советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом. Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии.
Зима 1941-42 гг.
- Сколько длилась блокада Ленинграда
- Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда // Новости НТВ
- Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год
- Прорыв к победе. Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады
- 18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год
В январе 1943 года прорыв блокады ЛЕНИНГРАДА по плану операции «Искра» должен был заложить начало частичному, а далее полному снятию блокады города. Операция по прорыву блокады Ленинграда под названием «Искра» началась 12 января 1943 года. советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом. Операция по прорыву блокады Ленинграда началась 12 января 1943 года. Ставка Верховного главнокомандования начала операцию с массированного авиационного бомбо-штурмового удара и артиллерийского сопровождения. В январе 1943 года прорыв блокады ЛЕНИНГРАДА по плану операции «Искра» должен был заложить начало частичному, а далее полному снятию блокады города.
Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция "Искра" и Дорога Победы
Он прикрывал приморские фланги фронта, поддерживал сухопутные войска своей авиацией и огнём корабельной артиллерии. Кроме того, флот удерживал ряд островов в восточной части Финского залива, чем прикрывал западные подступы к городу. Ленинград также поддерживала Ладожская военная флотилия. Противовоздушную оборону Ленинграда осуществляла Ленинградская армия ПВО, которая взаимодействовала с авиацией и зенитной артиллерией фронта и флота. Военно-автомобильную дорогу по льду озера и перевалочные базы на его берегах прикрывали от ударов люфтваффе соединения отдельного Ладожского района ПВО. Войска Ленинградского фронта отделял от войск Волховского фронта 15-километровым коридором шлиссельбургско-синявинский выступ, замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши. В Волховский фронт под началом генерал армии Кирилла Мерецкого к началу 1943 года входили: 2-я ударная армия, 4-я, 8-я, 52-я, 54-я, 59-я армии и 14-я воздушная армия. Но непосредственное участие в операции приняли: 2-я ударная армия — под командованием генерал-лейтенанта Владимира Романовского, 54-я армия — генерал-лейтенанта Александра Сухомлина, 8-я армия — генерал-лейтенанта Филиппа Старикова, 14-я воздушная армия — генерал-лейтенанта авиации Ивана Журавлёв. Они действовали в 300 км полосе от Ладожского озера до озера Ильмень. На правом фланге от Ладожского озера до Кировской железной дороги располагались части 2-й ударной и 8-й армий.
Для наступления были сформированы ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов, которые были значительно усилены артиллерийскими, танковыми и инженерными соединениями, в том числе и из резерва Ставки ВГК. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов. Германия Немецкое верховное командование после провала попыток взять город, было вынуждено остановить бесплодное наступление и отдать войскам приказ о переходе к обороне. Всё внимание было приковано к истекающему кровью, обращённому в руины, но не сдающемуся Сталинграду. Осенью 1942 г. В район Сталинграда перебросили 8-й авиакорпус. Со своим штабом уехал Манштейн, который до этого должен был взять Ленинград. Из состава 18-й немецкой армии забрали 12-ю танковую, 20-ю моторизованную и несколько пехотных дивизий. Взамен 18-я армия получила 69-ю пехотную, 1-ю, 9-ю и 10-ю авиаполевые дивизии.
Формирования авиаполевых дивизий, из-за больших потерь в сухопутных войсках, началось по инициативе Геринга в сентябре 1942 года. Авиаполевые дивизии не имели полкового звена и состояли 4 стрелковых батальонов и артиллерийского дивизиона, комплектовались личным составом наземных служб ВВС и зенитной артиллерии, не имевших опыта общевойскового боя. Вооружение они имели различное, включая советское трофейное. Таким образом, германская группировка под Ленинградом уменьшилась не только количественно, но и ухудшилась в плане качества. Красной Армии противостояла 18-я немецкая армия под командованием Георга Линдемана Линдеманна , которая входила в состав группы армий «Север». В её составе было 4 армейских корпуса и до 26 дивизий. Немецкие войска поддерживал 1-й воздушный флот генерал-полковника авиации Альфреда Келлера. Кроме того, на северо-западных подступах к городу напротив 23-й советской армии находилось 4 финские дивизии из состава оперативной группы «Карельский перешеек». Наиболее мощную оборону и плотную группировку войск немцы имели на самом опасном направлении — шлиссельбургско-синявинском выступе его глубина не превышала 15 км.
