«Ширвиндт: блеск и печаль ума» / Умер Александр Анатольевич Ширвиндт. Александр Ширвиндт и Наталья Белоусова сыграли свадьбу еще в 1957 году и с тех пор не расставались. Невестка народного артиста РСФСР Александра Ширвиндта объяснила подписчикам, почему не назвала сына в честь свекра.
Александр Ширвиндт - биография, новости, личная жизнь
Телеведущий Михаил Ширвиндт обвинил Манучарова в мелких провокациях, которые он регулярно устраивает в своей программе. Наследство Александра Ширвиндта. Александр Ширвиндт был одним из самых известных актёров страны. Так случилось и с загородным особняком Александра Ширвиндта.
Как выглядят внуки Александра Ширвиндта
Мать — Раиса Самойловна Ширвиндт — работала в московской филармонии. Свои первые шутки Александр Ширвиндт опробовал на маме. Биография актера Александра Ширвиндта: личная жизнь, жена Наталья Белоусова и сын Михаил Ширвиндт. Свои первые шутки Александр Ширвиндт опробовал на маме.
«Самоирония — спасение от всего». Александр Ширвиндт — о юморе, жизни и любви
Как выглядят внуки Александра Ширвиндта | Александр Ширвиндт с Александром Олешко на сцене театра сатиры. |
Московская династия: Ширвиндты | Свои первые шутки Александр Ширвиндт опробовал на маме. |
«Ширвиндт: блеск и печаль ума»
Кое-как окончив учебу, в 1975 году наследник Александра Ширвиндта поступил в Театральное училище им. Щукина, но и здесь проучился только два года. Михаила снова отчислили за то, что он сорвал с крыши архитектурного института советский флаг. Позже юноше удалось восстановиться в училище и получить диплом.
Но очень скоро сын Александра сменил сферу деятельности. Михаил стал работать на телевидении и занялся продюсированием. Трое внуков и пятеро правнуков Андрей Ширвиндт Источник: сайт Zakon.
Первый раз он отправился в ЗАГС в 1979 году со своей избранницей Еленой, которая в 1981 году подарила супругу сына Андрея. Сына пара назвала в честь Андрея Миронова, который стал крестным отцом мальчика. Но по стопам дедушки юноша не пошел и актером не стал.
Сейчас старший сын Михаила Ширвиндта занимает должность доцента кафедры гражданского права юридического факультета МГУ.
С 9-летней Асей мы крепко дружим, она называет меня Шурой. А родившаяся год назад Элла еще никак не обзывает, но смотрит подозрительно, с прищуром. Внучка, Саша тоже, по-моему, себе на уме. Она у нас высокая — выше меня ростом, красавица, но, невзирая на это, — умница. Искусствовед, специализируется по итальянской живописи, занимается выставочной деятельностью. Отец: …стала последней? Отец: Да как-то где-то кому-то рассказывал. Но разве можно о чем-то судить по таким обрывочным рассказам?
Надо всегда держать в уме: все, что рассказывают, — это вранье. Красивое, менее красивое, глупое, умное, но в любом случае — вранье. А как иначе? Без этого невозможно. Врать надо красиво, интеллигентно, с юмором и лучше со слезами на глазах. Что мы сейчас и демонстрируем: Мишка — с юмором, я — со слезами... Но журналу «7 Дней» я буду отвечать откровенно и честно. Больше, конечно, честно, чем откровенно... Просто у нас с Наталией Николаевной влюбленность была слишком старомодная.
Это же середина прошлого века. Ничего себе... Так что наша влюбленность включала в себя все эти невинные «риориты», костры в компаниях, дачные посиделки с танцами и шарадами, нежные вздохи при луне... Ну и кому сейчас могут быть интересны эти ветхие отношения, когда со страниц «7 Дней» мы узнаем о настоящей, страстной любви среди джакузи, яхт и бассейнов, зародившейся под палящим экваториальным солнцем Багамских островов. Я думаю, что грамотный читатель журнала, прочтя про мои наивные ухаживания, или перестанет выписывать его, или выскажет пожелание: «Просим в дальнейшем этих маразматиков на страницы нашего любимого издания не допускать». Отец: И перевели во вторую... Сын: И я влюбился в девушку. Она была очень молода, но немножко старше меня: ей —18 лет, а мне — 8. Она актриса.
