Изучением православного богослужения в духовных учебных заведениях занимаются на уроках литургики. Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении. Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении. Православное богослужение распределяется по часам, дням, седмицам (неделям) и месяцам.
Порядок церковных Богослужений
На шестом часе после тропарей часа добавляется ветхозаветная паремия с прокимном отрывок текста Ветхого Завета, как правило, из книги пророка Исайи. Перед заключительной молитвой в конце каждого часа священник произносит молитву Ефрема Сирина с земными поклонами. Великопостные тропари по содержанию указывают на основное смысловые темы каждого Часа: 1-й час — утренняя молитва, — «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Служатся особым образом посреди храма с открытыми царскими вратами, с каждением на каждом часе. В случае, когда Навечерие Рождества или Богоявления попадает на субботу или воскресенье, Царские часы переносятся на день-два назад — на пятницу. По сравнению с обычными часами они имеют следующие особенности: в каждом из часов два псалма из трехпсалмия подобраны специальным образом и только один - обычный; после тропарей дня добавляются несколько стихир с припевами, прокимен, чтение паремии из Ветхого Завета, отрывка из Апостола и Евангелия. Все часы читаются вместе один за другим, а после 9-го часа к ним добавляется последование «изобразительных», входящее, в данном случае, в чинопоследование Царских часов. Имеет особый праздничный вид, без псалмов и молитв, ислужится в период пасхальной Светлой седмицы, заменяя обычное последование любого из часов.
Далее следуют стихи из 118-го псалма ст.
Кондак на службе Часа читается всегда один; если их два, то они чередуются: на Первом Часе один, на Третьем — другой, на Шестом опять первый, на Девятом — второй. Священник произносит Великий отпуст, если служба была Вседневная, так как в этом случае Первым Часом заканчивается служба Утрени. Помимо указанных воспоминаний общий характер этой службы состоит в выражении благодарственных чувств Господу за наступивший день, просьба, молитва о наставлении на путь, угодный Богу, в течение грядущего дня. В связи со временем утра и с указанными воспоминаниями положены на Первом Часе определенные псалмы, в которых излагается утренняя молитва, раскрываются свойства врагов, которыми Спаситель был оклеветан и осужден Пс. Затем говорится о том, что, когда настанет утро вечности, тогда Господь истребит всех грешников, чтобы во святом граде, то есть Небесном Иерусалиме, были одни святые Пс. Первый Час стоит в числе дневных суточных служб уже в древнейших греческих памятниках 8-го века, то есть почти со времени возникновения современного суточного Богослужебного круга. Источники службы Первого Часа восходят к временам еще более древним. О молитвенной встрече дня говорит святой Василий Великий, и псалмы, им приводимые, есть именно псалмы Первого Часа.
На Западе Первый Час становится известным с 6-го века в уставе святого Бенедикта. В Синайском и Эфиопском Часословах, как утверждает Е. Отсюда становится ясно, что Первый Час органически связан с Утреней и что исполнение его идет непосредственно вслед за нею. Для нашего времени эти указания имеют глубокое историческое основание. Никольский придерживается несколько другого мнения. Князья киевские, пораженные этим чудом, вскоре приняли крещение.
В связи со временем утра и с указанными воспоминаниями положены на Первом Часе определенные псалмы, в которых излагается утренняя молитва, раскрываются свойства врагов, которыми Спаситель был оклеветан и осужден Пс. Затем говорится о том, что, когда настанет утро вечности, тогда Господь истребит всех грешников, чтобы во святом граде, то есть Небесном Иерусалиме, были одни святые Пс. Первый Час стоит в числе дневных суточных служб уже в древнейших греческих памятниках 8-го века, то есть почти со времени возникновения современного суточного Богослужебного круга. Источники службы Первого Часа восходят к временам еще более древним. О молитвенной встрече дня говорит святой Василий Великий, и псалмы, им приводимые, есть именно псалмы Первого Часа. На Западе Первый Час становится известным с 6-го века в уставе святого Бенедикта. В Синайском и Эфиопском Часословах, как утверждает Е. Отсюда становится ясно, что Первый Час органически связан с Утреней и что исполнение его идет непосредственно вслед за нею. Для нашего времени эти указания имеют глубокое историческое основание. Никольский придерживается несколько другого мнения. Князья киевские, пораженные этим чудом, вскоре приняли крещение. На 3-м Часе который соответствует у нас 9-му часу утра воспоминаются события из последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругание над Ним и бичевание Его после суда у Пилата. Кроме того, 3-й Час посвящен воспоминанию события сошествия Св. Духа на Апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы. На 6-м Часе который соответствует у нас 12-му часу дня совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа нашего Иисуса Христа.
