Новости что такое уезд в истории

Что такое конституция в истории России: объясняет федералист XIX века Афанасий Щапов. История | Уезды простыми словами для чайниковУезды были территориальными единицами в Русском государстве XVI века. Таким образом, уезды и волости в русской истории и административном устройстве имели как свои сходства, так и различия. Административно-территориальная единица в РумынииУезд.

Уезды России

В настоящее время уезды есть в современных Литве, Эстонии, Тайване, Китае, Корее, КНДР и Японии. Уезд в истории 7 класс помогает осознать, как менялась организация государства в разные эпохи. это действительно "уезды" (от слова "уехать" в китайском языке) или просто у нас так перевели?

Что такое уезд в истории 7 класс

Что такое уезд история? Укрепление песков в Старобельском уезде. хивных документов показывается история укрепления подвижных песков Старобельского уезда Харьковской губернии в конце XIX–начале XX веков. Изначально уезд представлял собой совокупность волостей, низшего административного звена в территориальном делении России. это действительно "уезды" (от слова "уехать" в китайском языке) или просто у нас так перевели? Со временем уезд превратился в низшую единицу административной, судебной и экономической отраслей государственного регулирования. Уезд – это административно-территориальная единица в истории, которая использовалась во многих государствах в разные исторические периоды.

Роль уезда в истории России: определение и функции

Уезды делились на волости, которые представляли собой сельскую территорию, а также на города и поселения. Волости занимались сельским хозяйством и имели своих самоуправляющих органов. Уездный город был центром управления, а также имел свои особенности, такие как развитая торговля и ремесла. Следует отметить, что система уездов в истории 7 класс постепенно утрачивала свою актуальность с развитием государства и изменением административно-территориального устройства. Однако, уезд оставил свой след в истории и несомненно играл важную роль в развитии регионов и формировании исторической памяти. Важность изучения уезда в истории 7 класс Изучение уезда в истории 7 класс имеет большое значение исключительно в контексте страноведения и понимания географического разделения территории.

Уезды, как административно-территориальные единицы, были распространены в прошлом и имеют свою значимость в понимании организации общества на территории России. История уездов может помочь обучающимся понять исторические причины и последствия формирования таких административных единиц, их роль и значение в общественно-политическом развитии страны. Изучение уезда позволяет ученикам ознакомиться с историческим и географическим контекстом формирования государства в России. Узнавая историю уездов, школьники осознают, каким образом территория стала единым государством и какой роль в этом играли различные административные единицы.

Управлялся княжескими наместниками кормленщиками , с нач. XVII в. С нач.

XVIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру.

Итак, помещик мог забрать у крестьян всё, он мог даже определить их себе дворовыми, а всю их землю взять себе под распашку, продать другому помещику и так далее. Но если он так не делал, если он не вмешивался в жизнь крестьян, то крестьянский мирской сход сам принимал решения о своих проблемах: кому какая земля принадлежит или какие земли находятся в общем владении в основном, это были земли для выпаса скота, часто лес и какие-то охотничьи угодья, важные для крестьян. Крестьянский сход, кстати, имел право решать и даже малозначительные с точки зрения богатых людей преступления. Кража в размере до пяти серебряных рублей, а это сумма для крестьян немалая, решалась на местном уровне определённым образом самими крестьянами. Наказаниями, которые они предлагали за такое преступление, были и возвращение украденного, и пеня до полутора рублей, и даже наказание розгами до двадцати розог , и принудительные общественные работы.

То есть крестьянская община повсюду сама управляла собой и сама выбирала своё руководство. Но у государственных крестьян эти права было намного легче осуществить, потому что государство во внутреннюю жизнь крестьянской общины вмешивалась сравнительно мало, хотя постепенно начало вмешиваться всё больше и больше [См. XIX века. Сходка, гравюра В. Рыбинского, 1859 в. Традиционный крестьянский мир имел двухуровневое самоуправление. Первый уровень — это селения.

Здесь был так называемый сельский выборный староста селения. Его не назначал помещик или чиновник, его выбирал народ. И был десятский — представитель от каждых десяти дворов. Как правило, от каждых десяти дворов выбирались два человека. Эти выбранные составляли сельский сход в больших деревнях, а в маленьких деревнях сход составляло всё мужское население. Только сельского писаря, как правило, назначали из Министерства, потому что грамотных в деревнях почти не было, а всё делопроизводство селений должно было фиксироваться на бумаге. Поэтому сельский писарь был либо присланный мелкий чиновник, либо какой-то образованный местный человек, к примеру, сын дьякона, не принявший сан.

Второй уровень — это волостное правление. Как вы помните, низшей административной единицей была волость. Сельские земли губернии делились на волости, волости составляли уезд, уезды составляли губернию. Волостное правление в составе волостного головы, старосты селений тоже выбиралось. А волостной писарь назначался Министерством. Проблема передела земли Самым главным вопросом любой общины был вопрос о земле. И сейчас мы с вами должны коснуться больной темы — темы так называемой передельной общины.

