Батюшка Оптина пустынь отец Антоний. Погребен преподобный Антоний в Казанском соборе Оптиной Пустыни рядом с любимым братом и духовным отцом, преподобным Моисеем. Время основания Оптиной Пустыни точно не известно, современные ученые говорят о XIII, XIV, или даже XVI веке. Оптина Пустынь стала меня поражать и удивлять именно с этого момента, мне кажется, там сосредоточена просто гигантская сила, и это не может оставить равнодушным, но это надо постараться почувствовать.
Социальные новости
- Скончался известный батюшка, голос Оптиной пустныни — отец Илиодор
- Форма поиска
- Отец Антоний Гаврилов Оптина Пустынь - Новости, статьи, обзоры
- Оптина прозорливые
Преподобный Анто́ний Оптинский
Некоторые были арестованы. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Этот храм был построен в 1881 году, но впоследствии разрушен и восстановлен лишь в 1996 году. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — самый большой храм обители. Храм в честь преподобного Илариона Великого Этот храм находится за стенами Оптиной пустыни. Он был построен в 1874 году. В том же здании находятся гостиница и трапезная для паломников. Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна В этом храме совершаются богослужения по особому уставу для монашествующих.
Паломники допускаются на богослужения в храм в честь св. Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Этот храм достаточно новый, его построили в 2000 году на территории подсобного монастырского хозяйства. Передвижной храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Этот храм является передвижным и устанавливается в Оптиной пустыни там, где идут сезонные полевые работы. Храм в честь преподобной Марии Египетской Этот храм сейчас находится в стадии реставрации. Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского Этот храм расположен на территории Иоанно-Предтеченского скита.
В здании храма сейчас — гостиница для паломников. Храм в честь Всех Святых Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления. Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта Эту часовню построили в 2008 году.
В Русс кой православной церкви отм ечают, что благодаря Дост оевскому и е го произведениям люди чаще посещали храм, приходили к вере. В том числе и поэтому в наши дни было принято решение установить памятник русскому классику у стен возрожденной в 1990-е годы Оптиной пустыни. С этой инициативой выступил сам монастырь, и начинание охотно благословил Патр иарх Московский и всея Руси Кирилл. Открытие памятника станет одним из пунктов программы "Дней Досто евского в Оп тиной пустыни" 7—8 июля. Этот духовно-просветительский проект пройдет в Калужской области уже во второй раз.
Он приурочен к престольному празднику оптинского Иоанно-Предтеченского скита 7 июля по новому стилю Русск ая православная церковь отме чает Рождество Иоанна Крестителя. Ответы на эти вопросы заложены в произведениях Федора Михайловича. Он р аскрывает прежде всего нравственные, христианские ориентиры". Помимо представителей духовенства в проекте примут участие известные артисты, музыканты, творческие коллективы, среди них Алексан др Добронравов, Пелаг ея, Юрий Ба шмет, Евген ий Князев, Игорь П етренко, Екате ри на Гусева, Антон и Викт ори я Макарские, хор и мени Пятницкого. Народные и заслуженные артисты России прочитают во время концерта отрывки из произведений Достоев ского. В про грамме также заявлены показы киноэссе "Федор М ихайлович" и фил ьма "Русский крест" под открытым небом. Во время "Дней Достоевского" пройдут и беседы на тему духовного возрождения России.
Стали просить прощения, и чтобы он не говорил архимандриту.
Отец Анатолий отцу архимандриту не сказал, да и вообще он прежде, чем доложить начальнику что-либо из проступков братии, спрашивал совета у отца Амвросия. Вообще он не любил ни выставляться, и не требовал себе почёта. И очень долгое время, будучи уже иеромонахом, продолжал получать долю чайную иеродьякона. Это событие ознаменовало дальнейшее развитие Оптинской пустыни и приток большого числа паломников в последующие годы. Празднование памяти преподобных старцев Оп-тинских — 24 октября. Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и испо-ведников 15 человек из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века. Книга Нины Павловой «Пасха красная» повествует об этих событиях и чи-тается на одном дыхании. Монашеский постриг Третьего июня 1895 года в скитской церкви послушник Александр был пострижен в монашество с наречением имени Анатолий.
По древнему монашескому правилу, сохранявшемуся в Оптиной Пустыни, имя было дано по начальной букве мирского имени — в честь святителя Анатолия, Патриарха Константинопольского. Имя при постриге в Оптиной Пустыни давалось обычно с каким-нибудь прикровенным смыслом: «Анатолий» в переводе с греческого языка означает «Восток» — это одно из библейских имен грядущего Мессии; на восток обращен и алтарь всякого православного храма. Имя «Анатолий» как бы подразумевает постоянную молитвенную обращенность к Христу-Востоку это святое имя носил и другой великий Оптинский старец — иеросхимонах Анатолий Зерцалов , которого называли «Большой» или «Старший». Кончина праведника Кончина брата подорвала силы отца Антония, его обычное болезненное состояние ухудшилось. С этой поры старец еще более уединился, чувствуя, что исход его из этой жизни уже недалек. Он прекратил прием мирских лиц, а братию стал принимать реже и на краткое время: «Видевшие его в это время никогда не забудут, как благолепен был вид старца, успокоившегося в безмолвном уединении от бесед, которыми давно тяготился. От всегдашнего пребывания в молитве и преизобилия духовного утешения, самое лице его просветлело и сияло высокою радостию». Своей кончины старец ожидал с миром в душе и даже радостью, в эти дни он признался старцу Илариону: «Не искушение ли это со мною?
Другие перед смертью имеют страхования и боязнь, а я — грешный человек, но страха не имею, нисколько не боюсь, напротив, ощущаю какую-то радость и спокойствие, и ожидаю исхода своего как великого праздника». В это время отец Антоний видел во сне покойного архимандрита Моисея, который укреплял его для перенесения предсмертных страданий. За 17 дней до кончины отец Антоний соборовался и затем ежедневно причащался святых Христовых Таин. Часто просил он кропить себя святой богоявленской водой. Погребение было совершено 10 августа при огромном стечении народа. Оптинская братия и множество приехавших иноков и инокинь, а также мирян простились со старцем Антонием, смиренным мудрецом и великим подвижником духа. Старец Амвросий сказал: «За счастье мы должны счесть, что жили при таких великих старцах, каковы были отец архимандрит Моисей, брат его отец игумен Антоний и старец отец Макарий». Последнее место упокоения старец обрел рядом с любимым братом, в Казанском соборе.
Игумен Антоний Бочков , получив известие о кончине старца Антония, писал в Оптину: «Отец Антоний был истинный сын матери нашей — Православной Церкви, строгий исполнитель всех ее заповедей и даже советов, глубокий знаток и хранитель ее уставов и преданий. Он всею жизнью доказал, что монашество возможно и в наше время, и что заповеди Христовы тяжки не суть… Отец Антоний был истинный бескровный мученик послушания. Повинуясь старшему брату — старцу и настоятелю — во всем, уничтожая себя и свою личность, будучи токмо исполнителем приказаний отца-брата, он однако же невольно блистал и сам собою Богом данными и усугубленными талантами». Старцы Моисей и Антоний, будучи родными братьями, стали примером истинного духовного родства во Христе. Воглавляя один — обитель, а другой — монастырский скит, они положили начало старчеству, которое образовалось их попечением, но, главное, своей жизнью они дали образец отношений ученика и старца, мудрого руководства и смиренного послушания. Потому и могло при них укрепиться и расцвести старчество, что сами они понимали истинную глубину и высокий смысл этого древнего христианского установления. Тогда я ждала четвертую, Тоню. То паломничество запомнилось мне не только чудесами, но и тем, что меня в живот укусила оса, а в Козельской больницы мне из шеи доставали клеща.
А еще меня тогда встретил в монастыре иеродиакон Илиодор и угостил черешней. И рассказал, что у его бабушки было 22 ребенка. Они родом откуда-то с Кавказа. Дед украл! Были двойни, тройни… Младший ребенок появился на свет, когда ей был 51 год. Что у вас за семья без Марии… Я вспомню об этом через три года, когда родится Маша. И то не сразу. Мы назовем ее так, потому что роды начались 11 октября, в день памяти преподобных Кирилла и Марии.
