Одно из старейших книгохранилищ было обнаружено в развалинах Сиппара в Шумере. Рядом с храмом археологи обнаружили остатки другой постройки - поменьше, и в одной из комнат увидели компактную груду глиняных табличек.
Всеобщая история
Египетское письмо (егип. «слова бога») — это письменность, использовавшаяся в Древнем Египте в течение 3500 лет с начала 3-го тысячелетия до нашей эры. Самая известная профессия в Древнем Египте (после фараона) — это писец. Наряду с долотом, необходимым для вырезания надписей на камне, главным инструментом для письма в древнем Египте была тростниковая ручка. одна из древнейших в мире. Древнейшим из документов, созданных благодаря этому материалу, стал «папирус Присса», датируемый XX – XVIII вв. до н.э. Сохранность папируса на протяжении такого долгого времени трудно объяснить одним лишь климатом Египта, несомненно, крайне благоприятным для.
Письменность Древнего Египта (иероглифика)
- Похожие статьи
- Как писали в Древнем Египте
- Распространение письменности из Древнего Египта
- Урок 4: Древний Египет -
Материалы - предшественники бумаги
Около 1279-1213 гг. Один иероглиф мог определять от одного до трех согласных звуков. Идеограммы обозначали понятия. Среди идеограмм были логограммы и детерминативы. Логограммы в виде рисунка указывали конкретные понятия, а детерминативы сами по себе ничего не обозначали, но уточняли значение слова, начертанного звуками.
Все слова при написании состояли из согласных, гласные опускались. Общее число иероглифов в эпоху царств составляло около 800, а в период греко-римского правления превышало 6000. Иероглифы использовались в основном для надписей в гробницах и храмах, к IV в. Долгие годы египетский язык оставался немым, но в 1799 г.
Обнаружили базальтовую плиту, покрытую тремя письменами различного вида. Верхняя часть была заполнена иероглифами, потом демотическим текстом, а в конце — греческим.
Ширина листа составляла от 15 до 47 сантиметров; готовый папирусный лист скручивали в свиток. Писали сначала на внутренней части свитка, и лишь при нехватке места переходили на внешнюю. Порой написанное ранее стирали и использовали папирус повторно — по мнению некоторых историков, это косвенно подтверждает довольно высокую стоимость папируса, другие же относят такую привычку на счет естественной для человека экономии материала. Папирус Эббота, 1100 г. Воссоздание технологии изготовления папирусов в наши дни По какой-то причине ни один древнеегипетский памятник не оставил информации о том, в каком количестве и как изготавливался папирус и в чьем ведении находилось это производство.
Зато изображения папируса можно встретить на стенах древних храмов - в виде иероглифов. Да и важный элемент многих египетских строений — колонны — тоже сооружались в форме стеблей папируса. Колонны древнеегипетских храмов сооружали в форме стеблей папируса Древнейшим из документов, созданных благодаря этому материалу, стал «папирус Присса», датируемый XX — XVIII вв. Сохранность папируса на протяжении такого долгого времени трудно объяснить одним лишь климатом Египта, несомненно, крайне благоприятным для многих из древних материалов. Насколько быстро свиток потеряет гибкость и рассыплется в прах — зависело от состава папируса, а возможно, от технологии его изготовления, включая ингредиенты для клеящего вещества. Договор покупки осла, составленный на греческом языке Папирус мог быть разных сортов, от чего зависела и стоимость готового свитка — это тоже известно из сочинения Плиния. В античные времена изготавливалось до миллиона свитков в год — производство папируса велось уже не только на африканском континенте, но и на Сицилии, где были созданы свои плантации.
На палетке Нармера под изображением сокола можно увидеть шесть стеблей папируса - они символизируют шесть тысяч пленников после успешного завоевания фараоном Верхнего Египта войска Нижнего Египта Папирусы были окончательно вытеснены другим материалом для письма — пергаментом — в начале второго тысячелетия. Пергамент был недешев — но опала на папирус началась не из-за появления более выгодной альтернативы, а в результате политических процессов в средневековой Европе. Как следствие, написание, сохранение и чтение документов превратилось в дело дорогостоящее и доступное немногим, главным образом - монастырям, уровень грамотности среди простого населения сильно упал.
Шум в комнате стихает, мальчики встают и сгибаются в низком поклоне: в комнату входит учитель.
За ним раб несёт письменный прибор. Учитель садится в резное кресло. Дети получают свитки и начинают осторожно их разворачивать. Начинающим ученикам давали вначале черепки битой посуды, дощечки, а затем доверяли папирус.
В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Но в Древнем Египте не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по камню.
Школа готовила писцов. В школах занимались также астрономией, определяли движение небесных светил. Именно в Египте была определена продолжительность года 365 суток, год поделён на 12 месяцев и составлен точный календарь, указывающий время разливов Нила.
