О писателе и его великом романе мы поговорили с заместителем директора Музея Достоевского, президентом Российского общества Достоевского Борисом Тихомировым.
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
Ранее на видеолекториях в Президентской библиотеке был представлен другой знаменитый роман – «Преступление и наказание» – в рисунках Достоевского и рассказали о первом оригинальном печатном произведении писателя – романе «Бедные люди». Высокую оценку Виссариона Белинского, чье детство и юность прошли в Чембаре и Пензе, получил первый роман Достоевского «Бедные люди». Потом их ждали цензурные рогатки, но в итоге первый роман Достоевского стал одним из самых ярких русских литературных дебютов. Несмотря на умеренную программу своего журнала, Достоевский считает нужным обратиться к первому роману о рабочих, вышедшему еще в 1848 году, но неприемлемому для николаевской цензуры и оставшемуся непереведенным.
Ссылка Достоевского
О писателе и его великом романе мы поговорили с заместителем директора Музея Достоевского, президентом Российского общества Достоевского Борисом Тихомировым. Истоки романа восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. Первые произведения Достоевский начал писать еще будучи студентом инженерного училища, но, к сожалению, они не были изданы и не сохранились. Он романа, естественно, не читал, а Достоевский отослал его начало (со сценой убийства) в журнал за месяц до этого события. Произведения Достоевского высоко оценивал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд.
«Новый Гоголь»
- 5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому
- Хронология жизни и творчества
- История создания романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
- Самый первый роман Достоевского - "Бедные люди": о чем? как отнеслись к нему? + Мой отзыв
Главная навигация
- Вы точно человек?
- Первое опубликованное произведение достоевского
- 200 лет назад родился Достоевский: Сама жизнь словно откликалась на его роман
- Бедные люди
- Содержание
Первое опубликованное произведение достоевского
Книга выпущена научно-издательским центром "Ладомир" совместно с издательством "Наука" в серии "Литературные памятники" при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Целью издания стала научная реконструкция условий и обстоятельств, в которых проходил литературный дебют Достоевского, создавался и впервые прочитывался роман "Бедные люди". Текст романа заново сверен по четырем прижизненным изданиям, а при его публикации издатели придерживались текстологических принципов, принятых в академических изданиях, сообразуясь при этом с нормами современного русского языка. Помимо самого романа в книгу вошли письма Достоевского периода подготовки к написанию "Бедных людей", воспоминания его современников, а также печатные отклики - рецензии, стихотворные и прозаические пародии, снабженные развернутым литературоведческим и культурологическим комментарием. В издание входит также монография Константина Баршта "Литературный дебют Ф. Достоевского: творческая история романа "Бедные люди".
По мнению экспертов, этот труд вводит в научный оборот комплекс материалов, позволяющих по-новому взглянуть на первое произведение классика мировой литературы. Согласно прозвучавшему на презентации мнению, эти материалы например, талантливый отзыв Фридриха Фердинанда Леве, напечатанный в августе 1846 года немецкоязычной газетой St. Petersburgische Zeitung заслуживают большого внимания. Как отметил в своем вступительном слове Константин Баршт, это одна из немногих адекватных рецензий тех лет, ведь роман вызвал шквал критики со стороны презирающих "петербургскую литературу" московских славянофилов, а также многих писателей и критиков старшего поколения. Автор немецкого отзыва, полагая, что жесткая критика Достоевского, звучащая на страницах популярных печатных изданий, проживет недолго, "решительно подтверждает великую заслугу господина Достоевского перед родной литературой" и даже "без колебаний" ставит "Бедных людей" в один ряд с "Вертером" Гете.
Более того, Леве считает необходимым подчеркнуть, что "с сим произведением в русскую литературу входит совершенно новый язык… это повседневная речь в лучшем и самом высоком смысле слова".
Ко вторым относится Фет. Достоевский заявляет о своей — третьей — позиции, независимой и всеобъемлющей: он за свободное творчество, за вольную поэтику, за искусство неограниченных возможностей и бесконечных устремлений, приносящее высшую пользу человечеству. Оно совмещает крайние полярности: «Искусство всегда современно и действительно, никогда не существовало иначе и, главное, не может иначе существовать» подчеркнуто Достоевским. С защитниками «искусства для искусства» Достоевскому не по пути.
Нельзя предписывать искусству целей и симпатий». Но такая «высшая свобода» художника исключает требование непременной актуальности его творчества и близости его созданий к запросам действительности. Достоевский, всегда совмещавший непримиримые крайности в своих политических или религиозных воззрениях, сочетает враждующие контрасты и в своей эстетике. Он, конечно, согласен с утилитаристами, что нельзя поэту в день Бородинского сражения, когда решается вопрос о спасении родины, погружаться в греческую антологию; или в день лиссабонского землетрясения писать стихи: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…» В равной мере он решительно протестует против похода «предводителя утилитаризма в искусстве», Добролюбова, на художественность, на Пушкина и Тургенева. Искусство, заключает Достоевский, «всегда будет жить с человеком его настоящею жизнью… И потому первое дело: не стеснять искусства разными целями, не предписывать ему законов», не стеснять его свободу развития.
