«Дорога победы» — временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 года и служившая как более. Главная Новоcти Новости культуры Программа «Дороги Победы» подвела итоги 2023 года. В 80-ю годовщину прорыва блокады Ленинграда рассказываем о главной ледовой трассе военных лет с точки зрения научной и инженерной мысли. В спецпроекте вы узнаете, как ученые блокадного Ленинграда досконально изучали физические свойства льда. Искали пути.
Параллельно с «Дорогой жизни»
- Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" | Новости
- Дорога победы — Википедия
- Выставка "Ленинград. Дорога жизни" открылась в Музее Победы - Пресса в образовании
- Комментарии
Непокорённый Ленинград: жизнь и победа
Имя Ленинграда стало символом несгибаемой, суровой стойкости, а "ленинградец" — почётным званием даже для тех, кто родился через десятилетия после снятия блокады. История блокадного Ленинграда. А когда блокада была прорвана, появилась ещё одна дорога, которую неофициально называли «Дорогой победы».
Оборона Ленинграда
Однако его ещё предстояло найти, поскольку на балансе наркомата он не значился, хотя до войны в Ленинграде такой кабель производился и не мог быть весь израсходован. В результате нужное количество действительно было найдено в Ленинградском торговом порту. После этого началась подготовка к прокладке кабеля, которая велась непрерывно днём и ночью. Специалисты завода "Севкабель" спаяли и смонтировали кабель в четыре конца, длиною по 10—11 км. Затем кабель доставили к берегу Ладожского озера, окончательно смонтировали и погрузили на баржу.
Общая длина его составляла свыше 40 километров. При этом авиация противника неоднократно бомбила район погрузки кабеля. Работа по прокладке проходила в крайне тяжёлых условиях: при шторме, доходившем временами до 8—9 баллов, и непрекращающихся налётах авиации противника. Однако несмотря на все трудности связисты, моряки и водолазы успешно выполнили эту важную задачу за восемь часов напряжённейшей работы.
Ещё более героической и сложной была прокладка по дну озера трубопровода для нефтепродуктов — первого, кстати, в мире подводного трубопровода. Строительство, которое началось 5 мая и было закончено уже 16 июня — то есть на семь дней раньше отведённого правительством срока, — велось в непосредственной близости от линии фронта 2—2,5 км , под непрерывным огнём противника. Стальной трубопровод длиной 29 километров в том числе — 21 километр под водой проходил на глубине до 13 м. Для его сооружения были привлечены водолазы Экспедиции подводных работ особого назначения ЭПРОН , которые стыковали секции труб прямо на дне.
С первых дней блокады она была в составе ЭПРОН, в годы войны им пришлось восстанавливать в блокированном городе повреждённые бомбёжками подводные силовые кабели, строить причалы на Дороге жизни, поднимать ушедшие под лёд грузовики, баржи с продовольствием, цистерны с горючим. Кстати, именно Нине Соколовой принадлежала сама идея прокладки трубопровода. Во время командировки в Москву она оказалась в одном самолёте с начальником восстановительных работ Ленинградского фронта Иваном Зубковым. И буквально на коленке нарисовала всю схему его прокладки.
Летом того же 1942 года примерно по тому же маршруту удалось протянуть и пять нитей высоковольтных кабелей от частично восстановленной Волховской ГЭС. Первый ток первая нитка дала 24 сентября. В Ленинграде снова осень. Снова сентябрь — сентябрь сорок второго года.
Как и в прошлом году — Ленинград наш, советский, русский город, не взятый, не покорённый, не умерщвлённый Гитлером... Новая сила родилась в нас в жестокие дни зимы, в трудные месяцы весны и лета. И эта новая сила питается болью за Россию... Имя Ленинграда стало символом несгибаемой, суровой стойкости, а "ленинградец" — почётным званием даже для тех, кто родился через десятилетия после снятия блокады.
