Сюжет оперы трагичен, и учит не сдаваться ни при каких обстоятельствах. В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины". «Хованщина» – величественное обращение композитора Модеста Мусоргского к истории второй Русской смуты, если первой Смутой считать события конца XVI – начала XVII веков.
«Хованщина» Мусоргского
Опера «Хованщина» посвящена более поздним событиям русской истории, чем «Борис Годунов»: ее действие начинается в 1682 году во время Стрелецкого бунта. «Хованщина» – величественное обращение композитора Модеста Мусоргского к истории второй Русской смуты, если первой Смутой считать события конца XVI – начала XVII веков. Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012. Опера (народная музыкальная драма) в пяти действиях.
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргского для читательского дневника
Модест Мусоргский. Опера «Борис Годунов» и народная музыкальная драма «Хованщина» | Сюжет оперы трагичен, и учит не сдаваться ни при каких обстоятельствах. |
М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина». | 29 марта Валерий Гергиев продирижировал заключительным показом премьерной постановки оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в миланском Ла Скала. |
Хованщина (опера) — Википедия | «Под управлением маэстро Гергиева в субботу в Большом концертном зале Псковской областной филармонии прозвучит последняя опера Мусоргского – «Хованщина». |
На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского
Условно представленные составы исполнителей можно было поделить на "Мариинский" и "Большой". На практике же "Хованщина" продемонстрировала первый пример коллаборации двух коллективов, что будет наверняка лежать в основе работы двух театров в ближайшие сезоны. Все солисты, конечно, звучали по-разному. Но за редким и обидным исключением, на высоком вокально-техническом уровне. Правда, иногда на фоне феноменального оркестра, хотелось от певцов большей харизмы и личностного посыла.
И надо заметить, что мариинцы Владимир Ванеев Хованский и Станислав Трофимов Досифей в этом спектакле смотрелись органичнее москвичей - Дмитрия Ульянова Хованский , Владислава Попова Досифей , Ксении Дудниковой Марфа , души которых, казалось, стремились скинуть эффектные, но все же анахроничные одеяния и парики... Кстати, уже давно в планах Большого значится премьерная постановка "Хованщины", которую должен осуществить всемирно известный английский режиссер Саймон Монтегю Макберни.
Связать духовное и материальное в единый, чистый образ родной страны помогают грандиозные декорации, исторические костюмы, искусный грим и мастерство театрально-концертной труппы, не имеющей равных в мире. Сильные образы, они организм перестраивают. Уходишь в личину того человека, который в тебе живет, уже, по меньшей мере, этот образ с 87-го года», - Александр Морозов, солист Мариинского театра, заслуженный артист России, исполнитель роли Досифея.
Модест Петрович настолько русский композитор. Люди должны гордиться тем, что настолько гениальный музыкант, которого чтит весь мир, пришел в этот огромный мир вот на этой земле», - Валерий Гергиев, художественный руководитель и директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра, Народный артист России. Фестиваль «Гений места», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, уже прошел в Тихвине. Впереди гастроли в Воткинске, Смоленске и Ломоносове, — на родинах других великих русских композиторов. Не только Москва, Санкт-Петербург.
В 2009-м начал свою работу лейбл Mariinsky, на котором к настоящему моменту вышло уже более тридцати дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. На протяжении всех этих лет международная деятельность Валерия Гергиева была не менее насыщенна и активна, но сегодня маэстро полностью сконцентрирован на работе дома, в России, и прежде всего — в Мариинском театре. Работал с Международным оркестром мира которым руководил с 1997 года, после кончины основателя коллектива — Георга Шолти , с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау Амстердам , а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра затем был почетным дирижером этого коллектива , с 2007 по 2015 год — Лондонского симфонического оркестра. В 2015—2022 годах маэстро возглавлял Мюнхенский филармонический оркестр, в 2018—2022 годах — Оркестр Музыкального фестиваля Вербье. Валерий Гергиев — основатель престижных международных фестивалей, в числе которых — «Звезды белых ночей» 1993 , Московский Пасхальный фестиваль 2002 , Гергиев-фестиваль в Роттердаме, Музыкальный фестиваль в Миккели Финляндия , «360 градусов» в Мюнхене. С 2011-го он возглавляет оргкомитет Международного конкурса им. Валерий Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. С 2013 по 2022 год маэстро руководил Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступал с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро.
Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации 1993, 1998, 2015 , званиями народного артиста Российской Федерации 1996 и Героя Труда 2013 , орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени 2003, 2008 , орденом Александра Невского 2016 , премией Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства 2017 , высокими государственными наградами Армении, Болгарии, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии. Екатерина Семенчук Екатерина Семенчук родилась в Минске. Окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. Римского-Корсакова 2001, класс Евгении Гороховской. Удостоена премий на Всероссийском конкурсе молодых вокалистов имени Надежды Обуховой в Липецке и Международном конкурсе молодых оперных певцов имени Н. В 1999 году дебютировала в Мариинском театре, в 2000-м приняла участие в гастролях труппы в театре Ла Скала партия Сони в опере «Война и мир» Прокофьева и Зальцбурге Полина в «Пиковой даме» Чайковского. В настоящее время — ведущая солистка Мариинского театра. Певица получила признание как исполнительница партий в операх Верди. В 2021 году за эту работу удостоена Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в опере».
В концертных программах исполняла сольные партии в реквиемах Моцарта, Верди и Дворжака, Stabat Mater Перголези и Россини, «Торжественной мессе» и Девятой симфонии Бетховена, драматической симфонии «Ромео и Джульетта», драматической легенде «Осуждение Фауста» и кантате «Смерть Клеопатры» Берлиоза, «Поэме любви и моря» Шоссона, симфониях и кантате «Жалобная песнь» Малера, кантате «Александр Невский» Прокофьева, «Пульчинелле» Стравинского, «Часе души» Губайдулиной; а также вокальные циклы «Песни и пляски смерти» Мусоргского, «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича, «Песни об умерших детях» Малера, «Летние ночи» Берлиоза, «Шехеразада» Равеля и другие, камерную вокальную лирику. В сольных концертах выступала с пианистами Дмитрием Ефимовым записанный с ним концерт певицы в Большом зале Московской консерватории вошел в «золотую коллекцию» телеканала «Культура» , Семёном Скигиным, Василием Поповым, Хельмутом Дойчем. Окончил Оренбургский государственный институт искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей. В 2006—2007 гг. Глинки, в 2014—2016 гг. В 2015 году дебютировал на сцене Мариинского театра в партии Пимена, с 2016 года — солист оперной труппы. В концертном репертуаре певца — партии баса в Реквиеме Верди, «Маленькой торжественной мессе» Россини и «Патетической оратории» Свиридова. Михаил Петренко Михаил Петренко родился в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.
Римского-Корсакова класс Булата Минжилкиева. В 1998 году был приглашен в только что открывшуюся Академию молодых оперных певцов Мариинского театра. Лауреат международных конкурсов «Новые вердиевские голоса» имени Марии Каллас в Парме 2000 , имени Н. С 1998 года — солист Мариинского театра, дебютировал в опере Прокофьева «Семён Котко». В 2004 года началась международная карьера певца — с выступления в Берлинской государственной опере в партии Хундинга «Валькирия» Вагнера под управлением Даниэля Баренбойма. Видеозапись оперы «Электра» Р. Штрауса завоевала в 2015 году премию Gramophone. Премьера картины прошла в рамках Гамбургского кинофестиваля 2010. Глинки при Государственной академической капелле Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.
Будучи солистом Академии молодых певцов Мариинского театра, в 1999 году дебютировал на сцене театра в роли Гвидо Барди в опере Цемлинского «Флорентийская трагедия». С 2007 года Сергей Скороходов является одним из ведущих солистов Мариинского театра. Штрауса, «Король Рогер» Шимановского и других. Певец также много выступает на зарубежной оперной и концертной сцене. Скороходов выступал на сцене Большого театра партия Самозванца в «Борисе Годунове». В мае 2013 года принимал участие в гала-концерте, посвященном открытию новой сцены Мариинского театра при участии Пласидо Доминго. Сергей Скороходов часто работает с Анной Нетребко. Летом 2009 года он выступил с ней в опере «Иоланта» в Валлийской национальной опере, а также в гала-концерте в Мюнхене дирижер — В. В рамках гастролей по Европе пели в 11 концертных постановках оперы «Иоланта».
В сезоне 2016-17 в Мариинском театре С.
К нему входит клеврет дворянин Варсонофьев и говорит, что к нему настойчива просится пастор. Он просит вступиться за Эмму и возвести церковь в Немецкой слободе. Голицын отказывает ему в двух просьбах. Вновь появляется Варсонофьев и говорит о прибытии колдуньи.
Это пришла Марфа под видом гадалки. Начинается сцена гадания. Звучит известная ария «Силы потайные». Девушка предсказывает ему опалу. Суеверный князь боится, что она проговорится и приказывает слуге ее утопить.
Марфа подслушивает их разговор и скрывается. Неожиданно к Голицыну входит Иван Хованский. Между ними возникает спор. В разгар ссоры появляется Досифей и уговаривает помириться князьям. Звучат хоры народа.
Внезапно вбегает Марфа и просит Голицына помиловать ее. К ней обращается Досифей со словами утешения. За сценой слышны голоса петровцев. Кратко третье действие Опера «Хованщина». Краткое содержание III д.
Звучит хор раскольников. Они поют фанатичный гимн. Из толпы выделяется фигура Марфы. Она поет лирическую песню «Исходила младешенька». Досифей успокаивает ее.
С другой стороны сцены является Федор Шакловитый. Он поет «Спит стрелецкое гнездо». Пробуждаются пьяные стрельцы и продолжают веселиться. Вбегают жены и ругают их. За сценой слышен крик Подьячего.
Он появляется и говорит: «Беда, беда, Рейтеры близко». Испуганные стрельцы зовут Ивана Хованского и рвутся в бой. Но он заявляет: «Страшен царь Петр». И уходит. Характеристика четвертого действия Краткое содержание оперы «Хованщина».
Хоромы князя Ивана Хованского. Богатая трапезная палата.
Шедевры оперы
Спрятавшаяся неподалеку Эмма слышит эти слова и проникается к боярину доверием. Шакловитый, решив воспользоваться удачным случаем, вкладывает в руки девушки нож. Эмма готова служить верой и правдой своему новому «защитнику» и не подозревает, что вновь стала пешкой в борьбе власть имущих. Доносятся разгульные песни подвыпивших стрельцов. На площадь прибегает подьячий. Он рассказывает о нападении солдат Петра на Стрелецкую слободу. Это известие ошеломляет стрельцов.
Они взывают к своему начальнику Ивану Хованскому. Однако Хованский сам в растерянности: стрелецкое дело накануне гибели. Чтобы отвлечься, он приказывает крепостным девушкам развлечь его. Входит Шакловитый. От имени царевны Софьи он зовет князя на государственный совет. Польщенный Хованский приказывает подать себе парадные одежды.
Однако радужным мечтам князя не суждено сбыться: Эмма, проникшая в покои вместе с Шакловитым, наносит Хованскому смертельный удар кинжалом. Месть свершилась. Князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский.
На первый план здесь выступают то власный старик Иван Хованский, не знающий предела в упрямстве и своеволии, то Досифей. Досифей не только фанатик-старообрядец, но и человек большого сердца, в чьей душе находят отклик страдания народа. Рядом с ним Марфа-раскольница, с ее глубоким душевным чувством, непреклонной честностью и непримиримостью ко лжи и обману, один из самых поэтических образов Мусоргского. Все они раскрыты во всей полноте своих жизненных проявлений с той удивительной правдивостью, которая так свойственна Мусоргскому.
Хованский и Досифей — разные люди. Но их объединяет приверженность к «святой старине», враждебность к новому, что несут России петровские реформы. Пользуясь своим влиянием на стрельцов и раскольников, они пытаются задержать шествие нового. Однако «хованщина» так назван в опере стрелецкий мятеж находит свой бесславный конец, в горящем скиту гибнут Досифей и верные ему раскольники. Над русской землей всходит заря новой жизни, символически воплощенная в музыке знаменитого вступления к опере «Рассвет на Москве-реке». Конечно, содержание «Хованщины» шире и многообразнее этого схематического изложения. В ней рассказано о душевной драме Марфы, обманувшейся в своей любви к князю Андрею Хованскому, о сложных дворцовых интригах, в которых замешан князь Голицын, при всем своем «западничестве» также являющийся приверженцем старого. Самое же главное высказано композитором в замечательных народных сценах.
Они поражают богатством и жизненностью зарисовок, правдой раскрытия народных характеров. Здесь с особенной силой раскрывается дар композитора-психолога, воплощающего в своей музыке тончайшие черты и широкие движения народных масс. Мусоргский глубоко и тонко сумел показать трагедию обманутого в своих надеждах народа.
Как водится, без художественного вымысла в опере не обошлось. Хованщиной называют один из наиболее значимых эпизодов стрелецкого бунта 1682 года.
Продолжался этот период с мая по сентябрь и был связан с именем князя Хованского, изначально поставленного царевной Софьей во главу стрелецкого войска, а затем превратившегося в её злейшего врага. Софья Алексеевна полагала, что Хованский, служащий для стрельцов непререкаемым авторитетом — они даже называли князя батей, — сможет усмирить бунтовщиков, однако этого не произошло. У Хованского были свои цели, в которые явно не входила помощь царевне. Охрана Кремля, бывшая основной задачей стрельцов, вскоре стала лишь предлогом: на деле войско контролировало передвижения всех кремлёвских обитателей и всё настойчивее и настойчивее диктовало свои требования. Князь Иван Андреевич Хованский.
Гравюра 19-го века с портрета 17-го века wikipedia.
Inga Высший разум 521601 3 года назад Весной 1870 года Модест Петрович заинтересовался русской историей конца XVII века, периодом, связанным с движением стрельцов и раскольников. Через два года, по совету Владимира Васильевича Стасова, он решил писать оперу об исторических событиях. В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника.
Хованщина Народная музыкальная драма в пяти действиях 6 картинах Либретто м.Мусоргского
Старообрядцы, покинувшие отдалённые скиты и проповедовавшие среди стрельцов, нашли поддержку в лице Хованского. Рассчитывая на помощь народа и безусловную победу, приверженцы старых обрядов призвали патриарха принять участие в диспуте о вере. Состояться он должен был на Красной площади, однако царевна Софья прекрасно понимала, что народ в сложившейся ситуации окажется на стороне стрельцов и староверов. Тогда она хитростью решила ограничить число зевак, которые могли присутствовать во время обсуждения. Софья сказала, что она и другие царевны тоже хотят видеть, как проходит диспут, но на площади появиться по этическим соображениям не могут. Тогда встречу религиозных противников решено было организовать в Грановитой палате. От старообрядцев выступал Никита Пустосвят, последователей Никона представлял патриарх Иоаким. Было бы странно, если бы словесный поединок в этих обстоятельствах выдался честным и аргументированным.
Режиссёр Александр Титель поставил грандиозное полотно М. Мусоргского — «Хованщину», трагическую картину о жертвенности народа во все времена. После смерти композитора оперу оркестровал его друг и соратник Николай Андреевич Римский-Корсаков, а в ХХ веке свою оркестровку предложил Дмитрий Шостакович. По словам Мусоргского, его целью было создать народную драму — отразить в музыке силу и мощь русского народа, провести параллели между своим временем и концом XVII века. В результате родилось произведение, главный герой которого — народ. Центральныt сцены у Мусоргского — массовые, хоровые.
Даже Голицын Нажмиддин Мавлянов замечательно сдержан и больше всех аккуратен по части дикции , которому в общем-то нечего предъявить, кроме приказа убрать свидетельницу собственной слабости, виноват уже хотя бы потому, что попал со своей либерально-западнической физиономией в царство по-разному бесноватых как кур в ощип. Преступница — Софья, преступник — Петр и тут режиссеру даже не нужно ничего делать — сам Шостакович укомплектовал соответствующие такты Мусоргского барабанной дробью своей Седьмой симфонии. И Марфа при всей любви безумная провокаторша Ксения Дудникова, голос внушительной силы и обворожительно красивого тембра. Может, и не она больше всех виновата, и вообще — жертва, но мы видим, что страшные вещи делаются в том числе ее руками. Кто здесь хоть сколько-нибудь не хор — тот и виноват. Спектакль Тителя — цельный манифест безвинной жертвенности хорового героя, спасительной идентичности профилей и времен. Народ — всегда заложник чужих манипуляций. А кто не народ — чужой. Как и неразличимы конкретные лица в хоровых группах, так же тщательно распределена и вина между персонажами драмы — ее степень уже не установить. Титель рассказывает историю вечных страданий народа с редкой доходчивостью. Простоте и ясности его концепции не мешает характерная поэтичная бесхарактерность некоторых подробностей: алюминиевые тазы и ведра исправно приближают те времена к этим, и та же функция у листовок, брошенных в народ, который перед тем, как мы видели, не умел читать. Отчетливости драмы не мешает даже то, что слов часто не разобрать и публика напряженно вчитывается в английские субтитры над сценой. Эпизод за эпизодом спектакль рисует слепоту хоров и силу их возвышенной покорности, находя в них красоту, смысл и безбрежную актуальность. Могучий, едва не торжественный гимн образу народа — как вечного заложника преступников-невидимок, объекта сознательных или случайных манипуляций индивидуально очерченных воль — не был бы так убедителен, если бы не выдающийся музыкальный строй спектакля.
Подробнее Премьера постановки: 13 июля 1952 года. Последнее возобновление: 1 мая 2000 года. Спектакль идет с двумя антрактами.
Хованщина М.П. Мусоргский listen online
29 марта Валерий Гергиев продирижировал заключительным показом премьерной постановки оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в миланском Ла Скала. 2011. Прослушать отрывки. Мусоргский: Хованщина. По общему тону «Хованщина» получилась гораздо мрачнее и безысходнее «Бориса Годунова». Мусоргский назвал оперу «народной музыкальной драмой»; но драматизм достигает здесь уже поистине трагедийной силы. В «Хованщине» с особой силой проявился мелодический дар Мусоргского.
Модест Мусоргский - Опера "Хованщина" (1950)
На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского | В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины". |
Хованщина | OperaHD | 29 марта Валерий Гергиев продирижировал заключительным показом премьерной постановки оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в миланском Ла Скала. |
М.П. Мусоргский. Опера "Хованщина" - 26 треков. Слушать онлайн | Завершить «Хованщину» Мусоргский так и не успел — после его смерти остался почти законченный клавир и едва начатая партитура. |
Хованщина - Khovanshchina | 21 февраля 1886 года в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». |
Мусоргский опера Хованщина - Песня Марфы Исходила младешенька
Небольсин 6:11 Оп. Раскольничий хор. Мусоргский 1:53 "Рассвет на Москве-реке" из оперы "Хованщина" — М. Мусоргский 4:57 "Рассвет на Москве-реке" из оперы "Хованщина" — М.
Боярин Шакловитый из партии Софьи пускает слухи, что Хованский — изменник, своего сына Андрея хочет в цари.
Но Андрею не до того: он бросил раскольницу Марфу, добивается немки Эммы. Иван Хованский — его соперник в этом. Наконец, Досифей заступается за девушку. Действие 2 Иван Хованский упрекает князя Голицына из партии царевны Софьи за унижение стрельцов.
Их мирит Досифей, чтобы сообща добиться своего. Однако от Шакловитого они узнают, что все уже, по сути, кончено: и Софья, и юный царь Петр требуют смерти Хованского и его «хованщины». Действие 3 «Страшен царь Петр»: Марфа предчувствует, что раскольникам гореть в огне. Хованский отказывается идти против Петра, это не имеет смысла.
С ним же Мусоргский в дальнейшем подробно делился ходом работы. Таким образом, переписка Мусоргского и Стасова в последнее десятилетие жизни композитора — своеобразная «творческая лаборатория» музыкальной драмы «Хованщина». Первые упоминания в официальных источниках о «Хованщине» как о целостной продуманной идее появляются с 1872 года.
В письмах к Стасову от 16 и 22 июня этого года Мусоргский излагает свою концепцию новой оперы: «А что если Мусорянин да грянет по Руси-матушке! Вот и восприяла сердечная разных действительно и тайно статских советников, и не дали ей, многострадальной, опомниться и подумать: "куда прет? Из этого письма, стилистика которого наполнена аллегорическим и метафорическим языком, мы узнаем о желании композитора затронуть в опере проблему переломного для России стыка эпох, связанного с реформами Петра I в самом начале его единовластного правления 1698-1700 гг.
Главным же действующим лицом Мусоргский видит народ, который планирует рассмотреть с позиции «жертвы» исторического слома и политических интриг власти: «... Пока народ не может поверить воочию, что из него стряпают, пока не захочет сам, чтобы то или то с ним состряпалось, — там же! Да будет сие памятью нашего нового труда, лихого труда» [3, 100].
Уже в следующем письме к Стасову от 13 июля Мусоргский сообщает о создании специальной тетради, названной «Хованщина, народная музыкальная драма — материалы», начало которой датируется 7 июля. Здесь на титульном листе автор выписал список изучаемых им литературных и исторических источников [3, 257]. Из-за избытка совместных замыслов, далеко выходящих за рамки одной оперы, от многих затей композитору в итоге пришлось отказаться.
Еще в начале работы над «Хованщиной» у обоих возникла мысль ввести в качестве персонажей оперы царевну Софью и юного Петра. Вскоре Мусоргский изменил свое решение, посчитав их яркие фигуры лишними для народной музыкальной драмы [3, 121]. Также в оперу из наиболее крупных предполагаемых разделов не вошли «сцена игры в лотерею» из I действия, акт в «Немецкой слободе» и раскольничий суд над Марфой в финальном действии.
Подобная избирательность композитора по отношению к накопившимся идеям и замыслам с позиции использования их при разработке сюжета и либретто, во многом шла вопреки мнению Стасова. Однако, критик неоднократно пытался переубедить Мусоргского в неправильности его авторской концепции. Так, к примеру, в письме к Мусоргскому от 18 мая 1876 года Стасов предлагает свою версию развития музыкальной драмы, где наиболее подробно раскрываются харак- теристики и взаимоотношения главных героев, а смысловые акценты расставлены на интригах и политических заговорах [3, 285-287].
В предположительно ответном письме от 15 июня того же года Модест Петрович в деликатной манере намекнул адресату об уверенности в своем решении идейного плана оперы, но при этом поблагодарил Стасова за «улучшенный» вариант сюжета, над которым пообещал подумать и принять во внимание [3, 184-185]. Своим видением «Хованщины» Мусоргский довольно щедро делился с близким приятелем — поэтом Арсением Голе-нищевым-Кутузовым, общение 53 с которым завязалось как раз во время распада «Могучей кучки» в 1873 году. Дружба с Арсением Аркадьевичем — единственный плодотворный союз в творческой биографии композитора.
Именно на его поэтические тексты были созданы вершины камерно-вокальной лирики Мусоргского — баллада «Забытый» 1874 , циклы «Без солнца» 1874 и «Песни и пляски смерти» 1875-1877. Параллельно «Хованщине», совместно с Го-ленищевым-Кутузовым, Мусоргский работал над либретто для оперы «Сорочинская ярмарка» по повести Н. В одном из первых писем от 22-23 июля 1973 года композитор информирует поэта о начале своей работы над «Хованщиной» и сообщает о разработке материала для сцены «любовного отпевания» Марфой Хованского-младшего и сцены колдовства [3, 119].
К сюжету окончания музыкальной драмы композитор обратился еще на начальном этапе работы над «Хованщиной» в 1873 году.
Здесь же ничего подобного не было. Отчасти это объяснялось коренной переделкой идеи композитора. В статичном представлении, получившимся в итоге, не о чем было спорить, не о чем рассуждать. И лишь спустя долгие годы, опера начала понемногу сбрасывать с себя нагромождение штампов и неправильных трактовок, освобождая заложенную внутри идею, которую хотел бы увидеть Мусоргский … Правда, один жаркий спор все же был. В 1913 году состоялась первая заграничная постановка оперы. Стравинский вместе с Равелем частично переделали оперу, восстановив отдельные фрагменты по рукописям Мусоргского и заново написав финал. Эта парижская постановка подверглась резкой критике Римского-Корсакова, обозвавшего действия композиторов, равно как и действия Дягилева, «вандализмом».
Равель же показал себя как ярый защитник музыкальных идей Мусоргского, заявив, что они не нуждаются ни в каких улучшениях и самобытны сами по себе. Впрочем, и эта трактовка «Хованщины» не была достаточно удачной, вступая в противоречие с первоначальным замыслом Мусоргского. Коренной перелом в судьбе произведения можно связать с именем Д. Именно он создал полную партитуру оперы, основываясь на клавире П. Ламма и частично — на редакции Римского-Корсакова. Именно в этой оркестровке наиболее полно выражены идеи автора и именно она может считаться самой близкой к оригиналу. Шостакович выполнил эту работу в 1958 году, по отдельному заказу для киностудии «Мосфильм», а в 1959 году «Хованщина» впервые была транслирована по телевидению. Эта же оркестровка была взята Р.
Тихомировым для постановки в 1960 году, на сцене академического Театра оперы и балета имени С. Дирижировал С. К большому сожалению, театр не смог открыть зрителю подлинного Мусоргского, так как при новой аранжировке местами оставили старый текст. Таким образом, «Хованщина» утратила заложенную изначально целостность, а интерпретация ее и вовсе осталась без изменений. В 1950 году «Хованщина» была поставлена в Москве, где заслужила Сталинскую премию, а через 10 лет, в 1960 году, добралась до Санкт-Петербурга. Настоящим прорывом в понимании драматургии Мусоргского стала постановка оперы Театром оперы и балета Белорусской ССР в 1971 году. Впервые она была показана как динамичная, настоящая народная драма, полная жизни и движения. В Вене «Хованщина» исполнялась в 1989 году, когда за дирижерским пультом стоял гений музыки К.
модест петрович мусоргский хованщина (найдено 80 песен)
Опера Мусоргского снова идёт в редакции Шостаковича, ведь Модест Петрович работу не завершил. началу царствования Петра. 21 февраля 1886 года в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина».