Новости зураб церетели биография

Церетели Зураб Константинович – выдающийся художник, скульптор, живописец, график, мастер монументально-декоративного искусства, председатель Союза дизайнеров Грузии, академик Академии художеств СССР, народный художник СССР. Галерея искусств Зураба Церетели Зурабом интересовались архитекторы, которые работали над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде. Содержание Работы Церетели почитают во всех уголках мира Биография Зураба Церетели Признание великого скульптора и художника Российский и советский художник Зураб Церетели является автором известных во всем мире работ. В 1993-1995 гг. Зураб Церетели осуществлял художественное руководство строительством Парка Победы на Поклонной горе в Москве. Зураб Церетели родился в 1934 году в Тбилиси (СССР, ныне Грузия) в грузинской семье, имеющей дворянское происхождение.

Зураб Церетели отметил 85-летний юбилей

Это на их совести. Самое главное, чтобы у меня было настроение для творчества. Зураб Церетели: Не было. У меня, знаете, и мои родители, и мои педагоги меня так направили, поставили, что я их. Я их всех люблю. Например, Шухаев давал лишние часы, он сидел и наблюдал, как идет работа.

Это было очень мудро. Это его большая заслуга, что я люблю работать. Вы и сейчас обливаетесь каждый день ледяной водой? Зураб Церетели: Да, чередую: горячая, холодная, горячая, холодная. Это очень-очень помогает.

И я понимаю, что вы не ждете каких-то наград, новых премий. В связи с этим, есть ли что-то, что вам будет приятно услышать и получить? Зураб Церетели: На меня хорошо действуют приятные слова, хорошая улыбка, особенно от близких людей. Зураб Церетели: Многие пишут приятные слова. Я стараюсь, многие пишут, но сразу сделать так много скульптур — это невозможно.

Я никогда не забуду, как много лет назад я брал у вас интервью, и вы спросили: «Квартира в Москве есть? В итоге квартиру, которую мы получили на «Соколе», это было во многом благодаря вам. Есть ли такие люди, которые за последнее время вам помог чем-то, при том, что у вас все есть? Зураб Церетели: Не знаю… - Вам ничего не нужно? Вообще, наверно, нужно, но я не замечаю.

Вот мой показывает на мольберт. Нужны краски! Чтобы густо наливать и работать. Больше ничего. Зураб Церетели: Знаете, по пятницам, субботам, воскресеньям — много.

А с понедельника по четверг, когда заканчиваю работать в академии, убегаю, потом мастер-классы, дети. Это все движение, это работа. Такого, чтобы «ой, сегодня работать не буду, устал» — такой вещи у меня нет.

Автор привносит в неповторимые характеры своих героев очень личностные интонации, черты натуры, которые присущи ему самому.

Так, когда-то, едва познакомившись с поэтом Иосифом Бродским незадолго до его отъезда, точнее, высылки из СССР, он навсегда запомнил и полюбил этого человека за великий, свободный и честный талант и на протяжении многих лет анонимно помогал его матери, оставшейся в Ленинграде, затем увековечил в скульптурной композиции поэта, ставшего лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Эта скульптура вошла в цикл, посвященный гениям и совести России. В упомянутых ранее произведениях необходимо отметить характер и уровень художественного обобщения, принципиально новое решение пластических фигур в пространстве, одновременно напоминающее архитектурный портал и раму, подобную оформлению модели. Они представляют собой большие композиции, в которых персонажи изображены в разных ракурсах, благодаря чему создается впечатление незримого, внутреннего движения в зависимости от угла зрения смотрящего.

Это объемные фигуры в рост с тщательно проработанной поверхностью скульптуры, где живописно сочетаются отполированные и фактурные элементы, создающие определенную игру света. Этот цикл и портретно достоверен, и романтически или драматически возвышен. Художник наделяет своих героев как определенными психологическими характеристиками, так и собирательными чертами творческой личности. При всей индивидуальности каждого из запечатленных в бронзе деятелей отечественной культуры в этих образах заложены и те духовные, нравственные качества, которые внутренне роднят автора с его гражданской позицией и поступками, а также нравственными, эстетическими принципами и взглядами.

Дмитрий Шостакович. Его натюрморты, подобные то всплеску неожиданных радостных чувств, то откровенной исповеди, передают бесконечное множество эмоциональных нюансов и обладают особой притягательностью, поскольку живой вибрацией фактуры и полнозвучным многоголосьем красок у каждого зрителя вызывают свои собственные впечатления и ассоциации. Нередко живописец пишет несколько холстов с одним и тем же букетом одновременно, объясняя эту особенность видения и изменением света, и всплесками настроения, что придает его аутентичным работам магическую привлекательность оттенков чувств и смысла. Казалось бы, что может быть общего в букетах цветов с философским, метафорическим, медитативным восприятием многоликой действительности?

Это одна из необъяснимых тайн магии искусства Церетели. Тем самым он дает простор незамутненному сознанию зрителя вступить в незримый диалог с художником, вовлекая его в акт сотворчества. Торжественное открытие выставки произведений З. Церетели «Больше чем жизнь» в Национальном художественном музее Китая Пекин осенью 2023 года.

На снимке: директор Национального музея изобразительных искусств Китая У Вейшань, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в КНР Игорь Моргулов, вице-президенты Российской академии художеств Андрей Золотов, Василий Церетели и Татьяна Кочемасова, академик и член Президиума РАХ Андрей Ковальчук, деятели искусства Китая и России Фото: Серги Шагулашвили, 2023 У Церетели «снайперский глаз», он пишет большинство работ в один сеанс хотя этот «сеанс» беспрерывен , достигая убедительности образного воплощения характеров и судеб, остроты передачи эмоционально-психологического состояния моделей. В его живописи есть и лирический романтизм, и брутальная чувственность. Эти качества проявились как в портретах, так и в жанровых, сюжетных полотнах, пейзажах и натюрмортах. Человек одержимый, Церетели никогда не останавливается на достигнутом: он любит неожиданные ракурсы и композиционные ходы, постоянно экспериментируя, открывает новые горизонты искусства будущего.

Эмоциональная, широкая натура Церетели раскрывается буквально во всем, но более и ярче всего, конечно, в искусстве, и особенно в живописи. Именно живопись - его страсть и стихия. Здесь он принадлежит только самому себе. В живописи безудержная энергия художника находит адекватный его темпераменту выход.

Звонкие краски на большой палитре не успевают сохнуть, стоящие рядом с мольбертом чистые холсты быстро и почти одновременно наполняются цветом жизни и времени.

Работы Церетели почитают во всех уголках мира Зураб Церетели является автором более 5 тысяч скульптур, графики, живописи. Панно, фрески и мозаики — это то, что у академика лучше всего получается. Он оформил многие гостиницы, парки и здания.

В Ялте можно увидеть его тончайшую работу в гостиничном комплексе «Ялта Интурист». В Сочи известный скульптор поработал над парком «Ривьера», а в столице России занимался Новой сценой Большого театра. Побывал Церетели также в Тбилиси, чтобы удивить людей своим творчеством и видением.

Зураб Церетели: Для меня это реклама, потому что знающие люди, кто правда знает искусство, они не критикуют. А кто что-то хочет — полное право. Пусть болтают, что хотят. Ведь в то время были утрачены все традиции храмового строительства. Это была авантюра — взяться за такое дело? Зураб Церетели: Никакой авантюры.

Был конкурс. Я выиграл конкурс. Дмитрий Кириллов: Вы начали рисовать еще в детском саду, и самой любимой игрушкой был карандаш. Сейчас если мы быстро закончим нашу беседу, я побегу в мастерскую, чтобы я рисовал и работал, потому что каждый день у меня эта потребность есть. А вы сейчас перехватили меня, и я не рисовал. Я сам не знаю, но внутри я сейчас нервный. Дмитрий Кириллов: Пока вы не начнете работать, вы не успокоитесь? Голос за кадром: "Человек, труд, Солнце" — такова тема большинства произведений Зураба Церетели. Мотивы национального народного творчества использовал художник и в оформлении курортного комплекса в Пицунде.

Зураб Церетели — один из авторов-оформителей Ленинского мемориала в Ульяновске. Дмитрий Кириллов: Вы, наверное, самый титулованный художник в нашей стране, потому что кавалер всех степеней Ордена "За заслуги перед Отечеством", народный художник Советского Союза, Грузии, Украины, и огромное количество наград, званий в вашей коллекции. Если взять все эти награды, посмотреть на них, есть ли какая-то главная награда, может быть, самая дорогая для вас, которая особенно вам близка и ценна? Зураб Церетели: Все хорошие слова — это уже награда. Например, когда мне дали Героя, это для меня было неожиданно. Я благодарю, но это… Знаете, жизнь такая, что еще жду. Голос за кадром: Монумент "Дружба навеки" был воздвигнут в 1983 году в центре Москве. Это реализация совместного замысла Зураба Церетели и Андрея Вознесенского. На постаменте из черного гранита расположено 16 свитков с цитатами из произведений русских и грузинских писателей и поэтов, в том числе и Бориса Пастернака, чье творчество было под запретом.

Исключить его стихи из общей композиции было принято на правительственном уровне, но Зураб Церетели так просто решил не сдаваться. Он оставил бессмертные сроки Пастернака о Грузии, а в момент сдачи монумента просто переключил внимание приемной комиссии на венчающую стелу — венок из винограда и пшеницы. Тем самым стихи Пастернака остались незамеченными. Зураб Церетели: Прошло мероприятие, приняли Пастернака. Вокруг все жители — ой, боже мой! После получения Государственной премии за создание мозаик для архитектурных комплексов в Тбилиси и Ульяновске к нему стали поступать большие государственные заказы. Масштабные проекты, такие, как детский городок в Адлере, посольство СССР за рубежом, художественные работы по оформлению объектов московской Олимпиады. Но самые масштабные проекты Церетели были еще впереди. Дмитрий Кириллов: Зураб Константинович, у вас есть две армии: армия ваших друзей, поклонников, почитателей таланта, и есть люди, которые категорически не приемлют то, что вы делаете, ругают и так далее.

Зураб Церетели: Я уже не вижу отрицательных. Кто был? Это была специальная концепция против Лужкова, с которым я был близок, и мне был назначен статус "своего". У них это не получилось, и они уже ушли из жизни. Я не вижу, чтобы сейчас кто-то работал против меня. Дмитрий Кириллов: В первый год вашего президентства в академии был поставлен Петр. Какие тогда были крики, что не нравится? Как вы все это переживали? Зураб Церетели: Для меня это реклама.

Голос за кадром: Любовь к масштабным композициям — фирменный почерк Церетели. Архитектурное творчество Зураба Константиновича нередко подвергалось многочисленным нападкам. Так по поводу памятника Петру I не высказался только ленивый. Но время расставило все на свои места. Сегодня к Петру уже водят экскурсии, он стал частью Москвы, как, впрочем, и восстановленный Храм Христа Спасителя. Взяться за строительство такого объекта может далеко не каждый. Эта работа стала, пожалуй, самой знаковой в жизни Зураба Церетели. Необходимо было не только воссоздать художественное убранство храма, но еще и применить новые технологии. Не слушать бесплодную критику и понимать, что храм должен стоять на века.

Где сварка — уже коррозия. И на заклепках. Был ураган, заклепки хорошо сработали. Дмитрий Кириллов: Многие ваши монументальные произведения — это очень сложные инженерные сооружения. Та же стела на Поклонной горе. То есть надо было высчитать. Сопротивлялись там люди, говорили: "Вот Церетели придумал. Как мы все это поставим? Зураб Церетели: Все это видно профессиональными глазами — масштаб, ветровая нагрузка.

Там амплитуда 3,5 ветра. Вот был ураган. И что?

Выставка «Зураб Церетели. Гений современности»

Галерея искусств Зураба Церетели Зурабом интересовались архитекторы, которые работали над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде. Зура́б Константи́нович Церете́ли — советский, грузинский и российский художник-монументалист, скульптор, живописец, педагог. Зура́б Константи́нович Церете́ли — советский, грузинский и российский художник-монументалист, скульптор, живописец, педагог.

Зураб Церетели — биография знаменитости, личная жизнь, дети

биография, новости, личная жизнь - Церетели Зураб Константинович – выдающийся художник, скульптор, живописец, график, мастер монументально-декоративного искусства, председатель Союза дизайнеров Грузии, академик Академии художеств СССР, народный художник СССР. Содержание Работы Церетели почитают во всех уголках мира Биография Зураба Церетели Признание великого скульптора и художника Российский и советский художник Зураб Церетели является автором известных во всем мире работ. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в городе Тбилиси, Грузия.

Скандальная слава монументов мэтра Церетели

Жители устраивали пикеты и митинги, писали просьбы Президенту. Акции протеста продолжались и после установки монумента. Также ходили слухи, что изначально на месте Петра была статуя Колумба, однако продать монумент так и не удалось ни в Латинскую Америку, ни в Испанию. После этого Колумб был заменен на статую первого российского императора и благополучно установлен в Москве. Скандальности изваянию Церетели добавило и присутствие в Рейтинге самых уродливых строений в 2008 г. Противники монтажа памятника с сарказмом прозвали монумент «Петр в юбке». Памятник создан в честь лидера Французского Сопротивления, однако французские власти отказались от презента, после чего монумент установили в России. Впоследствии и французские, и российские СМИ разнесли в пух и прах внешний вид изваяния. Так, пресса писала, что великий лидер больше похож на мученика или раба, его лицо искажено всеми муками ада, а силуэт вообще выглядит комично. Бытовала мнение, что статуя похожа на Луи де Фюнеса — известного французского актера, который играл главную роль в серии фильмов о жандармах. Журналисты спорили о том, вызовет ли монумент международный скандал или сведется к дипломатическому инциденту.

Скульптурная композиция «Слеза скорби» — подарена американскому народу в знак сочувствия трагедии 11 сентября 2001 г. Сам автор в своем творении символически изобразил башни-близнецы, однако американцы увидели в памятнике совсем другой смысл. Так, в одном американском издании было написано, что монумент визуально похож на половые органы женщины, и устанавливать его было бы оскорблением для представительниц прекрасного пола. Изначально монтаж изваяния был задуман на месте трагедии, однако после столь критичных комментариев монумент установили в штате Нью-Джерси на пирсе реки Гудзон. Памятник «Трагедия Народов» — символическое изваяние, посвященное жертвам Беслана. Скульптура представляет собой шествие жертв геноцида, восставших из могил. Эта скульптурная композиция вызвала неоднозначную реакцию у населения и критиков. Так, искусствоведы положительно оценили изваяние, назвав его лучшей работой Зураба Церетели. А вот москвичи были категорически против его монтажа, организовывали пикеты и протестные акции. Горожане называли шествующих «зомби» и «гробами» и требовали хотя бы перенести подальше этот «ужас».

И потому гиганты-художники были в России», — сказал мастер. Сотрудники музея рассказали, что картина еще не дописана. Церетели планирует вскоре посетить культурное заведение повторно, чтобы закончить работу. На выставке представлены около 300 работ художника. Многие их них выполнены в разных техниках.

Кстати, эта украшенная скульптура-елка не раз попадала в рейтинги стран с самыми необыкновенными и красивыми новогодними деревьями.

Собраться с силами и пережить. Переживаю всегда за моих близких, молюсь, чтобы все было хорошо. На все воля Божья". Герой романа Зураб Константинович фигурирует в качестве неутомимого жизнерадостного художника-скульптора Звиада Цуриндели в романе писателя Сергея Соколкина "Русская чурка".

Выполнение таких серьезных проектов открыло Церетели доступ к еще более серьезным работам. Значительной была работа Зураба Константиновича по оформлению Олимпиады и по разработке проекта гостиничного комплекса «Измайлово» в Москве в 1980 году.

В следующие 10 лет многочисленные памятники Церетели появляются в России и за рубежом. Его больше увлекают конструкции из металла, он делает много масштабных монументов, несколько экспериментальных проектов с витражами. В начале 90-х годов Церетели переезжает в Москву, где при активной поддержке мэра Юрия Лужкова создает множество монументальных композиций для столицы России. Также на протяжении многих лет Зураб Константинович создает скульптурные портреты современников, которые установлены во многих города страны и мира. Важнейшей частью своего творчество сам Церетели считает живопись. За свою долгую жизнь он написал более 5000 полотен на различные темы. Его работы находятся во многих частных и государственных собраниях мира.

Религиозная тема в творчестве Церетели Важнейшей темой в искусстве Зураба Церетели является вера. Он активно участвовал в восстановлении храма Христа Спасителя, изменив первоначальный план. Это вызвало возмущения историков, но Юрий Лужков принял сторону художника, и коррективы скульптора остались. Зураб Константинович неоднократно обращался к религиозной тематике. Но самой масштабной стала скульптура Иисуса Христа. Художник задумал ее для олимпийского Сочи, но установить там монумент не удалось. Это неудивительно, ведь высота монумента вместе с постаментом составляет 80 метров.

Петр Первый Скульптор Церетели всегда тяготел к масштабным сооружениям, и в 1997 году он получил от Московского правительства грандиозный заказ. На искусственном острове на Москве-реке ему было поручено возвести масштабную скульптуру.

Образование

  • Церетели Зураб Константинович
  • Семь известнейших работ Зураба Церетели - 4 января, 2024 Статьи «Кубань 24»
  • Зураб Церетели - биография, новости, личная жизнь -
  • Зураб Церетели написал картину на открытии собственной выставки
  • Курсы валюты:

Зураб Церетели истратил на свой юбилей бюджет Грузии

Zurab Tsereteli at The Tbilisi Art Fair 2019. Зураб Церетели вступил на путь художника-монументалиста в 60-е годы. Недавно Зураб Церетели закончил работу над серией скульптур, запечатлевших представителей династии Романовых. Последние новости о персоне Зураб Церетели новости онлайн, личная жизнь, сплетни, биография, события, факты, карьера, слухи, информация, фото, видео.

Читайте также:

  • Зураб Церетели: биография
  • Биография Зураба Церетели
  • Зураб Церетели: Я и мама, и папа, и тёща, и свекровь
  • Что еще почитать
  • Зураб Церетели отмечает юбилей
  • Скандальная слава монументов мэтра Церетели

Прославленному скульптору, художнику, педагогу Зурабу Церетели исполнилось 90 лет

Заметное влияние на юного Зураба оказал брат его матери живописец Георгий Нижарадзе. В его доме, где мальчик проводил значительную часть своего времени, постоянно бывали грузинские художники — Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе и многие другие. Они стали первыми учителями увлекавшегося изобразительным искусством юноши. Окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. В 1964 году обучался во Франции, где общался с выдающимися художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом. С конца 1960-х годов начал активно работать в области монументального искусства. С 1997 года является Президентом Российской академии художеств. В 2003 году за особые заслуги Зураба Церетели перед Российской Федерацией президентом России Владимиром Путиным ему было предоставлено российское гражданство.

Автор более 5000 произведений живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного искусства фрески, мозаики, панно и др. Как художник-монументалист оформил ряд крупных учреждений, таких как Ленинский мемориал в Ульяновске, гостиничный комплекс в Измайлово, курортный городок в Адлере, парк «Ривьера» в Сочи, Дворец профсоюзов в Тбилиси, Новая сцена Большого театра в Москве и др. Известные работы Зураба Церетели Памятник Петру I в Москве был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном в развилке Москвы-реки и Водоотводного канала. Общая высота памятника составляет 98 метров. По словам галериста и члена Общественной палаты М. Гельмана, Церетели при установке памятника «сжульничал», подделав документы градостроительного совета, ограничивающие высоту памятника 17 метрами. Есть версия, что данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991-1992 году, к 500-летию открытия европейцами Американского континента.

Храм Христа Спасителя строился под руководством Церетели.

Однако американцы увидели в этом творении совершенно другой символ. Вот что пишет издание Hudson Reporter: "…монумент похож на гигантскую вульву и будет оскорбителен для женщин", "что-то среднее между шрамом и женским половым органом", "…в скульптуре используется банальный символ печали, и его банальность усугубляется большим размером". Группа активистов написала петицию властям Нью-Йорка с просьбой не устанавливать сооружение на месте теракта. Власти навстречу жителям пошли, тогда Церетели предложил установить памятник городу Джерси-Сити, находящемуся на другом берегу Гудзона. Но и там от подарка отказались. В конце концов, творение удалось пристроить в соседнем с Нью-Йорком штате Нью-Джерси, и теперь оно красуется на заброшенном пирсе бывшей военной базы в устье реки Гудзон. Надгробные плиты на Поклонной горе вызвали ужас у москвичей и просьбы "перенести зомби куда-нибудь за музей".

Поэтому памятник даже было решено передвинуть внутрь парка, подальше от глаз прохожих. Однако критики назвали эту скульптурную композицию "лучшей работой Церетели". Гробами Зураб Константинович в последствие воспользовался еще раз, при создании памятника жертвам Беслана. По замыслу, ангелы из гробов возносят детей на небо.

Он понимал, что надо шагать через искусство. Оно должно быть на первом месте! Мария Кравцова: Кого из русских скульпторов прошлого и какие их работы вы любите? Таких рисовальщиков, как Шухаев, тогда не было и сегодня нет. Он сангиной рисовал, и кто-то донес на него, что он неправильно рисует. И для нас это было счастье, что нас такой человек учит!

У нас был интернациональный класс. Это богатство! Песни, стихи, творческий язык у всех разные! На выставках, в которых участвовали художники со всего Союза, мы ходили и восхищались: «Посмотрите, какую прибалты лессировку делают! А художники с Кавказа какую чеканку! Ансамбль «История Грузии». Courtesy автор Мария Кравцова: Хотелось все-таки узнать ваши предпочтения в скульптуре. Какие русские дореволюционные или советские мастера вам нравятся? Зураб Церетели: Петр Клодт — уникальная личность. Он создал литейную школу в России, которую сегодня студенты Репинского и Суриковского институтов продолжают изучать… Много гениальных работ.

Я вам рассказываю о том, чем питаюсь. Искусству нужно время. Есть много талантливых художников и скульпторов, но время расставляет правильные оценки. Поэтому для меня Микеланджело лучший скульптор, и Донателло. Мария Кравцова: Год назад я была в вашей мастерской в Тбилиси и присутствовала при том, как вы буквально за полчаса нарисовали натюрморт. Но создание скульптуры — более трудоемкий и времязатратный процесс и более технологически сложный. Вы принимаете участие во всех этапах создания своей скульптуры? Сами делаете модели для отливки? Зураб Церетели: У каждого скульптора свои приемы, свои секреты. В производство скульптуры, от момента создания модели до установки монумента, вложен гигантский труд многих специалистов, увеличителей, формовщиков… Например, у меня есть печка, в ней я вместе с моими помощниками, их целая высококлассная команда, делаю эмали.

В Галерее искусств на Пречистенкеможно посмотреть разные эмали. Памятник Василию Кандинскому. Courtesy автор Мария Кравцова: Известно, что есть художники, которые предпочитают работать над своими произведениями от начала до конца, а есть те, кто придумывает концепт, рисует эскиз, а потом передает его реализацию в другие руки. Многих художников, например, Такаси Мураками, обслуживают целые мастерские с большим штатом сотрудников, можно сказать, целые фабрики. Зураб Церетели: Смеется. Создание монументальной скульптуры, например, долгий процесс от эскиза до ее воплощения: гипсовая форма, восковая форма, увеличение изогипсами, точечное увеличение… Небольшие вещи скульптор может отлить и обработать самостоятельно, но для многого другого ему нужны помощники, исполнители, специалисты. Это целая наука, особая профессия — художник-исполнитель! А сейчас в России все техникумы, школы фабрично-заводского обучения, которые выпускали таких специалистов, закрыли, комбинат Вучетича Всесоюзный художественно-производственный комбинат им. Нет в Москве исполнителей! Я так эмоционально говорю, чтобы вы поняли, насколько это трагедия для меня!

Я уже говорил, 12 лет проводил эксперименты по исполнительской части эмали. Работали и химики, и специалисты-технологи, и добились результатов! Потом литье скульптуры: я отливаю их в небольшой печке, такой тонкий слой бронзы получается, баааам, звучат! Это целая наука, объяснить не так просто в двух словах. У каждого скульптора свои секреты, вот это видно уже в работах выпускников — Суриковский институт очень сильно отличается от Репинского. Монумент Победы. Зураб Церетели: Во всем различия! В трактовке формы, пластике, цветовой гамме, в тональных моментах, в рисунке! Профессора и академики объясняют своим ученикам, что все они разные и надо развивать индивидуальность, развивать мышление. Колоритное искусство — это когда из многих оркестров создается общая симфония, в живописи из многих цветов создается колорит.

Наша счастливая эпоха дарит художнику свободу. Наша академическая задача как педагогов заключается в том, чтобы разглядеть индивидуальность и ее развивать. Мария Кравцова: У ваших произведений традиционно много критиков, причем тех, кто именно критикует, и тех, кто пытается силовыми методами воздействовать на ваши произведения. Помните, в 2010 году временно исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин предлагал перенести ваш памятник Петру I в другое место? Как вы относитесь к критике? Зураб Церетели: Критика на меня абсолютно не действует. Это реклама. Но мне жалко критиков, которые не знают искусство и, ничего не понимая, излагают свои мысли. Посмотрите на историю, хорошим художникам не аплодировали — их ругали! Эйфелева башня...

Нельзя жить в Париже без Эйфелевой башни! Кто был против нее? Известные люди! Новаторство, новая форма всегда тяжело воспринимается. Чтобы судить об искусстве, надо в нем разбираться, знать историю.

Вдруг вижу, две девочки. У одной косынка развевается, необычная походка, необычная форма. Стал, смотрю-смотрю — они прошли. Дмитрий Кириллов: Они шли по Тбилиси? Потом мой друг мне позвонил: "Зураб, день рождения.

Приходи ко мне домой". Я побежал. Уже когда зашел, вижу, эта девушка, которая с косынкой, стоит на стуле и стихи читает. Это была Инесса. Мне, честно сказать, понравилось. Дмитрий Кириллов: Что-то нашел в ней свое? Зураб Церетели: Да-да. Много говорили. Я спросил: "Как мама? Никого нет?!

А где они? А Инессу воспитывала сестра, они жили вместе, и воспитывал актер Смиранин. У них было две комнаты. Я попросил, если можно, арендую одну комнату, чтобы я сделал там диплом, потому что в академии места не было. Она сказала: "Пожалуйста". И я арендовал в этом доме. Они в одной комнате жили, и я в другой. Голос за кадром: Смиранин для Инессы был как отец. На Зураба, писавшего картины с обнаженными телами, он смотрел, естественно, с недоверием. Подружились они позже.

А тогда молодой выпускник Академии художеств Церетели пошел просить руки возлюбленной у ее дяди, и тот тоже был поражен выбором Зураба, говоря: "Ты уникальный человек, Зураб. Все ищут богатых и здоровых, а ты нашел бедную сироту с больным сердцем". Инесса страдала пороком сердца, и потому врачи запретили ей рожать. Но разве это преграда для влюбленных? Молодые зарегистрировали брак 2 октября 1958 года. За 40 лет совместной жизни, по словам Инессы, муж спасал ее от смерти 18 раз. Инесса родила Зурабу дочь Лику. Позже появились внуки и правнуки. Любовь к Инессе продолжает жить в сердце Зураба, но это уже его личная история, которую художник предпочитает хранить в сердце подальше от посторонних. Дмитрий Кириллов: На стеле "Дружба навеки" высечены потрясающие слова о братстве.

Сейчас они актуальны в наше время? Зураб Церетели: Искусство и культура не смотрят на политику. Дмитрий Кириллов: Вас всю жизнь критикуют некоторые профессионалы и дилетанты. Это завись? Зураб Церетели: Для меня это реклама, потому что знающие люди, кто правда знает искусство, они не критикуют. А кто что-то хочет — полное право. Пусть болтают, что хотят. Ведь в то время были утрачены все традиции храмового строительства. Это была авантюра — взяться за такое дело? Зураб Церетели: Никакой авантюры.

Был конкурс. Я выиграл конкурс. Дмитрий Кириллов: Вы начали рисовать еще в детском саду, и самой любимой игрушкой был карандаш. Сейчас если мы быстро закончим нашу беседу, я побегу в мастерскую, чтобы я рисовал и работал, потому что каждый день у меня эта потребность есть. А вы сейчас перехватили меня, и я не рисовал. Я сам не знаю, но внутри я сейчас нервный. Дмитрий Кириллов: Пока вы не начнете работать, вы не успокоитесь? Голос за кадром: "Человек, труд, Солнце" — такова тема большинства произведений Зураба Церетели. Мотивы национального народного творчества использовал художник и в оформлении курортного комплекса в Пицунде. Зураб Церетели — один из авторов-оформителей Ленинского мемориала в Ульяновске.

Дмитрий Кириллов: Вы, наверное, самый титулованный художник в нашей стране, потому что кавалер всех степеней Ордена "За заслуги перед Отечеством", народный художник Советского Союза, Грузии, Украины, и огромное количество наград, званий в вашей коллекции. Если взять все эти награды, посмотреть на них, есть ли какая-то главная награда, может быть, самая дорогая для вас, которая особенно вам близка и ценна? Зураб Церетели: Все хорошие слова — это уже награда. Например, когда мне дали Героя, это для меня было неожиданно. Я благодарю, но это… Знаете, жизнь такая, что еще жду. Голос за кадром: Монумент "Дружба навеки" был воздвигнут в 1983 году в центре Москве. Это реализация совместного замысла Зураба Церетели и Андрея Вознесенского. На постаменте из черного гранита расположено 16 свитков с цитатами из произведений русских и грузинских писателей и поэтов, в том числе и Бориса Пастернака, чье творчество было под запретом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий