Нравственная ответственность ученых также проявляется в публичном обсуждении и анализе результатов исследований. Косвенно ученые несут ответственность за свои открытие, в том числе, когда они используются во вред. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики.
ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов. §9. Проверим себя. Номер №4
Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Они стоят на страже ляют знания в пользу человечества. Проявления нравственной ответственности ученых проявляются в множестве аспектов исследовательской деятельности. Мне кажется, что ученые должны нести нравственную ответственность за свои изобретения и открытия. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и
ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов. §9. Проверим себя. Номер №4
В чем проявляется нравственная ответственность ученых в нашем обществе? | Истинными учёными являются не просто интеллигентные и профессиональные люди, добившиеся фурроров в научных исследовательских работах. |
§ 2. Этические проблемы науки и ответственность ученого | Если говорить кратко, нравственная ответственность учёных проявляется в нескольких ключевых аспектах. |
В чем проявляется нравственная ответственность ученых ? | Развернутый ответ на вопрос: В чём проявляется нравственная ответственность учёных? по предмету Обществознание. |
Ответственность ученого | Нравственная ответственность ученых так же заключается в том, чтобы, преследуя цель получения знаний, не причинить вреда человечеству или отдельным людям. |
Нравственная ответственность ученых: роль и значимость для общества | Нравственная ответственность ученых – требовательность отношения к чести своего имени; им небезразличен способ получения истины. |
В чем проявляется нравственная ответственность ученых
Если ни один из предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы. Последние ответы Рпп22 27 апр. За это его поругали, но вместо того чтобы сказать что нибудь плохое учителю в лицо ученик обязан сдержать свой гнев. Если Вам н..
Приведи те пример ситуации когда человек сдержал свой гнев? James0Wayne 27 апр. Но причинивший боль человек, даже не извинился.
Аркадию было жутко больно и неприятно. Он постарался ус..
Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики. Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса.
Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного «продукта»: от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов.
Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, его личная этика, называемая этическим кодексом ученых. Несмотря на близость этической и моральной сторон деятельности ученого, мы все же несколько разведем эти понятия и сосредоточиться на моральной ответственности ученого за последствия своей исследовательской деятельности.
На наш взгляд, ценностный императив науки может заключаться в том, что любое новое знание, открытие не должно увеличивать риск существования и выживания человека, а должно быть направлено на благо человечества, служить его интересам. Однако такую точку зрения разделяют не все ученые. Некоторые из них провозглашают этическую «нейтральность» науки, поскольку наука и мораль не имеют точек соприкосновения, они считают, что наука - «сама себе этика». Такой подход освобождает ученых от моральной ответственности за последствия сделанных ими научных открытий.
Рассуждая о морали ученого, необходимо учитывать то, что сегодня наука рассматривается в трех своих проявлениях: - наука - это система знаний, - наука - это вид профессиональной деятельности человека, - наука - это социальный институт. Конечно, если рассматривать науку как систему знаний, то она действительно нейтральна, лишена ценностных факторов, потому что научное знание объективно: оно не может быть ни нравственным, ни безнравственным, ни добрым или злым; оно существует безотносительно к нашей оценке научного факта. Такой подход предполагает безучастность ученого к практическому применению его открытия и в какой-то степени безучастность к тому, как повлияют новые знания на судьбы человечества. В том случае, если рассматривать науку как профессиональную человеческую деятельность или как определенную систему взаимосвязи научных организаций, членов научного сообщества то есть социальный институт , то мы неизбежно придем к выводу, что она подвержена влиянию на нее ценностных включающих в себя и нравственные факторов, которые принимаются как членами научного сообщества, так и общества в целом.
Мы разделяем мнение многих ученых, которые подчеркивают изначально ценностно-ориентированный характер научной деятельности исследователя, независимо от времени его жизни. Поскольку научная деятельность - это род человеческой деятельности, то она не может не ориентироваться на человеческие ценности. Это значит, что деятельность ученого всегда связана с его определенным сознательно-ценностным выбором. Известная всем нам заповедь «Не навреди!