Чтобы узнать время начала служб, нужно посмотреть в храме расписание Богослужений, спросить у священника или посетить интернет-сайт церкви. Во сколько начинается служба в церкви сегодня, в буднии дни Во многих храмах и в будни служатся вечерние и утренние Богослужения. Время их начала указано в Расписании Богослужений, чаще всего вывешенном на доске объявлений возле храма. О времени начала крещений, венчаний и других треб частных служб можно узнать непосредственно у священника. Во сколько начинается служба в церкви в праздничные дни Как правило, больше всего прихожан посещают церковь в праздники. Чаще служб в эти дни больше, чем обычно. Время начала Богослужений в каждой церкви отличается, и узнать расписание лучше всего непосредственно на месте. Во сколько начинается служба в церкви в субботу Именно в субботу вечером в церкви служится воскресная утреня с елеопомазанием. Этот обряд изображения креста на лбу верующих символизирует излияние на помазуемого Божией милости. Поэтому на такой службе особенно людно, зачастую родители приносят и маленьких детей. Данная служба обычно начинается вечером, например, в 17. Субботняя Литургия служится утром до полудня обычно в аналогичное время, что и в будни. Сколько идет служба в церкви Служба может идти несколько часов или несколько десятков минут — все зависит от вида Богослужения. Например, Литургия может длиться с раннего утра и почти до обеда, а Панихида после нее может быть относительно короткой. Во сколько начинается вечерняя служба в церкви Вечернее богослужение в приходских храмах обычно состоит из вечерни, а также утрени и первого часа. Иногда сюда входят, например, Акафисты. Обычно вечерняя служба начинается в 17. Во сколько заканчивается служба в церкви Суточный круг богослужений в некоторых монастырях можно назвать непрерывным. А вот во многих небольших храмах в день могут быть всего несколько служб: с утра — Божественная Литургия, позже — вечерня и утреня. Литургия заканчивается приблизительно до полудня — например, в 10 или 12 часов. Вечернее богослужение чаще всего завершается примерно в 19-20 часов. Есть ли у церкви выходной В крупных храмах службы происходят ежедневно. В небольших городах и поселках нетрудно найти церкви, в которых нет служб в будни. Однако в эти дни без проблем можно обратиться к священнику, скажем, с просьбой помочь подготовиться к Крещению или дать совет в сложной жизненной ситуации. Скорее всего, несмотря на отсутствие службы, священник назначит вопросившему встречу в храме. Требы венчания, отпевания и прочие в таких церквях также могут быть назначены на будний день. Так что можно с уверенностью сказать, что у церкви выходных нет. В какие дни церковь может не работать Одно из условий, необходимых для совершения литургии — это присутствие прихожан. Так что если церковь в будний день посещают только священник и хористы — Литургия в таких храмах не ежедневная. Может не служиться и утреня, и вечерня, так что церковь в будни, например, в малочисленном поселке может быть закрыта. Однако субботним вечером, а также воскресным утром службы совершаются во всех церквях. Расписание посещения церкви Если службы совершаются во все 12 месяцев года, еженедельно и ежедневно — неужели православный христианин обязан посещать все без исключения? Конечно же, это не так. В Библии упоминается, что главное — это посещать воскресные службы, то есть совершающиеся субботним вечером и воскресным утром. Также большое значение имеет посещение служб в дни православных праздников, во время Страстной недели в Великий Пост — их желательно не пропускать без особых причин. Важно регулярно искренне исповедываться и причащаться, и тогда по мере воцерковления у христианина будет возникать желание все чаще бывать на службах. Ведь православный, старающийся жить по Заповедям Божьим, уделяющий особое внимание молитве и участвуя в Таинствах, в церкви чувствует особую Божественную Благодать. Именно она призывает миллионы верующих при каждой возможности спешить в храм и без усталости, с радостью молиться на долгих службах. Так что расписание посещения церкви — это очень индивидуальный, личный вопрос.
Что такое изобразительные часы в православии
Литургия в круг ежесуточных служб не входит, поскольку является «службой служб», то есть самым главным богослужением, и может совершаться в разные часы дня и ночи. Все остальные службы чаще всего привязаны к восходу или заходу солнца. Суточным кругом богослужения называются службы, которые совершаются ежедневно в течение суток. Православное богослужение распределяется по часам, дням, седмицам (неделям) и месяцам. Богослужебные часы. Часами именуются краткие богослужения суточного круга, соотнесенные с определенным временем дня по древнему израильскому и римскому исчислению времени. Службы часов – воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (суда, страданий и смерти Спасителя) и Сошествия Святого Духа на апостолов.
