Православные верующие 19 января отмечают Крещение Господне, или Святое Богоявление. И поэтому, принимая святое Крещение, человек крестится во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. О значении Крещения для верующих, истории его празднования и традициях уместно поговорить в канун праздника. Крещение Господне в 2024 году отметят 19 января: история и традиции. Откуда пошло Крещение?
Традиции и современность — Крещение Господне
Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды. Крещение Руси произошло в X веке, и оно считается одним из наиболее важных событий в отечественной истории. В праздник Крещения Господня традиционным священнодействием считается освящение водоемов и окунание в прорубь. Немногие задумываются о том, откуда на Руси появилась такая экстремальная традиция купаться в морозы, которыми обычно сопровождается этот православный праздник. Немногие задумываются о том, откуда на Руси появилась такая экстремальная традиция купаться в морозы, которыми обычно сопровождается этот православный праздник.
Крещение: История и традиции
Первоисточник знаний о крещении — Библия Библия — вот первоисточник знаний о крещении. Если вы не изучали Библию на эту тему, если вы просто посоветовались «со знающими» родственниками или знакомыми или даже сходили в храм — у вас все еще нет необходимых знаний о крещении и его смысле. Вот несколько отрывков из Библии о крещении если у вас есть дома Библия — посмотрите там : Кто поверит и примет крещение, тот будет спасён, а кто не поверит, будет осуждён. Евангелие от Марка 16:16 Услышав это, они были поражены в самое сердце и сказали Петру и другим апостолам: «Братья, что же нам делать?
За день до праздника, в Сочельник, соблюдают строгий пост. Освящение воды Основная традиция праздника — освящение воды. После литургии священник опускает в воду крест. Сначала это делают в Сочельник в церкви, а на Крещение — в иордани. Читаются одинаковые молитвы, поэтому «свойства» воды тоже одинаковые, вне зависимости от того, когда ее освящали.
Лучше всего расположить ее рядом с иконами. Чтобы случайно не перепутать святую воду с обычной, стоит подписать емкость. Также утилизировать ее можно в горшки с домашними цветами или под корни деревьев на улице. При этом любое растение не подойдет: нужно выбрать то место, где не ходят люди и не гуляют собаки. В раковину или туалет выливать святую воду нельзя, потому что так она окажется в канализации вместе с различными нечистотами Крещенские купания По традиции в ночь с 18 на 19 января православные верующие окунаются в специальные проруби — иордани, которые заранее делают на водоемах. Считается, что крещенские купания служат символом закрепления очищения от грехов. Однако аналогом покаяния или крещения этот обычай не является. Как проходят крещенские купания Выбор места Прежде всего, нужно выбрать правильное место. Окунаться можно только в иордань, которую подготовили для крещенских купаний специалисты. Возле проруби должны дежурить медики и спасатели, способные оказать помощь при необходимости. Использовать самодельные проруби опасно для жизни: есть риск, что в водоеме будут течения, которые унесут окунувшегося человека под лед. Одежда Окунаться в иордань можно в длинной белой рубахе, а также в купальнике или плавках. На ноги лучше обуть резиновые тапочки или валенки — их нужно снять перед погружением в воду. Также в ожидании своей очереди к купели можно закутаться в махровый халат. После выхода из купели нужно максимально быстро вытереться, одеться и обуться Молитва Перед погружением в воду верующим рекомендуют молиться Богу, прося его об исцелении и укреплении тела и духа. В иордань нужно заходить быстро и не оставаться там надолго. Окунаться в воду принято три раза, сопровождая это крестным знамением и словами «Во имя Отца. Аминь», «И Сына. Аминь», «И Святого Духа. Этот обряд возник из народной среды — россияне самостоятельно начали окунаться в воду в память о крещении Иисуса Христа в Иордане. При этом широкое распространение традиция получила не так давно: не существует упоминаний о том, что православные окунались в прорубь в древние времена. Первые отрывочные рассказы о крещенских купаниях появились лишь в произведениях XIX века, причем речь в них шла только о локальных традициях. До революции как таковой традиции погружаться в прорубь не было. Это пришло к нам совсем недавно из Израиля. Дело в том, что там после освящения воды принято погружаться в реку Иордан протоиерей Николай Ельчев Особую популярность крещенские купания обрели только в конце 1990-х. Но раньше, если и находились такие смельчаки, то с верою брали на себя этот подвиг», — отметил протоиерей. Приметы на Крещение Господне Существует множество различных примет, которые связаны с этим праздником. Многие из них касаются погоды. Погодные приметы о Крещении Если ночь с 18 на 19 января звездная, урожай ягод в сезон будет хорошим. Если за ночь выпало много снега, значит, в этом году ждать богатого урожая.
Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает, откуда произошел праздник и какие у него традиции. Тот сначала сказал, что это ему нужно креститься от Христа, но Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду». После крещения на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя. Иоанн Златоуст был одним из первых, кто в IV веке н. В России традиция делать прорубь на Крещение и освящать воду существовала издавна.
Традиции и современность — Крещение Господне
Этой кровавой эпохе посвящены многие тома исторических изысканий. В наши дни человеку, знакомому со Св. Писанием и свободному от угроз инквизиции, приходится удивляться не тому, что запуганные рабы средневековья подчинились страшному учению Пасхазия, и не тому, что священнослужители под угрозой неизбежной смерти заставляли этих рабов признать человеческое измышление за откровение свыше, но тому, как это заблуждение могло сохраняться в церкви, и как миллионы наших культурных современников-христиан продолжают верить лжи Пасхазия и заблуждению средневековья. Как современные богословы и деятели ортодоксального христианства никогда еще не потрудились задать себе вопроса, во что они верят и почему?
Не странно ли? И странно и непонятно! Неужели так трудно определить что разумнее: принять ли на веру жалкое наследие вековых заблуждений, носящее печать долголетия, или же обратиться к доступному всем первоисточнику, к Слову Божию, и лично прийти к Истине.
Говоря об историческом развитии этого догмата, не следует заключать, что данное заблуждение было церковью допущено благодаря неясности Св. Напротив, ни один христианский догмат не освещен Св. Писанием так ясно, как именно этот.
Вспомните незабвенную сцену тайной вечери и всего того, что произошло в горнице, где была установлена Евхаристия. За время своего земного служения, Христос сотворил много чудес: Он исцелял больных, воскрешал мертвых, насыщал живых... Не может быть сомнения, что и там, в горнице, Христос мог совершить еще одно чудо.
Он мог пресуществить вино и хлеб, предметы последнего ужина, в действительную плоть и кровь, сделать хлеб тождественным той плоти, в которой Он в данный момент находился, однако мы не встречаем в Св. Писании никаких указаний о какой-либо перемене, происшедшей с хлебом и вином после слов Его благодарственной молитвы. В этом случае мы не видим ни малейшего намека на чудо, в котором, кстати сказать, Христос не видел тогда никакой надобности.
Называя вино кровью, а хлеб телом Своим, Иисус Христос воспользовался тем образным языком, каким пользовался почти всегда, и какой так широко был распространен среди жителей Востока. Разве в проповедях Своих Христос не сравнивает Себя с предметами домашнего обихода? Такая предпосылка абсурдна и кощунственна.
И, тем не менее, это кощунственное понятие укрепилось в западной и восточной церквах. Догмат пресуществления противоречит Св. Писанию Учение о пресуществлении, связанное с идеей приношения бескровной жертвы за грехи тех, кто участвует в причащении, полностью отрицает единократное искупление грехов, единократной жертвы Иисуса Христа.
Он же однажды к концу веков явился для уничтожения греха жертвою Своею... Он , как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них... Ибо Он с Своею кровию однажды вошел во святилище, и приобрел вечное искупление...
Вот это самое главное. То есть Христос принес жертву на Кресте, и мы крестимся вот именно с этим. Но какой был крест во времена Иоанна Предтечи? Почему он называется "Креститель"? И какое Крещение принял Христос? О кресте-то и разговора никакого не было». Хотя я не нахожу один корень, просто это созвучность. Спаситель принимал Крещение в реках Иордана.
Физически Он сходил в воду, это мы читаем в Евангелии. А сейчас звонок поступил, наверное, больше связанный с темой Креста, это совсем другая тема. Спаситель, как мы уже о том говорили, «исполнил всякую правду», пошел вслед за людьми и совершил этот обряд Крещения, обряд омовения, как можно было бы сказать. Но Крест еще Ему предстоит. Поэтому здесь нет ничего общего, тема Крещения — это то, что посвящено историческому событию, связанному с Крещением Спасителя на Иордане. Потому что по-гречески это «баптизо» — «погружаю». Просто созвучные слова. А если брать древние языки, тот же греческий, то там все понятно, не нужно даже объяснять.
И, как мы знаем со страниц Писания, это «рождение свыше». Могли бы Вы немножко пояснить эту фразу: «рождение человека свыше»? Что это означает? Наверное, о таком рождении говорил Спаситель, как потом это трактовали многие богословы и святые отцы. Спаситель говорил о рождении свыше. Для Никодима это было тяжело воспринимаемо: «Как человек может два раза войти в утробу матери? Это называется таинством Святого Крещения — то, что сегодня, спустя более двух тысяч лет, совершается в каждом храме над тем, кто добровольно желает стать христианином. Желает принять на себя образ Христа и жить по законам Божиим.
Это «рождение свыше» происходит также через водную стихию, через воду, которая освящается. Это таинство, в котором через помазание святым миром крещаемому преподаются Дары Духа Святого. Вот об этом «рождении свыше» как раз и говорится. И человек не может войти в ограду Церкви, не совершив это водное погружение, не крестившись во имя Отца и Сына и Святого Духа, не приняв печать Дара Духа Святого. Когда человек совершает таинство Крещения, он становится полноправным христианином. При советской власти мы, конечно, ни в церковь не ходили, ни в Бога не верили. Вернее, верить — верили, но ничего о Нем не знали. И грехов-то было много.
Сейчас ходим на исповедь — каемся в каждом, даже мелком проступке. А ведь мы сколько тех проступков наделали? Мы же их и не помним. Как нам принести полное покаяние? Есть что-нибудь? Генеральная исповедь? Чтобы не чувствовать себя виновными». Владыка, я даже дополню вопрос телезрительницы.
Действительно, очень многие были крещены и не просвещены. И, увы, крещение «во оставление грехов» осталось, можно сказать, нереализованным. В том смысле, что грехи-то остались. Потому что еще осознания не было. Вот прозвучавшая тема — генеральная исповедь — меня всегда очень тревожила. Не знаю, откуда вообще она пошла. Может быть, кто-то пытается как-то пересмотреть таинство Покаяния. Если есть у человека проблемы с памятью, если он не помнит о своих грехах, то надо молиться и просить, чтобы Господь помог их открыть.
А может, эти грехи уже и прощены Богом, мы не знаем. Нужно работать над собой, ведь и само таинство Покаяния есть не что иное, как изменение своей жизни. Не надо в дебри далеко уходить, хватает много духовных проблем, много болезней и грехов, которые человек совершает каждый день и считает это не столь значимыми духовными проблемами. Нужно разбираться в себе. Нужно читать святых отцов, анализировать свою жизнь. Особенно вечером, когда заканчивается день, когда человек отходит ко сну — когда есть время, может быть, после вечерней молитвы. Подумать, вспомнить, постараться вспомнить. Ведь если чуть-чуть только копнуть более-менее, не так глубоко, то это пойдет само.
Но это чувство приходит только тогда, когда ты молитвенно воздыхаешь пред образом, пред Богом и просишь у Господа, чтобы Он помог тебе вспомнить то, что, как ты считаешь, у тебя еще есть неоткрытого. Над чем еще работать. Вот так, наверное. Каждый прожил какую-то свою жизнь. И дается возможность прошлую жизнь перечеркнуть и начать жизнь заново. Но можем ли мы сказать, что таинство Покаяния в какой-то мере равнозначно таинству Крещения? Знаем, что таинств не так много — всего семь. Человек, принявший крещение уже в зрелом возрасте, потом совершает какие-то проступки, ему есть в чем каяться.
Но есть еще тема, связанная с младенцами. Ведь они безгрешные... Поэтому что сказать о равнозначности?.. Во-первых, таинства Покаяния не может быть, если не совершено таинство Крещения. Если брать по возрастающей, по восходящей, то, конечно, в основе лежит таинство Крещения. Потом уже идут и все остальные таинства — Покаяния, Причастия.
Святая вода должна быть либо употреблена внутрь, либо для опрыскивания с целью защиты от нечисти, либо возвращена в реку, либо ее можно использовать для роста растений. Поэтому если вы хотите обойтись в этот день купанием в ванной то вам нельзя смешивать эту воду с моющими средствами, а также воду из ванны нужно будет использовать для полива цветов. Если у вас нет большой оранжереи, то храниться такая вода будет слишком долго и этим занимать место.
Купание в ванной комнате подойдет младенцам, которые таким образом укрепят свое здоровье и их расход воды будет намного меньше. Если вы чувствуете что вам обязательно нужно совершить погружение в воду, то стоит подойти к этому делу ответственно. Ни в коем случае нельзя идти к купели с симптомами недомогания. Лучше всего перед походом к проруби проконсультироваться с врачом на наличие противопоказаний.
Художник Иван Крамской. Христос в пустыне. Богоявление и Крещение Господне Олифиров Григорий. Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. Однако католики и православные чтят это событие в разные дни, что связано с разным календарным летоисчислением.
В народе его также называют праздником Иордана, так как именно на этой реке Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в 30-летнем возрасте. Теодор Аксентович. Swieto Jordanu 1893 г В это время особое внимание уделяется воде, которая в крещенский день приобретает магическую чудотворную силу. Водосвятие, конец XIX века «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей» Войнов Константин Семенович. Таинство освящения воды в день Богоявления на речке Базаиха в Красноярске. Издавна по православной традиции повсеместно 19 января во льду замерзших рек вырубали полыньи в виде креста, называвшихся «Иорданью». К ним в больших городах и селениях с раннего утра совершался крестный ход. Борис Кустодиев. Шедший впереди всех священник окроплял путь всей процессии, за ним несли крест, большие выносные иконы и маленькие монастырские, после шествовали все церковнослужители согласно рангу, а за ними - верующий народ.
Ниже по течению от «иордани», как правило, была бельевая прорубь, в которую окунались смельчаки после того как главный священник опускал напрестольный крест в воду. По их представлению вода мгновенно в это время делалась святою. Остальных же верующих священник окроплял просто водою.
Праздник Крещение: откуда пошла традиция купаться и зачем это нужно делать
Сам пророк Иоанн Креститель восклицал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. Символы и традиции Крещения. Крестившись, Иисус «освятил вод естество», что символизирует преображение в первую очередь человека. Разбираемся, зачем люди купаются на Крещение в ночь с 18 на 19 января, кто их научил, и что об этом всем думают священники | myDecor. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды. Немногие задумываются о том, откуда на Руси появилась такая экстремальная традиция купаться в морозы, которыми обычно сопровождается этот православный праздник.
"Обмануть Бога": самарский настоятель рассказал, откуда пошла традиция купаться на Крещение
Но откуда таинство крещения появилось в христианстве? Ответы могут быть разными. Крещение младенца Крещение младенца Крещение - это ритуал омовения человека посредством погружения в воду. В католицизме крещение сопровождается простым окроплением водой головы человека. Христиане верят, что в момент крещения человек рождается заново от Святого Духа для духовной жизни. Слово "крещение" - это старославянский термин, который произошел от слова "крест". На греческом крещение звучит как "ваптисма", то есть "окунание в воду". О таинстве крещения в христианстве известно еще с первых веков.
Он призывал всех подготовиться к этому событию, очистившись от грехов через обряд крещения водой — именно Иоанн был первым, кто ввел эту традицию в Иудее. Когда пророк увидел на берегу Христа, он поклонился ему. А после того, как Иисус попросил крестить его, Иоанн Предтеча возразил: «Мне надобно креститься от тебя! Но Иисус, который действительно не нуждался в обряде крещения, поскольку был безгрешен, настоял на этом, поскольку пришел не нарушать Ветхий Закон, а выполнять его. После погружения Христа в Иордан с небес сошел Святой дух в виде голубя и раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». С этого события началось мессианское служение Христа, которое проходило три года. Именно поэтому праздник Крещения получил название второе название — «Богоявление Теофания ». Есть у него и другие имена: день Просвещения, праздник Светов или святые Светы. Все эти наименования указывают на то, что Таинство Крещения просвещает человека христианским светом и очищает от греха. Добавим, что до середины V века Рождество Христово и Крещение Господне не отмечались отдельно, был единый праздник Богоявления, который встречали 6 января 19 января по новому стилю. Он вбирал в себя всю палитру рождественских и крещенских событий. Но в 451 году Халкидонский собор решил разделить эти два праздника. Традиции празднования Крещения В преддверии праздника верующие отмечают Крещенский сочельник канун Богоявления. Его ежегодно празднуют в один и тот же день — 18 января. Если сочельник приходится на будние дни, то утром верующим предписывается соблюдать строгий пост. В этот день принято есть особое постное блюдо — сочиво кашу из пшеницы или риса с сухофруктами, которую также называют кутьей. В Сочельник верующим советуют попасть на утреннее и вечернее богослужение, а в сам праздник — на литургию. Вечером 18 января в церквях проводят литургию Василия Великого: особое богослужение, которое идет дольше, чем в другие дни.
Новотитаровская, ул. Советская, д. В ночь с 18 на 19 января с 23:00 до 02:00 Божественная Литургия. Освящение воды. Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского станицы Северской находится по адресу: Ст. Северская, ул. Энгельса, 81. Место для купания — купель в часовне на территории храма. Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» находится в Динском районе по адресу М-4 Дон, 1301-й километр. С 9:00 до 20:00 освящение воды. Купель будет открыта с 12:00 до 20:00. Освящение воды с 9:00 до 20:00. В ночь с 18 на 19 января купель будет открыта. Мнение "Т. Мы попросили дать его более развернутый комментарий по этому поводу. И поскольку в одном случае Роспотребнадзор запрещает массовые купания, а в другом случае - вопросов не имеет - это вынуждает задаться вопросом, в чем такая избирательность? Напомню, что Роспотребнадзор проводил неоднократно исследование воды, и пришел к выводу, что несмотря на допустимые нормы по санитарно-химическим показателям, микробиологические и паразитологические оставляют желать лучшего. В частности, было обнаружено превышение гигиенических нормативов по содержанию термотолерантных колиформных бактерий ТКБ и общих колиформных бактерий ОКБ - это, в том числе, кишечная палочка. Кроме того, были обнаружены salmonella derby. Напомню, что речь идет об озере Старая Кубань - технологическом гидросооружении в эксплуатации ТЭЦ, куда они и осуществляют сброс теплой воды. Это означает, что даже в холодный период года температура воды там не падает ниже 5 градусов в холодном рукаве, а в теплом рукаве где тоже будет организовано крещенские купания не ниже 10-15 - и это в самые морозы, хотя сейчас зима мягкая. Те микроорганизмы, которые были обнаружены Роспотребнадзором активно размножается при минимальном пороге 4-5 градусов некоторые и ниже. Отсюда возникает вопрос - почему всем нельзя, а в Крещение можно? Мы должны создать условия в том числе с помощью организации, эксплуатирующей данный водоем - Лукойл , при которых все желающие могли бы купаться в Старой Кубани - и православные в светлый праздник Крещения, и обычные горожане круглый год. Как подготовиться к крещенским купаниям "Крещенские купания не являются религиозным действом - это народная традиция, поэтому обрядом назвать данные омовения некорректно. Традиций в русском народе за тысячелетнюю историю предостаточно, естественно все они не обязательны к исполнению. А что обязательно для христианина в великие Двунадесятые от слова двенадцать — столько в Церкви самых главных праздников праздники, одним из которых и является Крещение Господне — молитва за богослужением и, по возможности, Исповедь и Причастие. А вот подготовка к купаниям действительно нужна и в первую очередь она заключается в медицинском обследовании. Не каждый организм может перенести резкий перепад температур. Лучше поберечь себя, если есть проблемы с сердцем. Ни в коем разе не рекомендую окунаться в состоянии алкогольного опьянения. Перед омовением нужно закаляться, хотя бы несколько дней, советуют медики. Так можно приучить организм к резким перепадам температур. В идеале конечно начинать нужно за несколько месяцев до крещенских купаний: обтираться или ополаскиваться холодной водой, выходить в лёгкой одежде на балкон. Тогда вам проще будет перенести чрезмерную нагрузку на сердце. Охлаждаться перед погружением в купель следует постепенно.
Перед крещенским сочельником завершаются т. Святые дни празднования Рождества Христова Святки. В католической традиции праздник Богоявления Господа 6 января сохраняет древнюю тему явления Христа и просвещения язычников. Существует обычай освящения ладана и мела, которым священник пишет на дверях домов начальные буквы апокрифических имён евангельских волхвов — Каспара, Мельхиора, Бальтазара. Под влиянием богослужения католических церквей восточного обряда установлен не повсеместно обычай освящения воды. В мозаике Баптистерия православных в Равенне 5 в. Христос представлен уже в зрелом возрасте, а вписанную в круг композицию Крещения Господня окружают двенадцать ангелов. Иконографическая схема установилась к 10 в. Иисус Христос изображался обычно фронтально позднее в лёгком развороте, иногда со скрещёнными ногами — мозаики собора в Монреале, 12 в. К сирийской группе памятников с Христом, прикрывающимся руками, относятся: фрагмент триптиха начала 7 в. Музей изобразительных искусств имени А. Пушкина , расписная крышка реликвария с пятью евангельскими сценами 6—7 вв. Иоанн Креститель обычно помещался на правом от Христа берегу Иордана: он возлагает правую руку на голову Иисуса; сверху обычно изображён сегмент неба иногда часть круга как символ открывающихся небес с благословляющей десницей, лучом и парящим белым голубем символ Святого Духа. С 6—7 вв. В памятниках раннехристианского искусства их обычно два один созерцает Святого Духа, нисходящего с неба, и прислушивается к голосу Бога Отца , другой с благоговением смотрит на Христа; в катакомбах Понтиана в Риме ангел один. В миниатюре из «Слов» Григория Богослова 3-я четверть 11 в. Начиная с 11—12 вв.
5 вопросов о празднике Крещения Господня
крещение. Изображение: Риа Новости. И поэтому, принимая святое Крещение, человек крестится во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Совершив крещение, Христос, ведомый Святым Духом, удалился в пустыню, где голодал сорок дней и сопротивлялся искушениям дьявола, который пытался соблазнить его на грех голодом, гордыней и верой. Об истинной сути Крещения и правилах безопасных купаний вчера шла речь на встрече в пресс-центре Самарского областного вещательного агентства.
Что можно и чего нельзя делать на Крещение
Очевидно потому, что именно через крещение они стали причастниками этого завета. Если бы они становились чадами Божьими и членами Тела Христова в результате молитвы, то было бы несправедливо запрещать им вкушать символы Тела и Крови Христа вместе со всеми остальными христианами. Также и другая традиция свидетельствует о заветном значении крещения, а именно принятие в члены поместной церкви только крещёных людей. Это правило основано на том, что лишь после крещения человек становится членом невидимой вселенской Церкви Христовой, а значит получает Святого Духа и рождается свыше. Поэтому теория «крещения возрождённых» находится в непримиримом противоречии с общепринятыми традициями, заложенными апостолами с самого начала Церкви.
Большинство христиан, называющих крещение «заветом», на самом деле вкладывают в это слово совершенно другой смысл, не имеющий ничего общего с его библейскими составляющими — оправданием, принятием Святого Духа и присоединением к Церкви. Они смотрят на крещение как на некий двусторонний договор Бога с человеком: Бог будет благословлять и охранять христианина, а тот со своей стороны «обещает Богу добрую совесть». Откуда они взяли такой договор и на каком основании относят к нему слово «завет» — неизвестно. Также никто из них не может толком объяснить, для чего христианин должен дать Богу какое-то обязательное обещание.
В лучшем случае они могут сказать, что во время искушений воспоминание об этом обещании будет укреплять верующих в борьбе с грехом. Однако на личном опыте каждый наверняка убедился, что в действительности такое воспоминание ничуть не прибавляет им духовных сил, да и мало кто в минуты соблазнов успевает подумать о своём крещении. Поэтому со стороны Бога было бы весьма странным дать христианам такой ненадёжный вспомогательный инструмент для преодоления греховных желаний. В Библии тоже нет ни малейшего намёка на подобное подкрепляющее значение крещения.
И почему нельзя обойтись без этого непонятного обещания, если всякий истинно верующий человек и так не желает грешить и прилагает для этого всё старание? Если я живу праведно, то какая разница, обещал я Богу удерживаться от греха или нет? А если наоборот согрешаю, то разве что-нибудь меняется вследствие наличия или отсутствия данного обещания? В этом отношении Писание не устанавливает абсолютно никакого различия между крещёными и некрещёными верующими.
Хотя порой некоторые новообращённые считают, будто после крещения Бог возлагает на человека более трудные обязанности и более строго наказывает за согрешения. И из-за подобных взглядов они зачастую доходят до того, что долгое время не решаются принять крещение, опасаясь повышенной ответственности пред Богом за свои будущие проступки. Это полнейший абсурд даже с точки зрения «теории завета»: люди отказываются исполнить Божье повеление, надеясь таким образом избежать большего наказания. А что уж говорить о действительном положении дел: верующие откладывают получение прощения грехов, возрождения и Святого Духа из опасения, что тогда им будет хуже.
И всё из-за того, что они считают крещение каким-то трудноисполнимым обещанием, а в Библии есть предупреждение: «Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» Екк. Можно лишь надеяться, что Бог не будет строго судить их за нежелание креститься, ведь в этом скорее их беда, а не вина. Вообще при взгляде на крещение как на обещание оно превращается в пустую формальность вроде врачебной «клятвы Гиппократа», воинской присяги или клятвы при даче показаний в суде. Для честного человека все эти церемонии излишни, а для нечестного не имеют никакого значения.
Разве что в израильском народе дело обстояло иначе: по Моисееву закону в некоторых спорных случаях ответчик должен был поклясться в своей невиновности Исх. Но данный закон подразумевал, что за лживую клятву Бог самолично покарает обманщика. Во всех же остальных ситуациях непосредственного и немедленного Божьего наказания за ложь не приходило. Поэтому израильтяне не боялись давать клятвы, которые не собирались исполнять, за что их порицал Иисус: «А Я говорю вам: не клянись вовсе...
Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» Матф. Так и крещение в толковании «теории завета» является подобным лишним обещанием, причём явно невыполнимым. Ведь ни один христианин не может сохранить свою совесть от осквернения, так как неизбежно будет согрешать из-за своей греховной человеческой природы. Таким образом, обязательство всегда иметь добрую совесть весьма похоже на пионерское «торжественное обещание», которое советские школьники обычно произносили без осознания его смысла и о котором сразу же начисто забывали.
Мы привели много доводов, показывающих нелепость понимания крещения как некоего обещания Богу. Однако в сущности все эти аргументы абсолютно не нужны, так как на самом деле нигде в Библии не говорится, будто крещение является обещанием. Многие верующие наверняка возразят: неправда, там же написано, что крещение — это «обещание Богу доброй совести» 1Пет. Да, так написано, но только где?
В русском Синодальном переводе Библии, который не является дословно богодухновенным и безошибочным. Как известно всем богословам, истинным и непогрешимым Словом Божьим является лишь текст оригинала. Поэтому давайте рассмотрим исходный греческий текст Нового Завета и проверим, правильно ли переведён указанный стих на русский язык. Для этого нам даже не понадобится знание греческого языка, достаточно одной лишь компьютерной программы «Цитата из Библии» с греческим текстом.
Итак, открываем в ней нужный стих и находим в нём интересующее нас слово — eperwthma «эперотема». Скопируем корень eperwt в строку поиска и найдём все места с однокоренными словами. У нас получится список из 14 стихов включая исходный. Затем посмотрим по тексту Синодального перевода, какие русские слова соответствуют найденным.
И оказывается, что 12 слов являются разными формами глагола «спросить» Матф. Почему же тогда существительное с тем же корнем перевели словом «обещание»? На каком основании ему присвоили значение, которое в Писании больше не встречается? Просто невероятно, чтобы апостол Пётр вдруг вложил в это слово другой смысл, тем более что его помощник Марк, написавший своё Евангелие по его рассказам, четыре раза использовал похожие слова в значении вопроса.
В свете библейского контекста совершенно очевидно, что правильным переводом было бы слово типа «просьба» или «прошение». И в более раннем православном переводе было написано не «обещание», а «вопрошение у Бога доброй совести». Остаётся лишь удивляться, почему Синод принял ошибочный перевод, ведь вряд ли священники хотели просто навредить будущим русским протестантам. Для большей уверенности в ошибочности Синодального перевода проведём несколько дополнительных проверок греческого текста.
Возьмём похожий корень ephrwt, который отличается от исходного одной гласной буквой — «эта» вместо «эпсилон» они произносятся одинаково, подобно старорусским «е» и «ять». Найдём в Новом Завете все слова с этим корнем и в результате получим список из целых 43 стихов. В 40 из них используются опять-таки формы глагола «спросить», лишь в Мар. И в Лук.
Ну и наконец, в Матф. В данном тексте слово с корнем «эперот» имеет отчётливое значение просьбы и даже почти требования, как в параллельном рассказе Луки об этом случае Лук. Теперь поищем в Новом Завете все слова с корнем «обещ» и посмотрим, как они пишутся по-гречески и нет ли у них сходства с исходным словом Петра eperwthma. Однако из найденных 22 слов самое «близкое» по написанию — это ephggeltai «эпеггелтаи» , соответствующее слову «обещание» из Евр.
Как мы видим, совпадают только первые две буквы или по звучанию три, то есть слишком мало. И в других случаях используются похожие формы ephggeilato «эпеггеилато» — «обещал» Деян. Сам же Пётр в другом своём послании использовал слово epaggellomenoi «эпаггелломенои» — «обещают» 2Пет. Наконец, даже родственное слово «обет» Деян.
Таким образом, все встречающиеся в греческом тексте слова со значением обещания совершенно не похожи на слово «эперотема», и потому просто невозможно, чтобы Пётр употребил его в таком смысле. Итак, несложный контекстный анализ греческого оригинала показывает, что слово «обещание» в 1Пет. Именно так выглядит этот стих в современном переводе: «просьба к Богу о чистой совести» а если быть ещё более точными, то данное выражение состоит из пяти слов, расположенных в следующем порядке: «доброй совести прошение к Богу». Эта фраза вдобавок ко всему прекрасно вписывается в контекст: она имеет смысл избавления от духовной нечистоты и потому является гармоничным противопоставлением предыдущему выражению «не плотской нечистоты омытие» в отличие от «обещания», которое не имеет никакой логической связи с предшествующим текстом.
Так что на самом деле крещение — это не какое-то неясное «обещание хранить добрую совесть», а просьба к Богу об очищении совести. Причём подразумевается, что эта просьба не словесная, а безмолвная. То есть во время крещения не нужно говорить: «Господи, очисти мою совесть», так как оно само по сути является просьбой о прощении кстати, равным образом и при крещении по «теории завета» является излишним вопрос: «Обещаешь ли служить Богу доброй совестью? Это подобно тому, как при подаче заявления о приёме на работу нет нужды устно говорить начальнику, что вы хотите у него работать.
Таким образом, мы показали, что взгляды на крещение как на «завет» или «обещание» не соответствуют Библии. Остаётся рассмотреть ещё один смысл, который сторонники «теории завета» зачастую пытаются приписать крещению: они говорят, что крещение — это свидетельство о том, что человек умер для греха и воскрес к новой жизни. На каком же месте Писания основано это утверждение? Ответ очень простой: ни на каком.
Нигде не говорится, будто при крещении человек «свидетельствует», «подтверждает», «показывает», «демонстрирует», «отображает» или на худой конец «символизирует». Такие выражения часто встречаются в протестантской печати и проповедях, вот только в Библии не сказано ничего подобного. Некоторые толкователи ссылаются на стих: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» Рим. Но разве здесь есть хотя бы намёк на какое-либо свидетельство или демонстрацию?
Тут же прямым текстом написано, что при крещении происходит погребение со Христом, а после начинается новая жизнь. Та же самая картина наблюдается и в параллельном стихе: «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли» Кол. Как можно толковать этот текст в том смысле, будто воскресение человека со Христом на самом деле совершается до крещения? Для этого нужно решительно отринуть грамматику, логику и здравый смысл.
Ну и последний притягиваемый за уши отрывок: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение... Здесь тоже ясно сказано, что крещение «спасает», а не «свидетельствует о полученном спасении». Все три указанных текста однозначно говорят, что крещение — это момент чудесных перемен в человеке, а вовсе не свидетельство о том, что они уже когда-то совершились. И внешняя форма крещения является сопутствующим символическим отображением того, что происходит с человеком в настоящий момент времени, а не имело место полгода назад.
Затруднения вызывает и дополнительный вопрос: если крещение является свидетельством, то для кого? Возможны три варианта ответа: для неверующих, для церкви или для духовного мира. Первый вариант отпадает сразу, так как крещение часто совершается без посторонних зрителей особенно в условиях гонений. Второй также выглядит неудовлетворительно, ведь свидетелями крещения являются не все члены поместной церкви, а лишь некоторые, а иногда и вовсе один только креститель.
И почему при переезде в другое место человек не может ещё раз креститься перед тамошними христианами, если никто из них не был свидетелем его крещения и не может получить никакого подтверждения этому событию? Что это за странное одноразовое свидетельство, которое человек ничем не может доказать и однако не имеет права повторить? Нет, абсолютно очевидно, что крещение совершается не для человеческих зрителей. Остаётся последний вариант: крещение — это свидетельство для духовного мира.
Но зачем тогда оно нужно, если и ангелы, и бесы давным-давно уже видели, что человек стал верующим и служит Богу? Ангелы радовались его покаянию Лук. Ровным счётом ничего. Так что смысл крещения никак не может заключаться в свидетельстве кому-то.
Это дело только между человеком и Богом, и совершается оно лишь для самого человека; больше оно не нужно никому, и никакие свидетели для него не нужны. Некоторые христиане, не находя ничего лучшего, говорят, что крещение — это просто исполнение Божьей заповеди и совершается оно для того, чтобы проявить послушание Богу. Однако это не может являться единственной целью крещения, оно обязательно должно иметь собственный смысл. Представьте, насколько было бы странно, если бы Бог вдруг сказал человеку: «Ты должен один раз в жизни окунуться в воду в белой одежде.
Для чего? Просто чтобы исполнить то, что Я тебе повелел». Похожий абсурдный пример приводил Иоанн Златоуст по поводу запретного плода: «Древо доброе, но не касайся его. Потому что Я Господь, а ты раб, вот вся причина».
Не правда ли, это нелепо и смешно? На самом же деле Божий запрет не есть от дерева познания добра и зла имел целью не проверку послушания человека, а предохранение его от плохих последствий, о чём и сказал Адаму Бог: «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» Быт. Так и ни одна из Божьих заповедей не представляет собой повеление совершить какое-либо бессмысленное действие ради угождения Богу. Поэтому и крещение должно совершаться для достижения конкретной разумной цели, однако «теория завета» не в состоянии указать для крещения такую цель.
Теперь рассмотрим два основных возражения сторонников «теории завета» против традиционной точки зрения на крещение как на условие для получения спасения. Чаще всего они ссылаются на слова апостола Павла: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» Еф. На основании этого текста они говорят, что человек не может спастись посредством соблюдения заповедей или совершения каких-либо «хороших дел». Однако они упускают из вида или же просто не понимают, что крещение не относится к данной категории человеческих деяний.
Здесь отчётливо видно, что крещение не входит в число всех заповедей и повелений, которые были даны христианам для соблюдения. Оно стоит отдельно и предшествует всему, что ученики должны были узнать и исполнять в своей христианской жизни. Поэтому совершенно очевидно, что крещение коренным образом отличается от всех других действий человека и причислять его к «делам праведности» никак нельзя. Иначе к тому же разряду нужно будет отнести и покаяние, ведь апостол Павел однажды сказал: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» Деян.
И по той же самой логике получается, что раз покаяние является исполнением одного из Божьих повелений, то оно не может быть условием для получения спасения, которое человек обретает через одну лишь веру. Но ведь никто из верующих не придерживается такой абсурдной точки зрения, и все богословы соглашаются, что покаяние наряду с верой входит в понятие «человеческая сторона спасения». Только почему-то многие никак не могут понять и принять, что аналогичным образом сюда же входит и крещение. Оно не относится к категории «дел закона», а ближе к обетованиям, как это видно из фразы апостола Петра: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» Деян.
Эти отрывки ясно свидетельствуют о том, что крещение стоит в одном ряду с покаянием и верой и вместе с ними является условием для получения человеком спасения. Когда библейские аргументы неожиданно быстро заканчиваются, в ход идёт второе возражение, основанное на уже упомянутых ранее случаях кардинальных перемен в жизни людей, обращавшихся к Богу с молитвой о прощении грехов. Вот, допустим, человек помолился: «Господи, прости меня, грешника», ощутил Божье прикосновение, мгновенно освободился от желания пить и курить, начал славить Бога и ходить в церковь, стал делать людям добро — так неужели он ещё не получил возрождения и должен для этого дополнительно принять крещение? В это бывает трудно поверить многим христианам, особенно пережившим на личном опыте нечто подобное.
Они считают, что без получения Святого Духа такие изменения невозможны. Однако в Библии описано несколько случаев такого рода, когда в жизни людей совершился коренной переворот ещё в период до воскресения Христа и сошествия Святого Духа на апостолов. Самый яркий пример — Закхей, начальник сборщиков пошлин, наживший богатство явно не самым честным образом. Так вот, когда Иисус был у него в гостях, произошло следующее: «Закхей же став сказал Господу: Господи!
Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» Лук. То есть Закхей из жадного вымогателя превратился в благотворителя и честного человека, и с его стороны это был не просто временный порыв под наплывом чувств, а начало новой жизни, истинное обращение, которое Иисус расценил как переход от состояния погибели ко спасению. Современные христиане при виде подобных событий наверняка решили бы, что здесь имело место возрождение, но ведь в то время оно ещё не было возможным. Не менее удивителен и случай с призванием будущего евангелиста Матфея, о котором написано так: «После сего Иисус вышел, и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.
И он, оставив всё, встал и последовал за Ним» Лук. Это ведь совсем не легко — уволиться с прибыльной должности, чтобы стать учеником бродячего проповедника. Так что перемена образа жизни пришедшего к Богу человека обусловлена не принятием возрождающего Святого Духа, а является следствием покаяния — переворота в сознании грешника. Об этом сказал и Христос, когда Матфей чуть позднее сделал угощение для Него и своих сотоварищей: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию» Лук.
Благодаря личной встрече с Богом у человека меняется мировоззрение, и тогда он, естественно, начинает по-другому относиться к людям и стремиться к новым праведным целям. Что же касается освобождения от греховных зависимостей, то оно тоже ещё не свидетельствует о получении человеком новой природы от Святого Духа. Оно сродни исцелению от болезни, которое люди могут получить по молитве к Богу даже без личного обращения в веру, как это было с девятью прокажёнными Лук. Ведь для избавления пьяницы от пристрастия к спиртному Богу достаточно разрушить в его мозге несколько нервных клеток, образующих так называемый «центр алкоголя», а у хронического алкоголика ещё и перевести искажённый обмен веществ с доминирующего спирта обратно на глюкозу.
То есть результат может быть достигнут Божьим воздействием на тело человека, а не на душу или дух. Поэтому никакие перемены в образе мыслей и жизни некрещёного человека не являются доказательством того, что он родился свыше, принял Святого Духа и стал спасённым. А теперь в качестве встречного возражения рассмотрим похожий пример, но с небольшим отличием. Однажды наркоману опротивела его беспросветная жизнь и он возопил: «Бог, если Ты есть — спаси меня!
В реальной жизни подобные взывания являются достаточно частыми, и многие христиане слышали или читали свидетельства такого рода. И если попросить сторонников «теории завета» объяснить случившееся с этим наркоманом после его молитвы, то они наверняка скажут, что Бог откликнулся на его просьбу и даровал ему возрождение и спасение. Тогда вопрос на засыпку: а каким это образом он получил спасение при отсутствии веры? Он ведь даже не верил в существование Бога, а по этому поводу Писание ясно говорит: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт» Евр.
Как же он мог угодить Богу настолько, что в воздаяние получил спасение? Его слова «если Ты есть» являются выражением неверия или в лучшем случае сомнения, но уж никак не веры. А больше он не совершил никакого действия, которое пусть даже и с некоторой натяжкой можно было бы расценить как деяние веры например, если бы он исповедал свои грехи или хотя бы просто попросил у Бога прощения. И это ещё не говоря о том, что для спасения человеку нужна вера не просто в Бога, а в благую весть о прощении грехов благодаря искупительной смерти Иисуса Христа.
Этот же человек вообще ничего не знал о Христе, ему лишь кто-то из верующих когда-то сказал, что Бог может его спасти. Поэтому все произошедшие с ним перемены никак не могли быть результатом получения спасения, а были всего лишь проявлением Божьей милости. Настоящая спасающая вера появилась у него гораздо позднее, когда он узнал о главных основах христианского учения: сотворении мира, грехопадении и наказании за него, миссии Иисуса Христа и Божьих обетованиях о прощении и даровании Святого Духа. И только после этого он мог принять спасение, для чего ему, очевидно, необходимо было выразить свою веру в некотором сознательном действии, а именно в крещении, как это следует из того же Великого Поручения: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет» Мар.
Таким образом, в христианстве не действует стереотипный примитивный принцип «если хочешь стать спасённым — помолись и Бог спасёт». И довольно забавно, что многие христиане, уверенные в получении ими спасения после «молитвы покаяния», на самом деле пришли к истинной вере в Евангелие лишь на занятиях по подготовке к крещению, спасительное значение которого они отрицают. Такая вот у них получилась ирония судьбы с этой водной баней возрождения и обновления. Мы подошли к последнему пункту нашего анализа — толкованию спорного текста: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» Иоан.
Он уже рассматривался нами в разделе о связи крещения с возрождением, и теперь наконец пришло время исполнить данное там обещание и исследовать его альтернативное толкование с точки зрения учения о крещении возрождённых. Вообще у сторонников данного учения существует несколько различных точек зрения на этот стих, но в российских протестантских церквах христиане обычно придерживаются одного объяснения, согласно которому слово «вода» здесь относится не к крещению, а является символическим указанием на Слово Божие. И многие проповедники зачастую прямо так и говорят, что человек рождается свыше «от Слова Божия и Духа Святого». В основе данного толкования лежит утверждение о том, будто в Библии вода является одним из прообразов Слова Божия.
Однако на самом деле это всего лишь ложная догма, не имеющая здравого обоснования в Писании. И чтобы убедиться в этом, давайте детальнее исследуем вопрос о прообразном значении воды. Начать нужно с Ветхого Завета, ведь если Иисус под словом «вода» имел в виду Слово Божие, то Никодим мог понять Его правильно лишь в том случае, если такое уподобление встречалось в существовавших в то время ветхозаветных книгах. Но в них есть лишь один стих, в котором вода и слово сопоставляются вместе: «Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток» Пр.
Данный стих не может служить основанием для вывода о прообразной связи воды и Слова Божия по трём причинам. Во-первых, здесь говорится о человеческих словах, а не о Божьих. Во-вторых, вода здесь имеется в виду не как вещество, а как содержимое большого водоёма, то есть внимание обращается не на её способность напоять или омывать, а на объём. Ну и в-третьих, через две главы имеется аналогичный стих: «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычёрпывает их» Пр.
Здесь тот же самый образ глубоких вод относится к помыслам людей, однако никто исходя отсюда не заявляет, что вода является прообразом помышлений. В Писании также есть один стих, где Слово Божие противопоставляется воде: «Вот, наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» Ам. Имеющаяся здесь связь Слова Божия с жаждой тоже ещё не значит, что вода является его символом. В Библии слово «жажда» зачастую означает не желание напиться воды, а сильное стремление к чему-либо.
Так, в некоторых текстах упоминается о жажде имущества Иов. Однако никто не считает воду прообразом чего-либо из этого списка, поэтому равным образом некорректно приписывать ей символическую связь со Словом Божьим. Наконец, ещё в двух местах слово связывается не с водой, а с атмосферными осадками. Вот первый из этих отрывков: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю, и делает её способною раждать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» Ис.
Так или иначе, Русь из языческой страны превратилась в православную, хоть и не сразу — в некоторых частях страны в рай приходилось загонять силой. Иван Эггинк. Дело в том, что для христианина Крещение — один из самых важных праздников. В этот день верующие вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, и было это так. Однажды к Иоанну Предтече, крестившему людей в реке Иордан, пришел Христос и попросил провести обряд и для него. Иоанн удивился: он слышал об Иисусе и считал, что это ему нужно идти к Христу, а не наоборот, но сделал то, о чем его попросили.
После того, как Иисус был крещен, с неба снизошел святой дух в образе голубя и возвестил о том, что Христос — возлюбленный сын Бога. В честь этого события православные и прыгают по очереди в ледяную воду, несмотря на морозы. А прорубь во льду, которую делают к празднику Крещения Господня для совершения обряда освящения воды, называют иорданью. Фото Пьеро делла Франческа.
Что запрещено делать на Крещение Для большинства россиян Крещение — это праздник, когда к церквям выстраиваются очереди с бутылками за святой водой, отчаянные моржи купаются в проруби, а некоторые просто принимают холодный душ и верят, что смывают с себя грехи. В Русской православной церкви же ежегодно напоминают, что суть праздника вовсе не в ледяных обрядах. Рассказываем, в чём смысл праздника, обязательно ли нырять в купель и обладает ли чудесными способностями крещенская вода из-под крана. Что такое крещение Это важное таинство — ритуал, когда человек становится членом христианской церкви «крестится». После крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных таинствах церкви. Таинство крещения признают все христианские конфессии.
Что за праздник Крещение Господне Крещение Господне — один из двунадесятых, то есть двенадцати важнейших православных праздников. Это так называемый «господский» праздник, от слова «Господь»: ведь он посвящён событию из земной жизни Иисуса Христа. Согласно церковному учению, в возрасте около 30 лет Христос пришёл к реке Иордан. Там проповедовал пророк Иоанн, впоследствии прозванный Крестителем.
Понятно, что это фольклор и никакого прощения таким образом получить невозможно. В XX веке, в период гонений на церковь, ординарная церковная жизнь была фактически невозможна. А вот сердце православного христианина требовало, чтобы на Крещение было какое-то действо, - разъяснил отец Герасим. Ну нет священника в каком-нибудь 1937 году, что делать? И тогда верующие сами вырубали прорубь и окунались в нее. Прошли те времена, практически в каждом населенном пункте есть церковь, батюшка, устраивать такие дополнительные гулянья уже нет никакой необходимости. Но народ привык. Это особенность человеческой психологии: если это было достаточно давно, лет 30 или 40 назад, то кажется, что это было всегда. Ночные купания воспринимаются в широком сознании как глубочайшая древность, хотя это события XX века. В Самаре в этом году только одна официальная купель на открытом водоеме - на Полевом спуске. В Тольятти обустроена прорубь в парке Сахарова, в Сызрани на Волге. Всего же в губернии их 33. На всех до вечера среды будут дежурить спасатели, медики и полиция. Фото: Дмитрий Бурлаков - На всей территории Самарской области организованы как стационарные спасательные посты, так и передвижные дежурные. Наша первоочередная задача - обеспечить безопасность граждан, поэтому сотрудники будут присутствовать и там, где раньше были официальные купели, а в этом году их нет, - сообщил Александр Старов, начальник центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС по Самарской области. Не толкаться и не торопиться, ведь на льду можно поскользнуться и травмироваться.
Крещение: История и традиции
Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? Эта тайна будет открыта верующему только в вечности. Отрицать тайну духовного воссоединения души человеческой с Богом и не признавать благодатного воздействия Вечери Господней на духовную жизнь верующего, значит впасть в другую крайность, подобную той, которая стремится видеть в этой тайне процесс материального пресуществления. О причащении детей Вечеря Господня, как мы уже знаем, является Божиим установлением, принимать участие в котором не должны те, кто духовно неспособен отнестись к этому сознательно, с должным благоговением. Всякому понятно, что такого сознательного и вполне разумного отношения к Вечери Господней нельзя ожидать от младенца. Поэтому Бог не ставит младенцу никаких условий, никаких требований не предъявляет. Писание говорит, что младенцы не нуждаются в тех духовных установлениях, которые предназначены служить взрослым. Дети не могут сознательно вспоминать смерть Христову или возвещать Его второе пришествие. Ведь они еще ничего об этом не знают. Кроме того, мы не встречаем в Св.
Писании никаких решительно указаний об исполнении детьми заповедей Господних. Слово Божие, однако же, уделяет много места христианскому воспитанию детей. Задача такого воспитания сводится к тому, чтобы подготовить отдаче себя Христу, непринужденному следованию и сознательному участию в Вечери Господней. Бессознательное принятие таинств бесполезно. Для бессознательного ребенка всякое таинство излишне. Таинство, неправильно воспринятое в настоящем, становится крайне опасным для всей последующей жизни дитяти. Получив еще в детстве искаженное представление о том, что именно Бог от нас требует, человек может всю жизнь лелеять ложное понятие о спасении. Такое состояние души крайне опасно, ибо человек как бы лишается способности думать о духовной жизни, или искать спасения, хотя явно живет и погибает во грехах. Причащение детей нашло ревностного защитника в лице блаженного Августина.
Он и другие отцы церкви утверждали не имея, однако, в Св. Писании ни одного основания для своих утверждений , что крещаемому дается обещанная благодать без меры, а потому и не ограничивается никаким возрастом. Отсюда некоторые пришли к выводу, что Вечеря Господня должна быть доступна всем крещенным, даже детям. За это время истинное значение Вечери Господней совершенно искажено. Простому символу и воспоминанию воздается сейчас суеверное почитание — хлебу и вину приписываются чудодейственные целительные свойства. Заблуждение, окутанное тысячелетней давностью, настолько вошло в кровь и быт православного человека, что бороться с ним нет никакой возможности.
Водосвятие, конец XIX века «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей» Войнов Константин Семенович. Таинство освящения воды в день Богоявления на речке Базаиха в Красноярске.
Издавна по православной традиции повсеместно 19 января во льду замерзших рек вырубали полыньи в виде креста, называвшихся «Иорданью». К ним в больших городах и селениях с раннего утра совершался крестный ход. Борис Кустодиев. Шедший впереди всех священник окроплял путь всей процессии, за ним несли крест, большие выносные иконы и маленькие монастырские, после шествовали все церковнослужители согласно рангу, а за ними - верующий народ. Ниже по течению от «иордани», как правило, была бельевая прорубь, в которую окунались смельчаки после того как главный священник опускал напрестольный крест в воду. По их представлению вода мгновенно в это время делалась святою. Остальных же верующих священник окроплял просто водою. Купание после освящения воды.
Автор: Н. Грандковский В основном окунались в студеную воду те, кто "святошничал" и грешил на Святках, дабы очиститься от греховной скверны в освященной воде, а некоторые купались просто «для здоровья», проявляя таким образом силу духа. И это все невзирая на лютый мороз, как правило, всегда сопутствующий этому празднику. Ледяной Крест. Автор: Авраменко А. Из исторических летописей известен факт о Иване Грозном, любившем похвастаться перед изумленными иностранными послами доблестью и удалью своих бояр. Он заставлял их в морозные дни снимать шубы и окунаться в прорубь, всем своим видом показывая удовольствие.
Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается как первое событие его общественного служения [4]. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» Ин. Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» Ин. Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» Лк. Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех , как всякого человека. Современный православный храм Иоанна Предтечи. Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. Считается, что наименование Вифавара впервые предложил Ориген [5] , но он расположил её на западном берегу Иордана [6]. Однако на Мадабской карте VI века место Крещения изображено напротив Иерихона на западном берегу реки, то есть не за Иорданом, если смотреть с западного берега.
Первое — это водное крещение, которое человек принимает один раз в жизни как видимое свидетельство начала христианского пути. Второе — причастие, которое соблюдается христианином в течение всей жизни как знак непрерывного общения с Христом и верности завету с Ним. Итак, водное крещение. Библейское основание для крещения. Иисус Христос в Своем Великом поручении заповедовал ученикам крестить тех людей, которые примут Евангелие весть о Христе. Крещение символизирует смерть и воскресение Христа, а также нашу «смерть» для греха и наше воскресение для новой жизни: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» Рим. Исходя из этого, мы понимаем, что крещение — это не просто обряд или обычай, а заповедь, данная Христом, которую выполняли Его ученики и последователи. Современным христианам также необходимо выполнять эту заповедь, так как через нее мы показываем наше повиновение Богу и публично свидетельствуем о том, что мы стали христианами. Порой люди не хотят принимать крещение, утверждая, что они еще не готовы.
Крещение Руси
Ежегодно 19 января православные отмечают Крещение Господне. крещение. Изображение: Риа Новости. государственный праздник в Швеции, где оно известно как "trettondedag jul" ("Тринадцатый день Йоля"), так как 6 января - тринадцатый день после Сочельника, главного дня, в который Рождество празднуется в Швеции. Немногие задумываются о том, откуда на Руси появилась такая экстремальная традиция купаться в морозы, которыми обычно сопровождается этот православный праздник. Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает, откуда произошел праздник и какие у него традиции. Поэтому и вопрос не стоял, где ее освящать на Крещение – там же, в реке.