Я был серьезно влюблен, она выказывала мне знаки внимания, и я полагал, что это чувство — взаимное. Носил ей в одноэтажный, разделенный на комнатки барак цветы. И вот однажды ранним утром я вылез из нашей конуры и, по обыкновению, пошел на клумбу, чтобы нарвать цветов. Понес свой дежурный букет к ее порогу. И вдруг дверь дамы моего сердца открылась, и из этого бунгало вышел артист Александр Збруев. А она провожала его, нежно целуя на прощание… Они увидели меня, я увидел их, и мы все втроем все поняли. Отец: И ты отхлестал Сашку этим букетом по лицу, да? Сын: Мы с Сашей до сих пор вспоминаем об этом. Я ему как-то сказал со смехом: «Как же ты мог тогда так поступить?!
Отец: И это несмотря на то, что он женат, у него двое детей, внучки... Сын: Смеясь. Все время спрашиваю, на все браки спрашиваю. Отец: Иногда поздновато. Когда он привез Таньку Морозову к нам знакомиться, она чуть не родила на лестничной клетке, помнишь? Сын: Что будет, когда она прочтет это в журнале? Отец: Хана нам будет. Она у нас очень строгая. Сын: Мы с Таней познакомились в «Сатириконе».
Тихо встретились, поухаживались, тихо поженились.
Александр Ширвиндт, народный артист РСФСР: «Я вхожу в этот возраст очень плохо, потому что коленки не ходят, борюсь с отдышкой, поэтому говорить, что вхожу в этот возраст, нельзя — я вползаю, но стараюсь доползти до места назначения. А когда я в театре появляюсь, я зажмуриваюсь и делаю вид, что я бегаю». До последнего вздоха Ширвиндт не покидал стен любимой Сатиры, искренне переживал за нее и верил во всеобъемлющее торжество искусства. Здесь же в понедельник, 18 марта, состоится прощание с неповторимой легендой нашего времени имя которой — Александр Ширвиндт. Каждая его реплика сопровождалась громких хохотом, а роль — успехом.
Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России". Главный редактор: Игнатенко В. Адрес электронной почты Редакции: internet otr-online.
Она была такой при разных властях и исторических катаклизмах. Никакие перемены не мешали этому клану оставаться роскошным примером настоящей столичной интеллигенции, в которой из поколения в поколение передавалась главная заповедь: «Не относись к себе серьезно». В этом роду — врачи и музыканты, юристы и учителя, архитекторы и актеры, люди яркие, сложные, очень разные и одновременно очень схожие — отношением друг к другу, представлением о семье как о главной ценности. Михаил Ширвиндт: Я не очень люблю красивые слова. Семья в большом смысле слова — это я понимаю.
Мы, Ширвиндты, хочется сказать, «сталевары», «мы хлопкоробы», но фамилия подкачала, еще с Белоусовыми можно проскочить. А мы, Ширвиндты — это некая такая эклектика, абсолютно все разные по характеру, по энергетике… Но вот жизненные ценности общие. Глава династии Александр Анатольевич Ширвиндт называет себя «российским интеллигентом еврейской национальности с немецкими корнями». В восходящей к географу Семенову-Тян-Шанскому родословной его жены Натальи Николаевны Белоусовой — русские аристократы. И то не Белоусов, а Семенов, это мой прадед, который был много-много лет главным архитектором Москвы, академиком, это самая влиятельная фигура в нашей родословной. Проект моего прадеда — это Генеральный план застройки Москвы, по которому Москва строилась много десятилетий и, по сути, до сих пор развивается исходя из концепции плана, который разработал мой прадед. В молодости он отправился добровольцем на англо-бурскую войну, воевал на стороне буров, общался с молодым Черчиллем. Жена его Алевтина Михайловна, прабабушка Михаила, была столбовой дворянкой. Ах, Арбат… Александр Ширвиндт: Конечно, мы москвичи, но мы москвичи старые.