ЧАСЫ (в богослужении)
Краткое объяснение православных богослужений | Часы́ — четыре (по числу древних страж) последовательных христианских богослужения, подобранных соответственно к каждой четверти дня. |
ЧАСЫ (в богослужении) | это... Что такое ЧАСЫ (в богослужении)? | Новости. Богослужение. |
Как ходить на всенощную за вдохновением, а не с усталостью
Возможно, по той причине, что в эти часы совершились столь печальные события в жизни Спасителя, службы часов являются наименее торжественными. Что воспоминается на каждом из часов, отражено в псалмах частично и в тропарях после псалмов и после «Отче наш» каждого часа. Эти тропари напечатаны на ряду в Часослове. Выражение «на ряду» означает, что песнопение, молитва или информация полностью напечатаны в той или иной богослужебной книге в том месте и в таком порядке, как они должны исполнятся на службе и их не нужно искать в приложениях или других дополнительных книгах. В современной практике службы часов не совершаются каждая отдельно одна от другой в 7. Как уже было сказано выше, службы часов присоединяются к другим службам. Так, утром 3-й и 6-й часы читаются перед Литургией, вечером 9-й час читается перед вечерней, а 1-й час присоединяется к утрени.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
И ныне, и присно, и во веки веков. Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем 3 раза ». По молитве «Ослаби, остави» тоже принято полагать поклон поясной или земной — по дню , хотя на это и нет указания в Уставе, но существует древняя благочестивая традиция. Изобразительны — это песнопения и молитвы полной литургии, совершаемые мирянами. Изначально такие службы «мирским чином» проходили, если на приходе не было священника, сейчас же — они своего рода напоминание о литургии, которая не служится в будние дни Великого Поста детали. Кроме знакомых псалмов и молитв, и здесь можно услышать особые песнопения и чтения из Библии — с первой седмицы поста начинается чтение Книги Бытия, ее первых глав, повествующих о Сотворении Богом мира и человека — и за тем о его грехопадении и жизни людей, ожидавших спасения свыше. Молитвой св. Ефрема Сирина заканчивается вечерня. НО не спешите уходить из храма.
Лития В самом конце богослужения, которое совершается в понедельник, вторник и четверг Великого поста будет лития — краткая панихида. Это органичная и обязательная часть великопостных церковных молитв, а не просто «треба» по просьбе прихожан. Вот в воскресенье, к слову, никаких панихид не положено хотя иногда батюшки совершают их ради народа.
Например, утренний канон начинается в 6 утра по гражданскому времени, а каждая последующая молитва произносится через определенный промежуток времени — полчаса или час.
Кроме того, часы используются как указатель на то, какое время года находится в данный момент. Например, осеннее время отмечается цветами листьев на циферблате, а зимнее — изображением снежинок. Различные виды часов в православной церкви В зависимости от службы, для которой они предназначены, часы могут иметь различный дизайн и функционал. Например, наиболее распространенными являются трехчасовые часы, которые используются во время утренних богослужений и показывают время до начала следующей молитвы.
Также есть специальные часы для вечернего богослужения, которые помогают священнослужителям соблюдать порядок в ходе службы. Какие еще функции выполняют часы в православном богослужении?
Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов 5, 89, 100 , нескольких молитв и тропарей. Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб.. Тексты третьего часа примерно 9 утра тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории — суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. Духа на апостолов, последовавшее точно в этот час«.
Третий час также состоит из трех псалмов 16, 24, 50 , нескольких тропарей и молитв. Шестой час примерно 12 дня посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он» Мф 27:45-47. Все три псалма 53, 54 и 90 описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов. В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией священник в это время совершает в алтаре проскомидию. Довольно часто к ним примыкает и Девятый час примерно 15 часов , который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: "И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
Азы православия: церковное богослужение
На службе 1 Часа полагается читать 5, 89 и 100 псалмы, на 3 — 16, 24 и 50, на 6 — 53, 54 и 90, на 9 — 83, 84, 85. Различают Часы великопостные, великие царские , пасхальные и вседневные. Великопостные Часы совершаются в среду и пятницу Сырной седмицы, будние дни всех седмиц Великого поста см. Великие Часы служатся в Великую пятницу и перед праздниками Рождества Христова см. Пасхальные Часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. Вседневные Часы совершаются во все остальные дни года. В латинском обряде см. Ежедневное совершение каждого из них будь то общинное или индивидуальное со временем было признано обязательным для каждого клирика, включая малые чины, и для монашествующих. Соответствующие богослужебные тексты содержались в «Бревиарии см. В результате реформы, осуществленной после 2-го Ватиканского собора см.
