Одной из важнейших работ Менделеева стал труд «К познанию России», в котором учёный подробно проанализировал результаты первой и единственной в Российской империи переписи населения 1897 года. 2019 год знаменателен сразу на две даты, связанные с именем великого ученого химика – Дмитрия Ивановича Менделеева. Дмитрий Менделеев — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, преподаватель, воздухоплаватель, приборостроитель. Между тем, еев включил эфир в свою таблицы периодических элементов не случайно, ибо еще в 1905 году в Санкт-Петербурге была опубликована его работа «Попытка химического понимания мирового эфира», в которой этот талантливый русский ученый писал. Сегодня день рождения выдающегося русского ученого Дмитрия Менделеева. По этому поводу предлагаем узнать больше о легендарном химике.
Не создатель водки: 10 фактов из жизни русского ученого Дмитрия Менделеева
В Казани завершилась XXXIV Менделеевская школа-конференция молодых ученых. Воздушный шар «Русский», на котором Д.И. Менделеев совершил полет для наблюдения солнечного затмения. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, 20 февраля 2024 г. – В феврале весь мир отмечал 190-летие выдающегося отечественного ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, прежде всего известного в качестве гениального химика-новатора – создателя знаменитой. Дмитрий Иванович Менделеев — русский ученый с широким кругом научных интересов, от химии до гидродинамики, геологии, экономики и воздухоплавания. Дмитрий Иванович МЕНДЕЛЕЕВ — гениальный русский учёный и общественный деятель.
Менделеев: великий ученый, просветитель, изобретатель и почетный академик
б) обеспечить при участии федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" разработку и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 190-летия со дня рождения Д.И. Менделеева. Менделеева помнят еще и как главного теоретика российской нефтяной промышленности на этапе ее становления. Ученый женился без особой любви, хотя сестра его была уверена, что Физа — весьма подходящая партия. Уже став знаменитым ученым, Менделеев изо всех сил старался заработать.
Выбор цветовой схемы:
- Д.И. Менделеев – русский ученый и патриот: «три службы Родине».
- Д.И. Менделеев – русский ученый и патриот: «три службы Родине».
- Сквер Менделеева заложили в Шэньчжэне
- В центре русской цивилизации. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева
- 25+ неожиданных фактов о жизни Дмитрия Менделеева, про которые не расскажут на уроках химии
- 2 - 8 февраля Дни Памяти Дмитрия Ивановича Менделеева
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Менделеев Дмитрий | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
- В поисках мирового эфира: чему посвятил жизнь Дмитрий Менделеев // Видео НТВ
- В центре русской цивилизации. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева
- Не создатель водки: 10 фактов из жизни русского ученого Дмитрия Менделеева
- Предсказал великое будущее России. Оптимист и мечтатель Дмитрий Менделеев
- Неизвестный Менделеев - Телеканал "Наука"
Менделеевская олимпиада в Шэньчжэне завершилась
Видя очевидные способности сына к точным наукам, мать приняла непростое решение: она ликвидировала все дела в Сибири, продала имущество чтобы оплатить учёбу сына , включая стекольный завод, и отправила Дмитрия в столицу — Санкт-Петербург. Всего через несколько недель после зачисления сына студентом в Главный педагогический институт Мария Дмитриевна скончалась. Что кроме таблицы Менделеева? То, что было дальше, хорошо известно. Учёба, затем — в течение тридцати с лишним лет — преподавание в Императорском Санкт-Петербургском университете.
И открытия, открытия, открытия… Самое эпохальное из них — знаменитая таблица Менделеева 1869 год. Или, говоря по-научному, периодический закон химических элементов. Но не будем повторять прописные истины о всемирно известных открытиях Менделеева. Гораздо интереснее рассказать о менее известных сторонах деятельности великого учёного.
Например, о вкладе Менделеева в развитие отечественной нефтегазовой и нефтехимической промышленности, которая в наши дни стала фактически флагманом российской экономики. А родной город Менделеева — Тобольск — сейчас является одним из центров нефтехимической промышленности России. Советская марка с Менделеевым. Wikimedia Commons Мало кто знает, что Менделееву наша страна обязана не только таблицей химических элементов, но и нефтепроводами.
Именно Менделеев в 1863 году предложил идею использования трубопровода при перекачке нефти и нефтепродуктов, объяснил принципы его строительства и доказал несомненные преимущества данного вида транспорта. Основываясь на идеях Менделеева, другой выдающийся русский инженер, Владимир Шухов, в 1878 году построил первый в России нефтепровод Балаханы — Чёрный город в районе Баку. Длина первой российской нефтемагистрали составляла 10 километров. Ныне же длина российских нефтепроводов исчисляется десятками тысяч километров!