Если же умирал школьник, то в могилу укладывали переписанные его рукой упражнения - литературные произведения. Какими путями распространялась книга в странах Древнего Востока? Авторами книг в государствах Древнего Востока являлись в основном жрецы, чиновники, писцы. Они либо посвящали свои произведения монархам, или же дарили написанное, либо оставляли книги в храмовых библиотеках. Впрочем, в последнем тысячелетии до н.
Больше сведений у нас о библиотеках Древнего Востока 506 ,9-10. Французский египтолог Э. В надгробной надписи среди прочих его титулов был указан такой:«... Так что этот Шепсескафанх может считаться первым известным нам библиотекарем. Первые библиотеки в Египте и Шумере представляли собой скорее архивы для хранения документов. Грек Диодор, посетивший Египет в I в. Собственными собраниями книг располагали и государственные учреждения. Так, ведомство иностранных дел эпохи Рамзесов хранило не только всю деловую переписку, но и нужную для работы литературу.
При всей скудости данных о библиотеках Древнего Египта можно, однако, предполагать, что возникли они как архивы документов, совмещая функции архива и библиотеки. О высокой престижности библиотеки в Египте говорит хотя бы то, что ее покровителями были бог луны и мудрости Тот и богиня письма Сешат. Библиотеки существовали при дворцах фараонов, государственных учреждениях, школах. Фонды, как правило, были невелики. Свитки обычно хранили в специальных сундуках или стенных нишах. Для информации читателей на стенах, рядом с нишами, или на сундуках прикреплялись списки имеющихся книг. Для лучшей сохранности каждый свиток укладывали в деревянную шкатулку, к которой прикреплялась алебастровая этикетка с заглавием книги и «экслибрисом» владельца. Многие элементы библиотечного дела в Египте переняла впоследствии античная библиотека: хранение книг в стенных нишах, статуи богов-покровителей как обязательный атрибут и т.
Если бы древние египтяне в течение тысячелетий не накопили громадный опыт библиотечного дела, вряд ли смогла бы возникнуть такая гигантская и великолепно ухоженная библиотека, как знаменитая Александрийская. Полнее и конкретнее наши знания о библиотечном деле в Месопотамии. Дело в том, что большая прочность обожженной глины по сравнению с хрупким папирусом обеспечила сохранность целых собраний книжных и архивных, созданных еще во II, а то и в IV тысячелетии до н. Одно из старейших книгохранилищ было обнаружено в развалинах Сиппара в Шумере. Рядом с храмом археологи обнаружили остатки другой постройки - поменьше, и в одной из комнат увидели компактную груду глиняных табличек. Вероятнее всего, то была библиотека школы при храме. Любопытна табличка с надписью: «Тот, кто отличится в учебе, воссияет, как солнце». Там обнаружено свыше 54 тысяч глиняных табличек, среди которых преобладали весьма древние, III и II тысячелетий до н.
Напрашивается вывод, что библиотека существовала чрезвычайно долго. Значительная часть табличек заключает в себе литературные тексты. Библиотека размещалась в специальной постройке из кирпича-сырца. Таблички были сложены вдоль стен на деревянных полках, поставленных на полуметровый цоколь из необожженных кирпичей. Для предохранения книг от сырости цоколь был покрыт слоем асфальта. Обнаруженный на полу книгохранилища пепел позволяет предположить, что деревянные стеллажи стояли не только у стен, но и в середине помещения 506 ,34. Так хранили книги. Для хранения архивных документов служили огромные глиняные чаны с асфальтовой крышкой.
Остатки древних библиотек найдены также в развалинах Ура, Лагаша, Киша и других шумерских, аккадских, вавилонских городов. Самым же крупным в Месопотамии, да и на всем Древнем Востоке книгохранилищем была знаменитая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала 669-633 гг. Археологи обнаружили ее остатки в середине XIX в. По приказу Ашшурбанипала в его дворце собирали и глиняные таблички с текстами на шумерском языке к тому времени уже вышедшем из употребления и записи на языках, которыми пользовались вавилоняне, эламиты, ассирийцы. В Британском музее хранится более 27 тысяч табличек или их фрагментов из того собрания. Предполагается, что это лишь незначительная его часть. В царской библиотеке трудилось много библиотекарей и писцов. Для собрания фондов была мобилизована целая армия переписчиков.
По указаниям самого царя-библиофила они разыскивали недостающие в коллекции книги и переписывали их. В библиотеке Ашшурбанипала книги-таблички тщательно переписывались ясной и изящной клинописью и отлично обрабатывались в библиографическом и редакционном отношениях. На каждой табличке стояла печать: «Дворец владыки Ассирии царя царей Ашшурбанипала». Кроме того, писец проставлял заглавие, сигнатуру и примечание - оригинальный это текст или список. Если список, то отмечалось, что он сверен с оригиналом, и указывалось место, где оригинал находится. Далее шли имя переписчика, дата снятия копии, а иногда и число строк в произведении. Такая огромная библиотека не могла обойтись без каталога. До нас дошли его фрагменты; они хранятся в Британском музее.
Судя по ним, в библиотеке Ашшурбанипала уже применялась своего рода научная классификация.