Как отмечать праздник Навруз: пророщенная пшеница, зеленые яйца и 7 продуктов хафт син.
Навруз: почему мусульмане Средней Азии празднуют языческий праздник
Пикантные пироги, слоеная самса со шпинатом и ароматный плов, который готовят в дымящихся казанах на костре, — лишь малая часть традиционных угощений. Однако, особое место здесь занимают семь обязательных продуктов, которые символизируют удачу. Все они в персидском языке начинаются на букву «С»: семена руты — сипанд, яблоко — себ, черные орехи — сияхдане, дикая малина — санджид, уксус — сирке, чеснок — сир и пророщенное зерно — сабзи. Наравне с общими традициями, есть в разных странах, республиках и даже отдельных селениях свои уникальные традиции праздника. Так, в Азербайджане гостям принято подавать больше сладостей, среди которых пахлава и шекербура. На новогоднем столе в Узбекистане можно встретить лакомство нишалду. Угощение представляет собой питательную и тягучую белую массу.
Уфы по плову. Было заготовлено 10 казанов по 100 литров. На улице на глазах у гостей готовили самаркандский, таджикский, узбекский, бухарский, азербайджанский плов. Каждый плов имел свой фирменный секрет, с желающими делились рецептами. Жюри оценивало плов по номинациям: «Самый ароматный плов», «Самый рассыпчатый плов», «Самый старинный рецепт», «Плов зрительских симпатий», «Плов журналистских симпатий», «Самая оригинальная подача», «Самый весенний плов», «Плов «Навруз» — 2019», «Самый мужской плов», «Плов Дружбы народов». Кроме того, гостям провели мастер-класс по приготовлению национального узбекского блюда «сумаляк». Национальное блюдо среднеазиатских народов представляет собой солодовую халву. Сумаляк готовить не быстро, почти 10 часов. Варят его из сока пророщенных зерен пшеницы с добавлением сахара и муки. В давние времена сумаляк готовили перед посевными работами, чтобы урожай был богатым. Считается, что сладость из проросшей пшеницы придаёт человеку сил, как физических, так и духовных. Совместное поедание блюда символизирует приобщение к возрождению всего живого. Праздник Навруз проводится не только в Уфе, но и в других городах и районах многонационального Башкортостана. Сценарии праздника различаются тем, что где-то воссоздаются аутентичные народные традиции, где-то праздник проводится в духе современных народных гуляний. Детвора и подростки ходили по домам, пели песни, шутили и веселили людей. Зрители стали непосредственными участниками всего действа и вместе с артистами Тюбяковского СДК приняли участие в театрализованном представлении. Баба-яга Мэскэй эбей и ее друг Шурэле всячески пытались помешать наступлению весны, но дружные зрители побеждали их в каждом конкурсе, отгадывали загадки, отвечали на каверзные вопросы, и потом все вместе встретили Наврузбику Весну. Она поздравила всех с наступлением весны, пожелала здоровья, благополучия, богатого урожая и добра, угощала всех блинами и конфетами. Непременным атрибутом праздника является священный огонь, поэтому и в Тюбяково сказочные герои сожгли чучело, символизирующее холодную и снежную зиму». В 1926 году жителям Советского Союза запретили отмечать и Пасху, и Навруз. Только спустя более 40 лет, в 1967 году, Москва неожиданно разрешила его празднование. Историки связывают это с политикой на Ближнем Востоке, в частности, с укреплением культурных отношений с Ираном.