Сегодняшняя Москва, она совершенно вылизанная. В Замоскворечье шикарно выпуклились маленькие купеческие домики, но это все равно Москва не моя. Это Москва уже перестроечно-подозрительная, такая парфюмерная. Хотя, в общем, приятно, что это реанимируется. А моя Москва — это Никитские Ворота, Арбат, переулки с совершенно значимыми фамилиями: Скатертный, Столовый, Хлебный, Медвежий, там жили представители этих профессий когда-то, не вчера. Там, в Скатертном переулке, в типичной московской коммуналке жила и семья Ширвиндтов. Мы были буржуи — у нас было две комнаты: одна маленькая, другая побольше». Этот уголок столицы остался для него любимым, туда тянуло даже спустя много лет. И мне все время хотелось подняться на четвертый этаж, посмотреть после пятидесяти лет отсутствия меня в той квартире, что там такое, какое ощущение у меня будет.
Я имею в виду географически широкое, растянутое. Потому что и Скатертный переулок, где я родился, и Обыденский переулок, где я бывал как раз в знаменитой квартире своего прадеда, это все, по сути, Арбат. Сама улица Арбат проходит в центре, между двумя микрорайонами. И вот это для меня Москва, потому что я там родился. Я помню какие-то немыслимые вещи. Помню старьевщиков, ходящих по улице, по Скатертному. Старье берем! Ты крал бабушкин халат, нес старьевщику, и за это давали на резинке такую штучку, типа «йо-йо». И неважно, что бабушка вчера купила этот халат, зато у тебя появилось сокровище.
Мама и дядя Коби Мама Александра Ширвиндта, Раиса Самойловна, урожденная Кобыливкер, подавала большие надежды как актриса, играла Сюзанну в «Женитьбе Фигаро», но после тяжелой болезни от сцены пришлось отказаться. Тем не менее всю свою жизнь она прожила в творческой среде, став главным редактором концертного отдела филармонии и любимицей богемной Москвы. Потом заболела туберкулезом и вынуждена была эту профессию бросить, одно легкое вообще исчезло — в то время это не лечили, как известно. Она выжила, тьфу-тьфу, — вспоминает Александр Анатольевич, — и потом всю жизнь занималась артистами, она была как крестная мать, наседка такая была. Все филармонические и эстрадные победы московских артистов — это все, в общем, мать. Она много открыла имен, и многих знаменитых, включая Яхонтова, Качалова, Журавлева и так далее, их всячески курировала. Она была такой редакторшей, администраторшей, путеводителем, в общем. Мама была очень энергичная в отличие от папы, потому что папа оставался совершенно, так сказать, над схваткой». Брат мамы, Аркадий Самойлович Кобыливкер, был политическим активистом.
В 1920-е годы в Одессе он был одним из главарей сионистской молодежной организации.
«Не такой уж и страшный»: как жена Ширвиндта поссорилась с Аркановым
Сын известного актёра Александра Ширвиндта оказался не согласен с мнением большого количества россиян, отказавшихся наблюдать за актрисой, активным образом выступающей за Украину. Журналисты побеседовали с коллегами и друзьями Александра Ширвиндта, чтобы узнать, каким они запомнили его и что он для них значил. Мать — Раиса Самойловна Ширвиндт — работала в московской филармонии. Вчера состоялись прощания с великим и очень хорошим человеком Александром Ширвиндтом, который запомнился коллегам не только как большой профессионал, но и как отличный друг.
