На парламентских выборах 14 мая оппозиционные продемократические партии набрали свыше 50% голосов Демократическая оппозиция Таиланда вернулась к власти спустя почти 10 лет. абсолютно демократическая страна, где действительно живут очень сильные, очень гордые и очень свободные люди. Индекс включает 167 стран мира, ранжированных по уровню развития демократии, для него разработана классификация политических режимов.
Демократия и автократия в современном мире: кто кого?
Армению трудно назвать образцом демократии для мира, но у нас идут демократические процессы: выборы, существует оппозиция, в том числе и парламентская, — уточнил политолог. Смотри новости и проекты телеканала ОНТ на YouTube. Владимир Макей: «Демократический мир» стал ключевым инструментом в арсенале внешней политики США. Ситуация в мире сейчас исключительно опасная», — заявил председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер, говоря о кризисе либеральной демократии. Россия желает создать реально демократическую модель мира, заявил президент РФ Владимир Путин, выступая на 4-м Инвестиционном Форуме ВТБ «Россия зовет!». Центральной проблемой демократического правления в мусульманском мире является во-прос совместимости ислама и светского характе-ра государства в аспекте реальной секуляризации.
Демократия и автократия в современном мире: кто кого?
Кандидатура Джона Ривьера на пост сенатора штата Сан Андреас от округа Ветстоун также свидетельствует о его стремлении к положительным изменениям в обществе. Он предпринимает попытки выполнять свои обязанности главного редактора с особым вниманием к прогрессу нашего государства и его граждан. Мы приглашаем вас присоединиться к нам и стать частью нашей демократической семьи. Вместе мы сможем расширить границы информационной свободы и продолжить наше стремление к обществу, в котором каждый голос имеет значение.
В заключении президент поздравил участников с приближающимся Днем Победы, отметив, что это священный праздник для России. Председатель ГД о важных вопросах демографии Володин во время своего выступления, как и Матвиенко, сделали акцент на демографии и семейной политике. По его словам, вопрос демографии сейчас является ключевым в повестке Госдумы, необходимо изучить вопросы обеспечения семей детсадами, продленками и обеспечения детей самым необходимым.
Также Володин считает, что с учётом острого вопроса демографии в РФ нужно официально определить министерство, курирующее семейную политику. По его мнению, в тот момент, когда «все стараются максимально способствовать повышению благополучия и наших семей, и увеличению рождаемости», всё же важно определить, какое именно ведомство курирует политику в области семьи, а также назвать фамилию министра, который несёт ответственность за решение данных вопросов. Матвиенко о нерушимости российской экономики Председатель Совета Федерации Влентина Матвиенко заявила о том, что ранее многие мировые эксперты предсказывали крах российской экономики, однако страна смогла выйти на путь устойчивого экономического роста.
Согласно докладу, "основы демократии ослабевают во всем мире", начиная "от сфальсифицированных выборов до ограничения прав человека". Из 173 подвергшихся анализу стран 85 показали плохие результаты, по крайней мере, по "одному ключевому показателю эффективности демократии за последние пять лет". В докладе указывается на "заметное снижение демократии", особенно в сфере выборов и надлежащего функционирования парламентов, а также принципа верховенства закона, включая независимость судебных систем стран. В категории прав человека авторы указывают, что свобода выражения мнений и свобода собраний несколько раз сократились, но в целом это не было значительным.
Такое мнение выразил министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей в статье для журнала «Россия в глобальной политике». При этом глава белорусского МИДа убежден, что в эпоху пост-гегемонии никто не сможет прочно навязать свою волю миру.
«Российский демократический форум» в Ереване: кого собрал «Ковчег»?
А в таком режиме не может быть прав и свобод, это невозможно", - подчеркнула политолог. В чем угроза? Отдельно она выделила жесточайшую западную цензуру в СМИ, которая тоже является инструментом формирования выгодной для западных правителей картины мира. Да, собственно, и в начале конфетой не была. Это всегда была идея о власти меньшинства", - убеждена Киселева. При этом отдельные демократические элементы все же работают, отметила она. Это выборы.