Славянофилы, народные социалисты энесы развили целую мифологию, утверждавшую, что русский крестьянин и поэтому русский человек вообще — это социалист по натуре; он не знает принципов частной собственности на землю, считает землю «Божьей» и перераспределяет её исходя из нужд людей. Скажем, если в семье много едоков, то сельская община даёт этой семье больше земли, а если в семье становится меньше едоков дети женятся и отделяются от семьи, кто-то умирает , тогда община у них забирает часть земли и отдаёт тем, у кого есть в ней потребность. Но с землёй всё было не так просто. В деревне вся земля имеет некое предназначение. Во-первых, пахотная земля всегда делилась на три участка: яровой участок, озимый участок и пар. Это было необходимо для осуществления трёхлетнего севооборота. Каждый третий год земля должна была отдыхать.

Весной её засевали под яровые сорта, которые вырастают к осени, потом — под озимые, которые сеют под снег и которые вырастают весной и намного быстрее созревают, а после этого, летом, земля отдыхала и использовалась для выпаса скота. Каждая крестьянская семья, каждый крестьянский надел должен был иметь три куска земли, чтобы осуществлять трёхлетний севооборот, так как другого землепользования русская деревня традиционно не использовала. А во-вторых, земли были разные, и по плодородию, и по удалённости от усадьбы крестьянина. На пашне. Весна, А. Венецианов, 1-я пол. Третьяковская галерея, Москва И всё это должно было быть распределено поровну.

Но сейчас учёные совершенно точно доказали, что это был фискальный социализм, что это было сделано государством и помещиками для того, чтобы получать максимальный налог с души. Поскольку подать была подушная, важно было, чтобы каждая душа имела достаточно земли, чтобы выплатить эту подать. И поэтому нельзя было позволять, чтобы у какого-то количества крестьян не было земли или было очень мало земли. Между тем, ситуация, когда у крестьянина много земли, тоже была нежелательна, ведь, имея много земли и работая на ней, он становился богатым, тогда как платил ровно столько же, сколько должен платить и бедный, так как размер подушной подати был фиксированным. Бедный же не мог на своём клочке земли собрать деньги, необходимые для выплаты. Подати платили и частновладельческие крестьяне и за это был ответственен помещик , и государственные крестьяне. И государству было важно, чтобы количество и качество земли было примерно равным.

Альтернативой этому, как я уже говорил, мог быть поземельный налог, при котором — у кого больше земли, тот платит больше налога, у кого нет земли, тот налог не платит. Но, как вы помните, земля в то время плохо учитывалась. Чем же была так плоха передельная община? Главный её минус заключался в том, что земля для крестьянина не была своей, он не вкладывал в неё своих сил и, как говорили, не унавоживал то есть не удобрял её. Зачем было стараться и ломаться, если будет новый передел, и землю плодородную и улучшенную трудом, у рачительного крестьянина отберут и отдадут каким-нибудь бездельникам, пьяницам, которые свою землю или всю раздали за водку, или вообще не обрабатывают? В таких условиях крестьянин терял интерес к улучшению земли. Это все понимали.

Но, с другой стороны, было понятно ещё и то, что, если ликвидировать подушную подать и перестать переделять землю, то образуется огромный слой крестьянского пролетариата, то есть тех самых пресловутых бедняков, а этого правительство боялось и не хотело. Поэтому с вопросом о переходе с подушной на поземельную подать медлили, хотя методы учета земли и существенно улучшились к XIX веку. Это была одна из русских проблем, с которой окончательно покончили только перед революцией в столыпинскую реформу, но это уже другой разговор. Соответственно, главной проблемой любой деревни, ее самоуправления, был передел земли. Кому какую землю дать, где и сколько — на этот счёт всегда шли большие споры. Богатые крестьяне использовали сельскую общину, чтобы не отдавать свою землю под тем или иным предлогом, и для этого сами часто старались не быть во главе деревень, чтобы не светиться администрации, а выставлять своих наймитов, услуги которых оплачивали водкой и деньгами. Как говорил один из наблюдателей: «Из кабака изливаются самые убедительные доказательства».

Киселёва… С. Множество злоупотреблений было и со стороны писарей. Крестьяне не умели читать, и писарь одному приписывал, а у другого отписывал землю за взятки. Это тоже была большая беда. Существовала и проблема наделения крестьян землёй. В многоземельных губерниях, то есть в губерниях, где было много земли, на ревизскую душу полагалось 15 десятин, а в малоземельных — 8 десятин. Я напомню, что десятина — это 1,09 гектара.

Для простоты будем считать, что 15 десятин или 8 десятин — это 15 гектаров или 8 гектаров, то есть на самом деле не так мало. В Европе такие наделы крестьянам и не снились. Но именно из-за того, что это было передельное землепользование, земля оставалась неподготовленной, неунавоженной, а потому — малоплодородной. Использовались архаичные формы обработки земли, даже плуг применяли редко, в основном использовалась соха. Это всё было следствием незаинтересованности, бедности и невежества. Итак, нормы составляли 15 и 8 десятин, но в действительности по ревизии 1833 года только в тринадцати губерниях наделы превышали 5 десятин удобной земли на ревизскую душу, а в тридцати губерниях было менее 5 десятин на ревизскую душу. Государство выступало за земельные переделы и за то, чтобы делить землю поровну, а богатые крестьяне выступали против этих переделов.

