Новости избирательное право в рф со скольки лет

Если дать право голосовать молодёжи 16-ти лет, предполагаю, что для большинства участие в выборах будет очень похожее на игру во взрослую жизнь. Закон о снижении избирательного возраста не будет противоречить Конституции РФ, т.к. в Конституции не оговорён возраст активного избирательного права именно в 18 лет. Дети оценивают вклад своей школы в Детские выборы, прошедшие повсеместно в Мексике в ходе национальных выборов в 2000-м году.

Со скольки лет можно голосовать на выборах президента?

С какого возраста можно голосовать на выборах в России? 12 декабря депутаты от фракции ЛДПР и сенатор Иван Абрамов внесли законопроект, который понижает возраст для реализации активного избирательного права с 18 до 16 лет.
Защита документов Статья 4 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” предусматривает, что гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать.
С какого возраста может голосовать гражданин в России? Со скольки лет наступает совершеннолетие в России, когда возможна эмансипация ребенка?
В России предложили дать избирательное право молодым людям с 16 лет В Российской Федерации гражданин приобретает активное избирательное право по достижении 18 лет, т. е. когда он может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности (статья 60 Конституции Российской Федерации).
Голосование предложили разрешить с 16 лет По действующему законодательству граждане России получают избирательное право в 18 лет.

Снизить возраст активного избирательного права

Проголосовать за кандидата на выборах Президента России в 2024 году можно было через онлайн-голосование (ДЭГ) или на избирательном участке. В России право голосовать на выборах в государственные органы власти наступает с 18 лет. В этом году выборы президента проходят три дня: 15-17 марта. По закону о выборах Президента РФ правом избирать главу государства обладают граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет. Илья Шаблинскийчлен рабочей группы по избирательным правам Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека«Возраст избирателей снижен до 16 лет в государствах, особой демократией не отличающихся, например, на Кубе и в Иране. Избирателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Молодому избирателю

Впервые всеобщее Российское избирательное право возникло следом за революционными событиями семнадцатого года. Тогда возрастной ценз был установлен при достижении двадцати лет, в последствии изменен на восемнадцати лет. Эта поправка остается действенной и по сию пору. С наступлением совершеннолетия, подданному Российской Федерации дается право на участие в любой избирательной компании. Оно сохраняется за ним на всю жизнедеятельность. Исключение составляют личности: Находящиеся в тюрьме или на поселении по определению суда Если говорить про жителей других стран, то: Япония такую возможность своим избирателям дает с 20 летнего возраста с 16 лет получают начинают оставлять свой голос на выборах резиденты стран Никарагуа и Ирана в большей части европейских стран оно идентично с нашими правилами Со скольки лет можно баллотироваться в депутаты? Количество лет для участия в избирательной деятельности Конституцией нашего Российского государства определен возраст для получения депутатского статуса не ранее 21 года.

Федеральным законом изменяется подход к определению момента обретения гражданами Российской Федерации права на участие в референдуме при достижении ими 18-летнего возраста в случае принятия избирательной комиссией решения о проведении референдума в течение нескольких дней. Так, устанавливается, что условия реализации указанного права определяются исходя из последнего возможного дня голосования на референдуме любого уровня.

Где можно найти информацию о правилах проведения референдума? Какие вопросы могут выноситься на референдум?

Порядок организации и проведения референдума Как происходит выдвижение и оформление инициативы проведения референдума? В какие сроки происходит подготовка и проведение референдума? Как создать агитационную группу участников референдума? Гражданин должен иметь право ознакомиться с текстом нормативного акта, выносимого на референдум Юридическая сила решения, принятого на референдуме Особенности проведения референдумов по вопросам преобразования или изменения границ муниципальных образований Право граждан на объединение Что нужно знать гражданину о праве на объединение? Где содержится информация об общественных объединениях?

В отдельных странах закон предоставляет иностранцам ограниченные избирательные права. Например, иностранцам, постоянно проживающим в России, предоставлено право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления , если такая возможность предусмотрена международным договором [3]. Что касается лиц с двойным гражданством , то их избирательные права также могут быть ограничены. В частности, российское законодательство лишает бипатридов пассивного избирательного права, сохраняя за ними активное [4].