Здесь между городом Мга и Ладожским озером дислоцировалось 5 немецких дивизий — основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов. В их составе было около 60 тыс. В оперативном резерве находились 4 дивизии. Танк Pz. III Ausf. N, тактический номер 116 из состава 1-й роты 502-го отдельного батальона тяжелых танков вермахта, подбитый в районе Синявина в период с 12 января по 5 февраля 1943 года Каждый посёлок были превращен в опорный пункт, подготовленный к круговой обороне, позиции были прикрыты минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дотами. Со стороны Ленинграда оборону держали Этим 328-й пехотный полк 227-й пехотной дивизии генерала фон Скотти, 170-я пехотная дивизия генерала Зандера в полном составе и 100-й полк 5-й горнострелковой дивизии, имевшие до 30 танков, около 400 минометов и орудий. Оборонительный рубеж немцев проходил по левому берегу Невы, высота которого достигает 12 метров. Берег был искусственно обледенен, густо минирован, почти не имел удобных естественных выходов.
Немцы имели два мощных узла сопротивления. Один — сооружения 8-й ГЭС, кирпичные дома 1-го и 2-го городков; второй — многочисленные каменные постройки Шлиссельбурга и его окраин. На каждый километр фронта приходилось 10—12 дзотов и до 30 орудий и минометов, а вдоль всего берега Невы протянулись траншеи полного профиля. Здесь имелись две линии траншей, синявинский узел сопротивления, отсечные позиции, а также опорные пункты. Противник использовал подбитые советские танки, превратив в неподвижные огневые точки. Они окаймляли Синявинские высоты — подходы, подошву и западные склоны, а также рощу Круглую. Этот рубеж являлся позицией дивизионных резервов до одного полка немецкой группировки. Все пространство находилось под фланговым огнем с соседних опорных пунктов и узлов сопротивления. В результате весь выступ напоминал один укреплённый район.
Против двух армий Волховского фронта оборонялись 227-я пехотная дивизия без одного полка , 1-я пехотная, 374-й полк 207-й охранной дивизии и 425-й полк 223-й пехотной. По переднему краю обороны шла сплошная траншея, прикрытая минными полями, надолбами и проволочными заграждениями, на некоторых участках была отрыта и вторая траншея.
Духанов, с 24 января по конец февраля — генерал-майор А. Черепанов, затем снова М. Свиридов 13-я воздушная армия — командующий: генерал-полковник авиации С.
Рыбальченко Волховский фронт — командующий: генерал армии К. Мерецков , заместитель ком. Федюнинский 2-я ударная армия — командующий: генерал-лейтенант В. Романовский 54-я армия — командующий: генерал-лейтенант А. Сухомлин 8-й армии — командующий: генерал-лейтенант Ф.
Стариков 14-я воздушная армия — командующий: генерал-лейтенант авиации И. Жуков и К. Наступление поддерживала артиллерия кораблей Балтийского флота и Ладожской военной флотилии.
Выстрелы почти двух тысяч орудий и миномётов слились в сплошной гул. Дальнобойная артиллерия, чтобы не разрушить лёд 13 у левого берега Невы, вела огонь по тыловым объектам врага - артиллерийским батареям, штабам и командным пунктам, узлам дорог. Как только кончилась артиллерийская подготовка, в воздух взвились сигнальные ракеты. Ледяная гладь реки заполнилась тысячами советских воинов, одетых в белые маскировочные халаты. Впереди с лестницами, досками, фашинами бежали бойцы штурмовых групп и отрядов разграждения. Через пять минут, вперёд устремились главные силы.
Успешно продвигались по льду воины 269-го стрелкового полка под командованием подполковника А. Батальону капитана Ф. Собакина для преодоления Невы потребовалось всего 4 минуты. Не успели гитлеровцы опомниться, как воины штурмовых групп и передовых подразделений поднялись на ледяной скат и ворвались в первую траншею врага. Завязался ожесточённый рукопашный бой. Вскоре атакующие дивизии полностью заняли первую, а затем и вторую траншеи. Грохот боя удалялся от берега реки. Лавина советских бойцов, прокладывая путь огнём, штыком и гранатой, устремилась дальше, навстречу воинам Волховского фронта. К концу первого дня наступления войска 67-й армии имели на левом берегу Невы два плацдарма.
Ночь на 13 ноября обе стороны провели в приготовлениях.
Авиационную поддержку наступления осуществляли: 13-я воздушная армия Ленинградского фронта под командованием генерал-лейтенанта авиации С. Рыбальченко; 14-я воздушная армия 2-го Прибалтийского фронта под командованием генерал-лейтенанта авиации И. Журавлёва; авиация Балтийского флота. Также наступление поддерживала артиллерия кораблей Балтийского флота и Ладожской военной флотилии. Германия[ Часть сил 18-й армии под командованием генерала кавалерии Г.
Линдемана: 170-я пехотная дивизия 227-я пехотная дивизия В ходе сражения немецкое командование ввело в бой ещё 4 дивизии: 96-ю, 61-ю, 21-ю пехотные и дивизию СС «Полицай». Начало операции сперва было назначено на 1 января 1943 года, но из-за погодных условий было перенесено на 12 января.