Деревенская беднота была единодушна с правительством. В ту самую Уложенную комиссию 1767-1768 годов государственные крестьяне посылали наказы, содержащие их пожелания насчёт земли. И все эти наказы — о сохранении семейного права наследственной собственности на землю. Зажиточные крестьяне считали, что земля должна не переделяться. Крестьяне Важской волости пишут, что они «прилагают неусыпные свои труды для распространения хлебопашества путем расчистки пашни и сенных покосов вновь из лесов и болотных мест… а тунеядцы всегда обращаются в лености и мотовствах, и оттого участки свои размотали и запустили, и пришли в скудность и к платежу податей в не состояние и просят, чтоб им те унавоженные земли которые богатые крестьяне унавозили — А. Наказ 127. Сенатский указ 1800 года гласил: «Соблюсти по крайней возможности такое правило, чтобы всякий из поселян казенных, будучи одинаковою повинностью обязан как мы говорили, все платили одинаковую повинность — А.

Зажиточные крестьяне Вологодской губернии жаловались в 1803 году, что их начальство сажает на цепь, понуждая к отдаче своих земель в передел. Это выдумка славянофилов. Да, были местности, где передельная община действительно была обусловлена экономически, но их было немного. В основном же крестьяне всюду стремились сохранить землю за собой навсегда, потомственно, а государство было против этого. Если угодно, государство в России было тем самым народным социалистом, но не из-за каких-то высоких соображений, а по очень низменной фискальной причине — чтобы надежней получать подушную подать. В 1818 году подушная подать с государственных крестьян составляла 3 рубля 30 копеек с ревизской души. Оброк за пользование казённой землёй — от 7,5 до 10 рублей.

Кроме того, были мирские сборы, земские повинности, а также трудовые повинности дорожная, подводная, постройная и, конечно же, ненавидимая крестьянами рекрутская повинность, которая отрывала молодых мужчин от семей, равно и в помещичьих, и в государственных деревнях, и на двадцать пять лет, то есть практически на всю жизнь, отправляла в армию. Крестьяне инородцы К государственным крестьянам относились также крестьяне инородцы. Иногда мы не очень хорошо представляем себе жизнь неправославных и неславянских крестьян в России. Но ведь с присоединением земель Поволжья, Северного Кавказа, Сибири в Империю влилось много таких народов. Этнографическая карта Российской империи, 1857 г. Большинство земледельцев из коренных народов Поволжья и Сибири никогда не знали частновладельческого крепостного состояния, и в Российской империи с самого присоединения являлись государственными крестьянами. Кроме того, нехристианские народы не облагались рекрутской повинностью, а вместо этого выплачивали специальный денежный сбор.

Молодые мужчины — татары, башкиры, калмыки, чеченцы, выплачивая деньги, благополучно оставались вместе с семьёй дома. Эти народы не знали и помещичьей власти. Конечно, не всё было идеально в жизни крестьян-инородцев, но их положение было намного лучше частновладельческого крепостного состояния. Об этом свидетельствует, кстати, и продолжительность жизни. Смертность 11 народов Европейской России. Социальная история России. Цифра перед косой чертой — мужская смертность, после черты — женская.

Таблицы смертности населения Европейской России 1896-1897 гг. Новосельского «Смертность и продолжительность жизни в России», 1916 г. Сейчас, когда мы проезжаем, скажем, по Татарии, мы ясно видим отличия русских сёл от татарских. Татарские на порядок аккуратнее, чище. Причина этого очень проста и уходит она именно в то время. Причина не в том, что русские по своей ментальности нечистоплотны, а в том, что русские в Казанской губернии были крепостными, а татары в Казанской губернии были государственными крестьянами, не знали рекрутчины и, соответственно, были не так сломлены жизнью, как частновладельческие крестьяне. Россию иногда даже называют империей шиворот-навыворот, потому что в любой империи завоёванные народы, естественно, живут хуже завоевавшего их, а в России часто было наоборот.

Безумная жажда новых владений заставляла давать льготы завоёванным народам, но никаких льгот не давало народу-завоевателю. Это особенность России, последствия которой мы видим и сегодня. Основные группы нерусских крепостных Поволжья были очень невелики и проживали на территориях Белебеевского уезда Уфимской губернии 8 сел и Елабужского уезда Вятской губернии 7 сел. Кроме того, согласно статистической ведомости 1781 года, в Казани при усадьбах местных дворян жили более 550 дворовых людей. То есть их было ничтожно мало. А откуда эти сёла? Дело в том, что когда к Империи были присоединены Казанское и Астраханское ханства, тогда мусульманским аристократам был дан титул князей татарских.

