Стамбул всегда был точкой притяжения для иностранцев, а в последние годы стал одним из главных туристических направлений и для россиян. Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана приняло решение о закрытии Святой Софии для проведения ремонтных работ.
Святая София. Стамбул. Что мы потеряли
Интересно, на месте ли сегодня они ещё? Весь 2-ой этаж. Чем же знаменит Энрико Дандоло? Начнём с того, что это самый пожилой руководитель в мире!!! Именно под его руководством, в 1204 году, был захвачен и разграблен Константинополь. А слепому старичку на тот момент было уже за 90 лет! Кстати, именно тогда в Италии появилась новая святыня, известная сегодня как Туринская плащаница. Как вы догадываетесь, украли из Святой Софии...
Эксперт также сообщил о проблемах на верхнем этаже мечети, куда запрещен вход простым посетителям. Наверх допускаются только специальные гости. Совсем недавно актер Трэвис Фиммел из сериала «Викинги» канала Discovery посетил верхний этаж, где можно найти старинные надписи, оставленные викингами. В поездке актера сопровождал помощник министра культуры и туризма.
И растет на глазах. Оценить скорость инфляции можно на простом примере. В Стамбуле, как и во многих туристических городах, можно купить музейную карту. Карта активна пять дней и служит входным билетом в десяток музеев, позволяет немного сэкономить на билетах и бонусом — входить, минуя очередь на кассе. В январе 2022 года эта карта стоила 360 лир около 1400 рублей. А 1 июля 2022 года ее цена подскочила вдвое, сразу до 700 лир.
С 1 апреля 2023 года — до 1750 лир около 7 тысяч рублей, при этом цена разовых входных билетов в музеи росла пропорционально. А с 1 августа стамбульская музейная карта стоит 2250 лир около 9 тысяч рублей. Значит, это не предел. Святая София, как по привычке называют ее туристы из России, кстати, в перечень музейной карты и раньше не входила, а сейчас — тем более. С тех пор, как она официально была объявлена мечетью в июле 2020 года, вход бесплатный. Но я бы лучше заплатила два раза. Собор Святой Софии я впервые увидела в декабре 2019 года. Тогда ничто не предвещало ни пандемии, ни дальнейших исторических потрясений с обстрелами и полетами дронов. Как и того, что президент Эрдоган, дай бог ему здоровья, сделает собор-музей действующей мечетью. Первое, что бросается в глаза — широкая елочная гирлянда между минаретами с выложенной лампочками надписью.
Надпись в переводе на русский ожидаемо гласит: "Нет Бога, кроме Аллаха". Кто бы спорил, но ни на одну другую мечеть турецкие власти такую иллюминацию не повесили. Это, как официально сообщалось, "печать", которая закрепляет новый-старый статус бывшего музея. Что бы сказал их Ленин - Кемаль Ататюрк, интересно знать. Пускают в Святую Софию по часам, строго между намазами. Бесконечная туристическая очередь опоясывает восточную стену храма и выпрастывается на торговую площадь. Нам надо в аэропорт, а наш гид говорит, что это будет стоить не меньше 300 долларов. А в отеле предложили вызвать за 6 тысяч лир". Фактически хитрые турки сказали девушке и ее спутнику: "Глупые и богатые белые люди, заплатите, пожалуйста, за нашу гиперинфляцию". Но эти соображения я держу при себе, а вслух говорю: "Не бойтесь подойти к любому таксисту на улице, до аэропорта вас довезут лир за 800".
Очередь тем временем движется стремительно. Спустя минут десять я уже набрасываю на голову шарф и оказываюсь у входа в Святую Софию. Сразу за порогом, в галерее, все разуваются, как и положено в мечети. Если у кого-то слишком короткая юбка или глубокое декольте, выдают хламиду болотного цвета с капюшоном и эмблемой Айя-Софии на спине. Хламида сварена из какого-то пластикового флизелина и напоминает медицинский мешок для тех, кому уже никуда не надо.