Ленинград не просто существовал, не просто выживал — он несмотря на голод, холод и смерть жил полноценной жизнью, что само по себе уже наполняло сердца врагов ужасом. Говорит Ленинград, говорит город Ленина!.. В течение года сигнал из полностью блокированного Ленинграда доходил до сражающейся страны исключительно с помощью ретрансляции через Москву. Однако уже через год, осенью 1942-го, гражданские связисты города-героя смогли обеспечить самостоятельную трансляцию вещания на весь СССР и близлежащие европейские страны.
Но Ленинград не просто жил — он ещё и помогал стране. В 1941 году, когда ситуация под Москвой накалилась до предела, танки КВ-1, выпущенные Кировским заводом, предназначавшиеся Волховскому фронту и уже переправленные через Ладогу, были перенаправлены под Москву. И ещё один простой пример — в осаждённом Ленинграде на заводе им. Кулакова производились сложные механические узлы для устройств засекречивающей аппаратуры связи.
Затем самолётами эти узлы переправлялись в Уфу, где на эвакуированном из Ленинграда же заводе эти узлы встраивались в ЗАС и поставлялись в войска, обеспечивая секретность переговоров командиров разных уровней. Но всего этого не было бы без дороги, проложенной по поверхности озера-моря, и ниточек инфраструктуры по его дну — без Дороги жизни. А её самой не было бы без героических усилий воинов Волховского фронта. Именно они своими потом и кровью сдерживали рвавшиеся на юг, за Свирь, финские войска на северном фланге и стремившиеся навстречу финнам, чтобы замкнуть "второе кольцо блокады", немецкие группы армий "Север", на южном.
Своё значение Дорога жизни потеряла лишь в 1943 году после прорыва блокады. Узкая, болотистая полоска земли на южном берегу Ладоги дала возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше — уже 18 января ГКО примет решение о строительстве здесь железной дороги — Дороги победы, как назовут её потом. Именно она заменит собой Дорогу жизни. Кстати, именно там, в болотах южного берега Ладоги советские войска впервые столкнулись с немецкими тяжёлыми танками "Тигр", которые будут массово применены очень скоро — в ходе Курской битвы.
Именно захваченный "Тигр", обстрелянный затем на полигоне под Кубинкой, подтолкнул руководство СССР к созданию тяжёлых ИСов и модернизированных "тридцатьчетвёрок" с новой башней и 85-миллиметровым орудием. Именно эти танки вспарывали оборону и немцев, и финнов, и венгров, и румын в 44—45 гг.
Спасали не только машины, но и груз: муку везли на ленинградские пивоваренные заводы, там высушивали и затем использовали для выпечки хлеба. Дело осложнялось и тем, что старая железная дорога между Осиновцом и Ленинградом не была готова к приему интенсивных грузопотоков: до войны она пропускала не больше одного поезда в день, а теперь по шесть-семь крупных составов. В январе 1942 года по Дороге жизни активно шла эвакуация.
Для перевозки людей использовались пассажирские автобусы — их было более сотни. Танки без башен За две блокадные зимы по ледовой дороге было перевезено более 1 млн тонн грузов и эвакуировано около 1,5 млн человек. Инфраструктуру обслуживали профессиональные рабочие — грузчики на складах, три авторемонтных завода: слесари, токари, кузнецы, наконец, среди шоферов были не только военные, но и шоферы с гражданских предприятий. Ротация была большой". Техническое состояние машин в течение почти всего первого периода работы трассы было крайне низким.
К марту 1942 года с Ладоги отбуксировали 1577 поврежденных автомобилей. Не хватало горючего, инструментов, запчастей и ремонтных средств. Очень быстрыми темпами строились порты на берегу. Строился огромный причальный фронт, подводились новые пути — и это все делалось буквально на "мшистых, топких" берегах. Уже к концу навигации 1942 года здесь было два огромных озерных порта, которые разделяли 30—35 км.
Был построен причальный фронт длиной более 8 км. Одновременно к этим причалам могли швартоваться до 80 судов — и все это было создано с нуля, чтобы спасти город и помочь Ленинградскому фронту выстоять".
Грузы старались перевозить под прикрытием бронепоездов.
И вот в этот налет, когда мы сбили три вражеских самолета, участвовали в налете более 37 бомбардировщиков и девять истребителей. И при этом сброшено было 200 бомб только на этот наш бронепоезд». Составы пускали ночью, один за другим.
Избежать столкновений помогали сигнальные посты, оборудованные красно-зелеными В музее «Дорога Победы» можно увидеть, как выглядели те землянки, которые с интервалом в два-три километра были устроены на протяжении всей трассы. В подобных укрытиях девушки-дежурные , работавшие живыми светофорами могли передохнуть и погреться, и наконец выпустить из рук фонари с красными и зелеными стеклами. Правда, когда движение было по-настоящему отлажено, такие перерывы случались совсем не часто.
За одну ночь только в одну сторону удавалось провести до 25 поездов. А за год с небольшим этим путем прошло шесть тысяч составов. Для современников шлиссельбургская трасса была «коридором смерти» и символом Победы.
Для нас сегодняшних важней сохранить о ней память как о Дороге бессмертия.
Для детей младшего школьного возраста. Николая Богданова "Бессмертный горнист". Небольшой рассказ вместил в себя огромную трагедию блокады Ленинграда и одновременно невероятную силу человеческого духа.
Глазами мальчика, переживающего первые месяцы войны в ледяном городе, читатель видит не только ужасы войны, но и надежду, твёрдую веру в победу и сплочённость горожан, поддерживающих друг друга. Центральная библиотека продолжает цикл публикаций к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года и представляет вашему вниманию видео рассказ "Блокадный хлеб" о тяжелых испытаниях, выпавших на долю города-героя. В качестве музыкального фона вы услышите фрагмент знаменитой Ленинградской симфонии Д. Шостаковича и звук ленинградского метронома.
Ребята узнали историю появления жетона «Блокадная ласточка». О том, как фашисты весной 1942 года объявили, что в осажденный город даже птица не пролетит, многие ленинградцы стали носить на груди жестяную ласточку с письмом в клюве. Жетон назывался "Жду письма" и символизировал ожидание весточки от близкого человека, воевавшего на фронте или уехавшего в эвакуацию, веру в то, что он жив. С 18 января по 27 января 2024 года включительно проводится акция "Блокадная ласточка".
Ребята делали аппликацию ласточки с письмом в клюве.
Мемориал «Разорванное кольцо блокады»
день победы. блокада ленинграда (1941-1944). великая отечественная война (1941-1945). фотография. история ссср. новости беларуси. Главная» Новости» Поезд победы спб 2024. «Дорога победы» — временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 года и служившая как более. В блокадном Ленинграде осенью 1941 г. работало 103 школы. Главная» Новости» Поезд победы спб 2024.
Неизвестная блокада
- Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
- Мемориал «Разорванное кольцо блокады»
- ДОРОГА ПОБЕДЫ.
- Как прокладывали Дорогу Победы
- Другие новости раздела
- Выставка "Ленинград. Дорога жизни" открылась в Музее Победы - Пресса в образовании
Как Дорога победы спасла ленинградцев
Таков путь: как «Дорога жизни» помогла выстоять блокадному Ленинграду | Дорога жизни к блокадному Ленинграду ©GlobalLookPress. |
Из-за чего на одном ж/д маршруте погибал каждый третий машинист поезда: «Дорога Победы» | В интерактивной форме рассказать о событиях блокады Ленинграда поможет наш исторический квест «Блокадный Ленинград». |
Дорога Победы как символ подвига // Новости НТВ | Прибытие первого поезда в блокадный Ленинград стало точкой отсчёта в битве за полное освобождение города. |
Как «Коридор смерти» спас блокадный Ленинград от голода | Дорога жизни блокадного Ленинграда. |
Таков путь: как «Дорога жизни» помогла выстоять блокадному Ленинграду
«Дороге жизни» исполнилось 80 лет. Эта легендарная трасса, проложенная в годы войны по льду Ладожского озера стала той нитью, которая в суровую зиму 1941-194. Снабжение Ленинграда в годы блокады до сих пор исследуют историки по всему миру. Как отмечают историки, Дорога Победы сыграла важную роль в срыве планов гитлеровского командования по уничтожению Ленинграда. История блокадного Ленинграда. «Дорога победы» — временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 и служившая как более эффективная замена «Дороги жизни» для доставки грузов в блокированный Ленинград. Сегодня я хочу рассказать о Дороге жизни, которая в годы войны связывала блокадный Ленинград с большой землей.
Выставка «Стальной путь блокадного Ленинграда» в ЦМЖТ РФ
В 80-ю годовщину прорыва блокады Ленинграда рассказываем о главной ледовой трассе военных лет с точки зрения научной и инженерной мысли. В спецпроекте вы узнаете, как ученые блокадного Ленинграда досконально изучали физические свойства льда. Искали пути. К 80-летию открытия легендарной Дороги Победы». Проект, посвященный 80-летию легендарной Дороги Победы, выполнен при поддержке Фонда «История Отечества». Дорога жизни к блокадному Ленинграду ©GlobalLookPress.
Петербуржцам показали поезда, следовавшие по Дороге жизни в блокадном Ленинграде
Дорога должна была соединить Волховстроевскую линию Кировской железной дороги с Ириновской линией в районе Шлиссельбурга. В работе участвовало свыше 5 000 человек, основу составляли ленинградские метростроевцы. Метро до войны построить не успели, и теперь им пришлось решать совсем другие задачи. Подавляющее большинство строителей были женщинами. Сооружать дорожное полотно пришлось в месте, где в обычной ситуации никому бы в голову не пришло даже тропинку протаптывать. Под снежным покровом находились торфяные болота, которые не замерзали даже в лютый мороз. Нужен был грунт, а его не было, нужно было дерево, а его неоткуда было взять: в Ленинграде дерево было дороже золота. Часть перешейка была плотно заминирована; кроме того, на земле лежало немало неразорвавшихся бомб и снарядов.
Пока строили дорогу, сапёры обезвредили 1 338 советских мин и 393 немецких, 7 неразорвавшихся авиабомб и 52 артиллерийских снаряда. А ещё дорогу строили на виду у немцев: на некоторых участках до передовой было не более 4 км. Сколько человек погибло от снарядов, замёрзло или утонуло, нигде не сказано. В фантастические сроки — за семнадцать дней — было построено 33 км дороги и три моста, включая мост через Неву длиной 1 300 м. Всё сооружалось с отступлениями от обычных технических регламентов.
Это издание включает в себя много новых, уникальных фотодокументов как из музейных запасников, так и из архива издательства. В книге воспроизведены карты боев за блокадный Ленинград. Всем, кому дорога история Родины. Для детей младшего школьного возраста.
Николая Богданова "Бессмертный горнист". Небольшой рассказ вместил в себя огромную трагедию блокады Ленинграда и одновременно невероятную силу человеческого духа. Глазами мальчика, переживающего первые месяцы войны в ледяном городе, читатель видит не только ужасы войны, но и надежду, твёрдую веру в победу и сплочённость горожан, поддерживающих друг друга. Центральная библиотека продолжает цикл публикаций к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года и представляет вашему вниманию видео рассказ "Блокадный хлеб" о тяжелых испытаниях, выпавших на долю города-героя. В качестве музыкального фона вы услышите фрагмент знаменитой Ленинградской симфонии Д. Шостаковича и звук ленинградского метронома. Ребята узнали историю появления жетона «Блокадная ласточка». О том, как фашисты весной 1942 года объявили, что в осажденный город даже птица не пролетит, многие ленинградцы стали носить на груди жестяную ласточку с письмом в клюве.
В музее Кобоны, например, практически никогда не бывает людно. Эта небольшая деревушка стоит на самом берегу Ладожского озера, через нее проходят некогда судоходные Староладожский и Новоладожский каналы. Во время блокады Ленинграда Кобона стала одним из основных остановочных пунктов Дороги жизни. Через деревню и порт прошло более миллиона эвакуируемых ленинградцев и сотни тысяч тонн грузов для блокадного города. В 1980 году в здании деревенской школы открыли музей, который 30 лет принимал редких посетителей, но в 2010-м школу подожгли. К счастью, часть экспонатов удалось спасти. И на их основе создали новую экспозицию, открывшуюся в восстановленном здании в 2015 году. Согласно архивным документам, каменную Никольскую церковь в Кобоне построили в 1817—1821 годах. В храме устроили два боковых придела Святых апостолов Петра и Павла и Великомученицы Параскевы Пятницы, упраздненные в 1861 году, когда церковь перестраивалась по проекту архитектора Щурупова. В 1938-м храм закрыли. А в годы войны о добротной постройке старых мастеров вспомнили и устроили в ней эвакуационный пункт. В качестве эвакопункта храм выбрали неслучайно. Во-первых, это было каменное теплое и вместительное здание. В церковном зале стояли многоярусные деревянные нары. И — оглушающая тишина. У прибывших сюда не оставалось сил даже на стоны. Не знаем, учитывалась ли советским руководством «намоленность» и святость места, выбранного под эвакопункт, но почему-то хочется верить, что да. Во-вторых, здание не атаковал противник, высокий храм с колоколенкой был нужен фашистам в качестве ориентира для авиации. Нужен храм-маяк был и советским кораблям и полуторкам. Он помогал подойти с озера точно в порт. Как рассказали местные жители, на шпиле колокольни еще в позапрошлом столетии установили крест со стеклянными пластинами с фацетами — скосами на лицевой поверхности. Крест стоял на стеклянном шаре, и когда солнечный свет попадал на него, начинал переливаться и подавал «солнечных зайчиков». А ночью на окно под шпилем ставили зажженные лампады. Такова традиция. Никола Чудотворец, покровитель всех путешествующих, слыл самым почитаемым в этих местах святым, особенно у моряков и рыбаков. Те, уходя на путину в Ладогу, знали — если совсем худо придется, одна надежда останется — на Николу. Выведет к берегу. И в годы войны об этом не забыли. Крест пережил суровую годину и сохранялся до середины 1990-х годов. Но время его, увы, не пощадило.
Однако объем перевозок был ограничен, необходима была дорога на суше. Возможность построить ее появилась в январе 1943 года, когда блокада Ленинграда была прорвана. Войска Волховского и Ленинградского фронтов во время операции «Искра» перешли в наступление с востока и запада и 18 января объединились на левом берегу Невы. К тому моменту в Ленинграде находилось 800 тысяч человек мирного населения. В тот же день было принято решение о строительстве более эффективной замены Дороге жизни. Государственный комитет обороны приказал строить в образовавшемся узком участке суши железную дорогу. Решение было очень рискованным: ширина «коридора» была небольшой, противник мог его легко обстреливать - немецкие позиции находились всего в пяти или шести километрах. Плюс ко всему, идти железная дорога должна была через болото, лес, а кое-где через Неву. При этом на строительство выделили не больше 20 дней. Кстати, перед войной он руководил строительством метро в Ленинграде. На одном из участков нужен был низководный мост длиной километр 300 метров. Чтобы понять, как соорудить переправу, рабочие подняли городские архивы по реке, а также документы Балтийского пароходства. В итоге выбрали участок, где глубина воды была не больше 6 метров, а скорость течения — 2 метра в секунду. Из-за быстрого течения мост решили сделать дугообразным для большей устойчивости. Он имел длину 1300 метров.
Новости СПбГУ: Выставка «Стальной путь блокадного Ленинграда»
Дорога жизни блокадного Ленинграда. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. день победы. блокада ленинграда (1941-1944). великая отечественная война (1941-1945). фотография. история ссср. новости беларуси. К 80-летию открытия легендарной Дороги Победы».
Когда было принято решение о строительстве ж/д дороги «Победы»
- В блокадном Ленинграде открыта Дорога победы
- «Коридор смерти», давший жизнь: железную дорогу из блокадного Ленинграда построили за 17 дней
- Россияне узнают о подвиге железнодорожников блокадного Ленинграда
- Как «коридор смерти» стал Дорогой Победы
- Непокорённый Ленинград: жизнь и победа
- Выставка «Стальной путь блокадного Ленинграда» в ЦМЖТ РФ
В блокадном Ленинграде открыта Дорога победы
Тем не менее, тем рейсом удалось перевезти 33. Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по «Дороге жизни» за весь период ее действия, составило свыше 1615 тысяч тонн - продовольствие я боеприпасов. Из осажденного города были эвакуировано эвакуированы 1 миллион 376 тысяч человек. Этот комплекс мемориальных сооружений создан на рубежах битвы за Ленинград во время Великой Отечественной войны и периода блокады города. Инициатором создания этого комплекса был поэт Михаил Дудин. Наверное, нет другого памятника, который протянулся бы на двести километров. Обелиски, стелы, мемориальные сады и рощи Зеленого пояса Славы установлены и высажены в честь тех, кто боролся за жизнь города. Памятники Зеленого пояса Славы увековечили героизм защитников Пулковских высот и стойкость солдат, не пустивших врага на правый берег Невы у Ивановских порогов, мужество тех, кто сражался на Невской Дубровке и остановил врага у западных кварталов города. Их десятки, скромных и величественных монументов в память прославленных и безымянных героев, сынов и дочерей нашей Родины. Большое кольцо проходит от Урицка, Пулковских высот, Колпино, Кировска, западного берега Ладожского озера, Васкелова, Лемболова, Белоострова и далее вдоль северного побережья Финского залива до Санкт-Петербурга.
Малое блокадное кольцо включает южный берег Финского залива от Петергофа через Ломоносов, Большую Ижору до деревни Корнево и далее через Порожки к Петергофу.
Но в Синдоре установлен памятный знак, возле которого в дни прорыва и снятия блокады Ленинграда собираются жители посёлка. Шлиссельбургская трасса не только строилась, но и эксплуатировалась в невероятно тяжёлых условиях. На первых порах никакой автоматики не было. Вдоль трассы стояли девушки со светильниками в руках.
Светильники были с двумя стёклами — зелёным и красным. Дорогу обстреливали, но девушки не могли покинуть свой пост даже под шквальным огнём. Кочегарам тоже приходилось нелегко: они забрасывали поленья в топку так, чтобы, с одной стороны, хватало мощности паровозу, а с другой — чтобы не летели искры из трубы. Ведь это мог увидеть неприятель, и тогда начиналась бомбёжка. В начале и середине февраля 1943 года число пропущенных составов росло, но недостаточно высокими темпами.
И тогда начальник Октябрьской железной дороги Борис Саламбеков решает применить так называемый караванный способ пропуска поездов: в одну ночь эшелоны следовали в Ленинград, в другую — из Ленинграда. Чтобы избежать столкновений, в последние вагоны садились железнодорожники с керосиновыми лампами в руках. Тусклый свет был ориентиром для машиниста следом идущего поезда. Число пропущенных составов резко увеличилось. И после начала движение поездов на Шлиссельбургской трассе продолжались работы.
В частности, к средине марта 1943 года был построен уже высоководный мост. О значимости Дороги Победы свидетельствуют такие факты: с февраля по декабрь 1943 года в Ленинград было пропущено 3105 поездов, а из Ленинграда — 3 076. Это позволило доставить в город 4,44 миллиона тонн различных грузов, в том числе 630 000 тонн продовольствия.
Обоз благополучно достиг Кобоны, где на сани было погружено 63 тонны муки.
Порчунова, которая 24 ноября была уже в Ленинграде. Правда груз колонны был меньше, чем перевезли гужевым транспортом - всего 33 тонны. Опасались, что перегруженные машины провалятся под лёд, поэтому с полуторок сняли всё «лишнее», включая кабины, и это в тридцатиградусный мороз при пронизывающем ветре. Но вскоре нагрузку удалось увеличить, причём весьма оригинальным способом - к полуторке прицепляли обычные сани.
А когда лёд окреп стали прицеплять ещё и обычные автомобильные прицепы. В первую блокадную зиму ледовая дорога проработала 152 дня - до 24 апреля и стала спасительницей Ленинграда. В блокадный город было доставлено свыше 360 тыс. Для защиты города по «Дороге жизни» были переправлены с полным вооружением 11-я, 80-я, 115-я, 117-я, 198-я и 265-я стрелковые дивизии, 124-я танковая бригада.
Одновременно из Ленинграда были эвакуированы 539 400 человек, около 3700 вагонов промышленного оборудования, культурных ценностей и другого имущества. Но самое главное, что благодаря перевозкам по Ладоге с 25 декабря в Ленинграде были увеличены нормы выдачи хлеба: рабочим и инженерно-техническим работникам на 100 граммов, а служащим, иждивенцам и детям - на 75 граммов. Весной 1942-го, с началом второй навигации, доставка грузов в Ленинград продолжилась силами Ладожской военной флотилии. За это время было перевезено в обоих направлениях свыше миллиона тонн различных грузов.
Из города было эвакуировано около 540 тыс. Ледовая трасса снова начала действовать с 19 декабря 1942 года, за 101 день, по 30 марта 1943 года, было перевезено более 200 тыс. За весь период действия «Дороги жизни» в Ленинград было перевезено свыше 1 млн 615 тыс. За это же время из города эвакуировали около 1 млн 376 тыс.
Каждый день по дороге в оба конца перевозилось примерно 6 тыс. Но, кроме «Дороги жизни», Ленинград с Большой землёй связывала ещё одна важная магистраль. По решению ГКО от 25 апреля 1942 года для подачи в Ленинград нефтепродуктов в рекордные сроки через Ладожское озеро был проложен трубопровод длиной 35 км, из них 27 км под водой. Одновременно проложили и кабель, по которому в город поступала электроэнергия с частично восстановленной Волховской ГЭС.
Работа водителей на ледовой трассе, как и экипажей судов, была исключительно опасной. Немецко-фашистское командование прилагало большие усилия, чтобы парализовать поставки. Более того, предпринимались попытки минирования магистрали и высадки десантов. Однако попытки прервать работу «Дороги жизни» не увенчались успехом.
Для ускорения производства, дорогу строили по облегченным условиям с кривыми малого радиуса и крутыми подъемами, а вместо шпал порой использовали обычные бревна. Железнодорожная линия Шлиссельбург - Поляны, построенная всего за 17 суток, была сдана в строй 5 февраля 1943 года. Ее длина составляла 33 километра, на ней находилось 3 моста - через Неву, Назию и Черную, и 3 разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения.
Вначале направление поездов на трассе чередовалось, и удавалось пропускать лишь две - три пары поездов в сутки. Для увеличения количества поездов был применен караванный способ: в одну ночь все поезда шли в Ленинград, в следующую - в обратную сторону. Интервал между поездами был сокращен, за ночь в одну сторону удавалось пропускать 16-25 составов.
Рейсы по этой трассе в условиях постоянных обстрелов были очень опасными, путь называли «коридором смерти».