18 января День прорыва блокады Ленинграда
Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. ленинград, блокада ленинграда (1941-1944), великая отечественная война (1941-1945), рабоче-крестьянская красная армия (ркка), ссср, германия, вермахт, инфографика. В этот день 81 год назад в ходе наступательной операции «Искра» войска Красной Армии полностью освободили город Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера, что дало возможность восстановить с. Смотрите онлайн видео «18 января – День прорыва блокады. Советское командование начало тщательно подготавливать новую операцию по прорыву блокады, получившую название «Искра». Бойцы Волховского фронта в наступлении во время прорыва блокады Ленинграда./Фото. Операция по прорыву блокады Ленинграда под названием «Искра» началась 12 января 1943 года.
18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда
О блокаде Артиллерийский обстрел Ленинграда начался 4 сентября 1941 года, но сам город попал в окружение после взятия фашистами Шлиссельбурга Петрокрепости через четыре дня - 8 сентября. Отрезанный от сухопутной связи со страной, в течение последующих 872 дней блокады сообщение поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру. Именно к его побережью из Ленинграда вела Ириновская железнодорожная ветка. В кольце оказались около двух с половиной миллионов жителей и 340 тысяч человек, проживавших в пригородных районных. На защиту вместе с обычными людьми выступили более полумиллиона военнослужащих, куда входили практически все силы Балтийского флота и большая часть войск Ленинградского фронта.
На момент начала осады Ленинграда город имел недостаточное количество продуктов и топлива для длительной блокады. Ситуация усугубилась несколькими пожарами в сентябре 1941 года, произошедшими на Бадаевских складах в следствии бомбёжки.
Об этом писал в дневнике 18 сентября 1941 года начальник генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал-полковник Франц Гальдер : "положение здесь будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник - голод".
К чему стремился враг? После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта... Для исполнения приказа на Ленинград посыпался мощный шквал артиллерии, длившийся до 22 января 1944 года.
За время блокады по городу было выпущено 148 тысяч снарядов, которые унесли жизни около 10 тысячи мирных граждан. Что способствовало прорыву и полному освобождению Ленинграда? За все время осады было предпринято несколько операций для деблокады города и освобождения занятых врагом районов Ленобласти: две Синявинские операции в сентябре и октябре 1941 года, Любанская наступательная операция с января по апрель 1942 года и третья Синявинская операция в августе-октябре того же года.
В тот же день был освобожден от врага город Шлиссельбург у истока Невы, и южное побережье Ладоги перешло под контроль советских войск — но лишь его узкая полоса, на которой не было коммуникаций. VT1978 Операция «Искра». Расстановка сил перед началом операции и план наступления советских войск Одновременно с прорывом блокады Государственный комитет обороны принял решение о немедленном строительстве на освобожденной территории железнодорожной ветки для снабжения Ленинграда. Она должна была соединить платформу Поляны на существующей линии Ленинград — Волховстрой со Шлиссельбургом. Поезда необходимо было по не существовавшему на тот момент мосту переправить на правый берег Невы, откуда по действующим путям они могли бы дойти до Ленинграда. Трасса должна была пройти по лесам, болотам и местам довоенных торфоразработок, которые считались совершенно непригодными для железнодорожного сообщения. Здесь не было автомобильных дорог для подвоза стройматериалов, людей и техники.
Зато в избытке — неразорвавшиеся снаряды, бомбы, оставленные врагом минные поля. Задача максимально осложнялась тем, что весь маршрут предполагаемой трассы проходил в прифронтовой полосе, накрывался гитлеровской авиацией, огнем артиллерии, даже минометов, и немецкое командование сделало всё возможное, чтобы не дать построить и запустить железнодорожное сообщение с блокированным Ленинградом. А отбросить врага дальше у советских войск сил пока еще не было. Маршрут Дороги жизни и Дороги победы Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года, силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения — всего порядка пяти тысяч человек. Как и сам прорыв, оно шло одновременно с запада и с востока. Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин.
Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта.
Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга.
Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника.
Кроме того, прорыв блокады стал предвестником громких побед советских войск 1943 года под Сталинградом и Курском, которые обеспечили коренной перелом в Великой Отечественной войне. Политехники свято чтят память о ратном подвиге бойцов и командиров, о тех, кто участвовал в битве за Ленинград, кто погиб в дни блокады, и конечно, об ученых, которые во время войны и блокады решали задачи огромной трудности в непосредственной близости врага, в условиях жесточайшего голода и морозов. Ежегодно в память о героическом подвиге ленинградцев-блокадников в университете проводятся мероприятия с участием руководства, студентов и сотрудников вуза, волонтеров и школьников, районных активистов и ветеранов.