Об избирательных правах граждан

Парламентарии от ЛДПР внесли в Госдуму законопроект о возможности для россиян голосовать с 16 лет вместо 18-ти. 12 декабря депутаты от фракции ЛДПР и сенатор Иван Абрамов внесли законопроект, который понижает возраст для реализации активного избирательного права с 18 до 16 лет. Для таких граждан ограничение пассивного избирательного права действует на период до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Как менялись правила выборов президента России

Портал государственных услуг Российской Федерации Активное избирательное право (право избирать) у граждан России возникает с 18 лет.
РОИ :: Снизить возраст активного избирательного права Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме Со скольки лет продают можно покупать водку?

Снизить возраст активного избирательного права

Ответы : со скольки лет можно стать президентом рф? Со скольких лет разрешено участвовать в голосовании и как проходят выборы в России, читайте в материале «Известий».
С какого возраста может голосовать гражданин в России? - 15, 16 и 17 марта.
Молодому избирателю Текст документа: на главную Справка.

С какого возраста можно голосовать на выборах в разных странах

Важно, чтобы на момент проведения выборов возрастные ограничения уже были пройдены. Если гражданин достигнет совершеннолетия в году проведения голосования, но к моменту непосредственного голосования ему еще будет 17, никаких прав на участие у него не будет. Соответственно, если интересно, с какого возраста можно голосовать на выборах в РФ или РБ, можно ответить просто - после 18 лет. В данных странах, как уже было сказано, действуют одни и те же принципы. Казахстан А что можно сказать о Казахстане? Какие принципы голосования действуют в этом государстве? Если честно, то и здесь ситуация обстоит аналогичным образом. С какого возраста можно голосовать на выборах в Казахстане? С совершеннолетия, которое наступает после 18 лет с момента рождения.

Никаких исключений нет. Только совершеннолетние имеют право на участие в выборах. Во всяком случае, в качестве избирателей. Для того чтобы баллотироваться, существуют совсем другие возрастные цензы. Украина Следующая страна, голосованием в которой интересуются граждане, - это Украина. Данное государство тоже имеет свои возрастные ограничения. Здесь, как и во всех остальных странах, нельзя голосовать детям. У них нет такого права.

С какого возраста можно голосовать на выборах гражданам Украины? Как и в предыдущих случаях - с момента совершеннолетия.

Критерии психологической зрелости: завершено формирование критического и абстрактного мышления; преобладает произвольное внимание; присутствует нравственное самосознание; сформированы социальные установки. Психологи полагают, что к 18 годам люди могут принимать взвешенные решения и нести ответственность за поступки. Врачи считают, что к этому возрасту завершается развитие внутренних органов и систем: человек готов к полноценным нагрузкам и может работать наравне со взрослыми.

Выпускники уверены, что школьные годы позади, но они не подозревают, что вся наша жизнь — школа Права, обязанности и возможности совершеннолетних И вот настал тот день, когда подростка можно назвать взрослым человеком. Что делает тинейджер? Пляшет от радости, планирует вечеринку, как в передаче «Уже можно», грезит о жизни, свободной от родительского контроля. Мечты мечтами, но в 18 лет человек становится право- и дееспособным. Открыты новые горизонты: можно делать все, что позволяет закон.

А что он позволяет? Юридический статус совершеннолетнего предоставляет ему определенные права, обязанности и возможности. Права Обязанности Возможности Право голоса. Со скольки лет можно голосовать — популярный вопрос. Принимать участие в выборах в качестве избирателя можно с 18 лет Соблюдение Конституции и законов.

С 18 лет человек отвечает за проступки на общих основаниях Карьерный рост. Совершеннолетний может претендовать на высокие должности и занимать их благодаря способностям и труду Право на образование. Совершеннолетний человек может сам выбирать учебное заведение и программу Уплата налогов и сборов, чтобы получить бесплатное образование, лечение, отремонтированные дороги Получение новых знаний. Любой специалист может проходить переподготовку, повышение квалификации, обучающие курсы Право на работу. Каждый распоряжается своими трудовыми способностями, выбирает профессию, род деятельности Забота о детях.