И реализовывать все запланированное в экономике, науке, технологиях, культуре, социальной сфере в широком смысле слова тоже, надеюсь, будем вместе», — отметил Путин. Российский лидер заявил также, что укреплять парламентскую и политическую систему России надо на основе самобытного опыта страны. В прошлом году в Британии согласились со словами президента России Владимира Путина, сказанными на параде Победы.
Он поздравил участников встречи с Днем российского парламентаризма, который отмечается 27 апреля. Заседание по традиции проходило в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. Само время, события, через которые мы проходим, доказывают значимость такой преемственности, то, как важно именно на основе своего самобытного опыта укреплять парламентаризм и в целом общественно-политическую систему России», — приводятся слова главы государства на сайте Кремля.
Путин в ходе заседания также подчеркнул, что предстоящее формирование нового состава правительства России является важнейшим этапом для страны. По его словам, в стране важно обеспечивать общественно-политическую систему, добиваться ее стабильности, передает ТАСС. Также глава государства отметил, что важно создавать условия для открытости и обновления, для чистой конкуренции разных политических сил при безусловном и четком понимании приоритета национальных интересов и безопасности государства.
Ранее Путин заявил, что позитивные тенденции в экономике России укрепляются , несмотря на беспрецедентные вызовы. Сроки поездки будут объявлены после согласования с китайской стороной, добавил Песков, передает ТАСС. Представитель Кремля подчеркнул, что любые контакты лидеров России и Китая являются событием, приковывающим к себе внимание всего мира.
Стороны планируют обсудить вопросы, представляющие взаимный интерес с акцентом на дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества, добавил Песков.
Он отметил, что парламентарии должны активно работать над этим вопросом, чтобы обеспечить мир и стабильность в стране. Кроме того, президент выразил уверенность в том, что парламентарии смогут оправдать доверие граждан, в вопросах повышения полномочий законодателей при формировании кабинета министров. Он подчеркнул необходимость активного использования современных технологий и цифровых платформ для получения обратной связи от граждан. Это поможет улучшить качество законодательного процесса и сделать его более открытым и прозрачным. Также в своем выступлении российский лидер порекомендовал политическим партиям активно выдвигать и поддерживать на избирательных кампаниях отличившихся бойцов СВО. В заключении президент поздравил участников с приближающимся Днем Победы, отметив, что это священный праздник для России.
С документом ознакомился RT. Хуже было только отправиться на Украину. Её в общей сложности Байден упомянет восемь раз, шесть раз в речи прозвучит имя Владимира Путина. Таких антироссийских посланий точно ещё не было в истории этого жанра. Вывороченное наизнанку, разделяющее, а не объединяющее, поставленное с ног на голову послание, где внешняя политика искусственно выдвинута на первый план, чтобы затмить неудачи внутри. Так речь ещё и до неприличия предвыборную охарактеризуют республиканцы». Трамп назвал этот вердикт «большой победой для Америки». Он также призвал главу Белого дома Джо Байдена прекратить использовать государственные институты как оружие политической борьбы. По его словам, каждое судебное дело против него «полностью координируется с Белым домом».
Владимир Макей: «Демократический мир» стал ключевым инструментом в арсенале внешней политики США
Путин заявил, что РФ хочет создать реальную демократическую модель мира. Видео-новости на тему «демократия». Что ж, демократический мир, усиленно ратовавший за передачу Арцаха авторитарному Азербайджану во главе с диктатором и военным преступником, может быть доволен.
Попытка создать глобальный демократический альянс против России провалилась — СМИ
Расцвета глобализация достигла после 1980-х при доминировании США, однако потом банковский кризис, падение объёмов мировой торговли и возвращение протекционизма, которому способствовала пандемия, привели к её упадку. Джо Байден ускорил переход США к автаркии, главным образом из-за провального Закона о снижении инфляции — классического примера протекционизма. Похожей схеме следует ЕС, Си Цзиньпин также дал понять, что не хочет зависеть от международного импорта, напоминает Дэниел Хэннан. Однако протекционизм всегда больше всего вредит той стране, которая ему следует: по данным аналитической компании US Tax Foundation, пошлины на китайские товары можно сравнить с самым высоким повышением налога за десятилетия, что лишило работы 173 тыс.
В конце концов сами США нередко участвуют в военных конфликтах. Куда более важную роль, согласно новой модели, играют торгово-экономические связи и членство тех или иных стран в международных межправительственных организациях. Проще говоря, избежать войны помогут процессы, происходящие в рамках глобализации. Ученые также сделали акцент на размытости понятия «демократический мир».
Продолжая, Макей заметил, что именно тогда понятие «демократический мир» и стало ключевым инструментом в арсенале внешней политики США. Он заметил, что после окончания Холодной войны, распада Варшавского договора, существование данной концепции казалось теряло смысл, но, тем не менее, невзирая на отсутствие угроз Альянс продолжил расширение «под надуманными предлогами». Глава МИД указал на то, что новые «демократии» включались в эти ряды насильственно, а такая форма правления буквально навязывалась другим государства. Далее последовали незаконные односторонние принудительные меры против «автократий», как еще одна часть усилий Запада для продвижения «демократического мира».
Проблема состоит в том, что Запад стремится навязать остальному миру свою специфическую политическую форму внутреннюю правления, то есть «демократию». Почему это происходит? Эту тенденцию наиболее убедительно объясняет либеральная школа теорий международных отношений через свою теорию «демократического мира». Эта школа задает вопрос — что определяет международные отношения — намерения государств или их возможности? Другими словами, если некоторые страны имеют добрые намерения по отношению к другим государствам, то им нет необходимости наращивать свой военный потенциал и вести войны. Но как добиться такого положения, при котором все страны имели бы только доброжелательные намерения по отношению друг к другу? Наверное, такой цели можно добиться, если все станут одинаковыми. Такая логика породила теорию «демократического мира» — точку зрения, что «демократии» не воюют друг с другом, потому что «демократические» правительства, в отличие от других типов правительств, подотчетны своему населению и, следовательно, не могут питать враждебных намерений против других «демократических» государств. Эта концепция, в свою очередь, берет начало в идее немецкого философа XVIII века Иммануила Канта, который в своем труде «Вечный мир» 1797 утверждал, что государства с республиканской формой правления более способствуют миру друг с другом, чем государства с республиканской формой правления могут иметь с другими странами. Поэтому рецепт для преодоления ограничений международной анархии, согласно этой логике, заключался в том, чтобы сделать все страны системы одинаковыми по характеру их внутреннего устройства, то есть сделать их все республиками. Реализация этой цели сделала бы укрепление оборонного потенциала внутри стран и балансирование на международной арене неактуальными и ненужными в мире, населенном странами-единомышленниками. Таким образом, в итоге на планете воцарился бы вечный мир. На момент написания Кантом своей работы именно республиканская форма правления ассоциировалась у ведущих мыслителей того времени с общественным прогрессом в противоположность «реакционным» и «консервативным» монархиям, господствовавшим в мире и якобы сдерживавшим прогресс человечества. Поскольку сегодня республиканская форма правления стала господствующей в мире и была принята как «либеральными», так и «автократическими» государствами, либералы заменили в теории Канта слово «республиканский» на «демократический» и, таким образом, пришли к модифицированному руководству по политическим действиям для западных политиков. Очень важным моментом в теории «демократического мира» является тот элемент, что «демократии не воюют против других «демократий», но они свободны в борьбе с «деспотами», «тиранами» и «автократами». Именно так теория объясняет, например, первую с момента ее возникновения в версии Канта большую войну, которую «республиканская» «демократическая» страна вела против «злых» сил своего времени, а именно войны революционной Франции против европейских монархий в конце XVIII века. С тех пор продвижение идей «демократического мира» сдерживалось другими глобальными силами, например, европейским консерватизмом в XIX веке и Советским Союзом в ХХ веке. Эта теория не имела шансов стать господствующей мировой тенденцией до 1990-х годов, потому что в мире не было гегемонистского «республиканского» или «демократического» государства, которое твердо стояло бы за ней. Термин «гегемония» используется здесь в том понимании, в котором он был разработан итальянским политическим мыслителем Антонио Грамши в 1920—1930-х годах. Гегемония в этом «грамшианском» смысле означает не военное или экономическое господство одной страны над другими, а, скорее, отражение того факта, что все в системе охотно принимают чье-то лидерство, власть и связанные с ними властные структуры и считают их устоявшимися, естественными и легитимными. В начале 1990-х годов Соединенные Штаты Америки стали державой-гегемоном. Америка могла бы использовать свой статус и власть более разумно с целью формирования и укрепления либерального международного порядка таким образом, чтобы он приносил пользу всем участникам системы международных отношений, тем самым обеспечивая прочность и устойчивость порядка. Однако гегемон выбрал эгоистический путь силовой политики, полагая, что пришло время воспользоваться временной слабостью других, чтобы укрепить свое собственное положение на земном шаре. Таким образом, «демократический мир» стал ключевым инструментом в арсенале внешней политики США. В самом деле, чем было расширение НАТО, инициированное Соединенными Штатами, если не доказательством жизнеспособности теории «демократического мира»? Ведь с окончанием Холодной войны и распадом Варшавского договора его дальнейшее существование потеряло всякий смысл. Тем не менее, несмотря на отсутствие каких-либо угроз, альянс начал расширяться под разными надуманными предлогами, включая в свои ряды новые «демократии» и насильственно, в нарушение международного права, навязывая эту форму правления другим странам мира. Чем были так называемые «цветные революции», вдохновленные и поддержанные Западом с целью установления «демократии» в других странах, прежде всего в бывших советских республиках, если не попытками практической реализации теории «демократического мира»? Более того, последовательное использование мировыми «демократиями» незаконных односторонних принудительных мер против «автократий» с целью ограничения выгод для них от экономической составляющей ЛМП также является частью усилий Запада по продвижению идеи «демократического мира». Естественно, «автократии» сопротивляются попыткам навязать им «демократический мир» по той простой причине, что внутренняя форма правления в стране не может быть навязана извне. Внутренний облик каждого государства представляет собой сложный «исторический конструкт», на эволюцию которого оказали влияние ряд факторов, таких, например, как география, религия, культура, история взаимоотношений с соседними странами. Эти факторы исторически определили характер централизации или децентрализации власти в каждом государстве и степень взаимодействия исполнительной власти с другими ветвями власти. Неудивительно, что навязывание определенному государству чуждых форм правления приводит к внутреннему хаосу и практически «разрывает» это государство на части, вызывая неблагоприятный «эффект перелива» проблемы во всем регионе. События подобного рода происходили в условиях так называемой «Арабской весны» на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Таким образом, «политическая» составляющая порядка служит подрыву и дискредитации самого порядка, тем самым порождая идеи о создании нового мирового порядка. Новый порядок? Нельзя не разделить общий пессимизм в отношении либерального международного порядка и его будущих перспектив. Тем не менее, причина этого пессимизма не была правильно определена в происходящем глобальном дискурсе. Проблема с ЛМП не в том, что некоторые события, например, Brexit, выборы Трампа или специальная военная операция России в Украине «подрывают» порядок. Все эти события — преходящие события, они приходят и уходят. Проблема с либеральным международным порядком является структурной. История показывает, что мировые порядки или, скорее, региональные порядки, если рассматривать их в исторической перспективе процветали тогда, когда их поддерживали государства-гегемоны. Современный мир находился в гегемонистской фазе примерно с «падения Берлинской стены в 1989 году до падения Lehman Brothers в 2007 году», как выразился американский экономист Джозеф Стиглиц. Действительно, это была эпоха триумфализма США, «однополярный момент». Политически этот «момент» закончился с «имперским» перенапряжением Соединенных Штатов в Ираке, Афганистане и других местах, в то время как экономически конец ему был положен конец глобальным экономическим и финансовым кризисом, вызванным «рыночным фундаментализмом», безраздельно господствовавшим в Соединенных Штатах Америки. Сегодня мы живем в пост-гегемонистскую эпоху. Поэтому перед нами встает вопрос о том, какой порядок лучше всего подходит для данной стадии человеческого развития. История показывает, что в негегемонистские периоды преобладали региональные и, реже, идеологические порядки. Подходит ли регионализм или идеология для современного мира? Безусловно, это довольно жизнеспособный вариант. Действительно, гораздо легче добиться эффективного сотрудничества на региональном уровне, чем на глобальном, потому что регионы представляют собой более сплоченные политические, экономические и культурные единицы, чем глобальная структура. В каждом регионе есть явные гегемоны в «грамшианском» смысле, способные влиять на формирование региональных порядков. Более того, политические мейнстримы во всех регионах, похоже, поддерживают такую эволюцию.
Борьба против империализма продолжается: Всемирной Федерации демократической молодёжи 77 лет
Такая логика породила теорию «демократического мира» — точку зрения, что «демократии» не воюют друг с другом, потому что «демократические» правительства, в отличие от других. Democracy News — мобильное приложение, которое открывает перед вами двери в мир самых актуальных и общественно значимых новостей. Глава МИД Макей назвал понятие «демократический мир» ключевым инструментом в арсенале США.
Демократы меньше воюют: как политический строй делает нас лучше
И по идее, по идее, если сравнить Америку с Нидерландами, то Америка - это почти диктатура. Просто каждая страна должна быть суверенной, каждая страна имеет тот строй, который присущ этой стране, который проистекает из исторических традиций, проистекает из уровня развития страны и так далее и тому подобное", - заключил Песков.
Так, Индия, несмотря на большие проблемы, признается крупнейшей демократией мира. В справедливый национальный суд подавляющая часть населения верит только в Дании. А в большинстве исследуемых стран — и вовсе лишь треть граждан. И хотя в Ираке, Пакистане, Сенегале и на Соломоновых островах действительно есть проблемы с демократией в целом, именно там многие респонденты усомнились в честности выборов. Но восприятие населением мира институтов демократии отнюдь не соответствует реальному положению дел или тому, как видят ситуацию эксперты. Например, США, Южная Корея и Румыния считаются развитыми демократиями, но население этих стран сомневается в безупречности происходящих там политических процессов. А женщины на Соломоновых островах, в Танзании и Ливане больше уверены в свободе самовыражения, нежели в Соединенных Штатах.
Возможно, самым неприятным для исследователей стало то, что авторитарные лидеры становятся все более приемлемым вариантом для электората. Даже в Дании менее примерно половины респондентов ответили, что политик, пренебрегающий мнением парламента и честностью выборов, точно не получил бы их поддержки. А в Ираке, Индии и Танзании такой лидер и вовсе импонировал респондентам. И парадоксальным образом именно в этих последних двух странах участвующие в опросе в своем большинстве поддерживали действия правительства.
При этом никаких эффективных механизмов самоуправления — регулярных собраний работников с правом отзыва депутата в любой момент у общества нет. Общество распылено, атомизировано, почти неспособно к коллективным действиям, избирательные участки охватывают людей из разных общественных классов, что так же не способствует самоорганизации трудящегося населения. На практике страной продолжают управлять наиболее богатые компании и наиболее влиятельные чиновники, сотрудничающие с ними. Идеология потребления и товарно-денежный фетиш насаждаются усилиями СМИ, впрочем, как и при диктатуре.
В случае, если демократическая парламентская система даёт сбой причины могут быть самыми разными: большой экономический кризис, поражение в войне, разочарование большинства в парламентаризме, массовые социальные протесты или, как часто случается, всё это вместе государство снова возвращается к диктатуре, подавляет протесты низов и восстанавливает порядок, обеспечивая тем самым бесперебойную работу корпоративной экономики. Сменяя друг друга, «демократия» и диктатура обеспечивают существование современной общественно-экономической системы. Этот круг исследует французский философ Жиль Дове Жан Барро. Дове указывает на то, что почти любой человек предпочтёт жизнь в условиях относительно мягкой политико-правовой системы, нежели в условиях суровой диктатуры.
Именно он стал ключевым инструментом в арсенале внешней политики США. Такое мнение выразил министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей в статье для журнала «Россия в глобальной политике».
Люди критикуют институты демократии, но не хотят от них отказываться
Еще одно возможное возражение заключается в том, что глобальный концерт фактически приведет к созданию сфер влияния великих держав. В конце концов, «Концерт Европы» действительно предоставлял своим участникам droit de regard — право на наблюдение — в регионах их преимущественного внимания. Однако концерт XXI века не будет поощрять или санкционировать образование сфер влияния. Напротив, он будет способствовать региональной интеграции и обращаться к существующим региональным органам, чтобы поддерживать сдержанность у своих членов. Во всех регионах эта группа будет содействовать проведению консультаций между великими державами и совместному решению спорных региональных вопросов. Цель будет заключаться в усилении глобальной координации при признании полномочий и ответственности региональных организаций. Критики могут заявить, что концерт для современного мира слишком ориентирован на государственность своих членов. Но сегодня общественные движения, неправительственные организации НПО , корпорации, муниципалитеты и другие негосударственные субъекты обладают значительной политической властью и нуждаются в местах за столами переговоров. И расширение прав и возможностей этих социальных агентов имеет смысл.
Тем не менее, государства по-прежнему являются основными и наиболее авторитетными игроками в международной системе. Глобализация и вызванная ею популистская реакция, а также пандемия covid-19 укрепляют суверенность национальных правительств и заставляют их возвращать себе власть. Вместе с тем, концерт может и должен привлекать к обсуждениям НПО, корпорации и других негосударственные субъекты тогда, когда это необходимо, включая, например Фонд Билла и Мелинды Гейтс и крупные фармацевтические компании при обсуждении глобального здравоохранения или Google при решении вопросов цифрового управления. Руководящая группа из великих держав будет дополнять, а не заменять вклад негосударственных субъектов в глобальное управление. Наконец, если привлекательность и эффективность глобального концерта проистекают из его гибкости и неформальности, то критики могут справедливо спросить, почему он должен быть институционализирован? Разве существование «большой семерки» и «большой двадцатки» не делает глобальный концерт излишним? Создание концертного штаба и секретариата наделит его более высоким авторитетом и эффективностью, чем это имеет место с другими группами, которые собираются время от времени. Регулярные встречи между шестью представителями концерта, ежедневная работа секретариата, присутствие делегаций из всех основных регионов, запланированные, а также чрезвычайные встречи на высшем уровне — эти определяющие черты придадут глобальному концерту постоянство, авторитет и легитимность.
Непрерывный и устойчивый диалог, личные отношения и влияние со стороны коллег, которые сопровождают процесс «личной дипломатии», будут способствовать созданию атмосферы сотрудничества. Ежедневное взаимодействие предпочтительнее эпизодического. Постоянный секретариат будет особенно важен для предоставления экспертных знаний, поддержания постоянного диалога и выработки долгосрочных перспектив, необходимых для решения новых проблем, таких как кибербезопасность и глобальное здравоохранение. Постоянно действующие органы концерта предлагают готовое средство для реагирования на непредвиденные кризисы. Пандемию covid-19 можно было бы сдерживать более эффективно, если бы концерт помог скоординировать глобальные ответные меры с самого первого дня. Распространение важной информации об инфекции из Китая происходило слишком медленно, и только в середине марта 2020 года — когда уже наступил острый кризис — лидеры «Большой семерки» провели видеоконференцию, чтобы обсудить быстро распространяющуюся страшную болезнь. Таким образом, концерт может до известной степени заменить как G-7, так и G-20. Соединенные Штаты, ЕС и Япония, вероятно, сосредоточат свои усилия на этой новой глобальной организации, возможно, оставив G-7 для медленного угасания.
Можно привести более веские доводы в пользу сохранения «Большой двадцатки», учитывая ее более широкий состав. Тем не менее, если глобальный концерт реализует свой потенциал и превратится в ведущую площадку для координации политики, и G-7, и G-20 вполне могут потерять смысл своего существования. Концерт — не панацея, но другой альтернативы нет Создание глобального концерта нельзя считать панацеей от всего. Привлечение мировых тяжеловесов за один стол переговоров вряд ли обеспечит консенсус между ними. В самом деле, хотя «Концерт Европы» сохранил мир на десятилетия после своего создания, Франция и Великобритания в конечном итоге столкнулись с Россией в Крымской войне. Сегодня Россия снова в ссоре со своими европейскими соседями из-за Крымского региона, что только подчеркивает весьма эфемерный характер солидарности великих держав. Один из форматов возможного концерта — нормандская группа, состоящая из Франции, Германии, России и Украины — пока не смог разрешить противостояние из-за Крыма и Донбасса. Тем не менее, глобальный концерт предлагает лучший и наиболее реалистичный способ усилить координацию между великими державами, поддержать международную стабильность и продвигать порядок, основанный на действующих номах.
У Соединенных Штатов и их демократических партнеров есть все причины для того, чтобы стремиться возродить солидарность Запада. Но им следует перестать делать вид, что глобальный триумф того порядка, который они поддерживали со времен Второй мировой войны, вот-вот может быть достигнут.
Пейзаж сопротивления V-Dem отдельно отмечает, что институты либеральной демократии способны противостоять авторитарным тенденциям доклад V-Dem называется «Противостояние автократизации». В качестве примера того, как страны, переживавшие авторитарный откат, смогли в 2022 году удержать демократию, в докладе приводятся Бразилия, где инкумбент Болсонару проиграл президентские выборы лидеру оппозиции, и Польша, где политическая конкуренция и активность гражданского общества препятствуют попыткам централизации власти правым правительством. Обратным примером в докладе является Греция, где стабильно наблюдаются ухудшение качества демократии, проблемы со свободой слова и электоральным процессом.
Впрочем, для демократии в мире есть пусть незначительные, но хорошие новости. V-Dem пишет, что восемь из 10 наиболее демократизировавшихся за последние 10 лет стран в настоящее время являются консолидированными демократиями — это истории успеха, где переход оказался возможен. Еще восемь стран «приходят в себя»: несмотря на авторитарный откат последних лет, эти государства демократизируются Сейшельские острова, Армения, Гамбия, Гондурас, Непал, Шри-Ланка, Фиджи и Мадагаскар. Кроме того, есть примеры довольно быстрого перехода к электоральной демократии: четыре государства из 10, переживавших демократизацию за последние 10 лет, совершили устойчивый переход к демократии за последние три года, — это Гамбия, Гондурас, Малави и Замбия. В Гамбии политическая ситуация продолжает улучшаться после поражения авторитарного президента Яхьи Джамме на выборах в 2016 года; следующие президентские выборы, 2021 года, были признаны там свободными и справедливыми.
Цивилизованная передача власти президентом закрепила демократический прогресс страны. В Европе лидерами демократического процесса являются Болгария, Чехия и Молдова, улучшающие свои показатели. Эксперты называют пять факторов, которые играли ключевую роль в восьми случаях прогресса демократизации из 10. Это, во-первых, крупномасштабная массовая мобилизация против действующего президента. Так, в Молдове в 2014 году массовые протесты вспыхнули после разоблачения фактов вопиющей коррупции правящей элиты.
Во-вторых, способность судебной власти противостоять попыткам ее подчинения со стороны исполнительной. Так, в Словении премьер-министр Янез Янша пытался сместить баланс силы в пользу правительства и усилить влияние на судебную власть, однако мобилизация граждан и оппозиции не позволила это сделать, и партия Янша проиграла выборы.
В конце концов, «Концерт Европы» действительно предоставлял своим участникам droit de regard — право на наблюдение — в регионах их преимущественного внимания. Однако концерт XXI века не будет поощрять или санкционировать образование сфер влияния. Напротив, он будет способствовать региональной интеграции и обращаться к существующим региональным органам, чтобы поддерживать сдержанность у своих членов. Во всех регионах эта группа будет содействовать проведению консультаций между великими державами и совместному решению спорных региональных вопросов. Цель будет заключаться в усилении глобальной координации при признании полномочий и ответственности региональных организаций. Критики могут заявить, что концерт для современного мира слишком ориентирован на государственность своих членов. Но сегодня общественные движения, неправительственные организации НПО , корпорации, муниципалитеты и другие негосударственные субъекты обладают значительной политической властью и нуждаются в местах за столами переговоров. И расширение прав и возможностей этих социальных агентов имеет смысл.
Тем не менее, государства по-прежнему являются основными и наиболее авторитетными игроками в международной системе. Глобализация и вызванная ею популистская реакция, а также пандемия covid-19 укрепляют суверенность национальных правительств и заставляют их возвращать себе власть. Вместе с тем, концерт может и должен привлекать к обсуждениям НПО, корпорации и других негосударственные субъекты тогда, когда это необходимо, включая, например Фонд Билла и Мелинды Гейтс и крупные фармацевтические компании при обсуждении глобального здравоохранения или Google при решении вопросов цифрового управления. Руководящая группа из великих держав будет дополнять, а не заменять вклад негосударственных субъектов в глобальное управление. Наконец, если привлекательность и эффективность глобального концерта проистекают из его гибкости и неформальности, то критики могут справедливо спросить, почему он должен быть институционализирован? Разве существование «большой семерки» и «большой двадцатки» не делает глобальный концерт излишним? Создание концертного штаба и секретариата наделит его более высоким авторитетом и эффективностью, чем это имеет место с другими группами, которые собираются время от времени. Регулярные встречи между шестью представителями концерта, ежедневная работа секретариата, присутствие делегаций из всех основных регионов, запланированные, а также чрезвычайные встречи на высшем уровне — эти определяющие черты придадут глобальному концерту постоянство, авторитет и легитимность. Непрерывный и устойчивый диалог, личные отношения и влияние со стороны коллег, которые сопровождают процесс «личной дипломатии», будут способствовать созданию атмосферы сотрудничества. Ежедневное взаимодействие предпочтительнее эпизодического.
Постоянный секретариат будет особенно важен для предоставления экспертных знаний, поддержания постоянного диалога и выработки долгосрочных перспектив, необходимых для решения новых проблем, таких как кибербезопасность и глобальное здравоохранение. Постоянно действующие органы концерта предлагают готовое средство для реагирования на непредвиденные кризисы. Пандемию covid-19 можно было бы сдерживать более эффективно, если бы концерт помог скоординировать глобальные ответные меры с самого первого дня. Распространение важной информации об инфекции из Китая происходило слишком медленно, и только в середине марта 2020 года — когда уже наступил острый кризис — лидеры «Большой семерки» провели видеоконференцию, чтобы обсудить быстро распространяющуюся страшную болезнь. Таким образом, концерт может до известной степени заменить как G-7, так и G-20. Соединенные Штаты, ЕС и Япония, вероятно, сосредоточат свои усилия на этой новой глобальной организации, возможно, оставив G-7 для медленного угасания. Можно привести более веские доводы в пользу сохранения «Большой двадцатки», учитывая ее более широкий состав. Тем не менее, если глобальный концерт реализует свой потенциал и превратится в ведущую площадку для координации политики, и G-7, и G-20 вполне могут потерять смысл своего существования. Концерт — не панацея, но другой альтернативы нет Создание глобального концерта нельзя считать панацеей от всего. Привлечение мировых тяжеловесов за один стол переговоров вряд ли обеспечит консенсус между ними.
В самом деле, хотя «Концерт Европы» сохранил мир на десятилетия после своего создания, Франция и Великобритания в конечном итоге столкнулись с Россией в Крымской войне. Сегодня Россия снова в ссоре со своими европейскими соседями из-за Крымского региона, что только подчеркивает весьма эфемерный характер солидарности великих держав. Один из форматов возможного концерта — нормандская группа, состоящая из Франции, Германии, России и Украины — пока не смог разрешить противостояние из-за Крыма и Донбасса. Тем не менее, глобальный концерт предлагает лучший и наиболее реалистичный способ усилить координацию между великими державами, поддержать международную стабильность и продвигать порядок, основанный на действующих номах. У Соединенных Штатов и их демократических партнеров есть все причины для того, чтобы стремиться возродить солидарность Запада. Но им следует перестать делать вид, что глобальный триумф того порядка, который они поддерживали со времен Второй мировой войны, вот-вот может быть достигнут. Им также следует трезво осознавать тот факт, что отказ от их лидерства, вероятнее всего, приведет к возврату той глобальной системы, которая будет омрачена беспорядком и неограниченной конкуренцией.
Только с помощью пролетарского интернационализма мы сможем преодолеть гегемонию мирового капитала и освободить человечество. Да здравствует антиимпериалистическая борьба! Да здравствует Всемирный день молодёжи! Да здравствует ВФДМ!
Демократия и автократия в современном мире: кто кого?
Новости науки» Общество» В США признали невозможным всеобщий демократический мир. Самые последние и актуальные новости Азербайджана, Грузии и Армении: политика, экономика, спорт, культура, нагорно-карабахский конфликт. «Угроза международному миру»: В Беларуси отреагировали на принятие в США Акта о демократии. В остальных регионах мира демократия либо явно не способствует процветанию (Латинская Америка, отчасти Африка), либо носит имитационный характер, когда демократические.