Эти князья татарские считались титулованным дворянством, но были ниже всех титулов Российской империи, то есть ниже князей, графов и баронов. Кроме того, часть высшего слоя ханства, оставаясь мусульманами, получала дворянство без получения титула. И эти дворяне-мусульмане могли иметь крепостных, но только мусульман. Они не могли иметь в своей власти крепостными христиан. Но в Татарии традиционно крепостных как не было, так и не появилось, никого не закрепощали, оставались только домашние рабы, которые были переведены в категорию дворовых крепостных, и их оказалось очень немного. Покупать же дворянам-мусульманам населенные христианами имения было запрещено. Татарская деревня 19 века, фото У.

Каррика, 1878 г. Мартынов, 1808 г. Сибирь фактически не знала частновладельческих крепостных. В 1861 году, когда император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, свободу от власти 36 помещиков и 70 безземельных дворян Сибири получили около 3 тысяч 700 человек, среди которых почти 900 мужчин и женщин являлись дворовыми людьми. То есть крепостных среди населения Сибири было ничтожно мало, всего горстка, и даже эти крепостные были в основном русскими, а не бурятами, якутами, сибирскими татарами. Местные уроженцы были лично свободными. То же самое было и на Северном Кавказе.

Коренное население Северного Кавказа не знало крепостного права. Оно знало рабство, но в рабов превращали в основном украденных инородцев. Но красть христиан кавказским народам, да и вообще красть людей в Российской империи было, понятно, запрещено. А так как своих крепостных у кавказцев не было, они так и остались лично свободными людьми. Бедные горцы работали у богатых по найму за деньги или продукты, но личной зависимости от землевладельцев на Кавказе не было. То же самое можно сказать и о многих других народах. Не знали крепостного состояния калмыки, киргизы, казахи, алтайцы, армяне, азербайджанцы.

Из неславянских народов Империи знали крепостное состояние только грузины, не считая народов Прибалтики, о которых я уже не раз говорил. Так что все крестьяне от армян и азербайджанцев до скотоводов калмыков были государственными крестьянами. Удельные дворцовые крестьяне Отдельно стояли удельные дворцовые крестьяне. Это были крепостные крестьяне императорской фамилии. До 1797 года их именовали «дворцовыми», а потом, на основании «Учреждения об Императорской фамилии», переименовали в «удельных». Они проживали и работали на землях, принадлежавших императорской фамилии, платили оброк и несли государственные повинности. Их число по 5-й ревизии 1794-1808 годов достигало 467 тысяч душ мужского пола, находившихся в 35 губерниях.

Больше всего их было в Костромской губернии 53 тысячи , Смоленской 51 тысяча , Вятской 40 тысяч. За ними шли Владимирская, Нижегородская, Вологодская, Симбирская, Орловская и Тамбовская губернии, где было по 23—24 тысячи душ в каждой. Деревня между Костромой и Ярославлем, А. Удельные крестьяне были крепостными не какого-то отдельного великого князя, а всей царской фамилии. С одной стороны, они содержались по помещичьему праву, так как царская фамилия считалась таким же помещиком. Но, с другой стороны, жилось им существенно легче, и, как правило, их жизнь мало отличалась от жизни государственных крестьян. Естественно, ни царь, ни великие князья не входили в жизнь своих деревень, этим занималось Министерство уделов, и порядки в этих деревнях были намного более строгими.

Соответственно, жизнь удельных крестьян была легче жизни крепостных у мелкопоместных дворян, чьё положение было самым тяжёлым и действительно рабским. Количество земли у удельных крестьян колебалось очень сильно — от совсем маленьких наделов от 0,2 десятин 228 душ в Тульской губернии до 28 десятин 12,6 тыс. Обратим внимание на один интересный момент. Министерство уделов хотело увеличить количество земли до 9 десятин, но сделать это не получилось. Потому что частновладельческие помещики не продавали свою землю Министерство уделов могло выкупить их землю разве только в случае, если они разорялись , а Сенат не соглашался продавать государственную землю даже императорской фамилии. Он, как правило, отвечал отказом и только в отдельных очень многоземельных губерниях шёл на такие продажи.

Что такое волость история 6 класс? В настоящее время в ряде регионов России например, Псковской области волостями называются сельские поселения. Что такое уезд и волость? Волость — это административно- территориальная единица, введенная в Российской империи в конце 18 века в правление Павла 1.

Уезды объединяли несколько волостей. А несколько уездов составляло губернию. Центром уезда был небольшой город, где находились государственные учреждени Что такое стан уезд?

Что такое уезды в истории

Значение слова Уезд на это Уезд Уезд — понятие, употребляемое, по крайней мере, в двух значениях. Со временем уезд превратился в низшую единицу административной, судебной и экономической отраслей государственного регулирования. Нигде русские уезды не пристегнуты к губернии, в которой вероятна власть меньшинств, которые будут тянуть губернский бюджет на себя. Вот обратные истории есть. УЕЗД — административно-территориальная единица в России с XIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Уезды в истории 7 класс были важной составляющей государственного устройства, которые способствовали развитию регионов. Уезд Уезд — понятие, употребляемое, по крайней мере, в двух значениях: Википедия уезд I пность волостей, тяготевших к городу (в Российском.

Административно - территориальное деление России в конце XVII - начале XVIII века века.