Родители должны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, обеспечить образование Приобретение опыта. Знания, навыки и умения помогают в личном и профессиональном росте Право собственности. Человек может владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, будь то квартира, машина, диван Забота о родителях. Дети должны помогать нетрудоспособным родителям, оказывать поддержку и проявлять внимание Управление финансами. Настало время, когда можно самому решать на что потратить деньги, подаренные бабушкой Право на неприкосновенность личной жизни.

Посторонние лица не могут вторгаться в жизнь конкретного человека, семьи Сохранение окружающей среды. Каждый обязан заботиться о природе, бережно относиться к ресурсам, которые обеспечивают жизнь и развитие Можно выбирать, как питаться.

Это право имеют граждане, которые на день голосования достигли возраста 18 лет. Гражданин Российской Федерации обладает правом избирать независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Избирательных прав не имеют граждане, признанные судом недееспособными.

Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на общих основаниях.

Во сколько лет можно голосовать за президента Согласно действующему законодательству, голосовать на выборах в России разрешается с 18 лет. С этого же возраста можно выдвигать свою кандидатуру в депутаты на муниципальных выборах и участвовать в референдумах. Сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы разрешить голосовать с 16 лет. Как пояснили законодатели, в этом возрасте молодые люди уже могут работать, создавать семью и заводить детей. Поэтому наделение 16-летних избирательными правами, по их мнению, вполне обоснованно.

Инициатива была озвучена еще в 2014 году, а ее целью обозначено привлечение молодежи к более активному участию в общественно-политической жизни. Однако противники инициативы считают этот возраст слишком юным для принятия ответственных для страны решений.

С какого возраста можно голосовать на выборах в России

Возрастной ценз[ править править код ] В большинстве стран мира приобретение активного избирательного права связывается с достижением человеком определённого возраста, часто но не всегда приравниваемого к возрасту гражданского совершеннолетия. Для получения пассивного избирательного права обычно предусматриваются более высокие возрастные цензы. Чтобы быть избранным в депутаты Государственной Думы РФ , необходимо достичь возраста 21 года на день голосования. Установление максимального предельного возраста для реализации избирательных прав обычно не практикуется, а в ряде государств в том числе и России [2] прямо запрещено.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Федеральным законом, конституцией уставом , законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и или муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией уставом , законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления.

Установление максимального возраста кандидата не допускается. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных органов субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, быть депутатами иных законодательных представительных органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть сенаторами Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации далее также - государственные должности , должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Активным избирательным правом могут наделить граждан России с 16 лет, соответствующий законопроект внесен в понедельник на рассмотрение в Госдуму. Как отмечается в пояснительной записке, законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения реализации активного избирательного права гражданами Российской Федерации, достигшими возраста 16 лет» разработан "для вовлечения в избирательный процесс молодежи, а также повышения явки на выборах". Разработчики инициативы отмечают, что, согласно Семейному кодексу РФ, молодые люди с 16 лет могут вступать в брак при наличии уважительных причин, если это разрешено региональным законодательством. Трудовой кодекс дает возможность с 16 лет заключать трудовой договор.

Путин подписал закон, уточняющий порядок участия 18-летних в многодневных референдумах

Ценз оседлости: необходимость проживания на определённой территории субъекта РФ или России в течении определённого срока например, для Президента — не менее 10 лет 4. Ценз судимости: осуждённые по приговору суда не обладают избирательным правом поражены в избирательных правах! Все остальные цензы: имущественный, половой, образовательный и прочие, в настоящее практически нигде не применяются.

Это значит, что результаты будут известны 2 — 3 июля. Кто имеет право участвовать в голосовании, и с какого возраста?

Голосование — это одно из самых ожидаемых и волнительных мероприятий в стране. Этот день ждут многие граждане, ведь решается вопрос о будущем населения. Не стоит забывать о том, что отдать свой голос можно, если вы уже достигли совершеннолетия. Руководитель ЦИК Элла Памфилова напомнила гражданам РФ о том, что отдать свой голос имеет право любой дееспособный гражданин страны, которому на момент проведения голосования исполнилось восемнадцать лет.