Особое значение моральная и этическая сторона деятельности ученого обрела в 20 веке, когда основное достижение атомной и ядерной физики -создание атомной бомбы - стало явлением не только научным, но и политическим. Открытие нового оружия изменило в целом всю политическую структуру мира, потому что с его открытием изменилось содержание понятия «независимая нация»: нация, не обладающая таким оружием, оказывается в зависимости от наций и государств, которые обладают таким оружием. Изобретение атомного оружия поставило новые проблемы и перед самими учеными, и перед наукой. Это обстоятельство наложило двойную ответственность на ученых.
С одной стороны, ученый в результате важности своей деятельности для общества может участвовать в управлении государством. А это уже приводит к тому, что он обязан взять на себя ответственность не только перед научным сообществом, но и перед человечеством. С другой стороны, ученый может сохранить за собой право отказа от участия в решении политических вопросов. В этом отношении нам кажется очень трагичной судьба академика Андрея Дмитриевича Сахарова - создателя водородной бомбы.
Являясь величайшим ученым, он осознавал и губительные последствия своего открытия для человечества.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых в современном мире
Ответ Нравственная ответственность учёных проявляется в нескольких аспектах: Интегритет и честность исследования: Учёные должны следовать высоким стандартам этики в своей работе. Они должны быть честными в представлении результатов своих исследований и не сокрывать факты или искажать данные. Исследователи также должны соблюдать правила конфиденциальности и учитывать интересы и благополучие участников своих исследований. Аккуратность и достоверность: Учёные несут ответственность за то, чтобы их работа была аккуратной, точной и методологически обоснованной. Они должны следить за качеством исследовательских данных, чтобы избежать ошибок или искажений.
Тем не менее, дискуссии вокруг этических проблем генной инженерии отнюдь не утихли.
Проблема ответственности учёного с большой ясностью и отчётливостью встает, когда он сталкивается с дилеммой «за» или «против», как это имело место, например, в медицине в начале XX века, при эпохальном открытии Эрлихом его первого радикального средства против сифилиса — препарата «606». Медицинская наука и вместе с ней практика в те времена управлялась принципом «прежде всего не вреди», да и теперь ещё он фигурирует в «гиппократовой клятве». Эрлих выдвинул и мужественно отстаивал другой принцип: «прежде всего, приноси пользу». Эти принципы прямо адресованы к ответственности, к совести учёного. Ясно, что они выходят далеко за рамки одной лишь медицинской науки, имеют самое широкое общее значение.
Такие проблемы встают многократно, и здесь нет абсолютного рецепта. Каждый раз учёные должны взвешивать «за» и «против» и брать на себя ответственность, как поступать. В случае Эрлиха ответственность учёного была необычайно высокая, можно сказать, гигантская. На одной чаше весов была страшнейшая болезнь, имеющая колоссальное распространение повсеместно. На другой чаше — многообещающее, но до конца не изведанное лечебное средство с опасностью вторичных, быть может, тяжелых побочных явлений.
Но уверенность в своей правоте, в надежности проверок способствовала тому, что принцип «прежде всего, приноси пользу» восторжествовал.
Одно дело, когда мотивацией ученого служит бескорыстная приверженность к науке, страсть к познанию, жажда сделать мир и жизнь людей лучше - то есть высоконравственные мотивы. Другое, когда тщеславный порыв к славе, желание увековечить свое имя или же наладить карьеру затуманивает рассудок, что, в свою очередь, приводит к формировании лженауки, присвоении чужых достижений ит. Вторую сторону стоит связать с особенностями научной сферы.
Или может ли человек с активной гражданской позицией быть безнравственным? Я считаю, что развитие науки и техники, привело к серьезным изменениям в жизни людей и религиозных общин. И однозначно нельзя сказать, пришли ли в упадок вместе с этим наши нормы нравственности и воспитание.
