"Господь Живой!" Кто в Духе Святом - Служит Богу, Тот есть - Светильник Золотой! Во-первых, в этом тексте не говорится о воскресении всех святых, которые умерли до распятия Иисуса Христа.
Встань спящий!
Пришел Господь и повелел Лазарю встать из мертвых: вот образ для нас. Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. От Матфея 24:1 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!
Строка навигации
- 164 Иисус из мёртвых встал
- Лазарева суббота, 27 апреля 2024, история
- Воскрешение праведного Лазаря
- ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-РЕФОРМАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ г. Москвы | ПРОПОВЕДИ
- Встань спящий! - Христианские блоги
Пан езус - 90 фото
Есть благочестивое предание о том, что в родительские субботы души даже самых закоренелых грешников получают утешение и радость. Всеобщее воскресение оживление мертвых. В конце мира произойдет Второе пришествие Господа Иисуса Христа. Придет Он во всей Своей Божественной славе. И вся Богочеловеческая реальность Личности Спасителя станет очевидна всем. Это новое пришествие Победителя смерти и Обновителя жизни вызовет всеобщее воскресение оживление всех умерших человеческих тел. Души соединяться с телами. Воскресение это совершиться по Слову Божию — и мертвые оживут.
Воскресение мертвых — один из основных догматов Православия, 11-й член Символа Веры «Чаю воскресения мертвых, то есть ожидаю оживления мертвых». К сожалению, как это ни прискорбно, большинство наших современников, даже считающих себя Православными, в личное воскресение в своем собственном теле верят мало, или — вообще не верят. Но несомненность истины воскресения и важность веры в воскресение апостол Павел выразил в таких словах: «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом же мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают…. Но Христос воскрес из мертвых, первенец изумерших…. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» 1 Кор. Преподобный Иустин Попович так говорит о важности этого догмата: «Воскресение мертвых есть основа христианского учения о вечной жизни и цели человеческого существа, на которой созидается вечное существование человеческой личности».
Смерть же тела, на которую осужден неповиновавшийся в раю Закону Божьему человек, разлучение души с телом — есть только особенное неестественное состояние души и тела — казнь безсмертного человека. И в конце времен это противоестественное состояние должно быть преодолено и человек должен быть восстановлен в полном своем единстве. Воскресение мертвых является важным условием полноты и совершенства Божьего суда. Отцы и учители Церкви единогласны в мнении о том, что суд будет полным и совершенным, только если перед ним предстанет весь человек, а если цельный человек состоит из души и тела, которые грешили вместе, то таким он и должен явиться перед судом. Воскресение мертвых будет всеобщее и одновременное, как праведников, так и грешников: «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» Деян. Пророчества о всеобщем воскресении мертвых содержатся еще в Ветхом Завете: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога», — говорит Иов Иов, 19, 25-26. Очень красочно описано событие всеобщего воскресения в Паремии, которая читается в Великую Субботу над Плащаницею Христовою Иез.
Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. В воскресении мертвых произойдет восстановление человеческой природы во всей полноте — человеческие души вновь соединяться со своими человеческими телами. Воскресение мертвых именно в телесном виде неоднозначно предсказал Сам Иисус Христос:«Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут… 28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» Ин. Как пишет св. Иоанн Дамаскин, «Воскресение есть, конечно, вторичное соединение и души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и павшего живого существа». Своей всемогущей силою Бог воскресит истлевшие и разложившиеся тела.
Ибо Тот, кто вначале сотворил тело из земли, может это тело, хотя и разложившееся в земле и превратившееся в землю, вновь обновить и оживить» — говорит преподобный Иустин Попович. Если бы воскресшие тела были чем-либо совсем новым, тогда воскресение не было бы восстанием, но новым творением, и воскресшие тела не имели бы ничего общего с умершими телами. В таком случае преемственности личности была бы нарушена, и тем самым вся земная жизнь человека в теле потеряла бы всякий смысл. Воскресение не состоит в творении чего-то нового, но — в обновлении того, что уже было» — подчеркивает преподобный Иустин. Это было бы невозможно, если бы воскресшие тела были иными, чем те, что мы имели в земной жизни. Таким образом это будут — не какие-то «новые», «другие» тела, но — те самые, в которых мы существуем сейчас. Особо недоумевающим о том, как может произойти воскресение тех, кто погиб от зубов зверей, или сгорел в огне, или умер каким другим подобным путем — преподобный Ефрем Сирин отвечает так: «земля предаст тело человеческое, каким приняла его; хотя бы растерзали его звери, пожрали птицы, раздробили рыбы, не оказывается недостатка даже в волосе человеческом».