Суточный круг богослужений открывается Предначинанием Invitatorium , за которым следуют Хвалы утренние Laudes Matutinae; в среде русских католиков именуется просто «Утреней см. К ней может также присоединяться Час чтений см. В середине дня совершается Дневной Час Hora media , который, в зависимости от времени, когда его совершают, может называться Часом третьим ок.
Изначально всенощное бдение было богослужением, которое предваряло большие праздники, для того чтобы все время дня и ночи было посвящено молитве, радостной встрече с Богом, напоминает отец Алексей. Все тексты, все молитвы, все гимны, псалмы — это рассказ о Боге. Это соборное действие, когда люди друг другу рассказывают, какой замечательный и прекрасный наш Бог. Неслучайно 103-й псалом, с которого начинается служба, это хваление: «Благослови, душе моя, Господа». Структура всенощной может сперва казаться запутанной, но любое богослужение — и вечерня, и утреня, и литургия, и даже молебен с панихидой, строятся по одному принципу: вхождение, предстояние и отпуст, объясняет отец Алексей. По смыслу это радость входа к Богу, радость предстояния перед Его престолом, радость от совершения совместной молитвы, плоды которой мы понесем с собой в мир.
Кроме того, помимо изменяемых частей у всенощного бдения есть и неизменяемые, которые повторяются из раза в раз. Постепенно они становятся все более знакомыми и понятными. Разобраться в тонкостях Устава можно с помощью интернета и специальной литературы, но отец Алексей советует искать прежде всего живых наставников: «Мне больше нравится, когда объясняет человек, у которого в глазах вдохновение. Книжек много, но, по моему опыту, часто люди не воспринимают прочитанное как некую цельность. Лучше всего когда есть учитель, проповедник или какие-то приходские беседы о богослужении». Как стать полноценным участником богослужения? Следить за текстом и благодарить Бога «Еще один источник вдохновения на всенощном бдении — его тексты, — отмечает отец Алексей Власов. Это пир славословия, пир исповедания веры как радостного преломления всех граней жизни». Вечерня и утреня — это богослужения благодарения и своего рода благословение времени, напоминает священник.
Уклад жизни традиционных обществ подразумевал утренний выход на работу и возвращение с работы вечером, это сопровождалось молитвой. Вечерние и утренние молитвы из нашего молитвослова содержат больше аскетического самоанализа и покаяния, чем благодарения Господа, отмечает отец Алексей. Поэтому всенощная нашу потребность в благодарении Бога помогает восполнить, а благодарственный настрой, в свою очередь, способствует тому, чтобы быть активным и вдохновенным в молитве — и домашней, и храмовой. Но чтобы в полной мере насладиться текстами всенощного бдения, их надо понять, что удается далеко не всегда — читать могут неразборчиво, обороты церковнославянского языка могут быть не ясны и так далее.
Апостолы считали, что новое учение предназначено для всех людей, вне зависимости от их происхождения. В рамки иудаизма и Храма оно уместиться в принципе не могло, да это было и не нужно. Считалось, что служить Господу можно во всем мире. Первые службы представляли собой чтение псалмов, молитвы, проповедь и воспоминание о Тайной Вечере. Последнее наиболее важно — это было воспоминанием о событиях, предшествовавших казни Христа. Оно сопровождалось преломлением хлеба и вкушением вина, которые символизировали тело и кровь Господню.
Позже это станет таинством, называемым Евхаристией. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. В Евангелии от Луки упоминается и продолжение его слов — «сие творите в Мое воспоминание». С тех пор вкушение тела и крови Христовой является неотъемлемой частью богослужения. Развитие в первые века Распространяясь по Средиземноморью, христианство все больше приобретало черты всемирного учения. Этому способствовала греческая философия, органично вошедшая в богословские труды апологетов. Богослужебный обряд тоже приобретает эллинские черты. Например, хоровое пение, сопровождающее службу, идет именно с Балкан.