Так своеобразно сочетает Достоевский в своей синтетической эстетике оба противоположных учения о сущности прекрасного. Красота полезна сама по себе, без предвзятых заданий. Такова свободная и совершенная поэзия, потребная человечеству. Таким возведением красоты в абсолютную категорию Достоевский незаметно приближался к теоретикам «чистого искусства» и отходил от принципов материалистической эстетики, которую последовательно развивал в своих статьях молодой критик «Современника». Новые связи Как и в 40-е годы, Достоевского снова потянуло в кружки и редакции.
Он начинает посещать вторники А. Милюкова единственного из друзей его юности, проводившего его 24 декабря 1849 года из Петропавловской крепости в Сибирь. Теперь Милюков был главным редактором журнала «Светоч» и собирал у себя на дому сотрудников своего издания. Здесь бывали А. Майков, В.
Крестовский, Д. Минаев, Н. Страхов, доктор С. Яновский, Аполлон Григорьев, Я. Полонский, Л.
Мей, Г. Данилевский, М. Страхов, — он был у всех на счету крупного писателя и первенствовал не только по своей известности, но и по обилию мыслей и горячности, с которою их высказывал…». Когда что-нибудь его особенно возбуждало, он страстно воодушевлялся и возвышал свой тихий голос почти до крика. Запоминались его прекрасные глаза, огромный лоб и простонародные черты лица, озаренные и просветленные вдохновением.
Направление кружка сложилось под влиянием французской литературы и определялось политическими и социальными вопросами. Художник признавался наставником и руководителем общества. Господствовала теория, требовавшая служения современной минуте. Достоевский ее разделял. Важно было не самое произведение, а минута и впечатление, хотя бы и не полное.
В начале 60-х годов он верно определял художественность, как «согласье, по возможности полное, художественной идеи с той формой, в которую она воплощена». Вскоре члены милюковского кружка стали собираться в кабинете Михаила Достоевского на Екатерининском канале, где создавалась новая редакция журнала «Время». Достоевский сближается с двумя мыслителями, оказавшими решительное влияние на развитие его философских воззрений. Это были замечательный русский критик Аполлон Григорьев и его ближайший ученик и продолжатель Н. Аполлон Григорьев Это был человек исключительной яркости, подлинных творческих вдохновений и смелого эстетического новаторства.
Из групп, образовавшихся в редакции «Времени», одна и едва ли не самая одаренная «держалась вокруг Аполлона Григорьева, умевшего удерживать около себя молодых людей привлекательными чертами своего ума и сердца, особенно же искренним участием к их литературным занятиям; он умел будить их способности и приводить их в величайшее напряжение». Другую возглавляли Страхов и Достоевский. Воспитанник позднего романтизма, Аполлон Григорьев был, несомненно, близок Достоевскому. Почти сверстники по годам, они проходили, развиваясь, через одинаковые умственные движения и увлекались одними и теми же героями и творениями. Критику оставалась всегда близка эпоха его ранних поэтических увлечений, когда юные души были настроены «мрачным, тревожным, зловещим» и увлекались Лермонтовым и Мочаловым.
Эти увлечения сменились утопическим социализмом, которым интересовался Аполлон Григорьев, ценя поэтическую сторону нового учения, но оставаясь чуждым его политических выводов. Став в начале 50-х годов во главе молодой редакции «Москвитянина», он выработал здесь целое течение философской и художественной мысли, оказавшее несомненное влияние на Достоевского послесибирского периода. Это славянофильское направление сказалось в крупнейших работах Григорьева зрелой поры его писаний: статьях о комедиях Островского, о русских народных песнях, о «Дворянском гнезде» Тургенева. Оно легло в основу его монографических статей во «Времени»: о Льве Толстом, Некрасове, Шевченко, русском театре, теоретических этюдов: «Народность и литература», «Нигилизм в искусстве», «Наши литературные направления». Вместе с Мельниковым-Печерским, Островским и Писемским Аполлон Григорьев выдвигал задачу возрождения национального русского искусства.
Их «манифестом» была широко известная по двум позднейшим музыкальным интерпретациям — Балакирева и Глазунова — «Запевка» Мея: Ох, пора тебе на волю, песня русская, Благовестная, победная, раздольная, Непогодою-невзгодою повитая, Во крови, в слезах крещенная-омытая!.. Систему своей критики Аполлон Григорьев называл органической. Такие огромные явления, как народ и эпоха, определяющие деятельность великих поэтов, лежат в основе и критики их творений. Ее отличительные черты — народность, историчность, художественность, а если исходить из творений Карлейля, которого Григорьев считал своим учителем, то и проникновение в тайну человеческой души, и приоритет нравственных проблем над социальными, и представление о художнике как о вдохновенном ясновидце, пророке, проповеднике. В искусстве следует раскрывать «мысль сердечную» и бороться с «мыслью головной».
Егоров, Аполлон Григорьев — критик. Не удивительно, что программные объявления «Времени» строились на основе любимых идей Аполлона Григорьева, то есть народности, ценностей старорусской культуры, родной поэзии и художественного слова, культа искусства, театра, фольклора, музыки, руководящего значения Пушкина и Островского для современной литературы. Все это и объединялось кратким термином «почва», который нередко встречается уже в писаниях Аполлона Григорьева 50-х годов. В журнале Достоевского он отстаивал воззрение на русскую драму как на искусство всенародное: «Театр в наших глазах — дело великое, потому великое, что по сущности своей он должен быть делом народным… Театр должен держаться массою». На этом убеждении основан обширный ряд статей Григорьева о русских актерах середины XIX века, раскрывающих в нем одного из крупнейших русских театральных критиков, оставивших целую галерею портретов таких мастеров нашей сцены, как Мочалов, Каратыгин, Щепкин, Садовский, Мартынов, Никулина-Косицкая.
