12 февраля 1990 г. в Душанбе был обычным рабочим днем и ничто не предвещало тех тяжких испытаний, которые уготовила судьба его жителям и всему населению Таджикистана в ближайшие часы и дни. 12-14 февраля 1990 года в Душанбе (Таджикистан) прошли массовые беспорядки, приведшие к столкновениям и человеческим жертвам. РИА Новости, 12.02.2020. ***Для продолжения работы нам очень нужна ваша аться на регулярную поддержку канала можно несколькими способами:Ежемесячная подписка: https:/.
Геноцид русских в Таджикистане 90-х. Свидетельства очевидцев и документальная хроника
Массовые беспорядки в Душанбе (1990) — Конфликт в Душанбе — массовые беспорядки, произошедшие в Душанбе в феврале 1990 года, начавшиеся на межнациональной почве. Фактически они стали прелюдией к гражданской войне, начавшейся 2 года спустя. 12 февраля 1990-го года в Душанбе началось политическое противостояние сил правительства и оппозиции, приведшее к гражданской войне. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Тогда по приказу министра обороны СССР Дмитрия Язова в Душанбе были введены войска. они колонизаторы, у. Танки на проспекте Ленина в Душанбе, 4 февраля 1990 года. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости. Акции протеста на улицах Душанбе, 1 февраля 1990 года. Трое суток грабежей, избиений, изнасилований и убийств русскоязычного населения в г. Душанбе, Таджикской ССР, 11-13 февраля 1990 года.
12 февраля 1990 года - погромы в Таджикистане
Беспорядки 1990 года в Душанбе ознаменовали период усиления гражданского неповиновения и межэтнического насилия в столице Таджикской ССР Советского Союза. РИА Новости, 12.02.2020. Массовые беспорядки в Душанбе (1990)Конфликт в Душанбе — массовые беспорядки, произошедшие в Душанбе в феврале 1990 года, начавшиеся на межнациональной почве. Эвакуация армянских семей из Душанбе спецрейсом Душанбе-Ереван, 11 февраля 1990 г. Тридцать лет прошло после февральских погромов в Душанбе, ставших своеобразной прелюдией к началу гражданской войны в Таджикистане – самом кровавом ко. РИА Новости, 12.02.2020. В итоге, февраль 1990 года остался в истории Душанбе как период, когда распределение судебных решений было существенно нарушено, что стало одной из главных причин массового оттока русского населения из города и республики в целом.
Кровавый февраль 1990 года в Душанбе
У гражданской войны в Таджикистане было много причин. Общая истерия по поводу распада Союза наложилась на экономические проблемы республики. Но главную роль сыграли межнациональные противоречия. Важные государственные должности могли занимать только таджики. Наверняка здесь было и внешнее влияние — говорили о программе "Ислам против коммунизма", которая создавалась в аналитических центрах США, Великобритании и исламских стран. В ней описаны болевые точки республик Средней Азии и просчитаны варианты дестабилизации ситуации в регионе. Итак, причин войны было много, а поводом стал простой слух. После землетрясения в Спитаке в Таджикистан привезли армян-беженцев. Говорили о том, что их тысячи, и им вне очереди будут давать квартиры. На самом деле, их было всего 47 человек.
В ответ на это люди стали поджигать уличные ларьки и громить магазинов. Те граждане, которые не хотели участвовать в беспорядках, собирались в отряды самообороны, чтобы обезопасить свои дома от протестующих. В Душанбе можно было наблюдать интересную картину — на улицах и возле подъездов дежурили отряды добровольцев. Огонь на поражение Чтобы взять ситуацию под контроль, по приказу министра обороны СССР Дмитрия Язова в Душанбе была введена вооруженная техника, переброшены около 5 тысяч военнослужащих и введен комендантский час. Военным был дан приказ стрелять на поражение.
Несколько армянских семей, всего 39 человек, из Баку бежали к своим родственникам в Душанбе. Вскоре по городу распространялись провокационные слухи, что 2500—5000 армян, беженцев из Азербайджана , переселены в Душанбе и им распределяются квартиры в новостройках массива «Зеравшан», [1] хотя в это время в столице был острый дефицит жилья. Те несколько семей армян, приехавших в Душанбе, заявив, что не хотят стать причиной бед таджикского народа, покинули республику [4].
Не все бесчинствовали — большинство таджиков и в первую очередь городская интеллигенция нам сочувствовали, но защитить от обезумевшей толпы разъяренных националистов не могли. Впоследствии все, кто мог, сорвались с насиженных мест и подались на историческую родину... Мне очень не хотелось вспоминать то время, но нынешняя ситуация того требует, потому что страшные события в «Крокус Сити Холле» — это, на мой взгляд, продолжение того, что начиналось в нашей стране 34 года назад, во время так называемой горбачевской перестройки. В середине 50-х мои родители приехали в Таджикистан из Калининской области не по своей воле — по распределению. Надо было поднимать культурный уровень и экономику молодой советской республики. Таким образом оказались в Таджикистане многие: русские, украинцы, белорусы, армяне, татары, евреи... Обживались, обзаводились друзьями, семьями. Я вспоминаю детство, проведенное в Душанбе, как счастливейшее время моей жизни! Спокойствие, умиротворение, уверенность в будущем, культурный взаимообмен. Именно взаимообмен, а не как сейчас — обилие культур, которые наглухо изолированы друг от друга. Когда в конце 80-х годов в СССР заговорили о самоопределении республик, мы вместе с нашими советскими друзьями-таджиками только посмеивались: «Бред какой-то! Нам и так хорошо». Честное слово, когда заполыхали более националистические Прибалтика и Закавказье, мы были на 200 процентов уверены, что нас эта чаша минует: нам нечего было делить. Ведь русские никогда не претендовали на первенство в республике, никогда не поднимались по должности выше замдиректора фабрики или больницы — директорские места заведомо принадлежали только представителям титульной нации. И, по большому счету, всех все устраивало, царило взаимоуважение. И не верьте тому, кто скажет, что русские угнетали «бедные» нацменьшинства. Наоборот: нацменьшинствами там были мы. Сколько труда вложили братские советские республики в Таджикистан! Благодаря труду людей разных национальностей был построен с нуля город Нурек с его прекрасным водохранилищем и ГЭС, множество заводов, фабрик, больниц, сам Душанбе стал одной из красивейших столиц Союза. Неплохим было и снабжение. Это в Москве или в какой-нибудь Рязани стояли километровые очереди за колбасой — в Душанбе вплоть до гражданской войны 90-х полки магазинов никогда не пустовали, такой была политика: республики не должны были испытывать сильного дефицита ни в чем. Но мы ошибались в своем прекраснодушии — «оранжевая революция» добралась и до нашего цветущего края. Оказалось, что при правильном применении технологии, придуманной Джином Шарпом, «зажечь» удалось даже мегаспокойный и дружелюбный народ!
Горячий февраль 1990 года в Душанбе
Вечером 12 февраля в городе было объявлено чрезвычайное положение. Протестующим удалось прорваться внутрь здания ЦК и поджечь его. Сотрудники милиции пытались усмирить граждан выстрелами с холостыми патронами. В ответ на это люди стали поджигать уличные ларьки и громить магазинов. Те граждане, которые не хотели участвовать в беспорядках, собирались в отряды самообороны, чтобы обезопасить свои дома от протестующих.
Во время Перестройки Сафиева из убеждённой коммунистки обратилась в пламенную националистку и правоверную мусульманку. На митингах «исламско-демократической» оппозиции поэтесса произносила антирусские речи, сокрушалась о «поруганной северными варварами моей прекрасной темноглазой Родине», называла Великую Отечественную войну «российской мясорубкой куда загнали таджиков», предрекала, что «час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь». На этом фоне весьма примечательной выглядела позиция местного криминального авторитета Сангака Сафарова, заявившего: «Кто тронет хоть одного русского - будет иметь дело со мной!
Ведь что такое был Душанбе в 1990 году? Маленький Париж. Половина населения — таджики, другая половина — русские, евреи, узбеки, татары… На одной свадьбе могли говорить по-таджикски, по-узбекски, по-русски… Это был интернациональный город, и каждый, кто приезжал из кишлака в Душанбе, становился городским жителем… И когда после февраля русскоязычные стали уезжать — а это были лучшие, самые образованные люди, - то их отъезд стал страшным ударом, от которого Душанбе до сих пор не оправился. Сейчас Душанбе — это большой колхоз... Об этих событиях официально стараются умалчивать, дабы не разжечь национальную рознь. Политика современной РФ — интеграция в евразийское пространство, нашей власти нужны еще миллионы мигрантов, пополняющих капитал собственных стран, обостряющих криминогенную ситуацию и увеличивающих наркотрафик. Власть, сидящая на толерантной русской шее, кажется, как всегда забыла спросить русских, нужны ли нам «братские народы»?
