В здании Санкт-Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице торжественно открыли мемориальную доску Валентину Михайловичу Ковальчуку — выдающемуся советскому и российскому историку, полковнику, доктору исторических наук. Историк и исследователь Валентин Ковальчук боролся за историческую правду, благодаря его трудам миру стали известны факты о Великой Отечественной войне.
В Санкт-Петербурге открыли мемориальную доску выдающемуся историку Валентину Ковальчуку
Из документа следует, что Говоров сперва забыл упомянуть о руководящей роли товарища Сталина и вписывал потом эти строки торопливо карандашом. Этот факт показывает, как трудно историкам было узнать и рассказать правду о блокаде, слишком политизированным вопрос — о жертвах, о голоде, о снабжении города. В Петербурге отдают дань памяти профессору Валентину Ковальчуку, ленинградцу, фронтовику.
Цензура жестко пресекала любые попытки оспаривать это.
Переломить ситуацию решился только Валентин Ковальчук. Они вот взяли документы треста "похоронное дело", документы по эвакуации, по призыву, мобилизации в армии, и у них получилось, что таких жертв было, наверное, не менее 800 тысяч", — объяснил ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Александр Чистиков.
Выдающемуся историку блокады Валентину Михайловичу Ковальчуку открыли памятную доску Фото: Фото: Фото: В Санкт-Петербургском институте истории РАН на Петрозаводской улице торжественно открыта мемориальная доска в память о выдающемся советском и российском историке, докторе исторических наук Валентине Михайловиче Ковальчуке. Военный, награждённый орденом Красной звезды и орденом Отечественной войны, после выхода в отставку он начал исследовательскую работу. Один из немногих, получил доступ к секретным материалам. Изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады» Александр Беглов Александр Беглов подчеркнул непререкаемый вклад Валентина Ковальчука в установление истины о жертвах блокады Ленинграда.
Губернатор с сожалением констатировал, что после войны был уничтожен Музей обороны и блокады Ленинграда. Много документов, материалов, свидетельств было утеряно. Он также предлагал для изучения истории блокады Ленинграда создать особую структуру. По решению Президента России музей остался на старом месте в Соляном переулке, хотя были другие предложения. По поручению Владимира Владимировича Путина была расширена его экспозиция и создан Институт истории обороны и блокады Ленинграда, который продолжает исследования Валентина Ковальчука», - отметил Александр Беглов. Отечественный историк признан крупнейшим специалистом по истории обороны и блокады Ленинграда.
Открыта памятная доска выдающемуся историку блокады Валентину Михайловичу Ковальчуку
Петербург: новости районов from Питер решает! Z В Петербурге открыли мемориальную доску советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Ковальчуку. Ее разместили в здании института истории РАН на Петрозаводской улице. Валентин Ковальчук был одним из тех участников Великой Отечественной, кто впоследствии стал ее историком. Причем историком, не боявшимся даже самой тяжелой правды. Валентин Ковальчук смог найти неизвестные данные о снабжении защитников Ленинграда и гражданского населения.
Память об учёном. В Петербурге увековечили имя историка блокады Ковальчука
Об этом сообщает Коммерсант. В свое время ему удалось убедительно доказать, что количество жертв блокады, озвучиваемое в ту пору, официально едва ли не на треть меньше реальных цифр», — сказал господин Нарышкин. В публикации отмечается, что одна из главных научных работ Валентина Ковальчука посвящена блокаде Ленинграда, изучение которой до 1960-х годов ограничивалось цензурой.
Военный, награждённый орденом Красной звезды и орденом Отечественной войны, после выхода в отставку он начал исследовательскую работу. Одним из немногих получил доступ к секретным материалам.
Изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады», — отметил губернатор.
Шлиссельбургская магистраль была построена в рекордные сроки — за 17 дней, на три дня раньше назначенного. Построена людьми, которые выживали в блокадном Ленинграде, подвергаемые непрерывным обстрелам фашистов. Новая дорога протяженностью 33 километра пролегла между станцией Шлиссельбург ныне — Петрокрепость и платформой Поляны, находившейся на линии Ленинград — Волховстрой. Она соединила Ленинградский узел с общесоюзной сетью железных дорог. Для движения поездов по Шлиссельбургской трассе была создана 48-я паровозная колонна. Из особого резерва НКПС выделили тридцать мощных паровозов.
Им управляла бригада в составе старшего машиниста И. Пироженко, помощника машиниста В. Дятлева и кочегара И. Несмотря на артобстрел, 6 февраля в 16 часов он достиг станции Новая Деревня, а 7 февраля в 12:10 состав прибыл на Финляндский вокзал. Люди плакали от радости, вверх взлетали шапки! Другой состав отправился из Ленинграда на Большую землю. Его вёл паровоз Эм 721-83, которым управлял старший машинист П.
Теперь в Ленинград регулярно стали привозить продовольствие и другие грузы. Но мало кто знал, какой ценой это даётся. Фюрер потребовал разбомбить трассу, по которой каждый день эшелоны, доставляли продовольствие и боеприпасы в блокированный город. Шлиссельбургскую магистраль железнодорожники называли «коридором смерти»: каждый день грозил гибелью работавшим на ней бригадам. В 48-й паровозной колонне из 600 человек погиб каждый третий. А как подсчитать, сколько ещё погибло при строительстве, обороне и восстановлению магистрали мужества! Поезда водили машинисты, которых отозвали с фронта, многих доставляли в Ленинград на самолетах.
Молодые девушки — вчерашние ленинградские школьницы, выжившие в блокаду, по направлению комсомола становились кочегарами, помощниками машинистов, кондукторами. Из-за постоянного обстрела фашистами поезда могли передвигаться только ночью с притушенными огнями. За ночь могли проходить только три поезда в Ленинград и столько же обратно. Этого было, конечно, недостаточно, поэтому железнодорожники сменили график движения поездов на поточный. Теперь поезда шли один за другим, сперва в одну сторону, затем в другую. Большая часть «коридора» хорошо просматривалась с Синявских высот. У немцев имелись авиационные прожекторы и звукоуловители, которые позволяли легко засечь движение поезда.
Из приведенного Валентином Михайловичем дневника 48-й паровозной колонны особого резерва НКПС с волнением узнаем, каким был на трассе только один день — 18 июня 1943-го: «... Паровоз 718-30 подвергся обстрелу. Повредило магистраль. Путь засыпало землёй. Исправления и расчистка пути произведены силами бригады под непрекращающимся обстрелом. Поезд выведен невредимым. Позже поезд подвергся воздушному налёту.
Кроме преподавательской работы он занимается здесь и наукой — подготовил и защитил кандидатскую диссертацию, посвященную защите морских коммуникаций осаждённого Севастополя. С этого момента вся моя исследовательская деятельность стала связана с историей Ленинградской битвы», — рассказывал Валентин Михайлович. Вот что вспоминает об этом периоде жизни Валентина Михайловича его друг — директор Российского научного центра радиологии и хирургических технологий, академик РАМН, почётный гражданин Санкт-Петербурга А. Он чувствовал, что его призвание — наука, и дорос до очень больших высот». Валентин Михайлович выбирает непроторенные пути — изучение истории битвы за Ленинград, блокады, Дороги жизни… Именно он стоял у истоков научного изучения этих вопросов, решение которых стало смыслом его жизни. Много сил уделил Валентин Ковальчук глубокому и всестороннему изучению Дороги жизни. За книгу «Ленинград и Большая земля: История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941—1943 гг.
В других его монографиях — «Дорога победы осаждённого Ленинграда: Железнодорожная магистраль Шлиссельбург—Поляны в 1943 г. Ленинград 1941—1944» и в коллективных трудах, подготовленных под его руководством и авторском участии, глубоко раскрыт подвиг защитников и жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. К 300-летию Санкт-Петербурга и 60-летию прорыва Ленинградской блокады Валентину Михайлович присудили за эти труды Литературную премию Законодательного собрания города, носящую имя знаменитого полководца Великой Отечественной — командующего войсками Ленинградского фронта маршала Л. Готовя второе издание книги «900 дней блокады. Ленинград 1941 — 1944» он отбирал по тематике газетные публикации, новые монографии и публикации документов… Все эти интересные материалы сохранились в его домашнем архиве с пометками на полях и с закладками между страницами книг. Но очень важная работа, к сожалению, осталась неосуществленной... Архивные документы, воспоминания железнодорожников, солдат и офицеров, газеты и другие издания военных лет позволили Валентину Михайловичу достичь результатов, которые совпали с «окопной правдой» участников событий.
На основе этих разнообразных источников он с позиций объективного исследователя освещает строительство Шлиссельбургской железной дороги, ход перевозок по ней при постоянных артиллерийских обстрелах и бомбардировках противника, защиту трассы, её роль в жизни и борьбе города на Неве, в подготовке разгрома фашистских войск под Ленинградом. Перелистаем страницы трудов Валентина Михайловича, вчитаемся в документы минувших героических лет, которые в них цитируются. И в тот же самый день Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве на отвоеванной вдоль южного берега Ладожского озера узкой полосе суши шириной всего 8 — 11 километров небольшой, но очень важной железнодорожной ветки, способной обеспечить связь города с Большой землёй. Возглавил строительство И. Зубков, который до Великой Отечественной руководил постройкой ленинградского метро. И вот в январские морозы примерно пять тысяч человек приступили к осуществлению этого дерзкого плана. Почти круглосуточно работали геодезисты, железнодорожники, военные… Задание казалось почти невыполнимым — ведь железная дорога должна была быть построена всего за 20 дней.
В мирное время для подобной стройки понадобилось бы не меньше года. Каждый метр земли был начинён минами, неразорвавшимися боеприпасами, всевозможными сюрпризами и ловушками. Трудности усугублялись ещё и исключительно тяжёлыми условиями зимы — сильными морозами и буранами». Примерно в 5-6 километрах от строящейся дороги, на Синявский высотах, засели немцы. Поначалу они не могли понять, что делают русские, но, когда поняли, стали обстреливать место стройки непрерывным артиллерийским огнём. При этом часто разрушались только что возведённые участки дороги. Советские зенитки как могли с земли прикрывали стройку от вражеских артобстрелов, с воздуха это делали истребители.
Чтобы ускорить работы, трассу строили по максимально упрощенным технологиям. На большей части пути шпалы и рельсы клали прямо на снег, без положенных земляной насыпи и балластной призмы. Шлиссельбургская магистраль была построена в рекордные сроки — за 17 дней, на три дня раньше назначенного. Построена людьми, которые выживали в блокадном Ленинграде, подвергаемые непрерывным обстрелам фашистов. Новая дорога протяженностью 33 километра пролегла между станцией Шлиссельбург ныне — Петрокрепость и платформой Поляны, находившейся на линии Ленинград — Волховстрой. Она соединила Ленинградский узел с общесоюзной сетью железных дорог.
В Петербурге открыли мемориальную доску легендарному учёному Валентину Ковальчуку
По поручению Владимира Владимировича Путина была расширена его экспозиция и создан Институт истории обороны и блокады Ленинграда, который продолжает исследования Валентина Ковальчука», — рассказал губернатор Петербурга. К сожалению, ученый ушел из жизни в 2013 году — не дожив всего трех лет до столетнего юбилея. В 2023 году, к 10-летию со дня его смерти, было принято решение установить в его честь мемориальную доску. И сегодня, в день 80-й годовщины полного снятия блокады, памятная табличка была торжественно открыта.
Валентин Ковальчук доказал, что реальное количество ленинградцев, погибших в годы блокады от голода, значительно превышает озвученную на Нюрнбергском процессе цифру в 632 тысячи человек и составляет не менее 800 тысяч. Ранее «Петербургский дневник» рассказывал , что в России может появиться День памяти детей, ставших жертвами военных конфликтов.
Военный, награждённый орденом Красной звезды и орденом Отечественной войны, после выхода в отставку он начал исследовательскую работу. Один из немногих, получил доступ к секретным материалам. Изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады», — сказал губернатор. Александр Беглов особо подчеркнул, что Валентин Ковальчук очень много сделал для установления правды о погибших в блокадном Ленинграде. Эта цифра намного больше, чем 600 тысяч, которая признавалась до исследований Валентина Ковальчука.
Удивительно, но с Ковальчуком у нас никогда не было споров. Были дискуссии. Споры чаще всего порождают взаимные упреки, после чего собеседники нередко долго обижаются друг на друга. У нас такого не было. Валентин Михайлович всегда оставался на редкость деликатным человеком. Он обязательно выслушивал собеседника до конца, затем аргументированно мог возразить, но никогда не делал этого в резкой форме. Я не помню случая, чтобы он обиделся на мои замечания, касавшиеся оценки его произведений. А замечания или пожелания, естественно, возникали, как у каждого человека, занимающегося аналогичной исторической темой. Но сора из избы мы старались не выносить. Мы обсуждали материал, дискутировали о нем и, чаще всего, приходили к общему выводу. Так это было, например, при обсуждении его книги «900 дней блокады. Ленинград 1941—1944», вышедшей в издательстве «Дмитрий Булавин» в 2005 году. Честно скажу, давно не получал такого удовлетворения от знакомства с хорошей и нужной книгой. Хотя вначале, когда взял ее в руки, она показалась мне перегруженной цифрами и написанной казенным языком. Рад, что ошибся. На самом деле автор подарил широкой читательской аудитории глубокий и интересный труд по истории блокады Ленинграда. Эта книга по праву должна занять достойное место как в многочисленных школьных музеях боевой славы Санкт-Петербурга, так и украсить районные и вузовские библиотеки. Ею с полным основанием могут руководствоваться музейные работники и экскурсоводы, а также профессиональные исследователи блокадной эпопеи.
Нарышкин в Петербурге принял участие в открытии мемориальной доски историку Ковальчуку
«Перо Валентина Михайловича Ковальчука, словно кисть опытного художника, вызвало к жизни феномен многогранного явления, названного современниками «блокада», – отмечает директор Санкт-Петербургского института истории РАН доктор исторических наук Н.Н. Смирнов. Она прошла в Санкт‑Петербургском институте истории РАН. Член ПКО РГО – ОИАК края В.Н. Ковальчук во время проведения лекции. Ковальчук Валентин Михайлович (1916 – 2013). Историк. Доктор исторических наук (1976). Полковник.
Коридором смерти
В Петербурге в возрасте 97 лет скончался известный историк Валентин Ковальчук. Ковальчук Валентин Михайлович (1916 – 2013). Историк. Доктор исторических наук (1976). Полковник. Историку Ковальчуку открыли мемориальную доску в Петербурге. Скромная церемония, полная достоинства и уважения, – открытие экспозиции, посвященной Валентину Ковальчуку, который проработал в этом здании более 50 лет.
Валентин Михайлович Ковальчук
- В Петербурге ушел из жизни историк Ленинградской блокады Валентин Ковальчук
- На Петроградской стороне появилась памятная доска отцу братьев Ковальчуков
- Выдающемуся историку блокады Валентину Михайловичу Ковальчук - 27 января 2024 - Петербург Онлайн
- Коридором смерти / Созидатели
- В Петербурге открыли мемориальную доску историку Валентину Ковальчуку
вести недели
Именно Валентин Ковальчук стал главным, самым авторитетным исследователем этой темы. В Петербурге появилась мемориальная доска, посвященная советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Ковальчуку — специалисту по истории обороны и блокады Ленинграда. В Петербурге появилась мемориальная доска, посвященная советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Ковальчуку — специалисту по истории обороны и блокады Ленинграда. новости и о политике и власти региона.
Вспоминая Ковальчука
В 1966 г. Коллективу составителей удалось выявить более трех тысяч документов, изучить ряд материалов, которые ранее были засекречены, и опубликовать их. Параллельно историк возглавлял работу по созданию пятого тома «Очерков истории Ленинграда», посвященного периоду Великой Отечественной войны. Помимо В. Дзенискевич, Г. Соболев, А. Цамутали, В. Шишкин и др. Созданный ими фундаментальный научный труд стал значительной вехой в историографии, долгое время он являлся наиболее полным исследованием практически всех аспектов истории осажденного Ленинграда. В 1970 г.
Военный опыт помог В. Мерецковым, адмиралами Н. Кузнецовым и Ю. Пантелеевым, главным маршалом авиации А. Новиковым, генералами армии М. Поповым и И. Федюнинским, генералами Г. Одинцовым и Б. Бычевским и др.
Благодаря стараниям историка, их воспоминания были опубликованы в сборнике «Оборона Ленинграда. Воспоминания и дневники участников» Л. В 1970-е гг. По этой же теме В. Совет ветеранов Краснознаменной Ладожской военной флотилии «в знак признания большой заслуги в деле популяризации подвига, совершенного на Дороге жизни» вручил В. Ковальчку памятный знак «Участник Дороги жизни». Истории железнодорожного снабжения города в 1943 г. Итоги многолетнего изучения истории коммуникаций Ленинграда в период блокады были обобщены В. За эту работу Законодательное собрание Санкт-Петербурга присудило В.
Литературную премию им.
В январе 1987 г. Валентин Михайлович активно участвовал в общественной жизни — более 40 лет вел работу в городском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В последние годы вместе с коллегами А. Чистиковым, А.
Рупасовым и С. Яровым ученый сосредоточился на изучении и публикации дневников жителей блокадного Ленинграда. При его участии были подготовлены и опубликованы сборники «Человек в блокаде. Новые свидетельства» СПб. Коллеги запомнили его как великодушного, интеллигентного и обаятельного человека.
Конечно, основа истории — это факты. Но историк должен уметь анализировать документы, из фактов делать соответствующие выводы». Личное дело В. Знаменитые люди Санкт-Петербурга: Биографический словарь. Историки России: Кто есть кто в изучении отечественной истории: Биобиблиографический словарь.
Саратов, 2000. Историки России XX века: Биобиблиографический словарь. Саратов, 2005. Тутова, вст. Фурсенко, А.
Век двадцатый: Сб. Валентин Михайлович Ковальчук 22. Куйбышев, 1943. В соавт. Вторая Мировая война в исследованиях, воспоминаниях, документах.
Посвящается 60-летию Великой Победы. Дни и годы. Навигация 1942 г. Кульковым и В. Материалы работы научно-практической конференции.
По его исследованиям, эта цифра намного больше, чем 600 тысяч, которая признавалась ранее. Читайте также: Подвиг и трагедия: как советское кино рассказывало о блокаде Ленинграда «По последним исследованиям, и это доказал суд, — в Ленинграде погибло более миллиона человек», — напомнил губернатор. Под его руководством вышел один из первых сборников документов о битве за Ленинград «900 героических дней», пятый том «Очерков истории Ленинграда» и другие научные труды. В 1965 году вышла одна из самых известных работ — «Ленинградский «реквием».
Также исследователь содействовал возрождению Музея обороны и блокады в Соляном переулке, который был закрыт в 1952 году и восстановлен лишь в 1989-м.
В 2023 году к десятилетию кончины выдающегося историка, Учёный совет Санкт-Петербургского института истории РАН постановил увековечить его память, установив мемориальную доску. Теперь это решение выполнено.
В Петербурге открыли памятную доску историку блокады Валентину Ковальчуку
Отец президента Курчатовского института Михаила Ковальчука – Валентин Ковальчук – стал первым историком, который не побоялся взяться за тему блокады. "Можете себе представить, 15 лет после войны, подавляющее число этих документов было секретны. В Санкт-Петербургском институте истории РАН открыли мемориальную доску историку Валентину Ковальчуку, известному своим вкладом в изучение Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда и новейшей истории России. ↑ В Петербурге ушёл из жизни историк Ленинградской блокады Валентин Ковальчук (неопр.). Как рассказали в пресс-службе Смольного, 27 января, в день полного освобождения Ленинграда от блокады, в петербургском институте истории РАН на Петрозаводской улице открыли мемориальную доску историку Валентину Михайловичу Ковальчуку. ГК Палій, ВП Ковальчук, НС Фоміна. Biomedical and biosocial anthropology, 82-85, 2014. Валентин Ковальчук — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.
Читать также
- Журналисты Интервью
- Ковальчук Валентин Михайлович - биография, фото места захоронения
- В Петербурге открыли памятную доску историю блокады Валентину Ковальчуку
- Валентин Ковальчук