Для них смена статуса Святой Софии означает конец мечты о секулярном мусульманском государстве.
Другие переживают, как переход скажется на международном бренде Турции. Третьи, и среди них мэр Стамбула Экрем Имамоглу, опасаются за международные последствия. Но пока еще победа приносит плоды — турецкое общество сплоченно ликует, что все кругом так раздражены. Хватит ли этого ликования, чтобы привести партию Эрдогана к победе на следующих выборах? Чтобы хватило, эти выборы должны состояться гораздо раньше 2023 года. Турецкие власти пообещали сохранить собор как объект всемирного наследия ЮНЕСКО — и, соответственно, выполнять все обязательства, связанные с сохранностью и доступностью храма.
Прочие детали раскрываются понемногу: вход в мечеть будет бесплатным, мозаики не закроют, но будут использовать специальные лазеры, чтобы затемнять изображения, переводя свет на молящихся во время молитв. Уже известно , что полы покроют антибактериальным коврами, в мечети круглосуточно будет звучать Коран, а туристы смогут посещать ее в определенные часы и, возможно, по выделенным дорожкам. Не исключено, что и пускать их будут организованными группами, чтобы не разбредались кто куда. Заодно и будет работа стамбульским гидам, в обычные времена, словно стервятники, сторожащим туристов у входа. Официально, конечно, София останется открытой для посетителей, как власти и обещали, но на практике посетителю ни на секунду не дадут забыть, где именно он находится. И светлая, безмятежная тишина, чуждая всему миру, царит кругом, тишина, нарушаемая только плеском и свистом голубиных крыльев в куполе, да певучими, печально-задумчивыми возгласами молящихся, гулко и музыкально замирающими среди высоты и простора» «Тень птицы», 1907.
Бунинскую тишину нам в Софии уже не услышать — он-то видел храм почти пустым. C путешественником XXI века такого наверняка не случится. В дни туристического пика простоять в очереди в Софию можно было несколько часов. Страшно представить, как увеличится это время, если из храма будут выгонять всех туристов на время намазов. Да и провести в ней, как раньше, несколько часов с путеводителем, вычитывая, где какие колонны, где сохранились надписи, выцарапанные паломниками много лет назад, почти наверняка не удастся. Очень может быть, что вы достоите до конца своей очереди, только чтобы услышать, что через пятнадцать минут вам пора выметаться.
Платно или бесплатно — плевать: дело не в этом. Что я думаю о новостях про стамбульскую Айя-Софию
Храм Святой Софии в Стамбуле станет мечетью. тогда ещё не было такого наплыва туристов. В православном соборе Святой Софии в Стамбуле проходит первый за 86 лет пятничный намаз.
Собор Святой Софии
И разрешил превратить собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью. Где находится собор Святой Софии в Стамбуле и как до него добраться. История строительства, архитектурные особенности и мозаики мечети Айя-София. Собор Святой Софии в Стамбуле официально утратил статус музея. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, по которому историческое здание стало мечетью. В Стамбуле у собора Святой Софии снова очереди.
Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз
Например, несколько колонн были доставлены из Рима и Эфеса. В 1054 году и началась история католической и православной церквей. В этом году кардинал Гумберт вручил константинопольскому патриарху Керулларию грамоту об отлучении. Это послужило началом разногласий между западной и восточной христианскими церквями. Здание собора неоднократно страдало от различного рода катаклизмов. В 10 веке из-за землетрясений пришлось перестраивать купол.
В 1453 году столица Византии Константинополь была захвачена турками-османами и переименована в Стамбул, главный храм христианского мира был сразу превращен в мусульманскую мечеть. Внешний облик здания сильно изменился. К собору пристроили четыре минарета.
Он отметил, что вход будет бесплатным для всех, включая иностранцев и представителей других религий. Более тысячи лет он был самым большим храмом.
После того как османы захватили Константинополь, а Византийская империя пала, собор в 1453 году переделали в мечеть.
Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой [38]. Фрагмент карты «Byzantivm sive Costantineopolis», составленной Джованни Андреа Вавассоре [it] в 1535 году Фрагмент карты «Byzantium nunc Constantinopolis», составленной Георгом Брауном [de] и Францем Хогенбергом в 1572 году Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула значительно превосходящие её по величине. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения [40].
Реставрационные работы продолжались два года. Братья Фоссати провели работы по усилению колонн, а также укрепили своды и купол храма железной цепью. Ими было обнаружено, что на стенах под слоями извести хорошо сохранились византийские мозаики. Частично они расчистили их в верхней галерее и показали султану Абдул-Меджиду, который повелел оставить открытой часть орнаментов, но повторно забелить все лики святых [41]. Тогда же на колоннах были размещены восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Мухаммада [41]. Часть византийских мозаик, зарисованных Фоссати, осыпалась во время землетрясения 1894 года. В конце 1920-х — начале 1930-х годов археолог А.
Шнайдер из Германского археологического института в ходе раскопок открыл рядом с собором сохранившийся фрагмент колоннады эпохи императора Феодосия, что позволило установить что при строительстве Юстиниановой базилики более древние основания были лишь засыпаны и находятся ниже уровня поля существующего храма [41]. Декрет правительства Турции о создании музея, фотокопия В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком , Айя-София стала музеем. В 1931—1948 годах под руководством американского археолога Томаса Виттемора были раскрыты от штукатурки мозаики периода императора Юстиниана [41] , а также более поздние мозаики апсиды и вимы, южного вестибюля, нарфика, южной галереи и северного тимпана [38] [47] [48]. После того как были сняты молитвенные коврики открылся мраморный пол собора. Вопрос об изменении музейного статуса[ править править код ] В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения сотрудниками музея мусульманских религиозных обрядов [49]. В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии [50] — «Совет по освобождению Святой Софии» англ. Free Agia Sophia Council [51].
На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США англ. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству, да и всему христианству» [52]. По мнению историка А. Соколова , здесь явно усматривается греческое влияние в США [53]. Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру [54] в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете « Завтра » [55] : Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей.
Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению. В 2016 году во время Рамадана в соборе Святой Софии происходили чтения Корана , которые транслировались в прямом эфире одного из турецких телеканалов. Это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции [56]. В марте 2019 года стало известно, что власти Турции могут изменить статус собора Святой Софии, чтобы его смогли посещать бесплатно. Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично» [58]. В этот же день президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ о превращении Айи-Софии в мечеть [4] [60].
Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии [68]. Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган. Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью. Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним [69]. Это базилика с четырёхугольным средокрестием , увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня [70].
Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола [71]. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна их также 40 , благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса [72]. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов, — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре [71]. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой , глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод , содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы , впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами , вывезенными из храмов Малой Азии и Египта [71] ; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея , а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах. Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе.
Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты. Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери , и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.
На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити , оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей см. Мозаичный цикл[ править править код ] Значительное число мозаик Святой Софии было выполнено во времена императора Юстиниана в VI веке. Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74]. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы.
Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом.
Там уже начался шумный праздник. Один из символов христианского мира, который до сегодняшнего дня имел статус музея, официально стал мечетью. Это решение принял госсовет Турции, свою подпись под документом поставил и глава государства. Какая судьба теперь ждет святыню и что будет с уникальными фресками на стенах собора - в материале РЕН ТВ. Поделиться Почему Турция превратила собор Святой Софии в мечеть Почему Турция превратила собор Святой Софии в мечеть От этого шага турецкого лидера предостерегали все христианские церкви мира, такого решения опасались и светские власти многих государств, но теперь это реальность. Причем указ о смене статуса построенного в 6-м веке собора Святой Софии с "музея" на "мечеть" и начале там мусульманских богослужений президент Турции словно специально сначала опубликовал в своем "Твиттере", будто желая поддразнить другого любителя этой соцсети, Дональда Трампа, который, по словам Эрдогана, "своей политикой вынудил его пойти на непопулярные меры": "Мы сменим статус с музея на мечеть. Сейчас Трамп объявляет, что Иерусалим является столицей Израиля.
Не так ли?
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов
Еще один аргумент Эрдогана - "восстановление исторической справедливости" в ее турецком понимании. С момента захвата Константинополя османами в 1453 году и до 1934 года Айя-София действительно была мечетью. В последнее время вокруг законности декрета Ататюрка вдруг возникло много споров, некоторые СМИ даже писали, что, мол, подпись там ненастоящая. И, несмотря на то, что Верховный суд Турции подтвердил законность декрета 1934 года, судьба Айя-Софии все равно изменена. Пересмотр его статуса болью отзовется в сердцах миллионов людей в мире, прежде всего православное сообщество и все христианское человечество. Прежде чем нарушать балансы, надо осознавать ответственность такого акта", - заявил зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата Николай Балашов. У Русской православной церкви к собору Святой Софии вообще особое отношение. Именно в нем крестилась княгиня Ольга, и в этом храм пришли послы князя Владимира, когда он выбирал веру для себя и для всей Руси.
Параллельно с исламизацией Эрдоган укрепляет свою личную власть, сдвигая турецкий режим от демократического к авторитарному. Есть здесь и противопоставление Западу: по словам турецкого лидера, сегодняшний маневр — в том числе ответ на действия США в поддержку Израиля. Критики указывают на то, что противоречивый для международных партнеров шаг — способ главы государства удержать электорат. По результатам соцопроса фирмы Metropoll выяснилось, что 44 процента турецких избирателей считают: решение о смене статуса власти вынесли на повестку дня, чтобы отвлечь их от экономических проблем. После того, как Константинополь в 1453 году взяли войска турецкого султана, он стал мечетью — и одновременно символом гордости турок за завоевания Османской империи. Чтобы проводить в нем богослужения, лица святых на настенных росписях прикрыли — а примерно в XVIII и вовсе замазали. По его личному указанию собор получил музейный статус. После того, как Святая София стала музеем, в ней обнаружили бесценные памятники культуры — византийские фрески и росписи.
Это и сыграло важную роль в формах и конструкционных особенностях сооружения, которые произвели революцию в храмовом строительстве христиан, ведь то этих пор никто не проектировал купольные, почти квадратные церкви. Великолепная каменная базилика была неотъемлемой частью древнего города на протяжении 1500 лет Hagia Sophia, Стамбул. Выполняя пожелания императора, для строительства использовались лишь самые лучшие материалы и элементы древних храмов колонны для портика , которые доставлялись из храма Солнца, из Эфеса и других культовых мест. Кроме того, при возведении собора использовались мрамор, золото, серебро, слоновая кость, медь, стекло, самоцветы и даже алмазы. Обилие невиданной роскоши привело к появлению легенд и жутких пророчеств, что и остепенило императора. Возведение и обустройство храма опустошило казну Византийской империи в размере трех годовых доходов. Купол величественного храма до сих пор вызывает восхищение и удивление специалистов Hagia Sophia, Стамбул. Интересный факт: Несмотря на то, что проектировщики были известными математиками, еще во время строительства стали заметны их катастрофические просчеты. Стены здания не выдерживали вес купола и начали разъезжаться. Чтобы избежать казни, архитекторы разработали новый проект, включающий в себя создание боковых залов с полукуполами, укрепленными с внешней стороны ребрами жесткости, которые и остановили разрушение. Хотя во время землетрясений, произошедших вскоре после строительства, купол все-таки не удержался и рухнул. Его перестраивал армянский архитектор Трдат, создатель Анийского собора. Он его сделал намного выше, применив особенную ребристую кладку. Именно этот купол, имеющий внушительные размеры диаметр 31 м, высота 55,6 м , простоял почти 900 лет. Христианская святыня во времена Византийской империи До наших дней сохранились христианские мозаики, созданные византийскими мастерами Hagia Sophia, Стамбул. Христианские мозаики собора Святой Софии Стамбул, Турция. На протяжении почти 900 лет собор Святой Софии оставался одним из самых величественных религиозных объектов Византии. Сменявшие друг друга императоры придавали храму новые черты, добавляя и изменяя ее внутренний и внешний облик. Больше всего преобразовывались мозаики, на которых изображены византийские императоры, Святые, Дева Мария и Христос. Самым большим толчком к изменениям, причем в худшую сторону, послужил раскол на Восточную Православную церковь и Римско-католическую. Из-за раскола церкви в храме 60 лет проводились католические богослужения Собор Святой Софии, Стамбул.
Специалисты провели работы по очистке и консервации мраморных покрытий и деревянных перил галерейного этажа, того самого, что теперь открыт для туристов. Кроме того, ведутся работы по укреплению здания с целью защиты от возможного мощного землетрясения. Планируется очистка внешнего фасада, минаретов. Как ожидается, реставрация продлится три года. Власти Турции рассчитывают, чтоплата за вход в Айя-Софию решитпроблему длинных очередей. Возможно, это стало одной из причин, по которой власти Турции решили сделать вход в храм-музей платным. Впрочем, идея эта не нова, к такому способу получения финансирования прибегают во многих странах мира. Так, вход в собор Святого Петра в Риме Ватикане , в общем-то, является бесплатным, но для того, чтобы попасть внутрь, необходимо отстоять огромную очередь. А можно купить билет за 25 евро , по которому предоставляется право на приоритетный проход. Но даже если удастся пройти бесплатно в сам собор, все равно придется купить билет около 10 евро для подъема на смотровую площадку, если такое желание возникнет. Такие же правила действовали в соборе Парижской Богоматери до 2019 года, когда там произошел пожар. Билеты были нужны, чтобы попасть в сокровищницу собора или на смотровые площадки на колокольнях. Предполагается, что после завершения реставрационных работ эта схема посещения будет восстановлена.
Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению
бывшего патриаршего православного собора, ранее называвшегося собором Святой Софии. Первый намаз за 86 лет в Айя-Софии в Стамбуле Стало известно, что изменили в Айя-Софии к первому за 86 лет намазу. Торжества в Турции по случаю 569-й годовщины падения Стамбула завершились вчера трехмерным представлением над собором Святой Софии. Реставрационные работы начались в мечети Айя-Софии в Стамбуле для усиления сейсмоустойчивости конструкции, пишет Habertürk. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже подписал указ, разрешающий проводить в Святой Софии мусульманские молитвы.
10 фактов о соборе Святой Софии
Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77]. Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах. Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание.
Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году. Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью.
Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия.
Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах. В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В.
Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна.
Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В.
Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84].
Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84].
Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В.
Теперь посещать собор можно будет бесплатно чему раньше мешал его музейный статус. При этом официальных представитель президента заявил, что изменение статуса собора не будет мешать туристам местным и иностранным посещать его — правда, при условии соблюдения некоторых норм ислама. Кроме того, решается вопрос с уникальными христианскими мозаиками на стенах — согласно нормам ислама, изображать людей запрещено. Скрыть мозаики и фрески обещают лазерами, специальным освещением или просто коврами — и только на время богослужений. Кому на самом деле принадлежит собор? История собора Святой Софии начинается с 324-337 годов нашей эры, когда на рыночной площади Августеон была построена христианская церковь.
Строительство первого храма, названного Софией, относится к времени правления императора Констанция II 337-361 годы , но в 404 году храм сгорает в ходе народного восстания. После этого церковь восстанавливали несколько раз, и она снова сгорала. Грандиозный храм был построен после очередного пожара при восстании во времена императора Юстиниана I в 523 году. На строительстве каждый день трудились 10 тысяч рабочих, использовались лучшие строительные материалы. Здание, которое удалось построить, поражало народную фантазию до такой степени, что строительству храма приписывали участие небесных сил. Вплоть до завоевания Константинополя турками в 1453 году собор оставался символом могущества Византийской империи.
Например, в 1054 году во время богослужения легат папы римского вручил отлучительную грамоту константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию — это стало началом раскола церкви на Православную и Католическую. В 1453 году в соборе прошло последнее в его истории христианское богослужение — 29 мая того же года храм захвачен турками и, по описанию историков, процесс был далек от мирного и обращен в мечеть. Тогда же в собор вступил султан Мехмед II — завоеватель Константинополя.
Под властью Османской империи находились Балканы.
На этих территориях сейчас есть тысячи мечетей и священных мест для мусульман. Что если власти захотят превратить их в церкви. У них есть полное право так поступить. Турция задела их чувства, превратив священное для христиан место в мечеть.
Отношения с ортодоксальным соседями могут испортиться очень сильно Тунджа Ойретен Кроме того, ситуация с Айя-Софией может негативно сказаться и на отношениях с Евросоюзом, куда так стремится Турция. Если их заденет эта ситуация, то это сильно скажется на экономике, которая и без того находится в кризисе. Решение Эрдогана может ударить по нему самому. Журналист отметил, что сейчас все радуются тому, что Айя-София снова стала мечетью, но через некоторое время настроения сменятся, а экономическая ситуация в стране не улучшится.
Эрдоган пытается использовать эту лазейку для решения своих политических вопросов, но надолго этого не хватит, потому что в итоге нужно что-то делать с экономикой. Айя-София в качестве дополнительной мечети, которых и так много в Турции, здесь никак не поможет. Использование веры Все мечети Турции открыты для туристов. Молитва не помешает войти на территорию Айя-Софии и внимательно ее осмотреть.
Я через два часа забуду, платила ли на входе. Дело не в этом. И некорректно сравнивать его с другими: мол, а вот в Италии некоторые церкви платные, а вот где-то ещё мечети бесплатные...
Тут всё сложнее. Предыстория в том, что до 2020 года Айя-София была музеем. Кстати, одним из самых дорогих музеев Стамбула.
И только совсем недавно кто скажет, что три года назад — это давно? И, соответственно, сделали бесплатной для визитёров. С оговорками.
Оговорками я называю тот факт, что после превращения в мечеть Айя-София утратила львиную долю своих богатств. Точнее, не совсем утратила, они ведь никуда не делись, но от глаз туристов их закрыли. Например, роскошные византийские мозаичные полы застелили зелеными коврами.
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София
Теперь информацию можно получить только из приложения. Напомним , туристам доступна только галерея собора. Потоки туристов и паломников теперь разделили — иностранцы могут попасть в мечеть через другой вход, расположенный у фонтана Ахмеда III. Там же открыта касса. Полезные ссылки:.
Вплоть до 1934 года собор оставался мечетью. В середине XIX века в здании провели реставрационные работы, занявшие 2 года — в ходе них часть изображений открыли от штукатурки. После декрета, подписанного Ататюрком, собор Святой Софии становится музеем, и примерно до середины прошлого века в нем продолжались реставрационные и исследовательские работы. В 1985 году собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 2019 году это было самый популярный музей Турции, который посетили 3,7 миллиона человек за год. При этом ни христианское, ни мусульманское сообщества не оставляли попыток вернуть в Софию богослужения. Вопрос поднимался неоднократно: в 2006 году музейный комплекс выделил небольшое помещение для мусульманских обрядов правда, для сотрудников музея ; в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма; в 2016 году в соборе во время Рамадана проходили чтения Корана с трансляцией в прямом эфире телеканала, что вызвало критику со стороны МИДа Греции. При этом еще в сентябре 2018 года Конституционный суд Турции назвал недопустимым требование одной из частных организаций вернуть собору статус мечети. Однако уже в 2020 году решение Госсовета Турции было прямо противоположным. Кто против? Решение изменить статус собора Святой Софии с музея на мечеть вызвало волну критики по всему миру — причем критики вполне официальной. Например, в ЮНЕСКО заявили, что государство должно обеспечить такие условия для объекта, чтобы ничто не могло отразиться на его исключительной ценности. Против высказались представители разных христианских церквей, политики и другие деятели, в том числе российские. Критика решения Эрдогана и Государственного совета слышна и в самой Турции. Так, экс-министр иностранных дел Турции Яшар Якыш заявил, что все это было решением исключительно президента, которому нужно оправдать ожидания консервативной религиозной части своего электората. Эти люди, считает бывший чиновник, воспринимают вопрос Софии как вопрос национального суверенитета.
В период с 1935 по 1939 год американский археолог Томас Уиттимор раскрыл и отреставрировал мозаики. Он получил доступ к памятнику благодаря дружбе с первым президентом Турецкой Республики Мустафой Ататюрком, сыгравшим ключевую роль в секуляризации страны и превратившим Айя-Софию в музей. Другие сохранившиеся в храме мозаики: композиция с императором Львом VI, преклоняющим колени перед Христом, находящаяся над императорскими воротами в западной части здания, а также ряд изображений византийских императоров и христианских святых в южной галерее — по словам пресс-секретаря президента Турции, не мешают проведению мусульманских богослужений. Однако Ибрагим Калин не уточнил, будут ли они оставаться открытыми все время. На прошлой неделе Гари Викан, специалист по византийскому искусству и президент Комитета по культурной политике, ранее возглавлявший Художественный музей Уолтерса, обратился в Госдепартамент США с письмом, где заявил о «глубокой обеспокоенности судьбой важнейших византийских мозаик на стенах Айя-Софии — не только их доступностью для публики, но и сохранностью в целом». В беседе с The Art Newspaper Викан отметил, что, хотя тот факт, что мозаики будут оставаться на виду большую часть времени, «не может не радовать», «ничто не защищает их от иконоборцев; доступ к мозаикам, по сути, открыт для любого».
Скрыть мозаики и фрески обещают лазерами, специальным освещением или просто коврами — и только на время богослужений. Кому на самом деле принадлежит собор? История собора Святой Софии начинается с 324-337 годов нашей эры, когда на рыночной площади Августеон была построена христианская церковь. Строительство первого храма, названного Софией, относится к времени правления императора Констанция II 337-361 годы , но в 404 году храм сгорает в ходе народного восстания. После этого церковь восстанавливали несколько раз, и она снова сгорала. Грандиозный храм был построен после очередного пожара при восстании во времена императора Юстиниана I в 523 году. На строительстве каждый день трудились 10 тысяч рабочих, использовались лучшие строительные материалы. Здание, которое удалось построить, поражало народную фантазию до такой степени, что строительству храма приписывали участие небесных сил. Вплоть до завоевания Константинополя турками в 1453 году собор оставался символом могущества Византийской империи. Например, в 1054 году во время богослужения легат папы римского вручил отлучительную грамоту константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию — это стало началом раскола церкви на Православную и Католическую. В 1453 году в соборе прошло последнее в его истории христианское богослужение — 29 мая того же года храм захвачен турками и, по описанию историков, процесс был далек от мирного и обращен в мечеть. Тогда же в собор вступил султан Мехмед II — завоеватель Константинополя. При этом в храме сохранилась большая часть фресок и мозаик — по данным исследователей, скорее из-за того, что они были скрыты под штукатуркой. Вплоть до 1934 года собор оставался мечетью. В середине XIX века в здании провели реставрационные работы, занявшие 2 года — в ходе них часть изображений открыли от штукатурки.