В этом, духе и как бы подводя итоги этим изучениям великих артистов России, Достоевский писал в 1864 году: «Соединение с цивилизацией, то есть с нами, произошло у крепостного Щепкина единственно одной непосредственной силой искусства театр — вот и вопрос об искусстве и даже о материальной и социальной пользе его». Отметим в порядке краткого отступления, что вскоре после возвращения в Петербург сам Достоевский впервые выступает на сцене впоследствии он славился как художественный чтец. Он горячо откликается на предложение выступить в спектакле Литературного фонда и выбирает в «Ревизоре» роль почтмейстера Шпекина. Богатству творческой мысли Аполлона Григорьева вполне соответствовало очарование художественной личности этого «последнего романтика», как он любил называть себя. Один из сотрудников «Времени» оставил характерный портрет этого искреннего и непосредственного человека с открытым взглядом, умным чисто русским лицом и смелостью в суждениях — это было как раз в момент вступления Аполлона Григорьева в редакцию братьев Достоевских: «Он жил в небольшой квартире, недалеко от Знаменской церкви.
Я застал у него несколько до тех пор незнакомых мне лиц и в том числе А. Гости пили чай, а хозяин в красной шелковой рубашке русского покроя, с гитарой в руках пел русские песни. Голос у Аполлона Александровича был гибкий и красивый, и ему придавали особую красоту какая-то задушевность в чувстве и тонкое понимание характера нашей народной поэзии. На гитаре играл он мастерски…» Как-то во время одного из их споров Страхов возразил ему: «Я не согласен с тобой, но возможно, что ты более прав…» «Прав я или не прав, — перебил он меня, — этого я не знаю: я — веяние». Так любил он называть направления, школы и течения современного искусства.
Страхов заканчивает свой мемуар об этом друге-учителе беглым и выразительным портретом: «Григорьев имел прекрасную наружность, поражавшую соединением силы и грации; в нем действительно была грандиозность, так шедшая к его напряженной натуре. Серые глаза, небольшие, но замечательно далеко расставленные один от другого, имели необыкновенный блеск, поразивший меня, когда я его увидел в первый раз. Нос орлиный. Руки, с которыми он обращался крайне небрежно, были малы, нежны и красивы, как у женщины». Таков был один из сильнейших и даровитейших сотрудников Достоевского в эпоху издания его журналов.
Актриса Шуберт На пороге новой главы биографии Достоевского жизнь улыбнулась ему светлым лирико-драматическим эпизодом: с ним подружила молодая, талантливая, привлекательная русская актриса, очень живая и остроумная, превыше всего ценившая общество знаменитых артистов и писателей. Ее звали Александрой Ивановной Куликовой, она вышла замуж за актера Шуберта, фамилию которого и сохранила навсегда, хотя вскоре ее мужем по второму браку стал врач Степан Дмитриевич Яновский, тот самый, который дружил с Достоевским в 40-х годах и тогда же лечил его. Теперь он познакомил старинного приятеля и пациента со своей молодой интересной женой, с которой постоянно появлялся в литературно-музыкальном салоне Михаила Михайловича Достоевского, на концертах, среди танцев и оживленных бесед. В своих известных мемуарах Александра Ивановна избегает подробно описывать свои отношения с Достоевским. Но очень значительны ее беглые упоминания имени великого романиста, ставшего ее другом в зимние и весенние месяцы 1860 года.
Спешнев 23 апреля 5 мая Рано утром проходят аресты членов кружка Петрашевского. Достоевского арестовывают в 4 часа утра. Всего в эту ночь арестовано «36 человек разного звания». Приговор рассмотрен генерал-аудиториатом. Утверждение Николаем I приговора, измененного генерал-аудиториатом: Достоевскому — четыре года каторги, потом рядовым. Но помилование должно быть объявлено «лишь в ту минуту, когда все уже будет готово к исполнению казни» 22 декабря 2 января Казнь на Семеновском плацу. Приостановка казни и чтение рескрипта о помиловании 1850 9 21 января Достоевский, С. Дуров и И. Ястржембский по пути из Петербурга в Омский острог прибывают в Тобольск. В Тобольском остроге Достоевского и Дурова посещают жены декабристов: Н.
Фонвизина и П.
Виртуальная экскурсия по выставке 30. Роман «Преступление и наказание». Она открыта в марте в Историко-мемориальном центре-музее И. Вы узнаете, какой первоначальный замысел был у писателя и кто стал прототипами героев романа. В 1865 году великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский начал работу над первым из романов «Великого Пятикнижия» — «Преступлением и наказанием». К 150-летию романа Литературно-мемориальный музей Ф. Достоевского в Санкт-Петербурге создал выставку, которая представлена сейчас в стенах Ульяновского историко-мемориального центра-музея И.
Авторы попытались показать многослойность романа, при этом как бы сняв каждый слой и расшифровав его. Здесь же мы узнаём историю создания романа. Конечно, это не подлинники, но это очень качественно сделанные копии, которые полностью передают особенность творческого метода и творческой лаборатории Достоевского.