Одной из основных функций уездов было сбор налогов и обеспечение финансового благополучия государства. Уездные власти осуществляли контроль над сбором различных налогов, таких как земельный налог, подушный сбор и другие. Собранные деньги направлялись на нужды государства, включая содержание армии, постройку дорог и развитие экономики. Кроме того, уезды выполняли функции судебных органов на своей территории.

В уездах проводились различные судебные заседания, на которых рассматривались уголовные и гражданские дела. Уездные судебные органы обеспечивали справедливость и поддерживали порядок на территории уезда. Также уезды были ответственны за решение различных вопросов, связанных с охраной общественного порядка и безопасности.

Уездные власти контролировали деятельность полиции и усиливали меры по борьбе с преступностью. Они также занимались обеспечением общественного порядка и разрешением конфликтов на территории уезда. Кроме того, уезды играли важную роль в организации социальной сферы.

Они отвечали за организацию здравоохранения, образования и социальной помощи населению. Уездные власти заботились о предоставлении медицинской помощи, строительстве школ и приютов для нуждающихся. Таким образом, уезды выполняли множество функций, важных для организации жизни на территории России.

Они обеспечивали финансовое благополучие государства, поддерживали порядок и безопасность, и заботились о социальном благополучии населения. Управление и структура уездов В истории России уезды были административно-территориальными единицами, которые функционировали в разные периоды времени. Управление уездами осуществлялось уездной думой, которая была избираемым органом власти.

Уездная дума состояла из двух сословий: дворянства и городской грамоты. Каждое сословие выбирало своих представителей для участия в уездной думе. Дворянство выбирало дворянские маршалки, а городская грамота — городских предводителей.

Управление уездом было местным и позволяло жителям участвовать в решении дел, касающихся их конкретной территории.

Одним из таких терминов является «уезд». По своему происхождению и функциям, уезд играл важную роль в историческом развитии различных культур и государств. Истоки термина «уезд» можно проследить в Древнем Риме, где он использовался для обозначения территориальной единицы, расположенной в пределах провинции. Уезд представлял собой определенную область, административно подразделяемую на несколько муниципалитетов. В основном, уезды формировались вокруг крупных городов или важных торговых путей, что способствовало их развитию и укреплению региональной иерархии. Однако термин «уезд» нашел свое применение и в других культурах.

В Европе такие наделы крестьянам и не снились. Но именно из-за того, что это было передельное землепользование, земля оставалась неподготовленной, неунавоженной, а потому — малоплодородной. Использовались архаичные формы обработки земли, даже плуг применяли редко, в основном использовалась соха. Это всё было следствием незаинтересованности, бедности и невежества. Итак, нормы составляли 15 и 8 десятин, но в действительности по ревизии 1833 года только в тринадцати губерниях наделы превышали 5 десятин удобной земли на ревизскую душу, а в тридцати губерниях было менее 5 десятин на ревизскую душу. Государство выступало за земельные переделы и за то, чтобы делить землю поровну, а богатые крестьяне выступали против этих переделов. Деревенская беднота была единодушна с правительством. В ту самую Уложенную комиссию 1767-1768 годов государственные крестьяне посылали наказы, содержащие их пожелания насчёт земли. И все эти наказы — о сохранении семейного права наследственной собственности на землю. Зажиточные крестьяне считали, что земля должна не переделяться. Крестьяне Важской волости пишут, что они «прилагают неусыпные свои труды для распространения хлебопашества путем расчистки пашни и сенных покосов вновь из лесов и болотных мест… а тунеядцы всегда обращаются в лености и мотовствах, и оттого участки свои размотали и запустили, и пришли в скудность и к платежу податей в не состояние и просят, чтоб им те унавоженные земли которые богатые крестьяне унавозили — А. Наказ 127. Сенатский указ 1800 года гласил: «Соблюсти по крайней возможности такое правило, чтобы всякий из поселян казенных, будучи одинаковою повинностью обязан как мы говорили, все платили одинаковую повинность — А. Зажиточные крестьяне Вологодской губернии жаловались в 1803 году, что их начальство сажает на цепь, понуждая к отдаче своих земель в передел. Это выдумка славянофилов. Да, были местности, где передельная община действительно была обусловлена экономически, но их было немного. В основном же крестьяне всюду стремились сохранить землю за собой навсегда, потомственно, а государство было против этого. Если угодно, государство в России было тем самым народным социалистом, но не из-за каких-то высоких соображений, а по очень низменной фискальной причине — чтобы надежней получать подушную подать. В 1818 году подушная подать с государственных крестьян составляла 3 рубля 30 копеек с ревизской души. Оброк за пользование казённой землёй — от 7,5 до 10 рублей. Кроме того, были мирские сборы, земские повинности, а также трудовые повинности дорожная, подводная, постройная и, конечно же, ненавидимая крестьянами рекрутская повинность, которая отрывала молодых мужчин от семей, равно и в помещичьих, и в государственных деревнях, и на двадцать пять лет, то есть практически на всю жизнь, отправляла в армию. Крестьяне инородцы К государственным крестьянам относились также крестьяне инородцы. Иногда мы не очень хорошо представляем себе жизнь неправославных и неславянских крестьян в России. Но ведь с присоединением земель Поволжья, Северного Кавказа, Сибири в Империю влилось много таких народов. Этнографическая карта Российской империи, 1857 г. Большинство земледельцев из коренных народов Поволжья и Сибири никогда не знали частновладельческого крепостного состояния, и в Российской империи с самого присоединения являлись государственными крестьянами. Кроме того, нехристианские народы не облагались рекрутской повинностью, а вместо этого выплачивали специальный денежный сбор. Молодые мужчины — татары, башкиры, калмыки, чеченцы, выплачивая деньги, благополучно оставались вместе с семьёй дома. Эти народы не знали и помещичьей власти. Конечно, не всё было идеально в жизни крестьян-инородцев, но их положение было намного лучше частновладельческого крепостного состояния. Об этом свидетельствует, кстати, и продолжительность жизни. Смертность 11 народов Европейской России. Социальная история России. Цифра перед косой чертой — мужская смертность, после черты — женская. Таблицы смертности населения Европейской России 1896-1897 гг. Новосельского «Смертность и продолжительность жизни в России», 1916 г. Сейчас, когда мы проезжаем, скажем, по Татарии, мы ясно видим отличия русских сёл от татарских. Татарские на порядок аккуратнее, чище. Причина этого очень проста и уходит она именно в то время. Причина не в том, что русские по своей ментальности нечистоплотны, а в том, что русские в Казанской губернии были крепостными, а татары в Казанской губернии были государственными крестьянами, не знали рекрутчины и, соответственно, были не так сломлены жизнью, как частновладельческие крестьяне. Россию иногда даже называют империей шиворот-навыворот, потому что в любой империи завоёванные народы, естественно, живут хуже завоевавшего их, а в России часто было наоборот. Безумная жажда новых владений заставляла давать льготы завоёванным народам, но никаких льгот не давало народу-завоевателю. Это особенность России, последствия которой мы видим и сегодня. Основные группы нерусских крепостных Поволжья были очень невелики и проживали на территориях Белебеевского уезда Уфимской губернии 8 сел и Елабужского уезда Вятской губернии 7 сел. Кроме того, согласно статистической ведомости 1781 года, в Казани при усадьбах местных дворян жили более 550 дворовых людей. То есть их было ничтожно мало. А откуда эти сёла? Дело в том, что когда к Империи были присоединены Казанское и Астраханское ханства, тогда мусульманским аристократам был дан титул князей татарских. Эти князья татарские считались титулованным дворянством, но были ниже всех титулов Российской империи, то есть ниже князей, графов и баронов. Кроме того, часть высшего слоя ханства, оставаясь мусульманами, получала дворянство без получения титула. И эти дворяне-мусульмане могли иметь крепостных, но только мусульман. Они не могли иметь в своей власти крепостными христиан. Но в Татарии традиционно крепостных как не было, так и не появилось, никого не закрепощали, оставались только домашние рабы, которые были переведены в категорию дворовых крепостных, и их оказалось очень немного. Покупать же дворянам-мусульманам населенные христианами имения было запрещено. Татарская деревня 19 века, фото У. Каррика, 1878 г. Мартынов, 1808 г. Сибирь фактически не знала частновладельческих крепостных. В 1861 году, когда император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, свободу от власти 36 помещиков и 70 безземельных дворян Сибири получили около 3 тысяч 700 человек, среди которых почти 900 мужчин и женщин являлись дворовыми людьми. То есть крепостных среди населения Сибири было ничтожно мало, всего горстка, и даже эти крепостные были в основном русскими, а не бурятами, якутами, сибирскими татарами. Местные уроженцы были лично свободными. То же самое было и на Северном Кавказе. Коренное население Северного Кавказа не знало крепостного права. Оно знало рабство, но в рабов превращали в основном украденных инородцев. Но красть христиан кавказским народам, да и вообще красть людей в Российской империи было, понятно, запрещено. А так как своих крепостных у кавказцев не было, они так и остались лично свободными людьми. Бедные горцы работали у богатых по найму за деньги или продукты, но личной зависимости от землевладельцев на Кавказе не было. То же самое можно сказать и о многих других народах. Не знали крепостного состояния калмыки, киргизы, казахи, алтайцы, армяне, азербайджанцы. Из неславянских народов Империи знали крепостное состояние только грузины, не считая народов Прибалтики, о которых я уже не раз говорил. Так что все крестьяне от армян и азербайджанцев до скотоводов калмыков были государственными крестьянами. Удельные дворцовые крестьяне Отдельно стояли удельные дворцовые крестьяне. Это были крепостные крестьяне императорской фамилии. До 1797 года их именовали «дворцовыми», а потом, на основании «Учреждения об Императорской фамилии», переименовали в «удельных». Они проживали и работали на землях, принадлежавших императорской фамилии, платили оброк и несли государственные повинности. Их число по 5-й ревизии 1794-1808 годов достигало 467 тысяч душ мужского пола, находившихся в 35 губерниях. Больше всего их было в Костромской губернии 53 тысячи , Смоленской 51 тысяча , Вятской 40 тысяч. За ними шли Владимирская, Нижегородская, Вологодская, Симбирская, Орловская и Тамбовская губернии, где было по 23—24 тысячи душ в каждой. Деревня между Костромой и Ярославлем, А. Удельные крестьяне были крепостными не какого-то отдельного великого князя, а всей царской фамилии. С одной стороны, они содержались по помещичьему праву, так как царская фамилия считалась таким же помещиком. Но, с другой стороны, жилось им существенно легче, и, как правило, их жизнь мало отличалась от жизни государственных крестьян. Естественно, ни царь, ни великие князья не входили в жизнь своих деревень, этим занималось Министерство уделов, и порядки в этих деревнях были намного более строгими. Соответственно, жизнь удельных крестьян была легче жизни крепостных у мелкопоместных дворян, чьё положение было самым тяжёлым и действительно рабским. Количество земли у удельных крестьян колебалось очень сильно — от совсем маленьких наделов от 0,2 десятин 228 душ в Тульской губернии до 28 десятин 12,6 тыс. Обратим внимание на один интересный момент. Министерство уделов хотело увеличить количество земли до 9 десятин, но сделать это не получилось. Потому что частновладельческие помещики не продавали свою землю Министерство уделов могло выкупить их землю разве только в случае, если они разорялись , а Сенат не соглашался продавать государственную землю даже императорской фамилии. Он, как правило, отвечал отказом и только в отдельных очень многоземельных губерниях шёл на такие продажи. То есть в этом смысле никакого произвола царя над собственностью государства не было, что тоже является важной особенностью Империи. Это всё же было, пусть и далеко не справедливое, но государство, а не бандитское сообщество, где бандит может делать всё что угодно с имуществом захваченных им людей. Крестьяне удельного ведомства пользовались самоуправлением примерно так же, как и государственные крестьяне. Они могли приобретать недвижимость в городах, а также с согласия департамента уделов могли приобретать землю; но продавать купленную землю, равно как и сельские строения, можно было только удельным же крестьянам. Отлучки с места жительства без разрешения начальства воспрещались. Выход в мещанство и купечество дозволялся лицам мужского пола при уплате выходных денег за всех членов семьи. То есть можно было откупаться от крестьянского состояния. Женщинам дозволялось выходить в другие сословия путём замужества, с уплатою выходных денег или при обязательстве учреждения, принимавшего женщину, уволить в свою очередь в удельное ведомство крестьянку, которую посватает удельный крестьянин. То есть происходил обмен. Семейные разделы допускались при условии, если не нарушалась хозяйственная состоятельность разделившихся. Удельные крестьяне, так же как и государственные, подчинялись общим судам не забудем, что частновладельческие крестьяне подчинялись суду помещика , а тяжбы между собой разрешали сами. В центральных губерниях у удельных крестьян был введён передел общинной земли, в многоземельных периферийных сохранялось наследственное владение земли, как у государственных крестьян в тех же губерниях. Оброки удельных крестьян были не намного, но ниже казённых - разница составляла от 50 копеек до 1,5 рублей с души. С 1842 года оброки удельных крестьян, не переведённых на поземельный сбор, были уравнены с окладами крестьян государственных. Структура управления удельными крестьянами была такая же — селение и приказ аналог волости. Все крестьяне удельного ведомства, которые жили в определённой волости или, если их было мало, в нескольких волостях, объединялись в один приказ, и самоуправлением выбиралось всё руководство, но приказной голова, то есть аналог уездного головы казенного крестьянства, назначался конторой Министерства уделов. Начиная с конца 1820-х годов, принимались систематические меры для распространения образования среди удельных крестьян. К концу крепостного периода насчитывалось 376 приказных волостных училищ и 1885 частных; в первых — училось 11400 мальчиков, во вторых — 16800 мальчиков и 9560 девочек. К концу крепостного периода расход на школьное дело составлял 853 тысяч рублей и покрывался мирскими сборами, то есть сами крестьяне оплачивали образование своих детей. Кстати, сами крестьяне были очень этим недовольны, многие считали, что образование крестьянам не нужно. Но дворцовое ведомство, в отличие от помещиков, старалось повышать образование своих крестьян. С целью улучшения техники крестьянского земледелия в 1830-х годах близ Петербурга была основана Земледельческая школа, воспитанники которой из удельных крестьян поселялись в деревнях и должны были заводить на отводимых им участках образцовое хозяйство. Это получилось не слишком успешно, но, в общем, всё же получалось. Удельное земледельческое училище близ Петербурга, после Больница душевнобольных во имя вмч. Пантелеймона, архитектор Х. Мейер, 1832-1833 гг. В 1834 году именно на дворцовых землях произошло первое картофельное восстание. Крестьяне не были такими глупыми, чтобы просто возражать против распространения картофеля. Они уже сами высаживали его на своих огородах, знали его. И в этом смысле не надо думать, что крестьяне были простыми обскурантами. Но дело в том, что дворцовое ведомство принуждало к посадкам картофеля. Да, для блага самих крестьян, чтобы они имели дополнительный источник пищи, но это делалось силой, а принуждение крестьяне очень не любили. Они отказывались подчиняться, подняли бунт, и в итоге нововведение пришлось отложить, но об этом мы поговорим чуть позже. Освобождение удельных крестьян началось раньше казённых. Удельным крестьянам было разрешено лично, а не через чиновников, ходатайствовать в судебных и правительственных местах, было разрешено переходить в другие сословия, составлять духовные завещания. В общем, удельные крестьяне были приравнены к государственным крестьянам и из помещичьего права полностью перешли в государственные. И, наконец, 5 марта 1861 года императором Александром II было высочайше указано приступить к пересмотру постановлений об удельных крестьянах на основаниях отведения им надела в постоянное пользование по правилам местных положений о помещичьих крестьянах. То есть в рамках реформы 1861 года это означало полное их освобождение. Но самой главной реформой была та, с которой мы сейчас познакомимся. Реформа государственных крестьян 6 декабря 1826 года, то есть в самом начале царствования Николая, Михаил Михайлович Сперанский заговорил в Комитете о «необходимости лучшего хозяйственного управления для крестьян казённых» и высказал мнение, что такое управление «послужило бы образцом для частных владельцев». В основном частные владельцы не хотели никаких изменений, их устраивало положение их крепостных — положение, скажем прямо, ужасное. А Николай Павлович, как вы помните, боялся вмешиваться в жизнь частновладельческой деревни. Он призвал графа Киселёва для того, чтобы помочь этой реформе, но не сразу. Сергей Германович Пушкарёв в своей книге «Россия в 1801-1917 гг. Россия в 1801-1917 гг. Пушкарёв Сергей Фёдорович Платонов в своих «Лекциях по русской истории» пишет: «Деятельность Киселёва составляет одну из светлых страниц царствования императора Николая. Довольный Киселёвым, Николай шутливо называл его своим «начальником штаба по крестьянской части». Лекции… с. Платонов, К. Булла, 1913 г. Кто же был этот человек, который является гордостью нашей страны наравне с величайшими политическими деятелями, Сперанским, Столыпиным, но о котором мы почти забыли? В его честь названа только одна улица в городе Орле и больше ничего по всей России, и это прискорбно, если вспомнить, сколько улиц и городов названы именами откровенных бандитов большевиков. Он был на неполных одиннадцать лет младше императора Александра и на восемь с половиной старше Николая Павловича. Род Киселёвых — древний дворянский род, который вёл себя от воеводы XII века Свентольда, то есть от варягов. Известно, что Иван Киселёв был воеводой в Великом Устюге в 1452 году. Павел Дмитриевич был сыном княжны Прасковьи Урусовой и Дмитрия Ивановича Киселёва — помощника управляющего Московской оружейной палатой. Киселёв, акварель Андреева, 1830-е гг. Герб рода Киселёвых Герб Графа Киселёва с 1839 г. Когда он уже был генералом, начальником штаба 2-й армии, расположенной на Украине, в круг его чтения сохранилась библиотечная карточка с названиями книг, которые он брал для чтения входили труды французских философов и публицистов его времени, античные авторы, работы по истории и политэкономии. До конца жизни, судя по дневниковым записям, которые он вёл долгие годы, Киселёв интересовался новейшей политической, философской и художественной литературой. Это был блестяще образованный, умный и глубокий человек. Он сам говорил, что приложил много сил, чтобы из «полотёра», превратиться в дельного человека. Киселев служил в Кавалергардском полку. В 1813-14 годах как адъютант Милорадовича познакомился с Александром. Он находился на Венском конгрессе и при помолвке в 1815 году великого князя Николая с принцессой Шарлоттой Прусской. С того времени Киселёв был любим обоими супругами - и Николаем, и его женой. С тех пор, сделав блестящую военную карьеру, получив генерал-адъютантские эполеты и пост начальника штаба Второй армии, Киселев не оставлял своих либеральных убеждений. В Тульчине штабе Второй армии он заслужил неприязнь многих офицеров, когда свел к минимуму телесные наказания рядовых и ввел иные установления, защищающие человеческое достоинство русского солдата от произвола высших чинов. Будучи начальником штаба 2-й армии, Киселёв был идейно близок декабристам, очень хорошо знал Павла Пестеля, что сослужило ему не очень хорошую службу.

Эффективность власти была крайне низка по причине смещения акцентов в оценке своей деятельности у самого наместника. Он искренне считал свое назначение и кормление наградой за прошлые заслуги, а не как важную государственную должность, направленную на повышение действенности управления территорией. Центральная власть не могла, а по большому счету и не хотела контролировать власть на местах. Там об этом знали и поэтому коррупция цвела в уездах, пышным цветом. О подборе кадров тоже нельзя сказать ничего хорошего. Долго так не могло продолжаться и вначале XVIIвека, вместо наместника уезд возглавляет воевода, что повысило статус до региона. В 1625 году было 146, наряду с ними существовали волости в качестве самоуправляющихся единиц.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий