И хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоеван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. День прорыва блокады стал особенно важной датой для всего народа. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г.
Общая обстановка под Ленинградом в конце 1942 года
- Main navigation
- Операция «Искра» - Энциклопедия России
- Как «прорывали» блокаду Ленинграда: Операция «Искра»
- 1.4. Прорыв блокады.
- Ленинградская «Искра»: 5 фактов о начале прорыва блокады - Православный журнал «Фома»
- Что еще почитать
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год
После прорыва блокады в Ленинград устремились эшелоны с продовольствием и медикаментами. Наступательная операция называлась "Январский гром". В ее ходе войска Ленинградского и Волховского фронтов уничтожили петергофско-стрельнинскую группировку фашистов и отбросили противника на 60-100 километров от Ленинграда. Операция «Искра» ― подготовка к прорыву блокады. Приближалась вторая блокадная зима. 18 января – 80 лет прорыву блокады Ленинграда.
К 80-летию прорыва блокады Ленинграда опубликованы рассекреченные архивные документы
Ставка одобрила второй вариант причем эта операция имела изначально условное название «Шлиссельбург» , но внесла изменения: после прорыва немецкой обороны предполагалось освободить еще и железнодорожную линию Мга — Ленинград. А дальше — вообще очистить от немцев Неву. В таком виде план операции и был утвержден. Как высечь «Искру» Забегая вперед, следует сразу сказать, что немалая заслуга в успешном проведении операция «Искра» принадлежит, конечно, Леониду Говорову. Благодаря его решениям Ленинградский фронт был, по сути, возрожден к зиме 1942-1943 годов. Во-первых, уже с июля в город стало активно прибывать пополнение. Во-вторых, командующий приложил огромные усилия, чтобы заодно еще и улучшить физическое состояние личного состава Ленинградского фронта.
Ведь, согласно сохранившимся документам, еще осенью 1942 года примерно 12 процентов военнослужащих страдали от дистрофии. В-третьих, Говоров сумел подготовить части к выполнению поставленной боевой задачи. К примеру, на полигоне в Токсово отрабатывались приемы взаимодействия во время атак, а на Неве в районе Рыбацкого — действия по штурму обледенелых крутых берегов. Ну и в-четвертых, командующий сумел обеспечить частям мощное артиллерийское прикрытие. А для обеспечения ее «питанием» командующий настоял на том, чтобы в городе резко повысилось производство боеприпасов.
Они планировали нанести одновременно удары в районе Петергофа и Стрельни, Великого Новгорода. Затем войска окружают основные силы 18-й армии немцев и развивают наступление на Нарву, Псков и Идрицу. Через несколько дней после начала операции к наступлению должна была подключиться 67-я армия, которая освободит Мгу, Ульяновку, Тосно и вместе с Волховским фронтом восстановит контроль над другими населенными пунктами. Красная армия действовала по плану.
К 17 января прорвала оборону противника. Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом. Фашисты стали отступать. За шесть дней советские бойцы уничтожили две немецкие дивизии, нанесли урон еще пяти.
Газета «Ленинградская правда» опубликовала 13 сентября сообщение руководителя Совинформбюро Лозовского: «Утверждение немцев, что им удалось перерезать все железные дороги, связывающие Ленинград с Советским Союзом, является обычным для немецкого командования преувеличением». О блокаде ленинградцы узнали только в начале 1942 года, когда из города начали массово эвакуировать население по Дороге жизни. Наперекор врагу В осаждённом Ленинграде оказалось более 2,5 млн жителей, в том числе 400 тыс.
Воспоминания о первом дне блокадного ада оставил в своих записях юный ленинградец Юра Рябинкин: «И тогда-то началось самое жуткое. Дали тревогу. Я и внимания не обратил. Но затем слышу — на дворе поднялся шум. Я выглянул, посмотрел сперва вниз, затем вверх и увидел... Загремели разрывы бомб. Один за другим оглушительные разрывы, но стёкла не дребезжали. Видно, бомбы падали далеко, но были чрезвычайно большой силы...
Бомбили гавань, Кировский завод и вообще ту часть города. Настала ночь. В стороне Кировского завода виднелось море огня. Мало-помалу огонь стихает. Дым проникает всюду, и даже здесь ощущаем его острый запах. В горле немного щиплет от него. Да, это первая настоящая бомбёжка города Ленинграда». Также по теме Блокадные строки: 75 лет назад Таня Савичева сделала последнюю запись в своём дневнике Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года.
В осаждённом городе от голода погибли более шестисот тысяч... Запасов продовольствия в городе не хватало, было решено ввести систему распределения продуктов по карточкам. Постепенно хлебные пайки становились всё меньше. С конца ноября жители осаждённого города получали 250 граммов хлеба по рабочей карточке и вдвое меньше по служащей и детской. Хлеб я уже почти весь съела, что такое 125 гр. Положение нашего города продолжает оставаться очень напряжённым.
Пусть они и не помогли добиться поставленной цели, но способствовали недопущению штурма осажденного города. С 12 по 30 января 1943 года прошла операция "Искра", благодаря которой удалось переломить ход событий. Силы врага ликвидировали по всему южному побережью Ладожского озера. Красная Армия смогла перехватить инициативу ведения боевых действий в этом направлении. Осада Ленинграда после прорыва продолжалась вплоть до января следующего года. Окончательное освобождение произошло 27 января 1944 года. В честь исторического события небо над Северной столицей окрасилось салютом из 324 орудий.
«Люди плакали от радости и говорили: "Ну, теперь мы выживем! Слава Богу!"»
18 января – 80 лет прорыву блокады Ленинграда. Инициатива проведения операции с целью прорыва блокады Ленинграда исходила от Военного совета Ленинградского фронта. Юрий Левитан — Прорыв Блокады Ленинграда 18 января 1943 год.
1.4. Прорыв блокады.
Операция «Искра» | Статья автора «Центральный музей Вооруженных Сил» в Дзене: 80 лет назад, 12 января 1943 года, началась наступательная операция советских войск с целью прорыва блокады Ленинграда. |
TacticMedia / Архивная революция / SpeZinform | Советские солдаты в атаке во время операции по прорыву блокады Ленинграда, январь 1943-го. |
Начало операции по прорыву блокады Ленинграда под кодовым названием «Искра» | Этот прорыв получил название – военная операция «Искра». Полное же снятие блокады Ленинграда состоялось только 27 января 1944 года. |
Операция "Искра": Прорыв блокады Ленинграда - ВОЙНА и МИР | Прорыв операции Искра. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. |
«Люди плакали от радости и говорили: "Ну, теперь мы выживем! Слава Богу!"»
1.4. Прорыв блокады. | Боевые операции/. Прорыв блокады Ленинграда. Период с 12.01.1943 по 30.01.1943 г. В архив. |
Деблокада Ленинграда | После прорыва в ходе операции «Искра» исчезла возможность штурма города немецкими войсками – огневая инициатива по Северо-Западному направлению окончательно отошла советским войскам. |
Как высекали «Искру» и спасали Ленинград | «Операцию по прорыву блокады назвали «Искра», — рассказывает военный историк Юрий Кнутов. |
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год | С 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов была проведена наступательная операция «Искра», результатом которой стал прорыв блокады Ленинграда. |
День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
Прорыв блокады Ленинграда имел решающее значение для исхода битвы за Ленинград. Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г.
«Никто не забыт и ничто не забыто». 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда
На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения.
Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен.
Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой.
За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор.
Благодаря его решениям Ленинградский фронт был, по сути, возрожден к зиме 1942-1943 годов. Во-первых, уже с июля в город стало активно прибывать пополнение. Во-вторых, командующий приложил огромные усилия, чтобы заодно еще и улучшить физическое состояние личного состава Ленинградского фронта. Ведь, согласно сохранившимся документам, еще осенью 1942 года примерно 12 процентов военнослужащих страдали от дистрофии. В-третьих, Говоров сумел подготовить части к выполнению поставленной боевой задачи. К примеру, на полигоне в Токсово отрабатывались приемы взаимодействия во время атак, а на Неве в районе Рыбацкого — действия по штурму обледенелых крутых берегов. Ну и в-четвертых, командующий сумел обеспечить частям мощное артиллерийское прикрытие. А для обеспечения ее «питанием» командующий настоял на том, чтобы в городе резко повысилось производство боеприпасов. Железный поток К началу операции «Искра» соотношение сил было следующим: Ленинградский и Волховский фронты смогли сконцентрировать примерно по 100 000 человек, немцы — около 40 000. Но при этом вермахт располагал мощной системой обороны, которая возводилась не один год, а нашим войскам предстояло форсировать Неву, преодолевая открытые пространства. И все же уже в первый день наступления Ленфронт добился колоссального успеха, с ходу преодолев крутой обледенелый берег Невы и захватив плацдарм шириной и глубиной в несколько километров и взяв в плен несколько сотен немцев — больше, чем за все время обороны Ленинграда с 1941 года. А вот дальше началось уже настоящее прогрызание вражеской обороны.
В ночь на 12 января сводная группа ночных бомбардировщиков совершила массированный налет на артиллерийские позиции и штабы противника в полосе прорыва. В 9 часов 30 минут началась артиллерийская подготовка. За 40 минут до начала атаки штурмовая авиация группами по шесть — восемь самолетов нанесла удар по опорным пунктам и батареям противника. По окончании артиллерийской подготовки пехота, сопровождаемая огневым валом на направлении главного удара и последовательным сосредоточением огня на вспомогательных направлениях, двинулась в атаку на вражеские позиции. Несмотря на мощную артиллерийскую подготовку, противник сохранил немало огневых средств и живой силы. В результате он оказал ожесточенное сопротивление. Авиация Ленинградского и Волховского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота, несмотря на низкую облачность, наносила непрерывные удары по скоплениям войск противника. В полосе наступления 67-й армии наибольшего успеха добилась 136-я стрелковая дивизия генерала Н. Симоняка , наступавшая в районе Марьино. Ее части, преодолев по льду Неву, захватили первые траншеи противника и стали продвигаться в глубь его обороны. Успешно действовала и 268-я стрелковая дивизия полковника С. Борщева , которая также вышла на левый берег Невы и выбила противника из 2-го Городка. Однако на правом фланге 67-й армии противнику удалось плотным артиллерийско-минометным огнем остановить 45-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Сложная обстановка сложилась на левом фланге армии, где наступала 86-я стрелковая дивизия. Один из ее полков преодолел Неву, а два других залегли под огнем противника на льду реки. К исходу дня войска 67-й армии сумели вклиниться в оборону противника на глубину до 3 км. Котик, Н. Кутузов, В. Селезнев, Л. Кабачек, Ю. Гариков, К. Молтенинов, Ф. Диорама музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», посвященная переломному моменту в истории обороны Ленинграда пятой за 1,5 года попытке прорыва блокады — операции «Искра». Кировск, Кировский р-н, Ленинградская обл. На Волховском фронте продвижение частей 2-й ударной армии было медленным и неравномерным. Одновременно в наступление перешли и правофланговые соединения 8-й армии. Части 327-й стрелковой дивизии после упорного боя овладели сильно укрепленным узлом сопротивления — рощей Круглая. Противник, стремясь не допустить прорыва обороны, принял меры по ее усилению. В район севернее Синявино 13 января были переброшены части 61, 69 и 5-й пехотных дивизий. В районе Московской Дубровки вражеское командование провело несколько контратак с целью пробиться к Неве и отрезать наступающую группировку 67-й армии. В полосе 2-й ударной армии генерал Романовский утром 13 января ввел из второго эшелона в сражение 18-ю и 71-ю стрелковые дивизии и 98-ю танковую бригаду. Наиболее тяжелые бои развернулись в районе Шлиссельбурга, где наступали части 86-й стрелковой дивизии полковника В. Трубачева и подразделения 34-й отдельной лыжной бригады подполковника Я. Эта бригада сумела занять восточную часть города, выйти к Старо-Ладожскому каналу и отрезать противнику пути отхода из Шлиссельбурга. К исходу дня 14 января войска Волховского и Ленинградского фронтов находились всего в двух километрах друг от друга. Части противника, оборонявшие Липки и Шлиссельбург, оказались, по существу, изолированными от своих сил, находившихся в районах 1-го и 2-го Городков, Синявина и в лесу юго-восточнее от него. По решению командующего 2-й ударной армией генерала Романовского были приняты меры по расширению прорыва в сторону флангов. К его окраине к исходу дня вышла 18-я стрелковая дивизия, поддержанная 16-й танковой бригадой. Противник, пытаясь не допустить соединения частей 67-й и 2-й ударной армий, спешно перебросил с юга 21-ю пехотную дивизию и дивизию СС «Полицай», которые с ходу вступили в бой. Однако остановить советские войска врагу не удалось. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й отдельной лыжной бригады был освобождён Шлиссельбург и очищено от врага всё южное побережье Ладожского озера. Жуков, — с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость! В 3-х т. Встреча войск Ленинградского и Волховского фронтов у Ропши 18 января Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железной дороги южнее Ладожского озера. Всего за 19 суток от станции Поляна Октябрьской железной дороги до Шлиссельбурга была проложена железнодорожная ветка протяженностью 33 км. В районе города в условиях постоянных налетов авиации противника железнодорожные войска и специальные формирования наркомата путей сообщения развернули сооружение временного железнодорожного моста длиной в 845 м. Уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый поезд. В город усилилась подача электроэнергии, появилась вода, были увеличены нормы выдачи хлеба и других продуктов.
Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда!
Блокада Ленинграда: прорыв и снятие в 1944, операция "Искра", дороги Жизни и Победы
Именно тогда, в 2015 году, Валерий Шагин решил узнать, как погиб его дед - политрук Павел Иванович Шагин. Единственный документ, который хранился в семье более 70 лет - это извещение о гибели политрука Шагина в районе деревни Липки. Никаких документов, писем, ни одной фотокарточки не сохранилось. Вот с этой единственной зацепки - названия деревни и начались поиски. Валерий Шагин - не профессиональный историк, сам себя он называет независимым исследователем. Возможно, именно благодаря этой независимости ему удалось собрать и сплотить целую команду заинтересованных людей - историков, краеведов, поисковиков. Идея - узнать больше про деда - постепенно превратилась в целый проект, который захватил многих. Одна личная история открыла дорогу для изучения целого военного эпизода, практически неизвестной попытки прорыва блокады. В нем участвовало множество людей. Так, политрук Павел Шагин «вывел» за собой из небытия целый полк - 1-й Особый отдельный лыжный полк моряков Краснознаменного Балтийского флота, почти тысячу человек, многие из которых считались пропавшими без вести, либо родные не знали, где и как они погибли. Для историка Вячеслава Мосунова, который много работал с немецкими и советскими документами, эта книга стала еще одной работой, посвященной битве за Ленинград.
А Валерий Шагин осуществил свою мечту: увидел фотографию деда, познакомился с его личным делом и смог узнать о его судьбе и славном боевом пути. Помочь им 54-я армия не могла, потому что вела бои у Волхова и Войбокалово. Командование Ленинградским фронтом, используя тот факт, что Ладожское озеро уже покрылось льдом, решило помочь наступающим с невских берегов дивизиям отвлекающим ударом с севера, атакуя «бутылочное горло» со льда Ладоги по всему побережью - от Шлиссельбурга до деревни Липки. Эту операцию решили провести силами 80-й стрелковой дивизии и 1-го Отдельного лыжного полка моряков Краснознаменного Балтийского флота. На ладожском льду "Здорово, клешники! Среди них были моряки из экипажей погибших в том числе и в Таллинском прорыве кораблей, зенитчики, матросы береговой службы. Морские сухопутные части называли морской пехотой, хотя к настоящей морской пехоте они имели весьма отдаленное отношение, у них не было специальной подготовки, вооружения, просто части, сформированные из моряков и переданные на сухопутный фронт. В Краснознаменном Балтийском флоте первые стрелковые бригады из моряков формируют в июле 1941 года. До замыкания кольца блокады был создан ряд бригад, которые активно участвовали в боях к северу и к югу от Ленинграда. Всего было передано на сухопутный фронт до нескольких десятков тысяч человек.
Это позволило восстановить связь по суше между городом и страной. Однако развить свой успех этим армиям не удалось, и они стали оборонять завоеванное пространство. Это позволило в течение 1943 года эвакуировать в тыл более 800 тысяч человек. Этот прорыв получил название — военная операция «Искра».
Полное же снятие блокады Ленинграда состоялось только 27 января 1944 года. Это было частью Красносельско — Ропшинской операции, благодаря которой немецкие войска были отброшены от города на 50-80 км. В этот день в Ленинграде прошел праздничный салют в ознаменование окончательного снятия блокады. По окончании войны в Ленинграде было создано множество музеев, посвященных данному событию.
Блокада Ленинграда унесла жизни около 2 млн. Это событие навсегда останется в памяти людей, чтобы подобного не повторилось никогда.
И это очень символично! Мы никогда не забудем героев-ленинградцев, их портреты всегда будут с нами в шествиях «Бессмертного полка». Председатель комиссии МГД по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Александр Семенников , фракция партии «Единая Россия»: «80-летие прорыва блокады Ленинграда — это дата, прямо обращенная в наш сегодняшний день.
Дотла сжигали города, пытались отменить язык, культуру, переформатировать менталитет народов. Но трагедия Ленинграда превзошла все бывшее когда-либо в истории войн. Почти миллион невинных жизней цинично и хладнокровно погубили пришельцы с Запада. Казалось, расплата должна была навсегда отбить охоту к повторению этого чудовищного преступления. Но нет, сегодня происходит то же самое, да к тому же в еще больших масштабах.
Не два с половиной года — 8 лет Крым находился в водной блокаде, а мирные жители Донбасса до сих пор гибнут под ударами ракет и снарядов. Уже не один город — всю страну, всех нас пытаются блокировать, обложили санкциями, запретами, ложью, предательством. Но «час искупленья пробил»: как и 80 лет назад мы наступаем, освобождаем наших от многолетнего нацистского кошмара. Вечная слава бойцам Красной армии, героям-блокадникам! Память об их подвиге — это оружие в наших сегодняшних сражениях».
Председатель комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Лариса Картавцева , фракция партии «Единая Россия»: «Сегодня мы вспоминаем одну из важнейших дат в нашей истории. В этот день 80 лет назад в ходе наступательной операции «Искра» было прорвано кольцо фашистской блокады Ленинграда. Битва за северную столицу была самой продолжительной за всю мировую историю и стала одним из переломных моментов Великой Отечественной войны. Долгих 872 дня осажденный Ленинград боролся за жизнь. Героический город, пройдя через нечеловеческие испытания, выстоял.
Его жители и защитники дали отпор врагу и показали всему миру величайший пример силы духа и мужества. Наша святая обязанность — сохраняя историческую правду о тех событиях, чтить память ленинградцев и защитников города. Самые искренние пожелания крепкого здоровья, долголетия и благополучия нашим ветеранам. Низкий поклон! Войскам Ленинградского и Волховского фронтов в результате ожесточенных сражений удалось восстановить сухопутную связь со страной.
Прорыв блокады стал решающим фактором в битве за Ленинград. Эта победа спасла жителей от голода, придала защитникам города моральную силу, уверенность в близкой победе над врагом. Почти 900 дней блокады, более двух долгих лет в кольце врага — особо тяжелая страница в истории Великой Отечественной войны, символ невиданного в мире мужества и величайшего героизма.
План предполагал одновременный удар Ленинградского и Волховского фронтов между Шлиссельбургом на юге Ладожского озера и поселком Мга. Именно здесь была ахиллесова пята фашистов - расстояние между силами Красной армии было всего 12-16 километров. Немецкое командование это понимало, так что части 18-й армии вермахта превратили небольшой участок земли в настоящую крепость. Салют в Ленинграде с крейсер «Киров», 27 января 1944 года. Источник: militera. К концу дня красноармейцы сумели захватить на левом берегу Невы плацдарм размером примерно шесть на три километра. После этого с 13 по 17 января шли ожесточенные бои за каждый метр земли.
Советским бойцам было нелегко штурмовать эшелонированную оборону неприятеля. Но надежда на скорую встречу со своими придавала сил: войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. В тот же день от немецких захватчиков освободили Шлиссельбург. Таким образом, 18 января стало переломным - блокада Ленинграда была прорвана. Продолжить успешное наступление и расширить пробитый коридор не удалось.
Прорыв блокады Ленинграда: как проходила операция «Искра» в январе 1943-го
Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. Ставка одобрила второй вариант (причем эта операция имела изначально условное название «Шлиссельбург»), но внесла изменения: после прорыва немецкой обороны предполагалось освободить еще и железнодорожную линию Мга – Ленинград. Снятие блокады Ленинграда. Ленинградско-Новгородская операция. Блокада Ленинграда началась спустя два месяца после нападения Германии на СССР. Наступательная операция называлась "Январский гром". В ее ходе войска Ленинградского и Волховского фронтов уничтожили петергофско-стрельнинскую группировку фашистов и отбросили противника на 60-100 километров от Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда. Операция "Искра"» (Документальный, история ВОВ, "ЗВЕЗДА", 2020). Победа в Великой Отечественной войне складывалась из боевых действий, продиктованных законом военной науки. День прорыва блокады Ленинграда Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего поселка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция "Искра").
Блокада Ленинграда операция Искра
- Научная деятельность
- Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год
- Новости и события Российского исторического общества
- «Никто не забыт и ничто не забыто». 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда
Операция Искра
Операция Искра | прорыв блокады Ленинграда. 5 января наступательная операция «Искра»; 12 января 67-я армия Ленинградского фронта, 8-я армия Волховского фронта, 13-я и 14-я воздушно-десантные армии нанесли удар по врагу между Шлиссельбургом и Синявином. |
Баир Иринчеев: Освободить Ленинград от блокады пытались пять раз | Встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов у Рабочего поселка №1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда. |
18 января 1943 года - прорыв блокады Ленинграда. Полное освобождение Ленинграда от блокады | Встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов у Рабочего поселка №1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда. |