И уж точно ему забудут сообщить, как незначительную подробность, что ученик Гочияева, Анзор Ижаев взорвался 6. Время новостей. Это 20-летний житель Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев.
Другие материалы
- После "каникул" в лагере Басаева молодой кавказец взорвал себя в метро | Статьи | Известия
- Комментарии
- ヴァンクリーフ ブレスレット 激安,バックル ブランド ベルト バイマ,ディオール 財布 アウトレット
- «Черные хроники» Путина: От «Курска» и Беслана до «Домодедово», «Булгарии» и ЯК-42 с хоккеистами
- Навигация по записям
- Трагедия в московском метро: 20 лет спустя | Новости Севастополя92
«Автозаводская»: год спустя
В дальнейшем была проведена молекулярно-генетическая экспертиза останков, найденных во взорванном вагоне. ДНК предполагаемого смертника сравнили с образцами крови, взятыми у матери Анзора Ижаева.
Мне кажется, это было везение. Самолеты разбиваются, некоторым пассажирам удается выжить. Некоторым нет.
Это случайность. Мне работа нравилась. А как водители, которые попадают в аварию. Для меня это была случайность, и в эту случайность очень мало вероятности попасть снова. В СССР была любовь Вместе со спасателями на место трагедии приезжают оперативники, следователи и криминалисты.
Среди них был прокурор-криминалист Лев Бертовский. Он работал с теми пассажирами, чьи тела остались на месте взрыва. В основном люди умерли от баротравм физическое взрывание органов тела, вызванное разницей давления между внешней средой — газ или жидкость — и внутренней полостью. Естественно, всё это надо было доставить в морг. Мы тащили их в сторону «Автозаводской» и там сортировали: отдельно женские и мужские руки, ноги, головы.
Милиция всё оцепила, работали технические службы, — вспоминает спустя годы криминалист. По ступенькам подземного перехода мельтешат работники прокуратуры, ФСБ, спасатели, пожарные. У бордюра — носилки все в крови. Врачи и милиционеры уносят вниз бутылки с питьевой водой, столы и брезентовые носилки — штук 50, не меньше. В вагоне поезда он увидел девять трупов, фрагменты тел.
В тот день у врачей, как и у других сотрудников спецслужб, нет времени на отдых. Они принимают огромное количество пострадавших и направляют их в больницы, где медики уже борются за их жизни. Скорые ходили вереницами. Полное непонимание, кто и что и делает, — суматоха. Такого не было даже при взрывах домов на Каширском шоссе.
Постепенно работа приходит в русло. А с другой, нужно создавать такую среду, чтобы она была безопасна. Идеология была, по телевизору фильмы шли с посылом: «Давайте любить друг друга». И все фильмы были направлены на то, что национальности — это замечательно. Но чем лучше наши правоохранители работают, тем меньше шансов на трагедию» Лев Бертовский, криминалист Для того чтобы человек распознал угрозу, он должен быть специалистом по безопасности очень высокого класса.
А мы можем такого поставить на каждую станцию метро? Тем более открытие новых станций поставили на конвейер, — рассказывает криминалист, который работал на месте трагедии. По словам Льва Бертовского, после развала Советского Союза угрозы взрывов в метро рассматривались не так серьезно. Когда происшествие доходит до определенной критической точки, а ситуация признается особо общественно опасной, тогда государство делает определенные шаги для урегулирования подобных преступлений. Сейчас, в принципе, вот таких межконфессиональных конфликтов, как тогда, нет.
И внутренних противоречий в России тоже нет. Конечно, система безопасности меняется: вовсю идет распознавание лиц и, что немаловажно, — распознавание эмоций. Если к вам не подошли в метро с проверкой, это не значит, что вы не просвечены. Вы понимаете, что на самом деле система права вообще и система общественной безопасности инертная. Наверное, это правильно.
Мы сейчас с вами не можем предполагать, какая угроза станет причиной изменений» Лев Бертовский, криминалист Кто организовал теракт Подготовка ко взрыву на Замоскворецкой линии метро началась еще в 2003 году. В направленную в Москву группу входили четверо террористов: амир Карачаевского джамаата Идрис Глоов, подрывник Тамбий Хубиев, ведущий специалист отдела службы судебных приставов Минюста РФ Мурат Шаваев и Анзор Ижаев — террорист-смертник, взорвавший бомбу в вагоне метро в день теракта. Следователи прокуратуры получали от сотрудников ФСБ, работавших на Северном Кавказе, ориентировки на террористов, которые могли совершить самоподрыв в Москве в феврале 2004 года. Из десятков подозреваемых наибольший интерес у следственной группы вызвал житель Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев — ярый приверженец ваххабизма, который находился в розыске за участие в незаконных вооруженных формированиях и незаконное хранение оружия. Чтобы проверить, имел ли Ижаев отношение к теракту 6 февраля 2004 года, прокуратура поручила провести молекулярно-генетическую экспертизу находившихся в морге неопознанных останков; кровь для анализа взяли у его матери.
Экспертиза подтвердила догадку оперативников. Спецслужбы разыскивали организаторов взрыва у станции «Автозаводская» более года: Глоов был убит в Ставропольском крае уже через месяц после теракта, а Шаваева и Хубиева арестовали в мае 2005 года. Тогда же был пойман и другой участник Карачаевского джамаата — русский ваххабит Максим Панарьин, стоявший за подрывами автобусных остановок в Воронеже и взрывом у метро «Рижская» в августе 2004 года, который он готовил вместе с Хубиевым и Шаваевым. После ареста в 2005 году террориста Тамбия Хубиева прокуратуре удалось выяснить, что накануне теракта Ижаев жил в однокомнатной квартире, которую Хубиев снимал на Бирюлевской улице, а бомба была изготовлена террористами еще до приезда смертника. После взрыва у станции метро «Автозаводская» в феврале 2004 года депутаты партии «Единая Россия» внесли в Госдуму законопроект, ужесточавший наказание за теракты.
Теперь те, кто организовывал или имел отношение к подрывам, могли получить пожизненное наказание. Кроме того, численность сотрудников органов правопорядка в метро была увеличена втрое, и для координации их действий с 2005 года стал функционировать Ситуационный центр УВД на Московском метрополитене. А зачем тогда ужесточать законы, если теракты происходят по вине террористов-смертников? Во-первых, не все взрыватели погибают. Во-вторых, подобные преступления редко совершают люди в одиночку.
Это всегда очень много людей: вербовщики, пропагандисты, водители, изготовители оружия. Это огромная сеть организаторов. Очень редко, когда подобное делает один человек. Организаторы и сообщники могут не находиться ни на месте трагедии, ни в городе, где запланирован теракт. Власти хотели показать, как в стране борются с террористами.
В целом это обоснованное и нормальное решение. В большинстве стран за нарушение статьи о терроризме дают пожизненное лишение свободы. Статью 205 законодатели меняли и правили и в последующие годы, если смотреть по правкам, — уточнила юрист. Поставили технику, обучили людей Поменялось не только законодательство, но и система в целом. Еще в начале своего правления президент России Владимир Путин сказал: «Где бы террористы ни находились.
Мы будем преследовать террористов везде. В аэропорту — в аэропорту. Значит, вы уж меня извините, в туалете поймаем, мы и в сортире их замочим, в конце концов». И именно эта мысль стала основой для развития системы безопасности в стране, которая начала восставать из пепла развала. Эксперт комплексной безопасности, полковник запаса, руководитель холдинга структур безопасности «Русь» Роман Насонов рассказал, как именно изменилась система безопасности в московском метро спустя 20 лет.
До этого ее не было. Появились камеры в поездах и вагонах, — объясняет эксперт. Это по-другому позволило реагировать на происшествия. Появился ситуационный центр на метро. Начали проводить учения по антитеррору, которые позволили вскрыть целый ряд проблем.
На каждой станции был установлен специальный контейнер, предназначенный для помещения в него взрывчатого вещества или похожего на него. После закрытия он купирует взрыв достаточной мощности. Кроме того, на станциях появились рамки на всех станциях и выходах, интроскопы. Ввели ручные металлодетекторы, и появилась дополнительная служба на метрополитене, которая осуществляет досмотр. Появилась специальная подготовленная служба в составе частного охранного предприятия.
Некий спецназ, который наиболее подготовлен. И всем им был дан правовой системный вывод, из которого в дальнейшем и возникла та стройная система.
Тэги: метро , автозаводская , взрыв , память Траурный митинг, посвященный годовщине трагических событий в московском метро, прошел вчера утром в Москве у станции «Автозаводская». Почтить память жертв одного из самых страшных терактов последнего времени пришли около 800 человек. От московского правительства на митинге выступил первый заместитель мэра Петр Аксенов. Он сказал, что столичные власти помогали москвичам, попавшим в беду, однако любая материальная и социальная поддержка не могут вернуть им близких, и поэтому «мы не должны быть безучастными и равнодушными к происходящему». Память погибших участники акции почтили минутой молчания. На платформе станции была открыта памятная доска, на которой высечены имена всех жертв теракта.
Между тем расследование по делу о теракте продолжается до сих пор. Уголовное дело находится в производстве Управления по расследованию бандитизма и убийств Прокуратуры Москвы.
По фотографии оторванной взрывом головы лицо женщины практически не пострадало Мангериеву опознали родители - Рамзан и Малика Магомадовы.
Кроме того, в Институте криминалистики ФСБ была проведена экспертиза обуви террористки. Анализ показал, что в ней ходили в степных и предгорных районах Северного Кавказа, в том числе и в восточных районах Чеченской Республики. У матери Хедижи Мангериевой были получены образцы крови для молекулярно-генетической экспертизы, которая пока не завершена.
Вероятно, она стала смертницей, чтобы отомстить за мужа. При этом в УФСБ отметили, что террористок из числа вдов погибших боевиков становится все меньше - их место занимают смертницы новой волны. Она готовилась к теракту, но нам удалось его предотвратить, 7 сентября мы ее взяли.
На три дня девушку забрали, пообещав жениться. А по чеченским обычаям три дня девушку не ищут - считается, что ее могли похитить с целью замужества.
Взрыв в метро устроило брошенное тело
Напомним, о том, что Анзора Ижаева подозревают в совершении взрыва, в результате которого он также погиб, сообщалось еще в конце прошлого сентября. Информацию о его возможной причастности следователи получили из оперативных источников. В дальнейшем была проведена молекулярно-генетическая экспертиза останков, найденных во взорванном вагоне.
Происшествия По словам пострадавших, обещанных государством денег они так и не дождались На часах было 08. Бомбу весом четыре килограмма в тротиловом эквиваленте привел в действие террорист-смертник Анзор Ижаев из Карачаево-Черкессии. Погиб 41 человек, более 250 получили ранения... В день трагедии он ехал в училище на практику по малярно-штукатурному делу. Так и оказался в злополучном вагоне. Со мной еще был друг, но он вышел на станцию раньше. А на следующей двери захлопнулись, поезд тронулся и... Очнулся, встал, от шока еще не чувствовал боли.
Кругом дым, запах паленой кожи и волос. Увидел двух женщин, вцепившихся в поручень, помог им выбраться в тоннель. Потом все сами вышли на улицу, там уже ждали доктора». За спасенную жизнь Андрей благодарит водителя и врачей Института Склифосовского. Пробыл там несколько недель, потом перевели в Первую градскую, где обманули: провели одну операцию на ухо, а вторую жду до сих пор.
По мнению Зуева, сюда должны стекаться для сопоставления и анализа все оперативные данные.
В едином центре будет аккумулироваться информация о возможных и готовящихся терактах, источниках финансирования, о каналах приобретения оружия, взрывчатки, местах их тайного хранения, о конспиративных квартирах, базах, где ведут подготовку терактов. Накопление и проверка собранной информации, я уверен, позволит с большей эффективностью предупредить и пресекать теракты на стадии планирования. Это предложение до сих пор не реализовано, хотя его правомерность подтверждена не только последними трагическими событиями, но и решением главы государства создать эффективную систему управления в кризисных ситуациях. По его словам, наиболее притягательны для террористов, промышленные и другие стратегически важные предприятия, в том числе и режимные. По его словам, при прокурорской проверке нередко обнаруживается, что на таких объектах эксплуатируются морально и технически устаревшие средства защиты, которые не соответствуют уровню опасности. А это напрямую создает опасность проникновения на объекты посторонних.
Мы добиваемся, чтобы на каждом объекте был обеспечен особый режим безопасности, подкрепленный профессиональной охраной, четким пропускным режимом, системой видеонаблюдения и записи. И здесь ссылка руководителей на отсутствие денег на охрану просто не допустима. А это обозначает борьбу со злоупотреблениями, с халатностью, безалаберщиной в паспортно-визовых и регистрационных службах", - говорит Зуев. По его словам, такая работа приносит результаты. Если, скажем, террористы, захватившие театральный центр на Дубровке, спокойно, через агентство зарегистрировались в Москве, то теперь непосредственно в столице террористы регистрироваться опасаются. Кипкеев, который вел убийцу-смертницу в метро "Рижская", был зарегистрирован в Московской области.
Кроме него по этому адресу оказалось зарегистрировано еще 300 человек. Сейчас мы проверяем каждого из них.
Третий же вагон оказывается сдавлен взрывной волной, отразившейся от стен тоннеля. С момента трагедии прошло ровно двадцать лет. Что изменилось? Какой стала система безопасности на одном из самых охраняемых объектов Москвы? Можно ли было избежать столько жертв, если бы с «бандитами договаривались»? И что теперь с теми, кто невольно оказался в эпицентре трагедии?
В этом попытался разобраться корреспондент MSK1. Перед глазами части тел 17-летний студент Андрей Алимов, темноволосый парень с широкой улыбкой, едет в сторону станции «Киевская», чтобы пройти практику по малярно-штукатурному делу от училища. Но именно 6 февраля он не слышит будильник и просыпается позже. Впопыхах запрыгивает во второй вагон метро, хотя обычно садится в третий, так удобнее. До места практики Андрей так и не доезжает. Думал, что электричеством ударило. В ощущении свободного полета оказался у четвертой двери, пролетев почти через весь вагон. Куча останков посыпалось на меня.
Те, кто устроил взрыв, не рассчитывали на большое количество жертв. А там каша была. Потом глаза открыл — задымление и люди пытаются двигаться. Возня, скрежещущий треск и пугающая тишина — от взрывной волны закладывает уши. А потом валит едкий дым, смешанный с запахом паленой кожи. Через несколько минут после взрыва Андрей пытается встать на ноги. Паники нет, хотя с него «как с резаной свиньи льется кровь». Оглядывается по сторонам и в дымке видит силуэты: люди ведут себя спокойно, пытаются встать.
Пошевелил, вроде всё на месте. Вагон же растянуло по тоннелю. В эти распертые двери я двух женщин и вытолкнул. Они были в полном шоке, не понимали. Так бы надышались и умерли. А потом и сам вылез. Там какой-то дядька дал мне мокрую тряпку, и мы пошли по тоннелю в сторону «Автозаводской». Я бы просто не дошел до «Павелецкой», — рассказывает MSK1.
RU Алимов. Помню мужчину всего синего» Андрей Алимов, жертва теракта на «Автозаводской» Студент вытаскивает из вагона нескольких человек. В этот момент машинист поезда Владимир Горелов быстро реагирует на ЧП. Он помогает пассажирам выбраться из превратившихся в груду металла вагонов, отключает контактные рельсы от электричества. Если бы сотрудник метро растерялся, то люди погибли не только от взрыва, но еще и от удара током. Водитель тоже сыграл большую роль. Меня хотели сначала в одну больницу отвезти, но он сказал: «Не-не, туда мы его не повезем. Иначе всё, кранты ему.
Только в Склиф». Лежал в ожоговой реанимации, было две остановки сердца. Но жить страшно хотелось, боролся. Люди хотели сообщить своим близким, куда их повезли, но не могли этого сделать. В итоге родные оставались в неведении и ждали новостей возле моргов и больниц. Но связи уже не было. Но потом удалось поговорить с ней. Она мне после рассказывала: «В тот момент, когда в метро бабахнуло, я стояла мылась в душе, и вдруг будто что-то оборвалось, ударила тревога».
То есть она почувствовала этот момент. В больнице через окошко нам дали поговорить, но обожженную сторону лица я не показывал — не хотел расстраивать, — вспоминает Андрей Алимов. Еще когда мать Андрея находилась в коридоре, медики вышли со списком раненых и погибших. Рядом с ней сидела молодая девчушка и плакала. К ней подошел врач и сказал: «Чего ты плачешь? Твоего пацана через день-два выпишут. Вон у Алимовых всё на грани, шансы небольшие». Пройдя курс лечения и прочитав новости о том, что на «Автозаводской» был совершен теракт, Андрей вспоминает, что стоял буквально в метре от террориста-смертника.
Это был мужчина небольшого роста, мусульманской внешности. Странноватый чудак. Это всё дело и рвануло. Три человека между мной и им было, на вытянутую руку. Вагон был битком, как в банке селедка» Андрей Алимов, жертва теракта на «Автозаводской» По словам Андрея Алимова, выплаченная компенсация для него почти ничего не стоит. К тому же через время он снова чуть не становится жертвой теракта. И в этот день у него был сердечный приступ. Он мне позвонил: «Андрюха, не надо, сегодня не едь».
После его звонка через час происходит взрыв на станции «Лубянка». Я там должен был проезжать, — рассказывает Андрей Алимов. В ушах набатом звучит фраза: «Я мог бы что-то сделать», но сделать спустя 20 лет уже ничего нельзя — только помнить. Вот и Андрей Алимов, теперь уже семьянин и автослесарь, — забыть не может. А там какие-то мусульмане, у них сумки, — вспоминает пассажир. Тогда было страшно, но переборол. Из-за теракта психованный был, крепкий алкоголь пить нельзя было — крыша ехала, инстинкт самосохранения пропал. Забыть не могу: я засыпаю с этой мыслью и просыпаюсь.
Я живой. По мнению жертвы теракта, правительство прикладывает силы, «чтобы ничего не происходило в «этом» направлении. Жить спокойнее стало». Охранники выдергивают пассажиров с рюкзаками и баулами, начинают проверять. Если бы правительство не работало, то нас бы разрывали. Была бы провокация за провокацией. Тогда никому ничего не надо было. Пока он не разобрался со всем этим, вся система была развалена, всем на всё было плевать.
Пролетали и «Печатники», и Каширка, и «Норд-Ост». У нас терроризм процветал.
Навигация по записям
- Джамаат в три хода -
- Время новостей: N°177, 29 сентября 2004
- Ижаев Анзор – все о персоне • Следствие
- Московское метро взорвал Анзор Ижаев :: В России :: Дни.ру
- «Черные хроники» Путина: От «Курска» и Беслана до «Домодедово», «Булгарии» и ЯК-42 с хоккеистами
- Джихад по-русски
Ижаев Анзор – все о персоне
Как удалось выяснить корреспонденту «Времени новостей», он входил в группу подрывников, созданную Шамилем Басаевым в КЧР, в 2003 году. В июне 2003 года Хубиев, по данным следствия, для обучения минно-взрывному делу отправил Анзора Ижаева и еще шестерых участников джамаата на одну из баз террористов в Ингушетии. В июне 2003 года Хубиев, по данным следствия, для обучения минно-взрывному делу отправил Анзора Ижаева и еще шестерых участников джамаата на одну из баз террористов в Ингушетии. В час пик на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" 20-летний Анзор Ижаев сел в поезд на станции «Кантемировская» и взорвал бомбу. Как позже выяснили сотрудники прокуратуры Москвы, бомбу привел в действие Анзор Ижаев – боевик, входивший в один из джамаатов Карачаево-Черкесии.
Джихад по-русски
Самые крупные теракты в России | житель Карачаево-Черкесии, 1983 года рождения, говорится в сообщении прокуратуры Москвы. |
6.02.2011 - 7-ая годовщина террористического акта на станции метро "Автозаводская" | Бомбу весом четыре килограмма в тротиловом эквиваленте привел в действие террорист-смертник Анзор Ижаев из Карачаево-Черкессии. |
Взрыв в московском метро 6 февраля 2004 года — Календарь Трагедий | В 15 лет Анзор Ижаев отправился на одну из тренировочных баз, открытых Хаттабом в Чечне, где усердно тренировался и научился стрелять из автомата лучше, чем. |
Джамаат в три хода - | Почитав, начала смотреть информацию по смертнику Анзору Ижаеву, который взорвался в московском метро. |
Теракт в москвском метро в феврале этого года совершил Анзор Ижаев
Интересно, что на родине, в КЧР, Анзора Ижаева объявили в розыск через месяц после теракта, в котором он погиб. В Учкекене в карачаевской семье родился и вырос 20-летний Анзор Ижаев, взорвавшийся 6 февраля 2004 года в вагоне метро между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская». Они подтвердили: Анзор был не просто ярым ваххабитом, но и активным участником чеченских НВФ. Там Ижаев был объявлен в федеральный розыск. Руководитель региона добавил, что командир ОМОН «Ахмат-Грозный» УФСВНГ РФ по ЧР Анзор Бисаев жив, здоров, и передаёт всем россиянам привет. Им является житель Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев, 1983 года рождения.
Глава Карачаево-Черкесии провел торжественный обряд в «гнезде ваххабизма»
Бомбу привёл в действие Анзор Ижаев, которого готовили в диверсионном лагере арабского террориста Абу Умара. 20-летний террорист-смертник Анзор Ижаев взорвал бомбу внутри вагона, унесший жизни 42 человек и ранивший 250. Уроженец Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев взорвал себя в поезде на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» Московского метрополитена. Стали поступать ориентировки на десятки боевиков, и в результате внимание следователей привлек уроженец города Учкекен КЧР Анзор Ижаев. Прокурор столицы Анатолий Зуев рассказал, что взрыв в вагоне поезда совершил 20-летний Анзор Ижаев.
Взрыв в московском метро 6 февраля 2004 года
Об этом говорится в сообщении пресс-службы прокуратуры Москвы. Следствию также удалось установить, что Ижаев входил в незаконные вооруженные формирования и проходил специальную подготовку в военных лагерях террористов. Таким образом, подтвердилась версия, которую правоохранительные органы обнародовали в сентябре прошлого года. Как рассказал тогда прокурор столицы Анатолий Зуев, житель Карачаево-Черкесии Анзор Азрет-Алиевич Ижаев является главным подозреваемым по делу о теракте в столичной подземке. Также стало известно, что у себя на родине он был объявлен в розыск - правда, не сообщается, за какие преступления. Каким образом эта фамилия попала в поле зрения стражей порядка, Зуев не уточнил. Зато известно, что подтвердить версию следствия помогла молекулярно-генетическая экспертиза. Для идентификации останков сотрудники прокуратуры съездили в Карачаево-Черкесию и взяли образец крови у матери подозреваемого.
Группа вооруженных лиц захватила в заложники около 800 человек в московском Театральном центре на Дубровке. В ходе штурма здания и освобождения заложников уничтожены все нападавшие 41 человек. Пятеро заложников были застрелены террористами. Организаторами террористического акта по данным следственных органов выступали житель Чечни Руслан Эльмурзаев, уничтоженный в ходе штурма здания на Дубровке, а также житель Ингушетии Асланбек Хасханов задержан в Назрани в мае 2003 года. Два начиненных взрывчаткой грузовика, прибывших с территории Ингушетии, врезались в комплекс Дома правительства Чечни в Грозном и взорвались.
Погибли 83 человека, еще около 200 получили ранения. Здание было полностью разрушено. Ответственность за террористический акт взял на себя Шамиль Басаев. Теракт в селении Знаменское Надтеречного района Чечни. Погибли 60 человек, более 200 человек были ранены.
В июне 2003 года организатор преступления был уничтожен в ходе спецоперации в селе Экажево Ингушетии. В апреле 2004 года Мужихоева осуждена к 20 годам тюрьмы. Преступление было организовано террористической группой Магомеда Кодзоева и Рустама Ганиева. Суд признал виновным в организации подрыва электропоезда жителя Чечни Ибрагима Исрапилова. Исрапилов осужден к 20 годам тюремного заключения.
По показаниям осужденного, организатором и заказчиком теракта являлся один из лидеров бандформирований Доку Умаров. Погибли 44 человека, еще 156 пострадало, в том числе 62 ребенка.
Воспоминания о тех событиях шокируют воображение. Заглашенный момент взрыва, падение в вагон заваленный трупами и дым, ужасающая картина разрушения - все это осталось в памяти выживших. Несмотря на тяжелые физические и эмоциональные раны, они борются за свою жизнь и никогда не забывают о погибших.
Там я пробыла около года. Мне говорили, что я буду на инвалидной коляске. Но ничего не уходит обратно. В институте Склифосовского у меня была клиническая смерть, ожоги, в легкие чужая кровь попала. От полученных травм женщина долгое время кашляла, поэтому ей не смогли сделать операцию для восстановления барабанных перепонок.
Но страха зайти вновь в метро не было. После взрыва власти ужесточили законы, касающиеся террористов. Конечно, какая-то доля безопасности в этом есть. Но мне кажется, что если что, то это всё произойдет. Допустим, рюкзак, понятно, что человек может пронести в нем взрывное устройство. Систему безопасности надо усиливать и усиливать, — считает Людмила Тимофеева. Сейчас она занимается волонтерской деятельностью — отправляет необходимые вещи бойцам на СВО. Каждый год в последний месяц зимы она созванивается с теперь уже бывшим офицером МЧС России Сергеем Кавуновым и говорит слова благодарности. Как часы: полвосьмого туда, потом оттуда, как у всех. Я служил на «Тверской» напротив мэрии.
Все в своих мыслях, никто никогда на посторонних не обращает внимания, — считает Кавунов. Перед тем как зайти на станцию метро, спасатель покупает в киоске газету «Спорт-экспресс». Каждое утро он читает именно ее, каждое утро заходит в одну и ту же дверь одного и того же вагона. Сергей Кавунов уверен: коренные москвичи знают, где им выходить, путь до работы буквально просчитан по шагам. Но утром 6 февраля 2004 года спасатель изменяет своим привычкам. Случайная пассажирка внезапно привлекает его внимание. Там и произошел взрыв. Но случилась мистическая история. За неделю до этого жене купили первую шубу. Я отправился на работу раньше нее.
А передо мной шла женщина точно в такой же шубе. Посмотрел и подумал: «Жена вроде дома». Мне захотелось посмотреть, что за женщина в такой же шубе, — усмехнувшись, вспоминает Сергей. Представляете, женщина в шубе меня спасла» Сергей Кавунов, офицер МЧС, жертва теракта на «Автозаводской» Стук колес номерных вагонов, желтый тусклый свет от ламп и внезапный «бах». Воздушный поток, осколки стекол и плафонов летят в лицо. Загорается аварийный свет, ошарашенные пассажиры еще некоторое время стоят в вагоне. По громкой связи звучит механический голос машиниста: «Только когда двери открою, тогда можно будет выходить». Какая-то женщина пытается докричаться до него: «Мы тут стоим, задыхаемся, нам дышать тяжело». В этот момент уже произошло возгорание. Я с профессиональной точки зрения оценивал ситуацию и понимал: вагон метро горит достаточно быстро.
Боялся того, что появятся языки пламени. Думал, как буду бить окно. Пару человек в обморок упали. Всё в дыму, — вспоминает спасатель. Сергей Кавунов стоит около двери, которая из-за взрыва открылась внутрь, вместо того чтобы отъехать влево. Тогда он еще не допускает мысли, что произошел взрыв. Разворачиваются спасательные работы: людей очень много — до этого же был час пик, места между тоннелем и раскуроченным вагоном мало, а вытащить всех как-то надо. Эвакуацию нельзя проводить в спешке — может начаться давка, и тогда снова жертвы. А то, что происходило у второго вагона, я не видел. Когда последний вагон проходим, я вижу части тел, лежащие на путях.
Тогда я подумал, что произошла какая-то вспышка в тоннеле. Про взрыв не знал. Я обернулся, и мне какой-то мужик говорит: «Да там же взрыв во втором вагоне». Люди пошли дальше через белый туман, — вспоминает Кавунов. Под ногами — окровавленные части тел, а в голове: «А если обвал и всё вспыхнет? Сейчас, видимо, будет работа серьезная». До этого тоже были трагические события. Я работал почти на всех обрушениях и терактах в Москве: на «Пушкинской», в переходе, все-все-все. Прибежал, дежурное освещение горит, дымка рассеивается. И смотрю — картина ужасающая даже спустя 20 лет Кавунов вспоминает трагедию со слезами , около вагона стояли три человека, мы начали распределять работу.
Прежде всего надо было найти живых среди всей этой массы, как бы это печально ни звучало. Среди этой «массы» разорванных тел спасатель находит Людмилу Тимофееву. Мужчина проверяет пульс, дышит женщина или нет. Садится на корточки и гладит по голове, приговаривая: «Всё хорошо, моя хорошая. Потерпи, сейчас тебя вытащим». Объясняет: при спасении важно говорить с людьми ласково, чтобы не началась паника. Меня эта мысль не оставляла. Надо было найти живых и убрать их отсюда в безопасную зону. А потом пошла работа: одного, второго, третьего, пятого, шестого достали. Затем начали спасатели прибывать.
Практически все знают меня в лицо. Первый в темноту просовывается, я его за шкварки беру и говорю: «Узнаёшь? Работа прибывших сотрудников МЧС уже подходит к концу — тех, кто выжил, доставили на поверхность, осмотрели вагоны. Но Сергею приходит в голову мысль: «А вот сюда я вроде еще не смотрел». Он протягивает руку вперед под сиденье, по локоть оказывается в телах погибших и случайно нащупывает пульс. Слабый, но живой. Они убрали всех. Я боюсь его потерять, крайнего этого парня. Серое февральское небо и первый глоток свежего воздуха он не может забыть до сих пор. Вышел на станцию метро, присел и полной грудью вдохнул.
Те, кто находится наверху, для них первичные новости очень нужны. Рамки поставили. Но самое главное, что поставили людей службы безопасности. Когда с маленькой сумочкой едешь — проходи. А те, кто с рюкзаками, — проверяют.
Взрыв в московском метро 6 февраля 2004 года
житель Карачаево-Черкесии, 1983 года рождения, говорится в сообщении прокуратуры Москвы. Почитав, начала смотреть информацию по смертнику Анзору Ижаеву, который взорвался в московском метро. После ухода из школы Анзор Ижаев решил отправиться на хадж в Мекку. По данным следственных органов, исполнителем‑смертником теракта был житель Карачаево‑Черкесии Анзор Ижаев.