И вот мы с Аль-Карадаги в Дагестане во всем его мусульманском многообразии - тут и суфии-тарикатисты в зеленых шапочках с особым орнаментом в виде волнистой линии, и люди "Ахль Сунна" в укороченных брюках, и ханафиты, и шафииты, и шииты. Поездка была организована российским Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования, руководство которого очень правильно понимает смысл этой поддержки - не только в денежных грантах, но и в возможности обсудить со знающими людьми сложные темы, наболевшие вопросы. Шейх Карадаги и приехавшие с ним улемы письменно и обстоятельно ответили на 14 непраздных вопросов, приняли участие в дискуссии с оппонентами Духовного управления мусульман Дагестана нас, светских участников поездки, не пустили, спорили за закрытыми дверями. Наконец, сам шейх выступил с пятничной проповедью в забитой до отказа махачкалинской Джума мечети. Но вопросы все сыпались и сыпались. Мусульманское сообщество бурлит. А в Дербенте с вековым упорством готовятся отметить Новруз. И яйца уже накрашены, и в пшеничном блюдечке подрастают росточки, и всевозможные сладости - пахлава, шекербура и прочее - готовятся. Март - месяц праздничный. Только что отметили вполне светский Женский день, ждем народный Новруз. И тут на одной встрече строгий парень с большой кудрявой бородой и в тех самых "салафитских" коротких брюках задает вопрос: - А могут ли соблюдающие каноны мусульмане принимать участие в немусульманских праздниках? Шейх Карадаги спокойно, грамотно, со ссылками на аяты Корана и хадисы Сунны начал объяснять, что если во время праздника вы не участвуете в иных, чем исламские, религиозных обрядах, так празднуйте, не запрещено. Я аж выдохнул. Новруз в очередной раз был спасен. На этот раз от нападок непримиримых. Народный, искренний, красочный, очень театрализованный и совсем не идеологизированный праздник во все века подпадал под преследование господствующей идеологии.
Особенно увлекаются этим заневестившиеся девушки, которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют - останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого. Кроме того, в праздничный вечер с наступлением Навруза принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери, и в зависимости от услышанного приятного или неприятного разговора определять, насколько удачен или неудачен будет наступающий год как для подслушивающих, так и для хозяев. Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за освещенным столом. Стол на Навруз накрывают особый и называют его «хафт-син». Обязательно на столе должны быть семь хафт продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син»: семена руты - сипанд, яблоко - себ, черные косточки - сиахдане, дикая маслина - санджид, уксус - сирке, чеснок - сир и проросшее зерно - сабзи. Кроме того, на стол ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательны большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась. Готовится плов. Но главными на столе будут гуджа и сумалак.
Празднование навруза: каким мусульманам это запрещается
Действительно, праздник Навруз уходит корнями в зороастрийское прошлое иранских народов. Мусульманский праздник Навруз Байрам всегда выпадает на 21 марта. Как государственный праздник Навруз отмечается в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Грузии, Албании, Киргизии, Македонии, Турции, Казахстане.
Новруз в Иране – какого числа, история и традиции праздника
Как государственный праздник Новруз отмечается 21 марта в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Грузии, Албании, Киргизии, Македонии, Турции, Казахстане. Считается, что Навруз стал официальным религиозным праздником зороастрийцев в Ахаменидской Империи (VI—IV века до н. э.), его отмечали народы, населяющие Великую Армению, Ассирию (Месопотамию), Кавказ, Персию и северо-восток Африки – еще до того, как. Навруз – национальный праздник, отмечаемый иранцами практически всех этнических групп и религий.
Навруз – не исламский праздник
За это в течение следующих двенадцати месяцев им дарилась милость высших сил. Во многих государствах Навруз отмечают по-разному. Например, в Иране торжество длится 13 дней, из которых первые пять посвящаются встрече Навруза и посещению родных и друзей. У народов, которые отмечают Навруз, нет определенных подарков на каждый день. Люди вручают друг другу разные подарки, это может быть еда, а может быть и предмет. Существует неписаный обычай — в дни весеннего праздника люди вручают друг другу «долей». Это поднос, в который укладываются праздничные лакомства, сямяни, свечи, хонча и другие вкусности.
Этот поднос нельзя возвращать пустым, так как в этом случае, по народному верованию, дом может лишиться достатка.
Слово Навруз в переводе с фарси значит «новый день», то есть приход Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием. Есть страны, которые отмечают этот день на государственном уровне. Традиция отмечать «Новый день» есть и у российских регионов: Дагестана, Татарстана, Башкортостана. Во время празднования всегда проходят народные гуляния, массовые шествия, концерты, различные кулинарные конкурсы и спортивные соревнования, а также красочные ярмарки и выставки.
Журналисты портала comandir. Дата Навруз в 2023 году, можно ли его отмечать мусульманам У Навруз-байрама есть фиксированная дата. Ежегодно его принято отмечать 21 марта, и 2023 год не стал исключением. До наших времен практически не сохранилась информация о том, когда и как зародилось празднование Навруза. Название праздника можно перевести как «новый день». Это торжество прихода весны по астрономическому календарю, которое имеет официальный статус. С этого времени 21 марта объявлено как Международный день навруз отмечают с 21 по 23 марта , выяснили журналисты comandir. В соцсетях некоторые пользователи распространяют такую информацию: праздник полностью противоречит основам Единобожия Таухида и тот, кто отмечает его, готовится к нему или каким-либо образом принимает участие в праздничном событии — совершает большой грех.
За это они получали угощения, которые накануне в большом количестве выпекала каждая хозяйка. Начинали обход с рассветом, а днем устраивались семейные катания на подводах. Лошадей, подводы украшали, стремясь показать красоту своей лошади, упряжки, продемонстрировать достаток. В деревнях готовили кашу из пшеничной крупы, реже рисовую. У астраханских татар готовили особую кашу, на угощение приглашали соседей. В этот же день или в другой, проводились различные состязания. Подарки для победителей овец, иногда телят, отрезки ткани и др. Главными в состязаниях были конные скачки и борьба [20]. Казанские татары весну встречали праздником «Карга боткасы» «Грачиная каша» , основанном на древнем поверье о том, что весну приносят на своих крыльях грачи. Семантика этого праздника очень близка Наврузу: дети ходят по дворам с «частушками», пожеланиями хорошего урожайного года и собирают крупу на коллективную кашу. Каша всегда готовится на специально отведенном месте, все желающие принимают участие в этой трапезе. Детям устраиваются разные игры-состязания, собранные с подворья яйца, свариваются вкрутую, и их катают с холма. Данный праздник в некоторых населенных пунктах Заказанья до сих пор сохранился с полной семантической структурой. Зарь-зарь, на зарю! И молока, и масла! Но главной причиной потери Науруза у татар являются особенности климатической зоны проживания народа: более позднее в сравнении со Средней Азии наступление весны и соответствующего цикла сельскохозяйственных работ. Некоторой альтернативой Наврузу у татар стал выработанный народом богатый комплекс обрядов и праздников, так или иначе связанных с определенными сезонами или природными явлениями «боз карау», «боз багу» — обряд, связанный с ледоколом, «ала карга» — обряд, проводимый до сева, Сабантуй и пр. Однако, он никогда не праздновался широко и со временем практически был предан забвению. Несмотря на утрату Навруза у татар, в отличие от народов Средней Азии, праздник может стать символом объединения и тюркского мира и народов,проживающих в Республике Татарстан, имеющих глубокую общую историю и многообразие праздничных традиций. В нынешнее время в Республике Татарстан Науруз начали отмечать с 1987 года.
Навруз – не исламский праздник
Что это за праздник У зороастрийцев культивировалось многобожие, они поклонялись собственно Заратустре, Ормузду «Богу Мудрому» , верили в Ашу изначальный вселенский Закон добра и гармонии и Дружду антитезу Аши. Исповедовали культ огня в Навруз полагалось перепрыгивать через костры, считалось, что огонь очищает от грехов. Распитие спиртного у зороастрийцев в этот праздник также было заведено. Кандидат философских наук Айдын Али-заде, описывая особенности празднования Навруза, отмечает, что зороастрийцы переняли от индоариев ритуалы поклонения духам покойных предков, а огни у них имели особую иерархию.
До сих пор в Иране и Средней Азии сохранились традиции отмечать Навруз — с факельными шествиями, песнями, прыганьем через костры и купанием в реке. Зороастрийцы в свое время к этому празднику специально проращивали семена злаковых растений, что и сегодня практикуется в среднеазиатских государствах, в Азербайджане и Иране. Также там сохранился ритуал, связанный с крашеными яйцами, символизирующими зарождение жизни — они присутствуют в Навруз на праздничном столе.
Почему праздник не исламский Как и в православии, языческая «карта» в исламе «побивается» цитатами из мусульманских священных текстов, в которых четко прописана основа верования этой религии.
Специально к празднику на больших блюдах проращивают зерно — «семена». Яркие зеленые ростки пшеницы или ячменя символизируют пробуждение земли, начало новой жизни. В ритуал праздника также входит детское колядование и гадания девушек. У разных народов Дагестана гадания проходили по-своему: гадали на камнях, на фасоли, с помощью обручального кольца, на обжаренных семенах ячменя.
Горские девушки и женщины обычно гадали на удачное замужество, на богатый урожай, на житейское благополучие и здоровье. Сабнова девушки тайно слушают, о чем говорят домочадцы в соседних домах, потом услышанное толкуют, как пророчество, поэтому в дни празднования Новруза в домах было принято вести радостные беседы, не ссориться. Символом праздника является ветка, которая называется «шах табаг» или «бег-даг», украшенная платками, сладостями. Главная героиня представления — дочка весны, или Бахар-гызы по-азербайджански, которую хором вызывают все участники.
Марджани, К. Насыри, Н.
Это было время активизации народного творчества: формировались группа юношей, реже мужчин, которые заранее готовили благопожелания — разучивали из записанных ранее благопожеланий, составляли новые, иногда для кого-то персонально. Действо заключалось в обходе домов с декларированием подготовленных благопожеланий. За это полагалось требовалось вознаграждение — продуктами, гостинцами, деньгами. Были и локальные варианты празднования у сибирских, астраханских татар. Мухаммедовой в 1970 году во время фольклорно-этнографической экспедиции в Сабинский район. По сведениям этого периода, день нового года у них носил иранское название Навруз, то есть Новый год.
Однако в его праздновании участвовали в основном шакирды, получившие образование в Средней Азии. В некоторых регионах компактного проживания татар Навруз отмечали до начала XX столетия. Ряд фольклорных памятников сохранились до наших дней. От вас нам — угощения. Да будет благославен Навруз! Молодежь устраивала игры и состязания, во время которых выбирали самую красивую и нарядную девушку села, которая получала титул Наврузбике тат.
Она, олицетворяя образ весны, вступала в противоборства с персонажем, олицетворявшим уходящую зиму — ряженым в старика Кыш-Бабаем. Для татар не характерно приготовление блюда сумаляк суманак , которое является обязательным атрибутом Навруза у народов Средней Азии. Празднование дня весеннего равноденствия сохранялось лишь в отдельных районах проживания татар, в частности в аулах Астраханской, частично Тюменской, Омской областей астраханские, сибирские татары. А вот форма проведения этого праздника заметно различалась [23]. Особенности празднования Навруза у различных групп татар У сибирских татар Тобольский куст празднование сводилось к коллективному обходу домов с новогодними пожеланиями, в котором принимали участие либо дети, либо все желающие. За это они получали угощения, которые накануне в большом количестве выпекала каждая хозяйка.
Праздник продолжался 13 дней и завершался выходом в поле. Упавшие на участников церемонии солнечные лучи рассматривались как знак счастья и благополучия в течение предстоящего года. Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В «среду радости» последнюю среду перед Наврузом на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров.
В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов. В ночь перед Новым годом садятся за стол, на который ставят новую посуду. На праздничном ковре расставляют хафсин — семь предметов, название которых по-персидски начинаются на букву «син» : яблоко, чеснок, уксус, зерно, зеленые колосья, руту, плоды лоха. Ритуальная пища символизирует плодородие природы и человека и служит своего рода приношением солнцу.
Обязателен также бокал воды с живой рыбкой.
Новруз в Иране – какого числа, история и традиции праздника
праздник начала нового года. Большинство людей считают Навруз Байрам мусульманским праздником, поэтому даже не интересуются его традициями. Главная» Новости» 21 марта праздник у мусульман. Помимо персоязычных государств праздник Навруз широко отмечают в странах Центральной Азии, на Кавказе, в России, Турции, Пакистане, Ираке, и даже в регионах Балкан и Индийского субконтинента. Главная» Новости» 21 марта праздник у мусульман. Праздник Новруза в Азербайджане отмечается очень весело и богато, ведь согласно поверьям, изобилие и многочисленность блюд на столе должны обеспечить материальное благополучие семьи в новом году.
Какого числа отмечается Навруз в 2025 году
- В Самаре мусульмане отмечают праздник прихода весны Навруз
- Какой праздник отмечают мусульмане 21 марта: история и традиции Новруз-байрама
- Что такое навруз праздник у мусульман
- Иранский новый год по солнечному календарю
- Как отметить Новруз Байрам
Как мусульмане отмечают Новруз-Байрам — что означает праздник
Из всего вышесказанного становится очевидным, что Навруз это языческий культовый праздник и что мусульманину запрещено праздновать его. Как мусульмане отмечают Новруз-Байрам — что означает праздник. Из всего вышесказанного становится очевидным, что Навруз это языческий культовый праздник и что мусульманину запрещено праздновать его. Иранец по имени Мулло бен Ханис, которому покровительствовал Имам Джафар Содик, включил праздник Навруз в тридцатидневный месяц лунного календаря. Навруз: что за праздник и кто отмечает.