А потом, уже с ней, я встречу отца Илиодора и вспомню. Точнее, познакомились папы. К моему мужу, который был с тремя дочками, подошел мужчина. И представил трех своих сыновей-тройняшек. На этой почве они и начали общаться. А потом уже подтянулись и мы, мамы. Сначала ей диагностировали бесплодие, а потом — рак. Но в больнице врачи сказали: «Вы беременны» Мама трех мальчиков рассказала, что у них с мужем долго не было детей.
Лечились , молились и все никак. Когда они уже готовы были отчаяться, кто-то рассказал им об Оптиной пустыни и преподобном Амвросии. Они приехали сюда, молились у мощей, читали акафисты. И через месяц она забеременела. Когда мы их встретили, мальчишкам был год. И они все приехали в монастырь благодарить Бога и Амвросия Оптинского за это чудо. Да… Оптина — это мое место силы.
Четырнадцатилетнее начальствование его было для Оптинского скита временем устроения и прочного основания, как во внешнем, так и в духовном отношении, и началом его процветания. Здесь на его долю выпало водворение и утверждение внутреннего устройства обители по духу веры и благочестия, по правилам опытных подвижников и по образцу лучших обителей русских. Советами, наставлениями и силою своей молитвы Антоний привлекал к себе весьма многих. Болезни заставляли Антония неоднократно просить об увольнении от должности, но только в 1853 году он получил желаемое. Скончался 7 августа того же года и был погребён в Казанском соборе Оптиной пустыни. В 1996 году Антоний Оптинский был прославлен как местночтимый святой в Соборе Оптинских старцев.
Настоятель оптиной
Помимо представителей духовенства в проекте примут участие известные артисты, музыканты, творческие коллективы, среди них Алексан др Добронравов, Пелаг ея, Юрий Ба шмет, Евген ий Князев, Игорь П етренко, Екате ри на Гусева, Антон и Викт ори я Макарские, хор и мени Пятницкого. Народные и заслуженные артисты России прочитают во время концерта отрывки из произведений Достоев ского. В про грамме также заявлены показы киноэссе "Федор М ихайлович" и фил ьма "Русский крест" под открытым небом. Во время "Дней Достоевского" пройдут и беседы на тему духовного возрождения России. Своим видением путей развития страны поделятся такие известные проповедники современности, как протоиереи Андрей Т качев и Артем ий Владимиров, а также настоятель Оптинского подворья в Москве архимандрит Мелхиседек Артюхин. Модератором главной беседы выступит журналист Анна Шаф ран. Культу ролог и публицист Василий Ирзабеков пообщается с участниками проекта о богатстве русского языка и силе слова. Духовное возрождение и СВО Сам наместник Оптиной пустыни, говоря о духовной жизни страны, полагает, что происходящие события — СВО, все новые международные санкции в отношении России — являются своего рода встряской, которая должна направить людей к Богу и к внутреннему обновлению.
Духовная жизнь страны сейчас как раз должна возрождаться. Мы видим, что это происходит: больше людей посещают храмы, многие священники это замечают. Люди стали больше обращаться к Богу", — отметил епископ Иосиф. Кроме того, говорит он, государство сейчас принимает законы, которые "оздоровляют нравственный облик страны".
Скончался известный батюшка, голос Оптиной пустныни — отец Илиодор 13:51, 26 Октября 2020 Скончался известный батюшка, голос Оптиной пустныни — отец Илиодор Солнечный батюшка, голос Оптиной пустыни, настоящий воин Христов — такими словами встретили паломники Оптиной пустыни новость о кончине иеродиакона Илиодора, насельника обители. О смерти отца Илиодора на своей официальной странице сообщил епископ Можайский Леонид Толмачева , наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. Сегодня, совершая память Иверской иконы Божией Матери, молились о новопреставленном собрате нашем иеродиаконе Илиодоре. В конце литургии совершили первую литию о его упокоении.
Никона пришлось на послереволюционное время. Несколько раз 1919, 1920 гг. Исаакий, благословил о. Никона принимать народ. Делать это пришлось в Козельске.
Здесь о. Никона арестовали в 1927 г. В ссылке он скончался от туберкулеза. Из поучений: «Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на пороки его. Нельзя холодностью отстранять от себя людей».
Архимандрит Исаакий 1865-1938 гг. Находившийся здесь юродивый сказал: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний оптинский архимандрит! Даже на постриг Иван не решался 14 лет, до 1898 г. В 1913 г. Здесь всех монахов арестовали в 1929 г.
Исаакий арестовывался несколько раз, 1937 стал годом последнего ареста. Архимандрита расстреляли в праздник Собора Пресвятой Богородицы 1938 г. День памяти День памяти собора преподобных оптинских старцев празднуется 24 октября. Иконы Собор преподобных Оптинских старцев В 2000 г. В верхней части иконы — монастырь, над которым — образ Пресвятой Богородицы.
По центру иконы обычно представлены прпп. Лев и Амвросий. В руке прп. Льва — свиток: «Братие, попечемся о спасении душ наших…». Амвросий также держит свиток со словами «Любовь превыше всего…».
Открытая книга иногда пишется в руке у старца Макария, в ней его знаменитые слова: «Есть смирение — все есть…». Существует также вариант иконы, где старцы Амвросий и Макарий держат два свитка с одним пророчеством: на свитке о. Амвросия — слова «Россия еще возродится», на свитке о. Макария — «… И в Оптиной будут семь светильников». Старцы стоят по сторонам от прп.
Льва, держащего икону Богородицы. Узнаваем среди преподобных старец Моисей: он держит храм, напоминание о значении трудов по храмозданию.
Саша даже прослезился. А отец Илиодор и потом его прямо опекал. Просто мама. Плоды катехизации, или Как отец Илиодор и воинствовал, когда нужно было Отец Илиодор и матушка Люба Шевчук Помню, Алексея, мужа моего, только рукоположили в священство, приезжаем в Оптину, отец Илиодор нас встречает и тут же: — Леш!
А я тогда опять беременная была — двойней уже. Только куда-то в сторонку подалась, а их и след простыл. Вижу только — отец Илиодор бегом возвращается: — О! Я тут Лешу пристроил. Сейчас 80 человек крестить будет. Пойдем поглядим!
Так скорее всего это и народ был из тех, кого отец Илиодор катехизировал! Там тогда просто сотнями люди крестились. И вот уже ведет меня в храм при паломнической гостинице. Захожу — отец уже там готовится, у него всегда крестильный ящичек был с собой… Отец Илиодор сажает меня на стул: — Тебе тут удобно? А котлетку хочешь? Еще булочки.
Ой, ты, наверно, устала… Творожку тебе еще надо покушать, — и вот так обихаживает тебя, как мать. Хотя, если требовалось, мог быть и вполне воинственным. Как-то мужик какой-то у храма матерился, так отец Илиодор, который всюду с большим крестом ходил: — Слушай, — прогремел в его сторону, — вот сейчас как благословлю тебя… — тот сосредоточился… — а у тебя язык и отвалится! Как-то остановил его батюшка крестом. Не знаю, может, потом и этот детина среди его крещаемых оказался… «Давай пять! Пошли просфоры пожрем!
А отец Илиодор его встречает: — О! Давай пять! Главное, чтобы уныния не было. От этого же все наши святые прежде всего и предостерегали: и батюшка Серафим Саровский, и преподобный Амвросий Оптинский. Он не то что подход к каждому человеку находил, а любовь большую имел! Она всех обнимала.
Отогревала вдруг. Умиленность в нем какая-то была. Скажешь ему что-то искреннее, а он аж расцветает! Она всех обнимала Как-то раз поехал в Оптину наш знакомый священник, а я тогда не смогла поехать, а передала отцу Илиодору записочку. Так он мне звонит: — Мы вот читали и прямо плакали. Плакали мы.
Он и мне как-то вдруг рассказывать начал: — Я вот всё думал: вы приедете — Леша с Любой, а с вами не только дети, но и прихожане вокруг, и между всеми любовь, уважение, никто никого не обижает… И я тут рядом с краешку иду и горжусь всеми вами. Вот такой он был — весь в людях растворялся. За собою ничего хорошего не замечал, всем раб ср. А вот за других мог порадоваться, даже погордиться. Недавно Коле дали медаль святого равноапостольного Николая Японского. И патриаршую грамоту.
И Коля мне тут обмолвился: — Ой, мама! Медаль мне дали, а отца Илиодора нет… Как отец Илиодор радовался, когда Коля в магистратуру Сретенской семинарии поступил! Всем ходил показывал его: — Академист! Любин сын. Я постараюсь обрисовать общее впечатление. Прежде всего, когда приезжал к отцу Илиодору, он непременно спрашивал, не голоден ли я.
Хотя, что ему ни ответь, хоть чаем, да напоит. Часто заходили в его келью, где он набирал подарков для меня, всей моей семьи. Я мало что у него спрашивал, не просил советов. Но когда я был рядом с ним, всегда чувствовал его заботу и одновременно ощущал большой стыд. Стыд, что так мало молюсь, тружусь, когда у меня такой пример перед глазами. Отец Илиодор обладал невероятно живой верой, у него была такая трепетность по отношению к людям!
Когда он увещевал, бывало и грозно. Но это только от всецелой любви. Этого невозможно было не почувствовать. Я видел, как здоровенные огромные мужики серели и краснели, когда отец Илиодор у них спрашивал: — Ты почему себя так ведешь? Да как ты смеешь, когда на тебя Богородица смотрит?! Вот негодяй!!!
Но распекал всегда с любовью Но распекал он всегда всех с любовью. Именно от таких нагоняев люди меняются. С властью защищал тех, кого обижали. Считал, что надо заступиться за трудников, трудниц, монахов, — кто бы их ни притеснял. Слабый — значит, защити. Я думаю, он оставил мне — на всю жизнь — напутствие как верить настолько живо, что никогда никого и ничего не бояться.
Не бояться растратить себя — абсолютно без остатка в любви к Богу и ближнему. Как назвать?
Плоды смирения
Многие, видя всегда светлое его лицо и слыша его оживлённую беседу, не понимали, какого страдальца видят пред собою. Какой высоты молитвенного настроения достиг преподобный Антоний, каких духовных дарований он сподобился, известно только Богу. Его духовные дарования привлекали к нему множество посетителей, желающих принять благословение и душеполезное назидание. Беседа о молитве за детей Однажды к преподобному Антонию Оптинскому пришёл со своим горем посетитель, единственного сына которого исключили из учебного заведения. По слову старца посетитель, который до этой встречи был не очень усерден к молитве и к Церкви, стал прибегать ко Господу и молиться о сыне. И что же?
Архимандрит Антоний Оптина пустынь 2020. Иеромонах Михаил Тимофеев Оптина пустынь. Схимонах Антоний Оптина пустынь. Отец Пахомий Оптина пустынь. Схимонах Серафим Оптина. Отец Вадим Оптина пустынь. Отец Анатолий Оптина пустынь. Архимандрит Ефрем Оптина пустынь. Архимандрит Ипатий Оптина пустынь. Оптина пустынь игумен отец Ипатий.
Архимандрит Венедикт Оптина. Архимандрит Венедикт-наместник Оптиной пустыни. Беседы архимандрита Венедикта Оптина пустынь. Игумения София Шамордино. Архимандрит Владимир Оптина пустынь. Схиархимандрит Антоний Оптина пустынь. Игумен Досифей Оптина пустынь. Оптина пустынь монастырь отец Антоний. Оптина пустынь постриги. Схиархимандрит Илий Ноздрин.
Схиархимандрит Антоний Ноздрин. Схиархимандрит Савва Телианиди-Петриди. Схиархимандрит Савва в миру Христофор Телианиди-Петриди. Антоний Данилов архимандрит Архыз. Архыз монастырь отец Антоний. Архыз батюшка Антоний. Антоний архимандрит храм Архыз. Архимандрит Александр Оптина. Архимандрит Венедикт Оптина пустынь. Архимандрит Ефрем Оптина.
Отец Авксентий Ганина яма.
Дзен , следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.
Немного позже сварили макароны, и они получились от ржавчины красные, словно с кетчупом. Духовник обители архимандрит Антоний с первыми сестрами Светлое коммунистическое будущее без Бога Мы огляделись вокруг. Жители Сенино до революции село называлось Косынь , люди нецерковные, поначалу встретили нас враждебно: приехали какие-то монашки, непонятно зачем. Сенинцы давно позабыли те времена, когда их богобоязненные прадеды выстроили здесь, на месте старинной деревянной церкви 1686 года, огромный трехпридельный собор с бутовым фундаментом и шестидесятиметровой колокольней.
Вскоре Сенино прославилось своими криминальными подвигами на всю округу. Постепенно колхоз разорился, приказал долго жить, и только остатки сгоревшего клуба, нерабочие зерносклады и разломанная баня напоминали о том, что когда-то здесь мечтали построить светлое коммунистическое будущее без Бога. По вечерам все эти постройки использовались окрестными алкоголиками и наркоманами для «культурных» мероприятий, которые часто заканчивались трагически. За послушание мы каждый вечер начали ходить крестным ходом вокруг церкви. Идите сначала молитесь! Пока мы пели тропарь, они парили под куполом, а потом выпорхнули в пустые оконные проемы. И больше мы такого чуда не видели. Видели, конечно, голубей, но они были сизые, пестрые, серые, а вот белых больше не встречали.
И мы в первый же наш крестный ход почувствовали такую радость, такое блаженство, что и сами не понимали, отчего радуемся, ведь внешне наша жизнь была совершенно неустроенной. А это была радость послушания. Казалось, Сам Господь и Пресвятая Богородица обнимают нас за одни наши намерения поселиться здесь, молиться и возрождать старинный храм. Так выглядит Успенский храм сейчас Письма от дедушки Так мы и стали жить в Сенино с 2005 года: ходили крестным ходом, молились. Пытались вразумить местную молодежь, которая любила пьянствовать в заброшенных постройках рядом с храмом. Было страшно. До сих пор рядом с монастырем живет один дедушка, который раньше любил писать нам угрожающие письма. Они начинались со слов: «Вам осталось жить месяц», «Вам осталось жить неделю», «Вам осталось жить три дня».
Так что по этим письмам можно было вести отсчет нашего пребывания в здешних краях. Женская община в честь святой мученицы Феклы Постепенно к нам стали присоединяться другие сестры. Отец Антоний, будучи оптинским духовником, видел, у кого из приехавших в Оптину паломниц имелось расположение к монашеской жизни, и рассказывал им о нашей общине. Кто-то пропускал это мимо ушей, желая монашества в уже благоустроенном монастыре, кто-то, приехав и погостив немного, уезжал, а кто-то оставался с нами. Начались труды по восстановлению храма, окормлялись мы все у нашего духовного отца.
Оптина прозорливые
Архимандрит Венедикт (Пеньков) (1939-2018), наместник монастыря Оптина пустынь (ныне покойный), любил монашествующих. Отец Давид о чудесах Отца Илиодора и молитве Оптина пустынь. Главная Новости Епархиальные новости Новости Новости за 2023 год: Почил о Господе ие. Вместе с братом, преподобным Моисеем, преподобный Антоний строил скит в Оптиной пустыни. А 26 и 27 октября Оптина прощалась с известной писательницей Ниной Александровной Павловой – автором широко известной книги «Пасха красная», повествующей о мученической смерти трех оптинских монахов: священника отца Василия и иноков Трофима и Ферапонта.
Лекция иерея Тихона Худякова в Оптиной пустыни
Для отца Антония возвращение в родную обитель было большой радостью, он писал своему давнему духовному другу — архимандриту Геннадию, настоятелю Пафнутьев-Боровского монастыря: «Справедливо замечание ваше, батюшка, о моем теперешнем блаженном житье-бытье, ибо никакие прежние заботы ни о рапортах, ни о братии, ни о том, что ямы и что пием, не тяготят моей бедной души, и я как будто бы переродился! Душа моя находится в отрадном и мирном состоянии». Теперь он жил в Оптиной, на покое, рядом с дорогим братом, часто бывал в Предтеченском скиту, своем детище. В августе 1856 года приехал в Оптину пустынь настоятель Саровской пустыни игумен Исаия, родной брат отцов Моисея и Антония.