Голосовать не смогут люди, которые отбывают наказание в местах не столь отдаленных. В комиссии отметили, что голосование — это добровольное изъявление воли, никто никого не имеет права заставить проходить эту процедуру.

Я, мой муж гражданский и 2 детей живем в Испании. Граждане России. Все Имеем ВНЖ. Я уехала с детьми в Россию под предлогом, что к родственникам и не хочу возвращаться обратно.

Совершеннолетним необходимо самостоятельно представлять свои интересы во всех госорганах. То есть ни мама, ни папа больше не смогут взять на него какую-нибудь справку, зарегистрировать дитя по месту жительства и т. Разве что если совершеннолетний выдаст им нотариальную доверенность. Теперь их нужно платить самостоятельно, например, если на человека записана квартира или машина. Также надо самому подавать декларацию 3-НДФЛ и заявлять налоговые вычеты. С 18 лет можно свободно выезжать за границу без разрешения от хотя бы одного родителя. Но и визу придётся получать самостоятельно. Бизнес и работа. Можно зарегистрироваться и вести бизнес в качестве ИП. Подробнее об этом мы писали в отдельной статье , смотрите раздел «Несовершеннолетний может стать самозанятым». Еще совершеннолетний может спокойно трудоустроиться без родителей и органов опеки. Водительские права. Права на управление мопедами и некоторыми мотоциклами M, A1 дают уже в 16 лет, а вот водительское удостоверение категорий A, B, C и подкатегорий B1, C1 выдают только тем, кому 18 и больше. При этом экзамены на категории B и C можно сдать уже в 17 лет, просто права получите лишь в 18. Права категорий D, Tm — для трамвая, Tb — для троллейбуса и подкатегории D1 можно получить не раньше чем в 21 год. Исключение — военнослужащие: они могут получить права D и D1 в 19 лет, но, пока им не исполнится 21 год, эти права будут действительны только на военной службе. У нас есть целый гайд о том, как получить водительские права.

Как менялись правила выборов президента России

В 2007 году Австрия стала первой страной, разрешившей 16-17-летним голосовать на национальных выборах, причем впервые расширенное избирательное право было введено на выборах в Европейский парламент 2009 года. Впервые всеобщее Российское избирательное право возникло следом за революционными событиями семнадцатого года. Голосовать на выборах в России разрешено с 18 лет. Региональные законы устанавливают, со скольки лет можно голосовать на выборах губернатора в 2023 году, но везде возраст одинаковый – 18 лет, так как он же зафиксирован в федеральном законе ФЗ-67, общем законе об избирательном праве.

С какого возраста можно голосовать по закону

  • КТО УСЛЫШИТ ГОЛОС МОЛОДЫХ?
  • Путин подписал закон, уточняющий порядок участия 18-летних в многодневных референдумах
  • С какого возраста детям можно голосовать на выборах в России?
  • Практический результат

Со скольки лет голосуют в россии 2024

Так, пункт 5 указывает, что не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования публикации решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд. Конституция РФ представляет собой акт высшей юридической силы и прямого действия это означает, что Конституция действует непосредственно, и для приведения в исполнение ее норм не требуется принятия иных нормативных актов. Правда, в самой Конституции имеется оговорка- часть 4 статьи 81 предусматривает, что порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом тем самым 19-ФЗ" О выборах Президента РФ". И вот тут , как всегда, начинается самое интересное.

Партии России в Госдуме 2021.

Выборы партии в России 2021 итоги. Итоги выборов в государственную Думу 2021. Рейтинг партий. Голосование за изменение Конституции.

Выборы поправки в Конституцию. Единый день выборов в России. Голосуй на выборах. Порядок голосования на выборах.

Порядок голосования на избирательном участке. Схема голосования на выборах. Продолжительность голосования на выборах. Выборы избирательное право.

Право на участие в выборах. Право на голосование. Голосование схема. Электронное голосование на избирательном участке.

Электронное голосование для презентации. Как проходит голосование. Выборы 2024. Выборы президента России 2024.