И всё это стало возможным благодаря Меделееву и его талантливым последователям. Главный миф, связанный с именем Дмитрия Менделеева, называет великого учёного автором заветного стандарта русской водки. Якобы именно благодаря ему идеальная крепость была определена в 40 градусов. В реальности в работах Менделеева никаких обоснований подобного выбора не существует.
Вероятно, миф порождён тем, что знаменитый химик защитил докторскую диссертацию на тему «О соединении спирта с водою». А кроме того, он входил в комиссию «для изыскания способов к упорядочению производства и торгового обращения напитков, содержащих в себе алкоголь».
Затем работал в лицее Одессы, в Императорском Санкт-Петербургском университете и других учебных заведениях. В 1856 г.
В 1861 г. Результатом долголетних поисков стало открытие Менделеевым периодического закона «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» датируемый 1 марта 1869 г. Он не только составил несколько вариантов периодической системы и на её основе исправил атомные веса некоторых известных элементов, но и предсказал существование и свойства ещё неизвестных элементов галлий, германий, скандий открытых позднее. Многочисленные диссертации и научные труды не мешали Дмитрию Ивановичу создать семью.
В 1862 г. Менделеев сочетался браком с Лещевой Феозвой. Дмитрий не питал сильного влечения, однако в этом браке у него родилось трое детей. Первая дочь, Мария, умерла в младенчестве.
В 1865 г. Сын Владимир родился в 1865 году.
В итоге предложение Менделеева так и не было реализовано. Первый в мире стратостат — так стали называть герметичные аэростаты, предназначенные для полета в стратосферу высоту более 11 километров , — совершил полет лишь в 1931 году из немецкого города Аугсбурга.
Пикнометр Д. Менделеева Менделеев придумал использовать трубопровод для перекачки нефти Дмитрием Менделеевым была создана схема дробной перегонки нефти и сформулирована теория неорганического происхождения нефти. Он первым заявил о том, что сжигать нефть в топках — преступление, поскольку из нее можно получить множество химических продуктов. Он также предложил нефтяным предприятиям перевозить нефть не на арбах и не в бурдюках, а в цистернах, и чтобы перекачивалась она по трубам.
Ученый на цифрах доказал, насколько целесообразнее перевозить нефть наливом, а заводы для переработки нефти строить в местах потребления нефтепродуктов. Основатели Русского химического общества члены химической секции 1-го съезда русских естествоиспытателей и врачей, вынесшие постановление об учреждении — 4 января 1868 года. Менделеев стоит 10-й слева Трижды номинант на Нобелевскую премию Дмитрий Менделеев номинировался на Нобелевскую премию, присуждаемую с 1901 года, трижды — в 1905, 1906 и 1907 годах. Однако номинировали его только иностранцы.
Члены Императорской академии наук при тайном голосовании неоднократно отвергали его кандидатуру. Менделеев был членом многих зарубежных академий и ученых обществ, но так и не стал членом родной Российской академии. Полученный искусственно в 1955 году, элемент был назван в честь химика, который первым начал использовать периодическую систему элементов для предсказания химических свойств еще не открытых элементов. На самом деле Менделеев не первый, кто создал периодическую таблицу элементов, и не первый, кто предположил периодичность химических свойств элементов.
Достижением Менделеева было определение периодичности и на ее основе составление таблицы элементов. Ученый оставил пустые клетки для еще не открытых элементов. В результате, используя периодичность таблицы, было возможным определить все физические и химические свойства пропущенных элементов.
Когда Дмитрию было 13 лет, его отца не стало.
Мария Дмитриевна взяла на себя управление фабрикой, обеспечив семье безбедное существование. Именно Мария Дмитриевна приложила все усилия, чтобы Дмитрий получил высшее образование. Дмитрий поступил в Главный педагогический институт Санкт-Петербурга, где и раскрывал свои таланты, увлекшись научной работой и написав выдающуюся статью «Об изоморфизме». Окончив физико-математический факультет с золотой медалью, стал старшим учителем и преподавал в Симферопольской мужской гимназии.
Затем работал в лицее Одессы, в Императорском Санкт-Петербургском университете и других учебных заведениях. В 1856 г. В 1861 г. Результатом долголетних поисков стало открытие Менделеевым периодического закона «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» датируемый 1 марта 1869 г.
Он не только составил несколько вариантов периодической системы и на её основе исправил атомные веса некоторых известных элементов, но и предсказал существование и свойства ещё неизвестных элементов галлий, германий, скандий открытых позднее. Многочисленные диссертации и научные труды не мешали Дмитрию Ивановичу создать семью. В 1862 г.
Ученые люди. Дмитрий Менделеев
2 - 8 февраля Дни Памяти Дмитрия Ивановича Менделеева | В среду, 8 февраля исполнилось 189 лет со дня рождения одного из наиболее выдающихся отечественных учёных Дмитрия Менделеева. |
190 лет со дня рождения Менделеева: что предвидел великий ученый - МК | Международную премию ЮНЕСКО — России имени Д.И. Менделеева 13 декабря вручили академику, заведующему лабораторией элементоорганических соединений химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Ирине Белецкой и почетному директору Института. |
Менделеев Дмитрий | Когда говорят о великом русском ученом Дмитрии Менделееве (1834-1907), то обычно вспоминают его открытие мирового значения: периодический закон химических элементов. |
10 фактов из жизни русского ученого Дмитрия Менделеева » | В год 190-летия со дня рождения Дмитрия Менделеева это говорит о мощи отечественной научной школы и преемственности поколений. |
«Умел быть философом в химии»: 190 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева | Менделеев был избран почетным членом ведущих российских и многих зарубежных академий и университетов. |
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Дмитрий Менделеев и Феозва Лещева.
- Дмитрий Менделеев — гениальный 17-й ребенок в семье
- 25+ неожиданных фактов о жизни Дмитрия Менделеева, про которые не расскажут на уроках химии
- Что известно о великом земляке.
«Умел быть философом в химии»: 190 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева
Ученые люди. Дмитрий Менделеев | В честь 155-летия со дня появления периодической таблицы Менделеева, Императорский Монетный Двор отчеканил памятную медаль с изображением великого русского ученого. |
Аналитика и комментарии | Генеральной ассамблеей ООН 2019 год объявлен Международным годом периодической таблицы химических элементов в честь периодического закона, открытого известным русским учёным Дмитрием Менделеевым в 1869 году. |
Человек своеобычный
Менделеевым системы педагогических идей и взглядов, может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть жизненным и реальным». Наполняя понятие педагогики «жизненного реализма» конкретным смыслом он писал в «Учении о промышленности»: «Для меня же лично, для светлого будущего России кажется важным препятствием только один недостаток — широкого современно-реального образования, развивающего понимание и обладание природой, разумность, умение и настойчивость в личной предприимчивости вместе с должным уважением как к трудолюбию и бережливости, так и к пытливости, к истории и силе науки». Непрерывное образование как социальный лифт Дмитрий Иванович указывал, что образование не заканчивается в средней или высшей школе, оно продолжается «в процессе жизнедеятельности каждого человека». В «Заметке по вопросу о преобразовании гимназий» Менделеев отмечал: «Учебные заведения для первоначального, среднего и высшего образования могут приносить наибольшую пользу только при условии непрерывности», то есть талантливые учащиеся низших училищ могут переходить со ступени на ступень вплоть до высших учебных заведений. Под непрерывностью образования Менделеев понимал возможность для талантливых выпускников низших училищ беспрепятственно переходить в высшие заведения. В данной связи он предлагал развивать сеть учебных заведений таким образом, чтобы начальная школа была в каждой деревне, младшие классы средней школы — в каждом селе, старшие — в каждом городе, а высшие учебные заведения — в каждом губернском центре. В последние годы научно-педагогического творчества Дмитрий Менделеев существенно обогатил свою трактовку понятия «непрерывность образования». Теперь эта категория включала в себя следующие принципы: соподчинение этапов образования, решение самостоятельных задач на каждом этапе, его самодостаточность, взаимосвязь всех типов образования — общего и университетского, профессионального и технического. Ключом к пониманию сущности напряженно разрабатываемой тогда Д.
Менделеевым системы идей и взглядов может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть доступным для всех сословий». Сегодня мы бы сказали, что образование, по его мысли, могло и должно было играть роль социального лифта, поднимая на поверхность наиболее талантливых детей. Развитие всех способностей учащихся Дмитрий Иванович Менделеев определил значение каждой ступени образования, и эта трактовка отличалась от принятой в современной ему системе образования. Роль начального образования, по его мнению, состояла в том, чтобы «дать грамотность и основы нравственности», то есть то, что необходимо для освоения культуры и жизни в обществе. Содержание начального обучения должно было носить общеобразовательный характер, необходима связь школы с жизнью, с ее потребностями; не только обучение грамоте, счету, но и «приучение к труду, к умению жить в обществе». Развитие индивидуальности предполагало и иное содержание образования в средней школе, отличное от того, которое давало в то время классическая гимназия. Главная задача среднего образования — это развитие индивидуальных особенностей личности учеников, сознательного отношения к окружающему миру, трудолюбия, наблюдательности, способности к обсуждению важных вопросов. Здоровой педагогикой Менделеев называл ту, которая стремится развить в ученике все стороны и качества его личности: интеллектуальные, художественные, практические, трудовые.
В данной связи ученым был высказан ряд новых положений об организации образовательного процесса в средней школе. В частности, он предлагал сократить срок обучения, уменьшить учебную нагрузку и оптимально распределять учебное время между дисциплинами. Обучение не должно создавать препятствий для развития ребенка, а к таким препятствиям Менделеев относил мертвые языки и экзамены, отнимающие время, которое можно было бы потратить на учебную деятельность. Это отразилось в перечне предметов, которые надлежало изучать в гимназиях. Менделеев даже подготовил свой вариант учебного плана. Он считал необходимым сокращение курса среднего образования до 6 лет вместо 8, отмену экзаменов. По его убеждению, «весь строй учебных предметов в отечественных гимназиях должен соответствовать не чужой религии и языку латинскому , а своим». И речь шла не только о том, что необходимо отказаться от мертвых языков, наполнить образование знаниями, необходимыми для жизни и индивидуального развития, а о том, чтобы сделать образование практико-ориентированным.
По его убеждению, экзамены оправданны только там, где необходимо установить соотношение между спросом желающими поступить и предложением количеством мест в высшем учебном заведении. В средней школе важнее общее развитие, движение ученика, его желание и способности учиться, которые и должны оцениваться учителями, хорошо знающими каждого ученика. Служить общественному прогрессу Особое внимание Д. Менделеев уделял проблемам высшего образования. Им было четко обозначено его предназначение — «служить общественному прогрессу, общему народному благу, осуществить связь между индивидуальными возможностями молодых людей и общественными нуждами». Мыслитель полагал, что в высшей школе, которая призвана воспитывать элиту общества, конкретные специальные знания в профессиональной подготовке должны опираться на глубокие общенаучные знания. Высшую школу должен был отличать постоянный труд по развитию науки и укреплению ее связи с промышленностью. Ученый видел в высших учебных заведениях источник создания в России национальной интеллигенции, способной самостоятельно развивать науку, технику, культуру страны.
Менделеев подчеркивал в данной связи, что «нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, то есть всю русскую действительность, для того чтобы сделать настоящие самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны». Что касается собственно образовательного процесса в высшей школе, то его смысл Дмитрий Иванович видел «в соединении абстрактно-бесконечного с конкретной действительностью». Он считал, что знание уже известного не удовлетворяет прямому назначению высших учебных заведений, они должны «воспитывать лиц, способных впоследствии идти в область неизвестного, пытливых, обладающих возможностями, необходимыми для достижения еще не известных областей знания». И это главное отличие высшей школы: подлинно научный уровень преподавания, постоянное стремление двигать науку вперед. Менделеев особое значение придавал подготовке учителей как высокообразованных специалистов, способствующих самостоятельному развитию своей страны. Он считал, что от подготовки учителей зависят судьбы просвещения в стране, а следовательно, и будущность государства. Вот его кредо: «Нельзя же, заботясь о том, чтобы были у России всякие свои специалисты, забыть о том, что ей нужнее всего хорошие учителя». Дмитрий Иванович особенно подчеркивал воспитательную роль учителя: он должен стать для учеников идеалом и образцом, «знать каждого ученика, его способности, наклонности и характер, чтобы всесторонне развить имеющиеся задатки».
И конечно, учитель — «местный светоч науки».
Это его так увлекло, что на протяжении всей жизни Дмитрий Иванович делал дорожные сумки. Ученый придумал особый клей, который делал изделия крепкими. И даже купец Мамонтов бравировал, что покупает их у «самого чемоданных дел мастера Менделеева». Впрочем, чемоданы были развлечением, а вот к сельскому хозяйству Дмитрий Иванович подошел весьма серьезно — и как химик, и как ученый, и как экономист. А серьезно заниматься этой темой начал в 1865 году, когда приобрел небольшое имение Боблово недалеко от Клина. Он ввел здесь многополье и травосеяние, применял удобрения и широко использовал сельскохозяйственные машины, развил животноводство. В Боблово он проводил полевые опыты, испытывал действие разнообразных удобрений, делал анализ почв. Фото: РИА Новости Помнят Менделеева и как главного теоретика российской нефтяной промышленности на этапе ее становления. Он исследовал происхождение, состав и свойства нефти, разрабатывал методы обработки и перегонки сырой нефти и ее отдельных фракций, обследовал нефтепромыслы юга России и США в правительственной командировке в 1876 году, а также трудился над множеством смежных вопросов: от обеспечения пожаробезопасности нефтепромыслов до таких регуляторных проблем, как налогообложение отрасли и господдержка строительства новых нефтезаводов.
Он работал вместе с известным государственным деятелем Сергеем Витте, который даже присвоил Дмитрию Ивановичу статус тайного советника. За 10 лет Менделеев принял участие в огромном количестве промышленных решений», — подчеркнул Денис Байгозин. Он активно участвовал в работе различных совещаний и съездов, на которых решались вопросы экономического развития России. Им были написаны «Толковый тариф», «Учение о промышленности», «Заветные мысли», «К познанию России» и многие другие труды. Его проекты и исследования, помимо химии, касались геологии, сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых. Он разрабатывал измерительные приборы, изучал природные явления и издавал значимые научные труды. Возможно, столь обширный круг его интересов и породил такое количество всевозможных мифов. Несмотря на частые разногласия историков и биографов великого ученого, бесспорным остается одно — результаты трудов Менделеева окружают нас во многих сферах и по сей день. Именно он первым предсказал, что нефть будет не только топливом, а превратится в основу химической промышленности. Производимые им полимеры используются в промышленности и строительстве, медицине и в быту.
Должны быть люди, которые будут двигать науку дальше, которые придут на наше место, — говорит исполнительный директор компании Олег Макаров. Сделать профессии химиков, инженеров более популярными, воспитать "юных Менделеевых" — ключевая задача, которую мы ставим в ходе открытия фестиваля "Год Менделеева"». Торжественная церемония открытия мероприятия, приуроченного к 190-летию со дня рождения Д.
Последние 15 лет жизни Дмитрий Менделеев посвятил метрологии.
Был управляющим Главной палатой мер и весов — первого научного метрологического центра России, созданного по его инициативе. Цветы к могиле учётного возложили руководители научных центров, представители комитета по науке, а также студенты петербургских вузов.
Последние 15 лет жизни Дмитрий Менделеев посвятил метрологии. Был управляющим Главной палатой мер и весов — первого научного метрологического центра России, созданного по его инициативе. Цветы к могиле учётного возложили руководители научных центров, представители комитета по науке, а также студенты петербургских вузов.
К 190-летию Дмитрия Менделеева
В поисках мирового эфира: чему посвятил жизнь Дмитрий Менделеев // Видео НТВ | В Центральной детской библиотеке им. а с начала года проходят мероприятия, посвященные 180-летию со дня рождения великого русского ученого еева. |
Дмитрий Менделеев: судьба в науке | САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, 20 февраля 2024 г. – В феврале весь мир отмечал 190-летие выдающегося отечественного ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, прежде всего известного в качестве гениального химика-новатора – создателя знаменитой. |
Великий ученый Дмитрий Менделеев
Лично со Львом Толстым он знаком не был зато неоднократно встречался с Ф. Достоевским, с которым также спорил по многим вопросам. А вот произведение Толстого «Об общественном движении в России», направленное против индивидуализма, за определяющую роль труда в жизни общества, учёный поддержал, заметив: «Это как бы и не Толстой». Поддерживал он и отрицательное отношение Толстого к смертной казни. Отвечая на вопрос «Петербургской газеты» в 1905 г. Многие отмечали сходство стиля Менделеева со стилем Л. Толстого, с его грамматической усложнённостью.
Впрочем, такой «нелёгкий» стиль с обилием неологизмов и неясных на первый взгляд конструкций был характерен и для других выдающихся мыслителей этого поколения — Н. Фёдорова, А. Щапова в XX веке им неудачно подражал А. Какими же всё-таки были общественно-политические взгляды Менделеева? В зрелые годы и в конце жизни учёный был сторонником монархии, хотя высказывался осторожно: «в предвидимом будущем Россия была и будет монархической страной». В то же время он выступал за привлечение к государственному управлению представителей науки, включение их в «совещательный совет при канцлере или Комитете министров».
Менделеев считал себя «реалистом», отрицая как материализм, так и идеализм, и рассматривал это направление как наиболее отвечающее «русскому пути развития». Учёный писал: «чтобы предстоящий путь был по возможности эволюционным и прогрессивным, прежде всего он не должен отрицать прошлого». Он скептически относился к участию во власти и законодательстве узких «теоретиков»: «Теория, партии, системы, бесспорно, тут необходимы, они и будут непременно, но без такта и любви действительной ничего тут не поделаешь». Говоря о системе выборов в Государственную Думу, Менделеев выступал против имущественного ценза, который «нисколько не говорит о личных качествах владельца», зато был сторонником введения «отцовского ценза»: «чтобы все выборщики и наполовину выбираемые были отцами, имеющими не менее определённого числа детей». Это связано с необходимостью для России роста населения, а также с жизненным опытом человека, имеющего детей. Считается, что в последние годы жизни Дмитрий Иванович сблизился с «Союзом русского народа», то есть примкнул к тому направлению, которое именуется «черносотенным».
Документальных подтверждений этому нет, зато по интернету бродит фраза, приписанная учёному: «Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам меня из него не выбить». Кроме того, «национализму необходимо более всего принять начало терпимости, то есть отречься от всякой кичливости, в которой явная бездна зла». Таким образом, Менделеев признавал национализм, но понимал его не вульгарно, не как национализм узко этнический, а как национализм широкий, цивилизационный. Вспомним в очередной раз основателя независимой Индонезии Сукарно, который среди своих «пять принципов» упоминал и национализм, и интернационализм, не противопоставляя их друг другу, а подчёркивая их внутреннее единство. У Менделеева были устойчивые патриотические убеждения. Характеризуя русский народ, Дмитрий Иванович отмечал: «В чём другом, только не в самообожании можно упрекать русских людей, умеющих уживаться и даже сливаться со всякими другими.
Это нас сильно отличает не только от китайцев, достоинствам которых можно отдать многое, но и от англичан». Мысли Менделеева в этом отношении перекликаются с будущими идеями евразийцев, которые отмечали цивилизационное, а не узко-национальное содержание русской идеи. По его словам, Россия «назначена историей именно для того, чтобы так или иначе Европу с Азией помирить, связать и слить». Что касается Китая, то Менделеев последовательно выступал за, выражаясь современным языком, «стратегическое партнёрство» с ним: «Желательно, чтобы Россия вновь прочнейшим образом заключила теснейший политический, таможенный и всякий иной союз с Китаем, потому что он явно просыпается… и он имеет все задатки очень быстро, наподобие самой России, стать могущественнейшей мировой державой». Этот союз он видел противовесом блоку Англии и Японии то есть, выражаясь в терминах геополитики, противопоставлял теллурократию и талассократию. Конечно, это убеждение Менделеева всецело оправдано последующей историей вспомним тесную советско-китайскую дружбу 40-50-х годов , да и современным положением дел.
Русский учёный характеризовал себя как «противника всяких войн», однако отмечал, что немедленное разоружение невозможно и ненужно. Россия, по его словам, «лакомый кусок для соседей Запада и Востока потому именно, что многоземельна, и оберегать её целостность всеми народными средствами необходимо». Мысли Менделеева о разоружении в чём-то перекликаются с мыслями его современника — основоположника русского космизма Н. Фёдорова, который считал необходимым не отказ от армий и оружия, а обращение их от борьбы с себе подобными к борьбе с хаосом природы. Одним из важнейших дел Менделеева стала работа над проектом таможенного тарифа. Его убеждением было, что для развития отечественной экономики необходим протекционистский тариф, защищающий страну от проникновения иностранных товаров, разоряющих местного производителя.
Царствование Александра II он подвергал резкой критике именно за насаждение фритредерства по английскому образцу. Мыслитель говорил, что отождествление «свободной торговли» со «свободой вообще» сбивает многих с толку. Между ними не только нет внутренней связи, но и есть «известная степень противоречия»: «свобода народов — лозунг протекционизма». Развить свою промышленность, по мнению учёного, «земледельческие страны не имели бы никакой возможности при полной свободе торговли, потому что иностранные промышленные их конкуренты сознательно губили бы всякие зачатки таких предприятий». Как и его старший современник Н. Данилевский, Менделеев считал деление на Европу и Азию искусственным.
Он писал: «громаднейшая равнина России, на которой… нет пунктов выше тройной высоты Исаакиевского собора, назначена самою природою для единого народа. Как ни враждовали меж собою части, кто ни пробовал отхватить доли — всё же общее единство водворилось твёрдо и прочно». Среди народов России наиболее «комплементарными» если пользоваться позднейшим термином Л. Гумилёва по отношению к русским он считал тюркские народы: «разумность отношений к России в татарско-турецких племенах следует всемерно поддерживать и… в случае местных инородческих разладов, которые за последнее время немалочисленны, голосу турецко-татарских народов должно внимать поболее, чем голосу многих других инородцев, живущих под русским кровом». Так же как и Данилевский, Менделеев считал, что для России исторически не характерна агрессивность: «Сколько я понимаю русскую историю, русский народ никогда не был склонен к завоевательству и если воевал и покорил немало народов, то лишь потому, что к этому принуждали его прямо слагавшиеся обстоятельства». Важное значение Менделеев отводил геополитике, хотя и не употреблял этого слова.
Для него движение России на восток было проявлением той «сказочной центробежности» русского народа, которая на протяжении веков влекла его к океанам: «Дошли мы первее всего до входа в свободные океаны на Белом море, но тут свободу хода сдерживают и до сих пор льды… Двинулись затем вниз по матушке по Волге, да не наши выходов из ямы Каспия… Настал затем славный… XVIII век, когда мы твёрдо сели у морей Балтийского и Чёрного… но тут оказались свои преграды в виде узких проливов». Лишь во второй половине XIX в. Россия в полной мере вышла к Тихому океану, но в начале века XX-го это вылилось в русско-японскую войну. О ней Менделеев открыто говорил: «Войны я не одобрял и не одобряю, захвата Китая не вызывал и осуждать не переставал, посылку нашего флота к Цусиме считал и продолжаю считать совершенным неразумием». Это связано не с абстрактным пацифизмом учёного, а с тем, что он понимал миссию России как совершенно отличную от устремлений западных держав, рассматривавших Китай как свою потенциальную колонию. В спорах с европейцами, в том числе и расистски настроенными учёными, Менделеев вставал на сторону угнетённых народов колоний.
Например, в споре с американским доктором, поборником здорового образа жизни, который обвинял индейцев в том, что они использовали табак с целью извести европейцев, русский учёный заметил, что рядом с фигурой индейца, протягивающего европейцу табак они часто ставились у табачных лавок вместо вывесок , следовало бы поставить и фигуру европейца, дающего индейцу бутылку виски. Крайне скептически он относился и к американской «демократии», при которой власть находится не в руках большинства, как в теории, а в руках организованного меньшинства, рассматривающего большинство лишь как «стадо» для сбора голосов. В статье «Об единице» 1877 Менделеев выступил против индивидуализма: «мы, каждый, считали себя значащими единицами, и, в сущности, каждый из нас сам по себе нуль. Ещё ступенью станем выше, и тогда единица будет высшего порядка — семья, общество, государство, человечество. И на этих ступенях наша жизнь построится лучше, и мы станем… понимать себя не больше, как микроскопическую клетку в целом организме». Позже он развил эти идеи в примечаниях к «Заветным мыслям»: «…падёт индивидуализм, тогда славянская общинная идея заменит современную идею об единице… Настанут вправду новые века и в мыслях, и в делах, в верованиях и народных судьбах.
И не бойтесь, вздорного будет меньше, ни древняя идея государства, ни новейшая, свободная единица не пропадут, им будет лучше, потому что будет больше правды и толку». Менделеев находится «по ту сторону левых и правых», ведь коллективизм — идея как «левая», связанная с социалистическими учениями, так и традиционалистская, восходящая к исходным общинным формам развития человечества. Традиционализм же обычно относят к «правым» идеям, хотя тогда возникает вопрос: в чём его сходство с другими «правыми» идеями, связанными как раз с капиталистическим индивидуализмом, и в чём вообще суть «правизны», если она объединяет такие противоположности? Менделеев — одновременно и «красный профессор», неоднократно конфликтовавший с руководством Министерства просвещения что в итоге закончилось его уходом из Петербургского университета в 1890 г. Кстати, «крайне правого» и «консервативного» министра Д. Толстого учёный упрекал именно в подражательности Европе его курса на насаждение «классического» образования, в частности, латыни.
Он обладал обширными знакомствами среди русских философов, опять-таки разных направлений. Например, среди его близких знакомых 1860-х гг. Страхова, одного из представителей почвенничества, соратника Достоевского, Данилевского и Аполлона Григорьева, которого с Менделеевым сближала работа в сфере естественных наук. Страхов помогал молодому Менделееву с публикацией статей. Сторонником социалистических идей учёный формально не был, но отмечал правду социализма, который «ответил известным образом преобразованию времени, когда начали уже понимать, что личное благо возможно только внутри, а внешнее удовлетворение более или менее необходимо для всех живущих — иначе наступит рано или поздно беда, даже личная». Фёдорова: «Жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех».
Вернадский, который сам в предреволюционные годы придерживался либерально-кадетских убеждений, относил своего учителя Менделеева к людям «очень умеренных, скорее консервативных взглядов», подчёркивая при этом: «Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и построения, которые были далеки от него самого». Кстати, аналогичные противоречия мы видим в восприятии либеральными кругами зятя Д.
Благодатный южный климат позволил Менделееву уже в следующем году вернуться в Петербург. Он защитил магистерскую диссертацию и приступил к чтению лекций по органической химии в Петербургском университете. В 1859—1861 гг. В 1865 г. Менделеев защитил докторскую диссертацию, заложившую основы учения о растворах. В 1869 г.
В 1871 г. Дмитрий Иванович отдавал много сил преподавательской деятельности — был профессором Петербургского университета, вёл курсы в других учебных заведениях. На склоне лет он отмечал: «Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность».
В Шэньчжэне собрались около трёхсот человек — школьников, их педагогов и наблюдателей из порядка тридцати стран. Россию представляли десять лучших участников Всероссийской олимпиады школьников по химии.
Все они завоевали награды — на счету сборной пять золотых и пять серебряных медалей.
Ученый занимался вопросами сельского хозяйства, воздухоплавания и освоения Крайнего Севера. Именно Менделеев изобрел пироколлодийный порох , предложил наилучшие конструкции коромысла, принимал участие в строительстве первого в мире арктического ледокола. А в возрасте 53 лет исследователь, для того чтобы изучить явление полного солнечного затмения, в одиночку совершил полет на воздушном шаре. Чем однозначно удивил общественность. Менделеев совершил полет для наблюдения полного солнечного затмения.
Изобретатель, к слову, страшно обижался , когда ему говорили, что свою знаменитую периодическую таблицу он увидел во сне. Когда очередной репортер, разговаривая с Менделеевым, упомянул эту байку, тот в сердцах воскликнул : «Я над ней, может, 25 лет думал, а вы полагаете: сидел, и вдруг пятак за строчку, пятак за строчку — и готово! Его производство в России было налажено, когда будущий химик был еще ребенком. Менделеев же просто защищал диссертацию на тему «О соединении спирта с водой». По натуре Дмитрий Иванович был человеком страстным и увлекающимся, что в глазах общественности никак не вязалось с образом рассудительного ученого. Первый раз ученый женился на Феозве Лещевой, падчерице писателя Ершова, того самого автора «Конька-Горбунка». В браке у них родилось 3 детей.
Феозва была неглупой женщиной, но никак не могла подстроиться под вздорный характер супруга. Любые мелочи, отвлекающие ученого от занятий наукой, оборачивались скандалом. Менделеев кричал на домашних, метал в стену вещи и мог впасть в ярость даже из-за недостаточно горячего чая. Поругавшись с женой, он уходил в лес и залезал в дупло, чтобы поработать в абсолютной тишине. Там у него была оборудована своеобразная лаборатория, в которой помещались стул и небольшой столик. Наличие жены и детей не помешало Менделееву сделать предложение гувернантке своей дочери. Воспылавшая взаимными чувствами девушка все же отказалась, поскольку не хотела быть причиной крушения семьи.
Дмитрий Менделеев и Феозва Лещева. В один из вечеров он встретил там подругу своей племянницы и страстно влюбился. Подругой была 17-летняя красавица, начинающая художница Анна Попова. Сначала ученый боролся с роковой влюбленностью: скитался по свету, откладывал в специальный ящик письма о своих чувствах, желая от них освободиться.
110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева
И он приурочен к 150-летию открытия, которое сделал великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев. Документальный фильм из цикла «Ученые люди» посвящен Дмитрию Менделееву, знаменитому изобретателю таблицы периодических элементов. Дмитрий Иванович МЕНДЕЛЕЕВ — гениальный русский учёный и общественный деятель. Менделеев остается одним из самых известных русских ученых, однако с его именем связано множество мифов и анекдотов. Одна из самых распространенных легенд, которую обыватели связывают с именем ученого, гласит: Дмитрий Менделеев изобрел водку.
Новости по теме: Дмитрий Менделеев
Его научные интересы охватывали обширную область знаний: химия, физика, экономика и педагогика, геология, воздухоплавание и приборостроение. Последние 15 лет жизни Дмитрий Менделеев посвятил метрологии. Был управляющим Главной палатой мер и весов — первого научного метрологического центра России, созданного по его инициативе.
Также обратил внимание на связь с появлением разного качества у разных водно-спиртовых смесей. Оказалось, что физические, биохимические и физиологические качества этих смесей также весьма различны, что побудило ученого искать идеальное соотношение объема и веса частей спирта и воды в водке. Этот менделеевский состав водки и оказался запатентован Правительством России как русская национальная водка «Московская особая». Дмитрий Менделеев открыл периодический закон 1 марта 1869 года, закончив работу над «Опытом системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». По легенде, мысль о системе химических элементов пришла к Менделееву во сне, однако известно, что однажды на вопрос, как он открыл периодическую систему, ученый ответил: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг готово». Открытие Менделеевым периодического закона стало не только одним из крупнейших событий в истории химии XIX столетия, но и в известном смысле одним из самых выдающихся достижений человеческой мысли минувшего тысячелетия.
Группа реакционных ученых на выборах в действительные члены Санкт-Петербургской Императорской Академии наук 23 ноября 1880 года забаллотировали кандидатуру Менделеева. Во время голосования Дмитрий Иванович получил по девять голосов «за» и «против». Такое решение вызвало большой общественный резонанс, в газетах начали размещать просты. Научные круги, также встали на сторону Менделеева. В этом же году 14 научных обществ и учебных заведений России избрали ученого своим почетным членом. Ученый оставил свыше пятисот печатных трудов. Автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и другим направлениям, тесно связанным с потребностями развития производительных сил России.
Первой его официальной женой стала Феозва Лещева — падчерица писателя-сказочника Ершова. Она была старше мужа на восемь лет.
Ученый женился без особой любви, хотя сестра его была уверена, что Физа — весьма подходящая партия.
Среди выступлений необходимо отметить наиболее яркие с точки зрения научного обзора основных результатов исследования в рамках рассматриваемой темы. Вторая служба: Д. Менделеев как преподаватель Кравчук Алена, специалитет. Третья служба: Менделеев в борьбе за повышение уровня хозяйственной жизни страны Комерзан Каролина, специалитет.
Менделеев: борьба со спиритизмом Коростелева Эльвира, специалитет.