Проходят тематические выставки, лекции и встречи с участниками тех событий, а также традиционный торжественно-траурный митинг у Памятника погибшим политехникам и у Колодца жизни. И хотя в этом году с учетом ограничительных мер, связанных с COVID-19, мероприятия, посвященные 78-й годовщине прорыва блокады, идут с учетом ограничительных мер, мы восхищаемся беспримерным подвигом наших отцов и дедов, выстоявших в огненном кольце, и говорим им слова величайшей благодарности за свободу, возможность трудиться на благо любимого города и страны. Память о тех событиях навсегда сохранится в наших сердцах.
Сошлись два фронта: как прорывали блокаду Ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии. Впервые в истории современных войн под Ленинградом был осуществлен разгром противника, длительное время блокировавшего крупнейший город, причем наступлением извне в сочетании с мощным ударом из осажденного города. В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника. Его потери составили свыше 13 тыс.
Конечно же, операция "Искра" не была единоличным успехом Говорова как полководца. Боевой путь Говорова был связан с Ленинградом до 1946 года — после Победы он был назначен командующим Ленинградским военным округом, а в апреле 1946 года стал главным инспектором Сухопутных войск. И именно он принимал Ленинградский парад Победы на Дворцовой площади 8 июля 1945 года. Операция "Искра" Подготовка к наступательной операции в районе Ладожского озера велась в течение декабря 1942 года, и к назначенному Ставкой сроку — 1 января 1943 года — была завершена.
Однако в ход боевых действий вмешалась погода. К тому же серьезные колебания температуры воздуха — от 0 до минус 15 — градусов создавали туманы, осложнявшие наблюдение за противником. В таких условиях начинать наступление было рискованно. Эта просьба была удовлетворена Ставкой, и старт операции "Искра" назначили на 12 января 1943 года.
ТАСС вспоминала, что когда приехала к деду как раз в момент подготовки операции, то спросила его: Леня, а что будет, если операция… ну, не удастся? Ведь уже столько попыток было… А он говорит: Лида, тогда мне остается только одно — головой в прорубь", — рассказал Алексей Говоров. По его мнению, генерал здесь не имел в виду страх перед Сталиным или что-то подобное — он просто понимал, что права на ошибку у него нет, Говоров очень любил Ленинград и очень глубоко и лично воспринимал трагедию людей, трагедию города. Музей блокады Ленинграда представил новые экспонаты об операции "Искра" Прорвать блокаду планировалось на мгинско-шлиссельбургском выступе, в районе Шлиссельбург — Синявино на южном берегу Ладожского озера.
Этот участок немецкой обороны шириной 15 км называли бутылочным горлышком. В районе прорыва на каждый километр фронта 18-я армия немецкой группы армий "Север" под командованием генерал-полковника Линдемана имела свыше 20 прочных огневых точек, каждый участок оборонялся большими силами пехоты, на каждом квадратном метре было сосредоточено 12 станковых и 20 ручных пулеметов. Нанести решающие удары было приказано усиленным 67-й армии Ленфронта и 2-й ударной армии Волховского фронта. Для обеспечения их действий были выделены силы 13-й и 14-й воздушных армий, часть артиллерии Балтфлота и Ладожской военной флотилии.
Наступление началось утром 12 января. Температура воздуха в тот день опустилась до 23 градусов ниже нуля. Погодные условия вынудили отказаться от массированного использования авиации, однако боевые вылеты совершали небольшие группы штурмовиков. Плотность артиллерии на участке прорыва войск Ленинградского фронта составляла около 144 орудий и минометов на 1 км фронта, на участке наступления Волховского фронта — 180 орудий и минометов на 1 км.
За почти три года блокады город 173 раза подвергался бомбардировкам, 649 раз на улицах звучал сигнал воздушной тревоги. Как проходила операция «Искра» Кольцо вражеской осады было разорвано в результате успеха операции «Искра» Красной армии. Она планировалась еще с 1942 года, а началась 12 января 1943-го, боевыми действиями руководили маршалы Георгий Жуков и Климент Ворошилов.
Сухопутные войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке авиации Балтийского флота решительно атаковали немецкую армию на шлиссельбургско-синявинском выступе.
Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки!
Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город.
Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны.
Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения.
Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления.
Начало операции по прорыву блокады Ленинграда под кодовым названием «Искра»
Прорыв блокады Ленинграда: операция «Искра». Гитлеровцы полагали захват и уничтожение Ленинграда важнейшей военно-политической задачей. Прорыв блокады Ленинграда осуществили спустя три года после начала осады. Ставка одобрила второй вариант (причем эта операция имела изначально условное название «Шлиссельбург»), но внесла изменения: после прорыва немецкой обороны предполагалось освободить еще и железнодорожную линию Мга – Ленинград.
Новости и события Российского исторического общества
Позже те, кто выжил благодаря этой магистрали и встретил день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, назовут ее Дорогой Победы. Операция 1943 года по прорыву блокады Ленинграда получила название «Искра» (причем такое название предложил лично И. В. Сталин). Советское командование начало тщательно подготавливать новую операцию по прорыву блокады, получившую название «Искра». 18 января 1943 г. был осуществлён прорыв блокады Ленинграда, что стало переломным моментом в битве за город. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г.
День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
В недавно вышедшем исследовании Вячеслава Мосунова под названием Битва в тупике. Бои за Погостье стали как бы северной клешней советских попыток свернуть весь немецкий фронт по Волхову, хотя для немецкого командования по-большей части это оставалось второстепенным направлением, хотя все равно отвлекало от собственных наступательных планов и выкачивало резервы. Продвижение это упорной драмы мерялось в отвоеванных сотнях метрах, когда в один день захватывался участок насыпи, в другой — его расширяли до полукилометра, а затем немцы отвоевывали все обратно. Так прошел январь 1942-го, в феврале наконец-то перевалившие через насыпь войска воевали уже на плацдарме в виде треугольника опиравшегося на это проклятое инженерное сооружение с основанием в километр и насквозь простреливаемое с обеих сторон. Нащупав палочку-выручалочку в виде использования танков, советское командование начало новое наступление в марте 1942-го 2-я ударная уже никуда не продвигалась и стало медленно пробиваться вдоль немногочисленных дорог и лесных просек. Чудо-оружием стали танки Т-34 на широких гусеницах, не раз утюжившие немецкие войска на их позициях и хорошо передвигавшиеся по глубокому снегу, недоступному как для легких танков, так и для немецкой техники, вынужденной действовать вдоль дорог. Немцам пришлось повторять советские пропагандистские штампы и отправлять часто на гарантированную смерть или ранение своих саперов с минами на подрыв советской техники. Вообще, широта использования танков и штурмовых орудий в тех болотистых местах весьма удивила, немцы в марте уже очень ожидали весенней оттепели, потому что замерзшие просторы играли скорее на руку советскому наступлению.
К апрелю эти бои в ставшем уже не так важным для обеих сторон малопроходимом тупике затихли и больше уже не возобновлялись. Но Погостье стало уже в наше время одной из черных легенд войны, чему послужили известные мемуары Николая Никулина , и вот это исследование как раз послужит хорошим разбором событий, случившихся на самом деле. Я уже упомянул эту книгу Вячеслава Мосунова о боях на Синявинских высотах в одном из предыдущих обзоров, оперативный очерк под названием Битва за Синявинские высоты. Мгинская дуга 1941-1942 гг. И если бои 1941-го года были уже частично раскрыты автором в Битве за Ленинград. Неизвестная оборона , и автор коснулся их слегка обобщенно, примерно на четверть общего объема, то такое всеобъемлющее описание 3-й Синявинской операции августа-октября 1942 года появилось в нашей исторической литературе впервые, и я сразу скажу, что это исследование автора — это одна из вершин отечественной истории Великой Отечественной.
Повышенное внимание уделялось авиации, которой предстояло действовать челночным образом — самолеты взлетали с аэродромов своего фронта, а сбросив бомбы садились на аэродромах соседнего фронта, получали новые боеприпасы и летели обратно. На помощь войскам были подтянуты партизаны Ленинградской и Псковской областей.
Начало операции было назначено на 1 января 1943 года, однако из-за того, что лед на Неве был еще слишком тонок, наступление было сдвинуто на 12 дней. Ровно в половине десятого утра 12 января заработала артиллерия. Как вспомню весь этот адский грохот и разрывы снарядов и мин, так снова и снова меня бросает в дрожь», - так описывал свои впечатления о начале советского наступления военнослужащий 170-й немецкой пехотной дивизии. Артиллеристов поддержали 147 лёгких танков и бронеавтомобилей, вес которых мог выдержать лёд на Неве. Двухчасовой ураганный огонь нашей артиллерии и атака пехоты с танками оставили после себя следы грозного возмездия.
В сентябре 1941 года Ленинград окружили войсками противника; немцы постоянно обстреливали город из дальнобойных орудий, раз за разом пытаясь взломать оборону. Советские артиллеристы отвечали встречным огнем. Одна из главных артиллерийских "рабочих лошадок" Красной Армии — пушка-гаубица "МЛ-20".
В противостоянии с аналогичными по калибру немецкими орудиями наши орудия обладали преимуществом — били на 4-5 километров дальше. В конце 1942 года советское командование готовит операцию по прорыву блокады. Она называется "Искра". Наступление назначено на 1 января 1943 года, но погода вносит свои коррективы — лед на Неве не встал, и пехота не может атаковать противоположный немецкий берег. Тянутся томительные дни ожидания.
Нужно было определить приоритеты для главной ударной силы вермахта — танковых армий.