Конституция выборы. Поправки в Конституцию 2020 голосование. Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию. Референдум по Конституции 2020.

Итоги голосования на выборах в Госдуму 2021. Статистика голосования выборы 2021. Выборы 2021 партии. Выборы президента.

Выборы президента России. Следующие выборы президента РФ. Итоги голосования президента России 2018. Выборы президента России 2012.

Выборы 2012 года в России президента. Выборы президента РФ В каком году следующие. Выборытпризедента России. Выборы призидента Росси.

Выборы президента России 2018. Результаты выборов в Госдуму 2021. Итоги голосования в Госдуму 2021. Партии на выборах 2021.

Выборы президента РФ 2024 кандидаты. Выборы депутатов. Голосование кандидаты. За кого голосовать.

Выборы фото. Выборы президента России 2018 кандидаты. Таблица мобилизации по возрастам. Возраст в запасе в России военнообязанного.

Возраст военнообязанных при мобилизации. Таблица призывного возраста в России. Электронное голосование 2022. Голосовать за единую Россию через госуслуги.

Регистрация для голосования Единая Россия. Выборы 1999 года в России президента. Выборы президента РФ В 2000 год. Выборы 2021.

Единый день голосования 2021. Выборы 19 сентября 2021 года. Выборы 2021 в России. Выборы в России 2024.

Исходя из норм федерального избирательного законодательства, Судебная коллегия констатировала, что Центризбирком Республики был не вправе принимать решение о проведении на избирательных участках округа повторного подсчета голосов после подведения итогов голосования и результатов выборов в данном избирательном округе Бюллетень ВС РФ. Рассмотренные конституционные принципы избирательного права распространяются на всю процедуру выборов - от их назначения, регистрации избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов до голосования и установления итогов выборов. Применительно к последней стадии - определению результатов выборов также возник ряд важных правовых проблем, которые были предметом оценки Конституционного Суда.

Способы проведения и подведения итогов выборов зависят, как известно, от действующей в стране избирательной системы. В России при выборах депутатов Государственной Думы до последнего времени использовалась мажоритарно-пропорциональная смешанная система выборов, при которой 225 депутатов избирались по одномандатным округам, а другие 225 - по единому федеральному избирательному округу по спискам избирательных объединений, блоков. При введении мажоритарно-пропорциональной системы в 1993 г.

Впоследствии, не без влияния, очевидно, политических реалий, многие политики стали выступать за переход к избранию всех 450 депутатов на основе мажоритарной системы по одномандатным округам или по крайней мере к изменению пропорций в пользу избрания по таким округам. В итоге законодатель принял в 2006 г. Политическая партия стала единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Такое решение также связывалось с целью упрочения партийной системы, представительного характера парламента. Правда, на выборах законодательных органов субъектов Федерации сохранена мажоритарно-пропорциональная система - согласно ФЗ от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ.

Конституционный Суд отмечал Определение от 20 ноября 1995 г. От законодательного органа зависит, будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной или смешанной. Выбор того или иного варианта и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности Рассматривая в Постановлении от 17 ноября 1998 г.

Конечно, каждая из разновидностей избирательных систем имеет свои недостатки, но они не всегда являются проявлением неконституционности. Другой важный аспект применения пропорциональной системы избрания депутатов по спискам избирательных объединений - "заградительный барьер", то есть минимальный процент голосов избирателей, который должен получить список кандидатов, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов. Прежде это был 5-процентный "заградительный барьер".

ФЗ от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ увеличил его до 7 процентов. Избирательные объединения, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, исключаются из распределения депутатских мандатов.

Это еще больше осложняет положение в избирательном процессе тех партий, которые не имеют достаточной поддержки избирателей. Конституционный Суд неоднозначно оценивал конституционность законоположений о "заградительном барьере". В принципе он признал его конституционным, не ограничивающим избирательные права граждан, не нарушающим равенство общественных объединений перед законом, не препятствующим проведению свободных выборов.

Равенство применительно к избирательному праву не может означать равенства результатов, так как на выборах всегда есть победившие и проигравшие. Суть - в проведении выборов по правилам, одинаковым для всех объединений и для всех граждан, участвующих в выборах по федеральным спискам кандидатов. В то же время Конституционный Суд, рассматривая в Постановлении от 17 ноября 1998 г.

N 26-П 5-процентный барьер, сделал существенную оговорку: такой барьер соответствует Конституции в той мере, в какой его применение позволяет обеспечить участие в распределении депутатских мандатов не менее чем двум избирательным объединениям, которые при этом в совокупности получат более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Иначе его использование недопустимо, чтобы не нарушить принципы народовластия, демократического большинства, пропорциональных выборов, не привести к возникновению монополии на власть. Таким образом, в различных конкретных конституционно значимых юридических условиях тот или иной избирательный барьер может выступать и как допустимый, соответствующий Конституции, и как чрезмерный, подрывающий конституционные принципы.

Этот вывод в еще большей степени относится к 7-процентному барьеру. Следуя приведенной правовой позиции Конституционного Суда, законодатель установил ряд гарантий против монополизации власти в представительном органе какой-либо партией. В частности, согласно ФЗ об основных гарантиях избирательных прав: выборы признаются несостоявшимися, если менее двух списков кандидатов получили право участвовать в распределении депутатских мандатов или если за допущенные к распределению депутатских мандатов списки было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании; при этом Законом указанный процент может быть повышен подпункты "в" и "г" п.

ФЗ от 18 мая 2005 г. В ситуации, когда, например, на выборах в Государственную Думу несколько федеральных списков кандидатов получат каждый 7 и более процентов голосов, но в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, то подлежит применению "плавающий заградительный барьер", понижающийся до тех пор, пока общее число голосов, поданных за списки кандидатов, не превысит 60 процентов. Это позволяет допустить к распределению депутатских мандатов списки кандидатов, получившие и менее 7 процентов голосов.

В любом случае, как подчеркивал Конституционный Суд в Постановлении от 17 ноября 1998 г. N 26-П, граждане, которые не голосовали вообще или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Все законно избранные депутаты являются представителями народа и, следовательно, представителями всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей.

Вместе с тем, имея в виду дальнейшее повышение уровня и качества народного представительства во власти, Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. Новым в избирательном законодательстве является отмена Федеральным законом от 12 июля 2006 г. Конституционный Суд в предшествующий период обращался к проблеме голосования "против всех кандидатов" в ряде своих постановлений - от 10 июня 1998 г.

N 17-П, от 29 ноября 2004 г. N 17-П, от 14 ноября 2005 г. Суть правовой позиции Конституционного Суда заключалась в том, что формирование выборных органов должно основываться на воле большинства участвующих в голосовании.

Каждый избиратель имеет право выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования в соответствии с установленными законодателем процедурами, в том числе в форме голосования "против всех кандидатов". Однако это не означает, что Конституционный Суд считает такую форму голосования обязательным элементом избирательного права. В Постановлении от 14 ноября 2005 г.

N 10-П прямо указывается на то, что решение данного вопроса связано с реализацией дискреционных полномочий федерального законодателя. При этом следует иметь в виду, что перед федеральным законодателем стоит задача преодолеть известное противоречие, которое может возникнуть между такими конституционными ценностями, связанными с реализацией избирательных прав, как, с одной стороны, право каждого гражданина участвовать в выборах, выражая свою волю, в том числе путем голосования "против", а с другой - задача формирования предусмотренных Конституцией органов публичной власти. На основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании проводится также референдум, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Референдум - форма прямого волеизъявления граждан России по наиболее важным вопросам государственного и местного значения, осуществляемого посредством голосования российских граждан, обладающих правом на участие в референдуме. Конституционное право на участие в референдуме Российской Федерации принадлежит российским гражданам независимо от места их проживания, в том числе проживающим или находящимся за пределами России; в референдуме субъекта Федерации, местном референдуме - российским гражданам, место жительства которых, то есть место постоянного или преимущественного проживания, расположено, соответственно, на территории субъекта Федерации, в границах муниципального образования. Основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в референдумах и принципы их проведения определяются в соответствии с Конституцией, ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Вопросы назначения, подготовки и проведения федерального референдума регламентируются ФКЗ от 28 июня 2004 г. Референдумы в субъектах Федерации и муниципальных образованиях проводятся на основе конституций, уставов, законов субъектов Федерации, а также уставов муниципальных образований. Эти акты не должны противоречить федеральной Конституции и федеральным законам, в частности нормам о том, какие вопросы не могут быть вынесены на референдум субъекта Федерации и местный референдум см.

Рассматривая в Постановлении от 11 июня 2003 г. В любом случае изменение сроков проведения президентских или парламентских выборов в результате тех или иных обстоятельств, в том числе вследствие принятия новых законодательных актов о времени и порядке проведения выборов и референдуме, не должно приводить к тому, чтобы период, в течение которого граждане имеют возможность выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и непосредственно участвовать в нем, составлял менее половины четырехлетнего избирательного цикла. Конституционный Суд в Постановлении от 10 июня 1998 г.

Исключением из этого принципа на федеральном уровне представительной системы является порядок формирования Совета Федерации, предусмотренный ФЗ от 5 августа 2000 г. СЗ РФ. Это обусловлено тем, что в отличие от Государственной Думы, обеспечивающей представительство всего населения, Совет Федерации обеспечивает представительство субъектов Федерации см. Уставы и законы некоторых субъектов Федерации предусматривали избрание главы администрации региона законодательным органом, а также назначение глав местной администрации органами государственной власти и государственными должностными лицами, что является отступлением от принципа прямого избирательного права. Конституционный Суд в Постановлении от 18 января 1996 г. Поскольку федеративное устройство России основано на единстве системы государственной власти ч. Федеральное законодательство называет в числе избираемых гражданами должностных лиц главу исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации.

Иной порядок избрания не соответствует Конституции и действующему законодательству. Принцип выборности высших должностных лиц субъектов Федерации на основе прямого избирательного права был подтвержден также в постановлениях Конституционного Суда от 1 февраля 1996 г. В то же время 11 декабря 2004 г. Это на первый взгляд противоречило изложенной выше правовой позиции Конституционного Суда. Рассматривая указанное изменение в Постановлении от 21 декабря 2005 г. Тезис о прямых выборах главы исполнительного органа власти субъекта Федерации как о порядке, адекватном ст. N 2-П, - при том что Конституционный Суд не рассматривал вопрос, возможны ли иные конституционно допустимые варианты правового регулирования, не противоречащие конституционному принципу свободных выборов и отвечающие требованиям уравновешивания принципов демократии и единства системы исполнительных органов власти, а также полномочий Российской Федерации и ее субъектов, - не может быть истолкован как невозможность установления какого-либо иного порядка, удовлетворяющего содержанию права на свободные выборы и требованиям о необходимости достаточного баланса указанных конституционных ценностей.

Новый порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации признан не противоречащим Конституции. Новеллой в указанном порядке является положение, содержащееся в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. Таким образом, исключительное право выдвижения соответствующих кандидатур подлежит закреплению за публичными, открытыми политическими структурами, представляющими основную часть населения страны. Применительно к главам муниципальных образований ФЗ от 6 октября 2003 г. Вместе с тем Конституционный Суд неоднократно в своих решениях признавал неконституционными положения конституций и законов различных субъектов Федерации, предусматривавших назначение и освобождение от должности глав администраций муниципальных образований главами субъектов Федерации или главами вышестоящих администраций либо их избрание, но только по представлению главы субъекта Федерации например, постановления Конституционного Суда от 24 января 1997 г. N 1-П по Закону Удмуртской Республики о системе организации власти; от 15 января 1998 г. Соблюдение принципа тайного голосования означает исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина на выборах и референдуме.

Гарантиями реализации данного принципа являются законоположения о личном голосовании, об условиях заполнения избирательного бюллетеня, о порядке досрочного голосования и голосования вне помещения избирательного участка и т. Защиту избирательных прав граждан осуществляют не только Конституционный Суд, но в соответствии со своей компетенцией и общие суды. В них могут быть обжалованы решения и действия бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право граждан на участие в референдуме см. Решением Верховного Суда Республики Адыгеи на 19 декабря 2004 г. Однако Определением того же суда от 4 ноября 2004 г. Кабинету Министров Республики, который ссылался на отсутствие денежных средств в республиканском бюджете для проведения выборов в указанную судом дату, была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 22 мая 2005 г. По частной жалобе гр.

При этом Судебная коллегия указала на противоречие судебного решения о предоставлении отсрочки нормам избирательного законодательства Бюллетень ВС РФ. Исходя из норм федерального избирательного законодательства, Судебная коллегия констатировала, что Центризбирком Республики был не вправе принимать решение о проведении на избирательных участках округа повторного подсчета голосов после подведения итогов голосования и результатов выборов в данном избирательном округе Бюллетень ВС РФ. Рассмотренные конституционные принципы избирательного права распространяются на всю процедуру выборов - от их назначения, регистрации избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов до голосования и установления итогов выборов. Применительно к последней стадии - определению результатов выборов также возник ряд важных правовых проблем, которые были предметом оценки Конституционного Суда. Способы проведения и подведения итогов выборов зависят, как известно, от действующей в стране избирательной системы. В России при выборах депутатов Государственной Думы до последнего времени использовалась мажоритарно-пропорциональная смешанная система выборов, при которой 225 депутатов избирались по одномандатным округам, а другие 225 - по единому федеральному избирательному округу по спискам избирательных объединений, блоков. При введении мажоритарно-пропорциональной системы в 1993 г.

Впоследствии, не без влияния, очевидно, политических реалий, многие политики стали выступать за переход к избранию всех 450 депутатов на основе мажоритарной системы по одномандатным округам или по крайней мере к изменению пропорций в пользу избрания по таким округам. В итоге законодатель принял в 2006 г. Политическая партия стала единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Такое решение также связывалось с целью упрочения партийной системы, представительного характера парламента. Правда, на выборах законодательных органов субъектов Федерации сохранена мажоритарно-пропорциональная система - согласно ФЗ от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ. Конституционный Суд отмечал Определение от 20 ноября 1995 г.

От законодательного органа зависит, будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной или смешанной. Выбор того или иного варианта и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности Рассматривая в Постановлении от 17 ноября 1998 г. Конечно, каждая из разновидностей избирательных систем имеет свои недостатки, но они не всегда являются проявлением неконституционности. Другой важный аспект применения пропорциональной системы избрания депутатов по спискам избирательных объединений - "заградительный барьер", то есть минимальный процент голосов избирателей, который должен получить список кандидатов, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов. Прежде это был 5-процентный "заградительный барьер". ФЗ от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ увеличил его до 7 процентов.

Избирательные объединения, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, исключаются из распределения депутатских мандатов. Это еще больше осложняет положение в избирательном процессе тех партий, которые не имеют достаточной поддержки избирателей. Конституционный Суд неоднозначно оценивал конституционность законоположений о "заградительном барьере". В принципе он признал его конституционным, не ограничивающим избирательные права граждан, не нарушающим равенство общественных объединений перед законом, не препятствующим проведению свободных выборов. Равенство применительно к избирательному праву не может означать равенства результатов, так как на выборах всегда есть победившие и проигравшие. Суть - в проведении выборов по правилам, одинаковым для всех объединений и для всех граждан, участвующих в выборах по федеральным спискам кандидатов. В то же время Конституционный Суд, рассматривая в Постановлении от 17 ноября 1998 г.

N 26-П 5-процентный барьер, сделал существенную оговорку: такой барьер соответствует Конституции в той мере, в какой его применение позволяет обеспечить участие в распределении депутатских мандатов не менее чем двум избирательным объединениям, которые при этом в совокупности получат более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Иначе его использование недопустимо, чтобы не нарушить принципы народовластия, демократического большинства, пропорциональных выборов, не привести к возникновению монополии на власть. Таким образом, в различных конкретных конституционно значимых юридических условиях тот или иной избирательный барьер может выступать и как допустимый, соответствующий Конституции, и как чрезмерный, подрывающий конституционные принципы. Этот вывод в еще большей степени относится к 7-процентному барьеру.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий