Проблема принадлежности южных Курильских островов — территориальный спор между Россией и Японией, который является неурегулированным со времени окончания Второй. При этом до окончания «холодной войны» СССР не признавал существования территориального спора с Японией и рассматривал южные Курильские острова как неотъемлемую часть своей территории. Актуальные новости и заявления, подробности спора о Курильских островах на сайте RT. В нём южная часть Курильских островов названа "незаконно оккупированной". Россия расторгла договоренности с Японией, предусматривающие облегченную процедуру посещения японцами островов Кунашир, Итуруп и Малой Курильской гряды.
Япония просит Россию отдать курильские острова..
Япония продолжает усиленные переговоры с Россией по вопросу о возвращении этих территорий, чтобы заключить мирный договор на основе соглашений, достигнутых между двумя странами в прошлом. Однако из-за ситуации на Украине на данный момент трудно делать какие-либо конкретные заявления относительно переговоров о мирном договоре, заключил Мацуно.
Мадлена Гришина Райтер редакции сайта Пятого канала Политика 4 669 Соглашение о процедуре взаимных поездок было подписано в 1991 году, а в 1999-м —об организации максимально облегченного посещения этих локаций. Фото: www. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Падение Шумшу стало ключевым событием Курильской операции — в дальнейшем занятие островов, на которых находились японские гарнизоны, превратилось в принятие их капитуляции. Непогода несколько задержала действия советских войск на Южных Курилах, однако к 1 сентября Итуруп, Кунашир и Шикотан перешли под их контроль. Группа островов Хабомаи была полностью взята под контроль 2-4 сентября 1945 года. Меморандум и Указ Первоначальные планы советского командования были значительно шире: предполагалось, что войска высадятся на острове Хоккайдо, который должен был стать советской зоной оккупации. Однако по настойчивой просьбе американцев решено было от проведения операции отказаться. Впрочем, обе страны старались не нарушать принятые на себя обязательства. То есть ни о какой аннексии и односторонних действиях СССР говорить не приходится — Москва выполнила свои обязательства перед союзниками, получив взамен то, что было оговорено на конференции в Ялте и подтверждено на конференции в Потсдаме. Дипломатические маневры Но Советскому Союзу аукнулся отказ от высадки на Хоккайдо. Ибо полностью попавшая под контроль США Япония с подачи Вашингтона начала разыгрывать спектакль под названием «территориальный спор». Дело в том, что в его текст не включили советскую поправку о признание суверенитета над Южным Сахалином и Курилами. В договоре указывалось, что Япония отказывается от Курил, но в Токио заявили, что Итуруп, Кунашир, Хибомаи и Шикотан частью Курильских островов не считают. Именно к этому документу апеллируют японцы, говоря о согласии Москвы вернуть острова. Речь идет 9-й статье документа, которая звучит так: «Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении Мирного Договора. При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».
Стремительность наступления Красной Армии стала сюрпризом как для японцев, так и для союзников. К 22 августа группировка Квантунской армии была полностью разгромлена. Были освобождены Северо-Восточный Китай и север Корейского полуострова. Операция на Курилах началась 18 августа. Ожесточённые бои развернулись за остров Шумшу — это было единственное сражение скоротечной войны, в котором потери советских войск оказались выше, чем у противника. Тем не менее 23 августа командующий японскими войсками на Северных Курилах генерал-лейтенант Фусаки Цуцуми капитулировал. Падение Шумшу стало ключевым событием Курильской операции — в дальнейшем занятие островов, на которых находились японские гарнизоны, превратилось в принятие их капитуляции. Непогода несколько задержала действия советских войск на Южных Курилах, однако к 1 сентября Итуруп, Кунашир и Шикотан перешли под их контроль. Группа островов Хабомаи была полностью взята под контроль 2-4 сентября 1945 года. Меморандум и Указ Первоначальные планы советского командования были значительно шире: предполагалось, что войска высадятся на острове Хоккайдо, который должен был стать советской зоной оккупации. Однако по настойчивой просьбе американцев решено было от проведения операции отказаться. Впрочем, обе страны старались не нарушать принятые на себя обязательства. То есть ни о какой аннексии и односторонних действиях СССР говорить не приходится — Москва выполнила свои обязательства перед союзниками, получив взамен то, что было оговорено на конференции в Ялте и подтверждено на конференции в Потсдаме. Дипломатические маневры Но Советскому Союзу аукнулся отказ от высадки на Хоккайдо.
Острова раздора. Как Курилы вернулись в родную гавань
Курильские острова. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте Радио Sputnik. Напомним, южные Курильские острова, которые в Японии обычно называют «Северными территориями» и считают принадлежащими префектуре Хоккайдо, являются предметом территориальных претензий со стороны Токио. Россия считает Курильские острова своей неприкосновенной территорией в соответствии с результатами Второй мировой войны и действующими международными договорами. Актуальные новости и заявления, подробности спора о Курильских островах на сайте RT. Популярное сегодня.
«Практически офшор»: Курилы хотят сделать зоной, свободной от налогов
Это будет означать новые три года на посту премьера. Соответственно, у Путина сейчас идет новый шестилетний срок. Поэтому я говорю всегда о двух-трехлетнем лимите, который у нас есть для решения проблемы мирного договора. То есть речь идет о том, что Путин и Абэ должны смочь написать новую страницу истории. Но за неделю до этого, 12 сентября Путин в присутствии Абэ на Восточном экономическом форуме неожиданно предложил заключить мирный договор до конца года без всяких предварительных условий. Абэ, в свою очередь, заявил, что Москве и Токио нужно прекратить создавать сложности детям и внукам «из-за того тупика, который доставлял затруднения» предыдущему поколению. Понятно, что заявление Путина было неприемлемо для Японии — похоже, что российский президент стремился подтолкнуть партнера к новым уступкам, не делая своих. Сингапурская встреча и ее последствия На этом фоне сингапурское заявление выглядело значимым ходом — тем более, что Абэ через издание Asahi Shimbun заявил, что в случае возможной передачи Японии Шикотана и Хабомаи военные базы США там размещены не будут. Несколькими часами позже на пресс-конференции японский лидер сообщил, что Токио будет стремиться решить вопрос государственной принадлежности всех южных островов Курильского архипелага, но не конкретизировал сроки. Таким образом, Абэ готов частично пойти на выполнение одного из требований, выдвигавшихся СССР еще в 1950-е годы — о демилитаризации островов. Речи о запрете размещать японские войска не идет, но для России важнее отсутствие именно американцев.
Такой подход может вызвать недовольство США как военного союзника Японии — не из-за конкретных планов военного присутствия, а в связи с принципом. Ранее никогда в двусторонние отношения между США и Японией не вмешивалась третья сторона. По словам заведующего бюро ТАСС в Японии Василия Головнина, Если верить печати, то правительство Абэ уже готово обсуждать этот вопрос с американцами и просить их о понимании. Сам же японский премьер, как подозревают в Токио, серьезно склоняется к варианту с двумя островами - лучше, мол, получить что-то, чем ничего. Однако Абэ не может игнорировать общественное мнение и открыто заявить об изменении принципиальной позиции, которой Токио придерживался десятилетиями. Поэтому, как полагают, ему необходимо как-то обозначить в окончательном решении и будущее самых крупных и населенных Итурупа и Кунашира. Например, в виде договоренности продолжить переговоры об их судьбе и после подписания мирного договора на условиях 1956 года, о создании там некоей особой зоны и т. Похоже, что Абэ спешит — он хочет заключить договор в следующем году, чтобы иметь время для его проведения через парламент до того момента, как он станет «хромой уткой» то есть уходящим премьером. В то же время Россия настроена куда более осторожно. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что на недавних переговорах Путин и Абэ обсуждали мирный договор между странами один на один, а нюансы он не хотел бы делать публичными.
И, кроме того, переговоры с Токио будут проходить с учетом союзнических обязательств Японии и поддержки японскими властями антироссийских санкций США. А по словам Путина, в декларации 1956 года «говорится о том, что Советский Союз после подписания мирного договора готов передать два острова... Не говорится, на каком основании передать, не говорится, под чьим суверенитетом эти острова останутся, не говорится, на каком основании это будет сделано». А сама тема «требует, конечно, отдельной, дополнительной, серьезной проработки». Таким образом, Россия в очередной раз заявила, что признает декларацию 1956 года, но вопрос о суверенитете может показывать направление ее планов. Возможно, речь идет о возможности передачи Шикотана и Хабомаи под управление Японии, но с официальным сохранением российского суверенитета. Однако такой подход вряд ли устроит Японию. То же относится к снятию санкций в отношении России без согласования с другими странами G7. Россия будет настаивать на письменных гарантиях недопущения американских войск на острова, вспоминая об опыте расширения НАТО на восток — но сможет ли Япония оформить такие гарантии? Следующая встреча Путина и Абэ должна состояться на саммите G20, который пройдет в Аргентине с 30 ноября до 1 декабря.
Там же ожидается и встреча Путина с Дональдом Трампом. В нынешних условиях Россия демонстрирует внешнее спокойствие, как и в других вопросах внешней политики. Однако, похоже, что спешит и она, причем не только в курильском вопросе. Обращает на себя внимание усиленное желание очередной встречи с Трампом, а также неожиданное, первое в истории, краткое общение российского президента с косовским лидером Хашимом Тачи во время пребывания Путина в Париже 11 ноября. Есть основания полагать, что обстановка постоянной турбулентности «выматывает» Россию, лишая ее возможностей активно вкладывать ресурсы в развитие, что ведет не только к замедлению темпов роста, но и к отставанию страны от конкурентов, которое все сложнее преодолеть. В этой ситуации приходится искать разные возможности для того, чтобы выстроить отношения с возможными партнерами, в том числе и с Японией.
Русским дипломатам приходилось дезавуировать эти инсинуации, а американцам даже приносить официальные извинения. Американская печать в 70-х гг. XIX в. Такая же обстановка сохранялась и во время заключения Санкт-Петербургского договора 1875 г. Важнее было международно-правовым образом закрепить принадлежность всего Сахалина России и обезопасить его от беззастенчивой военной экспансии западноевропейских держав. Но и после заключения этих договоров Япония практически никогда не соблюдала их, нарушая территориальные воды и высаживаясь на других принадлежащих России территориях, а позднее развязала Русско-японскую войну 1904-1905гг. И эта война вообще перечеркнула все предыдущие решения, ибо международное право гласит: состояние войны между государствами прекращает действие всех и всяческих договоров между ними. Следовало бы напомнить это сегодняшней Японии, как и то, что именно это было указанно японской стороной графу С. Витте, который пытался на Портсмутских переговорах в 1905г. По Портсмутскому миру Россия уступала победившей Японии и все Курилы, и южный Сахалин, что русской дипломатией всегда рассматривалось как большое поражение. Американский посол в России, как информатор японцев в 1905-м Настоящей детективной историей является дипломатическая игра США во время Портсмутских переговоров по итогам проигранной Россией pусско-японской войны. США, разумеется, "принимали близко к сердцу дело всеобщего мира", который мог привести к столь желанному "уменьшению владений России в Южной части Азии". Американский президент Теодор Рузвельт считал, что американская "будущая история больше будет определяться нашей позицией на Тихом океане в отношении Китая, чем нашей позицией на Атлантическом океане в отношении Европы". Саму Японию США не считали серьезным соперником, но всячески стремились воспрепятствовать укреплению российских позиций. Поэтому с самого начала Русско-японской войны симпатии Теодора Рузвельта были на стороне Японии. К моменту Портсмутских переговоров Рузвельт договорился с японским правительством о разграничении сфер влияния. По секретному соглашению от 31 июля 1905 г. Рузвельтом и Кацурой - японским премьер-министром, Япония отказывалась от "намерений" в отношении Филиппин, оставляя их на волю США, а США соглашались на право Японии через военную оккупацию установить контроль над Кореей. На этом фоне неуместно Вашингтону возмущаться пактом Молотова-Риббентроппа, позволившему СССР всего лишь восстановить территорию исторической России, утраченную из-за революции, гражданской войны и интервенции. Имея за спиной такой "американо-японский союз", Т. Рузвельт, взявший на себя роль "честного маклера", не мог быть беспристрастным посредником. Действительную роль США проясняют весьма интересные мемуары крупнейшего японского дипломата начала ХХ в. Кикудзиро Исии, непосредственного участника событий, изданные в блестящем переводе О. Трояновского и с превосходным анализом А. Трояновского старшего. Исии стал потом министром иностранных дел Японии и автором известного соглашения о специальных правах в Китае "Соглашения Лансинг - Исии" 1917г. На Портсмутской конференции японская делегация требовала не только все Курилы, но и весь Сахалин, и денежную контрибуцию. Россия в лице графа С. Витте возражала, проявляя, по выражению Исии, "истерическое упрямство", и отказывалась вообще платить какую-либо контрибуцию. Из мемуаров ясно, что Япония настолько была истощена войной и желала скорейшего заключения мира, что к концу переговоров готова была согласиться на принадлежность всего Сахалина России без всякой денежной компенсации. Это было неизвестно ни Петербургу, ни российской делегации, но решение уступить было принято именно японским правительством. В Портсмут были отправлены соответствующие инструкции, предписывавшие японской делегации в случае дальнейшего упорства русской делегации согласиться на сохранение всего Сахалина за Россией. В момент, когда японское правительство приняло решение отступить от своих первоначальных требований в отношении Сахалина, Россия пребывала в полном неведении об этих намерениях, Вашингтон же был немедленно кем-то осведомлен об этой не устраивающей его перспективе, и США взялись "помочь". Рузвельта Николаю II. Американский "миротворец" пугал непреодолимыми претензиями Японии, и ее решимостью возобновить военные действия, грозя, что "продолжение войны может привести к потере всей русской территории восточнее озера Байкал", то есть прекратить существование России как тихоокеанской державы. В эти дни в Петербурге американский посол в России Майер испросил аудиенцию и стал уговаривать Николая II пойти на уступки, обещая посредничество президента Т. Рузвельта в деле "уговорить" Японию отказаться от контрибуции. Николай II в целом "упорствовал", но потом "мимоходом, как бы про себя заметил, что можно было бы рассмотреть возможность передачи южной части Сахалина Японии... Информация о потенциальной готовности России уступить южный Сахалин была немедленно передана президенту Т. Рузвельту, и меньше чем за сутки стала известна японской стороне. Исии в мемуарах всячески отрицает предположение естественно возникающее у читателя о том, что американский президент мог передать эти сведения в Токио, тем не менее, факты говорят об обратном.
В Сингапуре 14 ноября 2018 года прошла встреча лидеров России и Японии. По итогам японский премьер заявил, что стороны договорились ускорить переговорный процесс по мирному договору на основе Совместной декларации 1956 года. Это серьезная уступка со стороны Японии, так как до сих пор ее официальной позицией было требование передачи Кунашира, Итурупа, Шикотана и Хабомаи и только после этого — заключение мирного договора.
Переговоры по мирному договору зашли в тупик еще накануне событий с Украиной. Я как раз увязываю жесткую позицию Японии по Украине с тем, что Япония поняла, что переговоры по мирному договору зашли в тупик, а следовательно Япония, фактически, на обозримую перспективу, лишилась возможности получить обратно четыре Южно-Курильских острова, которые она называет своими северными территориями. И Токио начал оказывать мощное давление на Россию. Соответственно получилась контр-реакция, самая резкая со стороны России. По большому счету, отсутствие переговоров по мирному договору ничего не меняет. Жили мы 76 лет без этого договора — были обмен, торговля, инвестиции, культурные связи, спортивный, политический диалог поддерживался, — ну и еще какое-то время проживем. Тем более, что позиции никак не сближаются. На Сан-Францисской конференции 1951 года Советский Союз не подписал мирный договор с Японией, в частности, потому, что в тексте договора отсутствовали четкие указания на то, что Южный Сахалин и Курильские острова отошли под контроль Советского Союза. При этом в 1956 году СССР и Япония подписали Совместную декларацию, в рамках которой Москва соглашалась рассмотреть возможность передачи Японии Хабомаи и Шикотана после того, как будет заключен мирный договор в документе не шло речи об островах Итуруп и Кунашир. Япония сочла документ 1956 года частичным решением проблемы и не отказалась от претензий на все острова. Теперь с Японией на обозримый период отношения будут находиться в сильно подмороженном состоянии.
Как организовать путешествие на Южные Курилы
Полная и безоговорочная капитуляция принципиально отличается от простой капитуляции по своим правовым, политическим и историческим следствиям. Простая капитуляция означает лишь признание поражения в военных действиях и не затрагивает международную правосубъектность побежденной державы. Такое государство, пусть наголову разбитое, сохраняет суверенитет и само в качестве юридической стороны ведет переговоры об условиях мира. Но полная и безоговорочная капитуляция означает прекращение существования субъекта международных отношений, демонтаж прежнего государства, утрату им суверенитета и всех властных полномочий, преходящих к победителям, которые сами определяют условия мира и послевоенного устройства. На месте прежнего возникает новый субъект международного права, который может по отношению к нему обладать правопреемством. В каком объеме, ограниченном или почти полном - это решают победители. Особенно наглядно это в случае с Германией, которая даже получила новое официальное название. Их суверенитет в терминах международного права имел так называемый производный характер - производный от полномочий союзников, сохранявших часть полномочий в виде четырехсторонней ответственности.
Можно привести пример, как США воспользовались своими полномочиями в отношении ФРГ через два десятилетия после победы. В 1973г. Последовала немедленная отповедь со стороны Вашингтона. Государственный департамент в официальной ноте в резких тонах заявил, что ФРГ не имеет полного суверенитета, и США, исходя из своих прав, вытекающих из принципов послевоенного урегулирования, имеют право без уведомления совершать с территории ФРГ любые действия, которые сочтут необходимыми для своих интересов. Отсутствие полного суверенитета и континуитета по отношению к рейху продемонстрировал даже момент объединения Германии. Этому процессу вряд ли кто-либо мог помешать, тем не менее, для того, чтобы новое государство получило суверенитет, четыре державы должны были дать согласие на объединение и формально сложить с себя полномочия, что и было сделано в Договоре "Два плюс четыре". Концепция японского правительства исходит из непризнания именно этой основы послевоенного урегулирования.
В случае с Японией внешние проявления утраты суверенитета и прерывания международной правосубъектности менее наглядны. Япония сохранила прежнего императора. Этот факт используется для утверждения, что правосубъектность Японии не прерывалась, что сохранение прежней императорской верховной власти означает континуитет государства. Однако на деле континуитета не было, а состоялось признание правопреемства императорской власти, но источник сохранения императорской династии совершенно иной - это воля и решение победителей. Не выдерживает критики позиция Японии, что она не может считать себя связанной ялтинскими соглашениями, так как не являлась их участником. Если признать право нынешней Японии оспаривать территориальные решения победителей, можно ли гарантировать, что в будущем не будет подвергнута сомнению линия Одер-Нейссе, начертанная не немцами, а державами - победительницами, не испрашивавшими на это согласия фельдмаршала Кейтеля. Нынешняя Япония - послевоенное государство, и урегулирование может исходить единственно из послевоенной международно-пpавовой основы, тем более, что только эта основа имеет юридическую силу.
Особенно интересно в этом вопросе то, что все исторические договоры прошлого, на которые ссылаются японские политики, в сегодняшних спорах утратили силу, даже не в 1945г. История "Курильского вопроса" и международное право Весь "исторический" пласт аргументации японской стороны не имеет отношения к правам сегодняшнего японского государства, хотя, безусловно, имеет отношение к истории Японии. В этой аргументации особое место занимают ссылки на договоры XIX века - Симодский торговый договор 1855 года, по которому граница была проведена между островами Уpуп и Итуpуп, а Сахалин остался неpазгpаниченным, а также на Санкт-Петеpбуpгский договор 1875 года, по которому за признание Японией всего Сахалина российским все Курильские острова были переданы Японии. В современной японской литературе приводятся только те официозные исторические исследования и карты прошлого, где так или иначе Курилы обозначены как владения Японии. Однако японские историки прошлого отдавали России бесспорный приоритет в открытии и освоении островов и указывали, что вплоть до середины XIX века Япония не считала своими владениями не только Курилы и Сахалин, который считался там полуостровом, в то время как с российской стороны он был уже подробно исследован, но даже остров Хоккайдо, который не был тогда еще заселен. Но уже в конце XIX в. Япония стремится вытеснить с Курильских островов русских поселенцев, уничтожить их посты, выселить оттуда коренных жителей - айну, которые до появления русских первопроходцев японцев не видели и никому не платили дани.
Специалисты в СССР на основе архивных материалов, зарубежных источников и данных картографии дали убедительный ответ на все необоснованные попытки Японии исказить историю открытия Курильских островов. Эти труды были подготовлены в 60-70-е годы, как правило, для служебного пользования. Они скрупулезно документированы и свободны от пропагандистской заостренности, которая у современного читателя часто вызывает подозрение в тенденциозности. Японские дипломаты полагают, что в последние годы получили неопровержимое доказательство "изначальной" принадлежности ряда оспариваемых сегодня островов. Речь идет об инструкции адмиралу Путятину, с которой он отправился на переговоры с Японией в 1853 году. Этот архивный документ был при А. Козыреве "любезно" предоставлен Японии из архивов российского МИД сотрудниками козыревской школы - действие, во все времена считавшееся несовместимым со служебной и ведомственной этикой дипломата - попросту предательство.
В инструкции к переговорам 1854 г. Николай I полагал возможным при определенных условиях согласиться на настояния Японии и признать, что "из островов Курильских южнейший, России принадлежащий есть остров Уруп"... Японская сторона, и такие "российские" дипломаты как Г. Кунадзе и дp. Однако, эти слова означают лишь то, что русское правительство исходило из общепризнанности принадлежности к России островов к северу от Уpупа, и отдавало себе отчет в том, что Япония оспаривает принадлежность островов южнее Уpупа.
Вообще из европейцев первыми у Курил побывала в 1643 г. Фриз так запутался в ходе своего путешествия, что принял Уруп за оконечность североамериканского континента. Имя де Фриза носит теперь пролив между Урупом и Итурупом1. Сибирский казак Владимир Атласов возглавил экспедицию на Камчатку для покорения местных племен и обложения их податью. Услышанные им от камчадалов описания Курильских островов легли в основу самой ранней русской карты Курил, составленной Семеном Ремезовым в 1700 году. Жившие на Шумшу айны попытались оказать казакам сопротивление, но были разбиты. Иван Козыревский возглавляет вторую экспедицию на Курильские острова. На Парамушире айны дали казакам три боя, но были разбиты. Впервые в истории Курил их жители заплатили ясак и признали власть России5. После этого похода Козыревским была изготовлена «Чертёж-карта Камчадальского носу и морских островов». На этой карте впервые изображаются Курильские острова от камчатского мыса Лопатка до японского острова Хоккайдо. К ней же прилагается описание островов и айнов — народа, населявшего Курилы. Более того, в описаниях, приложенных к итоговому «чертежу», Козыревский также сообщал ряд сведений о Японии. Ко всему прочему, он выяснил, что японцам было запрещено плавать севернее острова Хоккайдо. И что «итурупцы и урупцы самовластно живут и не в подданстве». Также независимы были и жители другого крупного острова Курильской гряды — Кунашира6. Екатерина I утверждает "Мнение Сената" о Восточных островах. В нем указывалось на необходимость "взять во владение острова, у Камчатки лежащие, поелику земли те к российскому владению касаются и ни у кого не подвластные. Восточное море теплое, а не ледовитое... Впервые в российской истории состоялся контакт с японцами на их территории - на якорной стоянке у острова Хонсю мореплаватели приобрели у местных жителей продукты8. После этой экспедиции была издана карта Курил, которая в 1745 году вошла в состав Атласа Российской империи9, который был издан на русском, французском и голландском языках. В 18 веке, когда ещё не все территории на земном шаре были обследованы европейскими странами, сложившееся «международное право» которое, впрочем, касалось только стран Европы , давало преимущественное право на владение «новыми землями», если у страны существовал приоритет в издании карты соответствующих территорий10. Сенатский указ от 24 августа разрешает свободный промысел морского зверя на Курилах с отдачей в казну 10-й части добычи ПСЗ-XV, 11315. В ходе второй половины 18 века русские осваивают Курильские острова и создают на них поселения. Регулярно собирается ясак с местных жителей. Коллегии иностранных дел Российской Империи надлежало официально объявить о принадлежности открытых на Тихом океане земель российской короне. Причиной указа стали «покушения со стороны англиских торговых промышлеников на производство торгу и промыслов звериных на Восточном море» 12. Во исполнение указа была составлена на высочайшее имя записка об "объявлении чрез российских министров при дворах всех морских европейских держав, что сии открытыя земли Россией не могут иначе и признаваемы быть, как империи вашей принадлежащими". Среди включенных в состав Российской Империи территорий значилась и "гряда Курильских островов, касающаяся Японии, открытая капитаном Шпанбергом и Вальтоном"13. В 1836 г. Витон выделял следующие условия приобретением государством права на новую территорию14: 1. Первооткрытие 2. Первоосвоение-первооккупация 3. Длительное непрерывное владение территорией Как видим, к 1786 г. Россия первой издала карту территории, в том числе на иностранных языках, первой там основала собственные поселения и стала собирать ясак с местных жителей, и её владение Курилами не прерывалось. Выше были описаны только российские действия в отношении Курил в 17-18 веке. Посмотрим, что предпринимала в этом направлении Япония. Ныне самым северным островом Японии является Хоккайдо. Однако он не всегда был японским. Первые японские колонисты появились на южном побережье Хоккайдо в 16 веке, но административное оформление их поселения получили только в 1604 году, когда здесь была учреждена администрация княжество Мацумаэ в России тогда его называли Матмай. Основное население Хоккайдо в то время составляли айны, остров рассматривался как неяпонская территория, а княжество Мацумаэ которое занимало вовсе не весь Хоккайдо, а только его южную часть считалось «независимым» от центрального правительства. Княжество было очень небольшим по численности - к 1788 г. Полностью в состав Японии Хоккайдо вошёл только в 1869 г. Если бы Россия более активно осваивала Курилы, то и на самом Хоккайдо могли бы появиться русские поселения - из документов известно, что как минимум в 1778-1779 годах с жителей северного берега Хоккайдо русские собирали ясак16. Японские историки для утверждения своего приоритета в открытии Курил указывают на датированную 1644 годом «Карту периода Сёхо», на которой обозначены группа островов Хабомаи, острова Шикотан, Кунашир и Итуруп. Однако, маловероятно, что эта карта была составлена японцами по результатам экспедиции на Итуруп. Ведь к тому времени преемники сёгуна Токугавы продолжили его курс на изоляцию страны, и в 1636 г. Как пишет японовед Анатолий Кошкин, «Карта периода Сёхо» «представляет собой не столько карту в подлинном смысле этого слова, сколько похожий на рисунок план-схему, скорее всего сделанный кем-либо из японцев без личного знакомства с островами, по рассказам айну»17. При этом первые попытки княжества Мацумаэ устроить японскую факторию на ближайшем к Хоккайдо острове Кунашир относятся лишь к 1754 г. Анатолий Кошкин отмечает, что «ни княжество Мацумаэ, ни центральное японское правительство, не имея официальных отношений ни с одним из государств, не могло выдвигать в законном порядке претензий на "осуществление суверенитета" над этими территориями. К тому же, как свидетельствуют документы и признания японских ученых, правительство бакуфу ставка сегуна считало Курилы "чужой землей". Поэтому вышеуказанные действия японских чиновников на южных Курилах можно рассматривать как произвол, чинимый в интересах захвата новых владений. Россия же в отсутствии официальных претензий на Курильские острова со стороны других государств по тогдашним законам и согласно общепринятой практике включила вновь открытые земли в состав своего государства, оповестив об этом остальной мир». К 1786 г. Итуруп, где поселились трое русских и несколько айнов, перебравшихся с Урупа19. Этим не могли не воспользоваться японцы, которые стали проявлять повышенный интерес к Курилам. В 1798 году на южной оконечности острова Итуруп японцы опрокинули указательные столбы русских и поставили столбы с надписью: "Эторофу — владение Великой Японии". В 1801 г. Русская колония на Урупе чахла, и в мае 1806 года японские посланцы русских на острове не обнаружили — там были только несколько айну22. Россия была заинтересована в налаживании торговли с Японией, и 8 октября 1804 г. Крузенштерна российский посол, действительный статский советник Николай Резанов прибыл в Нагасаки. Японское правительство тянуло время, и встретиться с инспектором тайного надзора К. Тоямой Резанову удалось только спустя полгода — 23 марта 1805 г. В оскорбительной форме японцы отказались вести торговлю с Россией. Вероятнее всего, это было вызвано тем, что находившиеся в Японии западоноевропейцы настраивали японское правительство антирусски. Со своей стороны Резанов сделал резкое заявление: «Я, нижеподписавшийся всепресветлейшего государя императора Александра 1-го действительный камергер и кавалер Николай Резанов объявляю японскому правительству: …Чтобы японская империя далее северной оконечности острова Матмая отнюдь владений своих не простирала, поелику все земли и воды к северу принадлежат моему государю»23 Что касается антирусских настроений, которые подогревались западноевропейцами, то весьма показательная история графа Морица-Августа Бениовского, который за участие в боевых действиях на стороне польских конфедератов был сослан на Камчатку. Там в мае 1771 года вместе с конфедератами он захватил галиот «Святой Пётр» и отплыл в Японию. Там он передал голландцам несколько писем, которые они в свою очередь перевели на японский и доставили японским властям. Одно из них получило впоследствии широкую известность как «предупреждение Бениовского». Вот оно: «Высокочтимые и благородные господа офицеры славной республики Нидерландов! Жестокая судьба, долгое время носившая меня по морям, вторично привела меня в японские воды. Я сошел на берег в надежде, что мне, быть может, удастся встретиться здесь с вашими превосходительствами и получить вашу помощь. Я поистине весьма огорчен, что не имел возможности переговорить с вами лично, ибо располагаю важными сведениями, которые хотел вам сообщить. С этой целью на одном из Курильских островов, находящемся ближе других к Камчатке, построена крепость и подготовлены снаряды, артиллерия и провиантские склады. Если бы удалось переговорить с вами лично, я рассказал бы больше, нежели то, что можно доверить бумаге. Пусть ваши превосходительства примут те меры предосторожности, какие сочтете необходимыми, но, как ваш единоверец и ревностный доброжелатель вашего славного государства, я советовал бы по возможности иметь наготове крейсер. На этом позволю себе отрекомендоваться и остаюсь, как следует ниже, вашим покорным слугой. Барон Аладар фон Бенгоро, армейский военачальник в плену. Я оставил на берегу карту Камчатки, которая может сослужить вам пользу». В этом документе нет ни слова правды.
Позже японцы лишились безвизовых поездок на Курилы. Следом Москва вышла из диалога о налаживании там совместной хозяйственной деятельности. Кроме того, прекратились консультации относительно промысла японских рыбаков в российской экономической зоне. Российский МИД объяснил это предпринятыми Токио «антироссийскими мерами, которые идут вразрез с духом и буквой соглашения 1998 года об укреплении и развитии добрососедства». Как только возникнет возможность об этом заявить снова, в Токио точно ею воспользуются», — уверен Казаков. Российско-японские отношения зависят от развития геополитических событий, пояснил эксперт.
Отмечалось, что принято решение о прекращении безвизовых поездок японских граждан на основе соглашений о безвизовых обменах между южными Курильскими островами Российской Федерации и Японией от 1991 г. В рамках межправительственного соглашения 1968 года японские граждане получили возможность по упрощенной системе приезжать на Курилы с целью посещения могил своих предков. В рамках межправительственного соглашения 1991 года осуществляются безвизовые обмены между жителями Курил и Японии, документом от 1999 года введено свободное посещение бывших мест проживания на Курилах гражданами Японии.
Кому принадлежат Курильские острова? Северные территории Японии или Русская земля? Остров Кунашир.
В нём южная часть Курильских островов названа "незаконно оккупированной". Из островов Курильских южнейший, России принадлежащий, есть остров Уруп, которым мы и могли бы ограничиться, назначив его последним пунктом Российских владений к югу, — так, чтобы с нашей стороны южная оконечность сего острова была (как и ныне она в сущности. Первыми карту Курильских островов составили голландские путешественники в 1643 году, а вслед за ними острова посетили русские казаки-первопроходцы. Напомним, Япония претендует на четыре острова Курильской гряды, хотя по итогам Второй мировой войны они стали территорией СССР. Позиция Москвы предельно проста – российский суверенитет над островами не подлежит сомнению.
Премьер Кисида заявил о неизменности позиции Японии по островам южной части Курил
Последние новости и события на Курильских островах Актуальные новости и заявления, подробности спора о Курильских островах Официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя доклад коллег из Японии о якобы «незаконной оккупации» Южных Курильских островов, отметила, что российский суверенитет над этими территориями неоспорим и не подлежит обсуждению. Отмечается, что подземные толчки зафиксировали южнее Парамушира. Члены рабочей группы ЦИК из Северо-Курильска вылетели на вертолёте для организации голосования на острова Парамушир и Шумшу в северной части Курильской гряды.
Читая слова про усталость Америки, возникает подозрение, будто злопамятные японцы попросту издеваются над слабеющим гегемоном. Вице-адмирал Уильям Блэнди и контр-адмирал Фрэнк Дж. Лоури едят торт в виде атомного взрыва.
Скрин с ТГ-канал Istoriya. Интересно, о каком авторитаризме идёт речь? Ведь, судя по его словам, именно это главная угроза миру в западном понимании. Две из них несут глобальный, экзистенциальный характер, одна — региональный. Прежде всего, их волнует Китай.
После разрушения ялтинско-потсдамского порядка, делаются активные попытки добиться его юридического пересмотра. В связи с этими спорами мы беремся решительно утверждать, что случившиеся изменения вовсе не влекут за собой возможность оспаривать оставшиеся территориальные результаты ялтинско-потсдамских соглашений. Удовлетворение японских претензий на "возвращение" островов, будет означать подрыв самого принципа незыблемости итогов Второй мировой войны. Идеологи перестройки почитали нецивилизованным отстаивать исторические достижения России. При коммунистах все явления и достижения объясняли заслугой единственно верного учения, что породило анекдоты вроде: "Партия учит, что газы при нагревании расширяются". При перестройке газы при нагревании столь же анекдотически перестали расширяться, поскольку так учила утратившая власть партия.
Русские горе мыслители опять дошли до абсурда, с пафосом отрекаясь от всех отеческих гробов не только советской, но и всей русской истории. Есть две Японии - до и после войны Термин "возвращение" в отношении предмета территориальных претензий послевоенного японского государства должен быть навсегда изъят из официального языка российских должностных лиц. Этот термин является концептуальной ревизией итогов войны, означая косвенное признание новой Японии в качестве правопреемницы континуитет того японского государства, которое развязало и проиграло войну. Политики и государственные деятели должны вспомнить некоторые положения международного права. Ни созданные после войны ФРГ и ГДР, ни Япония, ни даже сегодняшняя объединенная Германия не являются продолжателями субъектности довоенных государств, не обладают по отношении к ним континуитетом. Они являются новыми субъектами международных отношений и международного права.
Их правопреемство по отношению к прежним государствам ограничено решениями держав, обладавших четырехсторонней ответственностью. Это вытекает из юридического содержания принципа полной и безоговорочной капитуляции, заложенного в послевоенное устройство. Полная и безоговорочная капитуляция принципиально отличается от простой капитуляции по своим правовым, политическим и историческим следствиям. Простая капитуляция означает лишь признание поражения в военных действиях и не затрагивает международную правосубъектность побежденной державы. Такое государство, пусть наголову разбитое, сохраняет суверенитет и само в качестве юридической стороны ведет переговоры об условиях мира. Но полная и безоговорочная капитуляция означает прекращение существования субъекта международных отношений, демонтаж прежнего государства, утрату им суверенитета и всех властных полномочий, преходящих к победителям, которые сами определяют условия мира и послевоенного устройства.
На месте прежнего возникает новый субъект международного права, который может по отношению к нему обладать правопреемством. В каком объеме, ограниченном или почти полном - это решают победители. Особенно наглядно это в случае с Германией, которая даже получила новое официальное название. Их суверенитет в терминах международного права имел так называемый производный характер - производный от полномочий союзников, сохранявших часть полномочий в виде четырехсторонней ответственности. Можно привести пример, как США воспользовались своими полномочиями в отношении ФРГ через два десятилетия после победы. В 1973г.
Последовала немедленная отповедь со стороны Вашингтона. Государственный департамент в официальной ноте в резких тонах заявил, что ФРГ не имеет полного суверенитета, и США, исходя из своих прав, вытекающих из принципов послевоенного урегулирования, имеют право без уведомления совершать с территории ФРГ любые действия, которые сочтут необходимыми для своих интересов. Отсутствие полного суверенитета и континуитета по отношению к рейху продемонстрировал даже момент объединения Германии. Этому процессу вряд ли кто-либо мог помешать, тем не менее, для того, чтобы новое государство получило суверенитет, четыре державы должны были дать согласие на объединение и формально сложить с себя полномочия, что и было сделано в Договоре "Два плюс четыре". Концепция японского правительства исходит из непризнания именно этой основы послевоенного урегулирования. В случае с Японией внешние проявления утраты суверенитета и прерывания международной правосубъектности менее наглядны.
Япония сохранила прежнего императора. Этот факт используется для утверждения, что правосубъектность Японии не прерывалась, что сохранение прежней императорской верховной власти означает континуитет государства. Однако на деле континуитета не было, а состоялось признание правопреемства императорской власти, но источник сохранения императорской династии совершенно иной - это воля и решение победителей. Не выдерживает критики позиция Японии, что она не может считать себя связанной ялтинскими соглашениями, так как не являлась их участником. Если признать право нынешней Японии оспаривать территориальные решения победителей, можно ли гарантировать, что в будущем не будет подвергнута сомнению линия Одер-Нейссе, начертанная не немцами, а державами - победительницами, не испрашивавшими на это согласия фельдмаршала Кейтеля. Нынешняя Япония - послевоенное государство, и урегулирование может исходить единственно из послевоенной международно-пpавовой основы, тем более, что только эта основа имеет юридическую силу.
Особенно интересно в этом вопросе то, что все исторические договоры прошлого, на которые ссылаются японские политики, в сегодняшних спорах утратили силу, даже не в 1945г. История "Курильского вопроса" и международное право Весь "исторический" пласт аргументации японской стороны не имеет отношения к правам сегодняшнего японского государства, хотя, безусловно, имеет отношение к истории Японии. В этой аргументации особое место занимают ссылки на договоры XIX века - Симодский торговый договор 1855 года, по которому граница была проведена между островами Уpуп и Итуpуп, а Сахалин остался неpазгpаниченным, а также на Санкт-Петеpбуpгский договор 1875 года, по которому за признание Японией всего Сахалина российским все Курильские острова были переданы Японии. В современной японской литературе приводятся только те официозные исторические исследования и карты прошлого, где так или иначе Курилы обозначены как владения Японии. Однако японские историки прошлого отдавали России бесспорный приоритет в открытии и освоении островов и указывали, что вплоть до середины XIX века Япония не считала своими владениями не только Курилы и Сахалин, который считался там полуостровом, в то время как с российской стороны он был уже подробно исследован, но даже остров Хоккайдо, который не был тогда еще заселен.
Брифинг Минобороны РФ, оперативная сводка с фронтов на сегодня, 5. Тоже, наверное, все не зря и не случайно происходит. Мы видим в этом свидетельство того, что определенные силы в японском политическом истеблишменте держат в уме возможность реализации своих территориальных претензий к России. Учли, запомнили. Рекомендуем вам об этом, я сейчас апеллирую к Токио, забыть навсегда, о такой опции», — сказала Захарова на брифинге в четверг. Напомним, что 8 марта глава МИД Японии Ёсимаса Хаяси назвал российские южные Курильские острова «исконно японскими» территориями, на которые якобы «распространяется суверенитет» Токио. Он подчеркнул, что изменений в официальной позиции его страны по этому поводу нет. По мнению экспертов, риторика Токио о российских южных Курильских островах значительно ужесточилась после начала Россией спецоперации против Украины.
История Курильских островов — имеют ли японцы право владеть Курилами?
харьков что происходит сейчас. харьков последние новости на сегодня 2024. Россия не планирует сдавать в аренду Курильские острова, передал РБК через пресс-службу вице-премьер — полпред президента Владимира Путина в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. В Синей книге по дипломатии за 2023 год, выпущенной японскими властями, утверждается, что Северные территории (японское название части островов Курильской гряды, на которые претендует Токио) принадлежат Японии, а Россия является их незаконным оккупантом. Япония в одностороннем порядке забрала российские острова Курильской гряды. Мацуно: Япония настаивает на территориальной принадлежности Курильских островов.
Россия разорвала соглашение об облегченном посещении Курил японцами
Со времен окончания Второй мировой войны Россия и Япония не подписали мирный договор из-за территориальных споров по Курильским островам Итуруп, Кунашир, Шикотан и группы островов Хабомаи. Напомним, что 8 марта глава МИД Японии Ёсимаса Хаяси назвал российские южные Курильские острова «исконно японскими» территориями, на которые якобы «распространяется суверенитет» Токио. В районе Курильских островов 7 февраля произошло землетрясение магнитудой 5,8 балла по шкале Рихтера. Ультраправые организации проводят акции в Японии за возвращение «северных территорий» — так в стране называют принадлежащие России курильские острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи. Что до силового возврата Курильских островов, в том числе и с применением ядерного оружия, то последствия такого решения для Японии уже посчитаны. Курильские острова — один из самых красивых, но небезопасных регионов страны. Они образовались миллионы лет назад благодаря извержениям вулканов.
Курильские острова в истории русско-японских отношений
В этой позиции правительства нет изменений", - сказал секретарь кабинета министров Хирокадзу Мацуно, подчеркнув, что "последовательная позиция Японии заключается в том, что предметом переговоров о мирном договоре является вопрос принадлежности четырех островов". Под четырьмя островами подразумеваются Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа мелких необитаемых островов, которую в Японии называют Хабомаи. Выражение "влажные мечты" как нельзя лучше подходит к описанию этих безосновательных притязаний. Несмотря на то, что МИД РФ официально заявил о выходе из переговоров о мирном договоре с Японией, генеральный секретарь Кабинета министров Хирокадзу Мацуно заявил о намерении своего правительства продолжать такие переговоры. Не удивительно, что Токио отбросило ранее использовавшиеся формулировки о "территориальном споре" и теперь четко требует "возвращения" Курильских островов, вплоть до Камчатки и южной половины Сахалина. Это напористое требование вызывает у наших политиков недоумение. Японцы, особенно ультраправые организации, находятся в постоянной борьбе, выходя на улицы с требованием "вернуть" все Курильские острова и Сахалин. Но, несмотря на определенные ограничения со стороны полиции, эти выступления продолжаются, и японское правительство не ограничивает свободу волеизъявления.
Дмитрий Стрельцов заведующий кафедрой востоковедения МГИМО«Я не думаю, что проекты на Курилах сулят какую-то существенную выгоду и привлекают инвесторов на эти острова. Даже с учетом того, что там имеются богатые морские ресурсы, морепродукты, ископаемые, редкоземельные металлы, но тем не менее это все требует огромных инвестиций. Говорилось еще о туризме, но тоже это требует огромных инвестиций в инфраструктуру. Поэтому быстрых прибылей это все не сулит. Да, могут быть точечные проекты, но, что это будет какой-то Меккой для иностранных инвесторов, я бы не стал говорить». Постоянно люди живут только на четырех из более чем 30 Курильских островов — Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане. Большая часть местных жителей занята в рыбном бизнесе. Эксперты отмечают, что именно рыбопереработка остается наиболее привлекательной для инвестиций. Так, в рамках программы территориального опережающего развития «Курилы» на Шикотане появился крупнейший в России рыбоперерабатывающий комплекс «Крабозаводск». Вот что рассказывает местная жительница Лидия о том, как еще регион развивался в последние годы: «Я только за, чтобы Курилы развивались — Сахалин, Курилы, потому что за последнее время очень многое сделано для Курил, для самого города. В Курильске дороги сделали, и школы, и заводы построили рыбоперерабатывающие, аналогов которым нет.
Вот что рассказывает местная жительница Лидия о том, как еще регион развивался в последние годы: «Я только за, чтобы Курилы развивались — Сахалин, Курилы, потому что за последнее время очень многое сделано для Курил, для самого города. В Курильске дороги сделали, и школы, и заводы построили рыбоперерабатывающие, аналогов которым нет. Единственное что — очень все дорого, продукты очень дорогие, вещи дорогие, потому что большие транспортные накрутки. Уезжают оттуда люди, не хотят там жить, потому что все-таки это дальность». Кроме удаленности тормозят развитие региона и сложные погодные условия. По этой причине главным локомотивом изменений, по прогнозам экспертов, должна выступить госкомпания, которая сможет компенсировать все трудности за счет большого бюджета. Помимо рыбопромысла, архипелаг также привлекателен для бизнеса с точки зрения туризма и добычи полезных ископаемых. На островах и в прибрежной зоне есть запасы руд цветных металлов, ртути, природного газа и нефти. Кроме того, в районе вулкана Кудрявый находится самое богатое из известных в мире минеральное месторождение рения. Однако разработки пока немногочисленны.
Даже на северном Хоккайдо сейчас живет довольно мало людей, чего уж говорить о желающих переселяться на Курилы. Экспорт из России в Японию в 2009г. Японцы успели к этому привыкнуть и навряд ли сильно переживают в связи с регулярными скандалами. Не случайно японская пресса с пониманием отнеслась к визиту на Курилы Д. Медведева, объяснив это противостоянием российского президента с премьером. Правительство Кана, выполняя предвыборное обещание, попыталось выдворить за пределы японской территории военно-воздушную базу США «Футэнма», что на Окенаве. Но в этом вопросе его ожидал полный провал: американцы остались на острове, выставив МИД Японии в неприглядном свете. Лучший ответ Никогда эти острава не перейдет японии..
Япония назвала южную часть Курильских островов своей исконной территорией
Южные Курильские острова являются "неотъемлемой частью территории. Захарова: Законный суверенитет над всеми Курильскими островами принадлежит России. Курильские острова все вместе (а их насчитывают 56) занимают площадь в 10,5 , создавая границу между Россией и Японией: они расположились между Хоккайдо и полуостровной Камчаткой. Курильские острова сегодня — Выброс пепла высотой 3 км зафиксировали на курильском вулкане Эбеко.