Ссылка Достоевского
Он является автором водевильного рассказа «Чужая жена и муж под кроватью». Кроме того, писатель сочинял стихи…про тараканов. Он вложил их в уста капитана Лебядкина из романа «Бесы». Писал Фёдор Михайлович и для своих детей, для юмористических альманахов. Странным считается сатирический рассказ «Крокодил». Автор рассказал читателям про чиновника, которого проглотило это животное.
Большое значение для писателя имела религия и Иисус Христос. Он считал его идеалом человека во плоти. Её Достоевский не раз использовал в своих произведениях. Фёдор Михайлович очень любил немецкого поэта и философа Фридриха Шиллера. Его любимым напитком был черный чай, который в те времена был достаточно дорогой.
Еще любил русскую кухню, блюда типа московской селянки, расстегаи, подовые пирожки. В Петербурге Достоевский прожил 28 лет и «поселил» туда практически всех своих героев. Сюжеты брал из реальных криминальных сводок. Герои часто нигде не работают, а только лишь испытывают душевные терзания. В казино немецкого города Висбадена сохранилась рулетка, на которой играл писатель.
В России есть 6 музеев, открытых в его честь. Первый памятник установили в Москве на Цветном бульваре в 1918 году. Район рядом с Сенной площадью в Санкт-Петербурге тесно связан с творчеством писателя. Его называют «зоной Достоевского». На одноименной станции Московского метрополитена воссозданы сцены из романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы».
Аллюзии на произведения Фёдора Михайловича есть во многих фильмах американского режиссера Вуди Аллена.
Однако они об этом не знали. Вероятно, император, смягчая им приговор, решил заодно припугнуть их.
И в историю петрашевцы вошли в первую очередь благодаря инсценировке казни. В зимний день осуждённых вывели на Семёновский плац и объявили смертный приговор, а про помилование сообщили в самый последний момент, когда уже были взведены ружья расстрельной команды. Вероятно, этот экзистенциальный предсмертный опыт оказал огромное влияние на всё будущее творчество Достоевского.
Правда, самого Достоевского к расстрельному столбу не привязывали, "расстреливать" должны были по трое, и Достоевский был во второй тройке по списку, но к тому моменту уже стало известно, что всех помиловали. Вместо смертной казни он был приговорён к 4 годам каторги и отдаче в солдаты то есть он лишался звания поручика. Каторга в те времена очень сильно отличалась от современной тюрьмы.
За мелкие преступления на каторгу не отправляли, нужно было совершить действительно большое злодейство или государственное преступление, чтобы угодить туда. Но если уж человек попадал на каторгу, возврата не было. И вовсе не потому, что каторга была бессрочной.
Просто после освобождения человек превращался в ссыльнопоселенца и всю последующую жизнь волен был заниматься чем угодно, но только в пределах Сибири. В столицу и губернские города европейской части России он уже не мог вернуться. Отправка на каторгу означала вычёркивание человека из его прежнего общества: его лишали всех сословных званий, чинов и привилегий, его автоматически разводили с супругом и т.
Теоретически, вернуться было можно, но для этого требовалось обратиться с ходатайством к самому императору. Достоевскому удалось невозможное. Он подружился в Семипалатинске с работавшим там бароном Александром Врангелем, который попросил своего знакомого, знаменитого тогда генерала Тотлебена, лично ходатайствовать у нового императора Александра II прощения для Достоевского.
Прощение Достоевскому и группе других петрашевцев было даровано. Через 10 лет после ареста Достоевский вновь возвращается в Петербург, ему возвращают дворянский титул, а сам он возвращается как мученик, пострадавший за "народную правду". Достоевский уехал из Петербурга в 40-х, а вернулся в Петербург в 60-х.
Это были совершенно разные эпохи, отличавшиеся друг от друга так же сильно, как советские 70-е и российские 90-е. В воздухе витал ветер перемен, Россия вставала на капиталистические рельсы и стремительно менялась, новый император в сравнении с предыдущим был почти вольнодумцем. Общество жило ожиданием грядущих грандиозных реформ.
После возвращения Достоевский уговаривает старшего брата открыть журнал. В те времена не было принято печатать отдельные книги, как это делается сейчас. Книжный рынок почти отсутствовал, печатать свои сочинения могли себе позволить только самые-самые знаменитые авторы.
Большинство произведений печаталось в различных журналах, распространявшихся по подписке среди узкой аудитории. Издатели журналов были царями и богами, они решали, сколько платить авторам, они решали, что печатать, они договаривались с цензурными ведомствами по поводу возможных щекотливых моментов. Достоевские открывают журнал "Время", в котором они печатают "Записки из мёртвого дома", которые произвели эффект разорвавшейся бомбы.
Это было первое в истории русской литературы произведение, героями которого были каторжане. Более того, Достоевский стал первым русским писателем, побывавшим на каторге. Это уникальное произведение вмиг вернуло писателю утраченные за предыдущие годы позиции.
Достоевский твёрдо намерен стать профессиональным писателем, то есть зарабатывать литературным трудом. В то время это было не очень распространённым явлением. Литература была уделом богатых людей.
Более того, не только богатых, но и праздных. Поскольку требовала массы свободного времени и наличия больших капиталов, чтобы не беспокоиться о хлебе насущном. Почти все писатели прежних лет — выходцы из богатых аристократических семей или наследники огромных состояний.
Достоевский одним из первых превращает ремесло писателя в средство к существованию. Поначалу дела у братьев идут хорошо. Достоевский отправляется в путешествие по Европе, где его, как трясина, затягивает страсть к игре.
Достоевский и раньше отличался азартностью и проигрывал немало денег в бильярд, но рулетка просто сводила его с ума при этом популярный тогда карточный преферанс он презирал и искренне недоумевал, как люди могут тратить время на подобную ерунду. Он был одержим идеей создать идеальную систему, которая позволит ему всегда выигрывать, и, как ему казалось, создал её. Однако система каждый раз давала сбой, но Достоевский винил в этом не саму систему, а себя, он считал, что он недостаточно хладнокровен, а система идеальна и работает.
Нельзя сказать, что Достоевскому не везло, иногда он выигрывал очень внушительные суммы, но почти сразу же проигрывал их и даже залезал в долги, чтобы отыграться.
Не просто литератором, филигранно владеющим словом, а «практикующим философом». Занятие «практической философией» заключалось и в том, что Достоевский брал какую-то идею и претворял её в жизнь с помощью своих книг. Однако если посмотреть черновые записи Достоевского, относящиеся ко времени работы над «Идиотом», станет ясно, что не сразу князь Мышкин стал обладателем тех самых «христоподобных» черт: бесконечной доброты и любви ко всем окружающим. Всего известно восемь авторских редакций романа. И первоначально главный герой представлялся человеком совсем другого плана.
Речь шла о порывистой, подверженной страстям натуре, которую в своих набросках Достоевский даже сравнил с Иваном Грозным. Стоит отметить, что в своих черновиках Фёдор Михайлович часто рисовал портреты героев. Причём нередко образ рождался сначала визуально, в виде рисунка, а потом в буквальном смысле обрастал словами.
Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений. Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет. За это время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности. Краевскому для «Отечественных записок» свой новый роман под названием «Пьяненькие». Но Краевский ответил писателю отказом, который объяснил тем, что у редакции нет денег. За те же деньги, которые Краевский отказался выплатить за роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трех томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года. Получив деньги, Достоевский раздал долги и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась. За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы. Последствия не заставили себя долго ждать. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света. В крошечной комнате, без еды и без света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом «Преступление и наказание», которому суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой литературы. В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить свою новую повесть журналу «Русский вестник». В письме к издателю этого журнала писатель сообщил, что идеей его нового произведения станет «психологический отчет одного преступления»: «Действие современное, в нынешнем году, молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства — притязаний, грозящих ей гибелью, — докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым и неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» — чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы... Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека — представителя нового поколения.
Русский писатель, философ, публицист
- «Преступлению и наказанию» 150 лет
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Федор Достоевский
- Первые романы Достоевского: реакция критиков
- Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
Федор Достоевский
Этот роман вышел в печать в 1846 году, когда писателю было около 25 лет. Роман не оставил никого равнодушным, многие известные критики хорошо отзывались о начинающем писателе. Смотрите: Критика о романе "Бедные люди" Неопубликованные драмы Немногие знают, что до написания своего первого романа молодой Достоевский создал несколько драм — "Мария Стюарт", "Борис Годунов" и "Жид Янкель". Эти произведения были написаны с 1841 по 1844 год.
Их рукописи не сохранились, сами произведения никогда не были опубликованы. По словам младшего брата писателя, А. Достоевского, повесть "Борис Годунов" была закончена Достоевским к 1842 году, задолго до публикации дебютного романа "Бедные люди": "Еще в 1842 г.
Автограф лежал часто у него на столе, и я -- грешный человек -- тайком от брата нередко зачитывался с юношеским восторгом этим произведением...
Достоевского в Москве и Санкт-Петербурге. Стеклянные «Бесы» — это галерея фотографий-портретов персонажей романа, выполненных в технике амбротипии — одной из ранних фотографических техник середины XIX века. При данной технике фотоотпечатки изготовлялись на стеклянных пластинах и давали неповторимые высококонтрастные изображения. Уникальность изображения снимок можно было сделать только один требовала от фотографа не только технического мастерства, но и совершенного художественного вкуса. Вглядываясь через объектив старинной фотокамеры в лица своих современников, Павел Титович старался передать глубину созданных Достоевским образов, их вневременную суть. В своем творческом поиске он словно продолжил начатый писателем разговор «о самых больных и глубоких вопросах нашей текущей жизни».
Однако завершить роман к октябрю не получается. Первая черновая редакция была готова к ноябрю, но уже в декабре была коренным образом переработана. Затем писатель опять вносит изменения, переписывает этот вариант начисто и снова решает исправить редакцию.
Лишь 4 мая 1845 года роман был наконец закончен и Достоевский «в один присест и почти что не останавливаясь» читает роман Григоровичу.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Биография Федора Достоевского: заключение, каторга, ссылка, смерть близких людей Исследование жизни Федора Достоевского, включая период заключения, ссылку, каторгу, а также влияние смерти близких людей на его творчество. Контент доступен только автору оплаченного проекта Роль Ф. Достоевского как русского писателя, мыслителя, философа и публициста Анализ вклада Федора Достоевского в русскую литературу, его философские и публицистические взгляды, а также роль как мыслителя в контексте своего времени. Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Список литературы Список литературы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Нужен проект на эту тему?
Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»
В первый раз в Германию и вообще за границу Достоевский поехал летом 1862 года. В знаменитом романе Фёдора Достоевского 1866 года бывший студент Родион Раскольников планирует и совершает жестокое убийство старухи-процентщицы, чтобы проверить свою теорию о том, что он «сверхчеловек». У вского родилась задумка романа "Пьяненькие" 1864-1865 г.г. где он собирался рассматривать современное отношение общества к пьянству и воспитанию в таких семьях. Первый роман Достоевского «Бедные люди» был написан в 1845, опубликован Некрасовым в «Петербургском сборнике» (1846).
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
В программе открытия прозвучали теплые слова благодарности создателям выставки от начальника отдела музейной и библиотечной деятельности Управления культуры и молодежной политики администрации города Новокузнецка Е. Болычевой и директора Литературно-мемориального музея Ф. Достоевского Э. Глубокое впечатление произвела на гостей созданная к открытию выставки литературная композиция по мотивам романа Ф. Также творческий коллектив театра подготовил аудио сопровождение выставки — небольшой спектакль по произведению писателя, который посетители смогут прослушать через аудиогид. Достоевского в амбротипиях Павла Титовича» преобразила пространство выставочных залов музея, открыв для современного человека возможность взглянуть, как в зеркало, в художественный мир произведения Ф.
Достоевского в отставку и вскоре за тем переезд его в деревню 1838 Поступление Ф. Достоевского в Инженерное училище июнь Отъезд Михаила Достоевского в Ревель для поступления в Инженерную команду 1839 Смерть Михаила Андреевича Достоевского, убитого по семейному преданию его крепостными 1841 август Достоевский произведен в полевые инженер-прапорщики и переведен в нижний офицерский класс. Он получает возможность жить вне стен Инженерного училища.
Зимой им задуман роман «Бедные люди» август Достоевский подает прошение об отставке 1845 конец мая Достоевский читает «Бедные люди» Д. Тот советует показать роман Некрасову и относит ему рукопись. Восторг Некрасова и Белинского по прочтении «Бедных людей». Плещеевым, М. Достоевский начинает посещать пятницы М. Достоевский сближается с Н. Под руководством Спешнева организуется особое тайное общество, куда вошли наиболее решительные петрашевцы: Достоевский, Н. Мордвинов, Н.
Однако последующие повести "Двойник" и "Хозяйка" были неоднозначно воспринятыми "товарищами по цеху". Несмотря на то, что Белинский и его круг отмечали талант Достоевского, они упрекали его в затянутости, чрезмерной фантастичности этих произведений и в сильном подражании Гоголю, вплоть до заимствования. Дело петрашевцев и казнь В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. Там обсуждали проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читали трактаты французских социалистов, статьи Александра Герцена. В 1848 году Достоевский идейно сблизился с радикально настроенным петрашевцем Николаем Спешневым. Молодые люди читали запрещенные иностранные книги и горячо спорили о справедливом устройстве общества, смело критиковали николаевский режим. Весной 1849 года в числе других петрашевцев Достоевский был арестован и заключен в Петропавловской крепости. Федор Михайлович находился под следствием восемь месяцев, затем был приговорен к смертной казни.
Приговор был связан именно с петрашевцами, о радикальном кружке Спешнева следствие ничего не узнало. В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам объявили о замене расстрела различными сроками каторги. Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующей воинской службой в звании рядового. После каторги С января 1854 года он служил в Семипалатинске. В 1857 году Федору Михайловичу было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на Марии Исаевой, принимавшей еще до брака участие в его судьбе. В 1859 году Достоевский вышел в отставку и получил разрешение жить в Твери. В конце года писатель переехал в Петербург.
На Пасху всей семьей ходили смотреть на балаганы с «паяцами, клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами». В летнюю пору ездили на прогулку в Марьину рощу. В гостях у Достоевских охотно бывали родственники, сослуживцы Михаила Андреевича, друзья семьи.
Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского 1847. Фото: wikipedia Хотя родители будущего писателя не были состоятельными людьми, но образование детям дали хорошее.
Федор и его старший брат Михаил окончили один из лучших частных московских пансионов и мечтали стать писателями. Розыгрыши в Telegram! У нас в Telegram постоянно проходят розыгрыши билетов на самые интересные события в Москве — концерты, спектакли, фестивали, шоу и многое другое.
Подписывайтесь и получайте бесплатные пригласительные! Принять участие Первые романы Достоевского: реакция критиков По настоянию отца Федор после окончания пансиона поступил в Инженерное училище в Санкт-Петербурге, но обучением тяготился, занимался литературными переводами. Начал работать над собственными драмами и романом «Бедные люди», который закончил в 1845 году, уже прослужив год полевым инженерам-подпоручиком, и выйдя в отставку в чине поручика.
Достоевский Фёдор Михайлович. Фото: globallookpress Его первый роман был благосклонно встречен известными литераторами, Достоевского радушно приняли в кружке Белинского. Однако следующее произведение молодого писателя «Двойник» разочаровало великого литературного критика и его коллег.
Федор Михайлович разорвал отношения с членами кружка. Но слава уже шагала впереди молодого писателя, благодаря ей он легко сошелся с новыми знакомыми, не менее выдающимися литераторами: критиком и поэтом братьями Майковыми, писателями Гончаровым и Григоровичем, поэтом Плещеевым и другими. Среди них Достоевский обрел подлинных друзей, которые помогли ему пережить душевную травму после обрушившегося на него шквала критики за роман «Двойник» и глубочайшего разочарования в Белинском и его единомышленниках.
Достоевский под арестом на гауптвахте, здание которой располагалось на Сенной площади. Фото: wikipedia Как Достоевский избежал смертной казни А в 1847 году он увлекся воззрениями русского мыслителя и общественного деятеля, социалиста Михаила Петрашевского. Участие в его кружке чуть было не стоило Достоевскому жизни.
В апреле 1849 года писателя вместе с другими петрашевцами арестовали за «вольнодумство» и заключили в Петропавловскую крепость. Повести Александра Грина «Алые паруса» 100 лет: почему прототип Ассоль получила 10 лет лагерей и умерла в нищете Повести Алые паруса Александра Грина в 2022 году исполнилось 100 лет. Узнайте историю создания великого произведения о любви и печальную судьбу прототипа Ассоль — жены писателя — Нины Грин Узнать подробности Спустя восемь месяцев Достоевский был приговорен к смертной казни.
Писателя сослали в Сибирь. Свои воспоминания о пяти годах острога он позже отразит в повести «Записки из Мертвого дома». Новгородская область Старая Русса.
Дом-музей Достоевского. Фото: Михаил Фролов После заключения Достоевский служил рядовыми в 7-м Сибирском линейном батальоне в Семипалатинске, через год был произведен в унтер-офицеры, а еще через год, в 1856-м — помилован по указу вступившего на трон императора Александра II.
Первый роман Достоевского
Это удивительное явление! Ведь, казалось бы, ничего более дикого, а главное - случайного, чем это убийство, и представить себе нельзя! Ну, допустим, убийство старухи было Раскольниковым задумано как "теоретическое убийство". Но предположить, что на квартиру старухи придет ее сестра, Раскольников не мог. Таким образом чистота теории была изначально нарушена. Из "теоретического" это убийство стало просто убийством - мерзким и отвратительным, с тем, что на языке следствия называется "убрать свидетеля". За две недели до начала публикации романа в "Русском вестнике" в Москве случилась аналогичная история: бедный студент Данилов в целях ограбления убил ростовщика Попова и его служанку Нордман. Он романа, естественно, не читал, а Достоевский отослал его начало со сценой убийства в журнал за месяц до этого события.
То есть опять совпадение и игра случая. И таких вроде бы случайных совпадений много. Так, 4 апреля 1866 года было совершено первое покушение на императора Александра II. Бывший бедный студент Дмитрий Каракозов, год назад исключенный из Московского университета за неуплату за обучение и вступивший в тайное революционное общество, возглавляемое Н. Ишутиным, у ворот Летнего сада стрелял в императора, но промахнулся. По версии властей, его руку оттолкнул мещанин Осип Комиссаров, которого за это возвели в дворянское сословие. Нельзя предположить, что между Раскольниковым и Каракозовым была какая-то связь.
Известные романы Достоевского. Последний Роман Достоевского название. Достоевский белые ночи. Повести и романы Достоевского. Книги ф м Достоевского белые ночи. Достоевский белые ночи обложка книги. Преступление и наказание прижизненное издание. Достоевский братья Карамазовы прижизненное издание. Достоевский ф. Произведение двойник Достоевского.
Произведения Достоевского бедные люди. Роман бедные люди Достоевский. Повесть бедные люди. Федор Достоевский братья Карамазовы. Федор Михайлович Достоевский буклет. Братья Карамазовы Федор Достоевский книга. Бедные люди презентация. Роман Достоевского 1868. Ф М Достоевский преступление и наказание. Преступление и наказание 1866.
Преступление и наказание бедные люди. Бедные люди Федор Достоевский книга. Фёдор Достоевский юбиляр. Творчество Достоевского. Достоевский книги. Буклет к 200-летию ф. Достоевский - Роман «Униженные и оскорбленные». Достоевский 200 лет со дня рождения. Иллюстрации к произведениям Достоевского. Коллаж по произведениям Достоевского.
Драматургия Достоевского. Достоевский преступление и наказание. Достоевский Униженные и оскорбленные. Роман преступление и наказание. Униженные и оскорбленные Достоевский в преступление и наказание. Униженные и оскорбленные первое издание. Достоевский Униженные и оскорбленные иллюстрации. Достоевский изображение в виде книг. Достоевский идиот первое издание. Двойник» 1846 Федора Михайловича Достоевского.
Достоевский в Омском Остроге каторга. Достоевский на каторге в Омске. Достоевский в ссылке в Омске. Роман ф. Роман «преступление и наказание» 1866. Анализ романа ф. Достоевского «преступление и наказание» таблица. Достоевский преступление и наказание о романе кратко. Полное собрание сочинений Достоевского. Сочинение про Достоевского.
Аннотация к книге ф. Достоевского преступления и наказание. Достоевский 1866. Преступление и наказание фёдор Михайлович Достоевский книга. Дневник писателя Достоевский. Презентация жизнь творчество Достоевского 200 лет. Последние годы жизни Достоевского. Достоевский игрок первое издание. Бесы Достоевский первое издание. Достоевский прижизненное издание.
Достоевский игрок 1866. Федор Михайлович Достоевский идиот.
Погребальная процессия растянулась на расстояние более одного километра. Гроб несли на руках. Скрытые смыслы романа «Мастер и Маргарита» Булгакова: почему вдова писателя считала роман пророческим, откуда взялся Воланд и причем тут Данте 15 мая 2021 года Россия будет отмечать 130-летие со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. В качестве эпитафии на его надгробном камне высечены слова из Евангелия от Иоанна — именно их в свое время писатель выбрал эпиграфом к роману «Братья Карамазовы»: «Аминь, аминь глаголю вамъ: аще зерно пшенично падъ на земли не умретъ, то едино пребываетъ: аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ». Писатель воспитывал сына Марии Дмитриевны от первого мужа — Павла Исаева.
Не оставил пасынка своим попечением и после смерти его матери, выделив молодому человеку приличное содержание. Вторая жена Анна Сниткина родила Федору Михайловичу четверых детей. Их первенец— девочка София умерла, не прожив и года. Портрет Достоевского, его жены и детей. В 1913 году эмигрировала из России. Умерла в 1926 году в Италии от лейкоза. Замужем Любовь Михайловна никогда не была, детей у нее не было.
Названный в честь отца Федор Достоевский-младший род. Хотя писал недурные стихи. У Федора Федоровича было трое детей, но двое умерли в раннем возрасте. Единственным продолжателем рода Достоевских стал младший сын Андрей. Федор Федорович скончался в Москве в 1922 году. Младший сын Федора Михайловича Достоевского Алексей род. Потомки писателя по линии внука Андрея до сих пор живут в Санкт-Петербурге.
Прапраправнука, который еще ходит в детский сад, зовут Федор Достоевский. Фото: Тимур Ханов Творческое наследие писателя Достоевский препарировал в своих произведениях сложную, противоречивую человеческую натуру, раскрывая ее сокровенные тайны, порой темные и страшные, ее метания в поисках истины и Бога, природу ее греха в самом что ни на есть христианском смысле этого слова. Да, писатель был глубоко верующим. И через призму Евангелия рассматривал человека — образ Божий, которого Создатель сотворил добрым, чистым и прекрасным, но после грехопадения глубоко исказившийся. В его сердце вошло злое начало, и с тех пор в нем, как говорит герой Достоевского Дмитрий Карамазов, «дьявол с Богом борются». Рукописи Достоевского. Фото: Софья Сандурская По твердому убеждению писателя, спасение души, нравственное возрождение человека возможно только через раскаяние и смирение.
Ведь и Федор Михайлович пережил труднейшую борьбу с самим собой, прежде чем принять Христа в свое сердце, как он сам сказал, «через большое горнило сомнений моя осанна прошла». Творчество Достоевского до сих пор находит отклик не только у русского читателя, оно будоражит умы глубоко мыслящих людей во всем мире. Произведения писателя экранизируют в Европе, Америке, Японии, Индии.
О чём у нас речь: о тиражах, о количестве переводов, экранизаций, инсценировок? Всерьёз такими подсчетами никто не занимался, хотя это и представляется весьма небезынтересным. С другой стороны, «Записки из подполья» на Западе традиционно считают первым по времени экзистенциалистским текстом, открывшим эпоху не только в литературе, но и в мировой философской мысли.
В разные эпохи и в разных национальных культурах в «лидеры» выходил и выходит то один, то другой, то третий роман Достоевского. Скажем, в Японии сейчас огромными тиражами издаются и переиздаются всё те же «Братья Карамазовы» в новейшем переводе И. В 1950-е прогремел фильм А. Куросавы «Идиот». Вспомните «каторжные сны» Раскольникова в эпилоге романа. И это оборачивается планетарной катастрофой.
Вся история — как минувшего столетия, так и первых лет нового века, увы, это реальный комментарий к финалу «Преступления и наказания». Однако в финале звучат слова надежды: «Их воскресила любовь». Вот почему к этому роману вновь и вновь обращаются миллионы читателей во всем мире. Михаил Шемякин. Сон Раскольникова, 1964 г. Однако эпоха Достоевского ещё далека от своего завершения.
Переживаемое нами время в известном смысле находится внутри эпохи Достоевского. И именно этим прежде всего определяется значение духовного наследия великого русского писателя для современного человека вне зависимости от места проживания. В одном из предсмертных набросков Достоевский записал: «Не как мальчик же я верую во Христа и его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла».
Предпосылки и история создания романа.
Первым романом Достоевского стало произведение "Бедные люди". Роман "Игрок" Фёдор Михайлович Достоевский написал всего за 26 дней. Первый роман Фёдора Достоевского «Бедные люди» был опубликован в 1846 году. «Бедные люди» — первый роман Фёдора Михайловича Достоевского, начатый им в1844 году и после многочисленных переделок законченный в мае1845 года. Сегодня на нашем канале документальный фильм к 200-летию со дня рождения Федора Достоевского.
Федор Достоевский
Достоевский допускает также ошибку, когда утверждает в своих воспоминаниях, что роман «Бедные Люди» был его первым литературным произведением. О писателе и его великом романе мы поговорили с заместителем директора Музея Достоевского, президентом Российского общества Достоевского Борисом Тихомировым. В 1845 году первый роман Достоевского «Бедные люди» еще до публикации произвел фурор в кругу петербургских литераторов.