Сегодня нравственность образованного человека, может не опираться ни на религию и ни на государство. Ничто не помешает ему быть порядочным по отношению к женщинам, детям, предкам или окружающей среде. Поэтому подводя итог свим рассуждениям, мне бы хотелось заметить, что существование нравственности, независимой от религии, возможно только в условиях хорошей образованности населения. Такие качества, как доброта, честь и справедливость, могут формироваться в условиях уличного двора, а подкрепляемые хорошими знаниями, они разовьются в нравственность и гражданскую позицию. Джефф Кунс Американец, р. Возможна ли нравственность, независимая от религии?
Этика науки и профессиональная ответственность ученого
Как и в любом трудовой сфере, в научной - высоко поставлен вопрос этики и морали. Одно дело, когда мотивацией ученого служит бескорыстная приверженность к науке, страсть к познанию, жажда сделать мир и жизнь людей лучше - то есть высоконравственные мотивы. Другое, когда тщеславный порыв к славе, желание увековечить свое имя или же наладить карьеру затуманивает рассудок, что, в свою очередь, приводит к формировании лженауки, присвоении чужых достижений ит.
Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного «продукта»: от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики.
Если даже допустить, что это возможно в отношении достаточно узких вопросов, то применительно к столь широкому предприятию, каким является научная деятельность в целом, это допущение не срабатывает. В ходе научного познания происходит взаимное вовлечение различных уровней обсуждения, в том числе и ценностного уровня, и их взаимная корректировка о чем говорилось в связи с моделью «сетевой рациональности» Л. Кроме того, позиция которая пытается изолировать чисто инструментальное мышление, неявно опирается на определенные ценностные суждения например, на такое: вполне оправданно то, что, разрабатывая. Научный и этический разум не отгорожены непреодолимой стеной. Именно разум является их общим знаменателем. Принципы и предпосылки любого рационального рассуждения универсальны вне зависимости от того, обсуждается ли теоретическая или фактическая проблема; моральные вопросы, как и когнитивные, тоже подлежат рациональному обсуждению и обоснованию. Эту точку зрения обосновывают К. Апель, Дж. Роллз, Ю. Хабермас, Р. Хеар и многие другие. Поэтому рациональность в расширенном смысле совмещает как обсуждение познавательных вопросов, так; и их этического контекста. Этические нормы не только регулируют применение научных результатов, но и содержатся в самой научной деятельности. Норвежский философ Г. Скирбекк отмечает: «Будучи деятельностью, направленной на поиск истины, наука регулируется нормами: «ищи истину», «избегай бессмыслицы», «выражайся ясно«. В этом смысле этика содержится в самой науке, и отношения между наукой и этикой не ограничиваются вопросом о хорошем или плохом применении научных результатов. Наличие ценностей и норм, воспроизводящихся от поколения к поколению ученых и являющихся обязательными для человека науки, очень важно для самоорганизации научного сообщества. Отдельные нарушения этических норм науки в общем чреваты большими неприятностями для самого нарушителя. Этическая оценка науки должна быть дифференцированной, относящейся не к науке в целом, а к отдельным направлениям и областям научного знания. На самом деле объективная логика развития науки реализуется не вне ученого, а в его деятельности. В 1970-е ученые объявили мораторий на опасные исследования. В связи с результатами и перспективами биомедицинских и генетических исследований группа молекулярных биологов и генетиков во главе с П. Бергом США добровольно объявили мораторий на такие эксперименты в области генной инженерии, которые могут представлять опасность для генетической конституции живущих ныне организмов. Прогресс науки расширяет диапазон проблемных ситуаций, для решения которых недостаточен весь накопленный человечеством нравственный опыт. Большое число таких ситуаций возникает в медицине. Например, в связи с успехами экспериментов по пересадке сердца и других органов остро встал вопрос об определении момента смерти донора. С позиций современной социологии, в профессии ученого можно выделить ряд особых черт, которые отличают ее от других видов интеллектуальной деятельности Во-первых, ученый — это человек, обладающий специальной профессиональной подготовкой и владеющий специальными навыками и приемами исследовательской деятельности теоретической или эмпирической. Он является не только носителем определенных знаний, но и активно использует их с целью дальнейшего расширения сферы научного познания. Во-вторых, в своей деятельности он руководствуется, как мы уже отмечали, «научным этосом» и социальными ценностно-нормативными установками, обеспечивающими прирост научного знания.