Валентина Талызина ответила Ширвиндту, назвавшему её «полоумной старухой»
Отношения легенды советского кинематографа — Ширвиндта Александра с супругой — Натальей Белоусовой. Сын народного артиста Александра Ширвиндта не смог оставить без внимания информацию в Сети о том, что всеми любимый актер пострадал от рук своего внука. родной сестры Марины Цветаевой. Бывший художественный руководитель Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт умер 15 марта на 90-м году жизни. Ее мать была против отношений со взрослым и женатым мужчиной, однако девушка решила поступить по велению сердца.
«Плеяда практически исчерпана». Политики и деятели культуры вспоминают Ширвиндта
Лена была экономистом, поженились мы с ней когда-то спонтанно, по молодости. Но наш молодежный союз не выдержал испытания временем. А вот брак с Татьяной, в котором родилась Саша, проверку на прочность прошел… Отец: И вот на сегодняшний день к внуку Андрею все наше семейство относится не только с огромной любовью, но и с великим почтением, к которому примешивается неподдельный ужас. Владеет пятью европейскими языками. Сейчас является Государственным советником юстиции 3-го класса, ассистентом кафедры гражданского права юридического факультета МГУ. Преподает, планирует заниматься наукой. К театру никогда в жизни близко не подходил.
Еще одно большое достоинство моего внука заключается в том, что он сделал меня прадедом. С 9-летней Асей мы крепко дружим, она называет меня Шурой. А родившаяся год назад Элла еще никак не обзывает, но смотрит подозрительно, с прищуром. Внучка, Саша тоже, по-моему, себе на уме. Она у нас высокая — выше меня ростом, красавица, но, невзирая на это, — умница. Искусствовед, специализируется по итальянской живописи, занимается выставочной деятельностью.
Отец: …стала последней? Отец: Да как-то где-то кому-то рассказывал. Но разве можно о чем-то судить по таким обрывочным рассказам? Надо всегда держать в уме: все, что рассказывают, — это вранье. Красивое, менее красивое, глупое, умное, но в любом случае — вранье. А как иначе?
Без этого невозможно. Врать надо красиво, интеллигентно, с юмором и лучше со слезами на глазах. Что мы сейчас и демонстрируем: Мишка — с юмором, я — со слезами... Но журналу «7 Дней» я буду отвечать откровенно и честно. Больше, конечно, честно, чем откровенно... Просто у нас с Наталией Николаевной влюбленность была слишком старомодная.
Это же середина прошлого века. Ничего себе... Так что наша влюбленность включала в себя все эти невинные «риориты», костры в компаниях, дачные посиделки с танцами и шарадами, нежные вздохи при луне... Ну и кому сейчас могут быть интересны эти ветхие отношения, когда со страниц «7 Дней» мы узнаем о настоящей, страстной любви среди джакузи, яхт и бассейнов, зародившейся под палящим экваториальным солнцем Багамских островов. Я думаю, что грамотный читатель журнала, прочтя про мои наивные ухаживания, или перестанет выписывать его, или выскажет пожелание: «Просим в дальнейшем этих маразматиков на страницы нашего любимого издания не допускать». Тате было 15 лет, мне — 16.
Теперь можно смело признаться: это был банальный дачный роман. Только я никак не подходил моей избраннице — столбовой дворянке по материнской линии и купчихе по отцовской. Но я уперся и решил сделать ей предложение. Притащился среди зимы в Ботанический сад, добыл там за очень приличные деньги сирень, после чего вручил своей будущей жене дефицитный букет огромных размеров. Чем навсегда потряс ее сознание, психику и воображение. Сын: На их золотой свадьбе мама на вопрос, как ей удалось так долго продержаться в одном браке, сказала: «Я просто жила по совету моего любимого писателя Сергея Довлатова.
Чтобы быть идеальной женой, надо искренне верить в гениальность мужа, кормить его и... Отец: При этом она никогда не растворялась во мне и не жила только моей жизнью, контролируя каждый мой шаг. У нее всегда была своя работа, свои друзья, свое творчество, своя очень насыщенная жизнь. Гораздо более правильная, чем моя. Наталия Николаевна архитектор потомственный. Ее дед, Владимир Николаевич Семенов, в 30-е годы был главным архитектором Москвы, академиком, директором Института градостроительства.