Ведь это «братство», к которому шел еще СССР, обернулось геноцидом и погромами русских, которые начались в девяностых и продолжаются до сих пор. Пусть рассказы очевидцев напомнят о «братской» любви и т. Таджикистан «Первый звонок прозвенел в 1989-ом. Я помню, как с пеной у рта на чистом русском языке деятели типа Миррахима Миррахимова, бывшего секретаря парткома в одном из институтов, вмиг перекрасившегося в ультра-националиста, требовали статуса государственного для таджикского языка. И русским, и узбекам, всем другим затыкали рты, угрожали, оскорбляли, не слушали даже своих, таджиков, уже тогда понимавших, что ни к чему хорошему такая горячка не приведет. Зверская расправа над православным священником в Душанбе, поджог храма, бесчинства на кладбищах…» Владимир Кленов, Душанбе. Например, внутритаджикской резне между «вовчиками» и «юрчиками» предшествовали расправы в Душанбе и других городах над русским населением.
В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. Женщин под грохот автоматных очередей и гогот насильников заставляли раздеваться и бегать по кругу на площади железнодорожного вокзала». Рогозин Д. Узбекистан «Мы с папой узнали, что их папу и маму, бабушку и самого младшего братика Алёшу убили в Узбекистане, где они родились и жили. Убили за то, что не хотели «злым» узбекам отдавать свою большую квартиру. Дети хорошо запомнили иззверённые гневом, лоснящиеся жирные лица, кричащие и на них: «За-арэ-эж-жэм на шишлик, рускай свиньня…», «Вон с нашэй зимля.. Свидетельства очевидцев, 1990 г.
Киргизия «Начались одиночные, но регулярные нападения на русских. Не хватало только массовки. Нужна была хорошая искра для хорошего костра. Но и она нашлась.
Это был поразительный опыт самоорганизации мирного гражданского населения — отряды охраняли от погромщиков входы в подъезды, подходы в свой микрорайон, организовывали самодельную сигнализацию. В результате беспорядков было убито 25 человек и 565 ранено.
Другие же утверждают, что как раз КПСС вместе, конечно, с КГБ и организовала всю эту провокацию, чтобы не допустить демократов до выборов, а наоборот — скомпрометировать их, а потом и репрессировать. Третьи и вовсе стараются те события не вспоминать, говоря о них вскользь и напирая на то, что все самое важное было до или после. А между тем рядовые свидетели, которые не являлись активными участниками, а смотрели на все со стороны, больше вспоминают не о каких-то пылких революционерах, а об исламских радикалах и бандитах из преступных группировок. Которые, как это часто случается, стали основным авангардом протестующих «демократических сил». В конце января муллы во всех мечетях Душанбе вдруг в один голос стали рассказывать о том, что руководство республики собралось раздавать квартиры беженцам-армянам. Это взбудоражило народ, а 10 февраля в городе начались армянские погромы, зачинателями которых стали уголовники и члены местных ОПГ. На этом фоне муллы начали призывать к свержению власти и провозглашению исламского государства, призывая народ выйти 11 февраля на площадь перед зданием местного ЦК. Вышедший в тот день к митингующим первый секретарь ЦК Компартии Каххор Махкамов пытался заверить их, что никаким беженцам-армянам квартиры не выдавались, а те из них, кто приехал в Душанбе, поселились у родственников.
Люди А Февраль 1990-го в Таджикистане
В феврале 1990 года в Душанбе произошли массовые беспорядки, вызванные националистическими и религиозными протестами против присутствия армянских беженцев из Азербайджана. ***Для продолжения работы нам очень нужна ваша аться на регулярную поддержку канала можно несколькими способами:Ежемесячная подписка: https:/. Митинг в Душанбе, февраль 1990 года/ © Массовые беспорядки в Душанбе, случившиеся после армянского погрома в Баку, принято считать прелюдией к гражданской войне в Таджикистане, которая по самым скромным подсчетам унесла жизни 80 тысяч человек. В итоге, февраль 1990 года остался в истории Душанбе как период, когда распределение судебных решений было существенно нарушено, что стало одной из главных причин массового оттока русского населения из города и республики в целом. Митинг в Душанбе, февраль 1990 года/ © Массовые беспорядки в Душанбе, случившиеся после армянского погрома в Баку, принято считать прелюдией к гражданской войне в Таджикистане, которая по самым скромным подсчетам унесла жизни 80 тысяч человек.
Кровавый февраль 1990 года в Душанбе
Февральские события 1990 года в Душанбе вызвали ухудшение отношения к некоренному населению и привели к активизации миграционного оттока. Митинг в Душанбе, февраль 1990 года/ © Массовые беспорядки в Душанбе, случившиеся после армянского погрома в Баку, принято считать прелюдией к гражданской войне в Таджикистане, которая по самым скромным подсчетам унесла жизни 80 тысяч человек. В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. РИА Новости, 12.02.2020. Массовые беспорядки в Душанбе (1990)Конфликт в Душанбе — массовые беспорядки, произошедшие в Душанбе в феврале 1990 года, начавшиеся на межнациональной почве. В феврале 1990 года в Душанбе произошли события, которые существенно повлияли на судьбы русских жителей этого города. 7 дней. О последствиях национального конфликта в Таджикистане и другие новости. В феврале 1990 года в Душанбе произошли события, которые существенно повлияли на судьбы русских жителей этого города. 7 дней. О последствиях национального конфликта в Таджикистане и другие новости.
12 февраля 1990 года - погромы в Таджикистане
Махкамова до сих пор считают, что кровь убитых лежит на его совести, так как без его согласия сотрудники правоохранительных органов не стали бы стрелять по безоружным людям. Это мнение не разделяет руководитель Следственной группы по расследованию февральских событий 1990 года, бывший начальник Следственного управления Прокуратуры Таджикской ССР Солиджон Джураев, который утверждает, что приказа расстрела митингующих от Махкамова не поступало. Он говорил, что альфовцы действовали по своему усмотрению. В своем интервью «Азия-Плюс» в 2012 году С. Джураев заявил, что за весь период следствия ни органами МВД, ни КГБ, ни другими оперативниками у митингующих не было изъято ни одной единицы огнестрельного оружия. По утверждению С. Джураева, еще накануне кровавых событий в Душанбе прибыла спецгруппа «Альфа», в составе которой были 50 человек. По словам Саиданвара Камолова, оружие использовали в основном военнослужащие той самой Таманской дивизии, которые были переброшены в Душанбе в феврале 1990 года. Фотографии снайперов были опубликованы на первой полосе газеты «Джавонони Тоджикистон» 16 февраля 1990 года. У бушующей толпы появилось оружие, милиция отбивалась только "черемухой". Бойцы спецназа, прибывшие из Москвы, расстреляли тогда 25 вооруженных погромщиков...
Говорили, что по городу разъезжали какие-то неизвестные люди на машинах «Скорой помощи» и расстреливали прохожих. На самом деле в этих машинах разъезжали сотрудники «Альфа». Это было сделано для того, чтобы наводить страх на горожан. Они были уверены, что таким образом предотвращают резню. Через 8 лет в своём интервью «Как в России уничтожали «чекизм»» это косвенно подтвердил генерал Воротников, первый замначальника Управления «З» КГБ СССР, прибывший в те дни вместе с «Альфой» в неспокойный Душанбе: - …Одной из наших находок было создание маневренных групп микроавтобус с 10 бойцами и рацией. Мы разбили город на районы, и эти группы их патрулировали. Туда, кстати, вошли и добровольцы из местного КГБ состав получился интернациональным. Завидев банду от 40 до 100 человек, группы начинали работать на ее устранение… Полковник Михаил Гончаров, офицер группы «Альфа» спустя многие годы в одном из своих интервью рассказывает, что когда К. По воспоминаниям полковника Гончарова, в те дни они: «приехали на сборище националистов», вышли из автобуса в полной экипировке и с оружием. Толпа разбежалась.
По городу пронесся слух, что из Москвы прибыли какие-то «головорезы». Но в Душанбе свидетели говорили, что сотрудники «Альфы» стреляют на поражение. Утром 15 февраля на партхозактиве столицы К. На этом Пленуме абсолютное большинство делегатов обвинили Народное движение «Растохез» в организации несанкционированного митинга и дестабилизации ситуации в городе Душанбе. На самом деле, на тот момент Народному движению «Растохез» раскачивание лодки было не нужно. Свой митинг это движение собиралось проводить 6 дней спустя.
После землетрясения в Спитаке в Таджикистан привезли армян-беженцев. Говорили о том, что их тысячи, и им вне очереди будут давать квартиры. На самом деле, их было всего 47 человек. Лидеры преступных группировок наводнили город. В город из кишлаков свозили молодеж, вооружали арматурами и бутылками с зажигательной смесью. К середине дня митинг перерос в массовые беспорядки. Штурмовали здания ЦК и Минводхоза, громили магазины. Здесь тоже есть своя странность — совсем не пострадали магазин «Березка» и бар «Восточный». Наверняка действиями толпы управляли заинтересованные люди. Молодежь подогревали водкой и анашой.
Нарыв назревал годами. С конца 1980-х наша Советская Родина трещала по швам и Центральную Азию это тоже коснулось. В 1989 году произошли столкновения между таджикским населением Исфаринского района Таджикистана и киргизским населением Баткенского района Киргизии. Между населением двух советских республик возник территориальный спор. В том же 1989 году произошел территориально-этнический конфликт между таджиками и тюрками-барласами Ганчинского района Таджикистана — не поделили пастбища. Кульминацией межэтнических столкновений стали февральские события 1990 года в Душанбе. Местных возмутили слухи о выделении нескольким тысячам армянских беженцев из Азербайджана квартир в городе. На самом деле из Баку в Душанбе бежали 47 человек и ни о каком предоставлении жилья речи не шло, но… Так работают слухи: если людям не предоставляют информацию, то они верят в то, что рассказывают.
Милиционеры, по свидетельству очевидцев, разбежались по домам, где скидывали форму и переодевались в гражданскую одежду с непременной тюбетейкой, как знаком принадлежности к народу. А военные так же как и в Баку, не вмешивались, а лишь охраняли здание ЦК и несколько правительственных учреждений. Остановился транспорт, люди не вышли на работу, начались перебои с водой и электричеством. И в этом не было ничего странного — на ключевых инженерных должностях работали русские, а они в этот день охраняли свои семьи. Причем, в Душанбе возник феномен, которого не было в аналогичных событиях, прокатившихся по стране. Люди организовывались в отряды самообороны, чтобы охранять от погромщиков свои дома и целые микрорайоны. В них входили таджики, русские, армяне, узбеки. Те, кто до этого веками жил в мире и не потерял человеческое лицо, когда в город пришла беда. Плечом к плечу взрослые мужчины разных национальностей с белыми повязками на рукавах охраняли входы в подъезды, дежурили на улицах, перекрывали въезды в микрорайоны. Такие отряды просуществовали в столице республики 10 дней, даже несмотря на то, что уже вечером 13 февраля в Душанбе ввели войска. Танки на проспекте Ленина в Душанбе 14 февраля 1990 года Позже министр обороны Язов утверждал, что он отправил армию на городские улицы только потому, что первый секретарь ЦК республиканской партии Махкамов убедил его в том, что в городе начались нападения на военнослужащих Советской Армии. Так это или нет, неизвестно. Но у погромщиков не было единой и направляющей силы, да и национальный окрас погромов на следующий день сместился в сторону просто беспорядочного разбоя. Били и крушили витрины магазинов особенно ювелирных , переворачивали машины, хаотично избивали всех подряд. Обуздать эту толпу не составило особого труда, и уже к 14 февраля 1990 года погромы в Душанбе прекратились. Город, зализывая раны, стал возвращаться к нормальной жизни. Но Душанбе уже не был прежним. Как только в городе навели порядок, на товарную станцию за контейнерами хлынуло русское населения города. Начался массовый отток некоренных жителей. Люди за бесценок продавали квартиры в центре, собирали необходимые вещи и бежали из республики на самолетах, поездах и даже в товарных вагонах. А в освободившуюся жилплощадь вселялись те самые «кишлачники» — движущая сила душанбинских погромов.