Достаточно вспомнить об ответственности религии и церкви при феодализме, когда они определяли мораль, политику, пути развития науки и т. Постановка проблемы науки как социально-ответственного феномена позволяет рассмотреть сам процесс научного познания с точки зрения его социальных последствий, реализации объективных закономерностей развития общества и его гуманистических потенций. Если мы рассмотрим процесс коллективного труда, начиная с самых примитивных видов коллективной охоты вплоть до самых современных технологических процессов, то обнаружим различные зоны повышенной ответственности. Вычленение таких зон имеет огромное практическое, а часто и политическое значение. Страшная возможность случайного возникновения атомного конфликта из-за сбоев в компьютерных системах или ошибки оператора у пульта говорит об этом достаточно убедительно. Опыт чернобыльской трагедии требует практического решения вопроса о зоне повышенной ответственности. АЭС — это такая зона, которая требует наивысшей ответственности и в теоретической, и в экспериментальной части. Наука, которая имеет дело с атомом, это тоже зона повышенной ответственности — ответственности, вместившей в себя жизнь людей. Поэт Леонид Вышеславский выразил отношение народа к тем, кто этого не понимает, в стихах, звучащих обвинением безответственности: Но разве край, что вдоль дорог На жертвенник науки лег? Не надо нам такой науки. На современном производстве практически везде можно и необходимо выделить трудовые операции, значимость которых особенно велика для его конечных результатов. Встает вопрос: может ли человек овладеть зоной повышенной ответственности, которую с неизбежностью создает НТР? Решение этого вопроса включает в себя два момента. Во-первых, создание оптимальных условий для выполнения многочисленных обязанностей работником. Сюда входит и организация рабочего места, и удобный режим работы, и современные тренинги. На некоторых участках, где есть необходимость в ночных сменах, надо изучать способность организма к адаптации, к перестройке в условиях ночных смен. Во-вторых, компетентность, высокий профессионализм и чувство профессиональной и социальной ответственности. Думается, что это два основных условия овладения зоной повышенной ответственности. Из сказанного вытекают следующие выводы: чтобы действовать ответственно, необходимо, во-первых, знать свои обязанности, пути и средства оптимального варианта их реализации с учетом социальных последствий, к которым они могут привести; во-вторых, на основе этого знания действующий субъект должен обладать способностью с полной ответственностью ставить реальные цели, прилагать волевые усилия для реализации поставленных целей и доводить их до конца; в-третьих, необходимые знания и готовность действовать в соответствии с этими знаниями должны реализоваться на практике. Таким образом, структура ответственных действий субъекта включает в себя три элемента: познавательную, волевую и практическую ответственность. Познавательная ответственность является необходимым, определяющим элементом механизма реализации ответственного поведения и деятельности. И это понятно. Ведь если реально существуют отношения ответственной зависимости, их необходимо отразить, осознать, понять, чтобы реализовать обязанности, возлагаемые на субъекты ответственных действий. Но тогда речь идет не просто о познании, а об ответственности за адекватное отражение и правильный выбор оптимального варианта, обеспечивающего ответственное поведение. В познавательной ответственности можно выделить свои зоны повышенной ответственности. Так, руководитель всегда находится в зоне повышенной ответственности по сравнению с его подчиненными, ведь у него выше мера ответственности и шире круг обязанностей. Все это требует большего знания как в области профессиональной подготовки, так и в области социальной психологии, нравственных основ руководства коллективом, умения разрешать конфликты и выстраивать межличностные отношения и т. Конечно, познание всегда ограничено уровнем достигнутого знания, степенью разработанности проблемы, поэтому специалисты обладают только тем научным инструментарием, который создан в данной науке. Это значит, что познавательная ответственность ограничена уровнем этих знаний, но это не снимает ответственности за овладение этим уровнем, за использование наших возможностей познания, адекватное отражение ситуации и вытекающих отсюда обязанностей. Познавательная ответственность — это потребность в постоянном совершенствовании и развитии своих знаний, непрерывное образование. Анализ проблемы ответственности позволяет нам утвердительно ответить на вопрос, поставленный в начале статьи. Да, наука имеет нравственное измерение и поэтому может и должна быть объектом моральной оценки. Список литературы 1. Пушкин А. Полное собрание сочинений. Митчем К. Что такое философия техники? Митчем; пер.
ГДЗ по обществознанию 8 класс Боголюбов | Страница 79
Нравственная ответственность ученых также означает стремление к справедливости и равноправию. Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Нравственная ответственность ученых также означает стремление к справедливости и равноправию. 4. В чем проявляется нравственная ответственность ученых? 5. В чем проявляется рост влияния науки на современное общество? про то, как тема ответственности учёного вошла в интеллектуальный оборот.
Социальная и нравственная ответственность ученого
Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса.
Это означает, что ученым необходимо предусмотреть меры безопасности, чтобы избежать возможного вреда для участников исследования. Также ученым следует обеспечить доступ к медицинской помощи в случае возникновения проблем или осложнений в ходе исследования. В целом, соблюдение прав и интересов участников исследования является неотъемлемой частью нравственной ответственности ученых в научном исследовании. Ученые должны стремиться установить справедливые отношения, обеспечить безопасность и уважать принципы индивидуального достоинства и конфиденциальности. Защита животных и использование необходимых ресурсов Ученые, занимающиеся научными исследованиями в области животного мира, несут ответственность за сохранение биоразнообразия и обеспечение благоприятных условий для существования всех видов животных. Они должны учесть этические аспекты и не причинять вред окружающей среде и животным при проведении своих экспериментов и наблюдений. Также ответственность ученых включает в себя содействие разработке мер по защите и сохранению уязвимых видов животных, а также внедрение на практике этих мер для поддержания экологического баланса. Кроме того, ученые обязаны осуществлять рациональное использование необходимых ресурсов при проведении своих исследований.
Они должны анализировать и оценивать возможные экономические, социальные и экологические последствия своих действий. Ученым необходимо соблюдать принципы экологической этики и стремиться к минимизации негативного воздействия своей научной деятельности на природу и окружающую среду. Проявления нравственной ответственности ученых в защите животных и использовании необходимых ресурсов: Соблюдение этических принципов при проведении экспериментов и наблюдений Сохранение биоразнообразия и разработка мер по защите и сохранению уязвимых видов Рациональное использование необходимых ресурсов Анализ и оценка возможных последствий своих действий Соблюдение принципов экологической этики В целом, нравственная ответственность ученых в защите животных и использовании необходимых ресурсов заключается в учете интересов животных, обеспечении их защиты и благополучия, а также в поддержании устойчивого использования ресурсов при проведении научных исследований. Правила обработки данных и конфиденциальность Во-первых, ученые должны быть честными и объективными при сборе и анализе данных. Они должны учитывать все факторы, которые могут повлиять на результаты исследования, и применять стандартные методы исследования для минимизации возможных ошибок. Во-вторых, ученые обязаны обеспечивать конфиденциальность данных, особенно при работе с личной информацией участников исследования. Это включает в себя соблюдение законодательства о защите данных и принципов этики, например, получение согласия на использование данных и обеспечение их анонимности. Третьим важным аспектом является обязанность ученых предоставлять точные и полные данные, чтобы другие ученые могли повторить их исследование и проверить его результаты. Это позволяет обеспечить достоверность научных открытий и не допустить искажений или манипуляций данных.
Наконец, ученые должны быть готовы к обсуждению своих исследовательских данных и результатов с другими учеными и социальным обществом. Они должны быть открытыми для критики и готовыми отвечать на вопросы, связанные с их исследованием. Это способствует дальнейшему развитию науки и способствует переходу от научных открытий к практическому применению. Избегание конфликтов интересов и коррупции Конфликт интересов возникает, когда научный исследователь оказывается в ситуации, в которой его личные или финансовые интересы могут повлиять на результаты исследования или его интерпретацию.
Важное значение при этом имеет моральный уровень мотивации деятельности ученого. Одно дело, когда эта деятельность побуждается бескорыстной приверженностью науке, жаждой познания истины, желанием принести людям пользу и другими высокими мотивами. Иное дело, когда доминирующими мотивами выступают тщеславное желание блестящей карьеры, единоличной славы любыми средствами, например, путем присвоения чужой интеллект туальной собственности и т. Это обычная, общая моральная ответственность, возлагаемая на членов любого трудового, коммунального и других коллективов, требующая вы-полнения элементарных общечеловеческих правил, норм поведения; б специфическая профессиональная Н. Идея нравственной оценки научной деятельности возникла уже давно. Но во всей своей остроте проблема Н.
Другим важным проявлением нравственной ответственности ученых является этичность их исследований. Ученые должны соблюдать этические принципы при работе с живыми организмами, человеческими пробами и конфиденциальными данными. Такой подход не только защищает права и интересы участников исследований, но и способствует созданию доверия общества к научным исследованиям. Нравственная ответственность ученых также проявляется в публичном обсуждении и анализе результатов исследований. Ученые должны вести открытый и объективный диалог, разделять свои знания и опыт с другими учеными и широкой публикой. Это позволяет ученым обсуждать свои идеи и гипотезы, проверять их на прочность и продвигать науку вперед, в ходе коллективной работы с коллегами. Важность нравственной ответственности ученых Во-первых, нравственная ответственность ученых проявляется в том, что они должны соблюдать научную этику. Это включает в себя честность в отчетности о результатах исследования, серьезность в подходе к сбору и анализу данных, а также уважение к правам и достоинству участников исследования. Во-вторых, ученые должны быть ответственными за использование своих научных достижений. Они должны обладать сознательностью и нести ответственность за возможные последствия своих исследований для общества и окружающей среды.
В чём проявляется нравственная ответственность учёных?
Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Она сложна и многообразна, складывается из немалого числа факторов, тесно сплетается с более широкой проблемой этических аспектов пауки, которую здесь затрагивать не будем. Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного «продукта»: от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов.
Первым, эту теорию подверг сомнению Чарльз Дарвин, а в последующем к нему присоединились и многие ученые. Считающие, что человек произошел от обезьяноподобного предка.
Именно тогда впервые, человека попытались вывести из эволюции религии. Возможно, это не прослеживает точной связи, между формированием нравственности через религию, но для меня она очевидна. Именно тогда были заданы первые вопросы, о возможности существования человека, без опоры на религию. Именно тогда, для многих исчез религиозный страх и обязательства перед институтом церкви. Многие ученые до сих пор работают основываясь на эту школу, при этом оставаясь людьми высокой нравственности.
Две эти теории существуют до сих пор. Отсюда возникает еще один вопрос.
Всегда и во все времена общество ученых отвергало плагиат, то есть присвоение чужих идей. Для каждого ученого честность перед самим собой — это главное. Если одна и та же идея, опыт, эксперимент разрабатывается несколькими учеными, то авторство, как правило, делится на двоих.
Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика. Речь идет здесь об ином — о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции. Этот вопрос был обсужден на специально созванной в Азиломаре США. Это принцип, ставший непререкаемым законом: «прежде всего не вреди».
Эрлих выдвинул и мужественно отстаивал другой принцип: «прежде всего приноси пользу». Ясно, что они выходят далеко за рамки одной лишь медицинской науки, имеют самое широкое общее значение.
ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов. §9. Проверим себя. Номер №4
Но ученые и специалисты не могут не думать и об опасностях неконтролируемого прогресса, в частности неконтролируемого промышленного роста, и в особенности об опасностях военного применения достижений науки. Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. В осознании учёным возможности или необходимости определенного научного риска проявляется противоречивый характер свободы научного творчества, с одной стороны, и ответственности – с другой. Проблема нравственной ответственности ученого перед обществом существует очень давно и тесно переплетается с этической функцией науки.