Александр Ширвиндт с женой Наталией Николаевной, внуком Андреем и правнучкой Асей на премьере спектакля «Perdu монокль» в Театре сатиры. И все другие ее родственники тоже архитекторы. Сама Тата более трех десятков лет проработала ведущим архитектором в ЦНИИ спортивных сооружений и зрелищных зданий имени Мезенцева. В ее послужном списке — дома отдыха и санатории в Сочи и в Гаграх, Омский музыкальный театр, гостиничный комплекс при архивно-библиотечном центре в Москве… В том, насколько Тата заслуженный человек, я убедился очень давно, еще в молодости, когда однажды мы с ней решили отметить Новый год за городом. Жена тогда достала дефицитные путевки в одну из ведомственных здравниц — дом отдыха, принадлежавший Союзу архитекторов. Получив путевки на руки, мы прочитали, что в них было написано: «Белоусова Наталия Николаевна, член Союза архитекторов, и Ширвиндт Александр Анатольевич, муж члена…» Она действительно была знаменита в своей профессии.
Но энное количество лет тому назад я сказал Наталии Николаевне: «Хватит тебе уже строить сооружения! Пора на отдых. Вот научишься делать фаршированную рыбу — отпущу на пенсию». А у меня, большого любителя фаршированной рыбы, эта мысль возникла после того, как я поел ее в гостях у Зямы Гердта. Я прекрасно понимал всю утопичность своего заявления, но Тата собрала своих еврейских однокашниц, и они научили ее правильной рецептуре. Рыба была блистательно приготовлена и подана на стол, после чего потомственная дворянка и купчиха Наталия Белоусова гордо ушла на пенсию.
С той поры она готовит фаршированную рыбу из карпов, которых я — страстный адепт рыбной ловли — вылавливаю. И у нас получается абсолютно безотходное производство… Как-то на один из юбилеев нашей совместной жизни Гриша Горин написал в виде посвящения Наталии Николаевне: «Как самый счастливый билет в лотерее, так русская женщина в доме еврея…» Тата — мой счастливый билет. Отец: И перевели во вторую... Сын: И я влюбился в девушку. Она была очень молода, но немножко старше меня: ей —18 лет, а мне — 8. Она актриса.
Я был серьезно влюблен, она выказывала мне знаки внимания, и я полагал, что это чувство — взаимное. Носил ей в одноэтажный, разделенный на комнатки барак цветы. И вот однажды ранним утром я вылез из нашей конуры и, по обыкновению, пошел на клумбу, чтобы нарвать цветов. Понес свой дежурный букет к ее порогу. И вдруг дверь дамы моего сердца открылась, и из этого бунгало вышел артист Александр Збруев. А она провожала его, нежно целуя на прощание… Они увидели меня, я увидел их, и мы все втроем все поняли.
Отец: И ты отхлестал Сашку этим букетом по лицу, да? Сын: Мы с Сашей до сих пор вспоминаем об этом. Я ему как-то сказал со смехом: «Как же ты мог тогда так поступить?! Отец: И это несмотря на то, что он женат, у него двое детей, внучки... Все время спрашиваю, на все браки спрашиваю. Отец: Иногда поздновато.
Когда он привез Таньку Морозову к нам знакомиться, она чуть не родила на лестничной клетке, помнишь? Сын: Что будет, когда она прочтет это в журнале? Отец: Хана нам будет. Она у нас очень строгая. Сын: Мы с Таней познакомились в «Сатириконе». Тихо встретились, поухаживались, тихо поженились.
Отец: То, что все женщины вокруг — лучше нас. Это абсолютная правда, и в этом наша с Мишкой боль и страдание — мы все время должны чувствовать себя перед ними виноватыми. Так и есть. Мы постоянно бываем виноваты. Отец: Во всем: в образе жизни, в неправильно выбранном пути, в профессии, в самом факте своего существования. Начиная от «Зачем ты вчера так сказал?