Антоний виделся с ним в Москве лет пятнадцать тому назад, а о. Моисей тридцать восемь лет не видел брата, с которым некогда начинал в Сарове монашескую жизнь. Молитвенник и утешитель Наконец сбылось давнее внутреннее стремление отца Антония к молитвенной жизни, свободной от бремени начальствования и связанных с ним забот.
В это время уже открылись многие его дарования — прозорливости, исцеления, духовной рассудительности. Но он свое служение нес прикровенно, никогда не стремился сам давать советы, только если к нему обращались. По воспоминаниям, он обладал еще и даром утешения, очень жалел человека, если видел, что он находится в скорби, и обязательно старался поддержать.
Вот как вспоминает о нем отец Климент Зедергольм : «Он не отчаивался ни в чьем исправлении и умел воздвигать людей нерадивых и малодушных, и как бы кто ни упадал духом, всегда успевал беседами своими вдохнуть благонадежие. В советах же и наставлениях своих был крайне осторожен и указывал на слова святого Исаака Сирина , что надо с людьми обходиться как с больными и успокаивать их наиболее, а не обличать, ибо это больше их расстраивает, нежели приносит им пользы... Незаметно и нечувствительно привлекал отец Антоний всех к сознанию душевных своих немощей...
Никогда он не старался насильно убедить кого-нибудь,— назидания свои предлагал не в виде заповеди, а более намеком или в виде дружелюбного совета. А если кто сделает возражение, то старец сейчас и замолчит». В ответ старец пользовался общей любовью — и насельников обители, и посетителей, как свидетельствует его жизнеописание: «Отца Антония в Оптиной все любили без исключения.
Это, вероятно, потому, что он оказывал внимание каждому — от самого юного послушника до старшей братии. Он помнил день Ангела каждого из насельников обители, при встрече поздравлял его и призывал к себе, а в келлии делал небольшой ему подарок — книжку, иконку, чаю, сахару... К нему многие приходили с жалобами на какие-то неприятные для них обстоятельства, иногда связанные с настоятелем, с монастырской жизнью, он выслушивал и утешал таковых и никогда не передавал ничего из сказанного ни настоятелю, ни кому бы то ни было.
Это все знали и ценили. Отец Антоний оставлял все на Божью волю... Говорили, что даже один его вид вселял в души мир и успокоение».
Хотя отец Антоний всех направлял к старцам, многие обращались за советом и к нему, зная о его духовных дарованиях. Он мог разрешить проблемы и недоумения человека еще до того, как тот успеет изложить ему свои скорби. Один частый посетитель Оптиной рассказывал, что как-то впал в большое уныние — и вдруг получает письмо от старца Антония, где тот утешает его и советует почитать житие одного святого.
Когда же он нашел это житие, обстоятельства, описанные там, в точности совпадали с теми, из-за которых он не находил себе места, что утешило и поддержало его, а вскоре и ситуация благополучно разрешилась. Был у старца Антония и дар видеть душу человека, скрытые грехи, который тот сам не осознавал или боялся признать. Несмотря на тяжелую болезнь ног — они постоянно были покрыты глубокими язвами — подвижник не пропускал богослужений, выстаивая их от начала до конца, а потом еще принимал посетителей.
Причем никто из них не мог догадаться, какие страдания переживает отец Антоний, поскольку он всегда имел жизнерадостный вид. Одна из его духовных чад вспоминала, что, прощаясь с ее семейством, батюшка, несмотря на боли в ногах, всегда выходил их проводить, всех одарит — кого книжкой, кого иконой, — каждому обязательно скажет ласковое слово, подбодрит. Старец еще и шутил по поводу своих болезней.
Отец Антоний продолжал много читать, постоянно пополнял библиотеку обители — его духовные чада, зная о любви старца к книге, присылали ему интересные издания. Старца интересовали самые разные области знания, во всем он видел проявление могущества Творца. Так, однажды благодарит в письме за новые сведения из области астрономии: «Еще приношу вам благодарность мою за присланную выписочку о небесных планетах, т.
Например, расстояние солнца от Земли 144 миллиона верст, о чем до сих пор я вовсе не знал. Истинно дивен Бог, ибо небеса поведают славу Его, творение же руку Его возвещает твердь». Как ни старался смиренный старец скрыть свои дарования, почитание его всё более распространялось.
Вслед за тем раздался звонок будильщика, и потому все слова таинственного голоса ясно напечатлелись в моей памяти. Размышляя о слышанном, пошел я к утрене. Не доходя до корпуса, где жил старец и мимо которого надобно мне было идти, вижу: над молитвенною его келлиею, неизвестно откуда, явилось светлое, белое, огненное облако...
Явление это меня поразило; и потому, пришедши от утрени, я пожелал записать о сем себе для памяти. Объявить же о сем видении старцу не осмелился». В 1863 году отцу Антонию пришлось пережить тяжелое событие — кончину любимого старшего брата.
Вспоминают, что старец не мог говорить об этом без слез: «Он постоянно ощущал около себя его присутствие и близость,— писал отец Климент Зедергольм. Отец архимандрит и с того света духовно утешал и подкреплял брата и подавал ему свое решение в некоторых недоуменных случаях, касавшихся как его самого, так и других». Кончина праведника Кончина брата подорвала силы отца Антония, его обычное болезненное состояние ухудшилось.
С этой поры старец еще более уединился, чувствуя, что исход его из этой жизни уже недалек. Он прекратил прием мирских лиц, а братию стал принимать реже и на краткое время: «Видевшие его в это время никогда не забудут, как благолепен был вид старца, успокоившегося в безмолвном уединении от бесед, которыми давно тяготился. От всегдашнего пребывания в молитве и преизобилия духовного утешения самое лице его просветлело и сияло высокою радостию».
Своей кончины старец ожидал с миром в душе и даже радостью, в эти дни он признался старцу Илариону: «Не искушение ли это со мною? Другие перед смертью имеют страхования и боязнь, а я — грешный человек, но страха не имею, нисколько не боюсь, напротив, ощущаю какую-то радость и спокойствие и ожидаю исхода своего как великого праздника». В это время отец Антоний видел во сне покойного архимандрита Моисея, который укреплял его для перенесения предсмертных страданий.
За 17 дней до кончины отец Антоний соборовался и затем ежедневно причащался святых Христовых Таин. Часто просил он кропить себя святой богоявленской водой. Погребение было совершено 10 августа при огромном стечении народа.
Оптинская братия и множество приехавших иноков и инокинь, а также мирян простились со старцем Антонием, смиренным мудрецом и великим подвижником духа. Старец Амвросий сказал: «За счастье мы должны счесть, что жили при таких великих старцах, каковы были отец архимандрит Моисей, брат его отец игумен Антоний и старец отец Макарий». Последнее место упокоения старец обрел рядом с любимым братом, в Казанском соборе.
Игумен Антоний Бочков , получив известие о кончине старца Антония, писал в Оптину: «Отец Антоний был истинный сын матери нашей — Православной Церкви, строгий исполнитель всех ее заповедей и даже советов, глубокий знаток и хранитель ее уставов и преданий. Он всею жизнью доказал, что монашество возможно и в наше время, и что заповеди Христовы тяжки не суть... Отец Антоний был истинный бескровный мученик послушания.
Повинуясь старшему брату — старцу и настоятелю — во всем, уничтожая себя и свою личность, будучи токмо исполнителем приказаний отца-брата, он, однако же, невольно блистал и сам собою Богом данными и усугубленными талантами». Старцы Моисей и Антоний, будучи родными братьями, стали примером истинного духовного родства во Христе. Воглавляя один — обитель, а другой — монастырский скит, они положили начало старчеству, которое образовалось их попечением, но, главное, своей жизнью они дали образец отношений ученика и старца, мудрого руководства и смиренного послушания.
Его духовные дарования привлекали к нему множество посетителей, желающих принять благословение и душеполезное назидание. Беседа о молитве за детей Однажды к преподобному Антонию Оптинскому пришёл со своим горем посетитель, единственного сына которого исключили из учебного заведения. По слову старца посетитель, который до этой встречи был не очень усерден к молитве и к Церкви, стал прибегать ко Господу и молиться о сыне. И что же? Через некоторое время обстоятельства неожиданно переменились, мальчик был снова принят в учебное заведение и благополучно окончил курс, к великому утешению отца, который во всю жизнь только это наставление и принял от отца Антония, но всегда с умилением о нём вспоминал и рассказывал, говоря, что одно это простое слово богомудрого старца доставило ему пользу на всю его жизнь. Читайте также.
Весь отдаваясь Духу Утешителю с первого воздеяния рук, он до исхода из храма не принадлежал себе, а кажется, перерождался и соединялся с Херувимами, которых изображал втайне пламенным и стройным служением своим. Исходя из церкви для келейной тихой жизни, он становился опять первым рабом старшего брата, безмолвником по любви и по благословению отца». Последние слова подтверждаются многими фактами, а также записями самого отца Антония, среди них сохранилось наставление отца Моисея, свидетельствующее о том, как старший брат пекся о духовном совершенствовании младшего: «велел [отец Моисей] написать на сердце ко всегдашнему памятованию и деланию следующие 8 пунктов: 1 отвержение своего разума и воли иметь; 2 при встрече с каждым лицем поставлять себя худшим, в каком бы то месте ни было; 3 память смерти вкоренять в сердце глубже; 4 самоукорение; 5 смиренную молитву всегда иметь; 6 укоризну, аще случится от кого, принимать как врачевство душевное, с радостию; 7 что сказано будет, в точности выполнять; 8 аще случится от забвения или от обычая в чем-либо паки погрешить, исповедывать то чистосердечно, как есть, без лукавства». Давал советы отец Моисей и относительно управления братией: «Вечером батюшке объяснял, что недостатки братния невольным образом сердцу приносят огорчение. И на это услышал от него: я всех вас недостатки сношу великодушно и никаким немощам вашим не удивляюсь; а ежели бы всем тем огорчаться и взыскивать по должности моей строго, то совсем бы себя давно расстроил». В бытность отца Антония начальником скита его насельниками стали будущие знаменитые старцы Леонид и Макарий. И игумен Моисей, и отец Антоний, сами обладавшие немалыми духовными дарами, внутреннее руководство обителью и скитом передали старцам. Настоятель и скитоначальник поддерживали и укрепляли старчество в Оптиной пустыни, несмотря на противодействие начальства в лице владыки Николая, а также некоторых братий, недовольных этим «нововведением», о чем уже рассказывалось в житии старца Моисея.
Отец Антоний также немало претерпел от притеснений начальства. А вот как скромно оценивал он сам результаты своей деятельности по устроению скита: «Наша скитская убогая обитель год от года богатеет жильцами. Братия умножается, а безмолвие, единодушие и душевное спокойствие умаляется; но еще, слава Богу, хранение совести продолжается, которое необходимо нужно для духовной жизни». Во главе Малоярославецкого монастыря В конце лета 1839 года владыка Николай при объезде епархии посетил Оптину пустынь. Побывал он и в скиту. В этот его приезд и произошло событие, резко изменившее жизнь отца Антония, заставившее его покинуть любимую обитель: «Осматривая скит, владыка вошел в церковь, вошел и в небольшой ее алтарь; пригласил войти туда же отца Антония и сказал ему: "Положи руку на престол". Отец Антоний положил. Отец Антоний, пораженный внезапным требованием владыки, повиновался ему беспрекословно.
По отъезде последнего рассказал бывшее своему старцу и брату отцу Моисею и с тех пор все время горевал и плакал до самого своего назначения, последовавшего в конце ноября того же года». Еще за три года до этого отец Антоний сильно повредил ногу, и у него началась серьезная болезнь, сказались и большие нагрузки. Во время обострения болезни он подолгу не мог встать на ноги. Для немощного инока, больше всего стремившегося к молитве и уединению, новое назначение, означавшее расставание с Оптиной и любимым братом, духовным руководителем, было невыносимо тяжело. В это время ему во сне явился некий святитель, благословивший на новый подвиг, отец Антоний рассказал о своем сне старцу Леониду, и тот сказал, что явившийся епископ — не кто иной, как святитель Митрофан Воронежский , который, по словам старца Леонида, «много заботился» об отце Антонии, был его покровителем. Отец Антоний после этого съездил в Воронеж к мощам святителя и стал особо его почитать. Старцы оптинские всячески поддерживали своего собрата и укрепляли для нового служения. Простите, любезнейший отче, — не лесть сии слова, но истинное чувство сердец наших».
Игумен Моисей, видя недостаток в Малоярославецком монастыре братий и для богослужения, и для других послушаний, прислал брату около десяти иноков из Оптиной. Это была существенная помощь. Отец Антоний начал входить в дела, первой заботой стало устроение главного собора обители — Никольского. Отец Антоний продолжал часто болеть. С юмором, но и с горечью писал он тогда: «Видал я коней сильных и здоровых, которые самый тяжелый воз везут легко и борзо; но я много похож на ту увечную клячу, которая и порожние дровни по гладкой дороге едва тащит, задыхаясь». В Малоярославецком монастыре у него появилось много духовных чад, которых он окормлял до своей кончины. Сохранившаяся переписка с ними свидетельствует о глубокой духовной мудрости подвижника. Письма старца, как имеющие большую духовную пользу, были изданы еще при его жизни.
Отец Антоний обладал замечательным слогом — живым, пронизанным любовью, юмором, его письма и воспоминания свидетельствуют о глубоком знакомстве со святоотеческими трудами — он постоянно приводит поучения отцов Церкви и подвижников, редко давая советы от своего имени. Настоятельские труды отца Антония были отмечены наградой — золотым наперсным крестом. Впоследствии Преосвященный хотел представить в Синод прошение о возведении игумена Антония в сан архимандрита, но тот убедил архипастыря не делать этого, он писал так: «Вот если бы архимандритство защищало от тления, или смерти, или суда, тогда стоило бы желать онаго! Но все время управления Малоярославецким монастырем он продолжал скучать по Оптиной... В 1843 году, в день Бородинской битвы, совершено было освящение главного Николаевского собора обители. К 1849 году отец Антоний завершил внешнее устройство Малоярославецкого монастыря, но лишь через несколько лет ему удастся отпроситься на покой в Оптину. Возвращение в родную обитель В памятной книжке отца Антония записано: «9 февраля 1853 года аз, недостойный игумен Антоний, сдал начальство свое в Малоярославецком Николаевском Черноостровском монастыре новому настоятелю отцу игумену Никодиму и, принеся во святом храме благодарственное молебствие ко Господу Богу о всех благодеяниях Его, на мне бывших, и о благополучном 13-летнем пребывании своем в оном и испрося у всей братии прощение, выехал из обители в час пополудни; а 12-го числа прибыл в богоспасаемую Оптину пустынь, где отечески был принят. Господи, благослови сие вхождение мое во святую обитель сию, и даруй мне во оной конец благий, за молитвы святаго отца моего!
Возвращению старца способствовал владыка Филарет Московский, искренно любивший и почитавший обоих братьев Путиловых, всегда с любовью принимавший их у себя, если они оказывались по делам в Москве. Для отца Антония возвращение в родную обитель было большой радостью, он писал своему давнему духовному другу — архимандриту Геннадию, настоятелю Пафнутьев-Боровского монастыря: «Справедливо замечание ваше, батюшка, о моем теперешнем блаженном житье-бытье, ибо никакие прежние заботы ни о рапортах, ни о братии, ни о том, что ямы и что пием, не тяготят моей бедной души, и я как будто бы переродился! Душа моя находится в отрадном и мирном состоянии». Теперь он жил в Оптиной, на покое, рядом с дорогим братом, часто бывал в Предтеченском скиту, своем детище. В августе 1856 года приехал в Оптину пустынь настоятель Саровской пустыни игумен Исаия, родной брат отцов Моисея и Антония. Антоний виделся с ним в Москве лет пятнадцать тому назад, а о. Моисей тридцать восемь лет не видел брата, с которым некогда начинал в Сарове монашескую жизнь. Молитвенник и утешитель Наконец сбылось давнее внутреннее стремление отца Антония к молитвенной жизни, свободной от бремени начальствования и связанных с ним забот.
В это время уже открылись многие его дарования — прозорливости, исцеления, духовной рассудительности. Но он свое служение нес прикровенно, никогда не стремился сам давать советы, только если к нему обращались. По воспоминаниям, он обладал еще и даром утешения, очень жалел человека, если видел, что он находится в скорби, и обязательно старался поддержать. Вот как вспоминает о нем отец Климент Зедергольм : «Он не отчаивался ни в чьем исправлении и умел воздвигать людей нерадивых и малодушных, и как бы кто ни упадал духом, всегда успевал беседами своими вдохнуть благонадежие. В советах же и наставлениях своих был крайне осторожен и указывал на слова святого Исаака Сирина , что надо с людьми обходиться как с больными и успокаивать их наиболее, а не обличать, ибо это больше их расстраивает, нежели приносит им пользы... Незаметно и нечувствительно привлекал отец Антоний всех к сознанию душевных своих немощей... Никогда он не старался насильно убедить кого-нибудь,— назидания свои предлагал не в виде заповеди, а более намеком или в виде дружелюбного совета. А если кто сделает возражение, то старец сейчас и замолчит».
В ответ старец пользовался общей любовью — и насельников обители, и посетителей, как свидетельствует его жизнеописание: «Отца Антония в Оптиной все любили без исключения. Это, вероятно, потому, что он оказывал внимание каждому — от самого юного послушника до старшей братии. Он помнил день Ангела каждого из насельников обители, при встрече поздравлял его и призывал к себе, а в келлии делал небольшой ему подарок — книжку, иконку, чаю, сахару... К нему многие приходили с жалобами на какие-то неприятные для них обстоятельства, иногда связанные с настоятелем, с монастырской жизнью, он выслушивал и утешал таковых и никогда не передавал ничего из сказанного ни настоятелю, ни кому бы то ни было. Это все знали и ценили. Отец Антоний оставлял все на Божью волю... Говорили, что даже один его вид вселял в души мир и успокоение». Хотя отец Антоний всех направлял к старцам, многие обращались за советом и к нему, зная о его духовных дарованиях.
И, разумеется, возникает вопрос: как в нынешнюю эпоху, когда «господствуют» Интернет и цифровые технологии, в немалой степени формирующие образ мышления современного человека, Вы сумели обойти мирские соблазны и избрали монашеский путь? Родился я в Костроме — в обычной светской семье, где никаких разговоров о вере не велось. Недалеко от нашего дома был храм Спаса-на-Запрудне — место явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. На пне того самого дерева, на котором явилась мировая святыня, установлен престол нижнего храма, освященного в честь Феодоровской иконы Божией Матери.
И вот я, школьник, в начале 2000-х годов сам впервые пришел в этот храм, и с того момента в моем детском сознании образ священника запечатлелся, как нечто особенное. Узнав, что при храме есть воскресная школа, начал ходить на ее занятия. Появилось огромное желание помогать на клиросе или в алтаре. И оно, конечно, не сразу, но осуществилось.
Когда я стал воцерковляться и посещать монастыри в Костроме и области, меня привлек образ монашествующих. Да, мне нравились их красивые одежды, но самое главное — меня покорила искренняя любовь людей, которые отреклись от мира и мирской суеты, чтобы всецело посвятить себя служению Богу. Монах пребывает в храме, он имеет возможность больше участвовать в службе, он подвижнически трудится во благо прихода или монастыря, в котором несет свое служение. Уже тогда в моем сердце вспыхнула искорка любви к монашеству.
А перед поступлением в духовную семинарию мне с группой паломников-земляков посчастливилось побывать на Валааме, принять участие в монастырских службах, поближе познакомиться с монашеской жизнью. После чего искорка разгорелась еще ярче? Да, разгорелась… И в будущем, обучаясь в семинарии, я в молитвах к Божией Матери перед Ее Феодоровским образом, особо для меня близким, часто просил, чтобы Ее Божественный Сын управил мой путь. И что если Спасителю будет угодно, чтобы я послужил Церкви в монашеском чине, то я исполню Его святую волю… На втором курсе семинарии я был иподиаконом у правящего архиерея — архиепископа Костромского и Галичского Алексия Фролова.
А в 2011 году судьба распорядилась так и воля Божия была такова , что попал на Север — в новообразованную Ханты-Мансийскую епархию , куда меня пригласил возглавивший эту новую самостоятельную кафедру епископ Павел ныне — митрополит Павел, глава Ханты-Мансийской митрополии. Точнее, я сам туда попросился. В то время уже учился на третьем курсе и попросил у владыки благословения, сказав: если есть возможность взять меня на Север, я с радостью поеду и постараюсь чем-то помочь в становлении новой епархии. И вот в сентябре 2011 года я отправился в Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.
Начал свое послушание с иподиакона у владыки, потом был секретарем-референтом, был келейником архиерея. И, наверное, паломничества с ним на Святую Гору Афон и в другие монастыри — духовные центры Православия, поставили заключительную точку в моих размышлениях о выборе своего пути. В 2017 году я подал прошение митрополиту Павлу с просьбой совершить мой монашеский постриг А сегодня могу с уверенностью сказать, что принял тогда самое важное в своей жизни решение, сделал самый важный шаг. То, что Господь сподобил меня быть сопричтенным к лику иночествующих, чтобы полноценно послужить Святой Церкви и Богу в этом высоком чине, для меня было и остается великим счастьем.
А с владыкой Павлом как Вы познакомились? Когда я в школьные годы стал ходить в храм, на то время еще архимандрит Павел Фокин нес послушание наместника Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря в Костроме. Затем последовало его служение в заграничных приходах он был настоятелем Свято-Николаевского собора в американском городе Сан-Франциско, после — настоятелем Свято-Николаевского ставропигиального прихода в Риме. Но приезжая в отпуск в Россию, отец Павел всегда посещал Кострому, где жила его мама.
Мы встречались с ним на службах, со временем возникло какое-то теплое искреннее общение. Наверное, я до сих пор им и осталась. И, честно говоря, мне совсем не хочется взрослеть. Но в те дни это было то настоящее, первое неофитство, когда ты вдруг открыл для себя новый удивительный мир.
Ты еще ничего не понимаешь, но все вокруг кажется божественным. На каждом шагу происходят чудеса, знамения и откровения. И хочется веровать и исповедовать. И все положить Богу к ногам.
Молитва чиста и горяча, ты просишь помощи во всем. И во всем ее получаешь. Тогда со мной случилось мое первое оптинское чудо. У меня болел раком отец.
Состояние его было уже тяжелым, анализы — очень плохими. И вдобавок ко всему у него начался стоматит. Весь рот и горло были в язвах. Он буквально разлагался изнутри и в квартире стоял жуткий запах.
В ту поездку я зашла в Введенский храм. Увидела икону целителя Пантелеимона, она там справа, и начала молиться, чтобы он вылечил моего отца. Было воскресенье, море народу. И вдруг через всю эту толпу ко мне пробирается странный человек.
Какой-то ряженый — косоворотка с народными мотивами, кирзовые сапоги, борода. Схватил меня за руку и потащил сначала искать пузырек, а потом — монахов, чтобы взять благословение. Я особо не сопротивлялась, так как была уверена, что в монастыре ничего просто так не происходит. А этот явно заигравшийся в ролевые игры человек — не больше не меньше, как ангел Божий.
Или, как минимум, посланец Господень. Как покажет будущее, я была не очень далека от истины. Детей я им, правда, не мазала, потому что извела все на свой беременный первой дочкой живот. Эта поездка в Оптину пустынь случилась в конце мая, а в ноябре я уже буду замужней и непраздной.
Арх. Мелхиседек (Артюхин) обливает грязью своих братьев, пытаясь стать наместником Оптиной пустыни
Архимандрит Антоний Гаврилов Оптина пустынь. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. А 26 и 27 октября Оптина прощалась с известной писательницей Ниной Александровной Павловой – автором широко известной книги «Пасха красная», повествующей о мученической смерти трех оптинских монахов: священника отца Василия и иноков Трофима и Ферапонта. В августе 1856 года приехал в Оптину пустынь настоятель Саровской пустыни игумен Исаия, родной брат отцов Моисея и Антония.
Скончался известный батюшка, голос Оптиной пустныни — отец Илиодор
Мы стали собираться и вот тут случилось неожиданное – отец Антоний сказал Максиму, что есть благословение ему остаться в Оптиной. В восьмидесятых годах прошлого века отец Илия был отправлен настоятелями в Оптину Пустынь. В начале августа мы ездили в Оптину а оказалась не запланированной.С начала года три назад прочитала книгу "Пасха красная" Очень впечатлили меня.
18 апреля 1993 года в Оптиной Пустыни сатанистом были убиты три её насельника...
Тем более у паломников были сухари, пряники, термосы с чаем, все были готовы друг с другом поделиться, была возможность как-то перекусить. В келье старца мы побывали. Но я не знал в то время, что Галина страдает болезнью поджелудочной железы. А в этом случае нельзя строго поститься, необходимо регулярное питание. И вот после вечерней службы мне сказали, что одной из наших паломниц стало плохо.
Тяжелый приступ панкреатита. Это оказалась Галина. В Оптиной есть лазарет, среди братии монастыря есть и профессиональные врачи. Галине оказали медицинскую помощь, посоветовали поесть, но она решила, что будет строго поститься, чтобы приступить к Святым Таинам.
Утром на ранней литургии я увидел Галину, она сказала, что с ней все в порядке, исповедовалась, готовится к причастию. Народу в храме, как обычно, было очень много. Галину я больше не видел. Когда храм опустел, наши паломники мне сказали, что Галина причастилась, но после службы у нее вновь был приступ болезни.
В лазарете? Ее монахиня, которая стояла рядом с нами, к себе увела». Я знал монахиню, которая стояла во время богослужения недалеко от Галины. Знал и то, где она живет.
И, конечно, отправился в один из домиков недалеко от монастыря, где останавливалась монахиня Мария. Матушка меня успокоила, сказала, что накормила, уложила Галину спать, ей стало легче. А сейчас варит кашу, как Галина проснется, она ее снова накормит. Я поблагодарил монахиню Марию и вернулся в монастырь.
В автобусе Галина мне рассказала, что, когда проснулась, матушка усадила ее за стол, стала кормить вкусной кашей, поить чаем. Галина рассказала ей свою историю. Рассказала о том, что просит у преподобных старцев Оптинских одного — чтобы муж, с которым она всю жизнь прожила, обратился к Богу, принял святое крещение. Сказала Галина и о том, что молится и Оптинским новомученикам, одинаково любит их всех.
Но добавила, что почему-то, когда смотрит на фотографию отца Трофима, ей кажется, что он всегда ей как-то тепло улыбается. Но неужели можно считать это случайным совпадением? На ранней службе в Казанском храме Оптиной пустыни стояли сотни людей. Монахиня Мария Татарникова жила в Сибири и не так часто приезжала на могилку своего сына в Оптину.
И вот матушка Мария в переполненном храме оказывается на богослужении рядом с Галиной, которая последние годы горячо молилась Оптинским новомученикам. И во время приступа болезни именно мать отца Трофима, молитвенную близость которого Галина всегда особенно чувствовала, уводит ее к себе в домик и окружает заботой. Разве это можно считать случайностью? Через три года мы вновь с Галиной едем на автобусе радонежских паломников в Свято-Введенскую Оптину пустынь.
Как вы, как ваш супруг? Мой муж пришел к вере, принял Крещение, причащался Святых Христовых Таин и ушел из жизни верующим православным человеком. Но с тех пор я в Оптиной пустыни не была. А недавно мне снится, что я вижу Оптину и слышу во сне голос: «Галина, а что же ты благодарить не едешь?
Все монахи и послушники, которые подвизаются в Оптиной, могут засвидетельствовать, что чувствуют небесное предстательство и молитвы иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима. Они особенно близки всем, кто любит дорогую для них Оптину, почитает память преподобных Оптинских старцев, к которым сами новомученики прибегали в молитвах и чьи заветы старались исполнять. Оптинские новомученики — наши с вами современники. Они в сознательном возрасте, будучи молодыми людьми обрели веру и всегда готовы помочь своими молитвами обратить ко Господу тех из наших близких, кто еще не открыл свое сердце Господу.
Отец Василий, отец Ферапонт и отец Трофим, пострадав на Пасху 1993 года за Христа, привели к Богу за эти годы тысячи и тысячи людей. Господь удостоил их мученических венцов за подвиг горячей, живой веры и великой верности и любви к Богу, даже до смерти, за чистоту сердец. Мы знаем, чтобы стяжать венцы преподобномучеников, надо быть уже готовыми к святости. Но путь к Царствию Небесному у трех оптинских монахов был по земным меркам невероятно стремительным: за столь короткое время они достигли такой духовной меры, что стали достойными стяжать у Господа венцы мучеников!
Приведу слова игумена Филиппа Перцева , который в 1993 г. Из интервью Журналу Московской Патриархии, опубликованного в апрельском номере «Каждый день их был полностью посвящен Богу»: "Каждого из них что-то резко выделяло, и всех троих отличала абсолютно полная посвященность себя Богу. В монастыре, несмотря на то что многие подвизаются, кто-то позволяет себе посмеяться, пошутить, кто-то любит многословие и так далее. Какие-то немощи, которые показывают, что всецелого напряжения души мало кто может понести.
Мы имеем какие-то страсти, в чем-то себя оправдываем. А у этих братий к Пасхе 1993 года сложилась удивительная цельность монашеского подвига, всецелость посвящения себя Богу. Они все устремление своей души свели в одну точку, сделали свое сердце подобным линзе, проходя через которую луч благодати расплавил оболочку бытия. Потому, что трагедию Господь обратил в торжество веры.
Многие пришли в монастырь, прочитав «Красную Пасху», желая подражать братиям, желая приобщиться к их подвигу. Ведь это поразительно: братья, которые рядом с нами живут, вдруг становятся мучениками. И ты живешь дальше с опытом переживания этой победы над смертью. Первые часы невозможно было это воспринять как мученичество.
Страшная трагедия убийства заслонила собой все. Не было страха, паники, но состояние шока: братья, которые только что были рядом с тобой, только что причащались, которых ты любил, лежат мертвые, и ты видишь их тела, кругом кровь. Но потом Господь стал открывать истинную суть, трагическое оставалось, но через страшный оскал смерти стала чувствоваться обильная благодать, которая исходит от их тел. Рядом с их гробами слез не было, потому что все переполняла радость, но совершенно особая, без малейшего оттенка веселия, такое удивительное торжество сквозь скорбь.
Стоишь рядом и всем сердцем впитываешь в себя эту радость. Ты потерял очень близких тебе людей, но приобрел ходатаев на небе, которые уже там, с Победителем смерти, с великим дерзновением воспевают: «Христос Воскрес! Мы с вами видим, что и в наше время, среди нас, немощных и часто малодушных, живут настоящие христиане, которые любят Христа Спасителя так же, как мученики первых веков, как наши новомученики и исповедники Российские, пострадавшие от безбожников в ХХ веке. В конце 1993 года в селе Жарки Ивановской епархии был ритуально убит сатанистами иеромонах Нестор Савчук.
Ему, как отцу Василию, было 33 года. Затем от рук богоборцев пострадали за Христа до смерти десятки православных священников по всей России. Погиб от рук экстремистов на Кавказе протоиерей Петр Сухоносов настоятель храма в станице Слепцовской. В Кабардино-Балкарии в храме г.
Тырныауза был убит священник Игорь Розин. В храме был убит и известный миссионер о. Даниил Сысоев. В 2013 г.
Этот список мучеников, пострадавших ха Христа можно продолжать и продолжать. Почему сатанисты убивают священников? Священник предстоит перед Престолом Божиим, мы молимся все вместе, вся церковь, община, церковный народ, а священник — наш предстоятель у Престола. Совершает Литургию, предстоит Богу.
И убивая священника, народ стремятся оторвать от Бога. И если народ принимает это равнодушно, то разрывается связь с Богом, и народ, отступая от Бога, попадает под власть темных сил. И эти темные, враждебные человеку силы творят с ним, что хотят. Именно ради этого убивали в 1918 году и Помазанника Божия, Царя-мученника.
Священников убивали и в 1905 году, а затем кровавая русская революция. Убивали священников в 1917 году — и кровавая гражданская война. Это говорит о том, что враги Божии боятся возрождения православной России. И в своей безумной злобе и ненависти пытаются этому помешать.
Но эти служители темной силы не понимают, что Жизнь Вечная открыта верующим Воскресением Христовым. И с каждой такой смертью на небесах увеличивается собор Русских святых, к которым мы обращаемся в молитве: «Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном Отечестве вашем и о почитающих вас любовию». В Оптиной пустыни восстановлена некогда разрушенная большевиками высокая колокольня. И теперь с ее высоты разносится над монастырем, оптинским лесом, Жиздрой и окрестностями колокольный благовест.
Помост, на котором звонили в колокола отец Ферапонт и отец Трофим, огорожен кованой металлической оградой. И на столпе висит доска, на которой написан тропарь мученикам Христовым. Сегодня, нашему Отечеству, Русской цивилизации, нашему народу открыто объявлена война на уничтожение. И то, как пытаются богоборцы и самосвяты уничтожить Православную Церковь на Южнорусской земле, как стараются захватить и осквернить Киево-Печерскую Лавру, Третий Земной Удел Богородицы, попытки захватить Свято-Успенскую Почаевскую Лавру, свидетельствуют, что прежде всего для наших противников это война с Православием, война темной силы с Церковью Христовой.
Наши сердца переполняла благодарность за то, что мы соприкоснулись и увидели, каким должен быть настоящий христианин, муж, отец, дедушка, гражданин, любящий свою малую Родину. Мы увидели семью, глава которой смог рассказать детям о главной любви — любви к Богу и ближнему. В нашей семье ни много ни мало — 13 детей. А всего нас целая сотня. Папа всегда был заботливый, внимательный, любящий… Всех-всех внуков он звал ангелочками и херувимчиками».
После службы было сказано много добрых слов о Дмитрии Павловиче. Глава же Исаклинского района Валерий Дмитриевич Ятманкин обратил внимание присутствующих на то, что Дмитрий Павлович был почетным жителем района, незаменимым помощником священства храма Архистратига Божия Михаила в селе Ишуткино, где начинал свое служение Богу. Принимал активное участие в ремонте этого храма, был инициатором возведения храмов в селах Большое и Малое Микушкино. Нас воспитывал в любви к родному краю, земле, Родине и к православной вере. Мы будем стараться жить по его наставлениям!
Она попросила у меня пузырек и капнула несколько капель в рот отцу. Я уже писала, что он болел. По прогнозам врачей ему оставалось совсем немного. Мы и не заметили, что этот отвратительный запах исчез. Вскоре отец сдал анализы и они оказались нормальными. Он прожил еще несколько лет и впервые в жизни исповедовался и причастился. Прошли годы, отца уже не было в живых. И, листая православный календарь, я увидела, что 24 октября — день памяти преподобных старцев оптинских.
Чьими молитвами и случилось то чудо, я уверена. И 24 октября у моего отца день рождения. Для кого-то может быть. Но я так не думаю. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Старчество преподобного Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Чудеса, совершаемые преподобным, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им как мог помогал преподобный.
Иеромонах Леонид будущий наместник Троице-Сергиевой лавры писал, что простой люд говорил ему о старце: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые». Преподобный Лев часто говорил людям о пользе уступчивости: «Где смирение, там неподалеку и спасение». В день кончины Старца На рассвете восемнадцатого сентября 1873 года старец Иларион тихо и мирно отошел ко Господу. Погода, бывшая до того пасмурной и дождливой, в день кончины Старца прояснилась. При перенесении тела Старца в монастырь было так тихо, что не погасла ни одна свеча. Отпевание происходило во Введенском соборе, который был полон народа, освещен паникадилами и большими свечами, всем присутствующим также были розданы свечи. По отпевании происходило прощание со Старцем монашествующей братии и мирских.
И уступила горечь утраты иному чувству — пасхальной радости о будущем воскресении из мертвых… Ни разу не оставил молитвенных правил… Двадцать второго августа приехала Белевская игумения мать Павлина проститься со Старцем. Он благословил ее иконой преподобного Илариона, а о сестрах сказал, чтобы желающие проститься приезжали не все вдруг, а по нескольку сестер. Этими словами он, как впоследствии оказалось, как бы предназначил время своего сидения с двадцать первого августа по восемнадцатое сентября, то есть четыре недели и один день. Перед кончиною своею он сказал: «Старцы, бывшие в водяной, все сидели перед кончиною своею, а мне, грешному, отчего не посидеть? Сам он впоследствии рассказывал, что по его назначении благочинным об этом многие и не знали долгое время. Однажды он шёл и увидел, что братия делают что-то неладное. Отец Анатолий сделал выговор, ему же в ответ задали вопрос: а вам какое дело? И очень смутились, когда кто-то подошедший сказал им, что это благочинный.
Стали просить прощения, и чтобы он не говорил архимандриту. Отец Анатолий отцу архимандриту не сказал, да и вообще он прежде, чем доложить начальнику что-либо из проступков братии, спрашивал совета у отца Амвросия. Вообще он не любил ни выставляться, и не требовал себе почёта. И очень долгое время, будучи уже иеромонахом, продолжал получать долю чайную иеродьякона. Это событие ознаменовало дальнейшее развитие Оптинской пустыни и приток большого числа паломников в последующие годы. Празднование памяти преподобных старцев Оп-тинских — 24 октября. Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и испо-ведников 15 человек из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века. Книга Нины Павловой «Пасха красная» повествует об этих событиях и чи-тается на одном дыхании.
Монашеский постриг Третьего июня 1895 года в скитской церкви послушник Александр был пострижен в монашество с наречением имени Анатолий. По древнему монашескому правилу, сохранявшемуся в Оптиной Пустыни, имя было дано по начальной букве мирского имени — в честь святителя Анатолия, Патриарха Константинопольского. Имя при постриге в Оптиной Пустыни давалось обычно с каким-нибудь прикровенным смыслом: «Анатолий» в переводе с греческого языка означает «Восток» — это одно из библейских имен грядущего Мессии; на восток обращен и алтарь всякого православного храма. Имя «Анатолий» как бы подразумевает постоянную молитвенную обращенность к Христу-Востоку это святое имя носил и другой великий Оптинский старец — иеросхимонах Анатолий Зерцалов , которого называли «Большой» или «Старший». Кончина праведника Кончина брата подорвала силы отца Антония, его обычное болезненное состояние ухудшилось. С этой поры старец еще более уединился, чувствуя, что исход его из этой жизни уже недалек. Он прекратил прием мирских лиц, а братию стал принимать реже и на краткое время: «Видевшие его в это время никогда не забудут, как благолепен был вид старца, успокоившегося в безмолвном уединении от бесед, которыми давно тяготился. От всегдашнего пребывания в молитве и преизобилия духовного утешения, самое лице его просветлело и сияло высокою радостию».
Своей кончины старец ожидал с миром в душе и даже радостью, в эти дни он признался старцу Илариону: «Не искушение ли это со мною? Другие перед смертью имеют страхования и боязнь, а я — грешный человек, но страха не имею, нисколько не боюсь, напротив, ощущаю какую-то радость и спокойствие, и ожидаю исхода своего как великого праздника». В это время отец Антоний видел во сне покойного архимандрита Моисея, который укреплял его для перенесения предсмертных страданий. За 17 дней до кончины отец Антоний соборовался и затем ежедневно причащался святых Христовых Таин. Часто просил он кропить себя святой богоявленской водой. Погребение было совершено 10 августа при огромном стечении народа. Оптинская братия и множество приехавших иноков и инокинь, а также мирян простились со старцем Антонием, смиренным мудрецом и великим подвижником духа. Старец Амвросий сказал: «За счастье мы должны счесть, что жили при таких великих старцах, каковы были отец архимандрит Моисей, брат его отец игумен Антоний и старец отец Макарий».
Подписка Получайте новости и уведомления о новых публикациях на нашем портале. Подписаться Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
18 апреля 1993 года в Оптиной Пустыни сатанистом были убиты три её насельника...
Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. В Оптиной. За отцом Илиодором Ваня Шевчук, справа от отца Илиодора – отец Антоний. Отец Антоний (Гаврилов) из Оптиной говорил, что покровительницей монастыря будет Фекла, батюшка Илий (Ноздрин) тоже твердил про Феклу ещё до моего появления.