И фюрер, считавший, что с захватом Москвы война на Восточном фронте будет выиграна, 6 сентября 1941 года приказал командующему группой армий "Север" фельдмаршалу Вильгельму фон Леебу к концу месяца перебросить на московское направление наиболее боеспособные танковые и пехотные дивизии. На штурм Ленинграда у Лееба оставались считанные недели. Он немедленно бросил в бой свою 4-ю танковую группу армию генерала Эриха Гёпнера, стремясь проломить советскую оборону. В ходе невероятно кровопролитных и упорных боев 17 сентября части вермахта вышли к Финскому заливу, от Ленинграда в районе Ораниенбаума отрезав 8-ю советскую армию, где она продолжала удерживать небольшой плацдарм. К 18 сентября немцы заняли Пушкин, Красное Село и Слуцк. Но дальше Лееб не продвинулся: наступление было остановлено во многих местах, в частности, у подножия Пулковских высот, с которых просматривался город.
Заслуга в создании столь стойкой обороны принадлежит командующему Балтийским флотом Владимиру Трибуцу, члену военного совета Ленинградского фронта Андрею Жданову, командующему войсками Ленинградского фронта Клименту Ворошилову и сменившему его 14 сентября Георгию Жукову. Лееб доложил в Ставку, что без подкрепления взять Ленинград он не сможет. Но в ответ получил приказ фюрера немедленно перебросить часть войск к Москве. А без своей главной силы Лееб был вынужден перейти к позиционным боям и к концу сентября 1941 года фронт на подступах к Ленинграду надолго стабилизировался. Ключ к блокадному кольцу никак не могли подобрать Немецкие солдаты на захваченных позициях под Ленинградом Им стали захваченные немцами Синявинские высоты на востоке области, где войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяло всего 10-12 километров. Обладание этой местностью позволяло врагу мешать поставкам продовольствия и боеприпасов в Ленинград по Ладожскому озеру.
Немцы прекрасно понимали стратегическое значение данного плацдарма, поэтому, как только его заняли, принялись укреплять окрестности, в частности, деревню Синявино. С 10 сентября 1941 года здесь начались жесточайшие бои.
Блокада Ленинграда
Позже те, кто выжил благодаря этой магистрали и встретил день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, назовут ее Дорогой Победы. Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего посёлка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда. Шаблон:Блокада Ленинграда 2 Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны. С 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов была проведена наступательная операция «Искра», результатом которой стал прорыв блокады Ленинграда. Это была пятая по счету попытка прорыва блокады Ленинграда, и права на ошибку уже не было.
Николай Стариков
- 18 января - Прорыв блокады Ленинграда
- Операция "Искра": основные события
- День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
- Новости и события Российского исторического общества
- Материалы рубрики
- День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
80 лет назад началась операция "Искра", которая привела к прорыву блокады Ленинграда
Силы у оставшихся в живых ленинградцев на исходе — их уже меньше миллиона. Зачем немцы поливали водой берега Невы? И как гаубица "МЛ-20" помогла деблокировать город? Курская битва. Танковые бои под Тернополем. Балатонское сражение.
Балтийский флот. Освобождение Донецкого бассейна.
Фашистское командование прилагало немало усилий, чтобы сбросить в воду форсировавшие Неву части, но славные воины Ленинградского фронта благодаря мужеству бойцов и бившей через Неву артиллерии сумели удержать за собой два небольших плацдарма. Таков был конец Синявинской операции. Волховскому и Ленинградскому фронтам не удалось в то время прорвать блокаду Ленинграда. Однако расчёты гитлеровского командования взять штурмом Ленинград потерпели полный крах. В песне «Волховская застольная» есть строки о Синявинской операции: "Будут навеки в преданьях прославлены Под пулемётной пургой Наши штыки на высотах Синявина, Наши полки подо Мгой". Потери немецких войск убитыми и пленными составили около 60 тысяч человек, а в технике — 260 самолётов, 200 танков, 600 орудий и миномётов.
По показаниям пленных в ротах большинства дивизий осталось в строю по 20 человек. Бойцы и командиры Красной Армии своими контратаками и двумя крупными наступлениями защитили жителей осаждённого города. Ленинград продолжал жить, работать и сражаться. В навигацию грузы продолжали доставляться водным транспортом по Ладожскому озеру и при необходимости самолётами. Количество доставляемых грузов соответствовало возможностям водного транспорта озера, включая корабли Ладожской военной флотилии и в целом Северо-Западного речного пароходства. На мой взгляд, вклад речников в снабжение города и Ленинградского фронта недооценен. Две дивизии были переброшены самолётами, а одна — Ладожской военной флотилией в штормовых условиях. А ведь в советской стрелковой дивизии по штату 14,5 тысяч человек фактически в начале войны 9 — 10 тысяч человек из-за отсутствия прибывших по мобилизации.
Днём и ночью, круглые сутки речники везли грузы в Ленинград и вывозили из Ленинграда людей, а с лета 1942 года также продукцию промышленных предприятий. Надо отметить, что степень риска как зимнего, так и летнего пути по озеру преувеличена — этот путь не превышал 25 километров и был надёжно защищён от авиации и наземных войск противника. Потери, конечно, были, но посравнению с количеством доставляемых грузов потери были незначительными. Позже по подводному кабелю сюда стал снова поступать ток с частично восстановленной Волховской ГЭС. Это позволило ряду предприятий возобновить производство военной продукции», — указывает К. Таким образом, в 1941-1942 годах армия и правительство делали всё возможное для снабжения города и Ленинградского фронта, защиты жителей Ленинграда и прорыва блокады по суше. Синявинская военная операция закончилась в октябре 1942 года. Но уже вначале декабря 1942 года Ставкой было принято решение о подготовке новой военной операции по прорыву блокады Ленинграда.
Это была уже третья крупная наступательная операция по прорыву блокады. В результате первых двух наступлений прорвать блокаду не удалось. Нашим солдатам под Ленинградом приходилось сражаться в трудных условиях: летом огромное количество комаров, не дающих солдатам покоя ни днём, ни ночью, зимой сильные морозы и снежные заносы. Кругом леса и болота, по которым человеку пройти трудно, не говоря уже о движении автомобилей, артиллерийских орудий, танков и другой техники. После тщательного рассмотрения всех вариантов было принято решение прорывать немецкие укрепления несколько севернее того места, где пытались прорвать блокаду с 19 августа по 10 октября 1942 года при проведении Синявинской операции. Нам нужно было преодолеть всего 12-километровую полосу между Шлиссельбургом и Липками, или по шесть километров каждому из наших двух фронтов», — писал К.
Против двух армий Волховского фронта оборонялись 227-я пехотная дивизия без одного полка , 1-я пехотная, 374-й полк 207-й охранной дивизии и 425-й полк 223-й пехотной. По переднему краю обороны шла сплошная траншея, прикрытая минными полями, надолбами и проволочными заграждениями, на некоторых участках была отрыта и вторая траншея. Там, где болотистая местность не позволяла углубиться в землю, немцы возвели ледяные и насыпные валы, поставили двухрядные бревенчатые заборы. Ситуация для атакующей стороны усугублялась лесисто-болотистой местностью в этом районе. К тому же здесь располагалась большая территория синявинских торфоразработок, которые были изрезаны глубокими канавами и дополнительно укреплены деревоземляными, торфяными и ледяными валами. Территория была малопроходимой для бронетехники и тяжёлой артиллерии, а они были нужны для разрушения вражеских укреплений. Для преодоления такой обороны требовались мощные средства подавления и разрушения, огромное напряжение сил и средств наступающей стороны. Советские офицеры осматривают тяжелые немецкие орудия, обстреливавшие Ленинград. Это две 305-мм мортиры M16 чешского производства фирмы «Шкода» Тяжелая 305-мм мортира M16 чешского производства, захваченное советскими воинами. Район Ленинграда План операции Ещё 18 ноября 1942 г. Ставка, рассмотрев это предложение, потребовала сосредоточить все внимание на прорыве немецкой обороны только на одном направлении — шлиссельбургском, которое кратчайшим путем приводило к достижению поставленной цели. Он предусматривал нанесение встречных ударов — Ленинградского с запада, Волховского — с востока в общем направлении на Синявино. Ставка 2 декабря утвердила представленный план. Координация действий обоих фронтов поручалась маршалу Советского Союза К. Подготовить операцию планировали к 1 января 1943 г. Она требовала совместными усилиями двух фронтов разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, «разбить осаду гор. Ленинград, к исходу января 1943 г. После этого, перейдя к прочной обороне на рубеже р. Мойка, пос. Михайловский, Тортолово, обеспечить коммуникации Ленинградского фронта и дать войскам 10-дневный отдых. В первой половине февраля 1943 г. Подготовка операции Для проведения операции были сформированы две ударные группировки: на ВФ — 2-я ударная армия генерал-лейтенанта В. Романовского, на Ленинградском — 67-я армия генерал-майора М. Ударной группировке ЛФ предстояло форсировать Неву по льду, прорвать оборону на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург, разгромить окопавшегося здесь противника, соединиться с войсками ВФ и восстановить связь Ленинграда с Большой землей. В дальнейшем планировался выход соединений 67-й армии на рубеж р. Обеспечение левого фланга 2-й ударной армии возлагалось на 8-ю армию генерала Ф. Старикова, которая своими правофланговыми соединениями должна была наступать в направлении Тортолово, пос. Авиационную поддержку и прикрытие войск осуществляли 13-я и 14-я воздушные армии Ленинградского и Волховского фронтов и авиация Балтийского флота всего около 900 самолётов. К участию в операции привлекались также авиация дальнего действия, береговая и корабельная артиллерия флота 88 орудий. Проведение операции ударной группы Волховского фронта по решению Ставки ВГК возлагалось на командующего 2-й ударной армией под непосредственным руководством заместителя командующего фронтом генерал-лейтенанта И. Операцию ударной группы Ленинградского фронта должен был проводить командующий 67-й армией под непосредственным руководством командующего фронтом генерал-лейтенанта Л. Жуков и К. Основой ударной группировки ЛФ являлась 67-я армия, построенная перед наступлением в два эшелона. Первый эшелон состоял из 45-й гвардейской, 268-й, 136-й, 86-й стрелковых дивизий, 61-й танковой бригады, 86-го и 118-го отдельных танковых батальонов. Второй эшелон составили 13-я, 123-я стрелковые дивизии, 102-я, 123-я, 142-я стрелковые бригады, а армейский резерв — 152-я и 220-я танковые бригады, 46-я стрелковая дивизия, 11-я, 55-я, 138-я стрелковые, 34-я и 35-я лыжные бригады. Поддержку наступления осуществляли артиллерия армии, фронта и Балтийского флота — всего около 1900 орудий и минометов и 13-я воздушная армия силами 414 самолетов. Ударную группировку Волховского фронта составили 2-я ударная армия, часть сил 8-й армии. Первый эшелон 2-й ударной армии составили 128-я, 372-я, 256-я, 327-я, 314-я, 376-я стрелковые дивизии, 122-я танковая бригада, 32-й гвардейский танковый полк прорыва, 4 отдельные танковые батальона. Во второй эшелон входили — 18-я, 191-я, 71-я, 11-я, 239-я стрелковые дивизии, 16-я, 98-я и 185-я танковые бригады. Резерв армии составили 147-я стрелковая дивизия, 22-я стрелковая, 11-я, 12-я и 13-я лыжные бригады. На левом фланге наступления действовала часть сил 8-й армии: 80-я, 364-я стрелковые дивизии, 73-я бригада морской пехоты, 25-й отдельный танковый полк и два отдельных танковых батальона. Поддержку наступления осуществляли артиллерия фронта и двух армий силами около 2 885 орудий и минометов и 14-я воздушная армия силами 395 самолетов. При подготовке операции командующие Ленинградским и Волховским фронтами за счёт своих резервов и перегруппировок соединений с других направлений значительно усилили 67-ю и 2-ю ударную армии, решительно сосредоточив силы на участках прорыва. Артиллерийская подготовка атаки была запланирована продолжительностью 2 часа 20 минут, поддержка атаки — методом огневого вала на глубину 1 км, а затем методом последовательного сосредоточения огня. Все танковые части на ЛФ — 222 танка и 37 бронемашин, на ВФ — 217 танков намечалось использовать для непосредственной поддержки пехоты. Для противовоздушной обороны ударных группировок привлекались: на ВФ — три зенитные артиллерийские дивизии, шесть отдельных зенитных дивизионов и две отдельные зенитные железнодорожные батареи; на ЛФ — зенитная артиллерийская дивизия, полк противовоздушной обороны, шесть отдельных зенитных артиллерийских дивизионов, две отдельные зенитные железнодорожные батареи, а также четыре зенитных артиллерийских и четыре истребительных авиационных полка из состава Ленинградской армии ПВО. Особенностью операции было то что на подготовку выделили почти месяц. Весь декабрь войска 2-й ударной и 67-й армий напряженно готовились к предстоящей операции.
Но при этом вермахт располагал мощной системой обороны, которая возводилась не один год, а нашим войскам предстояло форсировать Неву, преодолевая открытые пространства. И все же уже в первый день наступления Ленфронт добился колоссального успеха, с ходу преодолев крутой обледенелый берег Невы и захватив плацдарм шириной и глубиной в несколько километров и взяв в плен несколько сотен немцев — больше, чем за все время обороны Ленинграда с 1941 года. А вот дальше началось уже настоящее прогрызание вражеской обороны. Об упорстве немцев говорит хотя бы тот факт, что в один из первых дней сражения они израсходовали около 2000 тонн снарядов. И это при том, что полосу нашего наступления можно обойти сегодня всего за 6-7 часов. Но «Искра» прожгла наконец стальное кольцо блокады. На этом месте сейчас проходит Мурманская трасса. А вторая — в Пятом рабочем поселке, где теперь установлен в честь этого всем известный памятный знак. Хотя неизвестно, кто был его автором». Об ожесточенности же сражения красноречивее всего свидетельствуют данные потерь. С 12 по 30 января наши войска потеряли около 100 000 человек, из которых 40 000 убитыми. Немцы — около 20 000 ранеными, убитыми, пропавшими без вести и попавшими в плен.