Отец: Ходы, уходы, отходы… Есть! Нельзя заниматься одной профессией. Не стоит все время находиться нос в нос — это чревато. В идеале — чтобы жены совсем не знали, где муж работает. Это вообще залог долголетия. Сын: Я сумел достичь этого.
У меня столько разъездов, что Татьяна практически не имеет представления, где я бываю по работе. Отец: Возможно, она еще и не знает, где я работаю. Хотя служит у меня в театре балетмейстером. Татьяна у нас человек замечательный — красивая, музыкальная, пластичная, актриса прекрасная, работала во МХАТе, в «Сатириконе», танцевала в трио «Экспрессия»… — Михаил, а вы были допущены на капустники, которые принесли славу вашему отцу, или вас изолировали? Все же порой там проскакивала довольно острая сатира, что не приветствовалось вышестоящими органами. А когда вырос, естественно, стал пролезать на все эти капустники и в ВТО, и в Дом актера.
Любым способом — через какие-то закрытые проходы, через канализационные и вентиляционные люки… Отец: Когда удавалось выдать что-то «через нельзя», мы испытывали потрясающий восторг. Это для всех — и для артистов, и для зрителей — было настоящим эмоциональным взрывом. А потом, когда все стало дозволено и все захлебнулись от воли и безнадзорности, это ощущение пропало. Перестало быть понятно, куда плыть. Больше чем догола раздеться-то нельзя… Хотя есть, есть всплески. Вот смотрю сейчас, предположим, на Максика Галкина или на замечательных ребят из «Прожектора…» и думаю: если исключить эту их абсолютную стопроцентную раскрепощенность, то чем-то подобным мы занимались 50 лет назад… Урганта я знал, по-моему, с той поры, когда он еще не родился.
Но уже тогда, как, впрочем, и потом, родственники не представляли, что с ним делать.
Публика также была в восторге от выступления дуэта Ширвиндт-Державин. Их миниатюры, остроумные и тонкие не оставляли равнодушными телезрителей. На фото: художественный руководитель театра Сатиры Александр Ширвиндт и актер Михаил Державин слева направо в рабочем кабинете А. Ширвиндта, 2007 год. Он опубликовал несколько своих книг, преимущественно мемуаров, в которых он не только увлекательно повествует о золотом веке отечественного кино и театра, но и делится своими емкими афоризмами. Он и сейчас продолжает писать: в 2018 году вышли его новые мемуары «В промежутках между», которые пользуются популярностью среди читателей. Ширвиндт сумел сохранить свое фирменное остроумие и ироничное отношение к жизни, что и сейчас притягивает внимание к его личности. На фото: Александр Ширвиндт на презентации своей книги "Проходные дворы биографии". Его единственной супругой стала архитектор Наталья Белоусова.
Правнучки — Анастасия род. Еще один внук Ширвиндта родился в мае 2020 года. Сам Александр Анатольевич — очень увлеченная натура, помимо актерства и режиссуры он любит играть в баскетбол, играет на скрипке, любит рыбалку. Смерть Ширвиндта 15 марта 2024 года скончался президент Театра сатиры, народный артист России Александр Ширвиндт. Печальную новость сообщил художественный руководитель Театра сатиры Сергей Газаров. Как и что будем делать, я пока не знаю», — рассказал Газаров.
А как иначе?
Без этого невозможно. Врать надо красиво, интеллигентно, с юмором и лучше со слезами на глазах. Что мы сейчас и демонстрируем: Мишка — с юмором, я — со слезами... Но журналу «7 Дней» я буду отвечать откровенно и честно. Больше, конечно, честно, чем откровенно... Просто у нас с Наталией Николаевной влюбленность была слишком старомодная. Это же середина прошлого века. Ничего себе...
Так что наша влюбленность включала в себя все эти невинные «риориты», костры в компаниях, дачные посиделки с танцами и шарадами, нежные вздохи при луне... Ну и кому сейчас могут быть интересны эти ветхие отношения, когда со страниц «7 Дней» мы узнаем о настоящей, страстной любви среди джакузи, яхт и бассейнов, зародившейся под палящим экваториальным солнцем Багамских островов. Я думаю, что грамотный читатель журнала, прочтя про мои наивные ухаживания, или перестанет выписывать его, или выскажет пожелание: «Просим в дальнейшем этих маразматиков на страницы нашего любимого издания не допускать». Отец: И перевели во вторую... Сын: И я влюбился в девушку. Она была очень молода, но немножко старше меня: ей —18 лет, а мне — 8. Она актриса. Я был серьезно влюблен, она выказывала мне знаки внимания, и я полагал, что это чувство — взаимное.
Носил ей в одноэтажный, разделенный на комнатки барак цветы. И вот однажды ранним утром я вылез из нашей конуры и, по обыкновению, пошел на клумбу, чтобы нарвать цветов. Понес свой дежурный букет к ее порогу. И вдруг дверь дамы моего сердца открылась, и из этого бунгало вышел артист Александр Збруев. А она провожала его, нежно целуя на прощание… Они увидели меня, я увидел их, и мы все втроем все поняли. Отец: И ты отхлестал Сашку этим букетом по лицу, да? Сын: Мы с Сашей до сих пор вспоминаем об этом. Я ему как-то сказал со смехом: «Как же ты мог тогда так поступить?!
Отец: И это несмотря на то, что он женат, у него двое детей, внучки... Сын: Смеясь. Все время спрашиваю, на все браки спрашиваю. Отец: Иногда поздновато. Когда он привез Таньку Морозову к нам знакомиться, она чуть не родила на лестничной клетке, помнишь? Сын: Что будет, когда она прочтет это в журнале? Отец: Хана нам будет. Она у нас очень строгая.
Сын: Мы с Таней познакомились в «Сатириконе». Тихо встретились, поухаживались, тихо поженились. Отец: То, что все женщины вокруг — лучше нас. Это абсолютная правда, и в этом наша с Мишкой боль и страдание — мы все время должны чувствовать себя перед ними виноватыми. Так и есть. Мы постоянно бываем виноваты. Однако волею судеб являетесь не только педагогом в театральном училище, но и руководителем театра. А эти должности просто обязывают быть воспитателем.
Как же справляетесь? Употребляю все те же четыре тезиса: «Не надо! Что бы они ни врали, делаю вид, что верю. Иногда подкармливаю.
И вот мечта сбылась. Спектакль нужен был ему! Нужен был мне, всем участникам! И очень нужен был зрителям! Мы сыграли 91 раз, пережили пандемию, вернулись на сцену. Последний раз мы с ним играли летом. В последний раз… В последний раз… «Безумный день, или Женитьба Фигаро». С Андреем Мироновым. А он у него был» Шура для меня был бессмертный. Мы были вместе лет пятьдесят. Ну, как вместе? Он великий, а я где-то у его подножия. Однажды встретились и зацепились друг за друга, начали с капустников в Доме кино. Шура их гениально делал. Я был еще начинающим, хотя и не на много его моложе. А дальше долго-долго шли нашей братской жизнью. Он выступал у меня на всех юбилеях. Потрясающий артист и человек. Про таких людей говорят «неповторимый», «незаменимый». И это тот случай, когда так оно и есть. Такого юмора, эпикурейского взгляда на жизнь, спокойствия, улыбчивости, доброжелательности не встретишь. Он выходил на сцену, произносил простые слова, а зал катался от смеха. Всегда вспоминаю, как дарил ему свою очередную книжку, и он сказал: «Аркаша, ты только обязательно оставь автограф. Не дай бог, кто-то подумает, что я книжку купил». Такой замечательный был Шура человек. У меня просто слезы льются. Да я просто осиротел. Слава его будто не коснулась. Никакого фанфаронства. Когда пытались на каком-нибудь юбилее его возвысить, произнести в его честь высокопарные слова, он тут же это дело пресекал. Никогда не позволял спеть гимн в свою честь, прочесть панегирик. Настоящий юмор — это загадка, а у него он был. Как-то Шуру поздравляли с выходом книги, а он сказал: «Да что книжка? Я достиг вершин народной любви не тогда, когда стал народным, не когда возглавил Театр сатиры. Недавно шел из Щукинского театрального института он там был профессором. Я хоть профессор, но туда захожу. Меня встретила интеллигентная арбатская старушка. Я хотел положить на тарелку денежки, а она сказала: «Ну что вы, Александр Анатольевич! Не надо. Ваш визит для нас — такая честь! В этом весь Шура. Не так много с учетом того, что в актерской профессии он прожил долгую и счастливую жизнь. Режиссеры встречались выдающиеся, роли предлагали в основном небольшие. Можно сказать, что Ширвиндт стал королем эпизода, но все-таки королем. Он своего рода мастер камео. Его появление в кадре воспринималось как явление самого Ширвиндта. Актер и персонаж становились нераздельны, и он это прекрасно понимал. Был случай в Щукинском театральном училище, которое он сам окончил в 1956 году, а позднее многие годы там преподавал. Отмечали премьеру дипломного спектакля, поставленного Ширвиндтом, и один подвыпивший студент начал что-то несусветное говорить про творческий путь мастера, самонадеянно выставил ему средний балл за творческую судьбу и роли и со слезами просил прощения. Ширвиндт достойно все это выдержал, не дрогнул, а потом еще и успокаивал рыдающего ученика. Поэт и драматург Вадим Жук вспомнил в эти дни давний разговор с Алексеем Германом. Речь зашла о Ширвиндте, о том, что артист он, может быть, и не самый выдающийся. На что могучий Герман, знавший толк в актерах, резко отреагировал и рассказал, как пробовал Ширвиндта на роль генерала в фильме «Хрусталев, машину! Сыграл ее в итоге не он, и только потому, как объяснил Герман, что во второй части картины герой должен был превратиться из красавца в бомжа, а это в случае Ширвиндта оказалось невозможно. То есть природа восстала. Сохранились фотопробы: Ширвиндт стоит в распахнутом пальто, шарфе и шляпе. В архиве Александра Анатольевича есть отказное письмо, где Алексей Герман пишет ему, как, смонтировав пробы, убедился в том, что Ширвиндт лучший артист, с которым ему когда-либо приходилось работать. Герман сообщает, что создается сценарий, где будет специально для него «значительная роль контрразведчика русской армии 1914 года». Это как сладкая пилюля, а дальше следует самое неприятное: «с Глинским же, Шура, ничего не вышло, потому что проба окончательно убедила меня, что никаким проводником вы быть не можете, при вашей ироничности и интеллигентности стать частью этого народа, раствориться в нем — не выйдет, хоть стригись, хоть не стригись». Александр Анатольевич «имел счастье пробоваться у Панфилова». Говорил об этом без иронии. Речь шла о «Прошу слова». Сохранились фотопробы, где он стоит с Инной Чуриковой, в отличие от него сыгравшей главную роль. С Эльдаром Рязановым они много лет дружили, вместе рыбачили, хотя рыбацкий темперамент был у них разный. Это единственный режиссер, у которого Александр Ширвиндт снялся в пяти картинах — «Старики-разбойники», «Забытая мелодия для флейты», «Вокзал для двоих», «Привет, дуралеи! Павел, Павлик, друг Жени Лукашина, с которым они каждый год 31 декабря ходят в баню, стал, наверное, самой главной ролью Ширвиндта не только у Рязанова, но и в его кинобиографии. Ширвиндт это признавал. Именно «Ирония судьбы» принесла ему сумасшедшую популярность. Незнакомые люди подходили, обнимали как друга, интересовались, в какой именно бане проходили съемки.