Кто поглощен морем, кого пожрали дикие звери, кого расклевали птицы, кто сгорел в огне — в краткое мгновение все пробудятся, встанут и явятся». Григорий Нисский говорит по этому поводу: «указывают на уничтожение древних мертвецов, на остатки обращенных в пепел огнем, а сверх этого представляют еще в слове плотоядных животных: рыбу, которая, приняв в собственное свое тело плоть потерпевшего кораблекрушение, сама также сделалась пищей людей и посредством пищеварения перешла в состав евшего… Куда бы кто в предположении своем не перенес человека словом, без сомнения,он все еще в мире. А что мир содержится в руке Божией — этому учит богодухновенное слово. Поэтому если ты не знаешь и того, что у тебя в горсти, то неужели думаешь, что Божие ведение немощнее твоей силы и не в состоянии с точностью отыскать того, что содержится в Божией длани? Все элементы, услышав голос своего Творца, соберутся для исполнения своего назначения составить тело человеческое и мгновенно соединятся. На похожие недоумения иногда встречающиеся среди наших современников, что как же воскреснет тело, из чего оно будет состоять, если составляющие его элементы за время до всеобщего воскресения успели побывать в нескольких телах кругооборот элементов в школе все проходили — существует очень простой ответ. За жизнь человека клетки его тела многократно обновляются — отмирают одни и рождаются другие.
Из тела человека выводятся одни элементы и поступают в него другие. За свою жизнь человек меняется полностью! И в старости — мы имеем уже не то тело, что имели в юности или детстве. Но тем не менее мы сами себя — продолжаем идентифицировать как «Я», помним все что происходило с нами. Это кстати, — подтверждает то, что разум человека, его память — не имеет привязки к клеткам и элементам его физического тела, но — есть свойство особой нематериальной субстанции человека — души. А в отношении нашего физического тела — не смотря на изменение его химического состава — мы продолжаем узнавать себя в зеркале, узнают нас и наши сродники и знакомые. Причина — в том, что при замене отмирающих клеток нашего организма — новые созидаются на основе того же генетического кода, который сохраняется в нас всю нашу жизнь, и который определяет как наш внешний вид, так и всю нашу физическую сущность.
То есть идентификация тела — кроется не в конкретных атомах которые за жизнь приходят и уходят , но — в их сочетании и взаиморасположении. И поэтому после воскресения оживления — если наши тела будут построены на основании того же генетического кода, то даже если каких-то отдельных атомов, ушедших в тела других людей после нашей смерти и недостанет — их место могут свободно занять другие — но тем не менее это будут все равно именно наши тела, узнаваемые и идентифицируемые. Как тело Иисуса Христа после Его воскресения обрело способность, например, проходить сквозь стены, являться не узнанным апостолам. Тело это будет уже безсмертным и нетленным: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в безсмертие» 1 Кор. Тело это также не будет иметь и болезней, которым оно было подвергнуто на земле, или — телесных недостатков. Вот как характеризуют состояние этого обновленного, воскресшего тела, Святые Отцы: Св. Ириней Лионский пишет: «Преображение же ее состоит в том , что она [плоть человеческая — А.
Иоанн Дамаскин учит, что по воскресении «спасенные получат тело неизменное, бесстрастное, тонкое, каково было тело Господне после Воскресения, проходившее через запертые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье». Иустин Попович говорит, что «главное различие между нынешними и будущими воскресшими телами и их свойствами будет состоять главным образом в том, что воскресшие тела будут безсмертны и духовны, и будут действовать духовным образом [оставаясь при этом материальными — А. Безсмертие их будет состоять в том, что они не будут иметь возможности умереть, а духовность — в том, что они будут жить, как Ангелы: «а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» Лк. Сохраняя сущность материальности, воскресшие тела праведников будут сиять благодатным, Божественным светом. Иоанн Златоуст, следуя Св. Писанию, говорит о преображенном теле праведников именно в символах света: «…Каковы будут воскресшие из мертвых? Послушай Самого Господа твоего, Который говорит: «тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их» Мф.
Макарий Египетский также считает тела воскресших праведников светоносными, указывая, что они будут сопричастны нетварному сиянию, которым блистала на Фаворе плоть Господа: «Как тело Господа, когда взошел Он на гору и преобразился в Божескую славу и в бесконечный свет, так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава была тогда распростерта на теле Христовом и воссияла, точно так же и во святых сущая внутри сила Христова в оный день будет преизливаться вовне — на тела их, потому что еще ныне умом своим причащаются они от Его сущности и естества». Этот Божественный свет и слава не будут одинаковы во всех воскресших телах праведников, но будут соразмерны степени их святости. Павла: « Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» 1 Кор. Воскресшие тела грешников — тоже будут духовными и безсмертными. Но по учению Святых Отцов, тела нераскаянных грешников уже не станут телами Божественной славы, какими будут обладать праведники.
Природа и свойства воскресших тел грешников будут сообразны природе и характеру вечных мучений. Тела нераскаянных грешников будут отражать гнездящиеся в них страсти, воссоздавать внутренний мир преступников Божественных заповедей, будут внушать отвращение. Ефрем Сирин говорит о разнице тел праведников и грешников после воскресения: «Все приимут тело, сообразное собственным делам своим. Тело праведных сияетседмькрат паче света солнечного; а тела грешников оказываются темными и исполненными зловония; и тело каждого показывает дела его, потому что каждый из нас дела свои носит в собственном теле своем». По слову блаженного Феодорита, достойные небес облекутся небесной славою, а недостойные, имеющие в помышлениях лишь земное, «примут одеяние, соответственное произволению». Кирилл Иерусалимский благовестит об этом: «Мы восстанем и все будем иметь вечные тела, но не все подобные. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором мог бы он, как надлежит, обращаться с Ангелами; если же кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучения за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться».
Подвести итог мыслям о том, в каком виде воскреснут мертвые, можно словами преп.
Люстра - подарок Русской православной церкви. Под куполом стоит каменная ваза, прикованная цепью к полу. Это мезомфалос - «пуп Земли». Раньше картографы изображали Иерусалим в центре карты как главную святыню. Гора, над которой построен храм. Отверстие в полу под алтарем - якобы то место, где был водружен крест с распятым Иисусом. Считается, что под горой похоронен Адам. В момент, когда сотник Лонгин проткнул тело Христа копьем, началось землетрясение, и Голгофа раскололась. Дождь смыл с тела Иисуса кровь, через расщелину она потекла на череп Адама и смыла первородный грех со всего человечества.
Вход в храм. Ключи от храма Гроба Господня хранятся в арабско-мусульманской семье Джауде, а право отпирать и запирать двери этими ключами принадлежит другому мусульманскому роду, Нусейбе. Традиция идет с 638 года, когда представители этих фамильных ветвей покорили священный город, но сохранили христианские святыни. Капелла франков. Она же часовня Богоматери Скорбящей. Принадлежит католической церкви. Под ней находится православная часовня Марии Египетской, покровительницы кающихся женщин. Церковь Святой Елены. Напоминает о матери императора Константина I, во время правления которого христианство стало основной религией. Как гласит легенда, Елена по подсказке Иисуса, явившегося ей во сне, нашла под языческими строениями в Иерусалиме гвозди, которыми был распят Христос, крест, табличку с его именем и усыпальницу.
В 326 году она заложила здесь первую церковь. Своя территория.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив баней водной посредством слова; чтобы представить ее Себе славной Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела. Любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Поэтому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна эта велика — я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа.
И как только слухи об этом стали распространяться, все устремились к месту происшествия, чтобы увидеть его собственными глазами. Вся жизнь сосредоточилась вокруг Христа, и иудейские власти, давно замышлявшие убийство Господа, поняли, что после воскрешения Лазаря медлить больше невозможно. Внешние и внутренние обстоятельства совпали. И Господь Вседержитель вольно предает Себя им. До сих пор Он избегал называть Себя при народе Мессией. И даже апостолам открывал эту тайну в исключительных случаях, запрещая говорить о ней кому бы то ни было. Господь знал, как ложно будет истолковано такое именование. Столько непонимания было вокруг Него, что Он восхотел сохранить до последнего момента тайну Своего Божественного служения, чаемого в веках всеми пророками. И вот Он вступает во Святой Град. Он принимает приветствия толпы, зная, что через несколько дней они станут криками ненависти, требующими Его смерти. Постараемся вникнуть в происходящее: воскрешение Лазаря, все шире распространяющиеся слухи о Спасителе, решение Синедриона все ускорить, все более увеличивающиеся народные толпы, жаждущие истины, и просто любопытные стекаются со всех сторон. И посреди всего этого апостолы сообщают Господу о пришедших на поклонение эллинах: «Учитель, они хотят Тебя видеть» Ин. Именно в этот момент Господь говорит, что если Его воспримут как земного Царя, то все будет погублено. Однако «пришел час прославиться Сыну Человеческому». Господь говорит об этом в простых потрясающих словах: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» Ин. Чтобы была жатва, надо чтобы зерно было брошено в землю, чтобы оно умерло, и чтобы оно взошло.
ЗАЧЕМ ИИСУСУ НАДО БЫЛО УМИРАТЬ И ВОСКРЕСАТЬ
В этот день Церковь вспоминает о чудесном воскрешении Иисусом Христом своего друга Лазаря, который к тому моменту уже четыре дня был мертв. «Всякий живущий и верующий в меня не умрет вовек», – говорит Христос перед тем, как совершает великое чудо – воскрешение Лазаря. Это событие стало прообразом и нашего Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Новости Бишкека (Все самое интересное). Через стих «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» Бог призывает грешников пробудиться от духовного сна и воскреснуть их из мертвых, чтобы они могли принять свет от Христа. Степан вел себя очень уверенно, а в конце дня пригласил новую знакомую в ресторан.
Что можно и нельзя делать в Лазареву субботу 27 апреля, которую называют малая Пасха
Из этого следует, что человеку необходимо любить Небесное более чем земное. Так что речь здесь идет, прежде всего, о приоритетах: о приоритете Небесного над земным, то есть о наших взаимоотношениях с Богом. Необходимость приоритета в нашем сознании Небесного над земным подтверждается также и другими словами Иисуса: "отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах" Мф. Таким образом, в поле нашего зрения оказываются, с одной стороны, - Отец Небесный, общий для всех нас, что роднит нас не только с Ним, но ещё и друг с другом, а с другой - отец земной, который у каждого человека свой, что может нас и разъединять, иной раз толкая на стезю бессмысленной вражды, распрей, а, случается даже и кровопролитий.
В таком случае, не предлагается ли нам ещё и иной тип родства, более высокий, нежели известное каждому родство по крови? Об этом может свидетельствовать и тот факт, что когда Иисусу сообщили о том, что возле дома, где Он беседует со Своими учениками, стоят Его мать и Его братья, пришедшие с Ним говорить, Он отвечал так: «кто матерь Моя, и кто братья Мои?... Кроме того, разве наличие у человека двух разных отцов — земного и Небесного — не предполагает и необходимости для него рождения не только физического, но ещё и иного?
Не об этих ли двух рождениях и говорил Иисус фарисею Никодиму, тайно пришедшему к Нему ночью поговорить о важном: «Рождённое от плоти есть плоть, рождённое от Духа есть дух»? Из сказанного Иисусом понятно, что другое рождение — это рождение духовное. Как понятно и то, что для всех нас, ныне живущих, первое рождение - физическое, уже состоялось в момент нашего появления на свет.
С рождением же духовным всё обстоит совершенно иначе, хотя оба эти рождения и связаны теснейшим образом друг с другом. Ведь земному смертному человеку невозможно родиться духовно, не родившись прежде физически. Причём, если рождение физическое и требует от рождаемого известной инициативы, то инициатива эта вряд ли сопоставима с теми усилиями, которые требуются от нас при рождении духовном, от нас же самих в первую очередь и зависящем.
Ведь никто не может духовно родить нас насильно, безо всякого нашего участия в этом рождении. Так какое же из этих двух, таких разных рождений, для нас важнее? Какое из них делает нас человеками в самом высоком и истинном смысле этого слова?
В этой связи вспомним, что говорит в одном из своих посланий апостол Павел, рассматривающий человека как двуединство телесного и духовного, внешнего и внутреннего: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» 2Кор. Нетрудно догадаться, что каждодневное обновление нашего внутреннего человека и есть длительный процесс нашего духовного рождения, незримо совершающийся внутри нас самих. Так что и наша духовная жизнь должна иметь безусловный приоритет над нашей жизнью телесной.
За свою жизнь человек меняется полностью! И в старости — мы имеем уже не то тело, что имели в юности или детстве. Но тем не менее мы сами себя — продолжаем идентифицировать как «Я», помним все что происходило с нами. Это кстати, — подтверждает то, что разум человека, его память — не имеет привязки к клеткам и элементам его физического тела, но — есть свойство особой нематериальной субстанции человека — души. А в отношении нашего физического тела — не смотря на изменение его химического состава — мы продолжаем узнавать себя в зеркале, узнают нас и наши сродники и знакомые. Причина — в том, что при замене отмирающих клеток нашего организма — новые созидаются на основе того же генетического кода, который сохраняется в нас всю нашу жизнь, и который определяет как наш внешний вид, так и всю нашу физическую сущность. То есть идентификация тела — кроется не в конкретных атомах которые за жизнь приходят и уходят , но — в их сочетании и взаиморасположении. И поэтому после воскресения оживления — если наши тела будут построены на основании того же генетического кода, то даже если каких-то отдельных атомов, ушедших в тела других людей после нашей смерти и недостанет — их место могут свободно занять другие — но тем не менее это будут все равно именно наши тела, узнаваемые и идентифицируемые. Как тело Иисуса Христа после Его воскресения обрело способность, например, проходить сквозь стены, являться не узнанным апостолам. Тело это будет уже безсмертным и нетленным: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в безсмертие» 1 Кор.
Тело это также не будет иметь и болезней, которым оно было подвергнуто на земле, или — телесных недостатков. Вот как характеризуют состояние этого обновленного, воскресшего тела, Святые Отцы: Св. Ириней Лионский пишет: «Преображение же ее состоит в том , что она [плоть человеческая — А. Иоанн Дамаскин учит, что по воскресении «спасенные получат тело неизменное, бесстрастное, тонкое, каково было тело Господне после Воскресения, проходившее через запертые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье». Иустин Попович говорит, что «главное различие между нынешними и будущими воскресшими телами и их свойствами будет состоять главным образом в том, что воскресшие тела будут безсмертны и духовны, и будут действовать духовным образом [оставаясь при этом материальными — А. Безсмертие их будет состоять в том, что они не будут иметь возможности умереть, а духовность — в том, что они будут жить, как Ангелы: «а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» Лк. Сохраняя сущность материальности, воскресшие тела праведников будут сиять благодатным, Божественным светом. Иоанн Златоуст, следуя Св. Писанию, говорит о преображенном теле праведников именно в символах света: «…Каковы будут воскресшие из мертвых? Послушай Самого Господа твоего, Который говорит: «тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их» Мф.
Макарий Египетский также считает тела воскресших праведников светоносными, указывая, что они будут сопричастны нетварному сиянию, которым блистала на Фаворе плоть Господа: «Как тело Господа, когда взошел Он на гору и преобразился в Божескую славу и в бесконечный свет, так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава была тогда распростерта на теле Христовом и воссияла, точно так же и во святых сущая внутри сила Христова в оный день будет преизливаться вовне — на тела их, потому что еще ныне умом своим причащаются они от Его сущности и естества». Этот Божественный свет и слава не будут одинаковы во всех воскресших телах праведников, но будут соразмерны степени их святости. Павла: « Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» 1 Кор. Воскресшие тела грешников — тоже будут духовными и безсмертными. Но по учению Святых Отцов, тела нераскаянных грешников уже не станут телами Божественной славы, какими будут обладать праведники. Природа и свойства воскресших тел грешников будут сообразны природе и характеру вечных мучений. Тела нераскаянных грешников будут отражать гнездящиеся в них страсти, воссоздавать внутренний мир преступников Божественных заповедей, будут внушать отвращение. Ефрем Сирин говорит о разнице тел праведников и грешников после воскресения: «Все приимут тело, сообразное собственным делам своим.
Тело праведных сияетседмькрат паче света солнечного; а тела грешников оказываются темными и исполненными зловония; и тело каждого показывает дела его, потому что каждый из нас дела свои носит в собственном теле своем». По слову блаженного Феодорита, достойные небес облекутся небесной славою, а недостойные, имеющие в помышлениях лишь земное, «примут одеяние, соответственное произволению». Кирилл Иерусалимский благовестит об этом: «Мы восстанем и все будем иметь вечные тела, но не все подобные. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором мог бы он, как надлежит, обращаться с Ангелами; если же кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучения за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться». Подвести итог мыслям о том, в каком виде воскреснут мертвые, можно словами преп. Макария Египетского: «По гласу Господа воскреснут все мертвые. Для Бога нет ничего трудного, и мы должны верить Его обетованию, хотя человеческой немощи и человеческому рассудку кажется это как бы невозможным. Как Бог, взяв прах и землю, сотворил словно какое-то иное естество, именно: естество телесное, не подобное земле, и сотворил многие роды естеств: волосы, кожу, кости и жилы; и каким образом игла, брошенная в огонь, изменяет цвет и превращается в огонь, между тем как естество железа не уничтожается, но остается тем же; так и в Воскресение все члены будут воскрешены, и, по написанному, «волос с головы вашей не пропадет» Лк. Так как произойдет изменение всей материи и ее законов в мире — то произойдет и изменение тех людей, кого это событие застанет живыми. Тела их мгновенно изменятся в духовные и безсмертные.
Они станут такими же, как и тела воскресших из мертвых. Об этом свидетельствует св. И он же говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу» 1 Фес. Таким образом, все люди уравняются, все обретут духовные тела. И преображение это совершится сразу, «во мгновение ока», — силою явившегося Господа, — тою же силою, которою Он выведет из смерти все тела усопших. Страшный суд После воскресения мертвых и преображения живых Господь Иисус Христос совершит общий, Страшный и последний суд. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других, подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую» Мф. Суд этот будет совершен над всеми людьми всех времен: «Ибо всем должно явиться пред судилище Христово» 2 Кор. На суде будут осуждены не только дела, но и скверные мысли, чувства, плохие желания и слова. И суд этот будет исключительно справедливым, ибо от всезнающего и непогрешимого Судии ничто не сокрыто и ничье зло и ничье добро не будет ни преувеличено, ни преуменьшено.
Это — залог того, что суд о каждом человеке будет всеправеден, всемилостив и непогрешим. Ничто не будет ни преувеличено, ни преуменьшено, но все будет безпристастно утверждено и непогрешимо взвешено. Это будет самой очевидной реальностью — одни голые факты, одни дела — духовные и телесные: «И тогда воздаст каждому по делам его» Мф. Поэтому при очевидной неопровержимости доказательств грешники не будут отговариваться и оправдываться. В земной телесной жизни люди согласно своей воле выбирают добро или зло. А Бог никого не принуждает ни к добру, ни ко злу. Точно так же и диавол не может никого принудить к злу. Человеку предлагается и добро, и зло. И он выбирает и делает то или другое во время жизни в теле. Именно поэтому каждый человек и подлежит суду, как делавший осознанный выбор во время земной своей жизни.
Поэтому и вся наша вечность зависит именно от нас, наших дел, Судия же будет лишь оценивать их окончательною ценою, чтобы дать Свой окончательный суд о них. Поэтому суд этот не будет «судебным разбирательством» в нашем понимании. Все записано в душах человеческих, и именно эти записи, эти «книги» раскрываются, как сказано в Священном Писании. Все становится явным всем и самому себе, и состояние души человека определяет его направо или налево. Идут одни в радость, другие в ужас. Все уже известно, и обсуждению не подлежит. И все, кто при земной жизни не поверил Иисусу Христу, не принял Его как Бога и Спасителя, неодолимо почувствуют всем своим существом, что этим самым они еще на землесами себя осудили на вечные муки: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» Ин. Покаяние на этом суде уже будет не возможно: «Многие поищут взойти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стоя вне, станете стучать в двери и говорит: Господи! Блаженный Феофилакт архиепископ Болгарский пишет: «В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; «тогда будет скрежет зубов» — это бесплодное раскаяние».
Но конец мира — это не уничтожение материального мира как такового; бытие мира не кончится, мир не уничтожится, но только изменится — как не уничтожается человек, изменяясь и превращаясь из состояния тленного в нетленное, из смертного в безсмертное. Изменение мира будет произведено огнем, по свидетельству слова Божия. При этом преобразится вся природа, изменится весь материальный мир. Апостол Петр говорит об этом: «нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков… Придет же день Господень, как тать вор ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят… Ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают. Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» 2 Пет. Кирилл Иерусалимский пишет: «Придет с небес Господь наш Иисус Христос, придет со славою при скончании мира этого в последний день. Ибо будет скончание мира сего, и сотворенный мир обновится… Уберет Господь небеса не для того, чтобы истребить их, но чтобы опять явить их в лучшем виде». По словам св. Епифания, «при скончании мира творение подвергнется своего рода тяжкой смерти, но только лишь для того, чтобы восстать обновленным, и чтобы вместе с чадами Божиими всегда служить не тлению и греху, но только правде.
Когда они добрались до места, Лазарь уже четвертый день лежал во гробе.
И на глазах у многочисленной толпы Христос воззвал: «Лазарь! Иди вон…» И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами» Ин. Евангелист говорит, что Христос плакал по Лазарю: так Он плачет по каждой спеленатой грехом душе. Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. И когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осле, множество людей встречало Его как царя. Они постилали на Его пути свои одежды и пальмовые ветви, символом которых в России являются вербы. Воскрешение Лазаря повлияло и на течение дальнейших событий.
Но знали ли они об общем воскресении мертвых? Два изречения праведного Иова не оставляют нам сомнения и в этом.
В одном месте выражается он так: «человек уснув надо заметить, что здесь говорит он о сне смертном — это видно из состава всей речи , — так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего. О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне! Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена» Иов. Выражения чрезвычайно знаменательные! Иов выражает здесь веру не только в частное свое воскресение, но веру и в общее воскресение людей, при кончине мира: «человек, уснув сном смертным, не восстанет, пока не изменится небо». Вот другое еще более ясное выражение: «Ая знаю, — говорит Иов, — Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию». Некоторые, однако же, из неблагонамеренных толкователей утверждают, будто Иов говорит здесь не о воскресении, — но о том, что Господь исцелит его от болезни и возвратит ему на земле его прежнее состояние. Самое важное, что можно сказать против такого толкования, это то, что Иов совершенно далек был от надежды на восстановление своего здоровья на земле и благосостояния.
Все речи его в этом отношении проникнуты горьким отчаянием. Для нас важно особенно то, что в этом изречении Иова свидетельство о воскресении находили отцы Церкви можем сказать это о св. Златоусте и о св. Кирилле Иерусалимском и сама Церковь чтение этой речи Иова предлагается в великую субботу на вечерне ; у благонамеренных богословов это место считается классическим. Итак, вера в общее воскресение людей в период патриархальный существовала. Существовала ли в период подзаконный? Моисей веровал в воскресение мертвых и свидетельствовал о нем. Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» Лк. Веровал в воскресение Давид.
Иоанн Дамаскин, — говорит к Богу: скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются. Вот что сказано о телах». Потом добавляет: «пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» Пс. Так изъясняет это место св. Иоанн Дамаскин. В другом месте Псалмопевец говорит: «возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании; ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление». По объяснению апостола, пророк, предвидев, говорит здесь о воскресении Христове. Но нет сомнения, что, предвидев воскресение Первенца из мертвых, пророк предвидел и свое собственное воскресение: и оттого-то веселится сердце его и радуется язык его; и оттого-то говорит он о воскресении Спасителя, как о своем собственном: пророк был прообразом Спасителя; воскресение Спасителя было образом и начало воскресения пророка. Веровал Исайя.
Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» Ис. В другом месте говорит он от лица Божия:… «и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень» Ис. Что здесь говорится о всеобщем воскресении, это видно из состава всей речи. Пророк продолжает: «се бо Господь яко огонь придет… воздати яростью отмщение и прощение во пламени огненне. Огнем бо Господним судиться будет вся земля Ибо вот, придет Господь в огне…чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью». Одним словом, во всей главе изображается страшное пришествие Судии живых и мертвых, кончина мира и вечное воздаяние людям. Веровал Иона. И молитва его была услышана.
Веровал Софония. Из состава речи заключать надо, что в сознании пророка дни воскресения Мессии и воскресения всеобщего сливались в один образ. Веровал Иезекииль. Ему открыт был самый образ всеобщего воскресения. Скажут нам, что этот образ был для Иезекииля только символом возвращения иудеев из плена Вавилонского: «кости сии — весь дом Израилев», — говорит Господь Бог Пророку, — вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша…» Но если читать описание всего этого видения со всеми обетованиями, которые при этом дает Господь, то очевидно будет, что все черты символа не могут быть вполне приложены к событию возвращения из плена: в символе заключается гораздо больше, — а именно то, что, открывая в символе временную судьбу Израиля по возвращении из плена, Господь в то же время открывает пророку временную судьбу Своего благодатного царства на земле, и в то же время вечную судьбу Своей Церкви, по всеобщем воскресении. Господь не раз повторяет пророку: «Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших»… Это видение может служить примером всех видений пророческих: в одном образе Бог открывал пророкам много-много разнообразного, одним средством достигал многих своих целей, как Премудрый. Веровал в воскресение Даниил. Подробно изображая последнюю судьбу мира, Даниил между прочим говорит: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» Дан. Не станем соблазняться тем, что пророк здесь употребляет слово: «многие»; известно — в Писании не редки случаи, где слово «многие» употребляется вместо «все».
Важно то, что по слову Пророка спящие в прахе земли пробудятся, — восстанут не только праведники для вечного блаженства, но и грешники для казни вечной. Верили мученики Маккавеи. Второй из семи при последнем издыхании сказал: «Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной». Будет, значит, воскресение не только отдельных лиц, но и общее воскресение — воскресение суда вечного. Когда мучили третьего и хотели ему отрезать язык, он тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: «От Бога я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их». В день воскресения, значит, тело человеческое будет восстановлено с прежними его членами. Четвертый перед смертью говорит: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь». Воскреснут, значит, и праведные и грешные; только судьбы их будут различны. Представления о воскресении отчетливы!
Итак, вера в воскресение мертвых с начала времени падения первого человека существовала в Церкви Божией во все времена: после Адама преемственно при Енохе, Ное, Аврааме, Иосифе, Иове — во времена патриархальные; в период подзаконный — при Моисее, Давиде, Исаии, Ионе, Софонии, Иезекииле, Данииле, при Маккавеях. Существование сект фарисейской и саддукейской показывает, что вера в воскресение мертвых не исчезала в избранном народе и после Маккавеи, до явления самого Христа Спасителя. Не говорим о том уже, что проблески этой веры мелькают в вероучениях и языческих народов: у них эта вера появилась или через преемство от праотцев, или через проникновение в природу и в душу человека: эта вера так близка уму и сердцу! Если отцы замечали, что веры в воскресение мертвых до Христа Спасителя на земле не было, то без всякого сомнения в том смысле, что учение о воскресении мертвых до Христа не было так ясно и точно, как после. Но чтобы просветить нас вполне и утвердить основательно нашу веру в будущее воскресение мертвых, Священное Писание не ограничивается одною лишь проповедью и учением, оно указывает нам на факты, оно дает нам чудные доказательства. Воскрешение сына сарептской вдовы В Священном Писании Ветхого Завета описан случай воскресения пророком Илией сына сарептской вдовы. Некоторое время Илия скрывался среди гор у потока Хорафа, куда в течение многих месяцев ему чудесным образом доставлялась пища. Позднее, когда засуха все продолжалась и поток высох, Бог повелел Своему слуге найти убежище в языческой стране. Эта женщина не была израильтянкой.
Она никогда не пользовалась теми преимуществами и благословениями, которыми располагал избранный народ Божий, но она верила в истинного Бога и руководствовалась в жизни тем, что ей было открыто Господом. И теперь, когда для Илии уже не было убежища в израильской земле, Бог послал его к этой женщине, в доме которой он мог бы найти приют. И подозвал он ее, и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться. И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои». В этом бедном доме свирепствовал голод, и жалкие запасы скудной пищи, казалось, были на исходе. Илия пришел в тот самый день, когда вдова уже была готова прекратить борьбу за жизнь, полную серьезных испытаний веры в то, что живой Бог силен дать ей все необходимое.
Через час те из вас, кто останется в жывых, будут завидовать мёртвым.
По этой версии Христос никуда не улетал, а просто притворился мёртвым, как это умеют делать йоги и "воскреснув" ушел тайно жить в другое место, где и умер в старости. «В это время», то есть в обозначенное семилетие «появляются игры гекатомбы, когда мёртвые встанут из могил». Такое средневековое предсказание с элементами непросвещенной веры в предрассудки, навеянные сочинениями лжеапостолов в противоречие учениям Иисуса Христа. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос».
1 комментарий
- Предыдущие выпуски
- «Христос преобразил смерть в сон» /
- Наша громада під час війни
- Наша громада під час війни
- 1-е послание Коринфянам 15 стих 20
1-е послание Коринфянам 15 стих 20
Вторая причина: Иисус вошел в тело через смерть, открывая, как бы проторяя тот путь, который предназначен для людей, чтобы войти в Вечную жизнь, а именно, через смерть и воскресение: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Бог воскресил женщину из мертвых по молитве простой девушки! |. Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим.
«Христос преобразил смерть в сон»
наш Спаситель Умерший встал! Встань, пробудись, Восстань из мёртвых, И осветит тебя Христос. Во-первых, в этом тексте не говорится о воскресении всех святых, которые умерли до распятия Иисуса Христа. «Как Христос воскрес от мертвых, и смерть Им к тому не обладает, так и когда Он вознесся и воссел в вышних, вся высота находится под стопами Его, всем свидетельствуя, что Он – Бог над всем.