В день весеннего равноденствия славяне отмечали языческий праздник Комоедица, посвященный прославлению медведя. Позднее в празднестве участвовал молодой Медведь, как правило, медвежонок, которого Волхвы кормили блинами. В древности у славян существовали различные обряды, связанные с медведем. Медведя славяне называли "ком". Предположительно, отсюда пошла поговорка "первый блин комам" (то есть медведям). Медведь в славянской традиции в целом был символом леса, его могущественным хозяином и пользовался большим уважением, а его пробуждение предсказывало и призывало скорую весну.
Блин комАм и прочие языческие странности
Медведя славяне называли «ком». Древние славяне называли медведя комом. Когда славяне начали праздновать Масленицу не знает никто. Медведя славяне называли "ком". Предположительно, отсюда пошла поговорка "первый блин комам" (то есть медведям).
Комы медведи ударение
У славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски. Для славян пробуждение медведя от спячки – такой же верный признак приближения весны, как у американцев сурок, выглядывающий из норки, чтобы увидеть собственную тень. Древние славяне называли медведя Ком (отсюда — «первый блин комам», т.е. медведям). У славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски. Дескать, известная пословица «первый блин всегда комом» совсем не про неудавшуюся выпечку.
Кого называли комами?
- 24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица презентация
- Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки
- Происхождение слова «ком»
- Первое и важное: когда будет праздник Масленицы
- Сакральные животные у славян. Почему именно медведь символ нашей страны - YouTube
Почему праздник весеннего равноденствия у славян назывался Комоедица?
- Масленица – праздник из языческих времён. В чём его суть?
- Комы медведи по древнеславянски
- ОТКУДА ПОШЛА ПОГОВОРКА «ПЕРВЫЙ БЛИН — КОМОМ»?
- Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки »
- Ответы : Первый блин комом (комам) От слова комок или кома-медведь?
- Кома медведь у славян
В Комсомольском районе встретили весну необычным образом: там будили медведя
И, кстати, он ничего не писал о кормлении медведей блинами и о пословице», - продолжает лингвист. Что касается Комоедицы, то этнографы связывают название с гороховыми комами - традиционным в этот день кушаньем. Да и если бы слово «ком» в значении «медведь» существовало, и название праздника было бы образованно от него, то это был бы праздник поедания медведей. По аналогии со словами «яйцеед», «сыроед», «мясоед». Давайте и мы будем умнее и перестанем распространять нелепые байки о комах».
Медведь также часто ассоциировался с храбростью и отвагой, что делало его идеальным символом для воинов и военачальников. Они верили, что становясь «комами», они приобретают медвежью силу и мужество. Поэтому медведя называли комами во время военных действий, чтобы воинам передать его мощ и смелость. Медведи также ассоциировались с плодородием и благополучием. Во многих культурах присутствуют обряды и обычаи, связанные с медведями, например, медвежья свадьба, где изображения медведей использовались как символы плодородия и семейного счастья. Распространение названия Вопрос о том, почему на Руси медведей называли комами, имеет несколько возможных объяснений. Одна из версий связывает это с античной мифологией. В древнегреческой культуре существует легенда о появлении медведя. Согласно ей, боги Зевс и Гермес путешествовали по земле в обличии людей, чтобы проверить гостеприимство местных жителей. Однако в одном городе их не пустили и они решили наказать его. Зевс превратил всех мужчин этого города в медведей, и с тех пор эти существа назвали «комами» — обезумевшими людьми. Еще одно объяснение связывает название «комами» с русскими древностями. В России в некоторых областях существовал обычай проводить ритуальные обряды с участием медведей. Люди верили, что медведи обладают сверхъестественными способностями и могут покровительствовать людям. Такие обряды часто сопровождались плясками и песнями, а участники обозначали себя словом «ком». В результате медведей стали называть «комами», чтобы отдать дань уважения и покровительство этим мощным существам. Упоминания в древних летописях и хрониках В древних летописях и хрониках имеются упоминания о том, что на Руси медведей называли «комами». Это наименование было связано с особенностями русской мифологии и представлениями народа о медведях. Почему именно слово «ком» использовалось для обозначения медведей на Руси? Одним из объяснений является то, что в славянской мифологии медведь был священным животным, обладающим особыми силами и способностями. Он считался символом силы и мудрости, а также был уважаем и почитаем народом. Читайте также: История названия города Бахмут: перевод, происхождение, прежние названия В древних летописях встречается упоминание о «комах» как обитателях лесов и могущественных существах. Медведи были связаны с богами и считались посредниками между миром людей и божествами. Поэтому на Руси его называли «комами», чтобы уважать и почитать этих могучих созданий. Интересно отметить, что использование слова «ком» для обозначения медведей сохранялось в русском языке вплоть до XIX века. Однако со временем это выражение стало устаревать и использовалось реже. В наши дни такое название уже не применяется, и мы используем слово «медведь» для обозначения этого животного. Восточнославянские народные сказания и легенды Восточнославянские народные сказания и легенды — это богатое наследие культуры и истории русского народа. Они являются важной частью народной мудрости и представляют собой целый мир удивительных сюжетов и персонажей. В одном из таких сказаний рассказывается о том, почему на Руси медведей называли комами. Согласно сказанию, в древние времена на Руси существовала традиция приглашать медведя на праздничные торжества. Медведь был символом силы и мощи, а его участие придавало особую значимость и великолепие мероприятию. Однако, перед приглашением медведя на праздник, его необходимо было убедить, что он не будет вредить гостям и будет себя вести достойно. Для этого медведю предлагали стать главным комом — соратником и защитником народа на празднике. Медведи, как и люди, имели своеобразную иерархию в обществе.
Также у древних символом солнца были ватрушки. На эти две недели родичи каждого славянского рода собирались вместе для многодневного празднования и совершения обрядов. В дохристианской древности праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды сожжение соломенного чучела Зимы, печение жертвенного хлеба — блинов, переряживание и т. На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях.
Джоди Бергсма ворон. Тотемное животное медведь. Медведь Тотем шаманки. Тотемы славян волк медведь Сокол. Тотем медведя у славян. Тотемизм медведь. Медведь с елкой. Медведь тотемное животное шаман ЗМ. Белый медведь шаман Тотем. Медведь тотемное животное славян. Славянские боги Ожиганов Велес. Ожиганов Славянская мифология. Берендей Славянская мифология. Животные в мифах и легендах. Хозяином языческого леса был медведь. Легенда о медведе. Медведь в мифологии. Комоедица праздник пробуждения медведя. Тотемные столбы древних славян. Тотемы славян волк медведь. Тотем тотемизм. Тотемизм у древних славян. Картина Максима Кулешова "Богатырская застава. Богатырская застава Кулешов. Древний Славянский Бог Велес. Язычество славян Велес. Славянские Тотемы животных. Берендей оборотень медведь. Медведь оборотень в славянской мифологии. Беролак оборотень-медведи. Охота на медведя с рогатиной. Русская охота с рогатиной на медведя. Охотник с рогатиной на медведя. Охота в древней Руси. Фотосессия с медведем. Девочка и медведь. Тотемные животные древних славян. Русский медведь. Медведь путешественник. Советский медведь. Дух Руси. Медведь тотемное животное древних славян. Волк тотемное животное древних славян. Велес тотемное животное. Берендей мифология славян. Берендеи оборотни. Человек медведь Берендей. Медведь зверь Велеса. День пробуждения медведя Славянский праздник.
Загадка медведей: почему Русь называла их комами?
Блин комАм и прочие языческие странности (Бэд Кристиан) / Проза.ру | Поэтому «медведь ком» может быть понимаем как символ опасности или угрозы, нависшей над человеком. |
ОТКУДА ПОШЛА ПОГОВОРКА «ПЕРВЫЙ БЛИН — КОМОМ»? | Древние славяне называли медведя комом. |
Загадка медведей: почему Русь называла их комами? | У славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски. |
Ком медведь у славян | В русских и славянских словарях «КОМ» в значении «МЕДВЕДЬ» не обнаруживается. |
Что было запрещено на Комоедицу
- Комы медведи ударение
- Ком медведь у славян
- Почему на Руси медведей называли комами? -
- Тамбовчан насмешила табличка с ошибкой в названии улицы
- Что означает первый блин комом и почему это происходит? - Эзотерический справочник
Что означает первый блин комом и почему это происходит?
24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица | Комом славяне называли медведя, в него же оборачивался Велес что бы прийти к людям в телесном обличии, первые блины несли в лес как дань уважения Велесу в теле медведя, точнее кома. |
ОТКУДА ПОШЛА ПОГОВОРКА «ПЕРВЫЙ БЛИН — КОМОМ»? | Именно комам, то есть медведям, отдавались первые блины на старославянскую Комоедицу, аналог нынешней Масленицы. |
Комы медведи по древнеславянски - фотоподборка | Комоедица у славян в 2020 году связывается с приходом весны и пробуждением медведя. |
В Комсомольском районе встретили весну необычным образом: там будили медведя - Славянская Традиция | Масленица — это древний славянский языческий праздник, пришедший к нам от предков и сохранившейся после принятия христианства. |
Отгремит Масленица, будем встречать Комоедицу! Почему наши предки провожали зиму всегда в марте?
Комедия «Плохие парни» о каждом из нас… это тонко, смешно и современно. В пьесе элегантная ирония и благородный сарказм. Начало в 19:00. От 1000 рублей. Магию этого спектакля трудно передать словами. Она складывается из глубокого погружения актрисы в текст, который она переживает настолько доверительно и проникновенно, словно это ее собственные мысли и чувства. Потрясающая техника Аллы Демидовой, ее умение держать паузу и выражать внутренние переживания скупыми жестами добавляют спектаклю невероятную искренность. Не упустите возможность увидеть своими глазами спектакль, объединивший в себе мир поэзии и театра, и почувствовать всю глубину и красоту слова. Начало в 17:00.
Главная особенность спектакля — всё действие происходит в военной палатке. Таким образом формируется камерный зрительный зал на 50 мест с полным погружением в атмосферу спектакля, с работой актеров на расстоянии вытянутой руки. История о маленьких партизанах — деревенских мальчишках возраста от 9 до 15 лет села Вербовка Сталинградской области. Действия разворачиваются в период Великой Отечественной войны. Они жили, по-своему борясь с гитлеровскими захватчиками, топтавшими советскую землю. Каждый день ребята совершали маленькие, но значимые для родных односельчан подвиги, которые служили одной цели — изгнанию врага с советской земли. Однако отчаянные герои были пойманы фашистами. В годовщину Великой Октябрьской революции детей, измученных и окровавленных после ужасных пыток, расстреляли под шум и смех пьяных немцев...
Так вспоминают тот роковой день выжившие свидетели варварской бомбардировки. Солнце, украденное войной, полыхающая Волга — это символы невыносимых страданий детей Сталинграда. Начало в 11:00. От 450 рублей. Артисты в содружестве с режиссером-постановщиком искусно ведут зрителя по лабиринтам человеческой души, заставляя сочувствовать, переживать, узнавать себя в персонажах, восторгаться и надеяться. От 300 рублей. От 250 рублей. А юная Маня готовится к своей первой роли.
Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц. После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк. Проведите с ребенком одну или несколько забав: постройте городок из подушек и устройте его взятие или залезьте на столб-канат за подарком… Слайд 12 После прихода на Русь христианства праздник Комоедица, как и все остальные, подвергся изменениям. Во-первых, название изменилось на "Масленица". И до сих пор все знают именно этот праздник, забыв о древней Комоедице. Но это далеко не самое главное изменение. Основное заключается в том, что праздник потерял свою привязку к основе - Дню Весеннего равноденствия. Масленицу привязали к Христианскому Великому посту, который является подготовкой христиан к Пасхе. И получилось, что "Встречу Весны" начали праздновать в самый холодный месяц в году — феврале.
Но с каждым годом все больше народу возвращаются к празднованию Комоедицы тогда, когда это должно быть по закону природы: после Дня Весеннего Равноденствия! Комоедицу, например, широко празднуют а Сибири. Слайд 13 Итак, 24 марта — день пробуждения медведя. Как правило, первыми покидают берлоги крупные самцы зрелого и среднего возраста. Затем начинается массовый выход. Последними покидают берлоги самки с малышами. Слайд 14 Выйдя из берлоги, зверь находится рядом с ней, если ему никто не мешает, еще несколько дней, причем по ночам он может возвращаться в берлогу. Через три-пять дней медведь уходит от берлоги. Изучение следов наводит на мысль, что в первые два-три дня у зверя отсутствует целенаправленность движений.
Это похоже на свободное хождение ради удовольствия двигаться. Слайд 15 Свободное бродяжничество упорядочивается к концу мая, и звери постепенно сосредотачиваются на первых проталинах с проростками трав, на солнечных склонах оврагов, на берегах незамерзающих рек и ручьев. Начинается ранневесенний период питания, скудный по количеству пищи, «голодный».
Они верили, что становясь «комами», они приобретают медвежью силу и мужество. Поэтому медведя называли комами во время военных действий, чтобы воинам передать его мощ и смелость. Медведи также ассоциировались с плодородием и благополучием. Во многих культурах присутствуют обряды и обычаи, связанные с медведями, например, медвежья свадьба, где изображения медведей использовались как символы плодородия и семейного счастья. Распространение названия Вопрос о том, почему на Руси медведей называли комами, имеет несколько возможных объяснений.
Одна из версий связывает это с античной мифологией. В древнегреческой культуре существует легенда о появлении медведя. Согласно ей, боги Зевс и Гермес путешествовали по земле в обличии людей, чтобы проверить гостеприимство местных жителей. Однако в одном городе их не пустили и они решили наказать его. Зевс превратил всех мужчин этого города в медведей, и с тех пор эти существа назвали «комами» — обезумевшими людьми. Еще одно объяснение связывает название «комами» с русскими древностями. В России в некоторых областях существовал обычай проводить ритуальные обряды с участием медведей. Люди верили, что медведи обладают сверхъестественными способностями и могут покровительствовать людям.
Такие обряды часто сопровождались плясками и песнями, а участники обозначали себя словом «ком». В результате медведей стали называть «комами», чтобы отдать дань уважения и покровительство этим мощным существам. Упоминания в древних летописях и хрониках В древних летописях и хрониках имеются упоминания о том, что на Руси медведей называли «комами». Это наименование было связано с особенностями русской мифологии и представлениями народа о медведях. Почему именно слово «ком» использовалось для обозначения медведей на Руси? Одним из объяснений является то, что в славянской мифологии медведь был священным животным, обладающим особыми силами и способностями. Он считался символом силы и мудрости, а также был уважаем и почитаем народом. Читайте также: История названия города Бахмут: перевод, происхождение, прежние названия В древних летописях встречается упоминание о «комах» как обитателях лесов и могущественных существах.
Медведи были связаны с богами и считались посредниками между миром людей и божествами. Поэтому на Руси его называли «комами», чтобы уважать и почитать этих могучих созданий. Интересно отметить, что использование слова «ком» для обозначения медведей сохранялось в русском языке вплоть до XIX века. Однако со временем это выражение стало устаревать и использовалось реже. В наши дни такое название уже не применяется, и мы используем слово «медведь» для обозначения этого животного. Восточнославянские народные сказания и легенды Восточнославянские народные сказания и легенды — это богатое наследие культуры и истории русского народа. Они являются важной частью народной мудрости и представляют собой целый мир удивительных сюжетов и персонажей. В одном из таких сказаний рассказывается о том, почему на Руси медведей называли комами.
Согласно сказанию, в древние времена на Руси существовала традиция приглашать медведя на праздничные торжества. Медведь был символом силы и мощи, а его участие придавало особую значимость и великолепие мероприятию. Однако, перед приглашением медведя на праздник, его необходимо было убедить, что он не будет вредить гостям и будет себя вести достойно. Для этого медведю предлагали стать главным комом — соратником и защитником народа на празднике. Медведи, как и люди, имели своеобразную иерархию в обществе. На самом верху этой иерархии находились комы.
Медведь живопись. Берендей оборотень медведь Славянская мифология. Медведь арт. Славянский медведь. Берендеи оборотни Славянская мифология. Тотем Коми пермяки. Славянский идол медведь. Коми-пермяки тотемное животное. Тотем у древних славян медведь. Беорн воитель. Гигантский медведь людоед Гризли. Беорн Хоббит. Медведь людоед фэнтези арт. Christy Grandjean. Тотемные животные славян медведь. Велес Ожиганова. Тотем в виде медведя. Тотемное изображение медведя. Культ медведя у славян. Поговорка «первый блин комам. Первый блин комом пословица. Медведь царь леса. Росомаха Славянская мифология. День весеннего равноденствия Масленица-Комоедица. Бьорн медведь Скандинавская мифология. Викинги Скандинавия Берсерки. Вархаммер фэнтези боевые медведи. Волхв шепник. Друиды Славянская мифология. Скандинавские художники Славянский Бог Велес. Славянская тематика. Медведь в Славянском стиле. Медведь Россия. Русский мишка. Ульфхеднар Скандинавская мифология. Скандинавия Викинги язычество воины. Ульфхеднар Викинг. Волколак Славянская мифология медведь. Волколак Велес и воин. Славянский Волкодлак. Оборотни в славянской мифологии. Тотемное животное. Символы тотемных животных. Тотемные животные года. Тотем по году рождения. ЮС днем пробуждения медведя. Охота с рогатиной. Охота на медведя с рогатиной на Руси. Копьё-Рогатина рожон.
Комоедица — встреча весны. Славянские традиции
Отличия христианской Масленицы от древнего праздника Комоедицы | Ком медведь у славян. Пожаловаться. |
Комоедица — встреча весны. Славянские традиции | В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя. |
Ярилины дни. Комоедицы. Приход Весны-Весты. Масленница. | В Якутии медведь пришел к дачникам, устроил погром и попал на видео. |
Ком медведь у славян | Что ж, давайте разберём кто такие Комы и почему нигде, ни в сказках, ни в языке, ни в каких других фольклорных и исследовательских источниках нет связи Кома и медведя. |
Загадка медведей: почему Русь называла их комами? | Славяне называли медведя Комом. У славянских народов праздник связан с днем весеннего равноденствия, окончания зимы и встречей весны. |
Кома это медведь
В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в православной церкви именуется сырной. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост. В народе каждый день масленицы имеет свое название. В «Прощённую неделю» на Руси торжественно сжигали «чучело Масленицы» также именуемое как «чучело Зимы» или "чучело Маслёны". Обычно «чучело», представляющее собой пук соломы в платке, завязанном «по-бабьи», и кофте, ставили на дрова, сложенные в виде колодца, внутри которого зажигали огонь.
Иногда чучело топили в прорубе или разрывали. Иногда в роли "Чучела" выступали живые ряженые люди, которых возили по деревне, а ближе к концу праздника вывозили в сваливали в снег. С чучелом озоровали в течение Масленичной недели, подводя под окна и пугая народ. Однако чаще всего масленицу сжигали. Иногда чучело — "Сударыню-Масленицу" ставили на сани вдвоем с красивой девушкой, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу. За масляницей шествовали другие сани — сопровождая её. Шествие заканчивалось сожжением Масленицы за околицей деревни, в поле.
В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало — похороны Зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем — обновление Природы, зарождение весны, новых сил плодородия. К костру приносили блины и угощали друг друга; через костер прыгали; вокруг него водили хороводы и пели народные песни, плясали. У горящего костра люди на Руси кричали: «Куды дым, туды блин, туды Масленка! На масляницу также проводились разные cостязания - "кулачный бой", ходьба на ходулях, на столбоходах, езда на тачках, тягание гири, метание метлы на дальность, перетягивание каната, и доставание главного приза с верхушки гладкого высокого столба. В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов Зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом. Традиция этого праздника живет и по сей день. Слава Жизни!
Слава Весне! В день весеннего равноденствия у славян праздник Комоедица. Это праздник весны. День, когда заканчивается зима, и природа начинает оживать. Дата празднования Комоедицы - 20 марта. По поверьям после зимнего солнцестояния родилось молодое солнце Коляда, и после зимы Солнце подрастает и набирается сил, подходя к новому празднику окрепшим Ярилой. Который прогонит Зиму и даст начало Весне.
Почему 20 Марта? Этот день выбран не случайно по очень просто причине. Именно 20 марта является днем Весеннего равноденствия : «В момент равноденствия центр Солнца в своем видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор» А так как Солнце располагается на экваторе, поэтому по всей Земле день и ночь равны. Весеннее и осеннее равноденствие являются астрономическим началом времен годов. И с научной точки зрения именно дни равноденствий являются переходными моментами от одного времени года к другому. А наши предки знали законы природы, поэтому придавали, в том числе дню Весеннего равноденствия , особое значение. Само празднование Комоедицы осуществляется на протяжении двух недель.
За неделю до дня Весеннего равноденствия и неделю после. Почему праздник весеннего равноденствия у славян назывался Комоедица? Но первую фразу "Первый блин комом" знает каждый. И применение этой фразы имеет в настоящее время отрицательное значение. Хотя изначальный смысл не имеет никакого отношение к плохо запеченному блину. А именно медведя славяне считали царём леса. Поэтому праздник и называется в их честь.
Ведь именно медведи символ прихода весны. Все же знают, что всю зиму медведи спят, а весной просыпаются. И первый блин по пословице как раз и предназначался медведям в качестве подношения и уважения к правителю лесов. Тем самым славяне зазывали приход весны. Иногда такие блины для медведей так и называли - комы обрядовые хлебцы, сделанные из овса, гороха и ячменя. Пекли их самые старшие женщины в Роду, а затем относили в лес для Медведя. Мужчины тем временем строили крепость, и подготавливали место для игрищ.
Не думаем, что многие удивятся, когда услышат, что блин - это символ Солнца. Ведь всем своим видом он говорит об этом окружающим. Поэтому блины - это основное блюдо праздника Комоедица. Помимо блинов можно отметить печенье в виде жаворонков. Они тоже были неотъемлемой частью празднества. Приносите Весну красную, уносите Зиму стуженую!
До христианства все народы ведической культуры праздновали Камов день 24 марта , который означал приход весны. Предки верили, что в это время медведь начинает ворочаться у себя в берлоге, а потом просыпается. Кого называли Комами?
Что первый блин комам. А комам — это значит медведям. Так якобы в древней Руси называли медведей. Почему называют первый блин? Выражение ассоциируется с бытовой ситуацией: при выпекании блинов первый может плохо перевернуться и превратиться в комок. Как в старину на Руси называли медведя? Только в словаре Даля можно обнаружить 37 наименований: лесник, ломака, костоправ, косолапый, лохматый, Потапыч, Топтыгин, мишук, пчелух и многие другие.
Время прошло и гуляний закончился срок. После праздника важным было людей примирение, Чтоб склоки-печали не тащить в новый год.
Низко кланяясь, просили друг у друга прощение, Оскорбленья-обиды не нужно пускать за порог.
На это колесо садился «какой-нибудь деревенский весельчак и представлял известные шутки, свойственные деревенскому мужику Масленица имеет огромное значение для нашего народа. Это не просто праздник, а один из важнейших периодов в жизни русских, символизирующий начало новой жизни, наступление весны, нового земледельческого года. Недаром в дохристианские времена первые дни весны назывались «ярилиными днями», а 1 марта это по старому стилю, а 14 марта по современному календарю в старину отмечали Новый год, или Ярилин день, день бога Солнца так же некоторые рода славян отмечали новый год на Коляду в день зимнего солнцестояния, а некоторые на Овсень в день осеннего равноденствия. Источник: Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. Почему славянский праздник Весны длится не один день? Потому — что на самом деле — это несколько славянских праздников идущих один за другим. Дни Ярилы у нас наступают 14 марта по современному календарю см.
М Забылина и идут до самой встречи Весны -Весты в день весеннего раноденствия, а потом наступают проводы Зимы-Морены на следующий день за равноденствием это и есть последний день масленницы, которая длится неделю. Вообще все праздники славян — это гимн единения с природой, а не «выходные дни, спущенные сверху. В кологоде существует четыре основных славянских праздника связанных с солнцем: зимний Солнцеворот праздник Коляды, Бога молодого Солнца -"Кол" имеет образ худого, тощего стержня, это минусовой полюс , весеннее равноденствие праздник Ярилы, Бога Страсти и Плодородия. Этот славянский праздник имеет еще одно название -Комоедицы. Велес бог встречающий души умерших при переходе их в другие миры.
Так вот в день весеннего Равноденствия, двадцать первого марта, Велес, Властитель Трёх Миров, символически встречает Морену, которая уходит в Навь до следующих холодов. Вот что такое сжигание чучела Морены - Мары, огненный обряд ритуал, принятый у славян в отношении умерших так же и сооружения ладьи, см. М Забылина. Вот что такое праздник Масленицы. Знали Вы об этом, когда поджигали соломенную куколку?
Ведь такое знание придает смысл всему действию. Незнание этого превращает сакральное действие в простую «гулянку» и лишает этот славянский праздник Комоедицы ведического смысла. Если понимать подоплеку этого обряда ритуала, тогда даже становится понятно, почему Масленица называется ещё Комоедицей.
Комоедица у славян
«Комами» славяне называли медведей. Наши предки знали, что медведи чувствуют приход весны. Считалось, что лесному «хозяину», просыпающемуся первым после долгой зимы, нужно было принести дар. В древности у славян существовали различные обряды, связанные с медведем. Комом славяне называли медведя, в него же оборачивался Велес что бы прийти к людям в телесном обличии, первые блины несли в лес как дань уважения Велесу в теле медведя, точнее кома. «Первый блин комАм» Первый блин комАм Наряду с блинами, олицетворяющими солнце, еще одним символом масленицы является Медведь! Я читала, что комы как-то связаны с языческим богом Велесом, который мог принимать облик медведя.
Комоедица — встреча весны. Славянские традиции
Для этого ставили блюда с едой, как и всем остальным присутствующим, а также оставляли накрытыми столы на всю ночь. Кроме блинов традиционными блюдами считались: пироги, кисель, мед, квас, печенье в виде различных зверушек, птичек, жаворонков, которые символизируют приход весны и так далее. Испеченных птичек, жаворонков, ласточек сажали на окошки и украшали дома. В некоторых областях до сих пор сохранился обычай рано утром посылать детей на улицу покликать весну. Работать в этот светлый день поминания предков и почитания Богов запрещалось. Также перед праздником считалось правильным сходить в баню и смыть все следы, которые остались от лютой Зимы.
В этот день не пряли и не вязали, чтобы мыши не грызли нитки и холсты. Праздник Комоедица сопровождался всеобщим весельем — на площадях в эти дни проводились ярмарки, выставлялись балаганы. Народ веселился, катаясь на санях с ледяных горок. Самые смелые участвовали в кулачных боях, а самые закаленные — ныряли в проруби. Люди побогаче раскатывали по селению на новых расписных санях, хвастая перед народом своими лошадьми, наряженными лентами и звонкими бубенцами.
При этом Масленица не стала частью церковной традиции. В православном календаре такое название не указывается, но в нем есть Сырная седмица. Дни православной Сырной седмицы и народной Масленицы совпадают, но отличаются по смыслу. Сырная седмица - это неделя подготовки к Великому посту, и посвящена одной цели - примирению с ближними, прощению обид и подготовке к покаянному пути к Богу. Святая церковь называет Сырную седмицу "светлым предпутием воздержания" и считает, что истинным христианам не подобает предаваться в Масленицу разгулу, мирским забавам и развлечениям.
Материал подготовлен на основе открытых источников В общей у "варварских" народов дохристианской Европы, включая древних славян, языческой религии друидов волхвов самыми главными и самыми священными праздниками были 4 астрономически важных дня - летнего и зимнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия. На этих астрономических событиях был основан солнечный календарь друидов, в котором число дней в году могло изменяться. В этой религии у разных народов из имевшегося множества богов были свои любимые боги, а религиозные обряды имели многие местные особенности. У наших славянских предков главным богом почитался Велес , бог крайне важного для них домашнего скота. Когда завоеватели-варяги для укрепления своей власти сперва попытались внедрить своего главного бога — бога войны и противостояния Перуна , у славян тогда весьма второстепенного, — они потерпели неудачу.
В итоге это привело варягов к мысли, что для успеха новой религии и разрушения славянских верований как основы славянского духа, надо взять бога, ранее неизвестного. Вот тогда они и выбрали для славян Бога чужого неведомого народа. Жестокий кровавый процесс крещения Руси в 988 году позднее был подробно описан в летописях. Славянские капища, в противовес язычеству, замещали православными храмами и монастырями. В России есть множество мест, где древние капища Велеса он же Волос были замещены христианскими храмами и монастырями.
Одно из них недалеко от Владимира, в селе, которое так и называется - Волосово. С незапамятных времен и до сих пор там функционирует Николо-Волосов монастырь. Перун и Велес КОМОЕ ДИЦА или Комое дицы — один из древнейших великих славянских языческих праздников; помимо главного смысла священного праздника встречи дарованного небом наступления Весны и начала Нового года, также имел характер почитания местного славянского Медвежьего бога: принесение жертвы великому Медовому зверю Ко му первыми выпекаемыми праздничными блинами, которые торжественно относили в лес. Комоедица — очень древнее празднование европейских народов, существовавшее с глубоких доантичных времен. Время весеннего равноденствия эллины связывали с чествованием богини-охотницы Артемиды в древнеримской мифологии - Диана.
Артемида, дочь богини Лето и сестра Аполлона часто изображалась с ланью и медведем. Жрицы богини исполняли священные пляски, облачившись в медвежьи шкуры и принося медведя в жертву.
Процесс поедания медвежьего мяса сопровождался сложными ритуалами, призванными показать уважение к зверю и снять с человека вину за убийство. Похожие обряды были у нивхов, коренных жителей Сахалина, у саамов, относящихся к финно-угорским народам.
Эти обряды могли стать причиной возникновения названия праздника — «Комоедица», т. Некоторые источники описывают Комоедицу как праздник у белорусов, который приходился на 24 марта 6 апреля. Означал празднование прихода весны и связывался с моментом пробуждения медведя в берлоге. Автор описания — этнограф Павел Васильевич Шейн, который перепечатал статью священника Симеона Нечаева за 1874 год.
Он описал празднование в селе Бегомль Минской губернии. В подтверждение привел белорусскую поговорку о том, что «На Овечницу медведь впадает в спячку, на Сретенье — поворачивается на другой бок и начинает сосать вторую лапу, а на Благовещенье — выходит из берлоги». Традиции празднования Согласно описанию, данному Шейном, женщины на Руси готовили особые ритуальные кушанья из продуктов растительного происхождения. Первое — сушеный репник травянистое растение семейства крестоцветных.
Второе блюдо — овсяный кисель. Третье — гороховые блины или «комы». Первое символизирует растительную пищу в принципе. Второе и третье — продукты, которыми угощали хозяина леса и старались задобрить.
После обеда совершали ритуал пробуждения медведя. Каждая семья укладывалась «спать», но не спала, а перекатывалась с боку на бок, имитируя поведение медведя в берлоге. Однако тот факт, что описание встречается только в единственном экземпляре, заставляет этнографов сомневаться в его правдивости. В некоторых интернет-источниках Комоедицу объединяют с Масленицей.
Но праздники не совпадают по датам и смыслу. Масленица — это проводы зимы. Комоедица — встреча весны, которая приходится на момент весеннего равноденствия. Объединяют их блины как пища, которой угощались сами, угощали друзей и подносили предкам.
Народные приметы Комоедицу связывают с весенним равноденствием, которое приходится в 2022 году на 20 марта. Солнце перейдет в созвездие Рыб в 18:33 по московскому времени, и в Северном полушарии наступит астрономическая весна. Как и на Масленицу, в этот день прыгали через костры и катали огненное колесо, символизирующее солнце. Цель действа — очищение.
Очищение человека от бед и неудач, а также города или деревни от всего темного и негативного. Приметы, связанные с равноденствием: если стоит теплая погода, то следующие 40 дней будет тепло, а если ударил мороз, то и следующие дни будут морозными; дождь в этот день — к ранней весне; сильный ветер — будет ветрено следующие 2 недели; если облака плывут высоко в небе, легко и быстро, то лето будет теплым, а год — удачным для крестьянина; наблюдать стаи летящих птиц — к урожаю зерновых. Читайте такжеНавруз — древний праздник и факты о нем: история, традиции, значение Приметам, связанным с птицами, весной придавали особое значение. Жаворонок — вестник весны.
Увидеть жаворонка — к счастью. Ласточки летают стайками. Увидеть стайку — к счастью, одинокую ласточку — весь год оставаться одиноким. Вместе с комами в лесу на равноденствие просыпались и другие лесные духи.
Поэтому в этот день не завязывали на одежде узлы. Завяжешь — на весь год долю запечатаешь. Что нельзя делать в день весеннего равноденствия: лениться — весна не любит безделья; отказывать нуждающимся — иначе год пройдет в нищете; ругаться и злословить — удача отвернется. Другие праздники в день весеннего равноденствия Комоедица, описанная Симеоном Нечаевым и Шейном, не единственный праздник весеннего равноденствия, равно как и не единственный медвежий праздник у древних народов.
В финском эпосе «Калевала» встречаются упоминания о медвежьем культе. Дохристианские финны верили, что медведь пришел со звезд на землю. После удачной охоты на хищника они устраивали праздник Karhunpeijaiset. В переводе его название означает «праздник медведя».
Цель празднования заключалась в том, чтобы задобрить хищное божество и убедить его — охотник «уважает медведей», а убийство произошло случайно. После того, как мясо съедали, кости закапывали, однако череп, который содержал душу зверя, помещали высоко на ветви сосны. Возможно, сосна символизировала мировое древо, а размещение черепа на верхушке — доставку души медведя на небо, домой. Сохранился медвежий фестиваль и на Пиренейском полуострове.
Во время праздника мужчины, одетые как медведи, имитируют нападения на людей на улицах. В Арле разыгрывается театрализованное представление. Заканчивается французский вариант сказки «Маша и медведь» убийством «медведя». В древности они ловили медведя и содержали его в загоне.
Считалось, что в образе медведя к потомкам приходит предок. Во время фестиваля зверю предлагали вернуться к богам и оттуда проявить благосклонность к жителям земным. После церемонии с песнями и плясками медведя убивали и съедали. Верили, что дух животного вернулся к богам и оттуда наградит нивхов удачей в охоте и обильными лесными дарами.
Айны, жители Японского архипелага, зовут мишку «камуй», что означает «бог». У айнов он возглавляет сонм богов. Их предки верили, что на земле боги могут принимать облик животных. Чтобы вернуть божество в его страну, люди совершали ритуальное жертвоприношение: убивали и съедали животное.
Ритуал поедания медвежатины назывался Оманте. Что касается весеннего равноденствия, то в Японии его отмечают 20 или 21 марта каждый год. До Второй мировой войны праздник назывался Шунки Корейсай. В этот день посещали место захоронения предков.
Приносили им подношения в виде сладких рисовых шариков. После войны праздник переименовали в Сюнбун-но-хи. Он открывает сезон весенних праздников, который длится 16 дней до 5 апреля. Фермеры в этот день молятся об удаче и об урожае, который вырастет в новом году.
В первый день весны день весеннего равноденствия сжигали куклу Зимы — Марзанну.
Разберем же, что писал Рыбаков о Комоедице, и включим критическое мышление: «К 24 марта у белорусов приурочен праздник «комоедицы» аналогия греческим «комедиям» архаичного времени — праздник пробуждающегося медведя. Медведь komos был зверем Артемиды, соответствовавшей русской богине Ладе» Б.
Рыбаков, «Язычество древней Руси», глава 13. Во-первых, очень сомнительным кажется сближение Комоедицы и комедий, богинь Лады и Артемиды. Оно ничем не подкреплено, Рыбаков не приводит каких-то доказательств в подтверждение этой гипотезы.
Да и существование богини Лады в славянском пантеоне многие ученые подвергают сомнению. Так, в статье А. Топоркова «Кабинетная мифология» из энциклопедического словаря Института славяноведения РАН «Славянская мифология» Лада находится среди персонажей, «без должных оснований относимых к славянским языческим богам и фигурирующих в ученых сочинениях по славянской мифологии с XVIII века по наши дни».
Читаем, например, в этимологическом словаре Н. Шанского: «Комедия — заимств. Комедия буквально — «веселое шествие с песнями»».
Но, обратите внимание, даже у Рыбакова нет всей этой галиматьи про кормление медведей блинами. Тут уже чья-то совсем буйная фантазия разыгралась. Какова же история выражения «первый блин комом» на самом деле?
Когда вы задаетесь подобным вопросом, первое, что вы должны сделать, — открыть фразеологические словари или научные работы о фразеологии. Итак, почитаем, например, что написано о выражении в «Большом фразеологическом словаре» В. Телия: «Образ фразеол.
Мокиенко в книге «Давайте правильно говорить по-русски! Пословицы»: «Пословица, казалось бы, основана на чисто реальном бытовом наблюдении. Пока сковорода еще недостаточно горяча, первый блин получается «скомканным», а не лепешкой, плохо снимается со сковороды.
Такая образная логика, действительно, повлияла как на современное значение пословицы, так и на ее актуальную форму». В старинных паремиологических собраниях она звучала иначе, чем сейчас: «Первый блин и тот комом» 1736 ; «Первый блин да комом» 1741. В них ее смысл явно противоречит нынешнему.
И неслучайно» «В связи с ритуальным значением блинов на Руси их ели на Масленицу, при поминальных обрядах, на свадебных пирах и т. В Рязанской губернии, напр. Там же перед погребением, выпекая блины для поминовения, первый блин кладут в головах покойника.
Себя христианские церковники к народу не относили ни в давние времена, ни ныне, всегда полагая себя некой особой кастой, приближенной к Богу и недостижимо возвышенной над народом, за что народ своими трудами обязан их всегда содержать в сытости и довольстве. И ныне церковники полагают себя разумными пастухами пастырями , пасущими и стригущими свое несмышленое пасомое стадо паству. При этом пастыри свою паству "окормляют духовно", а постригают с пасомой паствы блага материальные. Любопытно, но многих прихожан положение пасомых барашков вполне нравственно устраивает, что связано с особенностями их измененной подавленной психики. Таким людям свойственна внутренняя потребность преклонения перед чем-либо или кем-либо. Сам христианский Бог тратиться на содержание своих "верных прислужников" не желает что вполне соответствует нравам народа, его породившего , потому попам приходится обеспечивать себе жизненные блага бесстыдным обиранием народа, в т. Ныне содержание церковников обеспечивают все без исключения российские налогоплательщики, так как церковь имеет немалые средства из государственного и местных бюджетов, а также за счет переданной ей нынешними демократическими властями ранее общенародных земель и собственности. Одно время русские попы столь превелико вознеслись в своей гордыне, что даже объявили основополагающим принцип "Священство выше Царства" то есть что они превыше царя , за что в условиях абсолютной российской монархии незамедлительно тяжко пострадали от руки русского царя-самодержца, не пожелавшего иметь кого-то превыше себя. За прошедшее тысячелетие властвования христианства холопско-почтительное рабское - ведь в христианстве все рабы божьи отношение к попам как к носителям чего-то высшего настолько крепко вбито в сознание народа, что сохраняется и ныне, проявляясь в самых смешных формах, порождаемых примитивизмом мышления многих простолюдинов.
Этот же примитивизм порождает и многие другие бедствия России. Славянская мифология представляла собой поэтические воззрения на природу. Эта мифология возникала удивительно естественно и органично, как бы сама собой. Она была чужда всего иррационального, сверхчувственного и являла обобщение народной мудрости. Особое внимание наших древних предков привлекали небесные явления, такие как восход солнца или гроза: «Днём катится по Небу Златой Коловрат — ярое Солнце, ночью льётся наземь звёздный свет — сияние тысяч Очей Сварога. Когда приходит время грозы — сверкают, рассекая Небеса, cтрелы Перуновы... Многолико Небесное Пламя Сварги. Многолико и едино, подобно самому Роду, Богу нашему...