Постепенно выделяется группа служителей Церкви, причем соблюдается преемственность рукоположения. Несмотря на то что обряд в своих ключевых чертах следовал службе в иерусалимском Храме, в него вкладывался иной смысл. Важными отличиями христианского богослужения от иудейского являются следующие: неприятие кровавой жертвы — хотя алтарь присутствует; доступность рукоположения для любого христианина, а не для потомков Аарона; местом служения может быть весь мир; расширились временные рамки службы — христиане молились и ночью. Подобное отношение к службе не было случайным. Иудей считался праведным постольку, поскольку соблюдал Закон Моисеев и был верен его букве. Христианин следовал не букве, а духу, и более важным для него была сама вера. После легализации вероучения при Константине Великом христианам были подарены здания храмов, и богослужение начинает развиваться в современном направлении. Появляется служба по часам, утверждается список таинств, систематизируются требы — Крещение, Венчание, Помазание, входит в практику всенощное бдение накануне Пасхи. Но центральным таинством так и остается Евхаристия, ставшая основой Божественной литургии. Структура и практика служб Чтобы иметь представление о том, по какому принципу строится расписание богослужений, стоит вспомнить, что оно имеет истоки в Ветхом Завете, и сутки в Церкви исчисляются несколько иначе.
Они начинаются в 6 часов вечера, а не в полночь. Понятие о богослужебных часах Часами в богослужении называется молитва, приуроченная к определенному времени суток. В храме она занимает около пятнадцати минут и призвана оторвать внимание молящегося от повседневных забот. Эта практика ведет свое начало с древности: известно, что апостолы молились в установленные для этого часы. Суточный круг богослужений можно представить так: Слово «стража» употреблялось еще в древнем Израиле — по такому расписанию менялась охрана у населенных пунктов. Время тогда определяли по положению солнца над горизонтом, но в современной практике чаще пользуются обычными часами. Между молитвами, приуроченными ко времени, и совершается то или иное богослужение. Суточные богослужения и их названия Условно все богослужения в церкви можно поделить на: вечерние; утренние; дневные. К первым относятся вечерня и повечерие. Начинается вечерня в 17 часов, то есть за час до начала новых суток.
Это знак того, что все должно служить Богу. Священник в алтаре читает светильничные молитвы, их семь, по числу библейских дней творения. Хор поет стихи 103-го псалма, прославляющего Творца: «Благослови, душе моя, Господа! Благословен еси, Господи». В образном и поэтическом псалме упомянуты даже ослы онагри , зайцы, олени, цапля еродия , лев, а также кит. Мир был сотворен для человека, но человек нарушил Божью волю — совершил грех, исказивший все мироздание. Человек потерял рай, где общался с Богом. В знак этого царские врата закрываются. В мире человек оказался изгнанником, но Бог не оставил его.
Сразу же за грехопадением Он обещал пришествие в мир Спасителя — и это исполнилось в Рождестве Христовом. И теперь в Церкви нам вновь открылось богообщение, мы на пути в Небесное Отечество и обращаем к Богу наше моление. Начинается церковная молитва, состоящая из множества прошений, — ектения. Первая ектения на вечерне, утрене и литургии называется великой, потому что она больше малой, которая является ее сокращенным вариантом, или мирной, потому что она открывается призывом «миром Господу помолимся». Слово «мир» несет в себе разные значения, а в церковнославянском языке имеет и два разных написания. После грехопадения человека этот мiр перестает быть Божиим, уходит от Бога. Но Бог так любит Свое творение, что Сам приходит в мiр, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И посреди падшего мiра человек может обрести мир Христов, быть с Богом. Мира Христова, с которым мы призваны молиться, мы просим у Бога как дара.
Об этом первое прошение ектении: о «свышнем мире» мире, дарованном свыше и о том, что должно стать его плодом, о самом главном — «о спасении душ наших». Душа в Священном Писании — это не только невидимое начало в человеке, но и весь человек во всей его психофизической полноте. Господь есть Спаситель и души, и тела, и мы «чаем» то есть ждем с надеждой воскресения мертвых, то есть будущего, при Втором Христовом Пришествии, восстановления тел умерших из праха и соединения их с некогда отошедшими к Богу душами. Спасение и есть цель и смысл человеческой жизни: соединиться с Христом Спасителем, Богом Живым, над Которым не властна смерть и в Котором мы обретаем жизнь вечную. Испросив у Бога важнейшее — спасение, мы молимся о мире, в котором пребываем, а также о Церкви, в которой живем и спасаемся: «О мире всего мира, о благостоянии пребывании в добре святых Божиих Церквей и соединении всех». Соединение всех — это единство людей в Боге. Соединяясь в таинствах и молитвах с Господом, мы оказываемся перед удивительной возможностью быть в духовном единстве со всеми христианами, дальними и ближними, живыми и усопшими — со всеми, кто составляет Единую Христову Церковь. Церковь Христова. Икона Прошения великой ектении идут от самых главных к более частным: помолившись о всей Церкви, мы молимся о храме, в котором собрались на службу, о своем приходе, обо всех, кто «с верою, благоговением и страхом Божиим» вошел в этот храм.
Страх Божий — это духовная категория, высшая форма благоговения перед святостью Божьей, боязнь оскорбить Бога неподобающим чувством или помышлением. Каждый приход — частица Поместной Церкви, поэтому далее мы поминаем в молитве церковную иерархию. Мы молимся о том, кто возглавляет Русскую Православную Церковь, — о Святейшем Патриархе Московском и всея Руси; о епископе, который управляет нашей церковной областью — епархией; о пресвитерах, диаконах и «всем причте и людях» — обо всех церковных служителях и обо всех людях, которые составляют нашу Церковь. Вслед за этим мы молимся о «богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». За две тысячи лет, прошедших от Рождества Христова, отношение власти к Церкви менялось не раз, но сама Церковь Христова всегда молится и о стране, в которой пребывает, и, по апостольской заповеди, о власти: как о той, которая ее поддерживает, так и о той, которая ее гонит. Церковь живет в истории, сосуществует с разными формами общественной и государственной жизни; все они «прейдут» — закончатся, а Церковь «пребудет вечно», и от «мира сего» останется лишь то, что будет воцерковлено, освящено и приведено к Богу — станет «миром Божиим».
Божественная литургия: ее часы, содержание и последовательность
Радостное богослужение перерастает в покаянное моление о прощении грехов. Изучением православного богослужения в духовных учебных заведениях занимаются на уроках литургики. Богослужебные Часы (службы 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов) – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время и установлен Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными часами свои особенности.
Азы православия: церковное богослужение
Изучаем чинопоследование часов | Ежесуточный круг православных богослужений включает в себя девять служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы и литургию (обедню). |
12. Часы и Изобразительные. Литургика | На сайте публикуются последования воскресных и праздничных богослужений наряду в Изначально сайт задумывался в помощь духовенству и клирошанам небольших приходов. |
Ликбез: что такое Царские часы в богослужении? / Слово Божие | Каждое в отдельности богослужение заключает в себе три церковных службы: в вечерню вошли девятый час, вечерня и повечерие; утреня состоит из полунощницы, утрени и первого часа; обедня начинается третьим и шестым часами и затем совершается самая литургия. |
Богослужение - что такое Царские часы? | Дышу ПравославиемДышу Православием | Краткая история состава службы часов. Исследователи истории богослужения предполагают, что во 2-ом веке трижды в день читалась молитва «Отче наш», в 3-ем веке кроме нее пели псалмы с припевом одного стиха и «Аллилуйя» и часам были усвоены определенные. |
Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении.
Православная вечерняя служба. Согласно Церковному Уставу (Типикону), все богослужения суточного круга должны совершаться отдельно друг от друга в течение дня и ночи – по определённому расписанию, через каждые несколько часов. Схема суточный круг православного богослужения. Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Затем звучат тропари Кресту с богородичном и следует краткая сугубая ектения из 4-х прошений, произносимая священником, который после этого с кадилом у престола дает возглас «Слава Святей…» к началу Утрени и читается Шестопсалмие. В составе бдения вступительная часть отсутствует, а Утреня начинается сразу с Шестопсалмия. По монастырским уставам — это время «умной молитвы». Ядром Шестопсалмия является 62 псалом, — «Боже, Боже, мой к Тебе утренюю…». Плюс к этому на вседневной великопостной Утрени добавляются специальные «троичные песни» по гласу. Сегодня в будние дни Великого поста канон поется с библейскими песнями. В случае вседневной утрени после чтения Славословия сразу следует просительная ектения. И далее добавляются Стиховные стихиры то есть со стихами , после которых следует чтение «Благо есть…» и «Трисвятое по Отче наш…», поются дневные тропари и сугубая ектения.
В будние дни Великого поста к концу Утрени добавляется, как и на вечерне, молитва «Небесный царю…» и молитва Ефрема Сирина, произносимая священником, с земными поклонами. Полиелей на праздничной утрени Полиелеем именуют многосоставную праздничную часть утрени, получившую свое наименование от первого своего элемента — так называемых полиелейных псалмов 134 и 135. В 17-й главе Типикона дается дословный перевод слова «полиелей» — «многомилостиво». Происходит этот термин от рефрена 135-го псалма: «Яко в век милость Его», который присутствует в каждом стихе данного псалма. Многократное повторение припева: «Яко в век милость Его», и закрепило в Уставе, в качестве особой литургической категории, понятие полиелея, ставшее синонимом праздничного богослужения. Следует отметить, что применительно к реалиям приходского богослужения наименование «многомилостиво» не совсем корректно, поскольку каждый полиелейный псалом, по Уставу исполняемый на утрене полностью, как правило, сокращается до двух первого и последнего стихов. Такое урезанное пение полиелейных псалмов, будучи зафиксированным в многочисленных нотных изданиях, прочно вошло в певческий обиход большинства приходских храмов.
Поскольку в момент совершения полиелея в храмах обычно зажигается множество светильников, и тратится много елея, термин «полиелей» зачастую стал объясняться как «многомаслие» тем более что греческие слова «милость» и «масло», «елей» — созвучны. На распространение исторически и литургически не совсем верного толкования также повлиял принятый в русской приходской практике обычай совершения в этот момент службы чина елеопомазания, который, если строго следовать предписаниям Устава, должен совершаться после утрени. История и современная практика Канона Утрени. Канон в своей идеальной уставной форме представляет собой сложную цепь ветхозаветных библейских песен, cсоставляющих «скелет» канона, переплетенных с небольшими христианскими песнопениями ирмосами и тропарями. Он обрел свою завершенную форму в византийском богослужении в кон. К сожалению, в современной практике за исключением периода пения Постной Триоди Каноны обычно исполняются без использования библейских песен, но структура Канона сохраняется в виде песен, которых насчитывается 9, причем вторая песнь обычно отсутствует, — она имеется только в канонах Постной Триоди. Причина отсутствия второй песни не вполне ясна, хотя обычно указывают на остро обличительный тон 2-й библейской песни в ранней христианской традиции и, посему, её не всегда использовали.
Тексты самих библейских песен находятся во второй части Следованной псалтири. По уставу на каноне может насчитываться до 14 тропарей считая вместе с ирмосом. Припевами должны служить стихи библейских песен, в текст которых между стихами добавляются Ирмос и тропари. Но в сегодняшней практике кроме периода пения Постной Триоди обычно библейские песни не употребляются, а припевы используют общего христианского содержания, такие как, например, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Слава Господи Святому Воскресению Твоему», «Святый … моли Бога о нас», «Пресвятая Богородице спаси нас» и т. Ирмос греч.
На ней верующие причащаются Святыми Дарами, освященными раньше, на других видах Литургий. Литургия Василия Великого. Такой вид обедни совершается в некоторые Великопостные дни, накануне или во дни праздников Рождества Христова, а также Крещения. Также она служится в день памяти свт. Василия Великого. Литургия Иоанна Златоуста. Она совершается во все остальные дни года. Когда служится Литургия Второе название Литургии — обедня. Эта служба носит такое название, так как должна совершаться в предобеденное время, до полудня, между шестым и девятым часом. Иногда литургия затягивается до самого обеда — например, в пост и праздники, когда к Причастию приступает огромное количество людей. Сколько длится Литургия В среднем Литургия длится до 4 часов, но может ограничится и двумя часами. Продолжительность увеличивается, если, например, много прихожан исповедуется и причащается, если совершается обряд введения младенцев и матерей в храм после родов, если служба минимально сокращается обычно в монастырских храмах она длится гораздо дольше, чем в обыкновенных церквях. Многое зависит от хора и непосредственно от регента, от выбранных распевов. Также немаловажна и длительность проповеди. Как правило, в праздники, в воскресные и великопостные дни служба длится дольше. Расписание Литургий в храме Опаздывать на литургию — грех. Поэтому, чтобы прийти вовремя, прихожане должны ознакомиться с расписанием литургий. Его обычно публикуют на доске объявлений и или на сайте храма. В церквях с небольшим количеством прихожан Литургии зачастую служатся только в воскресния и дни праздников, а также ежедневно на Страстной неделе перед Пасхой. В крупных церквях, в соборах с многочисленным количеством прихожан и в монастырях Литургии служатся ежедневно. В праздничные и воскресные дни в таких церквях особенно если на одном участке расположены несколько храмов бывает по 2-4 Литургии. Пример расписания литургий в монастыре: 6. Литургия в Родительскую субботу Родительские субботы — это дни особенного поминовения усопших православных. Отличаются они прежде всего заупокойными богослужениями — литиями, панихидами, парастасами. Основные молитвы за почивших христиан возносятся накануне в пятницу. Однако по читаемым тропарям, канонам и стихирам литургии родительских суббот также отличаются. В эти дни большинство прихожан стараются подавать записки и ставить свечи об упокоении, молятся об усопших родственниках и всех прежде почивших православных христианах. Литургия в дни Великого Поста В Великопостные дни обедня зачастую длится гораздо дольше, чем в другие периоды, ведь огромное количество верующих желают исповедоваться и причаститься. Особенные проповеди, необыкновенные службы в Вербное Воскресение и в дни Страстной Недели — все это побуждает множество даже невоцерковленных людей посещать церковь. Что означает заказать Литургию В православной церкви повсеместно можно заказать некоторые службы — например, панихиду по умершему или заупокойную литию. В некоторых храмах сегодня можно и «заказать литургию». Она служится отдельно от общей специально для заказавшего и, например, его родных и зачастую связана с поминовением усопших. Иногда под словосочетанием «Заказная литургия» подразумевается особая треба. За каждое указанное в записке имя вынимается частица из Святого Хлеба просфоры , в завершение Литургии влагающаяся в чашу с Кровью Христовой; также они поминаются на протяжении сугубой ектеньи. Причащение на Литургии Причащение — это кульминация Литургии, ее основное действо — вкушение верующими Святых Христовых Тайн. Участники этого Таинства сливаются с Богом, получают исцеление от физических и духовных болезней, силы для самосовершенствования, борьбы с собственными недостатками и страстями. Из всех многочисленных церковных служб причащение происходит только на Божественной литургии, что многократно усиливает ее значение. К Причащению на Литургии христиане готовятся постом, чтением особенных молитв и участием в Таинстве Исповеди. Что касается маленьких детей, то они причащаются без особой подготовки; по мере возрастания возможно введение минимальной меры поста.
Нужно заметить, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и по Уставу часы должны совершаться в промежутках между службами. На практике же, даже в монастырях не всегда возможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам. Что означают часы 34 Тексты третьего часа по нашему времени это 9 утра тесно связана с воспоминанием о двух событиях — суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов. Шестой час по нашему времени это полдень посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана со свидетельством Евангелия от Матфея о времени крестный казни Спасителя. Довольно часто третьему и шестому часам примыкает девятый час по нашему времени 3 часа по полудни , который посвящен воспоминанию о смерти Господа на кресте в соответствии с евангельской хронологией. Виды часов на богослужении Часы бывают вседневные, великопостные, Великие Царские и пасхальные. Службы часов совершаются в большинстве дней года и потому называются вседневными.
Возможно, по той причине, что в эти часы совершились столь печальные события в жизни Спасителя, службы часов являются наименее торжественными. Что воспоминается на каждом из часов, отражено в псалмах частично и в тропарях после псалмов и после «Отче наш» каждого часа. Эти тропари напечатаны на ряду в Часослове. Выражение «на ряду» означает, что песнопение, молитва или информация полностью напечатаны в той или иной богослужебной книге в том месте и в таком порядке, как они должны исполнятся на службе и их не нужно искать в приложениях или других дополнительных книгах. В современной практике службы часов не совершаются каждая отдельно одна от другой в 7. Как уже было сказано выше, службы часов присоединяются к другим службам. Так, утром 3-й и 6-й часы читаются перед Литургией, вечером 9-й час читается перед вечерней, а 1-й час присоединяется к утрени.
Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении.
краткие богослужения, установленные Церковью для воспоминания о событиях, связанных со страданиями и смертью Христа, предназначенные, изначально, для совершения в каждой четверти дня. Вечернее богослужение совершается накануне праздника, а утреннее — собственно в день праздника утром. А длится служба в среднем около двух часов.
Богослужебные часы
Роль часов в православном богослужении | (В прошлом часы читались в соответствующее время дня: первый час – в 6.00, третий час – в 9.00, шестой час – в полдень, девятый час – в 15.00. |
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ | Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь | Литургия в круг ежесуточных служб не входит, поскольку является «службой служб», то есть самым главным богослужением, и может совершаться в разные часы дня и ночи. Все остальные службы чаще всего привязаны к восходу или заходу солнца. |
Что такое часы в православном богослужении? | Таким образом, православное Богослужение имеет три круга Богослужений: Суточный, Седмичный (недельный) и Годовой, каждый из которых состоит из свойственных ему песнопений и чтений. |